Нижняя синячиха где находится


Нижняя Синячиха — Википедия

Ни́жняя Синячи́ха — село в муниципальном образовании Алапаевское Свердловской области России. Село известно на весь Урал и за его пределами, благодаря музею русского деревянного зодчества под открытым небом.

Численность населения
2002[2]2010[1]
654↘595

Расположено к северо-востоку от Екатеринбурга и Нижнего Тагила и в 12 км на север от города Алапаевска (по шоссе 13 км), преимущественно на правом берегу реки Синячихи, в 1 км выше её устья. По берегам реки в пределах села есть несколько скальных выходов, на одной из скал находится православная часовня Александра Невского.

Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка.

Нижнесинячихинский завод[править | править код]

В селе расположен музейный комплекс под открытым небом Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова, в составе которого находятся одна православная церковь, пять православных часовен, несколько крестьянских домов-музеев и старинных технических сооружений.

В селе работают клуб (дом культуры), средняя школа, детский сад, детский центр «Факел», участковая больница, почтовое отделение и несколько магазинов.

  • ЗАО «Росметимпекс»,
  • ППО «Алапаевскагропромхимия»,
  • ООО «Агровтормет».

Поскольку село является популярным туристическим центром, добраться до него можно на туристических автобусах из большинства городов Свердловской области. Также ходит рейсовый автобус из города Алапаевска.

В селе находится уникальный музей под открытым небом Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства. В нём представлены различные стили традиционной русской архитектуры со всего Урала, среди которых деревянные избы, церкви, башни острогов и мельницы.

Спасо-Преображенский храм[править | править код]

Спасо-Преображенский храм

В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде, церковь строил итальянец, однако по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская храм является единственным на Урале образцом сибирского барокко.

С конца 1960-х годов, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность. На Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов. В начале 1980-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.

Согласно книге «Режевские сокровища», И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

Крестьянские усадьбы[править | править код]

В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII-XIX веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.

В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями, появляется больше украшений.

Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка, фасад здания и хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями.

Панорама интерьера крестьянской избы

Часовни[править | править код]

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала:

  • часовня Зосимы и Савватия,
  • часовня Ильи Пророка,
  • часовня Вознесения Господня,
  • часовня Александра Невского,
  • Спасская часовня.

Общественная архитектура[править | править код]

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень. Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.

Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.

Двухэтажный шестистенный дом в своё время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего Центральную Россию и Сибирь.

Галерея[править | править код]

  • Сторожевая башня на фоне Спасо-Преображенской церкви

  • Панорама музея Нижней Синячихи

  • Панорама Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества

  • Сторожевая башня

  • Часовни Зосимы и Савватия и Вознесенская

  • Сторожевая башня пожарного депо

  • Ветряная мельница

  • Деревянная пожарная часть

  • Здание таможни

  • Старая кузница

  • Амбар из деревни Попово

  • File:Часовня Ильи Пророка на кладбище

  • Самойлов И. Д. Сокровища Нижней Синячихи
  • Нижняя Синячиха. Музей-заповедник деревянного зодчества. Издательство «Малыш и Карлсон» г. Реж
  • Рычков А. В. 12 путешествий по Среднему Уралу. — Малыш и Карлсон, 2008. — 50 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9900756-1-0.
  • Режевские сокровища. — Уральский университет, 2004. — 40 с. — 1500 экз. — ISBN 5-7996-0213-7.

Нижнесинячихинский музей-заповедник — Википедия

Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова — музей под открытым небом в старинном селе Нижняя Синячиха, в котором представлены типы жилых и хозяйственных построек Урала, а также собрание уральской народной росписи внутреннего убранства домов, ставен и других изделий прикладного творчества. Музей был основан по инициативе И. Д. Самойлова, открыт 16 сентября 1978 года.

Основатель музея инженер-землеустроитель Иван Данилович Самойлов с 1947 года начинает изучать историю Среднего Урала и приобретать на свои средства предметы древнерусского и народного искусства, которые он впоследствии передаст музею-заповеднику. Так, в 1947 году был выкуплен первый экспонат будущего музея — расписной простенок из деревни Пешкова Алапаевского района у хозяина, который сложил её в поленницу дров[1][2]. С 1967 года Иван Данилович начинает заниматься практической работой по реставрации памятников каменного и деревянного зодчества. В течение 10 лет он ведет реставрацию сильно разрушенного памятника архитектуры конца XVIII века — Спасо-Преображенской церкви стиля барокко в селе Нижняя Синячиха Алапаевского района. 16 сентября 1978 года в этом здании был открыт народный музей уральской домовой живописи и на фоне этого памятника на свободной территории по берегам речки Синячихи на площади 64 гектарах был создан музей[3], который в 1988 году получил статус музея — заповедника деревянного зодчества и народного искусства под открытым небом[1]. В 1988 году музей включили в районный бюджет, выделив ставки для сторожа и технички[2].

В музейный комплекс входят более 20 различных зданий и сооружений, в том числе три усадьбы крестьян 17,18,19 веков, четыре часовни, башни острога и сторожевая, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой. Так же в музее представлены предметы быта и орудия труда крестьян, единственная в мире коллекция народной росписи по дереву (Урал, Западная Сибирь, XIX в.), иконы местного письма XVIII и XIX вв, рукописные и старопечатные книги XIX века.

  • Сторожевая башня на фоне Спасо-Преображенской церкви

  • Панорама музея Нижней Синячихи

  • Сторожевая башня

  • Часовни Зосимы и Савватия и Вознесенская

Спасо-Преображенская церковь[править | править код]

Спасо-Преображенская церковь

В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенская храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко. С конца 60-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В 1980-х годах рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.

Согласно книге «Режевские сокровища», И. Д. Самойлов родился в деревне Исакова, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

Крестьянские усадьбы[править | править код]

Панорама интерьера крестьянской избы

В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и XIX веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.

В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной планировке.

Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.

  • Усадьба 17 века

  • Усадьба 18 века

  • Усадьба 19 века

  • Изба из села Таборы

Часовни[править | править код]

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня «Ильи Пророка» относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.

  • Часовня Вознесения Господня из деревни Карпово

  • Часовня Зосимы и Савватия Соловецких

  • Спасская часовня

  • Часовня князя Александра Невского

  • Часовня Ильи Пророка

Общественная архитектура[править | править код]

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.

Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.

Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.

Двухэтажный шестистенный дом в своё время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего Центральную Россию и Сибирь.

  • Ветряная мельница в Нижней Синячихе

  • Деревянная пожарная часть

  • Сторожевая башня пожарного депо

  • Здание таможни

  • Старая кузница

  • Здание заводоуправления Нижней Синячихи

  • Амбар из деревни Попово

  • Старинный колодец

Указом президента РФ № 176 от 20.02.95 г. музей включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, что подтверждает высокий уровень музея-заповедника. Сегодня музей — это ещё и центр по изучению фольклора Среднего Урала, здесь проходят областные и районные праздники народного творчества, семинары Свердловского архитектурного института, художественного училища, мастеров фарфоровых, керамических, коврово-текстильных фабрик. Музей оказывает методическую, консультационную помощь другим территориям области в деле реставрации памятников народной культуры.

  • Самойлов И. Д. Сокровища Нижней Синячихи
  • Нижняя Синячиха. Музей-заповедник деревянного зодчества. Издательство «Малыш и Карлсон» г. Реж
  • Режевские сокровища. — Уральский университет, 2004. — 40 с. — 1500 экз. — ISBN 5-7996-0213-7.
  1. 1 2 Власов В.М., В.В.Власова, Горбунов Ю.А., Каёта Г.М., Камынин В.Д., Кириллов А.Д., Кириллова Н.Б., Личман Б.В., Огоновская И.С., Сперанский А.В. Свердловская область:страницы истории (1934-2014). — Екатеринбург: Сократ, 2014. — С. 197. — 544 с. — ISBN 978-5-906350-18-3.
  2. 1 2 Важенина Р. Воспоминание Ивана Даниловича. — Алапаевская искра, 21 августа 2003. — № 131—132.
  3. ↑ Музей Нижней Синячихи.

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Нижняя Синячиха, музей-заповедник деревянного зодчества

Музей-заповедник деревянного зодчества находится в 160км от Екатеринбурга, в селе Нижняя Синячиха Алапаевского района.

История Нижней Синячихи начинается с 1680 года, в то время в устье реки Нейва начали строительство Нижнесинячихинского передельного завода. Сегодня на месте этого завода осталось только каменное здание заводоуправления и плотина на реке Синячиха. В настоящее время село Нижняя Синячиха, тихое и немноголюдное, раскинулось по обоим берегам реки. Через село проходит дорога, ведущая на Алапаевск, Ирбит и Нижнюю Салду. Но все меняется, когда сюда приезжают туристы и любители истории из Екатеринбурга, области, и даже из-за рубежа, а автобусы с туристами в Нижней Синячихе бывают очень часто — это один из известных туристических центров Среднего Урала и Свердловской области.

В Нижнюю Синячиху туристов привлекает история русского быта — знаменитый музей деревянного зодчества и древнерусского народного искусства. Попав в этот музей под открытым небом, создается впечатление, как будто вернулся на сто лет назад, окунуться в живую историю русской народной старины. Очутившись среди домов и построек, в которых жили наши предки несколько столетий назад, начинаешь задумываться о таких понятиях как история, родина, Россия. Надо только не просто бегать и смотреть по сторонам, а попытаться представить себя, живущим в том времени, в этих домах.

Музей — заповедник деревянного зодчества в Нижней Синячихе представляет собой собрание изб, домов, хозяйственных построек и часовен, которые находятся прямо под открытым небом. Коллекция эта была собрана Иваном Даниловичем Самойловым. В Нижней Синячихе находится около 15 строений — это дворы и крестьянские усадьбы 17-19 веков: церкви и часовни, общественные постройки, кузница и пожарная башня, сторожевая башня и острог, деревянные колодцы, колокольни, заборы и палисадники.

Очень впечатляет ветряная мельница, стоящая на противоположном берегу. Она "приехала" из деревни Мочищенск, что на севере области. Работникам музея и плотникам — реставраторам пришлось проделать путь в 600 километров туда и обратно. Везли ее на мощных УРАЛах до паромной переправы через северную реку Сосьва. Все образцы настоящие, они перевозились сюда в разобранном виде из Алапаевского района, и со всей Свердловской области. Почти все дома и строения украшены деревянной резьбой, резными башенками.

Не менее интересно и внутри — там можно увидеть предметы быта и различную утварь, которой пользовались люди сотни лет назад. Во дворах стоят повозки, телеги и сани, различные плетеные корзины, горшки, деревянные кадушки и шайки. В комнатах восстановлен интерьер той эпохи — в печке стоят горшки-котелки, на печке сушатся валенки, на полках разные ступки, туеса, в углу прялки-чесалки, и много чего интересного. Для современного человека эти предметы большая диковинка, у некоторых с трудом можно угадать их предназначение. У мельницы все механизмы деревянные, и они, говорят, в рабочем состоянии. Также действуют печи и кузница – во время народных праздников здесь проводят мастер-классы. А баня "по-черному" — она сложена всего из трех бревен, но посмотрите, какие это бревна! Вот какие раньше росли могучие деревья. Поражает воображение, как можно было без крана и лесовоза, с помощью одних только лошадей привезти эти бревна. Все сделано руками человека, такие мастера были в почете.

GPS-координаты: N 57° 56'56"; E 61° 46'02"

Верхняя Синячиха — Википедия

Ве́рхняя Синячи́ха — посёлок городского типа, расположенный в муниципальном образовании Алапаевское Свердловской области России. 18 июля 1918 года в шахту возле посёлка были сброшены члены царской семьи Романовых.

Верхняя Синячиха расположена далеко к востоку от Уральских гор, в лесистой и холмистой местности. Посёлок стоит на реке Синячихе, на которой вблизи него созданы два пруда: Верхне-Синячихинский и Нижне-Синячихинский. Верхне-Синячихинский пруд расположен на западе, в черте посёлка и продолжается далее на запад за его пределы, Нижне-Синячихинский находится к востоку от посёлка и продолжается до села Нижняя Синячиха. Посёлок находится к северо-востоку от Екатеринбурга, к востоку от Нижнего Тагила и к северу от Алапаевска. Восточнее расположено старинное село Нижняя Синячиха.

Через Верхнюю Синячиху идёт региональная автодорога 65К-5501000 из Алапаевска в Верхнюю Салду.

Здесь были убиты Великие князья Романовы

Более 200 лет назад здесь жили манси (вогулы). Назвали эту речку Сяньгой. Когда пришли русские, они добавили окончание «-чиха» и она получила название Синячиха.

В 1769 году в связи с обнаружением в районе реки Синячихи железной руды начата постройка Верхне-Синячихинского завода. На реке была построена плотина длиной 300, высотой 15 и шириной 40 метров.

На правом берегу реки располагались дома, а на левом — заводские цеха, так и образовался посёлок Верхняя Синячиха. В 1782 году железо с завода продавали в Москве, Санкт-Петербурге, Англии. Уголь древесный для доменной печи привозили из лесных районов, находящихся за 30-60 км. Вырубали лес, выкорчевывали и складывали в печи, а потом увозили на завод. Так, на месте вырубок образовывались покосы и поля.

Первая школа в посёлке открылась в 1778 году. С 1778 по 1905 год в ней обучалось по 20-30 человек.

В 1876 году на заводе взорвалась домна, было убито много человек. Рабочие поднимали забастовки, зачинщиков забастовок расстреливали, а остальных били плетьми.

Заводской посёлок быстро развивался и вскоре был назначен волостным центром.

Житель посёлка Иван Саргин, который был очевидцем революции 1905—1907 гг.: «В революцию 1905 г рабочие бросили работу. Завод закрылся. Работал только один узкоболваночный цех. Рабочих в этот цех сгоняла полиция. Тогда они стали собирать митинги. На одном из митингов, который проходил на школьной площади, выступал Я. М. Свердлов».

В годы Великой Отечественной войны мартеновская печь выпускала для фронта патроно-гильзовую сталь. 600 синячихинцев ушли на фронт, 275 из них не вернулись. Карелин П. П., Гурьев П. Д., Чечулин И. П. удостоены звания Герой Советского Союза.

В 1944—1959 годах Верхняя Синячиха была центром одноимённого района.

После войны, по инициативе фронтовиков в посёлке развернулось большое индивидуальное строительство. В Синячихе строилось ежегодно около 100 домов, были построены целые новые районы.

Впервые в конце 1950-х годов было налажено автобусное сообщение между п. Верхняя Синячиха и г. Алапаевском. Сначала ходил крытый грузовик, позже маленькие автобусы, в настоящее время совершается 32 рейса в сутки. Более полутора веков металлургический завод был единственным крупным предприятием в посёлке. Не одно поколение верхнесинячихинцев освоило профессию металлурга.

В 1941 году вступил в строй лесохимический завод. С него началось превращение Верхней Синячихи в центр лесной промышленности района. В 1972 году выдал первую продукцию фанерный комбинат, а в 1982 году начал работать завод деревостружечных плит (ДСП).

Вместе с новыми заводами строился жилой посёлок, сначала двухэтажные брусковые дома по улице Карла Маркса, а затем пятиэтажные дома по Октябрьской ул.

В 1980 году было построено здание СПТУ № 111 (сейчас Верхнесинячихинский агропромышленный техникум) с новейшим на тот момент оборудованием и техникой.

Общая информация[править | править код]

В настоящее время Верхняя Синячиха — крупный населённый пункт с развитой социальной средой. Действуют современный больничный комплекс, детская и взрослая поликлиники, станция скорой помощи и диагностический центр, пожарная часть, районное отделение полиции, два отделения «Почты России», отделения «Сбербанка» и других банков.

Культура и образование[править | править код]

Работают дом культуры (культурно-досуговый центр), Верхнесинячихинский музей истории и развития промышленности[2], детская и взрослая библиотеки, Верхнесинячихинский агропромышленный техникум, школа искусств, три школы (две общеобразовательные и одна коррекционная), четыре детских сада.

Спорт[править | править код]

В 2000-е годы был построен большой, современный физкультурно-спортивный центр «Орион», включающий в себя бассейн, при котором был открыт стадион «Орион». Также существуют различные спортивные клубы и объединения, в том числе баскетбольный клуб «Буревестник». Кроме того, в Верхней Синячихе есть свой ипподром, один из немногих в Свердловской области.

Досуг[править | править код]

Летом жители посёлка отдыхают на своих дачах, которые расположены в старой части посёлка и занимаются садоводством. Организованы школьные экскурсии в музеи и прочие туристические объекты района.

Мужской монастырь во имя Новомучеников Российских[править | править код]

Храм во имя Новомучеников Российских

На окраине посёлка расположен мужской монастырь во имя Новомучеников Российских. На его территории находится шахта, куда в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, а также члены царской семьи Романовых. После прихода белых останки убитых были извлечены из шахты и вывезены за границу. Сейчас у шахты расположен мемориал, к которому приезжают многочисленные паломники. Великая княгиня Елисавета и сестра Варвара прославлены в лике святых Русской Православной церкви в 1992 году. В монастырском храме во имя Новомучеников Российских хранятся частицы нетленных мощей Святой Елисаветы, привезенные из Иерусалима в 2004 году.

Успенская церковь[править | править код]

Каменный одноэтажный храм во имя Успения Божией Матери с приделами в честь богоявления Господня и Святителя Николая основан в 1796 году, а закончен в 1839 году, строившись первоначально на средства одного из алапаевских заводовладельцев. Богоявленский придельный храм освящен был в 1813 году, Никольский — в 1849 году, а Успенский — в 1804 году. В 1896 году, в виду тесноты храма, Богоявленский придел был упразднен, а в 1898 году храм был заново ремонтирован и расширен[3]. Церковь была закрыта в 1930-е годы[4].

Основа промышленности большого посёлка с момента его основания — металлургическое производство. В посёлке оно сохранилось с демидовских времён. Основное градообразующее предприятие: Верхнесинячихинский металлургический завод, который ныне не работает. Вторая отрасль промышленного производства: деревообработка (производство фанеры). В посёлке базируется фанерный комбинат «Свеза Верхняя Синячиха»[5] — один из крупнейших производителей фанеры в Свердловской области.

Железнодорожный[править | править код]

Посёлок находится в 5 км от железнодорожной станции Синячиха Восточно-Уральской рокады Свердловской железной дороги. В посёлке также находятся две станции: Синячиха (в настоящее время остановочный пункт) и Угольная (грузовая) Алапаевской узкоколейной железной дороги.

Автомобильный[править | править код]

До посёлка можно добраться на автобусе из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Алапаевска, Верхней Салды и Нижней Салды.

Внутригородской общественный транспорт представлен только местной службой такси.

Известные жители[править | править код]

  1. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года (рус.). Дата обращения 31 июля 2019.
  2. ↑ Музей Верхней Синячихи
  3. ↑ Верхне-Синячихинский завод. — Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург, 1902.
  4. Бурлакова Н.Н. Забытые храмы Свердловской области. — Екатеринбург: Сократ, 2011. — С. 12-13. — ISBN 978-5-88664-395-4.
  5. ↑ ЗАО «Фанком» Архивная копия от 26 марта 2016 на Wayback Machine
  6. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  7. ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  8. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  9. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  10. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  11. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  12. ↑ Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Свердловской области (неопр.). Дата обращения 1 июня 2014. Архивировано 1 июня 2014 года.
  13. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  15. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  16. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  17. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  18. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  19. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.

Окрестности Алапаевска. Часть 2: Нижняя Синячиха: varandej — LiveJournal

Я уже показывал Хохловку - музей деревянной архитектуры Пермского края. Теперь покажу Нижнюю Синячиху - её аналог в Свердловской области, в 12км от Алапаевска. Два музея в целом похожи - и размером (около 20 построек), и инаковостью (так как деревянный Урал непохож ни на Сибирь, ни на Север), и положением вдали от крупных городов, и ландшафтностью.
Но сам набор построек в двух музеях отличается очень сильно, и главная "фишка" Нижней Синячихи - две крестьянские избы 17 века. Ну а кроме того, Нижняя Синячиха считается самым "живым" из музеев деревянного зодчества России.

Синячиха - это река, на которой в 1769 году были основаны в 5км друг от друга два завода. Верхняя Синячиха ныне представляет собой также весьма интересный заводской посёлок, куда я не успел. Нижняя Синячиха же лишилась завода задолго до Революции и к моменту создания музея (1980-е годы) представляла собой село.

Две Синячихи расположены в 12км от Алапаевска, автобусы в Верхнюю Синячиху ходят каждые полчаса, а от развилки до Нижней Синячихи, которая опознаётся по церкви - минут 20 ходьбы.
Нынешняя Синячиха - село совсем маленькое, меньше иных деревень. Тем не менее, сохранился каменный центр с купеческими домами и лавочками, над которым доминиурет красивейшая Спасо-Преображенская церковь (1794):

Построенная как заводской храм, она является памятником не уральского, а сибирского барокко с "пламенеющим" силуэтом и кривыми линиями. Да не просто памятником - а одним из шедевров:

И при этом - самый западный памятник этого стиля. Вообще, с точки зрения физической географии здесь уже Западная Сибирь, и особенно это ощущается там, где нет заводов.

Музей начинается прямо за церковью, на склоне:

Музей этот начал создавать еще в советское время Иван Данилович Самойлов - главный инженер Алапаевского района, чем и обусловлен выбор места за 180км от областного центра, но на хорошо изученном создателем месте. И видимо с тем, что музей был отчасти "авторской" работой, связана его устройство - он не обособлен от окружающей местности. Прямо сквозь музей проходит шоссе, музейные избы стоят вперемежку с обитаемыми, а отдельные памятники поставлены  в стороне среди кварталов села на своих естественных местах - например, мельница за речкой у жилой избы:

Посреди музея люди купаются в пруду, гуляют свадьбы... Осмотреть постройки снаружи можно хоть ночью, а в каждом здании за вход отдельная плата - 10р. И при этом ни малейших признаков вандализма!

Ближняя к церкви часть музея - это три часовни. Преображенская часовня из села Юрты - крайняя справа на кадре с общим видом, ниже более крупные Вознесенская часовня из села Карпова (красная) и Зосимы и Савватия из деревни Кокшарово:

"Стела" на переднем плане - на самом деле стенд с правилами поведения в музее (в том числе запрещено выпасать скот), ко мне обращённый ребром.
Украшения Зосимо-Савватиевской часовни:

Если верить табличке, основана часовня была беглыми сподвижниками Степана Разина в конце 17в. Дверь же её была заперта, и в музей резьбы по дереву я так и не попал.

Во второй часовне - экспозиция настенных ковров и тряпичных кукол мастерицы Христины Денисовны Чупраковой:

Вещи очень красивые и трогательные, и от того навевают даже какую-то грусть:

Ушедшее детство, позабытая сказка....

Между часовен - старинный колодец:

А за ним две усадьбы. Слева - изба 17 века, справа - изба 19 века. Видите разницу?

У избы 19 века - потрясающая резьба:

А в избе 17 века - коллекция домовой росписи из разных мест, в том числе наличники:

Внутрь попасть не удалось (почему-то было заперто), но кое-что видно и через окно:

А чуть ниже - полный комплекс усадьбы 17 века (обелиск сбоку - в память основания Нижне-Синячихинского завода):

Как и изба бабы Кати, эта усадьба представляет собой маленькую крепость, окружённую заплотом - забором из горизонтальных брёвен. В 17 веке вещь незаменимая, потому что то башкиры придут, то вогулы, то просто лихие люди. Сама усадьба собрана из отдельных построек, уцелевших в разных сёлах с допетровских времён.
Собственно дом - поменьше, чем "изба бабы Кати", но облик вполне себе древний, а внутренний вид совпадает с коптеловской избой на 9/10:

Фрагмент сруба 17в. с аутентичным окошком. Почти бойница - тут дело и в холоде, и в опять же периодических набегах:

Колодец-журавль. Как видно на этих двух кадрах, заплот - действительно, укрепление:

В сараях и под навесам - экспозиция инвентаря и повозок. За заплотом - картофельная грядка (!) и баня 17в. с крышей на уровне человеческого роста:

Стены из полубрёвен, окно почти на уровне земли. Сложно понять, как человек тут вообще помещался:

Но вдумайтесь - в этом срубе более 300 лет бывали люди. В этом срубе какая-нибудь юная остячка парила берёзовым веником беглого разбойника, который сжёг её стойбище и убил её родных, а саму взял в жёны. Или дородная баба смывала со своего мужика заводскую копоть. История не сохранила их имён - но сколько помнит этот крошечный сруб?!

И тут же, рядом - обычные жилые избы:

Перед входом в усадьбу - деревянная надпогребница 18 века: в погребах под такими хранилось добро на случай пожара. А на заднем плане кузница, перед которой зачем-то установлен якорь:

Чуть повыше - пожарное депо начала 20 века с деревянным баком. А колокол на двух столбах - та самая пожарная рында:

Рядом - башня Арамашевского острога (1660-е). Острожные башни - неотъемлемый экспонат скансенов Урала и Сибири:

На обратном пути увидел на крыльце башни вот эту женщину, словно пришедшую из сказок. И в то же время непохожа на ряженную - может быть, реально из 17 века в гости зашла?

Еще одно здание - бывшая контора Нижне-Синячихинского завода (1770-е), ныне занятая временными выставками:

Оглянемся назад - три часовни и Преображенская церковь:

Внизу - пожарная каланча начала ХХ века из Ирбита:

За каланчой - заводской пруд (плотина современная) и камень с часовней на вершине:

Часовня Александра Невского из села Останино отличается необычной круглой формой, и на камне стоит как родная:

В пруду купались люди, по камню из воды взбирались мальчишки, залезали до середины и ныряли в пруд вниз головой.

За плотиной на соседнем холме кладбище, а часовня Ильи Пророка (1802) - видимо, "родная":

Вид от кладбища на камень:

Наличники часовни:

Вид с камня:

Вид на музей, при контровом свете похожий на наваждение:

...Даже несмотря на то, что от Екатеринбурга до Синячихи около 3 часов пути с пересадкой (или около двух на автомобиле), музей пользуется популярностью. Пожалуй, это действительно одно из самых ярких мест на всём Урале.

В следующей части - о монастыре Новомучеников, куда я попал практически случайно.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010
Первая часть (апрель-2010).
Вступление.
Пролог №1. Хохловка.
Пермь Великая.
Усолье.
Березники.
Соликамск. Соборная площадь.
Соликамск. По центру.
Соликамск. Усть-Боровский сользавод.
Чердынь. Пейзажи.
Чердынь. Архитектура и музеи.
Ныроб.
Пролог №2. Ильинский.
Свердловская область.
Полевской (Северск). По городу.
Полевской (Северск). Северская домна.
Полевской. По городу.
Алапаевск.
Коптелово.
Нижняя Синячиха и монастырь Новомучеников.
Ирбит.
Малая родина.
.

Нижняя Синячиха: me_frai — LiveJournal

Крупное старинное село километрах в 10 севернее Алапаевска.
Самый красивый в России музей под открытым небом.

3.

Как и Верхняя Синячиха - где проходит Алапаевская узкоколейка и где была расположена Алапаевская шахта, куда сбросили некоторых членов семьи Романовых - Нижняя Синячиха долго росла и развивалась как заводской посёлок. Впрочем, в отличие от Верхней Синячихи, Нижняя Синячиха существовала ещё до завода - здесь с XVII века проходила "осударева дорога", вплоть до второй половины XVIII века это был основной путь, связывавший Европейскую Россию с Сибирью.
Собственно, прекрасное название Синячиха - это имя реки, на которым стоят оба посёлка. Вернее, Верхняя Синячиха, сохранившая свой металлургический завод - это посёлок городского типа, а Синячиха Нижняя, где промышленного производства давно нет - это село.

4.

В Верхней Синячихе я не был, ничего сказать не могу, но вот в Синячихе Нижней сохранилось немного дореволюционной каменной застройки, достойной уездного города Средней полосы.

5.

Композиционный центр села и его жемчужина - Спасо-Преображенская церковь, строившаяся в 1794-1820 годах.

6.

Она не похожа на уральские храмы - это сибирское барокко, устремлённое вверх и напоминающее мне барокко украинское. Храмы сибирского барокко распространены по всей Сибири, от собственно Синячихи до Улан-Удэ; это второй после рельефа местности признак, что Алапаевская земля - это уже не столько Урал, сколько Западная Сибирь.

7.

Село Нижняя Синячиха относительно невелико (500 человек), но оно живое, и выглядит повеселее, чем тот же Алапаевск - во многих старопромышленных районах России можно встретить такую аномалию.

8.

Лучший в России музей деревянного (или народного) зодчества под открытым небом;

9.

впрочем, учитывая мою не очень большую осведомлённость в тонкостях музейного дела, можно сказать просто "эффектнее всего выглядящий" или "самый фотогеничный".

10.

Ну и он самый интересный из подобных музеев где я был, пожалуй.
Музей народный не только по названию - собирать его экспонаты начал местный инженер Иван Самойлов. Впрочем, началось всё с того, что в 1967 г. он занялся реставрацией главного местного памятника - Спасо-Преображенской церкви.

11.

Потом он стал постепенно привозить исторические здания и располагать их за церковью, между ней и старым прудом.

12.

Уникальность Нижне-Синячихинского музея в том, что он не обособлен, не окружён забором, а расположен внутри деревни,

13.

по обеим сторонам дороги.

14.

Многие здания и вовсе стоят на своих исторических местах; думаю, следствие того, что всё это начинал один человек, всё началось не с централизованного, инициированного сверху свозу изб в одно место.

15.

Во многом поэтому музей так живописен.

16.

Ещё его живописность, конечно - это не самые привычные для нас здания.

17.

Слева - пожарное депо XIX века с колоколом, справа - башня Арамашевского острога:

18.

Острог располагался в расположенном вблизи Алапаевска селе Арамашево.

19.

Напогребница - такое наземное завершение погреба:

20.

Неожиданно высокая деревянная каланча из соседнего Ирбита:

21.

Деревянная часовня Зосимы и Савватия:

22.

И рельеф - хотя природно это уже скорее Западная Сибирь, чем Урал, тут у старого заводского пруда настоящий уральский "камень" - с деревянной часовней не самого обычного облика на вершине:

23.

За прудом ещё можно заметить ветряную мельницу:

24.

Северного вида деревянные пешеходные настилы:

25.

26.

Насколько я могу судить, главная фишка музея в содержательном плане - это древние крестьянские дворы, некоторые из которых допетровского времени (кажется, дом слева):

27.

Впрочем, если верить Варандею, то сохранившиеся очень старые избы - это вообще особенность этих мест.

28.

Внутри изб всё довольно стандартно,

29.

Да я и не то чтобы большой любитель пристального изучения крестьянского быта.

30.

Хотя есть, конечно, места, где всё это достаточно аутентично, чтобы увлечь даже меня - например, неожиданно так оказалось в карельских насквозь туристических Кижах.
Крестьянский двор помоложе - новодельного вида:

31.

На Урале вообще развит внутренний туризм; думаю, что не в последнюю очередь из-за развитого уральского самосознания.
И Нижняя Синячиха - один из главных центров культурного туризма на Урале.

32.

За Нижней Синячихой дорога идёт вдоль реки Нейвы, которая в нескольких десятков километров восточнее сливается с рекой Реж и становится Ницей.
Тут всё уже не совсем по-уральски - вдоль реки тянутся поля и выгоны, деревни одна за другой.

33.

Практически западносибирский юг. Как и Нижняя Синячиха, эти деревни выглядят довольно хорошо - нет заброшенных домов, заметны следы сельхозработ.

34.

Контрасты: рядом хвойный лес, а тут уже холмистые поля и перелески довольно южного вида.
Долина реки - этакий обжитой оазис.
Видно, что уже не Европа - полоса смешанного леса становится совсем узкой.
Севернее долины Нейвы - тайга до Северного Ледовитого океана, южнее - пара сотен километров лесов с полями, потом - уже курганско-челябинская лесостепь.
Ирбит, который печальнее Алапаевска. и депрессивнее Вичуги. - в следующей части.

35.

Воскресная прогулка. Нижняя Синячиха. Часть первая

Одним погожим июльским днём, мы с родными, приехавшими погостить с Волги, решили прогуляться по уральской глубинке, показать родной край. В качестве одной из ярчайших и значимых достопримечательностей выбрали село Нижняя Синячиха.

В селе расположен музейный комплекс под открытым небом «Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова», в составе которого находятся 1 православная церковь, 5 православных часовен, несколько крестьянских домов-музеев и старинных технических сооружений.


Село было основано в 1680 году рядом с оживлённой Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка.


Спасо-Преображенская церковь

В 1794 году в Нижней Синячихе по указу Саввы Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец, однако по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является единственным на Урале образцом сибирского барокко.


На переднем плане Часовня Спасская (1881 г.) из деревни Юрты

С конца 1960-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 1980-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.

Согласно книге «Режевские сокровища», И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

В 80-е годы Самойлов постепенно перевозит на территорию, прилегающую к Спасо-Преображенской церкви, интересные исчезающие образцы деревянной застройки - часовни, крестьянские усадьбы, сторожевую башню, ветряную мельницу и т. д. Так складывается архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Приказом Свердловского областного управления культуры от 1 апреля 1988 г. №89 Нижнесинячихинский музей был включен в государственную сеть в качестве самостоятельной единицы, впервые выделены средства для ежемесячного содержания штатов - научных сотрудников, уборщиц, сторожей.


Часовня Возненесия Господня

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в сёлах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала: Часовня Зосимы и Савватия; Часовня Ильи Пророка; Часовня Вознесения Господня; Часовня Александра Невского; Спасская часовня.

Посещение начали с Часовни Вознесения Господня (1885 г.) из деревни Карпова, внутри которой расположена экспозиция, посвящённая творчеству местной умелицы Христианы Денисовны Чупраковой.

Все коврики, скатерти, шторки, полотенца, поделки и рисунки были выполнены руками Христианы Денисовны.

Помимо экспозиции Христианы Денисовны Чупраковой, Часовня Возненесения стала выставочным залом местной художницы Анны Ивановны Трофимовой. Многие её акварели высоко оценены уральскими художниками Г. Мосиным, А. Бурлаковым, М. Брусиловским, а некоторые работы внесены в республиканские каталоги.

Далее Часовня святых Зосимы и Савватия Соловецких.

Часовня во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких (начало XIX в.) перевезена из деревни Кокшаровой Верхнесалдинского района.


Часовня святых Зосимы и Савватия Соловецких

В этой часовне представлен один из видов народного искусства - резьба по дереву. Резьбой украшали ворота, карнизы домов, наличники окон, мебель, посуду, орудия женского труда и другую домашнюю утварь. Здесь можно до бесконечности любоваться творением рук человеческих.

Через дорогу расположена пожарная станция.

Если внимательно приглядеться к дозорной каланче на крыше пожарной станции, то, кажется, можно увидеть макушку дозорного. Вот он свистнет, забьет в колокол, и надо будет выводить пожарные машины.


Пожарная станция

А как же они выглядели, пожарные машины XIX века?

Среди малых архитектурных форм, представленных в музее-заповеднике, можно увидеть пожарный чан, напогребницу или надъямник, колодец с колесом из деревни Савиной Алапаевского района.


Пожарный чан

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.

Сегодня роль этой башни изменилась. Стоит она и своим видом рассказывает об умелых, талантливых зодчих, сотворивших башню, о поражениях, неудачах и победах первых переселенцев на Урале.


Нижнесинячихинский пруд


Ветряная мельница


Село Нижняя Синячиха

На противоположном берегу на высоком утёсе - Камешке стоит «шкатулочная» Часовня Александра Невского.

Часовня св. Александра Невского (1871 г.) из села Останино Алапаевского района долгое время стояла пустая, просто ветшала и рушилась. Привезли эту часовню в музей и поставили на Камешке. Таким образом, природный уникум над речкой Синячихой получил достойное завершение: необычная по архитектуре часовня-ротонда, восьмерик с круглой верандой наверху, как бы дополнила вершину скалы. Вся роспись часовни, яркая и сочная, эффектно смотрится на расстоянии, особенно выделяются глазастые наличники.

Побывав в Доме Заводоуправления и осмотрев там большую экспозицию посвящённую создателю музея - Ивану Даниловичу Самойлову, спустились к дороге, где заглянули в кузницу.


Кузница

Кузница (кузня) в жизни любой деревни играла значительную роль. В кузнице ковали различные металлические предметы, необходимые в сельском обиходе. И кузнец был важной персоной на селе. Он ставил подковы лошадям, ковал крепкие металлические засовы для дверей, делал замки и ключи к ним.

Около кузницы можно увидеть стан для подковывания лошадей и якорь, как памятник кузнечному делу.

На правом берегу, напротив плотины возвышается сторожевая башня (начало XX в.).

Нет ли где дыма? Вот забота смотрящего с этой высокой сторожевой башни. И округа вся, как на ладони, каждого видно, а поговорить не с кем. Не каждый отважится забраться так высоко! Сторожевая (пожарная) башня сложена из 60-ти венцов и имеет высоту более 30 метров! Она привезена из посёлка Красногвардейского Артёмовского района.


Сторожевая башня


Река Синячиха

За селом на пригорке возле кладбища стоит Часовня Илии Пророка.

Бедную крестьянскую избу, амбар или лесную сторожку напоминает это нехитрое создание русского плотника, творившего «жилище Бога» по подобию собственного. Но им можно любоваться и вблизи, и на расстоянии. Особенно когда в солнечную погоду блестит главка купола, покрытая осиновым лемехом…


Вид на село от Часовни Илии Пророка


Вид на село с Камешка


Часовня Александра Невского


Мой папа

Ветряная мельница-шатровка (1914 г.), стоящая сейчас на высоком берегу речки Синячихи, приехала» из деревни Мочищенск Гаринского района, с самого севера области. В оба конца работники музея, плотники-реставраторы проделали 600-километровый путь. Иной раз даже мощные «Уралы» приходилось буксировать гусеничным трактором до паромной переправы через северную реку Сосьву.

Внутри мельницы экспонируется коллекция древних мукомольных орудий - ступы, песты, ручные жернова, крупорушка. Также здесь можно познакомиться с разными видами мельниц, узнать об истории и принципах работы мельничных механизмов.

Без малого восемьдесят лет назад из-за напора весеннего половодья не выдержала стоявшая с демидовских времен заводская плотина на речке Синячиха, и пруд возле села "убежал". Теперь плотина восстановлена, а пруд - около двадцати гектаров водного зеркала, - как и прежде, украшает ландшафт вблизи Нижней Синячихи.


Плотинка

Воскресная прогулка. Нижняя Синячиха. Часть вторая

Нижняя Синячиха — Википедия. Что такое Нижняя Синячиха

Ни́жняя Синячи́ха — старинное уральское село в городском округе «МО Алапаевское» Свердловской области России. Село известно на весь Урал, благодаря музею русского деревянного зодчества под открытым небом.

Население

Численность населения
2002[2]2010[1]
654↘595

География

Расположено к северо-востоку от Екатеринбурга и Нижнего Тагила и в 12 км на на север от центра округа города Алапаевска (по шоссе 13 км), преимущественно на правом берегу реки Синячиха, в 1 км выше его устья. По берегам реки в пределах села есть несколько скальных выходов, на одной из скал находится православная часовня «Александра Невского».

История

Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка.

Нижнесинячихинский завод

Инфраструктура

В селе расположен музейный комплекс под открытым небом «Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова», в составе которого находятся 1 православная церковь, 5 православных часовен, несколько крестьянских домов-музеев и старинных технических сооружений.

В селе работают клуб (дом культуры), средняя школа, детский сад, детский центр «Факел», участковая больница, почта и несколько магазинов.

Промышленность

  • СХПК «Синячихинский»
  • ЗАО «РОСМЕТИМПЕКС»
  • ООО «Русский лес»
  • ООО «ЛЕСПРОМ»
  • ППО «АЛАПАЕВСКАГРОПРОМХИМИЯ»
  • ООО «АгроВторМет»
  • ООО «Автосервис».

Транспорт

Поскольку село является популярным туристическим центром, добраться до него можно на туристических автобусах из большинства городов Свердловской области. Также ходит рейсовый автобус из города Алапаевска.

Достопримечательности

В селе находится уникальный музей под открытым небом «Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства». В нём представлены различные стили традиционной русской архитектуры со всего Урала, среди которых деревянные избы, церкви, башни острогов и мельницы.

Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церковь

В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец, однако по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является единственным на Урале образцом сибирского барокко.

С конца 1960-х годов, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 1980-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.

Согласно книге «Режевские сокровища», И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

Крестьянские усадьбы

В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и XIX веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.

В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями, появляется больше украшений.

Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка, фасад здания и хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями.

Панорама интерьера крестьянской избы

Часовни

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала:

  • Часовня «Зосимы и Савватия»
  • Часовня «Ильи Пророка»
  • Часовня «Вознесения Господня»
  • Часовня «Александра Невского»
  • «Спасская» часовня.

Общественная архитектура

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень. Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.

Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.

Двухэтажный шестистенный дом в своё время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего Центральную Россию и Сибирь.

Галерея

  • Сторожевая башня на фоне Спасо-Преображенской церкви

  • Панорама музея Нижней Синячихи

  • Панорама Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества

  • Сторожевая башня

  • Часовни Зосимы и Савватия и Вознесенская

  • Сторожевая башня пожарного депо

  • Ветряная мельница

  • Деревянная пожарная часть

  • Здание таможни

  • Старая кузница

  • Амбар из деревни Попово

  • File:Часовня Ильи Пророка на кладбище

Литература

  • Самойлов И. Д. Сокровища Нижней Синячихи
  • Нижняя Синячиха. Музей-заповедник деревянного зодчества. Издательство «Малыш и Карлсон» г. Реж
  • Рычков А. В. 12 путешествий по Среднему Уралу. — Малыш и Карлсон, 2008. — 50 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9900756-1-0.
  • Режевские сокровища. — Уральский университет, 2004. — 40 с. — 1500 экз. — ISBN 5-7996-0213-7.

Примечания

Ссылки

Нижняя Синячиха - это... Что такое Нижняя Синячиха?

Ни́жняя Синячи́ха — село в городском округе «МО Алапаевское» Свердловской области России.

Достопримечательности

Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства

Основание села

Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка.

Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церковь

В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко. С конца 60-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 80-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.

Согласно книге Режевские сокровища, И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

Крестьянские усадьбы

В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.

В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной планировке.

Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.

Панорама интерьера крестьянской избы

Часовни

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня Ильи Пророка относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.

Общественная архитектура

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.

Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.

Сторожевая башня пожарного депо

Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки. Двухэтажный шестистенный дом в свое время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего центральную Россию и Сибирь.

Ветряная мельница

Литература

  • Самойлов И. Д. Сокровища Нижней Синячихи
  • Нижняя Синячиха. Музей-заповедник деревянного зодчества. Издательство «Малыш и Карлсон» г. Реж
  • Рычков А. В. 12 путешествий по Среднему Уралу. — Малыш и Карлсон, 2008. — 50 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9900756-1-0
  • Режевские сокровища. — Уральский университет, 2004. — 40 с. — 1500 экз. — ISBN 5-7996-0213-7

Ссылки

Увлекательное путешествие в прошлое: Нижняя Синячиха

Май 24, 2017 / 2388 Просмотров

В селе Нижняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области находится удивительный музей-заповедник деревянного зодчества, в котором можно окунуться в прошлое.

История села Нижняя Синячиха.

Поселение старинное, основанное еще в 1680 году. В 1724 году здесь был построен железоделательный завод. Сейчас о нем может напомнить разве что сохранившееся здание заводоуправления. Так бы никто и не узнал о деревне Нижняя Синячиха, если бы не старания Ивана Даниловича Самойлова. Он еще в 1970-х годах начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе.

В то же время у Самойлова возникла идея собрать в Нижней Синячихе лучшие старинные здания — образцы русского деревянного зодчества. С единомышленниками Самойлов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества. Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, здесь заново собирались и реставрировались. У каждого строения в Нижнесинячихинском музее-заповеднике своя особая судьба, своя неповторимая история.

Кратко расскажем о наиболее интересных постройках музея.

1. Спасо-Преображенский храм

Грандиозный по своей красоте храм, выполненный в стиле сибирского барокко, аналогов которому вы не найдете больше нигде на Урале. Строительство храма началось еще в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева (сына основателя династии Саввы Яковлева). Однако закончили строительство и освятили храм лишь спустя почти 30 лет — в 1823 году.

В 1937 году храм закрыли, колокола сбросили и переплавили, старинные иконы сожгли в костре, а настенные фрески отбили и закрасили.Здесь разместили зерносушилку и склад местного колхоза. Постепенно здание ветшало, разрушалось и если бы не титанические усилия Ивана Даниловича Самойлова, Спасо-Преображенский храм мог бы исчезнуть навсегда. Как это ни удивительно, сейчас в Спасо-Преображенском храме все еще находится музей.

Именно отсюда нужно начинать осмотр Нижнесинячихинского музея-заповедника и именно здесь продают билеты. На первом этаже музея вы увидете в качестве экспонатов иконы, церковную утварь и старинные книги. На стенах — очищенные Самойловым фрески. Второй этаж храма занимает богатое собрание уральской народной росписи по дереву. А вот церковная фреска здесь сохранилась лишь одна — под самым куполом. Здесь же вы увидите так называемую «белую горницу».

2. Пожарная

Это здание родом из деревни Катышка Алапаевского района. Пожарные сооружения раньше играли огромную роль, поскольку пожары на старом Урале были настоящем бедствием. На крыше здания — дозорная каланча. Оттуда вели наблюдение за населенным пунктом и окрестностями. Завидев где-либо огонь, дозорный немедленно звонил в колокол. Для предупреждения жителей о пожаре служил и висящий рядышком меж двух столбов сплошной колокол.

3. Часовня Савватия и Зосимы Соловецких

Согласно информационной табличке на часовне, она построена в далеком XVII веке «беглыми сподвижниками Степана Разина». Привезена в Синячиху в 1981 году из деревни Кокшаровой. Ныне эту деревеньку уже не найти на карте. А когда-то она находилась на территории нынешнего Верхнесалдинского района.

В здании часовни размещается музей резьбы по дереву. Самый интересный экспонат данного музея — огромный, красивейший макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского монастыря.

4. Крестьянская усадьба XVII века

Изба XVII века — редчайший для Урала экспонат. Этот экспонат является составным, избу собрали из нескольких старинных построек, стоявших в деревнях Таборы и Арамашка. Но все же наибольшее восхищение туристов вызывает стоящая в огороде за домом баня.

Баня срублена всего лишь из трех бревен, да каких! Этим деревьям было, наверное, под полтысячи лет. Топилась баня «по-черному». Столь уникальное строение привезено сюда из деревни Городище Алапаевского района. Также интересна лежащая у забора огромная колода. Ее использовали для кормления лошадей. Колода вырублена из ствола огромного дерева. Чтобы обхватить его ствол, понадобилось бы несколько человек. На улице, около входа на территорию усадьбы XVII века стоит так называемая надпогребенница (т.е. помещение, стоявшее над погребом). По виду она очень похожа на вросшую чуть ли не по крышу в землю от старости избушку.

5. Крестьянская усадьба XIX века

Этот дом уже более похож на современные деревенские дома. Он привезен из канувшей в лету деревни Камельской Алапаевского района. Фасад дома украшен деревянной резьбой. Внутри усадьбы воссоздана обстановка, какая была в ней в XIX веке. Комната в доме (белая горница) украшена красивейшей росписью, выполненной, между прочим, в 1897 году.Источник информации: https://nashural.ru

Фотографии — «Сила места»


Нижняя Синячиха — Википедия. Что такое Нижняя Синячиха

Ни́жняя Синячи́ха — старинное уральское село в городском округе «МО Алапаевское» Свердловской области России. Село известно на весь Урал, благодаря музею русского деревянного зодчества под открытым небом.

Население

Численность населения
2002[2]2010[1]
654↘595

География

Расположено к северо-востоку от Екатеринбурга и Нижнего Тагила и в 12 км на на север от центра округа города Алапаевска (по шоссе 13 км), преимущественно на правом берегу реки Синячиха, в 1 км выше его устья. По берегам реки в пределах села есть несколько скальных выходов, на одной из скал находится православная часовня «Александра Невского».

История

Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка.

Нижнесинячихинский завод

Инфраструктура

В селе расположен музейный комплекс под открытым небом «Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова», в составе которого находятся 1 православная церковь, 5 православных часовен, несколько крестьянских домов-музеев и старинных технических сооружений.

В селе работают клуб (дом культуры), средняя школа, детский сад, детский центр «Факел», участковая больница, почта и несколько магазинов.

Промышленность

  • СХПК «Синячихинский»
  • ЗАО «РОСМЕТИМПЕКС»
  • ООО «Русский лес»
  • ООО «ЛЕСПРОМ»
  • ППО «АЛАПАЕВСКАГРОПРОМХИМИЯ»
  • ООО «АгроВторМет»
  • ООО «Автосервис».

Транспорт

Поскольку село является популярным туристическим центром, добраться до него можно на туристических автобусах из большинства городов Свердловской области. Также ходит рейсовый автобус из города Алапаевска.

Достопримечательности

В селе находится уникальный музей под открытым небом «Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства». В нём представлены различные стили традиционной русской архитектуры со всего Урала, среди которых деревянные избы, церкви, башни острогов и мельницы.

Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церковь

В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец, однако по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является единственным на Урале образцом сибирского барокко.

С конца 1960-х годов, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 1980-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.

Согласно книге «Режевские сокровища», И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

Крестьянские усадьбы

В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и XIX веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.

В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями, появляется больше украшений.

Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка, фасад здания и хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями.

Панорама интерьера крестьянской избы

Часовни

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала:

  • Часовня «Зосимы и Савватия»
  • Часовня «Ильи Пророка»
  • Часовня «Вознесения Господня»
  • Часовня «Александра Невского»
  • «Спасская» часовня.

Общественная архитектура

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень. Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.

Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.

Двухэтажный шестистенный дом в своё время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего Центральную Россию и Сибирь.

Галерея

  • Сторожевая башня на фоне Спасо-Преображенской церкви

  • Панорама музея Нижней Синячихи

  • Панорама Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества

  • Сторожевая башня

  • Часовни Зосимы и Савватия и Вознесенская

  • Сторожевая башня пожарного депо

  • Ветряная мельница

  • Деревянная пожарная часть

  • Здание таможни

  • Старая кузница

  • Амбар из деревни Попово

  • File:Часовня Ильи Пророка на кладбище

Литература

  • Самойлов И. Д. Сокровища Нижней Синячихи
  • Нижняя Синячиха. Музей-заповедник деревянного зодчества. Издательство «Малыш и Карлсон» г. Реж
  • Рычков А. В. 12 путешествий по Среднему Уралу. — Малыш и Карлсон, 2008. — 50 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9900756-1-0.
  • Режевские сокровища. — Уральский университет, 2004. — 40 с. — 1500 экз. — ISBN 5-7996-0213-7.

Примечания

Ссылки


Смотрите также

Описание: