Зеленый театр где находится


Зелёный театр (Москва) — Википедия

Зелёный театр — театр, расположенный в парке Горького в Москве. Был открыт в 1930 году при строительстве парка.

В театре под открытым небом проходят различные концерты российских и зарубежных артистов, а также репетиции и выступления коллектива Театра музыки и драмы Стаса Намина[1][2].

Предыстория[править | править код]

В середине 1820-х годов в поместье директора императорских московских театров Фёдора Кокошкина на холме среди деревьев была показана трагедия «Поликсена» драматурга Владислава Озерова. Идея спектаклей на природе увлекла Кокошкина, и он предложил сделать то же самое в Нескучном саду. 17 мая 1830 года Николай I издал указ о создании «воздушного» театра[3] [4][5].

Государь император, разрешив г. директору московских театров устроить в Нескучном саду на избранном им месте летнего театра, высочайше повелевает, дабы по сему случаю отведены были московской театральной дирекции некоторые строения в том саду нужные для её распоряжения[6].

Из документа на разрешение строительства театра

Зелёный театр, рассчитанный на 1500 зрителей, был построен 1830 году. Лужайка длиной в 10 саженей (около 20 метров) являлась сценой, кустарники — кулисами, а высокие деревья были декорациями. Зрители располагались в креслах, ложах и галереях. При строительстве провели опись территории и имущества театра: «Внутри сего театра, деревянных: 2. Лестниц девятнадцать. 3. Козлов семнадцать. 4. Кулисных кареток две. 5. Стремянок три. 6. Столов в уборных из тёса три. 7. Скамеек в уборных тринадцать. 8. Пульпитров двенадцать. 9. Скамеек с номерами 16 рядов. 10. Брёвен три. 11. Гора из волшебной флейты одна. 12. Площадка одна. 13. Маскарадных щитов из досок десять. 14. Щитов из тёсу от штатного щита пятнадцать. 15. Накатнику три. 16. Щитов на сходах шесть. 17. Линейка живописная одна. 18. Скамеек в оркестре одиннадцать. 19. Скамеек вверху с номерами семь рядов. 20. Ушатов четыре. 21. Ведра два»[1][7][8].

Театр открыли водевилем «Два учителя», дивертисментом «Семика» и завершающим фейерверком. Второй спектакль — опера «Мельник» — был показан через три дня, а сразу за ним — комедия «Новый Стерн» и опера «Жидовская корчма». Для театра специально подбирались пьесы, которые могли обойтись природными декорациями и не требовали рукотворных изменений. Также были популярны русские пляски и песни. Спектакли шли дважды в неделю, после них проводились гуляния. Летом, сразу после открытия, театр посетил Александр Пушкин со своей невестой. Его появление вызвало переполох среди артистов, они бросили репетицию и ходили за ними толпой, пока те осматривали пространство. Зелёный театр в Нескучном саду просуществовал до 1835 года, после чего был снесён. Представления некоторое время проходили в Петровском парке [1][9][10].

Создание Зелёного театра[править | править код]

Зелёный театр в 1930-е годы
Зелёный театр также делал весьма интересные опыты показа на своей гигантской площадке оперных спектаклей при помощи Московского Большого и Ленинградского Малого оперных театров. Спектакль «Кармен» был принят публикой Зелёного театра очень хорошо. Массовые народные сцены этой оперы на сцене Зелёного театра были особенно эффектны и выразительны. Но Зелёному театру пора приступить к работе над спектаклями, в которых были бы органически соединены и кино, и цирковые аттракционы, и балет, и хоры, и выступления оперных и драматических актёров, и т. д.— Сергей Эйзенштейн о спектакле «Кармен» [11]

В 1930 году началось строительство Центрального парка культуры и отдыха. К этому времени на Пушкинской набережной на месте бывшего ботанического сада Прокофия Демидова открылась эстрада с площадкой на 5000 человек для митингов, зрелищ и олимпиад. В прессе её называли «кузницей культуры под открытым небом»[12][13]. В июне 1933 года Московский городской комитет ВКП(б) принял решение о строительстве на её месте открытого театра на 2000 мест. Проект архитектора Лазаря Чериковера реализовали за 30 дней. Места для зрителей представляли собой почти правильный сектор, усечённый в центре и разделённый на 15 поясов-секций. Сцена была сделана из дерева — помост с крытой галереей и башнями-пилонами. В её центре размещалась большая раковина для музыкантов. Места для президиума находились между помостом и галереей. Во внутренней части сцены и в башнях располагались служебные помещения. 6 июля 1933 года театр приняли в эксплуатацию. Его создание вызвало разные отзывы жителей столицы [1][14][15][16].

Прежде всего он неудачно размещён, разрывая территорию парка и оставляя свободным лишь узкий перешеек по берегу, исчисляемый метрами. Генеральным планом предусматривается его перенос ближе к б. Титовскому проезду, что разгрузит береговую часть парка и откроет перспективу на б. Нескучный дворец[17].Архитектор Милица Прохорова

13 июня 1935 года была поставлена опера Жоржа Бизе «Кармен». В постановке участвовало около тысячи человек, а спектакль посмотрели десятки тысяч зрителей. Газета «Рабочая Москва» разместила ряд положительных откликов и коллективных корреспонденций. Спустя два года театр был полностью достроен, но в годы Великой Отечественной войны пострадал от авианалётов. В 1956-м, когда в Москве прошла подготовка к приёму и открытию VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, старое здание снесли, на его месте в течение зимы 1956—1957 годов построили новое по проекту архитектора Юрия Шевердяева. По сравнению со старым, оно располагалось на 25 метров дальше от набережной, но размеры территории остались прежними. С 1980-х годов на площадке стали постоянно выступать отечественные и зарубежные рок-музыканты[12].

Театр Стаса Намина[править | править код]

В 1985 году во время XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов зарубежные участники пригласили группу «Цветы» для участия в их концертах. Советские артисты выступили без разрешения Министерства культуры, из-за чего коллегия Министерства обвинила группу в антисоветской деятельности и лишила её мест для репетиций и выступлений. Узнав об этом, директор парка Горького Павел Киселёв предложил руководителю коллектива «Цветы» Стасу Намину небольшое помещение для репетиций в Зелёном театре, и в 1987 году после гастролей в США была создана одна из первых в СССР негосударственных организаций «Центр Стаса Намина». Здание Зелёного театра было передано в аренду организации на 49 лет. Продюсерский центр без официального юридического статуса, согласований и разрешений Министерства культуры собрал под своей крышей молодые и ранее запрещённые таланты, став одной из крупных концертных площадок, на которой проводились фестивали, выставки, показы мод и авангардные представления. В это же время Стасом Наминым была создана группа «Парк Горького» [15][3][18].

Центр за свой счёт провёл ремонт здания, так как оно не ремонтировалось со времён постройки в 1957 году и было признано аварийным: укрепили фундамент и стены, перекрыли крышу, провели тепло в неотапливаемые помещения, восстановили бойлерную и инженерные коммуникации, оборудование сцены, а также фасады и внешний облик исторического здания. В конце 1998-го режиссёр Андрей Россинский предложил создать на базе коллектива собственный театр, однако Стас Намин отказался из-за сильной загруженности различными проектами. Ситуация изменилась в августе 1999 года, когда Майкл Батлер пригласил Стаса Намина на голливудскую постановку спектакля «Волосы»[18][3].

После двенадцатичасового перелёта я, честно говоря, собирался поспать часок-полтора в тёмном зале, пока на сцене будет продолжаться действие, — в Москве именно так частенько и бывало. Но в результате то, что я увидел, заставило меня забыть и про сон, и про усталость — это был совершенно другой театральный мир, другая культура, ничего подобного я до тех пор не видел. Режиссура, хореография, актёрская игра — в общем, именно в тот момент мне захотелось самому сделать что-то подобное на московской сцене. Сразу же после спектакля я поделился своими мыслями с Майклом, он одобрил идею и согласился помочь с постановкой. Буквально через пару недель, вернувшись в Москву, я позвонил Россинскому и сказал, что согласен[18].Стас Намин

В 1999 году Стас Намин создал на базе Зелёного театра первый в России репертуарный театр мюзиклов — Театр музыки и драмы. Его передали в ведение Комитета по культуре города Москвы и сделали государственным, при этом Центр Стаса Намина принимал участие в руководстве театром. В сентябре 1999-го начался набор в труппу, и уже 15 ноября того же года прошла премьера русской версии рок-мюзикла «Волосы». В дальнейших работах театра совмещались стили мирового мюзикла с традициями русского драматического искусства. Театр постоянно создавал новые формы музыкальной драматургии[18][15][14].

Панорама Зелёного театра, 2009 год

В 2000 году Центр Стаса Намина для Театра музыки и драмы на собственные средства построил и оборудовал театральный зал на 250 мест в одном из карманов открытой сцены. Через два года центр добровольно отказался от прав аренды Зелёного театра в пользу Театра музыки. Однако центр продолжал оказывать помощь в поддержании комплекса; проводился ежегодный ремонт: замена и покраска деревянных зрительских мест, ремонт сцены и построек, противопожарная пропитка и другое. Также велись работы над проектом реконструкции и превращения театра в современный концертный комплекс с учётом развития на его территории различных направлений деятельности в сфере культуры, искусства и образования[18][3].

В мае 2013 года по распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина открытая площадка Зелёного театра перешла в управление парка Горького, а примыкающее к нему здание сохранилось за Театром музыки и драмы Намина[14][15][19]. В этом же году театр провёл совместную работу с Русским музеем и воссоздал футуристическую оперу 1913 года «Победа над Солнцем» — в ней впервые появился «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, являвшийся элементом декорации. Также Казимир Малевич придумал костюмы для спектакля, они были скрупулёзно воссозданы по сохранившимся эскизам[18].

В 2017 году в Зелёном театре произошёл пожар, в результате которого пострадали две сцены и складские помещения, однако их быстро восстановили[20].

На 2018 год театр функционирует. Актёры поют в разных стилях: рок-классика, авангард, водевиль, фольклор и других. В репертуаре представлены спектакли различных музыкальных жанров, среди которых трагедии, комедии, драмы, в том числе поставленные по произведениям зарубежных авторов. Труппа находится в постоянном поиске новых театральных форм и синтезирует разные жанры. Летом 2018-го театр на гастролях в Греции показал оперу «Победа над Солнцем»[21].

  1. 1 2 3 4 Историческая характеристика, 1998, с. 51—60.
  2. ↑ Тихий Дон, 1936, с. 5.
  3. 1 2 3 4 Стас Намин: Информация о том, что у нас заберут Зелёный театр — недоразумение (неопр.). БФМ (11 января 2016). Дата обращения 4 декабря 2018.
  4. ↑ Прошлое Нескучного сада, 1923, с. 9.
  5. ↑ Почему сад Нескучный, театр Зеленый, а девушка — с веслом: пять историй из Парка Горького (неопр.). Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы (2014). Дата обращения 3 декабря 2018.
  6. ↑ Прошлое Нескучного сада, 1923, с. 10.
  7. ↑ Прошлое Нескучного сада, 1923, с. 10—11.
  8. ↑ Новый путеводитель, 1833, с. 224—226.
  9. ↑ Прошлое Нескучного сада, 1923, с. 11—12.
  10. ↑ Пушкин, 2005.
  11. ↑ Сергей Эйзенштейн, 1968.
  12. 1 2 Татьяна Воронцова. Зелёный театр (неопр.). Узнай Москву (2014). Дата обращения 4 декабря 2018.
  13. Александра Мерцалова. Фабрика счастья. Забытая история парка Горького (неопр.). Аргументы и факты (9 августа 2013). Дата обращения 3 декабря 2018.
  14. 1 2 3 Зелёный театр Стаса Намина присоединят к Парку им. Горького (неопр.). РИА Новости (21 мая 2013). Дата обращения 4 декабря 2018.
  15. 1 2 3 4 В Москве Зелёный театр Стаса Намина отдадут Парку Горького (неопр.). Аргументы Недели. Москва (20 мая 2013). Дата обращения 4 декабря 2018.
  16. Олег Матвеев. Правда и вымысел: Нескучный сад (неопр.). Мослента (24 июня 2018). Дата обращения 4 декабря 2018.
  17. ↑ Прохорова, 1937.
  18. 1 2 3 4 5 6 Оксана Мельникова. Секреты закулисной жизни в театре Стаса Намина (неопр.). Аргументы Недели (22 января 2015). Дата обращения 4 декабря 2018.
  19. Максим Блинов. Зелёный театр Стаса Намина присоединят к парку им. Горького (неопр.). Московские новости (21 мая 2013). Дата обращения 4 декабря 2018.
  20. ↑ Пожар уничтожил две сцены театра Стаса Намина (неопр.). ТАСС (16 октября 2017). Дата обращения 4 декабря 2018.
  21. ↑ Театр музыки и драмы Стаса Намина (неопр.). Театр Стаса Намина (2018). Дата обращения 4 декабря 2018.
  • Александров Л. П. Прошлое Нескучного сада. Историческая справка. — М.: М. и С. Сабашниковых, 1923. — 58 с.
  • Вергулов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. — М.: Наука, 1988. — 25 000 экз.
  • Власов А. Центральный Парк Культуры и Отдыха им. Горького // Архитектура СССР : журнал. — 1937. — Вып. 7. — С. 46.
  • Дзержинский Л., Шолохов М. А., Пиотровский А. И. Тихий Дон. — М.: Ленинградского гос. академического Малого оперного театра, 1936. — 29 с.
  • Евангулова О. С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы.. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 304 с. — ISBN 5-89826-140-0.
  • Ковалевская А. В. Нескучный сад. Его история от XVIII века до наших дней. С многочисленными воспроизведениями гравюр, рисунков и фотографий. — М., 1930.
  • Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. — М., 1963.
  • Новый путеводитель. — М., 1833. — Т. 2.
  • Прохорова М. И. Создать полноценный парковый ансамбль // Строительство Москвы : журнал. — 1937. — Вып. 10. — С. 6.
  • Рысин Л. П. Воробьёвы горы и Нескучный сад. — М., 1996. — 45 с.
  • Семенова-Прозоровская Е. А. Историческая характеристика формирования Нескучного сада // Лесной вестник. — 1998. — Вып. 4. — С. 51—60.
  • Толстов Ю. Районы Москвы: Нескучный сад // Квартирный ряд. — 2005. — Февраль (вып. 5 (524)). Архивировано 30 декабря 2018 года.
  • Шамурин Ю. Подмосковные. — М., 1914.
  • Эйзенштейн С. Избранные произведения в шести томах. — М.: Искусство, 1968. — Т. 5. — 599 с.

Информация о Зелёном театре на сайте парка Горького

Зеленый театр в парке Горького

Зеленый театр в парке Горького – концентрация разножанровой эстетики

Зеленый театр в парке Горького – музыкально-культурная площадка Москвы, где под открытым небом проходят концерты отечественных и зарубежных звезд, а также идут показы спектаклей Театра Стаса Намина. Широкую известность Зеленый театр получил своими разнообразными и экспериментальными мероприятиями. Здесь ставились оперные спектакли, разножанровые перформансы и давались мощные рок-концерты.

С 30-х годов XX века Зеленый театр в парке Горького плотно входит в культурную жизнь москвичей и гостей столицы. Теперь у посетителей парка есть возможность не только отдохнуть в парковой зоне, но и почувствовать себя настоящими древними греками, внимающими театральное и музыкальное искусство под открытым небом в практически камерной обстановке. И если театральное искусство в Зеленом театре поначалу преобладало над концертными выступлениями, то уже с начала 80-х площадку стали посещать со своими яркими концертами не только отечественные музыканты, но и мировые знаменитости.

Соотношение концертов и спектаклей выровнялось и сделало Зеленый театр в ЦПКиО имени Горького настоящим оплотом интеллектуального искусства и разножанровой эстетики. Здесь давали свои незабываемые концерты «ДДТ», «Звери», «Ария», «Король и Шут», «Би-2», «Сплин», «Ленинград», «Цветы», «Машина времени», Noize MC, Диана Арбенина, Animal ДжаZ, Helloween, Billy Talent , Баста, Земфира, Гарик Сукачев и другие яркие звезды музыкального Олимпа.

Сегодня Зеленый театр в парке Горького позиционирует себя как летняя площадка для концертов и спектаклей под открытым небом, и в этом качестве неизменно собирает прекрасные отзывы. Замечательная акустика позволяет выжимать из живых выступлений максимум, а зрителю прочувствовать всю гамму эмоций.

Зеленый театр — стиль конструктивизм

Театры под открытым небом существовали и в дореволюционной Москве. В том же Нескучном саду, еще в 1830 году, с грандиозным успехом проходили представления «Воздушного театра». Здесь выступали великие мастера: М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, замечательный водевильный актер В.И. Живокини, талантливый актер и драматург Д.Т. Ленский, певец, композитор, аранжировщик русских песен и романсов П.А. Булахов и др. Бывал в этом театре и А.С. Пушкин вместе со своей невестой Н.Н. Гончаровой.

Спустя столетие, в 1930-м, в Нескучном саду, у Пушкинской набережной, появляется новый объект - огромная открытая эстрада с площадкой на пять тысяч человек, предназначавшаяся для проведения массовых митингов, зрелищ, олимпиад профессионального и самодеятельного искусства. «Кузница культуры под открытым небом» - именно так называла новую площадку советская пресса.

В конце июня 1933 года МГК ВКП(б) принял решение о постройке большого открытого театра в Парке культуры и отдыха им. Горького. Основным требованием к проекту Зеленого театра было устройство открытой аудитории, рассчитанной на 20 000 мест, и достаточно большой эстрады.

Для постройки театра была выбрана площадь «Смычка», расположенная на живописном склоне перед бывшим Нескучным дворцом и имеющая благоприятный рельеф места. Аудитория, то есть места для зрителей (покрытый асфальтом, склон горы, обращенный к Москве-реке), в плане представляла собой почти правильный сектор, усеченный в центре и разделенный на 15 поясов-секций, передние семь — для сидения, задние восемь — для стояния.

Эстрада, замыкавшая сектор амфитеатра, представляла деревянное сооружение, состоящее из большого театрального помоста, окаймленного крытой галереей, ограниченное с обеих сторон башнями-пилонами. Над галереей, в центре, размещалась большая раковина для музыкантов. Между помостом и галереей — места для президиума в виде амфитеатра.

Во внутренней части эстрады и в башнях располагались помещения для обслуживающего персонала, артистические комнаты и пр.

Здание Зеленого театра было построено по проекту архитектора Л. З. Чериковера всего за 30 дней, и уже 6 июля 1933 года театр был принят в эксплуатацию.

Здесь необходимо отметить, что здание театра расположилось на месте упоминаемой выше «огромной эстрады 1930 года», предназначавшейся для различных массовых действ, т.е. несколько ближе к реке, нежели современное здание, что создавало определенное неудобство для перемещения публики – свободным оставался лишь узкий перешеек по берегу шириной всего восемь метров

Построенный в 1933 году, частично достроившийся в 1937 году, пострадавший в результате авианалетов в годы ВОВ, Зеленый театр просуществовал до 1956 года, когда встал вопрос о перестройке.

В 1956 году в связи с подготовкой Москвы к приему и открытию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов было принято решение: «в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького заново будет сооружена вся сценическая часть Зеленого театра, сцена получит новое оборудование».

Новое здание театра выстроили в течение зимы 1956—1957 годов (арх. Ю.Н. Шевердяев) и открыли к началу Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Здание театра было отодвинуто от набережной реки Москвы на 25 метров, при этом размеры территории, занимаемой им, сохранились.

В советское время здесь проходили эстрадные концерты, лекции, диспуты. С 1980-х постоянными гостями площадки под открытым небом являются отечественные и зарубежные рок-музыканты. С 1989 года в Зеленом театре располагается Центр Стаса Намина.

Зеленый театр является выявленным объектом культурного наследия.

Зелёный театр (Москва) — Википедия. Что такое Зелёный театр (Москва)

Театр в Нескучном саду был впервые построен князем Юсуповым по указу Николая I в 1830 году и с того времени несколько раз перестраивался. Во время Великой отечественной войны театр сгорел, а существующий сейчас комплекс «Зелёный театр» Парка Горького был построен в 1957 году к «VI-му Всемирному фестивалю молодежи и студентов».

Историческая справка

В 1830 году недалеко от дворца, с левой стороны, был построен открытый летний театр с полукруглым амфитеатром, декорациями служили окружавшие его кусты и деревья.

«По Высочайшему повелению повелено» архитектору Мироновскому «отвести Московской театральной дирекции… строения в Нескучном саду для устроения летнего театра».

Сохранилась опись театра: «Летний деревянный театр, непокрытый, длиною на 35 саж., шириной в переднем конце на 19, в заднем — на 21 саж., обшит узким тесом, выкрашен белой и дикой красками».

Каждую осень с окончанием спектаклей (они давались два раза в неделю) театр сдавался в Дворцовое ведомство.

В 1930 году на территории парка, «на пл. Смычка (против Музея Народоведения)», в настоящее время Президиум Академии Наук) был построен новый объект — огромная открытая эстрада с площадкой на 5 тысяч человек, предназначавшиеся для проведения массовых митингов, зрелищ, олимпиад профессионального и самодеятельного искусства.

В конце июня 1933 года МГК ВКП(б) принял решение о постройке большого открытого театра в Парке культуры и отдыха им. Горького. Основным требованием к проекту Зелёного театра было устройство открытой аудитории, рассчитанной на 20 000 мест и достаточно большой эстрады.

Для постройки театра была выбрана площадь «Смычка», расположенная на живописном склоне перед бывшим Нескучным дворцом, имеющей благоприятный рельеф места.

Аудитория — то есть места для зрителей, это покрытый асфальтом склон горы, обращенный к Москве-реке, в плане представляла собой почти правильный сектор, усеченный в центре и разделенный на 15 поясов-секций, первые семь — для сидения, задние (8) — для стояния. Места для сидения — скамьи со спинками на металлических ножках, заделанных в бетон.

Эстрада, замыкавшая сектор амфитеатра, представляла деревянное сооружение, состоящее из большого театрального помоста, окаймленного крытой галереей, фланкируемой с обеих сторон башнями-пилонами. Над галереей, в центре, размещалась большая раковина для музыкантов. Между помостом и галереей — места для президиума в виде амфитеатра.

Во внутренней части эстрады, обращенной в сторону реки, и в башнях располагались помещения для обслуживающего персонала, артистические комнаты и пр.

Конструкция здания состояла из деревянного каркаса, обшитого с обеих сторон тесом, покрытым фанерой, окрашенной масляной краской. По сторонам аудитории стояли радиовышки с мощными репродукторами.

Здание «Зеленого театра» было построено в течение 30 дней, и 6 июля 1933 года он был принят в эксплуатацию. Зелёный театр был построен по проекту архитектора Л. З. Чериковера.

Здесь необходимо отметить, что здание театра было построено на месте упоминаемой выше «огромной эстрады 1930 года», предназначавшейся для различных массовых действ.

Сохранилась критическая оценка «Зеленого театра», высказанная архитектором М. И. Прохоровой.

«Прежде всего он неудачно размещен, разрывая территорию парка и оставляя свободным лишь узкий перешеек по берегу, исчисляемый метрами. Генеральным планом предусматривается его перенос ближе к б. Титовскому проезду, что разгрузит береговую часть парка и откроет перспективу на б. Нескучный дворец».

13 июня 1935 года в театре была поставлена опера Жоржа Бизе «Кармен». В постановке участвовало около тысячи человек, посмотрели спектакль десятки тысяч зрителей. Газета «Рабочая Москва» поместила ряд откликов и коллективных корреспонденций, с характерным подзаголовком — «Рецензия на оперу "Кармен". Писали шесть тысяч зрителей». Успех данной постановки отмечал С. М. Эйзенштейн который писал: «Спектакль «Кармен» был принят публикой Зеленого театра очень хорошо. Массовые народные сцены этой оперы на сцене Зеленого театра были особенно эффектны и выразительны»[1].

Построенный в 1933 году и частично достроившийся в 1937 году, Зелёный театр просуществовал до 1956 года, когда встал вопрос о его перестройке.

В 1956 году в связи с подготовкой Москвы к приему и открытию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в сентябре Исполком Моссовета принял решение: «в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького заново будет сооружена вся сценическая часть Зелёного театра, сцена получит новое оборудование».

Новое здание театра было построено в течение зимы 1956—1957 годов и открыто к началу Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Здание театра было отодвинуто от набережной реки Москвы на 25 метров, прежнее отстояло на 8 метров, при этом размеры территории, занимаемой им, сохранились. Площадь амфитеатра была уменьшена на 400 м², что позволило проложить за амфитеатром аллею, которая соединит территорию театра с Нескучным садом.

В 1989 году Центр Стаса Намина взял комплекс «Зеленый театр» в аренду на 49 лет. К этому времени в связи с отсутствием капитального ремонта комплекс был признан аварийным, и деятельность в нём была запрещена. Центр за свой счет восстановил и отремонтировал его: укрепил фундамент и стены, перекрыл крышу, провел тепло в неотапливаемые помещения, восстановил бойлерную и инженерные коммуникации, механическое оборудование сцены, восстановил фасады и внешний облик исторического здания. Это позволило Зелёному театру активно существовать на протяжение 90-х. Более 10 лет Центр поддерживал комплекс Зелёный театр в рабочем состоянии и регулярно проводил там концерты, фестивали и другие мероприятия, ежегодно ремонтируя после зимнего периода.

В 1998 году Центр Стаса Намина создал Театр музыки и драмы, а в 1999 году Театр был передан в ведение Комитета по культуре г. Москвы и стал государственным учреждением культуры. Руководство Центра Стаса Намина стало одновременно и руководством театра, сохранив деятельность Центра, включая развитие творческих студий и проведение концертов и фестивалей.

В 2000 году в помещениях Зелёного театра Центр за свой счет построил и полностью оснастил закрытый театральный зал на 250 мест для Театра музыки и драмы. В том же году Центр Стаса Намина добровольно отказался от своих прав аренды Зелёного театра в пользу передачи его Театру музыки и драмы в оперативное управление.

В 2002 году Постановлением Правительства Москвы комплекс «Зеленый театр» передан Театру музыки и драмы в оперативное управление (610-ПП от 06.08.2002).

С этого времени и по сегодняшний день Театр Музыки и драмы совместно с Центром Стаса Намина поддерживают комплекс Зелёного театра в рабочем состоянии. Ежегодно после зимнего периода проводятся ремонтно-восстановительные работы: замена и покраска деревянных зрительских мест (лавки), ремонт сцены, противопожарная пропитка, ремонт существующих на территории построек, и т. д.

На протяжении многих лет Центр Стаса Намина и Театр музыки драмы работают над проектом реконструкции Зелёного театра и превращения его в современный театрально-концертный комплекс с учётом развития на его территории различных направлений деятельности в сфере культуры, искусства и образования, которые сегодня существуют в Театре и Центре.

Панорама Зелёного театра

Перспективы развития

За 25 лет Центр Стаса Намина осуществил более ста значимых культурных проектов в области музыки, кинематографии, изобразительного искусства, литературы, образования и др., в том числе в 2000-х — крупнейшие независимые и межгосударственные фестивали российской культуры в США, Корее, Китае, Германии, Франции и других странах.

Начав с постановки американской классики, Театр музыки и драмы Стаса Намина стал фактически первым в стране театром мюзиклов. За 14 лет создан уникальный репертуар — более 30 спектаклей от классики до современности. Главным творческим принципом Театра стало соединение традиций русского драматического театра с международной традицией мюзикла. Благодаря этому принципу театром создан фактически новый жанр — современный российский драматический мюзикл, о чём свидетельствуют последние премьеры, в том числе спектакль «Космос» по рассказам В. Шукшина.

Сегодня Центр совместно с Театром музыки и драмы в расчете на перспективы, которые может предоставить реконструкция комплекса «Зеленый театр», активно развивают творческую студийную и образовательную деятельность:

  • театр ведет шефскую работу над курсом музыкального театра Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС) и музыкальным факультетом Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова. Театр проводит конкурсы, фестивали и мастер-классы для студентов этих университетов;
  • активно развивается детская театральная студия, созданная в 2012 году. Сегодня в ней обучаются уже более 100 детей, выпущено 4 спектакля. Театр совместно с культурным центром «Гараж» разрабатывают концепцию расширения деятельности студии с целью выхода за рамки чисто театральной сферы;
  • легендарная студия звукозаписи Эс-Эн-Си, которая выпустила первые альбомы сегодняшних звезд рок-музыки, в этом году станет основой для обучения студентов нового факультета звукорежиссуры ГИТИС-а; здесь будут проводиться мастер-классы специалистами лучших студий мира;
  • видеостудия театра разработала вместе с Александром Миттой концепцию программы обучения. В соавторстве с Сергеем Соловьевым Театр возрождает жанр, существующий во всем мире и незаслуженно забытый в нашей стране — создание киноверсий спектаклей;
  • фотостудия и студия дизайна работают с Государственным Русским музеем и уже создали несколько совместных проектов — музейные альбомы и выставки, а также включаются в образовательный проект совместно с МГГУ им. Шолохова.

Открытая концертная площадка Зелёного театра может реально работать только 3 месяца в году. При этом риск срыва мероприятий из-за дождя и плохой погоды все равно существует, так как у концертного зала нет даже навеса. Реконструкция комплекса позволит создать современный театрально-концертный зал, функционирующий круглый год, где можно будет проводить зрелищные и просветительские мероприятия любой направленности.

Примечания

Литература

  • Коваленский А. Нескучный сад. — М., 1930. — С. 97.
  • Рысин Л. П. и др. Воробьёвы горы и Нескучный сад. — М., 1996. — С. 35.
  • Шамурин Ю. Подмосковные. — М., 1914. — С. 49.
  • Власов А. Центральный Парк Культуры и Отдыха им. Горького // Архитектура СССР. — 1937. — № 7. — С. 46.
  • Прохорова М. И. Создать полноценный парковый ансамбль // Строительство Москвы. — 1937. — № 10 — май. — С. 6.

третья жизнь эстрады под открытым небом

В мае 2016 года открылся летний сезон в «Зеленом театре», находящимся на территории ВДНХ. История создания этого сооружения начинается в советское время. Впервые на ВДНХ «Зеленый театр» построили в 1939 году, согласно проекту архитектора Бориса Ефимовича. Вначале театр, как и сама выставка, пропагандирующая победу социалистического строя, был построен как временное сооружение, поэтому полностью был деревянным и располагался недалеко от ВСВХ и Останкинского парка. От этого он буквально утопал в зелени и сразу получил свое название.

Вторая жизнь театра

В период Великой Отечественной войны театр закрыли вместе с выставкой и лишь спустя пять лет его решили реконструировать.

Архитектору поставили задачу: превратить театр в настоящий храм искусства, поражающий своей монументальностью и одновременно сделать так, чтобы он был близок народу. Работа началась уже в 1950 году под руководством того же Бориса Ефимовича. Здание, расположенное на ВДНХ, «Зеленый театр», архитектор полностью перестроил, и оно стало более вместительным и величественным.

Бригада рабочих и инженеров начинали с того, что башни, расположенные по бокам от сцены, увеличили в размере, надстроили верхний этаж, со стороны заднего фасада возвели полукруглый пантеон, а за сценой соорудили изящную колоннаду. Борис Ефимович постарался на славу, и теперь на сцене могут разместиться до 350 человек.

Открытие «Зеленого театра»

Впервые после войны на ВДНХ «Зеленый театр» открылся в августе 1954 года. На сцене звучали песни советских композиторов, «Торжественная увертюра» композитора Глиэра, написанная к открытию выставки достижений сельского хозяйства, «Песенная сюита» Мурадели и так далее.

В летний сезон успех выступающим артистам был гарантирован, после посещения различных выставок люди спешили культурно отдохнуть в тени деревьев и послушать хорошее выступление. Афиши заманивали посетителей, которые становились благодарными зрителями. Эта площадка для выступающих считалась самой счастливой.

Эстрадное искусство в театре

1961 год становится самым значимым и счастливым для театра, утопающего в зелени. Впервые на его базе начинает функционировать необычная Всесоюзная творческая мастерская эстрадного искусства (ВТМЭИ), главным руководителем которого является Леонид Маслюков. Выпускниками мастерской становятся (на сегодняшний день мегапопулярные артисты) Леонтьев, Богатырев, Петросян, Полищук, Марусев, степисты братья Сазоновы, которых признает весь мир и другие звезды эстрады.

Учителями молодых исполнителей самых различных жанров эстрадного искусства становятся Клавдия Шульженко, Леонид Утесов. Для исполнителей готовили номера и даже целые программы. Помимо выпускников, на сцене театра выступали Йосиф Кобзон, Аркадий Райкин, Людмила Зыкина. Это было расцветом эстрады на ВДНХ. «Зеленый театр» стал местом, где в летний период собирался московский бомонд.

Упадок и расцвет театра

Начиная с 80-х годов «Зеленый театр» постепенно пришел в упадок и полностью закрылся в 90-е годы прошлого столетия, когда прекратили его финансировать. До третьей реконструкции театр находился в аварийном состоянии.

В 2014 году ремонтные работы начались на ВДНХ, соответственно, своего звездного часа дождался и театр под открытым небом. Во-первых, фасаду театра вернули первоначальный цвет слоновой кости, до этого он был выкрашен в светло зеленый, видимо, чтобы гармонировать с названием. Восстановили сцену, которая оснастилась современной техникой, восстановили элементы лепного декора.

В амфитеатре поставили новые сиденья для зрителей в виде деревянных скамеек. Внутри здания есть репетиционный зал с низкой скамейкой и «козлом» через который прыгали советские ребята на уроке физкультуры. В зале есть лестница, которая ведет на крышу одной из башен. С крыши можно увидеть построенный рядом павильон, отражающий овощеводство и плодоводство страны. Сцена открытого театра расположена напротив Останкинского парка, так что все вокруг утопает в зелени и напоминает сравнительно беззаботное советское время для многих людей.

ВДНХ «Зеленый театр»: где находится?

Москва — гостеприимный город и всегда в ней много приезжих с ближнего и дальнего зарубежья. Все, кто интересуется выставкой народных достижений, могут настроить свои навигаторы и без труда найти это место. Уже в 2015 году на сцене театры выступали Борис Гребенщиков, Юрий Башмет, Дживан Гаспарян и другие знаменитые исполнители. Из данной статьи можно узнать где расположен ВДНХ «Зеленый театр». Адрес следующий: ВДНХ, проспект Мира, 119.

9 мая 2016 года театр вновь открыл сезон военными песнями, которые исполнял народный артист России Дмитрий Хворостовский. Помимо него, в концерте приняли участие Фабио Мастранджело, Дмитрий Харатьян, Даниил Козловский, Леонид Агутин и другие звезды первой величины.

На вопрос интересующегося человека: "Где находится ВДНХ, «Зеленый театр», как пройти и попасть на концерт", помимо вышеуказанного адреса можно добавить, что на метро необходимо доехать до остановки «ВДНХ», первый вагон из центра ведет в сторону ВДНХ. А также существуют маршруты троллейбуса (14, 48, 76), трамвая (11, 17) и автобуса (33, 56, 76 и другие).

Павильон №545 Зеленый театр

Зелеными театрами в СССР называли летние концертные площадки под открытым небом. Зеленый театр на ВСХВ 1939 г. был очень популярным местом. Он был рассчитан на 5000 зрителей и располагался на площадке, которая относилась к территории парка Останкино (в то время – Парк культуры и отдыха им. Дзержинского). Вокруг театра простирался лес, так что в зрительный зал не долетали посторонние звуки с выставки.
К открытию выставки в 1954 г. театр был полностью перестроен на том же самом месте, но к тому времени эта территория была присоединена к ВСХВ.
Обе версии Зеленого театра были устроены вполне в традициях европейских летних театров, располагавшихся в крупных парках. В таких театрах зрительный зал имел форму амфитеатра (если позволял рельеф) или обычного партера с рядами лавок или стульев. Сцена могла фланкироваться «романтическими» башнями с балконами и шпилями, которые строились из деревянных конструкций.
После войны зеленый театр был выстроен из кирпича, стал гораздо основательнее (архитекторы Б. В. Ефимович и И. В. Иванова). Сцену опоясала массивная полукруглая галерея с колоннами коринфского ордера. По бокам были возведены трехъярусные башни в условном псевдоготическом стиле, поддерживающем общую театральную атмосферу. С противоположной стороны здание театра оказывается двухэтажным. На плоском фасаде выделяется монументальное крыльцо с двумя полукругами колонн. Широкие лестницы ведут к служебному входу.
Первоначально зеленый театр предназначался для выступлений коллективов художественной самодеятельности из колхозов-участников выставки. Однако со временем он стал популярной концертной площадкой, где выступали многие знаменитые советские артисты, такие как Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Любовь Орлова, хор им. Пятницкого, Леонид Утесов с оркестром и многие другие. Бывали на этой сцене и редкие для того времени иностранные артисты.
К 1980-м гг. жизнь в зеленом театре постепенно замерла. Долгие годы объект был обнесен глухим высоким забором, между зрительными рядами выросли деревца. Лишь только в служебной части здания продолжались занятия театральной студии. В 2014 г. новое руководство оперативно провело косметический ремонт. Зеленая окраска стен (очень живописная, но исторически не оправданная) сменилась на светло-бежевую. Было смонтировано необходимое сценическое оборудование, и театр начал активную концертную деятельность. Впрочем, это было только временным оживлением перед началом комплексной реставрации, которая закончится в 2019 г.

Зелёный театр (Киев) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июля 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июля 2017; проверки требуют 4 правки.

Зелёный театр — театр под открытым небом в Киеве, построенный на склонах Днепра в 1949 году. Элементом театра является одна из двух казематных стен бывшей военной постройки XIX века Новой Печерской крепости. В 2011—2014 годах в комплексе размещался летний ночной клуб.

Первые стены Зелёного театра появились в середине XIX века. Тогда было решено усилить укрепления вокруг Печерской крепости, закрыв овраг двумя подпорными стенами, которые бы прикрывали собой водокачку на берегу Днепра. Обе стены имеют внутренние галереи, ружейные и пару артиллерийских бойниц[1].

Верхняя полукруглая подпорная стена сооружена в 1853—54-м годах. Нижняя прямая подпорная стена построена чуть позже, в 1856-м году — двухъярусная сводчатая галерея с ружейными бойницами. Она должна была закрывать подходы к Цепному мосту и охранять Подольский набережный верк (укрепление), более известный как Подольские ворота. Через обе подпорные стены проходил подземный ход, соединявший мастерские на Арсенальной и водокачку на берегу Днепра. По подземелью были проложены чугунные водопроводные трубы[1].

В начале XX века крепость начали использовать как склад, а верк — в качестве водокачки. Позже башню снесли, а между стенами построили кинотеатр. Кинотеатр был построен после Второй мировой войны в 1949 году. Центр города был руинах, поэтому архитектор Александр Власов предложил построить развлекательный центр на склонах Днепра. Здесь был разбит парк с каруселями и амфитеатр на 4 тысячи мест. С открытием Октябрьского дворца и Гидропарка Зелёный театр утратил популярность[2].

В начале 1980-х годов была осуществлена реконструкция Зелёного театра: упорядочили сливные колодцы, укрепили верхнюю стену, соорудили гранитные подпорные стены, а также двухъярусные балконы на 900 мест с лоджиями[3].

С 2011 года в Зелёном театре размещался одноимённый летний ночной клуб, которым управляли арт-директор Михаил Кацурин и финансовый директор Дмитрий Сидоренко[4]. В 2014 году «Зелёный театр» работал и днём: на нижнем уровне клуба были открыты бассейн с навесами, гриль-бар и игровая зона[5]. В сентябре 2014-го решением суда комплекс вернули в собственность общины из-за невыполнения условий аренды и клуб был закрыт[6].


Смотрите также

Описание: