Мощи сергия радонежского где находятся в каком храме
Троице-Сергиева Лавра и откровения Серапионовой палаты
И, снова, случай привел меня к новым открытиям и ощущениям моего бытия. Мне позвонили 27 августа, предложив на следующий день съездить в Троице-Сергиеву Лавру. Там будет один из самых значимых 12 православных праздников - Успение Пресвятой Богородицы… На том конце провода мирно ждали ответа. Я взглянул в окно – погода была потрясающей – пронзительное голубое небо, сказочные летние кучевые облака... Березы, за окном, вдруг, зашумели от мягкого порыва ветра в ответ на мой взгляд… Этого было достаточно. Конечно, едем! Тем более, значимых дел на завтра, к моему удивлению, не оказалось…
Троицкий собор с Серапионовой и Никоновой палатами (слева)
Всего 31 фото
Следующий день 28 августа был комфортным и ласковым. Казалось, все говорило о благоволении к поездке. Добрались мы до Лавры очень быстро и как-то легко и незаметно. Я давно хотел поснимать Троице-Сергиеву Лавру, и главное, со стороны, но, оказалось, что Патриархия затеяла грандиозную реконструкцию Лавры, так что большинство храмов обители, колокольня, башни и окрестные церкви были облеплены строительными лесами и наглухо затянуты плотной зеленоватой строительной сеткой. Это немного обескуражило, но, однако, позволило сосредоточиться на самом празднике. Я не принадлежу к истово религиозным людям, но, сам неоднократно получал знаки и скромные личные откровения во многих храмах и святынях. Я надеялся, что мне повезет и в этот раз..., так и получилось!
02.
Не так давно, в майской тур поездке по Золотому Кольце Лавра была заключительным пунктом нашего пятидневного путешествия. Однако, стояла мрачная погода, моросил противный дождь, было холодно и не комфортно. Да и все знают, что формат тур поездки всегда сжат, ограничен по времени и ты как правило не получаешь того на что рассчитывал. А здесь я был предоставлен самому себе и сегодня Праздник Успения Пресвятой Богородицы, да и, просто, удача вырваться из делового ритма и погрузиться своими эмоциями и чувствами в, наверное, самое «намоленное» и святое место России.
03.
Первое, с чем встречается входящий в Лавру – Святые врата на восточной стороне монастыря. Пройдя в первую арку, перед глазами встает Предтеченский храм (1692-1699 гг.), расположенный над широким арочным проемом. Пятиглавая церковь возведена на средства знаменитого купца и промышленника Г.Д. Строганова и являет прекрасный пример изящного московского барокко.
04.
Церковь очень красива, что и определяет её роль в качестве уникального оформления главного входа в монастырь. Любопытно, что используется она только для исповеди паломников и изгнания злых духов.
05.
06.
07.
Было много народа, необычно много благообразных священников, облаченных в черные одежды. В воздухе чувствовалось особенное умиротворенное воодушевление. Многие несли цветы, люди поздравляли друг друга, атмосфера была мягкой, нежной и полной неведомого очарования. Удивительно, но какими разными могу быть впечатления от посещения одного и того же места в разное время!
08.
Праздничная служба шла в Церкви преподобного Сергия, что с Трапезной палатой. Все пели, песнь была тихой, нежной, гармоничной, и удивительно и неожиданно чем-то напоминала хор молящихся тибетских монахов. Поразительное ощущение охватывает, когда ты находишься в древнем действующем храме с большим количеством людей объединенных единым чувственным праздничным и религиозным порывом. Храм огромный, около 500 кв.м. открытого пространства без колонн, и весь заполнен верующими людьми. Все стоят очень плотно, наэлектризованные ожиданием и предвкушением контакта со святынями.
09.
В конце службы началось воодушевленное движение с целью приложиться к кресту, а затем к гробу Пресвятой Богородицы.
10.
Источник
Мы встали в очередь, и нам удалось сделать и то и другое довольно быстро. Но, самое интересное, это, конечно, предвкушение этого таинства касания святынь. Энергетика места, ритуала, напряженное ожидание чуда всех этих людей заряжает тебя на откровения. Самым интересным, все-таки, был сам процесс ожидания. В голове и в самой душе проносятся совсем такие разно мерные мысли и ощущения. Сознательные и бессознательные чувства, наконец, открыто встречаются с друг другом, наполняют и переполняют тебя неожиданными для самого себя озарениями. Именно в такие моменты происходит неосознанное переосмысления себя, своего места в этой жизни и того зачем ты сюда пришел, почему, и только ли из любопытства?…
11.
12.
13.
Как только я вышел из храма затрезвонили телефоны и, отвечая на звонки, я с удивлением обратил внимание на совершенно чудный тонкий ароматный благоухающий запах, что разливался вокруг. Я стоял около Троицкого собора, с противоположной стороны от главных врат этой церкви. Многие люди также неосознанно оглядывались…, некоторые пытались даже принюхиваться к белым цветам, посаженным около храма, пытаясь выяснить местонахождение источника. А источник это, как оказалось, был совсем рядом… Но, все по порядку…
Серепионова палата это скромное строение зеленого цвета с тремя окнами слева. А там, где стоит человек - это как раз и есть выход из Серапионовой палаты и Никонова придела. Никонов придел - это небольшая церковь с одной главкой, правее от от самого Троицкого собора.
14.
Троицкий собор, построенный в 1422-1425 годах – древнейший белокаменный храм Троицкого монастыря. В нем покоятся мощи Сергия Радонежского, главной святыни Троице-Сергиевой Лавры. Совершенно чудное и восхитительное сооружение. Его внешний облик согревает, расслабляет оковы души, будит архетипную память прошлого, и это сразу чувствуется уже издали. В храм стоит довольно приличная очередь, чтобы поклониться и приложиться к очень красивой, впечатляющей и завораживающей серебряной раке Сергия Радонежского, где находятся его святые мощи.
15.
Когда-то все внутренне пространство собора было расписано Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но, к сожалению, их работы не сохранились. Но, иконы в уникальном пятиярусном иконостасе работы Андрея Рублева мы можем и сегодня лицезреть. Иконы сильно потемнели, но их живой дух и внутренняя энергия потрясают. Кстати, «Троица» Андрея Рублева была написана именно для Троицкого храма Лавры.
16.
Источник
Храм не просто «намоленный», как говорится, а более того - его энергетика изливается и переполняет тебя. Ты погружаешься в эти одновременно теплые, строгие и торжественные волны, что очищают и возносят душу…, с неё начинают спадать тяжкие оковы сознания, и ты стоишь потрясенный и, по-хорошему, обескураженный, и именно в эти мгновения тебя начинает заливать всеобъемлющая золотистая чистая, искристая и сверкающая энергия благодати…
17.
18.
У раки с мощами монах в черном постоянно читает молебен Сергию. Его голос, проникновенные темные глаза и строгое и торжественное лицо инициирует приобщиться к этому давнему таинству. Нам чудесным образом удалось миновать огромную очередь и приложиться к раке Сергия Радонежского, серебряному кресту Сергия, что находился в руках у монаха, и поставить у раки свечи… Состояние было слегка ошеломленное и отзывалось легким головокружением.
19.
Источник
В церкви, прямо рядом с ракой находится неприметная темная сводчатая двустворчатая кованная железная дверь с рваным круглым отверстием 5-7 см. в одной её верхней части. Это, оставившая свой яростный след, польское ядро, которое влетело когда-то в храм во время долгой осады монастыря. Ядро, кстати, по чудесному стечению обстоятельств, так и не разорвалось. Это вход в Серапионову палату - совершенно чудное и потрясающее во всех отношениях место, где хранится огромное количество православных святынь (более пятисот). Названа она по имени погребенного здесь новгородского архиепископа Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря (1516 год). Не многие знают об этом необычном месте. Обычно все идут поклониться мощам Сергия Радонежского. Но, с нами был проводник, священник, бывший ученый, военный, закончивший православную академию. Он то и открыл нам это сокровище. Рассказывают, что обычно перед дверью приходится стоять довольно долго и, что время ожидания доходит до одного часа, но нам повезло, мы ждали минут десять, и, наконец, строгий служитель окинул нас глубоким внимательным сосредоточенным взглядом и открыл эту заветную дверь, и мы вошли в Серапионову палату. Серапионова палата – это придел Троицкого собора. Она находится как бы на выходе из объема Троицкой церкви. Ты спускаешься по широкой лестнице самого Троицкого храма и у её подножия поворачиваешь направо - это сокровищница Серапионовой палаты, где находятся основные христианские реликвии, налево – Никоновский придел.
На месте Серапионовой палаты когда то была келья Сергия Радонежского, к которому здесь, по преданию, воочию являлась Богородица. Я затаив дыхание вошел в Серпионову палату… Это относительно небольшое помещение. Здесь множество сияющих надгробий, рак, мощевиков святых и религиозных артефактов: десница первомученика святого Стефана, частица мощей апостола Андрея Первозванного, мощи митрополита Московского и всея Руси Иоасафа, мощи игумена Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Новгородского Серапиона, архиепископа Дионисия, архимандрита Радонежского, ученика Патриарха Ермогена, глава святителя Исаии Ростовского, крест с частицей Крови Господней, кость св. великомученика и целителя Пантелеимона, мощи святителя Николая, Марии-Магдалины, частица ризы Богородицы, крест-мощевик преподобного Сергия… Их очень много, есть даже мощи Вифлеемского младенца…
19а
Источник
Ощущения от этого места сложно описать, это реально чувствуется даже скептиком. Особенно меня потрясла энергетика, исходящая от десницы святого Стефана. Это было так неожиданно, что я ощутил внутри какой-то необычный энергетический отклик, неведомое понимание и откровение, чувства переполняли, эмоции зашкаливали… И, самое удивительно, что палату наполняло неуловимо тонкое глубокое и неописуемое словами благоухание. Именно этот аромат, только более густой и насыщенный, я ощутил, находясь рядом с Троицким храмом.
20.
Источник
Касаясь каждой реликвии, насколько это было возможно, я просил о помощи, о здоровье, о счастье, радости, любви, о творческом самовыражении, о божественного благословении… Словами всех ощущений и эмоций не предать - пребывать в этом месте - это как находиться в неведомом восхитительном трансовом состоянии, когда приоткрываются все тайники твоей души, которые заполняются чудом, благодатью и благословлением…. Хочу отметить один любопытный момент. Немаловажным для меня было попросить и о денежном благополучии, ну как тут не попросить?) Но находясь у этих святынь, почему-то воззвать об этом мне не удалось, мой внутренний голос души даже не находил таких слов, как будто я забыл, что просить, как будто кто-то неведомый приложил в это мгновение свой палец к моим губам в знак молчания. И, действительно, ведь это же все мирское, наносное и вторичное..., но а остальные темы моих просьб, тем не менее, находили свой чудесный отклик. Контакт со св. Стефаном меня несказанно поразил и удивил. О святом Стефане я никогда не слышал, разве что случайно, и мне было любопытно разобраться, кто же такой этот святой, кто так особенно отозвался на мои просьбы.
21.
Источник
Оказывается, это был первый мученик-христианин, кто пострадал самым первым за свою веру, среди всех значимых фигур древних христиан. Стефан был и первым из семи призванных архидьяконов, то есть тех людей, кто осуществлял организующие и социальные функции в своём служении. Первые апостолы уже не справлялись с организацией мероприятий помощи сиротам, вдовам и бедным, принявшим христианство, и эти первые дьяконы были своеобразными распорядителями и людьми, кто принимал на себя мирское взаимодействие с народом и занимался поддержанием порядка и справедливости. Но Стефан не ограничивался этим служением и истово проповедовал в Иерусалиме, творил знамения и чудеса, за что и был схвачен. Он происходил из так называемых «эллинистов», евреев проживающих вне Святой земли, и как раз, эта местная еврейская диаспора и предала его Синедриону – в то время высшему иудейскому судебному органу Иерусалима, как богохульника и религиозного экстремиста. К тому же, к этому процессу были подключены и ряд лжесвидетелей..., как всё знакомо!... Стефан вел себя очень достойно, спокойно и аргументированно апеллировал разъяренным иудеям, показав на примере Ветхого завета, что они всегда противились Богу, поносили и убивали его пророков, и даже впал в теофанию – религиозный экстаз с духовными видениями Иисуса, что окончательно спровоцировало его соотечественников. Не дожидаясь окончания суда, иудеи бросились на Стефана, толпой выволокли его за Северные ворота Иерусалима и забросали камнями до смерти…
22.
Источник
Мощи св. Стефана были обретены только через четыре века после его смерти – в 415 году. Это чудная история была описана палестинским священником Лукианом. В своем «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана» Лукиан пишет, что место захоронения ему указал некий Гамалиил, близкий друг Стефана, явившейся Лукиану во сне и рассказавший как он захоронил останки Стефана в своём имении недалеко от Иерусалима и указал в точности это самое место. Лукиан сообщает, что при вскрытии мощей Стефана воздух наполнился благоуханием, и по всей округе сразу же исцелилось 73 больных и одержимых… Мощи св. Стефана распространились по Европе, Африке, часть их осталась в Иерусалиме. Повсюду мощам св. Стефана следовали исцеления и являлись чудеса, зафиксированные во множестве рукописных свидетельств тех времен. Десница (кисть правой руки до локтя) святого Стефана попала в Иерусалим, а оттуда её привез А.Н. Муравьев в Троице-Сергиеву Лавру в 1850 году.
Как я и говорил, святой Стефан явил мне особое сильное духовное переживание в Серапионовой палате. Однако, выделять его среди других реликвий я бы не стал, это было лично моим ощущением и именно моими индивидуальными эмоциями. В целом палата произвела неизгладимое впечатление и инициировала множество глубоких откровений и потрясений, очевидно, во многом до конца так мной и не осознанных до сих пор. И, ещё раз, отдельно, хочу сказать, что Серапионова палата наполнена уникальным небесным и совершенно неповторимым благоухающим ароматом. Причем этот запах такой тонкий и изысканный, что я бы не стал даже говорить о том, что где то находится его локальный источник. Я неплохо разбираюсь в самых разных ароматах и запахах, и могу сказать, что даже, все-таки, с точки зрения скептика, это не совсем земной аромат, в нем неуловимо угадывается нечто более глубокое и возвышенное, нежели просто, к примеру, мирра как благовоние… Напротив Серапионовой палаты находится Никоновский придел Троицкого храма, построенный в 1548 году над гробом Никона Радонежского, преемника преподобного Сергия Радонежского. Здесь хранятся мощи Никона Радонежского, камень Гроба Господня, камень гроба Пресвятой Богородицы и другие значимые православные реликвии.
Время пролетело незаметно, было пора уходить и, поблагодарив строгого служителя, мы покинули это уникальное место. Эмоций и чувств было столько, что они переполняли всё моё естество. Требовалось отдохнуть и осмыслить произошедшее. Для посещения Успенского собора уже не было ни сил ни возможности – я опасался смешения столь чутких и одновременно мощных чувственных откровений. Мы сделаем это в следующее своё посещение Лавры…
23.
24.
25.
Наконец, обменявшись друг с другом своими чувствами и мыслями, мы отправились в паломническую Трапезную Лавры и отобедали там с превеликим удовольствием. Неприметная небольшая монастырская трапезная находится в сводчатом подвале прямо рядом с главным входом в Лавру. На стене висит маленькая иконка Сергия Радонежского. Все паломники перед трапезой и после молились Сергию и благодарили его за помощь и духовное руководство... Да, необычный опыт!
Наконец, насытившись постным и таким необычайно вкусным обедом, мы покинули Лавру в величайшем воодушевлении, непрерывно обмениваясь все новыми и новыми впечатлениями.
26.
27.
Нам порекомендовали посетить находящийся рядом с Лаврой Святой Сергиевский источник – Пятницкий колодец, что на берегу реки Кончуры. Он находится в красивой и необычной часовне Параскевы Пятницы, возведенной в 17-м веке напротив Храма Великомученицы Параскевы, что на спуске Блинной Горы от Троице-Сергиевой Лавры.
28.
По преданию этот источник был открыт самим Сергием Радонежским. Часовня круглая в плане, и возведена над родником, оформленным как круглый колодец. Колодец закрыт. Над ним находится круглая емкость и металлический крест. Святая вода подается эпизодически с помощью электрического насоса и льется из креста двумя струями. В часовне как-то необычно уютно и легко. Служительница необычайно приветлива и с готовностью помогает набрать святой воды и рассказывает о продающихся здесь редких ароматических маслах, мирре, ладане и других благовониях из Нового Афона…
29.
На этом наше паломничество в Троице-Сергиеву Лавру подошло к концу. Поднявшись на высокий холм я с восхищением охватил открывающуюся завораживающую панораму Троице-Сергиевой Лавры. И, хотя тотальная реставрация «Балтстроя» скрыла от моего взора такие желаемые ракурсы для фото съемки, внутренними зрением я видел перед собой эту жемчужину Святой Руси, её бессметную душу, воплощенную в белом камне, пребывающую здесь в Сергиевом Посаде, духовном центре России.
Так выглядит со стороны Троице-Сергиева Лавра сейчас.
30.
А ранее Троице-Сергиева Лавра выглядела так, думаю, что она станет ещё более красивой и величественной.
31.
Источник
Источники:
Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: нажать сюда
Официальная страница Паломнического центра Свято-Троицклй Сергиевой Лавры в фейсбук - удивительно то,
что обновление визуальной и текстовой информации осуществляется оперативно каждый день: кликнуть здесь
Информация, в Википедии о святом Стефане, и довольно подробная: щелкнуть сюда
© Vladimir d’Ar
мощи, иконы, храмы. Свято-Троицкая Сергиева лавра
Святой Сергий Радонежский – иеромонах Русской Церкви, основатель монастырей, среди которых всем известная Троице-Сергиева лавра. Этого святого не зря называют защитником земли Русской, он приложил все усилия к ее объединению для решительного отпора вражеским завоевателям. С его именем связано возникновение духовной культуры Святой Руси, он стал основоположником русского старчества, с ним возобновилось монашество, которое начинали великие подвижники Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В XV веке Сергий Радонежский был причислен к лику святых. И прежде чем ответить на волнующий многих вопрос о том, мощи Сергия Радонежского где находятся, окунемся сначала в историю жизни этого великого святого.

Житие
Богоносный отче родился 3 мая 1314 года в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Марии (которые тоже были канонизированы) в Ростове. Правда, звали его тогда Варфоломей. Сам Господь выбрал его для служения людям. Беременная Мария, стоя на службе в храме, вдруг трижды из чрева своего услышала крик младенца, слышали и люди, окружавшие ее, и сам священник, который сразу понял, что скоро появится на свет истинный служитель православной веры.
В юном отрочестве Варфоломея отправили на учебу в школу, но слабая память не давала ему возможности хорошо учиться. Однажды, гуляя по дубраве, он увидел старца-инока, который был похож на ангела, тот и благословил его на хорошую учебу. Варфоломей много времени уделял чтению Священного Писания, он хотел посвятить свою жизнь Богу и стать иноком, но, пока были живы родители, дал себе зарок.
Вскоре вся их семья переехала из Ростова в Радонеж, где через некоторое время родители преставились перед Господом. В 1337 году Варфоломей раздал все свое имущество и вместе с братом Стефаном, который уже был иноком Покровского монастыря, поселился на безлюдном холме Маковец. Брат вскоре не выдержал суровой жизни в дикой глуши и вернулся к братии обратно.
Варфоломей остался один, тогда ему было 23 года. Однажды к нему пришел иеромонах Митрофан, который и благословил его на монашество с именем Сергий.
О благочестивом иноке очень быстро узнали в округе, и к нему потянулись другие монахи. Вместе они стали строить небольшую часовенку в честь Святой Троицы. Затем с Божьей помощью был построен монастырь. Смоленский архимандрит Симон как-то раз специально заехал к ним и оставил братии драгоценные дары на расширение монастыря и сооружение большой церкви.

Свято-Троицкая Сергиева лавра
С 1355 года с благословения Константинопольского патриарха Филофея в монастыре отца Сергия Радонежского был принят общежительный устав. Очень скоро Свято-Троицкий монастырь стал центром московских земель, поддерживаемый князьями. Именно здесь Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского (21 сентября 1380 г.).
Преподобный Сергий отдал душу Господу 25 сентября 1392 года. Он предчувствовал это и заранее собрал братию, чтобы благословить на игуменство своего ученика - умного и опытного преподобного Никона.
Святой Сергий Радонежский сыграл огромную роль в объединении Руси. Он сделал буквально невозможное – примирил две на то время враждующие религии. Он объяснил ведическим руссам, что вера в Иисуса Христа с западным христианством не имеет ничего общего и что Христос не учил крестовым походам, разрушению ведических идолов и сжиганию еретиков на костре. Он объяснил всем, что сейчас совсем нет времени для вражды, когда с Запада идет такое извращенное христианство. Эти псевдохристиане под прикрытием имени Христа творят самые гнусные преступления. Святой Сергий Радонежский был настоящим печальником земли русской, он всегда молился за Русь, чтобы не одолел ее недремлющий враг окаянный.

Крепкие стены монастыря
В знаменитом Свято-Троицком монастыре крестились наследники царского престола Василий III и Иоанн Грозный. Вскоре эта обитель превратилась в оборонительную крепость, которую обнесли каменными стенами с 12 башнями. Иоанн Грозный лично руководил строительством. Все это потом пригодилось при защите от войск Лжедмитрия II.
В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор мощной многотысячной армии поляков под предводительством воевод Сапеги и Лисовского. Тогда русскими воеводами были князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Они беспрестанно молились и знали, что им всегда помогает святой Сергий Радонежский. Мощи его они хранили как зеницу ока. У гроба святого старца все целовали крест и клялись, что ни за что живыми не оставят свою обитель.

В любом храме всегда можно найти образ преподобного старца Сергия. Его икона передает нам взгляд глубокий, полный смирения и мудрости. 3 мая/16 мая 2014 года отмечалась великая дата – 700-летие со дня рождения святого Сергия Радонежского, которого уже при жизни все считали святым. Его уважали разные правители, князья, бояре и простой люд.
Многих не зря интересует вопрос: «Икона Сергия Радонежского в чем помогает?» Люди с искренней молитвой обращаются к лику святого, чтобы получить защиту и помощь в неприятных жизненных обстоятельствах. А родители просят у него за своих детей, чтобы они хорошо учились, были воспитанными и добрыми и никогда не попадали под чье-то дурное влияние.

Помощь молитвенника
Никого не оставляет безутешными преподобный Сергий Радонежский: мощи его обладают той силой, которая способна исцелять. Монахами монастыря описано огромное количество случаев чудотворного исцеления.
Он заставляет каждого задуматься над своей жизнью и прочувствовать, а готов ли он положить за Отчизну жизнь свою, как это делали наши древние предки с подсказки святого провидца?
Настоящий оберег России от ее врагов – это Преподобный Сергий Радонежский. Мощи, к которым приезжают сотни тысяч паломников, чудодейственные и целительные.
Святой старец мирно отошел к Господу 25 сентября/8 октября 1392 года. По прошествии трех десятков лет были величественно обретены чудотворные мощи преподобного Сергия Радонежского, которые всегда хранились в монастыре, пока это было безопасно.
Многих интересует вопрос о том, как правильно прикладываться к мощам. По обыкновению, все прикладываются только к серебряному ковчегу, в котором хранятся мощи святого отца Сергия, где на уровне главы сделана специальная створка, которую иногда открывают, тогда есть возможность приложиться к покрытой голове святого.

История мощей
Тему «Сергий Радонежский: мощи» хочется дополнить одним удивительным рассказом внука священника Павла Флоренского. В Лазареву субботу перед Пасхой 1919 года должно было состояться вскрытие мощей преподобного советскими властями. Безопасная сохранность мощей оказалась под вопросом. Об этом узнал отец Павел, который устроил тайное совещание с наместником лавры отцом Кронидом, графом Ю. А. Олсуфьевым (членом комиссии по охране памятников), С. П. Мансуровым и М. В. Шиком, которые затем стали священниками. Они тайно пришли в Троицкий собор, прочитали молитву перед ракой с мощами преподобного, потом с помощью копья отделили главу святого и заменили ее головой некогда похороненного в лавре князя Трубецкого. Главу же святого Сергия временно оставили храниться в ризнице. Граф Олсуфьев после поместил главу преподобного в дубовый ковчег и стал хранить ее у себя дома (Сергиев Посад, ул. Валовая). В 1928 году он, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.
Успешная операция
В 1933 году, после того как арестовали отца Павла, Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, там он рассказал эту историю Павлу Александровичу Голубцову (будущему владыке Сергию – епископу Новгородскому), которому вскоре удалось забрать ковчег из сада графа и переместить его в Подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Там ковчег хранился до окончания Великой Отечественной. Вернувшись с войны Голубцов, передал ковчег со святыней приемной дочери Олсуфьева Е. П. Васильчиковой, которая тайно в 1946 году отдала честную главу святого Сергия Патриарху Алексию I. И он благословил вернуть ее в Троице-Сергиеву лавру, когда она вновь открылась.

Заключение
Вот теперь можно в полной мере ответить на вопрос: "Мощи Сергия Радонежского где находятся?" Они и до сих пор хранятся в Свято-Троицкой лавре. Почти каждый день помолиться святым мощам приезжают тысячи паломников. В лавре возле мощей происходят настоящие чудеса, которые не остаются без внимания и подробно записываются, чтобы каждый имел веру и надежду на исцеление.
В честь преподобного игумена Сергия построено огромное количество храмов и монастырей в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Архангельской, Тульской, Тюменской и других областях.
Чудотворные мощи преп. Кирилла и Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев, родителей преподобного Сергия Радонежского
Днями почитания считаются 31 января и 11 октября.
Молитвы читаются о налаживании благочестия семьи, содействии в формировании нравственно-религиозного характера детей.
Преподобный Кирилл и Мария были выходцами из знатного боярского рода и проживали свою жизнь в старинном Ростовском княжестве. Благочестивое семейство уже имело одного сына по имени Стефан, как Господь подарил им ещё одного сына, которого пара именовала Варфоломеем. Младшему сыну Варфоломею в будущем довелось стать преподобным Сергием Радонежским.
Праведность преподобного Кирилла и его супруги Марии славилась и была известна не только Господу. Супруги всегда были строгими блюстителями всех божественных статутов, они помогали бедным, однако особо свято берегли заповедь священного апостола Павла: «Страннолюбия не оставляйте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы». Всему этому они учили и детей своих, привязывая им идею не упускать случай пригласить к себе в обитель странствующего инока или другого утомленного паломника. До нашего времени не убереглось более подробной информации о благочестивой жизни этой счастливой пары, однако мы можем совместно со святителем Платоном заявить, что сам порожденный ими плод показал лучше всякой сладкоречивой хвалы добросердечность благословенного рода. Блаженны родители, чьи имена вечно славятся в их потомстве и отпрысках! Блаженны и дети, кои не только не постыдили, но и усилили и возвеличили почет и благородство своих отцов и именитых предков, поскольку подлинное благородство заключается в добродетели!
В конце своего жизненного пути преподобные Кирилл и Мария решили по собственному желанию принять монашество. Они устремились в Покровский монастырь, который был расположен в 3-х верстах от Радонежа, и на тот период связывавший 2 обители: для старцев и для стариц. В этом месте преподобный Кирилл и его супруга Мария провели свои последние дни, готовясь к вечной жизни. Сначала они приняли монашеский постриг, а позднее и схиму. Обремененные старостью и недугами, схимники в течение непродолжительного промежутка времени подвизались в новом звании. Примерно в 1337 г. супружеская чета с миром отошла в царство Божие.
В 1992 году Архиерейским Храмом РПЦ было постановлено причесть преподобного Кирилла и супругу его Марию к лику святых.
Святителем Филаретом Московским были написаны строки, в которых он говорит, что бессмертные мощи святых благоденствуют славой их добродетелей так, что они, часто бывая преуменьшенными в смертной жизни, обретают величество по смерти. И после кончины выказывают в себе духовную силу жизни, чудным образом источающуюся и на окружение. Иисус Христос предпочитает жить в избранниках своих даже физически, поскольку располагает их к внутреннему с Ним общению. Он поселяется в сердце и привносит в него новую жизнь. И тело, беспрерывно очищаемое аскетизмом и подвигами, даже в бренной жизни становится богоносным и переполняется силой Господней для других... А поскольку сила Христова вечна, то самоочевидно, что она, поселяясь в существ человеческих, иже Христовы суть (Гал. 5, 24), и телесам их вещает бессмертие; поскольку силе Господа нету предела, то согласно и то, что она посредством них чудодействует, когда этого соблаговолит Господь... Данное бессмертие и исцеляющая сила, которая исходит из них, учит нас благочестию и подталкивает к подражанию их вере.
Сила заступничества Богоматери, преподобного Кирилла и жены его Марии, а также их сына Сергия проявляется в дивах, которые совершались в течение всей истории Хотькова монастыря. В тяжкий для русского человека и Святой Церкви период не раз выказывалось ходатайство перед Господом за своих земных братьев преподобных Кирилла и Марию, а также их сына Сергия.
Мощи Преподобных Кирилла и Марии Радонежских находятся в Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н.
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНЫМ КИРИЛЛУ И МАРИИ РАДОНЕЖСКИМ, РОДИТЕЛЯМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦАМ
Святыни | Храм преподобного Сергия Радонежского

Никольский предел (Северный)

Сергиевский предел (южный)

Икона «Утоли моя печали» (особо чтимый образ).

Икона Иоанна Кронштадтского с частицей мощей (прядью волос).

Ковчежец с мощами Святых. Свт. Иоанна Златоуста, Мч. Мамонта, Вмч. Георгия Победоносца, Мч. Трифона, Мч. Иоанна Воина, Св. Василия Великого,Прп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Свт. Пантелеимона, Кн. Евфросинии Полоцкой, Свт. Григория Богослова, Вмч. Димитрия Солунского, Мц. Екатерины, Сщмч. Киприана Карфагенского, Прп. Иова Почаевско-го, Прп. Саввы Освященного, Мц. Татианы, Прп. Василия Парийского, Прп. Пафнутия Боровского, Мц. Варвары, Св. блгв. кн. Бориса и Глеба, Мц. Перпетуи, Св. блгв. кн. Александра Невского.

Крест с частицей Животворящего Древа.

Икона Свт. Николая XVIIв. (почитается как чудотворный образ)
Место рождения Сергия Радонежского, отзыв от туриста annaabrosimova на Туристер.Ру
Все знают самого великого подвижника земли Русской — Преподобного Сергия Радонежского.
Знают, что основал он под Москвой Троице-Сергиеву лавру, самую почитаемую и посещаемую ныне обитель. Но не о Троице-Сергиевой лавре и не о Сергиевом посаде будет мой рассказ…
Из знакомых мне людей мало кто знает, что родился Сергий Радонежский на Ростовской земле, и что есть в Ростове, в поселке Варницы, монастырь, основанный по месту рождения подвижника. Этот монастырь уникальный, т. к. нет в русских землях больше ни одного, основанного по месту рождения святого.
В июне 2012 г. мне представилась возможность побывать в этом монастыре. Это Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь.
Для начала скажу несколько слов об истории возникновения монастыря.
Варницкий монастырь был основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом на том месте, где находился родительский дом Преподобного Сергия Радонежского. Произошло это через 5-ть лет после обретения мощей святого, и были живы еще те люди, которые могли указать место, где стоял дом родителей Преподобного, благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии.
По дороге к монастырю наш гид — Николай Николаевич, сразу предупредил, что никаких старинных построек мы не увидим. Объясняется это тем, что основанный архиепископом Ефремом монастырь был деревянным и оставался таким вплоть до 18-го века. Первое каменное строение — Троицкий собор было построено в 1770 году, позже, уже в 19-м веке, на территории монастыря была построена Введенская церковь.
Судьбу Варницкого монастыря нельзя назвать простой. Все время своего существования монастырь был нищим, в 17 веке несчастный монастырь был разорен поляками, в 19 веке сильно пострадал от урагана и пожара, а в годы советской власти был практически до основания разрушен. Коммунисты уничтожили Троицкий собор, а по территории монастыря проложили автомобильную дорогу, уцелела только Введенская церковь.
Но годы поругания закончились, и в 1995 г. территория монастыря была передана церкви. Началось восстановление.
Вот что нам удалось увидеть в июне 2012 года.
Первое, что видишь, попадая на территорию монастыря — это выстроенный заново Троицкий собор.
Рядом с ним отреставрированную Введенскую церковь.
Полностью восстановленные монастырские стены и башни.
Кроме этого на территории монастыря есть две деревянные постройки.
Это восстановленный колодец с целебной водой, который был на территории монастыря с момента его основания
И деревянная часовня на месте дома Кирилла и Марии.
Надо сказать, что сейчас эта часовня стоит несколько в стороне от места, на котором стоял дом родителей Сергия Радонежского. Связано это с тем, что на месте их дома идет строительство собора в честь Преподобного Сергия Радонежского — самого значимого здания на территории монастыря. На этой фотографии, справа, видна деревянная стена, огораживающая место стройки.
Котлован и основы фундамента я фотографировать не стала, а вот свою лепту в строительства собора я внесла…
Сегодня для всех желающих есть уникальная возможность заложить в стены собора свой именной кирпич. Сделать это можно следующим образом: во Введенской церкви в обмен на пожертвование Вам выдадут сертификат на именной кирпич и маркер; сертификат Вы заберете с собой, а маркером напишите свое имя на одном из кирпичей, сложенных у входа в церковь.
Но это еще не все, ради чего путешественнику стоит заглянуть в Варницкий монастырь.
Если выйти за стены монастыря со стороны Введенской церкви, то можно увидеть Поклонный крест.
Этот крест установлен на том месте, где отрок Варфоломей (так в миру звали Сергия Радонежского) встретил святого старца…
Предание гласит:
«Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, но учеба ему никак не давалась. Очень скорбели и печалились по этому поводу и родители его, и учитель, и сам отрок Варфоломей.
И вот однажды отправил отец Варфоломея искать заблудившихся лошадей. На поле отрок увидел молящегося под дубом неизвестного святого старца. Старец спросил Варфоломея: „Что ищешь и чего хочешь, чадо?“ Отрок сказал: „Душа моя желает более всего знать грамоту. Ныне скорбит душа моя, так как учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Ты же, святый отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте“. Старец помолился и дал отроку кусочек просфоры со словами: „Возьми это и съешь, — это тебе дается знамение благодати Божией и понимания Святого Писания“. И случилось удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал читать псалмы очень хорошо и стройно, и с того часа он хорошо стал знать грамоту.»
Сцена встречи Варфоломея со святым старцем изображена на картине художника Михаил Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Подойдя к Поклонному кресту, я увидела, что кто-то заботливой рукой прикрепил к кресту открытку с репродукцией этой известной всем картины.
Когда я смотрела на эту открытку, аккуратно прикрепленную к деревянному кресту канцелярскими кнопками старого образца, у меня комок подкатил к горлу…. Этот крест и эта открытка на нем запали мне в душу, стали самым сильным впечатлением от Варницкого монастыря.
Мы вернулись в стены монастыря, и пошли к воротам, через которые в первый раз заходили. Николай Николаевич обратил наше внимание еще на одно здание — это надвратная церковь Кирилла и Марии. На фотографии она видна сразу за деревянной часовней.
При выходе мое внимание привлекло еще одно строение, очень нелепо выглядящее на фоне восстановленных церквей и ухоженной территории. Это здание напомнило мне о былой нищете, разрухе и запустении царивших в монастыре еще совсем недавно.
Варницкий монастырь оставил по себе светлое воспоминание и щемящее душу чувство.
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе — Википедия
Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, что в Гонной — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии.
Храм расположен в Таганском районе Центрального административного округа Москвы (Николоямская улица, дом 57—59). Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь преподобного Сергия Радонежского, в честь святителя Николая.
Рогожская ямская слобода[править | править код]
Храм преподобного Сергия Радонежского расположен на Николоямской улице. Эта улица получила своё название по расположенному на ней храму «Николы на Ямах». Ямами в то время называли почтовые станции с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. В 1595 году Борис Годунов устроил такие почтовые станции на всех московских заставах. Из Рогожской ямской слободы дорога уходила на Владимир и Нижний Новгород, а первой почтовой станцией было село Рогожи (известно с 1389 года, современный Ногинск).
В XVII веке район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме ямской слободы здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив храма преподобного Сергия стоит храм святителя Алексия, основанный в начале XVII века.
В 1740-х годах, по соседней площади — Рогожская застава, прошла таможенная граница Москвы. В конце XVIII века, после сильнейшей эпидемии чумы в Москве, у Рогожской заставы, за территорией города была организована старообрядческая община. Рогожская старообрядческая община совместно с Преображенской являлись крупнейшими старообрядческими общинами у восточных границ Москвы.[1][2]
Основание храма[править | править код]
На рисунке 1840-х годов видна старая шатровая колокольня, в 1864 году её заменили на новую трёхъярусную.Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской ямской слободе (или в гонной) в начале XVII века, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году. Главный престол храма был освящён в честь Святой Троицы. Вероятно по причине наличия в Москве большого числа храмов называвшихся Троицкими этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящён в приделе. На выбор названия также оказал влияние расположенный рядом Андроников монастырь, первым игуменом которого являлся ученик преподобного Сергия — Андрони́к.
Строительство храма[править | править код]
Как и у многих других московских церквей различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Она была построена в 1796 году и являлась частью предыдущего каменного храма, который очень сильно пострадал во время московского пожара 1812 года и нуждался в перестройке.
Нынешнее здание храма было построено в 1818 году на средства прихожан. По воспоминаниям, значительную часть своего состояния вложил в это строительство статский советник Гавриил Петрович Смольянский, который был в этой церкви старостой. Свой окончательный вид основной объём храма получил после реконструкции 1834—1838-х годов, проведённой архитектором Ф. М. Шестаковым. Современная трёхъярусная колокольня была построена в 1864 году. Интерьер храма был расписан в 1876 году изографом А. С. Рогожкиным, а самые поздние росписи относятся к началу XX века. В 1900 году интерьеры храма были отделаны архитектором И. Т. Барютиным.
По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых в приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Также храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к православной церкви, и поэтому следили за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами были богато украшены.
С этой же целью в 1899 году при храме было освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек. Также здесь проходили концерты духовной музыки. При храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве.[1][2]
Советский период[править | править код]
В 1922 году из храма было вывезено более 5 пудов серебряной утвари и других церковных ценностей. Примечательно, что в 1924 году регентом храма служил церковный композитор священник Василий Зиновьев. Храм преподобного Сергия был закрыт в 1938 году. Перед самым закрытием из храма удалось спасти несколько древних икон. Так, например, чудотворная икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» была передана в храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, где она находится и в настоящее время. Однако бо́льшая часть икон и всё церковное убранство были уничтожены во время разграбления храма, которое сопровождало его закрытие. Старинные иконы и церковное убранство рубили топорами и сжигали на костре. В костёр были отправлены также церковные книги и бесценные ноты для слепых.
В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе варварской эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб. Стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.
В 1985 году храм был передан расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре Музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В здании храма решено было устроить экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы.
В 1991 году храм преподобного Сергия был передан Русской православной церкви. Храм был освящён 4 декабря 1991 года[1][2].
- Протоиерей Валентин Радугин, почётный настоятель.
- Протоиерей Александр Михеев, настоятель храма.
- Протоиерей Алексий Кузнецов, штатный клирик прихода храма.
- Диакон Константин Афонин[3]
-
Храм Сергея Радонежского
-
Храм Сергея Радонежского
Усыпальница рода Сергиева в Хотьково
Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских являются главной святыней Покровского женского монастыря в Хотьково. Почитание родителей преподобного Сергия, закончивших свою жизнь в этой обители, зародилось почти одновременно с почитанием самого Сергия Радонежского. Под резной деревянной сенью над ракой в Покровском соборе можно также увидеть интересную икону «Рода Сергиева». На этом образе помимо Сергия, Кирилла и Марии изображены еще пять его родственников. Эта святыня олицетворяет влияние семьи на путь великого русского святого.
Три фигуры на переднем плане иконы «Рода Сергиева» имеют нимбы над головами. Слева от изображения гроба Кирилла и Марии стоит их сын Сергий Радонежский, в центре в архиерейском облачении – их внук ростовский святитель Феодор, а справа старший сын – преподобный Стефан. Фигура третьего сына Петра находится справа и без нимба. На втором плане с левой стороны стоят две женщины: одна в желтом, а другая в красном платье. Это жены сыновей – Анна и Екатерина.
Не будет преувеличением сказать, что именно в Хотьково началась история знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Из жития Сергия Радонежского, составленного монахом Епифанием в XV веке, нам известно, что отец преподобного был знатным боярином из Ростова. В силу обстоятельств Кирилл со своей женой Марией и тремя сыновьями: Стефаном, Петром и Варфоломеем – будущим Сергием – вынужден был переселиться из Ростова в село Радонеж. Когда дети выросли, супруги решили по старинному обычаю принять монашеский постриг, чтобы достойно подготовиться к смерти. Для этого Кирилл и Мария выбрали Покровский монастырь в Хотьково, который находился недалеко от их дома.
Хотьковский монастырь выделялся тем, что в нем могли вместе жить монахи и монахини. Такие монастыри существовали на Руси вплоть до царствования Ивана Грозного, когда согласно соборному определению инокам и инокиням было запрещено жить в одной обители. Таким образом, Кирилл и Мария, уйдя в монастырь, можно сказать, не расставались друг с другом и после кончины были погребены вместе. Старший сын благочестивых супругов Стефан, хотя и женился, также был склонен к монашеской жизни. Его жена Анна рано умерла, поэтому Стефан решил постричься в монастыре в Хотьково, куда прежде ушли его родители. Двух малолетних сыновей он, вероятно, отдал на воспитание в семью брата Петра.
Вскоре после кончины родителей к Стефану в Покровскую обитель пришел его младший брат Варфоломей, который также желал иночества. Он убедил Стефана уйти в лес в более уединенные и безлюдные места. Тогда в Хотьково, можно сказать, и зародилась мысль двух братьев-пустынников основать Троицкий монастырь. Варфоломей и Стефан покинули Покровскую обитель и, исследовав разные места, остановились в десяти верстах от Хотьково на холме Маковец, где срубили церковь в честь Святой Троицы. Стефан, будучи одним из основателей знаменитой в будущем обители, вскоре покинул младшего брата и уехал в другой монастырь. Сын Стефана Иоанн позже последовал примеру дедушки и бабушки, отца и дяди и также стал монахом. Он известен в церкви как святитель Феодор. Считается, что по просьбе своего дяди и учителя святого Сергия Радонежского он участвовал в создании Симонова монастыря в Москве, а, став епископом, переехал в родной для семьи Ростов.
Могила родителей преподобного Сергия стала объектом народного почитания с очень давних времен, хотя формально общецерковное признание Кирилла и Марии Радонежских святыми состоялось лишь в 1992 году. Их могила с XIV века находилась в Покровской церкви. Эта церковь не раз перестраивалась в течение веков. Дошедшее до нас каменное здание собора было построено в 1816 году. Могила преподобных находится сегодня внутри Покровского храма в трапезной части с правой стороны. О том, что народное почитание радонежской четы началось задолго до официальной канонизации, свидетельствует богато украшенная сень над их гробом, которую можно увидеть на дореволюционных фотографиях Покровского собора.
В период закрытия монастыря в XX веке останки были вынесены из церкви и погребены в земле недалеко от Покровского собора. С момента восстановления монастыря в 1992 году мощи родителей Сергия вернулись в храм, а на монастырском погосте установили памятную плиту, с указанием места, где они покоились в советские годы. Там же на погосте в 2010 году был установлен красивый резной каменный крест с барельефными изображениями Иисуса, ангелов, предстоящих святых, а также Кирилла и Марии Радонежских. Из надписи на этом кресте мы узнаем, что в Хотьковском монастыре помимо родителей преподобного были погребены и другие его родные: старший брат Петр, племянник Климент и две невестки Анна и Екатерина.
Паломники в старые времена имели негласный обычай перед посещением Троице-Сергиевой лавры и гроба радонежского праведника, обязательно зайти в Покровский монастырь в Хотьково, чтобы поклониться родителям преподобного. Такая последовательность паломнического пути была вполне логична для богомольцев, двигавшихся из Москвы, ведь Хотьково располагалось прямо на их пути в Сергиев Посад. Более того, сама планировка монастыря и сейчас представляет собой вытянутый прямоугольник. Все храмы и постройки группируются не вокруг какого-то главного собора, а по обеим сторонам своеобразной центральной «улицы» обители, которая в старину являлась одновременно отрезком длинного паломнического пути в Лавру.
Совсем другой маршрут был у паломников северо-востока страны, которые двигались, например, из Ярославской губернии. Им по пути был ближе сам Троицкий монастырь с мощами Сергия, а не Хотьково. Однако народное убеждение, что прежде нужно обязательно поклониться гробу родителей святого и испросить у них символического благословения, оказывалось сильнее логики маршрута. Эти богомольцы, достигнув Сергиева Посада, проходили мимо стен Лавры и делали лишние десять верст до Хотьково. Только после поклона преподобным Кириллу и Марии они возвращались обратно к Лавре.
Сегодня архитектурной доминантой монастыря является Никольский собор, построенный в 1904 году архитектором Александром Афанасьевичем Латковым. Более старый Покровский собор, где покоятся мощи родителей Сергия, после постройки второго храма оказался как бы в тени массивного здания из красного кирпича, напоминающего чем-то византийскую греческую архитектуру. Александр Латков до революции в течение двадцати лет был лаврским зодчим. Им были построены многие здания в Троицкой обители и ее скитах. Любопытная постройка Латкова сохранилась в Москве недалеко от метро Римская. Речь идет о часовне «Проща» Спасо-Андроникова монастыря, которая стоит, зажатая с двух сторон магазинами и кафе, на улице Сергия Радонежского. По преданию, часовня была поставлена на том месте, где святой Сергий попрощался со своим учеником Андроником, поручив ему возглавить Спасский монастырь на реке Яузе.
Сергий Радонежский-святые места и источники Сергия
О жизни одного из любимейших святых на Руси Сергии Радонежском написано много книг, картин, а из уст в уста передаются рассказы и предания, которыми так богат наш народ. Отчего-то на Руси всегда любили былины, сказы и сказки. Может быть потому, что в сказках мы узнаем те Заветы, которые нам хотели передать наши великомудрые Предки?Документированных сведений о нём очень мало. Житие святого Сергия Радонежского первоначально составлено Епифанием, учеником Сергия, около 1418 г., потом сокращено Пахомием Логофетом (1458–1471), жившем в обители преподобного Сергия. Даже точной даты рождения не известно, по предположениям 1314 г.
Вот и решили мы оглядеть места, где Сергий нёс своё Духовное служение всей Руси Святой, где князья приходили, да совет просили, где Свет Свободы и Единения растекался даже по окраинам, ибо Слово Сергия всегда было подтверждено его деяниями.
Село Радонеж — древнейшее славянское поселение. Скорее всего, Радонеж был основан в 11 веке, а его название представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег.
В 1330 году в Радонеж переселились родители преподобного Сергия — Кирилл и Мария. Там и прошли молодые годы Варфоломея Кириллова, откуда после смерти родителей в 1337 г. он со своим братом Стефаном отправился в глубину лесов, в 10 верстах от Радонежа, приняв монашеский постриг и имя Сергий.
У подножия горы, на которой ныне стоит Преображенская церковь, а ранее стоял дом родителей отрока Варфоломея бьёт источник, который народ называет Сергиевым. Там же ещё есть родники, питающие маловодную, но очень чистую речку Пажу, приток реки Вори.

Недалеко от церкви Преображения Господня стоит памятник Сергию Радонежскому, установленный в 1988 г. Он представляет собой трёхметровую фигуру старца, в центре которой высечено рельефное изображение мальчика с образом Троицы в руках.
