Квадраты в иркутске где находятся


Прогулка по Иркутску: набережные, зодчество, навигация, заборы и трамваи: gre4ark — LiveJournal

Я тут узнал, что иркутяне на нас обижены! Потому что к ним приезжает больше китайцев, чем россиян - из европейской части России летят либо в Новосибирск и Красноярск, либо сразу во Владивосток. Многие, кто приезжает сюда ради Байкала, сразу из аэропорта уедут на озеро, минуя Иркутск. Вот и получается, что красивый и интересный город остаётся в стороне.

Впереди ещё будут детальные посты про Иркутск, а пока давайте посмотрим небольшой обзор города.

Набережные

Вокруг Иркутска много воды и это замечательно! Сложно придумать что-то лучше, чем город у воды - это жизнь и гармония. В городе есть разные набережные. Асфальтовый плац за жд вокзалом:

Найди на фото общественную зону:

Есть творчество местных жителей:

В наличии привычные глазу советские набережные из дорожек, зелени и оградок. Фотографий я не сделал (спасибо дождю за это), но зато на них стоят восстановленные Московские ворота с ужасной железной дверью в проходе.

В другом конце города в рамках застройки набережной сделали дома человеческого размера и встроенные помещения на первых этажах. Вжух, и место стало живым:

Что интересно - это место изолировано от города: сюда не подойти пешком и тут не ходит общественный транспорт. Зато здесь локально появился мини центр из активностей и точек отдыха:

Тут даже сделали безбарьерную среду! А ведь месту около 10 лет:

Променад к человейникам. Чтобы вы понимали, проекты застройки не видят друг друга. Проезды и улицы каждого из жилых комплексов обрываются на границе проектирования и не связаны между собой. Типичная архитектурная практика в России - не видеть контекста и не смотреть в будущее.

Если бы в городе работал дизайн-код вывесок и был контроль за летними верандами, то место выглядело бы значительно лучше. Фонарь наладить тоже не помешало бы.

Сама набережная оторвана от кафешек парковкой. Это грустно - лучше было бы убрать проезд за дома, соединив фасады с водой. Хотя, как говорят, изначально на месте красивых дорожек должен был быть ещё ряд домов, но не срослось и девелоперу пришлось импровизировать.

А могло быть как в Красной поляне:

Это одно из немногих мест Иркутска, куда не дошли заборы. И это прекрасно - набережные должны контактировать с водой!

Другое место. Здесь был пустырь с шашлычкой и зоной для алкашей с наркоманами, а сейчас это пляж. Проект совсем свежий. Было - стало:

Одна из главных проблем российских городов - моноцентричность и монотонность застройки. Поэтому очень важно создавать точки притяжения вне центра города, чтобы запустить преобразование округи. Сначала здесь будут отдыхать мамы с детьми, потом подтянутся остальные жители, скоро это место станет интересно для бизнеса и создания рабочих мест, потом откроются новые заведения (разнообразие порождает разнообразие!) и так далее. В итоге уже не унылый спальный район, а смешанная зона со всеми благами города.

Необычная детская площадка - отсылка к стоящему рядом ледоколу:

Раньше в этом месте загорали местные жители на бетонных плитах дикарями, теперь здесь можно будет нормально ходить и загорать в нормальных условиях:

На крыше павильонов создали лабиринты из заборов:

Интересная задумка, но реализация выглядит печально и отторгающе:

Заборы

Забор - самая варварская и индивидуальная деталь российских городов. В рамках безопасности головного мозга их ставят при любой возможности в огромных количествах. Когда-нибудь потомки посчитают, сколько денег их деды выкинули зря, ведь к безопасности заборы не имеют никакого отношения. Если люди перебегают улицу, то нужно делать переходы и не давать водителям ехать слишком быстро по улице, а не стараться загонять людей как стадо. Люди умнее овец, поэтому заборы ломают или перепрыгивают через них.

Привет подземным переходам!

Вас мы тоже когда-нибудь зароем - переходы в городе должны быть наземные, а под- и надземные нужно делать на трассах. Иначе это провоцирует аварийность и сжирает слишком много денег из бюджета. Эффективность подземных переходов в действии:

Что интересно - люди, ответственные за подземные переходы, понимают их античеловечность, но пытаются исправить сложившийся за миллионы лет человеческий инстинкт экономить энергию с помощью заборов. Можно долго бороться с ветряными мельницами, а можно реально повышать безопасность улиц.

подземный переход в 20 метрах от дырки в заборе

Вернёмся к городским деталям. Иркутские заборы никогда не спутаешь с московскими или красноярскими - в дизайн вшит бурятский орнамент и они оранжевые:

На днях я уже писал о городской мебели и допустимых цветах. Если опустить их целесообразность в принципе, то они должны быть хотя бы чёрными.

В некоторых местах заборы даже покрасили в нормальный цвет. Но руководствовались, видимо, запасами краски на складе, а не визуальным влиянием на среду.

Ну и приятный бонус для жителей:

По сложившейся традиции, заборы делают у луж:

Здесь люди-негодяи ходили не под 90 градусов, а срезали немного по земле. Забор исправил ситуацию:

Деревянное зодчество

Иркутск знаменит своим деревянным зодчеством. Таких красивых и разных наличников я не встречал даже в Вологде, так что хвалят за дело. Увы, но до драконов на домах я не дошёл, а центральные районы осматривал ночью - поэтому фотографий мало (мне стыдно).

В Иркутске сохранились не просто отдельные дома - здесь осталась квартальная деревянная застройка. Более того, здесь поняли её ценность и перестали сжигать или сносить. Уникальная ситуация для России.

В городе даже научились восстанавливать старые дома и очищать их от мусора. Но ещё есть над чем работать:

Про иркутский опыт реновации с деревянными домами пост будет позже ;)

А современная застройка по большей части полное дно:

Ч - человейники. Удивительно, как в городе с богатой архитектурной историей умудряются строить такое:

Дом элитный, а сделать двор без парковки не смогли. Стыдно должно быть - в Москве уже обычные дома вводят с безопасными и комфортными дворами.

Навигация

Иркутск один из немногих городов России, где создана единая система навигации:

Навигация создана именно для пешехода и учитывает его потребности: отображения ареала доступности, точки притяжения, переходы и прочие вещи, которые вы не найдёте в Яндекс-навигаторе или Гугле. Хотя размещение навигации часто вызывает много вопросов к мэрии:

Нижняя часть сделана для мини-людей, но когда город забывает вкопать стелу - получается нормально:

Сбоку номер обратной связи, а блоки панелей можно менять без переделки всей стелы:

В систему включена туристическая информация. Кстати, у Иркутска есть свой шрифт для кириллицы и латиницы. С китайским не получилось, но даже без этого это хорошее достижение для айдентики города.

Транспортная навигация на остановках. Весь город поделён на зоны и можно понять, куда ты можешь уехать. Плюс схема маршрутов и карта округи. В России всего два города, которые смогли сделать подобное: Москва и Иркутск.

Сверху как раз квадрат города с зонами, где вы находитесь. Хорошая штука. Предложение для создателей навигации: не хотите рассказать моим читателям, как это всё было сделано? ;)

Ещё в городе есть туристический маршрут в виде краски по асфальту с обходом всех попсовых мест. Его я старательно избегал.

Трамваи

Общественный транспорт курильщика:

... и любителя здорового образа жизни (но с походами в бар и вредной пищи):

Иркутск молодец, что сохранил трамвай и поддерживает его - это весьма популярный вид транспорта в городе. Но долгие годы без поддержки видны сразу: подвижной состав старый и не отвечает современным требованиям, пути в плохом состоянии, нет приоритета проезда, остановки больше похожи на свалку профнастила и так далее.

Можно долго говорить о том, каким должен быть общественный транспорт в целом и трамвай в частности. На это часто любят отвечать «а где взять деньги». Подсказываю - сдайте заборы в утиль и перестаньте ставить новые - сразу появятся деньги на обновление остановок и строительство платформ для безопасной посадки.

Сейчас в городе ходит 7 маршрутов, хотя можно спокойно обойтись 3-4. Это позволило бы уменьшить интервалы и поднять выручку, но для этого нужны билеты с бесплатной пересадкой и удобный хаб.

Недавно в Иркутск приехало несколько московских трамваев. Как житель Москвы, я крайне рад, что эти вёдра с гайками уехали из города. Но для Иркутска хочется чего-нибудь получше - сделать из этих гробов на колёсах что-то красивое при всём желании не выйдет.

Кстати, тут убрали турникеты и стали принимать бесконтактные карты!

Ещё повесили шторы. Сразу видно, что нет общего требования к качеству перевозок. Все эти улучшайзинги в виде штор, плакатов, наклеек адидас и прочего креатива водителей и кондукторов портят впечатление от общественного транспорта. Должен быть единый стандарт к оформлению салона и сотрудников. Тут можно сравнивать крупную сеть супермаркетов и ларёк у дома - не просто так сети следят за внешним видом помещения и сотрудников - это доверие и расположение покупателей. В случае водителей, окно ещё позволяет наладить социальный контроль - разговаривать по телефону или курить не так хочется, когда за тобой смотрят. Поэтому водители и не любят камеры и прозрачные стенки - поэтому они так нужны.

На центральных улицах и мосту пути закрыты для автобусов. Впервые такое встретил. Сразу понятно, что у кого-то проблемы с маршрутной сетью - много дублирования.

А в конце - иркутский котик!

Поделиться записью:

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Мои путешествия

В Иркутске построили башню «Небо». Чем застройщик решил удивить Приангарье | Статьи

Скалодром и уютный островок с лежаками

Презентация башни «Небо» запланирована на 16:00. Я спешу — хочу прийти пораньше, чтобы первой пройтись по этажам этого уникального жилого дома. Башня расположена на въезде в квартал «Стрижи», за микрорайоном Первомайский, всего в нескольких минутах езды от одного из крупных торговых центров города, и, безусловно, отличается от объектов, построенных в городе.

Здание впечатляет — оно представляет собой правильный шестиугольник, опирающийся на три боковых луча. Такая конструктивная особенность позволяет применять смелые и интересные планировочные решения, которые не терпелось увидеть собственными глазами. Дизайн фасада дома продуман до мелочей и его цветовая гамма отвечает общей концепции проекта — истории воздухоплавания.

Благоустроенная территория жилого комплекса становится одним из важнейших факторов, которые люди оценивают при выборе новостройки, поэтому я отправилась на разведку. Итак, двор представляет собой единое и законченное произведение, в котором все элементы взаимосвязаны между собой по дизайну и архитектуре.

Здесь есть площадка для малышей и более взрослых ребятишек, скалодром и спортивный комплекс для всех возрастов. Для родителей установлены авторские лавочки в форме стрижей. А изюминкой игрового пространства стал лабиринт с архитектурной подсветкой, в котором будет интересно погулять не только детям, но и взрослым.

Есть и зона и для тихого спокойного отдыха — уютный островок с удобными лежаками, на которых смогут отдыхать жители и гости комплекса. На всей придомовой территории установлены невысокие светильники c комфортным и безопасным освещением.

Здесь есть площадка для малышей и более взрослых ребятишек

Рядом, всего в нескольких метрах от башни, расположен детский сад в виде замка, на крыше которого разместили флюгеры в виде стрижей. Сейчас идет работа по проектированию и скоро начнется строительство еще одного дошкольного учреждения. Семьям с детьми, которые рассматривают покупку квартиры в этом районе, можно смело выбирать «Небо».

Панорамные окна и высокие потолки

Захожу внутрь. Оказалось, я не одна решила прийти пораньше — всем не терпелось прогуляться по этому необычному дому. Захожу в лобби. Я не сразу поняла, что это подъезд первого этажа с почтовыми ящиками. Рука дизайнера коснулась и общественного пространства дома: авторы проекта уделили не меньше внимания оформлению холлов и лобби, чем отделке фасада.

Первое, что бросается в глаза — это высокие потолки около четырех метров, широкие проемы и продуманный до мелочей дизайн стен. Тематика неба коснулась и внутренней отделки подъезда — здесь тоже применены нестандартные решения. Кстати, на каждом этаже разместили металлические панно, связанные с небесной тематикой, в том числе с графикой и разработками Леонардо да Винчи.

Просторная лобби-зона на первом этаже позволяет жителям башни собираться для общения и встречать гостей. В стильном помещении, отгороженном стеклянной стеной, установили стол и скамейки оригинального дизайна. Уверена, жильцы с удовольствием будут обмениваться здесь новостями, встречаясь вечером, после рабочего дня.

В соседнем помещении — колясочная и комната для хранения велосипедов. Не нужно поднимать их в квартиру, занимать пространство коридора или лоджии. Согласитесь, очень удобно.

В башне установлены четыре скоростных лифта и подъем на любой этаж займет несколько секунд. Одной из главных особенностей здания является панорамный лифт с подсветкой. Сквозь специальное закаленное стекло жильцы и гости башни смогут восхищаться видами города.

Поднимаюсь на восьмой этаж, где представлены шоу-румы — выставочные квартиры с разной планировкой. Когда я вышла из лифта, то попала в просторный холл с деревянными скамейками, уютной подсветкой и ярким панно на стене. Девушка, которая встречала гостей на этаже, вручила мне чашку ароматного кофе, и я пошла осматривать этаж.

Одной из особенностей здания является панорамный лифт с подсветкой

В проекте башни «Небо» представлены различные варианты планировок — от 40 до 254 квадратных метров. Во всех квартирах много света. И все благодаря панорамным окнам, которые дают ощущение полета и простора. А как по-другому — мы же находимся в «Небе». Такие окна прекрасно впишутся в любой интерьер.

Планировочные решения каждой квартиры тщательно и рационально продуманы. Широкие комнаты квадратной или прямоугольной формы позволят воплотить самые смелые дизайнерские фантазии, сохранив простор и уют.

На восьмой этаж представлены шоу-румы — выставочные квартиры с разной планировкой

В одной из квартир гостей ждал сюрприз. Генеральный директор компании «Восток Центр Иркутск» Михаил Сигал колдовал над плитой — угощал сырниками, приготовленными по собственному фирменному рецепту. Тут же готовились блинчики. Невероятный аромат кофе и угощения помогли живо представить, как будет уютно и чудесно здесь жить. Поздравления и теплые слова звучали со всех сторон.

Михаил Сигал, генеральный директор компании «Восток Центр Иркутск»

После неформальной части гостей пригласили пройти в холл. Ведущий рассказал о строительстве башни «Небо», а потом под громкие аплодисменты слово взял Михаил Сигал:

— Когда наша команда приступила к разработке концепции башни, мы сразу для себя определили, что здание должно быть хорошим или не нужно строить его вообще. Реализовали проект, используя все знания и навыки, приобретенные за годы работы. Ездили и смотрели жилые проекты в других городах России и за рубежом. Этот дом будет не просто местом, где люди живут каждый в своем мире-квартире, а общаются с соседями, Так родилась идея создания холлов, лобби, когда люди могут выйти в коридор в домашних тапочках.

Гости мероприятия

С поздравлениями выступила управляющая иркутским отделением ОАО «Сбербанк» Наталья Цайтлер, которая отметила, что башня «Небо» — первый жилой дом, построенный с применением счетов эскроу в Иркутской области.

— Компания «Восток Центр Иркутск» — рекордсмен в области по высотности. Желаю, чтобы вы были всегда в авангарде того дела, которым занимаетесь, генерировали и реализовывали смелые и яркие проекты. Мы гордимся, что у нас есть возможность прикоснуться к этим проектам, вас поддержать. Всем жильцам желаю тепла, уюта, счастья.

Наталья Цайтлер, управляющая иркутским отделением ОАО «Сбербанк»

После слово взял руководитель ГК «Актив» Александр Курепов. Он также отметил, что компания «Восток Центр Иркутск» — рекордсмены по многим проектам:

— Это и по скорости строительства школы, и по этажности жилого дома. Уверен, будут и другие рекорды. Все, что вы делаете, делаете с человеческим подходом и изобретательностью. Желаем сохранить эту высокую планку, — пожелал он.

Под стеклянным куполом

После официальной части гостям мероприятия предложили принять участие в экскурсии по башне «Небо». Мне повезло, гидом нашей группы стал Михаил Сигал — именно от него, генератора смелых идей, не терпелось узнать подробности появления концепции здания и планировочных решений. На панорамном лифте мы поднимаемся на 20 этаж.

Здесь представлены квартиры площадью более 100 квадратов в черновой отделке. Помимо свободных планировок, позволяющих создать собственное функциональное пространство, и панорамных окон, в комплексе есть еще одна особенность, которая отличает башню от других многоквартирных домов. В каждой квартире при остеклении лоджий использовали алюминиевый теплый профиль. По словам Михаила Сигала, такое остекление обеспечивает максимальную тепло- и шумоизоляцию, имеет привлекательный внешний вид.

В каждой квартире при остеклении лоджий использовали алюминиевый теплый профиль

— Главное, впоследствии это не нарушит архитектурную концепцию здания, — уверен руководитель проекта. — Ведь люди, когда заезжают в новую квартиру, по-разному организовывают пространство лоджии. Кто-то ничего не меняет, а кто-то переделывает ее в комнату. В последнем варианте жильцы начинают менять профиль. И фасад здания теряет свой внешний вид. Здесь им не придется этого делать. Чтобы сделать из лоджии комнату, достаточно заменить стеклопакеты и утеплить пол.

Кроме этого, современные профили и остекление неприхотливы в уходе, надежны и долговечны. Благодаря им лоджия может стать полноценной жилой комнатой: библиотекой, кабинетом, зимним садом — на что хватит вашей фантазии.

Поднимаемся на следующий этаж — там расположен роскошный двухуровневый пентхаус с панорамным остеклением и террасой. Он занимает 21 и 22 этажи жилого дома. Жилая площадь составляет 185 квадратных метров. Высота потолков — шесть метров. Свободная планировка квартиры позволяет создать максимально удобное пространство по своему вкусу. Представьте, как в одной стороне можно организовать уютный кабинет и библиотеку, в другой сделать приватную зону со спальнями и комнатой отдыха.

Большое количество окон делают пространство максимально светлым и просторным. Одной из особенностей пентхауса является стеклянный купол. Представьте, как здорово засыпать под звездами и просыпаться под голубым небом.

Еще одной изюминкой пентхауса является открытая терраса площадью 70 квадратных метров с чудесным видом. Летом вы можете накрывать здесь званые обеды и ужины, загорать на шезлонгах, готовить барбекю или установить бассейн. Зимой поставить новогоднюю елку и играть на террасе в снежки с детьми.

В конце экскурсии гостям предложили оставить свои пожелания на стилизованных деревянных облачках будущим жильцам башни «Небо». Их потом соберут в панно, которое украсит интерьер одного из холлов дома. Я пожелала «семейного счастья» — оно непременно будет у каждого в таком уютном и продуманном до мелочей жилом пространстве.

А после мероприятия всех ждал сюрприз — салют. Весело, обсуждая этот уникальный проект, гости оделись и вышли на улицу. Так как было уже темно, я смогла оценить подсветку башни, которая наверняка привлекает взоры иркутян с разных районов города.

Яркие вспышки, цветные огни и мерцающие искры салюта осветили небо над башней. Фейерверк был необыкновенный, как и весь проект, реализованный командой профессионалов строительной компании «Восток Центр Иркутск». Представление поразило не только гостей мероприятия, но и всех иркутян — фейерверк был заметен с разных точек города!

Сайт «Башни Небо»
АО «Восток Центр Иркутск»
Страница в Facebook
Страница в Instagram
Страница «ВКонтакте»
Страница в «Одноклассниках»

Авторы фото: Сергей Антипин, Кирилл Конин (www.geo.pro/irk), Владимир Смирнов и Анастасия Влади

Анастасия Маркова, на правах рекламы

Иркутск: где находится, что собой представляет

Все ли знают, где находится Иркутск? Иркутск – крупный российский город, расположенный в юго-восточной части Сибири, на берегах реки Ангары. Является столицей Иркутской области. Численность населения составляет 623,5 тыс. чел. Плотность – 2252 чел./км².

Иркутск – старинный город. Он был заложен в 1661 году. Благодаря этому стал кандидатом на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Иркутск является крупным научным и образовательным центром. Здесь развиты такие сектора, как гидроэнергетика, авиастроение и производство пищевых продуктов.

А где находится Иркутск на карте часовых поясов? Время в Иркутске соответствует китайскому (часовой пояс UTC+8). Разница во времени Иркутска с Москвой – 5 часов. Это не так уж и много.

Герб Иркутска был утвержден в 1997 году. Он представляет собой геральдический щит серебряного цвета. На нем изображен черный «бабр», который держит в своей пасти червленого соболя. Бабром называют большого, лютого и сильного зверя, которого причисляют к роду тигров.

Географические особенности

Иркутск находится где-то в Восточносибирском регионе, по обеим сторонам от реки Ангары. Наиболее близким к нему городом является Улан-Удэ, расстояние до которого составляет 439 км. Из крупных городов-миллионщиков самый близкий - Красноярск. Расстояние до него по прямой – 850 км. Что касается расстояния до столицы России – города Москвы, то оно составляет 5200 км.

Рельеф Иркутска равнинный, всхолмленный. Ландшафтная зона – лесостепь. Рядом с городом находится одноименное водохранилище. Его замыкает плотина Иркутской ГЭС.

Какой климат в Иркутске?

Большая удаленность от Атлантического океана и обилие гор в этом регионе Сибири обуславливают холодный и резко континентальный климат. Суточные и годовые амплитуды температур здесь очень велики. Так, между зимой и летом разница составляет около 70 °С, но может быть и больше. Средняя годовая температура - 1 °С.

Зима довольно длительная и суровая. Она длится свыше 5 месяцев: с конца октября до начала апреля. В этот период типична морозная, ясная и безветренная погода. Средняя температура января - 17-18 градусов со знаком минус.

После короткой и сухой весны наступает жаркое лето. Однако во второй его половине часто случаются дожди, которые сбивают жару. Осень сухая и теплая, с большими суточными колебаниями температур.

Самым влажным месяцем является июль (количество осадков – 114 мм). А самый сухой месяц – февраль (8 мм). Годовая же сумма осадков составляет 480 мм. До 4/5 от общего их количества приходится на теплый период года (май–сентябрь).

Рекордсменом по сумме осадков был 1938 год. Тогда выпало 797 мм. А самым сухим был 1884-й – всего 209 мм.

Ветра чаще бывают в переходные сезоны. В целом же ветреность небольшая – всего 2,1 м/с в среднем за год.

Водохранилище делает климат более сырым и увеличивает частоту туманов. Наибольшее влияние на погоду оно оказывает в осенне-зимний период.

Продолжительность безморозного периода - 95 дней.

Экология Иркутска

Главными загрязнителями городского воздуха являются автотранспорт и теплоэнергетика. Причем роль первого особенно велика, а промышленные объекты вносят незначительный вклад. В 2010 году отмечено превышение норм по бензпирену в 10 раз, а по формальдегиду – в 6 раз. Оба вещества являются возможными канцерогенами. По другим загрязнителям превышения не столь значительны. Рост числа автомобилей способствует и росту загрязненности. Застой и оседание воздуха в антициклоне, очевидно, ведет к повышению концентрации вредных веществ в приземном слое воздуха.

Население Иркутска

До 1992 года в городе наблюдался постоянный рост населения. Затем смертность стала превышать рождаемость, а отток жителей – приток. Однако в целом население оставалось стабильным и до настоящего времени практически не изменилось с начала 90-х.

Экономика Иркутска

В основе экономики города лежит промышленность. Здесь располагается крупнейшая в России энергетическая компания – «Иркутскэнерго». Самым крупным предприятием является Иркутский авиационный завод.

Туризм

Сам по себе город для отдыха малопривлекателен. Иногда его с коротким визитом посещают граждане Японии, Китая, Германии. В основном город является промежуточным пунктом на пути к Байкалу, который, как известно, пользуется популярностью у отдыхающих. В Иркутске довольно много гостиниц.

Транспорт Иркутска

Городской транспорт представлен автобусами, троллейбусами и трамваями. Роль автобусов гораздо выше, чем электрического городского транспорта. Особенно много частных автобусов и микроавтобусов. В городе насчитывается более сотни компаний, специализирующихся на оказании услуг такси.

Культура

Иркутск обладает большой сетью учреждений культуры. Общее их число составляет 107, а муниципальных – 52. Среди них филармония, оркестр, 4 театра, несколько художественных школ. Общее число библиотек – 32. Самая древняя из них – библиотека краеведческого музея с 90 тысячами экземпляров книг, некоторые из которых были написаны в 18-м веке.

Таким образом, в статье дано краткое описание города и приведен ответ на вопрос, где находится Иркутск.

Иркутск. Часть 6, Иркутск-2 и Ново-Ленино

На северо-западе Иркутска, по левую сторону и от Ангары, и от Иркута, находится заметно обособленная часть города — Ленинский округ (да, Иркутск делится не на районы, как большинство городов, а на округа). Это отдалённый район, куда довольно долго приходится ехать на автобусе из центра города, и где даже есть свой железнодорожный вокзал. При этом численность населения Ленинского округа составляет 150 тысяч жителей (то есть, почти каждый четвёртый иркутянин живёт именно там). И состоит он из двух частей, довольно заметно отличающихся друг от друга: к востоку от железной дороги расположен район Иркутск-2 (также Второй Иркутск) — сталинский соцгород Иркутского авиационного завода, а к западу — выросший в позднесоветские годы спальный район Ново-Ленино. Эти места и осмотрим в этом рассказе.

Изначально у меня был план осмотреть этот район в один день с посещением Ангарска, вернувшись на электричке в Иркутск до станции Иркутск-Сортировочный, которая находится именно здесь. Но в итоге я совместил Ангарск в один день с Усольем-Сибирским, а во Второй Иркутск и Ново-Ленино ездил в другой день на городском автобусе из центра города. Ехать пришлось достаточно долго: автобус проезжает через показанное в прошлой части Глазково (район вокзала), затем пересекает по мосту реку Иркут, попадает в кварталы частного сектора, и уже кажется, что город заканчивается, но вскоре после разявзки снова появляется капитальная застройка со сталинской архитектурой. Именно это и есть Второй Иркутск — соцгород Иркутского авиационного завода (ИАЗ).

2. Итак, Иркутск-2. Если я правильно понимаю, первые годы своего существования соцгород ИАЗа официально являлся отдельным населённым пунктом, от чего и получил такое название. В любом случае, такому району оно подходит: он действительно воспринимается как будто отдельный городок (подобно соцгороду автозавода в Нижнем Новгороде или нефтезавода в Омске).

3. Во многом такое ощущение создаётся благодаря сталинской архитектуре: хоть и географически этот район расположен на окраине, но застройка здесь старше многих мест, более близких к центру. Пожалуй, это наиболее цельный район со сталинской архитектурой в Иркутске.

Иркутский авиационный завод был построен в 1931-1934 годах. В советские годы он производил почти исключительно военные самолёты (в основном бомбардировщики), а в наше время строит также и гражданские. В постсоветскую эпоху завод (а значит и порождённый им жилой район) довольно длительное время пребывал в упадке, но в последние годы снова оживает и развивается.

4. Главная улица соцгорода — улица Сибирских Партизан (название связано с гражданской войной). Оживлённая, многолюдная и утопающая в зелени (с чем вообще в Иркутске неплохо):

На самом деле, сразу скажу, что мой рассказ о Втором Иркутске несколько неполный. Дело в том, что я почему-то не догадался дойти до самого завода и запечатлеть его управление с памятником самолёту Як-28 (хотя и был почти рядом). Однако и без этого мой отчёт представляет собой редкость: туристы во Второй Иркутск не добираются практически никогда, и отчётов про этот район я если и видел, то единицы.

5. Парадная улица района застроена приятными послевоенными сталинками. Несколько напоминает центр Северодвинска.

6. Архитектурные элементы:

7. И явно советская вывеска:

8. Интересно бывает и заглянуть во дворы:

9.

10. А вот этот дом ещё довоенный — построен в 1939 году:

11. Парадный фасад дома:

12. Особенно впечатляют лоджии:

13. На боковой улице по соседству стоит ещё один довоенный дом:

14. Найдите кота!

15. Есть тут и квартал деревянных барачных домов, построенных, вероятно, во времена строительства авиазавода. Скорее всего, они подлежат расселению, и осталось им недолго.

16. Причём есть среди них и довольно интересные с архитектурной точки зрения.

17. Второстепенные улицы, соседние с улицей Сибирских Партизан. Здесь застройка уже поскромнее, и до многих домов пока не дошёл ремонт.

18. Люблю сталинскую архитектуру. В ней даже простые двухэтажные дома бывают вполне изящными.

19. Ещё одна советская вывеска. На фоне такой архитектуры они смотрятся очень гармонично.

20. Двухэтажные домики. Без таких, наверное, ни один сталинский соцгород не обходится.

21. Интересное название улицы:

22. За жилым кварталом — парк и стадион авиазавода. С советскими мозаиками на воротах.

23. Впереди виден стадион "Зенит", а перед ним — памятник Ильичу:

24. Который, как оказалось, в эпоху забвения коммунистических идеалов уже очень давно не ремонтировался.

25. Зато спортивная площадка рядом новая, и вполне пользуется популярностью у местных.

26. А поблизости есть многолюдный Комсомольский парк с аттракционами и громкой музыкой:

27. При этом, посмотрев на него с другой стороны, об этом сразу и не догадаешься. От улицы парк отделён ещё советской оградой, за которой тень от старых деревьев.

В общем, как уже сказано, Иркутск-2 я осмотрел не полностью, не дойдя до самого завода, а также до места одного трагического события — катастрофы самолёта Ан-124, произошедшей 6 декабря 1997 года, когда самолёт, взлетая с заводского аэродрома, из-за отказа двигателей упал на жилые дома. Сейчас на этом месте построена церковь и мемориал.

28. Более поздняя часть соцгорода, по другую сторону от улицы Сибирских Партизан, застраивалась уже начиная с 1960-х.

29. Красивый плакат на торцевой стене дома:

30. А это маленькая иллюстрация к восточно-сибирским реалиям. Китайская валюта здесь одна из основных иностранных.

31. Улица Мира. Здесь есть и немного частного сектора.

32. Есть и позднесоветская застройка. В том числе и девятиэтажки 135-й серии.

33. А дальше начинаются новостройки. На фотографиях Иркутска в кадр мне часто попадает магазин "Слата". Для Иркутска это почти местный аналог "Магнита" и "Пятёрочки" в европейской части России (хотя и без такого размаха).

34. Забавная вывеска. Речь идёт о сочетании владельцев здания с названием улицы в его адресе.

35. Через пару кварталов от оживлённых улиц авиазаводского соцгорода можно выйти в частный сектор, в котором есть даже явно дореволюционные дома. Это осколки посёлка Иннокентьевский, который находился здесь до появления авиазавода.

36. Что это был за посёлок — очень легко догадаться по характерному облику некоторых из этих домов. В них легко узнаются железнодорожные путейские казармы. Ну а в этом кадре легко различить характерную тень от пешеходного моста над железнодорожными путями.

37. И вот передо мной Транссиб и станция Иркутск-Сортировочный, с вокзалом в стиле позднесоветского модернизма. Несмотря на название, она имеет и большое пассажирское значение. Именно это и есть собственный ЖД вокзал для Ленинского округа Иркутска. Здесь останавливаются поезда дальнего следования, тем самым существенно облегчая жизнь местным жителям: люди, живущие во Втором Иркутске или Ново-Ленино, могут сразу попасть в свой район, а не ехать 7 километров обратно от главного вокзала.

Станция была открыта в 1899 году под названием Иннокентиевская (в честь святого Иннокентия Иркутского, который похоронен в Знаменском монастыре), дав название и пристанционному посёлку. В наше время сортировочная станция в Иркутске большая. Здесь же расположены два локомотивных депо — ТЧЭ-5 и моторвагонное ТЧ-35.

38. Сохранилось дореволюционное здание депо (сейчас не знаю, для чего используется). Это вид в восточном направлении, то есть в сторону главного вокзала. Вдалеке просматривается и центр города (на фото даже можно разглядеть Крестовоздвиженскую церковь), и спальные районы на юге и востоке.

39. Привокзальная площадь. По эту сторону от Транссиба начинается район Ново-Ленино. Своё название, как и Ленинский округ, он получил от посёлка Ленино, — так был переименован посёлок Иннокентьевский в 1920 году.

40. К железной дороге прилегает лесопарк под названием Молодёжная роща. Вероятно, это сохранённый и несколько облагороженный участок леса.

41.

42. Пройдя рощу насквозь, попадаем на улицу Розы Люксембург. Именно это и есть главная магистраль Ново-Ленино, которое здесь представляет собой кварталы послевоенных сталинок: эта часть Ново-Ленино — район железнодорожников.

43. От рощи я пару километров проехал на автобусе, добравшись в итоге вот сюда. Именно так Ново-Ленино выглядит в большей своей части. Это спальный район, который начал застраиваться уже в 1960-е годы. Народу здесь живёт немало, но район наиболее отдалённый и труднодоступный. Кстати, как уже говорилось, ПАЗиков в парке городских автобусов Иркутска не много, но, по-моему, ходят они исключительно в этот район (будто нарочно в самый отдалённый район отправляют самые плохие автобусы). Впрочем, и новые МАЗы сюда тоже ездят.

В своём нынешнем виде район Ново-Ленино сложился благодаря построенному здесь машиностроительному заводу "Радиан", который производил резисторы и конденсаторы. В середине 1990-х годов завод потерпел почти полный развал, оставив до нашего времени руины своих цехов, хотя в сильно сокращённом виде всё-таки сохранился, сменив профиль на электроэнергетику, и продолжая работать по нему и сейчас. Разумеется, упадок завода сильно ударил и по Ново-Ленино. В постсоветские годы район долго имел репутацию криминального. Да и сейчас он считается наименее престижным, и цены на жильё здесь самые низкие в Иркутске (хотя, конечно, тут больше отдалённость сказывается). Впрочем, чисто внешне — нормальный обычный спальный район, даже вполне современный.

44. В последние годы он и развивается. Вот, например, новый торговый центр.

45. Дворы:

46. Дома довольно ухоженные, многие прошли капремонт. Впрочем, ходил я в Ново-Ленино лишь по главной улице Розы Люксембург. Может быть, на других ситуация похуже.

47. В общем, надо сказать, что, по крайней мере, в центральной своей части район произвёл на меня вполне неплохое впечатление.

48. "Ну, заяц, погоди!"

49. Дальше хрущёвки сменяются девятиэтажками уже знакомой нам 135-й серии и новостройками:

50. И вот на этом месте и закончу я рассказ о Ново-Ленино.

Да и не только о Ново-Ленино. На этом уже почти всё и об Иркутске. Следующий пост будет заключительным, эпилогом рассказа об Иркутске, где я покажу несколько вечерних видов, запечатлённых мной в центре города, где я ходил гулять почти каждый вечер.

описание, экономики, экологии, стороительстсва и достопримечательностей

Иркутск - жемчужина Прибайкалья.

Люди, десятилетиями проживающие в Сибири, наперебой хвалят свой край, великолепную природу, реки, горы, жемчужину края – озеро Байкал. Губернский город в центре Азии Иркутск имеет к самому глубокому пресноводному озеро прямое отношение. Именно из Иркутска начинается путешествие к этому символу чистоты планеты.

Озеро Байкал находится всего в 70 километрах от Иркутска, куда вы можете долететь самолетом из Москвы за 5 часов. А можете совершить увлекательное путешествие по Транс Сибирской железной дороге, которое займет в 20 раз больше времени, чем авиа перелет. Есть специальные туристические поезда «Императорская Россия», которые дают возможность путешественнику познакомиться с сибирскими городами. Быть может, это долгое путешествие вселит в вашу душу любовь к красивому краю, и вы захотите поселиться в этих местах.

Иркутский острог

Река Ангара (по легенде, дочь строгого отца – озера Байкала) делит Иркутск на две части. Много веков назад здесь возникли первые торговые поселения, откуда шли караваны в Китай, Якутию, Монголию, на Камчатку и Аляску. Первыми заселили территорию центральной Сибири предки якутов и бурят. Сам же город молод – ему исполнилось 350 лет. В 17 веке началось освоение Сибири русскими. Основанием города историки считают строительство Иркутского острога в 1661 году. Сегодня на месте острога стоит каменная Спасская церковь.

Острог (деревянное сооружение из остроганных бревен, в отличие от Кремля, который был каменным) был построен на месте лучших пахотных земель боярским сыном Яковым Похабовым. Был он небольшого размера всего 18 на 19 метров. После пожара отстроили новый острог по всем правилам фортификационных укреплений, просуществовавший до начала 18 века, когда Иркутск вошел в Сибирскую губернию и стал резиденцией генерал-губернатора Восточной Сибири. Сегодня в резиденции находится научная библиотека местного университета.

На протяжении трех веков Иркутск считался крупнейшим купеческим городом Сибири. До сих пор центральные улицы областного центра носят названия

Нижняя и Бульвар Гагарина, фото, адрес, описание

Город Иркутск расположен в Восточной Сибири на берегах реки Ангары. В городе имеются две главных набережных — Верхняя и Нижняя, расположенные ярусами. Обе Набережные Иркутска по-настоящему красивы и интересны и являются любимым местом горожан.

Набережные Иркутска на карте:

Бульвар Гагарина в Иркутске

Бульвар Гагарина. Название дано в честь первого космонавта СССР. Набережная располагается в Правобережном округе Иркутска, от ул. Кожова до Глазковского моста. Набережная переходит в остров Конный, где располагается Детская железная дорога и колесо обозрения, с которого открывается великолепная панорама города. Также бульвар Гагарина соединяется мостом с островом Юность.

Благоустройство и особенности бульвара Гагарина Иркутска

Бульвар Гагарина (Верхняя Набережная) Ангары представляет собой широкую улицу, с забетонированными дорожками. Ширина Набережной позволяет не только гулять по её территории, но и ездить на велосипеде, роликовых коньках и самокате.

По всей длине Набережной расположено огромное количество скамеечек — крытых и открытых. Открытые лавочки примечательны тем, что на их спинках выжжены фразы различных деятелей Иркутска. Рядом с лавочками и практически на каждом шагу установлены урны, некоторые из них вполне современные, а некоторые совсем старые, отлитые из бетона, но очень красивые и немного “раритетные”.

Также здесь имеются цивилизованные био-туалеты.

У самого берега стоит единственное здание, которое раньше было ночным клубом, а на сегодняшний день представляет собой офисы. Возле входа в него установлена необычная железная конструкция “Акула”. Такое же название имел и ночной клуб.

С набережной открывается вид на небольшой фонтанчик, который работает на протяжении всего лета. Брызги от него иногда долетают даже до самого бульвара. Сама территория бульвара очень ухожена и озеленена. В знойную жару можно укрыться в тени деревьев, которым уже много лет или устроить пикник на зелёной лужайке.

В гуще деревьев можно увидеть небольшое круглое строение, напоминающее смотровую площадку и являющееся, судя по всему, лобным местом. Однако иркутяне это место никак не используют, потому что с него не видно потрясающего пейзажа на реку.

Достопримечательности Верхней набережной

На краю Верхней набережной построена пристань, откуда отходят баржи и экскурсионные теплоходы. При желании можно прокатиться на кораблике по Ангаре и посмотреть на город со стороны реки. На причале в летнее время можно посидеть с удочкой или просто насладиться видом на реку.

Напротив Набережной расположено красивое и величественное здание Иркутского НИИ благородных и редких металлов. Также на Набережной имеется несколько памятников и достопримечательностей:

  • Памятник Юрию Гагарину. Установлен в 1977 году, в 15-летний юбилей полёта человека в космос. Представляет собой каменный бюст, стоящий посреди большой клумбы. Над созданием бюста работали сразу 4 скульптора.
  • Памятник Александру III. Памятник установлен в самом центре Набережной, на площади, его видно даже со стороны города. Иркутяне установили его в благодарность правителю за то, что он принял решении о строении Транссибирской железной дороги.
    Памятник Александру III
    Памятник Ю.А. Гагарину

На окраине площади стоит телескоп, в который может посмотреть каждый желающий, правда придётся заплатить.

Отдых и развлечения на набережной

В летнее время на Верхней Набережной проводится большое количество культурно-массовых мероприятий, вечеринок и праздников. В День города или значимые для города мероприятия, на бульваре устанавливают настоящую сцену, где поют музыкальные группы и ансамбли, выступают творческие коллективы города.

Если пройти чуть дальше по Набережной, то можно прийти на детскую площадку. Она расположена в тени деревьев, поэтому в период жары здесь могут весело провести время как дети, так и взрослые. Детки могут качаться на качелях, кататься с горок, играть в песочнице, а для родителей здесь установлена скамейки.

Также по всей территории Верхней Набережной в летнее время стоят различные аттракционы: батуты, тиры, электрические машинки и т.д. В небольших лавках можно приобрести памятные сувениры, детские игрушки и воздушные шарики.

На бульваре имеются летние киоски, где можно купить мороженое и прохладительные напитки. А те, кто хочет более изысканно пообедать или поужинать могут посетить ресторан “Нежный бульдог”, считающийся одним из самых престижных ресторанов Иркутска. В этом же здании находится “Александровский сад” — банкетный зал, где проходят празднования свадеб, юбилеев и других праздничных мероприятий. На самом берегу открыто летнее кафе, где можно уютно устроиться и, наслаждаясь прекрасным видом на водоём, вкусно пообедать.

Как добраться до Верхней набережной Ангары в Иркутске

Автобус:Ост. «Филармония» по ул. Ленина №№: 3, 6, 21, 28р, 29, 30, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 65, 66, 67, 80, 128, 427, 428, 480
Ост. «Стадион Труд» по ул. Ленина №№: 16к, 16, 74, 77
Ост. «Улица Ленина» по ул. Ленина №№: 3, 7, 16к, 16, 21, 38, 67, 80, 88, 90, 128, 427, 428, 480
Троллейбус:Ост. «Стадион Труд»  и «Улица Ленина» по ул. Ленина №№: 3, 4, 7, 8
Трамвай:Ост. «Улица Горького» по ул. Горького №№: 1, 2, 4А
Маршрутка:Ост. «Филармония» по ул. Ленина №№: 20, 23, 64, 425
Ост. «Стадион Труд» по ул. Ленина №№: 12, 16к, 16, 50, 99, 416, 417
Ост. «Улица Ленина» по ул. Ленина №№: 12, 16к, 16, 23, 50, 56, 416, 417, 425

Нижняя Набережная Ангары в Иркутске

Адрес набережной: Нижняя Набережная Ангары располагается в Правобережном округе, в северной части исторического центра города и является старейшей улицей и самой первой набережной Иркутска.

По всей длине Нижней Набережной протянута автомобильная дорога, берущая начало от Рабочей улицы и заканчивающаяся при повороте на ул. Ленина. Также имеется пешеходный ярус, который представляет собой небольшую смотровую площадку.

Пешеходный ярус соединяется с аллеей ветеранов и мостом, переброшенный через автомобильную дорогу. Таким образом, Нижняя Набережная имеет 2 уровня:

  1. Автомобильный (верхний),
  2. Пешеходный (нижний).

Благоустройство и особенности Нижней набережной

Практически ни одна свадьба Иркутска не обходится без посещения молодожёнами смотровой площадки. Сюда приезжают пышные кортежи, а новобрачные клянутся друг другу в вечной любви и вешают свадебные замочки на береговое ограждение и даже фонари.

Набережная выложена красным кирпичом, её берег ограждён небольшим кованым заборчиком. По всей длине улицы имеются большие квадраты газонов, на которых посажены маленькие ёлочки, а вдоль всего берегового ограждения стоят небольшие цветочные клумбы, которые делают Набережную красивой и яркой. Для тех, кто хочет посидеть и посмотреть на реку, на Набережной стоит большое количество полукруглых скамеечек.

Освещение на Набережной на высшем уровне — здесь установлено большое количество фонарей, которые в вечернее время освещают всю береговую территорию. Фонари изготовлены в одном стиле с ограждением.

Что посмотреть на Нижней набережной Ангары

Нижняя Набережная Ангары известна своими достопримечательностями, из которых можно выделить:

  • Московские ворота. Были сооружены в 1813 году в честь 10-летнего юбилея царствования Александра I. Позже ворота снесли, но в 2011 году было решено начать работу по их восстановлению. На сегодняшний день ворота представляют собой большую светло-жёлтую арку.
  • Памятник основателям Иркутска. Скульптура установлена в год 350-летия Иркутска и представляет собой единственного человека, который словно шагает с постамента.
  • Памятник генералу Белобородову и сквер Вечного огня. Памятник генералу представляет собой каменный бюст, который стоит спиной к Набережной и лицом к Вечному огню. В небольшом скверике постоянно зажжён Вечный огонь, окружённый цветами. Также здесь имеются стенды с фамилиями участников Великой Отечественной войны и интерактивная Книга памяти. Рядом со сквером установлен памятник воинам-казакам.
  • На другой стороне улицы стоят яркий и нарядный Собор Богоявления и Спасская Церковь. Рядом с собором установлен памятник Петру и Февронии, которые стоят на невысоком постаменте, а за их ногами сидит каменный заяц. Неподалёку находится католическая церковь, которая на сегодняшний день называется Органным залом и принадлежит городской филармонии.
  • Рядом со Спасской Церковью установлен Памятник основателям Иркутска. Однако смысл у него другой — памятник представляет собой часовню, стоящую над братской могилой, в которой похоронены останки первых жителей города.
  • Памятник геодезистам-изыскателям. Представляет собой двоих мужчин: один из них сидит на пеньке, а второй стоит рядом, положа руку на специальный измерительный прибор, которым пользуются геодезисты. Оба одеты в специальную рабочую форму.
  • Памятник Учительнице. Молодая женщина стоит в окружении маленьких детей, по всей видимости — своих учеников. Дети взирают на свою учительницу с неподдельным вниманием. Примечательно, что памятник стоит прямо напротив Педагогического института.

Нужно отметить, что рядом с Триумфальной аркой, прямо напротив здания Газпрома, находится автомобильная стояка, где оборудованы места для инвалидов. Рядом со стоянкой находится и туалет.

Места отдыха и развлечений на Иркутской набережной

Сама по себе Набережная тихая и спокойная, здесь можно неспешно прогулять вдоль реки, покормить прилетающих чаек, посмотреть на плывущие мимо корабли. Для деток на Набережной имеется целых 2 игровых площадки. Первая, совсем маленькая, установлена между Памятником Учительнице и Триумфальной аркой. Ближе к началу, у пересечения ул. Рабочей и Нижней Набережной расположена большая детская площадка, где имеется целый игровой городок: горки, лазелки, карусели, качели и др.

Взрослые могут посидеть на скамейках-качелях. Летом в “детской зоне” устанавливают батуты и аттракционы. Иногда в город приезжают различные цирки, дельфинарии и др., и устраивают свои представления на Нижней Набережной.


К сожалению, на территории Набережной нет ресторанов и летних кафе. Однако те, кто захочет подкрепиться, могут перейти дорогу и зайти в любой супермаркет или кафе, чтобы перекусить.

Как добраться до Нижней набережной Ангары в Иркутске

Автобус:Ост. «ТЦ Фортуна» по ул. Октябрьской революции №№: 8, 13, 15, 31, 32, 67, 372
Ост. «Райсовет» по ул. Декабрьских Событий №№: 8, 13, 31, 67
Ост. «Площадь графа Сперанского» по ул. Сухэ-Батора №№: 3, 6, 7, 8, 14Б, 16к, 16, 21, 28, 28р, 29, 30, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 60, 65, 66, 67, 80, 88, 90, 128, 372, 427, 428, 480
Троллейбус:Ост. «Улица Декабрьских Событий» по ул. Некрасова, «Райсовет» по ул. Декабрьских Событий, Ост. «ТЦ Фортуна» по ул. Октябрьской революции №№: 3
Маршрутка:Ост. «ТЦ Фортуна» по ул. Октябрьской революции №№: 9, 9а, 27, 32, 50, 56, 81, 87, 415
Ост. «Площадь графа Сперанского» по ул. Сухэ-Батора №№: 12, 14, 16к, 16, 20, 23, 50, 56, 64, 408, 416, 417, 425, 426

Загрузка...

отдых, куда сходить, где остановиться, как добраться, отзывы о городе

Многие называют этот сибирский город «воротами Байкала». Действительно, отдых в Иркутске часто связывают именно с поездками на озеро. Но не спешите! Задержитесь здесь на несколько дней, чтобы по достоинству оценить колорит и самобытность места, а также уникальную архитектуру, сохранившуюся с 18 века.

Казаки-первопроходцы во главе с Яковом Похабовым поставили сторожевую крепость-острог на берегу Ангары еще в 1661 году. И не ошиблись. Небольшой форпост благодаря выгодному расположению быстро стал центром воеводства, а впоследствии — губернии. В 18 и 19 веках отсюда снаряжали экспедиции в Америку. Через город Иркутск проходили караванные торговые пути в Монголию и Китай.

В историческом центре Иркутска сохранились деревянные дома в стиле русского барокко.
Фото: globallookpress.com

В 2020 году международные связи региона со странами Азии не просто сохранились, а вышли на новый уровень. Сегодня здесь проводятся деловые встречи и конференции. Ежегодно в городе бывают больше 1,5 миллионов туристов как российских, так и зарубежных.

Иркутск притягивает также ценителей деревянного зодчества, старинных храмов и архитектуры сибирского барокко. Семьям с детьми обязательно стоит побывать в местном нерпинарии и зоопарке. Все отдыхающие хотят посмотреть на удивительных животных края, каких больше нигде не встретить.


Смотрите также

Описание: