Картина леди годива где находится


Леди Годива — Википедия

Годи́ва (англ. Godiva (/ɡəˈdaɪvə/), от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu — «подаренная Богом»[2]; около 990 (0990) — около 1067[3]) — англосаксонская графиня, жена эрла (графа) Мерсии Леофрика (980—1057), которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Англии ради того, чтобы её супруг снизил непомерные налоги для своих подданных.

Согласно легенде, подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик пообещал снизить налоги, если его жена проедет на лошади по улицам Ковентри обнажённой. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива поставила свой народ выше собственной стыдливости и пошла на этот шаг: 10 июля 1040 года она проехала через весь город верхом на лошади, будучи полностью обнажённой. Жители города, любившие свою покровительницу и уважавшие её за её доброту, были предупреждены заранее и в назначенное время выполнили её просьбу: закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу, поэтому никто не видел прекрасную обнажённую всадницу. Граф был поражён самоотверженностью женщины и сдержал слово, снизив налоги.

Скорее всего, легенда никак не связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описана в сохранившихся хрониках. Историки установили, что Годива происходила из знатного рода, являлась сестрой Турольда Бакнэлла, шерифа в Линкольншире[4], вступила с Леофриком в брак до 1010 года[5] и, следовательно, к 1040 году была, по средневековым меркам, уже довольно пожилой женщиной.

Также известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город; маловероятно, чтобы жители столь процветавшего места изнывали от непомерных налогов. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители 24 деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Историю об обнажённой всаднице впервые упомянул в своей хронике спустя полтора столетия монах бенедиктинского аббатства Святого Альбана в Сент-Олбансе Роджер Вендоверский (ум. 1236), один из завистников славы и богатства Ковентри. По словам Роджера, события происходили 10 июля 1040 года. Ещё сто лет спустя, в 1347 году, эту историю включил в свою «Универсальную хронику» (лат. Polychronicon) историк Ранульф Хигден, снабдив её некоторыми подробностями, в частности, он утверждал, что Леофрик освободил жителей города от всех пошлин, кроме налога на лошадей[6]. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. В конце XIII века король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Проведённое по его распоряжению исследование летописей подтвердило, что, начиная с 1057 года, когда скончался граф Леофрик, в Ковентри налоги действительно в течение долгого времени не взимались. До сих пор остаётся неизвестным, каким образом взаимосвязаны эти события, и связаны ли они вообще.

История о Томе Пипинге является позднейшим «наслоением» легенды.

В 1586 года совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить эпизод легенды на картине. Художник выполнил заказ; помимо прекрасной всадницы, на картине был изображён Леофрик, смотрящий на свою жену из окна. Картина была выставлена на всеобщее обозрение на главной площади Ковентри безо всяких пояснений, и население ошибочно приняло изображённого на картине графа за горожанина, подглядывающего за леди Годивой. Людская молва нарекла этого горожанина «Подглядывающим Томом» (англ. Peeping Tom). Впоследствии английское слово «peeping» (подглядывающий) превратилось в фамилию персонажа, а легенда дополнилась подробностью — сразу же после того, как Том увидел обнажённую Годиву, он ослеп.

Ежегодное празднование в Ковентри[править | править код]

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодное празднование в честь леди Годивы. Этот фестиваль проводится и по сей день[7]. В течение дня проводится карнавал с обилием музыки и песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала наряжаются в костюмы XI века. От руин первого кафедрального собора и далее по маршруту, якобы проложенному некогда отважной леди, проводится шествие. Заключительная часть фестиваля проходит в центре города, в городском парке у памятника леди Годиве. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву: в нём принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

Памятник[править | править код]

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник леди Годива. Памятник представляет собой скульптурное изображение обнажённой леди Годивы с распущенными волосами, сидящей верхом на лошади без седла, свесив обе ноги на левую сторону[8]. Изображение памятника помещено на печать городского совета Ковентри.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. В честь леди Годивы был назван астероид (3018) Годива.

В 1840 году Альфред Теннисон написал стихотворение «Годива». Русскоязычному читателю оно известно в переводе Ивана Бунина.

В 1911 году итальянский композитор Пьетро Масканьи создаёт оперу «Изабелла», в основу которой легла легенда о леди Годиве.

В 1911 году также был снят первый фильм[9], рассказывающий эту историю. В главной роли снялась Джулия Суэйн Гордон.

На Всемирной выставке в Чикаго в 1933 году давала свои выступления киноактриса и стриптизёрша Салли Рэнд. Она была арестована за свой номер «Леди Годива»: артистка голая скакала на белой лошади по улицам Чикаго (на самом деле она была одета, но её одежда создавала полную иллюзию обнажённости)[10].

В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри». Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара.

В 1966 году британский дуэт Питер и Гордон записали песню «Lady Godiva[en]».

В 1986 году в фильме Андрея Тарковского “Жертвоприношение” один из героев сравнивает свою сестру с леди Годовой : “Я помню, когда моя сестра была совсем молоденькой, она пошла в парикмахерскую и отрезала волосы. Мода, видите ли, была такая. У нее были потрясающей красоты волосы — золотые, как у леди Годивы…”

В 2004 году белорусский режиссёр Ирина Кодюкова сняла мультфильм «Легенда о леди Годиве»[11].

Образ Годивы используется в одной из серий сериала «Зачарованные». По сюжету сама она переносится из прошлого в наши дни, а Фиби в конце серии повторяет её поступок, подъехав обнажённой на коне к кафе.

В песне «Don’t Stop Me Now» группы Queen леди Годива упоминается в следующих строчках: …I’m a racing car passing by Like Lady Godiva…

  1. ↑ http://freepages.genealogy.rootsweb.ancestry.com/~dearbornboutwell/fam3882.html
  2. ↑ Donoghue D. Lady Godiva: A Literary History of the Legend. — New York, 2008. — p. 8.
  3. ↑ Ann Williams. Godgifu // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford University Press, 2004.
  4. ↑ Alexander Gordon. Godiva // Dictionary of National Biography. — Vol. 22. — London, 1890. — p. 36.
  5. ↑ Ann Williams. Godgifu // Oxford Dictionary of National Biography.
  6. ↑ Lady Godiva // Encyclopaedia Britannica online.
  7. ↑ History : Godiva Festival 2014 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 октября 2013. Архивировано 23 октября 2013 года.
  8. ↑ Грэм Джойс в книге «Правда жизни» (2002) пишет о том, как в Ковентри был установлен памятник леди Годиве. Также там есть эпизод, где одна из главных героинь, очарованная поступком леди Годивы, повторяет её подвиг.
  9. ↑ Julia Swayne Gordon (неопр.). IMDb. Дата обращения 17 ноября 2018.
  10. Ганц, Шерил Р. The 1933 Chicago World's Fair: A Century of Progress (англ.). — University of Illinois Press, 2006. — P. 16—26, 161—164. — ISBN 978-0-252-07852-1.
  11. ↑ «Легенда о леди Годиве» (фильм)

Леди Годива - laila50 — ЖЖ


Леди Годива: Эдмунд Блэр Лейтон изобразил момент принятия решения (1892)

Согласно легенде,леди  Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам  города Ковентри в Великобритании.


Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг, хотя и немного схитрила — она попросила жителей города в назначенный день закрыть ставни и не выглядывать на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город.Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги.

Adam van NoortHerbert(Адам ван Хоорт)  1586 год
Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп.
Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.


Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.


Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы.  1865 г.
Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.


Гравюра Леди Годива.
Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.
Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.


Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.


Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.


Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.

Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.


Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.


Сальвадор Дали.Леди Годива.

В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века, а участницы — в костюмы Евы.

Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву.


Крис Ролинс
 В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан… 

Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже»

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы.

Образ воссоздан , на гобелене, на полотнах живописцев.


Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о ле- ди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество
Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его  подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.


Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B0

Обнаженная Леди Годива | Тайны мира и человека

9 336

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.

Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.

На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа

Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».
Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.
Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.

Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.
Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.


Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан , на гобелене, на полотнах живописцев.

Эдвард Генри Корбулд (1815 — 1904) Леди Годива.

Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.

Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.

Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.


Сальвадор Дали.Леди Годива.

clip_image012[1]clip_image012[2]
Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…

Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже»

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».

Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество
Шоколад «Godiva» официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.

Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

via

Леди Годива в живописи, легендах, стихах и кинематографе.

Автор - Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщения
Леди Годива в живописи, легендах, стихах и кинематографе. (х/ф Леди Годива из Ковентри (1955)

Восстановленный пост от 09-10-2013... в нем пропали все кратины.  

William Howard Sullivan Lady Godiva. (аукцион)

Леди Годива (Godiva) (980—1067) — англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая согласно легенде проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того, чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.

Э.Блейр-Лейтон Леди Годива 1892 г.


Ж. ле Фабр Леди Годива

Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнет. Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для нее. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг, хотя и немного схитрила — она попросила жителей города в назначенный день закрыть ставни и не выглядывать на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город.
Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги.
Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города «Подглядывающий Том» (Peeping Tom) решился выглянуть из окна, и в тот же миг ослеп. Кстати, в тех краях с тех пор появилось выражение «любопытный Том».


Джон Кольер Леди Годива 1898 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях.
Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Легенда о Леди Годиве в произведениях искусства

И в продолжении темы о досточтимой Леди Годиве хочу дать ссылку на прекрасную подборку произведений искусства, посвященных этой красивой легенде.

Известная легенда о доброй леди Годиве, которая, чтобы спасти земляков от непосильных поборов, согласилась проехать обнаженной по улицам своего города, вдохновила многих художников, поэтов и скульпторов...


Джон Кольер (1850-1934). Леди Годива. 1898

Как красиво рассказана эта история в замечательном стихотворений Альфреда Теннисона!

"Годива" (перевод Ивана Бунина)

Я в Ковентри ждал поезда, толкаясь
В толпе народа по мосту, смотрел
На три высоких башни - и в поэму
Облек одну из древних местных былей.

Не мы одни - плод новых дней, последний
Посев Времен, в своем нетерпеливом
Стремленье вдаль злословящий Былое, -
Не мы одни, с чьих праздных уст не сходит
Добро и Зло, сказать имеем право,
Что мы народу преданы: Годива,
Супруга графа Ковентри, что правил
Назад тому почти тысячелетье,
Любила свой народ и претерпела
Не меньше нас. Когда налогом тяжким
Граф обложил свой город и пред замком
С детьми столпились матери, и громко
Звучали вопли: "Подать нам грозит
Голодной смертью!" - в графские покои,
Где граф, с своей аршинной бородой
И полсаженной гривою, по залу
Шагал среди собак, вошла Годива
И, рассказав о воплях, повторила
Мольбу народа: "Подати грозят
Голодной смертью!" Граф от изумленья
Раскрыл глаза. "Но вы за эту сволочь
Мизинца не уколете!" - сказал он.
"Я умереть согласна!"- возразила
Ему Годива. Граф захохотал,
Петром и Павлом громко побожился,
Потом по бриллиантовой сережке
Годиву щелкнул: " Россказни!" - "Но чем же
Мне доказать?" - ответила Годива.
И жесткое, как длань Исава, сердце
Не дрогнуло. "Ступайте, - молвил граф, -
По городу нагая - и налоги
Я отменю", - насмешливо кивнул ей
И зашагал среди собак из зала.

Такой ответ сразил Годиву. Мысли,
Как вихри, закружились в ней и долго
Вели борьбу, пока не победило
Их Состраданье. В Ковентри герольда
Тогда она отправила, чтоб город
Узнал при трубных звуках о позоре,
Назначенном Годиве: только этой
Ценою облегчить могла Годива
Его удел. Годиву любят, - пусть же
До полдня ни единая нога
Не ступит на порог и ни единый
Не взглянет глаз на улицу: пусть все
Затворят двери, спустят в окнах ставни
И в час ее проезда будут дома.

Потом она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком... Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.

На нем она пустилась в путь - как Ева
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она.
Разинув пасть, лукаво вслед за нею
Косился желоб. Тявканье дворняжки
Ее кидало в краску. Звук подков
Пугал, как грохот грома. Каждый ставень
Был полон дыр. Причудливой толпою
Шпили домов глазели. Но Годива,
Крепясь, все дальше ехала, пока
В готические арки укреплений
Не засияли цветом белоснежным
Кусты густой цветущей бузины.

Тогда назад поехала Годива -
Как гений целомудрия. Был некто,
Чья низость в этот день дала начало
Пословице: он сделал в ставне щелку
И уж хотел, весь трепеща, прильнуть к ней,
Как у него глаза оделись мраком
И вытекли, - да торжествует вечно
Добро над злом. Годива же достигла
В неведении замка - и лишь только
Вошла в свои покои, как ударил
И загудел со всех несметных башен
Стозвучный полдень. В мантии, в короне
Она супруга встретила, сняла
С народа тяжесть податей - и стала
С тех пор бессмертной в памяти народа.


Эдмунд Блэр Лейтон (1853-1922). Леди Годива. 1892 г.


Уильям Холман Хант (1827-1910). Леди Годива. 1857


Edward Henry Corbould (1815-1905). Lady Godiva


Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865


Леди Годива (старинная гравюра)


Jules Joseph Lefebvre (1836-1911). Lady Godiva. 1890

А это работы Сальвадора Дали, вдохновленного образом леди Годивы (за текст и репродукции спасибо passing_passion)

"Дали, великий мастер сюрреализма, выделял образ Леди Годивы как один из своих самых любимых. Эта скульптура по замыслу Дали должна прославлять женственность и чувственность. Возвещая прибытие Годивы, бабочки не просто порхают вокруг нее и ее благородного коня - они становятся драгоценным украшением ее тела. Леди Годива воплощает земную красоту. Бабочки символизируют мир неземной красоты."


Леди Годива с бабочками, Бронза, 51 см, 1976, первая отливка - 1984

Неспроста, образ Годивы, как "гения целомудрия", "луча света", возникает у Александра Грина, который почти в каждом своем произведении пытался решить общечеловеческие, нравственно-философские проблемы добра и зла, благородства и подлости, любви и ненависти. В начале третьей главы романа "Джесси и Моргиана" Грин пишет:
«Джесси обошла все нижние комнаты; зашла даже в кабинет Тренгана, стоявший после его смерти нетронутым, и обратила внимание на картину «Леди Годива». По безлюдной улице ехала на коне, шагом, измученная, нагая женщина, - прекрасная, со слезами в глазах, стараясь скрыть наготу плащом длинных волос. Слуга, который вел ее коня за узду, шел, опустив голову. Хотя наглухо были закрыты ставни окон, существовал один человек, видевший леди Годиву, - сам зритель картины; и это показалось Джесси обманом. «Как же так, - сказала она, - из сострадания и деликатности жители того города заперли ставни и не выходили на улицу, пока несчастная наказанная леди мучилась от холода и стыда; и жителей тех, верно, было не более двух или трех тысяч, - а, сколько теперь зрителей видело Годиву на полотне?! И я в том числе. О, те жители были деликатнее нас! Если уж изображать случай с Годивой, то надо быть верным его духу: нарисуй внутренность дома с закрытыми ставнями, где в трепете и негодовании - потому что слышат медленный стук копыт - столпились жильцы; они молчат, насупясь; один из них говорит рукой: «Ни слова об этом. Тс-с!» Но в щель ставни проник бледный луч света. Это и есть Годива».


John Thomas (1813 – 1862). Lady Godiva. Maidstone Museum, Kent, England

Женщины в истории: Леди Годива | Блогер lisenok на сайте SPLETNIK.RU 8 августа 2011

Джон Кольер. Леди Годива 1898 Леди Годива, как ни странно - реально существовавшая личность. Это англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая согласно легенде проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того, чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных. Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая ее за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги. Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп. Э. Лендсиер. Молитва Леди Годивы 1865 Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают. Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри — монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году, и согласно ей события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри начиная с 1057 года налог действительно не взимался, однако срок в 17 лет явно не говорит в пользу реальности описываемых в легенде событий. "Леди Годива" Жюль-Жозеф Лефевр. 1898г. Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина. Однако при этом Леди Годива стала одной из легендарных женщин Средневековья. Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри. В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века, а участницы — в костюмы Евы. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы. Мисс "Леди Годива" 1929 Мисс "Леди Годива" 2006 Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Годива. Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды. Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан… Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы») Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива») Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Почему не падает небо» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже» Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva». Британская группа Placebo упоминает в своей песне «Peeping Tom» Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой. Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation». Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva». Впервые она была опубликована в том же году на альбоме «More Gold». Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме «Mother Love Bone» 1992 года и на переиздании альбома «Apple». 2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала Зачарованные про Леди Годиву.

Леди Годива - Модель вымышленной действительности — LiveJournal


Торжественно стучат подковы о булыжник.
И замер Ковентри в тревожном ожидании,
А из волос простое одеяние
Укрыло тело, и никто не вышел,

Чтоб ненароком опорочить грешным взглядом
Ту, что, презрев законы и приличия,
Имея только волосы в наличии,
Твердила про себя: «Терпи и верь, так надо…»

Жюль Жозеф Лефевр

Джон Кольер, "Леди Годива". 1897 год


Ни один рассказ о Ковентри не обходится без знаменитой легенды, главный персонаж которой – леди Годива. В середине XI века благочестивая супруга графа Мерсийского была весьма прославлена как патронесса нескольких монастырей.
Cегодня о ней вспоминают главным образом благодаря известной поездке верхом. История о леди Годиве, скачущей в костюме Евы на коне по улицам Ковентри, одна из самых популярных народных легенд.
Так о чем же рассказывает нам легенда?

В то время правил последний англосаксонский король Англии – Эдуард Исповедник. Денег ему, как и многим другим монаршим особам, всегда не хватало, и пополнял казну он, скажем прямо, не самым оригинальным способом – повышением налогов. Следить же за тем, чтобы деньги были вовремя собраны в Ковентри и окрестностях и доставлены по назначению, обязан был все тот же граф Мерсийский.

Как и большинство подданных Эдуарда Исповедника, жители Ковентри и так страдали от непомерно высоких налогов. И вот, когда в один не самый удачный день их оповестили об увеличении и так уже слишком высоких налогов, горожане стали просить графа о милосердии. Но все мольбы их сюзерен Леофрик оставлял без внимания, а на просьбы об облегчении участи населения отвечал отказом, несмотря даже на то, что новые налоги грозили жителям Ковентри разорением.

Итак, вместо помощи горожане получили отказ. В столь напряженный момент в дело вмешалась прекрасная жена Леофрика. Графиня решила заступиться за земляков. Переполненная чувством сострадания к отчаявшимся жителям Ковентри, она обратилась к мужу с просьбой отменить обременительные поборы. Но графу ее заступничество пришлось не по душе. Раздосадованный ее настойчивостью, чтобы проучить жену, граф предложил ей следующее: «Твоя просьба будет удовлетворена, если ты обнаженной проедешь на лошади по городу из конца в конец».

Леофрик ожидал, что его жена в ужасе и смятении откажется от заступничества – женщина ее ранга не могла согласиться на такое предложение. Но она, к его удивлению, согласилась. На следующее утро, полностью раздевшись и прикрывая наготу лишь распущенными волосами, леди Годива оседлала лошадь и проехала по рыночной площади.

Вот как описывает это событие знаменитый английский поэт Альфред Теннисон:

…она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса – подарок
Сурового супруга – и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком… Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым: лестницам – и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.
На нем она пустилась в путь – как Ева,
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она…

После такого Леофрику не оставалось ничего другого, как только выполнить просьбу жены.

В древней балладе есть строки, где говорится, как обескураженный и посрамленный граф отменил все поборы, взимаемые с жителей Ковентри, за исключением налога на содержание лошадей. Хроники свидетельствуют, что вплоть до XVII века город действительно мог похвастать подобным безналоговым статусом.

Историю об обнаженной всаднице впервые упоминает монах монастыря Святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году в книге «Flores Historiarum», и согласно ей события происходили 10 июля 1040 года. Возможно, автор использовал какой-то ныне утерянный источник.
В наше время английские историки, соглашаясь с тем, что леди Годива – реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.

Как свидетельствуют документы, героиня легенды была женщиной во всех отношениях замечательной – добросердечной и великодушной – и покровительствовала искусствам. Леди Годива (Godiva – латинизированная форма староанглийского имени Годгифыо, что значит «подарок Бога»; всего же существует 17 различных написаний ее имени) действительно жила в Англии в Ковентри в середине XI века. Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий – в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, полагая, что близок ее смертный час, завещала все свое немалых размеров состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Но с болезнью удалось справиться, и через некоторое время Годива вышла замуж за англосаксонского аристократа, графа Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III.

Могущественный граф Мерсии также не чужд был высоких материй. Вскоре, в 1043 году граф и графиня основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри – одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители двадцать четыре деревни. Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую Годива верила безгранично. Позднее благодаря ее дарам – золоту и драгоценностям – церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии.

Графиня пережила графа на десять лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа леди Годива продолжала покровительствовать церкви, оказывая поддержку по крайней мере еще полудюжине монастырей. Она была очень набожна и жертвовала церкви земли и деньги. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре.

Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.

Позднее (в XIII веке) король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 году и позже налог, действительно не взимался. Но является ли этот факт достоверным доказательством реальности описываемых в легенде событий?

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен большой памятник – леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри. Статуи самых разных размеров знаменитой наездницы и «подглядывающего Тома» во множестве украшают этот английский город.

В 1966 году имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с совершенно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, повествующем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также – в 31-м колене – потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом.

После поражения и гибели отца в битве под Гастингсом 14 октября 1066 года дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 году. Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.
источник


История леди Годивы. "Леди Годива", картина Джона Кольера :: SYL.ru

До сих пор на территории Великобритании превозносят поступок леди Годивы. Заключался он в том, что прекрасная женщина проехалась обнаженной на коне через весь город, чтобы снизить налоги для обычных людей.

В этой древней истории переплелись раннее христианство и уходящее язычество. Кем была смелая всадница? Как память о ней сохранилась до наших дней? Что заставляет сомневаться в устоявшейся легенде о благодетельной леди? В статье попытаемся ответить на эти вопросы.

Легенда о графине

По сказанию, доброта леди Годивы была настолько сильной, что она не смогла вынести страданий простых жителей Ковентри. Графом этого города был ее муж, который в очередной раз решил увеличить налоги. Графиня стала молить мужа изменить свое решение. В очередном разговоре граф Леофрик высказался, что выполнит ее просьбу, только если увидит, как супруга проедется на коне обнаженной через весь Ковентри.

Легенда о леди Годиве гласит, что героиня ухватилась за возможность помочь людям и решилась принять предложение мужа. В назначенный день и час она проехалась верхом, прикрывая свое тело только роскошными золотыми волосами. Горожане в это время находились в своих домах с закрытыми ставнями.

Граф вынужден был исполнить свое обещание и снизил налоги для людей Ковентри.

Реальная историческая личность

Поступок леди Годивы, воспетый в легенде, связывают с реальной личностью. Предполагается, что жена графа жила в XI веке. Ее муж был одним из влиятельнейших людей Англии и владел не только Ковентри, но и обширными территориями в Ноттингемшире, Уорикшире, Глостершире.

Граф вместе с супругой возвел в своем городе большой бенедиктинский монастырь, отдав ему более 20 деревень и множество драгоценностей. После смерти мужа женщина отдала все владения графа церкви.

Что касается описанного в легенде поступка, о нем нет упоминаний в источниках XI века. Умалчивает об обнаженной всаднице англосаксонская хроника, а также «Книга Страшного суда» В. Завоевателя. Леди Годива, история которой вызывает множество споров, упоминается со своим подвигом в 1236 году в записях английского монаха. В источнике, который был написан спустя 2 века после смерти героини, указана дата ее благородного поступка, а именно 10 июля 1040 года. Помимо такого несоответствия в письменных источниках, существует ряд других противоречий, которые стоит рассмотреть отдельно.

Противоречия в легенде

История о доброй графине имеет своих приверженцев и скептиков. Не все верят в ее реальность, несмотря на историческую основу.

Основные противоречия в легенде:

  • жена графа была весьма послушна мужу, но при этом противостояла ему в вопросе о налогах;
  • горожане почитали даму как скромную, целомудренную леди, а она проехалась нагишом через весь город;
  • леди Годива происходила из аристократической семьи, а ее безмерное сочувствие простым людям не соответствовало тому времени.

Разобраться в легенде пытались многие. Например, в XIII веке узнать всю правду попробовал английский король Эдуард Первый. В современное время этим вопросом занимался английский профессор Даниэль Донахью. Он утверждает, что легенда переполнена языческими обрядами, к тому же именно жители Ковентри с древних времен поклонялись языческой богине, представляемой в обнаженном виде на коне.

Представители христианской церкви, скорее всего, заменили языческую богиню на реальную женщину со схожим именем и дополнили ее благочестивый образ историей про налоги.

Поступок леди Годивы прославился в искусстве и культуре. Даже те, кто не верит в легенду, с радостью отмечают праздник, который ежегодно проходит в Ковентри в честь нее.

Память о леди из Ковентри

В городе Ковентри, безусловно, помнят и чтут легенду о своей леди. Здесь расположен памятник с обнаженной всадницей, а также проходят ежегодные торжества, начиная с 1678 года. Легенда прославила город, поэтому местные жители поддерживают ее и в день почитания своей покровительницы наряжаются в костюмы XI века. У памятника выбирается лучшая «леди Годива», у которой обязательно должны быть длинные золотые волосы.

Образ благородной всадницы в искусстве:

  • «Леди Годива» - картина Джона Кольера;
  • «Леди Годива из Ковентри» - художественный фильм Артура Любина;
  • «Молитва леди Годивы» - картина Э. Лендсиер;
  • стихотворение Осипа Мандельштама;
  • одна из песен Фредди Меркьюри.

Прекрасная легенда о прекрасной леди Годива.

. Это цитата

Леди Годива в легендах, в реальности и в искусстве
Художник Эдмунд Лейтон изобразил момент принятия решения (1892)

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Годива (англ. Godiva от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu — «подаренная Богом»; 980—1067) — англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.



Джона Кольер. Леди Годива (1898)
Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она не один раз обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так горячо просит.

Граф думал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу. Небесная кара была мгновенной – он ослеп.

Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.


Жюль Жозеф Лефевр. Леди Годива
Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни. Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.


Леди Годива. Старинная гравюра
В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Ruth Powers. Леди Годива
Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа

Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков». Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.


Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.
Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святой Осбурги в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника. Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.


На фотографии запечатлена актриса и каскадерша Эмили Кокс (Emily Cox) во время съемок исторического воссоздания легенды леди Годивы на площади Святой Анны (St. Ann’s Square) в Манчестере.
Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося

Дивная леди Годива. Как английская аристократка разделась ради народа | История | Общество

В стиле ню

В XXI веке количество эпатажных акций и перформансов, участники которых обнажаются в публичных местах, давно вышло за рамки разумного.

При этом те, кто решает раздеться на публике ради искусства или в рамках политического протеста, мало чем рискуют. Большинство из них вообще не несёт никакой ответственности, тем, кому повезло меньше, приходится платить штраф или несколько дней провести в тюрьме.

А в прежние эпохи смельчаки рисковали куда больше. Нравы были грубее, наказания жёстче, а святая инквизиция в подобном поведении и вовсе могла усмотреть козни дьявола, после чего дело легко оборачивалось сожжением на костре.

Тем удивительнее, что, наверное, самая успешная публичная акция в стиле ню в истории человечества состоялась в XI веке.

Леофрик и его справедливая супруга

В первой половине XI века Мерсией — территорией на западе центральной Англии, в долине реки Трент — управлял эрл Леофрик. Титул эрла в Англии возник в эпоху датского завоевания и означал принадлежность к высшей аристократии страны.

Леофрик был одним из самых могущественных людей в Англии, типичным представителем английской знати той поры. А вот супруга его, леди Годива, судя по всему, была дамой, для XI века нетипичной. Помимо красоты и набожности, она обладала и повышенным чувством справедливости. Именно оно толкало её на помощь ближним, в том числе и тем, с кем ей по статусу общаться и вовсе не полагалось.

Леофрик же, решая важные политические вопросы, испытывал необходимость в крупных денежных средствах. Источником их стало введение новых налогов, от которых жители уже просто стонали.

Картина Эдварда Генри Корболда. репродукция

Леди Годива, к которой обращались за защитой, принялась убеждать мужа смягчить налоговое бремя. Леофрик поначалу лишь отмахивался от неё. Бунта он не боялся и продолжал гнуть свою линию.

Ну! Разденься! Выйди на улицу голой

Однажды во время пира леди Годива вновь стала умолять мужа проявить милосердие к подданным. Леофрик, который к тому времени был уже сильно пьян, решил блеснуть перед гостями шуткой и заявил — он выполнит просьбу, если жена проедет обнажённой верхом на лошади по улицам Ковентри.

Мысль о том, что дама из высшей аристократии может предстать перед простолюдинами в таком виде, была совершенно невероятной.

Но леди Годива вдруг заявила — она сделает это. Брать свои слова назад Леофрику было поздно, поскольку свидетелями его обещания были участники пира.

Исторический день настал 10 июля 1040 года. Ковентри в ту пору был не большим городом, а просто поселением, однако аристократке всё равно необходимо было невероятное мужество, чтобы совершить такой поступок.

Тем не менее, леди Годива разделась, села на лошадь и проехала по Ковентри. На помощь ей пришли местные жители. Зная жену эрла только с хорошей стороны и испытывая к ней большое уважение, люди заперлись в домах и закрыли ставни. Поэтому леди Годива проехала по совершенно пустым улицам, и на неё не глазели любопытные.

Леофрик исполнил обещание, снизив налоги, а леди Годива превратилась в народную героиню, о которой в Ковентри помнят до сих пор.

Художник Эдмунд Лейтон изобразил момент принятия решения (1892). Репродукция

Благодетели Ковентри

Легенда о леди Годиве имеет под собой историческую основу. Леофрик и его жена — абсолютно реальные личности из английской истории XI века.

В 1043 году, то есть через три года после предполагаемой поездки леди Годивы, Леофрик основал в Ковентри бенедиктинский монастырь, благодаря которому это поселение превратилось в один из крупнейших средневековых городов Англии. Леофрик и его жена пожертвовали в пользу монастыря большое количество ценностей, что позволило обители стать одной из самых богатых в Англии.

Перед смертью леди Годива, пережившая мужа, передала монастырю всё имевшееся у неё имущество. Супруги были похоронены в монастыре, который они основали.

К XIII веку история о леди Годиве стала настолько известной в Англии, что король Эдуард I повелел её изучить и установить, как всё было на самом деле.

Было установлено, что отмена налогов при Леофрике действительно произошла, но несколько позднее, поэтому непонятно, связано ли это с эпатажной поездкой его супруги.

Подглядывающий Том

Позднее легенда о леди Годиве несколько видоизменилась не в лучшую для жителей Ковентри сторону. Согласно новой версии, в городе всё-таки нашёлся человек, решивший посмотреть на женские прелести леди Годивы. Звали вуайериста Том. Однако, как только Том взглянул на обнажённую всадницу, он тут же ослеп.

Есть версия о том, как появился «подглядывающий Том». В 1586 году городской совет Ковентри заказал художнику картину, отображающую подвиг леди Годивы. После того, как полотно было готово, его выставили на общее обозрение. Жители Ковентри обнаружили на картине некоего субъекта, подглядывающего из окна, после чего и появился рассказ о «подглядывающем Томе».

Скорее всего, зрители не поняли замысел картины. Художник изобразил не какого-то похотливого горожанина, а самого Леофрика, который с напряжением наблюдает из окна за тем, как обнажённая жена отправляется в путь.

Памятник леди Годиве в центре Ковентри. Фото: Commons.wikimedia.org

Героиня тысячелетия

В Ковентри сложился настоящий культ почитания леди Годивы. С 1678 года ежегодно проводится фестиваль в её честь, участники которого в костюмах XI века проходят тем маршрутом, каким ехала обнажённая леди.

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.

Образ леди Годивы стал широко популярен не только в Англии, но и за её пределами. Она стала героиней книг, спектаклей, кинофильмов. А где-то в космосе летит астероид, который получил наименование 3018 Годива.

Каждый год в рамках фестиваля в честь леди Годивы в Ковентри проходит конкурс красавиц на титул «Леди Годива». От претенденток требуется быть одетыми в костюм XI века, а также иметь длинные золотистые волосы — такие, по преданию, были у самой леди Годивы.

Однако ничего в экстремального в этом конкурсе нет — раздеваться и ехать верхом по улицам участницам не нужно.

Ведь сделать это лучше, чем сама леди Годива, всё равно ни у кого не получится.

Смотрите также:

Леди Годива. Красивая легенда, которая не дает мне покоя (фоторепортаж): solomatin — LiveJournal

За свою жизнь я слышал много легенд, но именно эта запала мне в душу. Удивительная история которой почти тысяча лет. Случилось она в маленьком британском городке, где я бываю чаще чем в Москве.


В Великобритании даже самый маленький городишко хранит свою историю. Англичане удивительные люди в этом плане, они не просто гордятся тем или иным событием произошедшим у них, они живут им.
Недалеко от Бирмингема есть небольшой город Ковентри, о котором я уже много раз вам рассказывал. Бываю я там очень часто, только за прошлый год я приезжал туда 6 раз, а в этом году был трижды и собираюсь снова. На то у меня есть свои причины, но сейчас не об этом.

Главная гордость и легенда этого небольшого городка - Леди Годива. Вот её история:
Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива поставила свой народ выше собственной чести, гордости, и пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и сдержал слово, снизив налоги.

Удивительно в этой истории то, на мой взгляд, что сам поступок и принятие его народом имеют одинаковую ценность и друг друга дополняют уважением.

1. В центре города Ковентри, на главной площади установлен памятник Леди Годиве:

2. Как и гласит легенда, Годива восседает обнаженная на коне:

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодное празднование в честь леди Годивы. Этот фестиваль проводится и по сей день. Главным образом это карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы.

3. Голубые ленточки повязанные на скульптуру, говорят о недавно прошедшем празднике:

4. Если пройти чуть дальше площади, то можно попасть к зданию городского культурного центра Herbert. Вход, как и почти во все музеи и галереи Великобритании - бесплатный:

5. В галерее есть отдельный зал посвященные леди Годиве:

6. В основном здесь выставлены картины разных художников и эпох на которых изображена знаменитая Годива. Это полотно художника Джона Кольера (John Collier) 1898 год:

7. В этом же зале, наравне с великими художниками выставлены рисунки обычных детей, которые учатся в Ковентри. Удивительно и очень трогательно:

8.

9. FA Phillips 1902 год:

10. Леди Годива кисти Маршала Клакстона 1850 год:

11. Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». По пути в Великобританию у меня была пересадка в Брюсселе. Специально для этого поста купил плитку:

12. На каждом ломтике шоколада изображена Годива. На вкус очень даже приятный:

13. Понятно, что шоколад бельгийский:

В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» (Lady Godiva of Coventry). Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара. Его можно найти и посмотреть в онлайне.

Вот такая замечательная история. Ну а я в очередной раз собираюсь навестить Ковентри уже совсем скоро.

На этом все!

Добавить в друзья этот ЖЖ | Я в Фэйсбуке, ВКонтакте, Инстаграме Добавляйтесь!)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Смотрите также

Описание: