Плес камень любви где находится


Культовый камень из Плёса (Плёсский камень)

Культовый камень из Плёса (Плёсский камень, Сват–камень, Камень Любви, Велеший, Дедова шишка, Чиркун)

Плёсский камень - памятник языческой культуры первого тысячелетия до нашей эры. До августа 2011 г. место нахождения камня  (у д. 21 по ул. Ленина)  находилось недалеко от Хреновского оврага, ограничивающего с запада Больничную гору, представляющую собой отрог высокого коренного берега р. Волги.

Учитывая археологическую карту города, можно предполагать, что фаллический камень мог иметь отношение к одному из трех объектов, находящихся в границах г. Плеса:

  1.  Городище Плёс на Соборной горе (название объекта культурного наследия «Исторический культурный слой г. Плёс (Плесо)»). Здесь раскопками П.Н. Травкина на мысовой части Соборной горы были обнаружены яма  многократного языческого жертвенного кострища и еще две ямы ритуального назначения. Этот комплекс исследователь определил как святилище Велеса. В северо-западном углу ямы кострища были прослежены остатки древесины, которые были трактованы как остатки деревянного символа мирового древа.
  2. Городище дьяковского времени и домонгольский курганный могильник на Холодной горе (название объекта культурного наследия – курганный могильник Плес 2).  Известны случаи находок фаллических камней на древнерусских курганах (камни с погоста Рудина Слободка и из урочища Могильницы).
  3. Мысовая часть Больничной горы. Два местных информатора, пожилые жительницы Плёса Сурина и Кузнецова, утверждали, что «камень… в прошлом, скатился с Больничной горы». Данная версия представляется нам достаточно убедительной, т.к. имеются данные о том, что в XIX-XX вв. камень использовался сначала как коновязь, а потом как отбойник при доме, расположенном под Больничной горой на искусственной террасе. Таким образом, он не мог на этом месте стоять изначально, а появился здесь после постройки дома, или его предшественника. Дом, рядом с которым он стоял в качестве коновязи, а затем отбойника, был построен плесским мещанином А.П. Бакакиным после «испрошения» им разрешения на строительство в 1856 г.

Фаллический камень  под Больничной горой долгое время был частью городского пейзажа Плёса. Он прочно сросся с городской мифологией, историей и культурой. В последнее время культовый камень стал очень популярен у  туристов. Благодаря своей весьма недвусмысленной и крайне реалистичной конфигурации он оброс массой амурных анекдотов и преданий. Современные названия камня - «Камень-гриб», «Камень любви», гораздо реже сейчас употребляется название – «Шаляпинский камень», но оно достаточно часто употреблялось ещё в 90-е г.г. ХХ вв. Название «Камень любви» появилось в Плесе только в конце ХХ века. Скорее всего, появление нового топонима можно связать с развитием туристического бизнеса и его инфраструктуры, появлением большого количества частных музеев и новых, нетрадиционных для Плёса, туристических маршрутов. Камень стал позиционироваться как местная достопримечательность наряду с «деревом любви».

 В 90-е г.г. XX в. у старожилов Плёса  были  зафиксированы и другие  чрезвычайно интересные и более древние названия, ныне практически вышедшие из речевого оборота горожан: «Сват–камень», «Дедова шишка», «Чиркун», «Велеший». 

Говоря о языческих идолах, Б.А. Рыбаков утверждал, что «большинство каменных изваяний найдено случайно, без археологической связи с их первичным местом и в силу этого их трудно датировать и определить этническую принадлежность поставивших их людей, если речь идет о славянской периферии. Все идолы антропоморфны… По охвату человеческой фигуры они делятся на две группы: в одних случаях изображалась … одна голова, в других божество изображалось во весь рост. По содержанию, идолов можно разделить на три категории: идолы, изображающие мужчину с рогом изобилия в руках, фаллические  идолы и изображения без особых признаков». В связи с этим, местонахождение плесского языческого идола не на первичном месте вполне вписывается в общую картину. Но с большой натяжкой можно назвать его антропоморфным.

До 2011 года камень находился под Больничной горой у дома № 21 по улице Ленина г.Плёса. По сведениям старожилов он еще до революции скатился туда с Больничной горы. Камень использовался как коновязь, а в последние годы как отбойник, защищавший угол дома.

Потом камень отдали предпринимателю, но ненадолго. Местный историк Галина Панченко, выявив историческую ценность камня, стала добиваться определения его на постоянное хранение в фонды музея. С помощью крана-подъемника фаллический символ был доставлен в музей.

В 2012 году Общественный совет по развитию Плёса, возглавляемый губернатором Ивановской области Михаилом Менем, принял решение о передаче ивановского «Камня Любви» из фондов музея во временное пользование бизнесмену Сергею Шевцову под патронаж, но только при условии установки сигнализации и видеонаблюдения. Странно, что, дав согласие на передачу, Совет не проконтролировал выполнение своего решения..

Источники: http://www.gvw-rggu.narod.ru; http://www.kursk.kp.ru; http://great-travel.ru; http://www.37.ru; http://www.ivanovonews.ru; 

 

Плесский «Камень любви» отдали предпринимателю

Общественный совет по развитию Плёса, возглавляемый губернатором Ивановской области Михаилом Менем, принял решение о передаче ивановского «Камня Любви» из фондов музея во временное пользование бизнесмену Сергею Шевцову.

Памятник языческой культуры первого тысячелетия до нашей эры очень похож на мужской детородный орган. Что и не удивительно. По сообщениям плесских историков, камень – проявление фаллического культа, широко распространившегося в железном веке. Его называют так же «Сват-камень», «Дедова шишка», «Чиркун», «Велеший». В настоящее время подобные камни сохранились в единичных экземплярах. На территории европейской части России известны лишь шесть таких камней, один из которых находится в Плесе (два — в Новгородской области, три — в Ярославской). Камень считался символом продолжения роде, культа предков.

И вот теперь «Камень любви» стоит в самой туристически активной точке города - «Калашный ряд», рядом с рестораном «Печём-коптим». При этом, как сообщают сотрудники Плесского музея-заповедника, до сих пор у камня не установлено ни сигнализации, ни видеонаблюдения. Все желающие свободно садятся на камень, чтобы сфотографироваться, а это может испортить памятник культуры.

До прошлого года камень находился под Больничной горой у дома № 21 по улице Ленина. По сведениям старожилов он еще до революции скатился туда с Больничной горы. Камень использовался как коновязь, а в последние годы как отбойник, защищавший угол дома.

Потом камень отдали предпринимателю, но ненадолго. Местный историк Галина Панченко, выявив историческую ценность камня, стала добиваться определения его на постоянное хранение в фонды музея. С помощью крана-подъемника фаллический символ был доставлен в музей.

- Я, как и другие исследователи, понимающие ценность этого артефакта, обеспокоена сохранностью музейного предмета, - говорит старший научный сотрудник Плесского музея-заповедника Галина Панченко. – Культовый камень является государственной собственностью Российской Федерации, объектом археологического наследия и должен быть сохранен. Место языческого идола – в исторической экспозиции, а не на улице.

Кстати, Общественный Совет по развитию Плеса согласился на передачу камня под патронаж предпринимателя только при условии установки сигнализации и видеонаблюдения. Странно, что, дав согласие на передачу, Совет не проконтролировал выполнение своего решения.

СПРАВКА «КП»

По поверьям, если на камень сесть обнаженными ягодицами, а после его поцеловать, то тот чудесным образом исцеляет женщин от бесплодия, а мужчинам дарует могучий заряд. Потому и назван он камнем Любви и имеет почти мировую славу.

Волшебные места в России: где искать счастья и любви

К Матушке Матроне едут со всей России, да и иностранцы порой преодолевают несколько тысяч километров, чтобы поклониться известной своей помощью святой. Говорят, она никому не отказывает. Просьбы, обращенные к Матроне, касаются и здоровья, и финансов, и избавления от вредных привычек. Просят ее и о любви, о замужестве и о рождении детей.

Мощи святой Матушки Матроны находятся в Москве, в Покровском монастыре, и здесь всегда огромная очередь. Люди приезжают в монастырь по нескольку раз. Попав сюда впервые, они получают помощь и приходят снова, чтобы избавиться от очередной напасти.

Матушка Матрона – не исторически сомнительный персонаж, а вполне реальная женщина, жившая в первой половине двадцатого века. Она родилась слепой, потом у нее отказали и ноги. Но Матрона видела сердцем, исцеляя тех, кто к ней обращался.

Еще при жизни она говорила, что после смерти о ней забудут, но потом вспомнят, и что она всегда будет помогать тем, кто в ней нуждается. Так и произошло. Сначала о Матроне действительно забыли, но потом к ее могиле потянулись люди, они получали исцеление и помощь, и через некоторое время ее канонизировали, а останки перенесли в стены Покровского монастыря в 1998 году.

Из уст в уста передаются рассказы о том, как после посещения монастыря и молитвы Матроне исчезали болезни, налаживалась жизнь. В том числе и личная. Удивительно и то, что Матушка помогает не только тем, кто истово верит в ее силы, но и тем, кто приходит к ее мощам из любопытства.

Многие обрели счастье семейной жизни и радости материнства, поклонившись Матушке Матроне и приложившись к ее мощам.

Адрес Покровского ставропигиального женского монастыря:

Москва, ст. метро «Марксистская», выход на ул. Таганская, проезд трол. 16, 26, 63 - 2-я ост. «Абельмановская застава», Таганская ул., 58. Можно дойти пешком до Покровского монастыря от станции метро Римская.

Храм открыт ежедневно с 7 до 20 часов. Ежедневно Литургия совершается в 7.30; вечернее богослужение - в 17 часов. В воскресные дни Литургия в 6 и в 9 часов. Ежедневно у мощей св. Матроны Московской совершается молебен с акафистом, в понедельник, среду и пятницу - с водоосвящением. Панихида в среду и субботу.

Санкт-Петербург: Ксения Петербуржская

На Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге находится могила еще одной святой – блаженной Ксении Петербуржской. Считается, что Ксения особо благоволит незамужним девушкам и помогает им найти свою настоящую вторую половинку. Более того, она не только указывает на того, с кем девушка будет счастлива, но и ограждает от тех кавалеров, которые принесут беду.

Ксения, по мужу – Петрова, жила в 18 веке. Она рано овдовела. А так как очень любила своего супруга, то после его смерти повредилась рассудком. Она надела его мундир и уверяла всех, что она – это муж ее, Андрей Федорович, и что Ксения умерла.

Молодая женщина долго бродяжничала, а когда мундир совсем износился, она где-то раздобыла женское платье. И вот тут произошло чудо – вернувшись к своей женской сущности, Ксения получила дар предвидения. Много кровавых событий предсказала Ксения, но известность ей принесла способность называть суженых для девиц на выданье.

К ней на поклон шли матери, желавшие устроить судьбу своих дочерей. Кому-то блаженная Ксения прямо указывала на лучшую для девушки партию, а кого-то, наоборот, уберегала от венца с негодяем.

До сих пор считается, что если придти к Ксении на могилу, поклониться, принести ей цветы, то очень скоро найдешь свою вторую половину и будешь с этим человеком по-настоящему счастлива.

Адрес часовни на Смоленском кладбище:

Санкт-Петербург, ст. метро «Приморская», «Василеостровская», Камская ул., 24. От ст. м «Приморская» маршрутки К144, К249, авт. 41, 42, тр. 6.

Москва: «Девичий камень» в Коломенском

«Камень любви» в Плёсе установлен на новом месте | Новости Приволжска - БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область Камчатский край Магаданская область Приморский край Республика Саха (Якутия) Сах

«Камень любви» в Плесе установлен в новом месте | Новости Иваново - БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область Камчатский край Магаданская область Приморский край

Дерево любви получило прививку сближением. И теперь нуждается в помощи

В списке плёсских достопримечательностей видное место отведено уникальному природному творению, которое народная молва нарекла деревом любви. Два дерева будто сплелись в порыве страсти, как Ромео и Джульетта, как Тристан и Изольда и т.д. Ветвь одного протянулась к стволу другого, воссоединилась с ним и стала его частью…

Дерево любви – на самом деле две сросшиеся сосны. Это, как просветил нас биолог А.И. Сорокин, произошедшая естественным образом прививка сближением. Прививка-то пусть и естественная, однако случай для хвойных пород – уникальный.

Всё выглядело примерно так. Из двух соседних деревьев одно дало ветку, которая, вытянувшись в направлении другого, срослась с его стволом. В срощенном виде эта парочка (ветка соседа и ствол хозяина) выросли на несколько метров. Потом ветка отделилась под видом самостоятельного ствола. О соединении инородной ветки и ствола свидетельствует желобок срастания, вытянувшийся по линии сращения.

Видно, что в какой-то момент любви ветки и ствола настал конец: мы странно встретились и странно разошлись. Деревья продолжили рост каждое само по себе.

 

Биологи в один голос утверждают: дерево любви – явление уникальное, заслуживающее охраны. Но как спасти пару влюблённых сосен от людей, поддавшихся плохой традиции, специалисты не знают.

Вид у дерева сегодня не очень: сосны забинтованы цветными тряпками и увешаны старой обувью, которую прибивают к стволам чрезмерно суеверные люди либо слепо следующие странным традициям.

– Дерево просто уродуют, – убеждён наш собеседник А.И. Сорокин. – Ветка сверху уже лишена коры, и если она пересохнет – любовь прекратится.

Когда же началась традиция увешивать сосны мусором? Специалист музея-заповедника М.А. Голубева вспоминает, что, когда она приехала в Плёс – в конце 1980-х, «там ничего этого не было». А вот на фотографиях 2009-го, которые нам предоставил её коллега А.И. Сорокин, дерево любви уже «украшено»: пригвождены с десяток пар обуви и есть немного разноцветного тряпья.

Таким образом, традиция завязалась где-то в середине нулевых.

 

Летом 2011-го вспыхнул первый скандал, связанный с камнем любви, имеющим форму фаллоса. Не исключено, что камень любви и дерево любви как точки притяжения любопытства туристов возникли примерно в одно время.

Итог истории с камнем уже хорошо известен: достопримечательность покоится в музейно-выставочном комплексе «Присутственные места». Дерево же от людей не спрячешь, а спасать его уже пора.

– Надо бить тревогу, – убеждена Марина Анатольевна. – От этой дурной традиции необходимо избавляться.

 

Как пройти

Самый лёгкий путь к дереву любви – через санаторий «Плёс». Однако здесь закрытый режим и посторонних не пускают.

Тогда другой путь – от общежития на улице Территория санатория. Здесь, слева от закрытых ворот здравницы, начинается тропинка, ведущая вдоль зелёного забора. Надо идти по ней до калитки примерно с километр.

А можно от дома № 24 на улице Спуск горы Свободы идти по косогору, подступающему к Шохонке, – метров 700-800 будет. Но это самый сложный путь. И лучше пройти его летом.

В Ивановской области есть валуны, которые могут стать опорой туризма

Находка Бурылина

Как называют? «Каменная баба», «тмутараканский истукан»

Нашим ответом Феодосии может стать музейный экспонат, о котором почему-то еще мало кто знает. Речь о каменной бабе, которую для Дмитрия Бурылина 105 лет назад привезли из причерноморских степей. Статуи возводили половцы, в 12 веке они обозначали места поклонения предкам. Кстати, у слова «баба» тюркские корни и имеет оно другое, совершенно неожиданное для нас значение — «дедушка», иначе «пращур». Правда, статуи были с лицами как мужчин, так и женщин. Ставили их на водоразделах, курганных могильниках. Считалось, что такие валуны обладают мощной энергетикой. Но в Иванове, похоже, никаких особенных чудес за статуей не наблюдалось. Она не притягивала туристов, как, скажем, «бурылинская» мумия. Еще несколько лет назад «баба» просто лежа на полу в зале природы родного края. Видимо, в музее никак не могли найти этому экспонату свое место, и отнесли его просто к «минералам». Но потом все-таки поставили «на ноги». «Каменная баба» теперь встречает посетителей у мраморной лестницы. Ей, конечно же, не поклоняются, но всякий раз невольно кланяются, выкладывая на руки статуи мелочь: ведь в музее появилась традиция класть монетку наудачу в руки каменному истукану.


Подарок Шаляпина

Как называют? «Камень любви», «Шаляпинский камень», «Сват-камень», «Дедова шишка», «Чиркун».

Самый известный, пожалуй, даже скандально известный камень находится в Плесе. Скандальный не только потому, что имеет весьма точные анатомические формы, а по той еще причине, что не раз на своем веку менял положение. Сначала долгие годы лежал под горой, не вызывая ни у кого особого интереса, потом оказался у частного дома, где стал настоящей достопримечательностью. Но когда несколько лет назад его самовольно перенесли к ювелирной мастерской на набережной, в городе началась судебная тяжба. Заговорили о том, что камень имеет историческую ценность и должен охраняться государством. Его поместили в музейные фонды.

Камень стал еще одним символом города — попал на магниты, кружки и футболки, люди стали сидеть «камне любви», чтобы избавиться от бесплодия. В общем, он прочно сросся с городской мифологией. Историй о валуне много. Когда-то его называли «Шаляпинским каменем». Великий певец и дачник Плеса якобы приволок этот камень к дому возлюбленной, которая была ему неверна. Есть предание, что до революции этот камень стоял у местного «дома свиданий». По мнению историка и археолога Галины Панченко, достопримечательность «является культовым камнем, выражающим принадлежность культу плодородия».

Еще один «камень любви» есть в Родниках, но это обычный камень, для которого придумали красивую традицию в один из Дней семьи, любви и верности. «Летний сад, легкая мелодия, венки из ромашек, стайки малышей и влюбленные пары. В центре притяжения — „камень любви“. Его привезли сюда из села Дворянское. На огромном валуне видна клятва — ее читают вслух жених и невеста, приложив руки к заветному алатырю», — так описывает диковинку путеводитель «Неформальные достопримечательности, памятники, места в Санкт-Петербурге, Москве и других городах».


Застывшее море

Как называют? Волноприбойник

Есть такая пословица: «Когда на море камень всплывет». То есть никогда. Так думали древние. Но ученые эту мудрость оспорили. Камень на море давно уже всплыл. На берегах Горьковского водохранилища, которое называют рукотворным морем, можно увидеть красные камни с волнистым рисунком, которые, по сути, самое настоящее море и есть. Это порода «запомнила» узоры набегающей волны моря, которое было полтора миллиарда лет назад. Но только не у нас, а в Скандинавии, откуда ледники приволокли валуны. Как получилось, что камни отпечатали волнистые линии? «Это плотно „упакованный“ обычный песок, бывшее песчаное дно мелководий. Прибрежные волны оставили отпечаток когда вода отступила, песчинки, склеенные временем, превратились в кварцит», — рассказал сотрудник Музея камня Сергей Беляков. Их даже хотели вмонтировать в пол одного из залов музея, чтобы посетители могли получить ни с чем несравнимые ощущения, «ходя по воде».


Пуп земли в Иванове?

Древние считали, что в центре мира, на острове Буяне лежал бел-горючь Алатырь — «всем камням отец». На нем стояло мировое дерево, а из-под него растекались целебные реки. Памятник этому чудодейственному камню русского фольклора хотят установить в саду валунов, который создается в Музее камня (см. фото). «Мы хотим привезти из карьера большой белый камень», — рассказал руководитель музея Андрей Лапыкин. Ранее рассматривался вариант установки Алатыря в точке конфлюэнции — месте пересечения целочисленных координат Иванова, уникальном для страны, что туристами могло бы считаться «пупом земли». В обоих случаях камни были бы обычными. Но настоящий Алатырь, похоже, в нашей области тоже есть. Недавно на портале «Merjamaa», посвященном наследию племени меря, появилась информация о камне из дер. Ногинская Кинешемского района со сложным, геометрически выверенным рисунком, заключающим в себе кресты, квадрат и систему кругов. Им заинтересовались и в Финляндии. По мнению специалистов, на камне высечено мировое древо. Похожие изображения находили в Плесе, на раскопках легендарного «града Чувиля».

Места силы

Сооружений по типу Стоунхенджа в Ивановской области нет. «Есть сведения о находках жальников — каменных кругов, обрамляющих могилу или некоторое святилище, от слова „жалеть“, — говорит сотрудник Музея камня Сергей Беляков. — Одна из таких находок была сделана случайно в Ивановском районе недалеко от Ломов».

Музей ведет каталог таких объектов. По словам специалиста, культовых камней, то есть крупных валунов, с которыми связаны легенды или которым поклонялись, считали целебными, имеющими силу, в нашем регионе около сорока. Это следовики (на поверхности камня углубление в виде человеческого или звериного следа — вода из ямки якобы обладает целительной силой), чашечники (более глубокие ямки, чаще всего круглой формы), лабиринтовики (с лабиринтоподобным изображением или естественным рисунком), крестовики (с изображением креста), камни-грибы (по форме), кладовики (под ними, согласно легендам, хранятся клады разбойников, татар, поляков, Наполеона и т. д. — в зависимости от фантазии местных жителей). Один такой предполагаемый культовый камень, возможно, жертвенный, был обследован специалистами у д. Заливенки (см. на фото). Но попытки освободить его из вязкой глины и перевернуть не увенчались успехом — выкопанная вокруг камня яма постоянно заливалась водой, так как из-под камня бьет родник.


«Самые известные в нашей области культовые камни: фаллический камень в Плесе, ревякинский валун недалеко от п. Мыт, новописцовский следовик, который почитается до сих пор, мережковский камень (Заволжский район), палехский „Перун“, ильинский лабиринтовик», — поясняет Сергей Беляков. 

Незабываемое очарование Плёса или город без памятника Ленину: zhzhitel — LiveJournal

Плёс — совершенно очаровательный городок в Ивановской области на берегу Волги. Это несомненно один из самых живописных городов России. Мне повезло оказаться здесь в самом начале золотой осени, когда деревья едва стали окрашиваться желтизной.
В городе проживает менее двух тысяч жителей, но сюда приезжает несколько сотен тысяч туристов в год. Давайте посмотрим, что манит сюда путешественников.
Осторожнее, можно влюбиться и потерять голову!

2. Расположен Плёс на холмах на высоком берегу Волги. Здесь нет многоэтажной застройки, всё делается для того, чтобы сохранить очарование этого места.

3. Подъехать сюда можно на теплоходе или спуститься к набережной на машине. Уже по дороге понимаешь, что впереди что-то совершенно необычайное.

4. Попадая в Плёс, переносишься более чем на сто лет назад.

5. Старинные здания несут в себе дух истории.

6. Даже колоритные бабульки, торгующие сувенирами, кажутся сошедшими со страниц старинных журналов.

7. Около церкви пасутся козы. Как же я обожаю подобные картины!

8. Опять туристы понаехали?

9. Вид сверху завораживает.

10. Великая река, матушка-Волга.

11. Нарядные домики выстроились друг за другом.

12. Урожай уже поспел.

13. Идти по мощеным булыжниками улочкам и дорожкам неудобно, но в то же время очень приятно. Так здорово, что удалось их сохранить.

14. Вдалеке на горе стоит часовенка. Это гора Левитана, одно из самых красивых мест в Плёсе.

15. Именно здесь любил творить мастер пейзажа.

16. Деревянная часовня сгорела в 1903 году, вместо нее привезли похожую из другого села.

17. Внутри очень скромное и необычное убранство с резными иконами.

18. Но вся жизнь в Плёсе кипела и кипит на набережной. Здесь сохранились купеческие дома дореволюционной России. На здании с колоннами развевается государственный флаг, выдавая расположение администрации города. А вот памятника Ленину здесь нет, но никто об этом и не жалеет. Я же задумался, а много ли городов в России без памятников Ленину?

Справедливости ради отмечу, что улица Ленина всё же есть. Занимает она примерно треть набережной по длине.

19. Гуляя по набережной, невозможно не зайти в музей Левитана. Нам повезло, знакомство с городом и с музеем художника провела коренная плесчанка Людмила, влюбленная в этот город. У нее даже прапрабабушка жила в Плёсе.

20. Комната, с видом на Волгу, в которой творил художник.

21. Комната любимой женщины Левитана Софьи Петровны Кувшинниковой. Роман был еще тот. Из-за Левитана Софья Петровна, которая была старше художника на 13 лет, ушла от мужа. Но именно она оказала большое влияние на судьбу творца.

22. Идем гулять по набережной. Сейчас сезон круизов подходит к концу. В иные дни в разгар лета здесь могут стоять одновременно пять огромных круизных теплоходов.

23. Сейчас только маленькие лодки, да прогулочный катер.

24. Пусть не всё вылизано, но эти детали выглядят куда естественнее гранитных и мраморных набережных.

25. Конечно, отдельно стоит отметить дома. Тут они совершенно сказочные.

26. Резной колодец. Новодельный, но вполне в духе.

27. Не все в идеальном состоянии, но по программе «Потаенная Россия» дома реконструируют и ремонтируют.

28. Варваринская церковь конца 19 века.

29. Концепцию, по которой развивается Плёс можно сформулировать в нескольких словах:
Если бы революции здесь никогда не было.

30. Плёс был маленьким провинциальным приволжским дачным городком, пережившим период расцвета во времена купеческих ярмарок. Но именно в таких домиках сама душа Плёса.

31. Современные домики тоже стилизуют под старину.

32. В Плёс я приезжал с министерством культуры по делам государственной важности, поэтому много времени на прогулки не было. Но это лишь повод вернуться.

33. Понравился ли вам Плёс?

П.С. А вот какой артефакт под названием «Камень любви» или «Сват-камень» я увидел в музее в Плёсе


Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.

Поделитесь ссылкой:

По местам Левитана: зимнее путешествие в Плес

Плес я представляла себе довольно расплывчато: Левитан, Волга, избитый штамп «жемчужина Поволжья». Но друзья так настойчиво предлагали отправиться туда на выходные, что я согласилась. Из Москвы ехать 380 километров. Под убаюкивающее шуршание шин я «гуглю» историю места, в которое мы направляемся. «В начале ХХ века Плес называли русской Швейцарией», выдает поисковая система. Действительно, город стоит на высоких холмах на берегу реки, а окружает его сосновый лес. Рельефный ландшафт делает пейзаж объемным, что обожают художники. Исаак Левитан приехал сюда на этюды с возлюбленной Софьей Кувшинниковой — и остался на четыре года. В их небольшом доме на набережной сейчас музей, куда мы, как правильные туристы, отправляемся первым делом. Экспозиция из нескольких картин, четыре комнаты с реконструированным интерьером и вид на Волгу из окон второго этажа. Там, где художник писал свои эскизы, — на горках Соборной и Левитановской, названной в его честь, — можно встретить пейзажистов с мольбертами и туристов, которые снимают панорамные виды в Instagram — чем не искусство.

Каждый месяц здесь проводятся крупные мероприятия, например, кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского или показ мод «Плес на Волге. Льняная палитра».

Соборная гора — самая высокая точка Плеса, Волга отсюда просматривается на двадцать километров. А немного поодаль от Левитановской горки стоит деревянная Воскресенская церковь, которую, как принято считать, художник изобразил на картине «Над вечным покоем». Это не совсем так: она сгорела в начале XX века, а на ее место привезли похожую. С горок спускаемся на набережную. Она застроена купеческими особняками, похожими на декорации к спектаклям по пьесам Островского. Несколько лет назад фасады отреставрировали в едином стиле, тогда же в кафе у Волги запретили включать поп-музыку — теперь Плес слушает только романсы.

Елизавета Бузова

На всю улицу аппетитно пахнет копченым лещом, его готовят по‑старинному — на ольховой стружке, она не дает горечи. Это один из двух главных гастрономических феноменов города. Второй — запеченная утка в кафе «Яхтъ-клубъ». По легенде, ее рецепт владелец привез из парижского ресторана La Tour d’Argent, где подают номерных птиц: каждой присваивают свой и вносят в специальную книгу информацию, кто и когда ее съел.

В уик-энд накануне Масленицы в Плесе проводится трехдневный гастрономический фестиваль, полностью посвященный утке, ее готовят во всех видах: медальоны, фуа-гра, паштет и главное блюдо — запеченная целиком с капустой и клюквой. Организовали фестиваль дизайнер Наталья Барбье и шеф-повар Дмитрий Фролов. Сам «Яхтъ-клубъ» и еще девять старинных особняков входят в гостиничный комплекс «Соборная слобода». Это подлинные купеческие дома, которые превратили в бутики-отели, у каждого уникальный интерьер и название, например «Вечерний звон» или «Капитанская дача».

Елена Маньенан

Идем перекусить в «Чайную». Тут с 1900 года готовят знаменитый местный десерт — сливочный сахар. Сладкую сметану пятнадцать минут варят с маслом, остужают, а после застывания ломают на кусочки, как раньше в деревнях, и подают к столу в стеклянных вазочках. В «Кофейне Софьи Петровны Кувшинниковой» на улице Советской угощают любимым печеньем Левитана. Ценителям традиционной кухни стоит заглянуть в ресторан отеля «Частный визит». Его хозяева — журналист Андре Маньенан и его супруга Елена — приехали из Франции и купили дом в провинции, чтобы превратить его в уютную гостиницу. К русской кухне здесь подходят с французским изяществом, постоянного меню нет, все готовится из сезонных продуктов. Соленья, грибы, пирожки из тончайшего теста, борщ, томленую телятину и наливки не раз отмечали ресторанные критики.

В Плесе по одной общеобразовательной, музыкальной и спортивной школе. А еще шесть церквей, колокольный звон которых заполняет все окружающее пространство, и шесть музеев. В большинстве представлена живопись.

После обеда идем за сувенирами на улицу Калашную. Выбираю льняную скатерть Приволжской мануфактуры из магазина «Флотские ряды» — до революции это столовое белье поставляли в императорский дворец. Увидев магнит с изображением еще одного символа Плеса — Камня любви, решительно меняю маршрут. Местные девушки знают: если посидеть на нем, обязательно выйдешь замуж в течение года. Экскурсоводы политкорректно сравнивают валун с большим грибом, но я бы сказала, что это скорее что-то фаллическое, что куда больше подходит брачной достопримечательности. Следующий пункт в нашей программе — «Милая гора». Я представляла очередной холм с живописным видом и была совсем не готова вместо этого оказаться на современном горнолыжном курорте. Естественный склон, панорама Волги и сосновый лес вокруг. Работает прокат лыж и сноубордов, есть две трассы для катания (одна учебная, вторая посложнее) с подъемниками и искусственным освещением, недалеко — десятикилометровая лыжня. Решаем, что для полного сходства с альпийскими покатушками не хватает только глинтвейна. Кафе «Полярный хомяк» закрыто на реконструкцию — идем отогреваться в ресторан «Чугунок» на вершине склона. Сладко засыпая в машине по дороге в Москву, думаю, что именно такой отдых в формате «Бесконечно смотришь на красивое и вкусно ешь» — лучший рецепт перезагрузки для жителей мегаполисов, который следовало бы включить в медицинскую страховку.

Елена Маньенан

Полезные советы:

  • Бери с собой наличные и много мелких денег. Найти банкомат в Плесе — проблема, а при виде крупных купюр на лице местных жителей появляется страдальческое выражение.
  • Если опасаешься покупать копченых лещей на набережной, заказать проверенную партию можно в ресторане.
  • Удобная обувь — обязательна! Город модернизируют, но в нем все равно много незаасфальтированных дорог, которые от снега и дождя превращаются в болото. К тому же подъемы и спуски с Соборной и Левитановской горок очень крутые.

фото с описанием, что посмотреть

Плёс - небольшой камерный город в Ивановской области. Но он богат достопримечательностями и интереснейшими местами: церкви, музеи, художественные галереи, скульптуры, украшенные деревянной резьбой дома и даже ажурные водостоки - всё это стоит увидеть! Лучший способ рассмотреть город - передвигаться пешком. И пусть вас не пугает холмистый ландшафт, пешеходные прогулки по Плесу приятные и несложные.

Итак начинаем!

Спуск от дом-отеля «Волга-Volga» приводит нас к мосту через р. Шохонка, пересекаем реку и по ул. Никольская двигаемся в сторону Волги.

У дома номер 20 по этой улице обязательно нужно остановиться. Здесь находится Провинциальная АРТгалерея-М . В этом частном музее представлены: фарфор СССР, западно-европейский фарфор в стиле "ню", крупнофигурный фаянс «Конаковский завод», русские лаки, галерея картин Федорова В.А., русская майолика, лениниана, портреты XX в. Основатель галереи Марушкин Ю.Б. проведет интересную экскурсию. Не пожалеете!

Около галереи на бревнах расположился художник, смотрящий вдаль. Это памятник заслуженному художнику РСФСР, известному пейзажисту, уроженцу Иваново-Вознесенска, Вячеславу Федорову.

Напротив галереи немного в гору уходит небольшая улочка. Сделав по ней несколько шагов можно увидеть скульптуру Городового, стража, с почтением ожидающего прихода хозяина или его гостей и следящего за порядком в округе.

Следующий дом (номер 18) по улице Никольская - Галерея художника Л. Николаева «Живопись и графика». Пейзажи этого живописца интересны романтическим видением натуры, свободой пластического выражения, сложностью, мягкостью и цельностью цветовой структуры листа.

Продолжая спуск к Волге, на пересечении с улицей Варваринская видим Никольскую часовню 1892 года постройки. Она представляет собой классический пример часовен средней полосы России. В настоящий момент не функционирует.

И вот мы на берегу Волги-матушки!

Слева стоит памятник И.И. Левитану, знаменитому русскому художнику, мастеру «пейзажа настроения». Очарованный Плёсом Левитан провёл здесь лето 1888 г., а затем приезжал сюда еще два последующих сезона.

Напротив памятника находится дом-музей И.И. Левитана. Экспозиция музея включает два зала: первый посвящен творческой биографии художника, во втором размещены подлинные работы И.И. Левитана и его друзей. В мезонине находится комната, где жил художник и его друзья.

Проходя мимо дом-музея И.И. Левитана и двигаясь направо по набережной, мы доходим до Левитановского культурного центра или Левитан-холла. Здесь проводятся кинопоказы, конференции, семинары, концерты и многие другие культурные мероприятия.

Далее по набережной (ул. Луначарского, 20) расположился единственный в России музей пейзажа. Здесь регулярно проводятся выставки современной пейзажной живописи из регионов России, фестиваль «Плёсский пленэр» и детский пленэр «Волжский художник».

Напротив музея на лавочке сидит молодая девушка «Дачница». Предполагается, что прообразом этой скульптуры стала спутница И.И. Левитана, художница С.П. Кувшинникова.

Еще одну интересную скульптуру можно увидеть, пройдя дальше по набережной, мимо городского пляжа до дома-пристани «Мой причал». Это скульптура Боцмана, фигура речника, похожего на капитана Врунгеля.

Недалеко от Боцмана, возле отеля «Итиль» находится старообрядческое кладбище «Зеленя», учрежденное в конце XVII в. Сейчас закрыто, и только небольшие заросшие холмики напоминают, что здесь было кладбище.

Вернувшись к музею Пейзажа и поднявшись по небольшой улочке вверх от Волги, мы видим церковь Варвары Великомученицы. Строительство храма относят к началу XVIII в., а нынешняя колокольня была построена в 1821 г. Эта церковь запечатлена на картине И.И. Левитана «Вечер. Золотой Плёс».

За Варваринской церковью вверх уходит улица Кирова. Поднявшись по ней, мы оказываемся в начале тропы Левитана, деревянной лестницы длинной в 168 ступенек. Подниматься по лестнице не трудно: есть несколько площадок для отдыха с удобными лавочками.

Преодолев все ступеньки, мы попадаем на гору Левитана.

Здесь установлен целый скульптурный комплекс, открытый несколько лет назад. В него входят бронзовая скульптура художника, стоящего перед мольбертом, а также (чуть поодаль) копия работы живописца «Над вечным покоем» в бронзовой раме.

На горе Левитана за небольшой оградой находится Воскресенская деревянная церковь. Это клетская деревянная церковь (1699 г.), поставленная на месте сгоревшей кладбищенской церкви Петра и Павла. Утраченная церковь запечатлена на полотне И.И. Левитана «Над вечным покоем».

Поклонный крест поставлен в память всех захороненных на этом древнем кладбище.

Обойдя всю гору Левитана, по Вичугскому проезду можно спуститься к мосту через Шохонку. Если силы на исходе, обязательно загляните в дом-отель «Волга-Volga» и выпейте чашку бодрящего чая или кофе на открытой веранде.

Силы восстановлены!

Теперь наш путь лежит на Соборную гору (высота 54 м над уровнем моря). Мы поднимаемся по улице Спуск горы Свободы.

В доме номер 1а находится Археологический музей П. Травкина. Здесь можно совершить небольшое путешествие в далёкое прошлое, здесь каждый предмет воспроизведён достоверно, на основе данных археологии.

Мы на вершине горы. Отсюда начал расти город. Князь Василий I, сын Дмитрия Донского в 1410 году повелел заложить здесь оборонительную крепость. Река в этом месте течет по прямому участку почти 2 км. И все подступы к городу отлично просматриваются.

Были сооружены крепостные стены, вал и ров. К сожалению, крепостные стены и ров не сохранились. А фрагменты крепостного вала можно увидеть с противоположной от Волги стороны.

С крепостного вала открывается вид на Троицкую слободу, расположенную при въезде в город, и на храмовый комплекс, состоящий из двух церквей: Зимней Введенской и Летней Троицкой. Введенская церковь была сначала деревянной, а в 1828 г. построена из камня. К храму примыкает длинная низкая трапезная. Троицкая церковь также была построена сначала в дереве в 1628 г., а в 1808 г. - в камне.

В центре Соборной горы расположился Успенский собор. Это старейший храм города (1699 г.), он действует и в наше время и поражает гостей города «малиновым» колокольным звоном.

За собором мы видим памятник князю Василию I. Установка памятника в 1910 г. стала серьезным событием для города: о происходившем в небольшом провинциальном городе торжестве писали даже столичные газеты.

Рядом с памятником находится экспозиционно-выставочный комплекс «Присутственные места». Постоянная экспозиция выставочного комплекса посвящена историческому развитию Плёса. Другие экспозиции - сменные, как правило, приуроченные к событиям культурной жизни города.

В Присутственных местах есть необычный экспонат, камень Любви, получивший своё название благодаря необычной форме.

По периметру Соборной горы извивается березовая аллея. Возраст берез достигает 150-ти лет. Это очень популярное место для прогулок как коренных жителей, так и гостей города.

В нескольких точках на вершине горы установлены смотровые площадки, удобные беседки, где можно укрыться от солнца и дождя.

Завершив осмотр Соборной горы, спускаемся по каменистой улочке, где даже в жаркий полдень прохладно и комфортно. Деревья, растущие вдоль тропы, защищают от зноя. Поворачиваем налево…

И вот мы на Торговой площади. Это центральная (и единственная) площадь города. Издревле здесь разворачивалась оживленная торговля, проводились ярмарки. Сейчас здесь размещены лавки с сувенирами на любой вкус.

На пересечении ул. Юрьевская стоит с здание пожарной части, построенное в 1885 г. На первом этаже располагалось пожарное депо, на втором - полицейский участок и арестантские камеры.

В восточной части площади, на пересечении с ул. Ленина стоит Часовня Михаила Архангела. Эта деревянная «клетская» часовня привезена из д. Антоново в 1980-х гг. и отреставрирована.

Напротив часовни величественно разместилась Церковь Воскресения Христова. Церковь построена в 1817 г. на месте двух деревянных храмов. Старые храмы решили заменить новым в память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 г.

На противоположной от Воскресенской церкви стороне площади мы видим вход на Калашную улицу, старейшую торговую улицу Плёса, первое упоминание о которой относится к 1787 году.

Спустившись от Торговой площади, выходим на набережную Волги. Справа вдоль набережной расположились старинные особняки, возведенные с конца XVIII до середины XIX в. Почти каждый из особняков принадлежал какой-то известной в Плёсе семье и с тех пор носит ее имя.

Повернув от Торговой площади налево, мы попадаем на Плёсский вернисаж, аллею художников. Летом здесь можно посмотреть и приобрести работы плёсских художников, изделия мастеров прикладного искусства. Зимой на аллее устраивают конкурсы снежных фигур.

Здесь же на набережной расположились Мясные (нижние) торговые ряды, чайная Векшина. Дом построен во второй четверти XIX в. в стиле провинциального классицизма. На первом этаже находился большой зал чайной Векшина.

Советуем посетить экспозицию «Художественные промыслы Ивановского края» здание «Мучных рядов». Можно посмотреть образцы ювелирного искусства, льняного жаккардового ткачества, лаковой миниатюры, а также оригинальной ивановской вышивки.

Чуть дальше по набережной (ул. Советская, 49) находится частная галерея «Выставочный зал на набережной». Здесь представлены работы художников Ивановского края, в том числе и плёсских художников.

Не поленитесь еще пройти по набережной. На ул. Ленина, 26 (вход с набережной) вы увидите арт-студию Виталия Панченко. Виталий Панченко - русский художник, член Творческого союза художников России, один из учредителей творческой организации "Сообщество плёсских художников".

Напротив арт-студии, почти у самой воды стоит камень, а на камне - кошка, неотрывно смотрящая на Волгу. Памятник поставлен в честь кошки Мухи (хозяева - плёсский художник В. Панченко и его супруга Галина). Кошка погибла, защищая собственных котят от разъяренных собак.

От Кошки немного вверх уходит улица Островского. Пройдя по ней, вы выйдете к Преображенской церкви. Это кладбищенская церковь (1849 г.) построена в стиле классицизма на месте Спасо-Преображенского монастыря усердием благотворителей.

В городе Плес есть еще одна гора, Воскресенская. На ней установлен мемориал солдатам, погибшим в Великой Отечественной Войне.

Плёс. Часть 3: humus — LiveJournal

Плёс. Часть 1
Плёс. Часть 2

1. Вид на городище с главным собором


1. Вид на городище с главным собором


2. Вид на химический завод из Плеса.


3. Вид на Успенский собор с востока


4. Вид с Заречья, слева Соборная гора


5. Вход в Успенский монастырь


6. Заречье2


7. Общий вид4


8. Окрестности Плёса. Местечко Ключи.


9. Окрестности Плёса. Местечко Ключи


10. Окрестности Плёса. Река Шоханка


11. Окрестности Плёса. Церковь Cв. Троицы около г. Плёса


12. Церковь Св.Троицы около г.Плёса


13. Южная часть г.Плёса


14. Окрестности Плёса. Возле Гремячки


15. Окрестности Плёса. Гремячка


16. Окрестности Плёса. с. Большое Яковлевское,


17. Троицкая слобода


18. У пароходной пристани. (2)


19. У пароходной пристани.


20. Церковь Воскресения


21. Владимир Васильевич и Ирина Васильевна Троицкие, мать Ирины Васильевны, дочь Анна и отец - Василий Егорович Иванчиков


22. Григорий Клементьевич Горбунов (справа) в Плесе


23. Дмитрий, Елизавета, Николай, Анатолий Ивановичи Черепенины


24. Жена П.А.Молчанова. Наталья Ивановна Молчанова (урожд. Беликова)


25. Зиновия Степановна Смирнова, старообрядка


26. Иван Федорович и Любовь Ивановна Черепенины.


27. Константин Геннадьевич и Екатерина Николаевна Зубарёвы


28. Ксенофонт Максимович и Анна Александровна Грошевы.1886-87 гг.


29. Людмила Ивановна и Александр Иванович Турушины


30. Павел Алексеевич Молчанов


31. Павел Ксенофонтович Грошев, его сестры, Евдокия Бакакина и К.М. Грошев


32. Плесский врач Евгений Иванович Лебедев
источник


Смотрите также

Описание: