Кудыкина гора где находится


Что дальше: Кудыкина гора или Тьмутаракань?

Русский народ всегда был изобретателен в том, куда послать обидчика или провинившегося. Благо страна наша большая и места в ней предостаточно.

Часто люди сами ходили в какое-нибудь место со странным названием, например, на Кудыкину гору. Делали это из-за суеверий и желания избежать в дороге различных несчастий.

Развлекательный парк «Кудыкина гора», Липецкая область

Где находится Кудыкина гора?

В давние времена был глагол «кудыкать» и означал он «спрашивать, куда человек идёт, из праздного любопытства». Было и наречие «куды», от которого, собственно, и образовалось слово «кудыкина». Чаще всех его в составе фразеологизма «Кудыкина гора» употребляли охотники, которых вечно спрашивали, куда они направляются. «Куда-куда? На Кудыкину гору!» — отвечали они, не желая раскрывать места охоты. К тому же, «сдавать» место нельзя было не только из-за того, что его мог кто-то занять. Вызнав хорошее место, где водится много дичи, на охотника могли наложить сглаз. Потому-то и появились загадочные Кудыкины горы, поля и даже острова. В реальности же Кудыкиной горы, конечно, не существовало.

Однако в Московской области есть две деревни, расположенные неподалёку, подходящие под звание Кудыкиной горы. Одна деревенька называется Гора, а другая Кудыкино. Так что далеко ходить не придётся. А ещё есть развлекательный парк «Кудыкина гора» возле Липецка. Эта Кудыкина гора — творение рук человеческих, и посетить её могут и взрослые, и дети. Так же, как и город с забавным названием Тьмутаракань.

Древнерусский город на Таманском полуострове

Город с названием Тьмутаракань существовал на самом деле, правда, был несколько раз переименован. Изначально это был древний город Гермонасса, основанный ещё в VI веке до нашей эры на Таманском полуострове. После город был захвачен турками и переименован в Таматарх. А затем город стал принадлежать Киевской Руси. Тогда он был центром Тмутараканского княжества и назывался Тмуторокань или Тьмутаракань.

Тьмутаракань, где находилась крупная крепость, а также удобная бухта, быстро развивался. И посылали туда людей исключительно с хорошими намерениями, чтобы те разбогатели или научились какому-нибудь мастерству. Да и сегодня тоже можно побывать в Тьмутаракани, если потратить два часа на езду от Анапы и Геленджика. Правда, от города остались одни руины и камни.

Руины Тьмутаракани

А куда ещё отправляли на Руси?

В значении многих фразеологизмов, обозначающих места, кроются вполне реальные географические объекты. Например, послали человека к чёрту на куличики, а тот не испугался и пошёл. Действительно, бояться в загадочных куличиках было нечего. Этимология слова «куличики» связана с обозначением полян в некоторых регионах России. На севере кулигами или куличиками часто называли поляны в хвойных лесах, заросшие ягодами и травами. Иногда они находились в труднодоступных местах, и пробираться к кулигам приходилось через буреломы и болота. А суеверные люди считали, что в таких местах обязательно должна водиться нечисть, черти, например. Вот и говорили «у чёрта на куличиках», когда хотели показать, что конечная точка находится очень далеко и путь к ней труден. Трудно было идти и туда, где раки зимуют.

На Руси помещики очень любили есть раков, и их не волновало, зима на дворе или лето. Зимой несчастных крестьян тоже посылали ловить раков, прячущихся в норах и под корягами. Пока крепостной доходил до места ловли раков, он сильно замерзал, да и после тоже не мог пожаловаться на жару. Ловить раков приходилось руками, иногда стоя по пояс в воде. Обычно на это дело посылали чем-то провинившихся крестьян, и в народе выражение «где раки зимуют» надолго закрепилось как синоним места отбывания наказания.

Читайте также: Почему мы бьём баклуши, когда ленимся

Прайс-лист

Лошадь, пони, ослик

Катание верхом

Самостоятельное
управление

Конные прогулки

Групповые и индивидуальные

Гимнастический
5 минут

Воздушный
15 минут

Экскурсия в карете

Зона сафари-края
До трех лет бесплатно

Индивидуальные

Экскурсия
"Конный мир"

Сафари-лаборатория

Длительность -1 час
Подготовка животного
на выбор, сопровождение

- вход в парк
- парковка

- туалет
- детский городок

Также вы можете:

Приобрести сувениры на память

Вкусно перекусить в уютных КАФЕ

Отпраздновать День Рождения
Вашего ребёнка

Получить 30% скидку для многодетных семей при предъявлении документов

будни/выходные (пт-пн)/праздники

Обязательная предоплата в размере 50%. Возврат денежных средств возможен не позднее, чем за 5 суток до даты бронирования

будни/выходные (пт-пн)/

Детский 200р/час
Взросл. 300р/час

500р/чел. 2-3 часа
2000р/час от 10 чел

До трех лет бесплатно

1. Посещение крепости

УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Групповая экскурсионная программа

2. Путешествие в сафари-край

3. Знакомство с легендами и чудесами Кудыкиной горы

Будни/выходные

Продолжительность

Стоимость экскурсии

Комплексный обед

Отдохнуть и покушать в уютных кафе

Забронировать экскурсию можно по телефону : +7 (960) 140-50-00

Где находится " Кудыкина " гора ? ))

Кудыкина гора – это невымышленное, а реально существующее место. Это две деревни Кудыкино и Гора, которые находятся в Орехово-Зуевском районе Московской области, рядом с городом Ликино-Дулёво который славится своим фарфором, мануфактурой и автобусным заводом ЛиАЗ, также в окрестностях есть несколько деревень: Сальково, Новая и Высоково. История Кудыкина гора ( д. Кудыкино и Гора ) это красивые места с богатой историей, которая Деревня Кудыкино при речке Лютихе была центром Кудыкинской волости Покровского уезда в 26 верстах от уездного города. Впервые д. Кудыкино упоминается в писцовых книгах 1637–47 годов, когда в ней было всего 6 дворов. Потихоньку деревня разрасталась. В 1705 г. имела 9 дворов и 39 жителей мужского пола, в 1895 г. — 80 дворов с общим населением 460 жителей, в 1905 году — 83 двора и 481 жителя, в 1913-м —627 жителей. С 1876 года в Кудыкино действовало двухклассное училище Министерства просвещения. В 1925 году, незадолго до образования Орехово-Зуевского района, в деревне было 112 дворов и 589 жителей. К началу ХХ века Кудыкинская волость с центром в д. Кудыкино стала относиться к Орехово-Зуевскому уезду. В то время в территорию волости входило 14 деревень, в том числе: Будьково, Дровосеки, Язвищи, Сальково, села Гора и Кабаново, а также фабричные поселки Ликино и Дулево. На территории волости насчитывалось почти 1700 хозяйств, из которых свыше 1340 имели коров, а свыше 1100 еще и лошадей. По архивным данным на 1745 год в Снеженской волости названы две половины: Заболотская и Возмитская, а также деревни, относящиеся к ним. К Вознитской половине относились деревни: Будьково, Язвицкая, Кабаново, Емельяново, Старская, Ионово, Олексино, Кудыкино, Гора, Новая, Сальково, Высоково. После 1778 года эти деревни отошли к Покровскому уезду и остались в нём до 1917 года. До 1764 года деревни, составляющие Горский приход, входили в состав патриаршей Снежской волости. После 1764 года патриаршие деревни перешли в ведение государства. До 1864 года все деревни Горского прихода были приписаны к Ореховскому храму. В 1900 году в деревне Кудыкино ручным ткачеством на дому занимались 2289 человек обоего пола, около 1400 было занято на отхожих промыслах. Было где подзаработать местным жителям. В 1925 году на территории волости действовали Дулевский фарфоровый завод (бывшее товарищество М. С. Кузнецова) , бумаготкацкие фабрики И. К. Ешкова и братьев Кокуновых в Губино, Ликинские бумагопрядильная, ткацкая и красочно-отделочная фабрики (бывшие А. В. Смирнова) . Работали также Сальковский и Дергалевский кирпичные заводы, мельницы и пекарни. В Емельянове была своя кузница. Но, откуда же произошла поговорка “Куда ты идёшь? – на Кудыкину гору, воровать помидоры”? Скорее всего, она появилась так: деревня Кудыкино была центром Кудыкинской волости в которую входили деревни: Кудыкино, Гора, Будьково, Язвицкая, Кабаново, Емельяново, Старская, Ионово, Олексино, Новая, Сальково, Высоково, а также фабричные поселки Ликино и Дулево. Многие деревни имели свои фабрики. Соответственно в волость и её центр Кудыкино шли люди, купцы за товаром, а так как Кудыкино и Гора это две деревни соседние деревни, на вопрос “Куда Вы идёти” они отвечали “на Кудыкину гору“. “Воровать помидоры” – это всего лишь рифма к поговорке и не более. Сейчас этот вопрос распространён далеко за пределами Кудыкинской волости и люди даже не подозревают, что такое место существует на самом деле. здесь вы найдете много интересного на ваш вопрос <a href="/" rel="nofollow" title="20223055:##:replies.xml?item_no=2480" target="_blank" >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Кайгадоры или Кудыкины горы) — невысокие горы в Двухъякорной долине к юго-западу от Феодосии (Крым) . Находятся между хребтами Биюк-Янышар и Тепе-Оба. Недалеко находится потухший вулкан Кара-Даг. Ближайший населённый пункт — посёлок Орджоникидзе.

Помню это выражение, на вопрос куда идешь? Шуткой отвечали за Кудыкину гору воровать помидоры. Я слышала много легенд, одна из них, что это две деревни Кудыкино и Гора, которые находятся в Орехово-Зуевском районе Московской области,

в Липецкой области

Подмосковная «Кудыкина гора»

В Орехово-Зуевском районе недалеко от города Ликино-Дулево находится живописная местность возле запруды реки Лютихи с источником и красивой церковью Рождества Богородицы. В народе это место получило название мифической «Кудыкиной горы» из-за близости двух населенных пунктов: села Гора и деревни Кудыкино. Бывшая Кудыкинская волость Покровского уезда тесно связана с именем знаменитого в прошлом текстильного фабриканта и владельца Ликинской мануфактуры Алексея Васильевича Смирнова. Вместе с супругой он был погребен в селе Гора на церковном погосте, где в настоящее время идет благоустройство фамильного склепа.

Название деревни Кудыкино довольно редкий случай в топонимике русских деревень и сел. В Подмосковье есть только один схожий по звучанию населенный пункт Кудаево в Чеховском районе. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля мы находим глагол «кудакать» – спрашивать без надобности встречных о том, куда идешь. Некоторые исследователи полагают, что название деревни произошло от прозвища Кудака или Кудай, которое обычно давали болтуну. Кудыкина гора в русском фольклоре – это очень отдаленное, глухое и безлюдное место. Учитывая, что в народном сознании такие дикие места всегда считались обиталищем нечистой силы и сверхъестественных существ, фраза идти «на Кудыкину гору» означала тоже, что и «к черту на Кулички», «за тридевять земель» или туда, «куда Макар телят не гонял».

Кстати, «Кулички» или «Кулишки» тоже являются не только мифическим, но и вполне конкретным местом. Некогда в Москве существовало урочище с таким названием, располагавшееся в восточной части Белого города. Сегодня след этого старинного названия сохранился в именах нескольких московских церквей, например, храма Всех Святых «на Кулишках». Связь Кудыкиной горы с нечистой силой подтверждалась некоторыми присказками, бытовавшими в народе. Например, в книге «Мои скитания» Владимира Алексеевича Гиляровского бродяга огрызнулся на вопрос хозяина трактира о том, куда идут герои повествования, таким образом: «Не видишь – на Кудыкину гору, чертей за хвост ловить!»

В отличие от легендарной Кудыкиной горы, в селе Гора бывшей Кудыкинской волости по христианскому обычаю ставить на возвышенных местах церковь был построен православный храм. Между прочим, на возвышенный характер местности указывает не только говорящее имя села, но и название соседней деревни Высоково. Горская церковь исторически была связана с крупным текстильным фабрикантом и владельцем Ликинской мануфактуры Алексеем Васильевичем Смирновым. Судьба этого человека, погребенного на церковном погосте, во многом отражала своеобразие сел и городов, располагавшихся к востоку от Москвы. Сегодня территория исторической Кудыкинской волости относится к Орехово-Зуевскому району Московской области, а раньше она была частью Покровского уезда Владимирской губернии.

Алексей Васильевич родился в 1839 году в семье старообрядца, работавшего на предприятии Саввы Васильевича Морозова в Никольском. Ходила молва, будто начало собственному делу Смирновых положил удачный случай. Якобы на Клязьме перевернулась баржа с хлопком, а изворотливый Смирнов бросился в реку и вытащил весь материал на берег. Спасенное сырье было сразу же пущено в дело. Алексей Васильевич Смирнов, ставший владельцем мануфактуры в Ликино после отца, славился широкой благотворительностью. Он, в частности, помог профинансировать строительство девяти церквей во Владимирской губернии, а также нескольких церквей в Богородском уезде. Все эти храмы, в том числе и храм Рождества Богородицы в селе Гора, относились к православной церкви, убежденным последователем которой Смирнов стал во второй половине жизни.

Согласие, к которому принадлежали родители Алексея Васильевича, называлось беспоповским. В этой церкви не было духовенства, «попов», а службу читали и пели обычные миряне. В беспоповских общинах не существовало важнейших православных обрядов: венчания, причастия и некоторых других. По причине отсутствия священников и таинств, в беспоповских моленных не было даже помещения для алтарей. Такое радикальное отличие от православной церкви было вызвано мнением, что после реформ Никона настоящих священников уже не осталось, а новых ставить было уже невозможно. Более того, это было и не нужно, потому что беспоповцы жили в ожидании скорого конца света.

Алексей Васильевич был беспоповцем до тех пор, пока не встал вопрос о женитьбе. Единственным препятствием для брака с его избранницей Татьяной Яковлевной стал вопрос веры, поскольку в разнородном в религиозном отношении крае в одном и том же селении могли жить семьи разных вер. Родители будущей супруги Смирнова были старообрядцами-поповцами и настаивали на переходе зятя в свою веру. Поповцы, как видно из названия, имели собственное духовенство и те же самые семь таинств, что и господствующая православная церковь. Они были настроены менее радикально, чем беспоповцы, а наступление царства Антихриста после реформ Никона склонны были толковать скорее аллегорически, чем буквально.

Ликинский фабрикант после долгих раздумий решил сменить веру и жениться, чем навлек на себя гнев родни. Однако на этом духовные искания Алексея Смирнова не остановились. По делам он часто ездил в Москву, где познакомился с православным проповедником Иоанном Виноградовым. Вероятно, беседы с этим миссионером убедили Смирнова еще раз сменить веру и перейти в православие. Было и другое объяснение превращения старообрядца в ревнителя господствующей церкви. Однажды Смирнов тяжело заболел, а неподалеку от его дома шел крестный ход православных с чтимой Введенской иконой. Неожиданно Алексей Васильевич попросил супругу пригласить богомольцев с чудотворным ликом зайти в дом. После молебна, совершенного у постели фабриканта, Смирнов пошел на поправку, а вскоре присоединился к православной церкви.

Склеп с могилами Алексея Васильевича Смирнова и Татьяны Яковлевны сегодня восстанавливается силами прихода и неравнодушных людей села Гора. Надгробия знаменитого фабриканта и его жены, к сожалению пропали. Остались лишь три каменных надгробия его родственников: Ивана Алексеевича Смирнова, Прасковьи Дмитриевны Смирновой и Ионы Гавриловича Гаврилова. 


Смотрите также

Описание: