Кременчуг город где находится


Где находится Кременчуг? - Other

Как-то раз мне пришлось поехать в Кременчуг на соревнования. Я, конечно, знал, что город расположен в Полтавской области, но бывать там ранее не приходилось. Честно сказать, я думал, что это небольшой провинциальный населенный пункт, но на деле оказалось все иначе, и я побывал в крупном промышленном центре.

Местоположение Кременчуга

Город находится на реке Днепр у границы Полтавской и Кировоградской областей. Является вторым по величине в Полтавской области, а его население составляет примерно 220 тысяч человек.

Через Кременчуг протекает две небольших речки — Сухой Кагамлык и Кривая Руда, которые впадают в Днепр.

Интересно, что через город проходят трассы государственного значения Н-08 и М-22.

Ближайшие к Кременчугу города:

  • Полтава;
  • Черкассы;
  • Александрия;
  • Днепр.

Этот населенный пункт находится между степной и лесостепной зоной. Климат здесь влажный и умеренный. Лето жаркое, а зима снежная и холодная.

Кременчуг расположен во втором часовом поясе. Здесь действует киевское время, а разница с Москвой составляет один час.

Среди лучших городов, которые рекомендуют для жизни в Украине Кременчуг разместился на 53 месте. Учитывая большое количество промышленных предприятий, город является далеко не лучшим вариантом для комфортного проживания.

Как попасть в Кременчуг

Добраться сюда можно несколькими способами.

На автомобиле по вышеупомянутым трассам можно попасть практически с любой стороны. Хотя состояние дорог в целом по области оставляет желать лучшего. Некоторые участки в ужасном состоянии.

Проще всего доехать железнодорожным транспортом, через город проезжает огромное количество поездов.

Автобусом можно добраться с любого соседнего города в радиусе 200–300 километров, а также со столицы страны.

Где погулять в Кременчуге

Отличным местом для прогулки является набережная Днепра и Приднепровский парк. Но также можно здорово провести время и хорошо отдохнуть в Юбилейном парке или в Городском саду, что возле центрального стадиона «Кремень».

А возле Силикатного озера можно прогуляться в студенческом парке.

Кременчуг Википедия

Город
Кременчуг
укр. Кременчук
49°04′39″ с. ш. 33°25′26″ в. д.HGЯOL
Страна  Украина
Статус город областного значения,
районный центр
Область Полтавская область
Район Кременчугский район
Внутреннее деление 2 района: Автозаводской и Крюковский
Городской голова Малецкий Виталий Алексеевич[1]
Основан 1571
Первое упоминание 1471 (как крепость)
Город с 1649
Площадь 96 км²
Наивысшая точка 190 м
Тип климата умеренный
Часовой пояс UTC+2:00, летом UTC+3:00
Население ▼ 219 382[2][3]  человек (2019)
Плотность 2460 чел./км²
Агломерация ▼ 470 000 (Кременчуг, Горишние Плавни, Светловодск, пгт. Власовка и др. сёла)
Национальности украинцы — 87,0 %,
русские — 12,0 %,
другие — 1,0 % (поляки,чехи,казахи),
Конфессии православные, католики, протестанты, иудеи
Катойконим кременчужане, кременчужанка, кременчужанин
Телефонный код +380 536(6)
Почтовые индексы 39600-39689
Автомобильный код BI, НI / 17
КОАТУУ 5310400000

kremen.gov.ua  (укр.)

Кременчуг

Кременчуг

Кременчуг

 Медиафайлы на Викискладе

Кременчу́г (укр. Кременчу́к) — город в центральной части Украины, административный центр Кременчугского района (не входит в его состав) Полтавской области. Состоит из Автозаводского и Крюковского районов. Расположен на реке Днепр. Кременчугская агломерация входит в десятку крупнейших по Украине с населением около полумиллиона человек. Кременчуг занимает 29 место среди городов Украины по количеству жителей. На 2019 год в нем проживает 220 000 человек

Символика

Флагом Кременчуга является прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:1, состоящее из трёх горизонтальных полос — синей, белой и синей (соотношение 2:1:2). Флаг иллюстрирует географическое положение города: белая полоса означает реку Днепр, которая протекает через город. Флаг был утвержден 21 сентября 1995 г. на сессии городского совета[4].

Герб был принят 21 сентября 1995 и, как и флаг, иллюстрирует географическое положение города. Щит обрамлен декоративным картушем и увенчан серебряной городской короной с тремя башенками[4].

Этимология

Название города происходит от турецкого слова kermençik («крепостец, маленькая крепость»)[5]. Также существует недостоверная легенда, согласно которой название происходит от слов «кремень» и «чую» (укр. «слышу»).

Также среди местного населения ходит история, что название города произошло от того, что из него возили кремень и, проезжая по дороге, он издавал характерный звук «чуг».

Существует версия, что название города происходит от слова «кременчик», уменьшительного к слову «кремник» (маленький «кремль») [6]. Также существует легенда, что название происходит от «кременчик» изменённого слова «кремень», место добычи кремня[источник не указан 679 дней].

История

Основание

Официальной датой основания Кременчуга, по упоминанию в хронике Йоахима Бельского (который продолжал исторический труд своего отца Мартина Бельского), считается 1571 год (дату эту в XIX веке сделала популярной книга «История Малороссии» Николая Марковича). Бельский упоминает Кременчуг в связи с проектом 1590 года, когда польский король издал приказ о построении здесь крепости, куда также планировали вывести казаков из Запорожья, чтобы меньше конфликтовали с турками[7].

Из историографии XIX века (по неподтвержденному источниками упоминанию литовского историка Теодора Нарбута) происходит версия об учреждении Кременчуга (1390-е — 1420-е годы) великим литовским князем Витовтом[источник не указан 2750 дней]. Подтверждённое источниками непрерывное существование Кременчуга как урбанистической ячейки (а не рыболовного ухода, упоминавшегося ещё по ревизии Черкасского замка 1552 года) есть только с 1637 года, когда «осадил» здесь город шляхтич-полищук Степан Рутский[источник не указан 2750 дней]. Однако некоторые исследователи, отталкиваясь от археологических данных о проживании людей на территории современного Кременчуга, отстаивают киево-русскую родословную города[источник не указан 2750 дней].

В 1638 году была сооружена Кременчугская крепость, план которой разработал французский военный инженер Гийом Левассер де Боплан, оставив книгу «Описание Украины». В это время на месте запорожского зимовника возник Крюков[7].

После Зборовского договора являлся сотенным местечком Чигиринского полка, после Андрусовского договора Кременчуг отошёл к Миргородскому полку[7].

В 1764 году Кременчуг перечислен в новообразованную Новороссийскую губернию и с 1765 по 1783 был её губернским городом; затем был уездным городом Екатеринославского наместничества, но до отстройки Екатеринослава, с 1784 по 1789, считался наместническим городом[7].

В 1789 году Кременчуг был причислен к Градижскому уезду Екатеринославского наместничества. С 1796 по 1802 Кременчуг числился в Черниговской губернии, как уездный город.

С 1802 года — уездный город Полтавской губернии[7].

В 1897 году в городе насчитывалось около 63 тысяч человек (евреев — 47 %, украинцев — 30 %, русских — 19 %)[8][9].

XX век

С 1920 по 1922 год существовала Кременчугская губерния[7].

8 сентября 1941 Кременчуг был оккупирован наступающей Германией, немецкая администрация просуществовала два года — до советского контрнаступления после выигранной Курской битвы. В результате использования отступающими войсками Вермахта тактики выжженой земли, практически весь город был уничтожен пожарами. 29 сентября 1943 года Кременчуг заняли солдаты 5-й Гвардейской Армии Степного фронта[10], началось восстановление города.

В 1966 году в городе были запущены первые троллейбусы.

В 1982 году был построен и введен в строй Кременчугский завод по производству белково-витаминных препаратов[11].

В 1987 году введена в эксплуатацию Кременчугская фабрика трикотажного полотна[12].

XXI век

26 июля 2014 года городской голова Кременчуга Олег Бабаев был убит вследствие покушения.

Крюков посад

Крюков посад, входящий ныне в состав Кременчуга, находится вблизи места, где, вероятно, был заключен куруковский договор 1625 г. Первое упоминание о поселении Курюкове находим под 1676 г. С 1764 по 1784 гг. был Крюковский уезд Новороссийской губернии. С 1784 по 1796 гг. Крюков — местечко, затем посад; присоединен к Кременчугу указом Павла I, но действительное соединение произошло лишь в 1817 г.

Административное деление

Схематическая карта районов Кременчуга      Автозаводской район     Крюковский район

Молодёжный

Лашки

3-я
занасыпь

Реевка

2-я
занасыпь

1-я занасыпь

Центр

Нагорная
часть

Щеми-
ловка

Крюков

Раковка

Нагорная часть города Мемориал «Вечно живым» Сквер имени Олега Бабаева

Город официально разделён на 2 административных района:

  • Автозаводской (144 тыс. чел.) — большая часть левобережья;
  • Крюковский (93 тыс. чел.) — всё правобережье и прилегающие к мосту части левобережья.

Город очень вытянут с юга на север, хотя в ширину с запада на восток не превышает 8 км. Состоит из двух основных частей: левобережной (исторический Кременчуг) и правобережной (исторически — посад Крюков), которые сообщаются между собой при помощи Крюковского моста через реку Днепр. Основная часть населения и большинство предприятий города сосредоточены в левобережной части.

Выделяют несколько районов города, существенно отличающихся характером и плотностью застройки, развитостью инфраструктуры и, соответственно, престижностью проживания.

Наиболее часто упоминаются такие районы[источник не указан 2750 дней]:

Правобережье:

  • «Крюков» — непосредственно прилегающая к Крюковскому мосту часть правобережья. С 1975 года вошёл в состав Крюковского района в Кременчуге. Здесь расположен Крюковский вагоностроительный и сталелитейный завод. Район преимущественно 3-5 этажной застройки «сталинских» и «хрущёвских» проектов. 9-этажные здания присутствуют, но не в большом количестве. Сохранились здания XIX века.
  • «Раковка» — расположена ниже по течению Днепра относительно Крюкова. Молодой по сравнению с Крюковом район. Преобладают 5-этажная («хрущёвский проект») и 9-этажная застройки и несколько 14-этажных зданий. Жители Раковки в основной массе работают на Вагоностроительном и Сталелитейном заводах, предприятиях инфраструктуры.

Левобережье:

  • «Центр» — расположенная вверх по течению Днепра от Крюковского моста набережная часть левобережья, район с наиболее развитой инфраструктурой. Преимущественно 3-5 этажная застройка «сталинских» и «хрущёвских» проектов. 9- и 14-этажные здания сосредоточены в набережной части. Сохранились здания XIX века, большое количество парков и скверов.
  • «Щемиловка» и «Реевка» — прибрежные районы частной 1- и 2-этажной застройки. Расположены относительно Центра выше по течению Днепра.
  • «1-я Занасыпь», «2-я Занасыпь» и «3-я Занасыпь» — районы, расположенные ниже по течению от Крюковского моста по мере удаления от Днепра и за основной железнодорожной веткой на правый берег. Занасыпи разделены с Центром и другими районами железнодорожным полотном, выходящим на мост («насыпь»). 1-я Занасыпь — частично 9-этажная застройка вдоль Юго-Восточной линии границ города, дальше практически полностью частная малоэтажная застройка до небольшого квартала на окончании 3-й Занасыпи с 5- и 9-этажной застройкой.

По мере удаления от Днепра выделяют такие районы левобережного Кременчуга, как «Нагорная часть» и «Молодёжный».

В «Нагорной части» выделяют:

  • «Водоканал» или «Брест» — район с преимущественно 9-этажной и 5-этажной застройками. В районе ул. Вадима Бойко 3-4 этажная застройка «сталинских» проектов.
  • «Гвардейская» — район с преимущественно 3-этажной «сталинской» и 5-этажной «хрущёвской» застройками.
  • «Московская» — район с преимущественно 5-этажной «хрущёвской» застройкой.
  • «Пивзавод» — район с преимущественно 9-этажной застройкой.

Несколько в стороне от основной городской магистрали «проспект Свободы» — «проспект Леси Украинки» — «ул. Доктора Богаевского» находятся районы «Хорольская» и «Лашки» — с преимущественно частной застройкой.

Вдоль улицы Киевской находятся районы «Автопарк» и «Карьер» (преимущественно 9-этажная застройка).

Посёлок «Молодёжный» условно разбивается на две части: «Ближний Молодёжный» (преимущественно 9- и 14-этажная блочная застройка) и «Дальний Молодёжный» (преимущественно «хрущёвская застройка»). Жители Молодёжного в основном работают на предприятиях Северного промышленного узла (Нефтеперерабатывающий завод, ТЭЦ и др.)

Через город проходят две стратегических магистрали:

  • H08 «Днепр — Киев» — по улице Киевской, далее по проспекту Свободы, переходящему в ул. Халаменюка, затем — ул. Первомайскую, потом поворот на ул. Небесной Сотни и Крюковский мост. На правобережной стороне города — по ул. Приходько и далее, через Раковку, в сторону г. Днепра.
  • M03 «Александрия — Харьков» — от пр-та Полтавского, через объездную дорогу в селе Сосновка, ул. Первомайскую, ул. Небесной Сотни, мост на правобережную часть города, где по Западной дамбе, ул. Чумацкой и далее по ул. Академика Герасимовича — в сторону Павлыша.

Экономика

Экономика. Место города в области

В городе сосредоточены машиностроительные и перерабатывающие предприятия:

  • Кременчугский нефтеперерабатывающий завод,
  • Крюковский вагоностроительный завод,
  • Кременчугский автомобильный завод АвтоКрАЗ,
  • Кременчугский автосборочный завод,
  • Кременчугский колёсный завод,
  • Кременчугский завод дорожных машин (Кредмаш)[uk],
  • Кременчугский сталелитейный завод,
  • Кременчугский завод технического углерода,
  • Кременчугский мясокомбинат,
  • Кременчугский завод железобетонных шпал
  • три хлебозавода и хлебная база № 81,
  • молокозавод,
  • ликёро-водочный завод,
  • кожевенно-шорный комбинат,
  • две швейных фабрики,
  • Кременчугская табачная фабрика,
  • предприятие по изготовлению прицепов для легковых автомобилей «Кремень»[13],
  • четыре кондитерские фабрики («Рошен», «Лукас», «Романтика», «Салекс») и прочие.

Общий объём реализованной промышленной продукции в отпускных ценах предприятий за январь-ноябрь 2011 года составил 30,95 млрд грн[14].

По состоянию на 2013 год Кременчуг являлся одним из основных доноров бюджета Украины, его переданная часть в бюджет страны составляла 5,6 %[15]. Выше по течению Днепра расположена Кременчугская ГЭС, входящая в состав «Укргидроэнерго» и формирующая Кременчугское водохранилище, имеющее самую большую поверхность в Днепровском каскаде.

Население

Численность населения города по состоянию на 1 января 2019 года составляла 220 065 человек.[16]

График изменения численности населения Кременчуга начиная с XVIII века:[17][18]

Культура и образование

В 1787 году в Кременчуге итальянским композитором Джузеппе Сарти, находившимся на службе у князя Потемкина, была открыта первая в Российской империи консерватория.

В городе находятся такие культурные заведения как историко-краеведческий музей, музей Макаренко, городская галерея, галерея Натальи Юзефович и другие. Главные культурные мероприятия проходят в городском дворце культуры, а также в 4-х дворцах культуры при предприятиях (дворец культуры КрАЗ, «Кредмаш», «Нефтехимик» и дворец культуры имени И. Ф. Котлова)

Образование можно получить в шести училищах, Кременчугском медицинском колледже, лётном колледже Национального авиационного университета, Кременчугском национальном университете им. Остроградского, Кременчугском университете экономики, информационных технологий и управления, Кременчугском институте Днепропетровского университета экономики и права, ВПУ № 7, Кременчугском железнодорожном техникуме.

Для занятий спортом в городе действуют три ДЮСШ, спортивные комплексы «Политехник», «Вертолёт», «Укртатнафта», многочисленные секции и частные тренажёрные залы «Антей», «Спартак», «Титан», «Атриум», «МТ-Спорт», «Атлетик» и другие спортивные организации.

Транспорт

Город является крупным железнодорожным узлом Центральной Украины, имеет порт на Днепре и аэродром. В городе имеется два железнодорожных вокзала: Кременчуг и Крюков-на-Днепре. Станция Кременчуг одна из крупнейших на Южной железной дороге, находится на линии Харьков — Полтава — Знаменка — Одесса.

Прямое пассажирское железнодорожное сообщение Кременчуг имеет с Киевом, Харьковом, Одессой, Днепром (Днепропетровском), Симферополем и другими крупными городами. Пригородные поезда ходят в Полтаву, Ромодан, Глобино, Хорол, Павлыш. В 2008 году был электрифицирован на переменном токе участок Кременчуг — Бурты — Користовка. В 2008 году запущен рельсовый автобус для регулярного пригородного сообщения.

Городской троллейбус

Кременчуг является одним из двух населенных пунктов в регионе, где действует электротранспорт. Длина троллейбусных линий составляет 69 км.

Городской трамвай

В 1899 году бельгийское акционерное общество «Кременчугские трамваи» запустило в эксплуатацию электрический трамвай[7].

Трамвайное депо и электрическая станция находились у подножия Песчаной горы между Екатерининской улицей (ныне Соборная) и Троицким переулком (ныне Чкалова). Мощность электростанции была 4450 лошадиных сил, трамвайный парк состоял из 16 моторных вагонов с открытыми площадками на двухосной тележке шириной 1524 мм. Протяжённость трамвайных путей к 1917 году составляла 12 километров. В городе действовало 3 маршрута[19].

В городе также действуют автобус, маршрутное такси и такси.

Известные люди, связанные с городом

22 февраля 1909 года в Кременчуге родился Александр Аронович Печерский, организатор единственного успешного восстания в лагере смерти Собиборе 14 октября 1943 года.

В Кременчуге 25 мая 1898 года родился известный американский пианист Михаил Левицкий.

Города-побратимы

По состоянию на октябрь 2012 года у Кременчуга есть 14 городов-побратимов[20]:

  • Алитус
  •  Белая Церковь, Украина
  •  Бердянск, Украина
  •  Битола, Северная Македония
  •  Борисов, Белоруссия
  •  Быдгощ, Польша
  •  Вэньчжоу, КНР
  •  Коломыя, Украина
  •  Михаловце, Словакия
  •  Новомосковск, Россия
  •  Провиденс, США
  •  Свиштов, Болгария
  •  Снина, Словакия
  •  Цзяюйгуань, КНР (2012)[21]

С мая 2019 также:

Примечания

Ссылки

Где находится Кременчуг на карте Украины показать

Расположение Кременчуга отмечено на карте Украины специальным маркером. Точные координаты — 49.06578 с.ш., 33.41003 в.д. Вы можете приближать и отдалять карту, чтобы узнать точно, где находится Кременчуг на карте Украины. С помощью наших маршрутов вы можете рассчитать расстояние между городами, чтобы понимать, как далеко находится Кременчуг от других крупных городов.

По нашим данным на территории Кременчуга проживает более 227,494 человек. Численность населения неизменно растет. На всей территории региона можно расплачиваться украинской гривной.

Точное время в Кременчуге 17:17. Часовой пояс Восточная Европа, летнее время UTC+3.

Чтобы осуществить междугородний перелет, жителям Кременчуга придется добираться до соседнего крупного города Полтавы, где располагается аэропорт, либо улетать из столицы.

От Кременчуга до аэропорта:

"Аэропорт "Полтава"" (PLV) 91 км
"Международный аэропорт Запорожье" (OZH) 194 км
"Международный аэропорт Харьков" (HRK) 229 км
"Аэропорт Киев Борисполь" (KBP) 258 км
"Аеропорт Київ (Жуляни)" (IEV) 259 км

Рядом с Кременчугом расположено много населенных пунктов, мы посчитали удаленность до них, до столицы Украины и собрали данные в таблицу.

Ближайшие крупные к Кременчугу города:

До Александрии 60 км
До Полтавы 114 км
До Днепродзержинска 122 км
До Лубнов 127 км
До Черкасс 130 км
До Кировограда 134 км
До Смелы 157 км
До Днепропетровска 161 км
До Кривого Рога 185 км
До Киева 290 км

При помощи Groute вы можете узнать не только где находится Кременчуг на карте Украины, но и смотреть данные о погоде за последние 5 лет.

Полезна ли информация на данной странице?

История Кременчуга, Крюкова-на-Днепре и его окраин

1955-1991 г. К ПОБЕДЕ КОММУНИЗМА

1956 год — КВСЗ начал выпуск вагонов на роликовых подшипниках (впервые в практике Отечественного вагоностроения)

Май 1956 года — Кременчугский мостовой завод (КрАЗ в будущем) реорганизован в Кременчугский комбайновый завод

июль 1956 года — Кременчугский комбайновый завод выпустил первые 10 кременчугских кукурузоуборочных комбайнов КУ-2А

24 октября 1956 года — Кременчугский комбайновый завод выпустил 1000-й кукурузоуборочный комбайн КУ-2А

17 апреля 1958 года — Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании на Украине завода по производству большегрузных автомобилей на базе Кременчугского комбайнового завода

10 апреля 1959 года — на Кременчугском автомобильном заводе собраны первые два автомобиля-самосвала КрАЗ-222 «Днепр»

1959-1960 — в городе Кременчуг была введена в эксплуатацию городская гидроэлектростанция.

30 апреля 1960 года — КрАЗ выпустил первые автомобили на экспорт

1961 год — Основан Кременчугский Колесный завод

Январь 1961 года — создан Трест «Кременчугнефтехимстрой»

29.04.1961 Первая отливка нового чугунолитейного цеха завода Дормаш

1962 год — Создан Кременчугский экспериментальный завод комунального оборудования.

Август 1962 года — вступил в строй завод железно-бетонных шпал.

1963 год — с конвейера Кременчугского автомобильного завода сошел 25-тысячный КрАЗ

24 мая 1963 года — ложная информация о аварии на Кременчугской ГЭС — паника в городе из за ошибки во время учений гражданской обороны.

1965 год — Основан Сталелитейный завод в Крюкове.

1965 год — создан домостроительный комбинат

Октябрь 1965 года — на Кременчугском автомобильном заводе выпущен 50-тысячный автомобиль

1966 год — в городе Кременчуг было начато строительство городского дворца культуры имени Г.И. Петровского.

1966 год — основан Трест «Кременчугжелезобетон»

24.06.1966 В Кременчуг прибыл первый эшелон нефти для нефтеперерабатывающего завода.

20 июля 1966 года — введена в строй первая очередь нефтеперерабатывающего завода

1967 год — на Кременчугском автомобильном заводе пошел в серию легендарный покоритель бездорожья – полноприводный автомобиль-вездеход КрАЗ-255Б, который в народе прозвали «Лаптежник»

22 октября 1967 года — Кременчугский автомобильный завод стал победителем социалистического соревнования и в честь 50-летия Великой октябрьской социалистической революции награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.

19.01.1968 Начал работать городской радиоузел.

27 марта 1968 года — приказом Министра автомобильной промышленности Кременчугскому автомобильному заводу присвоено имя « 50-летия Советской Украины». Теперь — Кременчугский автомобильный завод имени 50 летия Советской Украины

30 декабря 1968 года — выпущен 100-тыс. автомобиль КрАЗ

конец 1960-х начало разработки инженерно-переправочных средств в рамках проектно-конструкторской темы «Волна» коллективом СКБ инженерно-переправочных средств Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) под руководством главного конструктора Е. Е. Ленциуса.

1970 год — Завод «Дормашина» награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Декабрь 1970 года — Сталелитейный завод дал первую плавку стали.

22 января 1971 года — за досрочное выполнение пятилетнего плана и успешное освоение новых грузовых автомобилей Кременчугскмий автомобильный завод имени 50 летия Советской Украины награжден орденом Ленина

5 ноября 1971года — в городе Кременчуг был установлен памятник В.И. Ленину.

1972 год — В Кременчуге создан Всесоюзный научно-исследовательский проектно-технологический институт вагоностроения (ВНИПТИВ).

1972 год — география продаж автомобилей КрАЗ расширилась до 40 стран мира

30.12.1972 Открытие городского дворца культуры им. Петровского.

1974 год — КВСЗ награжден орденом Октябрьской революции

1974 год — на конвейер Кременчугского ордена Ленина автомобильного завода имени 50 Советской Украины поставлен автомобиль нового, третьего поколения КрАЗ-260

1974 год — на КВСЗ был построен первый прототип колесной понтонно-мостовой машины ПММ (ПММ-1), ставшей основой уникального самоходного понтонного парка СПП.

1975 год в городе Кременчуг был основан Автозаводской район.

1975 год — с конвейера Кременчугского ордена Ленина автомобильного завода имени 50 Советской Украины сошел 250 000-й автомобиль

1975 год — Основан Крюковский район.

15 января 1976 года — создано производственное объединение «АвтоКрАЗ», в состав которого вошли восемь заводов

1977 год — открыт памятник И.Ф.Котлову в сквере у клуба вагоностроителей

1978 год — создан совхоз «Цветы Кременчуга»

14 декабря 1980 года — за оказанную помощь Вьетнаму Кременчугский завод награжден орденом Дружбы народов Вьетнама.

27.05.1981 Пожар на нефтеперерабатывающем заводе. 47 пожарных машин, пожарный поезд, дополнительные силы из Киевской, Днепропетровской, Черкасской, Харьковской обл., из Кривого Рога и Херсона. Потушен 29.05.1981 в 19:00. Личного состава > 300 чел.

20 июня 1982 года — сдан первый пусковой комплекс завода белково-витаминных концентратов.

27 апреля 1984 года — из ворот производственного обьединения «КрАЗ» вышел полумиллионный большегрузный автомобиль.

1985 год — в городе Кременчуг было построено здание речного вокзала.

26.03.1989 —  первые, приближённые к демократическим, выборы народных депутатов в Верховный Совет СССР.

23.04.1989 — повторные выборы народных депутатов в Верховный Совет СССР .

27.10.1989 Открытый молодёжный фестиваль юмора и песни с 27.10.89 по 29.10.89 г. Участие нескольких коллективов из разных городов Украины (Мариуполь, Хмельницкий, Днепропетровск и другие города).

24.08.1990 Кременчуг 1-й город Левобережья Днепра, который поднял сине-жёлтый флаг перед зданием городского совета.

О городе Кременчуге

О городе Кременчуге, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Кременчуг — город в Полтавской области Украины, является административным центром Кременчугского района.

Город стоит на главной водной артерии страны — на Днепре. Агломерация города входит в первую десятку самых больших по Украине и составляет почти полмиллиона человек. У города есть свои символы — флаг и герб. На флаге расположены три горизонтальных полосы — синяя, белая и синяя. Белая полоса означает Днепр, протекающий через город. На гербе изображен щит, увенчанный городской короной с тремя башнями.

Город имеет татарские корни. Одна из гипотез происхождения его названия гласит, что имя город получил от слова «керменчук», что по-татарски значит «маленькая крепость». Крюков посад, который теперь входит в состав Кременчуга, находится недалеко от места, где скорее всего был заключен куруковский договор.

Сегодня город официально поделён на два района: Крюковский и Автозаводской. Кременчуг вытянут с юга на север, а его ширина не превышает 8 километров. Левобережная и правобережная части города соединяются с помощью Крюковского моста через Днепр. Основная часть жителей и городских предприятий находится на левом берегу.

На правобережье выделяют районы «Крюков» и «Раковка». Первый прилегает к мосту, в нем расположены вагоностроительный и сталелитейный заводы, застроен он «хрущёвками» и «сталинками». Второй район моложе и расположен он ниже по течению реки. На левом берегу выделяют «Центр», «Щемиловку», «Реевку», первую, вторую и третью «Занасыпь», «Нагорную часть» и поселок «Молодежный». Город пересекают две важных магистрали: «Днепропетровск — Киев» и «Александрия — Харьков».

В городе сосредоточены перерабатывающие и машиностроительные предприятия , его вклад в бюджет страны составляет 7 %. Функционируют нефтеперерабатывающий завод, вагоностроительный завод, автосборочный и колесный, завод дорожных машин, сталелитейный. Работают мясокомбинат, хлебозаводы, швейные фабрики, молокозавод, крупные кондитерские фабрики: «Лукас», «Салекс», «Рошен» и «Романтика». Выше по течению находится Кременчугская ГЭС и водохранилище. В городе есть культурные учреждения, например, Историко-краеведческий музей, городская галерея, музей Макаренко. Городские культурные мероприятия проводятся в Городском дворце культуры им. Петровского или во дворцах культуры при предприятиях. Образование горожане могут получить в шести училищах, медицинском колледже, лётном колледже, железнодорожном техникуме, университете экономики, информационных технологий и управления и в представительствах других вузов. Для занятий спортом открыты спортивные комплексы и три спортивные школы для детей, многочисленные тренажёрные залы и секции. Кременчуг является крупным железнодорожным узлом Украины, имеет аэродром и крупный порт на Днепре. В городе работают два железнодорожных вокзала: Крюков-на-Днепре и Кременчуг. На Южной железной дороге станция Кременчуг является одной из крупнейших. 

Пассажирское сообщение город имеет с Киевом , Москвой, Харьковом, Одессой, Симферополем и Днепропетровском. Для пригородного сообщения в 2008 году был запущен рельсовый автобус. Трамвай в городе появился в 1899 году, трамвайный парк включал 16 моторных вагонов. К моменту Октябрьской революции протяженность трамвайных путей достигала 12 километров и в городе действовало три маршрута.

История Кременчуга, Крюкова-на-Днепре и его окраин

Мы рады приветствовать Вас на научно-историческом сайте истории Кременчуга, Крюкова на Днепре и его окрестностей — Горишных Плавней (Комсомольска), Светловодска, Онуфриевки, Козельщины, Глобино, Семеновки.

История Кременчуга

Наименование города на разных языках: Кременчуг (рус.), Кременчук (укр.),Kremenchug (анг.)

Административное расположение города Кременчуг: Город Кременчуг расположен в Центральной Европе,  практически в центре Украины, на обоих берегах реки Днепр в ее среднем течение, на границе лесостепной и степной природных зон,в Полтавской области, в 115 км от областного центра г.Полтава и 290 км от столицы Украины г.Киев. Город Кременчуг  является городом областного подчинения, крупным промышленным и транспортным центром Украины

Координаты Кременчуга: 49°04′39″ с. ш. 33°25′26″ в. д.

Год основания Кременчуга — год основания Кременчуга точно не известен. Материалы  последних раскопок позволяют утверждать что постоянные поселения в исторической части Кременчуга были уже в 12 веке. Ориентировочно в конце 14 века великим литовским князем Витовтом была построена сторожевая крепость для охраны южных рубежей Великого Литовского Княжества и контроля переправы через Днепр. Официальной датой основания Кременчуга пока что считается  1571г.  как крепость для защиты окраиных земель Речи Посполитой от набегов крымских татар.

Районы города Кременчуг: Автозаводской (1975) и Крюковский (1975)

Площадь города Кременчуг составляет 109,6 кв.км

Наивысшая точка Кременчуга — 190м над уровнем моря

Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3

День города 29 сентября — (празднуется как день освобождения города от фашистских захватчиков 29 сентября 1943г.)

Население Кременчуга на 2017 год составляет 222 325  человек

Почтовый индекс Кременчуга 39600-39630

Телефонный код Кременчуга: +38-0536-6-Х-ХХ-ХХ (префикс 6 добавляется перед 5ти значными номерами)

Города побратимы

Болгария: Свиштов
США: Провиденс
Словакия: Снина, Михаловце
Белоруссия: Борисов
Македония: Битола
Китай: Вэньчжоу, Цзяюйгуань, провинция Ганьсу,
Польша: Быдгощ,
Россия: Новомосковск
Украина: Бердянск, Белая Церковь, Коломыя, Украина
Литва: Алитус

Геральдика  Кременчуга и ее история — как менялся герб и флаг Кременчуга

Герб Кременчуга — уездного города Полтавской губернии Российской империи

(высочайше утвержден Павлом I 24 апреля 1798 года. На голубом щите серебряная полоса, которая символизирует р.Днепр, протекающую через город)

Проект Герба Кременчуга — уездного города Полтавской губернии Российской империи

(В 1866 году был составлен новый проект герба Кременчуга: «В лазоревом щите серебряный пояс». В вольной части — герб Полтавской губернии. Предусматривалось, что герб будут окружать колосья, соединенные Александровской лентой. Проект не был утвержден. По материалам геральдического архива В.Маркова (Санкт-Петербург)

Герб Кременчуга — районного города Полтавской области Украинской ССР

(Утвержден 30 июня 1971 года решением №344 исполкома Кременчугского городского Совета депутатов трудящихся принята новая геральдическая эмблема города (по проекту Л.Г.Сидоренко).В пятиугольную форму щита вписан старый герб, который венчает сегмент шестерни, в просвете которой серп и молот. Поле щита имеет красный цвет, фигуры и контуры внутреннего, закругленного снизу щита, серебряного цвета. В новом гербе река Днепр изображена тремя серебряными полосами, которую преграждает мост в топографическом изображении. Поле внутреннего щита осталось голубым. Герб имеет узкую серебристую кайму.Дополнительная символика означает: красный цвет – цвет Советской власти, серп и молот – союз рабочего класса и крестьянства, шестерня – развитие машиностроительной промышленности, характерной для современного Кременчуга».)

Современный герб Кременчуга — районного центра Полтавской области

(Современный герб Кременчуга утвержден 21 сентября 1995 года решением X сессии городского совета народных депутатов. Автор доработки герба — А.Гречило.»В синем поле серебряный пояс». За основу взят герб Кременчуга образца 1798 г. Геральдический пояс означает реку Днепр, над которым находится город.)

Современный флаг Кременчуга — районного центра Полтавской области

(Современный флаг Кременчуга утвержден 21 сентября 1995 года решением X сессии городского совета народных депутатов.»В синем поле серебряный пояс». За основу взят герб Кременчуга образца 1798 г. Геральдический пояс означает реку Днепр, над которым находится город.)

Современный герб Кременчугского района Полтавской области

(Современный герб Кременчугского района утвержден решением районного совета от 20 марта 2002 года.)

Горишние Плавни — Википедия

Гори́шние Пла́вни[5] (укр. Горішні Плавні; до 2016 года — Комсомо́льск) — украинский город областного значения, административный центр Горишнеплавнинского городского совета (Полтавская область), в который входит Дмитровский сельский совет. Входит в состав Кременчугской агломерации.

Географическое положение[править | править код]

Горишние Плавни находятся в юго-западной части Полтавской области, на левом берегу Каменского водохранилища, образованного на Днепре плотиной Среднеднепровской ГЭС, между городом Кременчуг (расположен выше по течению на расстоянии в 11 км) и селом Келеберда (лежит ниже по течению на расстоянии в 4 км). Город расположен в месте богатых залежей металла.

Рельеф[править | править код]

Русло водохранилища в районе города сильно изрезано, что способствовало возникновению множества лиманов и небольших островов. Город с трех сторон окружен реками Псёл и Днепр, а также водами залива Барбара. Помимо этого, к нему примыкают отстойники крупных размеров, вплоть до 12 км².

Транспорт[править | править код]

Недалеко от северной окраины города проходит железная дорога Кременчуг-Полтава (станция Потоки). От станции Потоки идет ответвление до станции Золотнишино почти в центре города. Со станции Золотнишино осуществляется пригородное пассажирское сообщение с Кременчугом и Полтавой[6], а также станция обслуживает местные комбинаты. На станции Потоки останавливается больше пассажирского транспорта. Кроме станции Золотнишино, пригородные поезда останавливаются и на станции Поддубное. В городе функционирует автовокзал, в основном внутриобластного сообщения.

Земли, на которых расположены Горишние Плавни, обжиты с древнейших времён. В IV—III тысячелетиях до н. э. тут происходило формирование индоевропейской культурно-исторической общины. В IV—I века до н. э. здесь проживали племена скифов, сарматов, готов и ранних славян.

В годы Великой Отечественной войны осенью 1943 года здесь проходил первый этап битвы за Днепр — Черниговско-Полтавская наступательная операция, шли жестокие бои с участием 252-й и 299-й Харьковской стрелковой дивизии, 84-й стрелковой дивизии, 89-й гвардейской стрелковой дивизии, 92-й гвардейской стрелковой дивизии, 116-й стрелковой дивизии, 233-й стрелковой дивизии, 375-й стрелковой дивизии и многих отдельных соединений.

Начало исследований Кременчугской магнитной аномалии учёным магнитологом Петром Армашевским и исследователем естественных наук Владимиром Вернадским относится ко второй половине XIX века. В 1928 году недалеко от Кременчуга ленинградский геофизик Андрей Строна нашёл многокилометровый подземный кряж, который состоял из девяти месторождений железистых кварцитов и богатых железных руд. Через 25 лет, в середине 1950-х годов, доктор геолого-минералогических наук Николай Доброхотов, объединив результаты предыдущих исследований, пришёл к выводу о целесообразности разработки месторождений.

Работы по строительству вахтового посёлка начались 29 ноября 1960 года силами рабочих УНР-449. В 1961 году на месте большой магнитной аномалии возник рабочий посёлок городского типа Комсомольск, созданный при Днепровском горно-обогатительном комбинате (сейчас Полтавском) для разработки залежей железной руды. Основан на месте бывших хуторов и сёл Горишние Плавни или Горишняки (в районе отвалов карьера), Бурдеи, Пашки, Тищенки)[7], Искра (в р-не карьера)). На новостройку ехали со всех концов страны, это были и молодёжь, и люди старшего поколения. Основная масса строителей прибывала организованными отрядами. 12—24 января 1961 года на станцию Редуты прибыли первые отряды полтавчан (50 человек), 28 января — 49 комсомольцев из Днепропетровска, в начале февраля — группы из Киева и Львова. Прибывающих на строительство расселяли по окрестным хуторам и сёлам. А с апреля по октябрь этого же года первопроходцы жили в палатках, прокладывали подъездные пути к строительной площадке, строили дома. Под фундамент первого дома каменщики бригады Ивана Забоборова заложили символическое письмо для последующих поколений, призывая укреплять свои традиции.

24 апреля 1972 года получен статус города районного подчинения, а 6 апреля 1977 года — областного подчинения.

19 мая 2016 года Верховная Рада переименовала город Комсомольск в Горишние Плавни[8][9] (русское значение Верхние Плавни).

Динамика изменения численности населения города
Год Население
1970 14555
1979 37909
1989 51645
2001 51740[10]
2015 52098[11]
2019 51215[12]

В состав города входит Дмитровский сельский совет с близлежащими сёлами Базалуки, Волошино, Гора, Дмитровка, Кияшки, Солонцы и Кузьменки.

Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, разделённое на две неравные части горизонтальной белой полосой, которая символизирует Днепр (река, на которой расположен город). В центре верхней части, на фоне жёлтого круга, расположено стилизованное изображение начальной буквы имени города. Буква «К» имеет вид ласточки, а также напоминает Знак Княжеского Государства Владимира Великого.

Герб города отображает его географическое положение и основную производимую здесь продукцию. Он представляет собой голубой щит с изображением волн в верхней его части и красного треугольника, с сосновыми ветвями внутри, на фоне жёлтого круга — в нижней. Волны и сосновые ветви указывают на расположение города на берегу Днепра вблизи леса; красный треугольник и жёлтый круг символизируют железную руду и окатыш соответственно.

Горишние Плавни являются промышленным городом. Специфику города определяет добывающая и трикотажно-швейная промышленность. Структурно промышленность состоит из 7 отраслей: горнодобывающая, химическая, машиностроительная, деревообрабатывающая, производства строительных материалов, лёгкая и пищевая промышленность. Среди наиболее перспективных в регионе направлений туризма следует отметить следующие: историко-познавательный, промышленный, рекреационный, «зелёный».

Промышленность[править | править код]

Одним из крупнейших предприятий города является частное акционерное общество (ЧАО) «Полтавский горно-обогатительный комбинат» (ПГОК), основанный на базе мощного горнодобывающего комплекса железной руды и производящий 8-9 млн тонн окатышей в год. В городе также расположены Рижевский гранкарьер, Редутский щебзавод, хлебозавод, трикотажные фабрики, завод по переработке изношенных шин, различные сельскохозяйственные фермы. Зарегистрированная в 2004 году компания ООО «ВОРСКЛА сталь» в настоящее время реализует проект строительства металлургического завода методом прямого восстановления железа в Горишних Плавнях. Планируемая мощность завода — 3 миллиона тонн стали в год, что составит 8-10 % объёма производства всей отрасли Украины.

Транспорт[править | править код]

К городу ведёт отдельная железнодорожная ветка, станции Поддубное и Золотнишино. Через Горишние Плавни проходит автомобильная дорога Т-1711.

Для отдыха жителей в городе имеется Дворец Культуры и Творчества на 1100 мест. В городе проходит несколько фестивалей, пользующихся популярностью у туристов, такие как фестиваль детского и юношеского творчества «Днепровская волна» (укр. «Дніпрова хвиля»), исторический фестиваль «Казацкие сурмы» (укр. «Козацькі сурми»), рок-фестиваль «Шаг навстречу» (укр. «Крок назустріч»), международный фольклорный фестиваль «Калиновое лето на Днепре» (укр. «Калинове Літо На Дніпрі») под эгидой украинской секции CIOFF. В последнем принимают участие творческие коллективы из многих стран мира, таких как Украина, Россия, Турция, Соединённые Штаты Америки, Израиль, Индия, Польша, Сербия, Италия, Испания, Япония, Китай, Мексика. Открывается он большим праздничным концертом на площади перед Дворцом Культуры и Творчества. На следующий день эти коллективы дают представления на различных предприятиях города. Затем они в течение недели разъезжают с концертной программой по другим городам и сёлам Украины. После этого артисты снова собираются в Горишних Плавнях и дают заключительный концерт, после которого в подарок гостям и жителям города следует фейерверк.

Техникум, 2 училища, 6 школ, детские сады, Полтавская духовная семинария

Архитектура и достопримечательности[править | править код]

Недалеко от Горишних Плавней находятся многочисленные курганные захоронения кочевников, древнейшее из них датируется XLII—XLI веками до н. э.. Так же выделяются такие памятники археологии как Дереевское энеолитическое поселение, Компаниевский могильник 3-4 ст. н. э., курганы: «Зозулина могила», «Стогниивська могила», «Шведская могила», курганная группа из трех насыпей «Три брата» и другие.

В 1967 году по решению Комсомольского поселкового Совета в городе сооружен обелиск «Братская могила советских воинов» и Курган Славы — памятники советским воинам, которые погибли в 1943 году при форсировании Днепра, у подножия которого был зажжён Вечный огонь. 11 октября 1974 года к 30-летию освобождения Украины от фашистских захватчиков здесь был торжественно открыт Обелиск Славы советским армии. На территории города расположены памятники воинам-интернационалистам, первопроходцам — «Первая палатка», бюсты Тараса Шевченко и Юрия Кондратюка.

В 1961 году в центре будущего посёлка, отдавая дань подвигу комсомольцев на Амуре, установили щит с надписью: «Здесь будет сооружён город Комсомольск-на-Днепре».

Улицы города украшают юмористические скульптуры, изображающие бабушку, торгующую семечками и самогоном, сантехника, по пояс высунувшегося из люка, возле которого сидит пёс. Имеются также «монумент» гаишнику (у этого персонажа только перед установкой статуи скульптор по требованию органов власти «изъял» из кармана 20-гривневую купюру) и памятник свинье, символизирующей пьяных.

На берегу паркового озера расположен Свято-Николаевский собор и памятник «святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу».

Для занятия спортом в городе имеются теннисные корты, бассейн, 2 стадиона, яхтклуб, большое количество спортзалов и спортивных площадок.

В городе базируется Футбольный клуб «Горняк-Спорт». Игры проводит на стадионе «Юность» вместимостью 2500 тыс.человек. Победитель Второй Лиги сезона 2013/14, бронзовый призёр Первой Лиги сезона 2014/15.

В городе существует спортивный клуб «Драгонком»[13]. Профессиональный клуб гребли на лодках класса «Дракон». Команда клуба принимает активное участие во многих соревнованиях в разных городах Украины, в том числе и в Горишних Плавнях, где ежегодно проводится всеукраинские соревнования по гребле на лодках класса «Дракон» памяти Александра Литвиненко.

В городе издаются газеты «Горняк» (укр. «Гірник»), «Общественное мнение» (укр. «Громадська думка»), «Телеэкспресс» (укр. «Телеекспрес») «Weekend» и «Комсомольские вести».

  • Амшенникова, Ирина — многократный призёр чемпионатов мира и Европы, чемпионка и рекордсменка Украины по плаванию.[14]
  • Погрибна, Нелли Анатольевна —заслуженный деятель эстрадного искусства Украины.
  • Жеваго, Константин Валентинович — трижды избирался народным депутатом Украины, член Блока Юлии Тимошенко, является владельцем контрольного пакета акций ОАО ПГОК (градообразующее предприятие).
  • Казаченко, Вадим Геннадиевич — эстрадный артист, певец. Окончил СШ № 2 в г. Комсомольск.
  • Попов, Александр Павлович — глава Киевской городской государственной администрации, бывший народный депутат Украины 6-го созыва, член Партии Регионов, четырежды избирался городским головой Комсомольска, бывший министр жилищно-коммунального хозяйства Украины (2010).
  • Сирота, Любовь Макаровна — поэтесса, с 1978 по 1983 гг. жила в г. Комсомольск, работала в горно-металлургическом техникуме, руководила литературным объединением «Поиск».
  • Павлик, Виктор Франкович — украинский певец, Народный артист Украины. Проживал в г. Комсомольск с 1982 по 1984гг, учился в ПТУ 18.
  • Лепёхин, Роман Владимирович[15] — известный комментатор и аналитик киберспортивной дисциплины Dota 2.
  • Олег Айзон - автор канал "Проект о радиации - Радиоактивные материалы. Автор множества видеоматериалов, ознакамливающих и обучающих работе с источниками ионизирующего излучения.

Полтавская область — Википедия

Область
Полтавская область
укр. Полта́вська о́бласть
49°30′ с. ш. 34°00′ в. д.HGЯOL
Страна  Украина
Включает 25 районов, 15 городов, 21 пгт, 1826 сёл
Адм. центр Полтава
Глава областной государственной администрации Олег Васильевич Синегубов[1]
Председатель областной рады Александр Юрьевич Биленький
Дата образования 22 сентября 1937 года
Площадь

28 750[2] км²

  • (4,76 %, 6-е место)
Высота
  • · Максимальная
Часовой пояс EET (UTC+2, летом UTC+3)
Крупнейший город Полтава
Др. крупные города Кременчуг
Лубны
Население

1 381 451[3] чел. (2019)

Национальности украинцы (90 %),
русские и др.
Официальный язык украинский
Код ISO 3166-2 UA-53
Телефонный код +380 53
Почтовые индексы 36xxx, 37xxx, 38xxx, 39xxx
Интернет-домен poltava.ua; pl.ua
Код автом. номеров BI
КОАТУУ 5300000000все коды

Официальный сайт
 Медиафайлы на Викискладе

Полта́вская о́бласть (укр. Полта́вська о́бласть) — область в центре Украины.

Граничит на западе с Черкасской областью, на северо-западе с Киевской областью, на севере — с Черниговской и Сумской областями, на востоке — с Харьковской областью, на юге — с Кировоградской и Днепропетровской областями Украины. Образована 22 сентября 1937 года путём выделения из Харьковской области.

Полтавская область — шестая среди областей Украины по площади. На севере граничит с Черниговской и Сумской, на востоке с Харьковской, на юге с Днепропетровской и Кировоградской, на западе с Киевской и Черкасской областями Украины.

Область занимает площадь 28,7 тыс. км², что составляет 4,8 % территории Украины. По этому показателю занимает 6-е место среди других регионов Украины. Протяженность территории с севера на юг — 213,5 км, а с запада на восток — 245 км.

Основная геологическая структура, в пределах которой расположена область, — Днепровско-Донецкая впадина и её склоны. Область целиком расположена на территории Восточно-Европейской равнины. Этим объясняется равнинный характер рельефа с незначительными абсолютными высотами (в основном, 50—150 метров над уровнем моря). На территории Полтавской области насчитывается 146 рек (водотоков длиной более 10 км) общей протяженностью 5100 км. Две крупнейшие реки — Днепр и Псёл. На юге и юго-западе область омывают воды Кременчугского и Каменского водохранилищ[4].

Климат определяется расположением в умеренном климатическом поясе, тип — умеренно континентальный. Средняя температура января — −3,7 °C, июля — +21,4 °C, количество осадков составляет 580—480 мм / год, выпадают преимущественно летом в виде дождей. Около 2/3 количества дней в году царит континентальный подтип воздушных масс с суши Евразии, 1/3 дней — морской подтип воздушных масс из северной и центральной Атлантики и внутренних морей — Средиземного, Черного, Азовского[5].

Флора Полтавской области насчитывает около 2 тысяч видов различных систематических групп растений. Среди видов местной флоры около 1500 видов растений из отдела покрытосеменных, 3 вида голосеменных, 16 видов папоротникообразных, 9 видов хвощей, 3 вида плаунов, а также по 160 видов мхов и лишайников. Область относится к лесодефицитным областям Украины. Лесистость её территории вместе с кустарниками и лесополосами в начале XXI века составляет 9,55 % (274,6 тыс. Га). Средняя лесистость Украины составляет более 15 %; мира — 29 %. На территории области основными типами лесов является широколиственные дубовые (дубравы) и хвойные сосновые (боры)[6].

В области находится 46 заказников, в том числе 11 государственного значения; 92 памятника природы, среди которых — 1 государственного значения; 20 парков — памятников садово-паркового искусства, из них 4 — государственного значения; 10 заповедных урочищ.

Современная Полтавская область Украины — неотъемлемая часть «Великой степи» со всеми связанными с этим понятием особенностями истории. Невозможно даже представить себе количество народов (племен), оставившие в этой земле следы своего существования. В селе Гонцы Полтавской области археологи уже более 10 лет исследуют поселения древних людей и найденных там жилища из костей мамонтов, которым 25 тысяч лет. Нам известны разве что Трипольцы, Скифы, Готы, Гунны, Анты…Например, Бельскоге городище, датируемое VIII—III вв до нашей эры, крупнейшее на сегодня известное поселение скифов, площадь которого 4400 га, а длина защитных валов — более 34 км, что в пять раз превышает показатели древнего Вавилона. Уникально богатое захоронение с 86(!) трупосожжениями времен «Готского королевства» Ойум в Компанийцах… В Мачухах в конце VII века начинает функционировать гончарный центр[7] неизвестного народа. По кладу, найденному у деревни Малое Перещепино бывшего Константиноградского уезда Полтавской губернии, получила название перещепинская культура.

Совершенно не описан период татаро-монгольского нашествия и последовавшее правление Золотой Орды. Так же мало освещена история Северскиого «козацтва» или Севрюков (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомков восточно-славянского племенного союза северян. Это сообщество в XIV—XV в постоянно контактировало с ордынскими, а позже с крымскими и ногайскими татарами; а также с Литвой и Московией. При этом, они фактически охраняли границы смежных частей Великого княжества Литовского, Руського, Жемойтского и иных, а также Великого княжества Московского, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией. В эпоху Смутного времени поддержали восстание Болотникова. Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей[17]. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск, Путивль подверглись московской колонизации. Окончательно исчезли из литературы после раздела Северщины по Деулинского перемирия 1619г, между Московией и Речью Посполитой. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служивыми людьми и крепостными из Великороссии, но их количество было недостаточным для освоения этих земель.

В 1648 г в ходе восстания Хмельницкого, как объединение казацко-крестьянских отрядов был создан Полта́вский полк — военно-административная единица Войска Запорожского со столицей в Полтаве (полковником стал Иван Искра), ставшие катализатором слободское казачество, которое при царе Алексее Михайловиче было причислено к Белгородскому разряду и стали именоваться «Слободскими укра́инскими казачьими полками», а край заселенный ими получил общее название «Слободской Укра́ины», с сохранением функции защиты Московского царства от Крымского ханства.

После разгрома Сечи войсками Петра I и реформ Екатерине II 1775г украинские казаки были переформированы в полки и в 1779 г Киевский, Черниговский и Северский, с дислокацией г Севск Орловской губернии.

Полтавская губерния — губерния Российской империи, образована в 1802 году в связи с ликвидацией Малороссийской губернии. В XX в. Полтавщина оставалась аграрной губернией с большим помещичьим землевладением. В конце XIX века в состав губернии входило 15 уездов:

уезд Уездный город Площадь,
вёрст²
Население[8]
(1897), чел.
1 Гадячский Гадяч (7721 чел.) 2162,4 142 806
2 Зеньковский Зеньков (10 443 чел.) 1977,5 140 304
3 Золотоношский Золотоноша (8739 чел.) 3888,6 227 594
4 Кобелякский Кобеляки (10 487 чел.) 3227,2 217 875
5 Константиноградский Константиноград (6455 чел.) 5341,7 230 310
6 Кременчугский Кременчуг (63 007 чел.) 3013,2 244 894
7 Лохвицкий Лохвица (8911 чел.) 2320,5 150 985
8 Лубенский Лубны (10 097 чел.) 2059,6 136 613
9 Миргородский Миргород (10 037 чел.) 2336,7 157 790
10 Переяславский Переяслав (14 614 чел.) 3595,2 185 306
11 Пирятинский Пирятин (8022 чел.) 2871,6 163 505
12 Полтавский Полтава (53 703 чел.) 2977,9 227 795
13 Прилукский Прилуки (18 532 чел.) 2877,4 192 502
14 Роменский Ромны (22 510 чел.) 2285,2 186 497
15 Хорольский Хорол (7997 чел.) 2909,3 173 375

я3 июня 1925 года Полтавская губерния ликвидирована.

22 сентября 1937 года образована Полтавская область в составе 45 районов и двух городов областного значения:

  • районы: Велико-Багачанский, Велико-Крынковский, Гадячский, Гельмязовский, Глобинский, Градижский, Гребёнковский, Диканьский, Драбовский, Згуровский, Зеньковский, Золотоношский, Ирклеевский, Карловский, Кишеньковский, Кобелякский, Ковалёвский, Козельщинский, Комышнянский, Лазорковский, Липово-Долинский, Лохвицкий, Лубенский, Машевский, Миргородский, Нехворощанский, Ново-Георгиевский, Ново-Санжарский, Оболонский, Онуфриевский, Опошнянский, Оржицкий, Петровско-Роменский, Пирятинский, Покровско-Багачанский, Решетиловский, Семёновский, Сенчанский, Синевский, Хорольский, Чернобаевский, Чернухинский, Чутовский, Шишацкий, Яготинский районы;
  • города: Полтава, Кременчуг.

В 1937 году на территории Полтавской области действовало 224 промышленных предприятия и 312 кооперативных промысловых артелей. На начало 1938 года в области насчитывалось 2727 колхозов, за которыми было закреплено 3238,7 тыс. га пахотных земель.

10 января 1939 года Ново-Георгиевский и Онуфриевский районы переданы в состав Кировоградской области, Липово-Долинский и Синевский районы — в состав Сумской области. В том же году созданы Полтавский, Котелевский и Кременчугский районы. Несколько позже Ковалёвский район преобразован в Шрамковский.

Во время оккупации в годы Великой Отечественной войны (с сентября — октября 1941-го по сентябрь — ноябрь 1943 года) территория Полтавской области входила в Рейхскомиссариат Украина, она была включена в Генеральный округ Киев, состоявший из 26 гебитов. Полтавщина была разделена на 12 гебитов.

После освобождения территории Полтавщины от оккупантов она и дальше оставалась разделённой на 44 довоенных сельских района. После многочисленных изменений границ 1 января 1968 область делилась на 25 районов. В её рамках были 12 городов (2 областного подчинения и 10 районного), 18 посёлков городского типа, 3 рабочих поселка и 2224 села.

7 января 1954 года в состав Черкасской области переданы 6 районов: Гельмязовский, Драбовский, Золотоношский, Ирклеевский, Чернобаевский и Шрамковский. В том же году 2 района переданы в Киевскую область: Згуровский и Яготинский.

В 1956 году упразднены Петровско-Роменский и Покровско-Багачанский районы.

В декабре 1962 года в результате укрупнения районов упразднено 20 районов: Великобагачанский, Великокрынковский, Градижский, Гребёнковский, Кишеньковский, Козельщинский, Комышнянский, Котелевский, Лазорковский, Машевский, Нехворощанский, Новосанжарский, Оболонский, Опошнянский, Оржицкий, Семёновский, Сенчанский, Чернухинский, Чутовский и Шишацкий. Область стала состоять из 14 районов.

4 января 1965 года восстановлены Котелевский, Новосанжарский, Оржицкий, Семёновский и Чутовский районы.

8 декабря 1966 года восстановлены Великобагачанский, Гребёнковский, Козельщинский, Машевский, Чернухинский, Шишацкий районы. С этого момента Полтавская область стала насчитывать 25 районов и 5 городов областного значения: Комсомольск, Кременчуг, Лубны, Миргород, Полтава[⇨].

По данным Всесоюзной переписи 1989 года, всего населения в области насчитывалось 1 753 030 человек.

См. Население Полтавской области

По количеству населения Полтавщина занимает 11 место среди областей Украины и на её территории проживает на 1 января 2011, по оценке, 1487,8 тыс. человек. По данным Украинской переписи населения 2001 года проживало 1630,1 тысяч человек[9].

Численность населения области по данным Государственной службы статистики на 1 сентября 2013 года составила 1 462 412 человек (что на 242 человека меньше, чем 1 августа), в том числе городское население — 899 192 человека (61,48 %), сельское — 563 220 человек (38,52 %). Постоянное население — 1 454 574 человека, в том числе городское население — 887 411 человек (61 %), сельское — 567 163 человека (39 %)[9].

На протяжении 2010 года численность населения уменьшилась на 11,8 тыс. человек, или на 7,9 человека в расчете на 1000 населения. Численность населения уменьшилась исключительно за счет естественного сокращения (11,9 тыс. человек), одновременно зафиксирован миграционный прирост населения (47 человек). Рождаемость в 2010 составляла 9,5 в расчете на 1000 населения, а смертность — 17,5 %. Возрастная структура и городского, и сельского населения области характеризуется старением. Женское население преобладает над мужским[9].

Национальный состав[править | править код]

Национальный состав населения однороден, украинцы составляют примерно 90 %. Плотность населения — 60 чел./км². Примерно 1000 тыс. человек населения области — это жители городов. (тыс. чел.)

Населённые пункты с количеством жителей свыше 7 тысяч[править | править код]

Населённые пункты с количеством жителей свыше 7 тысяч
по состоянию на 1 января 2015 года[10]
Полтава ▼295,0 Лохвица ▼11,8
Кременчуг ▼225,2 Гребёнка ▼10,9
Горишние Плавни ▲52,1 Кобеляки ▼10,0
Лубны ▼47,1 Зеньков ▼9,9
Миргород ▼40,6 Глобино ▼9,8
Гадяч ▼24,1 Решетиловка ▼9,4
Пирятин ▼15,9 Заводское ▼8,5
Карловка ▼15,0 Новые Санжары ▼8,4
Хорол ▼13,4 Диканька ▼7,8
Котельва ▼12,4

Легенда карты:

Населенные пункты Полтавской области

Административно-территориальное устройство[править | править код]

Административный центр Полтавской области — город Полтава.

Число административных единиц, советов и населённых пунктов области:

  • районов — 25;
  • районов в городах — 5;
  • населённых пунктов — 1862, в том числе:
    • сельских — 1826;
    • городских — 36, в том числе:
      • поселков городского типа — 21;
      • городов — 15, в том числе:
        • городов областного значения — 5;
        • городов районного значения — 10;
  • сельских советов — 467.

Местное самоуправление в области осуществляет Полтавский областной совет, исполнительную власть — областная государственная администрация. Главой области является председатель облгосадминистрации, назначаемый президентом Украины.

Главы области[править | править код]

Районы[править | править код]

В Полтавской области 25 районов:

Города[править | править код]

Города областного значения
Города районного значения
Экономика области
N показатель е

Успенская церковь (Кременчуг) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Успенская церковь (Свято-Успенская, Успения Пресвятой Богородицы, Успения Божией Матери) — действующая православная церковь в Крюкове (часть города Кременчуг Полтавской области Украины). Является старейшей церковью города[1]. Входит в перечень памятников архитектуры Кременчуга.

Церковь относится к Московскому патриархату Украинской православной церкви. С 2007 года является кафедральным собором новообразованной Кременчугской и Лубенской епархии[2].

Реставрация 2012 года Церковь в 2012 году

Основание в период Российской империи[править | править код]

В XIX веке Кременчуг активно развивался, вместе с этим росла потребность в расширении Крюковского кладбища. По просьбе местного общества, городской архитектор Александр Несвицкий (отец известного врача и государственного деятеля Несвицкого Александра Александровича) составляет проект кладбищенской каменной одноглавной церкви, предназначавшейся для отпевания умерших и выполнения обрядов, связанных с погребением. Церковь была заложена на Екатеринославской улице в 1883 году[3]. По завершении строительства в 1887 году была освящена архиепископом Полтавским и Переяславским Иоанном как храм Успения Божией Матери. Рядом с церковью в 1897 году была построена церковно-приходская школа.

Довоенный советский период[править | править код]

После революции 1917 года богослужения в храме Успения, по свидетельству одной из прихожанок, продолжали совершаться. В 1929 году в стране усилилась антирелигиозная борьба (смотри Религия в СССР (1929—1942)). Постановлением Кременчугского районного Совета богослужение в храме было прекращено. Улица, на которой находился храм, была переименована в Ленина.

При советской власти для повышения грамотности рабочих и крестьян в городах начали массово открываться рабочие факультеты (рабфаки) — образовательные учреждения, являющиеся предварительной ступенью подготовки к высшему образованию. В Крюкове для рабфака было приспособлено здание церкви, а также расположенной рядом церковно-приходской школы. Атеистический актив вагонных мастерских (образовавших впоследствии Крюковский вагоностроительный завод), состоящий в основном из молодых рабочих, демонтировал внутреннее убранство храма — иконостас, киоты. Снятые колокола были отправлены на завод на переплавку. Были разобраны купол и колокольня, заложены кирпичом арочные окна и пробиты меньшие — прямоугольные. После того, как функция рабфака была выполнена, в помещении был оборудован спортзал[4].

Период Второй мировой войны[править | править код]

В период Второй мировой войны, в 1941 году, бывшее здание церкви пострадало от немецких бомбардировок. В восточной стене (алтарной апсиде) снарядом была пробита дыра. Во время немецкой оккупации жителям Крюкова было позволено начать в церкви богослужения. В церкви также тайно собирались члены партизанского движения.

Послевоенный советский период[править | править код]

После войны, в 1950–е годы, храм начал приобретать изначальный вид. Был установлен деревянный купол, крытый железом. На месте колокольни установлен небольшой купол с крестом. В результате очередного переименования адрес церкви изменился на улицу Республиканскую.

Церковь пережила Хрущёвскую антирелигиозную кампанию 1958—1964 годов, продолжая действовать даже при отсутствии отопления. В 1970-е годы в церки были установлены новый иконостас и киоты, приобретены паникадила. Деревянные сходы к церкви были заменены бетонными. На начало 1970–х годов приходится расцвет богослужебных традиций и хорового пения в храме. 

В период с 1980 по 1986 год храм был расписан художниками Сергеем Вереином и Юлием Рыбаковым из Санкт-Петербурга. С 1988 года храм начал менять свой внешний вид. Была произведена замена обветшавшего главного купола на новый, каменный. Были приобретены колокола в Москве[4]. В 1989 году церковь вновь меняет адрес, на улицу Макаренко.

Период независимой Украины[править | править код]

В 1996 году на средства вагоностроительного и сталелитейного заводов Кременчуга была восстановлена колокольня. В 2012 году была завершена многолетняя реставрация храма.

Кременчуг-Константиновское — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кременчу́г-Константи́новское (также Крем-Константиновка) — село в Баксанском районе Кабардино-Балкарии.

Образует муниципальное образование сельское поселение Кременчуг-Константиновское как единственный населённый пункт в его составе.[2]

Селение находится на северо-востоке Баксанского района, в 20 км к северо-востоку от районного центра Баксан и в 45 км к северу от Нальчика. К северу от села проходит административная граница между Кабардино-Балкарией и Ставропольским краем.

Площадь сельского поселения составляет — 40 км2.

Граничит с землями населённых пунктов: Карагач на востоке, Псыншоко на юго-востоке, Псыхурей на северо-западе и со станицей Старопавловская Ставропольского края на севере.

Населённый пункт расположен в равнинной части республики, и является единственным населённым пунктом Баксанского района находящейся в степной зоне. Средняя высота сельского поселения составляет 349 метров над уровнем моря.

Гидрографическая сеть представлен мелкими ручьями, являющихся правыми притоками реки Малка, земли богаты подземными водами.

Согласно геологоразведке, в недрах земли сельского поселения имеются небольшие запасы нефти. Также имеются большие запасы глины, пригодные для изготовления кирпичей без пластификаторов.

Климат умеренный. Температура летом доходит до 38°С и поэтому часты засухи. Зимы прохладные, и достаточно холодные температуры бывают лишь один раз в несколько лет. Среднегодовое количество осадков составляет 550 мм.

Село основано в 1885 году, переселенцами из Кременчугской губернии, которые в поисках лучшей жизни отправились на Кавказ. В Кабарде у местного князя Иналова, они купили в аренду несколько гектаров земли, где и осели, основав свои поселения.

Первоначально новое поселение состояло из нескольких отдельных хуторов, в которых люди селились в зависимости от места откуда они прибыли. Так до сих пор, некоторые районы села продолжают называться жителями — Харьковка, Полтавка и т. д.

После объединение хуторов в одно село, оно получило название Кременчуг-Константиновское. Так как первые переселенцы были родом из Кременчуга, а первого переселенца звали Константин.

Это название до сих пор сохранилось у села, хотя в быту она больше упоминается как Крем-Константиновка или просто Кремка[3].

Кременчуг-Константиновское — самое длинное название населённого пункта в России без пробелов[4].

Численность населения
1926197919892002[5]2010[6]2012[7]2013[8]
1571↗1587↗1667↗1674↘1603↘1557↘1514
2014[9]2015[10]2016[11]2017[12]2018[13]2019[14]2020[1]
↘1512↘1486↘1449↘1420↘1384↘1331↘1323

Плотность — 33.08 чел./км2

Национальный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года[15]:

Структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют:

  • Глава сельского поселения — Коваленко Леонид Фёдорович.
  • Администрация сельского поселения Кременчуг-Константиновское — состоит из 5 человек.
  • Совет местного самоуправления сельского поселения Кременчуг-Константиновское — состоит из 11 депутатов.
  • Средняя школа № 1 — ул. Садовая, 1
  • Детский сад № 1
  • Школа-интернат
  • Участковая больница
  • Дом Культуры
  • Спортивное учреждение
  • Библиотека
  • ЗАОрНП «Константиновское»
  • ООО «Яр»
  • ООО «Ларс-Гет»
  • ООО «ЮгАгроснаб»

Основу экономики села составляет сельское хозяйство (в основном растениеводство).

Русское население села в основном православные, кабардинцы являются мусульманами.

  • Чуйко, Виктор Михайлович (род. 1931) — советский и российский государственный деятель, организатор авиационной промышленности, учёный и конструктор авиационных двигателей. Заместитель министра авиационной промышленности СССР в 1984—1991 гг. Доктор технических наук, профессор. Лауреат премии Совета Министров СССР.
Садовая
Советская

Смотрите также

Описание: