Такр кузнецов где сейчас находится


Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй | Статьи

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» может быть списан в случае, если промышленность и Минобороны не решат вопрос с заменой дока, необходимого для завершения ремонта корпуса корабля. Сейчас единственный российский авианосец ждет решения своей судьбы у стенки 35-го судоремонтного завода в Кольском заливе. «Известия» разбирались в перспективах.

Кто заменит ПД-50

Ремонт подводной части корпуса авианосца «Адмирал Кузнецов» был начат в плавучем доке ПД-50, принадлежавшем 82-му судоремонтному заводу, однако в ночь с 29 на 30 октября 2018 года произошла авария, в результате которой док затонул. Авианосец получил повреждения, но был успешно отбуксирован к стенке 35-го судоремонтного завода, по совместительству являющейся его штатным местом стоянки.

Докование — важная часть восстановления технической готовности корабля, без чего «Кузнецов» не сможет вернуться в строй, хотя бы потому, что только в доке можно заново установить на корабль снятые ранее в процессе ремонта гребные винты.

Крейсер «Адмирал Кузнецов» у причала 35-го судоремонтного завода (СРЗ) в Мурманской области

Фото: РИА Новости/Максим Жаравин

На сегодня дока, способного заменить построенный в 1980 году по советскому заказу в Швеции ПД-50, на севере нет, что ставит под вопрос не только перспективы ремонта «Кузнецова», но и поддержания готовности других сил флота — в первую очередь кораблей первого ранга. Имеющий близкие характеристики плавучий док ПД-41, построенный в 1978 году по заказу СССР в Японии, находится на Дальнем Востоке, в Фокино, и перевод его на север практически не реален.

В 1980-х годах на северной оконечности мыса Чалмпушка в Кольском заливе начались подготовительные работы по строительству сухого дока для перспективного авианосца «Ульяновск», который должен был быть крупнее «Кузнецова» и уже не поместился бы в ПД-50, однако дальше первой очереди взрывных работ дело тогда не пошло, и быстро завершить этот проект не получится при всем желании.

Завершать, между тем, требуется именно быстро — в марте 2019 года глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов пообещал вернуть «Кузнецова» в строй до конца 2021 года, с возможным отклонением от срока не более чем на 2–4 месяца.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» у причала 35-го судоремонтного завода АО «Центр судоремонта «Звездочка» в Мурманске

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Единственной реальной альтернативой в этих условиях становится использование площадки «Кольской верфи», сооружаемой компании «Новатэк» на другом берегу Кольского залива. СМИ сообщали, что первая очередь нового предприятия, где должны строиться в том числе плавучие заводы по производству сжиженного природного газа, должна заработать уже летом 2019 года.

Водоизмещение подобных сооружений может превышать полмиллиона тонн, и технически площадка, способная строить плавучие объекты такого масштаба, сможет принять на ремонт авианосец — вопрос заключается в возможно необходимом увеличении длины бассейна, так как плавучий завод при большей осадке и ширине может быть короче, и уже организационных проблемах, включая аренду площадки у коммерческого предприятия, ранее не претендовавшего на участие в ремонте боевых кораблей по заказу Минобороны.

Промежуточное решение

Если предположить, что «Кузнецов» сможет встать в док в Белокаменке в 2020 году, то завершение его ремонта в 2021-м не представляет какой-то нерешаемой задачи. Вместе с тем, ограниченность работ (известно, что от глубокой модернизации корабля было решено отказаться), ставит перспективы дальнейшего использования авианосца под сомнение.

«Не все считают продолжение ремонта целесообразным», — отметил собеседник «Известий» в военном ведомстве. «Есть разные мнения, в том числе и сводящиеся к тому, что на эти деньги лучше построить пару фрегатов или атомную субмарину», — добавил он.

По мнению собеседника редакции, «Кузнецов», если и вернется в строй, скорее всего будет использоваться в качестве учебного корабля и в дальние походы больше отправляться не будет.

«Возможно оптимальным был бы его перевод на Черное море, где в силу лучших климатических условий «Кузнецов» мог бы более эффективно выполнять задачи учебного авианосца, но это имеет смысл только в случае принятия принципиального решения о заказе нового авианесущего корабля для ВМФ России», — отметил собеседник редакции.

Фото: commons.wikimedia.org/Mil.ru

То же самое касается и планов глубокой модернизации авиагруппы корабля, недавно обнародованных в ряде СМИ. В соответствии с этими планами истребители МиГ-29КР/КУБР и Су-33 должны получить новое оборудование, обеспечивающее обмен информацией в реальном времени. «Глубокая модернизация имеет смысл для МиГ-29КР/КУБР, для Су-33, основу прицельного комплекса которых составляет морально устаревшая РЛС Н-001 «Меч», способная выдавать целеуказание одновременно не более чем на две цели, смысл есть только при условии замены радара, которая не целесообразна на столь возрастных машинах», — отметил собеседник редакции.

По мнению специалиста перспективы палубной авиации в настоящее время связаны, помимо совершенствования недавно поставленных палубных МиГ-29, с продолжением разработки нового самолета по теме ПАК КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), но эта разработка также прямо зависит от наличия решения о постройке нового авианосца.

«Новатэка» не хватит

Впрочем, вернемся к доку. Нужно понимать, что даже в случае успешной реализации возможности ремонта «Кузнецова» на новосозданной «Кольской верфи» «Новатэка», полагаться на эту площадку в дальнейшем нельзя: докование кораблей флота постоянный процесс, и использование коммерческого сухого дока для этих задач исключит его применение в исходных планах развития газовой отрасли в Заполярье. По факту, это означает необходимость строительства в Кольском заливе собственного сухого дока ВМФ (возможно на том же месте на мысе Чалмпушка, где предполагалось сооружение дока для «Ульяновска», и строительство или покупка за рубежом (в Южной Корее или Китае) нового плавучего дока, способного обеспечить ремонт кораблей первого ранга или одновременно нескольких единиц 2–3 ранга.

Моряки вешают фотографию с изображением тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в Мурманске

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Это решение давно назрело: Северный флот, выполняя важнейшие задачи обеспечения безопасности страны в Арктике, имеет хронические проблемы с инфраструктурой, серьезно влияющие на его боеспособность. Ярким примером этих проблем может служить ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» в наливном бассейне Севмаша — основного завода, специализирующегося на атомном подводном судостроении, фактически лишивший завод одного из важнейших судостроительных цехов (цех № 50) и отвлекший большое количество специалистов, которые могли бы быть заняты на постройке новых подводных лодок. Ремонт кораблей ВМФ должен быть обеспечен своими мощностями, использование которых не будет влиять на планы постройки новых боевых единиц. Насколько эта необходимость отражена в планах финансирования госпрограммы вооружений — пока неясно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Док под авианосец "Адмирал Кузнецов" модернизируют за год

ПАРК ПАТРИОТ (Московская область), 27 июн - РИА Новости. Модернизация верфей 35-го судостроительного завода (Мурманск) для докования авианосца "Адмирал Кузнецов" продлится год, на сдачу корабля в 2021 году это не повлияет, заявил РИА Новости в четверг глава "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) Алексей Рахманов.

Сроки сдачи авианосца рисковали сдвинуться из-за недавней аварии: в минувшем октябре на 82-м судоремонтном заводе (Мурманская область) ушел под воду плавучий док ПД-50, попутно задев палубу единственного авианосца ВМФ РФ.

"С 1 июля мы приступаем к модернизационным работам дока. Это займет год, для того, чтобы обеспечить докование "Кузнецова". Мы должны успеть дать флоту корабль в 2021 году", - сказал Рахманов в ходе форума "Армия-2019".

Накануне завод "Звездочка" (входит в ОСК) заключил контракт с одним из российских банков на финансирование ремонта верфей 35-го завода.

По словам Рахманова, докование корабля и модернизация верфей будет вестись одновременно. "Если на корабле будут выявлены дефекты узлов, что при ремонте возникает часто, то мы будем проводить одновременно и ремонт, и устранение дефектов", - отметил глава ОСК.

Государственный контракт с Центром судоремонта "Звездочка" на восстановление технической готовности и модернизацию авианосца военное ведомство заключило в апреле прошлого года. Сами корабелы ранее заверяли, что выполнят работу в срок несмотря на ЧП с плавучим доком.

"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" был введен в эксплуатацию в 1991 году, еще при СССР. После обновления он сможет прослужить флоту еще 20 лет.

Длина палубы российского авианосца — 306 метров, ширина — 75 метров, водоизмещение корабля — 60 тысяч тонн, максимальная дальность плавания — 8417 миль (более 15 тысяч километров). Экипаж — 1 тысяча 960 человек, в том числе 518 офицеров и 210 мичманов.

Штатное крыло авианосца "Адмирал Кузнецов" состоит из палубных самолетов Су-33 и Су-25, а также вертолетов Ка-27/Ка29. На корабле проходила испытание новая авиагруппа в составе истребителей МиГ-29К и вертолетов Ка-52К.

Кроме того, "Адмирал Кузнецов" располагает противокорабельными крылатыми ракетами комплекса ударного ракетного оружия "Гранит" (12 подпалубных пусковых установок размещены у основания трамплина), зенитными ракетными комплексами "Кинжал" (4 модуля — 192 ракеты), "Кортик" (8 модулей — 256 ракет и 48 тысяч снарядов).

Где сейчас "Адмирал Кузнецов"? Расположение авианосца на карте

"Адмирал Кузнецов" впервые принял участие в боевых действиях, авиация авианесущего крейсера нанесла удары по целям противника в Сирии. Об этом широкой общественности рассказал министр обороны России Сергей Шойгу.

Александр Геловани

История похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии в средствах массовой  информации и социальных сетях стала триллером.

Люди, весьма далекие от военно-морского флота и военной темы вообще, с энтузиазмом, достойным лучшего применения, спорили о том, должен ли авианесущий крейсер дымить и каким дымом, сколько самолетов и вертолетов помещается на его борту и в его трюмах, нужна ли ему дозаправка, и так далее. Оставим в покое резвящихся в социальных сетях. Гораздо интереснее ответить на вопрос — что делает "Адмирал Кузнецов" у берегов Сирии? Почему он там? Боюсь, что простым ответом — для того, чтобы воевать, тут не обойтись.

Для начала давайте разберемся, что такое "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", именно так звучит полное название авианесущего крейсера. 

Решение построить свой авианосец было принято советским руководством 3 марта 1981 года. За годы своего существования первый и единственный советский авианесущий крейсер несколько раз менял свое название. В период проектирования название крейсера звучало как "Советский Союз". Проектировался авианесущий крейсер в Ленинграде "Невским проектно-конструкторским бюро" под руководством Ю.Д. Сергеева. При закладке ему было присвоено имя столицы тогда еще советской Латвии "Рига". 

© REUTERS / Norwegian Royal Airforce

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Строительство крейсера было завершено на Черноморском судостроительном заводе в Городе Николаев в декабре 1987 года. Тогда крейсер назывался "Леонид Брежнев".

Позже, во время испытаний, крейсер носил название столицы Грузии — "Тбилиси".

И наконец, при сдаче в эксплуатацию, крейсеру было присвоено имя адмирала флота Николая Герасимовича Кузнецова, который возглавлял ВМФ СССР в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные бомбардировщики, те самые, которые нанесли вчера удары по целям в Сирии.

Министерство обороны РФ

Крейсер "Адмирал Кузнецов" и СКР "Адмирал Григорович" впервые задействованы в операции в Сирии

Конечно, решение иметь свой авианосец было принято советским руководством неспроста. Вообще схватку СССР с США часто изображали как схватку Бегемота с Левиафаном, сухопутной силы с морской. СССР воспринимался как главная континентальная держава, а США — как главная морская. В этом был достаточно глубокий смысл, ведь Соединенные Штаты первые шаги в качестве мировой державы начали с "дипломатии канонерок". Именно такое название получили действия американцев во время подавления восстания боксеров в Китае, а также войны с Испанией за Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. СССР же, как правопреемник Российской империи, напротив воспринимался исключительно как континентальная, то есть сухопутная сила. Таким образом решение кремлевского руководства о постройке первого советского авианосца вполне можно расценивать как попытку сыграть на поле противника. 

Министерство обороны РФ

Крейсер "Адмирал Кузнецов" и СКР "Адмирал Григорович" впервые задействованы в операции в Сирии

Сыграть, это не значит выиграть, ибо понятно, что один авианесущий крейсер никак не мог составить конкуренцию авианосцам Соединенных Штатов, которых у США было к тому времени пятнадцать. Да и основу военно-морского флота СССР в период холодной войны составляли вовсе не надводные корабли, а атомные подводные лодки, с ядерным оружием на борту. Однако политическое значение данного решения понятно. Кроме этого, у СССР должен был появиться инструмент для своей "дипломатии канонерок", в случае необходимости, конечно. 

"Адмирал Кузнецов" был сдан в эксплуатацию за несколько месяцев до конца Советского Союза и использовать его по назначению случай не представился. И вот сегодня российский авианесущий крейсер появился в восточном Средиземноморье. 

Многие военные эксперты весьма скептически отнеслись к данному броску российской авианосной группы — в конце концов какой смысл, когда на территории той же Сирии у Российской Федерации есть наземная военно-воздушная база, где можно разместить сколько угодно самолетов. А между тем смысл есть, только он не военный, а военно-политический.

Для начала вернемся к природе войны в Сирии. С одной стороны, конечно, это религиозная война нашего времени в рамках исламской цивилизации. Кроме того, эта война — конец колониальной системы Сайкса-Пико, разделившей в далеких двадцатых годах Ближний Восток на подмандатные территории Великобритании и Франции. Однако войну в Сирии с полным основанием можно назвать и войной за "советское наследство". Причем, это первая война за это самое наследство, в которую решила вмешаться Российская Федерация как правопреемник Советского Союза. 

Действительно, практически все страны, бывшие в советской зоне влияния, а среди них были и страны Восточной Европы, и Афганистан, и Ирак, и Ливия, были мягко говоря переформатированы без непосредственного участия Москвы. Сирия оказалась первой страной, которую Кремль решил защищать до конца практически всеми имеющимися у него средствами, в том числе и военными. Учитывая это обстоятельство, становится понятным такой военно-политический шаг, как появление российского авианесущего крейсера в водах восточного Средиземноморья. По сути — это ещё одно подтверждение того факта, что для Кремля Сирия является той самой красной линией, за которую он не отойдет.

Министерство обороны РФ

Крейсер "Адмирал Кузнецов" и СКР "Адмирал Григорович" впервые задействованы в операции в Сирии

Эскадра в восточном Средиземноморье, состоящая из двух сильнейших надводных кораблей российского флота — тяжелого ракетного крейсера "Петр Великий" и тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", с кораблями сопровождениями (большими противолодочными кораблями "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" и тремя подводными лодками), это не просто военная акция, это заявка на статус страны, которая может строить свой конструкт в международной политике.

Так что авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" сегодня у берегов Сирии, что не так уж нелогично, как кажется некоторым военным экспертам. На пушках Людовика XIV была надпись "Последний довод королей". В Сирии, а значит и в сегодняшней мировой политике эти доводы давно говорят, причем говорят достаточно громко. 

«Адмирал Кузнецов»: всё или почти всё?


Весь интересующийся военным делом мир с интересом наблюдает за тем, как Россия теряет свой последний авианесущий корабль. Ну, может, и не теряет, но как-то так выходит, что скоро крейсеру придет все.

Между тем многие справедливо подмечают, что конец «Адмирала Кузнецова» — это конец истории всей морской авиации России. Горит корабль – горит и авиация. Вопрос только в том, какого цвета пламя.

Но давайте посмотрим по порядку.

Весь год «Кузнецов» простоял на плановом ремонте. Говорят, после похода в Сирию отдыхал. Вообще, логично, 20 тысяч километров туда-сюда – это не за пивом сгонять.

А после планового ремонта «Кузнецова» в 2020 году ждал сухой док на заводе и капитальный ремонт.

В общем, все логично, надежность двигательной установки «Кузнецова» стала притчей во языцех, так что не удивительны такие планы совершенно.

Но увы, планы как бы сгорели.

12 декабря 2019 года при проведении сварочных работ на корабле искры и окалина подожгли какие-то нефтепродукты на палубе ниже. Прекрасно.


Вообще, в принципе, пожар на корабле/судне при проведении ремонтных работ – дело обычное. Если что-то варят, то всегда есть и искры, и окалина. Чем больше корабль, тем больше там возможность забардачивания и наличия в темных уголках чего-то, что запросто может загореться.

Вот на «Кузнецове» и загорелось.

Другой вопрос, почему к пожару оказались не готовы, вот это вопрос на миллион. Как получилось, что пожар с площади в 20 квадратных метров вырос до тысячи с лишним и никто не смог его ни локализовать, ни потушить. А между тем, если проводятся огневые работы, то просто обязательно надо иметь и огнетушители, и пожарные рукава, и инструкции…

Вот об инструкциях. Инструкции, особенно на флоте, писались кровью во все времена. Почему сегодня на них откровенно плюется, я не понимаю.

В итоге два человека погибли, два числятся пропавшими без вести, более десяти в разной степени сложности в больнице.

Для искорки от сварки – более чем роскошно, не так ли?

Многие начали рассуждать сегодня в ключе «отпустите на покой» и так далее. С заслуженной пенсией мы разберемся чуть позже, а пока просто поражаюсь количеству «источников», бросившихся рассказывать о том, какой плавучий утиль «Кузнецов».

И трубы в плохом состоянии, и де замерзает вода в холода, потому воду просто не подают в каюты, и гальюны не работают, и всего-то их 50 на 1900 человек, да и половина из них постоянно закрыта и не работает.

Короче, ужас, а не корабль.


Про ГЭУ уже молчим, это всем уже известно, что подымить «Кузнецов» может так, что у гринписовских уши в трубочку заворачиваются сами.
И ладно ГЭУ, тут проблем было в прошлом году подброшено, когда в Росляково утопили ПД-50. Да, сегодня все так миленько пишут «затонул». Почти что сам, взял вот и из вредности затонул.

Сам… Сам док не мог отключить подачу электроэнергии, слить и продать топливо из аварийных дизель-электростанций, продать кабели и тому подобное. Оставленный без электроэнергии док мог только повиноваться законам физики, то есть утонуть.

И, если цепочка выглядит так (а она выглядит именно так), простите, док УТОПИЛИ.

Такие же, простите, не читавшие инструкций, как и те, кто поджег «Кузнецова». И не смог потушить пожар, который теперь неизвестно какой ущерб нанес.

И – замечу – в обоих случаях не обошлось без человеческих жертв. Что тоже говорит о просто превосходных служебных качествах командования Северного флота в целом и «Адмирала Кузнецова» в частности. И дока ПД-50.


Кстати, отвлекусь. Больше года прошло, а док, как я понял, никто поднимать не собирается. Поставим галочку, да? И пойдем дальше.

Док однозначно мы сами не поднимем. Могли бы – год сопли не жевали бы в штабе Северного флота. Год прошел с момента катастрофы – все молчат, всех все устраивает. Значит, поднять не можем.

Ковальский, варианты?

А вариантов нет на самом деле.

Поднять сами не можем, но и позвать на помощь тоже не зовем. Почему? Наверное, потому, что союзников с таким оборудованием для подъема таких огромных сооружений (а док все-таки больше сооружение, чем судно) у нас нет. А звать наших вероятных партнеров в Росляково…

Боюсь, если те же норвежские специалисты и узнают какую-то страшную тайну, так это только размеры бардака, царящие на Северном флоте. Но – тоже по-своему военная тайна, да… И государственная.

Вот и целый год шли потоком какие-то невнятные заявления, что, дескать, ПД-50 затонул неудобно, на краю ямы лежит, и может в любой момент сползти, короче, проще новый купить.

Построить — купить новый? Те же проблемы. Сами не сможем, этот строили в Швеции в ТЕ времена, сегодня шведы вряд ли построят такое сооружение, учитывая количество наложенных санкций.

Пригнать близнеца ПД-41 с Тихого океана? Ну он в таком состоянии, что навряд ли дойдет сам. Тоже устанет и самозатопится.

Получается, что с ремонтом не очень все радужно. Но возвращаемся к самому крейсеру.

«Кузнецов» редко выходит в море. И этому есть оправдания, рассказов про ГЭУ, собранную с миру по нитке, хватает, повторяться не стану. Проблемы у «Кузнецова» с главной энергетической установкой, в отличие от своих собратьев, которые почему-то преспокойно выполняют свои обязанности во флотах Индии и КНР.

Нам не повезло. Нам по остаточному принципу, наверное, достался самый такой… который брать никто не хотел.


Потому выработка ресурса у «Кузнецова» скажем так, небольшая. От похода до похода проходит много времени. В период с 1991 года по 2015 год крейсер выходил на патрулирование всего шесть раз.

Насколько результативны были эти походы, тоже промолчим. Особенно последний, в Сирию.

В общем, встав на долгосрочный ремонт, «Кузнецов» при выполнении ремонта получил в инциденте с ПД-50 такие повреждения, что потребовался еще один ремонт.

Собственно, при столь красиво поставленном деле с ремонтами и уничтожать-то особо не надо. Можно просто заремонтировать насмерть любой корабль.

Что, собственно, на днях и произошло.

Вообще, до этого момента многие СМИ в открытую говорили, что в Кремле всерьез рассматривают вопрос о списании «Кузнецова». Это бы избавило от многих проблем, таких, как покупка нового дока, перемещения либо ПД-41 к «Кузнецову», либо «Кузнецова» к ПД-41 на Дальний Восток в случае чего, либо рассмотреть совсем уж фантастические проекты типа взять на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске два дока длиной 200 метров и запилить из них через переходник один.

В любом случае, это потребует столько средств… Действительно, проще построить пару «Бореев» или «Ясеней».

Вообще, «построить» — тут сразу возникают сомнения. А даже если и не возникают, то всегда найдется кто-то, кто утопит даже зародыш надежды.

Буквально на днях главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов разразился бравурной речью о том, что

«в ближайшие годы, помимо фрегатов, будут заложены новые универсальные десантные корабли типа «Прибой», эсминцы проекта «Лидер» и как минимум один авианосец».

Нет, у нас однозначно демократия и свобода слова, так что любой гражданин России имеет право говорить все, что ему захочется.

Но в данном случае аргументация возможности постройки атомного авианосца на 100 000 тонн и атомного же эсминца на 30 000 тонн тем. что мы в этом году достроили ОДИН корвет на 2 000 тонн – простите, слабовато выглядит.

Это все равно как аргументировать постройкой «ГАЗели» нового рейсового автобуса со всеми наворотами. То есть сказать-то можно, а вот сделать…

Кто-то может и верит в создание атомного авианосца на 100 000 тонн водоизмещения, но пока мы не в состоянии поднять утопленный док и далее по списку.

Что касается «Кузнецова», то происшедший пожар весьма осложняет план по ремонту. Теперь, боюсь, кому-то в Кремле придется выбирать между неким символом национального престижа (ну как же, развитая страна обязана иметь авианосец!) и той опасностью для ремонтников и экипажа, которую теперь явно представляет «Кузнецов». И давать какие-то рекомендации флотскому командованию.

И боюсь, теперь рекомендации будут не радостные.

С каждым днем оперативно-тактическая ценность крейсера снижается. Ядром ударной группировки «Кузнецов» не стал по причине элементарного отсутствия у нас кораблей для создания такой группы, подобной американским АУГам. Нет, по всем флотам насобирать можно, но это курам на смех, они полгода только ползти к месту сбора будут.

Да и смысла в этой группировке нет совершенно.

10 американских авианосцев, на каждом из которых в 3-4 раза больше самолетов, чем на «Кузнецове», и несут они больше вооружения, плюс два десятка «Тикондерог», плюс почти сотня эсминцев…

Господи, о каком таком противостоянии может идти речь? Ну хорошо, специально для сильно упатриоченных: против ВМС Судана – в самый раз. Нагнем, победим, разнесем в клочья. Японию уже вряд ли.

В общем, сомнительная такая боевая платформа, к тому же с проблемами. А проблем у «Кузнецова» выше крыши: силовая установка (от рождения), корпус, запуск и (особенно) возвращение самолетов, электроника, управление вооружением…

Короче, многие трезвые головы сегодня считают, что пара дивизионов МРК с «Калибрами» или несколько «Ясеней» будут намного более эффективны. И с ними очень трудно спорить.

Теперь, когда в довершение ко всем проблемам корабль загорелся, его возвращение в строй в назначенный срок стало еще менее вероятным.

Здесь, наверное, уместно было бы поставить точку и сказать твердым голосом вывод: на иголки!

Удивлю. Наверное, всех, кто уже ознакомлен (и не раз) с моим мнением на тему авианосцев.


Да, я отношу себя к тем, кто считает, что мы сами авианосец не построим. Просто потому, что у нас для этого нет ничего. Нет верфей, нет опытного персонала, нет технологий. Все эти бравурные заявления чиновников от флота – это, простите, пустозвонство, не подкрепленное ничем. У нас сегодня корабли меньших классов стоят на приколе, потому что мы дизель не в состоянии для них сделать. Увы.

У нас «новейшие» корабли на китайских фырчалках ходить пытаются.

Какой еще авианосец, вы о чем? Эсминец? Крейсер? Не смешите. Фрегат – вот уже повод для радости и криков «ура».

А для чего-то большего, простите, у нас, повторюсь, ничегошеньки нет. Иначе почему в таком запущенном состоянии «Кузнецов», почему «Орланы» не можем восстановить? А именно потому, что нет. Денег, верфей, заводов, людей.

Примите уж как факт.

Однако отправлять в распил «Кузнецова» не стоит. Пока, по крайней мере. Списать этот корабль – это значит уничтожить морскую авиацию. Она и так, правда, похожа на какое-то нищее отребье сегодня, с древними самолетами и вертолетами, но вдруг…

Нет, ну бывают же чудеса, правда? Вдруг у нас откуда-то да появится человек, который реально сможет навести порядок в стране? Убрать тот кошмар, который сегодня происходит везде и повсюду?

Имею я право помечтать? Господин адмирал Евменов мечтает о авианосце, почему мне не помечтать? В отличие от адмирала, я прекрасно понимаю, что ничего там после 2030 года не будет ни заложено, ни построено. Даже до 2030 ждать не надо, все в 2024 образуется.

Однако списывать единственную базу подготовки морских летчиков не тренажерным способом, думаю, пока не стоит. Надо ремонтировать, надо учить летчиков взлетать и садиться не на щиток НИТКА, а на реальную палубу.

Как показала Сирия, у нас и с этим могут быть проблемы.

Да, все сегодня говорит о том, что корабль надо по уму списать. И многие уже реально вслух говорят об этом, что «Кузнецов» — это «черная дыра» для денег и так далее.

Однако он вполне сможет быть учебной базой для подготовки морских летчиков. А они будут нужны, если нам реально нужна дальняя морская зона. Без авиации там делать нечего, только флагом размахивать, демонстрируя.

Старый корабль надо списать? Хм… Да, строили долго. Но в эксплуатации и по ресурсу он не такой уж и ушатанный. Не эксплуатировали его столько…

Проблемы… Да, проблем куча. Однако это разве корабль виноват, что кто-то экономный пожалел чистой воды? Крейсер сам не закрепил кран? Крейсер перевел электропитание на берег, слил и продал солярку из резервных дизель-генераторов? Корабль виноват в том, что не соблюдается техника безопасности и не убираются его помещения?

Человеческий фактор. О да, вот и ответ на вопрос. Люди виноваты в том, что «Кузнецов» сегодня представляет собой такую убогость. Люди.

Между прочим, собратья «Кузнецова», которые служат в Индии и Китае, почему-то такой репутацией не пользуются. Странно, правда? Может, действительно, подход к кораблю должен быть человеческий? И тогда и в море на нем не опасно выходить будет, и взлетать-садиться не смертельным аттракционом станет?

Может, все-таки не в корабле дело, а в отношении к нему?

И так ли нам нужно уничтожить морскую авиацию? Может, нет? И тогда, возможно, база для обучения летчиков понадобится? И, может, если через 20 лет все-таки запилят авианосец, будет где взять для него летчиков?

Много вопросов, мало ответов. А вы как считаете, уважаемые читатели?

«Адмирал Кузнецов»: последние новости, где он сейчас, вооружение, почему дымит - Главное на сегодня


Судя по валу комментариев под одной из прошлых статей о невероятной мощи Саудовской Аравии, количество верящих в непотопляемость Америки и их "союзников" в Персидском Заливе все еще превышает все разумные пределы.

Сколько было написано восторженных слов и напыщенных фраз про "Китай отказался от российской нефти" и "Трейдеры в Европе не смогли продать ни одной тонны нашей нефти" - судя по всему, под статьей собрался весь цвет экспертного сообщества в возрасте средних классов средней школы. Эксперты по всему с пеной у рта доказывали, что "Путин снова ошибся", "Саудиты сейчас всех нагнут" и "Американцы помогут саудитам, потому что напечатают для них много-много денег". Последняя фраза особенно умиляет своей непробиваемо-альтернативной логикой. Обычно я стараюсь таких не переубеждать - достаточно подождать несколько дней и все само встанет на свои места. Так и здесь - прошла всего неделя и перемога превратилась в зраду. Причем в такую лютую зраду, что сначала стало немного жаль этих "экспертов по любым вопросам" - но, помяните мое слово, они моментально переобуваются в прыжке, поэтому теперь я жду комментариев в духе "китайцы грабят Россию, пока копеечные цены".

Итак, прошла всего неделя и смотрим на результат:

"Китайский Unipec, торговое подразделение Sinopec, приобрел около 800.000 тонн Urals с перевалкой на Балтике в конце марта и уже около 500.000 тонн с отгрузкой в начале апреля. Unipec загружает объемы на супертанкеры VLCC на шельфе Дании и отправляет их в Китай, сообщили трейдеры.

Еще один VLCC с 300.000 тоннами Urals на борту с отгрузкой в начале апреля планирует поставить в Китай Shell, говорят участники рынка.

Трейдеры говорят, что получают запросы о возможных поставках Urals ещё от нескольких переработчиков из Китая, но отказываются уточнить названия компаний, ссылаясь на конфиденциальность переговоров.

Sinopec не ответил на запрос о комментарии. Shell обычно не комментирует свои торговые операции." (конец цитаты)

Ой, как неудобно получилось, ага. И это в тот самый момент, когда саудиты предлагают скидки в 4,55 доллара за каждый баррель своей нефти. Что же пошло не так у "экспертов по любым вопросам"?

Что тут важно: китайские товарищи предпочитают закупать российскую нефть даже на Балтике и даже у перекупщиков. Если обратили внимание, то 300 тысяч тонн из этой рекордной партии отправляет в Китай британская "Шелл" - а еще в списке перекупщиков французская "Total" и еще ряд нефтяных компаний с громкими именами. И все они хотят продавать российскую нефть. Зрада лютая. Зрадища.

Если же смотреть на логистику, то "арабская светлая" куда ближе, если везти ее из Залива, чем "Юралс" из Европы - причем разница в плече доставки двукратна - но китайцы везут именно российскую нефть.

Чтобы понять, почему так происходит, стоит помнить, что саудиты в течении очень многих лет старательно демонстрировали всему миру свои союзнические отношения с США. И сегодняшние закупки китайцами российской нефти в акватории Балтийского моря с доставкой ее через половину земного шарика - прямое следствие этой демонстрации.

В Пекине прекрасно понимают, что Америка в любой момент может организовать проблемы с поставками нефти из стран Залива. Следовательно, у китайцев просто нет иного выхода, кроме как закупать нефть у проверенного и надежного поставщика - в данном случае Россия таковым и является, не выдвигая никаких политических или экономических требований к партнерам.

Когда мы говорим о нынешней нефтяной войне всех против всех, создается впечатление, что Россия одна в своем окопе на поле боя - а ведь это вовсе не так, что мы сейчас и видим.

Можно долго распинаться о "небывалом стратегическом партнерстве России и Китая", но, кроме партнерства, которое, несомненно, есть и будет продолжаться, существуют и куда более прозаичные причины, недоступные пониманию нашим "экспертам по любым вопросам".

Начну с того, что есть "бензиновые" марки нефти, к которым относится североморская "Брент" и "Араб лайт" из стран Залива - и "дизельные" марки. К примеру, тот самый клятый "Urals". Экономика Китая выходит из пандемии и сейчас китайским товарищам жизненно необходимо дизельное топливо для грузовиков, которые и составляют основу логистики во всех промышленных зонах Китая и остальной Юго-Восточной Азии, включая Японию и Южную Корею.

Бензин тоже понадобится, но позже, когда оживится внутреннее потребление в Китае - тогда, кроме российской нефти, на рынок Китая пойдут и другие сорта, поскольку из нашей нефти бензина получается все-таки относительно мало. Но это будут в основном спотовые поставки, хотя часть контрактов будет носить и долгосрочный характер.

Именно поэтому магистраль ВСТО работает на полную загрузку, а очередь на поставки российской нефти уже формируется на конец мая-начало июня. Иными словами, наша нефть выкуплена с учетом будущих объемов добычи до конца весны - и чем быстрее экономика ЮВА будет выходить из карантинного режима, тем больше ее понадобится.

Когда "ватники и ордынцы" справедливо указывают, что нефтяную войну саудиты проиграли в тот момент, когда громко хлопнули дверью на переговорах ОПЕК+ 9 марта, у "ватников и ордынцев" есть четкое понимание, почему Россия поступила именно так и именно в этот момент - и судя по тому, что сейчас в США уже вовсю голосят о помощи даже нефтекомпании, добывающие нефть традиционным способом, надежды сланцевиков на выживание выглядят совсем уж призрачно.

Ну и в завершение: когда вы видите среди перекупщиков нашей нефти крупнейшие британские и европейские компании, не стоит удивляться - в это непростое время каждый выживает, как умеет.

С 9 марта не прошло и двух десятков дней и мы видим только первые результаты этой нефтяной войны: у саудитов образовалась симпатичная дырочка в бюджете, которая стремительно увеличивается, а в Америке не понимают, кого бежать спасать первым - банки, фермеров или нефтяников.

Удручает только одно: в связи с объявленной неделей каникул количество "экспертов по любым вопросам" ближайшие семь-восемь дней будет просто зашкаливать.

«Адмирал Кузнецов»: последние новости, где он сейчас, вооружение, почему дымит

Продолжается поход тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», который в составе группы из шести российских кораблей вошел в восточное Средиземноморье и приближается к побережью Сирии.

Где сейчас авианосец «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» вышел в поход 15 октября с военно-морской базы Североморска. По данным пресс-службы Северного флота России в пятницу, 4 ноября, крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы из шести кораблей достиг восточной части Средиземного моря.

По данным блогера Colonelcassad, в настоящий момент (или несколько дней назад) корабельная группа, в составе которой идет «Адмирал Кузнецов», находится где-то к востоку — юго-востоку от Кипра. В настоящее время к этой группе готовится присоединиться фрегат «Адмирал Григорович» с Черноморского флота и сопровождающий его буксир.

Кто еще входит в группу «Адмирала Кузнецова»

Кроме авианосца «Адмирал Кузнецов» в российскую авианесущую группу ВМФ входят тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также военные корабли сопровождения. По данным западных СМИ, это буксир-спасатель «Николай Чикер» и танкер «Сергей Осипов». Информацию о кораблях сопровождения подтверждает сервис MarineTraffic, отслеживающий перемещение всех кораблей в мировом океане.

Британская The Times сообщает, что в группу ВМФ также, возможно, входят три подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами. Речь идет о двух подлодках проекта «Щука-Б» (по классификации НАТО — Akula-class) и одной — проекта «Палтус» (по классификации НАТО — Kilo-class). Все эти подлодки могут нести на борту новейшие крылатые ракеты типа «Калибр».

«Адмирал Кузнецов»: технические характеристики и вооружение

«Адмирал Кузнецов», который входит в состав Северного флота, принадлежит к классу тяжелых авианесущих крейсеров — ТАВКР проекта 1143.5. Авианосец является единственным кораблем такого класса в составе Военно-морского флота РФ. На авианосце базируются самолеты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка с аэродрома «Североморск-3» и вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка с аэродрома «Североморск-1». Помимо авиационной группы корабль несет на себе ракетное оружие. Это противокорабельные крылатые ракеты П-700 «Гранит» (по классификации НАТО — это Shipwreck, «кораблекрушение»), которые на нашем флоте не зря называют «убийцами авианосцев».

Подробнее о том, что представляет собой этот корабль, читайте в материале Федерального агентства новостей «Морской аэродром: крейсер «Адмирал Кузнецов».

Адмирал флота СССР Николай Кузнецов

Российский авианосец с честью носит имя адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, который дважды — с 1939 по 1947-й и с 1951 по 1955 годы — возглавлял ВМФ СССР. Именно Кузнецов был последовательным сторонником постройки авианосцев такого класса для советского флота, хотя изначально нашей военной доктриной их строительство не предусматривалось.

Почему «Адмирал Кузнецов» дымит

В Сети, особенно на Западе, долго потешались над тем, как при проходе Ла-Манша из трубы «Адмирала Кузнецова» валил черный дым. «Дымит, как паровоз», «дымит, как самовар», — сыпали шутками острословы.

Некоторые военные эксперты, в том числе весьма уважаемые, даже предположили, что у корабля что-то не в порядке с ходовой частью.

Дыму из трубы «Адмирала Кузнецова», однако, нашлось совершенно другое объяснение.

«У черного дыма («шапки»), исходящего из трубы военного корабля, есть простое объяснение, которое вовсе не имеет отношения к плохому техническому состоянию энергетической установки, — пишет блогер с ником Комендор Флотский. — Крейсер, на котором я служил, давал «шапку» лишь тогда, когда он сам хотел этого. А точнее, когда появления над кораблем «шапки» требовала неписаная флотская военная традиция или какой-то особый случай. «Шапка» черного дыма, исходящая из трубы военного корабля, как бы говорит всем: «Я иду!»

Возможно, «Адмирал Кузнецов», проходя Ла-Манш, послал недвусмысленный сигнал при помощи дымной «шапки», и сигнал этот был адресован нашим «партнерам» по НАТО. А какой именно, им предстоит догадаться самим.

Авианосец Адмирал Кузнецов - ТАВКР, Тяжелый Авианесущий Крейсер Проекта 1143, История Создания, Конструкция и Вооружение, Характеристики

23.12.2019

С момента появления авиации ее роль в боевых столкновениях все возрастала. Превосходство в небе во много решало успех военных операций. Соответственно и развивались места базирования самолетов и вертолетов, включая авианосные корабли.

Авианосцы постепенно становились центральными объектами флотов. Широкий спектр задач, решаемый авиацией, требовал поддержки вспомогательных кораблей. Принимались меры для защиты от подводных лодок, способных в короткие сроки вывести из боя корабль со всей авиацией.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР, ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — корабль проекта 1143. Рассчитан на противодействие подводным лодкам, несет на борту вертолеты и самолеты. Способен решать множество боевых задач по поддержки союзных судов и наземных сил.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Кузнецов» на рейде

История разработки судна «Адмирал Кузнецов» связана с развитием проекта 1143 «Кречет». Первые наработки по созданию собственного авианосца велись еще до Великой Отечественной войны. Однако и после ее окончания проект противолодочных крейсеров откладывался.

Лишь в 1968 вышло постановление правительства о начале проектирования противолодочного крейсера проекта 1143. Новым кораблям изначально предписывалось наличие авиации, которая смогла бы бороться с подводными лодками, а также высаживать и прикрывать десант. Акцент делался на вертолеты.

Было разработано несколько вариантов новых судов. Из них выбрали совместимый с ранними проектами 1123, что позволяло снизить расходы и сложность разработки. Новый тип крейсера утвержден 30 апреля 1970 г. В течение 10 лет построено 4 таких корабля.

Следующие три корабля стали модернизированной версией проекта. Для усиления противодействия потенциальному противнику в воздухе возникла необходимость в полноценной взлетной палубе для истребителей. Соответственно новые корабли вместо ракетно-артиллерийских установок получили увеличенную полосу и трамплин.

Авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов стал пятым кораблем серии (1143.5) и первым среди трех модифицированных вариантов. За все время сменил несколько названий — в проекте значился как «Советский Союз», при закладке — «Рига», при спуске на воду — «Леонид Брежнев», на испытаниях — «Тбилиси». 4 октября 1990 корабль получил имя в честь советского адмирала Николая Герасимовича Кузнецова.

Закладка крейсера произошла 1 сентября 1982 на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Судно проектировалось для принятия модифицированных Су-27, Су-25 и МиГ-29. Впервые в СССР постройка осуществлялась формированием корпуса из крупных блоков до 1400 тонн весом.

4 декабря 1985 корабль спустили на воду, однако внутренние работы по его постройке продолжались. 8 июня 1989 начались швартовые испытания, 8 сентября того же года на крейсер заселился экипаж. 21 октября судно вышло в море, 1 ноября начались испытания со взлетом и посадкой авиации. На протяжении 1990 корабль достраивался, продолжались его испытания.

В состав Северного флота «Адмирал Кузнецов» официально зачислен 20 января 1991. В ноябре того же года крейсер, базировавшийся на рейде Севастополя, получил телеграмму председателя Верховной Рады Украины Л. М. Кравчука о приписке к украинскому флоту. Командир судна Виктор Ярыгин снялся с рейда и в обход Европы совершил переход в Видяево, в Мурманской области.

Конструкция крейсера

Вид крейсера спереди, сзади и сверху

В конструкции кораблей проекта 1143 следует отличать два ключевых типа — первые корабли с ракетно-артиллерийским вооружением в носовой части и модернизированный вариант с расширением взлетно-посадочной полосы. «Адмирал Кузнецов» относится ко второй категории, хотя большинство схем компоновки и сохраняет традиционные для серии аспекты.

Конструктивная защита

Защита крейсера «Адмирал Кузнецов» основывается на двух ключевых факторах — вооружение, способное поражать выпущенные по кораблю снаряды, и конструктивные особенности компоновки и использованных материалов.

Для противодействия ракетно-бомбовым атакам имеются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Кинжал», установки «Кортик» и скорострельные АК-630М. Против торпедных атак предусмотрена многоуровневая защита посредством двух установок РБУ-12000. В нее входит:

  • создание ложных акустических целей;
  • формирование противоторпедных минных полей;
  • поражение торпед глубинными бомбами в непосредственной близости от корабля.

Для защиты корабля использована катаная сталь, также имеются сухие отсеки для дублирования корпуса. Большое количество переборок дает противоторпедную защиту шириной в 4,5 м, способную выдержать эквивалент взрыва 400 кг тротила ниже ватерлинии. Все это позволяет отражать атаки по крейсеру своими силами, без привлечения кораблей поддержки.

Корпус

Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» выполнен по общим стандартам авианосцев. Остров с надстройкой смещен вправо от продольной оси корабля. Полетная палуба имеет консольный свес. Под ней располагаются ангары, от которых предусмотрено два подъемника для самолетов. Данные помещения занимают до 50% длины и 70% ширины корпуса.

По базовому проекту 1143 в носовой части судна располагалось вооружение. Адмирал Кузнецов авианосец имеет другую компоновку, на его месте размещена дополнительная взлетная палуба для самолетов стандартной схемы. Соответственно изменилась и конструкция носовой части, крейсер стал больше походить на полноценный авианосец.

Палубы

Схема крейсера и его компонентов

Общее количество палуб, включая командные — 7. Для авиации первоначальный проект крейсера подразумевал только одну угловую палубу для взлета и посадки авиации. Такие корабли ориентировались преимущественно на вертолеты и самолеты вертикального взлета. Однако подобная специализация была пересмотрена.

Самолеты Як-38 не обеспечивали нужной ударной силы и превосходства в воздухе. При этом в южных широтах, ввиду влажности и высокой температуры, они и вовсе не могли взлетать. Данный аспект ставил под сомнение и эффективность вертолетов для борьбы с подводными лодками, десантирования и прикрытия наземных войск.

В данном контексте новые корабли оснастили прямой взлетно-посадочной палубой с трамплином, способной обслуживать авиацию стандартной схемы. Для этого вооружение с носовой части было убрано, конструкция изменилась в сторону авианосной компоновки.

Авиафинишер «Светлана-2»

Авиафинишер — устройство для усиленного торможения садящихся на палубу авианосца самолета. Для «Адмирала Кузнецов» задействована система «Светлана-2». Она состоит из нескольких поперечных тросов, связанных с гидравлической системой торможения.

Навигационная и оптическая система

Для проекта 1143 предусматривалась комплексная навигационная система, разработанная Бакинским электромеханическим институтом. В ее состав входили следующие приборы:

  • «Стрельна-1» — центральная вычислительная система, обеспечиваемая цифровой вычислительной машиной «Азов»;
  • система курсоуказания формируется двумя гирокомпасами «Маяк», двумя гироазимут-горизонтами «Минута» и системой расчета курса «Сумгаит»;
  • «Катех-С» производил замер скорости и угол дрейфа;
  • приемоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф принимали информацию от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас», «Декка», РСДН-3, Лоран-А и Лоран-С;
  • двухантенная система «Вайгач» определяла местоположение и движение целей.

Модернизация навигационных и оптических систем заменила большую часть оборудования. Основу составляет навигационный комплекс «Бейсур». Средства наблюдения также представлены современными радиолокационными системами.

Вооружение

Упрощенная схема крейсера с акцентом на вооружение

Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делят на три категории:

  • авиация, включая самолеты и вертолеты;
  • средства поражения наземных, надводных и воздушных целей;
  • противолодочные комплексы.

С учетом всех типов вооружений корабль рассчитан на участие в глобальном противостоянии, включая применение ядерного оружия. Вне подобных сценариев судно способно обеспечивать прикрытие наземных операций в локальных конфликтах.

Самолеты

Вопрос о том, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет неоднозначный ответ. В соответствии с проектом авиационная группа крейсера включает 50 самолетов и вертолетов:

  • 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
  • 4 вертолета Ка-27РЛД;
  • 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
  • 2 вертолета Ка-27ПС.

Фактическая авиационная группа состоит из:

  • 14 истребителей Су-33;
  • двух учебных штурмовиков Су-25УТГ;
  • 10 истребителей МиГ-29К;
  • 4 истребителей МиГ-29КУБ.

Состав авиационной группы меняется в зависимости от поставленных перед крейсером задач. К примеру, при необходимости десантирования и поддержки пехоты акцент смещается на вертолеты.

ПКР «Гранит»

На авианосном крейсере установлено 12 противокорабельных комплексов (ПКРК) 4К89 «Гранит». Пусковые установки находятся под трамплином в носовой части корабля. Приведение их в боевую готовность и открытие шлюзов отменяет полеты.

Ракеты способны поражать цели на расстоянии до 700 км, забрасываемый вес составляет 750 кг. Первоначально ориентировались для уничтожения надводных целей, однако последующая модернизация сделала их эффективным оружием и против наземных объектов.

ЗРК «Кинжал»

Для противодействия воздушным налетам «Адмирал Кузнецов имеет 24 пусковых установки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Кинжал». Боекомплект рассчитан на 192 ракеты. Предназначен для поражения воздушных объектов в ближней зоне.

ЗКБР «Кортик»

В дополнение к ЗРК «Кинжал» крейсер оборудован зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) «Кортик». Имеется 8 таких установок, ориентированных на поражение высокоточных ракет противника, воздушных целей, а также небольших объектов надводного и наземного пространства. Общий боекомплект составляет 256 ракет.

Глубинные бомбы

Для борьбы с подводными лодками и торпедными атаками имеются две реактивные бомбометательные установки РБУ-12000 «Удав». Комплексы стационарные, имеют две плоскости наведения с десятью стволами. Боекомплект — 60 глубинных бомб.

АК-630

В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью корабельными артиллерийскими установками АК-630. Каждая имеет 6 стволов 30-ого калибра. Предназначена для самообороны, способна поражать воздушные цели по наклонной дальности в пределах 4 км и легкие надводные объекты в радиусе 5 км. Боекомплект включает 48 тыс. снарядов.

Технические характеристики

Технические характеристики корабля

С учетом отличительных особенностей от предыдущих кораблей серии, у авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» характеристики рассматриваются в отдельном порядке. Это относится к радиоэлектронному оборудованию, габаритам, и некоторым другим аспектам.

Радиоэлектронное оборудование и вооружение

После модернизации многие системы на крейсере «Адмирал Кузнецов» были заменены. Для навигации применяется комплекс «Бейсур». Радиоэлектронное оборудование включает около 60 наименований различных систем.

Среди них БИУС «Лесоруб», комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС для низколетящих целей «Подкат», система связи «Буран-2» и комплекс радиоэлектронной борьбы «Созвездие БР». Управление авиацией обеспечивается через «Резистор-К42» и «Газон».

Энергетическая установка

Энергетическая установка крейсера котлотурбинная, четырехвальная. Имеется четыре ГТЗА ТВ-12-4 и восемь котлов КВГ-4. Мощность каждой из четырех паротурбин составляет 50 тыс. л. с. Девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов дают по 1500 кВт каждый. В качестве движителей используются четыре пятилопастных винта.

Дальность плавания

Авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» способен развивать скорость до 29 узлов (54км/ч). При таком значении дальность хода составляет 3850 миль. Боевой экономичный ход корабля — 18 узлов (33 км/ч), позволяет покрывать расстояние в 7680 миль. Обычный экономичный ход — 14 узлов (26 км/ч), на нем судно способно переходить на 8417 миль. Общая автономность плавания корабля составляет 45 суток.

Водоизмещение

«Адмирал Кузнецов» имеет несколько показателей по водоизмещению в зависимости от нагрузки:

  • стандартное — 46540 тонн;
  • нормальное — 53050 т;
  • полное — 59100 т;
  • наибольшее — 61390 т.

В зависимости от веса отличается и осадка корабля. Ее значения составляют 8,05, 8,97, 9,76 и 10,4 метра при стандартном, нормальном, полном и наибольшем водоизмещении соответственно.

Габариты и вес

Габариты авианосного крейсера по данным википедии имеют следующие технические характеристики:

  • длина судна по ватерлинии — 270 м, наибольшая — 306,45 м;
  • ширина по ватерлинии — 33,41 м, наибольшая — 71,96 м;
  • высота наибольшая — 64,49 м.

При замере от ватерлинии высота имеет разные значения. В носовой части она составляет 31,42 м, на миделе и корме 25,7 м. Вес корабля соответствует его водоизмещению.

Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера

Несмотря на компоновку авианосца «Адмирал Кузнецов» остается авианесущим крейсером

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — единственный корабль с авиацией на борту, способный находиться в Черном море. Соответствующее право ему дает конвенция Монтрё от 1936 года, запрещающая выход авианосцев в данную акваторию. Данный документ также определяет и понятие таких кораблей.

В соответствии со статьей 11 конвенции Монтрё авианосцем считается корабль, построенный и оборудованный для действия авиации. Водоизмещение роли не играет. Если основное назначение судно — не авиация, то даже при наличии летной палубы оно не считается авианосцем.

Наличие на борту «Адмирала Кузнецова» ПКРК «Гранит» классифицирует крейсер как линейный корабль, что и допускает его проход через Босфор и Дарданеллы. Более того, статья 19 конвенции допускает присутствие полноценных авианосцев России в Черном море в случае войны с черноморским государством. Турция может закрыть проливы для помощи таковому, но только после согласования с Лигой Наций, которой не существует.

В данном контексте обращают внимание на боевые задачи авианосного крейсера:

  • противовоздушная оборона кораблей сопровождения;
  • безопасность подводных лодок и противодействие таковым со стороны противника;
  • обнаружение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение и прикрытие десантных операций.

Данные аспекты отводят роль авиации на второй план. Боевые задачи самолетов в большей степени подразумевают прикрытие корабля от авиации противника. В итоге ключевое отличие авианосного крейсера от авианосца — вооружение и выполняемый спектр задач.

Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

С учетом экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. Полноценных авианосцев флот также не имеет.

Дискуссии о развитии вооружений в данном направлении продолжаются еще с 2000-х годов. Без авианосных кораблей Россия не может иметь достаточно мощный флот. Однако их проектирование и сборка требуют значительных финансовых затрат. Также нет и оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.

С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» до 2021 года отправлен на модернизацию, вопрос об авианосцах остается актуальным. Имеющиеся разработки ориентируются на создание таких судов с атомными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут оказаться перспективными, однако требуют значительных средств, которые Минобороны пока не может выделить.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Кузнецов» на ремонте

Эксплуатация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» изначально осуществлялась в сложных экономических условиях. Первый период характеризуется продолжительными испытаниями и затяжными ремонтами. Позднее акцент смещен на участие в учениях и боевых дежурствах. Восстановительные работы проводятся после каждого крупного перехода.

Участие в учениях и боевых условиях

Первый этап эксплуатации корабля проходил с 1992 до 1994 года, в конце 1995 судно вышло на боевую службу в Средиземное море, почти два года затем провело в ремонте.

В 1998 крейсер принимал участие в масштабных учениях, в 1999 дважды выходил на боевую подготовку. Участвовал в учениях 2000 года, в которых затонул К-141 «Курск», принимал участие в поисковых и спасательных операциях.

В 2001-04 корабль находился на плановом ремонте. Затем участвовал в месячном походе в Северную Атлантику в составе нескольких других судов. В 2005-07 продолжил нести боевую службу, после чего до 2008 вновь возглавил поход группы кораблей в Атлантический океан и Средиземное море.

После похода был проведен новый капитальный ремонт с обновлением ряда агрегатов корабля. В 2011 вместе с несколькими кораблями Северного флота совершил переход к берегам Сирии, поход завершился в 2014. В 2015 и 2016 находился на восстановительном ремонте.

В конце 2016 и начале 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи у берегов Сирии. С борта корабля совершено около 420 боевых вылетов с ударами по позициям террористов. В феврале 2017 корабль вернулся на место постоянной дислокации в Североморске. 23 февраля 2020 крейсер получил Орден Ушакова.

В 2017-20 году корабль проходит модернизацию и замену ряда оборудования. Ожидается, что после окончания работ срок службы судна будет увеличен на 10 лет. Возврат в состав флота ориентирован на 2021 год. Сколько эти работы продлятся на практике — неизвестно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

"Адмирал Кузнецов" не нуждается в посещении портов во время дальнего похода - Армия и ОПК

МОСКВА, 27 октября. /ТАСС/. Российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", направляющийся в Средиземное море, не нуждается в посещении портов для дозаправки топливом или пополнения запасов, считают опрошенные ТАСС эксперты.

26 октября в МИД Испании сообщили, что Мадрид по просьбе Москвы разрешил заход трех российских кораблей в порт Сеуты в период с 28 октября по 2 ноября, однако российская сторона отозвала свой запрос.

В Минобороны РФ заявили, что не запрашивали разрешения на посещение Сеуты "Адмиралом Кузнецовым", а только рассматривали возможность "делового захода отдельных кораблей или судна обеспечения". Официальный представитель ведомства Игорь Конашенков заверил, что российская группа "полностью обеспечена необходимыми запасами", а вся ситуация "никак не влияет на план движения".

Автономность группы

"В принципе, ему ("Адмиралу Кузнецову" - прим. ТАСС) заходить никуда не надо, поскольку с ними идут танкеры. Они могут зайти в любой дружественный порт и заправиться", - сказал ТАСС бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов.

По его словам, автономность корабля определяется в первую очередь наличием на борту пресной воды, а "Адмирал Кузнецов" снабжен опреснительными установками.

Председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев в беседе с корр. ТАСС заявил, что у ВМФ России "достаточно сил и средств вспомогательного флота, которые могут обеспечить эту группировку всем необходимым на многие месяцы вперед".

Полтора месяца похода даже без помощи сопровождающих танкеров позволяют авианосцу идти на расстояние до 8 тысяч морских миль. Для наших кораблей, особенно таких, как "Адмирал Кузнецов" или "Петр Великий", ничего проблемного не представляет, например, стояние на якоре или бочке. Они предназначены для того, чтобы долгое время быть автономными, а не привязанными к какому-то пункту дозаправки

Михаил Ненашев

Председатель Общероссийского движения поддержки флота

Аналогичное мнение высказал бывший командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров, который сейчас занимает пост главного инспектора управления Черноморского флота. По его словам, в случае отсутствия по пути пунктов материально-технического обеспечения военные моряки берут все необходимые запасы с собой - "и продовольствие, и все остальное".

У корабельной группы "Кузнецова" все есть, чтобы обеспечить выполнение поставленных задач. Они пошли в поход как минимум на три месяца, а дозаправятся, так, может быть, пробудут еще больше

Виктор Федоров

Бывший командующий Тихоокеанским флотом, адмирал

"Это не очень прилично"

Федоров назвал спекуляциями публикации СМИ о несостоявшемся заходе российских кораблей в испанский порт. "Я думаю, что это спекуляции, и они будут вечными, потому что идет информационная война", - заявил он в беседе с корр. ТАСС.

Комоедов назвал позицию западных стран "не очень приличной".

То, что отказывают - и испанцы, и все остальные по указке НАТО, - вот это бардак, выражаясь флотским языком. Это не очень прилично. Тем более, если заход был спланированным, согласованным по линии МИДа. Ведь мы же не просим бесплатно, мы же заплатим деньги за это топливо

Владимир Комоедов

Бывший командующий Черноморским флотом, адмирал

Председатель Общероссийского движения поддержки флота пояснил, что цели посещения иностранных портов не ограничиваются пополнением запасов, отдыхом экипажей и возможностью провести технический осмотр в случае необходимости.

В большей степени заходы наших кораблей - это демонстрация военно-технического сотрудничества на практике, сотрудничества флотов, реализации дипломатических отношений с разными странами

Михаил Ненашев

Председатель Общероссийского движения поддержки флота

Беспокойство Запада

Корабельная группа Северного флота отправилась в поход в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море 15 октября. В состав группы вошли "Адмирал Кузнецов", тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", большие противолодочные корабли "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков", а также суда обеспечения.

Целью похода, как сообщали в Минобороны РФ, является обеспечение российского военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана. Тем не менее, на Западе полагают, что авиагруппа "Адмирала Кузнецова" может быть использована для нанесения ударов по целям в Сирии.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что в альянсе озабочены "возможностью использования авианосной группы РФ для ударов по Алеппо". Беспокойство позицией Испании относительно возможности технической поддержки российских кораблей высказывал министр обороны Британии Майкл Фэллон.

Планируют ли российские корабли вместо Сеуты посещать какие-либо другие порты на побережье Средиземного моря, неизвестно. 27 октября министр иностранных дел Мальты Джордж Велла заявил, что группа во главе с "Адмиралом Кузнецовым" не будет проводить останавливаться на Мальте, которую часто посещают корабли ВМФ России.

"Российские корабли не будут дозаправляться на Мальте", - сказал он в интервью, опубликованном на сайте газеты "Таймс оф Мальта", и опроверг сообщения о том, что заход в порты страны планировался.

Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Досье


Смотрите также

Описание: