Санаксарская обитель где находится


Санаксарский монастырь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 декабря 2018; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 декабря 2018; проверки требуют 5 правок.

Рождество-Богородичный Санакса́рский монастырь — православный мужской монастырь в Краснослободской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви (Республика Мордовия, Темников; до 1918 года был в Тамбовской епархии).

Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Реверс памятной двадцатипятирублёвой монеты с изображением Санаксарского монастыря.

Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.

Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774).

Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём.

Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

Святой источник преподобного Феодора и купальни в лесу неподалёку от Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря.

27 мая 1915 года настоятелем обители был избран Александр (Уродов), который был смещён братией в марте 1918 года и взят под стражу[1]; впоследствии он был настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни и наместником Седмиезерной пустыни (8 сентября 2001 года в селе Соболеве были обретены его мощи, которые были перенесены в монастырь).

В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт.

Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии[2]. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию.

6 июня 2001 года скончался подвизавшийся в обители старец схиигумен Иероним (Верендякин), почитаемый некоторыми[3].

На территории монастыря находится лесопильный комплекс и цех по производству свечей.

Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России.

23 октября 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил в должности священноархимандрита Климента, епископа Краснослободского и Темниковского[4].

настоятели
наместники
  • Преподобный Феодор Санаксарский, иеромонах. Возобновитель монастыря.
  • Преподобноисповедник Александр Санаксарский, архимандрит.
  • Священномученик Кирион, католикос-патриарх Грузии. После событий 1908 года был сослан в монастырь, где находился до 1915 года.
  • Святой праведный воин Феодор Ушаков.

Паломничество в Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь – Азбука паломника

Россия Республика Мордовия поселок Санаксарь

Идёт загрузка карты…

{"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":{"text":"","title":"","link":"","lat":54.65306000000000352656570612452924251556396484375,"lon":43.165559999999999263309291563928127288818359375,"icon":""},"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":8,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\" title=\"\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e-\u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0421\u0430\u043d\u0430\u043a\u0441\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\"\u003E\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e-\u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0421\u0430\u043d\u0430\u043a\u0441\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\"/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\" title=\"\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\"\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: '''\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e-\u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0421\u0430\u043d\u0430\u043a\u0441\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c''' \u0431\u044b\u043b \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0432 1659 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0438\u0433\u0443\u043c\u0435\u043d\u043e\u043c \u0424\u0435\u043e\u0434\u043e\u0441\u0438\u0435\u043c \u043f\u043e \u043f\u0440\u043e\u0441\u044c\u0431\u0435 \u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u0422\u0435\u043c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430 \u0434\u0432\u043e\u0440\u044f\u043d\u0438\u043d\u0430 \u043f\u0438\u0441\u0446\u0430 \u041b\u0443\u043a\u0438 \u0415\u0432\u0441\u044e\u043a\u043e\u0432\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0434\u0430\u043b \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u043f\u043e\u0434 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0443\u044e \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c. \u041f\u0440\u0438 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0446\u0430","title":"\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e-\u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0421\u0430\u043d\u0430\u043a\u0441\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c","link":"","lat":54.65306000000000352656570612452924251556396484375,"lon":43.165559999999999263309291563928127288818359375,"icon":""}]}

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь был основан в 1659 году игуменом Феодосием по просьбе жителя города Темникова дворянина писца Луки Евсюкова, который дал место под будущую обитель. При монастыре действует гостиница

История

Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской. Реверс памятной двадцатипятирублёвой монеты с изображением Санаксарского монастыря.

Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.

Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774).

Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём.

Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве. Святой источник преподобного Феодора и купальни в лесу неподалёку от Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря.

27 мая 1915 года настоятелем обители был избран Александр (Уродов), который был смещён братией в марте 1918 года и взят под стражу; впоследствии он был настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни и наместником Седмиезерной пустыни (8 сентября 2001 года в селе Соболеве были обретены его мощи, которые были перенесены в монастырь).

В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт.

Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию.

6 июня 2001 года скончался подвизавшийся в обители старец схиигумен Иероним (Верендякин), почитаемый некоторыми.

На территории монастыря находится лесопильный комплекс и цех по производству свечей.

Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России.

23 октября 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил в должности священноархимандрита Климента, епископа Краснослободского и Темниковского.

Святые

  • Преподобный Феодор Санаксарский, иеромонах. Возобновитель монастыря.
  • Преподобноисповедник Александр Санаксарский, архимандрит.
  • Священномученик Кирион, католикос-патриарх Грузии. После событий 1908 года был сослан в монастырь, где находился до 1915 года.

Святыни

Святой источник преподобного Феодора и купальни в лесу неподалёку от Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря.
  • святой источник преподобного Феодора
  • мощи святых Преподобного Феодора Санаксарского, Праведного воина Феодора Ушакова и священноисповедника игумена Александра

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября

Как добраться

Адрес: 431220, Республика Мордовия, г.Темников Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

Телефоны: (83445) 2-91-70 , 2-91-02, факс (83445) 2-91-77

Проезд: Добраться до монастыря можно как на паломнических автобусах, которые регулярно совершают поездки из Москвы, Саратова, Тольятти, Воронежа и других городов, так и своим ходом на автомашине (от Москвы по "Рязанке") или на поезде и автобусе до г.Темникова. От г.Темникова можно пройти напрямую - через пешеходный мост (летом) и далее полем (4 км от автовокзала), либо на попутном транспорте от поворота у автовокзала (16 км) до деревни Алексеевки и далее пешком до монастыря, либо до самого монастыря.

Паломнику

Памятка для паломников:

  • Гостиницы монастыря имеют ограниченные возможности к принятию паломников. Пожалуйста, о свободных местах для ночёвки узнавайте у гостинника до своего приезда.
  • Паломники могут проживать в монастырской гостинице 3-е суток.
  • Для поселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.
  • Паломники обязаны строго посещать все монастырские службы и выполнять требования монастырского устава и распорядка.
  • Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной - бесплатно.
  • По прочим вопросам обращаться к Гостинику по тел: 8 - 917 - 990 - 14 - 66

Для желающих потрудиться в монастыре во славу Божию существуют следующие требования:

  • Принимаются только мужчины возрастом не моложе 18 лет.
  • При себе необходимо иметь общегражданский паспорт с регистрацией по месту постоянного проживания,так же желательно наличие страхового полиса.
  • Необходимо неукоснительное соблюдение устава, распорядка и прочих правил поведения в монастыре.
  • Добросовестное выполнение порученной работы.
  • Бережное отношение к имуществу монастыря.
  • Употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено.

При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.

Фото

Видео

Рождества Богородичный Санаксарский монастырь

Фильм Санаксарский монастырь

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

Ссылки

Санаксарский монастырь

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Древо

Санаксарский монастырь
Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Темникове Краснослободской епархии

Расположен в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей - богатые разнотравьем пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века.

В 1659 году житель города Темникова, писец и служилый дворянин Лука Евсюков, владея землею на берегу Мокши, нашел место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой, а потому, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать монастырь. Для этой цели пригласил он из опустелого Старо-Кадомского монастыря старца игумена Феодосия, который впоследствии решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно, пришедших из Старо-Кадомской обители братий и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий сначала построил часовню для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства монастыря, построили необходимые для жилья келии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия, прожило таким образом в убожестве около десяти лет.

В 1669 году жители Темникова вместе с игуменом Феодосием просили Святейшаго Патриарха Иоасафа II благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде сие желание исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего Патриарха Иосафа II дана благословенная грамота на построение церкви и монастыря. Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.

Старец первоначальник игумен Феодосий прожил в Санаксарской пустыне до 1681 года. После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. В управление их деревянная Владимирская Сретенская церковь, за ветхостью, разобрана, и построена новая, тоже деревянная, холодная.

12 марта 1730 года при строителе иеросхимонахе Петре на прошение его по указу из Синодального казенного приказа дозволено построить вторую церковь, деревянную теплую, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью - нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток.

24 февраля 1752 года, по указу Суздальской духовной консистории, определен в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Евфимиева монастыря. Пробыв здесь один год, видя недостаток в братии и скудость во всем в обители, - он просил опять Суздальскую консисторию о возвращении своем в Спасо-Евфимиев монастырь, куда и уволен был в 1753 году, указом марта 17 дня, а Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару и при том благоустроенной.

Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. С этого времени увеличилось число братии, и трудами о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная. В 1774 г. св. Феодор по ложному навету был сослан в Соловецкий монастырь.

В 1776 году были освящены: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; а над святыми вратами под колокольнею - церковь во имя Преображения Господня. В том же 1776 году окончена кладкой колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. В 1777 году на северной стороне к реке Мокше начат строением трапезный каменный корпус двухэтажный, в длину на четырнадцати саженях, и в два года окончен. Вверху помещается трапеза с кухнею, а внизу хлебопекарня с кладовыми для муки и разных хозяйственных продуктов.

16 августа 1780 года была освящена соборная главная церковь Рождества Богородицы. Больничная Владимирская церковь по плану живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годахи освящена 6 июня 1782 года.

В 1781 году по южной стороне, в линию с больничными келиями, построен корпус для братских келий, двухэтажный на четырнадцати саженях длины, в параллель и симметрию с трапезным корпусом на северной стороне. В 1782 году на той же южной стороне через небольшой интервал построен двухэтажный каменный корпус братских келий на протяжении двадцати двух саженей; в нем в нижнем этаже устроена общая комната-мастерская для монастырских портных и сапожников. В интервал между означенными корпусами проведена каменная оградная стена и на ней построена небольшая башня со шпилем, и внизу - с открытыми кладовыми для дров и других хозяйственных предметов. В 1783 и 1784 годах на противоположной северной стороне, в симметрию, на протяжении двадцати двух саженей, построен каменный двухэтажный корпус, с подобною же башнею в стене. В нем устроены помещения: для настоятеля, казначея и братии вверху, а внизу кладовая, рухлядная палатка и келии для нескольких братий. В 1784 и 1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен корпусов, построена внешняя каменная ограда, обвивающая всю возвышенную площадь монастыря с трех сторон: от реки, от озера Санаксар и от лугов. Ограда эта построена с отступом от стен жилых строений на четыре и более сажени; состоит из арок вышиной с подошвы в три и более аршина. По этой внешней ограде в дни Святой Пасхи, в престольные и другие праздничные дни бывали вокруг монастыря крестные ходы. В том же году по обе стороны колокольни к ограде пристроены два малых корпуса для просфорни и столярных работ; а в северо-восточном углу построены погреба и квасоварня, с башнею и келиями в ней.

В эти годы в обители Санаксарской всей братии: монахов манатейных, рясофорных, а также послушников по письменным отпускам, - проживало до ста человек, а иногда и более. По примеру древних обителей палестинских и русских постановлено было в Санаксаре священным правилом приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания принимать и по возможности успокаивать во всем: в помещении, пище и в духовных нуждах. Также приходящим бедным странникам и нищим в нуждах их посильно помогать. При больничных келиях была устроена небольшая аптечка с необходимыми медикаментами - для своих братий болящих и для некоторых из окрестных приходивших больных. В 1786 и 1787 годах за монастырем в расстоянии от святых врат саженей на пятнадцать построен для богомольцев из благородных классов двухэтажный каменный дом с устройством приличных номеров. В нижнем этаже - особая небольшая трапезная комната и при ней кухня. В 1793 году в линию между гостиным домом и конюшенным выстроен каменный двухэтажный дом для помещения простого звания богомольцев, с необходимыми келиями. К гостиным домам пристроено двое каменных ворот.

"Словарь географический Российского государства", изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь "есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению".

28 августа 1810 года настоятель иеромонах Филарет с братиею совершил освящение новоустроенного Воскресенского кладбищенского храма, построенного в 1805-1810 годах.

С 1810 года поселился рядом с монастырем в деревне Алексеевке адмирал Российского флота Ф. Ф. Ушаков, будучи до самой кончины своей ревностнейшим богомольцем и благотворителем обители (+ 1817).

Последний игумен предреволюционного периода, преподобноисповедник Александр (Орудов), старался вернуть монастырь к строгому уставу времен преподобного Феодора Санаксарского. Это восстановило против него часть братии. На гребне бунтарских революционных настроений в 1918 году часть монастырской братии, поддерживаемая большевиками, учинили бунт и изгнали настоятеля. Вскоре после этого в 1920-е гг. монастырь был закрыт, насельники репрессированы, святыни поруганы и уничтожены.

Летом 1991 года обитель начала возрождаться. В монастыре было налажено хозяйство.

Статистика

  • 2000-е - более 80 насельников [1].

Храмы

На территории монастыря сохранились:

  • Воскресенская, кладбищенский храм за стенами монастыря
  • Преображения Господня, храм во втором ярусе колокольни
  • Рождества Богородицы, собор
  • Сретения Владимирской иконы Божией Матери, храм

Подворья

Святыни

Главная святыня монастыря - могилы двух Феодоров Ушаковых: игумена монастыря и его благочестивого племянника-адмирала, возле которых произошло множество чудесных исцелений. Недавно в монастыре произошло обновление древней Феодоровской иконы Божией Матери. Среди святынь также Казанский образ Пресвятой Богородицы. Целительную силу имеет святой источник о. Феодора, находящийся рядом с обителью.

Настоятели

Наместники

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта монастыря:
  • Страница справочника-путеводителя Русские церкви:
  • Сайт Русское православие:


[1]  Страница справочника-путеводителя Русские церкви, http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=mordovia&page=1

Санаксарский монастырь — последняя гавань адмирала Ушакова. Санаксарский мужской монастырь / Sanaksar monastery

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь расположился в заповедных лесах Мордовии на берегу реки Мокша. Дорога к нему ведёт через вековой сосновый бор, мимо болот и небольших озёр.

Понравилось!

11

Автор: AFINAPOST


Темниковский Санаксарский Рождество-Богородичный мужской общежительный монастырь был основан в 1659 году в царствование Алексея Михайловича.
Название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего у его стен озера Санаксар.

Главный вход в монастырь — колокольня со Святыми вратами, высотой 52 метра, открывается только при торжественных случаях, состоит их четырех ярусов с главою и крестом.

Во втором ярусе ее устроена малая, холодная церковь в честь Преображения Господня, освящена в 1776 году.

Колокольный звон достаточно сильный и благозвучный, главный колокол в 237 пудов.

Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы о пяти главах с вызолоченным червонным золотом крестом, имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже.


Церковь выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников в 1774 году.
Фасады церкви украшены многоцветной росписью, интерьер расписан старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративность и грациозная игра форм.
Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века.

Основные святыни Санаксарского монастыря — две раки святых, близких родственников, прп. Феодора Санаксарского и адмирала Фёдора Ушакова.

Рака святого праведного воина Федора Ушакова выполнена в виде корабля «Святой Павел», который находился во главе эскадры Федора Ушакова в войне с Францией. В ходе этой войны, во время Средиземноморского похода 1798 -1800 годов, эскадра под командованием вице-адмирала Ушакова не потеряла ни одного корабля и одержала победу. Император Павел I за победу на Корфу произвёл Ушакова в адмиралы.

В 1807 году Ф.Ф. Ушаков подал в отставку и поселился в своей усадьбе с. Алексеевка Темниковского уезда в трёх верстах от Санаксарского монастыря. Знак, где был дом адмирала.

Последние годы адмирал посвятил молитве и широкой благотворительной деятельности.
Остаток дней провёл крайне воздержанно и окончил жизнь свою 1817 г. октября 2-го дня,
погребён по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители
сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же
...

"Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России"

Рядом с ракой адмирала Ушакова стоит рака преподобного Феодора Санаксарского.
Великий подвижник тоже носил фамилию Ушаков и был дядей прославленного адмирала. Будучи дворянином он нес воинскую службу в гвар­дей­ском Пре­об­ра­жен­ском полку в
Санкт-Пе­тер­бур­ге. Однако, в двадцать лет оставил шумную столичную жизнь и грядущую блестящую карьеру и избрал стезю отшельника.
Иван Игнатьевич и его родной племянник Фёдор Фёдорович Ушаковы представители старого дворянского известного, но не богатого рода из ярославских земель.

Малая Родина адмирала Федора Ушакова. Храм и школа

Иван Игнатьевич родился в 1718 году и начал свою карьеру молодым офицером гвардейского полка в Санкт-Петербурге. Однажды на очередной гулянке какой-то юный офицер внезапно скончался прямо за столом. Это произвело неизгладимое впечатление на Ивана Игнатьевича – что вот так, без покаяния, можно умереть. Он дезертировал из армии и сбежал из столицы. Несколько лет скитался в лесах между Орлом и Брянском, не опустился, пытался вести строгую монашескую жизнь, хотя монахом не был.
Когда его поймали, императрица Елизавета, лично, изучив его дело и как он жил всё это время, помиловала его, и хотела оставить в гвардии, но Иван Игнатьевич упросил отпустить его в монахи.
Иван Игнатьевич был пострижен под именем Феодора и достаточно долго был монахом Саровского монастыря, пока его в 1762 году не уговорили стать настоятелем разрушающегося и очень бедного Санаксарского монастыря.
Настоятель Феодор был хорошим организатором, вёл аскетичный образ жизни, где мог, всегда защищал интересы слабых и обездоленных.
Все каменные строения в Санаксарском монастыре были возведены под руководством игумена Феодора. В 1774 году по доносу темниковского воеводы Феодор был осуждён и отправлен в качестве монаха под стражей в Соловки. Прихожане и некоторые иерархи церкви (Тихон Задонский) пытались заступаться за Феодора, в 1783 году Екатерина II пересмотрела дело и Феодор был реабилитирован. Последние свои годы до 1791 Феодор провёл в Санаксарском монастыре уважаемым и почитаемым старцем – Феодором Санаксарским
.


В юго-восточной части обители – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, хозяйственные службы, сад, ферма, и
другие строения. Недалеко от монастыря — Святой Феодоровский источник.
В время нашего посещения в монастыре шел ремонт. В огромных мешках ждал своего часа дорожный камень, а пока в монастырском дворе снимали грунт и завозили песок.

Могила адмирала Ушакова была в неприглядном виде.
— Ремонт, пожал плечами монах.


А несколькими годами раньше она была такой. Фото из инета.

Памятник перед монастырём, в виде паруса и бюста прославленному адмиралу, тоже требует ухода.


Санаксарский монастырь включён в проект маршрута "Золотое кольцо России", вот и затеян этот грандиозный ремонт. Всё когда-нибудь приведут в порядок.

В 1929 году на месте разграбленного монастыря существовала коммуна "Новая жизнь".
Наступил долгий период запустения и осквернения обители. Мародеры разрушили часовню над могилой адмирала Феодора Ушакова, перекопали монастырское кладбище.
Сбили главы с церквей, изуродовали благолепие.
Позже, когда хозяевами монастыря стала школа сельских механизаторов, в нижнем храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, стояли трактора...

В 1991 году была создана Мордовская Епархия и первым ее епископом стал Преосвященный Владыка Варсонофий, постриженник и воспитанник Троице-Сергиевой лавры. Одним из первых его деяний было открытие Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря.
Это событие совпало с двухсотлетием праведной кончины прп. Феодора, старца и игумена Санаксарского.

P.S. В последние годы болотистые низины стали богатым источником комаров, которые роем облепляют свеженьких неискушённых "новичков", а "бывалые" монахи поставили везде сетки,
и на окна келий, и на двери в храм.
Однако, будьте во всеоружии при атаке полчищ комаров и слепней!


Фотографировать в монастыре запрещено! Фото интерьера храма из инета.

описание, история и интересные факты

Санаксарский монастырь в Мордовии существует более 350 лет. На протяжении многих веков он является важным центром православия в регионе. Несмотря на долгие десятилетия запустения и осквернения, сегодня обитель принимает десятки тысяч паломников, которые приезжают туда, чтобы поклониться многочисленным святыням монастыря.

Основание

Санаксарский монастырь в Мордовии основан в 1659 году, когда на российском престоле находился царь Алексей Михайлович. Место для пустыни на левом берегу реки Мокши, в трех верстах от города Темникова, было отдано ей в дар писцом, происходящим из местных дворян, — Лукой Евсюковым. Он же пригласил из Старо-Кадомского монастыря ее первого настоятеля — игумена Феодосия. В 1676 году был построен первый храм обители, освященный в честь иконы Божией Матери Владимирской.

При игумене Феодоре

К 1750 годам Санаксарский Богородицкий монастырь, тогда еще имеющий статус пустыни, пришел в запустение. Причиной стало отсутствие благотворителей, а также замены почившим членам братии. В связи с этим было решено приписать обитель к Саровской пустыни, которая находилась в расцвете.

Возродилась Санаксарская святыня только при настоятеле Феодоре (в миру Иван Ушаков). За этот период, продлившийся более 10 лет (1764—1774), она стал духовным центром России наряду с Саровым. 7 марта 1765 года был издан высочайший указ, согласно которому Санаксары стали официально именоваться монастырем.

Настоятель Феодор происходил из небогатого дворянского рода и был младшим братом отца знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Он принял постриг в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году в Александро-Невской обители. С 1754 года монах Феодор жил в Санаксарах. Всего он провел в служении Господу 45 лет своей жизни и был похоронен в построенном им же самим храме. В 2004 году Феодор был представлен к почитанию преподобным Архиерейским собором РПЦ.

Игумен Иоил

Во второй половине 18 века обитель имела много сановитых почитателей в обеих столицах, поэтому получала от них щедрые пожертвования. В 1774 году настоятелем стал иеромонах Иоиль. Он был одним из 11 отставных гвардейцев-учеников преподобного Феодора и управлял монастырем четыре года.

Масштабное строительство

При Иоиле были освящены соборная теплая церковь и храм Преображения Господня, расположенный под колокольнею. Спустя 2 года монастырь был обнесен стеной. Она имела 33 сажени в длину и восемь аршин в вышину. В ней были сделаны проездные ворота, на углах 2 башни. В одной из них, расположенной на берегу реки Мокша, была устроена часовня, в другой — 2 кельи.

В конце 18-го века

Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.

В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.

В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.

В 19-м веке

В официальном документе, датируемом 1802 годом, содержится характеристика Санаксарской обители, согласно которой она «не уступает самым лучшим монастырям Российским». В другой записке того же периода упоминается, что большинство членов братии являются бывшими военными, принадлежащими к дворянскому сословию.

В 1810 году недалеко от Санаксарского монастыря, в приобретенной на собственные деньги деревне Алексеевка поселился Федор Ушаков. Он стал его главным благотворителем и тратил большие суммы для помощи братии и обустройства обители. Очень часто, особенно в период Великого поста, известный великий русский флотоводец селился в одной из келий и дни напролет молился вместе с братией, разделяя с ней скудную трапезу. Еще при жизни он завещал похоронить себя в Санаксарском монастыре. Когда 2 октября 1817 года адмирал Федор Ушаков скончался, его тело жители Темникова отнесли на руках в обитель и захоронили на его территории.

В начале прошлого столетия

Санаксарский мужской монастырь (где находится - см. ниже) с 1895-го управлялся настоятелем Августином, который принял постриг после отставки из армии, где служил каптенармусом в гвардейском Волынском полку. Он сделал немало для благоустройства обители, а после его кончины в 1915 году руководство братией было возложено на Александра Уродова.

В 1918 году революционные настроения проникли через монастырские стены, и взбунтовавшаяся часть монахов сместила настоятеля, и он был взят под стражу. Позже игумен стал настоятелем Свияжской Макарьевской, а затем наместником Седмиезерной пустыни.

В 1920 годы в монастыре действовала коммуна «Новая жизнь». В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. В итоге в 1929 году он был закрыт.

Период с 1930 по 1991 год

После закрытия Санаксары (монастырь в Мордовии) начал разрушаться как в результате набегов мародеров, так и под воздействием природных факторов. Первой «жертвой» мародеров стала часовня над могилой адмирала Ф. Ушакова. Кроме того, было разрушено и перекопано монастырское кладбище. Вандалы сбили главы с храмов, изуродовали росписи, устроили конюшню в притворе соборного храма.

Позже постройки обители передали в ведение школы сельских механизаторов и в некоторых из них организовали гаражи. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда советские власти решили восстановить Санасары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.

Восстановление

Горбачевская перестройка положила начало радикальным изменениям в сознании жителей бывшего Советского Союза в отношении религии и веры в бога. Не осталась в стороне и Мордовия. Санаксарский мужской монастырь был передан верующим постановлением Совета министров республики от 7 мая 1991 года. Через 2 недели, на Святую Троицу, наместник обители совершил там первую литургию.

Монастырь сегодня

В обители сегодня действует несколько храмов. В их числе :

  • собор Рождества пресвятой Богородицы;
  • церковь Преображения господня;
  • храм Владимирской иконы Божьей матери;
  • церковь Воскресенья Христова;
  • усыпальница-часовня схииигумена Иеронима.

В обители хранятся почитаемые иконы Казанской Божьей Матери, преподобных Александра Исповедника и Феодора Санаксарского, а также Пресвятой Богородицы.

Монастырь известен и своими святыми источниками. Главный из них находится в лесу, у дороги, которая ведет в обитель. Из него паломники могут испить или набрать в дальний путь прохладной святой водицы. Кроме того, там есть две купели для омовений, заключенные в терема. В купальнях есть поручни со ступенями, что позволяет пользоваться ими немощным и пожилым людям.

В монастыре действует церковная лавка. В ней представлен большой ассортимент церковной утвари, включая иконы, крестики, лампады, свечи, а также книги, сувениры, аудио- и видеокассеты православной тематики.

Как добраться

Адрес обители: г. Темников (431220), Россия, Мордовия, Санаксарский монастырь. Добраться туда можно:

  • Из Нижнего Новгорода или Арзамаса проехать автобусом до Дивеево. Далее автобусным маршрутом Вознесенск — Теньгушево — Темников.
  • По железной дороге до станций Потьма или Зубова Поляна. Далее примерно 100 км на автобусе до Темникова. Затем пройти пешком.
  • Из Темникова проехать на автобусе до деревни Алексеевка. Пройти 2 км пешком.
  • Из Темникова пройти пешком пройти через город до реки Мокшу. Переправиться на другой берег по мосту. Пройти 4 км пешком.
  • Выехать из Москвы или Саранска на автобусе, следующем до города Темникова.

Теперь вы знаете, чем примечателен Санаксарский монастырь в Мордовии, где захоронен Ушаков.

история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Красивейшее строение уникальной архитектуры на берегу реки Мокши, напоминает Кремль красной кладкой кирпича и белым обрамлением окон, дверей и арок, надолго остается в памяти паломников и туристов.

Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь — мужская обитель 17 века, расположенная в Мордовии, является гордостью республики, и относится к архитектурным памятникам России.

История появления монастыря

В 1659 году благочестивый боярин Лука Евсиков пожертвовал земли под строительство храма, для чего пригласил строителей и старца Феодосия, которого почитали за духовное наставничество. Проживавший ранее в Кадомско-Троицком монастыре, старец Феодосий с первой поездки в Темниково настолько был очарован красотой и величием этих мест, что принял предложение писца Евсикова и до конца жизни остался здесь жить.

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

Монахи, прибывшие с Феодосием, возвели небольшую часовню, в которой проводили богослужения, в то же время возводили церковь в честь иконы Божьей Матери «Владимирская».

О других православных обителях:

В 1679 году храмовые постройки ветшают, не имея сильных покровителей, Санаксарский мужской монастырь к 1759 году приходит в запустение и его присоединяют к Санаксарской пустыни. Материальное положение Темниковской мужской обители и ее духовное возрастание изменилось с приходом Федора Ушакова, родного дяди знаменитого адмирала российского флота Федора Ушакова.

В годы настоятельства преподобного Федора Ушакова обитель расцветает, ее спонсором является сама императрица Елизавета.

  • Деревянные постройки постепенно заменяли каменными.
  • 1765 год стал официальным годом рождения Богородичного Санаксарского мужского монастыря.
  • В 1774 году по ложному обвинению настоятель Федор был сослан на Соловки на 9 лет, его место занял отец Иоил, ученик Ушакова. Он и продолжил начатое строительство, возведя за несколько лет колокольню, каменную ограду, трапезную и башенки, освятив Преображенский храм.
  • В 1983 году вернулся из ссылки Федор Ушаков, он жил при монастыре до самой смерти, в 1891 году был похоронен на монастырском кладбище.

Рядом с могилой дяди в 1817 году появилась могила адмирала Ушакова, будущего святого Воина, который свои последние дни провел в Санаксарской мужской святыне.

Икона праведного Феодора Ушакова, адмирала Российского флота

К началу 19 века Темниковский Богородичный монастырь является одной из лучших Российской мужской обителью, в ней проживало более ста монахов, которые денно и нощно служили всем нуждающимся.

В начале 20 века настоятелем мордовской святыни стал старец Августин, стараниями которого монастырская территория преобразилась в прекрасное место с парком и клумбами.

Об иконах Божьей Матери:

В 1915 году настоятелем обители назначается отец Александр (Уваров), который в 1918 году был взят под стражу, после освобождения вернулся в Свияжскую пустыню.

Интересно! Археологи и истории так и не пришли к общему мнению относительно названия мордовской святыни, то ли Санаксарским монастырь назвали по названию озера Санаксар, расположенного неподалеку, то ли название обители происходит от древнерусского слова «Синаксар» — «короткая святая жизнь».

Время революции и полного разорения

Глядя на великолепные современные постройки Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, трудно поверить, что в 1929 году, после закрытия, мужская обитель подверглась жестокому мародерству и ограблению.

В течение шестидесяти лет храмовые стены ветшали, их разбирали на кирпичи. В поисках богатств было перекопано монастырское кладбище, вскрыты могилы не только монахов, но и Ушаковых.

Купальни возле Санаксарского монастыря

Соборный храм был отдан под конюшню, в церквях время от времени располагались училища. Конец запустению был положен в 1991 году.

Современное состояние мужской святыни в Темниково

7 марта 1991 года полуразрушенные стены некогда прекрасной мужской обители были возвращены православной Церкви. Первая Литургия после закрытия монастыря состоялась в том же году во время празднования Троицы. Через несколько лет были возрождены и освящены храмы.

Современный монастырский комплекс привлекает паломников своими святыми и прекрасными природными местами.

Под часовней, как и много лет назад, находится могила Федора Ушакова, мощи которого оставались нетленными при открытии могилы.

Интересно! Местное население утверждает, что текущий в лесу ручеек, названный Ушаковским, обладает чудодейственной силой. Родниковую воду не только пьют, ее собирают в купели, и каждый желающий может принять святую силу, окунувшись в этой воде.

С 2014 года настоятелем темниковской святыни является священноархимандрит, епископ Краснослободский и Темниковский Климент.

Святыни и престольные праздники

Паломники и прихожане находят утешение и молитвенную поддержку при посещении святынь монастыря:

  • чудодейственной иконы Богородицы «Казанская»;
  • мощей преподобного Федора Санаксарского;
  • святых останков преподобноисповедника Александра Санаксарского;
  • мощей праведного Воина Федора.
Интерьер Санаксарской обители

В течение года всегда людно в действующих четырех церквях и около часовни-усыпальницы игумена Иеронима.

На заметку! Историческую ценность Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря подчеркивает факт включения его в маршрут Золотого кольца.

21 сентября монастырская территория с трудом вмещает всех желающих присутствовать на Литургии в честь празднования Рождество Богородицы, покровительницы монастыря, темниковского края и всей России.

Памятка паломникам

Есть несколько способов, чтобы добраться до мордовской святыни:

  • Из многих российских городов организуются паломнические поездки на специально заказанных автобусах.
  • При поездке на поезде следует доехать до Темникова, а затем до села Алексеевка.
  • Желающие пожить в монастыре несколько дней, могут воспользоваться гостиницей обители, при которой есть трапезная.
Совет! Проживание и питание бесплатное. Количество мест ограничено, поэтому о своем желании пожить в монастырской среде следует договориться заранее.

Лишенных крова мужчин могут поселить в монашеских кельях и приобщить к монастырской жизни, большая часть которой составляет молитва и работа, дарующая мир и покой в сердце.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

Россия, Мордовия. Санаксарский монастырь. - Интересный журнал — LiveJournal

В паломническом центре Серафимо-Дивеевского монастыря есть подробная инструкция как доехать до Санаксарского монастыря из Дивеево. Так вот без карты этих мест (в нашем случае это был навигатор и Яндекс.карты на айпаде) никакая инструкция не поможет. Короткая дорога через Саров непроходима, потому что там режимный объект, а объездной нет. Приходится ехать огородами через какие-то деревни, если соберетесь имейте это в виду. 

1.


Чтобы было понятнее какими диковинными тропами мы двигались, ниже привожу фотографию из села Теньгушево. Так выглядит центральная площадь. Возможно, это был базарный день и центр в таком состоянии находится не всегда, но уверенности нет. И надо учесть, что Теньгушево — райцентр, остальные населенные пункты меньше и никаких центральных (да и не центральных тоже) площадей не имеют вовсе.

2.

Рождество-Богородичный Санакса́рский монастырь — православный монастырь в Саранской епархии Русской православной церкви. Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Вид на монастырь от дороги:

3.

Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору. Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774), дяди знаменитого тески - адмирала. Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём. Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

Редкие в это время года посетители монастыря:

4.

Башенка на стене:

5.

В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт. Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию. На территории монастыря находится лесопильный комплекс и цех по производству свечей. Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России.

6.

7.

Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В  юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806). Пространственная композиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.

Заходим внутрь.

8.

Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры Нового времени. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века.

9.

Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

10.

Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Важнейшую роль в формировании выразительного образа играет окружающая природа. Ансамбль властно входит в природный ландшафт и своими динамичными формами создает впечатление неисчерпаемой энергии человека.

11.

12.

Здесь также как и в Оранском монастыре нам были рады кошки:

13.

На территории:

14.

15.

16.

Слева от церкви была могила адмирала  Федора Ушакова, но мощи святого недавно были перенесены в храм. На месте могилы осталось надгробие, которое, вероятно, уберут.

17.

Памятник Федору Ушакову возле монастыря:

18.

Святой источник преподобного Феодора и купальни в лесу неподалёку от монастыря.

19.

Источник и вода в купальне замерзли:

20.

Далее мы отправились в Саранск. Погода стояла лютая, сильно мело:

21.

О Саранске образца 2010 года у меня есть отчет (см. Саранск-2010). За прошедшее время в городе развернулась серьезная стройка, такая, что некоторые места я не узнал. А в центре перед гостиницей поставили новый забавный памятник.

22.

Небольшое послесловие спустя полтора года. У меня на полочке до сих пор стоит фотография почитаемого схиигумена Иеронима (Верендякина, ум. 06.06.2001 г.), купленная в монастырской лавке. На ней улыбающийся старец смотрит на кошку. Говорят, монах очень любил кошек... Возможно чувствуя это, коты со всей округи наводнили монастырь. Но тем удивительнее и неприятнее было увидеть в деревянном сортире за монастырской стеной сваленных прямо в выгребную яму мертвых кошек, судя по количеству — просто убитых. Не могу и предположить чьих рук это дело — возле монастыря шла какая-то работа и шатались работники — но надеюсь святое место отношения к этому истреблению не имеет.

Ну и недавно узнал, что после убийства в 1908 году в Тбилиси русского экзарха архиепископа Никона (Софийского), вслед за которым грузинские епископы лишились своих постов и были сосланы по различным монастырям, один из них — будущий католикос-патриарх Грузии Кирион II —попал на несколько лет в Санаксарский монастырь. Кирион II был интронизован в разгар смутного времени 1 октября 1917 года, а спустя всего 8 месяцев его нашли убитым в своей резиденции. В 2002 году был канонизирован.

24 февраля 2012 г.

P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником. 

Вы можете добавить меня в друзья в ЖЖ нажав СЮДА.
Или следить за обновлениями этого журнала и новыми рассказами в Facebook, ВКонтакте или Twitter.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через Яндекс.Деньги или PayPal.

Санаксарский монастырь - это... Что такое Санаксарский монастырь?

Координаты: 54°39′11″ с. ш. 43°09′56″ в. д. / 54.653056° с. ш. 43.165556° в. д. (G) (O) (Я)54.653056, 43.165556

Рождество-Богородичный Санакса́рский монастырь — православный монастырь в Саранской епархии Русской православной церкви (Республика Мордовия, Темников; до 1918 года был в Тамбовской епархии).

Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Реверс памятной двадцатипятирублёвой монеты с изображением Санаксарского монастыря.

Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.

Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774).

Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём.

Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

Святой источник преподобного Феодора и купальни в лесу неподалёку от Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря.

27 мая 1915 года настоятелем обители был избран Александр (Уродов), который был смещён братией в марте 1918 года и взят под стражу[1]; впоследствии он был настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни и наместником Седмиезерной пустыни (8 сентября 2001 года в селе Соболеве были обретены его мощи, которые были перенесены в монастырь).

В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт.

Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии[2]. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию.

6 июня 2001 года скончался подвизавшийся в обители старец схиигумен Иероним (Верендякин), почитаемый некоторыми[3].

На территории монастыря находится лесопильный комплекс и цех по производству свечей.

Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России.

Настоятели и наместники

настоятели
  • Феодосий (1660-е - 1681)
  • Зосима
  • Трифон
  • Дорофей
  • Петр (1730-е)
  • Филагрий
  • Порфирий (24 февраля 1752 - 17 марта 1753)
  • Феодор (Ушаков) (1764—1774)
  • Иоиль (Тишков) (8 августа 1774—1778)
  • Венедикт (Селиванов) (1778 — 27 декабря 1788)
  • Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 — 13 февраля 1803)
  • Филарет (Былинин) (28 февраля 1803—1817)
  • Нафанаил (4 апреля 1817 — 12 сентября 1832)
  • Димитрий (12 сентября 1832 — 5 сентября 1848)
  • Иоасаф (27 сентября 1848 — 23 сентября 1857)
  • Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 — 7 сентября 1863)
  • Иларий (Иванов) (1863 — июнь 1879)
  • Тихон (Цыпляковский) (15 сентября 1879 — декабрь 1884)
  • Амвросий (Ворогушев) (1885—1893)
  • Феодосий (Мясников) (1893 — декабрь 1895)
  • Августин (Кривоногов) (1895—1915)
  • Александр (Уродов) (1915—1918)
наместники

Примечания

Ссылки

Поездки в Санаксарский монастырь — Паломнический Центр

Богородичный Санаксарский мужской монастырь основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.
Период возобновления обители связан с именем Феодора Ушакова (настоятель 1764—1774). В 1759 году под его руководством началась реконструкция обители. На месте старых деревянных построек выросли прекрасные и добротные каменные здания.
«Словарь географический Российского государства» (1807 г.) писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению».
Преподобный Феодор Санаксарский был похоронен слева от собора. Через несколько лет рядом с ним упокоился его племянник – адмирал Федор Федорович Ушаков, прославленный в сонме святых как праведный Феодор Непобедимый. Уйдя в отставку, последние годы своей жизни он провел в своем имении в селе Алексеевке, недалеко от монастыря. Великим постом он обыкновенно жил в монастыре, постился и причащался; жертвовал обители значительные средства, помогал бедным и нищим. Ныне святые мощи двух Феодоров – монаха и моряка – почивают в храме Усекновения главы Иоанна Крестителя. Здесь же — мощи последнего Санаксарского настоятеля – архимандрита Александра (Уродова), который прославлен в сонме новомучеников Российских как преподобноисповедник. Рядом с монастырем, в чудесном сосновом лесу находится источник святого преподобного Феодора Санаксарского.

Санаксарский монастырь

Санаксарский монастырь

Дорогие братья и сестры!

Монастырь временно приостановил организацию дальних паломнических поездок. Как только они будут возобновлены, мы сообщим вам об этом.

Санаксарский мужской монастырь: история, описание, как добраться

Санаксарский мужской монастырь имеет довольно интересное месторасположение. Стоит он в излучине реки под названием Мокша. С севера и запада к святой обители примыкают зеленые рощи и боры, притягивающие взгляд своей красотой. По другие стороны монастыря расположились живописные реки и чистейшие озера.

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь был основан в 1659 году. А уже к началу XIX века маленький храм превратился в огромную и благоустроенную обитель, где было комфортно находиться каждому. Убранство монастыря выполнено в стиле барокко. Церковь сохранилась до сегодняшних дней, и до сих пор здесь ведутся службы, которые помогают исцелять души людей.

История становления монастыря

Место для строительства обители было выделено одним из добросердечных местных жителей по имени Лука Евсюков. Он пригласил строителей и настоятелей Старо-Кадомского монастыря, с помощью которых была возведена великолепная часовня. Также они заготовили лес для дальнейшего сооружения храма. И только в 1669 году было получено благословение на возведение церкви и самого монастыря. Дано оно было Патриархом Иоасафом II. Уже в 1676 году было окончено строительство первого храма, возведенного в честь сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Игумен Феодосий находился на территории монастыря на протяжении многих лет и прожил здесь до 1681 года. А затем он был отправлен на пребывание в другую обитель. После отъезда игумена, причем его вынудили это сделать, монастырь пришел в упадок, навести порядок было некому. В таком состоянии он пребывал до 1759 года. В этот период братии не хватало, строительство полностью прекратилось, кельи требовали ремонта.

Один из лучших этапов жизни монастыря связан с именем Феодора Ушакова. Его молитвы были направлены на то, чтобы обитель развивалась, а братия могла спокойно нести свое призвание.

7 марта 1765 года специальным указом храм получил право называться монастырем.
Преподобный Феодор был настоятелем до 1774 года. Затем этот пост занял его приемник - Илья Фомич Тишков. Продолжалось строительство. Уже к 1776 году были возведены колокольня и трапезная. Такое масштабное строительство говорило о том, что обитель получила второе рождение и теперь ее ожидало хорошее будущее.

В 1805-1806 годах, благодаря содействию профессионального и опытного архитектора, был возведен еще один храм в честь Воскресения Христова. Церковь получилась невероятно красивой и светлой. Здесь чувствуется особая атмосфера.
Настоятель Филарет оставался на территории обители до конца своих дней. Он делал все возможное, возводил новые храмы, сделал монастырь комфортным для братии.

Сложные времена

В дореволюционные годы храмы считались центром духовной жизни России.
В XX веке, после прихода советской власти, в монастыре произошло трагическое событие, которое отпечаталось на жизни всех его обитателей. Его закрыли, монахов изгнали, прилегающие храмы разграбили.

И только в 1991 году церковь была возращена в руки государства, и власти смогли начать реставрацию. И уже 26 мая 1991 года в стенах монастыря было произведено первое богослужение, говорящее о том, что обитель снова функционирует.

Восстановление обители

К 2000 году на территории монастыря проживало 90 человек. Тогда храм все еще реставрировали, братия неустанно работала. Службы, являющиеся основой жизни монахов, проходили ежедневно.

На сегодняшний день реставрация завершена. Композиционным центром обители является монументальный пятиглавый собор, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом с входом в Санаксарский мужской монастырь расположилась церковь. Недалеко от обители находится святой источник преподобного Феодора, в который обязательно нужно окунуться, оказавшись близ храма.

Как доехать до Санаксарского мужского монастыря?

Чтобы добраться до обители, можно использовать разнообразные виды транспорта. Это, прежде всего, паломнический автобус, который регулярно курсирует из Москвы, Воронежа, Саратова и других крупных городов. Можно доехать на своем автомобиле, двигаясь по трассе М5. До Темникова едет поезд или автобус. Оттуда путь через мост до монастыря составляет 4 км. Можно добраться пешком или на попутке.

По железной дороге нужно доехать до станции Потьма. Затем на автобусе до Темникова.

Посещение обители - невероятно важное событие в жизни, это польза в первую очередь для души. Фото Санаксарского мужского монастыря только частично отображает ту благодать, которая царит в его окрестностях.

Санаксарский мужской монастырь и окрестности (Мордовская республика, Россия)

Поделиться:

Россия Мордовская республика > Санаксарский мужской монастырь и окрестности (24 Фото)
Многие слышали о Дивеевском монастыре, расположеном в Нижегородской области. Туда каждый день приезжают десятки автобусов с туристами и паломниками.
Но недалеко от Дивеевского монастыря в Мордовских лесах на берегуреки Мокши расположился Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
По сравнению с Дивеевским монастырем здесь очень тихо и безлюдно. Сюда еще не протянулись цепкие лапы бизнеса и больших денег, не проторили дорожки кучи паломников и туристов. Здесь еще сохранилась духовность.

К сожалению, погода не радовала: &quotУж небо осенью дышало, короче становился день...&quot

Река Мокша - любимое место отдыха и рыбалки.


На другом берегу пока еще с трудом различим комплекс Санаксарского монастыря.


Санаксарский монастырь на берегу Мокши


Санаксарский монастырь

Монастырь расположился в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки.


Санаксарский монастырь

Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар.


Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь


Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника


Надвратная церковь

На территории монастыря можно фотографировать только с благославления настоятеля.


Башня на крепостной стене монастыря


Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы


Надвратная церковь


Памятник знаменитому флотоводцу Федору Ушакову, командующему Черноморским флотом

Здесь на территории монастыря похоронен Федор Ушаков, причисленный к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков


Над могилой Ушакова на территории монастыря сейчас строят часовню.


Санаксарский монастырь славится на всю округу своим вкуснейшим свежеиспеченным хлебом.

Рядом с монастырем расположена деревня Ушаковка, некогда принадлежавшая Ушакову, и где еще сохранилась его старая усадьба.


Недалеко от монастыря находится источник Святого Федора.


Город Темников, недалеко от которого и находится монастырь, - самый старый город в Мордовии.


На лугу пасутся ко...ни


а также ко...зы


А уж сколько гусей! Прямо гусиное царство.


Ну как не заглянуть по дороге в осенний лес за грибами?!

В прошлом году леса в Мордовии очень сильно горели, и грибов совсем не было. А в этом году природа расщедрилась - подосиновики, подберезовики, белые, рыжики, маслята...


Подосиновик


Подберезовик


И мухоморов тьма


И кому же все это достанется? Может быть вот этому ежику?


Дата публикации: 19.09.11

Спасибо за интересный рассказ!

Отличная галерея!

3.
kok2 11.09.13 15:00:59

Браво!!!
Сам жил до 18 в Саранске, над Санаксаром один раз пролетал на &quotкукурузнике&quot, был монастырь весьма небольшой.Очень красиво, и снято хорошо.


 Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.


Смотрите также

Описание: