Станция болотная где находится


Станция Болотная

Болотное

Болотное – город, административный центр Болотнинского района Новосибирской области. Расположен в 126 км к северо-востоку от Новосибирска, на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Население – 15,9 тыс. жит. (2015).

История Болотного

Основан в 1805 на Сибирском тракте как ямщицкая станция, получившая название дер. Болотнинская (от близлежащей р. Болотная; по другой версии – по фамилии основателей, ямщиков Болотниковых). Развитию населенного пункта способствовало его транзитное положение. Отсюда отходил Барнаульский тракт, который соединял Барнаул и Томск. В 1896 через с. Болотное прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. В 1911 село состояло из 282 дворов с 1396 жителями. С 1925 с. Болотное – районный центр. В 1931 населенный пункт получил статус поселка городского типа; в 1943 – преобразован в город.

Станция Болотная

Железнодорожная станция Болотная была открыта в 1898.

Герб Болотного

На гербе Болотного в серебряном поле щита изображены стальная подкова и две разнонаправленные стрелы, символизирующие историю возникновения и современное состояние города. Подкова олицетворяет стремление горожан к счастью, благополучию, процветанию. Стрелы являются символом движения, развития, преодоления преград, желания болотнинцев не останавливаться на достигнутом. Червленый и лазоревый цвет стрел подчеркивает стратегическое значение проходящих через Болотное транспортных магистралей (железной дороги и автомобильной дороги федерального значения). Синие бруски по боковинам герба напоминают топографический знак, обозначающий болото, и говорят о названии города.


расписание электричек, Болотная на карте

Регулярность / только 23 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 2, 4, 6, 8 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 11 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 13 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 15 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 17 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 19 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 21 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 25 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 3 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 5 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 7 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 9, 11 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 13 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 15 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 17 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 29 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 11 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 19 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 21, 23, 29 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / 13, 19, 23, 27, 29, 31 июля, 2, 4, 6, 8, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29 августа, …

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 7, 21, 25 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 27 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 11 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 15, 17 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 5 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 13, 15, 17 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 25 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 1 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 3 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 9 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 27 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 29 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 1 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 31 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 2 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 4 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 6 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 8 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 19 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 21 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 23 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 25 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 27 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 25 июня, 1, 3, 9 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 25 июня, 9 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 1, 3 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29 апреля, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 мая, …

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 31 мая, 2, 4, 7 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / 9, 11, 13, 15, 25 апреля, 13, 23 мая, 9 июня, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31 августа, 2 сентября, …

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 17 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 19, 21 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 27, 29 апреля, 1 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 3 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 5, 25, 27, 29 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 9, 11 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 15, 17 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 19 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 23 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 7 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 21 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 31 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 2, 4 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 7 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 21, 23, 27 июня, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31 июля, 2, 4, 7, 9 августа

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 11 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 13, 15, 19 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 17 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 29 июня, 5, 7 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / ежедневно

Время отправления

Регулярность / только 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 апреля

Время отправления

Регулярность / ежедневно

Время отправления

Регулярность / только 13, 15 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 3 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 5 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 7 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 9 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 11 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 17 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 29 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / 10, 28 июня, 2, 4, 6, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 26, 28, 30 июля, 1, 3, 5, 7, 9, 11 августа, …

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 12, 18 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 14, 16 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 20, 24 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 22 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 26, 30 июня, 10, 14, 24 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 6, 8 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 10 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 28 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 30 апреля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 2 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 4 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 6, 8 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 18 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / 29 июня, 1, 5, 9, 11, 13, 15, 19, 23, 25, 27, 29, 31 июля, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 августа, …

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 15 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 21 июня

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 3, 7, 17, 21 июля

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 16 мая

Время прибытия

Время отправления

Регулярность / только 28 мая

Время прибытия

Время отправления

Историческая справка | Администрация города Болотное Болотнинского района Новосибирской области

Историческая справка

о возникновении г. Болотное

 

 

Населенные пункты, как и люди, имеют  свой облик, свою историю. Свою историю имеет и наш город Болотное.

Населенный пункт Болотное образовался в 1805 году. В архивных документах село Болотнинское упоминается как  ямщицкая стоянка на  Московско-Иркутском тракте по пути к Томску, где проходила  смена лошадей и обмен почтой.

Своим названием село обязано небольшой речке Болотной. 

В самом начале в селе было  всего две улицы - ул. Московский тракт и пер. Кузнечный.

На жителей села возлагались обязанности по перевозке почты и пассажиров, дорожный ремонт. Занимались жители села  и обозным извозом, то есть доставкой товарных грузов.

В 1838 году было дано разрешение  строить в селе церковь: «Благоволит Томская  Губернская строительная комиссия учинить должное распоряжение об освидетельствовании грунта  земли, назначенной под строительство  церкви Томского округа в древне Болотнинской…».

 И уже в 1849 году  один из путешественников писал в своем дневнике: «Болотное селение простирается  по широкой лощине по направлению тракта. В нем деревянная церковь, до ста дворов и этап….».

Достаточно бурно в селе  стали развиваться кустарные промыслы:  шерстнобитно-пимокатный, куренно-дегтярный,  кожевенный, гончарный, бондарный. Два раза  в год – летом и осенью  проводились ярмарки. За продукцией  сельскохозяйственных товаров и товаров  кустарных промыслов в Болотное приезжали купцы и предприниматели из Томска, Барнаула, Минусинска  и других сибирских городов. Особой любовью  пользовались в крестьянских    семьях  глиняные и деревянные игрушки местных умельцев, в почете была  кружевная резьба по дереву, ножные прялки,  берестяные туеса, деревянные ступы и другая домашняя утварь.

Быстрому развитию села  способствовало  и то обстоятельство, что  помимо  Московско-Сибирского тракта через село проходил еще и  барнаульский тракт. Постоянное  движение грузов  и пассажиров по  трактам  способствовало экономическому развитию села.  Извозный   промысел создавал постоянный спрос  на инвентарь, тару для перевозки грузов. В самом начале ХХ века  в село приехали  из Латвии братья Коккерен, которые  открыли завод  по производству чугунного литья и производству сельхозинвентаря, но в 1914 году  пожар уничтожил почти весь завод, остался  только тележный цех, из которого впоследствии вырос  Обозный завод. 

Дальнейшему развитию Болотного способствовало то,  именно через село в 1896 году  прошла  линия  железнодорожной магистрали. В этом  же году была построена станция и железнодорожный вокзал.

Вот что написано  в Путеводителе  по Великой  Сибирской железной дороге, изданном 1900 году: «Станция  Болотная  IIIкласса. Государственная сберкасса, буфет. Вблизи станции  село Болотнинское  (1500  душ обоего пола) Томского уезда. В селе деревянная церковь во имя  святого чудотворца Николая, Церковно-приходская школа. Отсюда идут  к востоку небольшие грузы овса  и  пшеничной муки…».

До 1909 года село Болотное  входило в состав Ояшинской волости Томского уезда. В 1909 году была  образована Гондатьевская волость с центром в с. Болотное.

После революции в 1918 году в  Болотном были созданы  сельский и волостной Советы рабочих,  крестьянских и солдатских депутатов. Однако после  контрреволюционного переворота  власть переменилась. 2 мая 1919 г. в с. Болотное вошел трехтысячный отряд  колчаковцев, а 19 декабря этого же года  село было освобождено войсками красной Армии.

В 1931 г. село  получило статус рабочего поселка. В 1939 году население  поселка составляло  19 тыс. человек. В 1941 г. в г. Болотное из г. Николаева  была эвакуирована  швейная фабрика. К 1943 году в поселке кроме этой фабрики  были: кирпичный завод, паровая мельница, завод «Металл-лес», 3 завода Главмолоко, 9 промартелей, пищекомбинат, вагонное и паровозное депо и др.,  с сетью  социально-культурных и медицинских учреждений.

Исполнительный комитет Болотнинского районного совета депутатов трудящихся в своем решении за № 185 от 20.04.1943 г. просит утвердить  решение  сессии Болотнинского  Совета депутатов трудящихся о преобразовании пос. Болотное в город.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.11.1943 г.  №   614/34 рабочий поселок  Болотное Болотнинского района Новосибирской  области преобразован в г. Болотное районного  подчинения.

Город Болотное расположен  в северо-восточной части Новосибирской области. Расстояние до областного центра  по железной дороге 89 км. Город является  крупной железнодорожной станцией и административным центром Болотнинского района. Кроме железной дороги через Болотное проходит  автодорога федерального значения «Байкал», связывающая Болотное  с Новосибирском, Кемеровом и Юргой. 

Болотное находится на севере  предгорной равнины, являющейся  водоразделом рек Оби и Томи. К югу от города местность  расчленена глубокими  долинами и оврагами притоков Оби и Томи. Территорию  городских земель  пересекает долина  маленькой речки Болотной. В долине ее, в черте городских  угодий построена запруда, образовавшая пруд. До недавнего времени этот пруд являлся главным  источником водоснабжения промышленных предприятий и железнодорожного транспорта.

Отсутствие вблизи города большой  реки или других мощных источников воды очень сказывается на перспективах развития  города. 

Богатством полезных ископаемых район г. Болотного не отличается. В черте городских земель  разработано месторождение  суглинков  кирпичных  с запасами 1432 тыс. м3, в резерве 5 небольших  месторождений с запасами 744 тыс. м3. На месторождении сырья  организовано производство строительных материалов -  кирпичный завод.

Болотное расположено в лесной зоне, но лесные массивы сильно вырублены и эксплуатация их ограничена. Местный лес не может служить базой для развития крупной обрабатывающей  промышленности.

Следует   отметить,   что до сегодняшнего   дня   в   экономической   деятельности г. Болотного преобладают транспортно-распределительные функции. 

История болотной станции | "Государственный гидрологический институт"

В феврале 1945 года, за три месяца до окончания Великой Отечественной войны, Постановлением СНК СССР за № 272 от 8.02.1945 г. о развитии сельскохозяйственной электрификации было предусмотрено открытие гидрологических лабораторий при ГГИ, а Распоряжением СНК СССР от 29.03 1945 г. за № 5097 разрешено ГУГМС строительство Главной экспериментальной базы (ГЭБ ГГИ). Место для строительства базы было выбрано в поселке Ильичево, который расположен в Выборгском районе Ленинградской области. При организации ГЭБ ставилась задача обеспечить научным отделам института возможность проведения экспериментальных работ по всем направлениям гидрологии суши: гидрология озер, русловые процессы, гидрология болот, гидрофизические процессы.

Объектом для проведения экспериментальных исследований на водоемах было выбрано озеро Красавица, а на болотах - болотный массив Ламмин-Суо, расположенный в 2,5 км к западу от поселка Ильичево.

Для организации экспериментального полигона на этом массиве отделением болот ГГИ в 1948-49 гг. было проведено рекогносцировочное обследование. В конце 1949 года на выбранном массиве была организована, а 1 февраля 1950 года (рисунок 1) вступила в эксплуатацию в составе Главной экспериментальной базы ГГИ Зеленогорская болотная станция, в настоящее время - Зеленогорская полевая экспериментальная база (ЗПЭБ).

Создание такой станции в составе ГЭБ ГГИ было вызвано необходимостью становления и дальнейшего развития гидрологии болот как науки и проведения нового этапа в организации сети гидрометеорологических наблюдений на болотах в системе Гидрометслужбы. Ее основными задачами являлись: проведение полевых экспериментальных гидрометеорологических исследований для изучения гидрологических и гидрофизических процессов, протекающих на естественных болотах; разработка и апробация новых методов наблюдений за элементами гидрометеорологического режима болот; проведение испытаний новых и усовершенствованных средств измерений специфических характеристик режима болотных массивов; проведение стандартных гидрометеорологических наблюдений на болоте и сбор гидрометеорологической информации, а также обеспечение стажировки специалистов сети болотных станций и постов Гидрометслужбы.

рис. 1. Болото Ламмин-Суо

Болотная площадь — Википедия

У этого топонима есть и другие значения, см. Болотная.

Боло́тная пло́щадь (в XVII—XVIII веках — Цари́цын луг, в 1962—1993 годах — пло́щадь Ре́пина) — площадь в Москве, расположенная в районе Якиманка между Фалеевским переулком, улицами Болотной и Серафимовича[1][2].

Болотный рынок на площади в 1890—1900 годах Фруктовый рынок на Болотной площади, 1903 год

Историческая местность[править | править код]

В XI веке на месте современной Болотной площади находилось болото, по западной кромке которого проходила Волоцкая дорога. Со временем местность осушали и застраивали, но постройки уничтожались постоянными пожарами. В 1495 году после очередного пожара по приказу Ивана III на местности был разбит большой плодовый сад, рядом с которым поселились дворцовые садовники, чтобы ухаживать за ним. Западная граница сада находилась напротив Водовзводной башни Кремля, а на востоке сад доходил до Москворецкого моста. Позднее близлежащие к саду территории стали застраивать торговыми рядами. Москвичи начали называть это место «Болото», и название впервые появилось в письменных документах в 1514 году[3][4].

В 1611 году на Болоте состоялось одно из первых столкновений с интервентами. Существуют сведения о том, что в XVII веке стрельцы использовали незастроенную часть территории в качестве полигона. Кроме этого, Болото было популярным местом для развлечений и проведения кулачных боёв, а также для казни мятежников. В 1662-м на площади казнили предводителей Медного бунта, через восемь лет сожгли старца Авраамия — сподвижника протопопа Аввакума, а в 1671 году на пустыре рядом с Болотом в назидание горожанам развесили останки Степана Разина, которого четвертовали на Красной площади. Также на площади казнили колдунов: в 1691-м сожгли волхвов Дорофейку и Федьку и в этот же день отрубили голову стольнику Андрею Безобразову. При правлении Петра I на Болоте проходили казни стрельцов, которые были причастны к Стрелецким бунтам[3].

В 1701 году разбитый ранее сад сгорел в очередном пожаре. Пётр I решил не застраивать его, и площадь осталась пустовать, поэтому её начали использовать для фейерверков и празднеств в честь коронации монархов — отсюда название Царицын луг, его окопали дренажными рвами. При Петре по краям Болота построили Всехсвятский мост, Суконный и Винный дворы. Последним, кого казнили на площади, стал Емельян Пугачёв. Казнь состоялась в январе 1775 года[5][3][6].

Торговая площадь[править | править код]

В XVIII веке по древней старице прошёл Водоотводный канал, что позволило сделать местность суше, хотя иногда её заливало половодьем. Несмотря на то что площадь была полностью осушена, местные жители продолжали называть её Болотом. В 1786 году по предложению московского главнокомандующего Якова Брюса на Царицыном лугу обустроили торговую площадь, на которой продавали возами хлеб в зерне, овёс и крупы. Вдоль улицы Балчуга появились каменные и деревянные прилавки со съестными припасами и другими товарами. Эти лавки сохранились до 1917 года. Названия «Болото» и «Царицын луг» вышли из всенародного употребления и за площадью закрепилось официальное — «Болотная»[7].

Во время наступления французов на Москву в 1812 году казачьи отряды подожгли хлебные лабазы, чтобы затруднить снабжение оккупантов. После Отечественной войны площадь сохранила свои торговые функции. В 1830—1840-х годах её реконструировали: установили каменные склады, лавки и лабазы, из-за чего в народе иногда её называли Лабазной. Рынок имел большое экономическое значение, так как устанавливал цены на продукты во всей Московской области[7][6]. Главным сооружением являлся каменный Гостиный двор, построенный по проекту архитектора Михаила Быковского. Водоотводный канал был расширен и стал судоходным, благодаря чему тяжёлые барки могли приставать к берегу прямо около Болотного рынка. В 1842-м на площади параллельно каналу построили два одноэтажных каменных корпуса мучных лавок[3].

Советский период[править | править код]

В довоенное время Болотная площадь переживала свой расцвет. «В огромных лабазах — горы фруктов и зелени, на грязной площади у Москвы-реки толпятся возы с яблоками и сливой», — писали московские газеты о площади в 1920-х годах. Площадь планировалось перестроить и сделать из неё центральный рынок: по проекту архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского это должно было быть высотное здание, которое олицетворяло бы собой своеобразный храм торговли. Однако проект не реализовали. В 1930-х годах в лабазах разместились склады и общежития для рабочих. Для того чтобы построить больше жилых помещений, разобрали Гостиный двор, планировалось, что вся площадь будет застроена общежитиями и складами, но планы не осуществились, и место, где ранее было здание гостиного двора, осталось пустовать[3][7].

При обороне Москвы во время Великой Отечественной войны на площади располагалась седьмая зенитная батарея 862-го зенитного артиллерийского полка. В начале 1941 года её разбило прямое попадание немецкой бомбы[3]. После войны существовало несколько планов застройки площади. Рассматривалась возможность строительства Пантеона — мемориального комплекса советским вождям и героям. Согласно второму плану, площадь собирались затопить, чтобы соединить Москву-реку и Водоотводный канал, но ни одно из предложений не реализовали. В 1948 г., в честь 800-летия Москвы, на площади был открыт сквер, спроектированный архитектором Виталием Долгановым. Парадный вход украсили гранитными колоннами, вазами, шарами и чугунной литой решёткой. За ним возвели Болотный фонтан, который в 1976 году стал светомузыкальным. В 1958 г. в сквере установили памятник Илье Репину и через четыре года площадь переименовали в Репинскую. Однако название не прижилось и в 1993 г. ей вернули название Болотная. Через год над Водоотводным каналом построили Третьяковский мост (в народе получил название Лужков), он соединяет площадь с Лаврушинским переулком (ранее, в 1938 году, был построен Малый Каменный мост, который является продолжением Большого Каменного моста и соединяет улицы Серафимовича и Большую полянку[7][6][4][8]).

Митинг на площади в 2011 году Фонтаны на Водоотводном канале, 2013 год

В 2001 году в сквере имени 800-летия Москвы был открыт памятник «Дети — жертвы пороков взрослых», автором которого стал скульптор Михаил Шемякин[4][9]. В декабре 2011-го на Болотной площади состоялся масштабный оппозиционный митинг, на который, по данным ГУВД, пришло 25 тысяч человек. Журналисты оценивают число собравшихся в диапазоне от 50 до 85 тысяч. 6 мая 2012 года после выборов Президента должен был состояться «Марш миллионов», включающий в себя митинг на Болотной площади. Акция протеста была согласована, но переросла в массовые задержания. По данным Министерства внутренних дел, в акции приняло участие восемь тысяч человек. Впоследствии почти всех организаторов и многих участников митинга, начиная с 2011 года, арестовали, расследование получило название «Болотное дело»[10][11]. В память об этих событиях в «Театр.doc» была создана постановка «Болотное дело»[12][13].

В ноябре 2013 года Болотная площадь стала пешеходной, движение транспорта по ней полностью закрыли[14]. В 2017-м площадь реконструировали в рамках программы благоустройства «Моя улица». По проекту голландского бюро «Okra» был расширен Репинский сквер, открыли террасу у воды, установили сухой фонтан вдоль набережной, оформили парковку[15]. В 2018 году приступили к реконструкции некоторых зданий, расположенных на Болотной площади. Во время противоаварийных и изыскательских работ на историческом здании Софийского механического завода Густава Листа обнаружили подлинные скульптуры литейщика и кузнеца, украшавшие раньше пилоны ворот парадного входа. Предполагалось, что они были утрачены. После реставрации скульптуры вернут на своё место[16][17].

  • Жилой дом № 5/16 по улице Серафимовича[18].
  • Резиденция посла Великобритании — дом № 14, строение 4 по Софийской набережной[18].
  • Мастерская, нежилое помещение — дом № 10 строение 18 на Болотной площади[18].
  • Жилой дом № 18/8, строение 5 по Софийской набережной[18].
  • Болотная площадь, дом № 10, строение 16[18].
  • Нежилое здание, находится на реконструкции — дом № 2/4 на Болотной площади[18].
Фонтан «Болотный» в сквере, 2007 год Плавающий фонтан, 2018 год

Фонтан «Болотный»[править | править код]

Расположен напротив Дома на Набережной, рядом с Болотной площадью. Он представляет собой чашу со струями, которые бьют вверх и к центру. Фонтан построен в 1948 году немецкими военнопленными, а чаша выполнена из их переплавленных орудий[19]. В 1958-м на площади был установлен памятник Илье Репину и её переименовали — за фонтаном также закрепилось неофициальное название «Репинский». В 1990-е годы площади вернули прежнее название, однако в народе фонтан продолжили называть Репинским[20]. На 2-й Песчаной улице района Сокол расположен брат-близнец фонтана, который также построили военнопленные[21].

Изначально фонтан был светомузыкальным, подсветка работала в такт музыке, но из-за большого количества машин её стало не слышно и музыкальное сопровождение отключили, а освещение оставили. На столбах вокруг фонтана сохранились громкоговорители[22]. Перед зимним сезоном фонтан консервируют: осушают и промывают, и для того чтобы сохранить его декоративные элементы, устанавливают защитные металлические щиты[23]. Во время празднования Дня города в 2015 году около фонтана была организована большая ярмарка украшений[24].

Сухой фонтан[править | править код]

В сентябре 2017 года в рамках программы благоустройства «Моя улица» началась установка сухого фонтана на Болотной площади по проекту бюро «Okra». Фонтан открыли в 2018-м. Отличительная черта сухих фонтанов в том, что их чаша расположена ниже уровня земли. Она накрыта решётчатым настилом, что позволяет пешеходам ходить и играть со струями воды, которые бьют из-под земли[25]. Фонтан на Болотной площади разделили на две зоны. Правая составляет 82 м² и включает в себя 26 форсунок. Левая — 64 м² и имеет 21 струю. Высота струй варьируется от 60 сантиметров до одного метра. Вечером работает подсветка[26][27].

Плавающие фонтаны[править | править код]

Фонтаны в акватории Водоотводного канала между Малым Москворецким и Малым Каменным мостами были установлены ещё в 1995 году. В 2006-м их изменили: вместо 16 вертикальных струй поставили рассеивающие форсунки. Насосы находятся на четырёх плавающих понтонах и поднимают струи на высоту 15 метров[28][29]. На зиму плавающие фонтаны демонтируют[30][31]. В 2014 году издание «Комсомольская правда» назвало фонтан одним из самых популярных в Москве[32].

  • Станции метро «Третьяковская», «Полянка», «Боровицкая», «Новокузнецкая», «Кропоткинская», «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад».
  • Автобусы № 144, 700, Н1.
  • Троллейбусы № 1, 33, 62, 4.
  1. ↑ Улицы Москвы, 2003.
  2. ↑ Вся Москва, 1993.
  3. 1 2 3 4 5 6 Якиманка, 2014.
  4. 1 2 3 Вся Москва от А до Я, 2011.
  5. ↑ От стрельцов до декабристов. Пять казней, повлиявших на историю России (неопр.). Аргументы и факты (4 апреля 2018). Дата обращения 12 ноября 2018.
  6. 1 2 3 Муравьёв, 2013.
  7. 1 2 3 4 Сытин, 1947.
  8. ↑ Все реки, 2014.
  9. ↑ Биография художника и скульптора Михаила Шемякина (неопр.). ТАСС (4 мая 2018). Дата обращения 12 ноября 2018.
  10. ↑ Болотная революция, 2017.
  11. ↑ Что происходило на Болотной площади пять лет назад. Фотогалерея (неопр.). РБК (6 мая 2017). Дата обращения 12 ноября 2018.
  12. ↑ Театр.doc объявил сбор средств на похороны Михаила Угарова (неопр.). Радио Свобода (3 апреля 2018). Дата обращения 12 ноября 2018.
  13. ↑ Акция «Левого фронта», приуроченная к годовщине событий на Болотной площади, пройдет 6 мая в Москве (неопр.). Эхо Москвы (5 мая 2018). Дата обращения 12 ноября 2018.
  14. ↑ В центре Москвы появятся новые пешеходные маршруты (неопр.). Москва 24 (4 декабря 2013). Дата обращения 15 ноября 2018.
  15. ↑ Не только «Зарядье»: как выглядят Лубянская, Хохловская и другие новые площади (неопр.). Афиша Daily (18 сентября 2017). Дата обращения 12 ноября 2018.
  16. ↑ Лев вернется на крышу, а литейщик и кузнец - на завод (неопр.). Комсомольская правда (26 марта 2018). Дата обращения 12 ноября 2018.
  17. ↑ За последние семь лет в Москве отреставрировали более тысячи памятников архитектуры (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (20 марта 2018). Дата обращения 12 ноября 2018.
  18. 1 2 3 4 5 6 Район Якиманка. Независимый сайт города (неопр.). Инфогород (2018). Дата обращения 12 ноября 2018.
  19. ↑ Бобров, 2017.
  20. ↑ Сингаевский, 2016.
  21. ↑ Сезон фонтанов в столице стартует за день до начала майских праздников (неопр.). Управа района Бескудниково города Москвы (14 мая 2015). Дата обращения 6 ноября 2018.
  22. ↑ Живая вода: какие новые фонтаны преобразили площади Москвы (неопр.). РИА Новости (31 мая 2018). Дата обращения 6 ноября 2018.
  23. Владимир Астапкович. В Москве завершается сезон работы фонтанов (неопр.). РИА Новости (30 сентября 2018). Дата обращения 6 ноября 2018.
  24. ↑ «Москва Триумфальная» – на два дня столица превратится в праздник (неопр.). ZELAO.RU (9 марта 2015). Дата обращения 6 ноября 2018.
  25. Михаил Абрамычев. Водяная шарманка освежает тело и услаждает слух (неопр.). Вечерняя Москва (1 мая 2017). Дата обращения 6 ноября 2018.
  26. Юрий Артамонов. В Москве запустили пять новых фонтанов (неопр.). РИА Новости (4 мая 2018). Дата обращения 6 ноября 2018.
  27. ↑ На пять больше: где в Москве запустили новые фонтаны (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (4 мая 2018). Дата обращения 6 ноября 2018.
  28. ↑ В Москве открылся сезон фонтанов (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (29 апреля 2017). Дата обращения 7 ноября 2018.
  29. Дмитрий Серебряков. Брызги лета: фонтаны в Москве готовятся к теплому сезону (неопр.). ТАСС (25 апреля 2017). Дата обращения 7 ноября 2018.
  30. Антон Александров. Сегодня в Москве начался демонтаж плавающих фонтанов (неопр.) (недоступная ссылка). VistaNews (10 октября 2017). Дата обращения 7 ноября 2018. Архивировано 16 ноября 2018 года.
  31. Пётр Баулин. Плавучие фонтаны Водоотводного канала убрали на зиму (неопр.). Вечерняя Москва (2 октября 2018). Дата обращения 7 ноября 2018.
  32. ↑ Мэр Сергей Собянин: «Важнейшая задача этого года – реставрация фонтанов на ВДНХ» (неопр.). Комсомольская правда (30 апреля 2014). Дата обращения 7 ноября 2018.
  • Агеева Р.А. Улицы Москвы. Старые и новые названия. — М: Наука, техника, образование, 2003. — С. 336. — ISBN 5-9900013-1-2.
  • Арсеньев Б.В. Неисчерпаемая Якиманка. В центре Москвы - в сердцевине истории. — М: Центрполиграф, 2014. — С. 494. — ISBN 978-5-227-05087-8.
  • Бобров А. А. Все реки, набережные и мосты Москвы. — М: Алгоритм, 2014. — С. 200. — ISBN 978-5-4438-0445-3.
  • Бобров А. Отраженная красота. Набережные, мосты и фонтаны Москвы. — М: Директ-Медиа, 2017. — 168 с.
  • Долго Л. Н. Вся Москва 1993: улицы Москвы. — М: У48 СП «Вся Москва», 1993. — С. 544.
  • Муравьёв В. Московские улицы. Секреты переименований. — М: Алгоритм, 2013. — С. 368. — ISBN 978-5-44-380200-8.
  • Сахнин А. Болотная революция. — М: Издательство детской литературы, 2017. — С. 346.
  • Сингаевский В. Прогулки по Москве. — М: АСТ, 2016. — 260 с.
  • Сытин П. В. По старой и новой Москве. — М: Издательство детской литературы, 1947. — С. 236.
  • Шокарев С., Вострышев М. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М: Алгоритм, 2011. — С. 1064. — ISBN 978-5-43-200001-9.

Новосибирск-Главный — Википедия

Станция
Новосибирск-Главный
Новосибирск-Главный — Сокур
Новосибирск-Главный — Инская
Обь — Новосибирск-Главный
Западно-Сибирская железная дорога

Регион ж. д. Новосибирский
Дата открытия 1896[1]
Прежние названия Обь (до 1909)[2]
Новониколаевск I-Пассажирский (до 1924)[2]
Новониколаевск-Пассажирский (до 1926)[2]
Новосибирск-Пассажирский (до 1960)[2]
Тип грузовая, пассажирская
Количество платформ 8
Количество путей 50
Тип платформ 1 боковая, 7 островных
Форма платформ прямые, изогнутые
Электрифицирована 1952
Ток постоянный 3 кВ
Архитекторы Волошинов, Б. А. Гордеев, Н. В. Никитин и др.
Расположение Новосибирск, Железнодорожный район
Пересадка на станции  2  Площадь Гарина-Михайловского
Пересадка на А: 03, 14, 15, 21, 22, 31, 32, 34, 35, 37, 64, 71, 79, 96;
Тб: 2, 23.
Расстояние до Москвы 3226 км 
Расстояние до Инской 18 км 
Расстояние до Оби 17 км 
Расстояние до Сокура 36 км 
Тарифная зона 0 (Новосибирск-Главный)
Код станции 88060
Код в АСУЖТ 850609
Код в «Экспресс-3» 2044001
 Медиафайлы на Викискладе

Новосиби́рск-Гла́вный — узловая железнодорожная станция Новосибирского региона Западно-Сибирской железной дороги, находящаяся в Железнодорожном районе города Новосибирска. Здесь же располагается главный железнодорожный вокзал города.

Строительство железнодорожной станции Обь на правом берегу Оби в начале Среднесибирского участка Сибирской железной дороги началось в мае 1893 года. 1 декабря 1894 года было открыто движение поездов в сторону станции Болотная.

Станция была открыта в 1896 году и являлась крайней западной стыковой станцией начинавшейся с правого берега Оби Средне-Сибирской железной дороги с Западно-Сибирской железной дорогой тех времён (Челябинск — левый берег Оби). Станция была основана в 8 верстах (около 9 км) от станции Кривощёково. При станции были построены паровозное депо, сборочная, вагонная, кузнечно-литейная, слесарно-токарная мастерские. На станции работало около 450 рабочих, возле вокзала станции были построены церковь Святого пророка Даниила, двуклассное училище для обучения детей железнодорожников, железнодорожная больница[3][4].

От станции была проложена железнодорожная ветвь до пристани на реке Оби для дальнейшей перевозки железнодорожным транспортом грузов доставляемых водным путём, в первую очередь сельскохозяйственной и металлургической продукции из Алтайского горного округа[3].

Станция была построена недалеко от небольшого селения Гусевка (предположительно, Кривощёковский выселок) Кривощёковской волости Томского уезда, в котором к началу его строительства имелось 24 двора и проживало 104 души обоих полов. К 1893 году с началом строительства участка Обь — Красноярск Средне-Сибирской железной дороги в этот посёлок начинают съезжаться жители Тобольской, Томской, Енисейской губерний, а также оседать переселенцы из европейской части России. К началу XX века население стихийно разросшегося посёлка уже составило 15 000 душ, в связи с чем, Кабинетом Его Императорского Величества был произведён отвод земель возле устья реки Каменка площадью в 1600 десятин, а посёлок переименован в Ново-Николаевск[3][5].

В 1897 году достраивается и открывается железнодорожный мост через Обь, и станция соединяется с общей железнодорожной сетью страны.

В 1898 году открыто движение до станции Иркутск[3]. В этом же году на восток только зерновых продуктов было отправлено со станции около 23 000 тонн, общая мощность станции ориентировочно составляла около 5 миллионов пудов отправляемых грузов. Возле станции возникает крупный врачебно-питательный переселенческий пункт Переселенческого управления, в котором оказывается помощь переселенцам, следующим в частности в Алтайский горный округ и Томский уезд[3].

Грузооборот станции рос быстрыми темпами: с 1,8 миллиона пудов в 1897 году он увеличился к 1907 году до 11,2 миллиона пудов. Станцию Обь в 1909 году переименовали в Новониколаевск I-Пассажирский, в 1924 году — в Новониколаевск-Пассажирский, а в 1926 году — в Новосибирск-Пассажирский, в связи с переименованием города. При этом расположенную на левом берегу Оби станцию Толмачёво Западно-Сибирской железной дороги в 1934 году переименовали в станцию Обь[6].

Станция электрифицирована в 1952 году постоянным током 3 киловольта[7].

Первые здания[править | править код]

Станция Новониколаевск в 1919 году

Здание вокзала построили по V классу с двумя станционными путями. В 1897 году был выстроен деревянный вокзал III класса с залами ожидания, почтой и буфетом, в 1906 году к нему добавили каменную двухэтажную пристройку, в 1914 году — ещё одну.

Современное здание[править | править код]

55°02′08″ с. ш. 82°53′46″ в. д.HGЯOL

Пассажирский парк и вокзал станции. Площадь Гарина-Михайловского, вокзал, пригородный павильон, парк станции. На дальнем плане за жилыми домами видна река Обь.

В 1929 году Московское архитектурное общество по поручению управления Омской железной дороги объявило конкурс проектов железнодорожного вокзала на станции Новосибирск-Главный. Первую премию получил проект Н. Г. Волошинова. Архитектура здания предполагалась лаконичной, в стилистике конструктивизма. В объёмно-пространственном решении вокзала можно угадать образ мчащегося на восток паровоза. Арочно-сводчатое перекрытие вокзала предполагалось продлить над путями станции в виде распределительного зала, в котором должны были разместиться зал ожидания с рестораном, с лестницами к перронам.

В июле 1930 года городская планировочная комиссия внесла в проект ряд изменений. Дальнейшая разработка проекта была поручена киевскому отделению Гипротранса. По рабочему проекту из Киева в 1931 году были заложены фундаменты вокзала. Однако теперь архитектурный облик вокзала вызывает сомнение у руководства треста «Сибстройпуть». Проект перерабатывался ещё несколько раз, вначале Б. А. Гордеевым, затем Г. Б. Бархиным и А. 3. Гринбергом; по их схеме в Сибирском отделении «Стандартгорпроекта» был составлен окончательный проект. Уникальную арочную конструкцию центрального зала разработал инженер Николай Никитин.

После директивного изменения «стилистической направленности советской архитектуры» в Новосибирске провели конкурс на внешнюю архитектуру фасадов вокзала. В итоговом проекте центральная часть вокзала имеет композицию триумфальной арки, обрамлённой пилястрами тосканского ордера и увенчанной большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала.

Вокзал был принят Государственной комиссией в эксплуатацию 25 января 1939 года.

В 1999 году был закончен капитальный ремонт здания по проекту института «Сибжелдорпроект». Обновлены фасады, для облицовки стен и пола были использованы природные материалы — гранит и мрамор.

В 2006 году к югу от главного здания вокзала построен пригородный павильон с часовой башней. В него можно попасть с привокзальной площади, с улицы Шамшурина и из метро. Крытый пешеходный мост-конкорс соединяет вокзальное здание с пассажирскими платформами. На верхнем уровне вокзала со стороны города, на высоте около семи метров, находятся два небольших мостика, которые соединяют здание с привокзальной площадью. Между этими мостиками находится лестница, по которой можно спуститься к нижнему уровню вокзала.

В 2011 году на пригородном вокзале введены в действие турникеты для прохода к пригородным поездам. Для перехода на Владимировскую улицу через железную дорогу построен специальный обходной мост шириной 9,5 м, также имеющий спуски к платформам. На мосту установлен турникетный павильон, к которому примыкает более узкий дополнительный пешеходный мост, идущий с улицы Шамшурина.

Вокзал станции Новосибирск-Главный занимает площадь около 30 тыс. м² и может вмещать одновременно до 3,9 тыс. пассажиров[8].

Багажное отделение расположено в цоколе под привокзальной площадью напротив фасада вокзального здания.

Памятники[править | править код]

Макет паровоза «Проворный» на ст. Новосибирск-Главный. Упоминание о визите Ленина.
  • На фасаде вокзала станции на перронной стороне, недалеко от выхода, располагается памятная табличка с текстом: «На этом месте была станция Обь, где в 1897 году, следуя в село Шушенское, останавливался В. И. Ленин».
  • На этом же фасаде вокзала установлена памятная табличка, отмечающая вокзал как место, с которого сибиряки отправлялись на фронт в годы Великой Отечественной войны.
  • С западной стороны, между вокзалом и пригородным вокзалом, в стеклянном ангаре стоит макет паровоза «Проворный», который в 1840-х годах работал на Царскосельской железной дороге.

Привокзальная площадь в 1956 году была переименована в честь Н. Г. Гарина-Михайловского. Под ней находится станция метро «Площадь Гарина-Михайловского». На северо-восточной стороне площади в 1927 году по проекту И. А. Бурлакова было построено здание Транспортного потребительского общества, в котором сегодня размещается банк ВТБ 24 (ранее «Транскредитбанк»). Справа от него возвышается 24-этажная гостиница «Новосибирск», построенная в 1970-х годах.

По состоянию на декабрь 2019 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:

Круглогодичное движение поездов[править | править код]

Сезонное движение поездов[править | править код]

Пригородное сообщение[править | править код]

  1. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР (Справочник, книга 1) // М. : Транспорт. — 1981. — 368 с. — С. 351.
  2. 1 2 3 4 Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР (Справочник, книга 2) // М. : Транспорт. — 1981. — 360 с. — С. 279, 321.
  3. 1 2 3 4 5 Дмитріев-Мамонов А. И., Здзярский А. Ф. Путеводитель по Великой Сибирской желѣзной дорогѣ. Изданіе Министерства путей сообщенія (с 2 фототипіями, 360 фототипогравюрами, 4 картами Сибири, 3 планами городовѣ) // СПб. : Товарищество художественной печати. — 1900. — 600 с. — С. 287—293.
  4. ↑ Томская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. ↑ Ново-Николаевск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР (Справочник, книга 2) // М. : Транспорт. — 1981. — 360 с. — С. 280, 338.
  7. ↑ История электрификации железных дорог СССР / Годы 1951—1955 / Инская — Новосибирск // Данные на сайте parovoz.com.
  8. ↑ Станция Новосибирск-Главный — вчера и сегодня (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 ноября 2011. Архивировано 8 августа 2017 года.

Смотрите также

Описание: