Водопад атыш где находится на реке лемеза какие ориентиры


ПВД_Водопад Атыш — Ford Ranger, 2.5 л., 2006 года на DRIVE2

Немного описания:
Водопад Атыш (в переводе с башкирского – бьющий, стреляющий), расположенный в Белорецком районе Башкирии, в 10 км выше бывшего поселка Лемеза-юрт, в долине реки Атыш, правого притока реки Лемеза.
Водопад обязан своим происхождением деятельности двух рек — Атыш и Агуй, которые проложили свои долины в зоне развития известняков нижнекарбонового возраста, характери­зующихся высокой закарстованностью. Реки берут начало на вершине водораздела Икень Лемезинского междуречья.
Воды рек Атыш и Агуй, растворяя известняки, уходят под землю по понорам и через 3-3,5 км, в 200 м от правого берега реки Лемеза, выбиваются в виде водопада из большого грота, находящегося на высоте около 4 м от уреза воды. Ширина струи 6 м, высота 4,5 м. Водопад образует большой водобойный котел глубиной до 7 м и диаметром около 20 м. Подобные водопады известны в Крыму, на Кавказе, Тянь-Шане и в других карстовых областях, но нигде нет такого водопада, который бы низвергался отвесным каскадом из грота или пещеры.
Водопад Атыш является комплексным памятником природы, включающим целый ряд карстовых форм: пешер, поноров, подземных русел ручьев. Подлежат охране и редкие растения, а также животный мир. До недавнего времени в водобойном котле водопада Атыш нерестился таймень.
Пещера-грот представляет большой интерес. Несколько веков назад вода низвергалась ни одним, а несколькими потоками. Один падал из отверстия с высоты более 10 метров, второй шел там, где находится вход в пещеру-грот. Третий устремлялся вверх там, где и сейчас, разрушая скальную перемычку.
Неподалеку имеется великолепная пещера, украшенная бледно-розовыми сталактитами и сталагмитами. Некогда она была обитаема: черепа пещерных медведей намертво замурованы кальцитовыми натеками в стены.
В нескольких километрах к северу от водопада речка Атыш исчезает на дне карстовой воронки. Это место называют Атыш-Сумган, что означает "Атыш нырнул".
Система водопада Атыш до сих пор недостаточно изучена. Водопад Атыш является памятником природы Башкортостана.

Когда-то, лет 7 назад, когда мы все еще были студентами посещение Атыша носило ежегодный характер, но повзрослев и пересев на велосипед этот маршрут был утрачен ввиду своей непригодности для велосипеда (мы так думали, что он непригоден, т.к. всегда заходили со стороны Инзера на 71 км станции электрички) из-за брода через Инзер и длительного перевала, но проехавшись на машине через Нижние Лемезы-Тау-Верхний Фроловский-Березняки-Водопад было выяснено, что напрасно мы позабыли этот маршрут.
Путь к водопаду будет интересен любому любителю бездорожья и GPS ориентирования. Он изобилует коварными перепадами высот, глинынными съездами, заболоченными бродами, а также переплетением несчитанных грунтовых дорог.

Проехав к водопаду, по совету одного попутного джипера на УАЗе, прямо по Лемезе, обратным путем, ради разнообразия, поехали вдоль реки по лесу, где чуть не перевернули Спортаж. Впечатления были не забываемые, все обошлось. Слаженная работа всех членов похода дал положительный результат. Да и я наконец-то смог испытать лебедку.

Очень рекомендую всем любителям активного отдыха это направление.

Пробег: 132 000 км

Водопад Атыш, Россия — подробная информация с фото

Водопад Атыш

Водопад Атыш – уникальный географический объект и охраняемый памятник природы в Белорецком районе Республики Башкортостан, появившийся на свет в результате выхода на поверхность подземной реки.

Атыш - не самая доступная достопримечательность Южного Урала. Зачастую добираться до этого удивительного природного творения приходится на внедорожниках или пешком, с использованием специального снаряжения. Однако любые неудобства теряют свою значимость, когда смотришь на восхитительные бурлящие потоки, извергающиеся из сказочной пещеры и наполняющие собой изумрудный водоем у подножия грота.

Видео: Водопад Атыш

Общая информация

В переводе с башкирского название водопада звучит, как «стреляющий». Этот удивительный каскад образован реками Атыш и Агуй, пробившими себе путь в горной породе и выбравшимися на поверхность на одном из участков горы Яш-Кузь-таш. Водопад Атыш уникален тем, что водная масса, выходящая из грота, падает практически отвесно. Струи, шириной около 6 и высотой более 4,5 м. низвергаются к подножию пещеры, в результате чего на этом месте образовалось небольшое, но чрезвычайно глубокое озерцо (глубина от 7 до 10 м). Из него Атыш и продолжает свой путь, впадая в более крупную реку Лемеза.

Любопытный факт: в древние времена водопад был значительно выше, но постепенно вода размывала горную породу, и Атыш начал стабильно опускаться. Ученые прогнозируют, что через несколько тысячелетий, поток полностью размоет каменные плиты и одна из самых прекрасных достопримечательностей Южного Урала прекратит свое существование.


Лучшее время для посещения

Атыш прекрасен в любое время года, поэтому конкретных инструкций, касающихся посещения водопада, просто не существует. Восхитительные пейзажи и прозрачная, словно хрусталь, вода встречают туристов летом и осенью. В период весеннего половодья Атыш демонстрирует свой строптивый характер, превращаясь в разрушительный вспененный поток. Зимой гору покрывает тонкий снежный ковер, а водные струи окутывает мифический туман. Наблюдать по-настоящему фантастическую картину можно, если забраться в грот, из которого выходит водопад. Ледяные сосульки и наросты полностью преображают внутреннее пространство пещеры. Особенно любопытные могут увидеть, как Атыш и Агуй исчезают в горной породе, чтобы через несколько километров выйти на поверхность в виде мощных клокочущих струй. Чтобы полюбоваться этим интересным явлением, необходимо податься на север от водопада. Местные называют это место Атыш-Суган, что в переводе звучит, как: Атыш нырнул или Атыш провалился.

Полезная информация. Отправляясь на пешую экскурсию к водопаду, стоит взять с собой все необходимое для ночлега (палатка, запас еды). Поскольку протяженность маршрута около 10 км, осилить в один день поход к месту назначения и обратно будет сложно.


Экологическая ситуация

Участок, на котором находится водопад Атыш, можно без преувеличения назвать одним из самых живописных уголков Южного Урала: чистые, прозрачные реки, небольшие перевалы, перелески из лиственно-хвойных пород деревьев… Однако в последнее время экологическая ситуация в окрестностях Атыша ощутимо ухудшилась. Виной тому – бытовой мусор, оставляемый безответственными туристами и путешественниками. Дает свои негативные плоды и переправа через реки с помощью автомобильного транспорта, ставшая особенно популярной в последние годы. В результате на воде появляются мазутно-масляные пятна, а прибрежная территория превращается в сплошную развороченную колею.

Как добраться: особенности пешего маршрута и поездки на автомобиле

Тем, кто хочет не просто полюбоваться водопадом, но и посмотреть на его окрестности, стоит предпочесть пеший маршрут. Из столицы Башкортостана лучше выбираться на электричке Уфа-Инзер, которая доставит вас к отправному пункту путешествия – 71-му километру. Поскольку в пути придется форсировать не менее двух водоемов, постарайтесь заранее приобрести резиновые сапоги с высоким голенищем и максимально удобную одежду. Первое препятствие, которое встречает туристов сразу же после высадки из поезда, – река Инзер. Водоем неглубокий, со спокойным течением, поэтому переходить его принято вброд. За основательность и неторопливость местные прозвали реку «мужчиной».

После успешной переправы путешественников ждет километровый поход по густым зарослям, ведущим к перевалу. Прогулка по каменистым тропам, перемежающимися кленовыми рощицами, будет продолжительной (около 8 км). Постепенно дорога спускается в долину, где находится второе водное препятствие – река Лемеза или «женщина», как окрестили ее здешние жители за своенравный характер. Несмотря на то, что водоем относительно неглубокий, подводные камни в нем покрыты тонким слоем ила. Соответственно, переходить его необходимо с определенной осторожностью. От Лемезы до водопада – буквально несколько шагов.

Тем, кто не жалует многокилометровые походы, можно попробовать добраться до водопада на автомобиле. Отправляйтесь из Уфы до поселка Верхние Лемезы, где сверните на тропу, ведущую к Атышу.

До Атыша на машине – Путешествия. Туризм. Природа. Достопримечательности.

Давно мечтал добраться до водопада Атыш на машине, наконец-то осуществил свою мечту. Все оказалось даже проще, чем я ожидал, и очень здорово.

Насколько я знаю, есть несколько вариантов добраться до Атыша на машине или велосипеде. Первый – это с трассы М5 на Юг, второй – с трассы Уфа-Инзер-Белорецк на Север. В пятницу после работы мы выехали по второму варианту. Две Шеви Нивы, никак специально не оборудованные для бездорожья и Nissan Largo с лебедкой. Я ожидал, что будет несколько глубоких бродов на реке Лемеза и поэтому беспокоился по поводу воздухозаборника Шеви Нивы, так как если через него попадет вода в движок, последствия будут плачевные.

От Уфы доехали до Архангельского, но перед этим, как уже привыкли, искупались в теплом Инзере рядом с Зеркальным водопадом. После Архангельского по гравию проехали через несколько деревень: Казанка – Сухополь – Михайловка – Фроловка (Верхнефроловский). После них пошла грунтовка через поля и заброшенные деревни Березняки и Северюхинский.

До водопада осталось 15 км и появилось ощущение, что вот так легко мы до него и доберемся. Но тут встали у первого брода, стоит отметить, что это самый неприятный брод из всех, что нам пришлось проезжать. По дну течет мелкая речка, дно илистое и местами глубина выше колена, берега крутые и скользкие. Для заезда в брод до нас уэе сделали мостки из двух бревен, на которых лежат другие бревна, но проблема в том, что бревна эти всплывают и в конце скорее мешают ехать.

Первым проехал брод Nissan Largo, вторым пошел друг на своей Шеви Ниве и, нырнув в воду, заглох. Решили, что в двигатель попала вода, потому что машина не заводилась, либо заводилась, но при попытке двигаться глохла. Машину вытащил Nissan, следом проехал я уже без проблем и объехав первую Шеви Ниву стал тащить её дальше. До Лемезы оставалось недалеко, но уже темнело, поэтому решили переночевать и с утра делать машину.

После этого брода до Лемезы дорога идет сильно разбитая, ехали долго, так как приходилось тащить другую машину и при этом не слетать в колею. Доехали к каменистому берегу Лемезы, когда уже стемнело, но решили подыскать получше место и двинулись по самой реке. Путь выглядел следующим образом: нужно постоянно переезжать с одного берега на другой по отмелям. Сложность заключалась в том, что было темно и не видно глубины и камней. Поэтому один друг пошел впереди мерить глубину, чтобы по нему можно было ориентироваться. Таким образом проехали 2 км. Остановились и сделали стоянку уже в час ночи, после преодоления очередного отрезка реки, как оказалось, довольно глубокого, был один момент, когда создалось ощущение, что я застрял, а тут ещё и другую Шеви Ниву тащу, но в итоге справился.

Утром встали рано, стали смотреть машину. Воздушный фильтр был сухой, это обрадовало. Как оказалось у второй Шевроле Нивы (работает на газу) слетело тонкое резиновое кольцо, вроде анти-хлоп называется. Поправили его и машина поехала.

Собрались и поехали дальше, опять зигзагом по реке. Вначале поездки я ожидал, что будет несколько бродов, а оказалось, что дорога лежит прямо через саму реку, да к тому же против её течения.

Так мы и ехали несколько километров, пока не нашли заезд на дорогу в лесу. Дорога не плохая, но местами засада. В одном из таких мест — на крутом и скользком  спуске и подъеме, сел Nissan Largo. Начали копать, толкать и т.п. при этом появилась туча слепней и кусала нас, периодически прятались в машину от них. Largo вылез из ямы с помощью лебедки, но при этом порвал ремень генератора.

Обе Шеви Нивы прошли яму сами, у меня помогла резина, у друга цепи на задних колесах. Проехали ещё нескольких ям попроще и на одной из полянок оставили Nissan Largo, на нем ехали родители друга, они уже несколько раз ездили на Атыш, поэтому особого интереса им не было. Ну а мы поехали дальше, снова съехали к реке и начали петлять.

По дороге встретили стоянку, в которой стоял Land Rover, хозяин попросил трос, чтобы вытащить какой-то китайский паркетник. Как сюда добралась эта машина — не понятно, но села она капитально на дно, чтобы его вытащить до нас 2 троса порвали. После того, как вытащили машину, мы поехали дальше.

Всю дорогу один человек замерял глубину и раскидывал камни, другой фотографировал, а третий снимал видео. Пару раз из-за спешки обгоняли и ехали не зная дно, как следствие налетали на камни и стояли ждали пока проверят дно дальше. Как только машина останавливалась, в салон начинала попадать вода. У меня в салоне было воды чуть выше голени, в другой машине ещё больше. После того, как выезжали из реки, открывали двери, вода в большом количестве вытекала, хотя в ковриках продолжали плавать наши вещи.

До Атыша было ещё пару сложных мест, например заезд на берег из довольно глубокого места, да ещё и с большими камнями. Но все это мы проехали, пришлось всего один раз дернуть другой Шевик, когда он сел на огромный камень посреди реки.

Остановились мы там же, где и все туристы, которые идут пешком с электрички, от 71 км. Заехали на берег и разбили лагерь. Позже подъехало ещё несколько машин: 3 нивы, УАЗик и какая-то иномарка. Но все подготовлены гораздо лучше нас. А УАЗик приехал откуда-то сверху, ехал по течению. Чуть отдохнув, пошли смотреть Атыш и Заповедную пещеру (Медвежью).

На следующий день поехали обратно. И если дорога до Атыша у нас заняла от первого брода примерно 5-6 часов, то обратно проехали за 1,5 часа. Появилась некоторая сноровка, да и нашли объездную дорогу через лес, поэтому сократили километра 4 по реке. Правда в дождь по ней будет проехать не реально. По ней же ехало пара велосипедистов, так что теперь стало понятно, как добраться до Атыша на велосипедах.

У первого, а теперь уже последнего, брода застряли надолго. Первым опять пошел Largo он никак не мог забраться на бревна, которые всплывали и собирались перед ним, забрался с помощью лебедки, потом дернул меня, а я друга.

После этой поездки понял, что для поездки на Атыш очень важно, чтобы хотя бы пару недель стояла сухая солнечная погода и тогда до водопада можно будет ехать хоть с детьми, маловероятно где-то застрять.

Из повреждений в машине заметил только погнутую об камень поперечную тягу. Все остальное в порядке, приятно удивился, что не подвели стартер и генератор.

Водопад Атыш или ущелье Айгир. Южный Урал. Как добраться. — DRIVE2

Полный размер

Всем привет! После замены всех ремней, пришло время выгулять машинку, в естественную так сказать среду обитания.:)
Времени много не было, поэтому выбор пал на водопад Атыш. Бывал я там последний раз 7 лет назад. Обзвонив и написав всем кому можно, услышал миллион отмазок, но мы поехали все равно, пусть и вдвоем.

Все как обычно, короткие сборы вечером, подготовка машины, установка рации, раскладка тур. снаряги и подготовка "легких" рюкзаков для долгой пешки (26 км) и в путь с утреца.
180 километров по загруженной трассе М5 до Уфы, потом поворот на Оренбург, через 25 км, уходим на Белорецк. Через 100 с небольшим км после заправки Башнефть, возле Архангельского, уходим влево на Верхние Лемезы.

Полный размер


Здесь начинают появляться первые Уральские хребты, люблю такие моменты, привет ГОРЫ!
Последние 30 км по грейдеру средней паршивости, через горы и тайгу. Подвеска Дастера позволяет комфортно передвигаться по таким дорогам держа 80-90 км/ч.

Полный размер

Полный размер


Доехав до Верхних Лемезов, хорошенько обедаем на берегу одноименной реки, которая весьма полноводна для летнего периода. Это был первый звоночек

Сразу вспоминается недавняя история показанная по новостям, про застрявших детей www.rbc.ru/ufa/freenews/5b4470959a7947ddd73f0a94
Но последние несколько дней стоит жаркая погода, да и наш маршрут немного другой, в броды реки переходить не нужно.
Вообще до Атыша 3 реальных маршрута :
1. Жыпперский Который за последние годы так раскатали и размесили, что проехать по нему можно разве что в компании жыпов с лебедкой и на 33 колесах. Помнится раньше, этот маршрут был доступен для стоковый Нивы на мт резине, но увы и ах, популярность и интернет делают свое дело…
2. Матрасный из Уфы Ехать нужно из Уфы на электричке, как и делают 90% туристов. Потом топать от станции около 10-12км, в брод через две реки Инзер и Лемеза. Вот как раз здесь и застряли детишки из Уфы, которых спасали МЧС…
3. "Туристкий" Наш вариант, я только по нему и ходил. Самый долгий и тяжелый маршрут, 13 км по лесистым холмам разной крутости с полным рюкзаком, в окружении слепней, комаров и мошек разной степени голодности и размерности от мелких до слоновьих. Последние 2 км топаешь по 2 метровой крапиве, потом спускаешься по крутому скальному склону к ручью Атыша, ну а там рукой подать остается… Опять таки, раньше можно было доехать на обычной Ниве и Дастере по этой дороге до полянки, это сокращало путь на 9 км примерно, но реальность теперь такова, что после осенних попыток, крутых дядек на "жыпах" дороге пришел "писец", и даже местные мужики на уазиках туда больше не суются. Говорят только трактор смог их потом спасти, когда у них умерла лебедка.
Вот такие вот печальные последние новости с Атыша на лето 2018 года ребят…

Ставим машину на участке одного доброго человека, получаем от него информацию. Говорит зря сапоги не взяли, там в лесу болото. Дожди шли почти каждый день последние 2 недели. А это второй тревожный звоночек. Одеваем рюкзаки, берем палки и вперед.

Но далеко мы не ушли, пройдя где то 1.5 км дошли до леса. Ноги полностью промокли, разговаривать стоя рядом в 2м друг от друга не получается, насекомые жужжат как вертолеты, а как кусают слепни в руки и шею думаю вы и так поняли. Одеть кофту, не вариант — жара под 35 градусов. Но таких огромных слепней, даже я — геолог не встречал нигде.

Полный размер


В поле вот такая дорога. В лесу хуже. Вода везде.

Посовещавшись, приняли решение что 13 км в такой обстановке, как то не совсем вяжутся с нашим планом "Поедем отдохнем на природе!"

Разворачиваемся, забираем машину и быстро гоним искупнуться к реке. По дороге нас все также преследует рой из насекомых-слонов. Искупавшись, принимаем решение по плану "Б"- едем на Айгир.
Настроение ни сколько не ухудшилось, т.к. горы там еще выше, а комаров меньше.

Полный размер

Полный размер


Недолгое купание

Пригнали в Инзер, до вечерней электрички было еще 4 часа. Поэтмоу расположились на нашей секретной поляне. Там нет народу, шума, и главное — москитов).Вокруг сосновый лес, мой любимый. Правда я еще сгонял в хоз.маг и купил пленку для нашей тонкой летней палатки, по прогнозу ночью был дождь. И прогноз был точен.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер


На Айгире все по старому, камень висит, виды огонь! Неспешный подъем с рюкзаками занял полтора часа. Провели вечер в на висячем камне, попивая вино и поедая сыр. Звезд к сожалению не было, и дождик заморосил как стемнело, но у нас то куртки не промокайки) Как говорится — "Не бывает плохой погоды, бывает плохая экипировка!"

Полный размер


Утро.

Водопад Атыш

Водопад Атыш (от башк. Атыш — бьющий, стреляющий) — находится на Южном Урале, в Архангельском районе республики Башкортостан. Водопад — это выход из грота Атыш на поверхность подземной реки, которая также называется Атыш. Сам грот (он же Атышская пещера) находится в горе Яш-Кузь-таш.

Внутри Атышского грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей шириной 6 м и высотой 4,5 м, что и дало название водопаду. У основания скалы за столетия выработались два водобойных котла диаметром 20 м, глубиной 7-10 м. Из этого озера река Атыш течет дальше в Лемезу, откуда до недавнего времени заходил в озеро на нерест таймень.

Возраст водопада очень большой. Гора, где находится водопад Атыш, сложена известняками возрастом 570 миллионов лет. Воды речушек Агуй и Атыш проточили в верхней части горы известняк, и прошли вниз на южный склон горы, составляющий коренной берег речной долины реки Лемеза.

В настоящее время водопад Атыш — одно из наиболее популярных мест ценителей башкирских природных красот. В связи с чем сложилась очень неприглядная экологическая обстановка вокруг водопада. Повсеместно видны кучи мусора, в том числе и напротив самого водопада. В красивом озере, куда падает водопад, также плавает мусор. Пробита дорога с берега Лемезы, что позволяет подъехать на автомобиле. Некоторым в голову даже приходит помыть в озере автомобиль. Это обстоятельство так же негативно сказывается на общем состоянии местности вокруг водопада. Хочется обратиться ко всем, кто планирует посещение водопада: пожалуйста, убирайте за собой мусор и помните, что водопад Атыш — общее достояние, подаренное нам природой, и в наших силах выглядеть в глазах потомков цивилизованными людьми, оставив для них водопад и местность вокруг него чистыми.

Добраться до водопада можно на электричке, следующей из Уфы в сторону Белорецка, нужно доехать до остановки «71 км». От остановки идти по тропе, миновать в брод реку Инзер (проходим только в межень), затем реку Лемезу, на другом берегу которой и будет водопад. Течение в реке сильное, на дне острые камни, поэтому стоит взять обувь для брода. Расстояние от остановки поездов до водопада – около 13 километров. Лучше всего планировать поход на два дня с ночевкой около водопада. Не сбиться с верного пути поможет маркировка и то, что тропа на водопад самая широкая и хорошо натоптанная. Дорога от 71 км проходит через гору с очень интересным названием. Отчего-то ее прозвали Ведьминой.

Если вы на автомобиле, то нужно ехать до поселка Верхние Лемезы, от которого по тропе можно дойти до водопада (10 км). Ехать лучше на внедорожнике.


Водопад Атыш на Гугл карте

P.S. Все фотографии представлены в разрешении 1600*1200, остальные фотографии Вы можете найти в разделе Фото Источник фото: wikimedia.org, geolocation.ws 1 и geolocation.ws 2

Поход от Инзера к водопаду Атыш

Маршрут для посещения водопада Атыш - одного из самых красивых водопадов Башкирии.

Этот вариант маршрута удобен тем, что к точке старта и выхода ходит электричка из Уфы и Белорецка, а значит вам не нужен личный или арендованный транспорт, чтобы пройти его.

Однако, маршрут предполагает преодоление двух бродов дважды (к водопаду и в обратную сторону). Поэтому нужно выбирать время года, когда воды в реке мало, и не идти во время продолжительных дождей. Если речка Лемеза мелет довольно-таки быстро, то Инзер, который предстоит преодолеть первым, может оставаться полноводным на протяжении долгого времени.

Брод лучше преодолевать группами, держа друг друга или опираясь на трекинговые палки, пояс рюкзака должен быть расстёгнут, чтобы в случае падения можно было легко его сбросить. На ноги желательно одеть удобные сандалии, можно взять дополнительные лёгкие кеды для брода или специальную водную обувь. Дно рек каменистое, голую ногу легко повредить и проще поскользнуться. В крайнем случае можно одеть толстый шерстяной носок. Преодолевать брод нужно диагонально, немного спускаясь по течению, чтобы ощущать меньшее сопротивление воды.

Маршрут можно пройти за два дня, но лучше растянуть удовольствие и провести две ночи на берегу одной из рек. 

Высаживаться нужно на станции 71-й километр, перейдя на другую сторону перрона, спускаемся вниз и идём в сторону заброшенного лагеря. По тропе доходим до реки Инзер, здесь предстоит пройти первый брод. Если вы приехали на вечерней электричке, заночевать можно на любом берегу реки, здесь много мест для палаток, но с одним обязательным условием: весь мусор вы забираете с собой назад в город, не оставляете его на перроне, а именно увозите назад в город, откуда вы его и привезли!

 

 

Необходимая нам тропа уходит в лес, понемногу набирая высоту вдоль небольшого ручья. На горе часто встречаются развилки, но большинство троп ведут в долину реки Лемеза. Просто выбирайте наиболее протоптанную, а лучше пользуйтесь навигатором и треком, приложенным к статье. Практически перед Лемезой начнётся резкий спуск, после чего вы выйдете на небольшую поляну, где тоже есть хорошие места под палатки. Лемеза летом довольно-таки сильно мелеет и её вброд перейти гораздо проще. Сделать это можно прямо от этой поляны, далее следует найти тропу ведущую немного на запад, а затем на север прямо к водопаду Атыш.

 

 

Обратный путь можно повторить, а можно пройти по другой дороге через, так называемую, Французскую поляну. По этой тропе меньше подниматься в гору, но расстояние больше. Чтобы найти дорогу, нужно пройти дальше на запад и вернуться на другой берег реки, где вы и найдёте нужную тропу. Главное вовремя свернуть на Юг, до того как Лемеза резко повернёт на север. Этот вариант маршрута показан на карте и в треках, внимательно изучите карту выше, посмотрите разные слои карты, чтобы лучше ориентироваться во время путешествия.

Тропа через Французскую поляну выведет к неофициальной станции электрички. Машинисты, увидев людей на перроне, по нашему опыту останавливались, но возможно стоит пройти назад к 71 километру или вперёд до станции 60 километр. Иногда получается договориться об остановке и наоборот начать маршрут с этой точки.

Если Инзер внезапно поднялся?

Бывали случаи, что в Инзере резко понималась вода, например, если выше по течению прошли сильные дожди. В таком случае брод может оказаться непреодолимым или очень опасным. Конечно, первое что можно сделать – это переждать, уровень воды так же быстро может и опуститься. Но если у вас немного времени, не осталось продуктов или уже долгое время не опускается вода, можно пройти по правому берегу до деревни Габдюково, где находится другая станция электрички и автомобильная дорога. Сделать это можно, перевалив через небольшую гору Сарташ, перед которой и начинается тропа на Атыш. Как таковой тропы через эту гору нет, нужно пройти через лес, но после горы начнётся поляна, на которой можно найти сенокосные дороги до деревни Габдюково. Поэтому внимательно изучайте карты перед такими походами, пользуйтесь навигаторами, закачивайте туда хорошие карты и не забывайте о запасных аккумуляторах на чрезвычайные ситуации.

На Атыш через Верхние Лемезы

На водопад Атыш я добирался пешком через 71 км и на машине через Фроловку, есть еще много различных путей к нему. В середине сентября вместе с турклубом Авантюра мы решили дойти до него через деревню Верхние Лемезы.

До этой деревни добирались на машинах по маршруту  Уфа – Булгаково – Архангельское – Валентиновка – Михайловка – Верхние Лемезы. Последняя часть пути – гравийка с многочисленными ямами. Но проехать можно на любой машине.

Верхние Лемезы – небольшая деревня с мечетью, вот около неё мы и оставили свои машины. Летом на внедорожниках или осенью на подготовленных внедорожниках можно ехать дальше, но мы пошли пешком.

От мечети спустились к реке Лемеза и какое-то время шли на небольшом расстоянии вдоль неё. Так как шли по низине, то местами попадались заболоченные участки, один раз пересекли ручей, впадающий в Лемезу.

После него дорога все сильнее отклоняется от реки и идет по полю к лесу.

В лесу дорога сильно разбита грузовыми машинами и вскоре начинается крутой подъем вверх. В группе все были разной физической подготовки, поэтому часто останавливались отдохнуть.

Идти надо все время по дороге, по сути, потеряться там негде, вроде была всего одна развилка, но с навигатором мы сразу определили нужное направление.

Пока шли, чувствовали приятный запах прелой листвы и наслаждались осенним лесом.

Иногда угол подъема уменьшался и идти становилось легче, а когда дорога начинала идти вниз, появлялась радость, которая быстро заканчивалась вместе с очередным подъемом.

Подъем закончился и мы какое-то время шли прямо, а потом вниз.

Спуск закончился на большой поляне с родником в конце неё. Это самое крайнее место, до куда можно доехать на машинах. Дальше начинается крутой спуск по тропе через лог.

Путь лежит по узкой тропинке, по которой течет ручей, а осенью – это местами еще и глубокая грязь и лужи. По бокам от тропы – высокая сухая трава, но иногда попадался спелый шиповник, который тут же съедался нами.

Тропа заканчивается обрывом, с которого падает ручей, образуя маленький водопад.

Мы перелезли через камень справа и пошли по еще более узкой тропе вдоль скальника вниз. Спускаться с рюкзаками неудобно, поэтому предварительно спустили их на веревке вниз.

В скале за водопадом находится большой грот. Отдохнули рядом с ним и дальше к Атышу идти оставалось не больше километра.

Но для того, чтобы добраться до него, надо было пересечь небольшую речку. Летом это не составляет труда, а вот в сентябре, после затяжных дождей, вода поднялась и никто не хотел залезать в холодную воду.

Пока искали, как пройти через реку, нашли несколько пещер.

Вскоре нашли несколько поваленных деревьев, большинство пошли по самому крупному, но часть выбрала более интересный путь.

Дальше по тропе мы вышли к водопаду Атыш. Сразу к нему не пошли, в первую очередь решили поставить лагерь.

Поставили его в лесу на небольшой поляне, между Лемезой и водопадом. Я был много раз у Атыша, но осенью с трудом ориентировался, так как ручей, из которого летом все берут воду, превратился в речку, через которую можно пройти только в высоких резиновых сапогах, да и вообще, из-за высокой воды все вокруг сильно изменилось.

Установили палатки, приготовили и поели.

И отправились смотреть водопад Атыш, для многих это было первое посещение одного из самых красивых мест Башкирии. Кроме того, один из членов турклуба Авантюра, Салават, собирался в гроте за водопадом сделать предложение своей девушке Рамзиле.

Предложение он сделал, а Рамзиля согласилась. Все получилось очень здорово и необычно, а вечером Ильдар ещё организовал фейерверк.

Ночью все долго сидели у костра и общались, впечатлений было много.

Как ни странно, утром все поднялись достаточно легко. Покушали, быстро собрали лагерь и подошли к водопаду Атыш.

Здесь часть осталась с вещами, а желающие посетить пещеру Медвежья отправились в неё.

Когда все вновь собрались вместе, пошли в Верхние Лемезы, описывать обратный путь смысла нет, скажу только, что был он чуть тяжелее, из-за усталости предыдущего дня.

Добрались до машин рядом с мечетью, переоделись, перекусили и поехали домой.

Вот и еще один маршрут до водопада Атыш пройден, теперь через Верхние Лемезы.

ПО РЕКЕ ЛЕМЕЗА К ВОДОПАДУ АТЫШ

Направление маршрута:

д. Ассы – переход на реку Лемеза / д. Искушта / - порог Большой Камень - порог Черная речка – вдп. Атыш – пер. Атышский – р. Инзер – ж/д ост. пункт «71» км.

Общая протяженность маршрута – 65 км из них:

Сплав по р. Лемеза – 31 км.

Пешеходные переходы – 34 км.

Рекомендуемая продолжительность – 5-7 дней.

Рекомендуемый транспорт: поезд Уфа - Сибай - Уфа, электрички: Уфа - Инзер - Уфа, Уршак - Инзер - Уршак.

Рекомендуемые сроки:

Водный туризма – май, первая половина июня.

Пешеходный туризм – июнь – октябрь.

Спелео туризм – июнь – октябрь, декабрь – март.

Лыжный туризм – декабрь – март.

Административные районы: Белорецкий, Архангельский.

Достопримечательности маршрутов: Ассинские минеральные источники, пороги: Большой Камень и Черная речка, водопад Атыш, пещеры: Атышская, Атыш-Сумган, Сифонная, Заповедная, Нежная, Верхняя и другие, воклюзное озеро- родник, растительный и животный мир, бобровое поселение. Сбор грибов, ягод, рыбалка.

Если вы турист-водник, ставший на нелегкий путь спортивного туризма, то именно отсюда, от села Ассы, можно начинать переход на реку Лемезу. Ее пороги Большой Камень и Черная речка согласно спортивной классификации относятся к 4 категории и входят составной частью в единую Всероссийскую классификацию водных туристских маршрутов 3 категории сложности.

Весной реки сбрасывают с себя ледяные покрывала, превращая их в ревущие потоки. Ненадолго скрываются в них колючие оскалы шивер и перекатов. Полным голосом начинают говорить молчавшие доселе пороги. Их неумолчный рев - как органная музыка на низких регистрах, оглашает окрестные горы. Именно он, голос порогов, призывно, как магнит, собирает у себя тех, кто долгую стылую зиму готовился к встрече с ними.

Для людей, далеких от схваток с водной стихией, слова "бочка", "котел", "стоячий или косой вал" и многие другие - пустой звук. Для истинного же туриста-водника они звучат как музыка. Подобно своеобразному допингу, дают они дополнительную энергию, будоражат воображение, напрягают внутренние силы в предстоящей борьбе с ними.

Переход с реки Инзер на реку Лемезу можно совершить двояко: из п. Бриштамак или от с. Ассы. Пути их почти равны по протяженности / 22-25 км /. Причем оба сходятся перед п. Искушта. Хлябь бездорожья, по весне не успевающая просохнуть на загривках залесенных склонов, будет не столь тяжело преодолима, если воспользоваться гужевым транспортом. Лошадь для этих целей можно реально достать в Ассах. Это даст вам возможность созерцать не пятки впереди идущего товарища, а любоваться природой, ландшафтами просыпающихся весенних горных хребтов и увалов.

Вряд ли в арсенале лечебных средств найдется что-нибудь другое, что оздоровляло бы и, одновременно вызывало бы столько положительных эмоций, так поднимало настроение людей – как активное занятие туризмом с присущей ему постоянной сменой созерцаемых природных ландшафтов. Поэтому, несмотря на предстоящие трудности перехода, об этом даже и не вспоминается, а возникающие тяготы пути, кажутся не обременительными.

Перестук колес, убаюкивающий около 3 часов пути, перед Ассами стих. Не верится, что совсем недавно – три-четыре года тому назад, к этой деревне добраться было можно лишь, воспользовавшись электричкой да по воде. До середины же 70-х о ней знали лишь жители ближайших деревень, геологи, обнаружившие здесь целебные источники, да дотошные краеведы. Здесь, в лесах уральской глухомани, родился выдающийся деятель культуры – народный артист СССР А. К. Мубаряков. О его жизни и деятельности рассказывает небольшой краеведческий музей, носящий его имя и расположенный сейчас, вначале села в здании сельского совета.

Река Инзер приютила по своим берегам много сел и деревень. Одни большие, другие поменьше, а о третьих остались лишь одни названия на картах да воспоминания людей, некогда живших в них или неподалеку.

Говорят, что деревни на реке образовались так. Давным-давно на берегу Инзера под корнями сваленного бурей дерева люди нашли четырех мальчиков. Они выросли, стали взрослыми мужчинами и оставили потомство. Именно от него и пошли жители девяти прибрежных башкирских деревень: Абзаново, Аитмамбетово, Азово, Тавакачево, Тимербаево, Тирякле, Узунларово и Кызыл-Яр. По этой причине старые люди до сих пор называют жителей этих деревень «кумрык башкорттары», что означает «башкиры из-под дерева с вырванными корнями». А почему они все жались к берегам Инзера? Так жить там легче: рыбы вдосталь, пчел, не ленись – разводи, скот паси – приволье! Большинство этих деревень существует и ныне.

Туристы - народ разноликий, интересы их разнообразные. Поэтому, мы дадим вам возможность самим определить свои цели, исходя из ваших увлечений и времени, отпущенных вам для прохождения всего маршрута или его частей. Мы же постараемся познакомить вас с интересными объектами маршрута, явлениями природы, растительным и животным миром и другим, интересным не только для взрослых, но и для детей.

И так мы в Ассах – большом селе с магазинами, почтой, пекарней, сельсоветом, остановочным ж/д пунктом «101 км» и асфальтированной трассой, идущей, минуя п. Инзер, в Уфу, до которой отсюда 130 км.

На ночлег, если вы сразу не начали переход на реку Лемезу, советуем встать напротив ж/д остановки, на острове Куба-таш. Остров большой – более километра длиной. В нижней своей части порос высоченными осокорями, а вот в верхней, где мы рекомендуем заночевать, этих лесных «богатырей» нет. Лишь огромные корни, словно гигантские щупальцы, устремились вверх, да поверженные наземь стволы в три-четыре обхвата, говорят о некогда разыгравшейся здесь лесной трагедии. Как видно из предыдущей легенды о детях, найденных на Инзере, что-то подобное разыгралось здесь. Могучие вихри пронеслись над островом.

Это случилось 30 июля 1979 года. В это время под г. Белорецком проходили 3 Всесоюзные соревнования школьников по туризму. Нам в штаб соревнований пришло штормовое предупреждение. В нем говорилось, что со стороны Абзелиловского района в сторону п. Инзер движется смерч. Он свалился с приречного хребта в речную долину внезапно и попал на остров, поросший вековыми исполинскими осокорями. Как будто бы ожили легенды о сказочных пэрей - –духах, хозяевах ветров и главном из них – царе ветров, всесокрушающем вихре – Дейсу пэрей, живущим в горных сплетениях горных отрогов близлежащих хребтов. Как бы то ни было но он, словно тонкие прутья, стал ломать могучие кроны и стволы осокорей. Деревья, попав в эпицентр вихря, замертво рухнули наземь, вздымая вверх кто выворотни своих корней, кто расщепленные и разорванные в клочья остатки некогда могучих стволов.

Погуляв по острову, и не укротив свой нрав, вихрь двинулся через Инзер к деревне. Там, как бы опомнившись, не стал гулять по ней, а скользнул по ее окраине. Уперся в оголенный северный склон речной долины и, оттолкнувшись от него, взмыл вверх, а затем в противоположную сторону, - хребту, покрытому прекрасным пихтовым лесом. Как косой скосил он росшие там пихты, уложил их в ряд, образовал никому ненужную лесную просеку, а затем ослабев, умчался в горы, в сторону г. Усть-Катав.

Народ в своих легендах говорит, что духи пэрей живут в расщелинах скал, где держат на привязи ветры, или на площадках, на вершинах гор. Пэрей имеют жен, торжественно празднуют свадьбы, на которые нередко приглашают башкир-музыкантов. Если свадьбу играют зимой, то идет буран. Порою люди дружат с пэрей, тогда те помогают им жить богато. Бывали случаи, когда пэрей похищал молодых женщин и девушек, а иногда появлялся среди людей на гуляньях или ярмарках.

Сейчас места, где гулял неистовый пэрей, заростают травой, покрываются другой, не менее могучей растительностью. Но не только этим, действительно интересным явлением, примечательны Ассы.

В полутора километрах ниже по течению реки там, где бурливый Инзер вспенивает воду на созданной при строительстве железной дороге шивере, и отходит от скалы Сарыташ / Рыжий камень /, находится Ассинская пещера. Расположена она на южном конце этой скалы, на высоте 15-20 метров от уровня реки, метрах в 70 ниже трубы, проложенной под полотном железной дороги для пропуска воды из искусственно созданного озера – бывшего речного русла. Необычайность пещеры в ее шарообразной форме. По исследованиям проведенным Ю.В.Соколовым форма ее вызвана постоянно действующей конденсацией воды, поступающей с пола пещеры, а затем стекающей по ее стенам. Сложена пещера в мергилистых известняках миньярской свиты имеющих красный цвет, что характерно для геологии данного района. Известняки непрочные, легко разрушаются, вынося наружу воду небольшого ручья, окрашенную в красноватый цвет. Если кого заинтересуют коралловые известняки то их вы найдете на левом берегу Инзера, метрах в 50-70 ниже железобетонного моста, перекинутого через реку в районе с. Ассы – несколько выше по течению острова, на котором буйствовал ураган.

Село продолжает удивлять. Минеральных источников в республике много. Все они по-своему целебны. Не обошла природа такими источниками и это село. Щедро наградив их жителей своей живительной силой к тому же присвоив селу свое имя – Ассы, что означает «горький». Вдоль окраины течет речка Туз, что в переводе на русский язык означает «соль». Таких ручейков с горько-соленой водой насчитывается здесь 17. Все они текут под единым названием Ассы. Их воды богаты хлором, магнием, натрием. С наиболее крупным источником соединена водопроводом местная больница. Здесь же имеется и лечебница с целебными грязями. Как эта вода так и грязи, местными жителями известны давно. Путем выпаивания башкиры получали соль и, конечно, лечили многие болезни суставов. Эти минеральные источники изучались в начале ХХ века в научных лабораториях Берлина. Воды источников, по данным перечисленных лабораторий, можно сравнить с водами одного из лучших санаториев мира – Кисельгофом. В настоящее время этому селу правительством республике уделено особое внимание – в ближайшем будущем здесь планируется построить санаторий.

 

ЛЕМЕЗИНСКИЕ ПЕРЕВАЛЫ

Существуют два пути через перевал от реки Инзер к реке Лемезе. Первый старый, найденный и впервые пройденный в середине семидесятых годов уфимскими туристами-водниками под руководством Николая Игнатьева. Начинается он в 7 км от с. Ассы, следуя по течению р. Инзер в п. Бриштамак, имеющий ж/д остановочный пункт «96 км». Электричка останавливается на правом берегу Инзера, почти в устье ручья Бриш, давшей название поселку Бриштамак, который расположен на левом, противоположном берегу Инзера.

Переход к Лемезе отсюда не прост. Начинается он и идет вдоль левого берега ручья Бриш по лесовозной дороге. Если начало перехода приходится на вторую половину дня то, зная, что п. Искушта расположен отсюда в 23 – 25 км, а это занимает с грузом 8-10 часов хода, советуем остановиться на одной из полян на перевале. Если же время выхода приходится на вечер, то ночлег следует организовать через 2 км к северу – на месте бывшей деревушки Бриш. Этим самым вы обеспечите себе лучшие условия для подготовки завтрашнего перехода. Генеральным направлением является северо-северо-восток. Грунтовая дорога сильно разбита колесами машин - лесовозов поэтому следует заранее предусмотреть наличие резиновых сапог. Порою тропа, идущая вдоль ручья, переходит с берега на берег. Весной возможно наведение через него кладей. Через километр от места бывшей деревни дорога раздваивается. Левая дорога идет вдоль линии электропередач, а правая поднимается вверх по склону хребта. Та и другая ведут в п. Искушта. Главным ориентиром в пути служит ЛЭП, а генеральным направлением является северо-северо-западное. Выйдя на плакорную, выровненную часть хребта Бирьян, встречается развилка дорог. Обе они ведут в п. Искушта. Следует придерживаться левой дороги – она короче. С перевала до с. Искушта 6-7 км . По весне, когда природа скидывает с себя оковы зимнего сна, отсюда открывается изумительная по красоте панорама на словно застывшие волны уральских хребтов. Дымчатые, с синей поволокой тумана, они сплошь покрыты хвойными и смешанными лесами. Их залесенные дали расходятся на все четыре стороны горизонта. От девственной красоты и тишины захватывает дух, звенит в ушах. Запахи проснувшегося леса дурманят, чистый воздух выветривает накопившуюся за долгие зимние месяцы хворь. Аромат сосновой смолы, начинающие свое цветение травы, умытая утренними росами зелень окружающих лесов и многое другое, забытое за долгую зимнюю пору, воспринимается необычайно остро, с томящим ностальгическим чувством к окружающей природе.

Спуск с перевала прост. Проходит он по дороге вдоль ручья, перебегая с берега на берег. Слева по ходу все также тянется хребет Бирьян, а справа – выровненный в верхней части, отрог горы Мал. Шеврлок, служащий водоразделом ручьев Искушта, текущего вдоль его восточного склона и безымянного, ведущего туда же.

Второй путь к Лемезе несколько короче и проще. Главным его преимуществом является возможность использовать для доставки туристской поклажи лошадей, нанятых на арендных началах, что вполне вероятно в этом селе. Если же вы полны сил и решимости совершить предстоящий марш-бросок в 20-21 км, то путь ваш начинается по грунтовой дороге, находящейся в верхней части села. Дорога некруто взбирается по безлесому отрогу хребта и идет на север по восточным склонам горы Маяк. Километров через 5 – 6 она выходит на выровненное межгорное понижение, образованное западными склонами горы Шеврлак и северными пологими горы Маяк. а Ответвлений она не имеет, выдерживая общее генеральное направление на север. В 3-4 км после выхода ее на плакорное межгорное понижение встречается развилка дорог. Левая дорога – та, что пришла сюда со стороны п. Бриштамак. Слева по ходу – с запада, начинаются склоны хребта Бирьян, который, дойдя до реки Лемеза у п. Искушта, переходит на правый ее берег под названьем Черный хребет.

Место для ночлега можно найти в нижней по течению части поселка.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЛЕМЕЗЫ

Река Лемеза – одна из наиболее спортивных рек нашей республики. Сложность ее определяют не только два порога – Большой камень и Черная речка, но и многочисленные шиверы, прижимы, перекаты и другие естественные препятствия, требующие к себе пристального внимания.

Свое начало Лемеза берет неподалеку от начала маршрута. Хребет Амшар, хорошо виден в ясную погоду с недавно пройденного перевала. Именно там, между хребтами Арал-таш и Амшар находится исток реки. В этом же сплетении хребтов, но лишь с северных отрогов Амшара, берет свое начало река Сим. Видно суждено рекам, разделенным в своих истоках одним и тем же хребтом, соединить свои воды, пробежав для этого своими путями, многие километры по скальным теснинам Южного Урала. А ведь между их началами-истоками было так близко – каких-то 15-17 км, считая по прямой. Слияние же их вод происходит в неподалеку от д. Тикеево, в 72 км от устья Сима, левым притоком которого и является Лемеза.

Общая протяженность Лемезы равна 150 км, а протяженность всего маршрута, считая от его начальной точки -.д. Искушта, составляет 95 км.

По спортивной сложности, характеру препятствий и скорости течения реку можно разделить на два почти равных участка.  Первый – от д. Искушта до устья р. Экень, протяженностью - в 48 км, и второй – от устья  р. Экень  до впадения Лемезы в реку Сим, длиною – в 47 км.

На первом участке Лемеза протекает в продольной  долине образованной горами Арал-таш, Самовар-таш, Хыдрыс, а, чуть позже, северными отрогами одного из красивейших хребтов Южного Урала, хребта Зильмердак. Коренные берега представляют собой  отвесные скальные утесы, уходящие в поднебесье орлиными кручами на высоту до 100 метров и более. Ширина долины колеблется от 300 м. Русло реки неширокое - 20-25 м. Дно каменистое. Пойменные берега невысокие до 1,5 м, считая от уровня реки. Поэтому места для ночлега следует выбирать осторожно, опасаясь внезапного дождевого паводка.

 За д. Искушта Лемеза упирается в высокую скалу Шакраут, а затем круто поворачивает на север и, прорезая отроги Черного хребта, стремглав  устремляется по ущелевидной долине. Ее косые струи мечутся среди пенящегося хаоса камней в окружении  живописных скал Кляташ, Черная, Гурдау, Сыцы, Куляк.

Прорезав отроги хребта Черный река меняет свое направление на западное и течет так вплоть до впадения в нее правого притока  - небольшой речки Кысык. От ее устья русло Лемезы становится несколько шире, доходя до 40-60 метров; уменьшается количество и размер надводных и подводных камней, перегораживающих русло и, как следствие, начинают появляться в нем острова и отмели.

От устья речки Кысык Лемеза несет свои воды преимущественно в юго-западном направлении в долине, сложенной древними, сильно разрушенными  песками и известняками, образованными в далекие геологические эпохи - девонский и каменноугольный период палеозойской эры.

Там, где некогда находилась д. Березняки,  речная долина расширяется, а сама река поворачивает на северо-запад, устремляясь к деревне Верхняя Лемеза, называемой местными жителями Турухман.

 Если на ранее пройденном участке ширина реки редко достигала 100 м, а скальные берега ее были покрыты живописными смешанными и лиственными лесами то, начиная от устья реки Экень, они заменяются на лиственные. Широкая долина благоухает разнотравьем, дающим богатый взяток вездесущим пчелам.  По берегам встречаются пасеки, а в прибрежных лесах, изобилующих грибами, малиной и другими дарами лесного царя Берендея, нередка встреча с сохатым, белками, выводками тетеревов и перепелок. Отсюда, от искрящейся прохлады небольшой горной речки Экень (Икень) и  начинается второй, более простой в спортивном отношении, но изобилующий охотничьими и рыбацкими трофеями, не менее привлекательный участок Лемезы.

Речная долина становится широкой, пойменные берега  выше, - от 2 до 4 м. Все чаще встречаются острова, отмели, проносы, старицы. Глубины на плесах доходят до 2м, а на перекатах снижаются до 30 см. Весенние уровни воды поднимаются до 2,5 м.

Вскрытие реки Лемеза происходит во второй декаде апреля. Весенний ледоход длится 3-5 дней. Продолжительность весенних полых вод после очистки реки ото льда колеблется от 26 до 40 дней. Максимальные уровни весеннего половодья наступают через 6 дней. Меженный период наступает в третьей декаде мая. Замерзает река во второй декаде ноября. Лемеза принимает 15 ключей, 22 ручья, 13 речек. Главным по значению является ручей Атыш со знаменитым одноименным водопадом.

До конца 60-х годов по р. Лемезе производился молевой сплав древесины, который очень усложнял прохождение туристских судов. Тем не менее, первое прохождение по ней на байдарках, и при том вверх по течению, вплоть до устья реки Кысык, с последующим переходом на реку Инзер, было проведено в мае 1965 года во время проведения Всесоюзного семинара по подготовке руководителей сложных водных походов. Руководили им Л.А.Лушиков и В.А.Марушин.

На Лемезе, немногим более 5 км от деревни Нижняя Лемеза, находилась передерживающая запань.            Жители деревень Средняя и Нижняя Лемеза говорили, что напротив этих деревень бревна, по весне плывшие по реке молем, вдруг вставали «на дыбы» и многие из них исчезали в периодически открывавшемся на дне реки водовороте. Если это так, то очевидно в каком-то месте речного дна существует пульсирующий понор, периодически открывающийся и всасывающий в себя воду вместе с ее содержимым. Отрицать этого явления нельзя, так как поноры в реках Башкортостана существуют. О явлении, в котором бы исчезали целые бревна, известно лишь здесь, от местных жителей.

 

ВПЕРЕД, ЧЕРЕЗ ЛЕМЕЗИНСКИЕ ПОРОГИ

Утренние сборы, при хорошей их организации, недолги. Сплавсредства лучше всего спускать на воду чуть ниже деревни. Наиболее надежными и удобными в эксплуатации являются рафты фирмы «RIG», изготовляемые ведущим водником РБ, участником и призером многих Всероссийских соревнований по водному туризму. Большие, многосекционные баллоны, многосекционное дно, с автономными заменяемыми надувными элементами, все это покрыто прочной оболочкой из водоотталкивающего синтетического материала. Сконструированный уфимскими туристами-водниками специальный рукав – для спуска воды, попавшей внутрь рафта при прохождении водопадов и порогов высшей категории сложности, ряд других приспособлений, – все это прекрасно зарекомендовало себя при сплаве по рекам 6 –ой, – высшей категории сложности на Кавказе, Саянах, Алтае и другим туристским районам России.

От п. Искушта Лемеза течет быстро, но довольно спокойно, придерживаясь северо-западного направления. Прибрежные хребты, окаймляющие речную долину, сплошь покрыты лесом. Временами сквозь их густые заросли проглядывают выходы скал. Течение ускоряется, начинается небольшая шивера, а за ней Лемеза круто поворачивает на север – в преддверье порогов Большой камень и Черная речка. Не услышать их нельзя. Эхо, создаваемое громогласным шумом воды, бьющим о каменную твердь, разносятся далеко по всей округе. Усиливаются в распадках Черного хребта и властно предупреждают о своей близости. С ними, идущими чередой друг за другом, шутки плохи. Раньше - в период ведения по реке молевого сплава бревна в их сливах вставали «дыбом», превращая речной поток в как бы «живую« ленту сотканную из них. Еще не видя мощи бушующих порогов, невольно сосредоточиваешь внимание на то, чтобы не пропустить главного стопорного ориентира – большую скалу красного цвета, нависшую над водой перед самым сливом шиверы. Широкая, отполированная водой скала опускается своим подножьем в глубокий спокойный речной плес. Отражает там свою твердь и, как бы предупреждает о предстоящей борьбе со стихией. После нее необходимо причалить к левому берегу и разведать предстоящий путь. Здесь находится небольшая полянка.

В большинстве верховьев рек, берущих свое начало в переплетении отрогов Южного Урала, до сих пор водятся рыбы, чье присутствие – вожделенная мечта любителей рыбной ловли. Некоторые из них – ручьевая форель, хариус и таймень занесены в Красную Книгу Башкортостана. И здесь, в ревущих водных потоках порога Большой Камень, возможна встреча с некоторыми из них.

Таймень сам по себе удивительный – относится он лососевым породам. Башкиры издавна называют его красной щукой или кызыл - балык. С хвоста и почти до середины имеет он бледный серо-розовый цвет. Жирный, без костей, с плотной, мелкой чешуей он действительно чем-то напоминает щуку. Зубы и пасть у тайменя особые. Им нет равных среди хищных рыб, обитающих в водоемах нашей республики. Зубы его не только многочисленны и разнообразны, но к тому же загнуты вовнутрь и покрывают даже язык и жаберные крышки хищника. Попробуй-ка, вырвись из такой пасти!

Жажда свободы заставляет пойманную рыбу биться до последнего мгновения. Он способен разогнуть или поломать почти любой тройник, в борьбе он разрывает себе губу и уходит в свою стихию – бушующие воды переката, где «разбойничает», питаясь другой, не менее интересной рыбой – хариусами.

Таймень во многих отношениях составляет как бы переход от лосося к форелям, которые, кстати, также водятся в некоторых ручьях – притоках Лемезы.

 От форели таймень отличается более заостренными парными плавниками, продолговатою формою чешуи, серебристо-белым цветом боков и брюха и более мелкими черноватыми пятнышками на жаберных крышках и боках туловища и серыми плавниками. Несмотря на то, что он стал редким видом рыб он встречается на многих горных реках нашей республики: Белой, Уфимке, Зилиме. Инзере. Нугуше и в их притоках.

На многих реках Сибири, Саян и Алтая мне самому приходилось «тягаться силой» с тайменем. Даже тогда, когда он сходит с крючка, на всю жизнь остаются воспоминания о встречи с ним. Всем необходимо беречь и охранять эту рыбу в наших реках!

Вторым стопорным ориентиром перед порогом служит огромный обломок скалы - камень, лежащий у самого уреза воды на правом берегу Лемезы. Именно он дал название этому порогу-шивере. Необходимо плыть, придерживаясь центра слива порога. Огромные валы воды, доходящие до высоты 2-4 метров, обрушиваются на плывущие суда. Река клокочет, пенится, старается перевернуть своими косыми валами-струями легкие туристские суда. Бросить их в левобережный прижим. Старается задержать их в пенящихся «бочках». Необходимо держаться центра реки. Страховка осуществляется экипажем из небольшой суводи левого берега. Здесь следует причалить суда к берегу и осуществить разведку начинающегося более сложного порога Черная речка.

Отсюда хорошо виден его мощный слив с беснующимися валами, зажатыми тесниной береговых скал.

 Река вновь делает крутой разворот, устремляясь на северо-запад. Русло сужается, скорость водного потока увеличивается, достигая почти 20 километров в час. Глядя вперед, кажется, что далее пути нет, и у черной скалы, вздымающейся напротив порога, река исчезает среди хаоса камней. Но это не так! Впереди потрясающая картина.        

По крутому, ясно видимому скату речного русла, загроможденному огромными валунами и торчащими из воды, словно останки каких - то монстров, несется бешеный поток воды. Речная поверхность представляет хитросплетение всего набора, предусмотренного в водном туризме: стоячие и косые валы, водовороты, «бочки», водяные ямы, прижимы к надводным камням, узкие проносы меж ними и другие препятствия, экзаменующие ваше умение их преодолевать.

Струи мечутся в поисках более простого, легкого пути. Взлетают волнами на скалы, грохочут по ним в яростном порыве, оглашают округу несмолкаемым гулом.

Порог этот имеет два слива. Первый находится на правом повороте. Он проходится у левого берега. Здесь безопаснее т.к. есть пространство для маневров. Второй слив находится несколько дальше – на левом повороте, метрах в 400 от первого. По нему следует проходить вдоль правого берега, где нет прижимного течения, могущего бросить суда на прибрежные камни.

Течение не ослабевает, а порою увеличивается. Судно мечется вверх - вниз, вправо и влево – словно необъезженная лошадь ковбоя. Невольно приходится двигаться вперед, где используя движения «корабликом», где другие приемы – «зависы», «зацепы» или «подтяжки». Так продолжается минут 12-15, а затем он утихомиривается, стихает, оставляя позади эмоции и воспоминания о прошедшей борьбе. Но впереди следующее препятствие – шестикилометровая шивера.

За порогом начинают встречаться острова. Первые два проходятся левой а следующий за ними – правой протокой. Правый берег крутой и скалистый. Левый с небольшой поймой. Через 5 км ниже последнего острова виден автогужевой мост, который связывает п. Искушта с деревнями, расположенными на правом берегу Лемезы. Часто, по весне, мост этот затапливается водой и проход под ним становится невозможным. Поэтому следует пристать к правому берегу, разгрузиться и совершить небольшой волок, обнося этот мост. Иногда вдоль левого берега образуется мелкая протока. При ее наличии и размерах можно воспользоваться этим путем. Справа, чуть ниже моста, впадает речка Кысык с некогда находящимся на ней поселком лесорубов. В этом месте следует пристать к берегу и осмотреть свое снаряжение.

За мостом река несколько успокаивается, но нет – нет, да и вздымается высокими пенящимися валами. Речная долина становится шире, прибрежные горы положе. Через 1,5 км ниже устья р. Кысык с правого берега впадают 2 ручья, а затем по левому берегу видны устья еще двух ручьев. В километре ниже них тянется цепь островов, проходимых правой протокой. В их начале и конце, с правого берега видны устья двух ручьев.

 Скоро, в расширенной части речной долины, и залесенного острова, прижавшегося к правому берегу Лемезы, встретится водопад Атыш. Левый берег с невысокими скалами, В нижней их части хорошо видны небольшие пещеры. За ними, ниже по течению, начинается длинная луговая поляна, поросшая невысоким кустарником. В сторону реки она обрывается невысоким крутояром.

Северо – западная окраина поляны переходит в коренной берег, поросший смешанным, преимущественно широколиственным, лесом. Здесь следует пристать и разбить лагерь.

Северный, правый берег, представлен низкой поймой, поросшей уремой. В конце острова поросшего лесом, и отделенного от правого берега узкой протокой, имеется тропа, ведущая к водопаду. В летнее время в этом месте находится верхний Атышский брод через Лемезу.

За островом река устремляется на север, и через полкилометра прижимается к невысокой скале правого берега и поворачивает влево - на запад.

Здесь, у скалы, находится устье ручья Атыш, а летом расположен нижний Атышский брод с тропой, проложенной вдоль ручья, уходящего в сторону водопада.

Приютившая вас поляна большая. В ее западной части, представленной залесенным склоном, течет ручей с хорошей питьевой водой. Вытекает он из мощного родника в обнажении левого коренного склона речной долины Лемезы. От него круто вверх поднимается тропа, ведущая к Атышскому перевалу. Это необходимо знать тем, кто заканчивает маршрут здесь – в месте посещения водопада.


 

ОБ АВТОРЕ

МАРУШИН ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Заслуженный учитель России и Башкортостана, мастер спорта СССР по туризму, Действительный член Русского географического общества, Почетный краевед РБ, член Союза журналистов РБ. Победитель городского конкурса «Лицом к лицу» в номинации «За заслуги перед городом». Победитель Всероссийского конкурса среди лучших учителей России 2010. Два высших и одно среднее специальное образования. Окончил лесной факультет БСХИ, географический факультет БГУ и Уфимское училище искусств по классу баяна. Автор более 80 книг и публикаций по туризму, экологии, географии и краеведению. В том числе серий книг: «Где отдыхать уфимцам», «Родные просторы», «Уфимское семигорье», «Чудеса за порогом дома твоего». Многих туристских путеводителей среди них - «Башкирия туристская», «Пять путешествий по реке Инзер», «На поклон к Иремелю-батюшке», «К Стерлитамакским шиханам-окаменевшей памяти древнего моря», « К жемчужине Урала-пещере Шульган-таш». Книги «Толковый словарь туриста Башкортостана», составление которой заняло 35 лет. В содружестве с известными фотографами издал краеведческий фотоальманах «Башкортостан – край восходящего солнца». Первым среди географов и краеведов РБ выявил и обосновал расположение города Уфы на семи холмах и ввел географическое понятие «Уфимское семигорье». Первым нашел точное местоположение водопада Атыш и указал его на карте. Создал научную гипотезу формирования карстовой системы водопада в горе Яш-кузташ. Открыл ряд пещер, в том числе пещеру «Заповедная» с черепами пещерных медведей. Является первым председателем МКК города Уфы и республиканской МКК детского туризма МО РБ. Туристский стаж более 50 лет. Работник системы «Баштур» с 1960 года. Первый председатель комиссии по пропаганде туризма и экологии «Баштура». Старший инструктор-методист высшей категории. Руководитель ряда Всесоюзных семинаров по подготовке инструкторских кадров. Разработчик тематических экскурсий по городу Уфе и сопроводительных автобусных экскурсий для туристско-экскурсионных бюро «Баштура». В настоящее время работает учителем географии в средней школе г. Уфы.

Водопад Атыш 7-8 марта — DRIVE2

Атыш (от башк. Атыш — бьющий, стреляющий) — водопад на Южном Урале, в Белорецкий район республики Башкортостан. Водопад — это выход из грота Атыш на поверхность подземной реки, которая также называется Атыш. Сам грот (он же Атышская пещера) находится в горе Яш-Кузь-таш.

Вид на водопад сверху, с грота Атыш
Внутри Атышского грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей шириной 6 м и высотой 4,5 м, что и дало название водопаду. У основания скалы за столетия выработались два водобойных котла диаметром 20 м, глубиной 7-10 м. Из этого озера река Атыш течет дальше в Лемезу, откуда до недавнего времени заходил в озеро на нерест таймень.

Возраст водопада очень большой. Гора, где находится водопад Атыш, сложена известняками возрастом 570 миллионов лет. Воды речушек Агуй и Атыш проточили в верхней части горы известняк, и прошли вниз на южный склон горы, составляющий коренной берег речной долины реки Лемеза.

Больше фото и букв тут

Атыш — DRIVE2

Лайтово-активный выходной прошел у нас 03.02.2019г. В очередной раз посетили зимой водопад Атыш. Не от Сухой Ати, как обычно, и не «покатушкой вокруг бани», как два года назад одним днем из Чесноковки туда-обратно, преодолев в общей сложности 312км. А вполне лайтово, довезя снегоходы до Верхней Фроловки, а от нее примерно за час добравшись до места.

Полный размер

Полный размер

По Лемезе, конечно, есть промоины и полыньи, кое-где пришлось проскакивать ходом, где-то петлять как зайцам по лесу, но в целом все добрались и непредвиденно в воду не окунулись.

Полный размер

И "№2" не подвели, помогая в нужный момент и не мешая вести во все остальное время )))

Полный размер

Из Википедии: «Атыш (от башк. Атыш — бьющий, стреляющий) — водопад на Южном Урале, в Белорецком районе Республики Башкортостан. Водопад — это выход из грота Атыш на поверхность подземной реки, которая также называется Атыш. Сам грот (он же Атышская пещера) находится в горе Яш-Кузь-таш.
Внутри Атышского грота вода бьёт из наклонного отверстия мощной восходящей струёй шириной 6 м и высотой 4,5 м, что и дало название водопаду. У основания скалы за столетия выработались два водобойных котла диаметром 20 м, глубиной 7—10 м. Из этого озера река Атыш течёт дальше в Лемезу, откуда до недавнего времени заходил в озеро на нерест таймень.

Полный размер

Возраст водопада очень большой. Гора, где находится водопад Атыш, сложена известняками возрастом 570 миллионов лет. Воды речушек Агуй и Атыш проточили в верхней части горы известняк и прошли вниз на южный склон горы, составляющий коренной берег речной долины реки Лемеза.
В настоящее время водопад Атыш — одно из наиболее популярных мест ценителей башкирских природных красот, несмотря на экологическую обстановку вокруг водопада.»
Кстати экологическую обстановку в прошлом году исправляли уфимские джиперы, организовав туда целую экспедицию. А надо сказать, что летом к Атышу можно доехать только на очень серьезно подготовленном авто. Так что вечный вопрос кто же мусорит, конкретно на Атыше проиграли пешники да лыжники. Но сейчас не о том. Зима пушистым белым покрывалом скрыла от глаз возможно еще лежащий или вновь оставленный мусор, главное за нами ничего не осталось, все рассовали по пакетам и выкинули в контейнер в городе – зря чтоль с этого года за вывоз платим!
Пара часов на водопаде была посвящена сьемкам,

Полный размер

Полный размер

шашлыкингу и, конечно, купанию!

Обратно возвращались довольные и слегка уставшие,

Полный размер

надышавшиеся вкусного прозрачного воздуха (кстати это был первый выезд за полтора десятка лет, когда никто даже рюмки не пригубил!). Лицезрели красивый закат.

Полный размер

Итог. Видимо это возраст. Уже не хочется биться-рубиться и куда то мчаться, ехать за тридевять земель в какие то экспедиции, курочить технику ради достижения каких то вымышленных высот. А хочется вот так — лайтово, размеренно, общаться с друзьями и знакомыми в расслабляющей обстановке, сами ее же и создавая.
Всем мира и добра.

Внедорожный маршрут Mudroads.ru: Водопад Атыш

Дорога до водопада Атыш и Заповедной пещеры (Медвежья)

До деревни Верхние лемезы можно доехать на любом автомобиле, и дальше до водопада либо пешком, либо на внедорожнике. 

Дорога зависит от погоды. В сухую погоду проезжабельно на стандартном внедорожнике.

Водопад Атыш, образован подземной речкой, проделывающей большой путь в недрах. Водопад Атыш находится на правом берегу р. Лемезы, в 10 км от поселка лесорубов Лемезаюрт Белорецкого района. Он относится к числу уникальных явлений природы но своему строению. В отличие от обычных водопадов Атыш (Стреляющий — башк.) низвергается из входного отверстия карстовой пещеры, расположенной в отвесной скале, с высоты 4,1 м от уровня поймы р. Лемезы. Ширина струи достигает б м. Поток этот вытекает из грота шириной 6 м, высотой 4,5 м и глубиной около 10—11 м. Внутри грота вода бьет мощной восходящей струей из наклонного хода. У основания скалы, в отложениях пойменного аллювия, падающая струя воды выработала огромный водобойный котел диаметром 20м, глубиной около 7 м. Обрушивающийся поток, заполняя этот котел, образует сточное озерцо. По извилистому руслу, пробегая около 200 м по пойме, Атыш впадает в реку Лемезу.

Примерно в 60 метрах над водопадом есть пещера. Называется он Заповедная или Медвежья пещера.

Чтобы добраться до нее нужно подняться по крутому склону.

 

Вход в пещеру узкий, находится в каменном уступе. Рядом с входом в Заповедную пещеру, чуть правее, есть маленький узкий лаз. Эта маленькая пещера всего метра 3, в конце её наверх уходит трещина в скале.

Заповедная пещера среди туристов больше известна как Медвежья пещера. Связано это с тем, что в пещере до сих много костей медведя. Многие считают, что раньше сверху пещеры была яма, в которую падали животные, на самом же деле эта пещера была культовым местом для палеолитических охотников. Первые кости и черепа пещерного медведя нашли 1969 году. Позже археологи нашли здесь раздробленные и обожженные кости и других животных — волков, сурков и лис.  Видимо, из-за этих костей весь пол пещеры перерыт и видны множество обломков сталактитов и сталагмитов. Но несмотря на это, пещера все-равно интересна и её можно легко посетить с детьми.

 

В Заповедной пещере есть несколько небольших залов, практически везде можно ходить в полный рост, кроме входа в пещеру и одного маленького зала, где туристы устроили «алтарь». Каждый, кто залазит туда, оставляет какую-нибудь вещь.


Контрольный вопрос: Фото авто на берегу реки в конце пути.

Смотрите также

Описание: