Стелла радость труда тольятти где находится


Тольятти: заброшенная стела-панно "Радость труда" (2014 год)

Около дворца спорта "Волгарь", за глухим забором какого-то долгостроя, за кустарниками и деревьями доживает свой век монументально-мозаичная стела-панно "Радость труда". Стела создавалась четыре года, в 1977-1981 годы и первоначальное ее название было не "Радость труда", а стела "55-летия СССР". Памятник имеет впечатляющий размер - 100 метров в длину, 5 метров в высоту и 3 метра в ширину, а площадь панно - 530 квадратных метров!



01. Автор памятника – художник-монументалист Юрий Константинович Королев (1929-1992 гг.)

02. В панно использована смальта более ста оттенков. Всего для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты.

03. Памятник называют "Золотым брусом", в силу его высокой себестоимости – смальту везли с разных уголков Советского Союза – из Ростова, Лисичанска, Костино и других городов.

04. Какой-то долгострой рядом.

05. Установка стелы осуществлялась при участии ВАЗа и тольяттинского горисполкома.

06. Документы об истории создания этого объекта в Тольятти не сохранились – памятник оформлялся через бухгалтерию ВАЗа (а многие его архивы утрачены при неоднократных реорганизациях предприятия).

07. Навскидку, минимум процентов 20-25 смальты уже утеряно.

08.

09.

10.

11.

12. С одной из сторон панно огромная куча земли, почти во всю длину.

13.

14. Фундамент вокруг стелы.

15.

16. Когда-то здесь была пешеходная зона, ведущая к Волге.

17. Дворец спорта "Волгарь" рядом.

18. На дворце спорта так же есть мозаика. Мозаики советского периода ещё можно найти на других зданиях Тольятти (кинотеатр "Сатурн", бывший дворец пионеров в Центральном районе и др.)

Я не собираюсь выжимать из вас слезу, или призывать скинуться на восстановление памятника. Просто давайте вспомним, что в Тольятти ещё есть исторические объекты, которые никому не нужны.
Ещё по теме: заброшенный дом купца Субботина в Тольятти http://chronograph.livejournal.com/206668.html


посмотрите также (КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Где в Тольятти «Радость труда», или почему она – не она

Но Духа - не угашайте.

Леонид Пахута.

По замыслу проектировщиков Автозаводского района Тольятти, мозаики должны были стать своеобразной выставкой под открытым небом, «одушевляющим» элементом городского ландшафта. В советской градостроительной практике мозаики появились как художественная реакция на Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившего начало функциональной типовой архитектуре. Декоративно-монументальное искусство – мозаики, скульптурные композиции, выполнявшиеся известными художниками (как правило, членами Союза художников СССР) – в этих условиях мыслились как единое стилистическое целое с архитектурой и характером городской застройки. Они становились смысловыми, обращенными к человеку («для человека»), доминантами среды, часто проектировались как  неотъемлемые  элементы зданий (специалисты здесь говорят о «синтезе искусств» в градостроительной практике советского периода).

Советское искусство, со своей тягой к монументальности форм (символизирующей незыблемость строя), впитало и традиции древнего русского искусства, иконописи, народного искусства. Потому, идеологическая составляющая (фиксирующая важность будней, акцент «труда для людей») не является единственным сообщением монументально-декоративных произведений советского периода. Характер формы, цветовых сочетаний, включение этнических, народных, элементов, отсылает зрителя к доиндустриальной, внеидеологической практике существования человека, опыту предка, его мировоззрению, в котором есть не только природа, отец, мать, но и божественное произволение всего существующего и рождаемого в мир.

В Автограде, по плану застройки (документ прилагается),  мозаичные полотна  от набережной Автозаводского района, как бы выйдя по склону «из воды», должны были протянуться через одну из главных артерий города – улицу Революционную. До сих пор они «живы»:  мозаики Дворца спорта «Волгарь» (произрастающие, как дерево, из внутреннего интерьера здания на внешнюю поверхность стены), стела «Радость труда», мозаики «Сатурна» (выполнены академиком Академии художеств А. Васнецовым, автором скульптурных композиций «История транспорта»). Мозаичные полотна «уходят» и вглубь города: например, уникальные мозаики Эльконина в музыкальной школе №4, в интерьере и школьном дворике, поражающие сочностью красочного строя, ожившей историей музыки, которая (может, благодаря и им) стала сбывшимся мифом Тольятти. Вспомним и  мозаики «Волжских зорей» Праски Витти, впитавшие чувашские национальные мотивы (народа, издревле населявшего Поволжье).

Мозаики включены в тело города, в «несущие стены» городского ландшафта, в замысел и идейное поле пространства, они являются соединительной тканью древней традиции, народного мироощущения, советского прошлого и представлены в настоящем - соседствуя с рекламой, пластиком, архитектурным и пространственным хаосом современности.  И, при остановке, целенаправленном взгляде (прохожего) – вполне доступны. Как книги, которые вдруг хочется взять в руки в эпоху постиндустриализма, гиперинформатизации и обесценивания творческого высказывания - через помещение его на конвейер клонированного «сообщения-Я», морально устаревающего, в силу происхождения, уже через десять минут после порождения. И это могло бы быть и с мозаиками, если бы они не были «сообщением-СТОП», сообщением «вне времени». Если бы они не были искусством.

Смальта потрясает многообразием природных оттенков, сверкает на солнце, меняет глубину тона и характер цветовых отношений - в зависимости от положения светила на небосклоне - времени суток, времени года. По замыслу проектировщиков Автограда, поднявшись от воды по склону набережной, мозаики непременно должны были сочетаться с водой и в городе. Именно потому на Революционной и спроектирован каскад фонтанов. Некоторые до сих пор «живы».

Монументально-мозаичная стела-панно  «Радость труда» - первая мозаика, которая встречает путника по дороге с Волги, на входе в город. Находится она у южного входа Дворца спорта «Волгарь». Это 530 квадратных метров яркой живописи из кусочков смальты (параллелепипед, длиной сто(!) метров, высотой - три). Памятник собран и отлит в Москве. Автор – художник-монументалист Юрий Константинович Королев (1929-1992гг) - после Великой отечественной войны закончил  ИЖСА (сейчас Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина), народный художник СССР (1985г), член-корреспондент Академии художеств СССР (1983г), директор Государственной Третьяковской галереи, вплоть до смерти (1983-1992гг).

Памятник называют «Золотым брусом», в силу его высокой себестоимости – смальту везли с разных уголков Советского Союза. В интервью художников-исполнителей мозаики, данного газете «Волжский автостроитель» в 1980 году, узнаем, что смальту  специально выплавляли в разных городах страны – Ростове, Лисичанске, Костино -  в связи со спецификой изготовления  и способностью смальты по-разному отражать прямые и косые световые лучи. Одного только черного цвета – четыре разных оттенка. В панно использована смальта более ста оттенков. Всего для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты.

По сведениям Леонида Пахуты, установка стелы осуществлялась при участии ВАЗа и тольяттинского горисполкома. Документы об истории создания объекта в Тольятти не сохранились – памятник оформлялся через бухгалтерию ВАЗа (а многие его архивы утрачены при неоднократных реорганизациях предприятия). На 2000 год было утрачено около 25% смальты. Сегодня на прилегающей территории идет застройка – памятник находится за забором.

Тольяттинский искусствовед Александра Антонова, работая с московскими архивами, обнаружила, что стела создавалась четыре года, с 1977-1981гг и первоначальное ее название не «Радость труда», а «55-летие СССР». В Тольятти сооружена в честь  присвоения в 1972 году ВАЗу почетного имени «50-летия СССР». Казалось бы, какая разница – то ли радостно трудиться, то ли подвести итог полувековой истории великого советского государства мира… Оказывается, разница существенна. Стела – не песнь советской идеологии, не пафос героики советского воина и воина-труженика (хоть формально – все это есть «в тексте» изображений). Она – размышление художника, прожившего жизнь в советском государстве, подводящего итог своего личного творческого пути, связанного с историей страны, с внутренними запросами человека на счастье и, что важнее счастья, смысл – жизни.

В творческом пути Королева было три периода: «песнь советской идеологии», «поиск корней» (связь с культурой предка, его мироощущением, с природой, миром как целым в замысле Творца) и снова как бы «песнь советской идеологии», но связанной с мироощущением предка, в живой связи с ней, не в отрыве. В воссоединенной (личным опытом художника) связи. Создание стелы пришлось на третий период.

У депутатов тольяттинской Думы родилась идея собрать народные деньги и средства других «спонсоров» на реставрацию «Золотого сруба». Заниматься сбором будет поручено Тольяттинскому краеведческому и художественному музеям. Пахута рекомендовал, в этой связи,  обратиться через Думу на ВАЗ, но там грядет вторая волна сокращений. Потому, пособираем, сколько сможем. А вдруг стела, и правда (как мечталось тем немногим, кому посчастливилось за минувший год проникнуть через секретный лаз - дырку в заборе-  и открыть для себя (и горожан) «Радость труда»), станет объектом туристического показа. И все фонтаны Революционной заработают, и «Сатурн» со своей мозаикой останется (в Тольятти) как уникальный памятник советского синтеза искусств, созданный выдающимися зодчими и выдающимися художниками-монументалистами нашей страны. И все это «заработает» как стилистически целое  на главной (первой»!) артерии города – улице РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ - в ландшафте очищенного от пластика, наружной рекламы, хаоса застройки Тольятти. И будет у нас в городском ландшафте - смысловая доминанта идеи цельности, материализованное в формах городской среды наследство предка, пусть и жившего в Советском Союзе, но и заставшем бабку в деревне и теплое парное молоко, и запах скошенного сена, и чистоту реки, и звенящую прохладу росы под стопой, и музыку открытого природного ландшафта, в котором петух встречает Небесное Светило, а все собаки знают – кто свой, а кто чужой. То есть имеют главное – различение.

Почему-то вспомнилось, как вчера на награждении экологов в мэрии представитель Министерства сказал, что мы на грани экологической катастрофы, и ныне живущие люди могут стать свидетелями мутаций, которые начнутся в эко-системах. Что вода у нас не та, и воздух, и с лесом беда, и мусор на планете. А в зале – педагоги доп.образования, просветители музеев, библиотек, работники ЖЭКа. Может, и правда, просвещение – главное. Если – мухи, в городе.

Любовь Черняева,

зав.сектором проектной деятельности ТКМ, куратор проекта «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере» (памяти, сохранения, интерпретации)

 

 

 

 

Стела-панно "Радость труда" в Тольятти / Памятники, Скульптуры / KOLOV.info

Монументально-мозаичная стела-панно «Радость труда» расположена недалеко от дворца спорта «Волгарь». Была построена в 1977-1981 годы и первоначально носила название «55-летия СССР».

В настоящее время частично разрушена и «спрятана» на территории стройки.

01. Стела находится на территории какой-то замороженной стройки. У города, к сожалению, нету денег её восстановить.

02. Памятник имеет впечатляющий размер — 50 метров в длину, 3 метра в ширину и 5 метров в высоту, а площадь панно — 530 квадратных метров.

03. Памятник был собран и отлит в Москве. Автор – художник-монументалист Юрий Константинович Королев.

04.

05.

06. На стеле-панно изображены знаменитый Гагарин, Рабочий и Колхозница, советская армия, ВАЗ и прочее и тд.

07.

08. В Тольятти стела была сооружена в честь присвоения в 1972 году ВАЗу почетного имени «50-летия СССР».

09. Как отмечают специалисты на 2000 год было утрачено 25% мозаик

10. Установка стелы осуществлялась при участии ВАЗа и тольяттинского горисполкома. Документы об истории создания объекта в Тольятти не сохранились – памятник оформлялся через бухгалтерию ВАЗа (а многие его архивы утрачены при неоднократных реорганизациях предприятия).

11.

12.

13.

14.

15.

16. Внутри стела полая, вход не закрыт, там живут бомжи и тусит молодежь.

17.

18.

19. В своё время памятник неофициально называли «Золотым брусом», в силу его высокой себестоимости — смальту везли с разных уголков Советского Союза. В интервью художников-исполнителей мозаики, данного газете «Волжский автостроитель» в 1980 году, узнаем, что смальту специально выплавляли в разных городах страны — Ростове, Лисичанске, Костино — в связи со спецификой изготовления и способностью смальты по-разному отражать прямые и косые световые лучи. Одного только черного цвета — четыре разных оттенка. В панно использована смальта более ста оттенков. Всего для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты.

Стела — не песнь советской идеологии, не пафос героики советского воина и воина-труженика (хоть формально — все это есть «в тексте» изображений). Она — размышление художника, прожившего жизнь в советском государстве, подводящего итог своего личного творческого пути, связанного с историей страны, с внутренними запросами человека на счастье и, что важнее счастья, смысл — жизни.

В творческом пути Королева было три периода: «песнь советской идеологии», «поиск корней» (связь с культурой предка, его мироощущением, с природой, миром как целым в замысле Творца) и снова как бы «песнь советской идеологии», но связанной с мироощущением предка, в живой связи с ней, не в отрыве. В воссоединенной (личным опытом художника) связи. Создание стелы пришлось на третий период.

Альбом ВКонтакте

Тольятти: стела-панно "Радость труда" - Блог Алексея Авдейчева — LiveJournal

Мозаичная стела-панно "Радость труда" - одна из главных достопримечательностей Тольятти, которая, при всей своей уникальности, довольно давно пребывает в заброшенном состоянии. Сюжеты, изображённые с четырёх сторон стелы-панно посвящены таким достижениям советского государства, как социалистическая революция, создание Рабоче-крестьянской Красной Армии, ликвидация безграмотности, победа российского народа в Великой Отечественной войне, первый выход человека в космос, строительство города Тольятти и Волжского автомобильного завода. Стела-панно "Радость труда" (первоначальное название -  стела "55-летия СССР") имеет впечатляющий размер - 100 метров в длину, 5 метров в высоту и 3 метра в ширину.  Объект создавался 4 года (с 1977 по 1981 г.), общая площадь мозаики - 530 квадратных метров. Для стелы понадобилось более трёх с половиной миллионов отдельных элементов смальты (около 100 оттенков).

Я заснял все сюжеты мозаики и состояние памятника на апрель 2019 года.

1. Стела-панно заросла сорняками и постепенно разрушается временем, которому периодически помогают вандалы.

2. Установка стелы осуществлялась при участии Волжского автомобильного завода. Автор – художник-монументалист Юрий Константинович Королев (1929-1992 гг.).

3. Смотрим сюжеты, изображённые на мозаике.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. Судя по забору вокруг, эта земля отдана под стройку. Строительные работы здесь были начаты, но не более того - сейчас этот долгострой - очередная "заброшка".

19. Координаты стелы-панно "Радость труда": 53°30'13"N 49°16'21"E

Удивительно, что власти никак не реагируют на то, что один из главных символов города находится в таком ужасном состоянии. В Тольятти не так уж много достопримечательностей, которыми можно гордиться. "Спутника" на Певческом поле уже лишились, не упустите хотя бы эту красоту!


Оригинал статьи на моём сайте.

Следите за обновлениями фотоблога в социальных сетях:



На состояние тольяттинской стелы-панно "Радость труда" обратило внимание федеральное СМИ

Масштабное мозаичное панно "Радость труда" в Тольятти - на грани разрушения
Произведение монументального искусства конца 1970-х годов постепенно ветшает. Местные активисты и краеведы опасаются, что уникальная работа советского художника Юрия Королева может погибнуть...
Эта стела-панно не уступает по размерам многоквартирному дому: сто метров в длину, пять в высоту и три в ширину. Сейчас сооружение одиноко возвышается на пустующей строительной площадке. Рядом - тольяттинский Дворец спорта "Волгарь".

"Судя по плитам, раньше тут была площадь, теперь панно окружают сорняки и строительный мусор, - рассказывает фотограф из Самары Алексей Авдейчев. 
"Панно расположено рядом с долгостроем, - продолжает он. - Уж не знаю, что там планировалось возвести, но "Радость труда" находится прямо на строительной площадке. Может, и к лучшему, что стройки давно нет, а то снесли бы. Кому принадлежит земля - не знаю. Охраны нет, но забором все это огорожено".

К работам над монументальным панно приступили в 1977-м, к 55-летию СССР. А закончили четыре года спустя, в 1981-м. Общая площадь мозаики - 530 квадратных метров.

Автор - художник-монументалист Юрий Константинович Королев, проект финансировался Волжским автомобильным заводом. Правда, по словам местных краеведов, документация не сохранилась: памятник оформлялся через бухгалтерию ВАЗа, и с годами архивы были утрачены.

Алексей говорит, что стелу называли в городе "золотым брусом" из-за ее высокой стоимости. Смальту выплавляли специально в разных городах страны и везли сюда на стройку. Считается, что в панно есть смальта более чем ста оттенков, только черных - четыре. Всего для памятника понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов мозаики. 
"Сюжеты, изображенные с четырех сторон панно, посвящены разным достижениям советского государства: революция, создание Красной армии, ликвидация безграмотности, победа в Великой Отечественной войне, покорение космоса, - перечисляет Алексей Авдейчев. - Отражено также строительство Тольятти и Волжского автомобильного завода". 
По мнению местных краеведов, около 25 процентов мозаики уже утрачено. К тому же внутри стела полая - туда залезают любопытные, иногда там ночуют бездомные.

Мозаиками в советские времена часто украшали здания, создавали и отдельные монументы в этой технике. Состояние сохранившихся работ сегодня очень разное. По словам историка архитектуры и монументального искусства ХХ века Анны Броновицкой, в принципе эта техника долговечна, но многое зависит от технологии и качества изготовления. 
"Бетон, на который обычно "сажали" мозаику в 1960-1980-х годах, не всегда прочен, и из-за этого происходят утраты: смальта или другой материал, из которого выполнено мозаичное изображение, отваливается, - отмечает эксперт. 

"Свою роль играет и режим эксплуатации - скажем, мозаика на дне декоративных бассейнов сохраняется хуже, чем на стенах, - уточняет Анна Броновицкая. - Порой, когда объект в не лучшем состоянии, его не реставрируют, а уничтожают: так произошло с мозаичными фонтанами на площади Юности в Зеленограде, у дома быта в Санкт-Петербурге, у Дворца пионеров во Владивостоке".

Большинство мозаичных панно советских времен никак не охраняются государством. Охранный статус получили лишь единичные произведения. 
"За последние три года объектами культурного наследия признаны, например, керамическая мозаика в подземном переходе в Ростове, панно на фасаде кинотеатра "Родина" в Красноярске, мозаика "История печати" в интерьере издательства "Известия" в Москве, панно "Строители коммунизма" на стене Дворца культуры "Строитель" в Новосибирске", - говорит Анна Броновицкая. 
"Необходимы целенаправленные усилия в этом деле, но свой вклад могут внести и просто заинтересованные граждане: нужно писать письма в местные органы охраны культурного наследия, подавать заявки", - заключает эксперт. 

 

РИА НОВОСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО КУЛЬТУРНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ И БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ
ПО ТЕЛЕФОНУ: (8482) 39-89-89

Тольятти: стела-панно "Радость труда" в 1980 году

Стела-панно "Радость труда" в Тольятти в 1980 году (первоначальное название - стела "50-летия СССР"). Автор памятника – художник-монументалист Юрий Константинович Королев (1929-1992 гг.) Фотографии из группы https://vk.com/mozaika_tlt



01. Общий вид стелы

02. Последние штрихи

03.

04.

05.

06.

07.

08.

09.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Больше исторических фотосборников моего блога можно найти ЗДЕСЬ


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Тольятти | Где в Тольятти находится «Радость труда», или почему она — не она

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ

Битва за «радость» — Понедельник

В Тольятти восстановят знаменитую стелу

 

Около Дворца спорта «Волгарь» среди кустарников и деревьев доживает свой век мозаичная стела-панно «Радость труда». Разговоры о восстановлении культурного объекта велись несколько лет, и желающих заняться благородным делом было не так много. В итоге реставрацию монументального памятника решила взять на себя «Волжская картинная галерея». Кроме того, рядом с объектом появится музейный комплекс с выставочным павильоном и арт-объектами.

 

Культурное достояние

Уникальный памятник культуры создавался в Тольятти четыре года и был открыт в 1981 году. На огромной стене площадью 530 квадратных метров выложена мозаикой история СССР: возникновение рабоче-крестьянской Красной армии, ликвидация безграмотности и создание мощной науки, Великая Отечественная война, полет в космос Юрия Гагарина, строительство Волжского автомобильного завода, выпуск первого автомобиля. Завершается композиция словами Указа о присвоении автозаводу имени 50-летия СССР. К слову, первоначальное название было не «Радость труда», а стела «55-летия СССР».

Смальту для памятника везли со всего Советского Союза, она специально выплавлялась в Ростове, Лисичанске, Костино и других городах. В силу ее высокой себестоимости стелу также называли «золотым брусом», ведь монумент имеет впечатляющий размер – 100 метров в длину, 5 метров в высоту и 3 метра в ширину, а всего на его изготовление понадобилось более 3,5 млн отдельных элементов смальты. «Радость труда» много лет считалась культурным достоянием Тольятти.

 

Аварийное состояние

На данный момент «Радость труда» выглядит удручающе: рисунок частично нарушен, многих кусков мозаики просто нет. Можно сказать, что стела находится в аварийном состоянии. В 2006 году мэрия передала землю вместе с мозаичным памятником в аренду под постройку объекта недвижимости фирме «Экспо-Тольятти».

 

Заметим, что о существовании на участке монумента в документах речи не шло, как будто его там никогда и не было. Вокруг сразу же развернулась стройка, и памятник скрылся от горожан за забором с колючей проволокой.

 

Вскоре строительство было остановлено на многие годы, а про стелу уже никто не вспоминал. Возмутившись бездействием властей, тольяттинское отделение движения «Суть времени» подало жалобу в прокуратуру, и год назад начался сбор подписей под петицией, адресованной губернатору области и мэру Тольятти. Неравнодушные люди требовали включения реставрации стелы в федеральную программу празднования 50-летия АВТОВАЗа. Всего за несколько дней было собрано более тысячи подписей.

 

Реконструкция стелы

На прошлой неделе стало известно, что заняться недостроенным объектом вместе с земельным участком почти в 6 га между Дворцом спорта «Волгарь» и ТРК «Вега» готова «Волжская картинная галерея». Сейчас идет работа над концессионным соглашением между администрацией города и галереей.

 

Стелу, находящуюся на данном участке, концессионер в случае успешного заключения соглашения обещает восстановить и отреставрировать, максимально приблизив к первоначальному состоянию. Кроме того, на площадке будет достроен музейный комплекс с выставочным павильоном и арт-объектами, а прилегающая территория превратится в парковую зону.

 

Известно, что «Волжская картинная галерея» уже произвела расчистку территории на благотворительных началах, а также несет расходы по экспертизе «Радости труда». Были приглашены специалисты по мозаике, которые должны будут рассчитать объем восстановления стелы и стоимость работ. Таким образом, если соглашение будет заключено, работы начнутся уже в этом году. В противном случае восстановление стелы может затянуться на неопределенный срок.

«Радость труда» за колючей проволокой


Существует в Тольятти место, про которое знает, может быть, только каждый 50-й житель города. А ведь находится оно во вполне обжитом районе, рядом бывают сотни, временами тысячи людей. Но  о существовании «Радости труда» не догадываются  (Очень символично для нашего времени…)

Речь идёт о монументально-мозаичной стеле-панно «Радость труда».  Панно действительно монументальное – 50 м длиной, 5 м высотой, 3 м шириной. Его общая площадь составляет 530 ммозаики. Неудивительно, что на возведение памятника затратили почти 5 лет – работы продолжались с 1977 по 1981 годы. Автор панно – Королёв Юрий Константинович.

Впрочем, ничего странного в том нет, что большинство жителей не слыхали о стеле.  Ещё в 2006 году всю площадь, включающую в том числе и памятник советского монументализма, передали ООО «ЭКСПО-ТОЛЬЯТТИ» по договору аренды на 8 лет.  По идее договор аренды истёк в конце 2014 года. Однако вот как выглядят права собственности на землю под памятником в совсем свежем решении Думы Тольятти:

«Решение Думы городского округа Тольятти от 17.06.2015 № 750"О Перечне знаковых и социально значимых мест городского округа Тольятти"».
Приложение. Перечень знаковых и социально значимых мест городского округа Тольятти.

N п/п Название Адрес, местоположение, кадастровый номер (при наличии) Зарегистрированные права Примечание
144 Монументально-мозаичная стела-панно "Радость труда" Автозаводский район, юго-западнее здания, имеющего адрес: бульвар Приморский, 37 (земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101179:5) Муниципальная собственность.
Под строительство культурно-выставочного комплекса, договор аренды земельного участка от 07.06.2006 N 1394, на 8 лет, ООО "ЭКСПО-ТОЛЬЯТТИ"

И вот так выглядит окружение памятника сейчас (фото от 11.10.2015):




Забор и колючая проволока. А за ними развал и запустенье…

И это всего в нескольких десятках метров  от Дворца спорта «Волгарь»:

Что же власти города?

Депутаты Гордумы 17.06.2015 приняли решение №750 «О Перечне знаковых и социально значимых мест городского округа Тольятти», в котором и занимает 144 место стела-панно «Радость труда».

Но какое место занимает это панно в перечне Недвижимых памятников истории и культуры РФ на сайте Министерства культуры РФ? А никакое.  На конец 2014 года в этом перечне содержится всего 1 (один) памятник из Тольятти – здание бывшей земской больницы. Даже из Сызрани в перечень включены 14 объектов, а из Самары – вообще 419 (по области 767).

Получается, нет у нас в городе памятников (кроме одного).

В документе: «Постановление Мэрии городского округа Тольятти от 24.03.2015 № 905-п/1(ред. от 25.08.2015)"Об утверждении муниципальной программы "Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 - 2024 годы"»
выделения средств на Монументально-мозаичную стелу-панно "Радость труда" не предусмотрено.

На реставрацию денег нет.  Свободного доступа к памятнику тоже нет…
Предположим, что чиновникам стыдно людям в глаза смотреть. Допустим, что за забором пытаются скрыть проблемы.  Великолепный памятник, посвящённый 55-летию СССР, отражающий все этапы строительства могучего государства, в том числе и возведение Волжского автомобильного завода в Тольятти, спрятан от людей среди кустов и строительного мусора за забором с колючей проволокой.
Считаю – необходимо убрать непонятно кому принадлежащий и непонятно что огораживающий забор, ведь все желающие должны иметь право приобщиться к великому прошлому страны. И в том числе посмотреть на память о лихих  90-х. Ведь разрушение мозаики НАЧИНАЛОСЬ  в те же годы, когда разрушался  СССР.

Стела выглядит  действительно ужасающе:

Уродливые граффити прямо на мозаике

Ободранная на обширной  площади памятника смальта

Основание требует существенного ремонта

Сплошные заросли сорных деревьев и бурьяна


Мало ТОЛЬКО посмотреть. Надо что-то делать… Памятники предназначены напоминать о великих свершениях, а не о великом развале.

Тольяттинская ячейка движения «Суть времени» предлагает всем неравнодушным гражданам объединиться вокруг решения проблемы. И для начала заняться хотя бы приведением в порядок  прилегающей к монументу  территории.

Контакты местной ячейки:
89022985129
[email protected]


Стела "Радость труда" рискует не пережить зиму

«По-моему, года три назад общественность вдруг резко озаботилась судьбой дотоле забытой на задворках «Волгаря» стелы. Оказалось, что она, стлла эта, имеет даже имя собственное – «РАДОСТЬ ТРУДА»!

Были велопробеги, собирались подписи, создавались фонды и комитеты. Видел даже майки и полиэтиленовые пакеты с призывами сохранить её и приумножить. Ну, вы же понимаете, как всегда у нас – кампанейщина. Я помню множество кампаний, от продовольственных, до в каждом квартале автограда по кинотеатру. Беда любой кампанейщины – её короткая, пусть взрывная и калейдоскопичная, но – никчемность.

На прошлой неделе со специалистами осмотрели стелу. Ситуация катастрофическая. За последние два-три года масштаб утрат мозаики как минимум удвоился. Это видно даже по фотографиям, опубликованным в сети. Особенно не повезло сюжету, посвященному Волжскому автозаводу. Эту мозаику будто гигантским веником начисто смели с поверхности стелы. Ни один фрагмент не понёс таких потерь, как ВАЗовский… Очень много вандальных потерь. Видны места ударов, смальта расколота.

Несущие конструкции находятся в очень тяжелом состоянии. Металл проржавел до критического уровня. Пятидесятый уголок, снизу обрамляющий мозаику, в некоторых местах сгнил в ноль. Армирующая сетка, и её удерживающие анкеры, проржавели и вываливаются из тела бетона.

На мой взгляд, если до зимы не удастся стелу законсервировать, мы столкнемся с необратимыми процессами.

А иногородние монументалисты были просто потрясены качеством мозаики, её художественными достоинствами. Говорят наше мозаичное панно можно отнести к шедеврам мирового уровня. Я им поверил. Ещё сохранить бы!»

__________________________________________

Александр Колоярский


Об авторе
Alexei_Napylov

За восстановление «Радости труда» в Тольятти требуют бешеные деньги: chanych_85 — LiveJournal


Есть в Тольятти такая стела-памятник "Радость труда". Стела быласооружена в честь присвоения в 1972 году ВАЗу почетного имени «50-летия СССР». В своё время памятник неофициально называли «Золотым брусом», в силу его высокой себестоимости — смальту везли с разных уголков Советского Союза. В панно использована смальта более ста оттенков. Всего для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты. С течением времени она стала разрушаться.

Вокруг неё всё заросло кустами, деревьями, смальта стала откалываться от основания. Были даже разговоры разобрать её.

Были митинги, сходы жителей, чтобы принять меры к её восстановлению. Но, сначало всё упиралось в финансирование, которого всегда не хватает. Потом стали появляться какие-то решения чиновников. Например в прошлом году: "...На повестке дня стояли вопросы сохранения и восстановления памятника, являющегося, по мнению общественности, культурным наследием города. Ранее, около пяти лет назад, участок, где, находится стела, был сдан в долгосрочную аренду под строительство выставочного комплекса. Участники совещания пришли к единому мнению, что на тот момент ценность памятника не была учтена, и сегодня необходимо найти пути по восстановлению и сохранению «Радости труда».

«Требуется урегулировать земельные, правовые вопросы, решить проблемы с благоустройством вокруг памятника, - поясняют в Управлении. - Специалистам управления архитектуры и градостроительства дано поручение подготовить эскизный проект, позволяющий стеле органично вписаться в общий ландшафт прилегающей территории».

Но, посепенно все организационные вопросы решались и казалось бывот он уже и недалёк тот день, когда начнутся работы по восстановлению стелы-памятника. И тут появилась проблема, которой казалось бы и быть не могло. Теперь против её восстановления авторы памятника. Вернее не против, а подняли цену, за право начать ремнтные работы на "их памятнике". Казалось бы такого не может быть...

О причинах такой нерадостной ситуации рассказал на встрече с жителями Автозаводского района глава администрации Тольятти Сергей Анташев.
«Был готовый инвестор, готовый заниматься этой стелой, но сейчас у него интерес пропал, - сообщил Сергей Александрович. - Потому что цена на эту стелу у владельцев авторских прав выросла непомерно.
Авторы этой работы, создавая ее, были в возрасте 24-26 лет, сразу после института. Сейчас они умудренные жизнью, знают цену своим работам. И оценили ее очень дорого, на наш взгляд. Соответственно, инвестор не готов вкладывать такие деньги в реконструкцию. Поэтому, пока готового решения нет. Но, безусловно, что-то с ней нужно делать, с точки зрения оценки, действительно ли это памятник культуры.
Мы планируем с помощью размежовывания земельных участков возвести там спортивный объект («Немов-Центр» - прим. TLTgorod). Понятно, что при работе по строительству спортивных объектов, мы ведем переговоры с инвесторами о том, чтобы они взяли эту стелу в инвестиционную часть. Но пока есть ограничение авторов по стоимости, мы вряд ли сможем двинуться дальше. Так что продолжаем работу с авторами».
То есть городские власти нашли инвесторов, готовых профинансировать восстановление памятника, а авторов памятников не устраивает сумма "отступных". И по их мнению, пусть лучше он совсем пропадёт... Так получается...

Взято у amarok_man вот здесь


Смотрите также

Описание: