Избушка на курьих ножках где находится


Избушка на курьих ножках — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Избу́шка на ку́рьих но́жках — жилище (изба) Бабы-Яги в русских волшебных сказках[1][2]. «Избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом»[2]; «на куриных лапках, на веретенных пятках»[2]— стояла в лесу на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию «добра молодца»[2] («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом»[3], «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом»[2], «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом»[2], «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами»[2] ).

Место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мёртвых, поэтому герой не может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка. Охраняет избушку Баба-Яга[4].

Возникновение образа Избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения[1]. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках[5].

По смыслу сказочного повествования Избушка на курьих ножках преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной» мир. В ней герой получает у Бабы-яги необходимые советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь. Мифологический образ Избушки на курьих ножках — сторожевая башня в царство мёртвых (царство Смерти)[2].

  1. 1 2 Избушка на курьих ножках // Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Отв. ред. В. П. Вомперский; Ил. А. Б. Маркевича. — М.: Правда, 1986. — С. 274.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Избушка на курьих ножках (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1410 дней]) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2: З—О. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — 720 с.: ил.
  3. ↑ Избушка на курьих ножках // Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т. Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. — СПб., тип. Ак. наук, 1896—1912.
  4. Ладыгин М. Б., Ладыгина О. М. Краткий мифологический словарь — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003
  5. Некрасов А. Н. Русское народное искусство. — М., 1924. — С. 40—41

избушка Бабы-Яги в Ленинградской области

В сорока километрах от Санкт-Петербурга находится небольшой посёлок Ульяновка. В 2007 году один из его жителей Василий Козин приобрёл участок земли на котором была мусорная свалка, расчистил его и занялся воплощением давней мечты — постройкой избушки Бабы-Яги.

К строительству Козин подошел основательно — проштудировал иллюстрированные издания русских народных сказок, справочники по установке деревянных срубов, наведался даже в Музей деревянного зодчества, расположенный в Нижнем Новгороде. При проектировании и строительстве дома мастер учитывал все параметры волшебного строения. Избушка Бабы-Яги построена из брёвен, она, как настоящая сказочная постройка, умеет поворачиваться вокруг себя. Внутри находится просторная комната, а забраться в волшебный домик можно по стремянке.

Начал Козин с того, что создал макет будущей избушки и несколько образцов «куриных ножек», из которых выбрал наиболее оптимальный вариант. Один из приятелей автора, профессиональный конструктор, сделал расчёты строения — избушка обещала быть надёжной, только ножки пришлось делать не из дерева, а из железобетона. Сваркой «ножек» Козин занимался сам, для чего пришлось окончить курсы сварщиков. Соорудил внутренний каркас, покрыл его бетоном, оштукатурил, покрасил — придал им презентабельный вид. Для того, чтобы избушка поворачивалась вокруг своей оси, Козин вмонтировал в постамент поворотный механизм крана «Ивановец».

Избушка на курьих ножках пользуется популярностью у туристов, около нее проводят утренники дети из интерната, расположенного неподалеку. Автор хочет организовать на подворье настоящее Лукоморье. Для этого он планирует сделать фигуры Бабы-Яги, Лешего и Кота, а хозяйственную постройку превратить в замок, на крыше которого хочет посадить Змея Горыныча.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Избушка на курьих ножках- языческий Домик мертвых

В музее истории Москвы помимо всяких ложек-поварешек существует экспозиция, на которой представлена реконструкция так называемого «домика мертвых» дьяковской культуры.Известно, что давным-давно на территориях верхней Волги, Оби и Москва-реки жили племена финно-угров - предки летописных Мери и Веси. Их культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (усадьба в Москве), которое было исследовано в 1864 г. Д.Я. Самоквасовым и в 1889-90 гг. В.И. Сизовым.


Долгое время оставался неизвестным погребальный обряд дьяковцев. Ученые изучили десятки памятников, но среди них не было ни одного могильника. Науке известны погребальные обряды, после которых от праха не остается практически ничего, либо захоронения не имеют внешних признаков. Шансы найти следы подобных погребений почти равны нулю или во многом зависят от воли случая.

В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено необычное сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5-6 человек, мужчин, женщин и детей. Долгое время этот памятник оставался единственным в своем роде. Прошло более тридцати лет, и в 1966 г. был найден еще один «домик мертвых», и не на Верхней Волге, а в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря.

По мнению исследователей, когда-то это была прямоугольная бревенчатая постройка высотой около 2 м с двускатной крышей. С южной стороны был устроен вход, внутри у входа находился очаг. В «домике мертвых» были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики «дьякова типа». В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра.

Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее. Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в «домик мертвых», своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.

Как и в предыдущем случае, «домик мертвых» был обнаружен прямо на территории поселения, что достаточно странно для погребального сооружения. Впрочем, как считают исследователи, коллективная усыпальница могла быть устроена там тогда, когда городище уже не использовалось как поселение.

Но наиболее интересно то, что с этими «домиками мертвых» русские знакомы с самого детства...

ИЗБУШКА БАБЫ-ЯГИ

«Домик мертвых» - это та самая избушка Бабы-Яги, на тех самых куриных ножках! Правда, они на самом деле КУРНЫЕ. Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп или то, что от него осталось.


Избушка на курьих ножках в народной фантазии московитов была смоделирована по образу дославянского (финского) погоста - маленького «домика мертвых». Домик ставился на опоры-столбы. В «домик мертвых» московиты складывали испепеленный прах покойного (как и хозяйка избушки Баба-Яга всегда хочет засадить Ивана в печь и изжарить его там). Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой московитов постоянно приходит к избушке на курьих ножках, чтобы попасть в иное измерение времени и в реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» московиты (славянизированные финно-угры) называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. Скорее всего, эти пеньки обкуривались, чтобы по ним не проникали в «домик мертвых» насекомые и грызуны.

В одной из двух сохранившихся повестей «О начале Москвы» рассказывается о том, что один из князей, спасаясь в лесу от сыновей боярина Кучки, укрылся в «срубе», где был погребен «некоторый мертвый человек».

Знаменательно и описание того, как старушка помещается в избушке: «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Лежит на печке Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Впереди голова, в углу нога, в другом другая». Все описания и поведение злобной старушки отличаются канонической заданностью. Это не может не наводить на мысль о том, что мифологический персонаж так или иначе навеян реальностью.

Не похоже ли это на впечатления человека, заглянувшего через щелку внутрь описанного выше небольшого «домика мертвых», где лежат останки погребенного? Но почему тогда Баба-Яга - женский образ? Это становится понятным, если предположить, что похоронные ритуалы исполняли дьяковские женщины-жрицы.

РУССКИЕ - НЕ СЛАВЯНЕ

Российские ученые с завидным упрямством отстаивают фантазии о якобы «славянском» происхождении русских, а потому называют «славянскими» и сказки о Бабе-Яге, и обряд «домика мертвых». Например, известный специалист в области мифологии А. Баркова пишет в энциклопедии «Славянская мифология и эпос» (ст. «Верования древних славян»):

«Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).

Она узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым). Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.

Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Это выдумки, славяне к Бабе-Яге и ее «домику мертвых» не имеют никакого отношения.

И.П. Шаскольский писал в очерке «К изучению первобытных верований карел (погребальный культ) (Ежегодник музея истории религии и атеизма, 1957. М.-Л.):

«Для изучения первобытных верований наиболее интересны представления карел о погребальном сооружении как о «доме для мертвого». Такие представления имелись в древности у многих народов, но на карельском материале они могут быть прослежены особенно явственно.

Как уже сказано, в карельских могильниках в каждую могильную яму обычно помещался сруб из одного или нескольких венцов; сруб обычно был около 2 м длины и (если могила предназначалась для одного покойника) 0,6 м ширины. В некоторых случаях над срубом устраивалась дощатая крыша. При этом все сооружение вместе с крышей оставалось ниже поверхности земли. В открытых В.И. Равдоникасом могильниках XI-XIII вв. на реках Видлице и Тулоксе (у северо-восточного берега Ладожского озера), принадлежавших, по-видимому, карелам-ливвикам, также существовал обряд погребения в срубе, с той лишь разницей, что сруб с погребением не опускался в могильную яму, а помещался на поверхности земли, и над ним насыпался невысокий курган (В.И. Равдоникас. Памятники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Приладожье Л., 1934, стр. 5.)

В наиболее развитой форме (встретившейся в нескольких могилах) это сооружение имело не только крышу, но и пол из досок, вместо пола на дне сруба иногда бывала разостлана звериная шкура или же настлан слой глины (подражание глинобитному полу). Это сооружение представляло собой прямое подобие обычного крестьянского дома; в таком «доме» должна была, очевидно, протекать загробная жизнь умершего.

Аналогичные представления прослеживаются в Карелии и по этнографическим данным.

В глухих районах северной Карелии в конце XIX в. можно было видеть на старых кладбищах небольшие бревенчатые «домики для мертвых», вынесенные на поверхность земли; эти домики представляли собой глухой сруб из нескольких венцов и были снабжены двускатной крышей. К коньку крыши часто был прикреплен резной деревянный столбик, в свою очередь имевший маленькую двускатную крышу. В некоторых случаях это сооружение находилось над могилами двух или нескольких родственников; тогда число столбиков конька указывало на число погребений.

Иногда этот столбик ставили рядом со срубом. С течением времени обряд, видимо, несколько упростился. Вместо сруба со столбиком над могилой стали воздвигать только один столбик, сделавшийся символом «домика мертвых».

Подобные могильные столбы с двускатными крышами и богатой орнаментацией были широко распространены в Карелии еще в XIX в. Во многих местах под давлением православного духовенства столбы были заменены новой формой надгробных памятников - крестами с двускатными крышами (В.И. Равдоникас, ук. соч., стр. 20, рис 24 и 25).

Можно проследить и другую линию развития того же обряда. Уже в XII-XIII вв., вместо устройства целого «дома для мертвого», большей частью ограничивались символическим изображением этого дома в виде сруба из одного венца. Обычай опускать в могилу сруб из одного венца сохранялся в отдельных районах Карелии до конца XIX в. С той же лишь разницей, что срубом окружалось не одно захоронение, а все погребения одной семьи. В других районах вместо могильного сруба могилу стали окружать венцом из бревен, лежащим на поверхности земли. Находящаяся на Тикском кладбище могила легендарного карельского героя Рокача окружена на поверхности земли забором из девяти бревен, т. е. настоящим срубом».

Карельское старое кладбище


Как видим, это традиции не «древних славян», а карелов и прочих финнов. Предки русских - финно-угры Московии - хоронили своих покойников в «домиках мертвых», что казалось диким для киевских князей, захвативших Залесье. Болгарские попы, приехавшие с киевскими князьями, боролись с этим обрядом, но все равно русские по сей день ставят погребальные кресты с двускатными крышами. Эта русская традиция четко отражает финское происхождение русского этноса.

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №9, 2012

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство? | Культура

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных — то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т. п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма — вместилище души предка — в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры — те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

* * *

Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

Почему Баба Яга каталась в ступе? Поверья наших предков

Почему у Бабы Яги костяная нога?

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ

Северюхина К.Н. 1

1МБОУ "СОШ №93" г. Ижевск

Арзамасцева М.В. 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение 2

1. «Избушка на курьих ножках» -жилище сказочного персонажа Бабы-Яги3

1.1. Образ Бабы-Яги – персонажа русских народных сказок 3

1.2. Значение словосочетания «Избушка на курьих ножках» 3

1.3. «Избушка на курьих ножках» в исторических фактах 4

2. Исследование представлений о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках» 6

2.1. Сравнительный литературный анализ описания жилища Бабы-Яги «Избушки на курьих ножках» в русских народных сказках 6

2.2. Представления младших школьников о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках 7

2.3. Представления о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках» в рисунках обучающихся и иллюстрациях художников к сказкам 7

Заключение 9

Список литературы 10

Приложения

Введение

Сказки, где есть персонаж Баба-Яга, нравятся всем. Существует их великое множество. Как бы ни развивался в них сюжет, Баба-Яга всегда остается в сказках героиней, пугающей маленьких детей и строящей козни для честного люда. Её избушка стоит на границе двух миров. Повернется в одну сторону – из её двери можно выйти в мир мертвых, повернется в другую – откроется путь к миру обычному, житейскому.

А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Были ли реальные прототипы таких избушек в сооружениях наших предков?

Цель работы: узнать, почему домик Бабы-Яги называется «Избушка на курьих ножках».

Задачи:

  • найти описание «Избушки на курьих ножках» в сказках, археологических, исторических источниках;

  • выяснить, были ли реальные прототипы «Избушки на курьих ножках» в сооружениях наших предков;

  • проанализировать русские народные сказки, найти сходства и различия «Избушки»;

  • изучить представления о жилище Бабы-Яги у младших школьников;

  • проанализировать рисунки обучающихся и иллюстрации художников;

  • сделать выводы на основании полученных результатов.

Гипотеза: мы предполагаем, что описание жилища Бабы-Яги - «Избушки на курьих ножках» - в русских народных сказках основано на описании реальных прототипов древних построек. А «курьи ножки» - сказочный вымысел, потому что курица в древности считалась магическим животным.

Объект: Русские народные сказки

Предмет: Избушка на курьих ножках

Методы исследования:

  1. «Избушка на курьих ножках» -
жилище сказочного персонажа Бабы-Яги
  1.  
    1. Образ Бабы-Яги – персонажа русских народных сказок

В древние времена у славян Баба-Яга считалась добрым божеством, хранительницей рода. По другим сведениям, она, наоборот, была злобной и кровожадной. Позднее миф о Бабе-Яге слился с мифом о ведьмах. Внешне Баба-Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы. Согласно поверьям, она живет в глухой чаще леса в избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. Избушка является вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг своей оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Как правило, в избушке Бабы-Яги есть печь. Баба-Яга летает по воздуху в ступе, погоняет клюкою, помелом след заметает. Она может учуять «русский дух» на довольно большом расстоянии и заманить в свою избушку ничего не подозревающего путника.

Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников. Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Баба-Яга – обладательница огня, например, в сказке «Василиса Прекрасная», золотых яблок, как в сказке «Гуси-Лебеди», или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Царевна-лягушка»).

Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов [3, с. 95].

  1.  
    1. Значение словосочетания «Избушка на курьих ножках»

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля читаем: «Избушка - будка, балаган, сторожка, караулка, маленькое жилье разного вида.» Слово «избушка» произошло от слова «изба», что означает «крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина [11].

В Словаре русского языка XI-XVII веков, дано определение словам «Курья» и «Ношка» [12]:

«Курья- речной залив, заводь, старое русло рек, а также угодье, прилегающее к ним».

«Ношка (Ножка) - узкая полоса земли, вдавшаяся в чужие земли».

Таким образом, словосочетание «избушка на курьих ножках» может означать маленький деревянный дом, расположенный на узкой полосе земли возле старого русла.

  1.  
    1. «Избушка на курьих ножках» в исторических фактах

Во многих русских сказках фигурирует «избушка на курьих ножках», где обитает Баба-Яга. А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Историки и специалисты по фольклору считают, что ответ на этот вопрос следует искать в древней языческой культуре.

Когда-то территории верхней Волги и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют Дьяковской, так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково в районе современного Коломенского (Московская область).

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Однако, в 1934 г. при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье, археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек. В 1966 г. похожая находка была обнаружена в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами. Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг (Приложение №1, рис. 1). [9].

Что же касается «избушки на курьих ножках», то на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах. «Домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом, чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые. Правильнее было бы назвать ножки «курными». Сходство слов «курьи» и «куриные» привело к искажению понятий в процессе многовекового пересказа сказок.

Поворотный механизм также присутствовал в строениях наших предков. Примером могут служить ветряные мельницы – «столбовки», которые под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе .

Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие. Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-Яги, вход в которую находится со стороны леса (лес символизирует смерть). Чтобы войти в избушку, герой должен попросить её «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда открывается вход в царство мертвых [9].

Между тем название «Избушка на курьих ножках» связано с древним способом строительства свайных построек. Все пеньки, предназначенные для фундамента, предварительно «обкуривались», то есть обжигались на кострах, отчего и называли их куренными или курьими, и располагали их по периметру дома. Такой обжиг помогал предохранять древесину от гниения.

В старой Москве одна из деревянных церквей была установлена на такие пеньки и называлась «Никола на курьих ножках». Эта церковь упоминается в летописях с 1639 года. По одной из версий церковь называлась так, потому что она стояла на пнях, здесь же срубленных деревьев – на курьих ножках. По другой версии, вблизи этой церкви находился царский Куриный двор. В 1681 году деревянную церковь перенесли. Теперь этой церкви нет: – её разрушили в 1934 году. Но московская загадка осталась: откуда появилась в названии «Курья ножка»? [9].

«Избушка на курьих ножках» присутствует и в истории народов Сибири. Это не что иное, как широко распространенный до сих пор лесной лабаз (чамья), который устраивается на двух-трех опорах. Лабаз такой всегда устанавливается входом к тропе, а «к лесу задом», а также в нем всегда оставляется припас для случайного путника («сначала накорми, а потом расспрашивай»). Лабаз хорошо защищает добычу (мех) и запасы (зерно) от разных животных (Приложение №1, рис. 2). [10].

Еще различают специальные обрядовые избы, которые устраивали на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесенных в жертву. Посреди поляны стояла – маленькая избушка. Её устанавливали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. В избушке не было ни окон, ни дверей. Внутри лежала резная деревянная кукла – «иттарма» (прообраз Бабы-Яги). Считалось, что в нее вселяется дух умершего [10].

  1. Исследование представлений о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках»

После изучения литературных и справочных источников, мы решили провести сравнительный анализ представлений о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках» в литературных произведениях, иллюстрациях художников, представлениях младших школьников.

  1.  
    1. Сравнительный литературный анализ описания жилища Бабы-Яги «Избушки на курьих ножках» в русских народных сказках

Свое исследование мы проводили на основе русских народных сказок, в которых упоминался домик Бабы-Яги: «Гуси лебеди», «Иван Царевич и Марья Моревна», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде», «Василиса Прекрасная», «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга и заморышек», «Баба-Яга», «Иван Быкович», «Заколдованная королевна».

На основании изученных сказок была составлена таблица:

Анализ описания жилища Бабы-Яги

Название сказки

Местонахождение

жилища Бабы-Яги

Описание

жилища Бабы-Яги

1. «Гуси Лебеди»

В тёмном лесу

«… стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» [6, с. 106]

2. «Иван Царевич и Марья Моревна»

На пригорке, за огненной рекой

«… стоит дом Бабы-Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый…» [4, с. 104]

3. «Сказка о моло-дильных яблочках и живой воде»

«…Ехал он, по зеленым лугам, по каменным горам…»

«…Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке…» [13]

4. «Василиса Прекрасная»

В дремучем лесу на поляне

«…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами…» [4, с. 62]

5. «Финист - ясный сокол»

На поляне

«…стоит избушка на курьих ножках – вертится…» [8, с. 138]

6. «Царевна-лягушка»

В лесу

«…стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается…» [13]

7. «Баба-Яга и заморышек»

На крутой горе

«…стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены. Сосчитали — сорок один столб…» [1, с. 121]

8. «Баба-Яга»

В дремучем лесу

«…Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках…» [13]

9. «Иван Быкович»

В дремучем лесу

«…Стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо – повертывается…» [4, с. 85]

10. Заколдованная королевна»

На краю света

«…прилетает к ветхой избушке…» [4, с. 198]

Вывод: во всех перечисленных сказках местоположение и описание жилища Бабы-Яги практически одинаковое. Это избушка на курьих ножках. А в сказке «Иван Быкович» жилище стоит на «курячьих ножках». Данное описание совпадает с описанием «Домика мертвых» древних городищ, лесным лабазом в Сибири и обрядовыми избами.

  1.  
    1. Представления младших школьников
о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках»

Для изучения представлений о жилище Бабы-Яги «Избушки на курьих ножках», была разработана анкета (Приложение №2, рис. 1).

В анкетировании принимали участие обучающиеся 3в класса МБОУ СОШ № 93 – 24 человека .

Варианты ответов, представлены в виде диаграмм (Приложение №3, рис. 1-4)

Вывод: из данных диаграмм можно сказать, что ребята представляют избушку следующим образом: «избушка на курьих ножках» стоит в лесу, в ней одно окно и печка. В представлении обучающихся «Курьи» - это куриные ножки. Основными магическими атрибутами Бабы-Яги, по мнению обучающихся, являются ступа, метла, котел и ингредиенты для зелья. Таким образом, представление о жилище Бабы-Яги у большинства учеников совпадает с описанием «Избушки на курьих ножках» в русских народных сказках.

  1.  
    1. Представления о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках» в рисунках обучающихся и иллюстрациях художников к сказкам

На уроках изобразительного искусства обучающимся было предложено нарисовать жилище Бабы-Яги по собственным представлениям. Рисунки предоставили обучающиеся 3в класса МБОУ СОШ № 93 – 24 рисунка. Некоторые образцы представлены в приложении. (Приложение №3, рис. 1-6)

Изучив рисунки, мы выделили следующее:

  1. 12 учеников нарисовали избушку в лесу, 3 на опушке, а 9 на болоте;

  2. Все ученики нарисовали деревянную избушку на двух куриных лапах;

  3. 7 учеников нарисовали соломенную крышу;

  4. 4 ученика изобразили домик с трубой;

  5. 11 учеников нарисовали избушку с одним окном;

  6. В рисунках 16 учеников использовались темные краски;

  7. 2 ученика нарисовали забор у избушки с черепами на столбах.

Параллельно с рисунками учеников, мы проанализировали иллюстрации к сказкам. Мы рассмотрели иллюстрации художников Т. Шеварёвой, О. Рамодина, А. А. Борисова, И. Н. Приходкина, Т. И. Иваницкой, Е. Рачёва А. М. Балабаева, Т. Мавриной Некоторые иллюстрации представлены в приложении. (Приложение №4, рис. 1-4). На основании анализа были сделаны следующие выводы:

  1. Художники представляют домик Бабы-Яги деревянным, на куриных лапах, причем, 2 художника нарисовали на одной лапе, 3 художника на двух, а 1 художник на четырех лапах;

  2. Избушка расположена на всех иллюстрациях в дремучем лесу;

  3. 2 художника нарисовали соломенную крышу;

  4. 6 художников изобразили избушку с одним окном;

  5. У 4 художников избушку окружает забор с черепами на столбах;

  6. Только на иллюстрации к сказке «Сказка о молодильных яблочках и о живой воде» домик Бабы-Яги изображен в ярких радостных красках.

Вывод: таким образом, домик Бабы-Яги обучающиеся и художники во многом представляют себе одинаково. На всех рисунках «курья ножка» представлена как куриная.

Проанализировав представления о жилище Бабы-Яги в литературных произведениях, иллюстрациях художников, представлениях младших школьников, мы пришли к выводу: образ жилища Бабы-Яги «Избушки на курьих ножках» сформирован описанием избушки в русских народных сказках. В связи с тем, что слова «курьи» и «куриные» похожи, произошла замена понятий в процессе многовековой устной передачи сказок. «Курьи ножки» стали восприниматься как «куриные».

Заключение

В ходе проведенной работы мы познакомились с описанием древних построек, похожих на «Избушку на курьих ножках»; узнали историю дьяковских племен, которые населяли территорию современной Московской области; узнали, что прототипами «избушки на курьих ножках» были «домик мертвых», лесной лабаз и обрядовые избы. Мы проанализировали представления о жилище Бабы-Яги в сказках, иллюстрациях художников и представлениях детей.

В результате проведенной работы гипотеза о том, что описание жилища Бабы-Яги - «Избушки на курьих ножках», в русских народных сказках основано на описании реальных прототипов древних построек подтвердилось. А предположение о том, что «курьи ножки» - сказочный вымысел, потому что курица в древности считалась магическим животным, не подтвердилось.

Между «избушкой на курьих ножках» и «домиком мертвых», лесным лабазом и обрядовыми избами есть общие черты как в описании, так и в предназначении – это переход из одного мира в другой. В «домике мертвых»- переход людей из мира живых в мир мертвых, а в «избушке на курьих ножках» из обычного мира в сказочный мир.

Прообразом жилища Бабы-Яги являлись существующие постройки. Существовали постройки, которые находились в стороне от поселений (лес, болото и т.д.) и были установлены на пнях, похожими на куриные лапы. В дальнейшем этот образ дополнялся различными мистическими свойствами и вошел в русские народные сказки как некие врата между реальным и сказочным миром. Сходство слов «курьи» и «куриные» привело к искажению понятий в процессе многовековой устной передачи сказок.

Мы считаем, что тот сказочный образ «Избушки на курьих ножках», который создан в сказках, очень интересным и необычным. И мы решили сделать «Избушку на курьих ножках» своими руками из природных материалов.

Данные исследовательской работы можно использовать на уроках литературного чтения, библиотечных уроках, классных часах, литературных викторинах.

В дальнейшем, можно продолжить изучение данной темы, а также более подробно рассмотреть образ Бабы-Яги и других сказочных героев.

Список литературы
  1. 10 сказок малышам «В тридевятом царстве». – Ростов-на-Дону Издательский дом «Проф-Пресс», 2014 год.

  2. Даль Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В4т. – М.: «АСТ», 2008 год.

  3. Загадочные существа. – М.: «Вече», 2001 год.

  4. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1991 год.

  5. Русские волшебные сказки «Лебедушка». – М.: «Художественная литература», 1985 год.

  6. Русские народные сказки «Жили-были». – М.: «Малыш», 1988 год.

  7. Сказки «Петушок-золотой гребешок». – М.: «Фламинго», 2012 год.

  8. Сказки Бабы Яги. Издательство «ЭКСМО». Москва 2014 год.

  9. http://subscribe.ru/digest/esoteric/secret/n1194317093.html М. Подолецкая «Откуда в сказках избушка на курьих ножках?»

  10. http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=5385&print=true С. Алданова «История Бабы Яги и её избушки».

  11. http://v-dal.ru/?f=%E8%E7%E1%E0&action=q Словарь В. И. Даля

  12. http://moscow.clow.ru/information/1/14/mosslov4_34.html «Московские слова и словечки».

  13. http://azku.ru/ Народные сказки

Приложение №1

Прообразы жилища Бабы Яги «Избушки на курьих ножках»

Рис.1

Так выглядел погребальный «домик мертвых», который возводили люди дьяковской культуры на территории современного Подмосковья 2,5 тысячи лет назад. Некоторые историки считают, что такие сооружения явились прообразом сказочных «избушек на курьих ножках»

Рис.2

Лабаз в Архангельском регионе

Приложение №2

Рис. 1

Анкета учеников 3в класса школы №93

  1. Как называется домик Бабы-Яги?

__________________________________________________________

  1. Назовите четыре сказки, в которых встречается «избушка на курьих ножках»

__________________________________________________________

  1. Что находится в домике Бабы-Яги? (1,2 предмета)

__________________________________________________________

  1. Где находится «избушка на курьих ножках»?

__________________________________________________________

  1. Как можно зайти в избушку (с помощью каких слов)?

__________________________________________________________

  1. Сколько окон у домика Бабы-Яги?

А. Одно Б. Два В. Ни одного

  1. Что еще называют «избушкой»?

__________________________________________________________

  1. Какие волшебные предметы находятся в доме у Бабы-Яги? (2,3 предмета)

__________________________________________________________

  1. Как вы думаете, можно ли построить такой домик, чтоб он стоял на опоре и поворачивался? Если да, то, как это сделать?

__________________________________________________________

Приложение №3

Представления младших школьников о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках»

Рис.1

Рис. 2

Рис. 3

Рис.4

Приложение №4

Образцы рисунков детей

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Приложение №5

Иллюстрации к сказкам

Рис. 1

Иллюстрация к сказке

«Иван Царевич и Марья Моревна»,

художник Тамара Шеварёва

Рис. 2

Иллюстрация к сказке

«Василиса Прекрасная»,

художник Олег Рамодин

Рис. 3

Иллюстрация к сказке

«Сказка о молодильных яблочках и о живой воде»,

художник А. А. Борисов

Рис. 4

Иллюстрация к сказке

«Гуси-Лебеди»,

художник И. Н. Приходкин

Просмотров работы: 4806

музей, где можно увидеть избушку на курьих ножках

  В этом необычном музее мы оказались только потому, что на глаза совершенно случайно попалась фотография избушки на курьих ножках. Находясь в Стокгольме, нельзя было упустить такую возможность - увидеть настоящую сказку. Оказалось, что в Скансене помимо избушки много интересного. Неслучайно, он считается первым в мире этнографическим музеем под открытым небом.


Территория музея огромна, мы за день успели обойти чуть больше половины.

Он основан в далеком 1891 году - впервые открылся для посетителей 11 октября. Честно говоря, не особо люблю классические музеи, а вот гулять по Скансену одно удовольствие.

Машина времени переносит нас в эпоху XVIII-XIX веков.

В гончарной мастерской можно купить сувениры на память.

А в лавке пекаря полакомиться булочками.

Ощущение, что ты действительно перенесся в прошлое. Тут и узкие мощенные булыжником улочки.

И старинные деревянные дома.

Но самое главное - этот музей живой: в нем здесь и сейчас жизнь течет своим чередом. Вот тут сушат табак.

Во дворе гуляют куры и другая мелкая птица.

В доме вас поприветствует хозяйка и ответит на все ваши вопросы.

Здесь вы можете увидеть, как жили обычные крестьяне в 18-19 веках.

В другом доме интерьер побогаче.

Чувствуется, что хозяева были не только состоятельными людьми,

но и образованными.

А это - кухня, где прислуга ловко орудует, готовя еду.

Вот это в Скансене самое удивительное - здесь можно ощутить дух былых времен, потому что все настоящее, до мелочей.

Проходя мимо маленького домика, вы можете заглянуть во двор.

А там в тенечке сидят хозяева и чаёк прихлебывают.

В скотном дворе вас встретит скотник и расскажет, как ухаживали раньше за домашними животными.

В местном магазине можно встретить настоящий раритет - один из первых холодильников.

Какая деревушка может обойтись без мельниц?

По-видимому, это чудо-теремок.

Территория музея настолько велика, что вмещает в себя целые поместья.

Но меня, конечно, больше всего интересовали более древние постройки, как, например, эта крохотная избушка с маленькой дверью (даже мне с моим ростом надо согнуться вдвое, чтобы войти внутрь).


И тут нас тоже встретила хозяйка - старая женщина, чем-то похожая на героиню северных сказок.

А вот и жилище саамов, которые много веков назад населяли территорию Швеции.

Избушка на курьих ножках на самом деле саамский амбар.

Вообще, необычных построек на территории музея немало.

Кроме всего прочего в Скансене есть свой зоопарк. Здесь в первые так близко увидела оленей.

По зоопарку мы гуляли больше часа - приятно смотреть на ухоженных животных, которые, кажется, даже не чувствуют, что они живут в вольерах.

Здесь все максимально приближено к их естественной среде обитания.

Птицы тоже порхают свободно, можно зайти к ним в гости и понаблюдать.

Дольше всего я задержалась у рыси.

Кажется, она даже не замечает присутствия людей.

Для детей организован мини-зоопарк.

Вообще, Скансен - это место семейного отдыха.

Сюда приходят погулять, посидеть в тишине, перекусить.

Тут же можно заняться рыбалкой, только пойманную рыбку придется отпустить.

Рядом для желающих поесть лежит свежая рыба.

Ее готовят на открытом огне на ваших глазах. Очень вкусно!

Кстати, курить на территории можно - в специально отведенных местах, которые нельзя не заметить.

В Скансене созданы идеальные условия для хорошего отдыха на природе.

Вниз мы решили проехаться на фуникулере - билет стоит 15 крон.

Прокатитесь - не пожалеете.

Музей открыт круглый год, входной билет для взрослого в зависимости от сезона стоит от 100 до 180 крон.

Если решитесь посетить Скансен, приходите прямо к открытию, чтобы у вас целый день был в запасе. Все время, что мы провели там, я ловила себя на мысли, что окружающие пейзажи мне напоминают родные просторы. Правда же, похоже?

Избушка на курьих ножках — это гроб, и еще 4 неожиданности русских народных сказок.

Жутковатые исторические толкования русских народных сказок.

Баба-яга

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых.

В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство — загробный мир — при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение.

Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках

В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги — это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».

Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа — Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным.

Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть».Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище — Змей Горыныч.

Змей Горыныч

В христианстве змей — это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч — символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже — с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» — сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный

Кащей (или Кощей) — один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость — непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок — «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей — обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, — это характеристики смерти.

Кащей — бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии.

В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом — Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» — пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».

Избушка на курьих ножках: что это такое на самом деле

Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.

Изба и ее хозяйка

Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол». Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.

Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?

Связь с языческим погребальным обрядом

Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери. Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично. Кроме того, древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а отверстие в избушке создавало иллюзию, что с покойным еще можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «домовины».

Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).

Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты. У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп. Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.

Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова. В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.

Читайте также:

Почему избушка на курьих ножках — это древний славянский гроб

Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.

Изба и ее хозяйка

Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол». Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.

Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?

Связь с языческим погребальным обрядом

Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери. Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично. Кроме того, древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а отверстие в избушке создавало иллюзию, что с покойным еще можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «домовины».

Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).

Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты. У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп. Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.

Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова. В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.

Читайте также:

Избушка на курьих ножках - домик мертвых

На самом деле "курьи ножки" - это "курные ножки". То есть "обкуренные дымом" (высокая температура, дым и сажа при окуривании предохраняют дерево от гниения). Избушка Бабы Яги «срисована» с реалий жизни древних славян (и не только). Как известно, раньше славяне не хоронили мертвых, а сжигали труп в специально оборудованной печи. Строили для этих печей избушки – домики, которые ставили на курные (т.е. окуриваемые) пеньки. И после кремации помещали прах в эти же могильные домики. Душа с дымом костра поднимается в небо.
Арабский дипломат Ибн-Фадлан записал в 922 г. речь русского купца во время проведения кремации соотечественника: "Вы, о, арабы, – глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас".

Отсюда Баба-Яга являет собой представительницу мира мертвых или проводника в иной мир связанного с погребальными ритуалами, живущая в таком гробике.

В сказке избушка не имеет ни окон, ни дверей и действительно, постройки для мертвых делали именно такими. Однако вход в избушку все-таки был – со стороны леса, который символизирует иномирье. Впоследствии этот образ, видимо, и был положен в основу избушки Бабы Яги, как персонажа, тесно связанного с Царством мёртвых.

В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено такое сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5-6 человек, мужчин, женщин и детей.

В 1966 г. был найден еще один «домик мертвых» в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря.

В «домике мертвых» были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики «дьякова типа». В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра.

В одной из двух сохранившихся повестей «О начале Москвы» рассказывается о том, что один из князей, спасаясь в лесу от сыновей боярина Кучки, укрылся в «срубе», где был погребен «некоторый мертвый человек».

Бытовые-хозяйственные срубы на деревянных ножках широко известны ,это амбары,избушки охотников для припасов и добычи, так называемые лабазы.

Высота столбов амбара составляла 70-90 см. Столбовым опорам придавалась специальная форма в виде одного или двух усеченных конусов с горизонтальными площадками, преграждающих путь грызунам.

Избушки "на курьих ножках" ставились раньше во многих лесах охотниками или рыбаками. Охотясь в какой-то местности регулярно, в течение многих дней, требовалось место для того, чтобы переждать непогоду, спокойно переночевать не на сырой земле, отдохнуть, сготовить еду, просушить одежду.

Многие такие места по весне заливало разлившимися реками и озёрами. Поэтому и срубали два или более,рядом стоящие дерева на высоту подтопления при наводнении, которые и служили затем фундаментом будущей охотничьей избушке. Чтобы эти пеньки быстро не сгнили и избушка не упала, пеньки освобождали от коры и окуривали дымом, чтобы плесень и вредители не завелись.

Ссылка.

Избушка на курьих ножках, парк и река Воря

 

Неподалеку от абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного стоит сказочная Избушка на курьих ножках, построенная по проекту В.М.Васнецова в 1883 году. Художник М.В.Нестеров так описывает свое первое впечатление от нее:

Тут русский дух, тут Русью пахнет. Все мрачно, седые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии.

Действительно, глядя на нее, ожидаешь, что вот-вот выглянет Баба Яга, появится Иван-царевич на сером волке. Несмотря на то, что церковь и другие постройки усадьбы совсем недалеко, кажется, что избушка стоит в глухом лесу, и до ближайшего жилья – далеко-далеко.

⇒ Музей-заповедник «Абрамцево»: вспоминая абрамцевский кружок

Избушка на курьих ножках в Абрамцево

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

Конек крыши

Избушка на курьих ножках прячется в деревьях

Рядом с Избушкой – каменная баба (другая стоит около Бани-теремка), привезенная С.И.Мамонтовым из Харьковской губернии. Думаю, вся композиция смотрелась намного лучше, если бы над статуей не было бы навеса.

Каменная баба IX-XI вв., привезена С.И.Мамонтовым из Харьковской губернии

Усадебный парк оказался большей частью закрыт до конца декабря на реставрационные работы. Верхний, Поленовский пруд был осушен, Нижний и вовсе недоступен, Усадебный дом — на реконструкции.

Реконструкция Усадебного дома

Дача Поленова и административные корпуса

Скульптура

Постройки в Абрамцево

Мостик

Парк в Абрамцево

Дорожка в лесу

Река Воря — это одна из самых живописных рек, которую мне когда-либо приходилось видеть.

Река Воря

Река Воря

Река Воря

У реки

Река Воря

Сломанная ель

Дорожка в лесу

Ветка ели

Статья обновлена

© Сайт "История и путешествия", 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все

 

 

Поделиться в социальных сетях


Смотрите также

Описание: