Как определить где находится кааба
Девять научных методов определения направления киблы
Как нам определить киблу, находясь в любой точке мира? Этот вопрос неизменно вызывает разногласия среди мусульман всего мира.
Этот вопрос рассматривался в 2000 году Мусульманским обществом по исследованиям (Muslim Society for Survey), которое организовало по этому поводу симпозиум и пригласило на него Абдель-Азиза Саллама, занимавшегося доскональным исследованием этой темы. Ему удалось выделить девять научных методов определения направления киблы с помощью тригонометрии и тригонометрических таблиц.
Эти методы были официально признаны египетским Генеральным управлением по исследованиям.
Всем нам известно, что кибла – это направление на Каабу в Мекке. Мусульманам нужно знать направление киблы, где бы они ни были, чтобы они могли встать лицом к Мекке во время намаза. Это делается во исполнение повеления Аллаха:
«Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону. Воистину, те, которым даровано Писание, знают, что такова истина от их Господа. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что они совершают» (Кyр`ан, 2:144)
О кибле говорится в книге «Фикх четырех мазхабов», изданной Департаментом мечетей при египетском министерстве вакуфов. В ней сказано, что для тех, кто находится в Мекке или рядом с ней, кибла расположена посередине Каабы или в центре окружности, проведенной параллельно ей сверху или снизу.
Таким образом, мусульманин, живущий в этом районе, должен принять направление, максимально близкое к середине Каабы или, по крайней мере, постараться это сделать. Что касается тех, кто находится далеко от Мекки, для них кибла является направлением на Каабу, при этом они могут немного отклоняться от Каабы вправо или влево. Если они несколько отклонились от этого направления, они ничего не нарушают, так как сохраняют направление на Каабу.
Что касается девяти методов определения киблы, то первый из них – арифметический. Он использует правила решения сферических треугольников и формулу синуса половинного угла. Этот метод доказывает, что для наблюдателя, находящегося, например, в Александрии, Египет, направление киблы лежит под углом 135,5 градусов по часовой стрелке от направления на истинный север; для Сиэтла, штат Вашингтон, эта величина составляет 17,5 градусов; для Гонконга – 285,1 градус в направлении истинного севера по часовой стрелке.
Во втором и третьем методе использована тригонометрия, которую изучали еще древние египтяне, и тригонометрические таблицы. Эти два метода доказывают правильность вышеуказанных размеров углов, определяющих направление на Киблу в Александрии, Сиэтле и Гонконге.
Что касается четвертого метода, то в нем использована небесная сфера. Во время плавания по морю в распоряжении мореплавателя должен быть способ быстро и точно определить киблу. В данном случае расположение Каабы определяется путем соотнесения ее широты с углом наклона параллелей небесной сферы и меридианом Каабы.
Пятый метод использует круг небесной сферы. Направление Каабы определяется при помощи круга точно так, как и при помощи небесной сферы.
Широта Каабы соответствует наклону параллелей небесного тела и меридиан Каабы по отношению к местонахождению наблюдателя.
Шестой метод использует Weris’ cone. Меридиан, проходящий по Каабе, соответствует базовой линии градации угла наклона небесного тела.
Седьмой метод считает месторасположение Каабы точкой отсчета навигационных приборов.
Некоторые такие приборы, например, тот, что обнаруживает месторасположение через спутник, может сохранять контрольные точки и указывать направления и расстояние до этих точек в любой момент времени.
Таким образом, месторасположение Каабы сохраняется в памяти устройства как контрольная точка, к которой можно обратиться в любой момент, когда нужно узнать месторасположение Каабы.
Восьмой метод использует перпендикулярное расположение солнца по отношению к Каабе. Когда солнце стоит перпендикулярно над Меккой, то в этот момент направление на солнце и является направлением на Каабу.
Солнце стоит перпендикулярно над Каабой дважды в год, тогда угол наклона солнца по отношению к наблюдателю в Мекке составляет 90%.
Это явление наблюдается 28 мая в 17 минут 58,2 секунд после 12 вечера по местному времени Саудовской Аравии и Египта (летнее время) и 16 июля – через 26 минут 40,8 секунд после 12 вечера по местному времени Саудовской Аравии и Египта (летнее время).
В эти два дня солнце могут наблюдать все жители Африки, Европы, Восточной Азии вплоть до Филиппин и северо-западной части Австралии.
Тот, кто смотрит на солнце в эти моменты, смотрит в направлении киблы, ин ша Аллах. Чтобы запомнить точное расположение киблы в этот момент, достаточно найти себе ориентир в виде, например, уличного фонаря, тогда весь год можно быть уверенным в правильном направлении.
Девятый метод – это карта намаза, составленная Исламским центром США, в ней указаны размеры углов, позволяющие определить направление киблы, находясь в любой точке мира.
В 2000 году верховный шейх мечети аль-Азхар создал комитет, который вынес окончательное постановление о правильности всех девяти методов, позволяющих установить направление киблы.
Хоссам Абдель-Кадер (Hossam Abdel-Qader)
По материалам: http://islam.plus/
Определение Киблы | Ислам в Дагестане
Киблу определяют разными методами.
Первый метод: 1. При возможности видеть Каабу своими глазами или трогать её (по отношению к слепому человеку) Киблу определяют визуально. 2. Возможность видеть или трогать нишу (михраб ), которую утвердили, опираясь на рассказ многих людей, переданный из поколения в поколение, подобно месту, где совершал намаз Пророк (мир ему и благословение) в Мединской мечети, т.е., в Равзе. 3. Нахождение неопровержимого доказательства. К примеру, он видит место совершения намаза в Запретной мечети Мекки аль-Харам. 4. Рассказ правдивого человека или же то, что передали из поколения в поколение, или же увидели, что праведники совершили намаз, повернувшись в эту сторону. Эта сторона и будет Киблой. 5. Видение Полярной звезды для того, кто может определить сторону Киблы по ней в месте, где он сам живёт.
Второй метод: Опора на рассказ доверенных лиц, которые имеют и опираются на соответствующее знание. Например, человек говорит: «Я вижу Каабу или нишу, или же Полярную звезду», если тот умеет определить Киблу по ней или же он увидел много поколений, которые совершали намаз, поворачиваясь в одну определённую сторону. К этому методу относится и определение Киблы по компасу. Эти оба метода более достоверны, чем определение её по другим признакам (иджтихад).
Второй метод достаточен, если не смогли определить её первым методом.
Третий метод: Усердие определить Киблу (иджтихад) самого совершающего намаз доступными ему средствами, если он не нашёл человека, рассказывающего о Кибле, или других средств, как михраб, компас. Также он сам имеет право определить её, если трудно найти знающего человека. Человек делает иджтихад, если он зрячий и знает, как её определить. И ему нужно определить Киблу для каждого фарз-намаза, если предыдущие доводы не остались в силе.
Четвёртый метод: Если он не в силах делать иджтихад, то нужно следовать за доверенным, знающим методы определения Киблы человеком.
Важные замечания, связанные с определением Киблы
1. Нельзя следовать за словом другого человека, кроме того случая, когда доказательства, которые у него есть, слабые, то есть, недостаточны для определения Киблы.
Исходя из вышесказанного, тот, кто сам может определить Киблу, не имеет право следовать за другим человеком.
Зрячий, находящийся внутри мечети аль-Харам или же в мечети, михраб которого установлен правильно, или находящийся на крыше дома или же внутри него, через окна которого можно увидеть Каабу или михраб, то ему нельзя следовать словам другого человека в определении Киблы, даже если другой человек будет рассказывать, имея знания об этом, пока его слова не дойдут до степени таватура, или же этот человек не является праведником, в этом случае можно следовать за его словом.
Выше было сказано от имама аз-Захаби, что можно следовать слову доверенного человека относительно определения Киблы или же следовать михрабу, который установлен правильно.
От аш-Шавбири передано: «Нужно следовать слову праведного человека, который утверждает, что видит михраб, когда сам путается в сторонах и не имеет возможности видеть Каабу или же михраб, как мы упомянули выше. Или же есть возможность самому увидеть Каабу, но с трудностями. В этих случаях ему можно следовать за словом доверенного человека, который рассказывает о Кибле, опираясь на свои знания: «Я вижу Каабу или же михраб». В таких случаях совершающий намаз не обязан стараться видеть Каабу своими глазами или входить в мечеть, если есть трудность, даже небольшая.
Слепой и тот, кто находится в темноте, если у них будет возможность трогать Каабу или михраб, который установлен правильно, без трудностей, им обязательно это надо сделать, и недостаточно следовать за словом другого человека, если в его словах нет точности, как рассказ доверенного человека или же это дошло до него методом таватура. А если ему трудно трогать Каабу или михраб из-за переполненности мечети, то ему можно следовать за человеком, который ему рассказывает, в какой стороне находится Кааба, как это сказал ибн Касим.
Касания до людей, которые совершают намаз, достаточно, когда ему трудно самому определить Кибла, как это сказано в книге «Фатави ар-Рамали».
Слепой или находящийся в полной темноте мусульманин должен принять во внимание только информацию, полученную ощупыванием или следовать указаниям доверенного человека.
Также явным доказательством будет, если он увидел совершающего намаз человека спиной к нему, то это и будет Кибла, или же о Кибле рассказали большое количество людей. Если ему самому трудно определить её, то можно следовать словам доверенного человека или же достаточно трогать людей, совершающих намаз.
2. Рассказ хозяина дома имеет больше веса перед иджтихадом, если знает, что он установил местонахождение Киблы по Полярной звезде или по правильно установленному михрабу. А если узнал, что он опирается на свой иджтихад или же сомневается в его определении, то он не имеет право опираться на его слово, а необходимо самому делать иджтихад, если в силах. А если он не умеет делать иджтихад, то имеет право следовать за ним.
Аш-Шаркави говорит: «Обязательно придерживаться слова хозяина дома по отношению к Кибле».
3. Доводов определения Киблы много, таковыми являются солнце, луна, звезды, горы, ветры.
Самым сильным из них является Полярная звезда. В разных частях света она расположена по- разному по отношению к Кибле.
Когда человек может определить Киблу по этим признакам, ему нельзя следовать за кем-то, если не уверен, что тот точно знает,где Кибла.
Если он совершил намаз без ижтихада, то он должен возмещать намаз, если даже оказался прав. А если времени до намаза осталось очень мало, то есть, нет времени для иджтихада, тогда он следует, за кем хочет и не возмещает намаз.
Нет разницы в этом вопросе между человеком, который находится дома или в пути.
Учёный Калюби, опираясь на книгу «Джалал», говорит: «Если человек нашёл михраб, который установлен правильно дома или в пути, куда он направляется, или же нашёл хоть одного человека, точно знающего Киблу, то в этом случае ему необязательно изучать, где находится Кибла, во всех других ситуациях обязательно надо определить Киблу.
Автор книги «Бушра аль-карим» говорит: «Во многих мусульманских странах определено, на какой стороне находится Кибла, и не обязательно изучать доводы, кроме как в тех местах, где не известна Кибла или сомнительно её определение из-за пренебрежительного отношения к религии обитателей этой местности».
4. Если время близко и нет времени для иджтихада, или это невозможно из-за туч или темноты, доводы противоречат друг другу или же не нашёл того, за кем можно следовать, то он совершает намаз, проявляя уважение к времени его начала, повернувшись в какую хочет сторону и потом возместит его обязательно.
5. Можно совершить намаз, не поворачиваясь в сторону Киблы в желательном намазе, находящемуся в дозволенной поездке, если даже путь будет коротким, следуя за большинством учёных.
Если человек идет пешком, то ему в четырёх случаях обязательно нужно поворачиваться в сторону Киблы:
а). Во время намерения.
б). Во время поясного поклона.
в). Во время земного поклона.
г). Во время сидения между двумя земными поклонами.
В этих случаях ему нельзя ходить, надо обязательно остановиться для совершения этих действий.
Достаточно путнику совершать сунна-намаз знаками в случае, если имеются явные трудности (сильная грязь, дождь или снег).
В четырёх случаях ему можно обратиться в ту сторону, куда он идёт:
а). Стояние.
б). Выпрямление.
в). Чтение «ат-Ташаххуда».
г). При произнесении Салама.
Условием для каждого намаза является обращение в сторону Каабы, будь намаз обязательным или же желательным, как и было сказано выше, кроме случаев большой опасности. Тогда совершает намаз, как может, будь он пеший или едущий верхом, повернувшись к Кибле или в другую любую сторону. Плывущий на корабле (кроме капитана) обязан обращаться в сторону Киблы, если для этого нет помех во время всего намаза, а если трудно, тогда не обязательно, за исключением произнесения намерения. Капитан корабля имеет право совершать намаз, не поворачиваясь в сторону Киблы, даже при формировании намерения.
Человеку, едущему на любом другом транспорте, следует поворачиваться к Кибле, если это не трудно и к ней же обращать все поклоны. А если трудно, это не обязательно делать, кроме намерения, а если и это трудно, то ему и это не обязательно.
Определение киблы – направления на Каабу
Кибла – ориентир мусульман
Компас киблы онлайн
Кибла — направление в сторону священной Каабы в Мекке (Саудовская Аравия). Направление на Каабу является обязательным условием при совершении намаза, и потому знание, как его определить, очень важно для мусульман. Вот несколько способов сориентироваться и определить киблу в незнакомой местности.
Блок: 1/5 | Кол-во символов: 328
Источник: https://ru.wikihow.com/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D1%83
Что такое Кибла?
Кибла в исламе (в переводе с арабского значит – направление, то, что расположено напротив) – точный указатель ориентира к Священной Каабе (Аравия, г. Мекка), со всех точек Земли. В жизни мусульман Кибла имеет огромное значение и является символом духовного единомыслия. Совершая намаз, во время традиционных религиозных ритуалов, а так же при строительстве мечетей и культовых сооружений, направление Киблы помогает сориентироваться.
Священная Кааба. Ориентир в направлении молитвы (Кибла) для мусульман
История происхождения Киблы
В первые года пророчеств Мухаммада ﷺ мусульмане Киблой считали гору Мория, которая в Иерусалиме. В то время, Пророк ﷺ часто взывал с мольбами к Аллаху ﷻ, чтобы Он показал, где находится Кибла для мусульман. Благодаря суре Священного Корана и хадисам, известно, что во время полуденной молитвы, Пророк ﷺ получил откровение от Аллаха ﷻ. В нем говорилось, что следует изменить Киблу. Совершая намаз в «Мечети двух Кибл», которая в Медине, Пророк ﷺ с остальными верующими, не прерываясь изменил направление. Новая ориентация всколыхнула тогдашний религиозный мир. Данный факт выставил мусульман реформаторами. Их стали называть общиной «людей Киблы и согласия». Они представили миру новую религию с аравийской спецификой.
Интересные факты о Каабе
Значение Киблы для совершения намаза
В момент зарождения религии ислам и в современном обществе, нередко возникают вопросы по поводу стороны обращения при совершении намаза. Данный факт в своё время послужил стимулом для изучения математики, географии и астрономии, а так же стал мотивацией для развития данных наук. Согласно мусульманской традиции, лицо человека, совершающего молитву, должно быть направлено в сторону Каабы.
Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1720
Источник: https://namaz.today/qibla
Почему определение киблы важно
Согласно заветам Аллаха, каждый мусульманин во время своей молитвы должен направлять свое лицо по направлению к Мекке. Мечети и другие культовые здания также должны быть ориентированы в сторону Священной Каабы. Каждый мусульманин должен сделать всё от него зависящее для правильного определения киблы, дабы совершать намаз правильно.
В Священном Коране сказано: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону. Воистину, те, которым даровано Писание, знают, что такова истина от их Господа. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что они совершают.»(Коран, 2 сура, 144 аят).
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 777
Источник: https://it-doc.info/kompas-kibly-onlajn/
Методики и популярные способы определения Киблы
Михраб в мечети, показывающий Киблу
Благодаря современным технологиям, вопрос, как определить Киблу, сегодня у мусульман возникает реже, чем несколько столетий назад. Вполне естественно, что на начальном этапе развития религии, её приверженцы, не проживающие на территории Мекки, имели трудности с нахождением направления для совершения молитвы. Именно в то время были изобретены первые методики:
- Согласно историческим предписаниям, первые представители ислама, ориентировались по мечети. Такие религиозные сооружения имеют михраб – место на котором стоит имам во время проведения молитвы. Согласно традиции, мечети строились таким образом, что человек, обращающийся к Михрабу, молится по направлению к Каабе.
- В случае, когда мечети поблизости не было, люди ориентировались с помощью географии. Брали карту, определяли своё местоположение по отношению к Мекке и сторону света. Однако, показать Киблу в верной точке не всегда удавалось необученным людям. Тогда помогала природа: в полдень становились спиной к солнцу и получалось, что тень, которую отбрасывает человек указывала на север, спина — на юг, правая рука – на восток, левая — на запад. Ночью в ориентировании помогали позволяли звёзды.
- Ещё один популярный способ, как найти Киблу – спросить у человека, который заслуживает доверия, и имеет знания в данном вопросе.
- Позднее, определением ориентира для намаза занялись математики. Они изобретали тригонометрические формулы, которые не были признаны простым населением, но использовались, вероятнее, как исключение из правил.
- На основе математических методов стали составлять таблицы нахождения Киблы для различных населенных пунктов. Такие материалы были доступны практически всем мусульманам и их активно использовали.
- Во время технологического прогресса, ситуация кардинально изменилась. Наручные часы со встроенным компасом стали определять направление к Каабе за считанные мгновения. Сегодня, чтобы определить Киблу онлайн, достаточно иметь сенсорный гаджет с приложением.
Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2034
Источник: https://namaz.today/qibla
Список лучших компасов киблы в Интернете
Существуют различные способы определить направление киблы. Я же остановлюсь на сетевых онлайн-сервисах, которые помогут правоверным мусульманам в поисках киблы.
В большинстве случаев данные ресурсы работают по схожему принципу: вы указываете им своё местонахождение (или размещаете соответствующую пометку на карте), а они вам указывают стрелкой направление киблы. Некоторые ресурсы кроме этого могут указать расстояние до Мекки, широту и долготу, а также градус. Также если вы хотите определить сторону света в квартире с помощью онлайн компаса, рекомендую ознакомиться со статьёй.
Compusers.ru
Направление киблы на compusers.ru
Halatrip.com
- Англоязычный сайт halatrip.com поможет вам легко определить киблу.
- Для этого перейдите на данный сайт, после чего он спросит разрешение на определение вашего местонахождения.
- Если согласны, тогда нажмите на «Allow Location Access», сайт определит ваше местонахождение, и укажет вам путь киблы на карте.
Нажмите на «Allow Location Access» и ресурс сам определит ваше местоположение
Если же вы желаете указать ваше местонахождение самостоятельно, тогда введите ваш адрес в зелёной табличке справа (поле «Enter Location»), и нажмите на ввод.
Введите ваш адрес в поле «Enter Location»
Карта отобразит ваше местонахождение и направление киблы в виде полоски, а компас слева укажет точный угол направления киблы.
Карта с расположением киблы на Halatrip.com
Eqibla.com
- Ещё один англоязычный онлайн-ресурс eqibla.com поможет мусульманам в поисках киблы.
- Перейдите на данный ресурс, в строке «Enter your address» введите ваш адрес, и нажмите на кнопку «Locate».
- Карта отобразит ваше местоприбывание, а линией укажет правильное направление киблы.
Кроме того, ресурс определит широту и долготу, дистанцию до Каабы, а также покажет кибла сколько градусов.
Карта с направлением киблы на «Eqibla.com»
Islamicfinder.org
Направление киблы на «islamicfinder.org»
Qib.la
Сервис qib.la также позволяет легко узнать киблу. По переходу на данный сервис он запросит у вас разрешение на определение вашего местоположения. Если вы нажмёте на «Allow location access», то он найдёт ваше местонахождение на карте, и покажет вам направление на Мекку.
Также вы можете указать своё местоположение на карте самостоятельно, и линия со стрелками укажет вам путь на Священную Каабу.
Рабочее окно сайта «qib.la»
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2363
Источник: https://it-doc.info/kompas-kibly-onlajn/
Namaz-time.ru — поможет найти направление онлайн
Дальнейший порядок действий:
- Переведите курсор на строку и введите название вашего населенного пункта;
- На карте отобразится снова точка и указатель на киблу;
- Вы также можете автоматически определить на карте свое местонахождение. Для этого нажмите на синюю кнопку «Определить».
Онлайн-сервис для определения киблы
Карту можно регулировать, приближая или отдаляя её. Для этого справа есть кнопки «+» и «-». Нажмите на соответствующую.
Блок: 3/8 | Кол-во символов: 487
Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/kak-opredelit-napravlenie-kibly-onlajn.html
Шаги
-
Определите в какой стороне от данной страны находится Мекка. Распространено заблуждение, будто мусульмане всегда молятся на восток. На самом деле это верно только в том случае, если вы находитесь к западу от Мекки. Направление на Мекку отличается в зависимости от страны: например, в США кибла будет на северо-восток, в Японии — на запад-северо-запад, а в Южной Африке — на северо-северо-восток.
Метод
Определение сторон света при помощи солнца
-
Определите стороны света при помощи солнца.На протяжении тысячелетий мореплаватели прибегали к этому способу для определения сторон света. Для этого достаточно знать, в каком направлении садится и восходит солнце.
Метод
Определение сторон света при помощи солнечных часов
-
Сделайте солнечные часы. Для этого найдите ровную поверхность и до полудня воткните в землю прямую палку длиной примерно в метр.
-
На земле отметьте конец тени.
-
Измерьте длину тени и начертите вокруг палки круг радиус которого будет равняться длине тени.
-
По мере движения солнца длина тени будет сокращаться, и ее конец окажется внутри круга. Позже тень начнет снова удлиняться и в определенный момент вновь коснется окружности. Сделайте отметку в этом месте и соедините ее линией с вашей первой отметкой.
- Полученная линия укажет направление запад-восток: первая отметка — запад, вторая — восток.
-
Начертите линию, перпендикулярную линии запад-восток. Она укажет направление север-юг.
Метод
Определение сторон света при помощи наручных часов со стрелками
-
Используйте наручные часы. Вам подойдут любые часы с часовой и минутной стрелками.
- В северном полушарии. Держите часы горизонтально и направьте часовую стрелку на солнце.
- Разделите пополам угол между часовой стрелкой и цифрой 12 на циферблате. В этом направлении будет на юг. Зная, где находится юг, вы легко сможете определить остальные стороны света.
- В южном полушарии. Держите часы горизонтально и направьте отметку 12 на циферблате в сторону солнца.
- Разделите пополам угол между часовой стрелкой и цифрой 12 на циферблате. В этом направлении будет север.
Метод
Определение сторон света при помощи компаса
-
Воспользуйтесь компасом. Этот верный и проверенный способ не укажет собственно киблу, однако если вы знаете, в какой стороне находитесь от Мекки, он укажет стороны света гораздо точнее, чем воткнутая в землю палка. Можно также воспользоваться специальным компасом, указывающим направление Мекки.
- Возьмите компас.
- Узнайте, в какой стороне находится Мекка.
- Держите компас горизонтально, пока стрелка не остановится. Повернитесь в направлении Мекки. Готово.
Метод
Использование современных технологий
-
Используйте современные технологии.
- Существует множество мобильных приложений, которые с помощью GPS и встроенного компаса легко укажут вам нужное направление, в какой бы точке планеты вы ни находились.
- Есть специальные сайты, которые точно определяют направление на Мекку.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2955
Источник: https://ru.wikihow.com/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D1%83
Предупреждения
- Место восхода и захода Солнца отличается в зависимости от времени года и вашего местонахождения на земном шаре. Кроме того, чем ближе вы находитесь к экватору, тем с меньшей точностью можно определить стороны света при помощи солнца.
Блок: 4/5 | Кол-во символов: 276
Источник: https://ru.wikihow.com/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D1%83
Как определить местоположение Мекки в мобильном устройстве
В маркете для устройств Android есть специальное приложение, которое позволит вам определить направление киблы при помощи мобильного телефона online. Скачать его можно на данной странице. Им уже пользуются более 10 миллионов верующих.
Преимущества онлайн-сервиса:
При низкой скорости интернета вы можете ввести место нахождения вручную. При этом вы сэкономите трафик и время.
Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1037
Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/kak-opredelit-napravlenie-kibly-onlajn.html
Заключение
В данном материале мной было перечислены сетевые компас-ресурсы, которые помогут правильно определить киблу. Все они обладают простым и удобным функционалом, вам будет достаточно указать свой адрес, и ресурс тот час же укажет вам правильное направление киблы. Мир вам!
Блок: 5/5 | Кол-во символов: 296
Источник: https://it-doc.info/kompas-kibly-onlajn/
Как мусульмане находили направление в прошлом
В прошлом киблу определяли при помощи дополнительных инструментов и карты. Но не все люди были грамотными. Их обучали более опытные в этом вопросе люди. Процесс определения был схож с тем, что мы узнали с предыдущего раздела статьи. Сначала нужно было определить сторону света. Позже были созданы специальные приборы, которые позволяли найти направление. Были созданы специальные таблицы, которые облегчали мусульманам задачу — нахождение направления для всех населенных пунктов.
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 526
Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/kak-opredelit-napravlenie-kibly-onlajn.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://namaz.today/qibla: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3754 (26%)
- https://sdelaicomp.ru/obzori/kak-opredelit-napravlenie-kibly-onlajn.html: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 3065 (21%)
- https://ru.wikihow.com/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D1%83: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3559 (25%)
- https://it-doc.info/kompas-kibly-onlajn/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 3914 (27%)
что такое Чёрный камень? « Голос подсознания
Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина – 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.
В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба.
Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф – ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее.
По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем.
Другая легенда повествует, что камень – это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека.
По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены – Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева – неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма.
Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным.
Время постройки Каабы и ее строители неизвестны.
По преданию, Каабу построил первый человек – Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол.
В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам.
Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза – исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба – дом Бога, и совершали к ней паломничества.
Благодаря этой святыне прославилась Мекка – ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, – источник пресной воды – Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом – Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила – родоначальника арабских племен.
От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен.
Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола – Хубала – он привез из Сирии.
Курайшиты – еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед.
До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала – божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу.
Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.
Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс – вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху.
Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз.
Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане.
Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них – иудеи, а также ха-нифы – праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе.
Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю – в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня – это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф.
Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м – потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад.
Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом – кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи.
Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями.
За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа.
Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые – при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз.
Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.
Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике.
В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу – это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет.
Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида – железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежит множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов.
Священная книга мусульман – Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин – произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.
Главная мусульманская святыня Кааба. Справка
Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.
По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.
Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.
В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня – примерно, 16,5 на 20 см.
Кто и когда первоначально построил Каабу – неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.
В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).
Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.
Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.
Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.
Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.
До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.