Шагал над городом где находится картина


Картина «Над городом» М.Шагала. Описание картины 1918г, Третьяковская галерея

Художник: Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал
Название картины: «Над городом»
Картина написана: 1914—1918 г.
Холст, масло.
Размер: 45 x 56 см

Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения.

До Первой мировой войны художник учился в Париже, находился в самом сердце его богемной жизни, был своим в кругах поэтов-символистов. Отсюда его излюбленный прием письма – визуализация еврейских поговорок и образов идиш-фольклора.

Картина «Над городом», написанная с 1914 по 1918 года – самая странная из произведений Третьяковской галереи. Полотно вызывает множество вопросов, порой детских.

Самый первый из них – «Кто это и почему они летят?», поскольку благодаря именно Шагалу фразеологизмы «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели конкретику.

Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста. Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку. Тут смешалось все – мечта, вдохновение, реальность и сон, детские желания и взрослая уверенность в своих силах.

Некий раблевский гротеск придает картине человек под забором со спущенными штанами. Он думает, что спрятался ото всех и никто его не видит. Козел, мирно жующий травку во дворе, кажется вместе с «подзаборным» мужичком неуместным в сказочности картины. На самом деле – это та самая проза жизни, которая чужда истинным влюбленным.

Образы и объекты на холсте не детализированы. Схематичны, словно нарисованные рукой ребенка, дома, условны очертания забора, слишком уж графично лицо Беллы и самого Шагала… Это своеобразный сон наяву – мир, где нет преград для желаний, а время настолько ценно, что не тратиться впустую.

Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла, и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала. И они отчасти будут правы.

Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики – вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а скорее, их души.

Фигуры летящих в небе мужчины и женщины занимают передний план картины. На заднем фоне полотна – собор, символ единения душ влюбленных. Средний план произведения – это Витебск, с горящими окнами, бесстыжим мужичком и невесть откуда взявшимся козлом. Город означает земную, обыденную и монотонную жизнь. Находящиеся над городом люди выше банальностей и условностей.

Сам полет настолько непринужденный, что напоминает скорее неспешный променад по утреннему парку, чем что-то, не укладывающееся в рамки логики. Летать для Шагала – такое же обычное состояние, как и все остальные.

Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья, изящные туфельки и влюбленные глаза. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна.

Символизм художника проявляется не только в изображении города и неземного чувства, а и в деталях. У юноши и девушки – по одной руке. Совместный полет сделал их единым целым: ему вполне хватает одной конечности, чтобы крепко держать любимую, которая справляется с равновесием. Маленький городок и большие фигуры летящих – прием, рассчитанный на то, чтобы зрители увидели истинную любовь, а не прозу жизни.

Пресловутый козел зеленого цвета словно отражает сказочность полотна. В начале 20 века Витебск был небольшим поселением, на улицах которого вполне мирно паслись козы. Однако вероятность встретить зеленого козла равнялась вероятности встречи с парящей в небе молодой парой.

Взгляд молодых людей так же довольно символичен: Белла смотрит на зрителя, но ее взор настолько неуловимый, что напоминает улыбку Джоконды. Лицо Шагала отвернуто в сторону, он как будто прощается с городом, зная, что многие годы будет жить во Франции. Молодые люди думают каждый о своем на этой неспешной и размеренной прогулке.

Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд, имеет некий диссонанс. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу. Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.

Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов, и футуристические большие фигуры, и по-французски наивная любовь.

М. Шагал вошел в историю искусства, как живописец, которого никак не могут «поделить» Россия и Франция, но прежде всего его знают как «мифотворца». Любовь к Белле Розенфельд – самый главный и неоспоримый шагаловский архетип – он советовался с ней по поводу каждой картины, а их брак был не просто официальным союзом, а единением двух душ, сердцевиной всего сущего.

Разгадать загадку картины «Над городом» М. Шагала невозможно. Да и зачем разгадывать, насколько необъясним

5sec.info

«Над городом» Марка Шагала. О самой счастливой картине

Марк Шагал. Над городом. 1918 г. Третьяковская галерея, Москва. Wikiart.org.

Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.

Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия).

Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья.

Предыстория картины

Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.

Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.

Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.

Вот это счастье и написал Шагал. Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.

Главные герои картины

С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.

Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.

А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.

Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.

А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.

Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.

Образ города

Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск. Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.

Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.

Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.

Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.

Почему коза зелёная

Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».

Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.

Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.

На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Так что зелёная коза – это не предел.

Марк Шагал. Зелёный скрипач. 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк. Wikiart.org.

Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».

И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.

Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллекция. Artchive.ru.

Почему так много заборов

Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.

В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.

Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.

Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.

И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.

Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?

Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.

И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.

Почему Шагал так неповторим

Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.

Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.

И у него действительно получалось быть счастливым.

Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.

Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).

Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.

В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.

Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.

Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США. Muzei-mira.com.

Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».

* Супрематизм – направление живописи, отвергающее изображение реалистичных образов (человека и предметов). Картина превращается в набор абстрактных форм (квадратов, кругов и линий). Самое известное супрематическое произведение – «Чёрный квадрат» Малевича.

 

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Над городом, Марк Захарович Шагал

Над городом - Марк Захарович Шагал. 1914-1918. Холст, масло. 141 х 197


   Неповторимо далёкий и такой близкий, загадочный и совсем понятный на чувственном уровне, Марк Шагал единственный, кому удалось зрительно изобразить высокопарное выражение «взлететь от счастья».

   Работа над картиной «Над городом» началась ещё в 1914, а последние штрихи мастер нанёс только в 1918 году. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой живописца. Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, чей отец зарабатывал на жизнь, разгружая селёдку, иначе как мезальянсом не назовёшь, но любовь была сильнее, и поборола все условности. Именно эта любовь и окрыляла их, вознося к небесам.

   Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором. Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…

   Очень любопытно выглядит изображение людей – он какой-то весь «кубизированный», угловатый, состоящий из ровных чётких линий, она же, наоборот, выражена в сплошь мягких очертаниях не без изящества и мягкости. К тому же, Белла нарядно одета – красивое яркое платье, аккуратные туфельки, однако, кружева, выглядывающие из-под юбки, говорят о том, что Шагал хотел подчеркнуть какая она домашняя, своя, только его.

   Многие критики отмечают поворот головы героя – он оглядывается назад, на свой родной Витебск, как будто пытается в последний раз ухватить взглядом знакомый пейзаж. И действительно, живописец очень скоро покинет страну, а после и Европу вообще, убегая от нацистских преследователей, нацелившихся на истребление народа Беллы и Марка.

   Композиция работы невероятно гармонична, а лирическое настроение позволяет избавиться от вопросов – почему это вдруг молодые люди летают. Удивительная сила таланта позволяет зрителю перешагнуть эти условности и просто любоваться картиной.

   Говорят, что ещё в молодости цыганка нагадала Шагалу, что в жизни у него будет три женщины, при чём, две из них будут обычными, но вот одна совершенно необыкновенная. Своей необыкновенной Белле, великой любви и главной вдохновительнице, Шагал и посвятил эту работу, как и многие другие.

muzei-mira.com

Шагал Марк "Над городом" описание картины, анализ, сочинение

Работы известного художника-авангардиста Марка Шагала трудно спутать с работами других авторов, гротескность и символичность выделяет их в живописи начала 20 века. Одной из самых странных и загадочных его картин является «Над городом».

На этой картине художник изобразил пару — мужчину и женщину, которые, обнявшись, летят над небольшим провинциальным городком. В образах этих двух людей зритель безошибочно угадывает самого художника и его невесту — Беллу. Они встретились после долгой разлуки, их любовь и счастье от встречи подняли их высоко над родным Витебском, так что они в упоении наслаждаются свободой и друг другом.

Как это часто бывает у Шагала, детализации объектов на картине он уделил мало внимания. Здания на земле, подернутые утренней дымкой, написаны достаточно схематично, как и лица главных персонажей. Автор как бы подчеркивает нереальность, иррациональность происходящего, намекает на то, что это сон или грезы. И изображает он не конкретные предметы или людей, а их образы и души.

Город, показанный художником на заднем плане, безлик и скучен, только мужик со спущенными штанами, сидящий под дощатым забором, и гуляющий козел выбиваются из обыденности. Этот город на картине олицетворяет земную монотонную провинциальную жизнь, ему противопоставляется непринужденно летящая на переднем плане пара. Символы прослеживаются и в образах мужчины и женщины: у них по одной руке, это показывает, что каждый из них является дополнением другого, они ничего не значат по отдельности. Фигуры людей показаны намного большими, чем город и дома, так автор показывает величие духовности.

Год написания картины: 1918.

Размеры картины: 45 x 56 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: символическая живопись.

Стиль: кубизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.




Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Полеты над городом Марка Шагала

Как давно вы в последний раз испытывали ощущение полёта? Может быть, когда пересекали воздушное пространство на самолёте или катались на аттракционах? А быть может, вам удалось почувствовать состояние невесомости, когда вы были влюблены?

В любом случае это волнующее чувство окрылённости и победы над земным тяготением не удаётся сохранить надолго. Но как же легко его воскресить, вглядываясь в картины Марка Шагала, для героев которого полёт – абсолютно естественное и обыденное состояние.

Счастливо парящие «Над городом» влюбленные взмыли в небо в 1918 году. Собственный восторг и надежду, радость и оптимизм передал мастер героям этого полотна. Ведь за год до написания этой работы произошли события, кардинально изменившие жизнь страны и судьбу художника.

После революции Шагал получил назначение на должность уполномоченного по делам изобразительных искусств в родном Витебске и смог оставить ненавистную работу ответственного за обзор прессы в военном ведомстве Петрограда. Художник наконец-то вернулся в родной город, где его ожидали любимая жена и маленькая дочка.

 

Окрылённый началом нового счастливого витка своей жизни, Шагал принялся за работу вдохновенно и с увлечением: украсил родной город праздничными транспарантами, организовал выставки молодых живописцев, открыл художественную школу. И в это время создал самые, пожалуй, поэтичные свои полотна: «Прогулка», «Двойной портрет с бокалом вина», «Свадьба», «Над городом».

В этих картинах Шагала фантастическое неотделимо от реальности: кажется, нет ни одного искусствоведа, который не отметил бы, что в работе «Над городом» художник и его жена Белла совершают полёт над Витебском так же непринуждённо и легко, как если бы прогуливались за руку по улице.

 

 

Вот только до сих пор знатоки живописи расходятся в оценке одного из главных феноменов этого полотна: почему взгляды людей, плывущих по небу, обращены назад? Почему Белла с грустью смотрит вдаль и машет рукой, будто бы с кем-то прощаясь? Быть может, потому, что в этой картине есть два равноправных по значимости образа: счастливых влюблённых и маленького белорусского города, с которым, как художнику подсказывало предчувствие, ему скоро предстоит проститься? В пользу такой версии говорит и название картины.

Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Каждое его полотно заключает в себе некий зашифрованный мастером символ или является метафорой того или иного чувства, переживания. А поскольку одна из важнейших характеристик художественного символа – многозначность, каждый, кто всматривается в картины этого великого авангардиста, волен давать свою собственную интерпретацию увиденному. Быть может, поэтому у Шагала так много почитателей: каждый зритель находит в его картинах то, что близко и созвучно именно ему.

Очень точно эту особенность творчества Шагала смог уловить литературный критик, театровед Б. И. Зингерман, писавший, что

«анализировать творчество Шагала очень трудно, его можно полюбить или не полюбить, но почти невозможно объяснить. Не говоря уже о том, что вся живопись Марка Шагала – это одна целостная и сложная метафора его собственной жизни и духовных исканий нашего века.»

Лирическое полотно «Над городом» сродни волшебной сказке, которая учит тому, как легко быть свободным и счастливым, как просто достигнуть состояния полёта. А поэтическим комментарием к этой картине можно считать несколько строчек из стихотворения Шагала (переведённого Львом Беринским):

Душа молчит и ждёт.
А солнце с неба льет лучами, облачая в блеск и пурпур меня всего.
Как нежен зов лучей, завет его:
не слёзы лить – а, уложив в котомку
надежду,
продолжать свой путь земной
в иную высь…

Возможно, секрет такого сильного воздействия картины «Над городом» можно объяснить фразой, которую так часто любил повторять создавший это полотно мастер. «Я жизнь прожил в предощущенье чуда», – говорил Марк Шагал. И именно это чувство – предощущенье чуда – рождает его творчество, как живописное, так и поэтическое.

artifex.ru

10 картин Марка Шагала, зная которые, вы станете более образованным

10 картин Марка Шагала, зная которые, вы станете более образованным

Жизненный путь уроженца Витебска Мойши Сегала, известного всему миру в качестве знаменитого художника Марка Шагала, является целой эпохой, события которой в полной мере отразились в творчестве этой талантливой личности. Одухотворенный мир его творений, проникающий в самую глубину человеческой души, наполнен ощущениями тайн бытия.

Ночь

«Ночь», написанная в 1953 году, продемонстрировала смену направленности живописи мастера, связанную с его переездами. Данное полотно создано после возвращения в Париж из эмиграции. Кроме того, в 1952 произошла встреча с хозяйкой шляпного салона Валентиной Бродской, существенно повлиявшей на судьбу художника. Кстати, именно эта женщина, с которой Шагал прожил 33 года, оказалась для него прекрасным менеджером. В своей мистической «Ночи», отображающей религиозную тематику, живописец передал тоску по родному Витебску. Особенную роль здесь играет цветовая гамма. В красном петухе, связанном с религиозными воззрениями мастера, воплощаются его предчувствия тревожных перемен. Присутствует здесь и летающая женщина, символизирующая абсолютную свободу путешествий в сновидениях.

Над городом

«Над городом» – творение, которое, без преувеличения, знают все. На ней Шагал изобразил себя и жену, летящими над домиками Витебска. Художник хотел показать людям быстротечность времени. Здесь нет детализации объектов, логики, физических законов. Перед зрителями лишь парящие души влюбленных в романтическом мире снов и воспоминаний. Но вот под забором изображен человечек, справляющий нужду. Реальный мир врывается в картину, где ирония быта находится рядом с лирикой любви.

Ворота еврейского кладбища

«Ворота еврейского кладбища», созданные в 1916 году, отображают как духовный, так и греховный мир. Первый обращен к небесам, второй рушится, превращаясь в хаос. На переднем плане изображены монументальные с надписями врата, увенчанные шестиконечной звездой, которые распахнуты для новых обитателей. Лунная дорожка ведет к захоронениям, находящимся в центре полотна. Ночное небо представляет собой абстрактные, хаотично расположенные цветовые плоскости. Здесь важно понимать, что тот год для художника был наполнен предчувствием вселенской трагедии.

Скрипач

«Скрипач» – картина, датируемая 1912-1913 годами, переполнена тонами, выражающими энергию живописца. Следует отметить, что скрипач для еврейского менталитета является весьма важной фигурой. Без него не обходились ни свадебные, ни похоронные церемонии. Таким образом, музыкант со скрипкой становился символом всей жизни человека. Вот и на полотне присутствуют три времени года: желтые оттенки осени, переходящие в зеленые тона весны. А на заднем плане – зимние крыши домов, покрытые белым снегом. Скрипач же, словно состоящий из разных фрагментов, разноцветен. В верхней части дома художник якобы расположил его, вспомнив дядю, уходившего пить компот на крышу для спокойствия души.

Старушка с клубком

«Старушка с клубком» создана молодым художником в 1906. На этом жизненном этапе он только обучался изобразительному искусству сначала в Витебске у живописца Юделя Пэна, далее в петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которой руководил Н. К. Рерих. Кстати, в Петербурге высоко оценили способности юноши, взяв его на обучение сразу на 3-й курс. «Старушка с клубком» – чисто экспрессионистская картина, где выражение превалирует над изображением.

Голубые любовники

«Голубые любовники» – картина 1914 года из известной серии, посвященной дочери ювелирного мастера Белле Розенфельд, которую боготворил Шагал. Картина создавалась в пору счастливой совместной жизни Марка и Беллы. И после смерти любимой супруги художник постоянно вписывал ее черты практически во все создаваемые образы женщин. «Голубые любовники» с искаженными, точно во сне, вещами и пространством, отличаются фантасмагоричностью. Синий цвет, являвшийся для мастера воплощением царства Небесного, использовался им для передачи счастливой влюбленности, безграничной нежности.

Модель

«Модель» – творение живописца 1910 года. Живя в это время в Париже, Шагал приобщился к кубизму, фовизму, экспрессионизму – весьма популярным авангардистским течениям в искусстве. К слову сказать, именно во Франции мастер стал именовать себя Моисеем. На картине художник изобразил молодую художницу, одетую по последней парижской моде. В комнате, где она находится, на стене висит ковер со славянскими орнаментами, что является своего рода данью родине. В самой художнице не ощущается беспокойства, но преобладающие красные оттенки полотна вызывают душевную тревогу. Скорее всего, художник запечатлел собственные переживания и волнения в связи с переселением в Париж.

Свадебные огни

«Свадебные огни» изображают фрагмент венчания мужчины и женщины, в которой угадываются черты музы Шагала, его супруги, с которой он прожил 30 лет. Картина написана в 1945 спустя почти год после смерти любимой жены. Впоследствии, даже вступая в отношения с иными женщинами, Шагал воплощал в своих творениях только черты Беллы.

Белое распятие

«Белое распятие», созданное в 1938, воплотило современный мир таким, как его видит мастер. Поистине драматичное полотно пересекается широким белым лучом сверху вниз, который освещает Христа, заставляя видеть его сон, а не смерть. Здесь есть зеленая фигурка человека, несущего за плечами мешок. По мнению искусствоведов, это может быть еврейский странник либо пророк Илья. На полотне изображена и лодка с людьми как символ надежды на спасение еврейского народа от нацистских преступников. Не следует забывать, что за год до начала Второй мировой войны нацисты убили множество евреев. На заднем плане показаны страдающие от погромов люди, горящие дома. «Белое распятие» явилось прямым предсказанием будущего Холокоста.

Прогулка

«Прогулка», написанная в 1918, изображает мужчину и женщину, которые держатся за руки. Несложно угадать в них Марка, стоящего на земле, и Беллу, парящую в небесах. Пара словно объединяет земной мир со сновидениями. Эта картина вошла в триптих, к которому относятся работы «Над городом» и «Двойной портрет», где Белла восседает на плечах супруга, готовясь прыгнуть. «Прогулка» трактовалась искусствоведами как своего рода бегство от реальной жизни с ее революционными потрясениями.

isralove.org

95 лет назад Марк Шагал завершил картину "Над городом" / Новости культуры / Tvkultura.ru

«Мастер зримой поэзии», он давал жизнь метафорам. Благодаря Марку Шагалу слова «взлететь от счастья» или «парить в небесах» обрели конкретные очертания. Одна из самых известных картин мастера с «летящими» персонажами – «Над городом». Она была написана 95 лет назад. Сам Шагал не определял в своём творчестве ни границ, ни стиля, ни направления. Его живопись часто трудно объяснить из-за иносказаний, символов и метафор. Что зашифровано в картине «Над городом» – попытались разгадать корреспонденты «Новостей культуры».

Хотя сюжет этой знаменитой картины Марка Шагала – фантастический, её герои - вполне конкретны. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Их здесь трое - он, его жена Белла и родной Витебск. В 1909, возможно, на одной из этих улочек, натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена… глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа». Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.

Она – из Розенфельдов. Дочь богатого торговца ювелирными украшениями. И собиралась учиться здесь в центре Москвы. В этом здании тогда располагалось престижное учебное заведение. Высшие женские курсы.

Её ортодоксальные родители советовали: «Не связывайся с ним». Она не слушала. Отучившись, занималась в студии Станиславского. Ждала его – из Парижа и Берлина. Вернулся в Витебск Шагал уже знаменитым. Чтобы женится на ней и воспеть, как Петрарка – Лауру, Данте – Биатриче. И эта картина – один из первых гимнов его страстной любви к Белле. Так будет все 29 лет их совместной жизни. Светлость и нежность здесь и в цветах и в формах. Даже кубистические приемы Шагал смягчил.

«Он даже, обратите внимание, себя немножко сильнее кубизировал, чем, например фигуру жены, – говорит старший научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Ирина Вакар. – В ней какие-то плавные эллипсы появляются в её фигуре, а вот эти ножки с кружевами – это иронически – салонный намек на то, какая она изящная, какая она домашняя».

Она была не просто женой. Подлинной музой его творчеств. Шагал писал: «не кончил не одной картины или гравюры, не спросив у неё да или нет». Их свадьбу сыграли в 1915. Картина «Над городом» датирована 14-18-м.

«Глядя на это гармоничное, спокойное, безмятежное полотно, трудно представить, что это был один из самых сложных и противоречивых периодов и Шагала и всей страны», – отмечает Ирина Вакар.

В этой картине, улетая, он оборачивается назад. Смотрит на город и прощается с ним. Предчувствуя: скоро не сможет жить ни здесь, ни в России. Париж он назовет «своим вторым Витебском». На десятках картин - эти церкви, дома, заборы, разрушенные потом революцией и войной. Но здесь Шагал и Белла победили все горести, обыденность и тяготение земли. Они «летят от счастья», «парят в небесах». Как всегда наглядно и парадоксально Шагал реализовывает эти метафоры. А «верх и низ» в его картинах всегда довольно относительны.

И не только в композиции. Кстати, одну картину Шагала на выставке в 1914-ом так и повесили «вверх ногами». Шагал был ещё и любителем совмещать возвышенное с низменным, грусть с юмором. И до сих пор некоторые зрители недоумевают: Ну как влюбленная пара здесь может парить над этим персонажем под забором?

Но вот понятия «добра» и «зла» Шагал никогда не меняет местами.

«Летающий человек, он летает все-таки по небу, а земля остается внизу, – говорит Ирина Вакар. – То есть линия горизонта, традиционное представление о высоком и низком – у него остается. Он считает, что души и чувства поднимают людей над миром».

И в этой картине над городом его подняли безграничная любовь к женщине, к Витебску и к жизни. А возможно, глядя на неё, Марк Шагал вспоминал предсказание цыганки. О том, что у него будет три женщины. Одна необыкновенная, и две – обычные. И о том, что он умрет в полете. Всё сбылось. Его третья жена боялась отпускать его в аэропорт. А он умер в лифте, поднимаясь в свою мастерскую.

Новости культуры
 

tvkultura.ru

«Над городом» Марка Шагала - УМБРА

Оживлять метафоры, не определять границ и стиля в творчестве. Создавая картины, он руководствовался исключительно инстинктом: композиционный строй, пропорции и светотени были ему чужды. Марк Шагал известен по «летящим» на картинах людям. Самой воздушной и знаменитой считается «Над городом».

Марк Шагал считал, что «души и чувства поднимают людей над миром». Поэтому влюбленные на картине парят в воздухе. Художник изобразил свой внутренний мир и тех, к кому испытывает нежные чувства. А их здесь двое – любимая жена Белла и город Витебск.
В 1909, возможно, на одной из этих улочек, натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой. В дневнике он записал: «Я понял: это моя жена… глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа». Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Не брала в расчёт, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку, и что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.

Картина «Над городом» — один из первых гимнов его страстной любви к Белле. Так будет все 29 лет их совместной жизни. Светлость и нежность здесь и в цветах и в формах. Даже кубистические приемы Шагал смягчил. Образы влюбленных прослеживаются в изображенном мужчине и женщине: у них по одной руке, что показывает, что каждый из них является дополнением другого, они ничего не значат по отдельности. Фигуры людей показаны намного большими, чем город и дома, так автор обозначает их важность и особую духовность.

«Над городом», 1914-1918

Себя Марк Шагал изобразил «кубизированным», угловатым, состоящим из ровных чётких линий. Она же наоборот выражена мягкими очертаниями с особым изяществом. Белла нарядно одета – красивое яркое платье, аккуратные туфельки, однако, кружева, выглядывающие из-под юбки, говорят о том, что Шагал хотел подчеркнуть какая она домашняя, своя, только его.

Композиция работы невероятно гармонична, а лирическое настроение позволяет избавиться от вопросов – почему это вдруг молодые люди летают. Удивительная сила таланта позволяет зрителю перешагнуть эти условности и просто любоваться картиной.

Город, показанный художником на заднем плане, безлик и скучен, только мужик со спущенными штанами, сидящий под дощатым забором, и гуляющий козёл выбиваются из обыденности. Витебск представляет жизнь провинции, земную и монотонную. Пара летящих влюбленных противопоставляется спокойному городу.

Марк Шагал и Белла Розенфельд

«…В искусстве, как и в жизни, возможно всё, если в их основе лежит Любовь»,- говорил художник. Первую свою любовь к Белле Розенфельд длиной в 29 лет, Марк Шагал пронёс через всю свою длинную жизнь. Она оставалась Музой до самой смерти художника, который отказывался говорить о ней как об умершей.

Картина была написана в 1918 году на холсте маслом. Считается, что «Над городом» выполнена в стиле кубизма. Сегодня картина хранится в государственной Третьяковской галерея в Москве.

Ещё одна картина, где Шагал запечатлел себя с Беллой, — «Прогулка» 1917-1918 годов

7 интересных фактов о Марке Шагале

1. Марк Захарович Шагал – еврейский художник, который жил в России, Франции, Америке и всё же остался еврейским художником, сохранил свою самобытность. Шагал создал собственный уникальный стиль в живописи, а также делал фрески и витражи, разрабатывал театральные костюмы и декорации, иллюстрировал книги и сам писал их. Особенности творчества художника Марка Шагала: национальное самосознание, бесконечная любовь к изображаемым объектам, родной город Витебск, проглядывающий сквозь любой.

2. Когда Марк Шагал родился, 7 июля 1887 года, в Витебске был большой пожар. Позже символ пожара стал важной частью в творчестве художника, огонь он изображал в виде петуха.

«Здравствуй, Париж», 1945

3. В творчество Шагала входят также библейские сцены. Говорят, что он их рисовал тогда, кода был не в духе. При этом Марк Шагал считается единственным в мире художником, чьими витражами украшены сооружения нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костёлы – 15 зданий в Европе, США и Израиле.

Витраж Марка Шагала в Реймсском соборе во Франции

4. Марк Шагал вошёл в рейтинг художников, чьи работы пользуются популярностью среди похитителей. Более полутысячи его картин числятся пропавшими. Шагала обогнали только Пабло Пикассо и Хуан Миро.

5. Говорят, что ещё в молодости цыганка нагадала Шагалу, что в жизни у него будет три женщины, причём две из них будут обычными, но вот одна совершенно необыкновенная. Своей необыкновенной Белле, великой любви и главной вдохновительнице, Шагал и посвятил эту работу, как и многие другие.

Марк Шагал, Белла и их дочь Ида

6.  В 1977 году художник был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году прошла выставка работ Шагала в Лувре, приуроченная к его 90-летию. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

7. Шагал умер в полёте. Художнику было 98 лет, он уже передвигался на инвалидном кресле. Чтобы подниматься на второй этаж в его доме в Сан-Поль-де-Провансе был устроен лифт. Живописца не стало, когда он поднимался с одного этажа на другой.

umbra.media

«Над городом» М.Шагала

Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения.

До Первой мировой войны художник учился в Париже, находился в самом сердце его богемной жизни, был своим в кругах поэтов-символистов. Отсюда его излюбленный прием письма – визуализация еврейских поговорок и образов идиш-фольклора.

Картина «Над городом», написанная с 1914 по 1918 года – самая странная из произведений Третьяковской галереи. Полотно вызывает множество вопросов, порой детских.

Самый первый из них – «Кто это и почему они летят?», поскольку благодаря именно Шагалу фразеологизмы «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели конкретику.

Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста. Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку. Тут смешалось все – мечта, вдохновение, реальность и сон, детские желания и взрослая уверенность в своих силах.

Некий раблевский гротеск придает картине человек под забором со спущенными штанами. Он думает, что спрятался ото всех и никто его не видит. Козел, мирно жующий травку во дворе, кажется вместе с «подзаборным» мужичком неуместным в сказочности картины. На самом деле – это та самая проза жизни, которая чужда истинным влюбленным.

Образы и объекты на холсте не детализированы. Схематичны, словно нарисованные рукой ребенка, дома, условны очертания забора, слишком уж графично лицо Беллы и самого Шагала… Это своеобразный сон наяву – мир, где нет преград для желаний, а время настолько ценно, что не тратиться впустую.

Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла, и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала. И они отчасти будут правы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики – вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а скорее, их души.

Фигуры летящих в небе мужчины и женщины занимают передний план картины. На заднем фоне полотна – собор, символ единения душ влюбленных. Средний план произведения – это Витебск, с горящими окнами, бесстыжим мужичком и невесть откуда взявшимся козлом. Город означает земную, обыденную и монотонную жизнь. Находящиеся над городом люди выше банальностей и условностей.

Сам полет настолько непринужденный, что напоминает скорее неспешный променад по утреннему парку, чем что-то, не укладывающееся в рамки логики. Летать для Шагала – такое же обычное состояние, как и все остальные.

Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья, изящные туфельки и влюбленные глаза. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна.

Символизм художника проявляется не только в изображении города и неземного чувства, а и в деталях. У юноши и девушки – по одной руке. Совместный полет сделал их единым целым: ему вполне хватает одной конечности, чтобы крепко держать любимую, которая справляется с равновесием. Маленький городок и большие фигуры летящих – прием, рассчитанный на то, чтобы зрители увидели истинную любовь, а не прозу жизни.

Пресловутый козел зеленого цвета словно отражает сказочность полотна. В начале 20 века Витебск был небольшим поселением, на улицах которого вполне мирно паслись козы. Однако вероятность встретить зеленого козла равнялась вероятности встречи с парящей в небе молодой парой.

Взгляд молодых людей так же довольно символичен: Белла смотрит на зрителя, но ее взор настолько неуловимый, что напоминает улыбку Джоконды. Лицо Шагала отвернуто в сторону, он как будто прощается с городом, зная, что многие годы будет жить во Франции. Молодые люди думают каждый о своем на этой неспешной и размеренной прогулке. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд, имеет некий диссонанс. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу. Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов, и футуристические большие фигуры, и по-французски наивная любовь. М. Шагал вошел в историю искусства, как живописец, которого никак не могут «поделить» Россия и Франция, но прежде всего его знают как «мифотворца». Любовь к Белле Розенфельд – самый главный и неоспоримый шагаловский архетип – он советовался с ней по поводу каждой картины, а их брак был не просто официальным союзом, а единением двух душ, сердцевиной всего сущего. Разгадать загадку картины «Над городом» М. Шагала невозможно. Да и зачем разгадывать, насколько необъяснимо и в то же время просто такое чувство, как настоящая любовь?

Про скандинавские камины и многое другео вы можете узнайть здесь www.campingmanitoulin.com

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

95 лет назад Марк Шагал завершил картину “Над городом”

Народныя навіны Віцебска Новости Витебска | 18-06-2013

«Мастер зримой поэзии», он давал жизнь метафорам. Благодаря Марку Шагалу слова «взлететь от счастья» или «парить в небесах» обрели конкретные очертания. Одна из самых известных картин мастера с «летящими» персонажами – «Над городом». Она была написана 95 лет назад. Сам Шагал не определял в своём творчестве ни границ, ни стиля, ни направления. Его живопись часто трудно объяснить из-за иносказаний, символов и метафор. Что зашифровано в картине «Над городом» – попытались разгадать корреспонденты «Новостей культуры».

Хотя сюжет этой знаменитой картины Марка Шагала – фантастический, её герои - вполне конкретны. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Их здесь трое - он, его жена Белла и родной Витебск. В 1909, возможно, на одной из этих улочек, натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена… глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа». Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.

Она – из Розенфельдов. Дочь богатого торговца ювелирными украшениями. И собиралась учиться здесь в центре Москвы. В этом здании тогда располагалось престижное учебное заведение. Высшие женские курсы.

Её ортодоксальные родители советовали: «Не связывайся с ним». Она не слушала. Отучившись, занималась в студии Станиславского. Ждала его – из Парижа и Берлина. Вернулся в Витебск Шагал уже знаменитым. Чтобы женится на ней и воспеть, как Петрарка – Лауру, Данте – Биатриче. И эта картина – один из первых гимнов его страстной любви к Белле. Так будет все 29 лет их совместной жизни. Светлость и нежность здесь и в цветах и в формах. Даже кубистические приемы Шагал смягчил.

«Он даже, обратите внимание, себя немножко сильнее кубизировал, чем, например фигуру жены, – говорит старший научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Ирина Вакар. – В ней какие-то плавные эллипсы появляются в её фигуре, а вот эти ножки с кружевами – это иронически – салонный намек на то, какая она изящная, какая она домашняя».

Она была не просто женой. Подлинной музой его творчеств. Шагал писал: «не кончил не одной картины или гравюры, не спросив у неё да или нет». Их свадьбу сыграли в 1915. Картина «Над городом» датирована 14-18-м.

«Глядя на это гармоничное, спокойное, безмятежное полотно, трудно представить, что это был один из самых сложных и противоречивых периодов и Шагала и всей страны», – отмечает Ирина Вакар.

В этой картине, улетая, он оборачивается назад. Смотрит на город и прощается с ним. Предчувствуя: скоро не сможет жить ни здесь, ни в России. Париж он назовет «своим вторым Витебском». На десятках картин - эти церкви, дома, заборы, разрушенные потом революцией и войной. Но здесь Шагал и Белла победили все горести, обыденность и тяготение земли. Они «летят от счастья», «парят в небесах». Как всегда наглядно и парадоксально Шагал реализовывает эти метафоры. А «верх и низ» в его картинах всегда довольно относительны.

И не только в композиции. Кстати, одну картину Шагала на выставке в 1914-ом так и повесили «вверх ногами». Шагал был ещё и любителем совмещать возвышенное с низменным, грусть с юмором. И до сих пор некоторые зрители недоумевают: Ну как влюбленная пара здесь может парить над этим персонажем под забором?

Но вот понятия «добра» и «зла» Шагал никогда не меняет местами.

«Летающий человек, он летает все-таки по небу, а земля остается внизу, – говорит Ирина Вакар. – То есть линия горизонта, традиционное представление о высоком и низком – у него остается. Он считает, что души и чувства поднимают людей над миром».

И в этой картине над городом его подняли безграничная любовь к женщине, к Витебску и к жизни. А возможно, глядя на неё, Марк Шагал вспоминал предсказание цыганки. О том, что у него будет три женщины. Одна необыкновенная, и две – обычные. И о том, что он умрет в полете. Всё сбылось. Его третья жена боялась отпускать его в аэропорт. А он умер в лифте, поднимаясь в свою мастерскую.

Новости культуры

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

govorim.by

10 интересных фактов о «Прогулке» Марка Шагала

Марк Шагал. Прогулка. 1917 год. Холст, масло. 170х163,5 сантиметров. Государственный Русский музей.

1. Марк Шагал – один из самых известных представителей русского авангарда, родился в Витебской губернии (его настоящее имя Мовша Хацкелевич), а умер в Париже. В общем, далеко не самая уникальная судьба для человека, появившегося на свет в самом конце XIX века. Однако Шагал прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Необычайно плодовитый, он не только написал несколько тысяч картин, но занимался сценографией и сложением стихов на идише. И все же одной из вершин его творчества многие специалисты считают картину «Прогулка», появившуюся в тяжелом для страны 1917 году.

2. Творчество Шагала вообще очень автобиографично. Поэтому у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд. Шагал встретился с ней впервые в 1909 году, и спустя шесть лет они поженились. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Родня осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но Беллу не остановила даже четырехлетняя разлука с любимым – Шагал уезжал в заграничную поездку для стажировки. Белла на долгие годы стала музой авангардиста. Он часто изображал ее на своих картинах. Более того, в чертах всех женщин, появившихся на полотнах Шагала можно разглядеть и черты Беллы. По некоторым подсчетам образ этой удивительной женщины присутствует более чем на 2 тысячах работ Шагала.

3. Революция перевернула привычный быт Шагала и его семьи. Имущество родителей Беллы конфисковали большевики. А художника отправили в родной Витебск комиссаром искусств. Но если посмотреть на картины Шагала того периода, то кажется, что жизнь супругов оставалась безмятежной. Именно в этот трудный период он написал несколько картин о счастье с молодой женой. В том числе и «Прогулку».

4. Как и большинство картин Шагала, «Прогулка» метафорична. Лирический полет – это желание оторваться от земли, непростого быта, революции. И, конечно, раскрыть заново тему любви. В своей автобиографической книге он писал: «Художнику надо иногда быть в пеленках». Это вовсе не означает незрелость. Скорее речь здесь идет об умении видеть все чистыми глазами ребенка. Как будто с тобой это происходит в первый раз. Поэтому Шагал – признанный лирик и юморист, бунтарь против правил в искусстве.

5. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения. Похоже, что в «Прогулке» он решил вступить в спор с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал не просто изобразил себя на картине. Он стоит, опустив правую руку, а в его ладони у земли бьется птица. Но хитрец Шагал крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Значит, подсказывает нам художник, выбор иногда можно и не делать.

6. Витебск – это не только декорации, на фоне которых разворачивается сюжет, но и полноправный герой картины. Свой родной город Шагал писал много. Для него это больше чем захолустный городишко на западной окраине большой империи. Это аллегория Иерусалима. В «Прогулке» отражены некоторые детали быта Витебска. Например, бледно-розовая Спасо-Преображенская церковь – ее было видно из окна комнаты художника в родительском доме. А еще – лошади, пасущиеся невдалеке.

7. Можно заметить, что на картине художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена. Кстати говоря, такое резкое разделение картины на условные «землю» и «небо» берут свое начало в иконописи. И в «Прогулке» Шагал использует эти приемы. Зато, в отличие от икон, настроение в этой картине полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

8. В 1917 и 1918 году Шагал много и напряженно работает. Так что неудивительно, что «Прогулка» стала частью триптиха. Кроме этого полотна в серию входят также работы «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» герои только готовятся к полету – Белла сидит у Шагала на плечах. А в картине «Над городом» уже пролетают над мостовыми вдвоем.

9. Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей. Такой мотив встречался у Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели - вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. Но в «Прогулке» Шагал стремился сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и счастья. Во всех картинах триптиха герои преодолевают земное тяготение с такой легкостью, что у зрителя и мысли не возникает о неестественности полета.

10. Сейчас триптих «разлучен». Картина «Над городом» попала в Третьяковскую галерею. В 1973 году во время визита в Советский Союз уже сильно пожилой Шагал пожелал навестить ее и долго стоял у полотна. А «Прогулка» выставлена в Русском музее. Впрочем, в эти дни она «путешествует». В ближайшее время она окажется в Малаге на выставке «Шагал и его российские современники». И уже потом вернется в Петербург.

Марк Шагал. "Прогулка"

СПРАВКА "КП"

Марк Шагал родился в 7 июля 1887 года в Витебске. В двадцать лет покинул родной город, переехав в Петербург.

В 1910- 1914 годах Шагал жил в Париже, где продолжал учиться живописи. Резкие деформации и цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом, оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

Перед революцией Шагал вернулся на родину, но с 1923 года обосновался в Париже. В 1933-м пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. Когда началась Вторая мировая война Шагал с его еврейским происхождением оказался в опасности. В 1941-м ему удалось эмигрировать из подконтрольной фашистам Франции в США.

Он прожил 97 лет и умер 28 марта 1985-го в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

Согласно легенде, в юношеском возрасте Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу», и она произвела на него такое впечатление, что студент академии художеств решил создать полотно на схожую тему (подробнее)

www.spb.kp.ru


Смотрите также

Описание: