Перевал гумбаши где находится


Перевал Гумбаши - смотровая площадка на гору Эльбрус

Маринский перевал в Карачаево-Черкессии больше известен как перевал Гумбаши (Гум-Баши, Кум-Баши) находится на высоте 2187 метров над уровнем моря. Гумбаши является самым высокогорным перевалом в России среди перевалов по которым проложены автомобильные дороги. С вершины перевала открываются потрясающие виды на плато Бийчесын, Кавказский хребет и гору Эльбрус.

Выехали утром, около 6, только начинало светать. Уже на подъездах к перевалу Гумбаши, становилось ясно, что день будет солнечный и ясный, и необычайно красивый))

Что бы достигнуть верхней точки перевала открывающего дорогу вниз на просторы Карачаево-Черкесии потребовалось 1,5 часа плюс-минус минут 10.

 

Смотровая площадка на перевале Гумбаши

Остановка на вершине перевала Гумбаши на смотровой площадке заняла минут 20. Было жутко холодно и очень ветрено. Учитывая что перевал находится на высоте более 2 километров другого и не следовало ожидать.

С перевала открывался великолепнейший вид на кавказский хребет и на его двуглавую жемчужину — Эльбрус.

Эльбрус с Гумбаши просто великолепен!!!


Здесь, внизу раскинулось плато Бийчесын. По плато можно доехать до самого Эльбруса, но только на внедорожнике и только в хорошую погоду. Дорога на плато начинается перед подъёмом на перевал.

 

Гора Гумбаши

А вот верхняя точка перевала — гора Гумбаши в переводе означающая Песчаная голова, в честь горы и назван перевал. Было бы интересно на неё забраться))

А это просто холмы напоминающие,,, ну тут каждый пусть решит сам что они ему напоминают)))

 

Спуск с перевала

Дальше с вершины Гумбаши дорога лежала на спуск, среди гор, холмов, рек и полузабытых храмов. Сейчас служение в храмах происходит только несколько раз в год.

На перевале около селения Верхняя Мара построили горнолыжный комплекс. Там находится самая длинная бугельная канатная дорога на Северном Кавказе длиной в 1,5 километра.

Дальше мы отправились в Теберду, что бы посетить Домбай который был конечной точкой поездки. Но и сам перевал Гумбаши на столько красив, что можно просто ехать сюда, что бы полюбоваться горами и природой. Если будет возможность, рекомендую, главное поймать ясный солнечный день!

 

Видео с перевала Гумбаши

На видео панорама Кавказских гор и вид на Эльбрус со смотровой площадки на вершине перевала. Только немного, накосячил — в видео написал перевал «Губ-Баши» вместо «Гум-Баши».

 

Перевал Гум-Баши на карте Карачаево-Черкесии

Маринский перевал находится по дороге из Пятигорска в Карачаевск. Добраться до перевала можно в рамках экскурсии например на Домбай или арендовать машину на этом сайте. Посмотреть где находится перевал на карте Карачаево-Черкесии вы можете ниже.

Перевал Гумбаши - описание, фото, карта, расположение

 



Перевал Гумбаши и одноимённая вершина находятся в пределах Скалистого хребта на восток от селения Верхняя Мара. На перевал ведёт асфальтированная дорога, соединяющая Кисловодск (через Учкекен) и Карачаевск. Дорога очень красива! Высота перевала свыше 2100 метров. При этом высота Карачаевска около 850 м над уровнем моря, Кисловодска - 750м. Учитывайте этот факт при выборе маршрута, особенно при передвижении на велосипеде. Ближайшие заправки находятся в Карачаевске и Учкекене.

“Гумбаши” в переводе с карачаевского “песчаная вершина”.

Дорога проходит по долинам горных рек, над которыми возвышаются скалы из известняка. У самого перевала находится кафе, где можно отведать традиционные блюда кавказской кухни - хычины, айран, шашлык.

С перевала открывается широкий вид на юг. Доминирует Эльбрус, обе вершины которого отсюда хорошо просматриваются. Если взять бинокль или “дальнобойный” объектив, то можно даже разглядеть летом протоптанную в снегу к скалам Ленца тропу, ведущую на восточную вершину Эльбруса. Очень красив рассвет отсюда.

Но не стоит забывать про высоту, в межсезонье здесь может быть холодно, гололёд.

В начале дороги стоит знак, запрещающий ездить здесь автобусам и грузовикам.

Покрытие дороги асфальт, но он давно не ремонтировался, достаточно много ям. Однако если не спешить, проехать можно на любом автомобиле.

Для планирующих вело или пешеходный маршрут, стоит отметить, что непосредственно на перевале и выше дрова отсутствуют.

Даны координаты кафе у перевала.

 

 

Поездка на Кавказ. Ч1. Перевал Гумбаши. — DRIVE2

Знаете, про это место есть много статей у людей, имеющих обалденные фотоаппараты. Я расскажу немного о том, что я ощущал, когда посетил это место, и выложу немного своих фотографий) Кратко о перевале Гумбаши:

"Короткая и живописнейшая дорога по долине реки Мара, впадающей в Кубань, ведёт через перевал Гум-Баши из Кисловодска в Карачаевск. Ещё в 1923 г. управлением Кавминвод был поставлен вопрос о присособлении перевальной дороги Кисловодск-Теберда через Маринское ущелье для автомобильного движения. Чуть позже из Кисловодска в Теберду был проложен всесоюзный туристский маршрут № 43. Путь проходил по просёлочной дороге. Теперь это современная асфальтированная дорога.

И вот он перевал Гум-Баши (Песчаная вершина), высота 2144 м над уровнем моря. Целым океаном высокогорных лугов здесь раскинулось плато Бийчесын (в переводе с карачаевского — "Могила княжны"). Бийчесын — традиционное место летних пастбищ. Аромат разнотравья просто опьяняет, и хочется подняться ещё выше, к отвесным скалам, где кажется, что стоит лишь протянуть руку, и достанешь до неба"

Вид на перевал с горы Гум-Баши

Зимой Эльбруса было не видно с этой вершины, но говорят, что летом открывается еще более чудесный вид на Кавказский хребет и на сам великий двуглавый Эльбрус…
Перед тем, как подняться на вершину, мы остановились на площадке с небольшим кафе и помещением, где можно посидеть и перекусить, отапливаемое только камином.


Еда была, к сожалению, не сильно вкусной, а местный сыр так вообще ужасный…

На самом деле уклон на вершину горы довольно хороший, и, видя там одни лишь джипы, я побоялся сначала забираться туда. Но, отбросив сомнения, мы заехали дальше всех, и просто наслаждались единением с природой)

самая высокая точка перевала


Если вы думаете, что забраться туда легко. то вы глубоко ошибаетесь. На высоте в 2100 метров, в самый сильный в моей жизни ветер, это было очень трудно. Но вот моей спутнице было всё равно. Она взлетела туда, а я с другом догнал ее на вершине спустя минут 20))


Меня до сих пор поражает, как сильно различаются 2 склона этой вершины:

С одной стороны -огромные, но пологие холмы


С другой — большее количество отвесных гор, но никак не холмов …


Вниз мы спускались на салазках))) не сказал бы, что было мега быстро или мега круто — снег практически отсутствовал из-за сильнейшего ветра, ну и плюс на спуске куча холмиков, не комильфо как-то попе))

Чтобы вы хоть чуть чуть понимали, какой был ветер)


На самом деле всё это словами и картинками очень трудно передать. ведь это. это такие места, где чувствуешь себя просто ничтожной песчинкой в этом мире… Потому что горы — безумно величественны…

Перевал Гум-Баши — «Путешествия» на DRIVE2

Полный размер

Предыдущая часть рассказа о поездке и каталке на Эльбрусе находится ТУТ

Если вдруг вам нужно будет держать путь в сторону Домбая, что в Карачаево-Черкесии, то обязательно советую вам "срезать" дорогу через перевал Гум-Баши. По крайней мере, мы так сделали и не пожалели. Практика поездок показывает, что все самое интересное начинается тогда, когда свернешь с хорошей дороги…

Полный размер

Начало пути

Как обычно бывает на подъездах к перевалам, дорога относительно легкая и прямая. Асфальтовое покрытие среднего качества, с выбоинами, трещинами и другими многочисленными дефектами. Для санты можно считать, что дорога — хорошая! Подкачал давление пневмы до 1,5 атмосферы и соточку можно ехать смело, наслаждаясь шикарными видами из окна под небольшую тряску :)

Полный размер

Как оказалось, на склонах перевала находится небольшой горнолыжный комплекс Мара, но в связи с отсутствием снега, комплекс был закрыт. В целом, зима 2019 года была аномально теплая и малоснежная для всей России, что совсем не радовало, ведь ехали именно за снегом.

Полный размер

При подъеме, местами, видимость — нулевая от едкого дыма, огромные участки склонов покрыты сгоревшим сухостоем. Не понимаю, кто поджигает сухую траву, и для чего они это делают. Понятно, что с головой у этих личностей — проблема. Я думал, только у нас в полях этим занимаются люди, считая, что они обновляют таким образом землю.

Полный размер

Подъемники ГК Мара

Полный размер

Отметились на фоне живописных видов

Зимой виды более "суровые", чем летом, но природа Кавказа хороша в любое время года.

Полный размер

Выбравшись из густого дыма, подъезжаем к самой высокой точке перевала. Вдали становится виден зловещий коготь горы Гум-Баши.

Полный размер

Со смотровой площадки в ясную погоду можно увидеть Эльбрус, отсюда по прямой — до него всего около 50 км. Глядя на этот горный хребет со стороны, сразу видно, кто в этих местах — главный.

Полный размер

Позади санты — гора, в честь которой назвали перевал. В переводе, Гум-Баши означает — "песчаная голова". Лично мне она напоминает сфинкса.

Полный размер

Хотя пик горы Гум-Баши и невысокий — всего 2313 метров, но на общем плане в сравнении с сантой — смотрится внушительно!

Полный размер

Металлический зонт, похоже, не раз простреливался из оружия разного калибра. Кто эти люди, и зачем они это делают — остается загадкой :) Позагорали немного под этим зонтом, отдохнув от изнуряющей дороги, да и двинулись дальше в путь :)

Полный размер

По возвращению домой, не ожидали, что кадр выйдет настолько колоритным :)

Полный размер

Санта ожидает на смотровой площадке

Везет же людям, подумал я, проезжая мимо этих пейзажей. Ездят часто в таких краях! С другой стороны — все приедается, даже горы. Так выпьем же за то, что бы была возможность ездить в горы и не переставать любоваться их величественной красотой! :)

Полный размер

Дальше дорога спускается с перевала, извиваясь между аккуратными домами аула Верхняя Мара. Аул этот или, по-нашему, село, достаточно крупный и ухоженный.

Полный размер

Чем не пейзаж из фильмов фентези?

Напоследок — фотография сделанная у аула. По-моему, ничем не хуже итальянской Тосканы. Тем более, в связи с последними событиями, в Тоскану мы еще долго не попадем, а наш Кавказ — всегда под боком…

Полный размер

Продолжение следует…

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ПРО КАВКАЗ?
1. Плато Бермамыт
2. Осенний Домбай
3. Пешком по Эльбрусу…
4. Еще множество рассказов в моем блоге

Про Кавказ. Домбай и перевал Гум-Баши.

Продолжаю вспоминать майскую поездку сего года на Кавказ.
В один из прекрасных дней мы рванули из Кисловодска на Домбай.

Ехать решили через перевал Гум-Баши.
От Кисловодска сначала на протяжении 20 км дорога шла через скучные стоящие друг за другом сёла. Но после села Терезе были 25 км довольно безлюдных и живописных мест. Зарядил дождь, останавливаться чтоб пофоткать совсем не хотелось. И так до самого перевала. А на перевале ещё и снег пошёл. Поэтому все фотки Гум-Баши сняты на обратном пути, когда светило солнышко.
Кажется, вот это и есть гора Гум-Баши, давшая имя перевалу. Переводится как Песчаная вершина. Её высота 2313 м.

01

Высота, перевала 2144 метра над уровнем моря. Чуть ниже перевала есть обширная смотровая площадка.
02

Говорят, отсюда хорошо виден Эльбрус, на котором мы побывали накануне. Но в этот раз над горами нависли облака.
03

Кое-что, правда увидели.
04

05

А дальше дорога извиваясь змеёй убегала вниз в долину к селам Верхняя и Нижняя Мара.
Кстати, вверху можно разглядеть хищную птичку. Возможно, это орел.
06

07

На склоне пасётся стадо.
Кажется, хищная птичка кружит именно над этим стадом, высматривая какого-нибудь зайчика, которого может спугнуть стадо.
08

Стена скал выглядит внушительно, а в реальности ещё внушительней.
09

Через ещё 70 км мы прибыли в городок Теберда.
Вот тут погода разгулялась.
10

Для ночлега мы остановились в новой гостинице "Yeti House Теберда". Отличная гостиница в живописном месте. Рядом речка и собственное озеро с форелью! Рядом ещё несколько недостроенных отелей.

11

Теперь, собственно, про Домбай.
Курортный посёлок тесно зажат в ущелье. Шумно. Машину припарковать непросто. В самом посёлке нам не понравилось, мы не увлекаемся горными лыжами. Но горы красивы. Можно подняться наверх на современном канатном подъёмнике в закрытой кабинке-гондоле.
12

13

Мы поднялись примерно до середины горы Мусса-Ачитара, а если точно то до высоты 1590 м, где кончается гондольная канатка и начинаются снега. Выше можно было подняться на кресельном подъемнике, но спускавшиеся оттуда лыжники говорили, что наверху совсем ничего не видно и метель.
14

Так что, мы остались тут.
15

16

17

18

19

20

21

После гор, шашлыка, шурпы, лагмана, салатов, лепёшек и т.п. прекрасно выспались в двухкомнатном номере Yeti House.
22

23

Вот, кстати, меня на телефон старший сын сфоткал.
24

Наутро поехали смотреть Архыз...

Карачаево-Черкессия. Перевал Гум-Баши, Архыз - Виктор Протопопов — LiveJournal

Короткая и живописнейшая дорога по долине реки Мара, впадающей в Кубань, ведёт через перевал Гум-Баши из Кисловодска в Карачаевск. Ещё в 1923 г. управлением Кавминвод был поставлен вопрос о присособлении перевальной дороги Кисловодск-Теберда через Маринское ущелье для автомобильного движения. Чуть позже из Кисловодска в Теберду был проложен всесоюзный туристский маршрут № 43. Путь проходил по просёлочной дороге. Теперь это современная асфальтированная дорога.

И вот он перевал Гум-Баши (Песчаная вершина), высота 2144 м над уровнем моря. Целым океаном высокогорных лугов здесь раскинулось плато Бийчесын (в переводе с карачаевского — "Могила княжны"). Бийчесын — традиционное место летних пастбищ. Аромат разнотравья просто опьяняет, и хочется подняться ещё выше, к отвесным скалам, где кажется, что стоит лишь протянуть руку, и достанешь до неба

01.

Максимальная высота перевала 2144 метра, это один из немногих в России двухкилометровых перевалов, доступных на автомобиле.Это одна из красивейших дорог в России. Горы здесь не голые и не лесистые, а такие зеленые и пушистые. Пустынно, машин почти нет. Полное ощущение Затерянного Мира с альпийскими лугами. Вдали виден сам белый Эльбрус.

Скопление нор кротов

Про перевал Гум-Баши у местного населения есть древняя легенда:
Давно это было. Полюбила красавица княжна отважного джигита. Во всей округе не было юноши смелее, никто не мог превзойти его в ловкости и силе. Но не суждено было девушке стать женой любимого. Старый князь выбрал для дочери другого жениха. И стал не мил белый свет черноокой красавице. На склоне холма, покрытого зеленым ковром трав, распростилась с жизнью девушка, но сохранила верность любимому.
На этой поляне, где погибла княжна, люди установили памятник, высеченный из камня. И место назвали Бийчесын, что в переводе с карачаевского языка означает – памятник княжне.

Архызская долина расположенна на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики и условно делится на нижний и верхний Архыз. В нижнем Архызе расположен академгородок поселка Буково. В верхней части долины находится курорт Архыз.

В Академгородке поселка Буково живут и работают астрономы – научные сотрудники САОРАН – Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук. Это один из немногих отечественных центров, в котором проводятся наземные астрономические наблюдения во всём диапазоне электромагнитного излучения, с использованием крупнейших телескопов мира.

Основанный в 1923 г. курорт Архыз расположен на высоте 1450 м над уровнем моря и находится недалеко от места слияния рек Архыз (главный приток Дукка) и Псыш (главный приток София), которое принято считать началом Большого Зеленчука (главный приток в районе поселка река Кизгич)- основной водной артерией Архызской долины. Это место называют карачаевским пятиречьем.

Завод минеральной воды "Архыз", которую мы с вами регулярно видим в магазинах

Высокие и крутые горные хребты надёжно защищают долину от ветров поэтому климат Архыза мягкий и исключительно благоприятный, по своим характеристикам он превосходит большинство зарубежных и отечественных горных курортов. Среднегодовая температура в Архызе равна +5 градусам, средняя температура июля — +15 градусов, января — +5,5. Зима в Архызе длится четыре месяца, первый снег выпадает обычно в середине ноября. По числу солнечных дней в году Архыз в числе рекордсменов. Долина реки Архыз вытянулась в широтном направлении, поэтому в течение всего дня она освещается солнцем, тогда как большинство долин Кавказа расположены в меридиональном направлении. Чтобы охватить взглядом весь Архыз, необходимо подняться на «кругозор» хребта Абишира-Ахуба.

Очень развиты пешие туристические маршруты. Постоянно встречаются люди с рюкзаками и палатками за спиной

В следующий раз отправимся с Вами посмотреть на стройку горнолыжного курорта "Архыз-Синара", посмотрим на красоты Лунной долины и многое другое!

Мрачный перевал Гум-Баши - Навстречу приключениям! — LiveJournal


После утреннего визита в сервис для замены сгоревшего насоса муфты Халдекс, наш автобус снова обрёл полный привод и, казалось, жаждал новых приключений. Равно как и наша команда. Вот примерно с такими мыслями мы покинули Кисловодск и отправились на перевал Гум-Баши.

1. О том, что горы ошибок не прощают, небеса напомнили нам перед въездом на перевал. На прямом и ровном участке дороги водитель универсала умудрился сделать "уши" на мокром асфальте. Судя по количеству остановившихся машин, всё произошло буквально 15 минут назад. Пассажиры сидели на траве рядом с машиной, кто-то держался за голову, а нас обогнала "буханка" карета Скорой Помощи со включенными спецсигналами. А мы тем временем начинаем потихоньку набирать высоту, пополнив перед этим запасы воды у источника.

2. Вот и смотровая площадка на вершине перевала. Высота чуть больше 2 километров, если быть точным — 2045 метров над уровнем моря. И если внизу, в Учкекене, ещё было тепло и можно было ходить в майке с коротким рукавом, то здесь уже пришлось надевать теплую одежду. Выходим из машины, чтобы оглянуться вокруг.

3. Серпантин ведёт дальше, через посёлок Верхняя Мара в сторону Карачаевска.

4. А мы тем временем обозреваем окрестности и на душе какое-то уныние, другого слова подобрать не могу.

5. На Приэльбрусье у нас были большие планы в той поездке. Кроме того, так хотелось показать жене и сыну настоящие горы. Но погода решила иначе.

6. Открываешь прогноз в любом городе КМВ, Кабардино-Балкарии или Карачаево-Черкесии — и везде одно и то же.  Дожди, туман и холод по всему региону на десять дней вперёд.

7. Тучи и туман, конечно, придают атмосферу любым фотографиям, но, видимо, мы изначально рассчитывали на другое. Хотелось лета, солнца и тепла, гор и отличной погоды. К тому же, наиболее "вкусные" дорожки, отмеченные на моей карте, обещали быть труднопроходимыми для нашего дома на колёсах.

8. Вспомнив недавние СМС-сообщения от МЧС про чрезвычайные ситуации в горах Кабардино-Балкарии, мы подвели итоги первой части нашего путешествия длиной в месяц: к сожалению, на этот раз Кавказ не показался во всей своей красе.

9. Какого-то чёткого плана, что делать дальше, у нас не было. Были лишь точки в навигаторе, полный бак топлива и три недели свободного времени. А ещё километры асфальта впереди. Поэтому мы решили просто ехать дальше.

10. Сейчас я понимаю, что это было непростым, но очень правильным решением. После Карачаевска дорога ныряет в двухсотметровый тоннель, проходя под горой. И как только мы оказались "по ту сторону хребта", погода начала налаживаться!

11. Небо разъяснивалось прямо на глазах, а горы вдалеке радовали своей красотой. Мимо этих стогов сена мы просто не смогли проехать.

12. И вот почему. :)

13. Под вечер небо опять затянуло, а мы начали думать про ночлег. Поворот на Архыз давно уже проехали, и ближайшей точкой на карте оказалось ущелье реки Большая Лаба.

14. Пока была связь, позвонили родителям, которые вроде были недавно в этих краях. Те сказали, что ущелье очень красивое, но доехать у нас, скорее всего, получится только до посёлка Рожкао, а дальше дорога пойдёт очень разбитая. Что же, тем интереснее.

15. Предупредив, что задержимся в этих краях на два-три дня, мы отправляемся вглубь ущелья. За каждым поворотом открываются всё более красивые виды.

16. Но, впрочем, даже среди этой красоты не стоит забывать, что ты всё-таки в горах, которые, как я уже говорил, ошибок не прощают.

17. С каждой минутой становилось всё темнее. Мы ехали по узкой дороге вдоль реки, периодически с трудом разъезжаясь со встречными лесовозами, которых тут просто огромное количество. А в голове только лишь одна мысль: где же нам найти площадку для ночлега?

Так закончилась первая часть нашего путешествия под названием "Через горы к морю". Продолжение следует!

Точки съемки
Посмотреть на карте, где были сделаны фотографии.

Перевал Гум-Баши, Карачаево-Черкесия - kukarta

Перевал Гум-Баши, или Песчаная вершина, — невероятно живописная дорога в Архызе, которая проходит через горное ущелье и ведет из Кавминвод в Карачаевск.

Она поднимается на высоту более двух километров и пролегает сквозь высокогорные луга плато Бийчесын («Могила княжны»). По легенде здесь свела счеты с жизнью молодая княжна, когда отец запретил ей выйти замуж за любимого джигита.

Хорошие новости – для того, чтобы преодолеть этот довольно высокий перевал (2144 м), не нужно тащиться в гору с рюкзаком. Через перевал проложена асфальтированная автомобильная дорога, которая связывает города Кисловодск и Карачаевск.

Перевал Гум-Баши на карте:

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.


Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!
→ подробная информация

Перевал Гум-Баши 43.776548, 42.185719

Протяженность серпантина, который ведет сперва вверх, на перевал, а потом и с перевала, составляет около 10 км. На самой высокой точке имеется смотровая площадка, но выглядит она удручающе – исписанные каменные плиты, мусор. По дороге из Кисловодска вам встретится кафе со смотровой площадкой и туалетом, где можно сделать остановку. С перевала открываются виды на плато Бийчесын, далекие хребты и даже Эльбрус.

Поселок Верхняя Мара внизу Поселок Верхняя Мара внизу

Про перевал Гум-Баши у местного населения есть древняя легенда:

«Давно это было. Полюбила красавица княжна отважного джигита. Во всей округе не было юноши смелее, никто не мог превзойти его в ловкости и силе. Но не суждено было девушке стать женой любимого. Старый князь выбрал для дочери другого жениха. И стал не мил белый свет черноокой красавице. На склоне холма, покрытого зеленым ковром трав, распростилась с жизнью девушка, но сохранила верность любимому. На этой поляне, где погибла княжна, люди установили памятник, высеченный из камня. И место назвали Бийчесын, что в переводе с карачаевского языка означает – памятник княжне».

Как добраться?

Из Кисловодска – 65 км.

Из Карачаевска – 30 км.

Путевые остановки — ГУМБАШИ. Эпилог… — DRIVE2

Эпило́г — заключительная часть, прибавленная к законченному произведению и не обязательно связанная…
Основная часть.
После публикации осн. части рассказа про Гумбаши камрад elektrodanger предложил опубликовать фото с интересными природными эффектами… У читателей тоже возникли вопросы, связанные с Марой и Покумком. Следует добавить, что Гум-Баши это гора над перевалом, а вот сам перевал встречается как Марьинский или Мариинский перевал, так и как перевал Гумбаши. Мара — западная речка, истоками которой являются окрестности перевала Гумбаши. Впадает потом в Кубань. Подкумок на картах чуть ниже превращается в Подкумок, в верховьях — Кюмюш-Суу — соответственно источником этой речки является окрестности восточной стороны перевала. В своем течении потом впадает в Куму. На скорую руку что нашлось то и выложил (возможны и другие дополнения). Вроде бы все… Можно выкладывать фото :)
На этот раз я ехал со стороны Кисловодска в Карачаевск. Фотографии в том же порядке и будут.

Полный размер

Ущелье реки Подкумок

Полный размер

Скалистые горы нависающие на дорогу. Примерно так до перевала.

Полный размер

Дорога не плохая, в общем обычная дорога.

Полный размер

С правой стороны течет Подкумок. Чуть ниже дороги. Много мест где можно к ней подъехать и сделать привал…

Полный размер

Ближе к перевалу уже понятно — дальше видимость будет никакая… Облачный день выдался, и небо заволокло…

Полный размер

Дорога с самого начала постоянно вверх идет. Чем выше тем интереснее… Но тут понятно — еще чуть чуть и фотоаппарат можно зачехлить. Дальше уже снимать нечего будет.

Полный размер

Но все оказалось не совсем так. При наборе высоты, мы быстро проскочили эти облака, и мы оказались над ними. и показался сам Гум-Баши.

Полный размер

Все что в долине — затянуто облаками. Но сверху интересно за ними наблюдать :) Какой-то фантастический пейзаж :)

Полный размер

Смотровая площадка на перевале Гумбаши. Эта собачка то ли меня узнает (почти пора), то ли ко всем она так относится. Но она хорошая собачонка… ростом с теленка…

Полный размер

Пока бегали на смотровой площадке, Эльбрус закрылось верхними облаками… А нижние попытались выйти наверх…

Полный размер

Дальше спуск по долине реки Мара, т.е. возвращаться в облака…

Полный размер

Где-то там… село Верхняя Мара.

Полный размер

Это 2 смотровая площадка. До нее метров 300. Но облака не закрывают ее. А вот под ногами ущелье, и там 3 метра и уже ничего не видно… :)

Полный размер

Тем не менее нижнюю границу облаков проскочили довольно быстро, и долина реки Мара открылась во всей своей красе…

Полный размер

С этого места интересно наблюдать: примерно минут 20 назад мы были выше облаков, которые сейчас над нами нависают

Полный размер

Примерный ландшафт с обоих сторон перевала (в данном случае восточная сторона)

Полный размер

Растительности просто очень много…

Полный размер

Ну и… Внимательно посмотрите. Тут есть сама речка Мара… За деревьями, внизу в балке.


P.S.
Карту я уже выставлял, но тут подчеркну другое:
Водораздел
На данной карте четко видно где водораздел Мары и Подкумка… Но еще четче видна дорога на плато Бичесын. Но Бичесын конечно требует отдельного отчета. Вкратце скажу, что это плато вплотную подходит к Эльбрусу, и относится к лучшим площадкам для фотосъемки Эльбруса. Но на плато нет современных дорог. И он пока недоступен обычным машинам. Полноприводные могут чуть чуть покататься :) Съезд на эту дорогу видно крупным планом на карте…

Перевал Гум-Баши и как мы не уехали по Апшеронской УЖД. — «Путешествия» на DRIVE2

В горы можно подняться пешком, на машине, но, пожалуй, самый экзотичный способ на узкоколейном поезде – «матрице». Это же так круто, едешь на поезде, а в окне проплывают горы, реликтовые леса и деревенская живность. Впрочем «матрицей» в этот раз пришлось побыть самому, но зато увидели красоты своими глазами, а не из окна.

01.Переехав Шаумянский перевал, мы двигались к Майкопу, на карте увидел, что будем проезжать Апшеронск, а там находится Апшеронская узкоколейная дорога, про неё слышал давно. Заедем, может и прокатимся. Приехали к вокзалу, но тут уже похоже давно ничего не действует. Интернет подсказывает, что часть дороги разобрана, и поезда ходят только по короткому пути, ближайший рейс утром.


02.Хочется прокатиться, и решаем еще денек провести в округе, а потом ехать на Кавказ. Погода к этому времени должна успокоиться, кто читал предыдущую часть, знает, что там были проливные дожди. Едем на Орлиную полку.

03.Путь сюда довольно простой, а людей бывает немало в выходные. Свежий воздух, огроменные деревья, которые и не обхватить двоим. Именно такие часто можно увидеть в местных лесовозах. Уж не знаю, что они с ними делают, дома строят из диаметра в 80см?

04.Пока шли, все возвращались с полки, а когда обратно, то наоборот. Так что на полке мы оказались одни, очень повезло. Сама полка это небольшой уступ в скале, где можно пройти, слегка согнувшись, ну и посидеть со вкусом на «зеленое море» реликтовых лесов.

05.Совсем случайно увидел, еще одну тропку в другую сторону, ага, тут не одна полка, а две. И большинство людей про неё не знают. Хотя она тоже полочка-полочкой, вполне достопримечательность, в конце её завал и не пройти.

06.Рядом с полкой заехали на обзорную площадку, точка высокая и пользуется спросом у любителей шашлыков и астрономии. Так и живут тут в палатках в обнимку с телескопом.

07.Но и для телеобъектива тут тоже нашлось за чем понаблюдать. Облака переползают через хребет, разве не круто?

08.На закат отправляемся поближе к УЖД. Дороги здесь преимущественно двухполосные, «петлистые и гористые».

09.Тем временем солнце клонится к закату, пошли краски.

10.Утром подъём очень ранний, т.к. надо успеть к поезду. Ждём, тут раздается пых-пых и приезжает красная «матрица», так называют мотрису местные жители. Когда-то по этой дороге возили лес и рабочих, лесная вывозка по ужд приказала долго жить, а людей возить надо, т.к. там живут. Это единственная связующая ниточка с землей, хотя не так давно есть и очень плохая дорога на автомобиле.

11.Конечный пункт – Шпалорез, советское название, все просто: там, где режут шпалы, даром, что лес под боком всегда. «Матрица» пришла только с гор и обратно идти сегодня не собирается, т.к. это суббота. Экзотическую поездку по горам пришлось отложить на будущее.

12.Ну а мы едем дальше, сегодня предстоит ночевка на Бермамыте с видом на Эльбрус. Проезжаем Адыгею с сельскохозяйственными пейзажами.

13.Вот уже показался еле заметный пост ДПС из навеса, который издали и не узнаешь, разве что по знакам 20. Это въезд в Карачаево-Черкессию. Больше гор и облаков! Из окна виднеются маленькие плато, на каждое можно подняться, но впереди нас ждут еще более шикарные виды.

14.Движение здесь более оживленное, тормозят поток только грузовики в горку. Обгоняем под звук оппозитного двигателя, как же он хорош у Subaru, такой заводной.

15.Облака становятся ближе, а значит, мы подъезжаем к перевалу Гум-Баши. Переводится он как песчаная вершина. Т.к. скалы сложены преимущественно из известняков.

16.Прилично холодает, серпантин набирает высоту, здесь чуть больше 2км.

17.Но зато тут красиво и живописно.

18.И еще атмосферно в прямом и переносном смысле.

19.В хорошую погоду обзор на десятки километров, виден Эльбрус с Кавказским хребтом. Это кстати, один из самых простых способов увидеть его на легковушке.

20.Ну а у нас не самый простой и более интересный в плане видов — на плато Бермамыт. Зная дорогу по прошлому году, путь обещал быть суперлайт. Но поскольку перед нами шли ливневые дожди, то это внесло коррективы в путешествие.

Про это в следующей части, подписывайтесь, чтобы не пропустить! За комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы )

Предыдущие части путешествия на Кавказ:
Чёрное море. Как замерзнуть на юге и так ли хорош отдых в Краснодарском крае?
Готов ли лесник быть горцем? Или тест Subaru Forester на Северном Кавказе.

Карачаево-Черкесия. Перевал Гумбаши и аул Верхняя Мара


От Минеральных Вод в Карачаевск можно добраться целыми тремя путями, самый понятный и цивилизованный из которых - через Черкесск

Но если позволяет погода и время года - езжайте самым южным путем, через трассу А-157, через аулы Верхнюю и Нижнюю Мару.
И через перевал Гумбаши

Это одна из самых живописных и одна из самых величественных дорог на Кавказе

А то и во всей России.

Высшая точка перевала - 2144 метра

И на эту высоту, равно как и с нее потом, можно заехать своей машиной - дорога хорошая.
Изредка пересекается грунтовыми размывами, но это мелочи

Со стороны Кисловодска в Карачаево-Черкесии достаточно крупные и людные аулы - Учкекен, Первомайское, Терезе.
Границ между ними практически нет, один населенный пункт вливается в другой

Но после дорога быстро опустевает

И медленно начинает карабкаться вверх, вдоль Подкумка.

Что завораживает на Кавказе - совершенная особость каждого конкретного ущелья. Словно и не на одном горном хребте дело происходит

Даже параллельные и недалекие друг от друга места могут отличаться как разные планеты

Эта дорога - наиболее лично мне пришедшаяся к сердцу. Наверное за счет моей любви к грубым, безлесным, просматриваемым горам

До перевала, до Песчаной вершины (Гумбаши) здесь больше не будет постоянных селений

Только многочисленные пчеловоды с мобильными пасеками

Тут не просто стоит, а прямо таки необходимо брать настоящий горный мед

Пасечники, такие как Таулан Урусов, тут потомственные, не в первом поколении

А поскольку торгуют во многом для своих - не так уж тут и много шальных-заезжих шляется, и с огромной конкуренцией, то за качество можно не волноваться.
Это не тот мед, что купишь на ярмарке, под заверения, что мамойклянусь-слющяйда - настоящий горный, а он засахаривается потом

Вскоре дорога приходит на крутой подъем.
Много в моей жизни было перевалов, но каждый раз сердце по особому биться начинает - от благоговения, страха, собранного в кулак внимания и восторга

Идем вверх, петля за петлей.

На склоне какие-то строения, фургончик "Куры на углях", и какой-то механизм.
Не сразу в нем знойным летом опознаешь лыжный подъемник

Зимой тут катаются, горнолыжный курорт Мара, по имени берущей отсюда начало реки, которая, в отличие от Подкумка, идущего на восток, пойдет на запад, чтобы влиться потом в Кубань

Подгадывайте ясную погоду - вся глубина впечатлений и восхищения на нее завязана.
Когда небо ясное, то благодаришь Бога, за столь великолепный и монументальный вкус

Такое создать - ну видно же что эстет

Кавказский хребет с заснеженными вершинами глядит с горизонта

И великий, могущественный, вызывающий трепет двуглавый Эльбрус

Самая высокая вершина Европы

На высшей точке перевала, доступной для автомобиля, смотровая площадка.

Размять кости, выбросить мусор в помойку с одним из самых потрясных фонов

Купить бытово магнитик

Дорога берет пригорок в петлю и убегает серпантином вниз.

Плато Бийчесын - "Могила княжны".

В ущелье раскинулся старый аул Верхняя Мара

А он и правда древний - в средние века через Гумбаши шел караванный путь, в основном везли шелк.
Тут сейчас немало археологических лагерей, с любопытными находками.

А селение уже было

В одну, бесконечно петляющую улицу. Настоящий горный аул, и сегодня-то уединенный, а некогда совсем труднодосягаемый, средь этих величественных, порой совершенно отвесных гор

Каждый раз, когда выезжаешь с перевала, то испытываешь странную разнонаправленную гамму чувств.
С одной стороны пиететный страх перед горами, и благодарность - спасибо, что отпустили живыми.

Да, для меня горы святы, а камень живой - я всегда, каждый раз бывая в горах, благодарю их за то, что отпустили.
Это часть моего личного дремучего язычества.

И вместе с этим сладким чувством избавления, гордости за пересеченный перевал, вдруг острая тоска - вновь хочется в горы, туда, где разряженный воздух и особая высокогорная тишина

Наверное это навсегда.


Смотрите также

Описание: