Парусник крузенштерн где сейчас находится


Барк "Крузенштерн" попал в восьмибалльный шторм

КАЛИНИНГРАД, 16 дек - РИА Новости. Российский учебный парусник "Крузенштерн", совершающий трансатлантическое плавание, на выходе из Северного моря попал в восьмибалльный шторм, сообщили РИА Новости в медиацентре экспедиции.Впервые в истории сразу три парусника Росрыболовства - "Седов", "Паллада" и "Крузенштерн" - совершают совместную экспедицию, посвященную 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Фрегат "Паллада" начал плавание 1 ноября из Владивостока. "Седов" и "Крузенштерн" вышли из Калининграда 8 декабря. "Седов" и "Паллада" совершат кругосветные плавания, "Крузенштерн" — трансатлантическое.

"На выходе из Северного моря парусник "Крузенштерн" 14-15 декабря попал в восьмибалльный шторм, высота волны достигала 5,5 метра, порывы ветра — 40 метров в секунду. Барк "Седов" находился на расстоянии более 200 миль от него, поэтому обошел полосу шторма", - сообщили в медиацентре, отметив, что шторм не повлиял на график экспедиции.

В медиацентре добавили, что в настоящее время "Крузенштерн" проходит пролив Па-де-Кале. Парусник направляется в испанский порт Санта-Крус де Тенерифе, куда он должен прибыть 25 декабря. Эта точка включена в маршрут в связи с посещением Канарских островов экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева во время кругосветного плавания на шлюпах "Восток" и "Мирный". Ожидается, что барк "Седов" прибудет в испанский Лас-Пальмас 31 декабря, где экипаж и курсанты встретят Новый год.

На учебных парусных судах Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота "Крузенштерн" и "Седов" в экспедицию отправились более 230 курсантов, 18 из которых девушки, представляющих учебные заведения Калининграда, Санкт-Петербурга, Мурманска, Ейска, Астрахани и Петропавловска-Камчатского.

Четырехмачтовый парусник "Крузенштерн" был построен в 1926 году в Германии и при спуске на воду получил название "Падуя". Это последний спущенный на воду винджаммер (буквальный перевод с английского — "выжиматель ветра"). Сначала он использовался как учебное судно и для грузовых перевозок на дальних маршрутах. После Второй мировой войны по репарации парусник перешел СССР, а в 1991 году был передан Калининградскому государственному техническому университету.

ria.ru

Барк "Крузенштерн" начал проход датских проливов

КАЛИНИНГРАД, 11 дек - РИА Новости. Российский парусник Росрыболовства "Крузенштерн", совершающий трансатлантическое плавание, приступил к прохождению датских проливов, сообщил медиацентр экспедиции.

Кругосветное плавание парусников Росрыболовства - "Седова", "Паллады" и "Крузенштерна" посвящено 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Великой Победы. Фрегат "Паллада" начал экспедицию 1 ноября из Владивостока. "Седов" и Крузенштерн вышли из Калининграда 8 декабря. "Седов" и "Паллада" совершат кругосветные плавания, "Крузенштерн" - трансатлантическое. По пути следования парусники совершат более 40 заходов в порты иностранных государств. На борту трех парусников пройдут мореходную практику около 700 курсантов и юнг.

"В настоящее время учебное парусное судно "Крузенштерн" с курсантами учебных заведений Росрыболовства на борту осуществляет прохождение проливов Малый Бельт, Большой Бельт, Каттегат и Скагеррак, которые располагаются между Скандинавским и Ютландским полуостровами и соединяют Балтийское море с Северным", - говорится в сообщении.

Отмечается, что особенностью этого морского участка является наличие большого количества мелей, узкостей и фарватеров, что требует особого внимания и профессионализма от экипажа корабля во время их форсирования. Находящиеся на борту курсанты получат опыт при дублировании обязанностей вахтенных офицеров и штурманов, поскольку этот район - зона интенсивного судоходства, и прохождение по нему регламентировано специальными правилами и картами.

"Крузенштерн" вышел из Калининграда 8 декабря и взял курс на испанский порт Санта-Крус де Тенерифе, куда он прибудет 25 декабря. Эта точка включена в маршрут в связи с посещением Канарских островов экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева во время кругосветного плавания на шлюпах "Восток" и "Мирный".

Четырехмачтовый парусник "Крузенштерн" был построен в 1926 году в Германии и при спуске на воду получил название "Падуя". Это последний спущенный на воду винджаммер (буквальный перевод с английского — "выжиматель ветра"). Сначала он использовался как учебное судно и для грузовых перевозок на дальних маршрутах. После Второй мировой войны по репарации парусник перешел СССР, а в 1991 году был передан Калининградскому государственному техническому университету.

ria.ru

Барки "Седов" и "Крузенштерн" вышли из Калининграда в кругосветку

КАЛИНИНГРАД, 8 дек - РИА Новости. Российские парусники Росрыболовства "Седов" и "Крузенштерн", совершающие кругосветную экспедицию в честь 200-летия открытия Антарктиды и 75-летия победы в Великой Отечественной войне, вышли из Калининграда в открытое море, сообщил медиацентр кругосветки.

Торжественная церемония проводов парусников в экспедицию состоялась в субботу в калининградском морском рыбном порту. Однако из-за сильного ветра - до 22 метров в секунду - и дождя выход в море пришлось отложить.

"Капитаны учебно-парусных судов воспользовались так называемым "окном" (снижением силы ветра), провели корабли по Калининградскому морскому судоходному каналу и вывели их в открытое море", - сообщили в медиацентре экспедиции.

"Крузенштерн" взял курс на испанский порт Санта-Крус де Тенерифе, куда он прибудет 25 декабря. Эта точка включена в маршрут в связи с посещением Канарских островов экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева во время кругосветного плавания на шлюпах "Восток" и "Мирный". Парусник "Седов" после выхода из Калининграда придет в испанский Лас-Пальмас 31 декабря, где экипаж и курсанты встретят Новый год.

На учебных парусных судах Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота в экспедицию отправились более 230 курсантов, 18 из которых девушки, представляющих учебные заведения Калининграда, Санкт-Петербурга, Мурманска, Ейска, Астрахани и Петропавловска-Камчатского.

Кругосветная экспедиция парусников Росрыболовства началась 1 ноября, когда из порта Владивосток навстречу калининградским баркам вышел парусник "Паллада". Он и барк "Седов" осуществят кругосветные плавания, а барк "Крузенштерн" - трансатлантическое. Всего на борту парусников пройдут мореходную практику 692 курсанта Росрыболовства и 56 юнг.

По пути следования парусники совершат более 40 заходов в порты иностранных государств Северной и Южной Америки, Африки, Европы, Океании. За время плавания трем судам предстоит пройти больше 96 тысяч морских миль.

ria.ru

Российский парусник "Крузенштерн" зашел в порт Монтевидео

МОНТЕВИДЕО, 1 фев - РИА Новости, Олег Вязьмитинов. Российский парусник "Крузенштерн", участвующий в экспедиции в честь 200-летия открытия Антарктиды и 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, зашел в порт уругвайской столицы Монтевидео, где пробудет до 4 февраля.В совместной экспедиции участвуют сразу три парусника Росрыболовства. Фрегат "Паллада" начал плавание 1 ноября 2019 года из Владивостока, затем 8 декабря из Калининграда вышли "Седов" и "Крузенштерн". "Седов" и "Паллада" совершат кругосветные плавания, "Крузенштерн" — трансатлантическое.

"Крузенштерн" прибыл в Монтевидео из Рио-Жанейро. По словам капитана судна Михаила Еремченко, в Монтевидео экипаж судна ждет достаточно большая культурная программа.

"Будет и визит военных на борт судна, и день открытого борта, когда местные жители и гости города Монтевидео смогут увидеть "Крузенштерн". В понедельник пройдет официальный визит на судно посла РФ в Уругвае и представителей руководства города и страны", - сказал капитан.

Всего трем судам предстоит пройти почти 100 тысяч морских миль, посетить больше 40 иностранных портов. На борту парусников морскую практику пройдут почти 700 курсантов.

Парусники должны будут встретиться недалеко от Фолклендских островов в Южной Атлантике. "Мы организовали парусную гонку, которая будет посвящена этому большому юбилею. Символично, что дистанция будет равняться 200 морским милям", - сказал капитан.

После этого "Крузенштерн" зайдет в порт Буэнос-Айрес, где начнется вторая часть экспедиции, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Капитан рассказал, что в ходе переходов, предшествовавших заходу в Монтевидео, был попутный ветер и "удалось походить под парусами". "В районе экватора было безветрие, но дошли благополучно", - продолжил он.

Маршрут плавания "Крузенштерна" проходил через Балтийское, Северное моря и акваторию Бискайского залива. С 25 по 29 декабря парусник совершил заход в испанский порт Санта-Крус де Тенерифе.

Четырехмачтовый барк "Крузенштерн" был построен в 1926 году в Германии и при спуске на воду получил название "Падуя". Сначала он использовался как учебное судно и для грузовых перевозок на дальних маршрутах. После Второй мировой войны по репарации парусник перешел СССР, а в 1991 году был передан Калининградскому государственному техническому университету.

ria.ru

Российский барк "Крузенштерн" пересек экватор

КАЛИНИНГРАД, 11 янв - РИА Новости. Российский учебный парусник "Крузенштерн", совершающий трансатлантическую экспедицию в честь 200-летия открытия Антарктиды и 75-летия победы в Великой Отечественной войне, пересек экватор, сообщили в медиацентре плавания."Учебный парусник "Крузенштерн" с курсантами учебных заведений Росрыболовства на борту в рамках экспедиции пересек экватор и вышел в южное полушарие Земли", - сообщили в медиацентре.

Отмечается, что, поскольку большинство курсантов и некоторые члены экипажа впервые пересекли экватор, это событие планируют отметить по старой традиции — ритуалом посвящения. Морякам предстоит пройти символическое чистилище, выполнить задания Нептуна и окунуться в бассейн с забортной водой. Для торжества уже готовят декорации и костюмы, обряд проведут на шлюпочной палубе.

Впервые сразу три парусника Росрыболовства - "Седов", "Паллада" и "Крузенштерн" - отправились в совместную экспедицию. Фрегат "Паллада" начал плавание 1 ноября из Владивостока, затем 8 декабря из Калининграда вышли "Седов" и "Крузенштерн". "Седов" и "Паллада" совершат кругосветные плавания, "Крузенштерн" — трансатлантическое. По пути следования парусники совершат более 40 заходов в иностранные порты, пройдут около 100 тысяч морских миль.

Маршрут плавания "Крузенштерна" проходил через Балтийское, Северное моря и акваторию Бискайского залива. С 25 по 29 декабря парусник совершил заход в испанский порт Санта-Крус де Тенерифе. С начала плавания судно прошло более 4,4 тысячи морских миль. Следующим портом захода станет бразильский Рио де Жанейро, прибыть в который парусник планирует 22 января 2020 года.

Четырехмачтовый барк "Крузенштерн" был построен в 1926 году в Германии и при спуске на воду получил название "Падуя". Сначала он использовался как учебное судно и для грузовых перевозок на дальних маршрутах. После Второй мировой войны по репарации парусник перешел СССР, а в 1991 году был передан Калининградскому государственному техническому университету.

ria.ru

Владимир Волкогон: "Крузенштерн" и "Седов" идеально готовы к кругосветке

Барки "Крузенштерн" и "Седов" приведены в практически идеальное техническое состояние перед кругосветной экспедицией в честь 200-летия открытия Антарктиды и 75-летия Великой Победы, заявил ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон. В интервью корреспонденту РИА Новости Евгении Римко он рассказал, как барки готовили к масштабной экспедиции и на каких условиях можно попасть на борт.

"Крузенштерн" и "Седов" находятся в ведении Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которая входит в состав Калининградского государственного технического университета. Кругосветная экспедиция парусников "Седов", "Паллада" и "Крузенштерн", посвященная 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию победы в Великой Отечественной войне, начнется в ноябре этого года. Первого ноября "Паллада" выйдет из Владивостока, в декабре рейс из Калининграда начнется для "Седова" и "Крузенштерна". С ноября 2019-го по декабрь 2020 года барк "Седов" и фрегат "Паллада" осуществят кругосветные экспедиции, а барк "Крузенштерн" — трансатлантическую.

— Владимир Алексеевич, можно ли назвать то событие, к которому вы долго и тщательно готовитесь, историческим? Было ли в новейшей морской истории такое, когда три огромных парусника одновременно предпринимали такое амбициозное плавание?

— Впервые три учебных парусника Росрыболовства выходят под одним лозунгом в объединенную экспедицию, цель которой заявить о значимости открытия российскими моряками шестого континента и в год 75-летия Великой Победы напомнить человечеству о вкладе нашей страны в уничтожение фашизма. Три парусных судна должны показать всему миру дух, силу, стойкость, гуманные помыслы, отвагу и морское мастерство сегодняшней российской молодежи, не утратившей эти качества за прошедшие два столетия.

8 августа 2019, 15:40РИА НаукаВ России 2020 год объявят Годом Антарктиды

— "Крузенштерн" уже давно ассоциируется с Калининградом, став одной из его визитных карточек. Но в 2017 году мы приросли еще одним легендарным судном — барком "Седов". В каком состоянии он достался вузу, полностью ли он включился в учебную программу?

— В 2021 году "Седову" – самому большому гражданскому учебному парусному судну – исполнится 100 лет. Уверен, что мы отметим это столетие достойно, отдадим дань и самому паруснику, и всем поколениям моряков, судоремонтников и корабелов, который сохранили этот корабль на благо морского дела. Мы получили указание взять в оперативное управление "Седов" весной 2017 года. В момент передачи из Мурманска техническое состояние его было плачевным — это касалось и главного двигателя, и корпусной части. В 2016 году парусник сделал всего один рейс, навигация 2017 года была под угрозой срыва. Используя накопленный опыт содержания и ремонтных работ с "Крузенштерном", нам удалось уже в течение 2017 года провести два учебных рейса, а в 2018 и 2019 году полноценные навигации из трех рейсов парусника – точно так же, как много лет работает и "Крузенштерн".

В этом году мы откликнулись на пожелание правительства Мурманской области увидеть "Седов" в столице российского Заполярья, к которой раньше был приписан барк. Так что впервые курсанты Мурманского государственного технического университета получили прекрасную возможность во время прохождения морской практики на барке убедиться, что парусник попал в надежные руки и его работа продолжается.

Конечно, техническое состояние как "Седова", так и "Крузенштерна", определяется их почтенным возрастом. Это уникальные парусные суда, фактически работающие и обучающие морские музеи. Советский Союз получил их от поверженной Германии по итогам Второй мировой войны в качестве репараций. И хотя трофеи достались в плачевном состоянии, многолетняя работа после ремонтов и переоборудований барков подтвердила историческую правоту и справедливость. Это главное отличие от 30-летней "Паллады", приписанной к Владивостоку, парусника относительно молодого, совершившего не одну кругосветку и успешно принимающего участие во всех регатах и морских праздниках Дальневосточного бассейна.

"Крузенштерн", пожалуй, один из самых знаменитых барков в мире, тоже перешагнул отметку в 93 года с момента спуска на воду. В его послужном списке громкие победы в регатах, две успешные кругосветки, трансатлантические экспедиции. Всегда получало большой международный резонанс участие парусника в гуманитарных и общественных проектах, сопровождение Олимпийского движения во время стоянок на зимних Играх в Ванкувере и Сочи.

Но благодаря финансированию, выделенному правительством РФ на подготовку судов к кругосветной экспедиции, сейчас парусники удается привести в надлежащий для такого плавания порядок, продолжается большая работа по приведению их технического состояния, их оснащения, обеспечения безопасности мореплавания к совершенно другому уровню.

— Сейчас оба калининградских парусника — "Крузенштерн" и "Седов" — находятся на судоремонтном заводе. Расскажите, пожалуйста, о ремонтной программе. Все ли идет планово или, может быть, благодаря подготовке к важному международному мероприятию получится решить и какие-то застарелые проблемы?

— Скажу точно, что такие объемные ремонты ни на одном, ни на другом нашем судне не проводились более 30 лет. Это стало возможным только благодаря помощи российского правительства, которое поддержало инициативу руководства Росрыболовства в лице главы ведомства Ильи Шестакова, который развернул небольшую идею похода на юг Атлантики для празднования 200-летия открытия Антарктиды одним из парусников до масштабного проекта кругосветной экспедиции. И по его же инициативе было решено объединить экспедицию со вторым этапом похода по другим районам плавания — в честь 75-летия Победы.

В процессе проработки проекта с таким продолжительным автономным плаванием первым встал вопрос о гарантиях технического состояния каждого из парусников. Росрыболовство проделало огромную работу по дефектовке судов, поиску необходимых технических решений для устранения проблем. И уже осенью 2018 года необходимые денежные средства были выделены, начаты ремонты, которые продолжились весной этого года и ведутся по настоящий момент. Все три парусника приводятся если не в идеальное, то в очень хорошее техническое состояние.

— Калининградцы смогут еще увидеть парусники после выхода из доков завода?

— Доковый ремонт оба парусника прошли еще весной. Сейчас идет ремонт и освидетельствование всех механизмов представителями Российского морского регистра. Выход судов в море возможен только после такой процедуры. Мы рассчитываем, что до 2-3 декабря суда закончат все ремонтные работы, после чего перейдут в Калининградский морской рыбный порт, где в первой декаде декабря состоятся торжественные проводы в кругосветную экспедицию. Почему так ориентировочно по дате? На отход ждем и почетных гостей, и всех тех, кто приложил свои опыт и труд для воплощения в реальность наших планов. Ведь это неординарное событие общенационального уровня, и интерес к экспедиции очень высокий. Хотелось бы, чтобы даже далекие от моря россияне прониклись уникальностью момента и грандиозностью события, которое непременно войдет в историю новой России. А фрегат "Паллада" стартует из порта Владивосток уже 1 ноября и идет навстречу нашим парусникам в оговоренную точку Южной Атлантики.

— Курсанты каких учебных заведений будут находиться на борту парусников? Каковы их задачи?

— Как бы ни был значим этот проект, главным в нашей работе все равно остается организация и прохождение на парусниках практики курсантами морских учебных заведений. Разница лишь в том, что в этой экспедиции и на "Крузенштерне", и на "Седове" будут не только курсанты учебных заведений Росрыболовства, как в обычных рейсах, но и курсанты заведений, подведомственных Минтрансу и Минобрнауки России. Также будут участвовать и посланцы общественных и молодежных организаций из разных регионов России: юнги, кадеты. Эта экспедиция, кроме ошеломляющих впечатлений и удивительной атмосферы, позволит курсантам выполнить практику в соответствии с программами своих учебных заведений, набрать плавательный ценз и впоследствии получить первую морскую специальность.

— Утверждена ли подробная программа рейса? Много ли иностранных портов будет на пути барков?

— За основу план-графиков парусников взят проект маршрутов, утвержденных на заседании оргкомитета экспедиции под председательством министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева. Перечень масштабный: 22 порта у "Крузенштерна", 19 – у "Седова". Для каждого захода составляется программа мероприятий и посещения знаковых мест. Есть традиционные, классические точки для кругосветок, но будут переходы и порты, в которых суда еще никогда не были. Это Петропавловск-Камчатский и Панамский канал у "Седова". А у "Крузенштерна" — порт Бизерта (Тунис), он появился, когда по инициативе общественных организаций появилось намерение отметить 100-летие Великого исхода – последней дислокации Русской эскадры. Для "Седова" экспедиция закончится в декабре 2020 года, а "Крузенштерн" должен вернуться в Калининград в начале сентября 2020 года.

В организации кругосветки нас поддерживают проверенные, надежные партнеры – это МИД России, Россотрудничество, министерство культуры, Русское географическое общество, Российское военно-историческое общество, "Бессмертный полк", Государственный исторический музей и многие другие.

Нам важно, чтобы такой значимый проект стал не просто перемещением судов вокруг Земли, но и открытием новых пластов в душах наших практикантов. Конечно, в ходе экспедиции возможны будут оперативные изменения, всякое случается. Но мы стараемся должным образом подготовиться к любым вызовам.

14 апреля 2019, 03:02

Климкин поблагодарил Польшу за отказ пустить парусник "Седов"

— За экспедицией будет наблюдать весь мир. Какие возможности есть на барках для того, чтобы максимально оперативно и подробно передавать информацию на берег?

— Можно задумать прекрасную экспедицию, совершить ее героически, но никто об этом не узнает. Мы очень большое внимание намерены уделить информационной составляющей, поэтому осознанно намерены включить в состав экипажей, кроме корреспондентов информационных агентств и СМИ, своих фотографов, операторов и журналистов. Нам важно как можно объемнее наполнять разнообразным контентом специально созданный для этого ресурс – двуязычный сайт экспедиции. Для этого в Балтийской академии создан информационный центр, который будет получать информацию непосредственно с бортов всех трех парусников. Уверен, что информации по ходу предстоящей экспедиции будет гораздо больше, она будет доступнее по сравнению с предыдущими кругосветками, гораздо насыщеннее и интереснее.

Конечно, появляются и новые технические возможности. На "Седове" и "Крузенштерне" сделано полное переоборудование радионавигационного оборудования и связи, установлены новые антенны, интернет-оборудование. Рассчитываем использовать новые технологии, вести с бортов парусников видеоконференции, онлайн-трансляции.

— Не так давно капитан-наставник учебных парусников "Седов" и "Крузенштерн" Михаил Новиков рассказывал о предстоящей кругосветной экспедиции в МИД России. Об этом плавании вы рассказываете на разных площадках. Как принимают эту информацию, какие основные вопросы поступают к организаторам?

— Наиболее частым вопросом является то, как попасть на парусник. И что касается этого вопроса — мы сейчас формируем списки заявок от представителей СМИ, съемочных групп, научных групп, географической и морской общественности на всех переходах. На "Седове" и "Крузенштерне" в походе будут присутствовать от 8 до 12 человек. Но отмечу, что все, кто находится на борту, должны принимать участие в судовых работах – как минимум четыре часа в сутки. Мы не можем позволить, чтобы ребята овладевали морской наукой, вязали снасти, ставили паруса и драили палубу, а кто-то прогуливался по палубе с чашечкой кофе.

В целом информация о предстоящей экспедиции воспринимается позитивно. Как правило, многих интересуют и технические вопросы — парусникам практически по 100 лет, можем ли мы гарантировать безопасность. На что мы отвечаем, что с помощью государства сделано все возможное, чтобы мы могли гарантировать безопасность мореплавания наших парусников. Море любит сильных, и нужно доказать, что наши моряки, как это и есть на самом деле, лучшие в мире. А капитан хорош не тот, кто проходит бурю, а тот, кто ее обходит.

ria.ru

"Крузенштерн". Прогулка по палубе легендарного барка.

Четырехмачтовый парусник "Крузенштерн" настоящая общепризнанная легенда. Барку уже перевалило за 90 лет и это судно одно из последних представителей эпохи "винджаммеров" - крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века, оснащенных по последнему слову техники своего времени. Многие суда этого типа не дожили до современности, уступив место пароходам и теплоходам, некоторые стали кораблями-музеями. В этом смысле "Крузенштерн", наряду с "Седовым", особо примечателен. Ведь почти столетний барк живет и здравствует, постоянно участвуя в различных регатах и кругосветных экспедициях. Сейчас "Крузенштерн" это учебное парусное судно, где проходят практику курсанты БГА РФ. Порт приписки судна — Калининград.




Для меня "Крузенштерн" почти как первая любовь. Ведь это самый первый парусник, который я увидел в своей жизни. И было это еще в далеком детстве, как раз в то время, когда я зачитывался романами Жюля Верна, Джека Лондона, Сальгари и Сабатини. Правда вот попасть на борт барка удалось лишь в июне прошлого года. Парусник, стоящий у 18-го причала в Калининградском морском рыбном порту, устраивал День открытых дверей, и посетить его имел возможность любой желающий. Надо ли говорить, что желающих оказалось более чем много. Но, что удивительно, проблемой это совсем не стало и все смогли погулять по судну в свое удовольствие.

01.



02. Барк "Крузенштерн" у 18-го причала Калининградского морского рыбного порта.



03. Очередь хоть и была растянута на многие метры, но продвигалась быстро.


Барк, под именем "Padua", был заложен 24 июня 1925 на немецкой верфи «Иоганн Текленборг» в Геестемюнде (сейчас это Бремерхафен). Почти ровно через год, в июне 1926 года, он был спущен на воду и отправился в свое первое плавание 30 августа. Интересно, что корабль принадлежал к знаменитой серии парусных судов под общим названием «Летучие П-Лайнера» (Flying-P-Liner). Все они носили голубой вымпел с инициалами FL, по имени гамбургской пароходной компании «Ф. Лайеш» (F. Laeisz), а имена всех судов начинались с «П»: Pangani, Petschili, Pommern и другие. Из всей этой серии только "Падуя", уже под именем "Крузенштерн" до сих пор в активном строю.

К Советскому Союзу это судно отошло в 1946 году, после Второй мировой войны, в качестве репарации. тогда же барк и получил своё новое имя — «Крузенштерн», в честь известного русского мореплавателя и адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна.


04.


"Крузенштерн" это классический "винджаммер" (от английского "to jam the wind" - выжиматель ветра), одно из самых больших и быстроходных судов своего времени. Стальная клепаная обшивка, стальные мачты, которые могли поднять паруса на большую высоту. Технические характеристики барка - водоизмещение 5805 т., длина по верхней палубе 114,5 м., ширина 14 м., осадка 7 м. и дедвейт 1645 т. Скорость хода судна 17 узлов.

05.


В начале XX века такие суда составляли большую конкуренцию пароходам на длительных рейсах, особенно трансконтинентальных. Ведь они использовали дармовой ветер, и не требовали промежуточных дозагрузок топлива. К тому же показывали весьма неплохие скоростные характеристики. Как правило "винджаммеры" перевозили недорогие грузы, такие как руда, рис, дерево и прочее. На некоторых судах устанавливались небольшие вспомогательные двигатели, помогавшие маневрировать при заходах в порт. Но многие судовладельцы, тем не менее, предпочитали их не устанавливать, из соображения экономии.

06.


Закат "винджаммеров" был связан с открытием Суэцкого и Панамского каналов, под парусами суда их преодолеть не могли. А обход вокруг континента занимал слишком много времени, использование же буксиров значительно снижало рентабельность. Тем не менее, не смотря на последующее отсутствие значимой коммерческой ценности, до сих пор эти суда, образец красоты, гармонии и романтики. Жаль только, что не так много из них сумело дожить до сегодняшнего дня. Особенно много парусников было утрачено в годы Второй Мировой войны. И очень радует, что барк "Крузенштерн" полностью на плаву и мы имеем возможность не просто посмотреть со стороны, но даже посетить легендарный пар

ren-ar.livejournal.com

Капитан раскрыл секреты парусников "Седов" и "Крузенштерн"

Михаил Новиков: "У каждого есть свой маленький "якорек"

Как вести в открытом океане этот огромный парусник-дом, поймать ветер в паруса, обратить во благо шторм, а также слаженно управлять командой в 225 человек, — доподлинно знает Михаил Новиков, который провел на паруснике четверть века, из них восемь лет стоял на капитанском мостике. А сейчас управляет делами как «Крузенштерна», так и другого парусника-гиганта — «Седова», уже с берега в качестве капитана-наставника и начальника управления мореплавания и практической подготовки Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.

О том, что такое парусный аврал, зачем нужно подниматься на грот-мачту, на высоту 54 метра, как на барке борются с морской болезнью, что берут с собой в дальний поход, как устраивают забортный бассейн. А также о стартовавшей уникальной кругосветной экспедиции сразу трех российских парусников — фрегата «Паллада» и барков «Крузенштерн» и «Седов», Михаил Новиков рассказал «МК».

* * *

— Почему вы решили связать свою жизнь с морем?

— Я вырос у моря, в городе Балтийске, в военном гарнизоне. Отец служил в морской пехоте. Я с детства видел корабли, парады, военно-морскую форму. Поэтому однозначно хотел стать моряком. Сначала думал стать военным, но потом жизнь распорядилась так, что я пошел в гражданский вуз. Поступил в Калининградское высшее инженерное морское училище. Выбрал судоводительский факультет. Мне самому хотелось управлять судном.

После первого курса нас всех забрали в армию. Кто-то попал на два года, кто-то на три. Я служил сначала под Ригой, потом в мотострелковых войсках в Кушке, в Туркмении. Учеба растянулась на семь долгих лет. В целом то, что я ожидал от морской специальности во время плавательной практики на «Седове», на промысловых судах, то и получил. Убедился, что в море у людей проявляются лучшие черты характера, взаимовыручка, мужественность. Увидел реальные мужские отношения.

— Как попали работать на парусник?

— У тех, кто хорошо учился, была возможность попасть на большие промысловые траулеры или транспортные суда. А в 1991 году в учебное заведение передали парусник «Крузенштерн». И выпускникам при распределении на наш поток выделили три места. Я очень трепетно относился к парусникам. Был одним из претендентов и с радостью воспользовался этой возможностью.

— Вспомните свой первый рейс.

— Для меня это стало неким испытанием. Недалеко от побережья Германии мы ночью попали в сильный шторм, налетевшая стихия выбила несколько иллюминаторов в кают-компании, в судно хлынула вода. Погас свет, кто-то светил фонариком, слышались крики, парус оказался разорванным. В этот момент я выскочил на палубу и увидел, как судно спокойно, уверенно идет под парусами. Как настоящий властелин. А капитан с ним был единым целым. Это очень удивительное явление, когда такой огромный технический объект вместе с человеческим разумом побеждают невероятную морскую стихию.

— Наверняка найдутся те, кто спросит: а что хорошего в парусниках, когда есть современные, оснащенные мощными машинами лайнеры? Что вы ответите этим скептикам?

— Мы в нашей повседневной жизни все время куда-то бежим, чего-то добиваемся, суетимся. Нам некогда задуматься о том, какие мы есть на самом деле. Плавание под парусом, особенно на таком крупнотоннажном судне, это удивительный процесс. Когда остановлен главный двигатель, наступает тишина, и ты внутри этого процесса наслаждаешься происходящим, как приложены силы, знания, как сложена команда. Ты ни на что не нажимаешь, никуда не спешишь, твой мир едет вместе с тобой.

— Сколько может длиться дальний поход?

— Он может длиться по решению судовладельца достаточно долго. Раньше экспедиция того же И.Ф.Крузенштерна продолжались три года. Самое длительное в моей практике кругосветное плавание длилось 14 месяцев. Сейчас парусник «Седов» отправится в рейс, который продлится 12 месяцев, а тот же «Крузенштерн» будет находиться в море 10 месяцев. В отличие от обычного рейса, который продолжается 2–3 месяца.

— «Крузенштерн» — это учебное парусное судно?

— Это учебное судно, так же как парусник «Седов» и фрегат «Паллада». Курсанты, находящиеся на борту, это исключительно гражданские лица. На паруснике они проходят свою первую плавательную практику, постигают азы, что такое вахта и каково это — долго находиться в море вдали от своих близких.

— Что такое парусный аврал?

— Это авральные работы, которые требуют незамедлительного участия большей части экипажа и всех курсантов. Для совершения какого-то маневра на палубе одновременно находится порядка 150 человек. Это могут быть любые действия с парусным вооружением, как, например, поворот судна, постановка или уборка парусов. Получая команду с мостика, все, кто находится на палубе, выполняют определенные манипуляции. Действуют четко, слаженно, быстро. И порой со стороны даже сложно понять, кто именно управляет этим процессом.

— Как часто объявляются парусные авралы?

— Во время регаты это довольно частое явление. В течение часа может быть объявлено несколько парусных авралов. Когда судно следует через океан, парусный аврал может случиться лишь один раз в день, а то и один раз за несколько дней.

— Курсанты, работая с парусами, буквально парят между небом и палубой, зависают порой на высоте 50 метров. А это почти 22‑этажный дом. А как быть тем, кто не может побороть в себе страх высоты?

— Все работы на высоте выполняются с использованием страховки. Это современная обвязка, несколько видов страховочных карабинов. Курсанты проходят специальное обучение, сдают зачет по технике безопасности. И когда уже во время плавания поднимаются на высоту до 50 метров, чувствуют себя уверенно. Тем более что с ними рядом работают профессиональные матросы. А для тех, кто боится высоты, всегда найдутся работы на палубе. У нас нет намерения таких курсантов переломить.

— По каким поводам поднимаются на высоту 54 метра, на самую высокую точку на грот-мачте?

— Когда идут под парусами в самый слабый ветер, то поднимаются на высоту порядка 50 метров и отдают паруса. Там может оказываться электрик, когда требуется поменять лампочки в системе светового маневрирования. Также на эту высоту поднимаются, если возникает необходимость частично уменьшить высоту мачты для прохода под мостами.

В этом году, например, барк «Седов», пройдя 80 миль по реке Сене, впервые ошвартовался в Руане, исторической столице Нормандии. Причем проследовал под несколькими мостами. Я принимал участие в проектировании конструкции мачты, чтобы она опускалась. Чувствуя определенную ответственность, поднимался, помогал, смотрел, все ли там правильно сделано. И испытал гордость, когда «Седов» во время лоцманской проводки прошел под Танкарвильским мостом с зазором в 70 сантиметров. Конечно, для достижения максимальной осадки были заполнены топливом или водой все цистерны и танки судна.

фото: Из личного архива

Капитан-наставник Михаил Новиков.

* * *

— Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был построен в 1925–1926 годах на верфи в Германии и ранее назывался «Падуя». Что осталось от того парусника?

— Весь корпус родной, так же как и мачты, рангоут — общее название устройств для постановки парусов, палубы, все внутренние конструкции.

— Большой штурвал на корабле рабочий?

— Большой штурвал, основной пост, который находится у рубки, выведен из эксплуатации. Но кормовое рулевое устройство действующее, как это было почти 95 лет назад. Поэтому, когда судно выходит в океанское плавание, мы ставим туда курсантов — и они имеют возможность почувствовать, как раньше моряки управляли таким судном, стоя на корме. А на паруснике «Седов» оба рулевых устройства, два больших штурвала, находятся в эксплуатации. И курсанты там постоянно несут вахту, сменяясь каждые четыре часа.

Тут надо отметить, что «Крузенштерн» и «Седов» — это современные крупнотоннажные суда, которые должны соответствовать определенным требованиям. И если судно этим требованиям не удовлетворяет, например по маневренности, скорости разворота, его просто не выпустят в море.

— Что значит «поймать ветер в паруса»?

— Это когда все паруса настроены правильно. Это можно видеть по форме самих парусов, когда они ровные, расправленные, без складок. Когда они не хлопают, а, как говорят моряки, работают.

— Главное — не бороться со штормом, а уметь его обойти?

— У каждого своя стратегия. Мой наставник, например, говорил, что важнее не бороться со штормом, а понять, как его можно обойти, используя все сильные его стороны. Зная характеристики развития циклона или антициклона, выбрать правильный курс и пройти максимальную дистанцию с максимальной скоростью под парусами. В этом и состоит профессионализм.

— В какой из самых сильных штормов вы попадали?

— Это было в самом первом кругосветном плавании, 13 марта 1996 года. «Крузенштерн» в Тихом океане попал в серьезный 12-балльный шторм. Он продолжался несколько дней. Это было достаточно серьезным испытанием и для экипажа, и для судна.

— Как побороть страх, когда накатывают 16-метровые волны?

— На судне есть капитан, есть старший помощник, которые через подобные шторма проходили. Ты смотришь на своих товарищей, которые чувствуют себя достаточно спокойно, и у тебя возникает чувство уверенности, что ты на большом судне, что ты уверен в его конструкции, уверен в мощности двигателей. И чувствуешь себя в безопасности.

— Как бороться с морской болезнью? Есть какие-то рецепты у бывалых моряков?

— Сейчас существует много медицинских препаратов от укачивания. Тот, кто хочет испытать себя, может есть соленые огурцы, лимон. Кто-то пытается отвлечься, давая себе физические нагрузки на палубе. Кто-то просто сидит в средней точке судна, где меньше всего качает.

— Как часто парусники принимают участие в гонках?

— Ежегодно проводятся разного масштаба гонки. В основном они связаны с проведением различных фестивалей в европейских портах. Их продолжительность — 3–4 дня. Людям важно соприкоснуться с историей, с морскими традициями. Надо показать молодому поколению, что есть такая настоящая мужская работа, такое вот отношение человека и моря. Чтобы они сохранили эту связь и традиции.

— Не ставится целью прийти первыми?

— Это, безусловно, имеет место быть. Но это не гонки профессионалов-яхтсменов. Здесь на первое место выступают взаимовыручка, дружба, международный контакт. Мы встречаемся с другими экипажами, обмениваемся мнением, учимся друг у друга. Для этого и гоняются большие парусники.

— Как на наши парусники реагирует за границей?

— К нашей стране вообще большой интерес. И очень многие в иностранных портах пользуются возможностью подняться на российские корабли. А самые большие очереди, на мой взгляд, выстраиваются на наши парусники.

— Было немало случаев, когда наши барки снимались с гонок, чтобы помочь попавшим в беду. Можете вспомнить один из них?

— Это было в 2000 году, когда «Крузенштерн» участвовал в престижной международной регате. Судном тогда командовал Геннадий Васильевич Коломенский. Во время шторма на польской шхуне «Погория» с нижнего рея упала девушка на палубу. Поляки стали звать на помощь. А на нашем паруснике были штатный врач, фельдшер, амбулатория и даже рентген. Капитан принял решение сняться с гонки и взять на борт эту девушку. «Крузенштерн» — большой по размерам, его меньше качает в условиях шторма. Когда девушка оказалась на борту, выяснилось, что по медицинским показаниям ее необходимо эвакуировать в береговое лечебное учреждение. Поэтому было принято решение следовать обратно в Канаду. Через сутки барк подошел к месту, куда уже мог прилететь спасательный вертолет. Девушку упаковали в люльку, ее подняли на борт вертолета. А «Крузенштерн» продолжил гонку, и у капитана появилась возможность продемонстрировать свой профессионализм, готовность экипажа сражаться. Улыбнулась удача, ветер усилился, и Геннадий Васильевич выиграл эту гонку.

В моей практике тоже были случаи, когда заболевал кто-то из членов экипажа, и мы вызывали вертолет, который эвакуировал людей с палубы или со спущенной шлюпки. Для этого и существуют всякие тревоги, тренировки на судне, экипаж постоянно находится в готовности.

фото: Из личного архива

Российское учебное парусное судно «Крузенштерн».

* * *

— Можете рассказать об одной из экстремальных ситуаций в своей практике?

— Это было в начале моего капитанства. Мы участвовали в трансатлантической парусной регате. Шли с Бермудских островов к Американскому континенту. И на следующий день после старта сильный шквал сломал первую мачту на судне. Мы вынуждены были сняться с гонки. В американском порту Чатем часть сломанной мачты, которая весила около 16 тонн, демонтировали с помощью специального крана. Нештатная ситуация сплотила экипаж. Это был своего рода личностный вызов. В Калининград «Крузенштерн» вернулся с половиной одной мачты, где наши судостроители ее успешно восстановили.

— Что с собой берут в дальний поход?

— По-разному — кто-то подушку, кто-то любимую чашку, кто-то книжку. У каждого есть свой маленький «якорек». Но гораздо важнее то, по какой причине мы выходим в море. Чтобы вновь и вновь испытать чувство единения со стихией, уникальное ощущение от возвращения домой, потому что для любого мужчины в любом возрасте важно быть неким победителем, демонстрировать силу характера. Ведь самая важная победа — это победа над собой. И море — это как раз та стихия, которая может дать эти ощущения.

— Можно ли взять с собой в поход домашнего питомца?

— Это случается, но редко, потому что в иностранных портах ко всем животным, в том числе и к домашним, предъявляются достаточно серьезные требования, в частности по прививкам. В первом кругосветном плавании «Крузенштерна» в 1995 году на борту была собака. Ей были сделаны все необходимые прививки. Но в каких-то портах ей разрешали прогуляться по земле, а где-то запрещали спускаться на берег.

— Говорят, что вы устраиваете для курсантов в открытом море из паруса некий забортный бассейн.

— Это происходит не так часто, потому что это достаточно затратная, долгая процедура. Необходимо, чтобы была штилевая погода. Закрепляем определенным образом один из самых больших парусов, он поддерживается на реях с помощью снастей и опускается в воду. Даем возможность курсантам поочередно, человек по 20, поплавать. В таком забортном бассейне есть возможность контролировать ребят на случай, если что-то пойдет не так. Подобные купания устраиваем, чтобы поднять настроение и моральный дух экипажа.

— К еде на корабле особое отношение?

— У нас 4-разовое питание. На судне — один шеф-повар, два сменных повара и повар-пекарь. Кормят достаточно вкусно, калорийно. Аппетит у экипажа хороший. Очень многие большую часть времени проводят на открытом воздухе. В море покачивает. Еда — это определенный плюс к настроению, ей уделяется большое значение. Бывает, когда весь экипаж с курсантами готовит своими руками пельмени. Это массовое мероприятие всегда приносит много положительных эмоций кроме вкусности.

— Расскажите о предстоящей кругосветке «Паруса мира».

— Уникальность этой экспедиции заключается в том, что впервые в истории все три парусника Росрыболовства, барки «Крузенштерн», «Седов», а также фрегат «Паллада», одновременно задействованы в одной большой экспедиции. Плавание приурочено к 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями, а также к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Маршрут экспедиции частично повторяет плавание экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Ибо «Седов» и «Крузенштерн», как отмечают ветераны, — это военные трофеи, которыми страна в нынешнее время может гордиться. И отрадно, что их удалось сохранить.

Это яркое историческое событие, большой государственный проект. Впервые три парусника встретятся в ближайшей точке к Антарктиде. Это произойдет в феврале 2020 года в 300 милях от островов Южная Георгия в Атлантике. Там же пройдет 200-мильная регата.

Я, как капитан, принимал участие в разработке маршрута, учитывал направления преобладающих ветров, течений, помогал набирать экипажи. По ходу кругосветки буду заниматься оперативным управлением, в частности в каких портах можно заправиться топливом и пополнять продуктовые запасы.

— У вас есть какое-то сухопутное хобби?

— Времени свободного у меня очень мало, и я предпочитаю проводить его где-нибудь в саду.

www.mk.ru

Опубликован маршрут кругосветной экспедиции парусников “Крузенштерн”, “Седов” и “Паллада”в 2020 году

В конце 2019 года в честь 200-летия открытия Антарктиды Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым “Крузенштерн”, “Седов” и “Паллада” отправятся в одну из самых масштабных экспедиций в истории больших парусников.  “Седов” и “Паллада” обогнут мир, а “Крузенштерн” пересечет Атлантику.

Вчера, 26 мая в Москве прошла премьера документального фильма Клуба путешествий Михаила Кожухова “Паруса мира” и презентация маршрутов  кругосветной экспедиции трех российских парусников. В презентации приняли участие журналист Михаил Кожухов, глава Росрыболовства Илья Шестаков, ректора КГТУ Владимир Волкогон, капитан-наставник парусников “Крузенштерн” и “Седов”, дважды участник кругосветных плаваний Михаила Новикова, ректор Дальрыбвтуза, в прошлом - капитан “Паллады”, четырежды участник кругосветных плаваний Николай Зорченко.

Каждое судно в совокупности пройдет больше двадцати тысяч морских миль и проведет в море от 9 до 12 месяцев. По предварительным прогнозам, основанном на предыдущих экспедициях, только офлайн-охват события составит десяток миллионов человек, которые будут ждать парусники по всему миру: Кронштадт, Санта-Крус де Тенерифе, Рио-де-Жанейро, Монтевидео,  Мумбаи, Перл-Харбор, Нью-Йорк и еще десятки других портов захода. Ниже публикуем полные графики переходов.

Пока все вопросы организации масштабного проекта не решены, Клуб путешествий Михаила Кожухова не можем объявить набор в группы для участия в исторических переходах, как и другие партнеры парусников. Однако если вы хотите принять участие в переходах плаваний, напишите нам на [email protected] – мы внесем вас в лист ожидания и пришлем условия участия сразу после их окончательного согласования с судовладельцем.

Актуальное расписание Атлантической экспедиции 2020 находится на сайте: http://russiansails2020.ru/schedule/

График рейсов представлен в ознакомительном виде, возможны внесения изменений в оперативном порядке.

mktravelclub.ru

История парусника «Крузенштерн» — Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Учебно-парусное судно «Крузенштерн» — символ Калининграда, сохранения морских традиций и преемственности поколений

Судоходная компания известного немецкого судовладельца из Гамбурга Фердинанда Лайеша заказала в 1925 году на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник — четырехмачтовый барк для капгорновской линии. Корпус судна построили менее, чем за год. По сложившейся традиции названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти названия должны были начинаться на букву «Р». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предопределена долгая и славная жизнь.

Парусник под именем «Падуа» вошел в десятку крупнейших парусников мира. Его наибольшая длина — 114,5 м, ширина — 14 м, осадка по конструктивную линию — 7,2 м, полное водоизмещение — 6 400 тонн.

В свои четыре трюма с твиндеками судно могло брать до 4 000 тонн груза. Парусное вооружение «Падуи» было упрощенным: на палубе у мачт находились марсофальные, брамфальные и брасовые лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы со шкотами нижних парусов. Все это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. На 4-х мачтах высотой 56 метров судно могло нести паруса общей площадью до 3 800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн. По всем данным «Падуа» была классическим и, как окажется спустя годы, последним винджаммером – выжимателем ветра.

В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг.

С 1926 по 1941 год парусник совершил семнадцать рейсов, пятнадцать из них были трансокеанскими – в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз винджаммер обогнул мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов перевез в своих трюмах.

После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией.

В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» — в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.

В 1959-1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.

После ремонта пять лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

В 1968 в Кронштадте начался очередной ремонт барка «Крузенштерн», который проводился по правилам и под наблюдением Морского Регистра СССР.

В январе 1972 года произошла смена капитанов: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. Затем капитаном судна стал Иван Григорьевич Шнейдер.

В 1977 – 1983 годах капитаны на «Крузенштерне» менялись каждые 2-3 рейса. И.Г. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе Владимир Трофимович Роев. Затем на мостик заступил мурманчанин Владимир Александрович Толмасов. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет служил на «Крузенштерне» в одно время с И.Г. Шнейдером. Позже его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов порта Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порт Таллин. Капитаном на «Крузенштерне» в это время был Геннадий Васильевич Коломенский.

В 1991 году судно перешло под юрисдикцию Калининградского высшего инженерного морского училища (КВИМУ).

Насколько современным и правильным было решение о передаче УПС «Крузенштерн», показала дальнейшая история парусника. Именно в последнюю четверть века его жизнь наполнилась самыми значительными и важными мероприятиями. К ним отнесем ремонты, модернизацию и дооборудование судна, громкие победы на крупнейших международных морских регатах, два кругосветных плавания (1995-96 и 2005-06 гг.) и международную трансатлантическую экспедицию 2009-2010 годов. Судовладелец – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота – всегда успешно решает сложнейшие задачи, связанные с эксплуатацией известного парусника, проработкой маршрутов, заходами в иностранные порты, представительскими функциями, качественной подготовкой будущих моряков.

Совершая морские походы и участвуя в парусных гонках, барк «Крузенштерн» выполняет высокую миссию, представляя Россию и Калининград перед лицом всего мира. В иностранных портах парусник «Крузенштерн» — это не просто территория Российской Федерации. Это место международных встреч руководителей государств, политиков, бизнесменов и представителей мирового морского сообщества. Курсанты, находящиеся на борту судна, обретают бесценный жизненный опыт, расширяют кругозор и повышают общую культуру. Приобретенные за время плавания морская выправка, дисциплина, радушность позволяют будущим морякам достойно представлять Отечество за морями и океанами.

www.bgarf.ru

Барк "Крузенштерн"

История парусника "Крузенштерн"

Их было около 65-ти. Знаменитые коммерческие парусники судоходной компании “Лайеш”, заслуженно нареченные англичанами “Летающими П” за быстроходность, маневренность и с отсылкой к первой букве в названии каждого. Легендарные винджаммеры, дословно - “выжиматели ветра”, они, благодаря своей конструкторской уникальности и предприимчивости владельцев, еще на несколько десятилетий отодвинули день, когда морской престол навсегда заняли корабли, движимые мощными моторными устройствами - “поглотители угля и солярки”, если хотите.

Все, что вы узнаете о “Крузенштерне” из разных отрезков его истории, начиная с тех времен, когда барк еще был немецким кораблем “Падуей” (как раньше назывался “Крузенштерн”) и ходил под парусами судоходной компании “Лайеш”, может показаться сказкой. В середине прошлого века никто и представить не мог, что барк протянет так долго и отнюдь не в качестве плавучего музея. Сегодня вы вряд ли найдете человека, который бы рискнул сделать даже незначительную ставку на то, сколько еще отведено “Крузенштерну”. Скорее вам скажут, что он бессмертен, добавив: “при правильной эксплуатации”. На деле же, вечную жизнь паруснику подарили люди - те, кто с сапёрской точностью уводил его из заминированных вод во Вторую мировую, те, у кого в голове не укладывалось, как четырехмачтовый парусник, последний в своем роде, может служить казармой или вовсе пойти на распил, те, кто и по сей день отдают свою жизнь служению морю и парусу, придавая этому сакральную ценность.

На первый взгляд сложно понять, почему в 1925 году, когда по всем морям уже ходили корабли с механическим типом двигателя, немецкая компания “Лайеш” приняла решение строить парусник. Более того - при полном отсутствии вспомогательного двигателя, что значительно увеличивало длительность перехода из-за долгих ожиданий попутного ветра. Добавим к минусам такого решения еще и не оборудованные необходимой инфраструктурой порты и сложности с комплектованием экипажа - работа на таких больших “грузовиках” физически тяжелая, а рейсы - длительные. Единственное условие, при котором строительство парусника с большой грузоподъемность могло быть рентабельным - это трансокеанские перевозки. Но вернемся к истории. 1925 год. В Германии после позорного поражения в Первой мировой и подписания унизительного Версальского договора господствуют голод, безработица и социальная нестабильность. Откуда находить такие партии груза, чтобы каждый рейс был экономически выгодным? Тогда о реальных причинах громко не говорили. Сейчас, спустя почти сотню лет, немцы открыто признаются: на крупных коммерческих парусниках доставляли из Чили селитру - сырье для производства промышленных взрывчатых веществ. В какой-то степени именно парусники готовили Вторую мировою войну, как бы это ни звучало. Исключительно мирных перевозок практически не осуществлялось.

Но была еще одна причина строительства такого крупного парусника, имеющая опосредованное отношение к коммерции. Униженные поражением в войне немцы всеми силами пытались оспорить приоритет англичан на океанских маршрутах. И им это удалось не без помощи компании “Лайеш” и ее “летающих П” или “винджамеров” (“выжимателей ветра”) - наиболее технически совершенных парусников 19 века, последним из которых и стал “Крузенштерн” (экс-“Падуя”). Все его последователи уже были парусно-моторными судами и использовались только в учебных целях.

Период истории “Падуи”, связанный с перевозкой селитры, продлился вплоть до Второй мировой. В последний раз парусник вышел в море в качестве коммерческого судна в ноябре 1940 года из эстонского Ревеля (Таллин) с грузом пиломатериалов. По окончании рейса барк остался в Штеттине, его дальнейшая эксплуатация была невозможна: шла война, а у “Падуи” отсутствовала противоминная защита.

Передача парусников “Падуя” и «Коммодор Йонсен» (будущий «Седов») Советскому союзу произошла 11 января 1946 года в Свинемюнде (сегодня - польское Свиноуйсьце). В первые два десятилетия у “Седова” и “Крузенштерна” под флагом СССР была общая история. В послевоенных условиях у государства отсутствовала надобность в парусниках. Оба без двигателя, без квалифицированный команды да еще и в условиях Балтики, полной необезвреженными минами. Следующие несколько лет “Крузенштерн”, переоборудованный под казарму на 400 человек, был пришвартован в Ленинградской области. Настоящим спасением для трофейных парусников стали двое энтузиастов - русские офицеры Иван Шнейдер и Петр Митрофанов. В июне 1952 года капитан Митрофанов вывел «Седов», оснащенный машиной, в пробное плавание по Финскому заливу. Спустя три года в свой первый самостоятельный рейс вышел и “Крузенштерн”. В последующие годы после капитального ремонта «Седов» и «Крузенштерн» работали в составе группы судов под руководством Митрофанова, которая обеспечивала проведение большого количества исследований в Атлантике. Новый этап истории парусников продолжался вплоть до 1965 года, когда над ними снова нависла угроза утилизации. Необходимость в постоянном ремонте и одно упоминание о возрасте “Крузенштерна” и “Седова” убивало все шансы сохранения их на воде. На помощь вновь пришли капитаны Митрофанов и Шнайдер, убедившие Министерство рыбной промышленности: парусники необходимо сохранить для подготовки и обучения профессиональных моряков. В 1991 году “Крузенштерн” был передан на баланс Калининградского высшего инженерного морского училища - ныне Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота. С тех пор парусник, на борту которого ежегодно проходят практику более 360 курсантов морских учебных заведений, совершил две кругосветки и трансатлантический переход.

Спросите, зачем будущим морякам нужна практика на барке, каких в мире осталось только два – «Крузенштерн» да «Седов»? За тем же самым, зачем жителю мегаполиса нужно уметь рубить дрова или, если этот житель женского рода, иметь представление о том, как пекутся блины. Конечно, судоводителю или, скажем, механику, который проведет свою жизнь в машинных отделениях современных сухогрузов, совершенно не обязательно управлять живым парусником при помощи ручного штурвала. Но по такой логике ему не нужны и звезды, потому что все за него посчитают приборы GPS, и умение вязать морские узлы. Когда-нибудь так и будет, наверное: управление судами на морях возьмут на себя роботы, их же научат вязать и узлы. Неизвестно, что нового обретет человек в этот период развития цивилизации, но совершенно понятно, что он потеряет, и безусловно, потеря эта будет существенной.

Технические характеристики "Крузенштерна"

Размеры барка “Крузенштерн”:

  • 3722 квадратных метров - общая площадь парусного вооружения,
  • 272 квадратных метра - площадь самого большого паруса,
  • 10-64 мм. - толщина канатов,
  • 44 квадратных метра - самый маленький парус,
  • 711 тонн - запас пресной воды,
  • 516 тонн - запас топлива,
  • 250 метров - длина якорной цепи,
  • 3 тонны - вес якоря Холла,
  • 6400 тонн - водоизмещение,
  • 14,02 метров - ширина,
  • 17,4 узла (32,4 км/час) - максимальная скорость,
  • 114,50 метров - длина судна.
  • Дата постройки судна - 1926 год
  • Тип судна - винджаммер
  • Топливо - дизель
  • На барке установлено несколько рынд, но главная - та, что на носу судна

Схема и чертежи барка "Крузенштерн"

Схема парусника “Крузенштерн”

Чертеж парусника “Крузенштерн”

1 — бом-утлегарь-штаг, 2 — ватер-штаг, 3 — поворотная кат-балка, 4 — грузовая стрела, 5 — фок-мачта, б — ручной шпиль, 7 — радиолокационные антенны, 8 — тросовые бортовые леера, 9, 18 — вентиляторная, 10 — первая грот-мачта, 11 — магнитный компас, 12 — штурвал, 13 — ходовой мостик, 14 — курсантский мостик, 15 — гирокомпас, 16 — леерное ограждение мостика, 17 — вторая грот-мачта, 19 — бизань-мачта, 20 — спасательный круг, 21 — запасной штурвал, 22 — флагшток, 23 — румпельная надстройка, 24 — дефлектор, 25 — радиорубка, 26 — световые люки машинного отделения, 27 — учебная штурманская рубка, 28 — стойки, 29 — штурманская рубка, 30 — спасательные плоты, 31 — сходный тамбур носовой шахты живучести, 32 — шахта для погрузки продовольствия, 33 — грузовая лебедка, 34 — якорная машина, 35 — мартин-бакштаги, 36 — киповая планка с двумя роульсами (4 шт.), 37 — тали кат-балки, 38, 43 — кнехты, 39 — становой адмиралтейский якорь — 2 шт., 40 — якорная машинка, 41 — левый бортовой огонь, 42 — носовая вьюшка для швартовного троса, 44 — марса-фальная лебедка, 45 — гравитационная двухшарнирная шлюпбалка, 46 — шлюпка СШАМ-51, 47 — шлюпочная палуба, 48 — ящик для сигнальных флагов (2 шт.), 49 — прожектор (2 шт.), 50 — шлюпка СШАР-55, 51 — леер, 52 — шлюпка СШАР-36, 53 — блоки одношкивные, 54 — выстрел, 55 — кормовая вьюшка для швартовного троса, 56 — шлюпочная лебедка (6 шт.), 57 — брасовая лебедка (3 шт.), 58 — машинный телеграф, 59 — телефоны, 60 — забортный трап, 61 — световые люки камбуза и разделочной, 62 — вьюшка для буксирного троса, 63 — вьюшка для перлиня, 64 — декоративная башенка, 65 — правый огонь, 66 — нофель-планка, 67 — бом-утлегарь-бакштаг.

Частые вопросы FAQ по техническим характеристикам

Какая высота у парусника "Крузенштерн"?
Высота борта: 8,48 м

Сколько парусов у барка "Крузенштерн"?
Площадь парусов: 3400 м?

Сколько мачт у "Крузенштерна"?
Четыре

Какая высота мачт "Крузенштерна"?
Высота мачты: 55 метров над палубой

Какая максимальная скорость у барка "Крузенштерн"?
Максимальная скорость на парусах - 17,4 узла (32,4 км/час) 

Скорость на двигателях: 10 узлов

Что означают цифры 1795 на корме Крузенштерна?

Четырехзначное число на корме — первый номер, полученный судном в регистре.

Из чего сделан корпус парусника Крузенштерн? Из дерева или металла?

Из металла

Капитаны барка "Крузенштерн"

  • Карл Шуберг: август 1926 - январь 1928 года
  • Герман Пиниг: апрель 1928 - октябрь 1930 года
  • Роберт Клаус: декабрь 1930 - февраль 1932 года; октябрь 1935 — май 1937 года
  • Юрген Юрс: октябрь 1934 - май 1935 года; май 1937 — май 1938 года
  • Рихард Вендт: май 1938 - декабрь 1940 года
  • Отто Шоммартц: апрель 1941 - январь 1946 года
  • Павел Васильевич Власов: 1961 - 1972 годы
  • Г. Г. Савченко-Осмоловский: 1972 - ?
  • Н. Т. Шульга: ? - 1976 годы
  • Иван Григорьевич Шнейдер: 1976 - 1977 годы
  • Я. А. Семелтерис: 1977 -1980 годы
  • Александр Борисович Перевозчиков: 1980 - 1983 годы
  • Геннадий Васильевич Коломенский: 1983 - 1995 годы
  • Алексей Алексеевич Игнатьев: 1995 - 1996 годы
  • Олег Константинович Седов: 1995 - 2007 годы
  • Михаил Вячеславович Новиков: 2007 - 2014 годы
  • Михаил Петрович Ерёмченко: с 2014 года по настоящее время

"Крузенштерн" сегодня

Сегодня российский четырехмачтовый парусник “Крузенштерн” используется как учебное парусное судно. Он ежегодно совершает, как правило, три учебных рейса по разным маршрутам. В зависимости от участия барка в общественно-значимых мероприятиях или регатах в различных акваториях и портах, меняется и план-график. Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью судно возвращается в Калининград, чтобы в течение осени-зимы пройти необходимые ремонты или докование. В каждом учебном рейсе, который длится не менее двух и не более четырех месяцев, на борту находится 120 практикантов. Это курсанты морских специальностей учебных заведений Росрыболовства: судоводители, судомеханики, радисты. Они проходят свою первую плавательную практику по программам своих колледжей или академии. Кроме того, совместно с Клубом путешествий Михаила Кожухова организовывается экспедиции под парусами легендарного барка "Крузенштерн", в которых могут принять участие все желающие старше 13 лет. Первый рейс “Крузенштерна” в 2017 году с Клубом путешествий стартует 6 мая.

Призы и награды

  • 1974 год - Советские парусники «Крузенштерн» и «Товарищ» впервые приняли участие в международной парусной регате «Операция Парус-74» на Балтийском море. В гонке Копенгаген (Дания) — Гдыня (Польша) «Крузенштерн» занял четвертое место.
    «Крузенштерн» наградили серебряной моделью парусника Cutty Sark за наибольший вклад в развитие международного сотрудничества, взаимопонимания и дружбы между молодыми людьми разных стран мира. За всю тридцатилетнюю историю (1974—2003 гг.) существования этой самой престижной награды для судов учебно-парусного флота «Крузенштерн» является единственным из советских и российских парусников обладателем приза «Cutty Sark».
  • 1976 год — парусник «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате «Op Sail-76», посвященной 200-летию Декларации независимости США. В первой гонке Плимут (Англия) — Санта Круз де Тенерифе (Канарские острова) барк занял второе место.
  • 1978 год — парусник принял участие в международной парусной регате Op Sail-78 в Северном море. В гонке Осло (Норвегия) — Гарвич (Англия) занял 1-е место.
  • 1980 год — «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате Op Sail-80 на Балтийском море. В гонке Киль(Германия) — Карлскруна (Швеция) занял четвертое место.
  • 1984 год — В трансатлантической гонке на Мировой кубок портов Канады по маршруту Сидни (Новая Шотландия) — Ливерпуль (Англия) парусник «Крузенштерн» занял первое место в классе «А» и по всему флоту.
  • 1986 год — барк «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1986 в Северном море. В гонке Ньюкасл (Англия)- Бремерхафен (Германия) — Ларвик (Норвегия) — Гетеборг (Швеция) судно заняло 1-е место.
  • 1989 год— парусник принял участие в международной парусной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1989 в Северном море. В гонке Лондон (Англия) — Гамбург (Германия) барк занял 2-е место. Капитан судна на тот момент — Г. В. Коломенский.
  • 1990 год — судно приняло участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships S Races-1990. В гонке от Бордо (Франция, Бискайский залив) до Зеебрюгге (Бельгия, Английский канал) судно заняло 2-е место.
  • 1992 год — «Крузенштерн» принял участие в Grand Regata Columbus-92 Quincentenary («Гранд Регата Колумбус-92 — Пятисотлетие»), посвящённом 500-летию плавания Колумба к берегам Америки. В рамках регаты проводилось несколько гонок. В первой гонке по маршруту Лиссабон (Португалия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место среди судов класса «А». В трансатлантической гонке Бостон (США) — Ливерпуль (Великобритания) судно заняло 1-е место. В этой гонке «Крузенштерн» достиг рекордной скорости за всё время его эксплуатации с 1961 года — 17,2 узла.
  • 1994 год — судно приняло участие в международной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1994. В гонке Веймут (Англия, Английский канал) — Ла-Корунья (Испания, Бискайский залив) судно заняло 1-е место.
  • 1995 год — барк принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1995. В гонке Эдинбург (Шотландия) — Бремерхафен (Германия) судно заняло 1-е место.
  • 1998 год — барк «Крузенштерн» принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1998. В гонке Фалмут (Англия, Английский канал) — Лиссабон (Португалия, Атлантика) судно заняло 1-е место. В гонке Виго (Испания) — Дублин (Ирландия) барк занял 3-е место.
  • 1999 год — парусник принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1999. В гонке Сен-Мало (Франция) — Гринок (Шотландия) судно заняло 4-е место. В гонке Леруик (Шотландия, Шетландские острова) — Ольборг (Дания) барк занял 3-е место.
  • 2000 год — «Крузенштерн» принял участие в международной трансатлантической регате Tall Ships Races-2000. В гонке Саутгемптон (Англия) — Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место. В гонке через Атлантику по маршруту Кадис (Испания) - Бермудские острова судно заняло 3-е место. В трансатлантическом переходе Галифакс (Канада) — Амстердам (Нидерланды) барк занял 1-е место.

Кругосветные путешествия и экспедиции

Легендарный парусник “Крузенштерн” за свою 90-летнюю историю дважды ходил кругом света, а совсем недавно - в 2009 - совершил Трансатлантический переход. Еще будучи немецким грузовым судном “Падуя”, барк дважды обогнул мир. Но то были коммерческие рейсы, а не исследовательские. Потому принято считать, что первая кругосветка “Крузенштерна” состоялась именно с 1995 по 1996 год под российским флагом.

  • Первое кругосветное плавание с 1995 по 1996 год было посвящено 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения Ивана Федоровича Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции. “Крузенштерн” пересек Атлантический океан, взял мыс Горн, осуществил заходы в порты Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Таити, Чили, Токио, Владивостока, Сингапура, Австралии, Кейптауна. За 5389 ходовых часов (224,5 ходовых суток) кругосветного плавания было пройдено 42 433 морские мили. Три океана и 15 зарубежных портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Азии, Австралии, Океании, Африки. Четыре раза был пересечен экватор.
  • Второе кругосветное плавание продлилось с 2005 по 2006 год. Уже в декабре 2004 года постановлением Правительства было решено - “Крузенштерн” обогнет земной шар во второй раз. В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию первого русского кругосветного плавания Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Второе плавание кругом света барка “Крузенштерн” продлилось почти 14 месяцев. Барк вышел в кругосветную экспедицию 24 июня 2005 года. «Крузенштерн» принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Санкт-Петербург, Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов. За период кругосветного плавания с 16 июня 2005 года по 14 августа 2006 года судно прошло 45773,9 морских мили, посетило 21 иностранный порт. Продолжительность рейса составила 425 суток, из них 304 суток барк находился в море и 121 сутки в портах.
  • Международная трансатлантическая экспедиция (с 2009 по 2010 год) была посвящена 65-летию победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования рыбной отрасли в России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции. Во время экспедиции судно приняло участие в трансатлантической регате Atlantic Challenge - 2009, зашло в порты Испании, Бермудских островов, США, Канады, Исландии, Голландии, Германии, Бельгии, Панамы, Мексики, Венесуэлы и Кубы. 9 мая 2010 года, в день 65-й годовщины Победы, судно вернулось в родной Калининград. Было пройдено 35980,8 миль, потрачено 299 дней, треть маршрута - 5606,3 мили была пройдена под парусами.

mktravelclub.ru


Смотрите также

Описание: