Оковецкая икона божией матери где находится


Икона Божией Матери Оковецкая (Ржевская)

26 мая 1539 го­да, в день Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха, в Твер­ской епар­хии, на Вы­ры­шен­ском го­ро­ди­ще, на­хо­див­шем­ся сре­ди дре­му­че­го ле­са на бе­ре­гу реч­ки Вы­рыш­ни в Око­вец­кой во­ло­сти, неда­ле­ко от го­ро­да Рже­ва, ино­ком Сте­фа­ном при сте­че­нии на­ро­да из че­ты­рех окрест­ных де­ре­вень бы­ли об­ре­те­ны: при­би­тый к сосне боль­шой же­лез­ный крест и на дру­гом де­ре­ве - неболь­шая, ста­ро­го пись­ма, ико­на, изо­бра­жав­шая Бо­жию Ма­терь с Мла­ден­цем и с пред­сто­я­щим свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем Мир­ли­кий­ским, Чу­до­твор­цем. При яв­ле­нии свя­то­го кре­ста и ико­ны вос­си­ял необыч­ный свет и со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния. В про­дол­же­ние неде­ли от Ду­хо­ва дня до за­го­ве­нья пред Пет­ро­вым по­стом со­вер­ши­лось 27 ис­це­ле­ний.

Инок Сте­фан, а вслед за ним свя­щен­ник из Рже­ва Гри­го­рий Они­си­фо­ров, по­еха­ли в Моск­ву с опи­са­ни­я­ми яв­ле­ния свя­тых ико­ны и кре­ста и со­вер­шив­ших­ся ис­це­ле­ний. Воз­глав­ляв­ший то­гда Рус­скую Цер­ковь мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Иоасаф (1539–1541) про­сла­вил Гос­по­да и, по­сле осви­де­тель­ство­ва­ния чу­до­тво­ре­ний на ме­сте, бла­го­сло­вил воз­двиг­нуть там два хра­ма во сла­ву Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Кре­ста Гос­под­ня и в честь Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии, с при­де­лом во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. На освя­ще­ние церк­вей бы­ли при­сла­ны свя­щен­ник и диа­кон из Моск­вы с цер­ков­ной утва­рью, об­ра­за­ми, ри­за­ми, кни­га­ми и ко­ло­ко­ла­ми.

В ян­ва­ре 1541 го­да Ржев­ская ико­на бы­ла тор­же­ствен­но при­не­се­на в Моск­ву для освя­ще­ния воз­двиг­ну­то­го здесь хра­ма в честь Ржев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­сле освя­ще­ния церк­ви ико­на и крест бы­ли пе­ре­не­се­ны в Успен­ский со­бор, где на­хо­ди­лись до 11 июля. В этот день ржев­ские свя­ты­ни бы­ли воз­вра­ще­ны к ме­сту их чу­дес­но­го об­ре­те­ния. Мит­ро­по­лит со всем со­бо­ром сто­лич­но­го ду­хо­вен­ства, мо­ло­дой царь Иоанн Ва­си­лье­вич и весь на­род про­во­жа­ли ико­ну от Успен­ско­го со­бо­ра до церк­ви Бо­го­ма­те­ри Ржев­ской, где был остав­лен спи­сок со чти­мо­го об­ра­за. В па­мять это­го тор­же­ства бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние Ржев­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри 11 июля.

Обретение чудотворной иконы Божией Матери Оковецкая-Ржевская

Открытию возле д. Оковцы целебного ключа предшествовало обретение в окрестном лесу чудотворного образа Богородицы и железного образа Животворящего Креста Господня. Случилось это в 1539 году.

Предание и история обретения чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской

Наиболее подробный сюжет обретения святыни таков:

Разбойники прятали в Оковецких лесах добычу и вдруг увидели, что на одном дереве прибит железный крест, а на ветвях соседнего — стоит небольшой образ старинного письма. Лихим людям стало страшно. Они ушли, но рассказали о своих находках местным жителям.

Крестьяне обратились в Селижаровский монастырь. Оттуда пришел инок Стефан, вместе с которым народ вернулся к указанному разбойниками месту. Было это в Духов день.

При снятии святынь с деревьев от них исходил чудесный свет и слышался сильный шум. С этого момента начали происходить исцеления: слепые прозревали, глухие начинали слышать, расслабленные — ходить. За неделю насчитали 27 случаев возвращения здоровья людям, приложившимся к обретенным святыням.

Здесь мы прервем цитату, чтобы осознать, что произошло. Можно предположить, что Крест и икона были оставлены никому неизвестным святым отшельником, спасавшимся в глухом лесу. Но эта тайна нам никогда не откроется.

Вспомним только, как часто русские подвижники благочестия уходили от мира именно в лесные чащи:

  • Преподобный Нил Столобенский
  • Преподобный Серафим Саровский

А вот обилие Божией благодати, изливаемой святынями на страждущих, без сомнения, поразило людей. О случившемся решили сообщить в Москву.

Свидетельства были приняты с большим воодушевлением. Икону и Крест повелели принести в столицу. По одним сведениям их везли инок Стефан и священник из Ржева, по другим — снарядили специальное посольство из Москвы.

Царю Иоанну Васильевичу (будущий Грозный) было тогда всего 9 лет, но и он, и пожилой митрополит Московский Иоасаф встречали святыни в Новинском монастыре на Престне. Здесь возвели деревянный храм во имя обретенной чудотворной иконы Пречистой Богородицы Ржевской.

После освящения новой церкви в ней оставили список образа. Есть версия, что именно он этой иконы ПРЕЧИСТОЙ Божией Матери пошло и название улицы Пречистенка.

  • Каменный храм Божией Матери Ржевской у Пречистенских ворот в Москве. Разрушена в советское время

Совершив в храме первую литургию, духовенство, царь и народ крестным ходом отправились в Кремль, чтобы перенести святыни в Успенский собор. За полгода пребывания Креста Господня и образа Богоматери Одигитрии в Москве от них произошло множество исцелений.

24 июля 1541 г. (новый стиль) святыни двинулись в обратный путь. Митрополит Московский Иоасаф благословил строительство в Оковцах храмов — Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Кре­ста Гос­под­ня и Божией Матери Путеводительницы (Одигитрии).

Спустя полвека, во времена Смуты, икону и Крест Господень укрывали в Новгороде Великом. Оковецкие храмы пострадали от поляков. Но святыни уцелели и вернулись на Тверскую землю.

В 1930 году Оковецкий храм, в котором пребывали чудотворный образ и крест, опечатали. А в 1934 году, когда церковь открыли — святыни обнаружены не были. По сей день неизвестно, как Господь распорядился судьбой Своих даров, к которым люди утратили благоговение и любовь.

В любом случае, мы должны быть бесконечно благодарны Создателю и Матери Божией, явившим нам животворящую любовь и благодать через Свои святые образы. Сегодня мы так же можем поклониться спискам чудотворной иконы и окунуться в целебные воды Оковецкого источника. Слава Богу!

Оковецкая Икона Божией Матери (Ржевская). Молитвы. История явления.

Оковецкая Икона Божией Матери (Ржевская)

Оковецкая Икона Божией Матери явилась миру в 1539 году при необычных обстоятельствах. Четыре вора в Ржевском уезде деревни Клочки решили совершить кражу.Двое крестьян боярина должны были украсть двух коров, а двое деревенских жителя – двух лошадей, а затем обменяться краденым. Воры у боярина украли коров, спрятали в лесу их и пошли в условленное место за лошадьми, но на условленном месте лошадей не было, а на сосне была икона. Воры испугались и ушли оттуда. Скоро об этой находке стало известно в округе. Более сотни жителей с близлежащих деревень пришли в лес и увидели прибитый к дереву железный крест, а возле него небольшую икону старинного письма, на которой Богородица изображена с Младенцем на руках, по Нее левую сторону изображен святитель Николай Чудотворец. Когда люди сняли с дерева Ржевскую икону Божией Матери, то поднялся сильный шум, как от урагана, а над иконой появилось свечение.

И от иконы стало происходить много чудес, за неделю от Духова дня до заговенья перед Петровым постом произошло двадцать семь исцелений. В Москву послали специальное донесение об описании иконы и чудес Царь и патриарх послали комиссию, чтобы расследовать истинность чудес, которая в первый же день зафиксировала исцеление 170 людей. Все сомнения комиссии были рассеяны и Ржевская икона Божией Матери была признана чудотворной.

В 1541 году Ржевскую икону торжественно принесли в Москву, чтобы освятить воздвигнутый в Ее честь храм. После освящения храма крест и икону перенесли в Успенский собор и 11 июля их перенесли обратно на место обретения, на котором народ, молодой царь Иоанн Васильевич, митрополит со столичным духовенством провожали икону, и этот день стал днем празднования иконы Божией Матери Оковецкой-Ржевской.

Недалеко от места обретения святыни забил целебный источник и возле него в 1870 году построили часовню. После революции целебный источник был засыпан строительным мусором, а часовня разрушена. Крест и икону перенесли в храм села Оковцы, в 1930 году его опечатали. Но после снятия печатей через некоторое время в храме святынь не оказалось.

В 90-х годах прошлого века восстановили храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери, а так же часовню и источник, возле которого для паломников оборудовали купальни. Паломников, которые желают омыться святой водой, всегда огромное количество.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой РЖЕВСКАЯ

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой РЖЕВСКАЯ, Тропарь, глас 4

Кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой РЖЕВСКАЯ, Кондак глас 4

Величание Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой РЖЕВСКАЯ

Похожие записи:

Оковецкая Ржевская икона Божией Матери

Оковецкая  Ржевская  икона  Божией  Матери,  именуемая  в  некоторых  источниках  «Оковицкой»,  получила  свое  название  по  месту  своего  явления  в  Оковецкой  волости  недалеко  от  города  Ржева.  Явила  она  такое  количество  чудес  сразу  после  обретения,  что  не  поспевали  их  все  записывать.

История  образа:  26  мая  1539  года  в  далеком,  глухом  уголке  России  бывший  пономарь  деревни  Клочки  Оковецкой  волости  Ржевского  уезда  Тверской  губернии  Иван  и  его  родной  дядя  Ермолай  обнаружили  на  Вырышенском  городище  прибитый  к  сосне    крест  длиной  около  аршина  и  небольшую  икону  Божией  Матери  старинного  письма.

Взять  икону  они  не  решились  и  пошли  за  священником  в  соседнее  село  Спасов  Погост.  Не  застав  священника  дома,  они  пригласили  живущего  там  инока  Стефана.  Весть  о  новоявленной  иконе  уже  разнеслась  среди  местных  жителей.

Стефан  в  сопровождении  толпы  около  ста  человек  отправился  на  Вырышенское  городище,  где  и  увидел  образ  Пресвятой  Богородицы  и  крест.  Когда  он  снял  икону  с  дерева,  послышался  шум,  как  от  сильного  ветра,  а  икона  начала  светиться  дивным  светом,  и  тут  же  среди  присутствующих  исцелилось  несколько  человек.

В  городище  прибыл  священник  Неклюд  Остафьев,  совершил  здесь  молебен  с  водосвятием.  От  иконы  Богоматери  стали  изливаться  обильные  чудеса,  которые  записывались  и  были  включены  в  доклад  высшим  духовным  и  светским  властям.

Стефан  повез  это  донесение  в  Москву,  а  чудотворения  от  иконы  продолжали  совершаться.  Пока  в  Москве  совещались,  количество  исцелений  достигло  150  и  продолжало  дополняться  новыми  и  новыми  чудесами.  В  Москву  отправили  новый  доклад  со  священником  города  Ржева  Григорием  Онисифоровым.

Все  эти  сведения  были  представлены  царю  Иоанну  Грозному,  который  направил  на  место  явления  иконы  комиссию  для  расследования  чудотворений,  но  они  не  прекращались  и  продолжали  обильно  истекать  от  образа  и  креста  во  время  пребывания  комиссии,  так  что  расследовать  что-то  не  потребовалось.

Царь  после  совещания  с  митрополитом  отдал  повеление  воздвигнуть  храм  на  месте  явления  иконы  во  имя  Одигитрии  с  приделом  в  честь  Николая  Чудотворца,  а  на  месте  явления  креста  воздвигнуть  другой  храм  во  имя  Происхождения  Честных  Древ.

Деревья,  на  которых  святыни  были  обретены,  царь  наказал  спилить  и  на  пнях  поставить  престолы  новосоздаваемых  церквей.  Все  было  исполнено  в  кратчайшие  сроки.  Храмы  вскоре  были  освящены,  а  чудесные  исцеления  продолжали  совершаться.

Чудотворная  Оковецкая  Ржевская  икона  Божией  Матери,  по  приказу  царя,  была  отправлена  в  Москву,  где  ее  торжественно  встретили  при  огромном  стечении  народа,  священства,  бояр.  Поместили  святыню  в  Успенском  соборе  Кремля.  В  Москве  святая  икона  ознаменовала  себя  новыми  чудесами.

Оковецкая  Ржевская  икона  Божией  Матери  и  крест  оставались  в  Москве  до  11  июля,  с  иконы  был  сделан  список  для  церкви  Ржевской  иконы  Пресвятой  Богородицы  на  Тверской  улице  у  Пречистинских  ворот.  Затем  святыни  с  той  же  торжественностью  были  отпущены  обратно.

Недалеко  от  места  обретения  иконы  и  креста  забил  целебный  источник,  который  в  советское  годы  засыпали  строительным  мусором.  В  настоящее  время  он  расчищен  и  находится  на  территории,  приписанной  к  мужскому  монастырю  «Нило — Столобенская  пустынь».

Чудотворная  икона  оставалась  в  селе  Оковцы  Селижаровского  района  Тверской  области  в  храме  до  1930  года,  пока  храм  не  опечатали  вместе  с  находящимися  там  святынями.  Когда  же  храм   открыли,  спустя  некоторое  время,  святынь  там  не  оказалось.

Иконография:  Иконографический  тип — Одигитрия.  На  иконе  изображена  Богоматерь  с  Божественным  Младенцем    на  левой  руке.  Богомладенец  стоит  на  коленях  Богоматери,  Которая  прикрывает  Его  ноги  Своим  омофором.  По  левую  сторону  от  Нее  изображен  святитель  Николай  Чудотворец.

Молитвенная  традиция:  Перед  Оковецкой  Ржевской  иконой  Божией  Матери  молятся  об  избавлении  от  различных  телесных  и  душевных  недугов,  при  болезнях  глаз  и  слепоте,  при  глухоте,  а  также  о  помощи  в  пути.

Празднование:  11  /  24  июля.

Тропарь, глас 4

Возсия нам на древе, яко солнце светозарное, чудотворная икона Твоя, Владычице Богородице, озаряющи преславно чудес сиянием всех с верою и любовию к ней притекающих. Небесныя Силы сему радуются и души праведных духовно торжествуют, мы же взываем к Тебе, Пречистая: моли за ны рождшагося от Тебе Христа Бога нашего и матерним к Нему предстательством избави нас от всякаго зла, недуги наша исцели, душевныя и телесныя очи просвети, печали наша утоли и наследники нас Небеснаго Царствия яви, яко любвеобильная Мати.

Кондак, глас 4

Чудотворней Твоей иконе, Владычице Богородице, всеблагоговейно покланяемся и лобызаем ю: подаеши бо тою исцеления, здравие же и крепость душам и телесем, избавляеши грады и веси от всякаго зла и спасаеши люди к Тебе притекающия, Дево Мати Всепетая.

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Небесе и земли Царице, милостивно икону Свою пречудную нам даровавшей благодарственное приносим пение. Ты же, Преблагословенная, Сына Твоего о нас умоли и от всяких бед избави, да со умилением поем Ти: Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Икос 1

Архангел и Ангел множество Тя, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, небесными гласы непрестанно величают. Мы же, ангельстей песни подражати дерзающе, умиляемся о Твоих благодеяниих, на нас бывших, и зовем Ти сице:

Радуйся, от Архангел и Ангел восхваляемая.

Радуйся, от всех Небесных Сил ублажаемая.

Радуйся, Богоизбранная Отроковице.

Радуйся, Троическаго Совета Таиннице.

Радуйся, крине благовонный девства и чистоты.

Радуйся, образе несказанный небесныя славы.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 2

Видящи икону Пресвятаго лика Твоего и Крест, иже на древесах обретени быша, людие зело удивишася: возсия бо свет неизреченный от святыни Твоея, и мнози болящии исцелишася от недугов своих. Мы же, преклоняяся пред образом Твоим честным, во умилении сердечнем поем Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум подаждь нам, Всесвятая Владычице, да к Тебе прибегаем в находящих на нас лютых скорбех, Ты бо крепость наша, и утверждение, и от врагов защищение, и, яко Благая, не остави нас во обстоянии сущих, но помози нам, взывающим сице:

Радуйся, обидимых Покровительнице.

Радуйся, изнемогающим скорая Помощнице.

Радуйся, бедствующих покрывающая.

Радуйся, страждущих утешающая.

Радуйся, обуреваемых тихое пристанище.

Радуйся, погибающих чудное спасение.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 3

Силою свыше укрепи нас, Пресвятая Дево Богородице, приклонися к мольбам нашим, избави нас от всех бед и скорбей и видимыя и невидимыя враги отжени от нас, да, спасаеми Тобою, Сыну Твоему и Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи непостижимую любовь к роду человеческому, Богородительнице, призри на нас милостивным Твоим оком и печали наша на радость преложи: Ты бо еси всесильная христианом Помощница, просвещение и избавление, слава и похвала; сего ради поем Тебе таковая:

Радуйся, дивная о нас пред Богом Заступнице.

Радуйся, теплая о нас пред Ним Молитвеннице.

Радуйся, раю сладости небесныя.

Радуйся, вертограде Христов благоуханный.

Радуйся, милосердие нам являющая.

Радуйся, явлением честныя иконы Твоея тьму лютых обстояний от нас отгоняющая.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 4

Бурею страстей потопляемых спасаеши, Преблагословенная, и победу на враги видимыя и невидимыя даруеши с верою и любовию притекающим ко святей иконе Твоей, да уведят вси, яко Ты еси воистину Заступница рода христианскаго и восхвалят матерния щедроты Твоя, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще о чудесех Твоих предивных, Пресвятая Дево, и сия воочию зряще, воздвигоша людие храмы Божия на месте явления Креста Господня и иконы Твоея чудныя, да вси приходящии на место сие, Тобою избранное, обрящут зде тихое пристанище и скорую помощь от Христа Спаса нашего Твоим ходатайством и заступленим. Сего ради зовем Ти сицевая:

Радуйся, звездо незаходимая.

Радуйся, свеще неугасимая.

Радуйся, иночествующих утешение и отрадо.

Радуйся, жен похвало и девствующих славо.

Радуйся, рая краснейшая.

Радуйся, утра светлейшая.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна святая икона Твоя Оковецкая, благоволением Твоим, Владычице, христоименитым людем явленная; сего ради вси притекающии к Тебе со усердием моления о нуждах своих и скорбех пред нею приносят и, скорую помощь от Тебе приемлюще, с радостию велиею вопиют Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше вернии людие, яко недалече от места явления чудотворнаго образа Твоего благоволила еси, Владычице, открыти благодатный источник воды целебныя, идеже дары милости Твоея неоскудно подаеши всем с верою приходящим, подвизая благодарственно пети Тебе сице:

Радуйся, икону Твою в помощь нам даровавшая.

Радуйся, знаменьми и чудесы сию прославившая.

Радуйся, живоносный источник явити благоволившая.

Радуйся, водою от него истекающею верных исцеляющая.

Радуйся, пред Господем и Сыном Твоим наша Молитвеннице.

Радуйся, всего рода человеческаго всемощная Заступнице.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь милости и чудеса Твоя, Богородительнице, от святыя иконы Твоея Оковецкия бываемая, на ней же зрим Тя, на руку Твоею держащую Богомладенца Христа, и святителя и чудотворца Николая, Тебе предстоящаго, егоже молитвами спасай нас от всяких бед и скорбей, вопиющих Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать неизреченная от цельбоноснаго образа Твоего, Пресвятая Дево, сердца наша радости и веселия исполняя. Сего ради, притекающе с верою к чудному образу Твоему, со упованием взываем Ти таковая:

Радуйся, яко скорбь нашу в радость претворяеши.

Радуйся, яко сладость неизреченную в души наша изливаеши.

Радуйся, мира душевнаго Подательнице.

Радуйся, в печалех сущих Утешительнице.

Радуйся, всех верных утверждение.

Радуйся, заблуждающихся доброе вразумление.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 7

Хотящи явити токи чудес от святыя иконы Твоея Оковецкия, повелела еси, Пречистая, в нуждах и в печали сущим молебная пения пред тою совершати, и получившим исцеление – проповедати милости и щедроты Твоя, ради тоя иконы явленныя, да благодарственно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивна и преславна дела Твоя, Богородице Дево: всем бо с прилежною молитвою пред цельбоносною иконою Твоею припадающим вся благая по коегождо потребе и в меру веры и любве подаеши. Сего ради, пред образом Твоим святым молящеся, со умилением поем Ти:

Радуйся, душ наших освящение.

Радуйся, ран душевных и телесных исцеление.

Радуйся, чаше, черплющая всему миру радость.

Радуйся, источниче, изливающий вечную сладость.

Радуйся, храмов наших первейшее украшение.

Радуйся, домов христианских благословение.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 8

Дивно икону Твою Оковецкую явила еси, Владычице, чрез сию людем немощным исцеления подавати благоволивши, обаче не токмо телесныя врачевания, но и скорбящим утешение, падающим востание, заблуждшим духовное прозрение и иныя тмочисленныя благодеяния милостивно подаеши всем с верою и упованием к Тебе притекающим и Сыну Твоему поющим: Аллилуиа.

Икос 8

Всеми вышними и нижними владычествуя Господь, Тебе, Матерь Свою, дарова нам во отраду и утешение, в защиту и укрепление и в вере утверждение, да под благим водительством Твоим непреткновенно житие сие земное прейдем и Царствия Небеснаго достигнем, поюще Ти таковая:

Радуйся, Небесе и земли Царице.

Радуйся, мира Горняго и дольняго Владычице.

Радуйся, православных верная Хранительнице.

Радуйся, душ святых мудрая Украсительнице.

Радуйся, в Горнее Царство благая Путеводительнице.

Радуйся, о спасении душ наших неустанная Попечительнице.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 9

Все естество Ангельское похвальная приносит Тебе, Пресвятая Дево, прославляя Твое милосердие ко грешному роду человеческому, егоже Ты Своим всемощным покровом осеняеши, от бед и искушений избавляеши и молишися о всех верных, зовущих Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия славы Твоея явишася Владычице, слепии и хромии, разслабленнии и немощнии, исцеление от Твоея иконы приявшии. Сего ради, восхваляя вся милости Твоя, роду человеческому Тобою присно изливаемыя, сво умилением воспеваем Тебе сице:

Радуйся, телес наших безмездное врачевание.

Радуйся, душ наших спасение.

Радуйся, сосуде благоуханный Духа Святаго.

Радуйся, доброплодная ветве вертограда Христова.

Радуйся, Ангелов всехвальная Царице.

Радуйся, земнородных милостивая Покровительнице.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 10

Спасти хотящи многия недужныя, чудную икону Твою, Владычице, явила еси в пределех Оковецких и чрез сию множество исцелений даровала еси, наипаче же страждущим слепотою душевною и телесною. Сего ради «Прозрение очес» сия чудотворная икона Твоя наименовася, да вси притекающии к ней и помощи у Тебе просящии памятуют выну о Твоих неисчетных благодеяниих и Подателю всех благ Богу да вопиют: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси похваляющим чудеса Твоя, Пресвятая Дево, и всем к помощи Твоей прибегающим. Сего ради, во всех тяжких обстояниих и во всякое время жития нашего помощь Твою и заступление обретающе, со благодарением зовем Ти сицевая:

Радуйся, суетную мудрость века сего посрамляющая.

Радуйся, ослепленных ею на путь правый наставляющая.

Радуйся, греховныя помыслы отгоняющая.

Радуйся, сердца ожесточенная умягчающая.

Радуйся, обуреваемых страстьми тихое пристанище.

Радуйся, смущаемых искушениями надежное прибежище.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим Ти, Всеблагая Владычице, пред пречистым Твоим образом; Ты же милостивно услыши ны и помози нам покаянием очиститися от скверны греховныя и преуспети в богоугоднем житии, да поем о Тебе Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную икону Твою, Богородительнице, со благоговением зрим и, лобызая ю, радуемся, имуще таковый залог Твоего к нам благоволения, вопиюще Ти хвалебныя песни таковыя:

Радуйся, Богом возлюбленная Царице.

Радуйся, Бога возлюбившая Владычице.

Радуйся, иноков Покровительнице.

Радуйся, инокинь Наставнице.

Радуйся, страны нашея православныя Защитнице.

Радуйся, всех христиан Благая Заступнице.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, о Всеблагая, подай нам руку помощи, да не погибнем люте без покаяния, просвети сердечныя очи наша к зрению спасения и сподоби нас в жизни сей и в Царствии Небеснем воспевати Творцу и Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неисчетная Твоя чудеса, являемая нам от святыя иконы Твоея Оковецкия, Пресвятая Владычице, и припадающе к ней, молим Тя: защити нас в жизни сей и в день кончины нашея, егда имамы предстати на суд пред Престолом Сына Твоего и Бога нашего, да благодарно вопием Ти:

Радуйся, Царя Небеснаго умоление.

Радуйся, многих согрешений прощение.

Радуйся, болящих исцеление.

Радуйся, унывающих ободрение.

Радуйся, сердца нашего умиление.

Радуйся, ума нашего просвещение.

Радуйся, Владычице, душевныя и телесныя очи наша исцеляющая.

Кондак 13

О Всепетая Мати Христа Бога нашего, Благая Одигитрие! Приими милостивно сие моление наше, пред чудотворною иконою Твоею приносимое, буди нам в мире сем от враг видимых и невидимых покров и защищение, и в час смертный явися нам Сама, простирая руку помощи, и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, да, спасаеми Тобою, с Небесными Силами и всеми святыми в радости неизреченней вопием Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым Твоим образом припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти, и злых клевет, и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве бо Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему не имамы, Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да, спасеннии Тобою, славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим святое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «РЖЕВСКАЯ»:

О Пречистая наша Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице и Всеблагая Богородице Одигитрие, благодарим Тя, яко сподобила еси нас великой Своей милости, творити пресветлое торжество Честнаго Твоего Образа с предстоящим Ти святителем и чудотворцем Николаем, явленного благоволением Твоим в светозарном сиянии и приосененною многими чудесы на брегу реки Пыршни черноризцу Стефану и иже пришедшим с ним народом в пределах Оковецких, и приносити прилежное нашими недостойными устнами моление Честному Животворящему Кресту, всех святых Святейшему Слову и Тебе Матери Всемилостиваго и Великодаровитаго Бога нашего. Днесь от усердия нашего раболепно с трепетом, якоже рече псалмопевец Давид: «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом», пред Святою иконою Твоею припадая прося напоить наше немощное человеческое естество живительными и цельбоносными струями непристанных молитв Твоих и очиститися от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страсе Божием, ибо вемы, яко много может молитва Твоя пред престолом Триединаго Бога. Се мы смиреныя и грешныя, обременении игом тяжких многих беззаконий наших, во умилении глубоцем просим подать исцеление слепым, хромым, глухим и другим страждущим, одержимым многими и различными скорбями и недугами, и избавити от праведнаго наказания прежде времене общаго воздаяния в день страшнаго суда Единородного Сына Божия, ибо мы вемы, яко ничтоже возможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Также просим утвердить нашу веру праву, Церкви Русстей мир, тишину и благостроение, укрепить православные люди в настоящую годину испытания и избавить от душепагубных ересей, расколов и разделений, сподобить соблюсти всех в единомыслии и да познают неверующие и непоклоняющиеся Честному Образу Твоему, яко Ты еси несравненное наше Украшение, Слава, Небесный и Державный Покров, скорая Помощница, непостыдная Заступница и постоянная Ходатаица у Единаго Ходатая Бога и человеков Иисуса Христа. Яко Тя ради подобает всякое благодарение Всесильному и Всеблагому Содетелю, Господу нашему Иисусу Христу купно со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «РЖЕВСКАЯ»:

Тропарь, глас 4

Предстательнице нератная, о Одигитрие готовая! Тверския земли и града Москвы красота и слава, днесь в кров Твой вси прибегаем и умильно вопием Твоему крепкому заступлению, просяще избавления от злых наветников православия, присно борющих нас, и получити, Богородительнице Чистая, токи неисчерпаемых чудесных исцелений от Твоея пречудныя иконы молитвой предстоящего пред Тобою Мирликийского чудотворца Николая да усердно вси Твое проповемы наше ограждение.

Кондак, глас 4

Яко стену необоримую, источник милосердия, упование земным и заступление, Мати всяческих Творца Всесветлая, Тя стяжавши, раби Твои Богоотроковице, на мольбу нашу ныне умилосердися иже от врагов православия насилование скоро и невозвратно разори мечем божественныя Твоея и святителя Николая молитвами и не остави прославляющия люди и стада Твоя погибнути, яко вся возможно Тебе, чистая Богородице Неискусобрачная и Мати Зиждителя сущи и Всепетая, да усердно вси Твое проповемы наше ограждение.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от него же истекает благодатная помощь всем, с верою притекающих к нему.

Образ Пресвятой Богородицы "Ржевская-Оковецкая" "Прозрение очес"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два разбойника на Пырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Пырошни в Оковецкой волости, нашли прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве - небольшую, старого письма икону, изображавшую Божию Матерь с Богомладенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским. Они сообщили об этом односельчанам, и в день Сошествия Святого Духа инок Селижарова монастыря Стефан при стечении народа из четырех окрестных деревень обрел эти святыни. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершились исцеления.

Одна слепая, не видевшая в продолжение 8 лет, получила прозрение; боярыня Сурменева получила исцеление от болезни глаз; глухая женщина, по имени Ульяна, стала слышать; некто Борис, по прозванию Хрусталь, получил исцеление от расслабления и от глазной болезни. В продолжение одной недели —от Духова дня до заговенья перед Петровым постом совершилось и было записано 27 случаев чудесных исцелений, произведенных через новоявленную икону.

Инок Стефан и священник из Ржева Григорий Онисифоров поехали в столицу с описаниями явления святынь и исцелений от них. Митрополит Иоасаф, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма -во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Причем в качестве престолов были использованы пни вековых деревьев, на которых висели чудотворная икона и крест.

В январе 1541 года по указу царя Иоанна Васильевича Оковецкий образ был торжественно принесен в столицу для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 (24) июля.

Со временем неподалеку от места обретения Ржевских святынь из земли забил целебный источник, названный в народе Оковецким. Возле этого источника в 1870 году была построена часовня в честь Преображения Господня. В 1930 году из опечатанного властями Оковецкого храма чудесным образом бесследно исчезли оковецкие святыни. В 1934 году с закрытием храма в с. Оковцы разрушили часовню, а источник был засыпан строительным мусором и камнями.

В 1991 году земля Оковецкого источника была передана Нило-Столобенской пустыни. В 2002 году, по сохранившимся фотографиям, восстановлена Преображенская церковь. В деревне Оковцы (Селижаровского района, Тверской обл.) восстановлен храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Ежегодно 24 июля (н. ст.) в храме на святом источнике совершается архиерейская Божественная литургия, после которой верующие окунаются в живительные воды Оковецкого ключа. Из огромного родника-колодца мощным потоком льется исцеляющая вода, которая поступает в специально оборудованные купальни, расположенные одна ниже другой. Поток желающих омыться святой водой обычно не иссякает до позднего вечера. Оковецкую (Ржевскую) икону Божией Матери называют также «Прозрение очес», так как по молитве пред этим образом совершилось множество исцелений от слепоты и глазных болезней.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прозрение очес»(Ржевско-оковецкой)
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящихся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым Твоим образом припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти, и злых клевет, и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве бо Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему не имамы, Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да, спасеннии Тобою, славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим святое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.


Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строим Монастырь » Оковецкая икона Божией Матери

24 / 11 (ст. ст.) июля – празднование в честь Ржевской или Оковецкой иконы Божией Матери.

Икона Божией Матери Оковецкая

Икона Божией Матери, известная под этим именем, явилась в 1539 году при следующих обстоятельствах.

В деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда Тверской губернии жили два вора: Иван, бывший прежде здесь же пономарем, и родной его дядя Ермолай. Задумав совершить кражу, они сговорились с двумя другими ворами, крестьянами боярина Ивана Повадина, в том, чтобы клочсковским ворам украсть двух лошадей, а боярским – двух коров, и затем разменяться краденым. Местом, где должен был состояться тот обмен, назначено было старое городище в дремучем лесу на берегу речки Вырышни.

Боярские воры, украв двух коров, привели их в назначенное место и спрятали в лесу, а сами вышли на Вырыщенское городище, чтобы произвести условленный обмен с двумя другими своими товарищами. Но, к своему удивлению, они не нашли здесь клочковских воров, а вместо этого увидели находящуюся на сосне икону.

Они стали рассуждать между собой:

— Это – подлог на нас. Убежим скорее отсюда! Видно, приходится не чужими животами меняться, а принять беду на свою голову.

Они постарались в тот же день увидеться с клочковскими ворами и стали упрекать их за неисполнение условия, а потом спросили, зачем они поставили в городище икону. Клочковские воры клялись и божились в своей искренности.

— Никаких подлогов, — говорили они боярским ворам, — мы не делали и не мыслили на вас зла. Иконы в городище мы не ставили и не знаем, что это такое. Мы слышали только от лесничих и прохожих, что в том месте иногда бывает большой звон.

Воры разошлись, и Ермолай сказал своему племяннику:

— В самом деле, пойдем-ка посмотрим, что там такое на городище, и постережем, не является ли там под видом иконы клад.

Они стали стеречь, но ничего не увидали и рассказали своим односельчанам обо всем, что слышали об иконе и кресте, который они увидели на городище. В деревне заинтересовались этим явлением и послали за священником в соседнее село Спасов Погост. Так как посланные не застали его дома, то они пригласили с собой живущего там инока Стефана. В Духов день, 26 мая 1539 года, Стефан в сопровождении толпы около ста человек отправился на Вырышенское городище. Пришедшие, прежде всего, увидели прибитый на сосне железный крест длинной около аршина. Затем на суке другой сосны, в десяти саженях от креста, Стефан нашел небольшую икону старинного письма. На ней была изображена Богоматерь с Божественным Младенцем на руках, а по левую сторону от Нее святитель Николай Чудотворец. Стефан поднялся на дерево, снял икону и как только ступил с ней на землю, тотчас послышался сильный шум, как будто от сильной бури, и появился над иконой необычайный свет. Все присутствующие были крайне изумлены этими знамениями. Изумление еще более увеличилось, когда здесь же от новоявленной иконы получил исцеление от болезни ног клочковский крестьянин Мартиниан Гребень.

Все эти чудесные знамения окончательно убедили Стефана и всех присутствующих, что они обрели действительно чудотворный образ. Поэтому в ту же ночь Стефан поехал в Оковецкий стан к тиуну Золотухину с подробным донесением обо всем происшедшем, а на городище оставил сторожей. Он распорядился также вновь послать в Спасов Погост за священником. В городище прибыл священник Неклюд Остафьев и начал совершать молебствие с водоосвящением.

От иконы Богоматери стали обильно изливаться чудеса. Одна слепая, не видевшая в продолжение восьми лет, получила прозрение; боярыня Сурменева получила исцеление от болезни глаз; глухая женщина, по имени Ульяна, стала слышать; некто Борис, по прозванию Хрусталь, получил исцеление от расслабления и от глазной болезни. Всего совершилось, и было записано двадцать семь случаев чудесных исцелений, произведенных через новоявленную икону в продолжение одной недели – от Духова дня до заговенья перед Петровым постом.

Такое обилие чудес, а также горячие споры местных жителей о том, оставаться ли иконе на месте ее явления или нет, побудили Стефана отправиться в Москву, чтобы представить высшим духовным и светским властям подробное донесение, или доклад, об обстоятельствах явления чудотворной иконы и о чудесах, совершенных ею. В Москве Стефан, прежде всего, явился к боярину Ивану Григорьевичу Морозову и представил ему свой доклад. Выслушав его внимательно, Морозов сказал с сомнением:

— Неужели, правда, все, что написано в твоем докладе? Если правда, то хорошо тебе будет; если же нет, то берегись, чернец! Впрочем, — прибавил Морозов, — это дело не мое, а святительское.

Поэтому он поручил своему сыну Симеону представить Стефана митрополиту Московскому. Митрополит, выслушав доклад Стефана, обратил на это событие серьезное внимание и для совещания по таковому делу созвал совет из епископов Коломенского и Крутицкого и из архимандритов Спасо-Ярославского, Симоновского и Новоспасского, Стефана же митрополит оставил жить пока у себя и строго приказал ему не отлучаться никуда, без его ведома.

Между тем, пока Стефан путешествовал в Москву, в Вырышенском городище чудеса от иконы продолжали совершаться. Было составлено описание ста пятидесяти исцелений, кроме тех случаев, какие записал Стефан. Священник города Ржева Григорий Онисифоров с некоторыми выборными от прихожан Оковецкой волости прибыл в Москву и представил это описание митрополиту. Митрополит, получив это новое, еще более сильное доказательство чудотворной силы явленной иконы, был так растроган, что прослезился. Вскоре он представил инока Стефана и священника Григория самому царю Ивану Васильевичу Грозному.

Царь и бояре долго расспрашивали их обо всех обстоятельствах явления иконы и совершении исцелений и, наконец, решили для совершенной ясности и убедительности расследовать то дело на самом месте явления чудотворного образа. Для производства следствия были оправлены особые надежные лица: от царя был отправлен Феодор Палицын, а от митрополита – священник Благовещенского собора Григорий.

Посланные для расследования всех обстоятельств явления и прославления иконы, прибыв на место, признали излишним всякое следствие. Дело в том, что в самый же день их прибытия получили исцеление сто семьдесят человек и в продолжение ночи еще сорок два человека. Все это было таким поразительным знамением, которое совершилось на глазах самих же посланных следователей, что совершенно уничтожалось всякое сомнение в истинности чудотворной силы явленных на Вырышенском городище святынь. Поэтому посланные, не производя никакого расследования, описали только подробно все, что видели и слышали здесь, освятили воду и с донесением и святой водой от чудотворных иконы и креста послали к царю священника Неклюда Остафьева.

Царь, посоветовавшись с митрополитом и боярами, отдал повеление на месте явления иконы Богоматери воздвигнуть храм в честь Одигитрии с приделом во имя святителя Николая Чудотворца, а на месте явления воздвигнуть другой храм во имя Происхождения Честных Древ. Причем те деревья, на которых явились икона и крест, приказано было срубить, и на пнях поставить престолы новосозданных церквей. На освящение церквей царь прислал из Москвы священника Василия Ярца и диакона Ивана Жилу, снабдив их церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами для этих церквей. Торжество освящения их было ознаменовано новыми чудесами. Во время утрени в день освящения двое больных глазами получили исцеление, и один исцелился от тяжкой болезни внутренностей. Кроме того, были исцелены еще княгиня Телятева, княгиня Мария Щетинина и княгиня Серебреная. Княгиня Мария Холмская в горячей молитве просила у Богоматери даровать ей страстно желаемого сына, и молитва ее была услышана: через год у нее родился сын.

Царь, много наслышавшись о чудесах, являемых чудотворной силой Вырышенских святынь – иконы и креста, пожелал увидеть их у себя в Москве и отправил для их перенесения из Вырыши в Москву игумена Новинского митрополичьего монастыря Исаию и диакона Афанасия Курицына. 26 декабря 1540 года священник Василий Ярец и диакон Иван Жила вместе с посланными от царя игуменом Исаиею и диаконом Афанасием подняли святую икону и крест для перенесения их в Москву по приказу царя. Во время следования святынь по пути совершались чудеса. 9 января икона и крест были принесены в Москву. Царь и митрополит в сопровождении множества народа торжественно встретили их в Новинском монастыре. Митрополит сам взял икону, а новинский игумен Исаия – крест; обе святыни они внесли в новосозданную к этому времени на Тверской улице церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери с приделами во имя Честного Креста и святителя Николая Чудотворца. Эта церковь тогда же была освящена, и в ней совершена была первая литургия. Отсюда икона и крест перенесены были в Успенский собор. «Велико Божие милосердие было от чудотворных икон и на Москве, — замечает по этому поводу современный повествователь, — но не так, как на том святом месте – на Вырышенском городище, где они явились».

Икона и крест оставались в Москве до 11 июля, после чего были отправлены обратно. Проводы были обставлены такой же торжественностью, как и встреча их. Царь, митрополит со всем собором и бесчисленные толпы народа провожали святыни из Успенского собора до новой церкви на Тверской улице. Через неделю после этого святыни принесены были в Вырышенское городище и здесь тотчас же ознаменовали себя новыми чудесами: семнадцать человек в тот же день получили исцеление, четыре – на другой день и шесть на следующей неделе «нам зрящим», то есть на наших глазах, как сообщает составитель сказания о явлении Ржевских святынь.

В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, что на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы Богоматери. Кроме того, учрежден был сюда крестный ход 11 июля, в день, когда святыни Вырышенского городища были провожаемы обратно из Москвы. Этот крестный ход совершался до времен императрицы Екатерины II.

Имелись еще местночтимые списки с Оковецкой иконы, а именно: в Москве, в церкви ее имени в Поварской улице, и еще в городе Ржеве.

Источник: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. Т. II. М., 2002. С. 103-110.

Иконография образа Божией Матери Оковецкая-Ржевская

Явленная в 1539 году в Оковцах икона Пречистой Богородицы относится к иконографическому типу Одигитрия (Путеводительница). Ей предстоит свт. Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец.

В предании об обретении образа сказано, что он был небольшой, старинного письма. С иконы сразу были сделаны списки. Позже появились различные варианты изображения Богоматери Оковецкой (их разнообразие представлено ниже).

Тип изображения Божией Матери Одигитрия

В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Исторически название этого типа икон связывают с женским монастырем Одигон под Константинополем. Рядом находился святой источник, воды которого исцеляли незрячих. Насельницы обители встречали страждущих слепых и сопровождали их к роднику.

Главной святыней Одигона был образ Божией Матери (известный у нас, как Влахернская). А на Руси икона Пречистой Богородицы Смоленская часто именовалась просто Одигитрия.

  • Икона Божией Матери Влахернская
  • Икона Божией Матери Смоленская

Мы видим, что особенностью этого типа иконографии являются позы Младенца-Спасителя и Богоматери. Господь благословляет, а Пречистая Дева указует на Него рукой.

В этом жесте Матери Божией раскрывается глубокий богословский смысл Одигитрии: Она показывает нам путь ко Христу и со Христом. Как передает в Евангелии св. ап. Иоанн (10:9) слова Спасителя:

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет

Нас, слепых скитальцев, Богородица ведет единственно верной дорогой, являет нам истинную цель всех трудов и усилий.

Особенности иконографии Богородицы Оковецкой-Ржевской

Тот образ, который был обретен в XVI веке на Тверской земле, исчез в 30-е годы XX века. Сегодня мы прибегаем к его спискам разного времени. Но Оковецкая икона Пречистой Божией Матери всегда узнаваема: рядом с ней (обычно, слева) изображен святитель Николай Мирликийский.

Предвечный Младенец сидит на левой руке Богородицы или стоит (по-видимому, на коленях Матери; Его ножки прикрыты краем Её омофора). Его правая рука поднята в благословении. На некоторых иконах этот жест направлен скорее во вне — Христос фронтально обращен к молящимся. На других — Младенец смотрит на Пречистую и создается впечатление, что Свое благословение Он передает нам через Нее.

  • Спаситель обращен прямо к молящимся
  • Спаситель обращен к Богоматери

Святитель Николай, традиционно, находится за левым плечом Богородицы. На образах, представленных выше, фигура Чудотворца заметно меньше фигуры Божией Матери. И даже может сложиться впечатление, что он стоит поодаль.

Но это было бы возможно в прямой, привычной нашему глазу, перспективе. Однако, зная законы иконописи, где перспектива обратная, мы понимаем, что здесь размер фигур отражает их сакральную важность.

Без сомнения изображения Спасителя и Матери Божией — главное содержание иконы. А предстоящий свт. Николай — дополняет композицию. Фигуры предстоящих могут быть и еще меньше:

Богородица на престоле с предстоящими. Икона Вологодского письма

Но почитание святителя Николая Чудотворца на Руси было настолько велико, что на некоторых списках Оковецкой иконы его фигура равновелика фигуре Божией Матери. И такая композиция, скорее, выглядит непривычной:

Также, известны варианты образа Божией Матери Оковецкой-Ржевской, которые заметно отличаются от привычного типа. Например, это может быть Одигитрия, развернутая в правую сторону, без святителя Николая:

Интересен образ, который по сюжету является Оковецким, но по иконографии Пречистой Девы с Младенцем очень близок к Владимирской Божией Матери, которая представляет тип Елеуса (Умиление). Богородица приникает щекой к щеке Спасителя — это один из самых пронзительных иконописных сюжетов!

  • Оковецкая икона Богородицы
  • Божия Матерь Владимирская

Празднование Оковецкой (Ржевской) Иконы Божией Матери

Сегодня еще празднуется память Святой равноапостольной княгини Ольги, так что поздравляю всех Именинниц!
Недавно вернулась с детьми из Ржева (для подруг будет отлельный длиннопост), где побывала в церкви Оковецкой иконы Божией Матери. Там шли приготовления к празднику. Хочу показать вам фото церкви, которая так много пережила. Внутри фотографировать не решилась.

Что отметила, так это наличие иконы Плач Иисуса об абортах и икону с изображением младенцев, избитых в Вифлееме. Не видела их в других церквях. Свечи можно взять за добровольное пожертвование, то есть стоит ящичек, можно положить в него деньги, кто сколько может, а можно не класть, тут уж как совесть позволит.

Территория достаточно большая, рядом отдельно стоит церковная лавка. Купила замечательную книгу — «Праздник белого цветка» Елены Литвяк, детям о Царской Семье. Конечно, приобрели икону; еще одну купила для кумы.

Церковь в наши дни прекрасно видна с Соборной горы (теперь здесь Обелиск, пушка, рядом Аллея героев).

Празднование Оковецкой (Ржевской) Иконы Божией Матери

⁣Вот вблизи (г.Ржев, ул.Смольная).

Празднование Оковецкой (Ржевской) Иконы Божией Матери

⁣А это дореволюционный снимок Прокудина-Горского

Празднование Оковецкой (Ржевской) Иконы Божией Матери

⁣Дату этого снимка не знаю. Выше мое фото с этого же ракурса сделано, так случайно вышло)

Празднование Оковецкой (Ржевской) Иконы Божией Матери

⁣Это тоже до Революции

Празднование Оковецкой (Ржевской) Иконы Божией Матери

⁣А вот после войны. Страшная война на ржевской земле от города мало что оставила, из 56 тысяч человек в городе остались около 350. Деревянных построек не так много осталось. Сыпались авиабомбы, гремели минометы, грохотали танки… Церкви города выстояли, и Оковецкая в том числе.

Празднование Оковецкой (Ржевской) Иконы Божией Матери

Вот икона⁣

Празднование Оковецкой (Ржевской) Иконы Божией Матери

Вообще, Оковцы — это село неподалеку от Селижарова, но раньше оно входило в Ржевский уезд. В Оковцах, где обретены святыни, сейчас стоит часовня и есть живоносный источник.

И из истории:

Оковецкая (Ржевская) икона Божией Матери

Явление этой иконы произошло при довольно необычных обстоятельствах. В 1539 году в деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда Тверской губернии четыре вора решили совершить кражу. Двое жителей деревни должны были украсть двух лошадей, а двое крестьян боярина Ивана Повадина – двух коров, а затем краденым обменяться.

Боярские воры украли коров, спрятали их в лесу и направились в условленное место за лошадьми, которых там должны оставить клочковские. Придя же на место, лихоимцы лошадей не обнаружили, но увидели на сосне икону. Испугавшись, воры с этого места поспешили уйти, но постепенно об удивительной находке стало известно во всей округе.

26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из четырех окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве — небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем.

Как только икону сняли с дерева, в лесу поднялся сильный шум, как бы от урагана, а над иконой появилось необычное свечение — воссиял необычный свет, и начались совершаться исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петровым постом совершилось 27 исцелений.

Вскоре от иконы началось такое обилие чудес, что было составлено специальное донесение в Москву. Инок Стефан, а вслед за ним священник из Ржева Григорий Онисифоров поехали в Москву с описаниями явления святых иконы и креста и совершившихся исцелений.

Посланная от царя и патриарха комиссия по расследованию истинности чудес в первый же день зафиксировала исцеление 170 человек. Эти поразительные явления рассеяли все сомнения, и комиссия признала икону чудотворной.

Возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Московский Иоасаф (1539-1541) прославил Господа и, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. На освящение церквей были присланы священник и диакон из Москвы с церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами.

В январе 1541 года Ржевская икона была торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где был оставлен список со чтимого образа. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля.

Через некоторое время неподалёку от обретения святынь забил целебный источник, возле которого в 1870 году была построена часовня. После революции часовню разрушили, источник засыпали строительным мусором. Обретенные икона и крест находились в храме села Оковцы, пока в 1930 году храм не опечатали вместе со святынями. Однако через некоторое время, когда печати сняли, святынь в храме не оказалось.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Оковецкой»

О Пречистая наша Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице и Всеблагая Богородице Одигитрие, благодарим Тя, яко сподобила еси нас великой Своей милости, творити пресветлое торжество Честнаго Твоего Образа с предстоящим Ти святителем и чудотворцем Николаем, явленного благоволением Твоим в светозарном сиянии и приосененною многими чудесы на брегу реки Пыршни черноризцу Стефану и иже пришедшим с ним народом в пределах Оковецких, и приносити прилежное нашими недостойными устнами моление Честному Животворящему Кресту, всех святых Святейшему Слову и Тебе Матери Всемилостиваго и Великодаровитаго Бога нашего. Днесь от усердия нашего раболепно с трепетом, якоже рече псалмопевец Давид: «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом», пред Святою иконою Твоею припадая прося напоить наше немощное человеческое естество живительными и цельбоносными струями непристанных молитв Твоих и очиститися от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страсе Божием, ибо вемы, яко много может молитва Твоя пред престолом Триединаго Бога. Се мы смиреныя и грешныя, обременении игом тяжких многих беззаконий наших, во умилении глубоцем просим подать исцеление слепым, хромым, глухим и другим страждущим, одержимым многими и различными скорбями и недугами, и избавити от праведнаго наказания прежде времене общаго воздаяния в день страшнаго суда Единородного Сына Божия, ибо мы вемы, яко ничтоже возможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Также просим утвердить нашу веру праву, Церкви Русстей мир, тишину и благостроение, укрепить православные люди в настоящую годину испытания и избавить от душепагубных ересей, расколов и разделений, сподобить соблюсти всех в единомыслии и да познают неверующие и непоклоняющиеся Честному Образу Твоему, яко Ты еси несравненное наше Украшение, Слава, Небесный и Державный Покров, скорая Помощница, непостыдная Заступница и постоянная Ходатаица у Единаго Ходатая Бога и человеков Иисуса Христа. Яко Тя ради подобает всякое благодарение Всесильному и Всеблагому Содетелю, Господу нашему Иисусу Христу купно со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Оковецкая» (Ржевская)

Икона Божией Матери «Оковецкая» (Ржевская)

Россия, Тверская обл., Селижаровский р-н, около д. Оковцы

26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из четырех окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве – небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петровым постом совершилось 27 исцелений.

Инок Стефан, а вслед за ним священник из Ржева Григорий Онисифоров, поехали в Москву с описаниями явления святых иконы и креста и совершившихся чудес. Возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Московский Иоасаф (1539–1541) прославил Господа и, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. На освящение церквей были присланы священник и диакон из Москвы с церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами.

В январе 1541 года Ржевская икона была торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля (по старому стилю). В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где был оставлен список со чтимого образа. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля (24 июля по новому стилю).

В прошлые времена огромное количество паломников участвовало в ежегодных празднествах в честь чудесной иконы и целебного источника, открывшегося в двух верстах выше по течению реки. И теперь многие верующие приезжают на торжества в честь Оковецкой иконы Божией Матери. Паломники прикладываются к святыне и обливаются водой святого источника. Многие больные получают исцеление, и никто не заболевает.

В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы Богоматери. Кроме того, учрежден был сюда крестный ход 11 июля (стар. ст.), в день, когда святыни Вырышенского городища были провожаемы обратно из Москвы. Этот крестный ход совершался до времен императрицы Екатерины II. Имелись еще местночтимые списки с Ржевской иконы, а именно: в Москве, в церкви ее имени на Поварской улице, и еще в городе Ржеве тогдашней Тверской губернии.

Тропарь, глас 4

Предстательнице нератная, о Одигитрие готовая! Тверския земли и града Москвы красота и слава, днесь в кров Твой вси прибегаем и умильно вопием Твоему крепкому заступлению, просяще избавления от злых наветников православия, присно борющих нас, и получити, Богородительнице Чистая, токи неисчерпаемых чудесных исцелений от Твоея пречудныя иконы молитвой предстоящего пред Тобою Мирликийского чудотворца Николая да усердно вси Твое проповемы наше ограждение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Икона "Богоматерь Оковецкая" | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Июль 23rd 2019 -

Празднование: 24 июля (11 июля по старому стилю)

Икона Божией Матери, известная под этим именем, «вилась в 1539 году при следующих обстоятельствах.

В деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда (ныне Осташковского) Тверской губернии жили два вора: Иван, бывший прежде здесь же пономарем, и родной его дядя Ермолай. Задумав совершить кражу, они сговорились с двумя другими ворами, крестьянами боярина Ивана Повадина, в том, чтобы клочковским ворам украсть двух лошадей, а боярским — двух коров, и затем разменяться краденым. Местом, где должен был состояться этот обмен, назначено было старое городище в дремучем лесу на берегу реки Вырышни.

Боярские воры, украв двух коров, привели их в назначенное место и спрятали в лесу, а сами вышли на Вырышенское городище, чтобы произвести условленный обмен с двумя другими своими товарищами. Но, к своему удивлению, они не нашли здесь клочковских воров, а вместо того увидели находящуюся на сосне икону. Они стали рассуждать между собой:

— Это — подлог на нас. Убежим скорее отсюда! Видно, приходится не чужими животами меняться, а принять беду на свою голову.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Оковецкой»

Они постарались в тот же день увидеться с клочковскими ворами и стали упрекать их за неисполнение условия, а потом спросили, зачем они поставили в городище икону. Клочковские воры клялись и божились в своей искренности.

— Никаких подлогов, — говорили они боярским ворам, — мы не делали и не мыслим на вас зла. Иконы в городище мы не ставили и не знаем, что это такое. Мы слышали только от лесничих и прохожих, что в том месте иногда бывает большой звон.

Воры разошлись, и Ермолай сказал своему племяннику:

— В самом деле, пойдемка посмотрим, что там такое на городище, и постережем, не является ли там под видом иконы клад.

Они стали стеречь, но ничего не увидали и рассказали своим односельчанам о всем, что слышали об иконе и кресте, который они видели в городище. В деревне заинтересовались этим явлением и послали за священником в соседнее село Спасов Погост. Так как посланные не застали его дома, то они пригласили с собой живущего там инока Стефана. В Духов день, 26 мая 1539 года, Стефан в сопровождении толпы около ста человек отправился на Вырышенское городище. Пришедшие прежде всего увидели прибитый на сосне железный крест длиной около аршина. Затем на суке другой сосны, в десяти саженях от креста, Стефан нашел небольшую икону старинного письма. На ней была изображена Богоматерь с Божественным Младенцем на руках, а по левую сторону от Нее св. Николай Чудотворец. Стефан поднялся на дерево, снял икону и как только ступил с ней на землю, тотчас послышался сильный шум, как будто от сильной бури, и появился над иконой необычайный свет. Все присутствующие были крайне изумлены этими знамениями. Изумление еще более увеличилось, когда здесь же от новоявленной иконы получил исцеление от болезни ног клочковский крестьянин Мартиниан Гребень.

Все эти чудесные знамения окончательно убедили Стефана и всех присутствующих, что они обрели действительно чудотворный образ. Поэтому в ту же ночь Стефан поехал в Оковецкий стан к тиуну Золотухину с подробным донесением о всем происшедшем, а на городище оставил сторожей. Он распорядился также вновь послать в Спасов Погост за священником. В городище прибыл священник Неклюд Остафьев и начал совершать молебствие с водоосвящением. От иконы Богоматери стали обильно изливаться чудеса. Одна слепая, не видевшая в продолжение 8 лет, получила прозрение; боярыня Сурменева получила исцеление от болезни глаз; глухая женщина, по имени Ульяна, стала слышать; некто Борис, по прозванию Хрусталь, получил исцеление от расслабления и от глазной болезни. Всего совершилось и было записано 27 случаев чудесных исцелений, произведенных через новоявленную икону в продолжение одной недели — от Духова дня до заговенья перед Петровым постом.

Такое обилие чудес, а также горячие споры местных жителей о том, оставаться ли иконе на месте ее явления или нет, побудили инока Стефана отправиться в Москву, чтобы представить высшим духовным и светским властям подробное донесение, или доклад, об обстоятельствах явления чудотворной иконы и о чудесах, совершенных ею. В Москве Стефан прежде всего явился к боярину Ивану Григорьевичу Морозову и представил ему свой доклад. Выслушав его внимательно, Морозов сказал с сомнением:

— Неужели правда все, что написано в твоем докладе? Если правда, то хорошо тебе будет; если же нет, то берегись, чернец! Впрочем, — прибавил Морозов, — это дело не мое, а святительское.

Поэтому он поручил своему сыну Симеону представить Стефана митрополиту Московскому. Митрополит, выслушав доклад Стефана, обратил на это событие серьезное внимание и для совещания по такому делу созвал совет из епископов Коломенского и Крутицкого и из архимандритов СпасоЯрославского Симоновского и Новоспасского. Стефана же митрополит оставил жить пока у себя и строго приказал ему не отлучаться никуда без его ведома. Между тем, пока Стефан путешествовал в Москву, в Вырышенском городище чудеса от иконы продолжали совершаться. Было составлено описание 150 исцелений, кроме тех случаев, какие записал Стефан. Священник города Ржева Григорий Онисифоров с некоторыми выборными от прихожан Оковецкой волости прибыл В Москву и представил это описание митрополиту. Митрополит, получив это новое, еще более сильное доказательство чудотворной силы явленной иконы, был так растроган, что прослезился. Вскоре он представил инока Стефана и священника Григория самому царю Ивану Васильевичу Грозному.

Царь и бояре долго расспрашивали их о всех обстоятельствах явления иконы и совершении исцелений и, наконец, решили для совершенной ясности и убедительности расследовать это дело на самом месте явления чудотворного образа. Для производства следствия были отправлены особые надежные лица: от царя был отправлен Феодор Палицын, а от митрополита — священник Благовещенского собора Григорий.

Посланные для расследования всех обстоятельств явления и прославления иконы, прибыв на место, признали излишним всякое следствие. Дело в том, что в самый же день их прибытия получили исцеление 170 человек и в продолжение ночи еще 42 человека. Все это было таким поразительным знамением, которое совершилось на глазах самих же посланных следователей, что совершенно уничтожалось всякое сомнение в истинности чудотворной силы явленных на Вырышенском городище святынь. Поэтому посланные, не производя никакого расследования, описали только подробно все, что видели и слышали здесь, освятили воду и с донесением и святой водой от чудотворных иконы и креста послали к царю священника Неклюда Остафьева.

Царь, посоветовавшись с митрополитом и боярами, отдал повеление на месте явления иконы Богоматери воздвигнуть храм во имя Одигитрии с приделом в честь Николая Чудотворца, а на месте явления креста воздвигнуть другой храм во имя «Происхождения Честных Древ». Причем те деревья, на которых явились икона и крест, приказано было срубить, и на пнях их поставить престолы новосоздаваемых церквей. На освящение церквей царь прислал из Москвы священника Василия Ярца и дьякона Ивана Жилу, снабдив их церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами для этих церквей. Торжество освящения их было ознаменовано новыми чудесами. Во время утрени в день освящения двое больных глазами получили исцеление, и один исцелился от тяжкой болезни внутренностей. Кроме того, были исцелены еще княгиня Телятева, княгиня Мария Щетинина и княгиня Серебряная. Княгиня Мария Холмская в горячей молитве просила у Богоматери даровать ей страстно желаемого сына, и молитва ее была услышана: через год у нее родился сын.

Царь, много наслышавшись о чудесах, являемых чудотворной силой Вырышенских святынь — иконы и креста, пожелал увидеть их у себя в Москве и отправил для их перенесения из Вырышни в Москву игумена Новинскго митрополичьего монастыря Исаию и дьякона Афанасия Курицына. 26 декабря 1540 года священник Василий Ярец и дьякон Иван Жила вместе с посланными от царя игуменом Исаиею и дьяконом Афанасием подняли свв. икону и крест для перенесения их в Москву по приказу царя. Во время следования святынь по пути совершались чудеса. 9 января икона и крест были принесены в Москву. Царь и митрополит в сопровождении множества народа торжественно встретили их в Новинском монастыре. Митрополит сам взял икону, а новинский игумен Исаия — крест; обе святыни они внесли в новосозданную к этому времени на Тверской улице церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери с приделами во имя Честного Креста и святителя Николая Чудотворца. Эта церковь тогда же была освящена, и в ней совершена была первая литургия. Отсюда икона и крест перенесены были в Успенский собор. «Велико Божие милосердие было от чудотворных икон и на Москве, — замечает по этому поводу современный повествователь, — но не так, как на том святом месте — на Вырышенском городище, где они явились».

Икона и крест оставались в Москве до 11 июля, после чего были отправлены обратно. Проводы были обставлены такой же торжественностью, как и встреча их. Царь, митрополит со всем собором и бесчисленные толпы народа провожали святыни из Успенского собора до новой церкви на Тверской улице. Через неделю после этого святыни принесены были в Вырышенское городище и здесь тотчас же ознаменовали себя новыми чудесами: 17 человек в тот же день получили исцеление, 4 — на другой день и 6 на следующей неделе «нам зрящим», т. е. на наших глазах, как сообщает составитель сказания о явлении Ржевских святынь.

В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, что на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы Богоматери. Кроме того, учрежден был сюда крестный ход 11 июля, в день, когда святыни Вырышенского городища были провожаемы обратно из Москвы. Этот крестный ход совершался до времен императрицы Екатерины II.

Имеются еще местночтимые списки с Ржевской иконы, а именно: в Москве, в церкви ее имени на Поварской улице, и еще в городе Ржеве Тверской губ.

Метки: Богородица

Икона Божией Матери «Оковецкая» («Ржевская»)

(11 / 24 июля)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Оковецкая-Ржевская» молятся об избавлении от различных телесных и душевных недугов, а также о помощи в пути.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Оковецкая»

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою.

Тропарь, глас 4
Предстательнице нератная, о Одигитрие готовая! Тверския земли и града Москвы красота и слава, днесь в кров Твой вси прибегаем и умильно вопием Твоему крепкому заступлению, просяще избавления от злых наветников православия, присно борющих нас, и получити, Богородительнице Чистая, токи неисчерпаемых чудесных исцелений от Твоея пречудныя иконы молитвой предстоящаго пред Тобою Мирликийскаго чудотворца Николая, да усердно вси Твое проповемы наше ограждение.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.


Смотрите также

Описание: