Сергиево радонежская лавра где находится


Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад.. Спутник / Туризм

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде — самый известный мужской монастырь России, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть в Троице-Сергиевой Лавре

На территории Лавры расположено более 10 храмов и более 50 зданий разного назначения. Прежде всего паломники и туристы стремятся побывать в Троицком соборе, где находятся мощи основателя монастыря Сергия Радонежского, в самом крупном храме — Успенском соборе и в Трапезном храме.

Кроме этих самых известных храмов на территории Троице-Сергиевой Лавры вы можете увидеть церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов , построенную в 1476-1477 годах, в которой находятся мощи преподобных Максима Грека и Антония (Медведева), Михеевскую церковь 1734 года, Смоленскую церковь 1746–1753 годов, шатровую церковь в честь Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев 1637-го года.
Издалека видна лаврская пятиярусная колокольня, построенная с 1741 по 1770 год. Ее высота — 88,5 метров, она считается самой высокой в нашей стране, то есть на 6 метров выше звонницы Ивана Великого в Кремле в Москве.

На площади у Колокольни перед Успенским собором стоит небольшая изящная сооруженная в стиле нарышкинского барокко Надкладезная часовня XVII века, где верующие могут набрать святой воды.

На территории Лавры погребены преподобный Максим Грек, писатель Иван Аксаков, представители российских знатных родов: Воротынских, Оболенских, Одоевских и другие известные люди.

Святыни Троице-Сергиевой Лавры

В Троице-Сергиевой Лавре находится множество православных святынь. Назовем лишь некоторые из них.

В Лавре хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), преподобного Максима Грека (в церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов), святителей Иннокентия Московского и Макария (Невского) (в Успенском Соборе), под спудом в Серапионовой палатке — мощи святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского и преподобного Дионисия Радонежского.

Также среди святынь Лавры почитаемые почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня Гроба Господня (в церкви преподобного Никона Радонежского — южном пределе Троицкого собора), чтимая копия чудотворной каменной резной иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии — на наружной восточной стене церкви, посвященной Одигитрии.

Правила посещения Троице-Сергиевой Лавры

При посещении Лавры, как и любого другого православного монастыря, нужно одеваться пристойно: женщинам лучше быть в юбках и с покрытой головой, а мужчинам — в брюках (а не в шортах) и без головных уборов.

На территории Лавры нельзя курит. Перед входом в храмы лучше отключать звук у мобильных телефонов.

Фотографировать на территории Лавры разрешено, но не стоит снимать монахов, а в храмах — пользоваться фотовспышкой, так как она может повредить старинные фрески.

  • Стоит учесть, что больше всего людей в Лавре собирается на Троицу — в это праздничный день на выход выстраиваются длинные очереди. Также довольно много людей приезжает в Сергиев Посад и идет в монастырь в воскресные дни. Если хотите спокойно рассмотреть памятники, стоит выбрать для путешествия будний день.
  • Если вы приехали в Лавру первый раз, можно на месте заказать обзорную экскурсию с посещением трех соборов. Есть специальные программы для детей разного возраста. Экскурсии проводятся ежедневно с 9 до 18 часов летом и с 9 до 17 часов зимой (с 11 ноября по 30 апреля). Экскурсионный центр находится в часовне преподобного Сергия Радонежского на Красногорской площади напротив Святых врат Лавры. Также вы можете заказать прогулку заранее по телефонам 8 (910) 471-01-70 и 8 (496) 540-57-21.
  • Во время посещения Лавры вы можете набрать святую воду в Пятницкой часовне напротив входа в монастырь через дорогу, в Надкладезной часовне на Соборной площади монастыря и на источнике Саввы Сторожевского — этот родник находится за северной стеной монастыря, при нем обустроена купальня (что быстрее попасть к нему, выйдя из Святых ворот, идите вдоль стены налево).
  • В церковных лавках можно расплачиваться пластиковыми картами, но не везде, поэтому без наличных тоже не обойтись.

Информация для паломников о Троице-Сергиевой Лавре

В Троицком соборе в 6:30 начинается Литургия, в Трапезном храме или Успенском соборе в 8:30 — Литургия, а в 17:00 — Всенощное бдение. Расписание богослужений можно уточнить на официальном сайте Лавры.

Исповедаться удастся на втором этаже Надвратного храма Святого Иоанна Предтечи. Исповедь к ранней Литургии начинается в 6 утра, к поздней — в 9.

История Троице-Сергиевой Лавры

Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 году как пустынь в уединенном месте на берегу речки Кончуры. Первой церковью обители был небольшой деревянный Троицкий храм, построенный святым и его подвижниками (сейчас на его месте находится каменный Троицкий собор). Постепенно к Сергию стали приходить люди, и возник монастырь.

Первым игуменом обители был сам святой. Он играл важную роль в истории страны. В 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Донского на сражение с Мамаем на Куликовом поле. После смерти в 1392 году преподобный был погребен в обители.

В 1408 году обитель сильно пострадала от нашествия татар, и после этого в ней начали возникать каменные постройки, первой из которых был возведенный в 1422 году Троицкий собор, иконы для которого создавали Андрей Рублев и Даниил Черный. Также в XV веке монастырь обнесли мощной белокаменной стеной, протяженность которой — 1284 метра.

В последующие годы монастырь продолжал играть важную роль в истории России: он выдержал польско-литовскую осаду и в нем было организовано народное ополчение во времена Смуты, в нем скрывалась во время Стрелецкого бунта царевна Софья, находил в нем убежище и Петр Первый.

В 1744 году, по указу Елизаветы Петровны, монастырь стал лаврой — этот статус присваивается только самым крупным и именитым монастырям.

В 1814 году на территории Лавры в бывших Царских чертогах открылась Московская Духовная академия (бывшая Славяно-греколатинская академия — первый вуз России), переведенная из столицы после пожара Москвы в 1812 году.

К началу XX века революции Лавра была крупнейшим и богатейшим монастырем страны, в ней подвизалось более 400 монахов. Совершить паломничество в нее стремились люди со всей России. Многие богомольцы шли пешком: так, очень популярный маршрут начинался у Красной площади в Москве у Иверской часовни (сейчас она восстановлена).

После революции монастырь был сначала преобразован в трудовую артель, затем закрыт и разорен, мощи святых осквернены. Потом зданиях обители разместился историко-художественный музей. Однако с 40-х годов Лавра начала оживать. В 1944 году в ней заработали Православный богословский институт и Высшие богословско-пасторские курсы (наследники Духовной академии). В 1946 году в монастырских храмах возобновились богослужения, в Лавру стали возить иностранцев и демонстрировать им, что в Советском Союзе существует свобода вероисповедания.

Три водных источника Троице-Сергиевой Лавры

15:18, 26 декабря 2016

В Троице-Сергиевой Лавре и ее ближайших окрестностях расположены сразу три источника, вода которых издавна считается верующими целебной. Пятницкий колодец, по одной из версий, был создан самим Сергием Радонежским, Успенский ключ связан с чудом, происшедшим во время ремонта собора, а третий почитаемый родник, возможно, был выкопан святым Саввой Звенигородским.

Пятницкий колодец

Если присмотреться, то над входом в Надкладезную часовню Троице-Сергиевой Лавры можно увидеть интересную икону. На ней изображены два монаха стоящих у скалы, из которой вытекает поток воды. Этот сюжет описан в житии святого Сергия Радонежского, составленным его учеником Епифанием. С самого начала Сергий поселился в том месте, где не было по близости пригодного источника воды. Когда отшельник жил один, он носил воду для себя откуда-то издалека. После того, как вокруг святого собралось много последователей, они, по словам Епифания, стали обвинять своего учителя в том, что тот непредусмотрительно устроил монастырь слишком далеко от родника.

Огорченный упреками, Сергий вышел из монастыря, взяв с собой одного из монахов, и «зашел в глушь леса около монастыря, где не было проточной воды, как старые люди определенно сказали. Нашел в одной канаве немного воды, оставшейся после дождя, и, преклонив колени, начал молиться». После молитвы Сергия из земли пробился ключ, который по свидетельству автора жития стал не только использоваться для нужд монахов, но стал почитаться в округе как целебный источник. Этот колодец назвали именем Сергия еще при жизни святого, однако сам он запрещал называть его так и говорил: «Чтобы я никогда не слышал, что вы моим именем источник этот называете. Ведь не я дал воду эту, но Господь даровал нам, недостойным».

Где бил источник, появившийся по молитве Сергия, точно неизвестно. Чаще всего его отождествляют с Пятницким колодцем, который расположен за стенами Лавры в красивой белой часовне по другую от монастыря сторону проспекта Красной Армии. Там и сегодня можно набрать святой воды, которая течет из кранов, вставленных в декоративный крест. Пятницким этот источник называют по церкви святой Параскевы, которая находится на другой стороне дороги. Святая Параскева – христианская мученица, ее имя в переводе с греческого языка означает «пятница». В пятый день недели Иисус Христос был распят на кресте, поэтому пятница считалась священным днем среди христиан. Церковный историк Е.Голубинский считал, что подлинный источник Сергия, описанный в житии, скорее всего, закрылся и бесследно исчез. Пятницкий же колодец, по мысли Голубинского, был вырыт гораздо позже для нужд Пятницкой церкви и существовавшей в этих местах богадельни.

Несмотря на сомнения историка, молва о том, что источник у Пятницких ворот и есть тот легендарный ключ, появившийся по молитве Сергия, существовала на протяжении столетий. В семнадцатом веке древнее житие Сергия было дополнено списком чудес Радонежского праведника. Среди них упоминается случай исцеления воеводы Дмитрия Кайсы, страдавшего тяжелой болезнью ног. «После молебна Димитрия повели на источник, пробившийся по молитвам святого, он погрузил в воду обе ноги до колена и, таким образом, по молитвам преподобного, исцелился, как будто ничем не страдал».

Успенский колодец

Источник, бьющий внутри красного цвета часовни с резными колоннами, пользуется сегодня самой большой популярностью среди паломников и туристов. Это и неудивительно, потому что он находится на территории монастыря в непосредственной близости от Успенского собора. Источник никогда не отождествляли с легендарным родником Сергия, так как он имеет свою хорошо известную историю. В семнадцатом веке монахи проводили ремонт юго-западного угла Успенского собора. Голубинский пишет: «Когда вырыли ров для фундамента быка, то неожиданно во рву явилась ключевая вода. От воды явившегося источника получил исцеление один монах монастыря, а один слуга монастыря, выразивший неверие в целебную силу воды, постигнут был смертью». Считается, что упомянутый монах получил исцеление от слепоты. Чудеса от воды источника происходили и позже, поэтому очень скоро над ним была выстроена каменная часовня, которая получила имя Надкладезной.

Напротив часовни над Успенским колодцем установлена еще и сень с чугунной чашей и крестом, из которого летом также можно брать воду. Водоразборный бассейн был установлен на этом месте еще в конце девятнадцатого века для того, чтобы подавать воду из монастырского водопровода. В годы закрытия монастыря нарядная сень была разобрана, ее восстановили только после того, как Лавру вернули верующим.

Источник Саввы Сторожевского и родник у Келарского пруда

С северной стороны монастыря, недалеко от Каличьей башни, есть спуск по лестнице к источнику, который по преданию был выкопан святым Саввой Сторожевским. Впервые упоминание о колодце святого Саввы встречается в документах монастыря в 1641 году. Святой Савва жил задолго до этого и был учеником Сергия Радонежского. После смерти учителя он некоторое время даже занял место настоятеля Троице-Сергиева монастыря. Однако прославился он как основатель другой знаменитой подмосковной обители в Звенигороде, куда его пригласил один из сыновей Дмитрия Донского князь Юрий. Кстати, Юрий Звенигородский построил на свои деньги Троицкий собор – самую старую церковь Лавры, где находится гроб Сергия Радонежского. В отличие от Пятницкого и Успенского колодцев, в источнике Саввы можно не только набрать воду, которая бьет из трубы на склоне оврага, но и окунуться в специально оборудованной купели. Над купелью поставлен деревянный сруб, внутри которого и зимой и летом верующие погружаются в своеобразную «прорубь» с холодной водой.

Родник святого Саввы расположен в естественных оврагах, которые окружают монастырские стены и башни. Река Кончура, протекающая с южной стороны, как и более мелкие ручьи, струящиеся вблизи обители, никогда не были пригодны для питья. Иначе трудно было бы объяснить, почему святому Сергию понадобилось молиться о нахождении родника. Какое-то время существовала народная легенда, что по молитве Сергия забил не просто родник, как описано в житии, а чудесным образом появилась река Кончура.

Отношение христиан к рекам и другим водным источникам всегда было особым. Из Библии нам известно, что Иисус Христос начал свою проповедь после водного обряда погружения в реке Иордан, который совершал пустынник Иоанн, прозванный Крестителем. В православной церкви это событие отмечается 19 января. В эти дни повсюду в храмах совершается освящение воды, а на водоемах принято делать проруби «иордани» для погружения. В нескольких церковных приходах, расположенных недалеко от Троице-Сергиевой Лавры сложилась традиция совершения крестного хода в день праздника Крещения к Келарскому пруду. С южной стороны пруда бьет Никольский источник, который хоть и не связан напрямую с Лаврой, но может считаться четвертым по счету родником центра Сергиева Посада.

Радонежское городище, село Радонеж или Где рождалась духовная сила Сергия Радонежского


Всего 44 фото

Хочу поделиться светлым впечатлением от посещения села Радонеж, что находится в Сергиево-Посадском районе Московской области в 55 километрах от Москвы. Приехали мы туда c целью фото и видео съемки городища Радонежское, фиксации археологических памятников с использованием аэрофотосъемки. Место оказалось чрезвычайно живописным, наполненным в ощущениях каким-то светлым радостным чувством. Его история примечательна многими значимыми событиями. Кроме всего прочего здесь прошла юность Сергия Радонежского, произошли многие известные чудесные эпизоды из его жизни. Стоит упомянуть и о значении этой не только исторической личности, святого, но его роли в объединении русских земель и духовном становлении единого могучего русского государства.


Будет много фото села Радонеж с высоты птичьего полета и не только, а также рассказ об интереснейшей истории этих мест. Вот так я и увидел воочию все то что связано с жизнью Сергия Радонежского. «На местах» многие удивительные события его жизни о которых я только читал или помнил обрели таким образом реальные образные представления. Поэтому, наверное, будет правильным попытаться рассказать об истории села Радонеж с подробным визуальным рядом чтобы у читателя как я и говорил появилась реальная привязка "к земле", к этой благословенной местности, где ступала нога этого великого святого Земли Русской. Ну, пожалуй, начнем.


Радонеж занимает особое место в истории русской культуры. Основанный первыми славянскими поселенцами, он стал впоследствии пограничным форпостом на северных рубежах Московского княжества, затем - центром целой исторической области. Здесь прошли годы юности Сергия Радонежского, основавшего рядом с Радонежем Троицкий монастырь.
02.

Радонеж расположен на мысу, на берегу реки Пажи. На его месте обнаружено городище дьяковского типа (начало н. э.). Издревле на берегах Вори, Пажи и Торгоши, селились финно-угорские племена - меря и балты, а позднее сюда пришли славяне. Заселение будущего Радонежского края шло по реке Воря (притока Клязьмы). В 1-м тысячелетии на Воре существовал укрепленный родовой поселок финно-язычного населения. В конце XII в. на средней Воре сложилась группа селений славян-кривичей, известная благодаря памятникам курганного быта. Большая часть этих поселении погибла в период монгольского нашествия в середине XIII в. и никогда не возобновлялась впоследствии.


Селение Радонеж было основано славянами примерно в XI веке на пересечении дороги и реки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал её «Радонеж», как принадлежащую ему, Радонегу. Более северные земли Радонежа не подверглись разорению в 1238-1240 гг. под натиском орды хана Батыя. Заселение Радонежа во время татаро-монгольского ига во второй половине XIII в. - первой половине XIV в. Проходящая через Радонеж Переяславская дорога стала основным направлением расселения славян на восток от Москвы к Переславлю-Залесскому.
03.
Вид на городище с запада

Радонеж входил в Ростово-Суздальское, затем Московское княжество. В первые десятилетия татарского ига там сидели татарские баскаки, о чём свидетельствует как местный фольклор, так и названия урочищ «Ханская пустошь» и «Баскаково». Впоследствии там появился двор княжеского тиуна (управителя), с церковью Рождества.
04.

05.

Вид на городище с востока

Археологические исследования достоверно подтвердили, что Радонеж возник раньше, чем в 1336 году, когда впервые попал на страницы документов. Самая древняя среди находок в Радонеже - это бронзовая поясная подвеска в виде медведя, найденная на Радонежском городище.
06.

Подвеска-медведь VII-VIII вв. связана с населявшим Радонеж финно-угорским племенем меря - предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как известно, существовал медвежий культ, и по-видимому, не случайно Сергий Радонежский предстает в житии как укротитель медведя. Этот эпизод жития мог быть отголоском распространенного в этих краях медвежьего культа.

Существование в Радонеже мерянского населения подтверждает также находка бронзовой шумящей подвески IX века, характерной для мерянской одежды. В заполнениях подпечных ям построек Радонежского посада XIV-XV вв. найдены фрагменты образцы московской керамики того времени: горшки с характерным орнаментом «косая волна» на горловине и столовые миски, а также глиняные пряслица, кузнечные изделия - сложные, т. н. цилиндрические замки и ключи к ним, инструменты радонежских ремесленников: сверла, молоточек-зубильце, ножи серпы. Один из ножей, привезенный, как видно, из Западной Европы, имеет на лезвии фигурное клеймо в виде бегущего волка. Железный сошник был наконечником деревянной двузубой сохи. О высоком уровне специализации гончаров Радонежа свидетельствуют частые находки керамических игрушек. Это традиционные для московских гончаров 14-15 вв. птички-свистульки, коньки-погремушки, покрытые белым ангобом (специальное покрытие из жидкой глины наностимое перед обжигом).
07.

Село РадонежРаскопками исследовалось Радонежское городище - остатки городского детинца, построенного в период наибольшего расцвета города, в XIV веке, при владельце - князе Владимире Андреевиче Серпуховском (Храбром), одном из героев Куликовской битвы, в Радонеже находился торг и таможенная застава, при его сыне Андрее Радонежском город становится центром небольшого удельного княжества. Городище - треугольная площадка на высоком мысу, в крутой петле реки Пажи, в древности была окружена по краю валом, достигающим шестиметровой высоты.
08.
09.

Радонежская крепость (реконструкция)10.

Вид на городище с запада

Было выяснено, что конструкция Радонежской крепости, контролировавшей оживленную Переславльскую дорогу, была следующей: проход на городище был искусственно сужен прокопанным с юга рвом. На треугольном периметре стен располагались две башни - воротная, у входа на городище, и на остром углу, с юга, откуда вероятно, велся фланкирующий обстрел вдоль юго-восточной стены, где были дополнительные укрепления: в 10 метрах перед стеной, по краю горизонтальной площадки-бермы: проходил, очевидно, частокол - бревенчатая стена, а у подножия склона был прорыт ров, на дне которого были укреплены заостренные колья - «частик».
11.

Вид на городище с юга

В середине XIV село Радонежское входит в состав Московского княжества. В это время в селе располагалась укрепленная усадьба княжеского наместника - административный центр Радонежской волости. В 1341 году по смерти великого князя московского Ивана I Калиты (внука Александра Невского, 1283-1341) село Радонежское отходит к его вдове, великой княгине московской - Ульяне с воспитываемыми ею несовершеннолетними сыновьями от его первого брака и всеми незамужними дочерьми Калиты, но, видимо, из-за смерти некоторых детей, имения были перераспределены, в результате чего Радонежем и управлял Андрей Иванович. Селом в то время называлась усадьба с прилегающим храмом.


В 1340 году туда на службу к Андрею из-за обнищания вследствие голода в Ростовской земле переселился ростовский боярин Кирилл - отец св. Сергия Радонежского, впоследствии основавшего Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.
12.

После смерти Ульяны (1374) Радонежское принадлежало её внуку Владимиру Андреевичу Серпуховскому; затем (после его смерти в 1410 году) - принадлежало как центр удела его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому, который и превратил Радонеж в городок, насыпав крепостные валы (основанием 5 м, и высотой 3 м; валы песчаные, обложенные дёрном) и построив на них деревянный кремль. Село теперь стало называться Городок Радонежский. Городок был центром двух волостей - Радонежской и Бели. Во время эпидемии чумы в 1426 году Андрей Владимирович умирает, не оставив наследника, после чего городок отходит его племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому.
13.

Вид на Радонежское городище с юго-востока

Расцвет Радонежа наступил с его переходом в начале 1370-х годов к князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. В годы княжения сына кн. Владимира Андрея Владимировича (1410-1425) Радонеж стал центром самостоятельного княжества. В последней четверти XIV - первой четверти XV в. градостроительная композиция и структура расселения Радонежа обретают законченность и совершенство. Это было связано с двумя обстоятельствами: превращением Радонежа в город и формированием сел, визуально связанных с храмами удельной столицы. Можно предполагать, что после построения в 1374 г. укреплений в Серпухове кн. Владимир Андреевич, возвел валы и в Радонеже. В годы его княжения и в период правления его сына посад города вырос примерно до тех границ, которые фиксируются археологически. Об этом свидетельствует совпадение на территории посада ареалов красноглиняной (XV в.) и белоглиняной (XVI в.) керамики.

14.

Что прискорбно, - прямо на территории городища располагается большое сельское кладбище в нарушение всех общепринятых норм. Из-за этого утрачен культурный слой и захоронения сейчас уже осуществляют прямо на валах городища.

Елена Ольгердовна (1353-1438), дочь великого князя литовского и мать Андрея Владимировича, в своей духовной благословила своего племянника, Василия Ярославича селом Ковезинским в Радонеже. Василий был сыном одного из сыновей Владимира Андреевича, Ярослава Владимировича (1388-1426), умершего от чумы и единственного, оставившего из наследников.

15.

Иван III сделал Радонежский городок центром особого уезда. В 1491 Иван III перевёл в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 завещал город своему сыну Василию. При Василии или вскоре после его смерти (в 1530-х годах) в городе создается ям (почтовая станция), и при Иване Грозном там было 40 ямщиков. В царствование Ивана Грозного город приходит в упадок. В время похода Сапеги на Троице-Сергиев монастырь (1608-1610) Радонеж был дотла разорен польскими отрядами и больше не оправился.

16.

В 1617 году Михаил Фёдорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Город превра

Экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре


Преподобный Сергий Радонежский и созданная им обитель

Наша святая обитель основана преподобным Сергием Радонежским – одним из наиболее почитаемых русских святых.

Он родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Естественно, что тогда он не мог и подумать о славе этого места. Оно привлекло его именно своей пустынностью и удаленностью от людей. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши – игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Преподобный Сергий шел путем подвижников первых веков христианства – преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и многих других. Каждый шаг своей монашеской жизни он сверял с их писаниями. Святые старцы и пустынники далеких восточных пустынь указывали боголюбивому русскому юноше путь в небесные обители. Преподобный Сергий почитал и первых подвижников русского монашества – Антония и Феодосия Печерских и их многочисленных последователей. Преподобный стремился достичь в своей жизни того идеала святости, которого уже достигли они, шествуя к Богу тесным путем, заповеданным Спасителем однажды и на все времена. Мужественно перенося искушения, он устремлял свой взор к Горнему и всеми силами стремился к единению с Богом – цели жизни всякого человека.

Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней. "Не может град укрытися верху горы стоя" (Мф. 5, 14),– говорит Господь. Человек, искренне убегающий земного почета и славы, приобрел смирение — основание христианских добродетелей. Такой человек может привести к Богу не только свою, но и другие души. Так было и с преподобным Сергием. По ближним и дальним весям и городам распространился слух о том, что в радонежском лесу живет необыкновенный подвижник. Вскоре вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Вообще, смирение можно назвать добродетелью, определяющей святость преподобного Сергия. В жизнеописании Преподобного, составленном его учеником Епифанием Премудрым, много свидетельств, подтверждающих это. Например, такое: однажды, при жизни преподобного Сергия, в обитель пришел крестьянин, слышавший о подвигах и славе ее знаменитого настоятеля. Пришедший попросил братию показать ему игумена Сергия. Монахи указали на старичка в бедной, заплатанной одежде, который обрабатывал грядки за монастырской оградой. Крестьянин не поверил и оскорбился: "Вы смеетесь надо мной! Я шел сюда, чтобы увидеть прославленного игумена, богато одетого и окруженного слугами, а вы показываете мне какого-то огородника, наверное последнего в монастыре человека..." Преподобный Сергий, услышав сетования пришельца, оставил свои труды, с любовью поприветствовал его и усадил с собою за трапезу. "Не скорби, брате, — утешил его Преподобный, — Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не выходит печальным. И тебе Он скоро покажет того, кого ты ищешь". Во время их беседы в обитель прибыл князь, окруженный многочисленной свитой. Князь бросился к ногам угодника Божия, попросив у него благословения. Тогда-то крестьянин понял, кем был смиренный огородник. После отъезда князя он со слезами умолял преподобного Сергия простить его невежество и неверие. "Не скорби, чадо! – сказал ему смиренный игумен. – Ты один справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются".

Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против своего игумена, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через 3–4 года, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий вернулся в нашу обитель. Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял Преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав. Преподобный обратился к московскому митрополиту Алексию, который стоял тогда во главе Русской Церкви. По благословению святителя Алексия в нашей обители и был введен общежительный устав. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест – символ митрополичьего сана. Преподобный отказался от столь великой чести. "Прости, Владыко, – отвечал он, – я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете". Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия благословения и молитвы. "Если враги хотят от нас чести и славы, – сказал ему Преподобный, – дадим им; если хотят злата и сребра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить". Эти слова преподобного Сергия являются как бы истолкованием известных евангельских слов: " Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). Именно за эту верность небесному идеалу, которой наши благочестивые предки учились у ног великих русских святых, Господь щедро подавал Руси ее экономическую и политическую мощь. Небесное и земное удивительно соединялось в истории нашей святой Отчизны. И битва на поле Куликовом 8 сентября 1380 года началась с того, что схимонах нашего монастыря Александр Пересвет, пришедший на поле брани из послушания преподобному Сергию, приняв вызов татарского богатыря, поразил его и сам пал жертвой этого поединка.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам...

Преподобный и после своей блаженной кончины не оставлял своей обители. В 1408 году во время игуменства преподобного Никона Радонежского († 1426) все постройки нашего монастыря были сожжены при нашествии полчищ татарского хана Едигея, но, благодаря чудесному предупреждению преподобного Сергия о грядущем нашествии, братия успела удалиться, сохранив от осквернения святыни и книги.

В 1422 году при строительстве первого каменного храма нашего монастыря, Троицкого, были обретены святые мощи преподобного Сергия, которые и стали главной святыней этого храма. И вот уже более шестисот лет мощи Преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне. Исцеления больных и изгнания бесов, помощь в скорбных семейных и тяжелых жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе — множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия. Недавно были опубликованы свидетельства о чудесах и исцелениях от мощей преподобного Сергия в наши дни.

Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон, также прославленный Церковью в лике преподобных. В историю нашей обители преподобный Никон вошел как ее строитель и благоукраситель, продолжатель дела своего духовного отца. Именно преподобному Никону довелось восстанавливать обитель после разорительного нашествия хана Едигея. При виде пепелища на месте родной обители преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1412 году в день памяти преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца.

О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения – близ преподобного Сергия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию – Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и был погребен близ раки преподобного Сергия.

Именно преподобным Никоном для росписи Троицкого собора были приглашены лучшие иконописцы – преподобные иноки Андрей Рублев († ок. 1427) и Даниил Черный. Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем Рублевым была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы – величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию.

Православная икона – это окно в иной мир, и человек, благоговейно предстоящий перед ней, без многих слов и доказательств убеждается в бытии удивительного мира Божией святости и красоты. "Евангелие научает нас святой жизни, а икона эту жизнь показывает", – писал один из современных знатоков иконописи. Иконостас православного храма (кстати, до иконостаса Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов) зримо указывает на то, что в богослужении принимают участие члены не только земной, но и Небесной Церкви. Богоматерь, пророки, апостолы, мученики Христовы молятся с нами и о нас, и эта связь отдельных частей Единой Христовой Церкви жива и непрестанна. Ереси иконоборцев древних (VIII – IX вв.) и иконоборцев современных (многочисленные протестантские течения) не являются лишь "отвлеченным богословием". Иконоборцы всех времен разрушали и разрушают связь между земной и Небесной Церковью, и понятна ревность о Православии святых, знающих о торжествующей реальности этой связи.

Впоследствии, в связи с общим упадком духовной жизни, церковное искусство становилось все более и более земным, превращаясь, в лучшем случае, в благочестивую иллюстрацию сюжетов Священного Писания. Этот процесс очень хорошо заметен, например, при сравнении икон преподобного Андрея Рублева и религиозной живописи в некоторых других храмах нашей Лавры. Но Дух Святой дышит где хочет (Ин. 3, 8), и многочисленные иконы, написанные с отступлением от иконописных канонов, прославлены от Господа благодатью чудес и исцелений.

В Троицком соборе в наши дни совершаются монашеские постриги. Как во времена преподобного Сергия, так и сейчас всякий человек, приступающий работать Господу, дает Ему три обета – обет безбрачия, нестяжания и послушания. Постригаемый трижды подает игумену ножницы в знак того, что его никто не принуждает к выбору иноческого пути. После этого игумен трижды крестообразно постригает волосы на его главе. При постриге человеку дается новое имя, как символ того, что он родился для жизни новой, осмысленной святостью.

Вплотную к Троицкому собору примыкает придел в честь преподобного Никона Радонежского, построенный в 1548 году. Святой учитель и его святой ученик вместе предстоят пред Господом в Его Небесном Царстве, а здесь, на земле, в нескольких шагах друг от друга покоятся их честные останки.

Зеленая пристройка к Никоновскому приделу носит название "Палатка трех мощей". В ней находятся мощи святителя Иоасафа, митрополита Московского, святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, и преподобного Дионисия Радонежского, в разное время бывших настоятелями нашего монастыря. Имя последнего святого напоминает нам о времени, получившем в русской истории название Смутного. Как тогда, в начале XVII века, так и сейчас, в начале XXI, внешние беды и нестроения были проявлением тяжких духовных недугов, которыми страдала Россия. В сентябре 1608 года наша обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев. Осажденных было всего 2000 человек, но они решительно отказались от предложения сдаться. Лишь заступничеством преподобного Сергия можно объяснить то, что 16-месячная осада не принесла полякам успеха. Защитники обители неоднократно видели помогавшего им преподобного Сергия. В "Сказании об осаде" описываются удивительные случаи благодатной Божией помощи осажденным в это критическое для обители и всей Русской земли время.

После снятия осады в январе 1610 года настоятелем монастыря стал cвятой архимандрит Дионисий. Помощь раненым и уход за больными, питание алчущих и предоставление крова бездомным – вот основные занятия троицких иноков того времени. Когда московские купцы, корыстно используя время разрухи, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все запасы монастырской пшеницы, сбив цену и сохранив жизнь тысячам людей.

Прекращение cмуты в Московском государстве в начале XVII века тоже связано с именем преподобного Дионисия Радонежского. Ученик святого Патриарха Ермогена, преподобный Дионисий, так же горячо, как и он, любил Русскую землю и страдал вместе с ней. Вместе с келарем обители Авраамием Палицыным он посылал во все концы Отечества грамоты, призывавшие к борьбе с "ворами". В октябре 1611 года одна из таких грамот достигла Нижнего Новгорода, где незадолго до этого благочестивому горожанину Косме Минину Сухоруку трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы.

Вскоре стараниями Космы Минина и нижегородцев было собрано ополчение, которое возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. В августе 1612 года нижегородское ополчение пошло на Москву и у стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен. Летопись говорит, что, когда ополченцы подходили к монастырю и выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы, что многие восприняли это как знак Божия неблаговоления к их походу. Но когда молебен был закончен, воинов, лошадей и пушки окропили святой водой, то противный ветер утих и неожиданно подул сильный ветер по направлению к Москве, как бы от самого гроба преподобного Сергия.

25 октября 1612 года преподобный Дионисий служил еще один – благодарственный молебен в Успенском соборе освобожденного Московского Кремля.

Трудно переоценить значение Троице-Сергиева монастыря в судьбах России. Великий Игумен земли Русской преподобный Сергий никогда не оставлял нашу Родину своим заступничеством и молитвенным покровом. И сейчас как никогда мы должны особенно усердно прибегать к его помощи, потому что наша жизнь стала настолько страшна, что только Божие чудо сможет изменить ее к лучшему...

После окончания Смуты святому Дионисию было поручено исправление богослужебных книг. Это вызвало зависть его недоброжелателей. По их доносу святой был брошен в темницу. Ему было предписано ежедневно в присутствии толпы народа совершать тысячу земных поклонов. Не довольствуясь этим, Преподобный добавлял еще тысячу поклонов от себя. Он говорил жалевшим его, что происходящее с ним не беда, а лишь всеблагое проявление Промысла Божия, устрояющего спасение каждого человека. Это отношение святого страдальца к скорбным жизненным обстоятельствам может служить надежным ориентиром и для нас, зачастую "лучше Бога" знающих, что нам полезно, и малодушно убегающих скорби Креста Христова.

Здание Митрополичьих покоев приобрело современный вид в конце XVIII века. Здесь останавливается Святейший Патриарх Алексий II. Патриарх – настоятель Троице-Сергиевой Лавры, а повседневное управление обителью возложено на патриаршего наместника в сане архимандрита.

Ансамбль Соборной площади украшает прекрасная белая церковь Сошествия Святаго Духа на апостолов. Она была построена в 1476–1477 годах псковскими мастерами. У северной стены этой церкви, под спудом, покоятся мощи преподобного Максима Грека. Выходец из Греции, получивший прекрасное образование в Европе, он убедился в том, что идеалы эпохи Возрождения глубоко чужды Евангелию Господа нашего Иисуса Христа. Максим Грек удалился на Афон, где принял монашеский постриг. В 1518 году он прибыл на Русь. В Москве Максим Грек занимался книжными трудами и переводами. Около 1525 года он был оклеветан и большую часть своей жизни на Руси провел в темницах и изгнаниях. На стене темницы, в которую он был заключен, преподобный Максим углем пишет канон Святому Духу.

Святой Максим Грек известен также как ревнитель о христианской нравственности. Когда Великий князь Василий III захотел развестись со своей законной женой Соломонией Сабуровой и жениться на Елене Глинской, святой Максим обличил государя, напоминая ему о высоте и святости христианского брака. Василий III не послушал преподобного Максима, а от брака, который обличал преподобный, родился будущий государь Иоанн IV Грозный. Преподобный Максим скончался в 1556 году. Известны случаи исцелений и избавлений от опасности по его святым молитвам.

Успенский собор начал строиться в 1559 году. Вся история его постройки связана с именем Иоанна Грозного – первого русского царя. В 1585 году, через год после его кончины, собор был торжественно освящен. Кроме главного престола, в честь Успения Божией Матери, за иконостасом собора находятся еще три придела. Один из них, в честь Святителя Николая Чудотворца, был устроен 9 мая 1609 года. Тогда, в разгар осады, в монастыре началась повальная цинга, уносившая множество жизней. Иноки обратились к помощи и заступлению святителя Николая и освятили придел в его честь в Успенском соборе. После этого эпидемия пошла на убыль. Два других придела освящены в честь святых великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины. Имена этих святых носили государь Феодор Иоаннович и его супруга царица Ирина, в царствование которых и был освящен Успенской собор. На столпе в юго-восточной части собора находится икона святых Феодора Стратилата и Ирины. Мы видим, как благоговейно относились к своим небесным покровителям наши предки, устраивая в их честь храмы, помещая там их иконы. И каждому из нас дается в Таинстве Святого Крещения имя того или иного святого Православной Церкви. День, когда Церковь празднует его память, является днем нашего тезоименитства, или именин. Мы должны особо чтить память нашего небесного ходатая: изучать его Житие, подражать его добродетелям, особо молиться ему, почитать день его памяти церковной молитвой и причащением Святых Христовых Таин. В лавках и киосках нашей Лавры можно приобрести иконы многих святых, их жизнеописания и творения, а также другие святыни и духовную литературу.

В Успенском соборе находятся мощи двух святых московских митрополитов прошлого века – святителя Филарета (Дроздова; † 1867) <в 2004 году перенесены в Храм Христа Спасителя в Москве> и его преемника по Московской кафедре, святителя Иннокентия (Вениаминова; † 1879). Святитель Филарет известен как подвижник, выдающийся проповедник, богослов и церковный администратор.

В историю русской культуры навсегда вошла его прекрасная поэтическая переписка с А. С.Пушкиным.

"Дар напрасный, дар случайный жизнь, зачем ты мне дана иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена..." – вопрошал великий поэт, измученный пустотою своей жизни.

"Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана. Не без воли Бога тайной и на казнь осуждена..." – эти слова духовного вразумления и утешения он получил в ответ от святителя Филарета.

Святитель Иннокентий, апостол Америки и Аляски, проповедник слова Божия на Алеутских островах, с 1868 года – московский митрополит.

В Успенском соборе находится также деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год. Это одна из святынь нашей обители.

В крипте под Успенским собором покоится прах двух последних русских Патриархов – Алексия I († 1970) и Пимена († 1990). В криптовом храме три престола. Центральный посвящен Всем святым, в земле Российской просиявшим. Множество угодников Божиих давала Православию наша земля во все времена. Их число особенно увеличилось в недавние годы гонений, постигших Русскую Церковь. Новомученики и исповедники Российские – почти наши современники, кровью засвидетельствовавшие свою верность Христу.

Строительство Трапезного храма было завершено в 1692 году. В этом году наша Церковь праздновала 300-летие со дня кончины преподобного Сергия. В честь Преподобного и был освящен главный престол этого храма. Первоначальный иконостас храма не сохранился. В 1948 году здесь был установлен иконостас из разрушенного в 30-е годы нашего века московского храма Николы Большой Крест. В Трапезном храме есть еще два малых придела – во имя преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. Эти приделы были устроены в 50-е годы нашего века. Долгое время была неизвестна судьба святых мощей Иоасафа Белгородского и Серафима Саровского, оскверненных в безбожные годы. И только в 1991 году в Казанском соборе Петербурга были чудесным образом обретены мощи двух этих святых. А в нашем храме приделы в их честь существовали рядом друг с другом уже около сорока лет! Это одно из многочисленных свидетельств Промысла и Всеведения Божия. И каждый из нас, вглядевшись в собственную жизнь, увидит явные случаи Божией помощи лично ему. Как говорил один из лаврских проповедников: "Нет людей, которым не помогал бы Бог – есть люди, у которых плохая память..."

Возле Трапезного храма находится небольшая церковь в честь явления Божией Матери преподобному Сергию. Свидетелем этого дивного события, во многом определившего последующую историю нашей обители, сподобился быть ученик и келейник преподобного Сергия – преподобный Михей Радонежский. "Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение" – такие слова услышал однажды святой Михей от своего игумена. И тотчас Сама Пречистая Владычица Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова явилась и великой славе Своему избраннику. "Нe скорби об обители твоей, – сказала Она преподобному, – отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу, Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его..." В 1734 году над гробницей преподобного Михея была построена церковь в честь этого события. церковь называют также Михеевской.

В 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора был обретен целебный источник. От воды из этого источника получил исцеление слепой монах Пафнутий. Последующие чудеса утвердили православный народ в вере в чудодейственность этой воды, и к источнику потянулись страждущие со всех концов России. Часовня над источником была сооружена в конце XVII века.
Сень над чашей с крестом – самое позднее архитектурное сооружение нашей обители – была устроена в 1873 году. Памятный обелиск сооружен в 1792 году. На каждой стороне обелиска находятся памятные медальоны, на которых увековечены заслуги Лавры перед Отечеством.

Колокольня Лавры – самая высокая в России. Ее высота – 88,5 метра. Колокольня строилась более 30 лет и была закончена в 1770-х годах. До революции лаврская звонница насчитывала 42 колокола. Самый большой из них (и самый большой в России), царь-колокол, весом в 67 – тонн, в конце 20-х годов нашего века был сброшен с колокольни и разбит. За несколько лет до этого было совершено одно из самых кощунственных деяний безбожных лет – вскрытие мощей преподобного Сергия. Это произошло 11 апреля 1919 года. Вокруг колокольни плотным кольцом стояли красноармейцы: "строителей новой жизни" не отпускал страх, что колокола своим звоном соберут верующих к Лавре. Но на другой день колокола все же зазвонили! Собралось великое множество людей, желавших приложиться к мощам аввы Сергия. Очевидец вспоминает, что, прикладываясь к открытым мощам, многие закрывали глаза, "чтобы не оскорбить своим грязным взглядом наготу Преподобного". Сейчас наша звонница насчитывает 23 колокола – почти вполовину меньше, чем до революции.

Лавра была национализирована решением СНК 1 ноября 1918 года Спустя год, 10 ноября 1919 года, согласно решению Сергиевского исполкома, монастырь был закрыт. Последний наместник "старой" Лавры архимандрит Кронид, немощный и ослепший старец, к концу жизни, в 1937 году, был арестован по сфабрикованному обвинению и расстрелян. Возобновление Лавры как монастыря Русской Православной Церкви произошло в 1946 году. С 1919 по 1946 год в Лавре располагались музей, педагогический институт, другие организации. В некоторых зданиях жили люди. На Пасху 1946 года в Успенском соборе возрожденной обители состоялось первое богослужение.

Сейчас в Троице-Сергиевой Лавре около двухсот монахов. Их силами ежедневно в храмах Лавры совершается богослужение; кроме того, монахи несут многочисленные послушания: исповедь паломников, издательская деятельность, пастырское окормление заключенных и многое другое. Через церковную и келейную молитву, послушание, а особенно через благодатную силу церковных Таинств Господь подает им силы нести свой жизненный крест. К спасительным Таинствам церковным должны прибегать не только монахи, но и все православные христиане. Войдя в церковь Христову, в Таинство Святого Крещения, мы не должны думать, что этого достаточно и что теперь мы можем появляться в церкви только раз или два в год, например освящать куличи на Пасху. Нет, быть членом Церкви – это очень ответственно, и без помощи Божией мы не сможем понести на себе благое бремя Христова Креста. В церковных Таинствах нам и подается особая помощь от Господа для достижения спасения. Мы очищаем свою душу в Таинстве Покаяния, причащаемся Святых Тела и Крови Христовых в Таинстве Божественной Евхаристии, соединяясь в этом Таинстве с Самим Господом Иисусом Христом. Для людей, страждущих телесными и душевными недугами, в Церкви есть Таинство Святого Елеосвящения; если христиане вступают в брак, то Церковь благословляет их на это в Таинстве Брака. Мы видим, что поистине безрассудно поступают те христиане, которые сами лишают себя благодатной помощи Божией, избегая, а зачастую и не подозревая о том, какое сокровище находится в Церкви и что они могут унаследовать это сокровище, стоит им лишь войти в церковь и начать жить ее святой жизнью.

Белая шатровая церковь в честь Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев, была построена в 1637 году. В больничных палатах при этой церкви находились больница и приют для престарелых и больных монахов. Недавно монастырю были возвращены эти помещения, и сейчас силами братии здесь восстанавливается монастырская больница.

Если встать между Троицким собором, построенном в 1422 году, и сооруженной в 1745–1748 годах Смоленской церковью, то можно проследить трехсотлетний путь развития русской храмовой архитектуры. Церковное искусство постепенно утрачивало свою строгость, целомудренность и подчеркнутый аскетизм. К XVIII веку оно почти совсем потеряло изначальную неотмирность, став вполне земным – пышным, изысканным и бездуховным. Внешнее является выразителем внутреннего, и всякое искусство отображает духовный уровень своей эпохи. Но тем не менее храм остается храмом, независимо от архитектуры. Храм – это место особого благодатного присутствия Божия. И сооружение нашей церкви в середине XVIII века связано с тем, что на этом месте, в монастырской поварне, благодатной силой исцелений прославилась Смоленская икона Божией Матери.

Однажды ночью преподобный Сергий увидел великое множество прекрасных белых птиц, круживших над его монастырем. Господь сказал своему избраннику, что столь же велико и прекрасно будет число его учеников и последователей. Действительно, еще при жизни Преподобного его ученики основали 25 монастырей. После его смерти это число увеличилось до 70. Среди последователей Преподобного насчитывают несколько десятков канонизированных святых. Глубоко символично, что в стенах Лавры находятся Московские Духовные школы. Сейчас в наших Духовных школах – "большой келье преподобного Сергия" учится более шестисот человек – будущих служителей слова Божия и пастырей стада Христова. После четырех лет учебы в семинарии желающие могут продолжить свое образование в Духовной академии. В состав Духовных школ входят также регентская и иконописная школы, в которых возрождаются древние традиции церковного искусства. В Духовных школах учатся представители многих епархий нашей Церкви, посланцы других Поместных Православных Церквей. Выпускники семинарии и академии несут людям слово Христовой истины.

Надвратная церковь была построена в 1699 году на средства богатых и именитых людей того времени Строгановых. По завершении строительных работ храм был освящен в честь Рождества святого Иоанна Предтечи – проповедника покаяния. И глубоко символично, что сейчас именно в этом храме совершается Таинство Покаяния для многочисленных паломников и богомольцев. Каждое утро многие люди стекаются в этот храм, исповедуют здесь свои согрешения, облегчают совесть и получают новые, благодатные, силы нести жизненный крест. Лаврские духовники – монахи, имеющие сан священника, – помогают им в решении недоуменных вопросов духовной жизни.

Для человека крещеного, но не живущего церковной жизнью путь ко спасению должен начаться с покаяния. И в первую очередь покаяния можно с любовью пожелать тем, кого Господь по-разному промыслительно приводит в святую Лавру преподобного Сергия. Можно надеяться на то, что в следующий раз они приедут сюда уже не как туристы или экскурсанты, а как люди, испытавшие личную потребность припасть к этому неиссякаемому источнику благодати и напоить свои души живой Христовой водой.

 


Смотрите также

Описание: