Нескучный сад арка где находится


Нескучный сад: история и экосистема старейшего парка Москвы

Название свое сад, вероятно, унаследовал от увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого "Нескучное".

Усадьба генерал прокурора князя Трубецкого появилась в 1753 году на участке, примыкавшем к Калужской заставе (ныне площадь Гагарина) и простиравшемся до Москвы реки. Участок состоял из высокого плато и глубокого оврага с прудом на дне.

На этом не слишком удобном для парка месте архитектор Дмитрий Ухтомский построил дворец, названный "Нескучным загородным домом", и разбил регулярный сад. Дом был двухэтажным, построенным в барочных формах, с фронтоном и скульптурой над кровлей. Первый этаж главного фасада украшала колоннада, второй – балкон.

Как писал известный москвовед Петр Сытин, к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в "версальском стиле" – с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки.

Все пространство сада было разделено зелеными живыми стенами на садовые кабинеты прямоугольной и квадратной формы, в нишах располагались скульптуры. Некоторые аллеи парка были крытыми, сплошь увитыми зеленью. Через весь сад к дому шла центральная аллея, засаженная подстриженными деревьями.

После смерти Трубецкого "Нескучным" владели Петр Трубецкой, Елена Вяземская, Шаховские. В 1826 году Леонтий Шаховской продал усадьбу Дворцовому ведомству для императора Николая I.

Одновременно с "Нескучным", чуть ближе к центру Москвы, примерно в 1756 году возникла усадьба промышленника и мецената Прокофия Акинфиевича Демидова, сына знаменитого основателя металлургических заводов Акинфия Демидова.

Главной достопримечательностью усадьбы Демидова стал ботанический сад, в котором было более двух тысяч видов растений. Сад имел форму амфитеатра. Он спускался уступами к Москве реке. Каждая терраса предназначалась для особого вида растений, зимние и летние оранжереи – для деревьев, ананасов, винограда и пальм. На самой нижней, пятой террасе, более широкой, чем остальные, был устроен пруд, птичник, где жили редкие птицы и животные. В этом саду производились опыты по выведению новых сортовых растений.

Прокофий Демидов был известен своими оригинальными, нередко эксцентричными поступками. Например, в своем саду он выставлял на клумбах вымазанных мелом садовников, чтобы те окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение.

После смерти Демидова в 1786 году его дом и сад перешли к Елене Вяземской (дочери Трубецкого, владельца Нескучного). В 1793 году имение Демидова купил Федор Орлов, затем оно досталось его племяннице Анне Орловой Чесменской, которая в 1832 году продала усадьбу Николаю I. Император устроил там летний дворец для своей жены Александры Федоровны. Дворец получил название Александрийского.

На территории Нескучного сада была расположена и усадьба князей Голицыных. С 1793 года эта усадьба принадлежала княгине Наталье Петровне Чернышевой (урожденной Голицыной). Чернышева обладала крутым и своевластным нравом, ни за какие деньги она не хотела продавать свое имение. В завещании она разрешила продать усадьбу не ранее, чем через пять лет после своей смерти. Усадьба была приобретена Дворцовым ведомством у сына княгини в 1843 году.

В 1826 1843 гг. на месте дворянских усадеб Трубецких, Голицыных и Демидовых был возведен ансамбль императорской резиденции Николая I.

Дворцовые постройки и садовые насаждения Нескучного устраивались под руководством архитектора Евграфа Тюрина и садовника Пельцеля. По их распоряжению были сломаны остававшиеся еще демидовские оранжереи, в 1834 г. засыпаны террасы и пруд между дворцом и рекой Москвой, сломаны все здания в бывшем имении Голицыных. Сад с каждым годом дичал, все более превращаясь в рощу.

Когда царского семейства не было в Москве, Нескучный сад был доступен для народа и сделался во второй половине XIX в. его любимым местом гулянья. Но когда в 1890 х годов в нем поселился московский генерал губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя царя, доступ для народа в Нескучный сад был закрыт.

После Октябрьской революции Нескучный сад стал доступен всем, а во дворце был устроен Музей мебели XVIII – начала XIX в.

В 1928 году парк сильно уменьшился из-за рубки деревьев и был включен в состав парка им. Горького.

Сейчас от былого величия Нескучного сада почти ничего не осталось. Из старых построек и садово-парковых сооружений XVIII в. уцелело немногое: летний домик графа Орлова, ванный домик у засыпанного пруда, три садовых мостика, грот, а также Охотничий домик усадьбы Трубецких, известный как место проведения игр телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?".

От первой половины XIX в. сохранились главные въездные ворота, которые ведут к старому зданию Президиума Академии наук (бывший Александровский дворец), со скульптурными группами Ивана Витали "Времена года", три служебных корпуса и въездные ворота, построенные архитектором Тюриным, белокаменный мост, под которым раньше был проход из дворца к Москве реке.

Одна из самых известных построек парка – Ротонда, построенная в 1947 году и посвященная 800 летию столицы. В 2007 году рядом с ротондой была открыта "Аллея любви". Идея создания аллеи – "оживить" этот участок парка и воспроизвести здесь слова Грибоедова "…счастливые часов не наблюдают". Часы здесь показывают одно и то же время: без пяти шесть. Поэтому влюбленные никогда не опаздывают на свидание. Эти часы символизируют любовь как вечное чувство.

Нескучный сад на протяжении нескольких лет был местом встречи толкиенистов, которые дали ему название Эгладор. Любители книг Толкиена в свое время устраивали здесь целые баталии. Более 10 лет назад по четвергам начали они собираться в Нескучном и разыгрывать историю Средиземья. Толкиенистов и их зрителей становилось все больше, сюда стали подтягиваться панки, хиппи, металлисты, приезжали байкеры, и Нескучный сад становился как бы вторым Арбатом. Шумные народные массы стали привлекать внимание властей и в 1997 года толкиенисты создали для себя новый кусочек Средиземья — Мандос в Царицынском парке. А в Нескучном устраивались турниры менестрелей, бардов, сказителей.

Здесь же проводились когда-то Московские чемпионаты по настольному теннису. Рядом с ними соседствовали шахматисты. Существовавший здесь в прошлые годы шахматный домик сгорел, но на его месте стоит всегда полная народа вместительная шахматная беседка.

В старинном особняке с колоннами, у обрыва над Москвой рекой, работает библиотека, в которой собираются любители почитать в тишине. Вход в читальню бесплатный.

В парке работает Детская конная школа, Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

К услугам гостей Нескучного сада корт для большого тенниса и столы для настольного тенниса.

Зимой здесь можно встретить любителей зимнего плаванья.

В 2009 г. Нескучный сад получил статус особо охраняемой территории (ООПТ) природного комплекса Москвы.

В настоящее время Нескучный сад – это почти 60 га земли. Сад имеет протяженность шесть с половиной километров, представляет собой единый зеленый массив, в насаждениях которого присутствует около шести десятков видов древесных пород. Преобладают липа, вяз, ясень, дуб, клен, береза, ива. В центральной части встречаются серый и грецкий орехи, каштан, черемуха.

На территории парка встречаются растения, занесенные в Красную Книгу Москвы, в том числе водяная ночница (myotis daubentoni), двуцветный кожан (Vespertilio murinus), жулан (lanius collurio), чеглок (falco subbuteo), быстряк четырехточечный (sericoda quadripunctratum), андрена кроваво красная (andrena haemorrhoa), зорька, или аврора (anthocharis cardamines), хохлатка плотная (corydalis solids), ветреница лютиковая (anemonoides ranunculoides).

На территории парка гнездятся некоторые лесные птицы, а в 2009 году на прудах ЦПКиО вывели потомство чернети хохлатые – нырковые утки, занесенные в Красную книгу Москвы. Нескучный сад – одно из самых "соловьиных" мест в столице.

Примерно лет 20 назад в Нескучном саду было очень много белок. Они были очень смелыми и дружелюбными: стоило только протянуть руку с орехами или семечками – они уже здесь. Они даже залезали на руку по одежде. Cо временем белок становилось все меньше и меньше. Сейчас в Нескучном саду белок нет.

Схему парка можно посмотреть тут >>

(Дополнительные источники: Вечерняя Москва, 03.11.2010, Московская правда, 29.09.2009; Вечерняя Москва, 31.05.2005)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

🌳Парк «Нескучный сад»: история и фото.

Нескучный сад появился в 1756 году. Началась его история с растений, которые Прокопий Демидов перевез из ботанического сада Соликамска.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Парк устроили за пределами тогдашней Москвы на берегу реки. Выбранное место было неудобным для строительства, поэтому в течение двух лет 700 человек работали над выравниванием почвы, чтобы придать парку форму амфитеатра. Но результат того стоил: от усадебного дома к реке сад спускался уступами, разной ширины и высоты, но одинаковой длины в 95 сажен. В парке было много каменных оранжерей с пальмами и деревьями из жарких стран: специально для него собрали 2 000 сортов редких растений. На пятой сверху площадке размещался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. А в грунтовых сараях и парниках выращивали ананасы и виноград.

Охраняли растения вымазанные мелом сторожа. При беглом взгляде они не отличались от садовых скульптур. Но когда посетители начинали что-либо ломать, «скульптуры» оживали и подавали голос. Слухи о говорящих статуях наполнили Москву, и народ массово повалил в сад, который назвал «Нескучным».

При следующем владельце — графе Алексее Орлове-Чесменском — в Нескучнике появились памятники в честь военных баталий, павильоны, беседки и различные садовые «затеи». Но так как главной страстью хозяина были лошади (именно он вывел знаменитых орловских рысаков), в парке появились манеж и конюшни. Перестроили и главный дом. Среди возможных архитекторов называют И. Ситникова, В. Иехта, В. Яковлева.

После смерти Алексея Орлова Нескучный сад унаследовала его дочь Анна Орлова. Она была набожной, много жертвовала церкви, надеясь таким образом искупить грех отца перед княжной Таракановой.

В 1812 году в доме Орловых остановился генерал Лористон, поэтому здание не пострадало.

В 1830-х имение Орловых и соседние усадьбы Голицыных и Трубецких-Шаховских купил Николай I. Нескучный сад он подарил своей жене императрице Александре Федоровне, поэтому главный дом назвали Александринским дворцом.

Царская семья редко бывала в Нескучном саду. А сейчас в бывшем дворце размещается Президиум Академии наук. На Ленинский проспект выходят его ворота с аллегорическими фигурами «Изобилие» работы И. Витали. Раньше скульптуры отличались, но при строительстве жилого дома в 1930-х годах, левую статую разбили. Ее заменили новой — клоном оставшейся. А в 1936 году во двор Александринского дворца перевезли водоразборный фонтан с Лубянской площади.

В 1830 в Нескучном саду построили театр под открытым небом — так называемый «воздушный» театр. Его декорациями и кулисами были кусты и деревья. Занавеса и сцены не было. Из-за этого иногда спектакли давали по колено в воде. Но зрителям новшество нравилось, и театр пользовался завидной популярностью.

…театр, устроенный в саду под открытым небом, восхитил меня; декорациями служили вековые деревья, журчащий ручеек, дерновые скамьи и кусты махровых роз. Во время антракта дамы перебегали из ложи в ложу, в креслах тоже пестрели нарядные дамские шляпки, кавалеры подносили своим избранным и их безмолвным и неулыбчивым телохранительницам букеты, фрукты и мороженое.

Летом 1830 года «воздушный» театр в Нескучном посетил Пушкин с Гончаровой и Нащокиным. Шла репетиция, но при появлении знаменитого гостя, ее прервали, и актеры толпою ходили за ним, пока поэт осматривал сцену и зрительские места. А в 1834 году театр закрылся.

В 1923 на территории Нескучного сада прошла первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.

В парке поставили несколько павильонов, в том числе «Махорка» К.С. Мельникова и «Машиностроение» И.В. Жолтовского. А в 1947-1951 годах в Нескучнике по проекту Сергея Иконникова построили беседку в честь 800-летия Москвы. На ее стенах запечатлены главные события из истории города.

А в 2006-2007 годах площадь возле ротонды благоустроили и назвали «Аллеей влюбленных». На ней пустили фонтаны и установили специальные часы: теперь влюбленным не нужно беспокоиться о том, что они опоздают на свидание — на часах всегда без пяти шесть.

В Нескучном саду на краю Андреевского оврага стоит Охотничий домик, где снимали игры «Что? Где? Когда?». В летнем домике работает библиотека, есть небольшой зоопарк, действует старейшая в Москве площадка для пинг-понга. От пруда видна скульптура девушки-ныряльщицы работы Р. Иодко над единственным в Москве фонтаном-каскадом. А у самой реки притаился небольшой грот.

Говорят, что... ...если влюбленные пройдут вместе по Гротесковому мосту, то любовь их будет крепкой. А если при этом еще и поцелуются, то не расстанутся уже никогда.
...невзрачная постройка зеленого цвета на берегу пруда в Нескучном саду — все, что осталось от Ванного (Купального) домика конца XVIII века. Там в мраморных ваннах любил купаться император Александр II. И даже дно чистейшего пруда было выложено мраморными плитами.
В советское время в Ванном домике устроили заведения общепита, но после пожара он опустел. И теперь этот парковый павильон медленно разрушается
.
...на кирпичах строений и аллей Нескучного сада можно найти клейма «Н.Я.». Эти кирпичи были изготовлены в XIX веке на подмосковном заводе купца Николая Якунчикова.
...на своем участке П.Н. Трубецкой устроил первый воксал — увеселительный сад с иллюминацией, театральными представлениями и закусками. Здесь же в 1805 году москвичи наблюдали за первым полетом на воздушном шаре. Следующий владелец участка — Шаховской — устроил там водолечебницу. Но в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли — проект оказался коммерчески неуспешным, и владение пришлось продать в казну.
...Илья Ильф любил гулять в Нескучном саду. Однажды он подошел к дрессированному слоненку из местного цирка-шапито. Тот вдруг встал на задние ноги. Ильф опешил, но вскинул фотоаппарат, сделал несколько кадров и облегченно сказал: «Садитесь!». Тут уже опешил слоненок и сел.
...в течение нескольких лет после революции в Александринском дворце располагался Московский музей мебели. Это тот самый музей, где в романе «Двенадцать стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали драгоценные стулья.
Фотографии Нескучного сада разных лет:
А что вы знаете об истории парка «Нескучный сад»?

Охотничий домик — здание в стиле классицизм

В 2013 году одному из красивейших парков столицы – Нескучному саду исполнилось 170 лет. Он создавался постепенно, на протяжении нескольких десятилетий, и окончательно сложился в 1843 году, когда к его территориям, выкупленным Дворцовым ведомством у известных дворянских фамилий, прибавилась последняя – приобретенная у князя Д.В.Голицына.

Огромную усадьбу Нескучное подарил своей жене Александре Федоровне в день 25-летия свадьбы император Николай I. Ее обширная территория простиралась от Андреевского богадельного дома возле Камер-Коллежского вала, бывшей границы Москвы, до Голицынской больницы, находившейся недалеко от Калужских ворот Земляного города.

Масштабные работы в усадьбе начались в 30-е годы XIX века, когда создавалась существующая ныне структура Нескучного. Их проводил Евграф Дмитриевич Тюрин, известный московский архитектор, за плечами которого к тому времени было создание целого ряда сооружений, имеющих градообразующее значение.

Охотничий домик расположен в верховьях глубокого оврага под названием «Андреевский». В XVIII столетии он относился к загородному ансамблю Нескучная дача, принадлежавшему Никите Юрьевичу Трубецкому, – с дворцом князя, оранжереей, птичником, гостевым домом, различными объектами парковой архитектуры. Создание этого комплекса связывают с именем знаменитого архитектора ХVIII века Д.В.Ухтомского. Охотничий домик первоначально представлял собой открытый парковый павильон, предназначенный исключительно для созерцания «диких картин природы и чудесных видов на Андреевскую слободу и Андреевский монастырь». Геометрический план павильона напоминал аналогичную постройку в Гатчинском парке под Петербургом – Павильон Орла: эллипс под куполом, окруженный со стороны парка галереей, а со стороны оврага — белокаменной смотровой площадкой с тремя небольшими лесенками-спусками.

Первая реконструкция охотничьего домика была проведена в 30-е годы XIX века. На чертежах того времени, выполненных архитекторами Е.Д.Тюриным и И.Л.Мироновским, охотничий домик показан с достаточной ясностью. Также известно, что в конце XIX столетия его реставрацией занимался Н.А.Шохин, и с этого времени здание не претерпевало серьезных изменений, сохраняя первоначальную функцию паркового павильона.

В советский период охотничий домик в составе ЦПКиО им. М.Горького выполнял более прозаическую функцию: в его овальном зале располагалась чайная, в галерее – ее кухня. К 1970-м годам здание пришло в упадок, и по решению московских городских властей дирекция ЦПКиО им. М.Горького в 1979 году заключила договор на проведение проектно-исследовательских и реставрационных работ с институтом «Спецпроектреставрация». В 1982 году памятник было отреставрирован, а
спустя десятилетие распоряжением Правительства Москвы передан Международной ассоциации клубов «Что? Где? когда?» для съемок популярной одноименной телепрограммы.

Ценность последней научной реставрации, завершившейся в 2013 году, в том, что скрупулезно восстановлены фасады и все элементы охотничьего домика на период 1830-х годов. Были произведены демонтаж поздних подоконников и кирпичной кладки в проемах арок, расчистка стен фасадов от поздних слоев цементной штукатурки и масляных красочных слоев, вычинка разрушенных и восстановление утраченных элементов кладки. Отреставрированы также откосы арок, установлены их столярные заполнения, фасады покрашены согласно колерному паспорту. В первоначальный вид приведены белокаменный декор и кровля, устроены водоотвод и отмостка.
В интерьерах произведен демонтаж поздних панелей, обшивок стен и откосов, поздних оконных и дверных заполнений с заменой на новые; проведена реставрация белокаменных полов. Белокаменная смотровая площадка, сама по себе являющаяся ценным
элементом, в процессе работ была воссоздана с сохранением и реставрацией части белокаменных блоков цоколя и плит облицовки. Одновременно с этим проводилось укрепление склонов оврага, вплотную подходящих к ней. Но, поскольку объем этих работ оказался значительно больше предполагаемого, было принято решение провести консервацию площадки с покрытием ее деревянным настилом-подиумом – до выполнения общего благоустройства территории Нескучного сада.

Охотничий домик, единственное сооружение из ансамбля усадьбы Трубецкого, сохранившееся до наших дней, всегда был культовым московским местом. Тут любил гулять Пушкин со своей женой. Очарование здешнего пейзажа вдохновило Тургенева на написание повести «Первая любовь». Сегодня эта территория по-прежнему – в фокусе активности московской жизни.

грот графа Орлова в Нескучном саду отреставрируют / Новости города / Сайт Москвы

Грот в Нескучном саду, известный также как грот графа Орлова, приведут в порядок. Департамент культурного наследия согласовал проект его реставрации. Сооружение появилось в Нескучном саду в конце XVIII века, когда землей владел графский род Орловых. Оно имитирует неглубокую пещеру или естественный грот в скалах.

Такие сооружения с полукруглым потолком и одним широким входом в XVIII веке были неотъемлемой частью усадебных парков. Там гуляющие гости могли укрыться в тени от палящего солнца. Садовые гроты возводили либо как отдельно стоящие павильоны, либо обустраивали непосредственно у подножия холмов, как это и было сделано в Нескучном саду.

«Чаще всего гроты не были сквозными. Отличительная особенность грота в Нескучном саду как раз в том, что он тоннельный, таким образом, туда можно было зайти с разных сторон. Заросли деревьев и кустарников в этом месте в XIX столетии были намного гуще, чем сейчас, поэтому его было очень трудно найти. Во времена графов Орловых его местоположение умышленно скрывали, так как использовался он для тайных встреч и переговоров, а также романтических свиданий гостей графа Алексея Орлова», — рассказали в пресс-службе Парка Горького.

В 1804 году грот появился на всех схемах и планах владения Орловых. Вместе с тремя мостами, Большим, Средним и Гротесковым, а также с Летним и Ванным домиками он составлял единый архитектурный ансамбль. Все постройки были возведены при Орловых, их можно увидеть и сегодня.

Грот был выложен из туфа — пористого камня вулканического происхождения. Примечательно, что при строительстве швы не заполняли связующими растворами — камни неправильной формы подбирались и складывались таким образом, чтобы не оставалось щелей и зазоров. Кстати, по такому же принципу выложены Большой, Средний и Гротесковый мосты.

Изначально у грота было два уровня: нижний (подземный) с тоннелем и верхний (надземный). На верхнем находилась деревянная беседка (она не сохранилась), а также полукруглая смотровая площадка с ограждением, которая утратила свой первоначальный облик. Оттуда и сегодня открывается живописный вид на Екатерининский пруд с островком и Ванным домиком, а также на Летний ломик графа Орлова и на Москву-реку.

«В XIX веке грот дважды перекладывали — в 1836 и 1856 годах. Последнюю его перестройку провел инженер и архитектор Петр Дельсаль. С тех пор грот ни разу не реставрировали, и сейчас он находится в неудовлетворительном состоянии. Каменные блоки покрыты плесенью и мхом, некоторые из них частично или полностью разрушены, кладка местами повреждена», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Реставраторы по архивным документам восстановят смотровую площадку. Там появится каменная ограда с металлическими вставками, также восстановят каменную кладку внутри и снаружи грота.

Специалисты будут использовать тот же камень, известковый туф. Стены внутри тоннеля отделают известково-песчаной штукатуркой, она позволяет укрепить каменную кладку стен и при этом сохранить ее фактуру.

Площадки по обеим сторонам грота замостят валунником (это гладкие камни небольшого размера). Вокруг грота, внутри него, а также на смотровой площадке появится художественная архитектурная подсветка.

Грот в Нескучном саду — объект культурного наследия федерального значения. Все работы будут проводиться под контролем Департамента культурного наследия города. Исторический облик грота при этом нельзя нарушать.

В ближайшее время в Нескучном саду начнется реставрация Ванного домика. Это одноэтажное прямоугольное здание конца XVIII века с колоннами тосканского ордера, высоким куполом и террасой. Домик был построен в стиле классицизм. В реставрации нуждается не только его уникальный декор, но и несущие конструкции.

Современная территория Нескучного сада, где находится грот, сформировалась в XIX веке после объединения трех усадеб. Одна из них выросла вокруг Нескучного загородного дома, который архитектор Дмитрий Ухтомский в 1728 году выстроил для князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Территория усадьбы использовалась для увеселительных загородных поездок князя и его окружения. В начале XIX века семья Трубецких продала владение надворному советнику Василию Тимофеевичу Зубову, который сильно увеличил его территорию. Он приобрел соседнюю усадьбу Андреевское и стоящее рядом маленькое владение поручика Горянова.

Следующий хозяин здесь появился в 1823 году — им стал князь Лев Александрович Шаховской, который решил создать на территории усадьбы курортную зону с целебной водой. В 1825 году князь обустроил в парке оздоровительные ванные и прогулочные галереи. Однако, как следует из архивных записей, «в тамошние ванные никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли». Потеряв большие деньги, в ноябре 1826 года Шаховской продал усадьбу дворцовому ведомству для устройства императорской резиденции Николая I.

Второй усадьбой на территории современного Нескучного сада было имение промышленника Прокофия Демидова. В 1756 году он разделил участок на шесть прямоугольных террас, которые вели к Москве-реке, и разбил сад в виде амфитеатра. Здесь было высажено более двух тысяч растений, а из Голландии специалисты привезли редких птиц и животных. В каменных оранжереях Демидовского сада росли пальмы, а сам парк был открыт для посетителей.

В конце XVIII века, после смерти Демидова, усадьба перешла во владение графов Орловых. При них на территории имения были разбиты дорожки, насыпаны холмы, устроены купальни. В саду также появился открытый театр на 1,5 тысячи мест. Имение было присоединено к владениям Трубецких-Шаховских в 1832 году, после того как им начала владеть императорская семья.

Третьей частью будущего Нескучного сада стала усадьба князей Голицыных. Примечательно, что с 1798 года ей владела Наталья Петровна Голицына, ставшая прототипом героини повести «Пиковая дама» Александра Пушкина. В 1843 году территория усадьбы также была продана дворцовому ведомству.

Сегодня территория Нескучного сада — часть Парка Горького. Здесь можно прогуляться по тенистым аллеям, поиграть на оборудованных площадках в большой теннис или футбол, а также посетить шахматный клуб. В здании Александринского дворца сейчас располагается Российская академия наук.

Нескучное - историческая усадьба и старейший парк Москвы

Нескучное — историческая усадьба и старейший парк Москвы

Усадьба Нескучное – уникальное историческое место в черте современной Москвы, расположенное на правом берегу  Москвы-реки. Береговая линия Москвы-реки была укреплена, в парке проложили новые аллеи, установили выставочные павильоны и фонтаны, построили Зеленый театр и другие концертные площадки, а для малышей установили всевозможные аттракционы, организовали детские и спортивные площадки. Но и сейчас сохранилось немало старинных построек, которые сейчас являются главными достопримечательностями усадьбы Нескучное.

 

До того, как усадьба Нескучное в XVIII столетии перешла в дворцовое ведомство, на ее территории находились три родовых дворянских имения. Здесь были основаны «родовые гнезда» аристократов Трубецких и Голицыных, Зубовых и Сериковых, Шаховских и Орловых, Вяземских и Репниных, а также других богатейших дворянских родов Российской империи. Считается, что название «Нескучное» закрепилось за старинной усадьбой благодаря князю Трубецкому, который нередко устраивал в своем имении, занимающем южную часть современного Нескучного парка, различные увеселительные мероприятия.

Первые «дворянские гнезда» в этом историческом месте появляются лишь в XVIII столетии, к этому времени здесь возводится архитектурный комплекс имения князя Н.Ю. Трубецкого, рядом с которым в середине XVIII столетия обустраивается усадьба князя Голицына. Северная усадьба появилась значительно раньше, еще в конце XVII столетия она принадлежала графу Орлову, а в XVIII столетии была разделена на несколько отдельных участков. Именно на ее территории в середине XVIII столетия известный аристократ Демидов создал уникальный для того времени ботанический сад.

В качестве единого владения русского дворцового ведомства старая усадьба Нескучное сложилась лишь в 1820-1840 годах, когда поочередно были выкуплены все дворянские имения, входящие в ее состав. На территории бывших имений, ранее принадлежавших Голицыным, Трубецким и Демидовым, был возведен величественный архитектурный комплекс царской летней резиденции, но при этом большинство существовавших к тому времени дворянских построек сохранилось. Центральным звеном дворцовой резиденции стал изысканный особняк Демидова, построенный по проекту архитектора Иеста еще в середине XVIII столетия, а впоследствии переименованный в Александрийский дворец. В те годы со стороны современной Калужской улицы к нему вела подъездная аллея, которая начиналась около красивых белокаменных ворот.

#1#

До 1917 года усадьба Нескучное находилась в ведении дворцового ведомства, а впоследствии была национализирована. В советское время Нескучный сад был переименован в парк имени Горького, Александрийский дворец был передан Академии наук, а Минералогический музей, основанный еще до революции, действует до сих пор. На территории Нескучного сада возводились и новые постройки, предназначенные для отдыха москвичей, а его ландшафт с тех пор сильно изменился.

Береговая линия Москвы-реки была укреплена, в парке проложили новые аллеи, установили выставочные павильоны и фонтаны, построили Зеленый театр и другие концертные площадки, а для малышей установили всевозможные аттракционы, организовали детские и спортивные площадки. Но и сейчас сохранилось немало старинных построек, которые сейчас являются главными достопримечательностями усадьбы Нескучное.

На территорию дворцовой усадьбы можно войти через старинные въездные ворота, построенные в 1835 году по проекту архитектора Тюрина. По бокам можно долго рассматривать уникальную скульптурную группу, получившую название «Изобилие». Выдающийся архитектор спланировал и другие постройки усадьбы Нескучное – здание гауптвахты, манежа, Фрейлинского и Кавалерийского корпуса.

Самая старая постройка старинной усадьбы – роскошный летний домик графа Орлова, возведенный в 1796 году, сейчас в нем находится библиотека, при которой работает читальный зал. Бывший особняк графа Орлова небольшой по размерам, он построен в стиле классицизма и представляет собой двухэтажное здание с одноэтажными пристройками по бокам. Вход в летний домик украшают величественная белоснежная колоннада, венчаемая портиком треугольной формы, а на втором этаже старинного летнего особняка находится балкончик, откуда прежние хозяева любовались живописными видами Нескучного сада.

#7#

На берегу Екатерининского пруда можно увидеть небольшой домик с ротондой, соединенный с водоемом при помощи лестничного марша. Хотя старый пруд давно зарос, покрывшись зеленоватой тиной, склонившиеся над ним деревья производят неизгладимое впечатление. Сохранился и сложенный из камня трехпролетный арочный мост, ведущий к Пушкинской набережной.

Главное строение усадьбы Нескучное – роскошный Александрийский дворец, но посетители могут осмотреть лишь его фасад, так как во внутренних помещениях до сих пор трудятся сотрудники Академии наук. Величественное здание было построено в стиле классицизма еще как особняк Демидова, в его основе сохранились две палаты, созданные в XVIII столетии, а в отделке фасада явственно прослеживаются архитектурные элементы 1830-х годов, когда усадебный дом был перепланирован в царскую резиденцию. Строительные работы проводились по проекту архитектора Е. Д. Тюрина, а над оформлением интерьеров царской летней резиденции работал О. И. Бове. Белоснежный фасад Александровского дворца напоминает маленький Версаль, хотя украшений на внешних стенах симметричного здания немного. По бокам с двух сторон на уровне первого этажа находятся колоннады, поддерживающие полукруглые балкончики.

Главный вход в Александрийский дворец расположен по центру здания, а у входа установлены две каменные статуи собак, которые словно стерегут вход в здание. В самом Александрийском дворце до сих пор сохранились элементы дореволюционного декора, и даже отдельные предметы от царского мебельного гарнитура. Перед царским летним дворцом сейчас установлен  чугунный фонтан, созданный по проекту выдающегося скульптора И.П. Витали, в первой половине XIX столетия. Но он появился на территории Нескучного сада лишь в 1930 году, ранее фонтан находился на Лубянкинской площади.

#12#

Нескучный сад сейчас считается памятником ландшафтно-паркового искусства, естественными террасами он постепенно спускается к живописной Москве-реке. На его территории можно увидеть множество цветников и величественные вековые деревья – стройные березы и раскидистые липы, высокие тополя, кудрявые клены и могучие дубы. На месте, где когда-то находился ботанический сад Демидова, расположен воздвигнутый в советскую эпоху Зеленый театр, способный вместить более 15 тысяч зрителей. Открытое летнее строение и сейчас является крупнейшим амфитеатром на территории Восточной Европы.

На территории Нескучного сада находится и Охотничий домик – просторный павильон середины XVIII столетия, где проводятся регулярные игры интеллектуального казино «Что? Где? Когда?». Можно полюбоваться изяществом классических форм Летнего и Ванного домика, сохранившихся с конца XVIII века.

Желая посетить старинную усадьбу Нескучное, прогуляться по живописному Нескучному саду и осмотреть сохранившиеся памятники культурного наследия, не обязательно заказывать организованную экскурсию – сюда москвичи и гости столицы могут добраться и самостоятельно. Усадьба расположена по адресу: Ленинский проспект 14-20, ближайшими к ней станциями московского метрополитена являются «Октябрьская» и «Ленинский проспект», от которых экскурсанты могут подъехать прямо к входу в Нескучный сад троллейбусами №4, 33, 7, 62.

Автор текста Ольга Салий специально для www.nice-places.com

Метки:Дворцы, Парки и сады

Садовые мосты усадьбы "Нескучное"

     Три садовых мостика являются элементами ансамбля бывшей усадьбы графа Ф.Г.Орлова и представляют собой прекрасный пример архитектуры малых форм. Предположительное время их возникновения - 1804-1831 гг. Точное время постройки, а также имена их архитекторов и строителей из литературных источников установить не представляется возможным.

         На подробном плане владения графини Орловой-Чесменской 1831 г., т.е. времени, когда парк и главный дом еще не были выкуплены в казну и не приспосабливались для Летнего дворца, средний и большой мосты показаны уже существующими. Малого моста на чертеже нет («План дому графини Орловой-Чесменской сочинен в Комиссии для строений в Москве в чертежной I-го отделения 1831 году»). То же изображение, выполненное несколько позже, мы встречаем на подробном чертеже 1833 г. за подписью садовника Пельцель. На более раннем подробном плане владения Орловой-Чесменской 1804 г. нет ни одного каменного моста. Таким образом, постройка мостов производилась в промежутке между 1804-1831 гг. Следует отметить, что дата генплана 1831 г. опровергает существующее мнение, что большой и средний мосты строились специально для Александринского дворца, т.е. в период проводившихся реконструкций 1834-1837 гг.

Предположение, что авторство большого и среднего мостов принадлежит архитекторам Тюрину и Мироновскому, в большей степени представляется ошибочным, т.к. в группе чертежей по дворцу, парку и мостам нет подписей указанных архитекторов. На каждом чертеже этой группы, на месте, где обычно фигурирует подпись архитектора, имеется надпись «поступил от Орловой-Чесменской». Данные чертежи не имеют датировок, но поскольку они были предоставлены Орловой, следовательно, фиксируют состояние парка до его приобретения для Александринского дворца.

Малый мост впервые появляется на чертеже (плане главного садовника) 1833 г., т.е. когда началась перестройка с участием архитектора Тюрина главного дома Орловой под летний Александринский дворец. Именно поэтому следует считать архитектора Тюрина автором малого моста, а дату постройки 1833 г.

Близ реки расположен самый меньший, одноарочный мостик, который согласно сохранившимся старым чертежам, принято называть «Гротескным». Он наиболее своеобразен. Находящийся в самом устье оврага, мостик невысок, единственная арка и перила моста сложены из дикого камня. В некоторых источниках встречается другое его наименование - «горбатый» (по резкому дугообразному возвышению к центру). Мостик служил для прогулок, о чем свидетельствуют ведущие к нему тропинки на планах XIX в., с него открывался прекрасный вид на Москва-реку.

Выше по оврагу находится следующий также одноарочный мост больших размеров — средний мост или «Каменный». Он однопролетный, сложен из кирпича, оригинальность мосту придает художественная проработка арки: по всему обводу она перехвачена десятью поясками из необработанного камня. Парапетом служит узорная металлическая решетка.

Еще ближе к Ленинскому проспекту, где овраг имеет наибольшие размеры, расположен третий большой трехарочный мост.

Так, размеры каждого из трех мостиков увеличиваются в направлении от Москва-реки к современному Ленинскому проспекту соответственно размерам самого оврага. По дну этого оврага издавна была устроена прогулочная дорога, которая вместе с тремя мостами и поперечными аллеями образовывала движение в двух уровнях.

Малый мостик

Малый мост близ берега Москва-реки образован одной аркой размером около 4,5 метров при ширине его в 3,5 метра. В виду того, что в этом месте овраг имеет очень небольшую глубину, подходы к мосту с двух сторон подняты насыпью. Мост сложен из кирпича и облицован камнем ноздреватого известняка. Архитектурная схема моста довольно проста: средняя проездная арка имеет по сторонам небольшие круглые ниши. На сохранившихся чертежах 1834 года архитектора Е.Д.Тюрина и чертеже архитектора Мироновского, вероятно несколько более позднего, малый мост назван «гротескным». Его первоначальная облицовка ноздреватым камнем, а также характерная кладка с широкими и глубоко западающими швами, выпуклой околкой лицевой поверхности, образующей причудливый руст, придают архитектуре моста особый романтический характер.

Средний мост

Средний мост образован одной большой аркой пролетом 10,5 метров при ширине проезжей части 4 метра и общей длине сооружения около 30 метров. Высота моста от уровня оврага составляет 6,5 метров. Мост выполнен из кирпича, причем на фасаде кирпич оставлен в своем естественном виде.

Пролет основной внешней арки уменьшен вставкой второй арки с вертикальными опорными стенками по краям. Эта вставка несколько заглублена относительно фасадной поверхности, т.е. размещена как бы в небольшой нише. Вторая внутренняя арка и вся видимая сейчас сводчатая поверхность под мостом являются более поздними добавлениями, возникшими с целью повышения устойчивости основной арки, в которой было замечено появление деформаций.

Фасадные стены моста завершены белокаменным карнизом, состоящим из высокой полки (выносной плиты), поддерживаемой выкружкой. Внешняя основная арка подчеркнута радиально поставленными рустами из белого ноздреватого известняка. Русты перемежаются с кирпичными промежутками. В центре арки помещен высокий белокаменный замок, расчлененный на три части.

Мост в средней части имеет повышение, создавшее выпуклую форму проезжей части. Поверху белокаменного карниза установлено железное решетчатое ограждение, состоящее из перекрещивающихся диагональных элементов, соединенных вверху дугами. Характерной особенностью ограждения данного моста является снижение его высоты в крайних элементах, в начале и конце моста, так, что при входе на него высота решетки доходит приблизительно до половины ее общей высоты. Криволинейные очертания этих элементов заканчиваются завитком и создают из довольно простой схемы выразительную форму, хорошо подчеркивающую въезды на мост. Данным приемом создается искусственная перспектива, вызывающая впечатление разворота ограды, тем самым четко отмечая въезды на мост.

Следует отметить, что на старом чертеже за подписью архитектора Мироновского этих крайних панелей не показано. Однако художественное впечатление, которое создает уменьшение въездных панелей, настолько связано с архитектурной моста и настолько характерно для своего времени, что данные элементы не могут быть признаны позднейшими дополнениями. Это, по-видимому, вставки выполненные еще во время самого строительства.

Большой мост

Большой мост расположен в наиболее отдаленной части оврага, где последний имеет наибольшую глубину и ширину. Помимо своего основного сооружения с пролетными арками включает выходящие на аллеи въездные части, которые доводят длину всего сооружения до 58 метров. Возвышение проезжей части над оврагом – около 6,5 метров при ширине моста 12 метров.

Большой мост образован тремя арками: центральной большого размера, пролетом 8,5 метров и крайними меньшими около 6,5 метров. Арки средняя и крайняя имеют различное очертание. Крайние арки приближаются к полуциркульной форме, средняя арка образована сложной трехцентровой кривой. В верхней части средняя арка приближается к круговому очертанию с пониженным центром большого радиуса. Круговое очертание посредством дуг малого радиуса плавно переходит на вертикальные опоры.

Мост сложен из красного кирпича и только в верхней своей части имеет элементы из белого камня – это карниз и тумбы ограждения. Поверху проезжей части установлено металлическое решетчатое ограждение, укрепленное между белокаменными массивными тумбами, открывающими въезд на мост.

Вся художественная проработка фасадов моста чрезвычайно проста и помимо перечисленных элементов включает еще плоский кирпичный руст вокруг арки. Весь облик моста, благодаря очень умеренному использованию архитектурных средств и по всему своему строю пропорций, носит строгий характер.

За время своего существования архитектура моста получила ряд изменений: была перестроена въездная часть со стороны Академии наук, значительно подняты стенки ограждения, так что их высота дошла до 3 м, переделана проезжая часть. Однако эти изменения существенно не изменили первоначальный облик моста.

Вследствие отсутствия уклонов для удаления воды, осадки проникали внутрь кладки, происходило выветривание и крошение кирпича и белокаменных деталей, что привело к утрате венчающего белокаменного карниза большого моста.  Осыпался практически весь декор архивольта арки среднего моста. У малого моста обвалилась юго-восточная ограждающая стенка, был разрушен рустованный фасад, верхняя линия моста стала плоской, а круглые ниши частью закрылись. Эти садовые мосты усадьбы "Нескучное" нуждались в реставрации.  

В 2016 - 2017 гг. на объектах прошли реставрационные работы, в ходе которых прошла вычинка кирпичной кладки стен и сводов (арок), а также произведена реставрация белокаменного карниза, столбов, пилонов и ограждений большого и среднего мостов. В результате реставрации у малого моста полностью восстановлена облицовка ноздреватым известняком, с сохранением характерной кладки с широкими и глубоко западающими швами.

По окончании реставрации мосты приняли свой исторический вид. В настоящее время они широко используются для прогулок посетителей парка, полностью сохраняя свое назначение красивых парковых сооружений.

В 2017 году три садовых моста усадьбы "Нескучное" стали лауреатами конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "Лучший проект реставрации/приспособления", "Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "Научно-методическое руководство/научно-исследовательская работа" и "Высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Летний домик графа Орлова — здание в стиле классицизм

В 1796 году архитектор графа Алексея Григорьевича Орлова разбивает «английский сад» и строит на краю высокого холма над рекой небольшой павильон, получивший позднее название Летнего. Одним фасадом он замыкал верхнюю часть парка, а с балкона другого открывался вид на панораму юга Москвы — от Кремля до Воробьевых гор. Прямо перед домиком парк круто спускался по склону, а внизу был выкопан пруд, устроены ещё один «Ванный» павильон, романтический «Таинственный» грот и множество других парковых достопримечательностей. Не все из них сохранились. Самым известным был «Воздушный театр», устроенный в 1830 году и просуществовавший до 1834-го — крытая галерея полукружием; сцена была приспособлена так, что декорации заменялись деревьями и кустами.

Летний домик был выстроен из дерева и решен в духе классической архитектуры — простой симметричный план, по шесть колонн коринфского ордера с каждого большего фасада и по одноэтажной беседке со ставнями-решетками с каждого малого.

Англичанка Кэтрин Вильмот, посетившая сад в 1807 году, писала: «Он изрезан бесчисленными дорожками, холмиками, лужайками и обрывами; разнообразие беседок и купален радует глаз. Между прочим, в парковой архитектуре используется берёзовая кора: вы и представить себе не можете, как это замечательно выглядит – как будто летние домики и беседки возведены рукой самой природы».

С 1831 года Нескучный сад переходит в собственность Николая I. Точнее, поначалу только часть. Непосредственно усадьбу Нескучное у Шаховских Дворцовое ведомство приобрело в ноябре 1826 года. А вот владение Голицыных царь смог купить только в 1842 году - вредная Н. П. Голицына ("Пиковая Дама") категорически отказалась от продажи участка, да ещё и в завещание вставила, что продать его можно только через 5 лет после ее смерти. И только тогда все три части были объединены и получился нынешний Нескучный. Во время пребывания царской семьи в Москве ее резиденцией становился соседний Александринский дворец, а Летний домик вплоть до 1917 года использовался для чаепития на свежем воздухе членов императорской фамилии.

В послереволюционное время Домик использовался по-разному, дольше всего в нем размещался дом творчества Союза писателей СССР. До глобального преобразования Парка Горького в нем была библиотека-читальня. Сейчас там располагается фотоателье.

Нескучный сад - У Господа нет на Земле других рук, кроме наших — LiveJournal

«Садовое кольцо. Манеж. Арбат.
Так много шума, и так много прозы.
Мне больше нравится Нескучный сад,
Его осины и его березы» (Сергей Бозин)

Нескучный сад - пейзажный парк в Москве, сохранившийся от дворянской усадьбы Нескучное. Расположен на правом берегу Москвы-реки, рассматривается как часть Парка Горького.

Это крупнейший парк в историческом центре Москвы. Вместе с природным заказником «Воробьевы горы» и партерной частью ЦПКиО им. Горького образует единый природный комплекс вдоль правого берега центральной части Москвы-реки.

Недалеко от входа с Ленинского проспекта недавно установили скульптуру «Осень» из мастерской Вучетича. Томно закинутая за голову рука лично мне напомнила позу обезьяны, которая левой рукой чешет правое ухо.

Смотреть в парке особо нечего, просто пробежимся по главным достопримечательностям. Перед нами «Охотничий домик» - ротонда середины XVIII века, где с 1990 года снимается телеигра «Что? Где? Когда?»

Где-то в зарослях мы обнаружили вот таких кариатид. Кариатиды – это бабы-атланты, которые за неимением рук держат какую-то тяжелую хреновину на башке.

Ротонда в честь 800-летия Москвы. Открытия памятника состоялось в 1951 году, ротонда представлены в виде небольшой белокаменной беседки, которая внутри украшена барельефами, с изображениями важных исторических событий, связанных с городом и страной.

Одни из барельефов изображает Московское вооруженное восстание и организацию первых боевых дружин пролетариата в Москве, а еще один взятие Кремля Красной Гвардией и утверждение в Москве власти Советов.

Именно здесь в прежние времена собиралась группировка толкинистов «Эгладор», и вся беседка была расписана их эльфийскими надписями, как-то: «Арвен Ундомиэль», «Кирдык Саурону», «Спартак-чемпион», «Здесь был Вовик», «Жопа».

Если написать на бумаге свое имя и имя любимого, сложить несколько раз и закопать в землю вблизи ротонды-беседки и фонтана, то любимый непременно обратит на тебя внимание. А если здесь же на рассвете три раза громко крикнуть на Восток: «Не летите, назгулы!», то они и в самом деле не прилетят.

Андреевский и Елизаветинский пруды в последний раз чистились тогда, когда Исилдур обломком Нарсила отрубил палец Всеобщего Врага и завладел Кольцом Всевластия. А может, еще раньше.

Ниже мы видим Летний (Чайный) домик графа Орлова. В 1796 году граф Алексей Григорьевич Орлов разбивает «английский сад» и строит на краю высокого холма над рекой небольшой павильон, получивший позднее название Летнего.

Одним фасадом он замыкал верхнюю часть парка, а с балкона другого открывался вид на панораму юга Москвы — от Кремля до Воробьевых гор. Прямо перед домиком парк круто спускался по склону, а внизу был выкопан пруд, устроен ещё один «Ванный» павильон и романтический «таинственный» грот.

Во время пребывания царской семьи в Москве ее резиденцией становился соседний Александринский дворец, а Летний домик вплоть до 1917 года использовался для чаепития на свежем воздухе членов императорской фамилии.

Ванный павильон и грот я не снимал, первый заколочен и упакован в зеленую ткань, а второй загажен до невозможности. Зато Чайный домик выглядит аккуратно, а внутри мы обнаружили даже пианину.

С пианинами в парке вообще все в порядке. Несколько лет назад недалеко от домика было устроено кладбище пианин.
- Люськ, а Люськ, я тебе пианину купил! Куда ставить будем?
- Дык сразу в Нескучном саду, так вся братва делает.

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). С точки зрения садово-паркового искусства наиболее значима северная часть, принадлежавшая в начале XIX века графу Орлову-Чесменскому и его дочери Анне.

С 1831 года Нескучный сад переходит в собственность Николая I. Точнее, поначалу только часть. Непосредственно усадьбу Нескучное у Шаховских Дворцовое ведомство приобрело в ноябре 1826 года.

А вот владение Голицыных царь смог купить только в 1842 году - вредная Н. П. Голицына ("Пиковая Дама") категорически отказалась от продажи участка, да ещё и в завещание вставила, что продать его можно только через 5 лет после ее смерти. И только тогда все три части были объединены и получился нынешний Нескучный.

Под Летним домиков между Елизаветинским прудом и набережной мы видим статую «Ныряльщица» Ивана Шадра, прежде всего знаменитого своей скульптурой «Девушка с веслом».

У ног «Ныряльщицы» пристроили две скульптуры «Пионеров», которые в народе называются «Рыбачки».

Рыбачок в красном галстуке, и, судя по взрослому лицу, многократный второгодник, взирает на рыбу с нескрываемым омерзением.

В Нескучном есть несколько «Гротескных» мостиков. Три мостика идут вниз от «Манежа», в котором помещается Минералогический музей имени А. Ферсмана и друг за другом пересекают овраг.

Говорят, что влюблённые, прошедшие по мосту взявшись за руки, никогда не расстанутся, а те из них, кто, стоя на нём ещё и поцелуются - будут жить вместе в постоянном мире и согласии. А если древний изношенный мост под ними рухнет, то и умрут в один день.

Белки здесь настолько ручные, и настолько любят позировать фотографу, что очень трудно потом выбрать из пятисот фотографий одну самую интересную.

Над Нескучным на огромную высоту вздымается здание Российской академии наук.

Академию делит на две равные части словно след от гигантской пилы.

У ее подножия расположился крохотный Андреевский монастырь.

Это самый неудобный для фотосъемки монастырь из всех, которые я знаю. Он не виден ниоткуда.

Около монастыря настроили всяких элитных домов, в которые въехали нужные стране люди.

Стоит отметить виртуозную остроумную работу местных садовников – вся территория вокруг этих домов заросла «Борщевиком гигантским» - одним из самых ядовитых растений средней полосы.

От Метромоста нас отделяют только Андреевские пруды, на удивление чистые. Вокруг теперь понаставили укромных лавочек, на которых можно целоваться, курить, пить напитки прямо из горла и даже ругаться матом.

Ну а мы спустимся к настоящей воде, к Москве-реке.

Когда-то давным-давно мы после школы ездили сюда купаться и ныряли прямо вот с этого места.

Был такой понт: выплыть на фарватер и под визг напуганных девушек в последний момент увернуться от огромной баржи. Слева мы видим здание МГУ.

Ну а справа, очень далеко, мы видим высоченного «Петра» Церетели и еще дальше – колокольню Ивана Великого в Кремле.

Другие усадьбы и парки:

Усадьба Абрамцево
Усадьба Алтуфьево
Усадьба Архангельское
Усадьба Большие Вяземы
Усадьба Боблово
Усадьба Братцево
Усадьба Валуево
Усадьба Дубровицы
Усадьба Захарово
Усадьба Знаменское-Губайлово
Усадьба Кусково
Усадьба Ленинские Горки
Усадьба Люблино
Усадьба Мелихово
Усадьба Мураново
Усадьба Остафьево
Усадьба Свиблово
Усадьба Середниково
Усадьба Тараканово
Усадьба Узкое
Усадьба Усачёвых-Найдёновых
Усадьба Ховрино (Грачёвка)
Усадьба Шахматово
Усадьба Ярополец-Гончаровых
Музей-заповедник Коломенское
Музей-заповедник Царицыно
Александровский сад
Екатерининский парк
Лефортовский парк
Нескучный сад
Парк искусств Музеон
ЦПКиО имени Горького

в Нескучном саду отреставрируют Ванный домик / Новости города / Сайт Москвы

Уникальный образец старинного паркового павильона в Нескучном саду приведут в порядок. Утвержден проект реставрационных работ для Ванного домика, здания более чем с двухсотлетней историей. Его главный фасад обращен к Екатерининскому пруду. Предполагается, что некогда сооружение совмещало две функции: его система свай фильтровала проточную воду, а сама постройка была купальней для знатных особ.

«Ванный домик относят к концу XVIII века. Это одноэтажное прямоугольное здание с колоннами тосканского ордера, высоким куполом и террасой. Домик был построен в стиле классицизм и является памятником архитектуры федерального значения. Сейчас в реставрации нуждается не только его уникальный декор, но и несущие конструкции. В настоящий момент специалисты приступают к масштабному комплексу работ по сохранению павильона. Благодаря этому уже в следующем году москвичи увидят уникальный памятник обновленным», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Глава ведомства отметил, что в ходе предстоящих работ необходимо заменить системы дренажа и водоотвода, укрепить сваи, стены и фундамент павильона, сделать новую кровлю из оцинкованной стали со слуховыми окнами. Требуется восстановить утраченные участки кирпичной кладки и отремонтировать сохранившиеся, сделать железобетонные перекрытия, устроить гидроизоляцию и утеплить здание. Кроме того, предстоит провести к павильону все коммуникации, оборудовать помещения современными системами пожаротушения, вентиляции. Восстановительные работы начнутся в ближайшее время.

Согласно проекту реставрации, все сохранившиеся элементы наружного и внутреннего декора, в том числе деревянные, будут очищены от грязи и пыли, укреплены и покрыты защитными составами. Будет восстановлен каменный стилобат домика из шести ступеней. Специалисты раскроют исторические оконные проемы павильона и заложат более поздние, установят оконные рамы и двери. У Ванного домика появятся лестницы, ведущие к входам с двух сторон здания. В ходе работ отреставрируют белокаменные колонны, восстановят утраченные капители колонок, обрамляющих окна главного фасада. Колонны, карнизы и цоколь Ванного домика облицуют белым камнем, фасады покроют штукатуркой, а затем покрасят в соответствии с колористическим паспортом здания. Как отметил Алексей Емельянов, завершить реставрацию планируется весной будущего года.

Ванный домик был возведен в 1790-х годах на земле, которой владели графы Орловы. Он разместился в овраге над Екатерининским прудом. Водоем был проточным, и сток его выходил в Москву-реку. Внутри домика стояли роскошные мраморные ванны, которые наполняли водой из целебных источников, дно самого водоема также было выложено мрамором. Некоторые исследователи считают, что одно время домик служил купальней для императора и членов его семьи.

Ванный домик давно не реставрировался. Более того, в советские годы в павильоне неоднократно меняли расположение окон в зависимости от того, в каких целях использовалось здание. Дважды Ванный домик переживал пожар — в 1960-е годы и в 2003-м. После последнего его закрыли и не использовали.

 

Современная территория Нескучного сада, где находится домик, сформировалась в XIX веке после слияния трех усадеб. Одна из них выросла вокруг Нескучного загородного дома, который архитектор Дмитрий Ухтомский в 1728 году выстроил для князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Территория усадьбы использовалась для увеселительных загородных поездок князя и его окружения. В начале XIX века семья Трубецких продала владение надворному советнику Василию Тимофеевичу Зубову, который сильно увеличил его территорию. Он приобрел соседнюю усадьбу Андреевское и стоящее рядом маленькое владение поручика Горянова.

Следующий хозяин здесь появился в 1823 году — им стал князь Лев Александрович Шаховской, который решил создать на территории усадьбы курортную зону с целебной водой. В 1825 году князь обустроил в парке оздоровительные ванные и прогулочные галереи. Однако, как следует из архивных записей, «в тамошние ванные никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли». Потеряв большие деньги, в ноябре 1826 года Шаховской продал усадьбу Дворцовому ведомству для устройства императорской резиденции Николая I.

Второй усадьбой на территории современного Нескучного сада было имение промышленника Прокофия Демидова. В 1756 году он разделил участок на шесть прямоугольных террас, которые вели к Москве-реке, и разбил сад в виде амфитеатра. Здесь было высажено более двух тысяч растений, а из Голландии специалисты привезли редких птиц и животных. В каменных оранжереях Демидовского сада росли пальмы, а сам парк был открыт для посетителей.

В конце XVIII века после смерти Демидова усадьба перешла во владение графов Орловых. При них на территории имения были разбиты дорожки, насыпаны холмы, устроены купальни. В саду также появился открытый театр на 1,5 тысячи посадочных мест. Имение было присоединено к владениям Трубецких — Шаховских в 1832 году, после того как им начала владеть императорская семья. Третьей частью будущего Нескучного сада стала усадьба князей Голицыных. Примечательно, что с 1798 года ей владела Наталья Петровна Голицына, ставшая прототипом героини повести «Пиковая дама» Александра Пушкина. В 1843 году территория усадьбы также была продана Дворцовому ведомству.

Сегодня территория Нескучного сада — часть Парка Горького. Здесь можно прогуляться по тенистым аллеям, поиграть на оборудованных площадках в большой теннис или футбол, а также посетить шахматный клуб. В здании Александринского дворца сейчас располагается Российская академия наук.

пять историй из Парка Горького / Новости города / Сайт Москвы

Центральный парк культуры и отдыха, недавно отметивший свое 90-летие, открылся в Москве 12 августа 1928 года. Имя Максима Горького ему присвоили в 1932-м, когда главный пролетарский писатель вернулся в СССР из итальянской эмиграции и по всей стране отмечалось 40-летие его творческой деятельности.

За 90-летнюю историю парка его концепция неоднократно менялась, а с ней — и список его главных достопримечательностей. «Мосгортур» подготовил рассказ о пяти местах и объектах, становившихся символами парка в разные времена.

Цветники Парка Горького

Одна из главных загадок современного Парка Горького — название Нескучного сада. По одной из версий, все дело в особенной системе охраны, которую использовал в саду его основатель Прокопий Демидов — вельможа-самодур екатерининской эпохи, очень любивший ботанику. Вы наверняка видели его портрет кисти Дмитрия Левицкого, хранящийся в Третьяковской галерее: на нем Демидов изображен с лейкой, цветочными горшками и раскрытым гербарием.

Сад — самый большой в Европе! — был мечтой Демидова. К ее воплощению он приступил середине XVIII века, купив земли на территории нынешнего парка. Над созданием пяти террас, каскадом спускавшихся к реке, два года трудились более семисот работников. Коллекция флоры охватывала все континенты, кроме Антарктики. Немецкий ученый-естествоиспытатель Петер Паллас за месяц работы в 1781 году составил подробный каталог, насчитав в демидовском саду 2224 растения. Однако сам нувориш-ботаник оценивал размеры своей коллекции так: «по каталогу — 4363, да сверх каталогу — 3634, а всего — 8000». Собранный им «травник» (гербарий) из растений собственного сада к моменту передачи Московскому университету насчитывал четыре тысячи наименований.

Легенда связывает название сада с одной из причуд его владельца, который расставлял в оранжереях набеленных обнаженных крепостных под видом античных статуй для борьбы с вороватыми посетителями. Как только кто-то протягивал руки к диковинным растениям или плодам, «статуи», к его ужасу, приходили в движение. Впрочем, есть версия, что усадьба предыдущего владельца этой территории, князя Никиты Трубецкого, уже называлась Нескучное — и сад просто унаследовал имя.

В 1931 году оранжерейное хозяйство Нескучного сада передали ЦПКиО. Это дало толчок к расцвету цветочно-коврового искусства — художник Васо Бежани создавал здесь огромные цветочные портреты Ленина, Сталина и Горького. Кстати, до 30 сентября их современные аналоги можно увидеть на выставке «Парк Горького: фабрика счастливых людей» в Московском музее современного искусства.

В 1938 году в парке появился розарий — большой открытый партер с клумбами, на которых росли 12 видов чайных роз. Сегодня старинные флористические традиции продолжает оранжерея в Нескучном саду, которая занимает более тысячи квадратных метров. Здесь выращивают растения для цветников Парка Горького.

«Шестигранник»

В начале XX века большую часть территории нынешних партера и «Музеона» занимала городская свалка. К 1923 году ее расчистили и открыли на этом месте временную Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку (ВСХВ), предтечу ВДНХ. Границы выставки определили место будущего ЦПКиО.

Для возведения 225 павильонов были привлечены лучшие архитекторы страны разных поколений — среди них были Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Вячеслав Олтаржевский, Александр Кузнецов. Ориентальный павильон Туркестана стал последней постройкой мэтра модерна Федора Шехтеля, а павильон «Махорка» — одной из первых работ авангардиста Константина Мельникова.

Большинство строений были деревянными. Исключение — центральный павильон машин и орудий, сделанный по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова и Виктора Кокорина на железобетонном каркасе. Приверженец классицизма, Жолтовский выстроил в круг шесть ангаров, увенчанных фронтонами, обратив их к внутреннему дворику с фонтаном. Из-за формы павильон прозвали «Шестигранником». Выставка проработала всего три месяца и закрылась. Часть построек использовалась потом в ЦПКиО, но только «Шестигранник», пусть и в руинированном состоянии, дожил до 90-летия парка.

В 1925 году в нем прошла первая в истории страны международная автовыставка. Летом 1929-го сюда въехала экспозиция живописи и скульптуры Общества московских художников. В том же году «Шестигранник» переоборудовали в гигантскую фабрику-кухню, способную производить ежедневно 30 тысяч блюд. В одном из блоков заработала лимонадная фабрика, в другом хранились тележки мороженщиков. К 1936 году фабрика-кухня превратилась в популярный пивной ресторан, здесь открылся центр русского бильярда, начались танцевальные вечера.

В 1942 году «Шестигранник» был частично разрушен во время бомбежки. После войны его немного привели в порядок и использовали под хозяйственные нужды. В одном из ангаров с конца 1950-х до 1966-го прописалась моднейшая танцплощадка, которую вы наверняка видели в кино: там начинается действие «Стиляг», мелькает она и в кинокартине «Москва слезам не верит». К 1980-м этот архитектурный реликт был окончательно заброшен. В данный момент «Шестигранник» находится на реставрации, после которой должен стать выставочной площадкой музея современного искусства «Гараж».

Две «Девушки с веслом»

В середине 1930-х ЦПКиО обогатился скульптурой в соответствии с новым генеральным планом парка, который разработал будущий главный архитектор Киева (1944) и Москвы (1954) Александр Власов. За этот план в 1937 году на Всемирной выставке в Париже Власов получил Гран-при.

Парк наводнили не только слепки с классических шедевров, но и авторские работы ведущих советских скульпторов. Главное место среди них скоро заняла «Девушка с веслом» Ивана Шадра, чьи монументы украшали еще ВСХВ в 1923 году. Всесоюзную известность ему принесли многочисленные памятники Ленину и Горькому, образы трудового народа для первых советских денег и скульптура «Булыжник — оружие пролетариата», выполненная к десятилетию Октябрьской революции.

В 1935 году Шадр поставил в центре Фонтанной площади партера девятиметровую вертикальную доминанту — статую обнаженной спортсменки, совмещавшей в себе черты античных богинь-копьеносиц и идеализированного представления скульптора о женщине первого в мире государства рабочих и крестьян. Моделью стала юная спортсменка Вера Волошина. Во время войны она ушла в партизаны, оказалась в одном отряде с Зоей Космодемьянской и погибла с ней в один день. В 1994 году ей было присвоено звание Героя России.

Еще до войны в ЦПКиО появилась другая «Девушка с веслом», поскольку первую сочли вызывающе эротичной. По одной из версий, Сталин, лично оценив «советскую Венеру» во время посещения парка, сказал: «Убрать! Увидят и дальше не пойдут!»

Шадру позволили найти для его творения новое место. За счет скульптора первую «Девушку с веслом» возили по югу страны на открытой железнодорожной платформе. В Одессе статую предложили «приодеть» в трусы, в Николаеве она какое-то время постояла у местного яхт-клуба, но желающих дать ей постоянное пристанище после вышеприведенного резюме долго не находилось. 

А новая «Девушка с веслом» заняла старое место в парке в 1936 году. Она не могла не отличаться от предшественницы, поскольку моделью на этот раз была гимнастка Вера Бедринская. В одном Шадр остался верен себе — статуя опять была обнаженной.

К сожалению, ни один из вариантов не сохранился. Бронзовые этюд и копия головы статуи, хранящиеся в Третьяковке, да многочисленные фотографии — вот все, что осталось от монумента, который и по сей день является одним из главных символов Парка Горького.

Парашютная вышка

Летом 1929 года в парке, ближе к Крымскому Валу, возвели 35-метровую башню спирального спуска, по которому посетители съезжали на ковриках. Ильф и Петров высмеяли ее в своем фельетоне для «Правды», обозвав «сенсацией XIX века». Однако вскоре несовременный аттракцион получил новое предназначение.

18 августа 1933 года в СССР «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах» появился новый ежегодный праздник — День авиации. Апофеозом стал рекордный по численности одновременный прыжок 62 парашютистов с трех самолетов в Тушине.

С начала 1930-х советские парашютисты переписали на себя множество мировых рекордов, их имена знала вся страна. Парашютные вышки строились в каждом городе, а в Москве, Ленинграде и Харькове — в каждом районе. Так спиральная башня ЦПКиО превратилась в парашютную вышку (спуск при этом продолжал работать).

Совершить прыжок с этого тренажера с помощью подвешенного на тросе парашюта мог любой желающий, для этого нужно было только пройти инструктаж и заплатить один рубль. Это был один из самых дорогих и самых популярных аттракционов довоенного парка.

Во время Великой Отечественной войны вышка вновь сменила свое предназначение, став наблюдательным пунктом ПВО. Разобрали ее в начале 1950-х. Сейчас на этом месте стоит бронзовая скульптура «Балерина» Елены Янсон-Манизер, вдохновением для которой была прима советского балета Галина Уланова. А модель парашютной вышки выставлена в музее Парка Горького.

Зеленый театр

Первый летний «воздушный» театр в Нескучном саду появился в 1830 году по распоряжению Николая I. Пушкин однажды пригласил сюда Наталью Гончарову, а на обратном пути поцеловал ее в парке, о чем написал в дневнике.

К началу XX века от театра остались только воспоминания. В 1930 году на стыке партера и Нескучного сада поставили временную эстраду для массовых действий. Летом 1933 года ее заменили открытым Зеленым театром. Он вмещал 20 тысяч человек. В 1935-м здесь давали оперу Жоржа Бизе «Кармен» Большого театра, в 1936-м — оперу «Тихий Дон» Ленинградского Малого оперного театра, в 1937-м — балет «Бахчисарайский фонтан» Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова, в 1938-м — балет «Кавказский пленник» Большого театра и несколько спектаклей Московского театра оперетты.

«Вы сидите в огромном зале, стены которого шумят зеленой листвой вековых деревьев, над вами прозрачный синеющий купол вечернего неба, над вами и вокруг вас сверкают звезды — вы видите огни неба и огни Москвы, раскинувшиеся далеко за рекой. Вы дышите чудесным свежим воздухом... Трудно на словах передать впечатление от этого замечательного театра. Приходите, посмотрите», — восхищалась в 1936 году «Комсомольская правда».

Настоящий фурор вызывали киносеансы — для них в Англии купили экран «Гигант» размером с трехэтажный дом, а научно-исследовательский Институт кинематографии разработал звуковую аппаратуру. В историю отечественного кино вошла дата 29 мая 1936 года, когда при полном аншлаге состоялась театрализованная премьера фильма Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.

В военные годы площадка использовалась для проведения лекций-концертов со сбором средств на строительство танка Т-34 «За передовую науку!». После войны театр перестроили к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года. При этом его передвинули в глубь парка на 25 метров, сделав более удобным проход по набережной.

Лебединой песней Зеленого театра стали в 1987 год съемки финала культового фильма «Асса» Владимира Соловьева, для которых на выступление группы «Кино» Виктора Цоя пришли более 12 тысяч человек. С 1989 года эту территорию занимает Театр музыки и драмы Стаса Намина.

Ванный домик — здание в стиле классицизм

И, окуная парк за старой

Беседкою в заглохший пруд,

Похож и он на тень гитары,

С которой, тешась, струны рвут.

Б. Пастернак, "Нескучный сад", 1917

Ванный домик был возведен в 1790-х годах. Известно, что в 1793 году имение купил Ф.Г. Орлов, после смерти которого, в 1796 году, владение досталось его племяннице А.А. Орловой-Чесменской, опекуном которой был А.Г. Орлов.

На эти годы и пришлось строительство в глубине оврага над Елизаветинским (Екатеринским) прудом небольшого сооружения - Ванного домика. Это был павильон, выполненный в классическом стиле, с высоким куполом и террасой, в передней части террасы купол опирался на колонны тосканского ордера. Павильон поставлен на террасу, окружающая ее полукруглая лестница спускается к воде. Боковые части главного фасада, выходящего на пруд, декорированы огромными полуциркульными окнами с частыми переплетами.

Пруд был проточным и имел сток в Москву-реку. До настоящего времени, сквозь свайную систему Ванного домика фильтруется значительный объем грунтовых вод.

По некоторым данным, одно время домик служил купальней для царствующих особ. Здесь были роскошные мраморные ванны, которые наполнялись минеральной водой из целебных источников, дно самого пруда тоже было выложено мрамором.

С начала XX века в Ванном домике располагалось кафе "Поплавок", а затем столовая для посетителей ЦПКиО.

Медленное увядание некогда прекрасного павильона началось с 1960-х, когда в здании случился первый пожар. Тогда были утрачены чудесные оконные переплеты и появились решетки.

В конце 1970-х оконные проемы и проемы двух из трех дверей уже были заложены кирпичом, крыша домика восстановлена, над крыльцом возведен купол, колонны еще не закрыты. К концу 1980-х колонны закрыли металлическими листами.

Одно время место облюбовали "моржи", использовавшие домик и старинный грот по соседству как раздевалку.

После последнего пожара, произошедшего в 2003 году, частично обрушились колонны, сгорели купол парадного фасада, стропила кровли и внутренние перегородки. Был поврежден белокаменный карниз. Здание обшито железными листами и выкрашено в зеленый цвет и в таком виде находится уже более десяти лет. В нем трудно узнать некогда очень изящный парковый павильон.

Вопрос о реставрации не раз поднимался, но специалисты опасаются браться за этот объект из-за очень сложной гидрогеологической ситуации. Близ домика из склонов оврага бьет около 30 ключей. В домике была старинная дренажная система из керамических труб, но ныне она нарушена, стены "подсасывают" влагу из почвы, дом трескается и постепенно накреняется.

Ванный домик является объектом культурного наследия федерального значения.


Смотрите также

Описание: