Реле блокировки стартера газ 3309 где находится


Не заводится двигатель ГАЗ-3309 | Эксперт-Автоэлектрик

Грузовой автомобиль ГАЗ-3309 очень надежная техника и редко подводит. Но даже и у нее иногда случаются поломки. Бывает очень неприятная ситуация, когда двигатель ГАЗ-3309 заглох и не хочет заводиться. При этом на дисплее панели приборов горит сообщение с соответствующим описанием кода ошибки неисправности. Но бывают и исключения, когда ошибки не высвечиваются. Специалистами нашей компании накоплен солидный опыт по диагностике и ремонту описываемых неисправностей. Есть два кардинально различных вариантов «незапуска» двигателя:

  1. При повороте ключа в замке зажигания, стартер прокручивает двигатель автомобиля
  2. Стартер не включается и не крутит двигатель

Постараюсь более подробно рассказать про каждый из вариантов неисправности техники.

 

Запуск двигателя на выезде

Специалистами нашего предприятия накоплен огромный опыт оказания услуг по запуску двигателя ГАЗ-3309, когда техника заглоха при выполнении работ. У нас имеются автомобили техпомощи, опытные мастера готовые в любой момент приехать на помощь. Специализированное диагностическое оборудование.

Не крутит стартер ГАЗ-3309

Если система управления вышеуказанной техники при повороте ключа зажигания на старт, не включает стартер, то причина поломки заключается в электрическом оборудовании или электронных системах грузовика. Причины могут быть следующие:

  • Неисправность блока реле и предохранителей
  • Отсутствие контактов в разъемах электропроводки
  • Неисправность главного реле грузового автомобиля
  • Выход из строя замка зажигания Выход из строя стартера
  • Обрыв или замыкание шины КАН
  • Отсутствие “массы”
  • Отсутствие напряжения питания на блоке управления двигателем
  • Обрыв или замыкание жгута проводки
  • Неисправность втягивающего реле стартера
  • Выход из строя замка зажигания
  • Выход из строя блока управления двигателем

 

Стартер крутит — не заводится

Если стартер описываемой техники при повороте ключа в замке зажигания крутится, но при этом мотор не подает никаких признаков. Причина неисправности может заключаться как в электрооборудовании автомобиля, так и в механике. Неисправности автоэлектрики могут быть как описанные выше, кроме неисправностей связанных со стартером и его цепями, плюс следующие причины:

  • Неисправность топливного насоса высокого давления (ТНВД)
  • Механическая поломка двигателя
  • “Завоздушивание“ топливной аппаратуры
  • Неисправность иммобилайзера
  • Отсутствие солярки в баке
  • Засорение топливного фильтра
  • Неисправность чипа в ключе
  • Засорение топливопроводов
  • Поломка обратного клапана
  • Механические неисправности форсунок

Ремонт и Доработка» на DRIVE2

По опыту эксплуатации ВАЗ (сначала классика 21011, потом 2111) давно замечено, что очень часто подгорают и приходят в негодность контакты замка зажигания (ЗЗ) которые управляют втягивающим реле стартера. Ток через эти контакты достигает 20А. Приходится заменять всю контактную группу. Вот и решил на новой машинке устранить эту проблему сразу, не дожидаясь ее появления.
Распространенный вариант — установка дополнительного реле в силовую цепь и управление им контактами ЗЗ. Все просто, но как оказалось, это совсем не обязательно, т.к можно задействовать уже имеющееся реле блокировки стартера, сохранив полностью его прежние функции.
Как показал анализ схемы, реле блокировки стартера запитано от +12В с главного реле ЭБУ, а минус подается с выв.50 ЭБУ (Январь 7.2), и управляется ключём «с открытым коллектором» в ЭБУ. При включении зажигания ЭБУ выставляет «низкий уровень» (замыкает на массу) на контакте 86 реле блокировки. Реле срабатывает, замыкая цепь между замком зажигания и втягивающим реле стартера. При повороте ключа ЗЗ с конт «50» 12В поступает на втягивающее реле стартера. Как только двигатель запустился, ЭБУ снимает сигнал с конт 88 реле, оно обесточивается, разрывая цепь, и тем самым блокируя стартер. Блокировка работает!
На Рис.1 изображен фрагмент схемы в базовом варианте, а на Рис.2 — после доработки.
Как видно, изменения минимальные:
1. Розово-черный провод отключен от выв. "85" и изолирован;
2. Силовой провод от замка зажигания подключен к выв . "85" реле
3. Добавлен силовой провод (30 см) от разъема, с которого запитывается ЗЗ (2х контактный разъем к жгуту переднему) – сечением не менее 4 мм2, подключен к выв. 87 реле.
Теперь силовая цепь управляется через реле, а ток через контакты ЗЗ не превышает 0,2А
Доработка выполнена в 2009 году.
Плюсы: минимальные переделки, не нужно еще одно реле, — экономия места в ЧЯ
Минусы: за 6 лет не обнаружены.

Ниже приведен фрагмент схемы.

Но и это еще не все! Следующее слабое место: силовые контакты втягивающего реле стартера. Из за больших токов им достается еще большая электрическая нагрузка, и как следствие — эрозия. Защитить их от искрения, особенно при размыкании, можно подключив по одному мощному диоду параллельно стартеру и управляющей обмотке втягивающего реле. Суть доработки — подавить "ЭДС самоиндукции" — основную причину обгорания контактов и источник паразитных бросков в бортсети
Диоды использовал достаточно распространенные, КД2998 – большой импульсный и прямой ток, да и были под рукой в достаточном количестве. Можно использовать выпрямительные диоды от компьютерных блоков питания, расчитанные на прямой ток не менее 30А.
Диоды помещены в 2 слоя термоусадки и на коротких проводах подключены прямо к стартеру.
Схема подключения приведена.

Предохранители ГАЗ-3309, 33096, 33098 и их модификаций

Главный блок предохранителей в моторном отсеке

Блок находится под капотом автомобиля справа на панели боковины капота установлен блок предохранителей из четырёх плавких предохранителей на 30А, 40А, 90А и 125А.



А
Защищаемые цепи
1
30
Блок управления двигателем
2
40
Световая цепь автомобиля
3
90
Общая плюсовая цепь автомобиля
4
125
Нагреватель воздуха двигател
Примечание. Запасные предохранители находятся в крышке блока предохранителей.


В центре панели приборов расположены два блока плавких предохранителей БПР-13.07.

Предохранители верхнего блока

 

А
Защищаемые цепи
1
25
Резервный
2
15
Аварийной сигнализации
3
15
Отопителя, зуммера падения давления воздуха в тормозах
4
10
Стеклоочистителя, стеклоомывателя
5
10
Резервный
6
10
Сигнала торможения, реле
7
20
Звукового сигнала, реле, розетки переносной лампы
8
5
Тахографа («+» АКБ)
9
10
Реле стеклоочистителя, света заднего хода
10
10
Сигнализаторов, приборов, тахографа («15»)
11
5
Резервный
12
15
Реле нагревателя топлива
13
15
Указателей поворотов

Предохранители нижнего блока


А
Защищаемые цепи
1
25
Резервный или предпускового подогревателя
2
15
Дальнего света правой фары
3
15
Дальнего света левой фары, сигнализатора дальнего света
4
10
Ближнего света правой фары
5
10
Ближнего света левой фары
6
10
Противотуманных фонарей, реле
7
20
Резервный или предпускового подогревателя
8
5
Блок системы управления двигателем («50»)
9
10
Подкапотной лампы, плафонов кабины и платформы, колодки диагностики системы управления двигателем
10
10
Подсветки приборов и выключателей
11
5
Блок системы управления двигателем («15»)
12
15
Габаритных огней правого борта, корректора фар
13
15
Габаритных огней левого борта, сигнализатора габаритного света, контурных фонарей на крыше кабины

На стеклоочистителе имеется дополнительно термобиметаллический предохранитель вибрационного типа.

 

Схемы ГАЗ-3309. | Автотема

Поз. обозначение Наименование
A8 Подогреватель предпусковой
A10 Отопитель
B1 Датчик указателя давления масла
B7 Датчик температуры охлаждающей жидкости
B8 Датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости
B12 Датчик указателя уровня топлива основного бака
B14 Датчик указателя уровня топлива дополнительного бака
B17 Датчик положения педали газа
B19 Датчик сигнализатора засорения воздушного фильтра
B20 Датчик включения электромагнитной муфты
B31 Датчик аварийного давления (I контур тормозов)
B32 Датчик аварийного давления (II контур тормозов)
B61 Датчик сигнализатора перегрева предпускового подогревателя
B67 Датчик уровня тормозной жидкости
B97 Датчик давления (I контур тормозов)
B79 Датчик давления (II контур тормозов)
B99 Датчик аварийного хода поршня в пневмоусилителе (I контур тормозов)
B100 Датчик аварийного хода поршня в пневмоусилителе левый (II контур тормозов)
B101 Датчик аварийного хода поршня в пневмоусилителе правый (II контур тормозов)
B102 Датчик педали торможения
D23 Блок управления двигателем (МСУД)
D25 Блок управления электрокорректора фар
E1 Фapa головного света левая
E2 Фара головного света правая
E5 Фонарь передний левый
E6 Фонарь передний правый
E9 Повторитель указателя поворота левый
E10 Повторитель указателя поворота правый
E11 Фонарь контурный передний левый
E12 Фонарь контурный передний правый
E16 Плафон кабины
E17 Плафон кузова
E27 Фонарь задний левый
E28 Фонарь задний правый
E29 Фонарь заднего хода
E31 Фонарь задний противотуманный
E33 Фонарь контурный задний левый
E34 Фонарь контурный задний правый
E35 Фонарь подкапотный
E37 Фонарь габаритный боковой передний левый
E38 Фонарь габаритный боковой передний правый
E39 Фонарь габаритный боковой задний левый
E40 Фонарь габаритный боковой задний правый
E50…E53 Свеча накаливания
E54 Свеча накаливания предпускового подогревателя
E73 Блок сигнализаторов левый
E84 Блок сигнализаторов правый
F26 Термопредохранитель предпускового подогревателя
F41 Блок предохранителей
F42 Блок предохранителей верхний
F43 Блок предохранителей нижний
G1 Генератор
G2…G5 Аккумуляторная батарея
h2 Сигнал звуковой левый
h3 Сигнал звуковой правый
h4 Зуммер падения давления воздуха
H6 Зуммер сигнала водителю
H7 Сигнализатор аварийного давления масла
H8 Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости
H9 Сигнализатор перегрева предпускового подогревателя
h21 Сигнализатор засорения воздушного фильтра
h26 Сигнализатор указателей поворота тягача
h29 Сигнализатор критического уровня топлива
h30 Сигнализатор дальнего света фар
h40 Сигнализатор включения стояночного тормоза
h47 Сигнализатор работы предпускового подогревателя
h49 Сигнализатор неисправности АБС
h54 Лампа подсветки указателя уровня давления воздуха (I контур тормозов)
h55 Лампа подсветки указателя уровня давления
воздуха (II контур тормозов)
h56 Лампа подсветки манометра подкачки шин
h57 Лампа подсветки указателя уровня топлива
h58 Лампа подсветки указателя тока
H54 Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи
H56 Сигнализатор низкого уровня тормозной жидкости
H62 Лампа габаритного света переднего
H66 Лампа подсветки спидометра
H67 Лампа подсветки указателя уровня температуры
H68 Лампа подсветки указателя уровня давления
H69 Лампа подсветки тахометра
H74 Лампа сигнала торможения
H76 Лампа габаритного света заднего
H78 Лампа указателя поворота заднего
H80 Сигнализатор габаритного света
H96 Сигнализатор включения свечи накаливания предпускового подогревателя
H98 Лампа ближнего света
h200 Лампа дальнего света
h202 Лампа указателя поворота переднего
h204 Сигнализатор диагностики МСУД
K1 Дополнительное реле стартера
K3 Реле управления стеклоочистителем
K7 Реле звуковых сигналов
K8 Реле сигналов торможения
K10 Термопереключатель предпускового подогревателя
K11 Реле включения свечи предпускового подогревателя
K12 Прерыватель указателей поворота
K22 Задатчик импульсов предпускового подогревателя
K64 Реле включения свечей накаливания
K71 Реле заднего противотуманного фонаря
K79 Реле отключения АБС
K81 Реле включения электромагнитной муфты вентилятора
M1 Стартер
M2 Электродвигатель отопителя кабины правый
M3 Электромагнитная муфта вентилятора
M4 Электродвигатель стеклоочистителя
M5 Электродвигатель стеклоомывателя
M7 Электродвигатель предпускового подогревателя
M8 Электродвигатель жидкостного насоса предпускового подогревателя
M23 Электродвигатель отопителя кабины левый
M38 Электропривод корректора фары левой
M39 Электропривод корректора фары правой
P3 Тахометр
P4 Указатель тока
P6 Указатель температуры охлаждающей жидкости
P7 Указатель давления масла
P8 Указатель уровня топлива
P12 Манометр (I контур тормозов)
P13 Манометр (II контур тормозов)
Q1 Выключатель аккумуляторной батареи механический
R12 Резистор электродвигателя предпускового подогревателя
R31 Резистор МСУД
S1 Выключатель приборов и стартера
S5 Выключатель аварийной световой сигнализации
S6 Переключатель отопителей кабины
S9 Переключатель света фар, указателей поворота и сигналов
S12 Переключатель стеклоочистителя
S14 Переключатель датчиков уровня топлива
S18 Выключатель противотуманного заднего фонаря
S22 Выключатель переднего моста
S29 Выключатель света заднего хода
S30 Выключатель сигналов торможения
S36 Выключатель сигнала водителю
S39 Переключатель освещения
S44 Выключатель предпускового подогревателя
S45 Переключатель режимов работы предпускового подогревателя
S73 Выключатель отопителей кабины
S123 Выключатель свечи накаливания предпускового подогревателя
S124 Выключатель сигнализатора стояночного тормоза
S127 Переключатель посезонной регулировки
S132 Выключатель свечей накаливания
S140 Кнопка запроса диагностики МСУД
X4 Розетка переносной лампы
X39 Колодка штыревая восьмиконтактная
X40 Колодка гнездовая восьмиконтактная
X42 Колодка гнездовая четырехконтактная
X43 Колодка штыревая четырехконтактная
X44 Колодка гнездовая четырехконтактная
X51 Колодка диагностики МСУД
Y47 Электромагнитный топливный насос предпускового подогревателя

Доработка реле блокировки стартера, защита контактов — DRIVE2

По опыту эксплуатации ВАЗ (сначала классика 21011, потом 2111) давно замечено, что очень часто подгорают и приходят в негодность контакты замка зажигания (ЗЗ) которые управляют втягивающим реле стартера. Ток через эти контакты достигает 20А. Приходится заменять всю контактную группу. Вот и решил на новой машинке устранить эту проблему сразу, не дожидаясь ее появления.
Распространенный вариант — установка дополнительного реле в силовую цепь и управление им контактами ЗЗ. Все просто, но как оказалось, это совсем не обязательно, т.к можно задействовать уже имеющееся реле блокировки стартера, сохранив полностью его прежние функции.
Как показал анализ схемы, реле блокировки стартера запитано от +12В с главного реле ЭБУ, а минус подается с выв.50 ЭБУ (Январь 7.2), и управляется ключём «с открытым коллектором» в ЭБУ. При включении зажигания ЭБУ выставляет «низкий уровень» (замыкает на массу) на контакте 86 реле блокировки. Реле срабатывает, замыкая цепь между замком зажигания и втягивающим реле стартера. При повороте ключа ЗЗ с конт «50» 12В поступает на втягивающее реле стартера. Как только двигатель запустился, ЭБУ снимает сигнал с конт 86 реле, оно обесточивается, разрывая цепь, и тем самым блокируя стартер. Блокировка работает!
На Рис.1 изображен фрагмент схемы в базовом варианте, а на Рис.2 — после доработки.
Как видно, изменения минимальные:
1. Розово-черный провод отключен от выв. "85" и изолирован;
2. Силовой провод от замка зажигания подключен к выв . "85" реле
3. Добавлен силовой провод (30 см) от разъема, с которого запитывается ЗЗ (2х контактный разъем к жгуту переднему) – сечением не менее 4 мм2, подключен к выв. 87 реле.
Теперь силовая цепь управляется через реле, а ток через контакты ЗЗ не превышает 0,2А
Доработка выполнена в 2009 году.
Плюсы: минимальные переделки, не нужно еще одно реле, — экономия места в ЧЯ
Минусы: за 6 лет не обнаружены.

Ниже приведен фрагмент схемы.

Ну и итоговый вариант. Реле стартера и дополнительное реле "разгрузки" контактов замка зажигания

Но и это еще не все! Следующее слабое место: силовые контакты втягивающего реле стартера. Из за больших токов им достается еще большая электрическая нагрузка, и как следствие — эрозия. Защитить их от искрения, особенно при размыкании, можно подключив по одному мощному диоду параллельно стартеру и управляющей обмотке втягивающего реле. Суть доработки — подавить "ЭДС самоиндукции" — основную причину обгорания контактов.
Диоды использовал достаточно распространенные, КД2998 – большой импульсный и прямой ток, да и были под рукой в достаточном количестве. Можно использовать выпрямительные диоды от компьютерных блоков питания, расчитанные на прямой ток не менее 30А.
Диоды помещены в 2 слоя термоусадки и на коротких проводах подключены прямо к стартеру.
Схема подключения приведена.

Полный размер

Диоды


Смотрите также

Описание: