Славянская эпопея альфонса мухи где находится


Славянская эпопея Альфонса Мухи в Праге

Привет, друзья! Выставочный дворец в Праге — самое большое здание Национальной пражской галереи. Здесь представлены шедевры современного искусства с конца XIX века до наших дней. Среди авторов: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог. Мы хотели увидеть 20 монументальных полотен А. Мухи «Славянская эпопея».

Административный округ Прага 7. Исторический район Голешовице.

Небольшая путаница

Здание галереи называют по-разному: Дворец выставок в Праге, Ярмарочный дворец, Выставочнвй дворец или по чешски Národní galerie v Praze. Если вы едете на такси, то лучше назвать Veletržní palác (дворец Велетржни) место где находится коллекция современного искусства.

Будьте внимательны! Это здание путают ещё с двумя музеями — Музеем современного искусства в Праге (музей Кампа на острове Кампа) и, почему-то с музеем Кафки.

Если вы хотите увидеть здание-дворец, вроде дворца Кинских или Шварценбергский дворец, то вас ждёт разочарование.

Дворец Велетржни — современное здание в стиле функционализма. Построен в 1928 году и на тот момент был самым большим зданием в мире.

Картинная галерея

Картинная галерея занимает несколько этажей. Здесь выставлены работы чешских художников, шедевры прославленных мастеров Европы. Уникальную ценность представляют подборки французского и европейского искусства (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог).

Ф. Купка Осеннее солнце


Анри Руссо Автопортрет

Здесь же проходят временные экспозиции. Мы рады, что застали выставку скульптур Огюста Родена.

Огюст Роден Бронзовый век

Нам музей понравился: просторно, свободно, народу мало, кроме картин и скульптур есть медиа фильмы.

Славянская эпопея А. Мухи

Выставка Альфонса Мухи «Славянская эпопея» (Alfons Mucha: Slovanská Epopej) проходит на территории Veletržní palác.

В Праге картины этого художника можно увидеть в разных галереях. Есть и отдельный музей — музей А. Мухи.

Кроме того, работы художника часто путешествуют по разным странам и познакомиться с творчеством Мухи не представляет сложности. Но есть одно «но». Как правило, в мировых музеях можно увидеть небольшие по размеру картины и графические работы.

А одно из величайших творений А. Мухи — «Славянская эпопея» представляющая собой 20 монументальных полотен. Коллекция не должна разделяться — таково было главное требование художника.

Картины Славянской эпопеи долго не могли найти себе «дом». Ни одно из зданий Праги не могло их вместить.

Размеры (высота потолков) Выставочного дворца (Veletržní palác) позволяли разместить картины, и несмотря на это, пришлось провести реконструкцию части здания, чтобы Славянская эпопея смогла выглядеть эффектно, достойно и не страдать от температурных перепадов.

Коллекцию таких полотен перевозить крайне сложно, поэтому знатоки искусства специально приезжают в Прагу. Мы с Галей решили не упускать возможность.

Выставка очень интересная, впечатляющая масштабом картин и изображенными на них событиями. Это действительно «эпопея».

В залах есть удобные скамейки, где можно спокойно посидеть и не торопясь рассмотреть картины.

В первом зале «Славянской эпопеи» транслируется фильм о художнике.

Время работы

Ежедневно кроме понедельника с 10:00 до 18:00

Официальный сайт музея Национальная Пражская галерея: www.ngprague.cz

Сколько стоит

  • Взрослый: 300 крон
  • Льготный: 150 крон

Вход на выставку находится на первом этаже. Жаль, что посетителей там немного, хотя славян в мире больше 300 миллионов.

Как добраться

  • На трамвае
    №№ 12, 17, 24, 53, 54, 91
    Мы ехали на №24, который идет с улицы Vodičkova в центре Праги. Ехать нужно до остановки Veletržní palác. Трамвай останавливается прямо напротив дворца.
  • На автобусе
    №156 до автовокзала Strossmayerovo náměstí
  • На метро
    До станций Vltavská

Дворец Велертжни на карте


Рекомендуем всем, кто любит искусство, увидеть Славянскую эпопею Альфонса Мухи и побывать в Национальной галерее Праги.

С уважением, Алла Сутягина

Славянская эпопея — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Альфонс Муха работает над «Славянской эпопеей», 1920 Славяне на исконной Родине

Славянская эпопея — серия из 20 полотен чешского художника Альфонса Мухи, написанная в начале XX века и проникнутая духом славянского единства. Каждое полотно отражает значимые на взгляд автора события из жизни славянского народа. Величина картин была значительна: 6 на 8 метров. Профинансировал этот грандиозный проект американский миллионер Чарльз Крейн. Когда в 1928 году работа была окончена, все картины были переданы Праге.

  1. Славяне на исконной Родине (чеш. Slované v pravlasti, 1912)
  2. Праздник Свентовита на острове Руга (чеш. Slavnost Svantovítova, 1912)
  3. Введение славянской литургии (чеш. Zavedení slovanské liturgie, 1912)
  4. Болгарский царь Симеон (чеш. Car Simeon, 1923)
  5. Король Пржемысл Отакар Второй (чеш. Král Přemysl Otakar II, 1924)
  6. Коронование царя Стефана Душана (чеш. Korunovace cara Štěpána Dušana, 1923)
  7. Ян Милич из Кромержиржа (англ.)русск. (чеш. Milíč z Kroměříže, 1916)
  8. Проповедь магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле (чеш. Kázání Mistra Jana Husa v kapli Betlémské, 1916)
  9. Встреча в Кржижках (чеш. Schůzka na Křížkách, 1916)
  10. После Грюнвальдской битвы (чеш. Po bitvě u Grunwaldu, 1924)
  11. После битвы на Витковой горе (чеш. Po bitvě na Vítkově, 1923)
  12. Пётр Хельчицкий (чеш. Petr Chelčický, 1918)
  13. Гуситский король Иржи Подебрадский (чеш. Jiří z Poděbrad a z Kunštátu, 1923)
  14. Николай Зринский защищает Сигет от турок (чеш. Szigetu proti Turkům Mikulášem Zrinským, 1914)
  15. Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах (чеш. Bratrská škola v Ivančicích, 1914)
  16. Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, 1918)
  17. Гора Афон (чеш. Mont Athos, 1926)
  18. Присяга чешского общества Омладина под славянской липой (чеш. Přísaha Omladiny pod slovanskou lípou, 1926)
  19. Отмена крепостного права на Руси (чеш. Zrušení nevolnictví na Rusi, 1914)
  20. Апофеоз истории Славянства (чеш. Apoteóza z dějin Slovanstva, 1926)

"Славянскую эпопею" Мухи вернули Праге: Культура: Lenta.ru

Пятнадцать картин из цикла чешского художника Альфонса Мухи "Славянская эпопея" без одобрения специалистов были вывезены из чешского города Моравски Крумлов, где они хранились начиная с 1950 года, в Прагу. Как пишет издание The Art Newspaper, в 2011 году в столицу Чехии были транспортированы первые пять картин из этого цикла, рассказывающем об истории славянского народа.

Весь цикл, состоящий из 20 гигантских работ, написанных Мухой в конце 1920-х годов, объединится в мае 2012 года. Картины будут выставлены во Дворце выставок – на площадке, которую сдает чешская Национальная галерея.

Между тем, издание отмечает, что решение о перевозе картин вызвало ряд критических замечаний. По словам главы реставрационного отдела музея Петра Кутхана (Petr Kuthan), их перевозка – это большая ошибка, поскольку во Дворце выставок не соблюдается необходимый для картин Мухи температурно-влажностный режим. Во Дворце, наоборот, утверждают, что их площадка – единственная в городе, которая бы смогла принять столь большие полотна.

На переезде картин в Прагу настаивал фонд Альфонса Мухи, который возглавляет правнук художника Джон Муха. Именно в столице, по замыслу самого автора, и должны были разместиться произведения искусства. Однако во время немецкой оккупации картины Мухи запретили демонстрировать, позже их и вовсе было решено убрать из Праги и отправить в Моравски Крумлов. Только 1989 году, после того как коммунисты потеряли власть, пражские власти начали требовать возвращения картин.

Стороны достигли соглашения только в 2008 году, однако сроки все время откладывались. В итоге пять картин были перевезены в 2011 году. Издание отмечает, что, согласно условиям договора, картины будут выставляться в Праге в течение двух лет, пока замок в городе Моравски Крумлов, где хранились полотна, будут реставрировать.

При этом в дальнейшем внук художника надеется, что картины удастся разместить на Центральном вокзале Праги, построенном по проекту архитектора Иосифа Фанты, друга Мухи.

В 1900 году Альфонс Муха занимался оформлением павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже, после чего в круг его интересов попала история славян. В цикл "Славянская эпопея", в частности, входят такие картины, как "Славяне на исконной родине", "Симеон, царь Болгарии", "Проповедь Яна Гуса", "Праздник Свентовита", "После Грюнвальдской битвы", "Отмена крепостного права в России".

Альфонс Муха картины, времена года, зодиак, славянская эпопея

Альфонс Муха — знаменитый художник, один из самых заметных представителей «ар нуво» (модерн) в живописи. Стал известен, как художник, иллюстратор, создатель плакатов.

Альфонс Муха биография

Альфонс Мариа Муха — чешский художник. Родился 24 июля 1860 года в Иванчице, Моравия. Его семья не была приобщена к искусству, однако Альфонс с самого детства подавал большие надежды. Являлся достаточно одарённым молодым человеком, пел в хоре капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно. Попытался попасть в Академию художеств, но провалил экзамены, после чего поступил в театр уже в качестве актёра. Позже из актёра переквалифицировался в декоратора, художника афиш, оформителя пригласительных билетов. Благодаря этой работе его заметили.

Сезоны

Работал в художественных мастерских в Вене, но после пожара в «Рингтеатре» (1881 г.) покинул город, некоторое время занимался росписью и оформлением замков, дворцов, пока в Австрии его талантом не восхитился один граф, который оплатил учёбу Альфонсу в Мюнхенской академии изящных искусств.

Творчество Альфонса Мухи разделяют на несколько периодов и серий. Самый известный — «Славянский период» — относится к исторической живописи, истории славян. Весьма популярны его работы иллюстративных и плакатных серий: «Времена года», «Месяцы», «Звёзды», «Цветы», «Драгоценные камни» и другие. Данные серии весьма необычны, являются символическими и аллегорическими. Так, например, цветы, звёзды, явления природы, месяцы, времена года, времена суток, камни здесь изображались не как таковые, а в виде красивых женщин в характерных одеяниях, позах, которые выражали то или иное явление. При этом Альфонс Муха работал настолько мастерски, что и сегодня зрители удивляются тому, насколько чётко, продумано, скрупулёзно прописаны образы и детали, как точно подмечен замысел и атмосфера, будь то картина, плакат или иллюстрация для журнала.

Автопортрет

Альфонс Муха занимался живописью, зарабатывал на жизнь тем, что создавал плакаты, афиши, календари, меню для ресторанов, пригласительные билеты, визитные карточки, виньетки, этикетки. Здесь он был непревзойдённым мастером. Обладая огромным талантом, он создавал совершенно необычные вещи, так что простые меню или плакаты для фирм становились произведениями искусства.

Жисмонда

Настоящую популярность он получил в 1893 г. В то время художник жил в Париже. Тогда ему предложили нарисовать афишу для театра «Ренессанс» на премьеру «Жисмонда», в котором играла актриса Сара Бернар. Плакат стал настолько известен, что в одночасье Муха стал популярен. Уже в скором времени, по настоянию той же Сары Бернар, он стал главным декоратором театра. От заказов на создание плакатов, открыток, этикеток у Мухи не было отбоя. Он стал настоящим явлением своего времени, а его работы пользовались небывалым спросом.

Альфонс Муха фото

Великий художник Альфонс Муха скончался от пневмонии 14 июля 1939 г. Похоронен на Вышеградском кладбище.

Музей Альфонса Мухи находится в Праге. Был основан 16 апреля 1997 г.

Художник Альфонс Муха картины

Апофеоз истории славянства Баньер-де-ЛюшонБолгарский царь СимеонВведение славянской литургииВек любвиВечерняя звездаВстреча на КризкиГвоздикаГеральдическое рыцарство Горький бальзам Ангелика БиттерГрезыГуситский король Иржи ПодебрадскийДневной порывДух весныЖенщина с горящей свечойЖивописьЗимаЗимняя ночьЗодиакКоронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Восточной Римской империиКрасный плащЛетоЛилияЛотерея национального единстваЛунаМадонна лилийМедеяМолодая девушка в моравском костюмеНочной отдых и вечерняя задумчивостьОбложка журнала Обзор Вест-Энда, январь 1898 г.ОсеньПечатание Кралицкой Библии в ИванчицахПлакат для производителя печеньяПлакат для Хайдсик и КоПлакат Питание Нестле для детей грудного возрастаПортрет Иржи, сына художникаПортрет Марушки, жены художникаПортрет Милады ЧерныПортрет ЯрославыПосле Грюнвальдской битвыПроповедь Яна Гуса в Вифлеемской капеллеПророчицаСаломеяСвет надеждыСвятая Гора АфонСлавияСлавяне на исконной Родине — между туранским кнутом и готским мечомСлавянский эпос. Отмена крепостного права на РусиСлавянский эпосСтраховой банк СлавияСудьбаТанецФлораЯн Амос Коменский — последние дни в НаарденеХорватская девушка с яблокамиФрукты

Славянская эпопея Альфонса Мухи: lovers_of_art — LiveJournal


Альфонс Муха. Эпический триптих "Магия слова" - "Милич из Кромержижа", "Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне", "Встреча на Кржижках"

Монументальная серия "Славянская эпопея", созданная чешским художником Альфонсом Мухой, наконец обретёт постоянный дом после турне по Азии. 14 июня 2018 года городской совет Праги проголосовал за предоставление дома для произведений, которые художник считал своими величайшими шедеврами.
На создание цикла, который финансировал американский филантроп Чарльз Крейн, у художника ушло 18 лет. "Славянская эпопея" стала подарком Праге в 1928 году на десятую годовщину независимости Чехословакии после распада Австро-Венгерской империи. В том же году серия была впервые показана в пражском Выставочном дворце. При этом было выдвинуто условие, что город должен выделить помещение для постоянной экспозиции полотен. Монументальные полотна имеют внушительные размеры, самые большие из них - 6х8 метров.

Новый выставочный зал будет расположен в пражском Лапидариуме, здании XIX века в стиле ар-нуво, В нём хранились образцы старинной письменности, выполненной на каменных плитах, в том числе надгробиях. Прага рассчитывает потратить на восстановление здания в течение двух с половиной лет приблизительно 26,7 млн долларов США.

В ожидании реставрации Лапидариума весь цикл "Славянская эпопея" будет выставлен в мэрии Праги. Это здание также построено в стиле ар-нуво в честь 100-летия образования Чехословакии.

Около 90 лет полотна находились во временных хранилищах. В 1930-х - 1940-х годах холсты были спрятаны под слоем угля от нацистов. Художник скончался в 1939 году вскоре после допроса в гестапо. Лишь в 1960-х годах картины возвратились из небытия. С 1963 года они украшали Моравско-Крумловский замок. В мае 2012 года после долгого спора с властями города Моравский Крумлов картины вернулись в Прагу.
Примерно половина картин посвящена чешской истории. Особенно известны первые три картины, написанные в 1912 году. Картина "Славяне на исконной родине" ("Между кнутом турок и мечом готов") символически изображает судьбу славян в руках поработителей. На картине - горящая славянская деревня, в то время как языческий священник молит бога Перуна о милости к славянам.


Славяне на исконной Родине, 1912

Картина "Введение славянской литургии" подчёркивает идею сплочённости, для того чтобы добиться права проповедовать христианство на церковно-славянском языке.


Введение славянской литургии, 1912

Праздник в честь бога Свантовита - олицетворение пророческой религии балтийских славян, Свентовит - добрый бог плодородия у части западных славян.


Праздник Свентовита, 1912

В 1914 году Альфонс Муха написал полотно "Отмена крепостного права в России", для этого он посетил Россию и побывал в Троице-Сергиевой лавре, Третьяковской галерее. Муха считал отмену крепостного права важнейшим событием в истории России.


Альфонс Муха. Отмена крепостного права в России, 1914. Холст, масло

Полотно "Братская школа в Иванчицах" посвящено истории гуситской церкви. Изображен процесс создания первой чешской Библии (действие происходит в родном городе Мухи).


Братская школа в Иванчицах (Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах),1914

С именем царя Симеона (864-927) связан Золотой век болгарского государства. Болгария превратилась в самое могущественное государство на Балканах и во всей Восточной Европе. Царь Симеон известен как объединитель и человек, привнесший письменность в славянскую культуру.


Царь Симеон Болгарский, 1923


Святая Гора Афон,1923

В полотне "Коронация сербского короля Стефана Душана царем сербско-греческого царства, 1346" ("Славянское законодательство") Муха изобразил процессию коронации в Скопье первого славянского царя. Душан Стефан - сербский король с 1331, царь с 1345. В результате длительных войн с Византией присоединил к Сербии ряд территорий и создал обширное сербо-греческое царство.


Коронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Восточной Римской империи, 1926

Современная историческая наука во многих отношениях подтверждает характеристику, которую Муха даёт истории славянских народов. Например, его "Битва при Грюнвальде" убедительно напоминает о конце могущества крестоносцев и об освобождении Польши и Литвы.


После Грюнвальдской битвы, 1924

Следующая картина - это символ национального возрождения, на ней "Омладина" - в 1866-72 годах сербская культурно-просветительская и общественно-политическая молодёжная организация.


Присяга членов организации Омладина под славянской липой, 1926

И, наконец, "Апофеоз славянской истории" в четырёх цветах художник изображает четыре эпохи: древние времена славянской мифологии прикрыты синеватой дымкой, красный цвет символизирует славный средневековый период в истории славянских народов, чёрный является предвестником порабощения, в то время как ясные золотистые тона предвещают свободу. Мечта Альфонса Мухи о единении славян воплотилась только на его полотнах.


Апофеоз истории славянства,1926

Главная работа жизни художника "Славянский эпос" до сих пор остаётся в тени других его знаменитых произведений. Альфонс Муха прославился благодаря своим театральным афишам, декорациям и рекламным плакатам. Наиболее узнаваемые образы художника - прекрасные эстетские женщины с цветочными нимбами. Они расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. В таком же стиле были созданы красочные графические серии "Времена года", "Цветы", "Деревья", "Месяцы", "Звёзды", "Искусства", "Драгоценные камни", которые до сих пор тиражируются в виде постеров. Плакат к первой выставке "Славянский эпос" 1928 года хранится в музее Альфонса Мухи в Праге, для него художнику позировала дочь Ярослава.


Славянский эпос, 1928
Источники:
http://www.prague.eu/ru/
https://artchive.ru/
Slavjanskaja_epopeja_Alfonsa_Mukhi_obrela_dom_spustja_90_let

Турне "Славянской эпопеи" Альфонса Мухи

Новость из мира искусства


Альфонс Муха. Эпический триптих "Магия слова" - "Милич из Кромержижа", "Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне", "Встреча на Кржижках"

До конца этого года двадцать гигантских холстов "Славянской эпопеи" Альфонса Мухи (1860-1939) ещё можно увидеть в Пражской Национальной галерее, а затем они должны отправиться в турне по Азии. Целиком "Славянская эпопея" еще ни разу не выезжала за пределы Чехии. Монументальные полотна имеют внушительные размеры, самые большие из них - 6х8 метров. После посещения Японии произведения отправятся в Китай. На показ полотен также претендуют галереи Южной Кореи и США.
Внук художника - Джон Муха, не согласен с тем, чтобы полотна покинули территорию Чешской Республики. Он считает, что все, кто желает увидеть "Славянскую эпопею", должны посетить Чехию, а родная внучка Альфонса Мухи - госпожа Плоцкова, полностью поддерживает показ картин за рубежом. В Чехии "Славянская эпопея" признана памятником культуры, поэтому судьбу произведений определила специальная комиссия Министерства культуры Чехии.

На создание цикла, который финансировал американский филантроп Чарльз Крейн, у художника ушло 18 лет. "Славянская эпопея" стала подарком Праге в 1928 году на десятую годовщину независимости Чехословакии. При этом было выдвинуто условие, что город должен выделить помещение для постоянной экспозиции полотен. По прошествии почти ста лет галерея всё ещё не построена. С 1963 года картины украшали Моравско-Крумловский замок. В мае 2012 года после долгого спора с властями города Моравский Крумлов картины вернулись в Прагу.
Примерно половина картин посвящена чешской истории. Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин славянского эпоса.
Особенно известны первые три картины, написанные в 1912 году. Картина "Славяне на исконной родине" ("Между кнутом турок и мечом готов") символически изображает судьбу славян в руках поработителей. На картине - горящая славянская деревня, в то время как языческий священник молит бога Перуна о милости к славянам.


Славяне на исконной Родине, 1912

Картина "Введение славянской литургии" подчёркивает идею сплочённости, для того чтобы добиться права проповедовать христианство на церковно-славянском языке.


Введение славянской литургии, 1912

Праздник в честь бога Свантовита - олицетворение пророческой религии балтийских славян, Свентовит - добрый бог плодородия у части западных славян.


Праздник Свентовита, 1912

В 1914 году Альфонс Муха написал полотно "Отмена крепостного права в России", для этого он посетил Россию и побывал в Троице-Сергиевой лавре, Третьяковской галерее. Муха считал отмену крепостного права важнейшим событием в истории России.


Альфонс Муха. Отмена крепостного права в России, 1914. Холст, масло

Полотно "Братская школа в Иванчицах" посвящено истории гуситской церкви. Изображен процесс создания первой чешской Библии (действие происходит в родном городе Мухи).


Братская школа в Иванчицах (Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах),1914

С именем царя Симеона (864-927) связан Золотой век болгарского государства. Болгария превратилась в самое могущественное государство на Балканах и во всей Восточной Европе. Царь Симеон известен как объединитель и человек, привнесший письменность в славянскую культуру.


Царь Симеон Болгарский, 1923


Святая Гора Афон,1923

В полотне "Коронация сербского короля Стефана Душана царем сербско-греческого царства, 1346" ("Славянское законодательство") Муха изобразил процессию коронации в Скопье первого славянского царя. Душан Стефан - сербский король с 1331, царь с 1345. В результате длительных войн с Византией присоединил к Сербии ряд территорий и создал обширное сербо-греческое царство.


Коронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Восточной Римской империи, 1926

Современная историческая наука во многих отношениях подтверждает характеристику, которую Муха даёт истории славянских народов. Например, его "Битва при Грюнвальде" убедительно напоминает о конце могущества крестоносцев и об освобождении Польши и Литвы.


После Грюнвальдской битвы, 1924

Следующая картина - это символ национального возрождения, на ней "Омладина" - в 1866-72 годах сербская культурно-просветительская и общественно-политическая молодёжная организация.


Присяга членов организации Омладина под славянской липой, 1926

И, наконец, "Апофеоз славянской истории" в четырёх цветах художник изображает четыре эпохи: древние времена славянской мифологии прикрыты синеватой дымкой, красный цвет символизирует славный средневековый период в истории славянских народов, чёрный является предвестником порабощения, в то время как ясные золотистые тона предвещают свободу. Мечта Альфонса Мухи о единении славян воплотилась только на его полотнах.


Апофеоз истории славянства,1926

Главная работа жизни художника "Славянский эпос" до сих пор остаётся в тени других его знаменитых произведений. Альфонс Муха прославился благодаря своим театральным афишам, декорациям и рекламным плакатам. Наиболее узнаваемые образы художника - прекрасные эстетские женщины с цветочными нимбами. Они расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. В таком же стиле были созданы красочные графические серии "Времена года", "Цветы", "Деревья", "Месяцы", "Звёзды", "Искусства", "Драгоценные камни", которые до сих пор тиражируются в виде постеров. Плакат к первой выставке "Славянский эпос" 1928 года хранится в музее Альфонса Мухи в Праге, для него художнику позировала дочь Ярослава.


Славянский эпос, 1928
Источники:
http://www.prague.eu/ru/
https://artchive.ru/

"СЛАВЯНСКАЯ ЭПОПЕЯ" АЛЬФОНСА МУХИ. - Любовь к жизни — LiveJournal

    В гуще бурных событий начала ХХ века и одновременно вдали от них, в уединении, рождается "СЛАВЯНСКАЯ ЭПОПЕЯ" Альфонса Мухи - мощная живописная история его народа, которая призвана "возвестить чужеземным друзьям и чужеземным врагам, кем мы были, кто мы есть, и к чему мы стремимся".

    Для воплощения этого во всех отношениях огромного, а, по замыслу самого художника, монументального произведения, Муха не считает чрезмерными никакие усилия в работе. Начиная с холстов: для картин он выбирает размер полотен свыше шести на восемь метров каждое - в то время максимально возможный для изготовления формат.


Альфонс Муха работает над "Славянской эпопеей" (1920 г.)

  Для того, чтобы натянуть полотна и иметь возможность творить в тишине, полностью отдаваясь своей работе, Муха долго подбирает помещение для своего ателье.

    В 1911 году он находит его в замке ЗБИРОГ, на старой Соляной дороге, на полпути между Пльзенем и Прагой. За сорок лет до этого отличавшийся странностями берлинский магнат железных дорог Бетел Генри Штраусберг перестроил старую крепость над маленькой богемской деревушкой в сказочный замок в стиле нового ренессанса.


Замок ЗБИРОГ

  С тех пор замок пришел в запустение, и в его заколдованной тишине и уединенности Муха находит идеальные условия для работы. Он арендует просторный зал с высокими потолками и окнами верхнего света, а его семья въезжает в задние покои особняка.

  Для того, чтобы найти как можно более точные источники для своих сюжетов, Муха тщательно изучает "Историю чешского народа в Богемии и Моравии", написанную Франтишеком Палацким,

а когда у него возникают трудные вопросы по славянскому фольклору, он "терзает" пражского этнографа Ченека Зиберта.


В 1910 году Муха неоднократно посещает живущего в Париже самого известного в то время знатока истории Богемии, француза Эрнеста Дени.


    Дальнейшие поездки служат Мухе для сбора наглядного материала из жизни славянских народов. В 1913 году, в канун войны, он едет через Польшу и Галицию в Россию, где открывает для себя славянство "чисто византийское, словно окунулся в девятое столетие", - как он пишет жене Марушке, полный восторга и удивления одновременно. Он совершает и еще одно путешествие на Балканы, его путь пролегает до православных монастырей Греции, и у него всегда под рукой фотоаппарат и альбом для набросков.

    Вернувшись в замок Збирог, Муха объединяет весь собранный материал в цикл из двадцати картин.
    Десять картин он посвящает истории Чехии, остальные десять - истории других славянских народов.

    Между угловыми пилонами с мифологической древней историей "Славяне на исконной родине" ("Между кнутом турок и мечом готов", 1912 г.), в которой изображена горящая славянская деревня, в то время как языческий священник молит бога Перуна о милости к славянам;

событием новой истории - "Отменой крепостного права на Руси" (1914 г);


и следующим за ним "Апофеозом славянских наций" ("Славянство для человечества", 1926 - 1928 гг.), где четыре цветных поля создают структуру картины: синий цвет символизирует мифологическое прошлое, красный отображает полное славных дел Средневековье, черный - период рабства народов, а желтый олицетворяет вновь обретенную независимость и славное будущее;



Муха натягивает грандиозное и своеобразное полотно. До мельчайших деталей прописанные сцены народной жизни сочетаются в нем с парящими мифическими фигурами из мира грез; за театрально-патетическим апофеозом, как, например, "Присяга общества Омладина под славянской липой" (1926 -1928 гг.),

или "Введение славянской литургии"(1912 г.),

или "Проаздник Свентовита на острове Рюген" (1912 г.),
следуют мрачные и отрезвляющие сцены, такие как "Последние дни Яна Амоса Коменского в Наардене" (1918 г.),

или "Поле Грюнвальдской битвы" (1924 г.),


или "После битвы на Витковской горе" (1925 г.),


или "Встреча в Кржижках" (1916 г.),



или "Петер Хильчицкий" (1918 г.).
  Муха отражает в цикле картин и важный момент из истории своего родного города Иванчице: на одном из полотен изображена "Школа моравских братьев в Иванчице" (1914 г.), в которой была начата работа над первым переводом Библии на чешский язык.

  Для осуществления своего проекта Муха приводит в движение весь Збирог. Облаченные в исторические доспехи или одетые в древнеславянские костюмы жители деревни в течение восемнадцати лет, пока художник работает над своим детищем, являются очевидцами и участниками всей изменчивой истории славянских народов.

    Воспитательницу Манку Муха использует как модель для изображения матери с ребенком на переднем плане картины "Праздник Свентовита на Рюгене"; учитель Крайзингер благодаря своей пышной бороде после уроков позирует Мухе в качестве короля гуситов для картины "Йиржи из Подебрад" (1925 г.).


  Для работы над полотнами Муха изо дня в день поднимается на леса и проводит на них по девять-десять часов ежедневно.

   В этом окружении подрастает его сын Йиржи, который передает нам свои яркие впечатления от мастерской отца в Збироге: "Когда я позднее заходил к отцу в ателье, чтобы сообщить, что настало время обеда или готов ужин, я входил в этот огромный зал с чувством внутреннего волнения. Слева на меня взирала фигура нечеловеческих размеров с кольцом в поднятой руке - символ единства на переднем плане картины "Кирилл и Мефодий" ("Ведение славянской литургии" - С. В.), - справа на меня смотрела Манка, над которой парили бог Свентовит и волки Тора. В нескольких шагах от меня в небо вздымались столбы дыма - это сгорал в пожаре Цигет. На лестницу, по которой турки взобрались на злополучную башню, я всегда смотрел с опасением".
"Николай Зринский защищает Сигет от турок" (1914 г.)


    В шестом полотне "Славянской эпопеи" - "Коронация сербского короля Стефана Душана царем сербско-греческого царства, 1346" ("Славянское законодательство"), (1926 - 1928 гг.), Муха изобразил процессию коронации в Скопье первого славянского царя.


    Не мог, конечно же, Муха пропустить и тако

Турне "Славянской эпопеи" Альфонса Мухи

Новость из мира искусства


Альфонс Муха. Эпический триптих "Магия слова" - "Милич из Кромержижа", "Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне", "Встреча на Кржижках"

До конца этого года двадцать гигантских холстов "Славянской эпопеи" Альфонса Мухи (1860-1939) ещё можно увидеть в Пражской Национальной галерее, а затем они должны отправиться в турне по Азии. Целиком "Славянская эпопея" еще ни разу не выезжала за пределы Чехии. Монументальные полотна имеют внушительные размеры, самые большие из них - 6х8 метров. После посещения Японии произведения отправятся в Китай. На показ полотен также претендуют галереи Южной Кореи и США.
Внук художника - Джон Муха, не согласен с тем, чтобы полотна покинули территорию Чешской Республики. Он считает, что все, кто желает увидеть "Славянскую эпопею", должны посетить Чехию, а родная внучка Альфонса Мухи - госпожа Плоцкова, полностью поддерживает показ картин за рубежом. В Чехии "Славянская эпопея" признана памятником культуры, поэтому судьбу произведений определила специальная комиссия Министерства культуры Чехии.

На создание цикла, который финансировал американский филантроп Чарльз Крейн, у художника ушло 18 лет. "Славянская эпопея" стала подарком Праге в 1928 году на десятую годовщину независимости Чехословакии. При этом было выдвинуто условие, что город должен выделить помещение для постоянной экспозиции полотен. По прошествии почти ста лет галерея всё ещё не построена. С 1963 года картины украшали Моравско-Крумловский замок. В мае 2012 года после долгого спора с властями города Моравский Крумлов картины вернулись в Прагу.
Примерно половина картин посвящена чешской истории. Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин славянского эпоса.
Особенно известны первые три картины, написанные в 1912 году. Картина "Славяне на исконной родине" ("Между кнутом турок и мечом готов") символически изображает судьбу славян в руках поработителей. На картине - горящая славянская деревня, в то время как языческий священник молит бога Перуна о милости к славянам.


Славяне на исконной Родине, 1912

Картина "Введение славянской литургии" подчёркивает идею сплочённости, для того чтобы добиться права проповедовать христианство на церковно-славянском языке.


Введение славянской литургии, 1912

Праздник в честь бога Свантовита - олицетворение пророческой религии балтийских славян, Свентовит - добрый бог плодородия у части западных славян.


Праздник Свентовита, 1912

В 1914 году Альфонс Муха написал полотно "Отмена крепостного права в России", для этого он посетил Россию и побывал в Троице-Сергиевой лавре, Третьяковской галерее. Муха считал отмену крепостного права важнейшим событием в истории России.


Альфонс Муха. Отмена крепостног

Альфонс Муха "Славянский цикл" - vasilina_r — LiveJournal


«Славянская эпопея»

Заветная мечта всей жизни Альфонса Мухи — цикл «Славянская эпопея» — двадцать монументальных полотен. Эпопея воспринимается довольно противоречиво. Техника исполнения — масло в комбинации с яичной темперой.

Первые полотна — «Славяне на исконной Родине», «Праздник Свантовита»* и «Введение славянской литургии в Моравии» — были подарены городу Праге 6 декабря 1912 г.


Апофеоз истории славянства.1917-1918


«Славяне на исконной Родине»


«Праздник Свантовита»


«Введение славянской литургии в Моравии»


После Грюнвальдской битвы .1924

АЛЬФОНС МУХА | ALPHONSE MUCHA

(1860-1939)

Изучением жизни и творчества Альфонса Мухи я занималась в молодости, и мне довелось даже сотрудничать с сыном художника Иржи при подготовке ряда публикаций, посвященных его отцу. Иногда я с легким удивлением нахожу, что знаю его во многих отношениях лучше, чем некоторых из своих ныне живущих друзей.
Причина этого особого чувства доверительной близости заключалась, по всей видимости, в том, что я жила в доме, обставленном его мебелью, могла сидеть в кресле, в котором позировали его натурщицы, и мешать себе чай ложкой с его инициалами.
На книжной полке долгое время лежала черная дощечка с его парижским адресом, предназначенная для сообщений посетителям, которые не застали его дома; на дощечке было написано мелом: «Mucha viendra — Муха скоро вернется».
Сделанная рукой Альфонса надпись читалась без труда, стерлось только точное время его возвращения, но может быть именно поэтому она осталась в силе по сей день.

После смерти его жены мне было поручено составить каталог его творческого наследия. Читая сотни писем, сортируя груды фотографий, визитных карточек и вырезок из старых газет, я, помимо важных фактов, обнаружила массу интересных подробностей: он боялся осени и часто болел гриппом; был общителен, галантен в обращении с дамами; мог похвастаться золотистым цветом лица и прекрасными, здоровыми зубами; был оптимистичен до легкомыслия и ревнив. Каждая из этих отдельных деталей может показаться малозначимой, но взятые вместе, они создавали беспокойное чувство почти ощутимого присутствия Мухи. И от этого чувства мне вряд ли удастся когда-либо избавиться. Да по сути дела я и не хочу от него избавляться, поскольку бесконечно дорожу этой уникальной, хотя и незримой связью.

Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в небольшом старом моравском городе Иванчице. Он появился на свет в девятнадцатом веке и до самого конца своей жизни оставался верным выразителем этого века в своих взглядах и своем творчестве.
Именно поэтому ему удалось наложить отпечаток на стиль своей эпохи, который еще при его жизни называли «стилем Мухи».
Вполне закономерно также, что как личность он остался верен эстетике и идеалам девятнадцатого века и в своем позднем творчестве, независимо от того, нравится это искусствоведам или нет.

Его отец, Ондржей — портной по профессии — родился в семье потомственных виноградарей, а вышел на пенсию мелким служащим уездного суда.
В 1859 г. в возрасте тридцати пяти лет, будучи уже вдовцом и отцом нескольких детей, о которых сегодня не известно ничего, он женился на тридцатисемилетней Амалии Мале, дочери богатого моравского мельника.
Без сомнений, это был брак по расчету, обусловленный внушительным приданым. В новой семье появилось трое детей: Альфонс, Анна и Андела.
И хотя их мать Амалия умерла довольно рано, Ондржей, овдовевший во второй раз, оказался для своих детей образцовым отцом — среднее образование получили и обе дочери, что в те времена (с учетом социального положения их отца) было невиданным достижением в области эмансипации.
Альфонс поступил в Славянскую гимназию в Брно, а когда будущему художнику исполнилось семнадцать лет, отец пишет в Пражское художественное училище письмо, в котором просит зачислить сына в Училище, поясняет, что Альфонс не окончил гимназию по причине плохого состояния здоровья и настоятельно подчеркивает ценность домашнего образования сына.
Но заглянув в архив упомянутой гимназии, мы обнаруживаем, что Альфонс был не хилым мальчиком, а скорее студентом, «бесцеремонно лгущим и прогуливающим не только уроки, но и богослужения».
Хорошие отметки ему ставили лишь учителя пения и рисования. Так или иначе, но творения молодого Мухи, отосланные отцом в Пражское художественное училище, вернулись обратно с припиской профессора Лготы об «абсолютном отсутствии таланта у их автора».
После этого провала Альфонс поступает работать писарем в иванчицкий суд, а два года спустя, прочитав объявление в газете, нанимается на венскую фирму «Каутски-Бриоши-Буркхарт» по производству театральных декораций.
Когда в 1881 г. сгорел «Ринг Театер», Альфонс был уволен, некоторое время еще скитался по Вене, но потом, по всей видимости благодаря отцовским связям, перебрался в южноморавский город Микулов, где занимался всем понемногу: рисовал театральные декорации, писал портреты-миниатюры, делал эскизы инкрустаций и время от времени даже работал маляром.

Надо сразу сказать, что в те годы покрасить квартиру означало совсем не то, что сегодня: по потолкам должны были порхать ангелочки, а по углам и стенам комнат пышно расцветать цветы.
Когда Муха расписал комнаты небольшого замка, принадлежавшего грушованскому графу Куэну и названного в честь графини Эммахоф, его отослали с тем же поручением к брату графа в замок Гандегг в Тиролии.
Там ему представилась прекрасная возможность не только оформлять дворянские хоромы, но также писать портреты графини и даже — в сопровождении слуги, охотно таскающего мольберт, краски, плед и корзину с едой — ходить рисовать натуру.
Спустя некоторое время, когда Альфонс завершил гораздо большую, чем предполагалось, работу, судьба, в которую он так верил, решила, наконец, смилостивиться над ним.
На сцене появляется венский профессор живописи Край, внимательно просматривает все работы молодого самоучки и внушает графу, что оставить такой талант без профессиональной подготовки — просто грех. И что, при этом, за пропитание и крышу над головой его можно использовать немного и для своих нужд.
Граф решает стать меценатом молодого художника, и в 1885 году Альфонс поступает в мюнхенскую Академию художеств, записывается сразу на третий курс и после двух лет занятий отправляется завершать свое образование в Париж, находясь по-прежнему на графском иждивении.
Здесь он сначала записывается в художественное училище Жульен и приобретает элегантный плащ и шляпу; затем переходит в художественное училище Коларосси, слывшее более опытными педагогами; в 1889 г. часто и охотно посещает Всемирную выставку, восхищается только что построенной Эйфелевой башней, восторгается «блестящим триумфом» делегации чешских физкультурников — «Соколов» — и начинает строить свои первые творческие планы. Эту идиллию нежданно-негаданно нарушает письмо графского секретаря, который сообщает ему, что у графа в последнее время возникло много расходов на образование собственных детей и что отныне господину Мухе придется полагаться исключительно на свои силы. Выплаты стипендии прекратились, а многое ли извлечешь из обещаний помощи в случае сильной нужды?
Хотя в своих поздних, довольно неточных мемуарах Муха намекает на некий период лишений, его письма этих лет к отцу о подобном не свидетельствуют: в них он много говорит не только о собственной мастерской, но и о своей собственной квартире,

Турне "Славянской эпопеи" Альфонса Мухи

Оригинал взят у galik_123 в Турне "Славянской эпопеи" Альфонса МухиНовость из мира искусства


Альфонс Муха. Эпический триптих "Магия слова" - "Милич из Кромержижа", "Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне", "Встреча на Кржижках"

До конца этого года двадцать гигантских холстов "Славянской эпопеи" Альфонса Мухи (1860-1939) ещё можно увидеть в Пражской Национальной галерее, а затем они должны отправиться в турне по Азии. Целиком "Славянская эпопея" еще ни разу не выезжала за пределы Чехии. Монументальные полотна имеют внушительные размеры, самые большие из них - 6х8 метров. После посещения Японии произведения отправятся в Китай. На показ полотен также претендуют галереи Южной Кореи и США.
Внук художника - Джон Муха, не согласен с тем, чтобы полотна покинули территорию Чешской Республики. Он считает, что все, кто желает увидеть "Славянскую эпопею", должны посетить Чехию, а родная внучка Альфонса Мухи - госпожа Плоцкова, полностью поддерживает показ картин за рубежом. В Чехии "Славянская эпопея" признана памятником культуры, поэтому судьбу произведений определила специальная комиссия Министерства культуры Чехии.

На создание цикла, который финансировал американский филантроп Чарльз Крейн, у художника ушло 18 лет. "Славянская эпопея" стала подарком Праге в 1928 году на десятую годовщину независимости Чехословакии. При этом было выдвинуто условие, что город должен выделить помещение для постоянной экспозиции полотен. По прошествии почти ста лет галерея всё ещё не построена. С 1963 года картины украшали Моравско-Крумловский замок. В мае 2012 года после долгого спора с властями города Моравский Крумлов картины вернулись в Прагу.
Примерно половина картин посвящена чешской истории. Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью. В том же году в

«Славянская эпопея» Альфонса Мухи стала яблоком раздора

«Славянская эпопея» Альфонса Мухи, Фото: Филип Яндоурек, Чешское радио Судьба «Славянской эпопеи» складывалась непросто. В годы Второй мировой войны огромные полотна приходилось прятать от немецких оккупантов. Власти социалистической Чехословакии тоже не сразу проявили интерес к произведению, и только в 1963 г. оно наконец нашло приют в замке Моравского Крумлова. Поскольку Альфонс Муха завещал «Эпопею» именно Праге, в 2011 году, несмотря на сопротивление и протесты музея замка, руководства Южно-Моравского края и местных жителей, картины были перевезены в чешскую столицу. В настоящий момент все 20 огромных полотен экспонируются в Ярморочном дворце – одном из зданий пражской Национальной галереи.

Однако мытарства «Славянской эпопеи» на этом не закончились. Прямой потомок художника Джон уверен, что посмертная воля его деда не была выполнена. Создатель передавал Праге свои произведения при условии, что для его грандиозной эпопеи столица выделит подходящее здание, считает наследник, убежденный, что городские власти проигнорировали этот пункт завещания.

Джон Муха, Фото: Мирослав Крупичка, Чешское радио - Радио Прага Джон Муха родился в 1948 г. Великобритании, куда в 1966 г. вернулся из социалистической Чехословакии. Сегодня он руководит фондом, занимающимся наследием его знаменитого деда. За период с 1991 г. фонд организовал более 100 выставок произведений художника по всему миру и выступил основателем музея Альфонса Мухи, открытого в 1998 г. в Праге. В 2005 г. Джон Муха оставил дела в лондонском Сити, решив полностью посвятить себя работе фонда.

В середине февраля этого года Джон Муха направил администрации чешской столицы официальное письмо, где указывает на тот факт, что Прага до сих пор не выполнила условия завещания – не построила для «Славянской эпопеи» отдельную галерею.

В интервью Радио Прага Джон Муха изложил свой взгляд на ситуацию:

«Как это ни печально, сейчас мы с нашими юристами начали процесс подготовки к подаче официального судебного иска против города Праги. Я хотел бы подчеркнуть, что на протяжении 20 лет стремился с должным уважением заботиться о художественном наследии своего деда, делая его доступным для зрителей. Как мы делаем это, например, в музее Альфонса Мухи в Праге, на выставках и так далее. Мы не можем закрывать глаза на то, что происходит со «Славянской эпопей». Альфонс абсолютно ясно высказался о том, как должна поступить Прага с этим циклом. Да, «Эпопея» была вручена Праге, но только как передаточному звену, который должен представить этот дар народу, нации».

С неудовольствием внук художника воспринял также планы отправить «Эпопею» в турне по странам Азии, считая, что во время поездки полотна могут пострадать.

«Славянская эпопея» Альфонса Мухи, Фото: Филип Яндоурек, Чешское радио «Следующий момент – это существующая сейчас неопределенность. Внезапно возникшая идея сделать из «Славянской эпопеи» чуть ли не бродячий цирк», несомненно, идет вразрез с завещанием моего деда. Он, конечно, не желал бы ничего подобного. Полагаю, это следует понимать, и я не считаю это просто своей личной точкой зрения. «Славянская эпопея» – необыкновенное, уникальное произведение. Я думаю, что это – одна из художественных жемчужин чешского народа, а такие драгоценности предназначены для путешествий. Если люди хотят их увидеть, полагаю, они должны приехать в Чешскую Республику».

Как сообщает портал Aktuálně.cz, советник по культуре пражского магистрата Ян Вольф ознакомился с письмом Джона Мухи. «Он хочет принять превентивные меры против вывоза «Славянской эпопеи» в Японию и Китай. Мы полагаем, что он не может это сделать», – считает сотрудник мэрии.

Письмо Джона Мухи уже изучили юристы пражского муниципалитета, которые ведут переговоры с адвокатами наследника. «Г-н Муха утверждает, что Прага не имеет прав на «Эпопею», поскольку не выполнила условия завещания. Мы опровергаем данное утверждение – в завещании нигде не сказано, что должно быть обязательно построено отдельное здание», – подчеркивает Ян Вольф. Советник по культуре находит вполне логичным, что «Эпопея» может экспонироваться в других странах. По его словам, она «будет представлять Чешскую Республику и Прагу за границей».

Подготовка к перевозке полотен, Фото: Томаш Бергер, Чешское радио Со своей стороны, Джон Муха считает, что у дела есть юридические перспективы, и полон решимости оспорить права пражского руководства на «Эпопею». На следующей неделе он надеется начать пересмотр процедуры наследования и будет требовать, чтобы весь комплект картин был возвращен потомкам художника.

Однако пока нет никаких юридических препятствий для того, чтобы помешать планам организаторов отправить «Славянскую эпопею» в путешествие по нескольким странам Азии. При этом в Чехию полотна вернутся не ранее 2019 года, после чего их переведут из Национальной галереи в другое место. Сейчас Прага подыскивает для картин новое помещение, в том числе рассмотрит предложение о возврате «Эпопеи» в замок Моравского Крумлова. Этот план нашел отклик и у Джона Мухи. «Если они выиграют, мы сделаем из Крумлова центр творческого наследия Альфонса Мухи. У нас очень большая коллекция, и это не только 20 полотен «Славянской эпопеи». Недалеко от Крумлова – Вена, Братислава, и не все должно находится в Праге», – считает Джон Муха.

По-видимому, точка в мытарствах «Славянской эпопеи» пока не поставлена, и полотнам предстоит провести в путешествиях еще немало лет…


Смотрите также

Описание: