Памятник морякам революции где находится


Памятник «Морякам революции»

Неподалеку от города Новороссийск, на 12 километре трассы Новороссийск – Геленджик, которую еще называют «Новороссийский серпантин», возвышается огромный гранитный памятник.

Памятник «Морякам революции», установлен на берегу Цемесской бухты в 1980 году. Его создателями являются: архитекторы Белопольский Я, Кананин Р, Хавин В и скульптор Цигаль В.

Памятник «Морякам революции»

Немного истории. В июне 1918 г. Рядом с городом Новороссийск, в Цемесской бухте, были затоплены корабли Черноморского флота. Произошло это в тяжелые для России времена, в которой только прошел Октябрьский переворот, и в стране началось военное противостояние сторонников и противников революции. Ситуация была еще осложнена тем, что Россия находилась в состоянии войны с Германией. Используя нестабильное положение России, немецкое правительство оккупировало территорию Украины. Германские войска подходили к Крыму, где в Севастополе находились корабли Черноморской эскадры. В сложившейся ситуации было принято решение переместить часть кораблей в Цемесскую бухту, где они в дальнейшем попали в ловушку. Чтобы не достаться врагу все суда были затоплены.

Гибель части состава кораблей Черноморской эскадры стала одной из черных страниц в истории гражданской войны и морского флота.

Композиция памятника. На холме возвышается 12-метровая фигура приклонившего колено матроса, устремившего свой взор в бескрайнее море. С его головы снята бескозырка и прижата к груди. Этот памятник передаёт все чувства, переживаемые моряками в момент гибели их кораблей.

Гранитный матрос

Общий вид со смотровой площадки

Через дорогу, напротив гранитного матроса, расположена смотровая площадка. В её центре на постаменте расположен «Куб», символизирующий тонущий корабль. Внутри него, из цветного стекла и металла находится композиция, имитирующая флажной сигнал морского семафора, который на понятном языке означает фразу «Погибаю, но не сдаюсь». Этот сигнал был поднят на всех затопленных кораблях.

Куб

“Погибаю, но не сдаюсь!”

За смотровой площадкой, на парапете, установлены бронзовые стрелки-указатели. Они указывают направление и расстояние до каждого затопленного корабля. На каждой стрелке сверху написано наименование указываемого корабля, а с боку нанесено его изображение. Правда, на некоторых указателях изображения отсутствуют потому, что не сохранилось никаких сведений о их внешнем виде.

Стрелки символизирующие затопленные корабли

Миноносец “Стремительный”

Добраться до этого памятника можно на автомобиле или в составе экскурсионной группы.

photo-review.ru

Памятник Морякам революции, Новороссийск

На 12 километре трассы Новороссийск - Геленджик, над извилистой дорогой, которую называют "Новороссийский серпантин", расположена огромная гранитная фигура коленопреклоненного матроса. Это – памятник "Морякам революции".

Памятник входит в комплекс, который называется "Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны". Все памятники этого комплекса расположены в Новороссийске и посвящены событиям гражданской войны и Великой Отечественной.

Памятник "Морякам революции", по хронологии событий, является первым в данном комплексе.

В июне 1918 г. в Цемесской бухте были затоплены корабли Черноморского флота и несколько грузовых транспортов. Произошло это в непростой тогда военно-политической ситуации, которая сложилась в России. Чуть больше полугода прошло с момента свершения Октябрьского переворота, в стране началось военное противостояние сторонников и противников революции. Ситуация осложнялась тем, что Россия находилась в состоянии войны с Германией, правительство которой, используя неразбериху, царившую в России, активизировала свои действия и оккупировала территорию Украины. Войска кайзеровской Германии подходили к Крыму, где в Севастополе находились корабли Черноморской эскадры. Стремясь овладеть кораблями Черноморского флота, к Севастополю направлялась турецко-германская эскадра.

Среди моряков Черноморского флота, как и во всей России не было единогласия по поводу событий, произошедших в Петрограде в октябре 1917 г.  Часть офицеров выступала за сдачу кораблей противнику, лишь бы избежать власти "красных", сторонники же революции требовали увести суда из Севастополя, что бы они не достались врагу.

Часть состава кораблей Черноморского флота, ушедшего из Севастополя,  пришла в Цемесскую бухту, где оказалась в ловушке. Преследовавшая их германо-турецкая эскадра перекрыла створ бухты и потребовала сдаться. В этих условиях было принято непростое для моряков решение – затопить корабли, но не отдавать их противнику.

18 июня 1918 г. корабли Черноморского флота и грузовые транспорты сопровождения были уничтожены. Моряки на шлюпках покидали корабли, на которых прослужили не один год и со слезами на глазах  наблюдали с берега, как воды Цемесской бухты принимали их боевых товарищей.

Гибель части состава кораблей Черноморской эскадры стала одной из многих трагических страниц в летописи истории гражданской войны и российского флота. Этим далеким событиям и посвящен памятник, который  был открыт в июне 1980 года на обрывистом берегу, на высоте 60 метров над уровнем моря.

Силуэт двенадцатиметровой застывшей фигуры коленопреклоненного матроса хорошо просматривается и с моря, и на поворотах на фоне неба и гор. Его голова обнажена, бескозырка, зажатая в кулаке, прижата к сердцу. Всю гамму чувств, переживаемую моряками в момент прощания с кораблями, скульптору удалось передать скорбными складками, залегшими  у губ и у глаз, спокойной решимостью и уверенностью, написанными на лице гранитного матроса.

Через дорогу расположена смотровая площадка. В центре ее на невысоком постаменте расположен "Куб-визир", который символизирует тонущий корабль. Внутри него –композиция из цветного стекла и металла. Это флажной сигнал морского семафора, который означает фразу: "Погибаю, но не сдаюсь". Такой сигнал был поднят на всех кораблях, затопленных в бухте 18 июня 1918 г.

За смотровой площадкой на самом краю скалистого обрыва на парапете установлены бронзовые стрелки-указатели. Они показывают направление, в котором был затоплен каждый корабль и расстояние до этого места.  Сверху на стрелках написаны наименования судов, а на боковых плоскостях нанесены их изображения. На некоторых указателях изображения отсутствуют. Это означает, что до наших дней не дошло никаких сведений о том, как выглядел данный корабль.

Со смотровой площадки открывается панорама на Цемесскую бухту, на город Новороссийск и пос. Кабардинку.

otdih.nakubani.ru

Памятник «Морякам Революции» - Достопримечательность

На 12 километре трассы Новороссийск - Геленджик, над извилистой дорогой, которую называют "Новороссийский серпантин", расположена огромная гранитная фигура коленопреклоненного матроса. Это – памятник "Морякам революции".

Памятник входит в комплекс, который называется "Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны". Все памятники этого комплекса расположены в Новороссийске и посвящены событиям гражданской войны и Великой Отечественной. Памятник "Морякам революции", по хронологии событий, является первым в данном комплексе.

     В июне 1918 года в Цемесской бухте были затоплены корабли Черноморского флота и несколько грузовых транспортов. Произошло это в непростой тогда военно-политической ситуации, которая сложилась в России. Чуть больше полугода прошло с момента свершения Октябрьского переворота, в стране началось военное противостояние сторонников и противников революции. Ситуация осложнялась тем, что Россия находилась в состоянии войны с Германией, правительство которой, используя неразбериху, царившую в России, активизировала свои действия и оккупировала территорию Украины. Войска кайзеровской Германии подходили к Крыму, где в Севастополе находились корабли Черноморской эскадры. Стремясь овладеть кораблями Черноморского флота, к Севастополю направлялась турецко-германская эскадра.

     Среди моряков Черноморского флота, как и во всей России не было единогласия по поводу событий, произошедших в Петрограде в октябре 1917 года.  Часть офицеров выступала за сдачу кораблей противнику, лишь бы избежать власти "красных", сторонники же революции требовали увести суда из Севастополя, что бы они не достались врагу.

     Часть состава кораблей Черноморского флота, ушедшего из Севастополя,  пришла в Цемесскую бухту, где оказалась в ловушке. Преследовавшая их германо-турецкая эскадра перекрыла створ бухты и потребовала сдаться. В этих условиях было принято непростое для моряков решение – затопить корабли, но не отдавать их противнику.

     В 1918 году 18 июня корабли Черноморского флота и грузовые транспорты сопровождения были уничтожены. Моряки на шлюпках покидали корабли, на которых прослужили не один год и со слезами на глазах  наблюдали с берега, как воды Цемесской бухты принимали их боевых товарищей.

     Гибель части состава кораблей Черноморской эскадры стала одной из многих трагических страниц в летописи истории гражданской войны и российского флота. Этим далеким событиям и посвящен памятник, который  был Торжественно открыт 18 июня 1980 года на обрывистом берегу, на высоте 60 метров над уровнем моря.

     Силуэт двенадцатиметровой застывшей фигуры коленопреклоненного матроса хорошо просматривается и с моря, и на поворотах на фоне неба и гор. Его голова обнажена, бескозырка, зажатая в кулаке, прижата к сердцу. Всю гамму чувств, переживаемую моряками в момент прощания с кораблями, скульптору удалось передать скорбными складками, залегшими у губ и у глаз, спокойной решимостью и уверенностью, написанными на лице гранитного матроса.

     Через дорогу расположена смотровая площадка. В центре ее на невысоком постаменте расположен "Куб-визир", который символизирует тонущий корабль. Внутри него – композиция из цветного стекла и металла. Это флажной сигнал морского семафора, который означает фразу: "Погибаю, но не сдаюсь". Такой сигнал был поднят на всех кораблях, затопленных в бухте 18 июня 1918 года.

     За смотровой площадкой на самом краю скалистого обрыва на парапете установлены бронзовые стрелки-указатели. Они показывают направление, в котором был затоплен каждый корабль и расстояние до этого места.  Сверху на стрелках написаны наименования судов, а на боковых плоскостях нанесены их изображения. На некоторых указателях изображения отсутствуют. Это означает, что до наших дней не дошло никаких сведений о том, как выглядел данный корабль.

     Со смотровой площадки открывается панорама на Цемесскую бухту, на город Новороссийск и поселок Кабардинку.

     Скульптор памятника - Цигаль В. Е.
     Архитекторы: Белопольский Я. Б., Кананин Р. Г., Хавин В. И..
     Торжественное открытие памятника состоялось 18 июня 1980 года.

ruspekh.ru

Памятник "Морякам Революции" / Monument "Mariners Revolution"

Памятник "Морякам Революции", Новороссийск

Памятник "Морякам Революции", Новороссийск

НОВОРОССИЙСК © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Памятник "Морякам Революции" 
Окрестности Новороссийска,
Южный склон Маркотхского хребта.
Северо-Западные отроги Большого Кавказа.
Черноморское побережье России,
Цемесская (Новороссийская) бухта.
* * * 

Что происходило с Россией в грозовой 1918 год - сегодня объяснить сложно, но можно попытаться понять на примере драматической истории Военно-Морского Флота, переросшей в трагедию. На дне Цемесской бухты и поныне покоятся несколько кораблей эскадры Черноморского флота затопленных по приказу В.И. Ленина. Не менее трагичны судьбы людей, причастных к выполнению этого задания, независимо от того, являлись ли они бывшими царскими офицерами или были революционерами-профессионалами. Девизом затопления Черноморской эскадры было: "ПОГИБАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ!"

* * *

В истории российского флота немало трагических страниц, одна из них - затопление кораблей и судов черноморского флота в Цемесской бухте 18 июня 1918 года. По Брестскому договору 1918 года, подписанному советским правительством, Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгарское царство). В связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма после подписания Брестского мира советское правительство отдало указание о перебазировании Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск. В начале мая 1918 года 18 боевых кораблей перешло в Новороссийск: два линейных корабля «Свободная Россия» (бывшая «Императрица Екатерина Великая») и «Воля» (бывший «Император Александр III»), десять эскадренных миноносцев типа «Новик», шесть миноносцев. Из-за угрозы их захвата Новороссийска германскими интервентами, появившимися на Тамани, решение вопроса по кораблям Черноморского флота необходимо было принять незамедлительно. По требованию В.И.Ленина начальник Морского генерального штаба Е.А. Беренс подготовил доклад о положении Черноморского флота. Этот документ подвергся тщательному обсуждению в Высшем военном совете республики. Лаконична резолюция В.И. Ленина о необходимости затопления кораблей Черноморского флота в Новороссийске в 1918 году: “Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)”. Приказ затопить корабли Черноморского флота и не допустить их передачи врагу был направлена 28 мая командующему Черноморским флотом и главному комиссару флота: “Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске. Лeнuн”. 18 июня корабли и суда вышли из новороссийского порта на рейд Цемесской бухты. Исполнить приказ о затоплении кораблей было поручено наиболее революционно настроенному экипажу эсминца «Керчь» под командованием В.А. Кукеля. Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом А.И. Тихменев распоряжение Совета Народных Комиссаров об уничтожении кораблей не выполнил, отдал приказ о выходе кораблей из Новороссийска в Севастополь в 9 часов утра 17 июня. Получив этот приказ, командир «Керчи» и революционно настроенный экипаж решили его не исполнять - лучше умереть, чем сдать миноносец германцам в Севастополе или Новороссийске. Утром 17 июня на берегах Цемесской бухты собрались толпы народа. На внешнем рейде отдали якоря корабли, команды которых решили идти в оккупированный немцами Севастополь. Это были линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Команда эсминца «Громкий», который вышел в море, приняла решение затопить свой корабль. Это был первый из кораблей Черноморского флота, который лег на дно вблизи Новороссийска, у мыса Мысхако. В Новороссийске остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый» и «Стремительный». Вечером В.А. Кукель собрал на «Керчи» офицеров с других кораблей, активных сторонников потопления, и предложил им план операции, который после уточнений и был принят к исполнению. Предполагалось, что корабли самостоятельно либо на буксире начнут выход на открытый рейд в 5 утра 18 июня. Там они становятся на якорь и ждут прихода «Свободной России» на траверз Дообского маяка. По сигналу с «Керчи» корабли открывают кингстоны, а затем «Керчь» торпедирует «Свободную Россию». К утру выяснилось, что на всех кораблях, кроме «Керчи» и «Лейтенанта Шестакова», команды почти разбежались, а на эсминце «Фидониси» вообще не осталось ни одного человека, даже командира корабля. Первым на рейд вышел эсминец «Лейтенант Шестаков» с «Капитан-лейтенантом Барановым» на буксире. Потом эсминец отбуксировал на рейд все остальные корабли. На «Гаджибее», когда его вели к месту последней стоянки, был поднят сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь». Эсминец «Фидониси», покинутый командой, в сопровождении «Керчи» был отбуксирован на рейд. Около четырех часов дня «Керчь» подошла к «Фидониси» и торпедировала его. Этот выстрел послужил сигналом для всех кораблей. Один за другим корабли Черноморского флота, открыв кингстоны и клинкеты, уходили под воду. Наиболее трудной задачей оказалось потопление линкора «Свободная Россия». В 4.30 «Керчь» подошла к Дообскому маяку, у которого стоял покинутый командой корабль. С 5 кабельтовых был дан первый залп: одна торпеда прошла под кораблем, другая взорвалась, но корпус линкора едва вздрогнул. Снова выпустили торпеду, результат тот же. И только после пятого попадания торпеды произошел сильнейший взрыв. Корабль медленно начал переворачиваться и уходить носом под воду. Завершив потопление кораблей, эсминец «Керчь» направился к Туапсе. На рассвете 19 июня на подходе к Кадошскому маяку моряки затопили свой корабль. В память о гибели эскадры кораблей Черноморского флота в июне 1918 года на 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой был создан величественный ансамбль-монумент, увековечивающий преданность Октябрьской революции моряков-черноморцев. На смотровой площадке, обращенной к бухте, воздвигнута 12-метровая гранитная скульптура коленопреклоненного, скорбящего моряка с надписью: «МОРЯКАМ РЕВОЛЮЦИИ». А в море, в двухстах метрах от берега, установлена мачта-обелиск с флагами из металла, покрытого цветной эмалью, означающими по флажному коду исторический сигнал, поднятый уходящими в морскую пучину кораблями: «Погибаю, но не сдаюсь», как напоминание потомкам о священном долге перед Родиной.

* * *

www.torgachkin.ru

Памятник морякам революции в Новороссийске

18 июня 1980 года в 14 (или 12 везде по-разному написано) от Новороссийска (Цемесская бухта) был торжественно открыт памятник морякам революции. На море слишком многое в жизни моряков зависит от техники, поэтому и связь между ними образовывается достаточно крепкой.

Памятник морякам революции в Новороссийске

И та же самая связь не позволяет кому-то другому владеть твоим любимым кораблем. 18 июня 1918 года в Цемесской бухте были затоплены боевые корабли Черноморского флота. Ситуация тогда сложилась такая, что воспользоваться боевой мощью кораблей не удалось и вырваться они тоже не могли. Оставалось всего два варианта, либо прорываться и героически погибнуть, либо не дать врагу завладеть кораблями. После размышления был принят второй вариант – затопить корабли. О том, согласны с этим решением сами матросы и их капитаны мы так и не узнаем, т.к. в Новороссийск пришел приказ от Ленина и обсуждению не подлежал. 18 июня 1918 года корабли выстроились и один торпедировал каждый по очереди, т.к. команды благополучно и заблаговременно покидали судно. Затем единственный оставшийся корабль был технически утоплен.

Хотя 18 июня 1980 года и был сооружен даже не памятник, а настоящий мемориал и назвали его «Морякам революции», хотя логичнее было бы назвать в честь погибших кораблей, т.к. моряки ровным счетом никакого участия ни в чем не принимали.

Памятник морякам революции в Новороссийске

Но, не смотря на неоднозначную ситуацию памятник морякам революции в Новороссийске был сделан с размахом. Над ним старались скульптор В.Е. Цигаль и несколько архитекторов Я.Б. Белопольский, Р.Г. Кананин, В.И. Хавин.

Мемориал, памятник или скульптурная композиция морякам революции состоит из трех частей. Прежде всего, это двенадцати метровая скульптура моряка, застывшего в момент прощания с кораблем. Надо признать, что сама по себе скульптура очень хорошо сделана. В мимике моряка читается и боль и суровая решимость, а также спокойно уверенность в принятом решении.

Вторая часть скульптурной композиции представляет собой куб-визир. Это куб на небольшом постаменте с отверстием внутри. Собственно в отверстии установлены флаги, согласно морским правилам. Там закреплено послание «погибаю, но не сдаюсь». Перед затоплением именно эти флаги были закреплены на каждом корабле. Установленные в кубе, лишь напоминание, а не сам факт.

Третья часть скульптурной композиции морякам революции представляет собой указатели. В нескольких метрах от куба на парапете закреплены указатели с именем корабля и точным расстоянием до его затопления. Эдакое напоминание потомкам, чтобы помнили.

Памятник морякам революции в Новороссийске

foretime.ru

Памятник морякам Революции "Погибаю, но не сдаюсь"

 

Неподалеку от Новороссийска, на трассе М-4 «Дон» (Сухумское шоссе), на горном склоне высится огромный памятник — склонившаяся скорбная фигура моряка. Кажется, что он высечен из скалы, плоть от плоти местной земли. Это монумент морякам Революции «Погибаю, но не сдаюсь». Горькие события связаны с ним…

Морякам Революции. Снято из окна машины

Гибель кораблей Черноморского флота в 1918 году

18 июня 1918 года здесь произошла страшная не только для тех, кто связан с морем, но и для всей России трагедия — затопление части кораблей Черноморского флота России. Драматические события предшествовали этому дню. Иногда, чтобы победить, нужно сначала проиграть, опуститься на самое дно.

Согласно условиям Брестского мирного договора, подписанного советским правительством, Черноморский флот и вся его инфраструктура передавался Центральным державам — Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарскому царству.

Крым и Украина уже оккупированы германо-австрийскими войсками. Черноморский флот переводится из Севастополя в Новороссийск (спустя десятилетия мы увидим аналогичную картину; и это тоже будет результат предательства своей страны).

1 мая 1918 года, часть судов Черноморского флота в числе двух дредноутов, десяти миноносцев новейшего типа, нескольких старых миноносцев и вспомогательных судов, пришла в Новороссийский порт, покинув Севастополь за несколько часов до занятия его немецкими войсками генерала Коша, дабы не попасть в руки германцев.

Всему личному составу Новороссийской эскадры была с самого начала ясна безвыходность положения флота: без угля, без нефти, без возможности пополнить боезапасы, в порту, зажатом железными щупальцами германских войск как с севера, так и с юга, в порту, абсолютно необорудованном для стояния флота, без элементарных ремонтных средств и т. д., наконец, при молниеносном наступлении немцев по всему Крыму, развивавшемся с явной целью захватить Новороссийск, вопреки всем ухищрениям доморощенной в то время украинской дипломатии. Гибель флота была предрешена, — она стала вопросом ближайшего времени. — Кукель В.А. Правда о гибели Черноморского флота в 1918 году

На Таманском полуострове высадился десант из 20 тысяч солдат, который представлял собой непосредственную угрозу Новороссийску. 10 июня Германия предъявила Совнаркому ультиматум «О переходе флота из Новороссийска в Севастополь к 19 июня» для интернирования. Никто не верил, что после окончания войны суда будут вновь возвращены России. В случае неисполнения требования немцы угрожали возобновить наступление по всему фронту.

В.И.Ленин, тщательно изучив доклад начальника Морского генерального штаба Е.А.Беренса о положении Черноморского флота, после обсуждения в Высшем военном совете, выносит краткую резолюцию:

Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин).

28 мая 1918 года командующий Черноморского флота и главный комиссар флота получают приказ:

Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске. Ленин.

Трудно представить, что творилось в душе моряков в тот день. Среди командования существовали серьезные разногласия. Так, исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом А.И. Тихменев не выполнил распоряжение Совета Народных Комиссаров об уничтожении кораблей и отдал приказ о выходе кораблей из Новороссийска в Севастополь в 9 часов утра 17 июня. Экипаж эсминца «Керчь» под командованием В.А.Кукеля приказу Тихменева не подчинился: лучше умереть, чем сдать миноносец немцам.

В оккупированный немцами Севастополь решили идти линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Они встали на внешнем рейде. В Новороссийске остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый» и «Стремительный». Команда эсминца «Громкий» приняла решение также затопить свой корабль. Он первый из кораблей черноморского флота лег на дно Цемесской бухты, неподалеку от мыса Мысхако.

Вечером на «Керчи» собрались сторонники затопления кораблей. В.А.Кукель предложил им план операции, который после некоторых доработок был принят к исполнению.

План потопления сводился к следующему: дабы замаскировать от возможной немецкой разведки истинный смысл выхода судов из гавани на рейд и тем самым не дать возможности немецким боевым судам помешать потоплению, суда, стоящие в гавани, по способности, либо при помощи буксировки миноносцами, у которых будут пары, а также буксирных средств (которые надеялись найти в порту) должны были начать выход на рейд в 5 часов утра.

На рейде корабли становятся на якорь и ждут, когда дредноут «Свободная Россия» будет подходить к параллели Дообского маяка. К этому времени либо по сигналу с «Керчи», либо (если окажется такой миноносец, на котором некому будет произвести потопление) после взрыва этого миноносца миной с «Керчи» производится общее одновременное потопление, после чего «Керчь» полным ходом идет к «Свободной России» и топит ее минным залпом.

Потопление кораблей производится при посредстве открытия кингстонов, клинкетов и отдраивания всех иллюминаторов на накрененном борту, затем перед самым отъездом участников потопления с миноносцев зажигается бикфордов шнур заложенных подрывных патронов.

Для осуществления самого потопления была установлена потребность в людях: 4–5 человек на корабль. — Кукель В.А. Правда о гибели Черноморского флота в 1918 году

Однако реальность оказалось иной: команды почти всех кораблей, за исключением «Керчи» и «Лейтенанта Шестакова», разбежались. Пришлось действовать по ситуации.

… ночью с 16 на 17 июня началось повальное дезертирство, всю ночь пристани были усеяны подозрительной толпой с явно погромными тенденциями и попытками грабить миноносцы, стоявшие у пристаней. Утром 17 картина была такая: начинают медленно, частью на буксире, выходить на рейд миноносцы: «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Живой», «Жаркий» и «Громкий, а затем и дредноут «Воля». Остаются в гавани, не исполнив приказания командующего флотом, миноносцы «Керчь», «Гаджибей», «Фидониси», «Калиакрия», «Пронзительный», «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Сметливый» и «Стремительный».

Позиция дредноута «Свободная Россия» еще не была вполне выяснена, — делались попытки развести пары, но постепенно число команды все уменьшалось и уменьшалось, и «Свободная Россия» продолжал стоять в гавани у стенки.

Когда все суда, решившие уходить в Севастополь, стали на якорь на внешнем рейде, на миноносце «Керчь» был поднят сигнал: «Судам идущим в Севастополь: Позор изменникам России!».

В это время на оставшихся в гавани судах творилось нечто невообразимое: суда оказались почти без команд, все бежали куда глаза глядят; толпа же, облепившая пристани, начала грабить корабли. — Кукель В.А. Правда о гибели Черноморского флота в 1918 году

То, что творилось в тот страшный день, не расскажет никто лучше, чем непосредственный участник тех событий — В.А.Кукель:

Наконец настало утро рокового 18 июня.

К этому времени оказалось, что на всех миноносцах, кроме «Керчи» и «Лейтенанта Шестакова», осталось не более 5–6 человек команды на каждом, на миноносце же «Фидониси» — ни одного. Даже командир его, бывший старший лейтенант Мицкевич, со своими офицерами позорно, ночью, бежал с корабля и, как выяснилось впоследствии, на моторном катере пробрался в город Керчь, а оттуда в Севастополь.

Итак, к этому времени из всех кораблей, оставшихся в гавани, способны были дать ход и, следовательно, буксировать другие корабли только миноносцы «Керчь» и «Лейтенант Шестаков».

Около 5 часов утра миноносец «Лейтенант Шестаков», снявшись с якоря, взял на буксир миноносец «Капитан-лейтенант Баранов» и начал выводить его на внешний рейд к месту потопления.

В то же время я вызвал к себе Н. Деппишь и предложил ему собрать все наличные портовые суда и суда, хоть сколько-нибудь приспособленные для буксировки, и, в случае отказа, угрозой карательных мер со стороны миноносца «Керчь» заставить их подойти к нам для получения инструкции.

Через час вернулся взволнованный Н. Деппишь и сообщил, что не только со всех портовых буксиров, катеров и судов, но даже и со всех коммерческих кораблей вся команда до одного сбежала, они стоят мертвенно пустыми.

Положение создавалось почти критическое — для буксировки фактически остался один только миноносец «Лейтенант Шестаков». Нужно было действовать с крайней осторожностью, помня случай с миноносцем «Гневный», который при выходе из Севастополя при занятии его немцами — выскочил на бон исключительно из-за того, что в машине, благодаря нервному настроению команды, дважды дали ошибочные хода, и миноносец получил такие повреждения, что дальше идти не мог.

Выход же с буксиром из Новороссийской гавани представлял особые затруднения, так как противоподлодочный бон в воротах гавани не мог быть разведен целиком.

Благодаря этим обстоятельствам, я не хотел рисковать миноносцем «Керчь», авария которого могла бы помешать потоплению остальных кораблей, а главное, дредноута «Свободная Россия», для взрыва которого миноносец «Лейтенант Шестаков» не имел достаточного количества исправных и приготовленных к действию мин Уайтхеда.

Итак, фактически вся работа по выводу миноносцев на рейд легла на миноносец «Лейтенант Шестаков».

Миноносцы выходили из гавани на рейд, держа на мачтах сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!» — с этими сигналами они и шли ко дну.

Около 5 часов утра, т. е. с рассветом, прибыл на «Керчь» представитель центральной Советской Власти Ф. Ф. Раскольников и, ознакомившись с положением на «Керчи», попросил моторный катер для поездки на «Свободную Россию», дабы выяснить ее положение, сообщив, что у него есть надежда достать средства для буксировки «Свободной России» к намеченному месту ее потопления и создать обстановку, благоприятную для потопления судов.

Здесь я впервые познакомился с Ф. Ф. Раскольниковым.

Хотя политическая сторона вопроса не входит в область моего рассмотрения, тем более что я был очень далек от нее, тем не менее не могу не отметить резко бросившуюся в глаза разницу между деятельностью представителей центрального правительства И. И. Вахрамеева и Ф. Ф. Раскольникова. Несмотря на то что Ф. Ф. Раскольников прибыл в Новороссийск лишь ранним утром 18 июня, среди окончательно уже деморализованных к тому времени масс, благодаря его влиянию, появился резкий перелом. Потопление судов сразу приобрело общую симпатию, что несомненно сильно способствовало успеху…

Около 10 часов утра толпа на пристани, у которой стоял миноносец «Керчь», сделалась положительно сплошной, появились какие-то подозрительные субъекты, показывавшие из корзин и из-за пазухи бутылки с вином, громко предлагая команде «Керчи» выпить.

Тогда я решил, что пора отойти от пристани, и, дав ход, вышел на рейд, где стал на якорь около входных ворот в гавань.

Около 12 часов дня я поехал на «Свободную Россию», дабы сговориться с ее командиром, бывшим капитаном 1 ранга Терентьевым, о буксировке «Свободной России» при помощи миноносца «Керчь» и «Лейтенанта Шестакова» на тот случай, если бы Ф. Ф. Раскольникову не удалось достать буксира.

На «Свободной России» я застал Терентьева в его каюте, заботливо укладывавшего свои вещи.

Очень сухо со мной поздоровавшись (он был ярым сторонником похода в Севастополь и деятельно, хотя и неудачно, агитировал за это на своем корабле), он просил меня не задерживать его длинными разговорами, так как он очень якобы торопится с укладкой вещей. Ознакомившись с целью моего прихода, Терентьев сказал: «Раскольников буксир достанет, и нам не о чем больше с Вами говорить», — и нагнулся над чемоданом. Считая «аудиенцию» оконченной, я начал выходить из каюты, тогда Терентьев, повернувшись, крикнул мне вслед: «Очень-то на рейд не вылезайте с миноносцами, Вас может атаковать немецкая подводная лодка».

В 1 час дня к «Свободной России» подошел небольшой коммерческий пароход, который, благодаря неисчерпаемой энергии Ф. Ф. Раскольникова, был в столь краткий срок укомплектован командой и приготовлен к походу.

Буксир, выводивший «Свободную Россию», отбуксировав ее кабельтовых на 5 от мола гавани на внешний рейд, застопорил машину.

К «Свободной России» подошла парусно-моторная шхуна и, сняв с нее оставшуюся команду, пошла в гавань. Эта шхуна, возвращаясь в гавань, прошла почти вплотную мимо стоящего на рейде миноносца «Керчь». К своему изумлению я заметил, что на ней, а не на буксире, находился командир «Свободной России» Терентьев. Последний, проходя мимо «Керчи», крикнул мне, показывая рукой на «Свободную Россию»: «Старший лейтенант Кукель, вот Вам пустой корабль, делайте с ним, что хотите, распоряжений буксиру никаких не дано».

Около 3 часов дня, когда в гавани остался только покинутый всем своим личным составом миноносец «Фидониси», к «Керчи» подошел миноносец «Лейтенант Шестаков», командир которого сообщил мне, что в кочегарках все время работали преимущественно нештатные кочегары и команда так утомлена, что дальше положительно работать не может (к тому же и день был исключительно жаркий), и что он принужден идти к месту потопления, — что ему мною было предложено сделать. В это время я заметил, что на пристани, у которой стоял миноносец «Фидониси», собрался многолюдный митинг и на импровизированной трибуне (на фонаре) появлялись какие-то ораторы. Цель этого окончательно выяснилась, когда возвратившаяся с рейда шхуна по приказанию с «Керчи» пыталась взять на буксир миноносец «Фидониси», чтобы и его вывести к месту потопления. Взбудораженная ораторами толпа пыталась помешать шхуне, пришедшей за «Фидониси».

Тогда, подойдя близко к пристани, я пробил боевую тревогу, навел на нее орудия и крикнул в мегафон, что открою огонь, если будут мешать буксированию «Фидониси». Это подействовало магически, и корабль был выведен на рейд.

К 4 часам дня все военные суда, стоявшие прежде в гавани, сосредоточились на рейде. Тогда с миноносца «Керчь» был взорван миной миноносец «Фидониси» — что послужило сигналом к потоплению. Через 35 минут все суда затонули, и рейд оказался мертвенно-пустым. После взрыва миноносца «Фидониси» «Керчь» полным ходом подошел к «Свободной России», которая к этому времени была на параллели Дообского маяка, и рядом минных залпов затопил ее.

Незабываемой стоит перед моими глазами картина гибели дредноута «Свободная Россия», вся команда «Керчи» — на верхней палубе, мрачно и молча смотрит на переворачивающийся вверх килем гигант. Головы всех обнажены. Мертвенно тихо. Слышны только тяжелое дыхание, глухие вздохи и сдерживаемые рыдания.

После того как корпус «Свободной России» скрылся под водою, миноносец «Керчь» пошел по направлению к Туапсе.

Около 10 часов вечера 18 июня, при подходе к Туапсе, с миноносца «Керчь» была послана радиотелеграмма следующего содержания: «Всем. Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель — позорной сдачи Германии. Эскадренный миноносец «Керчь».

Эта радиотелеграмма, с одной стороны, должна была доказать судам, бежавшим из Новороссийска, что в потоплении флота не было ничего невозможного, а с другой стороны, еще раз подчеркнуть предательство отряда, ушедшего в Севастополь для сдачи своих судов немцам.

Что эта радиотелеграмма должна была быть принята и теми, для кого она предназначалась, доказывает то обстоятельство, что ее текст полностью был напечатан во всех газетах юга России и Северного Кавказа через несколько дней после завершения Новороссийской трагедии.

19 июня в 4 часа 30 минут утра, после своза команды на берег, бывшим мичманом Подвысоцким, минно-машинным унтер-офицером 1-й статьи Кулиничем, машинным унтер-офицером 1-й статьи Вачинским, мотористом Белюк и мною, по пеленгу N на маяк Кадошь, в полутора милях от него, на глубине 15 сажен, был затоплен миноносец «Керчь».

Так легла на дно эскадра кораблей Черноморского флота. Затопленные корабли, за исключением «Свободной России» и «Громкого», были подняты полностью или частично в 1920-е годы и позднее. Большинство были сданы на металлолом.

Судьба других судов и кораблей Черноморского флота оказалась не менее трагичной. Корабли в Севастополе были захвачены немцами и вошли в состав германских сил на Черном море. Затем наиболее мощные корабли стали частью флота Антанты, а другие затоплены или взорваны. Белогвардейцам достался лишь  бронепалубный крейсер «Кагул», несколько эсминцев и тральщиков, и субмарина «Утка». Но это уже совсем другая история…

Россия в очередной раз прошла по лезвию бритвы. Но выстояла, возродилась. Возродился и Черноморский флот.

Цемесская бухта на закате

Монумент «Погибаю, но не сдаюсь»

О той трагедии июня 1918 года напоминает теперь ансамбль на 12-м километре Сухумского шоссе, созданный по проекту архитектора Я.Б.Белопольского и скульптора В.Е.Цигаля. Он был открыт в 1980 году и является частью мемориального комплекса «Героям Гражданской войны и Великой отечественной войны». Напротив коленнопреклоненной фигуры матроса, в центре смотровой площадки высится металлический куб. Внутри флаги расцвечивания передают сигнал — «Погибаю, но не сдаюсь». По периметру установлены силуэты затопленных кораблей, которые указывают на место гибели и расстояние до него.

Морякам Революции

Памятный знак

Имена затопленных кораблей

Панорамы Цемесской бухты

Много лет прошло с той страшной трагедии. Туристы приезжают сюда и радостно фотографируются у обелиска, обозревают красивые панорамы Цемесской бухты, Кабардинки и мыса Дооб.

Вид в сторону Кабардинки

Берег

Скала

Новороссийск и гора Колдун на закате

Статья обновлена

© Сайт "История и путешествия", 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

 

 

anashina.com

Памятник Морякам революции в Новороссийск

Памятник был открыт в 1980 году как часть мемориального комплекса «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны». Высота скульптуры — 12 метров. Из камня высечен коленопреклоненный матрос с непокрытой головой. Свою смятую бескозырку он держит в одной руке, другую прижимает к сердцу.

Памятник посвящен скорбному случаю, который произошел в 1918 году. Тогда в Цемесской бухте были затоплены боевые корабли Черноморского флота. Такое решение было принято потому, что не осталось возможности воспользоваться боевой мощью флота, однако команда не хотела, чтоб корабли были захвачены врагом. Матросы и их капитаны один за одним покидали судна, торпедируя друг друга. В итоге все члены команд были эвакуированы, а последний оставшийся корабль затопили техническим способом.

На обратной стороне дороги находится обзорная площадка, в центре которой на небольшом постаменте установлен «Куб-визир», символизирующий тонущий корабль.

Развернуть описание

Памятник Морякам революции на фото

Памятник Морякам революции как доехать?

Памятник «Морякам революции» находится на въезде в Новороссийск со стороны Геленджика.

посмотреть на карте

44.6920°, 37.8671°N44.6920°, E37.8671° 44°41'N, 37°52'E 44°41'31"N, 37°52'1"E

На объекте побывали(0)

Координаты:

www.mytravelbook.org

В Италии открыли памятник морякам Российского императорского флота

В 1908 году они спасали жителей города Мессина, пострадавшего от мощнейшего землетрясения. О подвиге русских матросов и офицеров итальянцы помнят до сих пор, и считают их появление в городе - чудом.

Этот памятник должен был появиться здесь ещё 100 лет назад. Помешала Первая Мировая война. Но в Мессине помнят, что для города сделали русские моряки.

Декабрь 1908 года. Страшное землетрясение, магнитудой 8. За одно утро цветущий прибрежный город превратился в руины. Люди просто не успели ничего понять, оказались под обломками. Погибла почти половина населения - 70 тысяч человек. Не осталось практически ни одного целого здания.

"Мою маму спасли русские моряки. Кто-то из них заметил под обломками дома её маленькую детскую ножку", - рассказывает жительница г.Мессина.

Русская эскадра в тот момент была здесь, у берегов Сицилии, на учениях. Корабли "Цесаревич", "Слава", "Адмирал Макаров" и "Богатырь". Местные власти взмолились о помощи. Моряки начали спасательную операцию, даже не дожидаясь разрешения из Петербурга.

Два эскадренных броненосца, два крейсера и две канонерские лодки. Когда они заходили в этот самый залив, уже рисковали. В результате землетрясения рельеф дна очень сильно изменился. Могли сесть на мель. Но командир эскадры принял решение подходить прямо к берегу. Чтобы быстрее оказывать помощь пострадавшим жителям Мессины.

Они разбирали завалы днем и ночью. Из-под руин удалось спасти 2,5 тысячи человек. Скольких накормили, сколько вывезли раненых, никто не считал. Иеромонаху Алисио обо всем этом рассказывал его дед.

"Русские моряки были посланы нам провидением. Они оказались здесь не случайно. Бог послал их, чтобы они нас спасли", - говорит иеромонах Алисио Мандраникиотис.

Богослужение в главном соборе Мессины. Вспоминают и жертв землетрясения, и моряков-спасателей. Под одним сводом – католики и православные христиане.

Монумент установил Фонд Андрея Первозванного. 5 лет кропотливой работы. И вот на набережной Мессины напротив того места, где стояла эскадра, появился памятник : двое русских моряков достают из-под завалов женщину. Один из жителей пришёл сюда, потому что 100 лет назад они спасли его отца.

"Конечно, мы очень благодарны. И знаете, немножко стыдно. Этот памятник мы должны были поставить сами. Так что ещё раз спасибо России", - говорит он.

Автор памятника - итальянец Пьетро Куферле. В начале XX  века он подарил такую же скульптуру цесаревичу Алексею, сыну Николая II. Она хранится в Центральном Военно-морском музее, в Санкт-Петербурге. Этот памятник - увеличенная копия. Везли сюда грузовым самолётом МЧС России.

На городских улицах - русская музыка. Оркестр Черноморского флота. У причала - десантный корабль, "Цезарь Куников". Российские моряки - почётные гости церемонии.

"Мы очень рады сегодня открыть этот памятник. Прошло много лет, но мы помним подвиг русских моряков. Мы признательны им за то, что в беде они пришли нам на выручку", - говорит мэр города Мессина Джузеппе Будзанка.

К русским морякам в течение ста лет здесь было особое отношение. Теперь оно воплощено в бронзе. На набережной в историческом центре города.

www.1tv.ru


Смотрите также

Описание: