Сафроновский причал уфа где находится


Сафроновская пристань — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Достопримечательность
Сафроновская пристань
Страна
Местоположение Уфа
На Сафроновской пристани Здание порта «Уфа»

Сафроновская (Софроновская) пристань находится в городе Уфе на берегу реки Белой. Нынешнее название: Пристань «Уфа».

Пристань названа по имени белебеевского купца Ф. С. Софронова, у которого в этом месте были склады и причал для грузовых барок. Позднее, с появлением на Белой пароходов, пристань стала главным городским речным портом. К ней вели улицы Лазаретная и Александровская. По имени переправы стали называться также находящиеся рядом Софроновская гора и Софроновская слобода.

После Октябрьской Революции 1917 г. название стало записываться через букву «а» как более привычное для произношения (Сафроновская). После реконструкции 1958 г. пристань «Уфа» стала называться Уфимским речным портом. В 1960-е гг. здесь была сооружена новая линия причалов с портальными кранами, а дно было существенно углублено и расширено. В результате к пристани смогли причаливать и крупные суда (танкеры и теплоходы), а преимущество пристани состояло в непосредственной близости к железной дороге и Железнодорожному вокзалу Уфы. Основными материалами, которые здесь выгружались, были сырьё для химических заводов Уфы, уголь, материалы для строительства, продукты сельского хозяйства и др.

В 1970-е гг. рассматривался вариант переноса пристани «Уфа» ближе к Оренбургской переправе с постройкой там крупного речного вокзала, но в силу геологических особенностей местности от этой идеи отказались.

  • Синенко С. Г. Уфа старая и новая. — Уфа: Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2007. — 272 с. — 3000 экз.

Сафроновская (Софроновская) пристань - Уфа от А до Я

Сафроновская (Софроновская) пристань – Уфа от А до Я

Сафроновская (Софроновская) пристань на р. Белой, сегодня пристань «Уфа». Названа по имени белебеевского купца Ф.С. Софронова, имевшего здесь свои лабазы и причал для грузовых судов – барок. Отсюда же идет название Сафроновской горы и Сафроновской переправы через р. Белую в этом месте.

С открытием пароходного движения по Белой в этом месте возникла Сафроновская пристань, главная городская. К переправе и пристани уфимцы добирались вниз по улицам Лазаретной (позднее ул. Центральной, затем Ленина) и Александровской (ул. К. Маркса).

На всех старых картах указано написание «Софроновская пристань» (гора, переправа, слобода). В советское время название «выправили»; в документах, на картах, на табличках стали писать «Сафроновская».

Как говорить – «Сафроновская» или «Софроновская»? Вопрос не праздный. И копий наломано над ним не мало. Некоторые из уфимских краеведов современный вариант не без основания отвергают. Основана пристань была белебеевским купцом первой гильдии Федором Семеновичем Софроновым и на всех старых картах указано написание «Софроновская пристань» (гора, переправа, слобода).

Переселившись в Уфу, купец приобрел у наследников купца Демидова особняк на улице Большой Казанской (ул. Октябрьской революции, 57/1) и большой береговой участок на Оренбургской пристани (ныне район ул. Набережной), а также построил знаменитую пристань, лабазы и причал для грузовых судов – барок. Софронову принадлежал единственный на Белой буксирный пароход «Надежда».

Вид на Софроновскую пристань. Почтовая карточка начала XX в.

В советское время название выправили – в документах, на табличках с номерами домов стали писать «Сафроновская». Это написание за прошедшие десятилетия утвердилось достаточно прочно, оно отражено и на картах, и в справочниках. «Эксплуатационная контора речных переправ» находится в Уфе на улице Сафроновская пристань. На улице Сафроновский переезд расположена компания «Лесстройсервис». В Сафроновском проезде – Уфимский завод гибких валов. Не так давно в Ленинском районе Уфы (перед поселком 8-го Марта) возник микрорайон «Сафроновский». Там же – торгово-сервисный комплекс «Сафроновский» и т. п.

К настоящему времени устоялся именно этот вариант написания, естественный для русского языка, хотя и отклоняющийся от исконного написания. Поэтому, с каким бы почтением не относиться к старине, попытки вернуться к первоначальному написанию создают одни неудобства. Не все изменения в написании мест и улиц автору нравятся, но они – тоже часть меняющейся жизни, принимаешь ты их или нет…

В 1958 г., после реконструкции пристань «Уфа» стала Уфимским речным портом. В 1960-е гг. на берегу Белой в районе железнодорожного вокзала «Уфа» и ниже по течению от Сафроновской переправы была построена новая линия причалов с современными портальными кранами.

С помощью плавучих экскаваторов и драг труднопроходимые места на реке Белой значительно углубили (в конце XIX в. в некоторых местах по Белой пароходы приходилось перетаскивать волоком, а в некоторых были броды). После этого в Уфу могли заходить большие теплоходы и волжские танкеры, в том числе нефтеналивные суда «река-море», что дало уфимской нефтепереработке новые возможности.

Лобазы XIX века постройки на улице Сафроновской. Фото Сергея Синенко

Пристань «Уфа» – единственный перевалочный пункт на р. Белой, где стыкуются железнодорожный и водный транспорт. Основными грузами, «перевалкой» проходящими через порт, являются соль и уголь для химических заводов Черниковки, железная руда и медный колчедан с Уральских заводов, песок, гравий и доломит для строительства дорог и сооружения зданий, стальные трубы большого диаметра для нефтяников, а также зерно, овощи, фрукты и др.

В 1970-е гг. рассматривался проект переноса пристани «Уфа» в район Оренбургской переправы и строительства там большого речного вокзала, но геологические особенности местности заставили отказаться от этой идеи.

https://posredi.ru/enc_s_safron_pristan.htmlУфа от А до Я Городская энциклопедияИстория и краеведениеУфа от А до Ягород,история,краеведение,река,транспортСафроновская (Софроновская) пристань - Уфа от А до Я Сафроновская (Софроновская) пристань на р. Белой, сегодня пристань «Уфа». Названа по имени белебеевского купца Ф.С. Софронова, имевшего здесь свои лабазы и причал для грузовых судов – барок. Отсюда же идет название Сафроновской горы и Сафроновской переправы через р. Белую в этом месте. С...Уфа от А до Я Городская энциклопедияУфа от А до Я Городская энциклопедия[email protected]Посреди России

Сафроновская Пристань улица на карте Уфа (проложить маршрут, панорамы)



Такими вариантами чаще всего находят или ищут эту улицу:

ул. Сафроновская Пристань Уфа, Сафроновская Пристань улица, улица Сафроновская Пристань Уфа, иностранные туристы чаще используют выражения Сафроновская Пристань Уфа стрит в адресных справочниках.

Где находится Сафроновская Пристань улица какой город?

Если вам нужно точно понять в каком районе находится Сафроновская Пристань улица, то у нас вы найдете варианты населенных пунктов, где присутствует эта улица. Тут вы сможете узнать регион и населенный пункт России, в котором находится эта улица. Сафроновская Пристань улица - ниже вы сможете найти отзывы о ней.

Сафроновская Пристань улица в городе Уфа как добраться пешком или на транспорте?

Как добраться на транспорте

Для того, чтобы узнать где находится Сафроновская Пристань улица в городе Уфа, введите в ваш GPS навигатор следующие координаты 54.735147,55.958727.

Гео координаты, где находится Сафроновская Пристань улица набирают так:

  • 54.735147,55.958727 нажать найти
  • 54.735147,55.958727 нажать построить маршрут

Сафроновская Пристань улица на карте города Уфа

Чтобы найти нужную улицу на наших картах, вам нужно, прежде всего, удостовериться, что город найден правильно. Далее использовать стрелки перемещения в левом углу карты, они помогут вам приблизить или отдалить нужный вам объект. В верхней части гугл карты присутствует поле поиска, которое упросит поиск. Сафроновская Пристань улица на карте города Уфа расположена в самом центре яндекс карты и обозначена красным маркером.

Обратите внимание, что если поле поиск не находит искомую улицу, то, скорее всего, вами была допущена ошибка, потому в таком случае, ищите вашу улицу по географическим координатам в навигаторе 54.735147,55.958727

Обычно улицу ищут следующими способами:

  • По точному названию на карте Сафроновская Пристань улица
  • По GPS координатам 54.735147,55.958727

Сафроновская Пристань улица Уфа на яндекс карте.

Чаще всего для поиска улиц в России используют яндекс карты, потому что они обновляются с периодичностью несколько раз в год. Простые пользователи спрашивают яндекс примерно так: «Сафроновская Пристань улица Уфа на яндекс карте».

Самые частые варианты запроса яндекса:

  • ул. Сафроновская Пристань Уфа
  • Сафроновская Пристань улица Уфа

Поиск из-за границы Сафроновская Пристань улица Уфа на гугл карте

Как правило, зарубежные туристы не знают точных названий наших улиц и даже не представляют, где они могут находиться. Потому яндекс карты для них не подходят, и они используют привычные гугл карты на своем родном языке. Сафроновская Пристань улица Уфа на гугл карте обозначена без учета перевода и панорам, для этого нужно нажать соответствующую функцию на карте внизу. Гугл карты работают в двух режимах: вид со спутника и обычный вид карт по районам.

Распространенные способы улиц на гугл карте:

  • По точным координатам 54.735147,55.958727
  • По поиску с учетом перевода в переводчике гугл, обратите внимание, чтобы эта функция была включена
  • По общему поиску в городе Уфа учетом подсказок поисковой строки гугл на карте сверху

Найденные адреса и улицы:

г.Уфа, Сельскобогородская
г.Уфа, Сельскобогородская
г.Уфа,
г.Уфа, Менделеева 201
г.Уфа, ул.академика королева д.2 эскб

Проложенные маршруты:

от Ул. Ленина74 - до Ул. Кадринской
от г.Уфа, ул революционная 169 - до г.Уфа, ткц ультра
от г.Уфа, ул революционная 169 - до г.Уфа, ткц ультра
от г.Уфа, ул революционная 169 - до г.Уфа, ткц ультра
от бирский тракт республики башкортостан - до максимовка республики башкортостан

Популярные улицы г. Смоленска:

Сафроновская пристань — Уфатека

Сафроновская (Софроновская) пристань на р. Белой, сегодня пристань «Уфа». Названа по имени белебеевского купца Ф.С. Софронова, имевшего здесь свои лабазы и причал для грузовых судов – барок. Отсюда же идет название Сафроновской горы и Сафроновской переправы через р. Белую в этом месте. С открытием пароходного движения по Белой в этом месте возникла Сафроновская пристань, главная городская. К переправе и пристани уфимцы добирались вниз по улицам Лазаретной (позднее ул. Центральной, затем Ленина) и Александровской (ул. К. Маркса).

На всех старых картах указано написание «Софроновская пристань» (гора, переправа, слобода). В советское время название «выправили»; в документах, на картах, на табличках стали писать «Сафроновская».

Как говорить – «Сафроновская» или «Софроновская»? Вопрос не праздный. И копий наломано над ним не мало. Некоторые из уфимских краеведов современный вариант не без основания отвергают. Основана пристань была белебеевским купцом первой гильдии Федором Семеновичем Софроновым и на всех старых картах указано написание «Софроновская пристань» (гора, переправа, слобода). Переселившись в Уфу, купец приобрел у наследников купца Демидова особняк на улице Большой Казанской (ул. Октябрьской революции, 57/1) и большой береговой участок на Оренбургской пристани (ныне район ул. Набережной), а также построил знаменитую пристань, лабазы и причал для грузовых судов – барок. Софронову принадлежал единственный на Белой буксирный пароход «Надежда».

В советское время название выправили – в документах, на табличках с номерами домов стали писать «Сафроновская». Это написание за прошедшие десятилетия утвердилось достаточно прочно, оно отражено и на картах, и в справочниках. «Эксплуатационная контора речных переправ» находится в Уфе на улице Сафроновская пристань. На улице Сафроновский переезд расположена компания «Лесстройсервис». В Сафроновском проезде – Уфимский завод гибких валов. Не так давно в Ленинском районе Уфы (перед поселком 8-го Марта) возник микрорайон «Сафроновский». Там же – торгово-сервисный комплекс «Сафроновский» и т. п.

К настоящему времени устоялся именно этот вариант написания, естественный для русского языка, хотя и отклоняющийся от исконного написания. Поэтому, с каким бы почтением не относиться к старине, попытки вернуться к первоначальному написанию создают одни неудобства. Не все изменения в написании мест и улиц автору нравятся, но они – тоже часть меняющейся жизни, принимаешь ты их или нет…

В 1958 г., после реконструкции пристань «Уфа» стала Уфимским речным портом. В 1960-е гг. на берегу Белой в районе железнодорожного вокзала «Уфа» и ниже по течению от Сафроновской переправы была построена новая линия причалов с современными портальными кранами. С помощью плавучих экскаваторов и драг труднопроходимые места на реке Белой значительно углубили (в конце XIX в. в некоторых местах по Белой пароходы приходилось перетаскивать волоком, а в некоторых были броды). После этого в Уфу могли заходить большие теплоходы и волжские танкеры, в том числе нефтеналивные суда «река-море», что дало уфимской нефтепереработке новые возможности.

Пристань «Уфа» – единственный перевалочный пункт на р. Белой, где стыкуются железнодорожный и водный транспорт. Основными грузами, «перевалкой» проходящими через порт, являются соль и уголь для химических заводов Черниковки, железная руда и медный колчедан с Уральских заводов, песок, гравий и доломит для строительства дорог и сооружения зданий, стальные трубы большого диаметра для нефтяников, а также зерно, овощи, фрукты и др.

В 1970-е гг. рассматривался проект переноса пристани «Уфа» в район Оренбургской переправы и строительства там большого речного вокзала, но геологические особенности местности заставили отказаться от этой идеи.

http://posredi.ru/enc_S_Safron_pristan.html

Сафроновская Пристань улица на карте в Уфе, поиск проезда.

Доехать или дойти до улицы Сафроновская Пристань на городском транспорте, автомобиле или пешком. Нужно будет указать место отправления.

На странице показано расположение улицы Сафроновская Пристань на карте Уфы. Карта-схема содержит сведения о соседних улицах и подъездных дорогах. Вы так же можете совершить виртуальную экскурсию по улице и посмотреть его изображение со спутника.

Чтобы быстро узнать расположение нужной улицы в городе, а не выбирать из полного списка улиц, то перейдите на подробную карту Уфы с поиском по улицам и номеру дома

улица Сафроновская Пристань с номерами домов

Ждите, загрузка карты

Посмотреть на Яндекс Картах

Посмотреть на картах Ростелеком

Фото улицы со спутника

Ждите, загрузка фотографии

Изображение со спутника поможет создать более точное представление о местности, зданиях и подъездных дорогах.

Район улицы Сафроновская Пристань в Уфе и расположение остановок городского транспорта:

Чтобы узнать, в каком районе города Уфа находится улица Сафроновская Пристань, следует уменьшить масштаб с помощью элемента управления карты [—].

Для просмотра остановок общественного транспорта на карте-схеме улицы, следует воспользоваться увеличением масштаба [+]. Что-бы узнать какие автобусы, троллейбусы и маршрутки здесь останавливается, нажмите на иконку с остановкой, а затем кнопку "Как доехать".

Географические координаты улица Сафроновская Пристань для GPS или ГЛОНАСС навигатора нужно вводить [DD]: широта 0, долгота 0.

Индекс дома улицы Сафроновская Пристань:

Индексы домов, расположенных по адресу Россия, Башкортостан, Уфа, улица Сафроновская Пристань имеют значение 450006. Дома по улице обслуживает почтовое отделение с индексом 450006.

Другие интересные места:

Посетители нашли в Уфе:

  1. Карты городов России
  2. Карта Уфы с поиском
  3. улица Сафроновская Пристань в г. Уфе

Почему Сафроновскую гору прозвали Собачьей

Гора Сафроновская считается одной из самых огромных по размерам холмов Уфы.

Расположен ближе к северной стороне Вокзальной горы. Изначально ее нарекли Богородской, в честь располагавшейся вблизи слободы. Однако, по прошествии определенного времени было принято решение сменить название. Ее нарекли Сафроновской – именно такое название на тот момент носила близлежащая пристань, что являлась любимым местом для отдыха горожан и одновременно одним из центров рабочих мест. 

В далекие 1870-е гг. за ее благоустройство принялись всерьез - стали появляться небезызвестные нам улицы (Речная, Златоустовская, Бирская и прочие), нарушившие собой целостную планировку данной части города тем, что располагались перпендикулярно р. Белой и тем самым отклонялись от того направления, которое было изначально задано улицами, расположенными у Северной слободы (находившейся по соседству).

В конце XIX в. Сафроновскую пристань значительно расширили и проложили железную дорогу проходящую параллельно пристани. Вблизи, со временем, возвели нефтяную базу принадлежавшую фирме Нобель, и мельницу, владельцами которой являлись П.И. Костерин и С.А. Черников. Это не единственная совместная собственность компаньонов. О доме Костерина и Черникова мы уже писали. На сегодняшний день здесь успешно функционирует завод по производству качественной продукции.

В далеком 1887 году гордума огласила постановление, в соответствии с которым разрешалось сдать в длительное пользование (аренду) аж 21 земельный участок, а спустя всего пару лет (1889 г.) вышел новый приказ, в нем говорилось о необходимости выделения определенных участков земли с целью возведения на них торгово-промышленных комплексов и жилых кварталов.

В 1920-х гг. жители Уфы стали между собой называть Сафроновскую гору Собачьей, а все потому, что под ней функционировали мыловаренные заводы, специализирующиеся на переработке костей и собачьего жира. Давным-давно на горе произрастали лиственные и еловые леса, были поляны, где пасся рогатый скот. Крутизна склонов составляла от 15–20 до 45–50 градусов. Довольно часто можно было наблюдать камнепады.

Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!

ВОКЗАЛЬНЫЙ РАЙОН | Посреди России

Железнодорожный вокзал «Уфа». Вид со смотровой площадки на улице Антонова на Вокзальной горе. Уфа. Фото Сергея Синенко

От Видинеевского завода к мельнице Костерина

Сергей Синенко

Наше путешествие по Северной слободе, начатое три дня назад (пост от 12.06.12) продолжим по нижней, «вокзальной», ее части. Она сформировалась после прокладки железной дороги, строительства вокзала, паровозоремонтного завода и возникновения речной пристани.

Прогулку можно начать от перекрестка улиц Революционной и Аксакова. Далее – вниз по извилистой улице Дзержинского. Она накручивает петлю за петлей, общая ее длина вместе со всеми изгибами в результате составляет 1,2 км. Осмотрев старинный Видинеевский водочный завод, вдоль железной дороги пройдем по улице Вокзальной до речного вокзала, длина улицы – 2 км. По улице Речной до Затонского моста пройдем еще полкилометра. Общая протяженность прогулки, таким образом, составит около 4 км.

Улица Дзержинского. Первоначальное название – Шоссейная улица – возникло из-за того, что в начале XX века на ней было устроено гудроновое шоссейное покрытие, что резко выделяло ее среди остальных улиц. В XIX – начале XX в. именно она была единственной благоустроенной улицей на пути от железнодорожного вокзала в город.

Дом Бусовых постройки конца XIX в. по улице Дзержинского, 1. Уфа. Фото Сергея Синенко

На перекрестке улиц Вокзальной и Вагонной остановимся. За железнодорожным полотном выделяются здания промышленной архитектуры – комплекс из пяти корпусов, выполненных в кирпичном стиле. Это одно из старейших предприятий города, Уфимский спиртоводочный комбинат (ул. Малая Трактовая, 199), являющийся подразделением объединения «Башспирт».

Винокуренный завод был основан здесь в 1876 г. купцом Н. А. Блохиным и носил первоначально название Спасский № 5.

Место расположения было выбрано удобно – рядом железная дорога и Сафроновская пристань. Первоначально заводские цеха, склады и подсобные помещения были деревянными, но постепенно постройки заменялись каменными.

Кирпичное многоэтажное здание ректификационного отделения, в котором в настоящее время размещается основное производство ликеро-водочных изделий, построено в 1894 г., на цоколе здания кирпичом выложена эта цифра. Именно в этом году завод поменял своего владельца – его купил потомственный почетный гражданин г. Уфы, купец первой гильдии В. И. Видинеев. В настоящее время завод полностью реконструирован, в исторических зданиях смонтированы новейшие автоматизированные установки.

Корпуса старинного Видинеевского завода по улице Малой Трактовой. Уфа. Фото Сергея Синенко

Итак, мы оказались в «вокзальном» районе города, где почти все так или иначе связано с работой железной дороги. Углубимся в историю.

Как известно, до середины XIX в. главными транспортными путями в Уфу и из Уфы являлись сухопутные тракты. По рекам постоянного сообщения не было, зимой единственным способом путешествия, как и триста лет до того, оставались лошади, запряженные в сани, возки, кибитки. Летом к этому прибавлялась возможность сплава по реке на плотах, на барках или путешествие на весельных лодках, баркасах под парусами.

Все это были многодневные изнуряющие поездки. Город рос, для его развития стали необходимы и железная дорога и пароходное сообщение. Уфимские промышленники и купцы настойчиво требовали от городских властей решительных шагов к тому, чтобы провести через город железную дорогу, открыть свое пароходство.

На примере двух сибирских центров, Томска и Новосибирска, очень наглядно видно, как зависит жизнь городов от дорог, от связи с окружающим миром. Неназванной столицей Сибири очень долго являлся Томск – город богатых золотопромышленников и купцов, которые торговали со всем миром мехами, лесом, металлами. Именно через Томск должна была пройти, по первоначальному замыслу, Сибирская железнодорожная магистраль.

По преданию, купцы заштатного Новониколаевска дали столичным чиновникам хорошую взятку. И проект был изменен. Дорогу протянули на двести верст южнее Томска. На месте Новониколаевска возникла новая столица Сибири – Новосибирск. А старый Томск замедлился в своем развитии, торговля в нем замерла, денежные потоки сократились, стали узеньким ручейком. Из богатого купеческого города Томск превратился в центр культуры и науки, центр гуманитарной интеллигенции Сибири, но все же бедный, почти безденежный город.

Аналогичные проблемы возникли и перед уфимцами. Первоначально железнодорожная ветка должна была протянуться значительно севернее Уфы.

Городские власти и горожане добивались проведения Сибирской железной дороги через Уфу больше десяти лет. Патетически звучит сегодня сочинение уфимского городского главы Дмитрия Волкова, опубликованное в Санкт-Петербурге – «Погибающий город и изуродованная магистральная линия (по поводу проектирования обхода г. Уфы Самаро-Уфимской дорогой)», но Уфа реально могла оказаться в стороне от транспортных путей, а значит, на торговой и экономической периферии.

Железнодорожные мастерские паровозоремонтного завода постройки XIX в. Строительство железной дороги через Уфу значительно повлияло на экономическое положение и общий облик города. Были построены мастерские, вспомогательные депо, которые вместе с судоремонтным, чугуномедно-литейным и механическим заводами стали первыми предприятиями металлообрабатывающей промышленности города. Уфа. Фото Сергея Синенко

Некоторые уфимские городские руководители почти никакой памяти после себя не оставили. Волкову нужно отдать должное, этот деятельный человек руководил городской администрацией с 1874 по 1887 гг., за это время удвоил городские доходы, благоустроил центральные городские улицы, основал два банка (общественного и взаимного кредита), наконец, выступил одним из главных инициаторов строительства Самаро-Златоустовской железной дороги через Уфу.

Благодаря инициативе Волкова и других уфимцев, в 1885 г. правительство, наконец, утвердило проект «железки» Самара – Уфа – Златоуст – Челябинск – Екатеринбург.

В том же году начались работы на участке Уфа – Самара, а еще через год в Уфе состоялась торжественная закладка здания железнодорожного вокзала, ремонтных мастерских и вспомогательных депо.

После строительства вокзала и мастерских на северо-западной окраине Уфы возник новый район, вокзальный, где рядом с депо селились семьи железнодорожных рабочих, грузчиков, работников многочисленных привокзальных и припортовых лабазов.

Самаро-Златоустовская (ныне Куйбышевская) железная дорога была проложена в конце 1880-х гг.: сначала участок Кинель – Уфа, затем Уфа – Златоуст. Через Белую был построен железнодорожный мост с мостками для пешеходов, движение по нему открылось в 1888 г. К 1892 г. железнодорожное полотно протянулось до Челябинска.

На строительстве Уфимско-Златоустовского участка дороги инженером-изыскателем работал писатель Н. Г. Гарин-Михайловский, который в заключительной части тетралогии «Инженеры» и рассказе «Вариант» использовал опыт этой своей деятельности.

В 1914 г. была построена дорога Уфа – Чишмы. Многочисленные горнозаводские узкоколейные железные дороги сеткой покрыли весь Южный Урал. В конце XIX в. Уфа по объемам торговли и транспортных перевозок занимала уже второе место среди городов Урала, уступая лишь Екатеринбургу…

Вдоль железной дороги извилистой лентой тянется улица Вокзальная – начинается у бывшего трамвайного кольца, идет вдоль железной дороги мимо железнодорожного вокзала в сторону речного вокзала у Сафроновской горы. Улица сформировалась в 1880–1890-е гг. после строительства здания железнодорожного вокзала. Здесь же – улица Вокзальная Малая.

Триумфальные, или Царские, ворота были сооружены при выезде с железнодорожного вокзала «Уфа» в 1891 г. для встречи наследника престола Николая Александровича, будущего императора Николая II. Цесаревич возвращался из Японии по железной дороге и такого рода арки украсили привокзальную территорию многих сибирских и уральских городов. Встреча не состоялась – наследник изменил маршрут и проехал через Оренбургскую губернию

При подготовке к визиту в Уфу наследника престола Николая Александровича в самом начале улицы Вокзальной перед подъемом на гору была сооружена деревянная арка, ставшая на долгие годы местной достопримечательностью. Горожане называли арку «царскими вратами». В начале 1920-х гг. арка была снесена.

Следуем далее. Справа – здание вокзальной Никольской церкви.

Никольская железнодорожная церковь. Уфа. Фото начала XX в.

Храм при железнодорожном вокзале «Уфа» был построен для того, чтобы пассажиры железной дороги смогли его посетить во время стоянки поезда. Сначала в 1897 г. была освящена деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая при железнодорожном вокзале, затем на ее месте в 1899 г. была заложена большая каменная пятиглавая церковь с колокольней. Говоря о церкви, уфимцы всегда подчеркивали, что она «вокзальная», так как в Уфе к ее открытию уже стояла Никольская церковь на Пушкинской улице. Вокзальную Никольскую церковь закрыли в 1924 г., самой первой из церквей города.

Наконец, мы выходим на вокзальную площадь. Железнодорожный вокзал «Уфа» за историю своего существования сменил несколько зданий на одном и том же месте. Торжественная закладка здания вокзала и других железнодорожных сооружений состоялась 26 апреля 1886 г., вскоре после окончания строительства Самаро-Уфимской железной дороги. Первое временное здание было деревянным. Каменное здание в стиле эклектики по проекту архитектора Ф. Эссена было построено в 1888 г. (снесено в 1970-е гг.).

Первое каменное здание железнодорожного вокзала «Уфа» возведено в 1888 г. Наверху оно – на почтовой карточке начала XX в., внизу – на открытке 1950-х гг., еще ниже – 1970-х

Очертания вокзальной площади определял рельеф местности – с запада площадь начиналась у здания вокзала, на востоке упиралась в крутой склон холма высотой 110 м над уровнем реки Белой. В северной и южной части площади располагались жилые деревянные строения. Подъезд с улицы к зданию вокзала был сделан в форме полукруга, в центре которого первоначально находился фонтан.

В конце 1960-х гг. старый вокзал дореволюционной постройки был снесен, хотя ломать здание не было необходимости, новое здание можно было построить рядом, как делалось во многих городах. На этом месте в 1970 г. был открыт типовой вокзал в духе своего времени – из серого бетона, с большими окнами, оснащенный тоннелем для выхода на платформы, автоматической камерой хранения, справочными устройствами.

Вокзальная площадь за последние годы полностью преобразилась. В 2005–2006 гг. началась коренная реконструкция здания вокзала и прилегающих к нему территорий.

Улица Антонова на Вокзальной горе. Уфа. Фото Сергея Синенко

Часть соседней горы была срыта с тем, чтобы расширить площадь и отодвинуть вглубь трамвайную линию. Здание пригородных касс было снесено, на их месте возведены новые вокзальные корпуса, рассчитанные на 6 200 человек, а на соседнем холме создана новая площадка для транспорта с автостоянкой и надземным переходом в здание вокзала.

Движемся далее по улице Вокзальной к зданию управления тепловозоремонтного завода (д. 57).

Главные мастерские Самаро-Златоустовской железной дороги и депо вступили в строй в 1888 г. Они состояли из трех отдельных зданий, в которых размещалось пять цехов и четыре отделения. В 1889 г. в них трудилось 167 рабочих, в дальнейшем их число резко возросло. В 1890 г. мастерские были оснащены передовой по тому времени техникой и производили работы по капитальному ремонту и сборке паровозов, вагонов и котлов.

В 1930-е гг. многие старые городские предприятия проходили техническое перевооружение. В их числе был реконструирован паровозовагоноремонтный завод, рассматривалась возможность расширения предприятия, размещенного на площадке менее 10 гектаров, путем сноса части прилегающей горы. Но это требовало слишком больших затрат, от проекта пришлось отказаться.

Тепловозоремонтный завод. Уфа. Фото Сергея Синенко

На здании заводоуправления около заводской проходной в память о вооруженном выступлении уфимских рабочих установлена литая бронзовая мемориальная доска с барельефом рабочего. 7 декабря 1905 г. в Москве началась всеобщая политическая забастовка, которая затем переросла в вооруженное восстание. Эти выступления московских рабочих поддержали в других городах, в частности в Уфе.

Уфимские железнодорожные мастерские Самаро-Златоустовской железной дороги, построенные в 1888 г., были самым крупным предприятием Уфы; в декабре 1905 г. две тысячи рабочих под руководством И. С. Якутова подготовили вооруженное выступление. В сквере тепловозоремонтного завода на улице Вокзальной сооружен обелиск рабочим Уфимских железнодорожных мастерских, погибшим в годы революции и Гражданской войны с перечислением их имен.

За Вокзальной горой севернее тепловозоремонтного завода находится Сафроновская гора и начинается Сафроновская слобода, жизнь которой напрямую связана с рекой, речной пристанью, перевалкой грузов с речных судов на железнодорожный транспорт и наоборот.

Сафроновская гора – один из крупных уфимских холмов севернее Вокзальной горы.

Первоначальное название – Богородская гора, по имени располагавшейся здесь одноименной слободы. Переименована по названию находившейся рядом Сафроновской пристани. В XIX в. – одно из любимых мест отдыха уфимцев.

Вид на речной порт и северный промышленный район города с Вокзальной горы и вид на припортовый район с левого берега реки Белой. Уфа. Фото Сергея Синенко

Сафроновская пристань на реке Белой, сегодня пристань «Уфа», названа по имени белебеевского купца Ф. С. Софронова. Отсюда же идет название Сафроновской горы и Сафроновской переправы через реку Белую в этом месте.

Как говорить – «Сафроновская» или «Софроновская»?

Вопрос не праздный. И копий наломано над ним не мало. Некоторые из уфимских краеведов современный вариант не без основания отвергают. Основана пристань была белебеевским купцом первой гильдии Федором Семеновичем Софроновым и на всех старых картах указано написание «Софроновская пристань» (гора, переправа, слобода).

Переселившись в Уфу, купец приобрел у наследников купца Демидова особняк на улице Большой Казанской (ул. Октябрьской революции, 57/1) и большой береговой участок на Оренбургской пристани (ныне район ул. Набережной), а также построил знаменитую пристань, лабазы и причал для грузовых судов – барок. Софронову принадлежал единственный на Белой буксирный пароход «Надежда».

В советское время название выправили – в документах, на табличках с номерами домов стали писать «Сафроновская». Это написание за прошедшие десятилетия утвердилось достаточно прочно, оно отражено и на картах, и в справочниках.

«Эксплуатационная контора речных переправ» находится в Уфе на улице Сафроновская пристань. На улице Сафроновский переезд расположена компания «Лесстройсервис». В Сафроновском проезде – Уфимский завод гибких валов. Не так давно в Ленинском районе Уфы (перед поселком 8-го Марта) возник микрорайон «Сафроновский». Там же – торгово-сервисный комплекс «Сафроновский» и т. п.

К настоящему времени устоялся именно этот вариант написания, естественный для русского языка, хотя и отклоняющийся от исконного написания. Поэтому, с каким бы почтением не относиться к старине, попытки вернуться к первоначальному написанию создают одни неудобства. Не все изменения в написании мест и улиц автору нравятся, но они – тоже часть меняющейся жизни, принимаешь ты их или нет…

Вид на Сафроновскую пристань. Почтовая карточка начала XX в.

Но вернемся к истории городской пристани. Работа на ней по перевалке грузов с речных судов на железнодорожный транспорт и наоборот дали жизнь новому рабочему району, который находился рядом с Северной слободой и первоначально являлся его частью. Формирование самостоятельной Сафроновской слободы началось в 1880-е гг.

На Сафроновской горе возникли улицы – Речная, Мензелинская, Златоустовская, Бирская и Стерлитамакская. Характерная особенность – они нарушали общую уличную планировку этой части города, шли перпендикулярно реке Белой, отклоняясь от направления, заданного улицами соседней Северной слободы, застройка которой велась, в целом, по архитектурному плану.

Сафроновская гора. На улице Златоустовской. Уфа. Фото Сергея Синенко

В конце XIX в. на реке Белой действовала 21 пристань (наиболее крупные – Красный Яр, Александровская, Благовещенский завод, Бирская, Дюртюлинская и Дербешка), а также около 30 пристаней на ее притоках (прежде всего, на реке Уфа – Абызовская, Бердяшев перевоз, Крушинская, Урюшевская, Красногородская, Каргинская, Саткинская и Усть-Катавская). Пристани отличались по своей функции. Груз из других губерний поступал только на три пристани – на Бирскую, а в Уфе на Сафроновскую пристань и пристань на Оренбургской переправе (остальные пристани занимались только отгрузкой).


Улица Стерлитамакская на Сафроновской горе. Уфа. Фото Сергея Синенко

Самый большой грузопоток шел через Сафроновскую пристань. Для того, чтобы упростить перевалку груза, к пристани была подведена специальная железнодорожная ветка. Южнее пристани были построены нефтяная база компании Нобель и мельница П. И. Костерина и С. А. Черникова.

В 1887 г. постановлением городской думы под аренду здесь был отведен 21 участок. А в 1889 г. по следующему постановлению думы начался отвод земли близ пристани и железной дороги под торгово-промышленные заведения и жилые кварталы. Уже к 1897 г. в Сафроновской слободе насчитывалось более двадцати дворов. Здесь же находились многочисленные конторы и склады горнозаводчиков Южного Урала, пароходчиков и богатых купцов.

На углу улиц Речной и Мензелинской. Уфа. Фото Сергея Синенко

После смерти купца Ф. С. Софронова в 1898 г. его дело успешно продолжили сыновья. В целом, основанная купцом Софроновым пристань сыграла значительную роль в транспортировке грузов и пассажиров по рекам Бельского бассейна.

Плотная застройка горы велась в начале XX в., после того как пристань была значительно расширена, а рядом с ней были проведены дополнительные железнодорожные ветки. С 1920-х гг. из-за стоявших под горой мыловаренных заводов, перерабатывающих кости и собачий жир, уфимцы стали называть гору Собачьей или Собачкой («пошли на Собачку»).

Первоначально на горе росли лиственные и еловые леса, находились поляны, используемые для выгона скота. Крутизна склонов горы составляла от 15–20 до 45–50 градусов. Частыми были осыпи на каменистых склонах. В 1950-е гг. гора была озеленена посадками сосны, дуба, акации и бузины.

В 1958 г. после реконструкции пристань «Уфа» стала Уфимским речным портом. В 1960-е гг. на берегу Белой в районе железнодорожного вокзала «Уфа» и ниже по течению от Сафроновской переправы была построена новая линия причалов с современными портальными кранами. С помощью плавучих экскаваторов и драг труднопроходимые места на реке Белой значительно углубили (в конце XIX в. в некоторых местах по Белой пароходы приходилось перетаскивать волоком, а в некоторых были броды). После этого в Уфу могли заходить большие теплоходы и волжские танкеры, в том числе нефтеналивные суда «река–море», что дало уфимской нефтепереработке новые возможности.

Пристань «Уфа» сегодня – единственный перевалочный пункт на реке Белой, где стыкуются железнодорожный и водный транспорт. Основными грузами, «перевалкой» проходящими через порт, являются соль и уголь для химических заводов Черниковки, железная руда и медный колчедан с Уральских заводов, песок, гравий и доломит для строительства дорог и сооружения зданий, стальные трубы большого диаметра для нефтяников, а также зерно, овощи, фрукты и др.

В 1970-е гг. рассматривался проект переноса пристани «Уфа» в район Оренбургской переправы и строительства там большого речного вокзала, но геологические особенности местности заставили отказаться от этой идеи.

Не так давно на территории Уфимского речного порта появился очень своеобразный музей – в нем хранятся восемнадцать якорей разных эпох, когда-то потерянных и потом найденных в реке, весом от 50 кг до 3 т.

Вид на мельницу П. И. Костерина и С. А. Черникова, ныне завод гибких валов, со стороны улицы Ленина. Уфа. Фото Сергея Синенко

 

Улица Ленина в припортовой ее части. Уфа. Фото Сергея Синенко

Заканчиваем мы свою прогулку у Затонского моста рядом со зданием бывшей мельницы П. И. Костерина и С. А. Черникова, ныне главного корпуса завода гибких валов. Эта мельница являлась в Уфе второй по величине после петунинской, стоявшей на Оренбургской переправе. Была она в пять этажей, шестой – более поздний. Фасады здания украшают оконные арки и небольшие спускающиеся с карниза прямоугольные выступы.

К мельнице вела железнодорожная ветка под большим уклоном, из-за чего нередко вагоны, разогнавшись, «ныряли» с обрыва в реку.

«Уфимские губернские ведомости» писали по этому поводу в 1904 г.: «Софроновская железнодорожная ветка около паровой мельницы Костерина и Черникова имеет «восьмитысячный» уклон. Согласно положению о движении поездов, вагоны без паровоза не могут быть оставляемы в этом месте. Для удобства выгрузки пшеницы на мельницу, вагоны часто останавливают на пути, после чего паровозы уходят на станцию, а вагоны на руках перегоняют на Софроновскую ветку и оставляют их на уклоне против мельницы.

Лобазы XIX века постройки на улице Сафроновской. Уфа. Фото Сергея Синенко

По причине этого нарушения часто наблюдаются случаи бегства вагонов. Прошлой весной, во время разлива реки Белой, с главной Софроновской ветки 18 платформ убежали под уклон и утопились в Белой. Их вытащили с большим трудом. Несмотря на это, случаи оставления вагонов на уклонном пути продолжаются до сего времени».

В начале Великой Отечественной войны здание было занято эвакуированным в Уфу из Москвы заводом «Металлорукав». В 1949 г. Постановлением Совета Министров СССР завод был передан в Минстройдормаш СССР и переименован в Уфимский государственный завод гибких валов. В 1991 г. коллектив завода взял предприятие в аренду, а с 1996 г. на базе завода было создано открытое акционерное общество «Уфимский завод гибких валов».

По кн.: Сергей Синенко Неторопливые прогулки по Уфе. – Уфа, 2010.

https://posredi.ru/blog06_11_proga27_vokzal_i_safron_gora.htmlСергей СиненкоБашкирияБлог Сергея СиненкоНеторопливые прогулки по Уфегора,история,краеведение,река,слобода,улица,УфаЖелезнодорожный вокзал «Уфа». Вид со смотровой площадки на улице Антонова на Вокзальной горе. Уфа. Фото Сергея Синенко ВОКЗАЛЬНЫЙ РАЙОН От Видинеевского завода к мельнице Костерина Сергей Синенко Наше путешествие по Северной слободе, начатое три дня назад (пост от 12.06.12) продолжим по нижней, «вокзальной», ее части. Она сформировалась после прокладки железной дороги, строительства вокзала,...Сергей СиненкоСергей Синенко [email protected]Посреди России

Сафроновская пристань — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Достопримечательность
Сафроновская пристань
Страна
Местоположение Уфа
На Сафроновской пристани Здание порта «Уфа»

Сафроновская (Софроновская) пристань находится в городе Уфе на берегу реки Белой. Нынешнее название: Пристань «Уфа».

История

Пристань названа по имени белебеевского купца Ф. С. Софронова, у которого в этом месте были склады и причал для грузовых барок. Позднее, с появлением на Белой пароходов, пристань стала главным городским речным портом. К ней вели улицы Лазаретная и Александровская. По имени переправы стали называться также находящиеся рядом Софроновская гора и Софроновская слобода.

После Октябрьской Революции 1917 г. название стало записываться через букву «а» как более привычное для произношения (Сафроновская). После реконструкции 1958 г. пристань «Уфа» стала называться Уфимским речным портом. В 1960-е гг. здесь была сооружена новая линия причалов с портальными кранами, а дно было существенно углублено и расширено. В результате к пристани смогли причаливать и крупные суда (танкеры и теплоходы), а преимущество пристани состояло в непосредственной близости к железной дороге и Железнодорожному вокзалу Уфы. Основными материалами, которые здесь выгружались, были сырьё для химических заводов Уфы, уголь, материалы для строительства, продукты сельского хозяйства и др.

В 1970-е гг. рассматривался вариант переноса пристани «Уфа» ближе к Оренбургской переправе с постройкой там крупного речного вокзала, но в силу геологических особенностей местности от этой идеи отказались.

Литература

  • Синенко С. Г. Уфа старая и новая. — Уфа: Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2007. — 272 с. — 3000 экз.

Сафроновская пристань - это... Что такое Сафроновская пристань?

На Сафроновской пристани Здание порта «Уфа»

Сафроновская (Софроновская) пристань находится в городе Уфе на берегу реки Белой. Нынешнее название: Пристань «Уфа».

История

Пристань названа по имени белебеевского купца Ф. С. Софронова, у которого в этом месте были склады и причал для грузовых барок. Позднее, с появлением на Белой пароходов, пристань стала главным городским речным портом. К ней вели улицы Лазаретная и Александровская. По имени переправы стали называться также находящиеся рядом Софроновская гора и Софроновская слобода.

После Октябрьской Революции 1917 г. название стало записываться через букву «а» как более привычное для произношения (Сафроновская). После реконструкции 1958 г. пристань «Уфа» стала называться Уфимским речным портом. В 1960-е гг. здесь была сооружена новая линия причалов с портальными кранами, а дно было существенно углублено и расширено. В результате к пристани смогли причаливать и крупные суда (танкеры и теплоходы), а преимущество пристани состояло в непосредственной близости к железной дороге и Железнодорожному вокзалу Уфы. Основными материалами, которые здесь выгружались, были сырьё для химических заводов Уфы, уголь, материалы для строительства, продукты сельского хозяйства и др.

В 1970-е гг. рассматривался вариант переноса пристани «Уфа» ближе к Оренбургской переправе с постройкой там крупного речного вокзала, но в силу геологических особенностей местности от этой идеи отказались.

Литература

  • Синенко С. Г. Уфа старая и новая. — Уфа: Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2007. — 272 с. — 3000 экз.

Сафроновская (Софроновская) гора - Уфа от А до Я

Вид на припортовый район и Сафроновскую гору с левого берега реки Белой. Уфа. Фото Сергея Синенко

Сафроновская (Софроновская) гора – Уфа от А до Я

Сафроновская (первоначальное написание – Софроновской) гора, один из крупных уфимских холмов севернее Вокзальной горы. Первоначальное название – Богородская гора, по имени располагавшейся здесь одноименной слободы. Переименована по названию находившейся рядом Сафроновской пристани. В XIX в. – одно из любимых мест отдыха уфимцев. Работа на пристани, перевалка грузов дали жизнь новой уфимской слободе.. Формирование ее началось в 1870-е гг. На Сафроновской горе возникли улицы – Речная, Мензелинская, Златоустовская, Бирская, Стерлитамакская, которые нарушали общую уличную планировку этой части города, шли перпендикулярно р. Белой, отклоняясь от направления, заданного улицами соседней Северной слободы, застройка которой велась, в целом, по архитектурному плану.

Плотная застройка Сафроновской горы началась с конца XIX в., после того как Сафроновская пристань была расширена, а рядом с пристанью была проведена железная дорога и возникла железнодорожная станция «Уфа». Неподалеку были построены нефтяная база компании Нобель и мельница П.И. Костерина и С.А. Черникова (ныне в здании размещается завод гибких валов). В 1887 г. постановлением городской думы под аренду здесь был отведен 21 участок. А в 1889 г. по следующему постановлению думы начался отвод земли близ пристани и железной дороги под торгово-промышленные заведения и жилые кварталы. Уже к 1897 г. в Сафроновской слободе насчитывалось более 20 дворов.

С 1920-х гг. из-за стоявших под горой мыловаренных заводов, перерабатывающих кости и собачий жир, уфимцы стали называть гору Собачьей или Собачкой. Первоначально на горе росли лиственные и еловые леса, находились поляны, используемые для выгона скота. Крутизна склонов горы составляла от 15–20 до 45–50 градусов. Частыми были осыпи на каменистых склонах. В 1950-е гг. гора была озеленена посадками сосны, дуба, акации и бузины.

https://posredi.ru/enc_s_safron_gora.htmlУфа от А до Я Городская энциклопедияИстория и краеведениеУфа от А до Ягора,город,история,краеведениеВид на припортовый район и Сафроновскую гору с левого берега реки Белой. Уфа. Фото Сергея Синенко Сафроновская (Софроновская) гора - Уфа от А до Я Сафроновская (первоначальное написание – Софроновской) гора, один из крупных уфимских холмов севернее Вокзальной горы. Первоначальное название – Богородская гора, по имени располагавшейся здесь одноименной слободы. Переименована по...Уфа от А до Я Городская энциклопедияУфа от А до Я Городская энциклопедия[email protected]Посреди России

ул Сафроновская Пристань, г Уфа

Код региона: 02
Код автономии: 0
Код района: 000
Код города: 001
Код внутригородского района: 000
Код населенного пункта: 000
Код улицы: 0321
Код дополнительного адресообразующего элемента: 0000
Код подчиненного дополнительного адресообразующего элемента: 000
Уникальный идентификатор записи. Ключевое поле.: a66525df-bb34-4907-87ec-0bad9aeddb26
Код адресного объекта одной строкой с признаком актуальности из КЛАДР 4.0: 02000001000032100
Код адресного объекта одной строкой с признаком актуальности из КЛАДР 4.0: 020000010000321
Код адресного объекта из КЛАДР 4.0 одной строкой без признака актуальности (последних двух цифр): 450044
Статус действия над записью – причина появления записи: Переподчинение вследствие переподчинения вышестоящего объекта
Тип адресации: не определено
Статус центра: Объект не является центром административно-территориального образования
Нормативный документ: Закон субъекта РФ № 178-з от 20.04.2005
Начало действия записи: 01.01.1900
Окончание действия записи: 06.06.2079

Смотрите также

Описание: