Картины васнецова где находятся


Самые знаменитые картины Васнецова: фото с названиями

Васнецова Виктора Михайловича называют первооткрывателем. Он был первым художником, который изображал сцены из сказок, русских былин, поэм и стихотворений.

Родина художника – небольшое село Лопьял в Вятской губернии. Виктор с самого детства общался с «простым людом». Впрочем, он и сам не отличался высоким происхождением. Его отец был священником.

Жили небогато, но родители старались дать своим детям то, что ценится гораздо больше денег – образование. Васнецов учился в духовной семинарии, попутно брал уроки рисования у одного из учителей – Чернышова. Он то и посоветовал юноше всерьез задуматься о профессии художника. Васнецов уехал в Санкт-Петербург, начал учиться и заниматься любимым делом.

Творчество Виктора Михайловича довольно противоречиво. Ему понадобилось время, чтобы найти себя. Сначала он рисовал картины на бытовые темы, потом предметом его интереса стали исторические факты и сюжеты из сказок и былин.

В 1890-х годах художник увлекся религиозной темой, стал расписывать храмы. Все же настоящую славу ему принесли картины. Ниже представлен рейтинг самых знаменитых картин Васнецова с фото и названиями.

10. Три царевны подземного царства

Произведение «Три царевны подземного царства» написано по сюжету русской народной сказки о трех царевнах в 1881 году. Правда, Васнецов взял на себя смелость и немного ее переделал.

Подразумевалось, что картина будет украшать кабинет правления Донецкой железной дороги, поэтому художник добавил нового персонажа – угольную царевну. К сожалению, работу не приняли, так как посчитали ее неподходящей для служебного помещения.

Каждая царевна представляет собой какую-то отрасль: медную, золотую и угольную. Картина имеет много символов и знаков, русская народная сказка приобретает другой смысл.

9. Сирин и Алконост

Существует славянское поверье о двух птицах. Черная Сирин приносит плохие вести, тоску и печаль. Светлая Алконост несет радость и наслаждение. Они прилетают в яблоневый сад во время праздника – Яблочного спаса.

В знаменитой картине «Сирин и Алконост» художнику удалось создать необычные красочные и яркие образы птиц. Сирин символизирует прошлое, Алконост – будущее. Такие же птицы сопровождают каждого человека, уравнивая его горе и радость, принося в его жизнь гармонию.

8. После побоища Игоря Святославича с половцами

Сюжетом для известной картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» стала битва, вернее ее исход.

На поле лежат тела убитых воинов. Совсем юные и опытные, половцы и русичи – перед смертью все равны. Она помирила их, успокоила. Больше не нужно оружие, но война продолжается. Теперь в бой вступают стервятники, они борются за добычу.

Художник изобразил здесь не только смерть, но и природу, которая продолжает жить, несмотря ни на что. Эта картина стала символом отваги русского народа, Васнецов гордится их подвигом. Пусть в этой битве они не смогли одержать победу, всегда нужно надеяться на лучшее.

7. Царевна Несмеяна

Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.

Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.

Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.

Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.

Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины.

6. Встреча Олега с кудесником

Васнецов написал картину «Встреча Олега с кудесником» в 1899 году. В то время он занимался оформлением знаменитой поэмы Пушкина «Песнь о вещем Олеге», создавал иллюстрации.

Князь Олег и его войско стоят на краю леса, напротив старец – волхв. Он сообщает им что-то важное, видно, что старец совершенно не боится князя и его воинов.

Олег задумчив и сосредоточен, он внимательно слушает волхва. Это предсказание ему совсем не нравится.

Интересный факт: 2010 году акварель Васнецова была замешана в скандале. Алексей Добровольский, отличающийся необычными взглядами на жизнь, использовал это изображение для обложки своей книги. Книгу признали экстремистской, обложку тоже. В 2011 году судьи дали опровержение. Выяснилось, что представители суда не подавали запрос на проведение экспертизы картины психологами. К счастью, художник никогда не узнает, что его картину считали причастной к экстремизму.

5. Аленушка

Картина «Аленушка» была написана в 1871 году. Художника вдохновила природа у реки Воря в Сергиево-Посадском районе и пруд деревни Ахтырка.

Васнецов рассказывал, что картина давно «жила в его голове», но четкого представления не было. Оно появилось, когда Виктор Михайлович встретил в селе обычную девушку. Она поразила его воображение. Чтобы воплотить свой замысел в реальность художнику потребовался один год.

Через некоторое время у большинства людей картина стала ассоциироваться со сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Васнецов мастерски сумел передать чувства героини. Это печаль и грусть, даже окружающая природа спокойна и неподвижна. Все-таки здесь есть место надежде, ее символизирует группа ласточек, которые кружатся над головой Аленушки.

4. Царь Иван Грозный

Полотно «Царь Иван Грозный» создано в 1897 году. Васнецов изобразил царя, который прогуливается по дворцу. Вокруг него дорогое убранство, богатство и роскошь.

Под ногами красная ковровая дорожка, которая символизирует кровь. На дорожке изображен герб державы. Еще мгновение, и Иван Грозный наступит на него. Таким способом художник показывает, что царь смог подмять под себя всю страну и многое в ней изменить.

Ивана Грозного Васнецов изображает как мудрого царя. По его мнению, он был суровым правителем, но в нем не было ярости, беспричинной жестокости.

3. Иван-Царевич на сером волке

Год создания – 1989. Картину «Иван-Царевич на сером волке» считают самой сказочной среди всех произведений русского изобразительного искусства.

Иван похищает Елену Прекрасную и скрывается от похитителей на огромном сером волке.

Художник смог сделать невозможное, он наполнил картину чудом, сказкой. Все это благодаря различным деталям: удивительный цвет шерсти волка, яблоня в лесу, яркие наряды героев.

2. Богатыри

«Богатыри» – одна из самых знаменитых картин Васнецова, символ отечественного искусства. Была написана в 1898 году.

Здесь изображены три богатыря, каждый из них символизирует черты русского народа. Илья Муромец умный и неторопливый, это традиции народа, его опыт и сила.

Добрыня Никитич воплощает гордый дух и стремление защитить свою Родину от обидчиков. Алеша Попович – молодость и красота, любовь к прекрасному, веселый нрав.

Васнецов работал над своей картиной около двух десятков лет, но это время не потрачено впустую, он создал настоящий шедевр.

1. Витязь на распутье

Год создания «Витязя на распутье» – 1882, первые наброски появились еще в 1872 году.

На картине изображен витязь, который не может определиться, какой путь ему выбрать. Он опечален пророчеством, склонил голову.

Васнецова нередко сравнивали с этим витязем. Художник словно уходил от проблем и погружался в сказку. Его не волновали остросоциальные темы и прочие проблемы того времени.

Сюжет этой картины воспроизвели на надгробии Виктора Михайловича.

В дом-музее Виктора Васнецова. : annastorm — LiveJournal


Еще год назад блуждая в переулках в районе Проспекта Мира неожиданно наткнулась на домик-теремок, который буквально со всех сторон обнимают многоэтажки. Оказалось, это дом-музей самого русского художника Виктора Васнецова. И конечно я загорелась идеей обязательно посетить музей и вот спустя год мое желание исполнило сообщество moscultura, которые пригласили меня на экскурсию по музею.


2.

Уже не первый раз посещаю дома, которые строились известными людьми для себя и своей семьи и каждый раз поражаюсь насколько уютными и главное функциональными они получаются. Все продумано до мелочей и при этом есть свой неподражаемый стиль. Какой стиль у дома Васнецова? Конечно сказочный! Дом и выглядит как современный терем. Деревянная башенка с кокошником, а передняя часть здания напоминает избы или дома, пожалуй, только резных наличников и карнизов не хватает на окнах и дверях. Но забегая вперед скажу, такая доска есть в столовой. Через деревянную калитку отправляемся в музей.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых. И получил соответствующее духовное образование, но очень увлекся рисованием и с благословления отца перешел в светское звание и отправился учиться живописи в Петербург. Успешно закончив Академию художеств выставлялся заграницей и уже тогда в его творчестве появляется такой узнаваемый стиль и главное направление его картин русские былины и исторические события. Наверное, самыми известными картинами Виктора Васнецова являются «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898). В конце 1890-х годов Васнецов все больше пишет на религиозные темы. Васнецова приглашают для росписи Владимирского собора в Киеве, потом еще была работа в храме Вознесения (Спаса-на-Крови) и другие. Заработанные на росписи соборов деньги Васнецов вкладывает в участок земли рядом с Подворьем Свято-Троице-Сергиевой лавры в 3-м Троицком переулке (ныне переулок носит имя художника). Васнецов сам создал чертежи дома и даже эскизы мебели. Дом был построен в 1894 году и здесь художник жил со своей семьей вплоть до смерти в 1926 года. В этом доме художник воплотил свою мечту – построил просторную мастерскую с огромными окнами и шестиметровой печью.


3.


4.

Прогуляемся по дому и посмотрим, как жила семья Васнецовых. Первой комнатой, в которую мы попадаем это столовая.


5.

Через стеклянные двери летом можно выйти на веранду или полюбоваться садом.


6.


7.

Вот и резная доска о которой уже говорила.


8.

Это теща художника.


9.


10.


11.


12.


13.

На первом этаже также находились комнаты членов семьи.


14.


15.


16.


17.


18.


19.

Свидетельство о рождении Виктора Васнецова.


20.


21.

Это тоже работы Васнецова, заодно любопытно посмотреть чем питались в то время.


22.


23.


24.


25.

Следующей большой общей комнатой является комната отдыха, где принимали гостей и проводили вечера.


26.

В каждой комнате большая печь, сейчас уже не действует.


27.


28.


29.


30.

Мебель, выполненная по эскизам художника.


31.


32.


33.


34.

Эта лестница ведет в святая-святых – творческую мастерскую Виктора Васнецова.


35.

При входе нас встречает картина, написанная прямо на стене дома, «Ангел Молчания». Призывает к тишине и говорит об уединенной атмосфере этой мастерской.


36.

Именно здесь полностью окунаешься в сказочный мир картин Васнецова. Тут с высоты на тебя взирает Трехглавый змей и Баба-Яга, а ковер-самолет уносит в даль Ивана с Еленой Прекрасной.


37.


38.


39.


40.


41.


42.

Васнецов картины

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец. Родился в селе Лопьял 3 мая 1848 года. Этого художника знают как мастера живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Первым учителем Васнецова стал Н.Г.Чернышёв. После переезда в Петербург и поступления в Академию Художеств, Виктор Михайлович стал учиться у другого не менее известного художника И. Н. Крамского.

Слава художника пришла к нему практически сразу. Свои картины он выставлял и на выставках самой Академии и на выставках передвижников и за рубежом. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере — в России. Сказка, которая написана на холсте с такой реалистичностью, что это уже похоже на быль, а не на вымысел.

Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. Алёнушка, Богатыри,  Богатырский галоп, Бой Добрыни Никитича с трёхголовым змеем, Царевная Несмеяна, Гамаюн и многие другие картины знакомы каждому в нашей стране и далеко за её пределами. Его работы висят в самых известных музеях мира, они используются для оформления книг, открыток, плакатов и др. Картины Васнецова — это сама русская культура, русский дух.

Скончался великий художник 23 июля 1926 года в Москве. Был похоронен на Введенском кладбище.

Великий русский художник Виктор Васнецов картины

Картина: Алёнушка

Баян

Богатырь

 

Богатыри

Богатырский галоп

 

Бог Саваоф

Бой Добрыни Никитича с трёхголовым змеем

 

Бродячие музыканты

Царевна-лягушка

Царевна Несмеяна

 

Царь Иван Грозный

 

Гамаюн

 

Иван Царевич на сером волке

 

Книжная лавочка

 

Ковёр-самолёт

Поле побоища Игоря Святославовича с половцами

Портрет Татьяны Мамонтовой

 

Сирин и Алконост

Снегурочка

 

Три царевны тёмного царства

 

Витязь на распутье

Воины апокалипсиса

Если вам необходимо быстро и качественно перевести текст с иностранного языка, то вашим помощником может быть перевод от Google. Уверены ли вы в правдивости и точности перевода? На Good-Sovets.ru вам помогут перевести текст любой сложности качественно и точно.

сказочные картины «Аленушка», «Богатыри», «Кощей Бессмертный» и другие.

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой.

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту Васнецов с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой — дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем — два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами — племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.


Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна — почти 3 на 4,5 метра. Богатыри — образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины — детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».


Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.


Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат — символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.


Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны — воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны — хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу — в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Читайте также:

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева — достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, — молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

10 лучших картин Васнецова

Знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в деревне. Отец и дедушка художника были священнослужителями, и Васнецову также прочили будущее священника. Но все таки он смог уехать в Петербург, где, несмотря на свое крайне плохое финансовое состояние, поступил в Академию художеств. В 1876 году Васнецов выехал во Францию, где жил более года. После революции художник жил в Москве и продолжал рисовать. Сейчас это один из наиболее известных русских художников, его картины ценятся во всем мире. Давайте рассмотрим лучшие картины Васнецова.

1. Витязь на распутье (1882)

Одна из самых известных картин Васнецова является частью целого цикла сюжетов о русских сказках и былинах. «Витязь на распутье» частично является отражением жизни самого художника. Выбор дороги и покорность судьбе после совершения выбора — вот что можно увидеть на этом полотне. Витязь на коне смотрящий на камень, на котором описана дорога и то, что ждет его на ней. Выбор нелегкий и ворон сидящий на этом камне создает атмосферу напряженности. Внизу на земле как предупреждение лежат кости того, кто сделал неудачный выбор.

Васнецов к 1880 году окончательно разочаровался в написании картин на злободневную тематику и увлекся рисованием картин на тему русской старины и сказок. Тем самым он отвлекался от проблем современности.

2. Аленушка (1881)

Одно из самых любимых полотен Васнецова. В нем он как бы передает всю грусть русской души. Маленькая девочка грустит по-взрослому, в ее глазах можно увидеть отчаяние. Только ласточки над Аленушкой дают надежду на благополучный исход известной сказки. Эта девочка, сидящая у пруда, создает образ ребенка с тяжелой судьбой, даже окружающая природа как бы прониклась печалью, и все вокруг неподвижно и спокойно. Только ветерок немного колышет листья молодых осин. Смотря на эту картину будто окунаешься в беду девочки и начинаешь переживать вместе с ней.

3. Иван-царевич на Сером Волке (1889)

Это полотно, пожалуй, самое сказочное из всех картин Васнецова. В его основе лежит увлекательная русская сказка. Серый Волк убегает от преследования, а на нем сидит молодой Царевич с Еленой прекрасной. Волк стремительно несется через чащу леса, возникает ощущение, что он летит над землей. Похищенная девушка крепко держится за Царевича, полностью доверившись ему. Иван-царевич уверен в себе и своем сером друге.

Если обратить внимание на волчьи глаза, то можно увидеть что это не глаза животного. Они больше похожи на человеческие. И это символ того, что царевич помог не дикому зверю, а разумному животному и теперь он в благодарность спасает наших героев.

Одежда героев выполнена в сказочных тонах, красивый золотой кафтан Ивана и прекрасное голубое платье Елены символизируют чудо и магию. В древних мифах славян именно эти цвета являлись символами магии и чудес. Все полотно так и пронизано сказкой, и зритель сразу ощущает всю ее сказочную красоту.

4. Богатыри (1898)

«Богатыри» — одна из лучших картин Васнецова, которая стала шедевром русского искусства. Васнецов написал свой шедевр во второй половине 18-го века, именно тогда у русских художников стали популярны сюжеты на тему народного фольклора.

На картине Богатыри художник нарисовал трех самых известных героев русских народных сказок и былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Их мощные фигуры, сидящие на скакунах под стать своим хозяевам, олицетворяют всю силу русских людей.

Перед написанием этого шедевра Васнецов посещал музеи и изучал различные источники. Ведь как минимум один из нарисованных персонажей существовал в реальности — это Илья Муромец. На картине он нарисован в центре: мощный торс, ладонь приставлена ко лбу, богатырь смотрит вдаль, он готов сражаться за русскую землю. Его соратники так же изображены в полном соответствии с той эпохой. Алеша Попович держит в руке лук, но в то же время у него можно увидеть и гусли. Это говорит о широкой русской душе и любви к музыке. Добрыня Никитич решительно держится за меч, он всегда возле друзей. Кони богатырей так же прорисованы достаточно детально, их сбруя такая же как в те далекие годы. Васнецову удалось передать состояние напряжения богатырей, они сосредоточены и готовы к любой опасности.

5. С квартиры на квартиру (1876)

Очень пессимистическая картина, в ней Васнецов изобразил печаль и безысходность. Поздней осенью по набережной Невы идут два пожилых человека неся свое имущество, которое поместилось в небольшой узелок. Им пришлось искать квартирку дешевле, так как в они не смогли себе позволить жить в прежнем доме. Мелкий чиновник получает небольшое жалованье, и небольшое подорожание вынудило его с женой найти жилье дешевле.

6. Балаганы в Париже (1877)

На этой известной картине Васнецова царит атмосфера праздника, люди собрались и смотрят представление. Хотя полотно нарисовано в темных тонах, видно, что люди пришли отдохнуть и развлечься. Они смотрят на танцующую девушку, их развлекает человек, одетый как шут. Художнику удалось передать и атмосферу и стиль одежды Парижа того времени. Также можно разглядеть и музыкальные инструменты, барабан. Люди пришли семьями с детьми и все смотрят на представление.

7. Книжная лавочка (1876)

Небольшая лавка, где торгуют книгами, стоит на рыночной площади. Товар этой лавки предназначен для простых покупателей, вот и стоит крестьянин, держа в руках книгу. Выбирает он лубочную картинку, лето, когда и изображено действие картины, не время для чтения. У владельца лавки дела идут плохо, поэтому он так пристально глядит на возможного покупателя. Рядом с крестьянином стоит священник и как бы кивает головой, ему тоже нравиться картинка. Чуть ниже мальчишки читают стишки, выложенные на прилавке.

8. Военная телеграмма (1878)

На стене дома висит доска, на ней последняя сводка новостей с фронта. Из всех собравшихся читать видимо умеет только одна девушка, стоящая возле доски. Именно она читает всем последние военные новости. В толпе самые разные люди: извозчик, простые рабочие, есть даже пара представителей более высокого класса. Идет дождик, но люди не замечают его, все внимательно слушают новости.

В этой картине Васнецову удалось в полной мере передать состояние тревоги и напряженности, война так и ощущается в этом произведении.

9. Гамаюн, птица вещая (1897)

Художник обратился к древним славянским легендам, ведь Гамаюн — птица одного из могущественных языческих богов славян, Велеса. По легендам эта птица способна видеть грядущее и знает все тайны.

Картина написана очень изысканно, на ветке сидит Гамаюн, у птицы лицо очень красивой женщины. На нем можно увидеть печаль, ведь все знать очень тяжело и это знание отнимает душевные силы птицы.

Картина нарисована просто, но в то же время изысканно. Позади птицы золотисто-оранжевые цвета, символизирующие закатное небо, крылья Гамаюна черно-синие, а хвост золотой с красным. Видно, что перья приподнялись из-за поднявшегося ветра, видимо ночью будет буря и это тоже печалит всезнающую птицу.

10. После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)

Поле брани после битвы на нем лежат тела убитых воинов. Смерть никого не пощадила, старый воин лежит возле юноши, в его теле видна половецкая стрела. Так и лежат они вдвоем, убитые половцами.

Чуть дальше уже все смешалось. Тела врагов лежат вперемешку, теперь им не нужно оружие, которое разбросано возле них. Над полем брани кружат стервятники, скоро они закончат то, что начали люди. Восходит луна, скоро ночь.

В этой картине Васнецов описал героизм воинов, стоящих на защите своей земли и не боящихся смерти.

Васнецов Виктор Михайлович — биография художника, личная жизнь, картины

Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.

Семинарист в Академии художеств

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».

Виктор Васнецов. Жница. 1867. Частное собрание

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Нищие певцы. 1873. Кировский областной художественный музей им. А.М.Горького, Киров

В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

Виктор Васнецов — мастер исторической живописи

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Виктор Васнецов. Ковер-самолёт. 1880. Нижегородский Государственный художественный музей, Нижний Новгород

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Храмовая роспись и архитектура

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

«Иной раз полно, ясно и прочувствованно, вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось».

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (левая часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (центральная часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (правая часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.

«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!»

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Витязь на распутье — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».

В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.

Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.

Критик Стасов похвалил картину.

В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)

Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.

Варианты[править | править код]

Исследователи творчества Васнецова приводят следующий список вариантов картины[1].

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1877 (?) Витязь на распутье Холст, масло.

99х160

неизвестно Был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в ее каталоге с пометкой "вариант". Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877 года
Витязь на распутье Холст, масло Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. По списку Моргуновых - нахождение неизвестно
Витязь на распутье

(эскиз)

Холст, масло неизвестно Находился в собрании С.С. Боткина в Петербурге, напечатан в журнале "Мир искусства", т. 1, 1899, стр. 3[2].
1878 Витязь на распутье Холст, масло

79 × 147 

Серпуховский историко-художественный музей Отсутствует в списке Моргуновых
1882 Витязь на распутье Холст, масло.

167, 299

ГРМ
Витязь на распутье Холст, масло.

87х150

Коллекция профессора П.М. Горшкова, Ленинград (на 1961 год) Эскиз или повторение итоговой картины
1882 Витязь на распутье

(эскиз)

Холст, масло.

69х106

Дом-музей В.М. Васнецова
1919 Витязь на распутье Холст, масло.

85х146

Собрание И.И. Дедова, Москва (по данным на 1961 год) Повторение итоговой картины, но в ином колорите. Внизу справа подпись "В. Васнецовъ 1919"
1919 Витязь на распутье Холст, масло.

98х176,5

Екатеринбургский музей изобразительных искусств Авторское повторение[3]
1920 Витязь на распутье Холст, масло.

58,5х106

Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Внизу справа подпись: В. Васнецов 1920

Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника (неопр.). Архивировано 1 декабря 2012 года. на Введенском кладбище.

В 2013 году в честь 165-летия со дня рождения Виктора Васнецова поисковая система Яндекс на главной странице сделала специальный логотип по мотивам картины «Витязь на распутье»[4].

Богатыри (картина Васнецова) — Википедия

«Богатыри»[1] — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Инв. 1019[2].

Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[3].

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копьё и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

«Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича —Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты»[4].

Появление идеи картины[править | править код]

В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так[5]:

Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.

«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он её карандашиком, а может быть, и углём зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.

Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.

Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нём было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.

Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен Поленову. На нём стоит две даты — «75» и «1898 10 марта». Эти две даты объясняются так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезде, когда был в мастерской Поленова. Он стал дарить его другу, но Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Собственно итоговые «Богатыри» были закончены более чем двадцать лет спустя, 27 апреля 1898 года. И незадолго до этого, 10 марта, Васнецов преподнес Поленову эскиз, проставив сразу две даты — первую и последнюю, одной краской, одновременно. Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года[6].

Натурщики[править | править код]

Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году[7][8]. Иван Петров был лишь одним из прообразов. «Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. „Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья“»[9].

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи[10] полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

Исследователи творчества Васнецова перечисляют следующие этюды маслом, созданные художником при работе над картиной[6].

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1876 Богатыри Холст, масло.

27х41

Дом-музей В. Д. Поленова Первый эскиз маслом картины.

Инв. КПП-5384[11]

1879 Абрамцево Холст, масло.

19х47,5

Дом-музей В. Д. Поленова Этюд для первого плана картины «Богатыри»[12]
1880 Мелколесье. Ахтырка Холст на картоне, масло.

14х48

Музей-заповедник Абрамцево Инв. Ж 156[13]
1880 Натурщик в кольчуге

(Портрет. Витязь в кольчуге)

Холст, масло.

15,8х22,56

Музей-заповедник Абрамцево Инв. Ж 166[14]
1881 Лошади

(этюд)

Холст на фанере, масло.

32х22

Собрание Г. Б. Смирнова (на 1961 год)
1881 Лошади

(этюд)

Холст, масло

33х47

Частное собрание
1882 Пейзаж в Ахтырке Холст, масло.

22,3х32,5

Собрание А. М. Беднякова, Москва (на 1961 год)
1881 Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве

(Пейзаж под Абрамцевым)

Холст, масло.

34,7х49,3

ГТГ Очень близок к предыдущему, в списке Моргуновых дата указана тем же годом — 1882, на год позже, чем в каталоге ГТГ. Поступил в 1929 из собрания Остроухова.

Инв. 11060

1883 Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров Холст, масло.

87,5х67,5

ГТГ Этюд для Ильи Муромца.

Поступил в 1925 г. из Государственной Цветковской галереи. Инв. 15066[15]

1898 Голова крестьянина Холст на картоне, масло.

44,5х32

ГТГ Этюд для Добрыни Никитича.

Приобретена в 1946 году у К. Ф. Арнинга. Инв. 26644[16]

1898 Кольчуга Холст, масло.

28х7,8

Дом-музей В. М. Васнецова Этюд для Ильи Муромца
Лошадь вороная Холст, масло.

33,2х25,8

Дом-музей В. М. Васнецова
Лошадь гнедая Холст, масло.

33,5х45,2

Дом-музей В. М. Васнецова
  1. ↑ Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным.
  2. SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Богатыри - Словарно-поисковая система (неопр.) (недоступная ссылка). www.tez-rus.net. Дата обращения 31 октября 2017. Архивировано 3 ноября 2017 года.
  3. ↑ Письмо В. М. Васнецова П. П. Чистякову, 25 апреля 1882 г.
  4. ↑ «Богатыри» в базе данных Третьяковской галереи
  5. ↑ Цит. по: Бахревский В. А. Виктор Васнецов. / серия «Жизнь замечательных людей». — М.: «Молодая гвардия», 1989. — ISBN 5-235-00367-5
  6. 1 2 Николай Моргунов, Наталия Моргунова-Рудницкая. Васнецов. «Искусство», М., 1961. С. 436
  7. ↑ Письмо В. М. Васнецова И. Е. Цветкову, Москва, 11 декабря 1911 г.
  8. Коваленская Н. Н. В. М. Васнецов. // История русского искусства. / Под общ. ред. академика И. Э. Грабаря, действительного члена Академии художеств СССР В. С. Кеменова и члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева. Том IX. Книга вторая. — М.: Наука, 1965. С. 114.
  9. ↑ Рассказы о шедеврах - Васнецов В. «Богатыри» (неопр.). www.nearyou.ru. Дата обращения 17 апреля 2016.
  10. Краснов Н. В. Беседы по искусству. — М.: Искусство, 1965
  11. ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (неопр.). goskatalog.ru. Дата обращения 2 ноября 2017.
  12. ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (неопр.). goskatalog.ru. Дата обращения 2 ноября 2017.
  13. ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (неопр.). goskatalog.ru. Дата обращения 3 ноября 2017.
  14. ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (неопр.). goskatalog.ru. Дата обращения 3 ноября 2017.
  15. SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Витязь - Словарно-поисковая система (неопр.) (недоступная ссылка). www.tez-rus.net. Дата обращения 31 октября 2017. Архивировано 3 ноября 2017 года.
  16. SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Каменный век. Пиршество - Словарно-поисковая система (неопр.). www.tez-rus.net. Дата обращения 1 ноября 2017.

Пейзажи Виктора Васнецова

Дом-музей В.М. Васнецова, один из пяти малых музеев Третьяковской галереи, продолжает традицию проведения временных выставок, которые дополняют постоянную экспозицию и представляют результаты научных исследований сотрудников музея.

Эта камерная выставка стала первым обращением к пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), одного из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века.

В экспозиции представлены 29 этюдов из запасников Третьяковской галереи и собрания Дома-музея художника, написанных в окрестностях Москвы, Парижа, Вятки, Ахтырки, Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год. Из больших пейзажных работ представлена картина «Затишье» (1881, Третьяковская галерея). Основная часть этюдов из Дома-музея В.М. Васнецова экспонируется впервые. Выставка дополнена фотографиями из мемориального фонда художника.

Пейзаж в творчестве В.М. Васнецова обычно рассматривается в контексте картин на фольклорно-эпические сюжеты. Как самостоятельный жанр творческого наследия В.М. Васнецова пейзаж до сих пор не выделялся. Тем не менее, представленные на выставке этюды имеют самостоятельное художественное значение и свидетельствуют о тонком чувстве природы, свойственном мастеру.

Глубокое понимание природы воспитал в будущем художнике отец, сельский священник М.В. Васнецов. Уже в юные годы В.М. Васнецов отличался особой наблюдательностью и, по воспоминаниям его младшего брата Ап.М. Васнецова, много рисовал «по впечатлению». Из ранних работ на выставке представлены этюды «Вятские места» (1870-е) и «Хвойный лес» (1874; оба — Дом-музей В.М. Васнецова).

В природе, как и в фольклорно-эпической поэзии, художник прежде всего искал выражение настроения национальной красоты. Особая роль в картинах Васнецова на сказочно-былинную тему принадлежит пейзажам окрестностей Ахтырки и Абрамцева. В 1880–1881 годах художник выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1898; обе—Третьяковская галерея), среди них — экспонируемые на выставке два этюда «Пруд в Ахтырке» (оба — 1880; Третьяковская галерея и Дом-музей В.М. Васнецова), «Аленушка» (1880, Третьяковская галерея), «В окрестностях Абрамцева» (1890-е, Дом-музей В.М. Васнецова). Там же, на берегах реки Вори, была написана и картина «Затишье», на которой художник изобразил тихую, почти замершую в своем движении реку, обрамленную отлогими берегами, над которыми возвышаются вековые деревья.

Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — пейзажи Нового Рябова. Так в память о родине художник назвал приобретенное в 1901 году в Дмитровском уезде, в двадцати верстах от Абрамцева, имение Ваньково. Это был дом с липовым парком и старым, заросшим кувшинками прудом, на котором стояла водяная мельница. Значительных произведений здесь художник не создал, а больше, по воспоминаниям детей, наслаждался природой. Сохранилась целая серия этюдов Нового Рябова, в которых от эпических мотивов и изображения русских просторов художник все чаще переходил к выбору небольших, на первый взгляд простых и скромных, но глубоко поэтичных мотивов: одиноко стоящего дерева, неброских цветов ромашки или ярко-розовых свечек иван-чая. Этюды выполнены на кусочках грунтованного холста, не натянутого на подрамник, или на небольших фанерных дощечках: «Облака» (1916), «Ромашки» (1916), «Аллея. Стволы лип» (1916), «Ели» (1916), «Дерево» (1917; все — Дом-музей В.М. Васнецова). Теплую ноту вносит в этюды присутствие в них близких Виктору Михайловичу людей: «Т.В. Васнецова на этюдах» (вторая половина 1900-х), «Мария Кускова на террасе дома в Новом Рябове» (около 1907), «М.И. Рязанцева на скамейке в аллее парка. Новое Рябово» (не ранее 1902 — начало 1910-х; все — Дом-музей В. М. Васнецова).

Тема пейзажа была крайне важной для В.М. Васнецова. На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания. Данная выставка в доме-музее В.М. Васнецова — первая, посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом: художник неоднократно писал здесь этюды.

К выставке подготовлено специальное иллюстрированное издание. В альбоме представлены пейзажные работы, которые охватывают полувековой период творчества художника. Многие из них впервые опубликованы в этом издании.

В следующем году запланировано проведение камерных выставок, посвященных 170-летию со дня рождения В.М. Васнецова и 65-летию со дня основания дома-музея.


Васнецов, Аполлинарий Михайлович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васнецов.

Аполлина́рий Миха́йлович Васнецо́в (25 июля [6 августа] 1856, Рябово, Вятская губерния — 23 января 1933(1933-01-23)[1][2][…], Москва[1]) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда».

А. М. Васнецов. «Родина». 1886. Холст, масло. 49 × 73. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В картине «Родина» А. М. Васнецов предпринимает попытку осознать, что для него значат родные просторы и земля. Полотно художника оказало влияние на крупного русского пейзажиста Н. Н. Дубовского при написании им известной картины с одноимённым названием «Родина» (1905).

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне — в Зуевском районе Кировской области), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.

В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:

Васнецов посещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на отзыв рисунки, выполненные дома, а также рисовал у него с натуры вид из окна или копировал горные и лесные ландшафты швейцарского художника А. Калама[4].

В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.

В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.

С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1885—1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.

В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.

Могила А. М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве

В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.

Как театральный художник начал работать в 1885 году в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова.[5] В начале 1900-х годов создал декорации к операм:

  • 1902—1903 — «Град Китеж» С. Н. Василенка (неосуществлённая постановка)
  • 1908 —«Садко»Н. А. Римского-Корсакова, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» П. И. Чайковского для Мариинского театра
  • 1911 — «Опричник» П. И. Чайковского для частной оперы Зимина
  • 1912 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова для Народного городского театра
  • 1914 — финальная сцена к опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки для Большого театра (совместно с К. А. Коровиным)

В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия»[6].

Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок)[7]. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

  • «Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке». 1926. Бумага, акварель, уголь. 45 × 60. Музей Москвы, Москва.

  • «Каменный мост (Калинкин мост) в петровские времена» (1902)

  • «Троицкая церковь на Берсеневке» (1922)

  • «Симонов монастырь. Облака и золотые купола» (1927)

  • «Московский Кремль при Иване III» (1921)

  • «Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)» (1912)

  • «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900)

  • «Вероятный вид белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Конец XIV века». 1922. Бумага на картоне, акварель, уголь. 51 × 80. Музей Москвы, Москва

  • «Строительство деревянных стен Кремля. XII век» (1903)

  • Красная площадь во второй половине XVII века

Работы по теории искусства[править | править код]
Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов, 1992.
Рассказы (иллюстрации автора)[править | править код]
  • Глашенька (Святки в селе), журнал «Живописное обозрение», 1885
  • Из поездки на Урал (Путевые очерки), журнал «Царь-колокол», 1892, № 2
  • Неудавшийся художник (Сельский иконописец), журнал «Артист»,1894, № 20
  • Поездка к Эльбрусу, журнал «Детский отдел», 1897, № 8
  • Дедушкино бюро, альманах «Сполохи», 1912
  • Грозы и дети, журнал «Нива», 1917, № 28, 30, 32
  • Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856—1933). — М., 1950. — (17-я тип. Главполиграфиздата). — 39 с., 6 л. ил: — (Массовая библиотека).
  • Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856—1933. — Москва: Искусство, 1956. — 174 с., 1 л. портр.: ил.
  • Беспалова Л. А. М. Васнецов. 1856—1933. — М., 1956. — 174 с., ил.
  • Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения [1856—1956] // Труды Музея истории и реконструкции Москвы. Вып. VII. — М., Моск. рабочий, 1957. — 172с.+ вкл. илл. — 15 000 экз.
  • Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856—1933. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., Искусство, 1983. — 232 с., ил. — 25 000 экз.
  • Москва в творчестве А. М. Васнецова: Сборник / Составитель сборника Е. К. Васнецова. — М., Моск. рабочий, 1986. — 272с., ил.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 34. — 454 с.
  • Соломко Н. З. Аполлинарий Васнецов: сказка о художнике, который искал себя: [книга предназначена для чтения взрослыми детям] — Москва: Белый город, 2006. — 11 с.: цв. ил. — (Энциклопедия малыша) (Серия «Сказки о художниках»).
  • Гордеева М. Аполлинарий Михайлович Васнецов — Москва: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2010. — 49 с.: ил. — (Великие художники; том 61).
  • Ходырева О. В. Мир русского крестьянства в цикле рисунков А. М. Васнецова «Двенадцать месяцев года» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 31. — С. 1341—1345.  

Картина Васнецова Богатыри, сочинение, описание, Васнецов Три богатыря

Картина «Богатыри» написана великим русским художником Виктором Васнецовым. Полотно также известно под названием «Три богатыря». Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Холст, масло. Размеры: 295,3 × 446 см.

История написания

Знаменитый живописец Васнецов начал работу над картиной в 1881 г. Работа оказалась сложной, процесс её написания затянулся на целых 20 лет. Была закончена только в 1898 г.

Первый набросок картины «Богатыри» Васнецов сделал за 10 лет до того, как решил приступить к написанию. Тогда он сделал небольшой чёрно-белый рисунок и надолго о нём забыл. Когда набросок попался ему на глаза вновь, художник решил, что из этого может получиться красивая картина, и не прогадал. Сегодня «Богатыри» — шедевр, пример высокого искусства русской живописи.

Описание (сочинение)

На картине изображены три былинных русских богатыря. Слева, на белом коне, — Добрыня Никитич. Посередине, на чёрном коне, — Илья Муромец. Справа — самый молодой богатырь Алёша Попович. Три богатыря на картине, как стражи отечества — герои, на которых держится Русь. Они олицетворяют не только самих себя, то есть былинных и исторических персонажей, но всю мощь земли русской.

Богатыри на мощных конях выглядят так величественно, что похожи на непреодолимую стену, которая защитит мирных жителей от любого врага. Посередине находится легендарный Илья Муромец. Приложив ладонь ко лбу, он всматривается вдаль — «нет ли где врага». На правой руке его висит булава, в левой руке — копьё, на плече висит щит. По правую строну от него находится Добрыня Никитич. Судя по его виду, на своём веку богатырь повидал немало. Он всегда готов к бою, и даже на этой картине вынимает меч из ножен, готовый в любой момент вступить в схватку. В правой части картины — Илья Попович — ещё один легендарный богатырь. В руке Алёша держит лук. На боку у него гусли, которые говорят о творческой и поэтической натуре богатыря.

Известно, что натурщиком для Ильи Муромца стал кузнец из Владимирской губернии Иван Петров. Некоторые исследователи живописи Васнецова полагают, что в лице Добрыни Никитича художник изобразил самого себя.

Здесь стоит обратить внимание на атмосферу картины. Небо грозное, покрыто тучами, дует ветер — всё это создаёт тревожное настроение, которое говорит об опасности, которая угрожает богатырям.

За спинами трёх богатырей раскрывается широкая даль, символизирующая бесконечные просторы Руси. На переднем плане мы можем увидеть маленькие ёлочки. Ёлочки — символическое изображение молодого поколения. Богатыри стоят на их страже, готовые защитить ещё неокрепших преемников от любой опасности.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — русский художник. Известен исторической и фольклорной живописью. Творчество художника было столь необычным и оригинальным, что своим искусством он положил начало новому направлению в живописи — неорусский стиль. Данный стиль заключается в том, что традиционную живопись он разбавлял современными элементами, например, символами, аллегориями, метафорами.


Смотрите также

Описание: