Валаамский монастырь где находится
Ново-Валаамский монастырь — Википедия
Но́во-Валаа́мский Спа́со-Преображе́нский монастырь (фин. Valamon Kristuksen kirkastumisen luostari или Новый Валаа́м, фин. Uusi Valamo) — единственный православный мужской монастырь Финляндской архиепископии Константинопольского патриархата, расположенный в усадьбе Папинниеми в Хейнявеси, в Финляндии.
В 2019 году вошёл в десятку самых посещаемых туристами церквей Финляндии[1], а в марте-мае 2020 года впервые за последние 50 лет был закрыт для посещения туристами в связи с коронавирусной инфекцией COVID-19[2].

Здание «старой церкви» (в бывшем амбаре)
Интерьер «старой церкви»В 1939 году в связи с эвакуацией в период советско-финской войны около 190 монахов из Валаамского монастыря, были предприняты попытки создания новой православной обители в Восточной Финляндии[3].
24 июля 1940 года руководство эвакуированного валаамского братства оформило покупку усадьбы XIX века «Папинниеми», принадлежавшей Юрьё Саастомойнену и расположенной в сельской местности Хейнявеси, а выбор места был обусловлен обнаружением в главном здании усадьбы небольшой иконы святых Сергия и Германа Валаамских. Новый монастырь получил названием «Ново-Валаамский», а первая Преображенская церковь была устроена из двух переоборудованных под храм амбаров. В убранстве храма были использованы иконы и утварь, вывезенные с Валаама: иконы нижнего ряда иконостаса первоначально находились в трапезной церкви Валаамского монастыря, иконы второго яруса — из праздничного ряда иконостаса главного храма, а царские врата — из нижнего храма. Игуменское кресло, находящееся в настоящее время в левом углу храма, было изготовлено в 1869 году для игумена Дамаскина (Кононова).
Позднее в состав Ново-Валаамского братства влилась монашеская община эвакуированного Печенгского монастыря (настоятель которого игумен Паисий (Рябов) попал в руки советских спецслужб и 12 декабря 1940 года был расстрелян). В 1956 году в монастырь переселились монахи Коневецкого монастыря, привезя с собой чудотворную Коневскую икону Божией Матери (в настоящее время вместе с Валаамской иконой Богоматери (иконописец — иеромонах Алипий, в миру — Алексей Константинов) находится в каменном Преображенском соборе обители).
После окончания Второй мировой войны митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, включив обитель в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1957 году Русская православная церковь вернула монастырь в духовное и административное подчинение Финляндской архиепископии, а часть братии, не принявших введение в монастыре нового стиля, получив разрешение, переехала в Псково-Печерский монастырь.
В 1977 году в связи с празднованием 800-летия православия в Финляндии в монастыре по проекту архитектора Ивана Кудрявцева был построен каменный Преображенский собор.
В 1984 году в монастыре был возведён культурный центр, объединивший помещения монастырской библиотеки и архива, конференц-зал, а также центр по реставрации икон и произведений живописи. С 19 по 27 июня 1988 года здесь проводилась пятая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу, её темой стало обсуждение вопроса «Таинство священства в таинственной структуре Церкви, в частности важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия» [4].
В 1989 году рядом с Преображенским собором было возведено здание Валаамского народного училища.
В 1997 году на берегу озера, у монастырской пристани, была построена и освящена часовня во имя святителя Николая Чудотворца, а на другом берегу бухты было устроено братское кладбище, где в 1979 году была возведена часовня в карельском стиле в честь святого преподобного Германа Аляскинского. На монастырском кладбище помимо братии Ново-Валаамского монастыря погребены также насельники и насельницы Коневского, Печенгского и Линтульского женского монастырей (находится в 18 км от Нового Валаама). Летом 2006 года рядом с оградой кладбища была построена и освящена часовня во имя святого Иоанна Крестителя.
Современное положение[править | править код]
В настоящее время в братии монастыря состоят несколько человек, являющихся этническими финнами. Богослужения в монастыре совершаются по новому григорианскому календарю (включая празднование Пасхи). Основным источником дохода для монастыря являются туризм и ретрит[5]. Для этих целей на территории обители возведена гостиница, а также приспособлены для приёма гостей некоторые старые здания усадьбы.
Дополнительный доход монастырю приносит производство столового вина и изготовление виски на основе ячменного солода[6]. При этом, по новому законодательству 2019 года, красное вино, произведённое в самом монастыре, обитель должна заказывать у государственного винного монополиста Alko, а сам напиток проделывать сотни километров, чтобы быть использованным для совершения богослужений[7].
В 2012 году, в связи с возросшим интересом к Новому Валааму со стороны российских туристов, руководство монастыря для централизации туристических потоков заключило договор с российской паломнической службой «Радонеж»[8]. В год обитель посещает до 15 тысяч паломников из России, что составляет 1/7 всех посетителей[9], а гильдией финских журналистов, пишущих о туризме, монастырь признан лучшим туристическим объектом Финляндии 2012 года[10][11]. На 2013 год монастырь предоставлял 33 рабочие ставки для гражданского населения[12].
9 ноября 2011 года решением архиепископа Карельского Льва (Макконена) многолетний настоятель монастыря архимандрит Сергий (Райаполви) (1997—2011) был отстранён от исполнения своих обязанностей, а временным управляющим обителью назначен епископ Йоэнсуйский Арсений (Хейккинен)[13]. 8 ноября 2012 года заместитель канцлера юстиции Финляндии[en] Микко Пуумалайнен вынес замечание архиепископу Льву, который, согласно закону, не имел права единолично отстранять от должности настоятеля Валаамского монастыря, пост которого является пожизненным [14]. 22 ноября архиепископ Лев восстановил архимандрита Сергия в должности настоятеля обители[15].
В 2019 году монастырь оказался в центре внимания общественности в связи с уголовным делом по отношению к паре из Куопио, которая в ходе выставки-продажи Via Finlandia, проходившей в монастыре, продавала поддельные произведения искусства. Сам монастырь отрицает свою причастность к афёре[16].
Дом настоятеля[править | править код]

Дом настоятеля после пожара в 2012 году
18 марта 2012 года в монастыре произошёл сильный пожар, в котором сгорел верхний этаж настоятельского корпуса. Ущерб был оценен в 1,6 млн евро[17].
Пострадавшее здание было запланировано к восстановлению,[18][19] в связи с чем летом 2012 года начались подготовительные работы.
Центром экономического развития, транспорта и окружающей среды Южного Саво (ELY) и Музейным ведомством Финляндии администрации монастыря было рекомендовано отреставрировать сохранившиеся при пожаре бревенчатый каркас и печи старого здания усадьбы, дополнив их новыми строительными материалами, но данный проект не нашёл поддержки у руководства монастыря, коммерческий директор которого Вейкко Халонен настаивает на полной замене всех конструкций здания[20].
Ангар[править | править код]
В ночь с 22 на 23 января 2014 года возникло возгорание хозяйственных построек, находящихся при въезде в монастырь, близ жилого здания «Sillankorva», используемого как VIP-гостиница[21]. Имуществу монастыря был нанесён значительный ущерб[22].
25 января в Липери, в Северной Карелии, в связи с подозрением в поджоге, полиция задержала сорокалетнего жителя Оутокумпу, который признался в совершении двух поджогов в Южном Саво на этой неделе[23].
- Преображенский храм
-
Подкупольное пространство
-
Новый иконостас
География монастыря † Валаамский монастырь

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, самый крупный из них - остров Валаам (27,8 кв. км.), рядом с ним расположены о. Скитский, о. Предтеченский, о. Емельяновский и еще множество малых островов. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) - 42 км, до Приозерска - около 60 км, до Санкт-Петербурга - более 220 км.
Береговая линия Валаама изрезана многочисленными проливами, каналами и заливами, что придает ему особую привлекательность, выделяя его из множества других ладожских островов. Акватория архипелага в связи со структурой течений озера в наименьшей степени подвержена влиянию вод притоков и может рассматриваться как эталонная для центральной части Ладоги.
Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, «не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, - островки, мыски, бухточки... Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».
Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб.
Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей - все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.
Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.
Современные историки датируют первые упоминания об острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В то время на острове было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и предков славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем — Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. Это предание занесено на первые страницы «Повести временных лет» или Летописи преподобного Нестора (начало XII в.).
Предание говорит нам, что именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками. На месте разрушенных идолов ученики апостола Андрея установили каменный крест, и уже через века на свой «крестный» путь вступила братия Валаамского монастыря.
Валаамский монастырь: история, описание, фото
Адрес: Россия, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам
Дата основания: конец XI – начало XII
Основные достопримечательности: Собор Спаса Преображения, церковь Валаамской иконы Божией Матери, церковь Петра и Павла, церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" и Троицы Живоначальной
Святыни: мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских
Координаты: 61°23'20.2"N 30°56'41.9"E
Место основания Валаамского монастыря
Становление и развитие Валаамского монастыря
Восстановление Валаамского монастыря
Новое испытание Валаамского монастыря
Современный этап развития Валаамского монастыря
Валаамский монастырь на карте
Возникновение и развитие христианства на Валааме – это далекое прошлое, по преданиям, дошедшим до наших дней, совпадает со временем крещения Руси.
Валаамский монастырь с высоты птичьего полёта
Прежде, красота и величие этих мест, о которых мы расскажем ниже, привлекли на архипелаг язычников. Здесь располагалось их главное капище – место, где они поклонялись своим богам Велесу и Перуну и приносили в их честь жертвы.
По дошедшим до нашего времени преданиям первые христиане, появившиеся в этих землях – это иноки преподобные Сергий и Герман. Упорный труд и молитвы Валаамских Чудотворцев положили начало для основания этого поистине знакового места для всех верующих. Предания, сохранившиеся в церковной обители, рассказывают, что преподобные Сергий и Герман являлись миссионерами греческой церкви, а сама территория входила в состав владений Княжества Великого Новгорода. Главный же расцвет, развитие обители, возведенной во имя Преображения Господня, пришелся на XV – XVI века.
Общий вид собора Спаса Преображения
Место основания Валаамского монастыря
Место основания и развития Валаамского монастыря не могло быть выбрано лучше. В самое сердце природы-матушки смотрели основатели, возводя на островах эту святыню. Комплекс возводился и развивался максимально удаленно от мирской суеты. Острова архипелага, со всех сторон окруженные водой, идеальны для духовного служения, уединения и ведения тихой жизни иноков.
Территория архипелага включает в себя порядка 50 островов, в основном маленьких по площади. Более трех четвертей общей площади архипелага занимает главный остров – Валаам.
Чуден и восхитителен этот край. Удивительная и разнообразная растительность насчитывает почти 480 различных растений, среди которых есть занесенные в Красную книгу. Птицам и рыбам, множеству представителей мира животных – всем нашлось место в этом святом крае.
Рухольня и кельи духовника на фоне собора Спаса Преображения
Почти вся территория заросла хвойными лесами. Она испещрена скалами, о многие из которых разбиваются могучие волны Ладожского озера. Красота этих мест, воистину, неземная! Самой судьбою, а может быть, волей Божией, суждено было на этом месте расположиться духовному центру Руси Православной, получившему название Северного Афона.
Становление и развитие Валаамского монастыря
Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель. Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам. Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.
Собор Спаса Преображения
Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами. Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола. Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.
Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.
Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия.
Собор Спаса Преображения
Несколькими годами позже еще одно горе и испытание выпало на долю иноков этой обители. Эпидемия чумы, вспыхнувшая внезапно и стремительно, унесла жизни множества служителей церковного комплекса. А затем шведы окончательно разорили святыню, уничтожили практически все, что было создано здесь, - церкви и кельи монахов, трапезную и всю отраду. Все было сожжено, разграблено, разрушено. Многие монахи прятались в окрестных лесах, не желая покидать священные земли, некоторые продолжали служение господу на территории Антониев-Дымского монастыря.
Истинное развитие обители началось в конце XVI – начале XVII веков, после заключения очередного мира со шведами. Царь Руси, в то время – Федор Иоаннович, выделил из государевой казны средства и вновь отстроил обитель. Были возведены церкви, кельи, трапеза и другие строения, восстановлена ограда комплекса. Дальнейшее развитие и расширение обители привлекло на его территории множество людей верующих. Создается и обустраивается 12 скитов, что в конечном итоге дает возможность и основание именовать монастырь Великою Лаврою.
Церковь Петра и Павла, Келейный корпус
Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века. В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия. После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.
Восстановление Валаамского монастыря
Не просто так в истории земли Русской имя Петра Первого звучит, как Петра Великого! Настоящего царя русского, вернувшего и величие, и веру народу своему. Именно Петр I повелевает возобновить монастырь сразу же после того, как с Валаама изгнали захватчиков. Указ императора, изданный в 1715 году, повелевал начать полное восстановление обители на Валааме. Помощь в становлении земель оказывал Кириллов монастырь, откуда поставлялась утварь, припасы, инструменты для разных работ и многое другое.
Церковь Петра и Павла
Находясь под надежной защитой государства российского, святыня развивается наиболее активно, возводится все больше церквей, развиваются другие здания и сооружения. Развитие велось столь стремительно, что уже к 1811 году на территории монастыря нет ни одного деревянного здания. Все строительство ведется только из кирпича. Активное и динамичное развитие Валаама продолжается вплоть до конца XIX – начала XX веков.
Новое испытание Валаамского монастыря
Территория, на которой располагалась пустынь, почти целое столетие находилась в составе Финского Великого Княжества. В те годы это была часть Российской империи. Страшные события, преследовавшие церковь после установления на территории России власти большевиков, миновали Валаамскую обитель, сохранив ее созданный многими столетиями величественный облик.
После победы в войне 1941-1945 года священнослужители, спасаясь от власти Советов, вынуждены были покинуть святые земли. Они обосновались на территории теперь уже независимой Финляндии, где на предоставленную помощь основали Ново-Валаамский монастырь. Эта обитель является действующей и в наше время.
Церковь Валаамской иконы Божией Матери
Сам остров в это время переживает новую стадию развития, никак не связанную с верой. Поначалу здесь открывают школу боцманов, а затем дом для инвалидов. Много позже, стремясь сохранить историю в целостности, здесь открывается Музей-заповедник. И только в 1989 году, после известных событий свержения власти коммунистов и атеистов, в Валаамский монастырь возвращается монашеская жизнь.
Современный этап развития Валаамского монастыря
С 1991 года монастырь переходит в подчинение Патриарху Московскому и Всея Руси. В настоящее время обитель насчитывает около 150 послушников, а всеми делами руководит назначенный игумен – Епископ Троицкий. Восстанавливается и развивается весь комплекс. В настоящее время из 13 скитов на территории архипелага восстановлено 10. А к великой дате – юбилею Крещения Руси, который был широко отмечен в 2008 году, возведен Владимирский скит.
Памятник Патриарху Алексию II
Здесь имеется резиденция патриарха, музей и даже мастерская, оборудованная всем необходимым для иконописи. Из светского направления развития обители следует отметить открытие амбулатории с самым современным оборудованием. Создана она на средства благотворителей.
Значительное внимание уделено соблюдению установленного векового порядка, монашеского богослужения. Восстановлен, активно развивается и популяризуется знаменитый хор братьев Валаама.
Активное развитие этих мест привлекает десятки и сотни тысяч верующих и просто гостей со всех уголков необъятного земного шара. Люди едут, чтобы не только насладиться величием и красотой мест, но и для духовного наполнения, очищения и восстановления сил. Монастырь ведет активный прием паломников в период с мая по ноябрь ежегодно. Это время, когда Ладога открыта для навигации, и поэтому весьма активно происходит посещение обители ее гостями.
Келейный корпус
Хочется верить, что тяжелые испытания, гонения и лишения, выпавшие на долю святыни, ушли в историю навеки. И Валаамский монастырь милостью Божией будет развиваться, укрепляться и совершенствоваться. Пусть же веками над могучими водами Ладоги проносится звон церковных колоколов, неспешно и величественно проходят богослужения, предаются молитвам иноки и прихожане. А вместе с ними будет крепнуть вера людей и стремление их к праведной жизни, в основе которой лежит Великая судьба и вековая история святыни земли Русской.
Рейтинг достопримечательности
Валаамский монастырь в России на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
Казань |
Валаамский дом инвалидов — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2019; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2019; проверки требуют 10 правок.Валаа́мский дом инвали́дов — дом инвалидов, расположенный на острове Валаам (в северной части Ладожского озера), где в послевоенное время 1950—1984 обслуживались, в том числе, инвалиды войны, проживавшие в Карело-Финской ССР[1][2][3][4]. Находился в бывших монастырских зданиях. Закрыт в 1984 году (преемником стал дом инвалидов в селе Видлица, Олонецкий район).
По указу Верховного Совета Карело-Финской ССР в 1950 году на острове был основан лагерь инвалидов. На 20 ноября 1950 года на острове было 904 человека[3]. Инвалиды были размещены в зданиях, которые ранее принадлежали монастырю. Инвалиды, которые были способны к работе — работали[5]. На 28 июля 1950 г. на острове было трудоустроено 50 инвалидов[6][3].
В 1959 году там находилось 1500 инвалидов.[источник не указан 438 дней]
Среди обитателей интерната были: Григорий Волошин[7], Иван Калитаров (род. 1924)[3], Матвей Котов[3], Николай Сергеевич Кошелев[8], Василий Меньшиков[3], Михаил Холодный (род. 1920)[3], Качалов В. Н., Хатов Алексей Алексеевич, Ланев Фёдор Васильевич[9].
В 1960-е годы на архипелаг стали приезжать экскурсии.
По словам директора Валаамского природного музея-заповедника Владимира Высоцкого: «К сожалению, все захоронения на кладбище практически утрачены. На сегодняшний день визуально они не просматриваются. Нет точных указаний о месте захоронения того или иного инвалида»[5]. Фельдшер Любовь Щеглакова занимается восстановлением фамилий ветеранов, которые были сосланы и умерли на острове. Данных, куда пропали награды и наградные книги, не сохранилось[5].
Основной источник, на который ссылаются авторы, описывающие ужасы дома инвалидов, — книга «Валаамская тетрадь» петербургского историка, кандидата искусствоведения Евгения Петровича Кузнецова (1940-2007), более 40 лет проработавшего экскурсоводом на Валааме.[9]
На острове патриархом Кириллом был освящен мемориал памяти ветеранов Великой Отечественной войны. В список вошли 54 имени ветеранов. Всего же, по мнению представителя Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-западного региона, которая готовила историческую справку для будущего памятника, на кладбище должно было быть похоронено около 200 инвалидов. Умерших инвалидов хоронили среди могил священнослужителей на Игуменском кладбище. Ставили над могилой металлическую табличку со скупым текстом: фамилия, годы жизни. Никакой отметки о том, что это могила героя войны[10].
Некоторых жителей Валаамского дома-интерната изобразил в своих графических работах художник Геннадий Добров.
Литература[править | править код]
Музыка[править | править код]
Московская прог-рок/пост-метал группа Adaen в феврале 2015 года выпустила песню под названием Peine Forte Et Dure, поднимающую в своем тексте проблему валаамских и соловецких инвалидов Второй мировой войны. По словам Валентина Березина, фронтмена коллектива, гитариста и вокалиста, текст песни, а также метафора средневековой пытки, были вдохновлены «Валаамской тетрадью» Евгения Кузнецова.
Фильмы[править | править код]
- Время отдыха с субботы до понедельника — художественный фильм режиссёра Игоря Таланкина по мотивам рассказа Юрия Нагибина «Терпение» с музыкой группы «Центр», участники которой также снялись в фильме.
монастырь начал восстанавливать самый северный из своих скитов † Публикации Валаамского монастыря
Небольшой полуостров под Питкярантой может стать туристическим центром карельского Приладожья.
16.10.2018 информационно-аналитический портал Карелии «Республика», Евгений Лисаков, Сергей Юдин 1 555
Храм Александра Невского в бывшем Германовском скиту.
На Валаам – за красотами природы и духовным началом Питкярантские депутаты в начале октября безвозмездно передали Валаамскому монастырю небольшой земельный участок в 50 соток на острове Сюскюянсаари. Незадолго до этого предыдущий созыв городского совета отдал монастырю полуразрушенный храм, расположенный на этой территории. В местной администрации поясняли, что всё сделано по закону: в Земельном кодексе есть норма, позволяющая религиозной организации бесплатно получить участок под объектом религиозного назначения.
С самого начала в соцсетях и некоторых карельских СМИ ситуация освещалась не совсем корректно. Например, утверждалось, что монастырь получил пять гектаров земли, хотя на самом деле – лишь полгектара. Упоминались и некие предприятия, будто бы работающие непосредственно на переданной территории.
Чтобы разобраться, что действительно произошло в Питкяранте и как отнеслись к этому местные жители, корреспондент «Республики» отправился на место событий.
Храм Александра Невского в бывшем Германовском скиту.
Валаам хочет возродить самый северный из своих скитов
Первые работы по восстановлению возвращенного храма На самом деле, остров Сюскюянсаари давно уже не остров: в советские годы работавшие там горнодобывающие предприятия решили засыпать пролив, отделяющий его от материка. Проехать к местам разработок стало проще, но возникла путаница: на всех картах объект по-прежнему называется островом, хотя в реальности представляет собой относительно небольшой полуостров.
Еще раньше, до 1917 года, на Сюскюянсаари находился самый северный из валаамских скитов – Германовский. На острове вели хозяйство и добывали ценный гранит, который использовался не только для возведения монастырских часовен и храмов, но и для строительства зданий и мостов в Санкт-Петербурге.
После революции Валаамский монастырь достался независимой Финляндии. Новые власти давили на монахов, заставили их перейти с юлианского на григорианский календарь, поставили во главу обители нового человека. Во время Зимней войны 1939-1940 годов насельники покинули Ладожское озеро и отправились на территорию современной Финляндии, где основали Ново-Валаамский монастырь.
На самом Валааме и других островах Ладожского озера, где располагались его скиты, при советской власти религиозной жизни не было. Возрождение монастыря началось лишь в конце восьмидесятых.
Возвращение храма на острове Сюскюянсаари, утверждают в пресс-службе Валаама, — тоже часть возрождения обители. В июле об этом говорил и настоятель монастыря епископ Панкратий, призвавший верующих помочь в расчистке храма и его окрестностей от мусора и завалов.
Местные жители не против планов монастыря
[Если ничего не делать], через десять лет вместо этого памятника церковной архитектуры будет груда кирпичей и гранитные подоконники. Пусть лучше восстановят храм,
говорит директор Питкярантского краеведческого музея Антонина Варакина.
По словам краеведа, в районе, где во время Великой Отечественной войны проходили жесточайшие бои, осталось не так много исторических зданий, представляющих ценность. Есть несколько природных достопримечательностей, но и они не слишком прочно включены в туристические маршруты. Возрождение скита, надеется Варакина, позволит возродить и местный туризм.
Экскурсии к полуразрушенному храму водят и сейчас, но нечасто: последнюю Антонина Варакина провела весной этого года.
Антонина Варакина.
Сначала мы заводили людей [в сам храм], а теперь боимся, потому что [он] рушится. Мы же отвечаем за жизни! – говорит краевед. – Если там всё облагородят… Я, как руководитель музея, заинтересована в турмаршрутах, в открытии новых туробъектов. И главное, память сохранится духовная. А что нам земля с грудой обломков?
Директор музея считает, что возрождение скита одобрят все или почти все местные жители – главное, чтобы монастырь не решил выгнать с полуострова расположенные там обрабатывающие предприятия. Не допустить такого поворота событий, по мнению Антонины Варакиной, просто: Валаам должен действовать исключительно с согласия местной администрации и под ее контролем.
Возрождение скита не помешает работе предприятий
С краеведом согласен председатель местного отделения общественной организации «Ветераны Афганистана» Александр Пупков. Он сам занимается восстановлением памяти – отвечает за одну из экспозиций местного музея, посвященную войне в Афганистане. Экспонаты, многие из которых уникальны в масштабах республики, Пупков долгие годы собирал самостоятельно.
Александр Пупков.
Две недели на монастырском острове: семинаристы вернулись из очередной поездки на Валаам По словам общественника, сейчас на полуострове работают одно горнодобывающее и несколько обрабатывающих предприятий. Первое принадлежит московскому правительству, руководство остальных, более мелких, тоже в основном находится за пределами Карелии. Работают на них, впрочем, местные жители – несколько десятков человек.
Часть местных жителей, говорит Александр Пупков, опасается, что после возвращения монастыря на полуостров оттуда придется уйти предпринимателям, занимающимся обработкой камня. Однако поводов для таких опасений Валаам пока не давал.
Возрождение скита и работа горняков на Сюскюянсаари друг друга не исключают, подтверждает руководитель расположенного вблизи храма обрабатывающего предприятия, представившийся Юрием. По словам бизнесмена, несколько дней назад он разговаривал с представителями монастыря, и те заверили его, что не возражают против ведущихся рядом работ.
Рабочие, устанавливающие на полуразрушенное здание храма строительные леса, добавляют, что в планах Валаама – замостить его окрестности брусчаткой. Продать ее могли бы как раз расположенные невдалеке предприятия.
Депутаты передали монастырю небольшой участок площадью 100 на 50 метров, окружающий храм. По обе стороны от него — камнеобрабатывающие предприятия.
Что касается крупного горнодобывающего предприятия, принадлежащего московскому правительству, то его мощности – два карьера на полуострове – в ближайшее время передадут Карелии. По словам главы Минприроды Алексея Щепина, карьеры продолжат работать.
Руководство Валаамского монастыря выразило заинтересованность в работе двух карьеров на острове Сюскюянсаари. Камень, который там добывают, будет использоваться в том числе и для восстановления церкви Александра Невского в бывшем Германовском скиту Валаамского Спасо-Преображенского монастыря,
говорил накануне министр.
Питкяранта может стать одним из туристических центров Карелии
К середине октября на бывшем храме Германовского скита установлены деревянные леса – восстановление началось. Месяц назад внутреннее пространство храма и его ближайшие окрестности начали освобождать от завалов и мусора. Как только леса будут установлены, говорят рабочие, на место приедут архитекторы, которые начнут осматривать верхнюю часть здания.
Строительные леса на здании храма Александра Невского. Судя по всему, Валаам планирует завершить восстановление Германовского скита к 2021 году, когда будет праздноваться 800 лет со дня рождения Александра Невского (полуразрушенный храм назван его именем). Не исключено, что к этому времени монастырь устроит на берегу полуострова полноценную пристань, которая существовала там исторически. Теоретически это позволит включить Сюскюянсаари в туристический маршрут на Валаам.
Сейчас туристы едут на Валаам преимущественно через Сортавалу и Ленинградскую область, сетовал глава республики Артур Парфенчиков на своей странице в соцсети.
Почему сегодня наши соседи, Ленинградская область, активно развивает Приозерский транспортный узел в направлении Валаама? Да потому, что это десятки тысяч туристов и паломников, это развитие города, — писал руководитель региона. – А ведь Сюскюянсаари имеет более выгодное расположение по отношению к Валааму. Лично я заинтересован в том, чтобы большая часть туристов шла на Валаам из Мурсулы (местное название бывшего острова – прим. ред.), чтобы мы восстановили объект Валаамского монастыря, доступный для посещения круглогодично, вне зависимости от погодных капризов и сезонных условий Ладожского озера.
В Валаамском монастыре возможное развитие туристической инфраструктуры в направлении Питкяранты пока не комментируют. Однако местные жители, судя по всему, были бы этому рады: туризм – это деньги и рабочие места.
Журналист: Евгений Лисаков
Фото: "Республика"/Сергей Юдин
Информационное агентство «Республика»
Обсуждение:Валаамский монастырь — Википедия
Первый раз на этой статье, скажите пожалуйста, это нормально, что там написана откровенная ересь про ученика Христа, якобы дошедшего до Валаама?
поскольку речь идет о текущих делах, и все участники правок заангажированны, предлагаю ничего не вносить из этого противостояния в статью Анонимные участники (92.101.13.26, 92.101.14.123 - возможно один и тот же человек) систематически удаляют ссылку на подборку материалов о противостоянии монастыря и жителей (http://scepsis.ru/tags/id_166.html). Данная подборка имеет прямое отношение к теме статьи и раскрывает острую проблему, которая касается Валаамского Монастыря. Считаю, что данную ссылку стоит восстановить, а страницу защитить.
Уважаемые Scepsisы, Википедия - это энциклопедия, а не полигон войны для СМИ. Читайте правила!!! Свои эмоции оставьте для романа, а история - это четкая информация по существу, опирающаяся на государственный закон. В противном случае - Вы толкаете хозяев сайта на суды, в которых Вы и так погрязли, так как по многим спорным ситуациям с местным населением имеются постановления и решения судебной власти, которые они обязаны исполнять(местное население), являясь гражданами России: нравится им это, или не нравится. В противном случае можно поменять страну на законы и порядки, которые их устраивают. Благо сейчас это возможно. Ну а если, уподобляясь Вам, поддать эмоции,- то можно сказать так, что в течении 10-30 лет может прийти какая-нибудь другая структура, или система, которая всех постреляет: и монахов, и местное население, как это уже было много раз в нашей истории. И, кстати, такая вот сегодняшняя демократия и подталкивает к приходу таких "сталинских" структур для наведения порядка страхом. Вот тогда и будете гоняться за правдой, только уже на небе!!! С уважением, и надеждой на понимание, что Валаамский монастырь - это не светская структура, с которой можно вести игры и информационные войны. Хочется напомнить великую фразу, что с Богом можно воевать, но победить невозможно! И тому есть море исторических примеров. Церковь будет всегда стоять до скончания века. 92.101.18.230 13:52, 15 января 2009 (UTC)
Прошу защитить страницу Валаамского монастыря от ссылок касающихся войны с местным населением, так как они носят не исторический характер и превращают свободную энциклопедию "Википедия" в площадку для информационной войны. Для этого есть много информационных сайтов и scepsis в том числе. 92.101.18.230 14:16, 15 января 2009 (UTC)
- Предлагаю решить проблему следующим образом: создать статью про посёлок Валаам (ибо все населённые пункты значимы) и там описать суть конфликта, а здесь поставить ссылку на эту статью. AndyVolykhov ↔ 11:48, 3 февраля 2009 (UTC)
- Прелагаю сделать отдельную статью "поселок Валаам", и писать в ней все, что вы хотите в рамках Закона РФ, а не связывать Валаамский монастырь с поселком. Не надо заниматься подменой понятий. Если бы это была страница "остров Валаам", тогда можно было бы о чем то говорить и договариваться, а иначе - это чистая подмена, которая не имеет никакого отношения к истории монастыря и носит четкое понятие как информационная война совершенно не имеющая никакого отношения к Википедии как к энциклопедии.92.101.18.200 13:26, 4 февраля 2009 (UTC)
- Посмотрел ту подборку материалов, из-за которой сыр-бор. Там освещается конфликт жителей посёлка и монастыря. Это не реклама, не форум, а именно подборка информационных материалов, снабжённая документами. Очевидно, что (1) противостояние монастыря и жителей посёлка имеет прямое отношение к монастырю, а значит и к теме данной статьи, и (2) этот вопрос получил широкое освещение в карельских СМИ, что подтверждает его значимость. Поэтому полагаю, что ссылку следует восстановить, а в тексте раздела «Возрождение монашеской жизни. Современность» сказать пару слов об этой проблеме (фактически, эта проблема — неизбежное наследие, с одной стороны, уничтожения монастыря и плачевной судьбы острова в сталинский и хрущёвский периоды истории, а с другой — усиления влияния церкви на власть в постсоветской России, и подобные коллизии возникают и в других сходных обстоятельствах). Удаление же значимой информации, напрямую относящейся к теме статьи, есть цензура на основе личной пристрастности, что недопустимо. -- Alexander Potekhin -- 06:56, 19 февраля 2009 (UTC)
- Господа! Какое противостояние монастыря и местных жителей? Читайте информацию в нете. Хотите "клубнички" смотрите сайты т.н. правозащитников - Ярового, Скепсиса, МХГ. Хотите понять суть-смотрите информацию СМИ о монастыре на официальном сайте монастыря. Интересно, что в информации на сайте Ярового и Скепсиса, авторами которой явл.т.н.правозащитники Яровой, Щербаков,Мускевич - иных нет, авторы вынуждены писать о событиях, действительно имевших место. Так со слов этих авторов, выступающих от имени всего светского населения (вопрос, а кто уполномачивал?), были неоднократные обращения в прокуратуры разных уровней, в районный и верховный суд Карелии, Верховный суд России, в Конституционный суд,к уполномоченным по правам человек Карелии и России о вопиющих нарушенииях монастырем прав светских жителей.Обстоятельство первое. Что в остатке. Задайтесь вопросом, почему нет накакой информации о принятых мерах? Я задался и внимательно изучил все сайты на которых упоминается светское населени Валаама или монастырь.Ничего. Меры приняты не были. Отсюда, либо монахи купили все указанные выше органы, либо нарушений не было. Обстоятельство второе. Задался вопросом почему поименованные выше лица и и только они стали правозщитниками. Ответы нашел на тех же сайтах. Они все неудачники, но все хотят быть удачниками, а для этого надо, чтобы их заметили, а посему все средства хороши.Обстоятельство третье. На тех же сайтах помещена информация о том, что монастырь насильно выселяет мирян в новый дом в Сортавале. Там же нашел, что оказывается не выселяют, и не монастырь и не насильно. Почему же люди не охотно едут на материк из неприспособленных под жилье помещений на Валааме в благоустроенные квартиры на материке. Оказывается миряне не Валааме имеют дешевое (в 10 раз дешевле, чемв Сортавале) жилье, а также доп. услуги, получаемые от монастыря. Не много, но все-таки около миллиона в год. Платное лечение и дорогостоящие операции, ремонт мест проживания, путешествия детищек по России и отдых на юге, натуральные молочные и кисломолдочные продукты дорогостоящие лекарства бесплатная доставка вертолетом на метерик в критических случаях- все это оплачивается монастырем.Вот и ответ - ХАЛЯВА. Где это еще можно получить - нигде.Поэтому господа читайте ВНИМАТЕЛЬНО инфармацию на сайтах спетиков и сплетников и вы буде иметь практически объективную картину.84.52.78.177 11:47, 20 февраля 2009 (UTC))
С какого этого времени информационная оснащенность статьи, расмострение разных точек зрения - это информац-я война? Вообщем делаем так - ссылку возвращаю, если снова будет удалена, обращаемся [админам], если и они не помогут (если давит на них прав-во), к админам англ-й википедии и далее выше и выше, тем более - уже неоднократный пример - пусть мировая общ-ть знает о нас как о втором православном Китае 217.66.16.84 09:04, 15 апреля 2009 (UTC)
- Ссылка на админов лукавая 92.101.22.103 15:24, 17 апреля 2009 (UTC)
- Администрации Википедии, так как ссылка как и все у этих товарищей лукавое, а так же предыдущему писателю.
Что же вы, смелые борцы за свободу, убрали хамские комментарии про попов, где слово «Бог» пишете с маленькой буквы??? Хотя для вас ваш бог пишется действительно с маленькой буквы! Вам уже написали выше, что никто не запрещает вам открыть свою страничку под названием "Местные жители Валаама", хотя вас никто на это не уполномочивал, и представляете вы интерес 10-15 человек из 365 человек, а, опираясь на информацию по вашей же сходке, которую я нашел в интернете, это 7-8% от всех жителей Валаама, так кто же вы??? Но все равно, как вы утверждаете, "не свободная" и "коррумпированная" ВИКИПЕДИЯ предоставляет вам эту возможность, и на этой страничке якобы от всех жителей Валаама, вы можете писать любые шизофренические мысли и оскорбительные гадости, так как она не будет относиться к страничке Валаамского монастыря и, тем самым, вы удовлетворите свое желание воевать с ветряными мельницами. Поверьте, что вы никому не интересны, и никому не нужны, и никто вам ничего не запрещает. Успокойтесь!!! Как человек, имеющий определенные врачебные познания, могу с уверенностью сказать, что налицо симптомы болезни, но, все равно, делайте и сохраняйте свои права на ВИКИПЕДИЮ. Она вся для вас! И она не проводит тест на состояние умственного здоровья. Только не заходите на чужую площадку под названием Валаамский монастырь! Она - не для вас, а для тех, кому интересна судьба и история России и Русской Православной Церкви. Вам интересны склоки, пропаганда своих амбиций различный мусор и грязь, которые основаны на ваших грехах и страстях, за которыми вы, к сожалению, не видите истины. Мне очень жаль вас, хорошие ребята и могли бы много сделать полезного для своей страны, но, к большому сожалению, превратились в женщин на коммунальной кухне, и служите другому ведомству и другим «товарищам»! Думайте, пока вы ходите по этому свету, Там суд будет более строгий и все оскорбления, а тем более недостойные, лукавые поступки будут показаны и открутиться, не будет возможности. Там придется отвечать каждому за себя и обвинить попов или власть не получится! Если, конечно, вы не больны душевно.
Что касается информационной войны, так читайте сноски. Кто - то уже очень грамотно указал, что это такое на той же ВИКИПЕДИИ. Если вы умеете читать и понимать чужие мысли и других людей, а если нет, - то это - второе подтверждение некой очень опасной болезни!!!
Простите, кто-то эту сноску аккуратно удалил, но я повторю цитату, а потом и сноску: Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен. Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающемуся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне. Методы ведения информационных войн: Позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, пораженческое настроение, и, в перспективе, переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести "прелестные письма", в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды. Сноска: http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_война Но есть еще один великий деятель эпохи: товарищ Збигнев Бжезинский, который поставил смыслом своей жизни уничтожение РПЦ и России!!!
Но вернемся к нашим баранам. Искажением в данном случае является то, что Валаамскому монастырю были переданы все здания религиозного значения вместе с людьми, которые были в них зарегистрированы в нарушение закона, так как регистрация в непригодные для проживания помещения на основании Конституции РФ и Жилищного Законодательства запрещены. Вот это является нарушением прав человека, а сделала это местная администрация, т.е. власть! Причем здесь монастырь? Монастырь, наоборот, в силу понимания сложной ситуации и невозможности выселения людей на улицу построил благоустроенные дома для тех, кто хочет добровольно переехать из бывших монастырских келий, где все удобства находятся в коридоре, а до прихода монастыря там отсутствовали и водопровод , не было канализации, и все ходили «на дырку» на каждом этаже. Ну, просто, XXI век! По сути, иск надо предъявлять тем, кто это сделал, зарегистрировал в нарушение закона, а не монастырю. Вот тут и есть подмена! Кому то выгодно натравливатьнарод на Церковь . А кому - мы это уже проходили в истории России, и не один раз!!! Читайте историю.
И не надо приводить семью Мускевича в пример выселения на улицу, это такое же лукавство, как и все прочее. Монастырь, понимая невозможность выселения людей на улицу, по решению суда, чтобы не было искажений и обмана, предоставил ему 2-х комнатную благоустроенную квартиру, то есть, она ему полагается по суду в собственность, а все что захотел Мускевич и его семья - это дело их совести, которая их будет обличать всю жизнь. Монастырь и тут проявил гуманность и понимание, хотя это проблема власти, а не РПЦ. Быть беспристрастным очень тяжело, для этого нужно честно признаваться, прежде всего, самому себе в своих собственных грехах и лукавых помыслах.
Ваша заштампованность в отношении цензуры тоже не проходит, вас душит не власть, она даже не читает всей этой галиматьи, в противном случае, она перестала бы себя уважать и перестала бы быть властью. Вас душат те ваши хозяева, которые подогревают эту войну, а люди больные манией величия, завистью, алчностью и шизофренией ее разносят. Ваши пастухи потирают руки, а вы даже этого не понимаете, гордость глаза застилает. Мне вас очень жаль! Проснитесь, очнитесь, повторения 1917 года не будет. В нашем веке все будет по-другому. Господь будет нас смирять, воспитывать и лечить стихийными бедствиями, пожарами, потопами, землетрясениями, а потом вирусами и различными бактериями. Так может пора прекратить базары и ссоры и начать понимать друг друга???? Только тогда мы сможем созидать, а не разрушать!!! И нашим детям достанутся не руины и безнравственность, а красота и целомудрие! Убедительно прошу заблокировать страницу от лукавых людей.92.101.22.103 15:29, 17 апреля 2009 (UTC) 92.101.22.103 11:10, 17 апреля 2009 (UTC)
- Сколько можно подставлять сноски на исполнение решения суда???? Власть обязана исполнять решение суда, тем более последней инстанции. Зачем провоцировать людей к цветной революции???? Хотя Скепсису нужно отрабатывать грантоденьги, которые он получает за свой сайт. В одном из пунктов этого договора сказано о необходимости ведения борьбы за "права" человека на теретории бывшего СССР. И выставлять несчастным человека, который по суду получил 2-х комнатную квартиру со всеми удобствами в замен двух комнат без всех удобств (без воды, отопления, ванной ит.д.)???? В такие комнаты не регистрируют, а дают временную регистрацию в противном случае это нарушение действительно прав человека и конституции РФ, а так же жилищного кодекса.
- Хочется спросить администраторов: "вам не надоело давать возможность непорядочным людям использовать Википедию для ведения информационных войн"???? Скепсисы уже сделали страничку Валаам, как им было предложено, вот там пусть и изгаляются, а то вместо того что бы действительно пополнять страничку Валаамского монастыря исторической информацией, которую эти люди стерли, ради собственных амбиций. Я имею ввиду информацию о открытии музея в Свято-Владимирском скиту. Этим невеждам не интересна судьба страны они все направляют для ее уничтожения. Прошу еще раз администраторов заблокировать страничку Валаамского монастыря от недобросовестных пользователей.92.101.14.210 15:28, 24 августа 2009 (UTC)
Ну сколько можно об этом просить. Неуж то мы все Иваны не помнящие родства, а эти товарищи над нами смеються!!!92.101.14.210 15:32, 24 августа 2009 (UTC)
Небольшой итог[править код]
Уважаемые анонимы. Советую ознакомится с правилами ВП:ПРОВ и ВП:АИ, и привести ссылки на авторитетные источники, в которых излагалось бы мнения и факты, противополжное изложенным на http://scepsis.ru/tags/id_166.html . В таком случае можно будет обсуждать авторитетность источников и пропорциональность представления их в статье. А простое удаление информации с источниками — это Вандализм. На страницу поставлена защита, давайте обсуждать, а не воевать. Track13 о_0 21:26, 12 октября 2009 (UTC)
- После ознакомления со спором который здесь происходит, хочется сказать только одно, в XX веке очень хорошо промыли мозги в отношении Церкви, только смерти никто не минует, а там каждый получит что заслужил. Мне искренне жаль тех кто думает, что их жизнь закончиться здесь. Увы, но там расплата за все содеянное будет справедливая. Вперед ребята! Собирайте угли себе на голову! Могу добавить, что плата начинается еще и здесь. Так, что когда начнутся проблемы разного уровня не орите за что! Бог долго терпит, но потом очень сильно бьет. Еще раз удачи на поприще практического атеизма и борьбы за гордость человеческого ума! 92.101.10.165 10:37, 5 декабря 2009 (UTC)
- Бог страшен только тем, кто в него верит. Спасибо за пожелания. Удачи ;) --RussianSpy 10:45, 5 декабря 2009 (UTC)
- Русскому шпиону. Бог,- это к чему лежит ваше сердце. К чему вы имеете пристрастие. В вашем случае ваш бог,- это безверие, гордость вашего ума, надменность, которые вас не спасут от всего выше мной сказанного, так как вы остаетесь один на один с сатаной и защиты у вас нет. Читайте Булгакова. Его Волонд на это уже ответил и все показал. Должен заметить, что Булаков гений сталинского периода. Но если о вашем скепсисе, то даже в трудные, стрессовые минуты не верующий человек кричит Господи! Я не хочу вас разубеждать в вашей атеистической религии, но предупредить обязан. Мне довелось в жизни видеть много оголтелых атеистов, но все они очень плохо заканчивали свою жизнь. Все кто сбрасывали кресты с храмов, воровали или жгли иконы обычно погибали в считанные месяцы. У меня есть статистика на эту тему, так-как моя вера на этом формировалась. Вы можете почитать, как умирал Ленин, Сталин, если конечно захотите услышать и увидеть истину. Пока же вы еще молоды и в вас кипит кровь войны с ветряными мельницами, но наступит период, когда вам предоставят выбор, каким путем дальше идти. И вот тогда .... Думайте! Простите за назидание и не примите за оскорбление, это просто боль души, я был гораздо хуже вас, когда мне было от 18-35 лет. Сейчас мне уже за 50 и я имею право так говорить. Еще раз простите. 92.101.8.70 08:17, 8 декабря 2009 (UTC)
- 1) Атеизм - не религия; 2) Сатана атеистам также не страшен потому, что атеисты не верят не только в бога, но и в духов, призраков, переселение душ, первородный грех и прочую чушь; 3) Кресты с храмов скидывали преступники и вандалы - можно как угодно относиться к религии, но церкви и иконы являются как минимум шедеврами искусства; 4) Во что или в кого вы верите - это ваше дело. Теперь по сути - если вы считаете, что часть текста статьи неверна или искажена - вы должны доказать это с помощью АИ (Авторитетный Источник). Форумы, блоги, результаты поиска, личные страницы в соцсетях НЕ являются АИ. Если же вы удаляете кусок статьи без указания АИ и комментариев - это классифицируется как чистейшей воды вандализм и как следствие вам влепят бан, а статью откатят назад. Если у вас еще есть вопросы по статье - милости просим, задавайте. --RussianSpy 08:31, 8 декабря 2009 (UTC)
- 1) Атеизм не религия, но сильный атеизм - вера (а слабый нет, просто отсутствие веры). 2) Намеренное совмещение религиозных и оккультных представлений в одно предложение, да ещё со словом "чушь" в конце - нечестный приём. Да ещё и необоснованный (здесь именно утверждение, а не "неверие"). 3) До сих пор есть некоторые атеисты, которые призывают так делать. 4) Раздел про жителей действительно должен быть, непосредственно к вопросам религии это не имеет никакого отношения. Хлопотин Н. В. (обс.) 09:40, 26 мая 2017 (UTC)
- 1) Атеизм - не религия; 2) Сатана атеистам также не страшен потому, что атеисты не верят не только в бога, но и в духов, призраков, переселение душ, первородный грех и прочую чушь; 3) Кресты с храмов скидывали преступники и вандалы - можно как угодно относиться к религии, но церкви и иконы являются как минимум шедеврами искусства; 4) Во что или в кого вы верите - это ваше дело. Теперь по сути - если вы считаете, что часть текста статьи неверна или искажена - вы должны доказать это с помощью АИ (Авторитетный Источник). Форумы, блоги, результаты поиска, личные страницы в соцсетях НЕ являются АИ. Если же вы удаляете кусок статьи без указания АИ и комментариев - это классифицируется как чистейшей воды вандализм и как следствие вам влепят бан, а статью откатят назад. Если у вас еще есть вопросы по статье - милости просим, задавайте. --RussianSpy 08:31, 8 декабря 2009 (UTC)
Московское подворье Валаамского монастыря — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Моско́вское подво́рье Спа́со-Преображе́нского Валаа́мского ставропигиа́льного мужско́го монастыря́ — столичное подворье, расположенное на 2-й Тверской-Ямской улице. Основано в 1900 году, включает в себя два храма: первый назван в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, а второй — имени князя Александра Невского[3][4].
Решение о строительстве подворья Валаамского монастыря Финляндской епархии в Москве на 2-й Тверской-Ямской улице приняли в 1900 году. В течение года по проекту архитектора Александра Роопа возвели трёхэтажное здание в русско-византийском стиле. При отделке первого этажа использовали византийские гранит и мрамор, а монахи с острова помогали изготовить золочённый иконостас, иконы которого написал Василий Гурьянов. Роспись стен храма выполнили Виктор Васнецов и ученики его школы. Комплекс включает в себя часовню и храм во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. В октябре 1901 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) освятил здания. В то время братия монахов доходила до 100 человек, а вместимость церкви составила 1000 мест[3][5][6][2].
В 1900 г. дивным Промыслом Божием и усердием рясофорного монаха о. Иоанна, через привлечение усердных жертвователей, была совершена закладка Валаамского Подворья, которое в сей же год и было окончено.
— Из архивов Валаамского монастыря[2]
После революции 1917 года новые власти приказали снять с купола подворья крест и звонницу, сам купол закрыли брёвнами. Вход в часовню и окна также заложили. Подворье являлось представительством Финляндии, но советская власть не признала иностранный статус подворья. В 1922-м для голодающих Поволжья из храма вывезли более 90 кг серебряной утвари, а верхний этаж отвели для жилья женщинам с низкой социальной ответственностью. Братия продолжала богослужения до 1924 года, но полиция насильно вывезла вещи монахов, вынуждая их покинуть подворье. Часть послушников уехала в Финляндию, некоторые остались в Москве, остальные спустя время вернулись в храм. Окончательно подворье закрыли в 1926 году, насельники вынуждены были уйти, многих арестовали. В 1930-х на подворье разместили поликлинику. Помещения разделили перегородками, росписи закрасили, в часовне устроили регистратуру. Во время Великой Отечественной войны комплекс переоборудовали в госпиталь, в котором несколько сложных хирургических операций провёл доктор медицинских наук Валентин Войно-Ясенецкий — будущий архиепископ Лука[7][6][8].
К началу 1990-х годов подворье пришло в аварийное состояние и решался вопрос о его сносе, но в 1993-м Валаамский Спасо-Преображенский монастырь добился возвращения зданий Русской православной церкви, начались восстановительные работы. Из бывшей часовни сделали храм, который именовали нижним. В нём обустроили временный иконостас и в этом же году провели первую литургию. Здание основного храма реконструировали к 1994 году, в нём устроили новый иконостас, а в 1997-м с помощью меценатов восстановили купол и звонницу. Через год нижний храм освятили в честь Александра Невского[6][8][3][5].
В 2018 году на подворье был открыт музей его истории, экспонаты которого относятся к 1980-м[9].
С самого основания подворья жизнь монахов была подчинена строгому уставу, который разработал игумен Гавриил: «В часовне в 8 часов утра в учебные дни совершался краткий молебен для детей учащихся, которые в это время во множестве приходят помолиться пред учением»[6]. В настоящее время при подворье действуют воскресная школа, образовательные программы для взрослых, богословский лекторий и открытый кинотеатр. По расписанию священники проводят просветительские беседы с прихожанами[8][2].
Самый важный аспект деятельности воскресных школ — приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы, не должны превращаться лишь в места проведения досуга, необходимо всегда помнить, что их основная задача — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию.Патриарх Кирилл[6] |
- Игумен Иосиф (Крюков), исполняющий обязанности начальника подворья с 2014 года
- Иеромонах Иосиф (Нугаев)
- Протоиерей Александр Викентьевич Пахомов
- Протоиерей Игорь Викторович Белов
- Иеромонах Герман (Мохов)
- Иеромонах Макарий (Старчиков)
- Иеромонах Агафангел (Суслов)
- Иеромонах Арсений (Хомич)
- Иерей Александр Николаевич Коблов
- Диакон Андрей Игоревич Ильинский[10]
- Московское подворье Валаамского монастыря упоминается в книге Нины Яковлевой «Вольный сын эфира»[11].
- В 2017 году игумен Иосиф выпустил книгу об истории подворья[12].
- Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Москва православная. Все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
- Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Вся Москва от А до Я. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с.
- Денисов Л. 1100 православных монастырей Российской империи. Полный перечень мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. — М.: Центрполиграф, 2019. — 783 с.
- Школьник Ю. К. Москва. Столица России. История и современность. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с.
- Яковлева Н. Вольный сын эфира. — Киев: Strelbytskyy Multimedia Publishing, 2017. — 177 с.
- Шевченко Т. И. Валаамские иноки в эпоху гонений. Московское подворье Валаамского монастыря и его насельники после революции 1917 года. — Москва: Издательство ПСТГУ, 2018. — 272 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7429-1152-4.
история основания, описание, архитектура и фото
Валаамский монастырь расположился на архипелаге Валаам, находящемся в северной части Ладожского озера. Эта древняя мужская обитель пережила много невзгод и лишений, но, несмотря на трудности, продолжает действовать до сих пор.
Спасо-Преображенский монастырь и его судьба
Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.
Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.
История основания монастыря
Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.
Обитель и ее расцвет
Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.
Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.
В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.
К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.
К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.
В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.
Судьба монастыря в XIX веке
С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.
К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.
При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.
При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.
По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.
Советские годы и их влияние
В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.
По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.
Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.
Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.
В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.
В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.
Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.
После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.
Восстановление монастыря
Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.
В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.
Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.
10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.
Современное состояние
В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.
Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.
На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».
По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.
Святыни Валаамского монастыря
Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа. Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме.
Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери, обладающая чудотворной силой. Это рукописная работа инока Алипия, написанная в 1878 г.
Чудесным воздействием на женщин обладает образ святой Анны: прислонившись к святыне, христианка избавляется от бесплодия. Икона является точной копией афонского подлинника.
Интересные факты
- Валаамский монастырь имеет собственную эмблему, разработанную в 2015 году.
- Около 100000 паломников ежегодно посещают монастырь, 90% которых являются туристами.
- Гостиница обители способна вместить сразу около 200 человек.