Венера боттичелли где находится


Рождение Венеры (картина Боттичелли) — Википедия

«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere) — картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5 × 278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.

Венера. Фрагмент картины

Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье. Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. Также есть версия, что Боттичелли написал «Рождение Венеры» не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи она попала позднее.

Описание Бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Представляется маловероятным, что Боттичелли был знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Так, библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь, и чья красота вела смертных на небеса.

Полициано, «Джостра» (фрагмент):

Эгеем бурным, колыбель чрез лоно
Федиты поплыла средь пенных вод,
Создание иного небосклона,
Лицом с людьми несходная встает
В прелестной позе, глядя оживленно,
В ней девственница юная. Влечет
Зефир влюбленный раковину к брегу,
И небеса их радуются бегу.
Сказали бы: море истинное тут.
И раковина с пеной — как живые,
И видно — блеск глаза богини льют.
Пред ней с улыбкой небо и стихии.
Там в белом Оры берегом идут,
Им ветер треплет волосы златые.
Как вышла из воды, ты видеть мог,
Она, рукой придерживает правой
Свои власы, другой — прикрыв сосок,
У ног святых её цветы и травы
Покрыли свежей зеленью песок.

Даже если Полициано или Фичино не были прямыми советчиками Боттичелли, их работы подготовили общественное мнение к восприятию образа обнажённой античной богини, и художник мог работать над своим произведением не боясь осуждения или непонимания со стороны сограждан.

В 1987 году была завершена реставрация картины. С неё был удалён слой лака, нанесённый через некоторое время после того, как Боттичелли закончил работу над ней, и превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налёт.

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты).

Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки[2] или морского гребешка, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (римский аналог — Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь.» (Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»)

В позе Венеры видно влияние классической греческой скульптуры. То, как она опирается на одну ногу, линия бедра, целомудренный жест рукой и сами пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном ещё Поликлетом и Праксителем.

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами — в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли)[источник не указан 1238 дней].

Алтарь св. Варнавы

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось [источник не указан 1238 дней].

Розы, изображённые на картине, являются распространённым и в настоящее время старинным сортом 'Maiden’s Blush'[3].

«Рождение Венеры». Фреска из Помпей
  • Burke, Peter. Culture and society in Renaissance Italy. — London, 1974.
  • Ufizzi, Studi e Ricerche 4: La Nascita di Venere e l'Annunziazione del Botticelli ristaurate. — Firenze, 1987.
  • Rose-Marie & Rainer Hagen. What Great Paintings Say. — Taschen, 2005. — Т. 1. — С. 146—151. — ISBN 978-3-8228-4790-9.

Рождение Венеры, Сандро Боттичелли

Рождение Венеры - Сандро Боттичелли. 1483-1485. Холст, темпера. 172,5х278,5



   «Рождение Венеры», как и «Весну», художник написал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сюжет этой картины основан на мифе о том, как из пены морской появилась на свет богиня любви. Боттичелли мог найти изложение мифа у античных авторов или его пере работку у поэта Анджело Полициано, работавшего при дворе.

   Венера, стоя в раковине, плывет, подгоняемая Зефиром и Хлоридой, а навстречу ей идет Ора, одна из спутниц богини, которая держит покрывало, чтобы окутать ее. Трепещущие на ветру прихотливые складки покрывала и одежд, волны на море, изломанная линия берега, «гофрированная» створка раковины, наконец летящие волосы Венеры - все это оттеняет плавные очертания тела богини и усиливает то чувство высшей гармонии, которое вызывает ее облик. Над головой Венеры едва ли не смыкаются руки персонажей, и кажется, будто ее осеняет арка, которой вторит круглящийся низ раковины. Таким образом, фигура богини замыкается в воображаемый овал. Если в «Весне» композиция состоит из нескольких равноценных по смыслу групп, то здесь Венера - тот центр, к которому стремится все.

   У ренессансных художников обнаженная Венера в противовес одетой символизировала любовь небесную. Ботти­челли наделил свою героиню тем целомудрием, которое почитается как высшая добродетель, отсюда и мотив поклонения, присутствующий в картине. Прекрасное лицо героини напоминает лики Мадонн на картинах Боттичелли, и потому в этой работе сквозь античную тему звучит христианская, а соединение античного гуманизма и христианства и дало феномен итальянского Возрождения.

Венера и Марс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Венера и Марс» — полотно флорентийца Сандро Боттичелли, написанное ок. 1483 года. Написано, возможно, по заказу купеческой семьи Веспуччи. Находится в экспозиции Лондонской национальной галереи.

Вот как пишет Марсилио Фичино:

Марс выделяется между планетами своей силой, ибо он делает людей сильнее, однако Венера господствует над ним <…>, часто в соединении с Марсом или в противостоянии к нему <…> Венера не даёт ему проявить свои недобрые свойства <…>, она господствует над Марсом и смиряет его, Марс же никогда не господствует над Венерой".

Этот отрывок даёт нам ключ к прочтению картины: Венера — это любовь, обезоруживающая войну, мир, усмиряющая раздор, гармония, включающая в себя согласие и взаимопонимание. Аллегорической теме идиллического союза Марса и Венеры, уходящей корнями в дидактическую поэму Лукреция «О природе вещей» (I, 31-40), посвящали свои стихи многие известные поэты, в том числе Анджело Полициано (Стансы, I, 122—126) и правитель Флоренции Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный («Любовь Венеры и Марса»).

Вероятно, картина Боттичелли также была написана в связи с бракосочетанием в семье Веспуччи. Эта семья (из которой, кстати, происходил мореплаватель Америго Веспуччи) была давно связана с семьёй Филипеппи. Об этом свидетельствуют осы вокруг дупла в правом верхнем углу картины — а именно пчёлы изображены на гербе семьи Веспуччи.

Более или менее прямой иконографический источник расположения фигур (одна из них одета, другая обнажена) лежащих лицом друг к другу — античный саркофаг с изображением мифа о Вакхе и Ариадне, хранящийся в Ватикане. А вот маленькие сатиры, вносящие некоторое оживление в умиротворённую атмосферу картины, играя оружием Марса, кажутся позаимствованными из описанной Лукианом картины Аэтиона «Бракосочетание Александра и Роксаны».

Венера, в полулежащем положении с положенной на подушку правой рукой, смотрит на юного мускулистого красавца Марса влюблённым взглядом. Марс, обольщённый Венерой, сладко спит. Сатиры — самые весёлые персонажи полотна — один трубит в рог под ухом бога войны, второй умудрился надеть на себя огромный шлем, и идёт вслепую вслед за остальными, чуть ли не повисши на копье, третий, который находится по центру картины, обернулся назад и смеётся над вторым, четвёртый залез под руку Марса и смотрит, словно влюблённый, на взгляд Венеры.

Композиция имела огромный успех и довольно быстро стала образцом: её повторили известные художники своего времени — Пьеро ди Козимо и Якопо дель Селлайо (обе — Берлинские музеи), но эти копии сильно отличаются от оригинала Боттичелли: Венера представлена обнажённой, на руках богини Купидон, а вместо сатиров — Амуры, крылатые спутники богини. Те же особенности можно наблюдать в раме для зеркала из дома Медичи, приписываемой мастерской Поллайоло (ныне — Музей Виктории и Альберта, Лондон).

какие символы зашифровал художник в шедевре

Updated:

Эпоха Возрождения оставила в наследство человечеству несколько произведений, которые смело можно отнести к шедеврам. Среди них выделяются работы мастера из Флоренции, получившего известность под именем Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Его картина «Рождение Венеры» (Nascita di Venere) стала одним из символов Ренессанса. В галерею Уффици каждый год приезжают тысячи любителей изобразительного искусства, чтобы насладиться очарованием и гармонией образов, мягкими переходами оттенков произведения.

Как появился шедевр Боттичелли

Над «Рождением Венеры» Боттичелли закончил трудиться в 1486 году. Заказ на эту работу он получил в 1482 от Лоренцо Медичи — родственника правителя Флоренции. На создание мирового шедевра художнику потребовалось четыре года. Эта картина, как и «Весна», долгое время украшала стену одной из резиденций Медичи. Полотно мало кто видел, оно висело в супружеской спальне. От публики эта работа была скрыта более пятидесяти лет.

«Рождение Венеры» — одна из целой серии картин, где Боттичелли изобразил девушку, в которую был влюблен долгие годы, — прекрасную Симонетту Веспуччи. Сама того не желая, красавица-флорентийка стала символом женственности для известного художника. Сандро был пьянен ее образом, восхищался ангельской внешностью и кротким нравом. Она вошла в историю как Несравненная и Прекрасная Симонетта. Ушла из жизни в возрасте двадцати трех лет. Даже после своей смерти продолжала оставаться на работах Боттичелли, живописец воспроизводил любимый образ по памяти.

Сюжет картины Боттичелли «Рождение Венеры»

На картине Боттичелли воспевает единство духовного и материального, союз небесного и земного. В эпоху Возрождения многие художники обращались к мифологии, Сандро Боттичелли не стал исключением. В его работах можно заметить аллегории, заимствованные из древнегреческих и римских мифов. Живописцы Ренессанса использовали эти образы для пропаганды гуманистических идеалов.

У этой красавицы-богини несколько имен. Древние греки называли ее Афродитой, римляне — Венерой. Считалось, что богиня любви и красоты родилась из пены морской. Есть несколько поэтичных легенд, посвященных этой версии. Венера отличается соблазнительными женскими формами, у нее покатые плечи, длинные пышные развивающиеся золотистые волосы.

Образ богини, изображенный Боттичелли, попадает под принятые каноны красоты: у нее гладкая нежная кожа, небольшая грудь идеальной формы, потрясающие локоны, — кажется, что в них запутались солнечные лучи.

Она поднимает ногу, чтобы сойти со своей позолоченной ракушки, и в это время ветер осыпает ее цветами.

Античная богиня подплывает к острову в раковине, направление придает Зефир, символизирующий западный ветер. Замечено, что в Средиземном море ветра с запада дуют в основном весной. Поэтому можно утверждать, что рождение из пены произошло в это время года.

Нежное лицо Венеры Боттичелли у многих искусствоведов ассоциируется с образами мадонн, а ее утонченная фигура — с творениями древнегреческих зодчих. Так флорентийский мастер продемонстрировал культурную взаимосвязь идеалов красоты античности и христианства.

Обнаженная Венера в живописи Ренессанса означала не эротичность и чувственные радости. Она символизировала противоположные ценности: целомудрие и духовную, небесную любовь.

На картине есть и образы, намекающие на гениталии. Имеется ввиду не та часть тела, которая прикрыта распущенными волосами богини. Как ни странно, но женские детородные органы по замыслу Боттичелли обозначает раскрытая золотистая раковина. Так метафизически художник запечатлел сцену рождения, рассказывающую про океаническое происхождение богини.

Знакомимся с другими героями полотна «Рождение Венеры»

Кроме главной героини мастер изобразил на холсте еще трех персонажей. Справа от Венеры стоит Ора Талло, одна из дочерей Зевса и Фемиды. Небесная привратница, охраняющая облачные ворота на Олимп. Она держит в руках плащ, в который предстоит завернуться обнаженной богине Любви.

Слева видим семейную божественную пару — Зефира и его супругу Флору. В античные времена считалось, что это ветреное божество оплодотворяет всех, кого коснулся своим дыханием. Его объятия с нимфой трактуются как акт нежной привязанности.

Прибрежная полоса усыпана цветущими фиалками, это растение считается символом скромности.

Растущее на берегу апельсиновое дерево ассоциируется с роскошью и великолепием.

Остров, на который выходит из моря Венера, — Кипр.

Маргаритки — принт, которым усыпан плащ. Эти цветы — символ любви и плодородия.

Сейчас картина «Рождение Венеры» выставлена на всеобщее обозрение в галерее Уффици. Она признана национальным сокровищем и не продается. Но это не повод расстраиваться. В аукционных каталогах Very Important Lot представлено много антиквариата, который заинтересует коллекционеров. Рекомендуем обратить внимание и на работы современных художников.

Венера Боттичелли - эталон красоты. Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры": описание, интересные факты

Римская богиня любви и красоты Венера, равно как и ее греческая "сестра" Афродита, на протяжении многих веков воспевалась поэтами, скульпторами, художниками. Мифы о ней сохранились до наших дней, как и многие произведения искусства, в которых она неизменно воплощала идеал женской красоты. И одним из самых известных шедевров, посвященных ей, несомненно, является "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли. Итак, что мы знаем об этой картине?

Боттичелли до "Венеры"

Об этом знают далеко не все, но автором знаменитой картины был человек по имени Алессандро Филипепи. Боттичелли он стал уже позднее, получив это прозвище, в переводе с итальянского означающее "бочонок", вслед за старшим братом, отличавшимся изрядным лишним весом. Будущий великий живописец родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. Однако после двух лет обучения у золотых дел мастера предпочел пойти в ученики к художнику Филлиппо Липпи. В его мастерской он пробыл пять лет, прежде чем тот уехал, а юный Сандро перешел к Верроккьо.

Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Открыв собственную мастерскую, молодой человек довольно быстро снискал популярность и признание. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи. В это же время он увлекается идеями неоплатонизма, оказавшими существенное влияние на его творчество. С конца 1470 годов слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции, и он уехал в Рим работать над фресками Сикстинской капеллы, которой только предстояло стать знаменитой на весь мир благодаря еще одному гению - Микеланджело. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.

История картины

"Рождение Венеры" Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Исходя из того, что полотно хранилось на вилле Кастелло под Флоренцией, находившейся во владении Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, большинство искусствоведов утверждают, что именно он оплатил работу. Согласно другим версиям, изначально заказчиком был совершенно другой человек. Ну а эта картина, как и "Весна", о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом. Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину "Венера" Боттичелли.

Описание

Картина представляет собой полотно примерно 2 на 3 метра, она выполнена темперными красками на холсте. На ней изображена молодая обнаженная женщина на берегу моря, стоящая в раковине и символизирующая Венеру. Слева от нее боги ветров, которые очевидно, помогли ей доплыть, а справа - одна из Граций, спешащая к ней с красной мантией, чтобы укрыть. Вокруг Венеры цветы (розы, анемоны), внизу камыш. Строго говоря, это не рождение, а скорее прибытие богини на землю.

Символизм

"Рождение Венеры" - картина Боттичелли, которую часто приводят в пример, говоря о том, как искусно художники вплетают в свои полотна потаенный смысл. В ней особенно четко видно влияние автора неоплатонизма - учения, соединившего в себе некоторые идеи как христианства, так и язычества. Выделяют следующие наиболее четкие символы:

  • Раковина, в которой стоит Венера, именно той формы, что олицетворяет женское лоно.
  • Ветра, расположенные в левой части картины (некоторые еще принимают их за ангелов), в виде фигур мужчины и женщины символизируют единство плотской и духовной любви.
  • Ора Талло (по другой версии - одна из Граций) "отвечала" за весну, а именно в это время года происходит рождение богини.
  • Розы - признанный символ любви.
  • Васильки на одеянии Грации - олицетворение плодородия.
  • Плющ и мирт вокруг ее шеи символизируют привязанность и плодовитость соответственно.
  • Анемоны у ног Грации - цветы богини Венеры, согласно мифам, появившиеся из слез, которые она пролила, горюя после гибели своего возлюбленного Адониса.
  • Камыш - символ скромности.
  • Апельсиновое дерево в правом верхнем углу - знак вечной жизни.
  • И наконец, красная королевская мантия - божественная власть, которую дарует красота.

Как видно, символизма картина "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли содержит достаточно. А что же можно сказать о личности, ставшей прототипом главной героини полотна?

Модель

Наиболее вероятной кандидатурой на роль богини любви в данном случае является Симонетта Веспуччи, в 1470-х в возрасте 16 лет приехавшая с мужем во Флоренцию и сразу ставшая ее первой красавицей. Сандро, вероятно, знал ее еще до того - он довольно близко общался с ее семьей, поскольку с родителями жил в соседнем квартале. Подлинных сведений о том, насколько были близки художник и модель, нет, но специалисты по творчеству Боттичелли считают, что с момента их встречи все Мадонны и Венеры были писаны с нее.

Однако Симонетта была замужем, а кроме того, ее поклонниками были многие горожане, в том числе и очень влиятельные. Один из них - Джулиано Медичи, младший брат Лоренцо - даже считался ее возлюбленным, хотя свидетельств о том, что его чувства не были платоническими, нет. Вполне возможно, что она просто осталась дамой его сердца, как это было тогда принято.

Симонетта могла бы вдохновить своей красотой гораздо больше деятелей искусства своего времени, однако в возрасте 23 лет, в 1976 году, она скончалась от чахотки. Ее смерть стала горем едва ли не для всей Флоренции.

"Венера" Боттичелли появилась лишь спустя 9 лет после ее кончины, а ведь богиня на ней так свежа и красива. Художник до конца своей жизни прожил в одиночестве, так и не женившись. Похоже, его единственной возлюбленной так и осталась Симонетта, нашедшая свое бессмертие в знаменитом полотне.

Местонахождение

В настоящее время шедевр располагается там же, где и был создан - во Флоренции, в галерее Уффици. Как правило, вокруг картины все время толпятся люди, но иногда все-таки можно улучить момент, чтобы досконально ее рассмотреть как вблизи, так и издали.

Интересные факты

  • "Весна" и "Венера" Боттичелли имеют в качестве центральной фигуры одну и ту же модель, однако они были написаны с перерывом в 7 лет.
  • При создании полотна художник использовал новаторские для своего времени приемы - дробил лазурит для получения синей краски, использовал холст, а не доску, добавлял в краски минимальное количество жира, а также покрыл картину яичным желтком, благодаря чему она дошла до наших дней практически в первозданном виде.
  • В пропорциях и позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры, каноны которой были заложены еще Праксителем и Поликлетом.

Культурное влияние

Картина "Венера" Боттичелли - первое полотно с изображением полностью обнаженной женской фигуры, сюжет которого не посвящен первородному греху. И она по заслугам стала главным шедевром, воспевшим красоту, не нуждающуюся в чем-либо еще. На фоне остальных работ художника, имеющих в основном религиозную тематику, этот сюжет кажется странным. Тем не менее, возможно, без этой "Венеры" мы лишились бы многих мировых шедевров, без которых сегодня просто невозможно представить историю искусства.

И сегодня "Венера" Боттичелли продолжает вдохновлять художников, фотографов, моделей. Создаются многочисленные подражания, но оригинал, воплотивший в себе идеал женской красоты, может быть только один.

"Рождение Венеры" Боттичелли. Тайна божественной красоты

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 172,5×178,5 см. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Перед нами прекрасная богиня Венера. Боги ветра Зефир и Аура гонят раковину к берегу. Где ее ждёт нимфа времён года Ора, чтобы укрыть покрывалом с цветочным орнаментом.

Венера невообразимо красива. Это один из самых пленительных образов Эпохи Возрождения. Если бы богиня любви на самом деле существовала, она была бы именно такой.

Красивее уже некуда. Разве что ступни Боттичелли всегда изображает своеобразно. А в остальном – глаз не оторвать.

Как же ему это удалось? Неужели только за счёт внешней красивости эта “Венера” так знаменита? И почему это же лицо мы встречаем на многих картинах Боттичелли?

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.

Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.

Боттичелли – эстет с большой буквы

Боттичелли – непревзойдённый эстет. Его картины – это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи.

Слишком кроткие Мадонны Рафаэля сейчас бы вряд ли украшали обложки модных журналов. А уж пышнотелые красавицы Рубенса тем более. Мы бы сказали, что сейчас ценится иная красота.

А вот Боттичелли умудрился написать вневременную красоту. Она нам совсем не кажется устаревшей.

Посмотрите на его ангелов и нимф.

Фрагменты картин Боттичелли. Слева: деталь “Мадонны Магнификат” 1480 г. Справа: деталь “Весны” 1482 г.

На такие лица смотреть – одно удовольствие. Боттичелли воспевал красоту. И жаждал нести эту красоту окружающим.

Но при этом Боттичелли не переходит границу, которая отделяет истинное произведение искусства от пустой декоративности. Ещё чуть-чуть и мы бы сказали, что такая красота слишком приторная.  Почему он не переходит эту грань?

Потому что его герои наделены ещё внутренней красотой. Которая легко читается по глазам. Взгляд Венеры полон лёгкой грусти, одиночества. А ещё там доброта и умение прощать. Это взгляд скорее Мадонны, нежели греческой богини.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент. 1484 г. Галерея Уффици, Флоренция

Венера или Мадонна ?

Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.

Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством.

Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.

Фрагменты картин Боттичелли. Слева: Мадонна на троне. 1480 г. Частная коллекция. Справа: Мадонна Магнификат. 1480-1481 гг. Галерея Уфицци.

Причём Боттичелли не выдумал этот образ. Он знал такую женщину. Наделённую удивительным сочетанием внешней и внутренней красоты.

История ее любви и смерти произвела неизгладимое впечатление на художника. Вот она, Симонетта Веспуччи.

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне

Она была одной из красивейших женщин Флоренции. В неё без памяти был влюблён младший брат правителя этого города-государства, Джулиано Медичи.

Скорее всего, их отношения были платоническими. Она была замужем. Он был благородным рыцарем. Он провозглашал ее дамой своего сердца и отважно дрался на турнирах. Очень романтично. Но их ждала трагедия.

Симонетта умирает от чахотки в 23 года. А Джулиано погибнет два года спустя в день ее смерти. Заговорщик накинулся с ножом на главу династии, Лоренцо Медичи. Джулиано кинулся прикрыть брата. И был насмерть зарезан.

Боттичелли дружил с Джулиано. Поэтому эта история любви и мистическое совпадение дат смерти глубоко его поразили. С тех пор лица Симонетты и Джулиано часто появляются на его картинах.

Забвение длиною в 300 лет

“Рождение Венеры” далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.

Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли.

Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.

В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными.

Свою “Венеру” Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.

Слева: фрагмент картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”.

А второе преимущество Рафаэля заключалось в композиции.

Боттичелли иногда критикуют за коллажность его работ. Да, композиция не была его сильной стороной. Порой его герои просто стоят в ряд. Как, например, на знаменитой картине “Весна”.

Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Рафаэль же создавал сложнейшие композиции. И в сочетании с красивыми и живыми образами стал образцовым мастером. Которому стремились подражать многие поколения художников.

Рафаэль. Святая Цецилия. 1513-1516 гг. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

И вот когда уже каждый жест с полотен Рафаэля был тысячекратно повторен в картинах других художников, часть из них сказали “Хватит!”

И решили посмотреть, как работали художники до Рафаэля. И открыли для себя “Рождение Венеры” и “Весну” Боттичелли.

Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.

У них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.

Слева: Данте Габриэль Россетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870 гг. Галерея Тейт, Лондон. Справа: Джон Уильям Уотерхаус. Борей. 1903 г. Частная коллекция 

Рухнувший мир Боттичелли

Еще по одной причине “Венера” Боттичелли была надолго забыта.

Однажды во Флоренции появился харизматичный фанатик, Савонарола. Который своими проповедями начал обличать правление Медичи. И призывал сжигать все “суетное”, то есть предметы роскоши.

Впечатлительный Боттичелли поддался этому влиянию. И сжёг немало своих картин. Постепенно из его работ ушла красота. А ощущение одиночества и грусти, которые читались ещё в “Венере”, лишь усилилось. Так появилась его “Покинутая”.

Сандро Боттичелли. Покинутая. 1495 г. Частная коллекция, Рим

Эта работа создаёт невероятный контраст “Венере”. Смятые одежды, словно сброшенные крылья. Глухая стена с кусочком неба.

Ясный и прекрасный мир стал недоступен. Надежды нет. Савонаролу сожгли. Как обычно это бывает с революционерами, он погиб от рук своих же последователей. А прекрасный мир при дворе Медичи уже не вернуть.

Они изгнаны из города в 1494 году, за год до написания “Покинутой”. И вернуться лишь в 1512. Но Боттичелли уже не будет в живых.

Подведем итог

Если вы хотите насладиться красотой, вам – к Боттичелли.

“Венера” Боттичелли – один из самых красивых образов, когда либо созданных. В одном ряду с Сикстинской Мадонной Рафаэля.

Прерафаэлиты заново открыли миру Боттичелли. Они продолжили его дело, множа красоту в своих работах.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

 

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

Прекрасная картина «Рождение Венеры» в деталях

Я тут совершенно случайно заметила, что сочетание цветов сутажа, которые я использовала в своей недавней работе поразительным образом напомнили мне сочетание цветов на одной известной картине. Да и общее ощущение от затейливости и замысловатости линий, которые позволяет создать качественный сутаж, подтолкнули меня достать с полки альбом по искусству, взять большую лупу и внимательно рассмотреть все детали этой восхитительной картины. Ну и, естественно, не поделиться с вами тем, что я обнаружила, рассмотрела, узнала в сети и из книг, мне категорически нельзя!

Мне же плюсы в карму уже надо зарабатывать, а вам лишние знания не повредят. Мы здесь будем говорить о высоком, учиться отличать Vinus Urania от Vinus Pudica, попытаемся заглянуть в глаза новорожденной богине, почувствуем свежесть дуновения западных ветров Зефира и Ауры, рассмотрим пальчики стоп весенней богини целомудрия Оры, послушаем споры неоплатоников, покачаемся на волнах моря в унисон всему ритму картины. Усаживаемся поудобнее, завариваем чашечку ароматного чая, откладываем телефон и начинаем рассматривать картину.

Сюжет одной из самых знаменитых картин Сандро Боттичелли связан с мифом о рождении богини любви из морской пены. Картина была написана темперой на холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродного брата Лоренцо Великолепного, для своей виллы в Кастелло. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172,5 х 278,5 см), из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободой движения).

Чтобы понять весь замысел картины, нам придется не только оживить в памяти этот античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный Медичи, именовался Платоновской академией.

Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Это утверждение — оправдание женской наготы. С древнейших времен навязчивая, неподвластная разуму природа физического желания искала выхода в образах, и придать этим образам форму, благодаря которой Венера перестает быть Вульгарной и становится Небесной, было одной из постоянных задач европейского искусства. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».

Вот это благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно — языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, и призван герцог Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи известного уже художника Сандро Боттичелли в своем творении.

«Девушка божественной красоты

Колышется, стоя на раковине,

Влекомой к берегу сладострастными Зефирами,

И Небеса любуются этим зрелищем».

Возможно, вдохновившись этими стихами из поэмы «Стансы к турниру» философа и поэта Анджело Полициано, Боттичелли и отразил на полотне эту сцену рождения богини любви.

Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим — Кифера). Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет Ора — одна из четырех богинь времен года - Весна. Шею Оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта — символ вечной любви, у ее ног цветет анемон — первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.

С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой, ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.

Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы… Вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов.

Теперь давайте рассмотрим передний план картины.

Расположенные по диагонали фигуры ветров и Оры с двух сторон устремляются к Венере. Они воплощают собою две разные стороны великого чувства, которому суждено целиком воплотиться в Венере.

Покуда Ора, служанка целомудрия, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, Гении воздуха, сплетающиеся в объятии, своим страстным дыханием пробуждают в прекрасном создании еще неведомые желания и чувства.

Ветры и Ора захвачены движением; они преданно служат богине, но и энергия Ветров, и порыв Оры — все растворяется, гасится в абсолютном покое, окутывающем Венеру. Плавные очертания ее тела, подобного мягкостекающей капле, покатость узеньких плеч, горделивая стройность шеи, вдоль которой сбегают золотые струи волос…Все это заключено в единый упруго-музыкальный контур. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Взгляните на ее стопы: они даже не пытаются поддерживать тело Венеры, практически вся ее тяжесть смещена вправо. Она не стоит, а парит. Таков ритм всей картины, но он не проявляется больше нигде, чтобы не нарушить классическую схему.

В целом Венера являет собою странновато-манящее сочетание величия с почти ребяческой робостью. Еще секунда — и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений, и чудо рождения закончится. Переход от рождения к бытию как бы окрашен для Боттичелли грустью прощания. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета. Так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.

Теперь давайте повнимательнее рассмотрим лицо Венеры. По отдельности в нем не найти ни единой прямой черты, все извилисто и волнисто, и все в целом чарует неповторимостью. Оно завораживает нас совершенной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть.

Ясный высокий лоб, изящный, немного приподнятый носик, слегка капризный изгиб девственно свежих губ, готовых каждый миг заплакать или улыбнуться. Согласно Данте, уста есть вторая из главных красот Прекрасной Дамы.

А первая? А первая — ее глаза. Чуть грустное недоумение сквозит в продолговатых прозрачных глазах юной богини. Ее взгляд отрешен и направлен внутрь. Он себя словно бы скользит мимо всех предметов, рассеян и нефиксирован, как у едва проснувшегося ребенка…

Прекрасная статуя — вот слова, которые приходят на ум при взгляде на неподвижную фигуру богини. Плоть Венеры — жемчужно мерцающая и кажущаяся твердой — похожа на мрамор. Но она напоминает не только античную статую. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, — пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.

А еще Боттичелли был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Ритм композиции присутствует во всей картине — и в изгибе юного тела, и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру, и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев; волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.

Современникам великого Боттичелли замысел картины был более понятен, чем нам: ее сюжет содержит философские выводы относительно того, что слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь. Две Венеры: Венера Небесная «Vinus Urania», олицетворяющая собой любовь небесную, божественную, возвышенную и Венера Земная «Vinus Pandemos», олицетворяющая плотскую, физическую любовь, являются сутью одной Венеры Сандро Боттичелли — Венеры Целомудренной или Стыдливой «Venus Pudica».

Как их различить? В двух словах: символом женского целомудрия образа Венеры Небесной является морская раковина или черепаха.

Фрески Помпеи

А вот козел, как символ распутства, укажет нам на Венеру Земную.

Charles Cleyre «Vinus Pandemos», 1854

Разумеется, это далеко не все и далеко не самое главное. Чтобы было понятнее рассматривать другие картины, вот вам значения главных символов:

  • мирт и яблоко, анемоны, фиалки — символы вечной любви;
  • мак или гранат — эмблема плодовитости;
  • воробей, голубь, лебедь и ласточка — вестники весны;
  • черепаха, морская раковина — символ женского целомудрия;
  • дельфин — атрибут морской богини, рожденной из морской пены
  • роза, прекрасный цветок с колючими шипами — как напоминание о дуализме любовных страданий и любовных наслаждений.

Итак, мы с вами уже узнали, что Венера воплощает философские выводы неоплатоников относительно того, что слияние божественного и человеческого осуществляется только через любовь. Но вот исследователей и зрителей занимает более важный и человеческий вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип? Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины? Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем.

Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которую воспевали поэты — возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит и Джулиано. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой, и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли.

Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры — самое одухотворенное из всех, написанных художником, идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.

Материал подготовлен на основе материалов, доступных в интернете и книг О. Петрочук «Сандро Боттичелли» и К. Кларка «Нагота в искусстве».

Рождение Венеры (картина) — Сандро Боттичелли

Эпоха правления Лоренцо Великолепного, блистательного политика, поэта, покровителя искусств и мецената осталась периодом наивысшего расцвета итальянской и флорентийской культуры. При дворе «крёстного отца Ренессанса» работали такие титаны Возрождения, как Микеланджело ди Буанаротти, Вероккьо, Ботичелли. Благодаря Медичи смог реализовать свой огромный потенциал и обрести мастерскую гениальный Леонардо да Винчи. Хранящаяся в галерее Уфицци картина была написана после возвращения художника из Рима, где он участвовал в создании фресок для Сикстинской капеллы. Наиболее вероятный заказчик — Лоренцо ди Пьерфранческо, двоюродный брат флорентийского герцога. Монументальное полотно украшало его виллу Кастелло.

Творчество Боттичелли, относящееся к периоду раннего Возрождения, находилось под явным влиянием идей неоплатонизма. Одним из его постулатов было утверждение о том, что идеям христианства предшествовала античная мифология. «Рождение Венеры» — одно из четырёх произведений мастера, в основу сюжета которого лёг античный миф. Вдохновило Боттичелли на создание картины не сочинение древнегреческого поэта Гесиода, в котором Венера родилась из пены морской, возникшей из крови Урана после оскопления его Кроном, а поэма «Стансы на турнир». Её автор — придворный поэт Анджело Полициано (Angelo Ambrogini detto Poliziano), воспевший любовь Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Одна из самых прекрасных девушек Флоренции умерла совсем молодой из-за чахотки. По мнению историков живописи, на картинах «Весна» и «Рождение Венеры» изображена именно она. Девушка дивной красоты влюбляла в себя с первого взгляда, а её безупречная фигура считалась эталонной. Боттичелли сохранил верность своему тайному чувству на всю жизнь, воссоединившись с Симонеттой лишь после смерти. Он был похоронен рядом с любимой, как и было указано в его завещании. Об её недолгой земной жизни известно не так много, как хотелось бы. В 16 лет она стала женой Марко Веспуччи, родственника известного мореплавателя. После венчания они переехали во Флоренцию, где были очень благосклонно приняты при дворе Лоренцо Великолепного. Симонетта поразила своей прелестной внешностью флорентийского герцога и его брата Джулиано. Романтические отношения с последним прервал её безвременный уход. Джулиано пережил возлюбленную ровно на два года. Он был убит в церкви в день её смерти в результате заговора. Уникальное сочетание душевной и физической красоты вызывало восхищение у всех, кто знал её. Прелестный образ ССимонетты запечатлён также на картинах Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio ), в скульптурах Андреа Вероккьо (Andrea del Verrocchio).

Появление на свет Венеры на картине Боттичелли уже свершилось, и она готова сойти на берег с огромной раковины, принесённой сюда стараниями бога ветра Зефира. Работа Боттичелли отражает философскую доктрину флорентийских неоплатоников, считавших земную красоту воплощением Бога, а языческую богиню воплощением его гласа, спасающего душу. На картине — рождение любви, красоты и одновременно сцена богоявления. Но вместо Христа — фигура обнажённой Афродиты, дочери Урана. Застенчиво прикрывающая лоно и грудь, она трогательна в своей чистоте и невинности, не вызывая греховных мыслей. Символизирующий скромность камыш усиливает это впечатление. Её целомудренная нагота не смутила бы даже самого ревностного пуританина.

Справа от неё изображена ора Талло (дочь Фемиды и Зевса), бегущая к ней на цыпочках и спешащая прикрыть наготу пурпурной мантией. Это олицетворение всесилия красоты и одновременно символ перехода в иной мир: в момент рождения или кончины. Нимфа олицетворяет весну, потому на картине повсюду цветы: они падают с неба, ими расшиты мантия и платье. На шее оры — гирлянда из мирта, символизирующая плодородие и стабильность чувств. Рядом с ней — анемон, весенний цветок, олицетворение трагической любви.

Слева — бог весеннего ветра Зефир, которого неоплатоники считали богом любви) и богиня цветов Флора (Хлорида), которые помогают раковине пристать к берегу. От сильного дуновения развеваются пряди роскошных золотистых волос Венеры. На фоне сплетённой в объятии супружеской пары, она кажется немного печальной и отрешённой. Её фигура находится в центре овала, создаваемого руками и наклоном фигур, стоящих рядом персонажей и нижней частью раковины. Поза Венеры, опирающейся на одну ногу, характерная для античных статуй и подчёркивающая изящество и естественность, носит название контрапост.

Новаторство картины Боттичелли — не только в изображении обнажённой натуры в полный рост, но и в использовании различных техник и приёмов: применение холста вместо доски, использование листового золота, получение синей краски из измельчённого лазурита, включение в состав пигментов жира для предотвращения растрескивания красочного слоя и нанесение яичного желтка, позволившее продлить картине жизнь на века.

Картина полна символов, и далеко не все из них ещё расшифрованы. Раковина, на которой приплыла к берегу Венера, — олицетворение лона, давшего ей жизнь. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечных чувств, у её ног анемон, олицетворяющий трагическую земную любовь. Падающие с неба розы в честь прибытия на землю Венеры — предвестники любви и неизбежных страданий, ожидающих в будущем. Апельсиновое дерево — вера в бессмертие.

«Рождение Венеры» Боттичелли - История одного шедевра

Сюжет

В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита.

«Рождение Венеры». (wikipedia.org)

Богиня возникла из морской пены. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она подплыла к берегу и вышла на сушу. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).

«Весна». (wikipedia.org)

Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви.

С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому всегда теперь должна сопровождать Венеру.

Контекст

Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали. Поэтому для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было абсолютно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.

Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи, до 1520. (wikipedia.org)

Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространенной версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту ее воспевали, богачи и сильные мира добивались ее благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял ее лицо из картины в картину и при ее жизни, и уже после ее смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса.

Судьба художника

Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощенная на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.

Сандро Боттичелли. (wikipedia.org)

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.

Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».

В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.

Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры» - Эпоха Возрождения — LiveJournal

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Около 1484 г. Холст, масло. 172,5 х 278,5 см.

Галерея Уффици, Флоренция

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Осип Мандельштам. «Silentium».

«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», - писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной, и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. И все же это так. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.

Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, кватроченто, его младшие современники – Высокому Возрождению, определившему развитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, поэтому произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм, их изобразительный язык казался грубым и невнятным. Лишь когда европейские живописцы научились с абсолютной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когда скучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресок Рафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.

Автопортрет Сандро Боттичелли.
Фрагмент фрески "Поклонение волхвов" 1475 г.

Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту,   искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Европейская культура нашла и продолжает находить в его наследии что-то жизненно важное для себя. Что же? Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» - прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.

Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Самый яркий представитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжал традиции своего деда Козимо и отца Пьеро, просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Власть Медичи снова казалась безграничной, и среди тех, кто был отмечен и обласкан ею, – живописец Сандро Боттичелли.


Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478 г.

Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.

Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный, именовался Платоновской академией. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно - языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.

Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора - одна из четырех богинь времен года, Весна. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. С неба падают розы, кото

"Рождение Венеры" - тайна картины великого итальянского художника

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ
Sandro Botticelli

Великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Дата и место рождения — 1 марта 1445 г., Флоренция, Италия

Дата и место смерти — 17 мая 1510 г. (65 лет), Флоренция, Италия

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ

«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere) — картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5 ? 278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.

История картины

Источник -1, Википедия

Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье. Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. Также есть версия, что Боттичелли написал «Рождение Венеры» не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи она попала позднее.

Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.

Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь, и чья красота вела смертных на небеса.

Даже если Полициано или Фичино не были прямыми советчиками Боттичелли, их работы подготовили общественное мнение к восприятию образа обнажённой античной богини, и художник мог работать над своим произведением не боясь осуждения или непонимания со стороны сограждан.

В 1987 году была завершена реставрация картины. С неё был удалён слой лака, нанесённый через некоторое время после того, как Боттичелли закончил работу над ней, и превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налёт.

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты).

Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки[1], подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

Источник-2, arts-dnevnik.ru

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам. Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из «кормушки» Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе «Венеру». Боттичелли — непревзойдённый эстет. Его картины — это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи. Слишком кроткие Мадонны Рафаэля сейчас бы вряд ли украшали обложки модных журналов. А уж пышнотелые красавицы Рубенса тем более. Мы бы сказали, что сейчас ценится иная красота.

А вот Боттичелли умудрился написать вневременную красоту. Она нам совсем не кажется устаревшей. Посмотрите на его ангелов и нимф. Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красоту богини и внутреннюю красоту Мадонны.

Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством. Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.

«Рождение Венеры» далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.

Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли. Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.

В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными. Свою «Венеру» Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.

Источник — 3. smallbay.ru

Искусство Италии 15 века. Ренессанс

Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Размер работы 172,5 x 278,5 см, холст, темпера. Картина написана по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого исполнялась и «Весна». Картина была предназначена для украшения все той же виллы Кастелло. По-видимому, они мыслились как парные композиции, и между ними существовала определенная связь.

Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию, или богоявление. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».

И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Как обычно в живописи Боттичелли, приподнятость чувств здесь граничит с меланхолической задумчивостью, рождая эмоциональную атмосферу, пронизанную светом. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Он дал остро личное истолкование строк древнегреческих поэтов и Полициано, которые легли в основу программы картины. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит, и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря; под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.

Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.

Натянутыми, порывистыми и мелодичными линиями, выводящими сложную арабеску, художник очерчивает фигуры и более обобщенными контурами обозначает окружающую среду. Видна лишь узкая полоска берега, а остальное место занимают светлое сияющее изнутри небо и море. Венера — едва ли ни самый пленительный образ у Боттичелли. Художник дает собственное истолкование классического идеала красоты, внося в чувственный образ черты спиритуализации.

Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной длинной шее и вытянутыми пропорциями тела и певучими, плавными очертаниями форм. Неправильности в передаче строения фигуры, в фиксации ее контуров лишь усиливают замечательную экспрессию образа. В лице богини также заметны отступления от классической правильности, но оно прекрасно и притягательно своей трогательностью. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.

Следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром. Это зрелище очаровывает. Стыдливым жестом Венера прикрывает тело, такая иконография идет от античного типа Venera pudica («стыдливая»). Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в море, передан ясным языком линий и цвета. Боттичелли не ищет научно выверенной точности их очертаний и форм. Восхищение красотой цветка диктует ему простые и изящные контуры бутонов и раскрытых роз, повернутых в разных ракурсах. Их нежная окраска, хрупкость строения и ритм этого тихого дождя из цветов подчеркивает эмоциональную тональность композиции.


Смотрите также

Описание: