Витебский вокзал где находится


Витебский вокзал — Википедия

Эта статья — о вокзале в Санкт-Петербурге. О станции в Витебске см. Витебск (станция).
Станция
Санкт-Петербург-Витебский
Витебское направление
Октябрьская железная дорога

Отделение ж. д. Санкт-Петербург—Витебское отделение
Дата открытия 30 октября (11 ноября) 1837 года
Прежние названия Царскосельский вокзал,
Детскосельский вокзал
Тип пассажирская
Классность I
Количество платформ 5
Количество путей 8
Тип платформ 2 боковые, 3 островные
Форма платформ прямая, изогнутая
Электрифицирована 1953 год
Санкт-Петербург-Витебский — Павловск[1]
Ток постоянный, =3кВ[1]
Архитекторы С. А. Бржозовский
Инженеры-конструкторы С. И. Минаш
Выход к Загородный проспект
Расположение Санкт-Петербург
Пересадка на станции  Пушкинская
 Звенигородская
Пересадка на

1М, 1Мб, 4М, 4Мб, 5М, 5Мб
16
3, 8, 15, 17

К-25, К-90, К-124, К-177, К-258, К-338
Установленный километраж 0
Код в АСУЖТ 033061
Код в «Экспресс-3» 2004003
 Медиафайлы на Викискладе
Чертёж второго вокзала Вокзал на фотографии производства мастерской К. Буллы, 1900-х гг. Западный фасад здания Парадный зал с мраморной лестницей Зал ожидания первого этажа Зал ожидания второго этажа Дебаркадер, у платформы поезд
№ 61 «Петербург — Кишинёв» Оригинальный багажный лифт на платформе (не действует)

Ви́тебский вокзал (ранее Царскосельский, затем — Детскосельский[2]) — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Витебский. Расположен по адресу: Загородный проспект, 52.

Один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Старейший железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге и России. Здание вокзала являются объектами культурного наследия народов России и охраняются государством.

Витебский — самый первый вокзал в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Движение на участке Санкт-Петербург — Царское Село было торжественно открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года. Первым, отправившимся со станции поездом, стал паровоз «Проворный» с руководителем строительства железной дороги и инженером Францом Герстнером в качестве машиниста, а также с другими почётными пассажирами, среди которых был император Николай I.

В 1849—1852 годах на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века.

Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш. В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это здание — одна из первых общественных построек в стиле модерн.

Ярко выражена непривычная для начала XX века планировка здания, когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения. В этой постройке чётко прослеживается основной принцип построения зданий модерна «изнутри → наружу». Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана, исходя из рациональных соображений[3].

При открытии вокзал получил восторженную оценку современников. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие (автор — инженер В. С. Персон).

Элементы вокзала[править | править код]

Главный (северный) фасад вокзала выходит на Загородный проспект. Этот фасад простирается от башни с часами с левой стороны до вестибюля и полукруглого перехода к западному фасаду — с правой.

Железные решётки балконов вокзала исполнены коваными рисунками, напоминающими лиру. Как об этом писали на момент открытия вокзала, «своеобразного рисунка».[3] Оригинальные ажурные козырьки над многочисленными входами вокзала выполнены по индивидуальным проектам.

Главный фасад[править | править код]

Основное помещение вокзала  — это гигантский вестибюль с парадной лестницей. Высота зала составляет более двадцати метров, зал венчает металлический купол. Парадная лестница зала является доминантой помещения, она украшена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Освещение зала выполнено с использованием естественного освещения — дневной свет проходит в зал через расположенные по всем стенам витражные окна. Искусственный свет создаётся с помощью электрических светильников, расположенных по периметру зала. Они выполнены из железа и окрашены в чёрный цвет.

Между окнами в простенках установлены лепные панно, окрашенные под цвет старой бронзы. На них изображены головы Меркурия и женских головок, и декорированных стилизованными растительными орнаментами. Этот выбор не случаен: Меркурий является богом торговли и путешествий.

На фасаде вестибюль — это масштабный ризалит с большой витражной аркой. Её оформление перекликается с аркой на здании магазина братьев Елисеевых на Невском проспекте, построенном по проекту гражданского инженера Г. В. Барановского в 1902 — 1903 годах.

Парадный вход наверху украшен гербами Петербурга и Витебска — конечных пунктов Витебской линии на момент постройки вокзала.

Кроме вестибюля, вертикальной доминантой здания служит высокая часовая башня, имеющая эффектный живописный силуэт.

Переход между фасадами оформлен колоннами, стилизованными под дорический ордер.

Восточный и западный фасады[править | править код]

Большую часть фасадов занимает трёхсводчатый дебаркадер, выполненный по проекту инженера В. С. Герсона.

Арки дебаркадеров металлические, клёпаные, изначально перекрыты стеклом. В качестве ограждений используются решётки из листового железа, украшенные металлическими цветами. Дебаркадер не покрывает платформы целиком, примерно треть перронов находится под открытым небом.

Восточный фасад здания несёт утилитарное назначение — его формируют два объёма — комплекс помещений центрального фасада, увенчанный часовой башней, и объём маршевой лестницы и лифта для пассажиров. После строительства станции метрополитена с этой стороны здания, основная часть пассажиропотока пассажиров дальнего следования пользуется этой лестницей.

Со стороны западного фасада организовано отправление пригородных поездов, в этом фасаде расположены кассы пригородного сообщения. Для обеспечения работы автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов были установлены металлические решётки, существенно изменившие общий вид здания.

Особенности проекта вокзала[править | править код]

На вокзале очень широко использовались различные сложные технические новинки, многие решения были новаторскими для того времени:[3]

  • Лифты для багажа и пассажиров;
  • Транспортёры;
  • Рельсовое полотно, расположенное на втором этаже,
  • Широко использовалось электричество.

Вокзал изначально был богато художественно украшен:

  • Практически все части вокзала (балконы, лестничные спуски и пролёты, витражи, фонари) украшены художественной ковкой
  • На башне с часами изображены рельефы сов;
  • Один из залов украшен картинами, посвящёнными истории Царскосельской железной дороги (художники Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская).

Проблема лифтов[править | править код]

На вокзале отсутствуют лифты для пассажиров и багажа (исторические лифты не работают) — чемоданы пассажирам приходится вручную поднимать на второй этаж, где расположены перроны.

Сохранность и реставрация[править | править код]

Витебский вокзал. Санкт-Петербург. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2009 год

Несмотря на то, что зданию вокзала на момент принятия решения о проведении реставрационных работ не исполнилось ста лет, при обследовании здания было выявлено, что суровый климат Санкт-Петербурга и тяжёлая экологическая обстановка в центре города в конце XX века нанесли памятнику архитектуры внушительный ущерб. До этого момента комплексных реставрационных работ на вокзале не проводились.[3]

В 2001—2003 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга были проведены работы в рамках программы по реставрации и восстановлению вокзалов города. Работы включали в себя реконструкцию вокзала, в ходе которой были проведены следующие работы:[3]

  • Восстановлен купол.
  • Воссоздана окраска здания (по отчётам 1904 года «желтовато-сероватый»).
  • Восстановлены оригинальные окна фасада, выполненные по оригинальным чертежам.
  • Обновлён лепной орнамент.
  • Заново декорирована парадная мраморная лестница.
  • Воссоздано «Императорское кафе».
  • Обновлены отливки орнаментов.
  • Исправлены эксплуатационные дефекты конструкции дебаркадера и навесов.
  • Были восполнены утраченные элементы первоначального проекта, отреставрирован металлодекор.

По результатам обследования состояния здания, сохранность подлежащего реставрации наружного металлодекора составляла около 2 %. По этой причине реставраторам пришлось заниматься полным воссозданием исторического памятника.[3]

Витебский вокзал ночью

В качестве примера можно привести работы специалистов фирмы «Гранит», в задачу которых входило воссоздание козырьков над входами: работы включали в себя создание полностью утраченных деталей по сохранившейся исторической документации, а также ковка деталей по образцу, коим служили аналоги и оставшиеся детали[3].

Конструктивной особенностью здания являлось использование в качестве крепежа огромного количества заклёпок, сварка применялась минимально. Эти работы были повторены, для чего приходилось использовать большой ассортимент типоразмеров заклёпок, изготовленных вручную. Все работы велись под надзором КГИОП, что гарантирует сохранность памятника.[3]

Рабочий ввод системы АСКОП (автоматизированная система контроля оплаты проезда) пассажирами пригородных поездов состоялся 14 июля 2001 года[4].

Путевое развитие вокзала состоит из 8 путей, вокруг которых сооружены 5 высоких платформ. Первые 4 пути лишены электрификации и заходят под дебаркадер (восточный и центральный нефы). Остальные 4 пути предназначены для пригородного сообщения и электрифицированы, причём пути № 5 и № 6 упираются в западный неф дебаркадера, но не заходят под него. За пределами дебаркадера, на платформах № 1-3 построены навесы.

В 1987 году в специальном стеклянном павильоне установлен макет поезда с паровозом «Проворный», совершившего первый в России рейс из Петербурга в Царское Село в 1837 году (в 2017-ом году павильон демонтировали, а паровоз отправили на станцию Царскосельская Южной трассы МОЖД).

30 октября 2007 года в честь 170-летия российских железных дорог в Световом зале вокзала открыт памятник Ф. А. Герстнеру — австрийскому инженеру, строителю первой железной дороги в России.

Также Герстнеру и локомотиву «Проворный» посвящена мемориальная табличка на фасаде здания. Она установлена на изогнутой колоннаде здания, связывающей северный и западный фасады.

В августе 2014 года у входа в вокзал был открыт памятник героям Первой мировой войны.

На берегу Введенского канала был построен Царский павильон Императорской ветки Царскосельской железной дороги, куда прибывали поезда членов императорской фамилии.

Царскосельский железнодорожный мост

В отличие от других вокзалов Санкт-Петербурга, перед ним нет большой привокзальной площади: центральный фасад здания выходит на Загородный проспект, восточный фасад выходит на небольшой проезд, который после Великой Отечественной войны был назван именем П. Д. Винокурцева. Западный фасад здания при постройке выходил на Введенский канал, после его засыпки в 1965—1971 годах теперь выходит на улицу Введенского канала.

Через Обводный канал по ходу следования железной дороги был перекинут Царскосельский железнодорожный мост.

Рядом с вокзалом в 1956 году был построен наземный вестибюль станции метро «Пушкинская». В 2008 году открылась пересадочная с ней станция «Звенигородская».

Напротив Витебского вокзала на противоположной стороне Загородного проспекта находится Военно-медицинский музей — крупнейший российский историко-медицинский музей мирового класса. Перед этим музеем находится сквер, в котором до сноса в 1933 году находился Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка.

Направления, перевозчики и расписание[править | править код]

  • Вокзал является своеобразным киноактером — часто играет роли других вокзалов благодаря своему колоритному дебаркадеру. На Витебском вокзале сняты сцены многих фильмов, в том числе и таких, где действие разворачивается не в Санкт-Петербурге или должно развиваться на другом вокзале[5] города не Неве, в частности:
  • На Витебский (в 1918 году — ещё Царскосельский) вокзал прибывает поезд с героями песни Александра Розенбаума «Путешествие из Одессы в Петроград»:

И вот на горизонте Царскосельский вокзал

Встречает урков с мясом пирожками.

ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: КАК ДОБРАТЬСЯ

Витебский вокзал — это самый первый вокзал в России. Он был построен ещё в 1837 году, когда самая первая железная дорога связала Царское Село со столицей — Петербургом. Макет паровоза «Проворный», который первым проехал по новой дороге,  был установлен в 1987 году в специальном стеклянном павильоне на территории Витебского вокзала. Отсюда и старые названия вокзала: изначально он был «Царскосельским», затем — «Детскосельским».

В 1904 году на месте старого вокзала появился новый, теперь уже Витебский, и больше не перестраивался. В наши дни вокзал совсем не похож на типовые сооружения, он очень эстетичен и колоритен. Вокзал обслуживает пригородные направления, отправляет и принимает поезда дальнего следования (в том числе международные рейсы), обслуживая ежедневно около 30 тысяч человек. Увеличивается пассажиропоток в летнее время, когда большое число туристов направляется в знаменитые пригороды Северной столицы.

Ежедневно с вокзала отправляются поезда дальнего следования в города России, страны СНГ и Европы такие как Адлер и Смоленск, Киев и Львов, Гомель, Кишинев, Ригу и Вильнюс. Также именно отсюда оправляются поезда в страны Балтии, в Берлин и Будапешт, Варшаву и Прагу.

С Витебского вокзала отправляются электрички до станций Оредеж и Поселок, Новолисино и Новгород на Волхове. Особенно популярны у туристов электрички до Пушкина и Павловска. Проход к электропоездам – через турникеты. Проход к пригородным поездам осуществляется как со второго этажа основного здания вокзала, так и через отдельный павильон, расположенный с западной стороны вокзала.

Услуги Витебского вокзала

Посмотреть расположение касс, залов и других объектов можно на схеме Витебского вокзала выше.

Основные помещения Витебского вокзала расположены на двух этажах. На первом этаже находятся кассы предварительной продажи билетов на поезда дальнего следования и камеры хранения, а все основные службы и главный зал ожидания расположены на втором этаже. Выход на платформы к поездам также осуществляется со второго этажа.

Вокзал предлагает пассажирам и ожидающим стандартные услуги: хранение багажа и ручной клади (работают в круглосуточном режиме), услуги носильщиков, комнаты матери и ребенка (в течение 3 часов бесплатно, спальное место не предоставляется). В здании работает медпункт. На всей территории действует сеть Wi-Fi — может потребоваться подтверждение доступа через SMS.

На Витебском вокзале есть комнаты отдыха различных категорий (расположены на 3 этаже). Места в них можно забронировать заранее, можно — по факту. Стоимость — в зависимости от времени пребывания (до 6 часов, до 12 часов, до 1 суток).
В здании расположены банкоматы, кафе, магазины. На территории, прилегающей к вокзалу, в шаговой доступности много магазинов, самых разных кафе и магазинов.

Расписание электропоездов и поездов дальнего следования

КАК ДОБРАТЬСЯ

Витебский вокзал находится по адресу:  г. Санкт-Петербург, Загородный проспект, 52. Тел 8 (800) 775-00-00 (Единая справочная РЖД).

Удобное расположение позволяет без особых трудностей добраться до вокзала из любых районов Санкт-Петербурга. Рядом с вокзалом находятся остановки всех видов транспорта и станция метро «Пушкинская».

Добраться проще всего на метро — станция «Пушкинская» (красная линия метрополитена), расположена в соседнем с вокзалом здании.

Вход в метро расположен слева от вокзала (если стоять лицом к центральном входу, обогните здание). Это единственный вокзал Петербурга, из которого нет непосредственного входа в метро.

Станция «Звенигородская» (фиолетовая линия метрополитена), является пересадочной на Пушкинскую, но ее наземный вестибюль находится в удалении от вокзала, поэтому, если вы едете по фиолетовой ветке, удобнее сначала перейти на Пушкинскую, а потом выйти из метро рядом с вокзалом.

Рядом с железнодорожным вокзалом располагаются остановки следующих видов наземного общественного транспорта:

  • Автобусы № 39э  — ост. Витебская пл.
  • Троллейбус № 3, 8, 15, 17  — ост. Витебский вокзал.
  • Трамвай № 16  — ост. Витебский вокзал.
  • Маршрутное такси № К25, К90, К124, К177, К258, К338  — ост. Витебский вокзал.

С Витебского вокзала до аэропорта Пулково

Дорога от железнодорожного вокзала до аэропорта «Пулково» занимает от 55 до 70 минут.

В пути необходимо сделать одну либо две пересадки в зависимости от выбранного вида транспорта. Если ваша поездка начинается от Витебского вокзала, спускайтесь в метро и направляйтесь к ст. «Технологический институт» (1 остановка по красной линии метрополитена), затем сделайте пересадку на синюю линию ст.м «Технологический институт 2» и продолжайте движение до ст. м. «Московская» 5 станций.

Вам нужен выход из метро на ул. Алтайская, это в сторону головы поезда. Можно ориентироваться просто по надписи «Аэропорт».

Далее автобус № 39 и маршрутное такси № К39. Время в пути от станции метро «Московская» составит 15-20 минут на маршрутном такси и 30-35 минут на автобусе. Автобусы курсируют с 5-30 до 01-30 с интервалом в 12-20 минут, маршрутные такси – с 7-00 до 23-30 с интервалом в 5 минут.

Подробно ознакомиться с вариантами как добраться до аэропорта Пулково вы можете здесь.


Как добраться с Витебского вокзала до других железнодорожных вокзалов Санкт-Петербурга

  • На Балтийский вокзал: на метро, от станции метро «Пушкинская» (Красная линия) до станции «Балтийская» — 2 остановки без пересадок. Вход в Балтийский вокзал сразу из метро. Или на троллейбусах № 3 или 8.
  • На Финлядский вокзал: на метро, от станции метро «Пушкинская» (Красная линия) до станции «Площадь Ленина» — 4 остановки без пересадок. Вход в вокзал — это соседняя дверь, рядом с выходом из метро.
  • На Московский вокзал: на метро, от станции метро «Пушкинская» (Красная линия) до станции «Площадь Восстания» — 2 остановки без пересадок. На выходе внимательно смотрите на указатели — и тогда попадёте прямо на территорию Московского вокзала, вход в главное здание будет в двух шагах перед вами.
  • На Ладожский вокзал: на метро, от станции метро «Пушкинская» (Красная линия) до станции «Владимирская» — 1 остановка, далее перейти на  станцию «Достоевская» (оранжевая линия) и проехать 4 остановки до станции «Ладожская». В здание Ладожского вокзала можно попасть прямо из метро, причём именно в тот зал, откуда есть выходы к поездам.

Схему линий Петербургского метрополитена Вы можете посмотреть или скачать здесь.

Железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга

Трансфер с Витебского вокзала

Оптимальный вариант для тех, кто едет большой компанией или с объемным багажом, а также для тех, кто любит комфорт и хочет как можно быстрее доехать до места назначения — это частный трансфер.  Цена известна заранее и фиксирована из любой точки в пределах Санкт-Петербурга.  Вы можете выбрать один из 11 классов авто: от седана до 19-местного автобуса или премиум-авто, а если путешествуете с детьми, то можете заказать детские кресла или бустеры.

Отели рядом с Витебским вокзалом



Booking.com

Найдите билеты на поезд с Витебского вокзала

Если Вы еще не приобрели билеты, то прямо сейчас можете воспользоваться удобной формой поиска. Все, что нужно – это ввести город отправления и прибытия поезда, предполагаемую дату поездки, количество пассажиров и нажать «Найти билеты».

Витебский вокзал, Санкт-Петербург. Гостиницы рядом, как добраться, расписание на сайте Туристер.Ру

Витебский вокзал — старейший в Санкт-Петербурге и в России. Обслуживает пригородные направления, отправляет и принимает поезда дальнего следования (в том числе международные рейсы), обслуживая каждый час около тысячи человек.

Возле здания находится станция метро «Пушкинская» и пересадочная с ней станция «Звенигородская».

Гостиницы у Витебского вокзала в Санкт-Петербурге

История, услуги, схема Витебского вокзала

Первое здание — деревянное, одноэтажное — было открыто в 1837 году.

Знакомое петербуржцам и гостям города нынешнее огромное здание в стиле модерн было создано в 1904 году по проекту архитектора С. А. Бржозовского. Уже тогда вокзал оборудовали лифтами и транспортерами.

В следующие годы вокзал не раз перестраивали и реставрировали, сохраняя исторический облик памятника.

В здании расположены зоны отдыха и комнаты длительного пребывания, камеры хранения, кафе и магазины, медпункт, другие социально значимые объекты.

Посмотреть расположение касс, кафе (зеленым), магазинов и сервисов (красным) можно на схеме Витебского вокзала, расположенной справа.

Расписание Витебского вокзала

Ниже представлено табло Витебского вокзала — указано время отправления и прибывания поездов и электричек. Оно кликабельно, можно перейти на сайт Яндекс. Расписания и посмотреть цены на билеты.

Популярные направления поездов и электричек с Витебского вокзала

Электричка Санкт-Петербург — Пушкин

В пути полчаса. Расписание электричек Витебский вокзал — Пушкин (вокзал Царское село) можно посмотреть онлайн, на сайте Яндекс.Расписания.

Электричка Санкт-Петербург — Павловск

Частые рейсы в течение дня. Дорога занимает около 40 минут. Узнать, как ходят электрички Витебский вокзал — Павловск можно на сайте Яндекс.Расписания.

Электричка Санкт-Петербург — Оредеж

Несколько рейсов в день, в пути примерно 2,5 часа. Расписание электричек Витебский вокзал — Оредеж смотрите на онлайн-табло Яндекс. Расписаний. Данное направление подходит и для того, чтобы добраться до станции 21 км — расписание электрички по ссылке.

Электричка Санкт-Петербург — Шушары

Можно сесть на пригородный поезд до Павловска, Новолисино, Оредежа и некоторых других населенных в пунктов. До нужной станции — всего 18–20 минут пути. Посмотреть полное расписание электричек Витебский вокзал — Шушары можно на Яндекс.Расписаниях.

Электричка Санкт-Петербург — Вырица

Электрички по маршруту Витебский вокзал — Вырица ходят часто. Расписание — по ссылке.

Электричка Санкт-Петербург — Купчино

В пути минут 15. Узнать, как часто ходит электричка Витебский вокзал — Купчино можно на сайте Яндекс.Расписания.

Электричка Санкт-Петербург — Антропшино

Много рейсов пригородных поездов в течение дня, в пути около 45 минут. Расписание электричек до Антропшино с Витебского вокзала смотрите на сайте Яндекс.Расписания.

Поезд Санкт-Петербург — Минск

Обычно несколько рейсов в день, в пути 13–18 часов. Самый быстрый — фирменный поезд «Звезда». Полное расписание — по ссылке.

Поезд Санкт-Петербург — Брест

Есть скорые поезда до Бреста (один рейс в день, в пути 18 ч.) и проходящие — до Праги, Вены. На скором можно также уехать в Витебск, Минск, Локню. Все рейсы — на сайте Яндекс.Расписания.

Поезд Санкт-Петербург — Вильнюс

Рейс ежедневный плюс несколько по специальным дням. В пути примерно 13,5 часов,15 остановок, в том числе в Пскове. Актуальное расписание по маршруту Витебский вокзал СПБ — Вильнюс смотрите на сайте Яндекс.Расписания.

Поезд Санкт-Петербург — Рига

Поезд до Риги идет почти 15 часов. Расписание — по ссылке.

Поезд Санкт-Петербург — Гомель

Рейсы есть практически каждый день. Время в пути 16–17 часов. Точное расписание можно посмотреть на сайте Яндекс.Расписания.

Поезд Санкт-Петербург — Днепропетровск

Рейсы до Днепропетровска — только по специальным дням, в пути 36 часов. Посмотреть расписание по маршруту Витебский ж/д вокзал — Днепропетровск можно на сайте Яндекс.Расписания.

Как добраться с Витебского вокзала до аэропорта и ж/д вокзалов

Витебский вокзал — Ладожский вокзал: на метро, 1 станция до «Владимирской» (пройти на пересадочную «Достоевскую»), 4 станции до «Ладожской».

Витебский — Московский вокзал: на метро без пересадок — 2 станции и выйти на «Пл. Восстания».

Витебский — Балтийский вокзал: пешком — чуть более 2 км; метро — от «Пушкинской» до «Балтийской» 2 станции.

Витебский — Финляндский вокзал: 4 станции без пересадок до метро «Площадь Ленина».

Добраться с Витебского вокзала до аэропорта Пулково можно примерно за 1–1,5 часа, с минимальным количеством пересадок маршрут следующий: 1 станция от «Пушкинской» до «Технического института», перейти на Московско-Петроградскую ветку, проехать 5 станций до метро «Московская», от которого от которого отходят экспресс-автобусы № 39, следующие до аэропорта Пулково.

Как доехать до Витебского вокзала Санкт-Петербурга

Вокзал расположен напротив Введенского сада, недалеко от ТЮЗа, Багратионовского сквера, Юсуповского и Польского садов, при желании можно прогуляться и от Сенной площади, Гостиного двора.

Из разных районов города удобно ехать на маршрутках автобусах. До здания также идут троллейбусы и трамваи, пригородные поезда.

Аренда авто в Санкт-Петербурге

Поиск автомобиля в прокат

Rent a car

  • Поиск по 221 прокатной компании по всему миру
  • 40 000 пунктов выдачи
  • Простая отмена или изменение вашего бронирования

Трансфер, такси от Витебского вокзала

Индивидуальный трансфер позволяет сократить время в дороге по заранее спланированному маршруту: доехать до любого района Петербурга, до другого ж/д вокзала или в аэропорт Пулково.

Витебский вокзал: табло вокзала. Отправление.

московское время
рейсрасписаниестатус
05:43, 6 марта

ожидается

06:25

ожидается

06:35

ожидается

06:50

ожидается

07:00

ожидается

07:21

ожидается

07:38

ожидается

07:45

ожидается

07:50

ожидается

08:14

ожидается

08:28

ожидается

08:50

ожидается

08:58

ожидается

09:18

ожидается

09:38

ожидается

09:59

ожидается

12:14

ожидается

12:38

ожидается

12:54

ожидается

13:22

ожидается

13:37

ожидается

14:16

ожидается

14:26

ожидается

14:38

ожидается

15:10

ожидается

15:38

ожидается

Витебский вокзал Википедия

Станция
Санкт-Петербург-Витебский
Витебское направление
Октябрьская железная дорога

Витебский вокзал города Санкт-Петербурга
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781620571500006 (ЕГРОКН)
объект № 7810030000 (БД Викигида)
Отделение ж. д. Санкт-Петербург—Витебское отделение
Дата открытия 30 октября (11 ноября) 1837 года
Прежние названия Царскосельский вокзал,
Детскосельский вокзал
Тип пассажирская
Классность I
Количество платформ 5
Количество путей 8
Тип платформ 2 боковые, 3 островные
Форма платформ прямая, изогнутая
Электрифицирована 1953 год
Санкт-Петербург-Витебский — Павловск[1]
Ток постоянный, =3кВ[1]
Архитекторы С. А. Бржозовский
Инженеры-конструкторы С. И. Минаш
Выход к Загородный проспект
Расположение Санкт-Петербург
Пересадка на станции  Пушкинская
 Звенигородская
Пересадка на

1М, 1Мб, 4М, 4Мб, 5М, 5Мб
16

Витебский вокзал

от остановки «Витебский вокзал» (260 метров)

Балтийский вокзал - 7 остановок на троллейбусе 3, 8

Финляндский вокзал - 12 остановок на маршрутке 258

Балтийская - 6 остановок на троллейбусе 3, 8

Владимирская - 3 остановки на маршрутке 258

Достоевская - 2 остановки на маршрутке 258

Звенигородская - 1 остановка на маршрутке 258

Московские Ворота - 8 остановок на троллейбусе 15

Площадь Ленина - 12 остановок на маршрутке 258

Технологический Институт - 1 1 - 1 остановка на троллейбусе 15, 3, 8

Фрунзенская - 5 остановок на троллейбусе 15

Электросила - 11 остановок на троллейбусе 15

от остановки «Витебский вокзал; Станция метро Пушкинская» (260 метров)

Купчино - 35 остановок на маршрутке 25

Московский вокзал - 4 остановки на автобусе 4М

Сортировочная - 23 остановки на автобусе 5М

Финляндский вокзал - 10 остановок на троллейбусе 3, 8; 11 остановок на маршрутке 177

Автово - 14 остановок на автобусе 1М

Академическая - 23 остановки на автобусе 1М

Бухарестская - 13 остановок на автобусе 5М

Владимирская - 3 остановки на маршрутке 15, троллейбусе 15, маршрутке 177, автобусе 1М, маршрутке 25, троллейбусе 3, 8, маршрутке 90

Волковская - 10 остановок на автобусе 5М

Выборгская - 14 остановок на автобусе 1М

Гражданский проспект - 28 остановок на автобусе 1М

Достоевская - 2 остановки на маршрутке 15, троллейбусе 15, маршрутке 177, автобусе 1М, маршрутке 25, троллейбусе 3, 8, маршрутке 90

Звенигородская - 1 остановка на маршрутке 15, троллейбусе 15, трамвае 16, троллейбусе 17, маршрутке 124, 177, автобусе 1М, маршрутке 25, троллейбусе 3, автобусе 4М, 5М, троллейбусе 8, маршрутке 90

Кировский завод - 11 остановок на автобусе 1М

Купчино - 35 остановок на маршрутке 25

Ладожская - 13 остановок на автобусе 4М

Лесная - 15 остановок на автобусе 1М

Лиговский Проспект - 2 остановки на автобусе 4М, 5М; 5 остановок на трамвае 16, маршрутке 124

Международная - 16 остановок на автобусе 5М

Московские Ворота - 8 остановок на маршрутке 15, троллейбусе 17, маршрутке 25

Нарвская - 6 остановок на автобусе 1М; 11 остановок на маршрутке 177

Новочеркасская - 9 остановок на автобусе 4М

Обводный Канал - 3 остановки на автобусе 5М; 6 остановок на трамвае 16, маршрутке 124

Площадь Александра Невского - 1 3 - 8 остановок на автобусе 4М

Площадь Восстания - 4 остановки на автобусе 4М

Площадь Ленина - 10 остановок на троллейбусе 3, 8; 11 остановок на маршрутке 177

Площадь Мужества - 17 остановок на автобусе 1М

Политехническая - 18 остановок на автобусе 1М

Приморская - 19 остановок на маршрутке 124

Проспект Большевиков - 19 остановок на автобусе 4М

Садовая - 3 остановки на маршрутке 124, автобусе 4М, 5М

Сенная Площадь - 3 остановки на троллейбусе 17, маршрутке 124, автобусе 4М, 5М

Старая Деревня - 24 остановки на автобусе 5М

Технологический Институт - 1 1 - 1 остановка на маршрутке 15, трамвае 16, троллейбусе 17, маршрутке 124, 177, автобусе 1М, маршрутке 25, автобусе 4М, 5М, маршрутке 90;  остановок на

Улица Дыбенко - 23 остановки на автобусе 4М

Фрунзенская - 5 остановок на маршрутке 15, троллейбусе 17, маршрутке 25

Чёрная речка - 19 остановок на автобусе 5М

Чернышевская - 9 остановок на троллейбусе 15, автобусе 1М; 10 остановок на маршрутке 15, 90

Чкаловская - 15 остановок на автобусе 5М

Электросила - 11 остановок на троллейбусе 17; 12 остановок на маршрутке 25; 14 остановок на маршрутке 15

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Построенный в 1837 году, он несколько раз менял название: с Витебского на Царскосельский, Детскосельский, и снова стал Витебским. Здание в стиле модерн на Загородном проспекте Петербурга роскошью встречает пассажиров, прибывающих с Южного направления. Зеркала и латунные ручки, лепнина и художественная ковка, картины русских художников о самых масштабных стройках того времени — Царскосельской железной дороги, Петропавловской крепости, порта Одессы.

История создания

Это уже третье здание вокзала. Первое, деревянное, открыли одновременно с началом движения по железной дороге. Хотели построить на Фонтанке, но не хватило денег. В итоге скромная станция для пассажиров едва вмещала зевак, приходивших посмотреть на чудо того времени — прибытие поезда. От сигнального свиста толпа шарахалась, и его сменили звуки органной музыки.

В первый рейс до Царского Села отправился паровоз «Проворный» с восемью вагонами. Им управлял инженер и руководитель строительства Франц Герстнер. В числе пассажиров был император Николай I. Постепенно железная дорога вошла в моду, и деревянный вокзал перестал справляться с потоком. Его заменили двухэтажным каменным, построенным известным архитектором Константином Тоном. А через полвека открыли современный Витебский вокзал — проект академика архитектуры Станислава Бржозовского.

Это первая общественная постройка в Санкт-Петербурге в стиле модерн. Большой купол, часовая башня, арки дебаркадера, обилие стекла и металла вызвали восторг современников. Его называли «бесспорно, самый интересный среди вокзалов нашей столицы». Парадный зал с 20-метровым потолком и парадной лестницей с мраморными перилами. И как главный акцент — бюст Николая I, по указу которого и строились железные дороги в стране. Витебский вокзал блистал техническими новинками: лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, электрическое освещение и рельсы, расположенные на уровне второго этажа. Когда укладывали пути, насыпь подняли почти на 5 метров. Третий железнодорожный путь предназначался исключительно для императорской семьи.

По случаю открытия нового вокзала пресса радостно бурлила: «Ужасно надоело ездить в деревянную хибарку, приютившуюся в уездном захолустье Семеновского плаца, видом своим напоминающего соборную площадь в Миргороде времен Гоголя», — писали репортеры «Нового времени».

Здание оценили не только пресса и пассажиры, но и режиссеры. Роскошь в стиле модерн служила бесплатной декорацией при экранизации Игорем Масленниковым истории о Шерлоке Холмсе. Витебский «исполнил роль» сразу двух лондонских вокзалов: Виктории в серии «Смертельная схватка» и Паддингтона в картине «ХХ век начинается». Всего же здесь сняты эпизоды к 150 музыкальным клипам и художественным фильмам. В их числе — «Статский советник», «Исаев», «Идиот» и романтическая история «под шум колес» «Вокзал для двоих».

Реконструкция вокзала

За сто лет службы в сыром климате здание заслужило масштабную реконструкцию. К 300-летию Северной столицы обновили и «железнодорожные ворота города». Заменили инженерные сети, коммуникации, вернули главному фасаду и куполу былое величие. Вокзал покрасили в первоначальный серо-желтый цвет, вновь распахнуло свои двери знаменитое «Императорское кафе».

К другому юбилею, 170-летию Российских железных дорог, открыли памятник главному строителю Царскосельской линии — Францу Антону фон Герстнеру. А к 150-летию железной дороги установили макет паровоза «Проворный». В музее Витебского вокзала собраны все модели первых составов. Впрочем, и сам вокзал словно большой музей — новой эпохи, начала железнодорожного сообщения в России.

Витебский вокзал — самый старый вокзал России: russos — LiveJournal

Когда в начале сентября я ехал в северную столицу для съемки Витебского вокзала, то пребывал в легком недоумении — что делать там целый день? Я рассчитывал, что съемка займет часа два максимум, и у меня будет потом часов пять до вечернего Сапсана. Что делать в Питере, если есть время — конечно, пить. Но я жестоко ошибся — весь день провел на вокзале и еле успел на свой Сапсан — настолько там оказалось интересно.

А разгребая дома фотографии, консультируясь и изучая «Альбом Сооружений Московско-Виндавской ж.д., 1910 г.», я понял, что не осмотрел и половину того, что там есть. Снова хочется походить по зданию Вокзала, уже с дореволюционными планами и посмотреть, что и как там изменилось. Но даже то, что я увидел, полностью перевернуло мое первоначальное мнение, что съемка будет скучной. Одна из главных особенностей в том, что этот вокзал сохранился почти полностью в том виде, в котором он был в момент открытия. Это придает ему свой шарм и очарование.

Витебский вокзал (ранее Царскосельский, вокзал Московско-Виндау-Рыбинской железной дороги, Детскосельский) — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Витебский. Один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга и один из четырёх вокзалов, обслуживающих поезда дальнего следования, старейший железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге и России.

Огромное спасибо хочу сказать за помощь в подготовке материала Тимуру Соцкому (пресс-служба дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД»), Марине Зубковой («Петербург глазами инженера») и всем сотрудникам вокзала, которые провели нас по темным закоулкам, куда мне захотелось попасть.

Сергею Сигачеву (periskop.su) огромный респект за фантастическую книгу: «Альбом Сооружений Московско-Виндавской ж.д., 1910 г.», откуда я взял все старые фото и схемы. Без него этот материал был бы в два раза короче :)

1. Витебский — самый первый вокзал в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Движение на участке Санкт-Петербург — Царское Село было торжественно открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года. В 1849—1852 годах на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века. На расположение и конфигурацию нового вокзала повлияло несколько обстоятельств. Во-первых, это императорский павильон, расположенный справа. Его наличие полностью перекрыло возможность сделать службы вокзала по обе стороны от его путей. Пришлось придумывать, как расположить все необходимые помещения с левой стороны. Во-вторых, Введенский канал, который тогда отказались засыпать. Кстати, было проведено исследование, которое показало, что его наличие только ухудшает состояние воды, но, увы, засыпать его отказались. Из-за этого пришлось отчуждать офицерский флигель Семёновского полка. В-третьих, город потребовал убрать пересечение в одном уровне железнодорожных путей и проезжей части набережной Обводного канала. Все эти три основных фактора и определили основную особенность Витебского вокзала — рельсовые пути, расположенные на втором этаже.

2. Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер и архитектор С. И. Минаш. В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это здание — одна из первых общественных построек в стиле модерн.

3. Новое здание вокзала, отстроенное частной железнодорожной компанией, хвалили за эффективное распределение пассажиропотоков, заимствованное из опыта европейских вокзалов. Именно эта функция определяла внешний облик здания, построенного, таким образом, по принципу «изнутри – наружу», который в будущем возьмет на вооружение архитектура авангарда. Непривычная для начала XX века асимметричная компановка разновеликих объемов, ярко выделяла этот вокзал.

4. Как я написал выше, развитие вокзала только в правую сторону определило много интересных вещей. Например, было построено аж три тоннеля: почтовый, багажный и пассажирский. На фотографии вы можете видеть козырек над двумя дверями — это выход из пассажирского тоннеля, который соединял третью и четвертую платформы. А эти платформы в основном предназначались для прибывающих пассажиров, которые могли выйти в зал выдачи багажа или на площадь перед вокзалом. Или по тоннелю спуститься на первый этаж и выйти на станционный двор прибытия, расположенный между зданием управления ЖД (собственно, бывший офицерский флигель) и самим вокзалом, где их уже ожидали извозчики.

5. План первого этажа, который, по сути, был техническим и не предназначался пассажирам. Здесь был зал выдачи багажа и два вестибюля. Главный, для первого и второго класса, и отдельный для третьего. Так же находились венткамеры, бойлерная с двумя котлами для парового отопления (это один из двух видов отопления на вокзале на момент открытия. Второй вид отопления — подогретый воздух, который подавался вентиляторами), почта и другие служебные помещения.

6. Доминантным сооружением здесь является гигантский вестибюль высотой более 20 метров с парадной лестницей. К слову, Витебский вокзал — это один из первых с опытом использования железобетона в строительстве в нашей стране. Что интересно, тогда железобетон понимался буквально. Чаще всего (на примере вокзала) это железная ферма, которую потом бетонировали. Или рядом уложенные двутавры, между которыми делали бетонные сводики. К сожалению в альбоме я не нашел упоминания про арматуру, а было бы интересно увидеть её хотя бы на чертеже.

7. Парадная лестница зала является доминантой помещения, она украшена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Видите слева три высоких окна в зал ожидания третьего класса? Над каждым окном находится свод. Из-за малой толщины столбов кладки и значительного пролета каждой арки, сделать их из кирпичей было невозможно. Поэтому там уложены металлические фермы, которые потом заделали в бетон.

8. Как видите, парадная лестница сохранилась в почти первозданном виде.

9. Родная плитка на полу, которой более ста лет. Рисунок сохранился только около стен, где было меньше людей.

10. Изразцы в сенях перед главным вестибюлем. В альбоме отдельно отмечено, что сени отапливаемые. А на чертеже видно, что с правой стороны находится лестница, а слева сидел швейцар.

11. Бочарный свод (так в альбоме написано!) — украшение вестибюля. На самом деле то, что мы видим — сам свод, и он подвешен на сложной конструкции из ферм. Черные конструкции на потолке в том месте, где находятся люстры — вытяжные решетки для испорченного воздуха. Именно так в альбоме называется воздух после того, как им подышали.

12. Интересна конструкция этого свода. По краям он железобетонный, по остову из двухтавровых балок. А в центральной части — из железных балочек (так написано!), поверх которого уложены доски на ребро с промежутками в толщину этих досок. Пространство между ними залито алебастром с паклей — противопожарная защита.

13. Плюс есть специальная конструкция (я так и не понял, где именно и как), которая принимает вес потолка в случае, если тяги, которые его держат, вытягиваются во время пожара. Хотя по нынешним мерках те противопожарные мероприятия выглядят очень слабыми.

14. Сначала я думал, что свод работает враспор, и вокруг вестибюля должны быть какие-то контрофорсы, чтобы воспринимать давление. И я даже нашел внутри нечто похожее, но только с одной стороны. Собственно, это и вызвало первоначальное сомнение. А изучение чертежей убедило в обратном — свод лежит на опорах, и все давление от него передается вниз.

15. Теперь давайте поднимемся на второй этаж, который предназначен для пассажиров. Здесь находятся залы ожидания, буфет, ресторан (все разделено по классам, конечно), галерея для дачных пассажиров и т.д.

16. Зал первого и второго класса. Первоначально был паркетный пол. Хотя в остальном он сохранился очень хорошо.

17. На вокзале, пожалуй, чуть ли не впервые широко использовалось электричество. Это лифты, освещение, всякие моторы и прочее. На стенах зала сохранились такие вот устройства для спуска люстр с потолка, чтобы заменять лампочки. Как видите, Сименс сотрудничает с нами еще с дореволюционных времен.

18. С этим панно вышла заковырка. На вывеске написано, что это первый проезд Императора Николая I по Царскосельской железной дороге в 1837 году. В альбоме написано тоже самое. Вики же утверждает, что это обкатка первого поезда 3 ноября 1836 года на перегоне Павловск — Большое Кузьмино. Я больше склонен к тому, что вики ошибается, уж больно торжественная встреча на акварели. Или это какой-то собирательный образ. А вот интересно посмотреть на колею — она почти в рост человека. Дело в том, что первоначально ширина колеи на дороге была равна шести футам — 1829 мм. Если обратиться к Ракову и его двухтомнику, то там написано, что третьего ноября паровоз только прибыл в Питер, а вот публичная поездка состоялась шестого ноября и поездка была между Царским селом и Павловском.

19. Сейчас на вокзале проходит первый этап реставрации, который завершится к чемпионату мира в следующем году. Потом работы продолжатся.

20. Например, край платформы меняют на гранитный камень, укладывают новое покрытие, тактильные элементы и т.д.

21. За прошедшие сто с лихвой лет системы вентиляции (которая воздушная) и отопления пришли в негодность. Систему вентиляции будут восстанавливать на втором этапе. Что это такое на фото — никто не знает. Дверь залита множеством слоев краски и пока не открывается. Мне кажется, это что-то связанное с системой воздушного отопления.

22. Фасаду здания вернут облик, максимально приближенный к 1904 году. Кроме того, здесь установят прожекторы, благодаря которым здание будет подсвечиваться разными цветами. Восстановят так же большую витражную арку и часовую башню с изображением рельефов сов, гербов Петербурга и Витебска. Ожидается, что фасадные работы закончатся к концу 2017 года.

Реставрационные работы на Витебском вокзале прошли согласование с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации г. Санкт-Петербурга (КГОИП) и ведутся на основе архивных источников. Помимо работ на фасадах и в залах ожидания будет воссоздан и «Императорский павильон», который предназначался для императорской семьи и высокопоставленных служащих.

23. Световой дворик вокзала и оригинальная винтовая лестница. Вообще, таких лестниц на вокзале очень много, однако эта, кажется, единственная, которую могут увидеть пассажиры. Слышал интересную трактовку дворика — что это Витебский канал, а часть выше — набережная.

24. Так двор выглядел в 1910 году. В целом, ничего не поменялось.

25. Для дальнейшего путешествия по вокзалу нужно показать общую его схему. На ней вы можете увидеть продольный и поперечный багажный тоннель, пассажирский тоннель, подвижной стол для багажа, почтовый тоннель, лобовую платформу и общее расположение всего этого богатства.

26. Одной из серьезных проблем вокзала является то, что он совершенно не подготовлен для маломобильных групп граждан. Да и даже простому пассажиру поднять свой багаж на второй этаж, к платформе, бывает трудно. Раньше это было учтено, и вокзал был оборудован аж 11-ю лифтами (про них ниже). Сейчас ни один из лифтов не работает. Соответственно, в начало реконструкции входит оборудование зала ожидания для маломобильных групп граждан. Он сделан из бывшего зала выдачи багажа, куда ведет лифт №11 и вел наклонный склиз от подвижного стола для багажа между платформами №№3 и 4. Даже планируют ввести в строй этот самый лифт №11. Но для этого необходимо вынуть старый лифт, и смонтировать новый.

27. Услышав слово тоннель, я тут же принял боевую стойку и попросил его показать. Я тогда не знал, что там аж три тоннеля, так что посмотрел только один — багажный. Он начинается с первого этажа из светового дворика.

28. Описание тоннеля вы найдете ниже — это сканы страниц из альбома. А на фото видно, что в полу сохранилась двухпутная дорога, по которой передвигались тележки с багажом. В те времена багажный вагон обычно ехал сразу за паровозом, чтобы гарь и копоть не беспокоили пассажиров.

29. 83 сажени — это примерно 177 метров. Как видите из текста, поперечный тоннель готов только наполовину, но нумерация лифтов предусматривает, что он будет вскоре возведен. Увы, прошло более ста лет, а лифта №3 до сих пор нет.

30. Тоннель освещался как дневным светом (через световые люки на платформе №2), так и электрическими лампочками. В качестве бонуса — устройства шатра и подплатформенного помещения под четвертой платформой.

31. А в конце тоннеля ждал огромный сюрприз. Собственно, после этого я проснулся окончательно, и экскурсия по вокзалу заиграла новыми красками. Смотрите на фото. Нет, винтовой лестницей никого уже не удивишь, а вот за ней находится лифт. С левой стороны еще один. Здесь меня смутило расположение лестницы — она перекрывает лифтовой проем. Да и на планах ее нет. Может, её туда приволокли, когда где-нибудь срезали? Не знаю. Мои мысли тогда были поглощены машиной слева. Мой сопровождающий сказал, что это паровой лифт, что меня и смутило. Потом пришли к заключению, что паровая машина через редуктор вращала генератор, который вырабатывал ток для лифта. А котел слева на фото: собственно паровой котел. Как же мы ошибались!

32. Я приведу все сканы относительно лифтов, уж больно там интересно. Оказывается, лифт №10 был приспособлен для подачи лежащих больных на носилках или на кресле-каталке.

33. Лифты в багажном тоннеле — электрогидравлические!!!

34. А то, что я принял за паровую машину — это насос, приводящий в действие с помощью электромотора. К детальным фото этих лифтов мы вернемся, а пока посмотрим на другие машины.

35. Лифт №4, который ведет на лобовую платформу. Обратите внимание, что подъемная машина находилась внизу, и лифт просто выезжал из шахты на платформу, которая перекрывалась автоматическим люком.

36. Этот лифт был оснащен ручным приводом, чтобы, если вокзал останется без электричества, он все же работал.

37. На рисунке 51 изображен лифт №10, который предназначен в том числе для перевозки лежащих больных. Если я правильно понял, это лифт, который расположен около ресторана и к нему удалось подлезть как сверху, так и снизу.

38. В качестве бонуса описание подвижного стола для багажа. Думаю, из рисунков тут все понятно.

39. И спуск для багажа.

40. Но давайте вернемся к электрогидравлическому лифту. Это напорная станция, которая оснащена двумя воздушными аккумуляторами, двумя насосами и емкостью для масла. Она рассчитана на три лифта, но третий лифт так и не был построен.

41. Напорный насос. В тексте написано, что он содержит аж пять поршней. Четыре для масла и один для воздуха. Справа — емкость для масла. Слева — воздушный аккумулятор. Честно, не очень понял, на кой чорт там воздушный аккумулятор. Может, кто подскажет?

42. Каждый насос приводился в действие электродвигателем постоянного тока на 440 В.

43. Электродвигатель через червячный редуктор вращал два маховика, к которым были прикреплены шатуны поршней. Для меня осталось загадкой, где там пять поршней, но могу допустить, что что-то оттуда уже успели утащить.

44. Лифт №10.

45. А в багажном тоннеле нашелся также склад старых и оригинальных плафонов.

46. Арки в тоннеле — это усиление свода в том месте, где находится опора дебаркадера вокзала.

47. Световой двор.

48. Он же, в 1910 году. Посмотрите, справа видна галерея для дачных пассажиров. Сейчас она заложена и там какие-то помещения.

49. Ферма покрытия светового двора.

50. И та же ферма, но над галерей, где потребовалось её удлинить.

51. Пора в подвал, которого у вокзала нет :) Вернее есть маленькая часть под полукруглой секцией. По ряду причин я предположил, что он был связан с обработкой почты, отделение которой находилось сверху.

52. Собственно, это мини-подъемник. Учитывая, что для багажа делали лифты, то тут скорее всего должны были поднимать что-то мелкое.

53. Два зала с такими нишами, из которых есть заложенные ходы наверх.

54. На почтовую суть этого подвала навел мысль этот транспортер. Опять же, для багажа он мал. А вот для мелких посылок или почты — в самый раз, чтобы выдавать наверх. А наклонная штука слева была нужна, чтобы спустить почту вниз.

55. Лифт около ресторана (мне кажется, это лифт №10) снизу.

56. Натяжение каната ограничения скорости. По крайней мере, сейчас это называется так.

57. Марина Зубкова, прекрасный экскурсовод и человек, который знает все о вокзале. В руках у нее фотография, отражающая, как это место выглядело раньше.

58. Собственно, вот она. Раньше из зала для первого и второго класса был проход в ресторан. Давайте пройдем в него.

59. Уникальная барная стойка 1904 года, которая, по легенде, сделана в одной мастерской с буфетом, находящимся в известном ресторане «Максим» в Париже.

60. Ресторан, барная стойка и зал для первого и второго класса уходят на реставрацию. Им вернут дореволюционный облик.

61. Сэндвич пола. По виду полный пожарный ахтунг был.

62. Каморка за рестораном (на плане я не смог прочитать ее назначение). Здесь стоит оригинальная скамья из салона третьего класса и крутящийся барабан для гардероба.

63. Поднимемся на третий этаж. На плане есть еще и четвертый этаж, который представляет пару каких-то комнат с винтовой лестницей. На плане мы видим две квартиры: для начальника вокзала и его первого помощника. А так же комната сторожа и комнаты для приезжающих агентов. Кухня, чтобы не беспокоить господ запахами, находилась сверху, над рестораном.

64. На плане это помечено как сервизная и посудомойка. Бобины справа — спуск люстр в главном вестибюле.

65. Сама кухня.

66. Машинное помещение лифта, который находился около ресторана. Тут уже вполне оборудование эпохи СССР. Интересно, когда лифт стал на прикол?

67. Зал ожидания третьего класса.

68. И разрез здания по нему. Обратите внимание: в багажном отделении под полом зала ожидания нет колонн слева — это сделано специально, чтобы не загромождать проход.

69. Этот же зал в 1910 году.

70. И его крыша. Как видите, металлические фермы, хитро связанные между собой.

71. Клепка. Хотя в конструкции есть и болты тоже.

72. А эта ферменная конструкция (о которой я говорил в начале) держит свод главного вестибюля. Посмотрите внимательно на круглые тяги: они местами даже изгибаются, а пару штук я видел обрезанных. Единственное предположение, что они были нужны на время монтажа и бетонирования свода для регулирования передачи усилия со свода на фермы.

73. Часовая башня.

74. Кстати, со стороны вокзал напоминает паровоз. Главный вестибюль — будка. Башня — труба. Будете там - обратите внимание.

75. Еще раз огромное спасибо Марине за чудесную экскурсию. Конечно, мы залезли на самый верх — под шпиль часовой башни.

76. Оттуда открывается чудесный вид на город.

.::кликабельно::.

77. Часы. Сейчас привод часов это маленькая коробочка, которая получает сигнал точного времени из интернета.

78. Дебаркадер над платформами.

79. Фрагменты лобовой платформы и лифт в 1910 году. Судя по приводу, который находится наверху — это лифт №11, который сейчас будут реанимировать.

80. Дебаркадер в 1910 году. Обратите внимание что между второй и третьей платформой было три пути. Сейчас — два.

81. Еще парочку исторических фото.

82. Современный вид металлоконструкций. Их будут реставрировать к 2020 году.

83. Чертеж фермы дебаркадера.

84 . И крепление опоры. Пирамидки — бывшие световые колодцы багажного тоннеля. Сейчас — только вентиляция.

Такой вот получился огромный пост. Но сокращать его просто нет сил — все интересно и вкусно.

Еще раз спасибо всем, кто помогал его делать, рассказывал про вокзал и морально поддерживал.

и да, не стесняемся нажимать перепост :)

Витебский вокзал, история и легенды самого красивого и первого вокзала России: alkopona — LiveJournal

Да вот так! Без лишней скромности, я считаю, что самый красивый в нашей стране железнодорожный вокзал находится в Питере. По крайней мере он точно самый ламповый, атмосферный и передает этот особый дух путешествий. Находясь на перроне этого вокзала так и тянет собрать чемодан и поддаться обворожительному соблазну романтики дорог, о которой писали популярные авторы, но отправится в такое путешествие отбивает желание не столько стоимость билетов, сколько предлагаемый сервис нынешнего РЖД.

На Царское село!

Красота это дело вкуса, многие захотят оспорить внешний и внутренний вид вокзала, заявив, что другие фломастеры на цвет зеленее и вкуснее. Это их право, но спорить с тем фактом, что это самый первый железнодорожный вокзал нашей необъятной родины будет глупо.

2.

фото с сайта http://www.visit-petersburg.ru/

Случилось так, что Николаю I надоело убивать свой копчик о деревянные сидения собственной кареты и мотаться туда-обратно по разбитым русским дорогам. Тогда он отдал приказ построить ноу-хау на английский манер, железную дорогу с поездами и паровозами, дабы не отставать от промышленной Англии!

3.

Говорит, хочу в Царское Село в комфорте ездить, чай пить из граненого стакана в подстаканнике, слушать постоянное тыщ-тыдыщ и редкое ту-ту.

4.

Чтоб встречали меня ажурные чугунные пролеты арок вокзала, запах мазута, смешанный с ароматом шавермы, и наглые извозчики.

5.

Желание императора - закон, дабы не ударить в грязь лицом перед высокочинным заказчиком, то маршрут первой железной дороги, судя по легендам современников, доверили провести самому Николаю. Правда линейку ему выдали короткую, а тот когда рисовал ровную прямую чуть дернул руку, карандаш соскочил и образовал царскую загогулину вокруг его пальца. Поговаривают, царю не по статусу было впросак попадать, поэтому он приказал строить сугубо по начерченному плану, так и задумывалось якобы. Именно эту легенду рассказывают всем, когда они видят ровную прямую царскосельской железной дороги с непонятным извивающимся хвостиком.

6.

фото сайта https://wikimedia.org/

Витебскому вокзалу быть!

Забурлило, закипело, стройка пошла, но вот Николай I бюджет не рассчитал, и, когда достроили дорогу, денег в казне на роскошный вокзал не хватало, пришлось некоторое время довольствоваться деревянным и менее пафосным зданием. Император обделял себя во многих царских радостях и продолжал копить на красочное здание, которое возвели чуть больше чем через десять лет, но зато украсив, а не испохабив Петербург.

7.

Статный красавец - Витебский вокзал, возведенный руками любимого Николаем архитектора Тона, радовал не только глаз государя, но и местных жителей, которые ходили сюда как в кино.

8.

Прибытие поезда

"Прибытие поезда"- не только всемирно известный фильм братьев Люмьер, который популяризировал их изобретение намного позднее указанного периода, но и презабавнейшее диковинное действие, которое в то время было абсолютным блокбастером. Посмотреть на диво-дивное ходили целыми семействами и наблюдали, как медленно на вас надвигается рычащая машина, которая коптит воздух и очень грозно рычит. Было страшно и весело.

9.

По просьбам приходящих полюбоваться этим процессом зрителей даже отредактировали сопровождающий все это дело саундтрек и пугавший толпу сигнальный свисток заменили на органную музыку, вот такое вам православное "ту-ту". Неудивительно, что именно это величайшее действие и стало сюжетом первого в мире кинофильма.

10.

Первый русский паровоз был прекрасен, машина прогресса, которая пожирала уголь, часто щелкая своим раскаленным ртом. Такому даже имя придумали - Проворный (реплика этого паровоза теперь стоит в стеклянном павильоне вокзала в Новосибирске).

11.

К слову, строились они по царскому заказу в Англии и Бельгии для более широкой дорожной колеи, которую по непонятным причинам проложили в России чуть шире. Вернее так, объяснение есть в довольно веселом историческом анекдоте.

12.

В конце XIX века в связи с выросшим пассажиропотоком и расширением паровозной базы было решено перестроить вокзал, и нам явилось чудо, которые вы видите и сегодня. Поскольку новый государь, тоже Николай, но только второй, очень любил кататься на паровозике, то он на время перестройки приказал возвести себе личный вокзал, ведь не пристало царю с простолюдинами шоркаться.

13.

фото из журнала http://periskop.livejournal.com/

Вот такая интересная судьба и история возникновения первого железнодорожного вокзала Империи. Первого и, на мой взгляд, ныне самого красивого.

14.

Ведь с каждым новым зданием его красота уменьшалась, все было в угоду практичности и массовости.

15.

Недаром сюда и сегодня ходят проводить фотосессии, снимать исторические и не очень фильмы с сериалами.

16.

фото из просторов сети https://vk.com/

[Где это?]
Адрес: Загородный пр., 52
Время работы: Круглосуточно
Стоимость: Бесплатно

17.

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:

Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Витебский вокзал

Проживание в двухместном номере повышенной комфортности 1 номер/сутки 2800,00*/2600,00**
проживание в двухместном номере повышенной комфортности 1 место/сутки 1400,00*/1300,00**
проживание в одноместном номере 1 номер/сутки 1700,00*/1650,00**
проживание в двухместном номере 1 место/сутки 1350,00*/1300,00**
проживание в трёхместном номере повышенной комфортности 1 номер/сутки 3000,00*/2800,00**
проживание в трёхместном номере повышенной комфортности 1 место/сутки 1300,00*/1200,00**

Нахождение в комнатах отдыха с предоставлением спального места на 1 человека до 12 часов
в двухместном номере повышенной комфортности 1 номер/до 12 час. 2450,00*/2300,00**
в двухместном номере повышенной комфортности 1 место/до 12 час. 1300,00*/1200,00**
в одноместном номере 1 номер/до 12 час. 1300,00*/1250,00**
в двухместном номере 1 место/до 12 час. 1100,00*/1050,00**
в трёхместном номере повышенной комфортности 3-х человек 1 номер/до 12 час. 2500,00*/2400,00**
в трёхместном номере повышенной комфортности 1 место/до 12 час. 1100,00*/1000,00**

Нахождение в комнатах отдыха с предоставлением спального места на 1 человека до 6 часов
в двухместном номере повышенной комфортности 1 номер/до 6 час. 2000,00*/1800,00**
в двухместном номере повышенной комфортности 1 место/до 6 час. 1200,00*/1000,00**
в одноместном номере 1 номер/до 6 час. 1000,00*/ 950,00**
в двухместном номере 1 место/до 6 час. 800,00*/750,00**
в трёхместном номере повышенной комфортности 3-х человек 1 номер/до 6 час. 2000,00*/1900,00**
в трёхместном номере повышенной комфортности 1 место/до 6 час. 900,00*/800,00**

Нахождение в комнатах отдыха БЕЗ предоставления спального места на 1 человека до 1 часа; до 2 часов
в двухместном номере 1 место/до 1 часа 430,00
в двухместном номере 1 место/до 2 часов 480,00

Дополнительные услуги в комнате отдыха
бронирование мест по тел. 8 (812) 457-52-29 110,00
полотенце дополнительно - 1 шт 30,00
хранение документов и ценных вещей или ручной клади 1 место/сутки 50,00
предоставление душа для пассажиров /потребителей, НЕ проживающих в комнатах отдыха 1 человек/ 30 минут 250,00
заполнение анкеты дежурным (по желанию пассажира) 1 анкета 25,00

Витебский вокзал: табло вокзала. Отправление.

московское время
рейсрасписаниестатус
05:43, 6 марта

ожидается

06:25

ожидается

06:35

ожидается

06:50

ожидается

07:00

ожидается

07:21

ожидается

07:38

ожидается

07:45

ожидается

07:50

ожидается

08:14

ожидается

08:28

ожидается

08:50

ожидается

08:58

ожидается

09:18

ожидается

09:38

ожидается

09:59

ожидается

12:14

ожидается

12:38

ожидается

12:54

ожидается

13:22

ожидается

13:37

ожидается

14:16

ожидается

14:26

ожидается

14:38

ожидается

15:10

ожидается

15:38

ожидается


Смотрите также

Описание: