Реле блокировки стартера газ 3309 где находится
Не заводится двигатель ГАЗ-3309 | Эксперт-Автоэлектрик

Грузовой автомобиль ГАЗ-3309 очень надежная техника и редко подводит. Но даже и у нее иногда случаются поломки. Бывает очень неприятная ситуация, когда двигатель ГАЗ-3309 заглох и не хочет заводиться. При этом на дисплее панели приборов горит сообщение с соответствующим описанием кода ошибки неисправности. Но бывают и исключения, когда ошибки не высвечиваются. Специалистами нашей компании накоплен солидный опыт по диагностике и ремонту описываемых неисправностей. Есть два кардинально различных вариантов «незапуска» двигателя:
- При повороте ключа в замке зажигания, стартер прокручивает двигатель автомобиля
- Стартер не включается и не крутит двигатель
Постараюсь более подробно рассказать про каждый из вариантов неисправности техники.
Запуск двигателя на выезде
Специалистами нашего предприятия накоплен огромный опыт оказания услуг по запуску двигателя ГАЗ-3309, когда техника заглоха при выполнении работ. У нас имеются автомобили техпомощи, опытные мастера готовые в любой момент приехать на помощь. Специализированное диагностическое оборудование.
Не крутит стартер ГАЗ-3309
Если система управления вышеуказанной техники при повороте ключа зажигания на старт, не включает стартер, то причина поломки заключается в электрическом оборудовании или электронных системах грузовика. Причины могут быть следующие:
- Неисправность блока реле и предохранителей
- Отсутствие контактов в разъемах электропроводки
- Неисправность главного реле грузового автомобиля
- Выход из строя замка зажигания Выход из строя стартера
- Обрыв или замыкание шины КАН
- Отсутствие “массы”
- Отсутствие напряжения питания на блоке управления двигателем
- Обрыв или замыкание жгута проводки
- Неисправность втягивающего реле стартера
- Выход из строя замка зажигания
- Выход из строя блока управления двигателем
Стартер крутит — не заводится
Если стартер описываемой техники при повороте ключа в замке зажигания крутится, но при этом мотор не подает никаких признаков. Причина неисправности может заключаться как в электрооборудовании автомобиля, так и в механике. Неисправности автоэлектрики могут быть как описанные выше, кроме неисправностей связанных со стартером и его цепями, плюс следующие причины:
- Неисправность топливного насоса высокого давления (ТНВД)
- Механическая поломка двигателя
- “Завоздушивание“ топливной аппаратуры
- Неисправность иммобилайзера
- Отсутствие солярки в баке
- Засорение топливного фильтра
- Неисправность чипа в ключе
- Засорение топливопроводов
- Поломка обратного клапана
- Механические неисправности форсунок
Ремонт и Доработка» на DRIVE2
По опыту эксплуатации ВАЗ (сначала классика 21011, потом 2111) давно замечено, что очень часто подгорают и приходят в негодность контакты замка зажигания (ЗЗ) которые управляют втягивающим реле стартера. Ток через эти контакты достигает 20А. Приходится заменять всю контактную группу. Вот и решил на новой машинке устранить эту проблему сразу, не дожидаясь ее появления.
Распространенный вариант — установка дополнительного реле в силовую цепь и управление им контактами ЗЗ. Все просто, но как оказалось, это совсем не обязательно, т.к можно задействовать уже имеющееся реле блокировки стартера, сохранив полностью его прежние функции.
Как показал анализ схемы, реле блокировки стартера запитано от +12В с главного реле ЭБУ, а минус подается с выв.50 ЭБУ (Январь 7.2), и управляется ключём «с открытым коллектором» в ЭБУ. При включении зажигания ЭБУ выставляет «низкий уровень» (замыкает на массу) на контакте 86 реле блокировки. Реле срабатывает, замыкая цепь между замком зажигания и втягивающим реле стартера. При повороте ключа ЗЗ с конт «50» 12В поступает на втягивающее реле стартера. Как только двигатель запустился, ЭБУ снимает сигнал с конт 88 реле, оно обесточивается, разрывая цепь, и тем самым блокируя стартер. Блокировка работает!
На Рис.1 изображен фрагмент схемы в базовом варианте, а на Рис.2 — после доработки.
Как видно, изменения минимальные:
1. Розово-черный провод отключен от выв. "85" и изолирован;
2. Силовой провод от замка зажигания подключен к выв . "85" реле
3. Добавлен силовой провод (30 см) от разъема, с которого запитывается ЗЗ (2х контактный разъем к жгуту переднему) – сечением не менее 4 мм2, подключен к выв. 87 реле.
Теперь силовая цепь управляется через реле, а ток через контакты ЗЗ не превышает 0,2А
Доработка выполнена в 2009 году.
Плюсы: минимальные переделки, не нужно еще одно реле, — экономия места в ЧЯ
Минусы: за 6 лет не обнаружены.
Ниже приведен фрагмент схемы.

Но и это еще не все! Следующее слабое место: силовые контакты втягивающего реле стартера. Из за больших токов им достается еще большая электрическая нагрузка, и как следствие — эрозия. Защитить их от искрения, особенно при размыкании, можно подключив по одному мощному диоду параллельно стартеру и управляющей обмотке втягивающего реле. Суть доработки — подавить "ЭДС самоиндукции" — основную причину обгорания контактов и источник паразитных бросков в бортсети
Диоды использовал достаточно распространенные, КД2998 – большой импульсный и прямой ток, да и были под рукой в достаточном количестве. Можно использовать выпрямительные диоды от компьютерных блоков питания, расчитанные на прямой ток не менее 30А.
Диоды помещены в 2 слоя термоусадки и на коротких проводах подключены прямо к стартеру.
Схема подключения приведена.

Предохранители ГАЗ-3309, 33096, 33098 и их модификаций
Главный блок предохранителей в моторном отсеке
Блок находится под капотом автомобиля справа на панели боковины капота установлен блок предохранителей из четырёх плавких предохранителей на 30А, 40А, 90А и 125А.
№ |
А |
Защищаемые цепи |
1 |
30 |
Блок управления двигателем |
2 |
40 |
Световая цепь автомобиля |
3 |
90 |
Общая плюсовая цепь автомобиля |
4 |
125 |
Нагреватель воздуха двигател |
В центре панели приборов расположены два блока плавких предохранителей БПР-13.07.
Предохранители верхнего блока
№ |
А |
Защищаемые цепи |
1 |
25 |
Резервный |
2 |
15 |
Аварийной сигнализации |
3 |
15 |
Отопителя, зуммера падения давления воздуха в тормозах |
4 |
10 |
Стеклоочистителя, стеклоомывателя |
5 |
10 |
Резервный |
6 |
10 |
Сигнала торможения, реле |
7 |
20 |
Звукового сигнала, реле, розетки переносной лампы |
8 |
5 |
Тахографа («+» АКБ) |
9 |
10 |
Реле стеклоочистителя, света заднего хода |
10 |
10 |
Сигнализаторов, приборов, тахографа («15») |
11 |
5 |
Резервный |
12 |
15 |
Реле нагревателя топлива |
13 |
15 |
Указателей поворотов |
Предохранители нижнего блока
№ |
А |
Защищаемые цепи |
1 |
25 |
Резервный или предпускового подогревателя |
2 |
15 |
Дальнего света правой фары |
3 |
15 |
Дальнего света левой фары, сигнализатора дальнего света |
4 |
10 |
Ближнего света правой фары |
5 |
10 |
Ближнего света левой фары |
6 |
10 |
Противотуманных фонарей, реле |
7 |
20 |
Резервный или предпускового подогревателя |
8 |
5 |
Блок системы управления двигателем («50») |
9 |
10 |
Подкапотной лампы, плафонов кабины и платформы, колодки диагностики системы управления двигателем |
10 |
10 |
Подсветки приборов и выключателей |
11 |
5 |
Блок системы управления двигателем («15») |
12 |
15 |
Габаритных огней правого борта, корректора фар |
13 |
15 |
Габаритных огней левого борта, сигнализатора габаритного света, контурных фонарей на крыше кабины |
На стеклоочистителе имеется дополнительно термобиметаллический предохранитель вибрационного типа.
Поз. обозначение | Наименование |
A8 | Подогреватель предпусковой |
A10 | Отопитель |
B1 | Датчик указателя давления масла |
B7 | Датчик температуры охлаждающей жидкости |
B8 | Датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости |
B12 | Датчик указателя уровня топлива основного бака |
B14 | Датчик указателя уровня топлива дополнительного бака |
B17 | Датчик положения педали газа |
B19 | Датчик сигнализатора засорения воздушного фильтра |
B20 | Датчик включения электромагнитной муфты |
B31 | Датчик аварийного давления (I контур тормозов) |
B32 | Датчик аварийного давления (II контур тормозов) |
B61 | Датчик сигнализатора перегрева предпускового подогревателя |
B67 | Датчик уровня тормозной жидкости |
B97 | Датчик давления (I контур тормозов) |
B79 | Датчик давления (II контур тормозов) |
B99 | Датчик аварийного хода поршня в пневмоусилителе (I контур тормозов) |
B100 | Датчик аварийного хода поршня в пневмоусилителе левый (II контур тормозов) |
B101 | Датчик аварийного хода поршня в пневмоусилителе правый (II контур тормозов) |
B102 | Датчик педали торможения |
D23 | Блок управления двигателем (МСУД) |
D25 | Блок управления электрокорректора фар |
E1 | Фapa головного света левая |
E2 | Фара головного света правая |
E5 | Фонарь передний левый |
E6 | Фонарь передний правый |
E9 | Повторитель указателя поворота левый |
E10 | Повторитель указателя поворота правый |
E11 | Фонарь контурный передний левый |
E12 | Фонарь контурный передний правый |
E16 | Плафон кабины |
E17 | Плафон кузова |
E27 | Фонарь задний левый |
E28 | Фонарь задний правый |
E29 | Фонарь заднего хода |
E31 | Фонарь задний противотуманный |
E33 | Фонарь контурный задний левый |
E34 | Фонарь контурный задний правый |
E35 | Фонарь подкапотный |
E37 | Фонарь габаритный боковой передний левый |
E38 | Фонарь габаритный боковой передний правый |
E39 | Фонарь габаритный боковой задний левый |
E40 | Фонарь габаритный боковой задний правый |
E50…E53 | Свеча накаливания |
E54 | Свеча накаливания предпускового подогревателя |
E73 | Блок сигнализаторов левый |
E84 | Блок сигнализаторов правый |
F26 | Термопредохранитель предпускового подогревателя |
F41 | Блок предохранителей |
F42 | Блок предохранителей верхний |
F43 | Блок предохранителей нижний |
G1 | Генератор |
G2…G5 | Аккумуляторная батарея |
h2 | Сигнал звуковой левый |
h3 | Сигнал звуковой правый |
h4 | Зуммер падения давления воздуха |
H6 | Зуммер сигнала водителю |
H7 | Сигнализатор аварийного давления масла |
H8 | Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости |
H9 | Сигнализатор перегрева предпускового подогревателя |
h21 | Сигнализатор засорения воздушного фильтра |
h26 | Сигнализатор указателей поворота тягача |
h29 | Сигнализатор критического уровня топлива |
h30 | Сигнализатор дальнего света фар |
h40 | Сигнализатор включения стояночного тормоза |
h47 | Сигнализатор работы предпускового подогревателя |
h49 | Сигнализатор неисправности АБС |
h54 | Лампа подсветки указателя уровня давления воздуха (I контур тормозов) |
h55 | Лампа подсветки указателя уровня давления воздуха (II контур тормозов) |
h56 | Лампа подсветки манометра подкачки шин |
h57 | Лампа подсветки указателя уровня топлива |
h58 | Лампа подсветки указателя тока |
H54 | Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи |
H56 | Сигнализатор низкого уровня тормозной жидкости |
H62 | Лампа габаритного света переднего |
H66 | Лампа подсветки спидометра |
H67 | Лампа подсветки указателя уровня температуры |
H68 | Лампа подсветки указателя уровня давления |
H69 | Лампа подсветки тахометра |
H74 | Лампа сигнала торможения |
H76 | Лампа габаритного света заднего |
H78 | Лампа указателя поворота заднего |
H80 | Сигнализатор габаритного света |
H96 | Сигнализатор включения свечи накаливания предпускового подогревателя |
H98 | Лампа ближнего света |
h200 | Лампа дальнего света |
h202 | Лампа указателя поворота переднего |
h204 | Сигнализатор диагностики МСУД |
K1 | Дополнительное реле стартера |
K3 | Реле управления стеклоочистителем |
K7 | Реле звуковых сигналов |
K8 | Реле сигналов торможения |
K10 | Термопереключатель предпускового подогревателя |
K11 | Реле включения свечи предпускового подогревателя |
K12 | Прерыватель указателей поворота |
K22 | Задатчик импульсов предпускового подогревателя |
K64 | Реле включения свечей накаливания |
K71 | Реле заднего противотуманного фонаря |
K79 | Реле отключения АБС |
K81 | Реле включения электромагнитной муфты вентилятора |
M1 | Стартер |
M2 | Электродвигатель отопителя кабины правый |
M3 | Электромагнитная муфта вентилятора |
M4 | Электродвигатель стеклоочистителя |
M5 | Электродвигатель стеклоомывателя |
M7 | Электродвигатель предпускового подогревателя |
M8 | Электродвигатель жидкостного насоса предпускового подогревателя |
M23 | Электродвигатель отопителя кабины левый |
M38 | Электропривод корректора фары левой |
M39 | Электропривод корректора фары правой |
P3 | Тахометр |
P4 | Указатель тока |
P6 | Указатель температуры охлаждающей жидкости |
P7 | Указатель давления масла |
P8 | Указатель уровня топлива |
P12 | Манометр (I контур тормозов) |
P13 | Манометр (II контур тормозов) |
Q1 | Выключатель аккумуляторной батареи механический |
R12 | Резистор электродвигателя предпускового подогревателя |
R31 | Резистор МСУД |
S1 | Выключатель приборов и стартера |
S5 | Выключатель аварийной световой сигнализации |
S6 | Переключатель отопителей кабины |
S9 | Переключатель света фар, указателей поворота и сигналов |
S12 | Переключатель стеклоочистителя |
S14 | Переключатель датчиков уровня топлива |
S18 | Выключатель противотуманного заднего фонаря |
S22 | Выключатель переднего моста |
S29 | Выключатель света заднего хода |
S30 | Выключатель сигналов торможения |
S36 | Выключатель сигнала водителю |
S39 | Переключатель освещения |
S44 | Выключатель предпускового подогревателя |
S45 | Переключатель режимов работы предпускового подогревателя |
S73 | Выключатель отопителей кабины |
S123 | Выключатель свечи накаливания предпускового подогревателя |
S124 | Выключатель сигнализатора стояночного тормоза |
S127 | Переключатель посезонной регулировки |
S132 | Выключатель свечей накаливания |
S140 | Кнопка запроса диагностики МСУД |
X4 | Розетка переносной лампы |
X39 | Колодка штыревая восьмиконтактная |
X40 | Колодка гнездовая восьмиконтактная |
X42 | Колодка гнездовая четырехконтактная |
X43 | Колодка штыревая четырехконтактная |
X44 | Колодка гнездовая четырехконтактная |
X51 | Колодка диагностики МСУД |
Y47 | Электромагнитный топливный насос предпускового подогревателя |
Доработка реле блокировки стартера, защита контактов — DRIVE2
По опыту эксплуатации ВАЗ (сначала классика 21011, потом 2111) давно замечено, что очень часто подгорают и приходят в негодность контакты замка зажигания (ЗЗ) которые управляют втягивающим реле стартера. Ток через эти контакты достигает 20А. Приходится заменять всю контактную группу. Вот и решил на новой машинке устранить эту проблему сразу, не дожидаясь ее появления.
Распространенный вариант — установка дополнительного реле в силовую цепь и управление им контактами ЗЗ. Все просто, но как оказалось, это совсем не обязательно, т.к можно задействовать уже имеющееся реле блокировки стартера, сохранив полностью его прежние функции.
Как показал анализ схемы, реле блокировки стартера запитано от +12В с главного реле ЭБУ, а минус подается с выв.50 ЭБУ (Январь 7.2), и управляется ключём «с открытым коллектором» в ЭБУ. При включении зажигания ЭБУ выставляет «низкий уровень» (замыкает на массу) на контакте 86 реле блокировки. Реле срабатывает, замыкая цепь между замком зажигания и втягивающим реле стартера. При повороте ключа ЗЗ с конт «50» 12В поступает на втягивающее реле стартера. Как только двигатель запустился, ЭБУ снимает сигнал с конт 86 реле, оно обесточивается, разрывая цепь, и тем самым блокируя стартер. Блокировка работает!
На Рис.1 изображен фрагмент схемы в базовом варианте, а на Рис.2 — после доработки.
Как видно, изменения минимальные:
1. Розово-черный провод отключен от выв. "85" и изолирован;
2. Силовой провод от замка зажигания подключен к выв . "85" реле
3. Добавлен силовой провод (30 см) от разъема, с которого запитывается ЗЗ (2х контактный разъем к жгуту переднему) – сечением не менее 4 мм2, подключен к выв. 87 реле.
Теперь силовая цепь управляется через реле, а ток через контакты ЗЗ не превышает 0,2А
Доработка выполнена в 2009 году.
Плюсы: минимальные переделки, не нужно еще одно реле, — экономия места в ЧЯ
Минусы: за 6 лет не обнаружены.
Ниже приведен фрагмент схемы.

Ну и итоговый вариант. Реле стартера и дополнительное реле "разгрузки" контактов замка зажигания
Но и это еще не все! Следующее слабое место: силовые контакты втягивающего реле стартера. Из за больших токов им достается еще большая электрическая нагрузка, и как следствие — эрозия. Защитить их от искрения, особенно при размыкании, можно подключив по одному мощному диоду параллельно стартеру и управляющей обмотке втягивающего реле. Суть доработки — подавить "ЭДС самоиндукции" — основную причину обгорания контактов.
Диоды использовал достаточно распространенные, КД2998 – большой импульсный и прямой ток, да и были под рукой в достаточном количестве. Можно использовать выпрямительные диоды от компьютерных блоков питания, расчитанные на прямой ток не менее 30А.
Диоды помещены в 2 слоя термоусадки и на коротких проводах подключены прямо к стартеру.
Схема подключения приведена.


Полный размер
Диоды
