Иверский монастырь где находится


Монастыри Святой Горы Афон. Иверон, Иверский монастырь.

Иверский монастырь (Ивирон) — это греческий православный мужской монастырь, который занимает третье по значимости место среди афонских монастырей. Находится Ивирон в северо-восточной части полуострова, и был основан в конце 10 века грузинскими монахами (в 980-983 годах).

Древняя Грузия раньше называлась Ивироном или Иберией. Монастырь этот получил название Иверского в честь своего основателя — Иоанна Иверского. День памяти этого святого отмечают 25 июля (12 июля по старому стилю).

История монастыря Иверон

Иоанн Иверский был грузинским монахом, сейчас его почитают как святого и в православии, и в католичестве. Он был родом из грузинских дворян и даже был женат, в Иберии он был военным командиром. Во время поездки в Вифинию он принял монашеский постриг, а позже ездил в Константинополь для того, чтобы спасти своего сына Евфимия Афонского, находящегося в плену у византийского императора.

Иоанн Иверский вместе со своим сыном служили в Лавре Святого Афанасия на Афоне и сумели привлечь много последователей. Вместе они основали Иверский монастырь при поддержке зятя Иоанна Иверского — отставного грузинского генерала Иоанна Торникиоса. Приняли финансовое участие в строительстве обители и представители царского дома «Багратиони» (Грузия). Иоанн Иверский стал первым настоятелем (игуменом) Ивирона. После его кончины игуменом Ивирона стал его сын — Евфимий Афонский.

Основатели монастыря, вышедшие из грузинского рода Багратиони, почитаются ныне как святые: св.Иоанн, св.Евфимий и св.Георгий.

Происхождение знаменитой Иверской иконы Божией Матери, почитаемой в России, тесно связано именно с этим монастырем. Российский царь Алексей Михайлович, получив список с этой иконы, в благодарность подарил Иверскому монастырю находящийся в Москве, в Китай-городе, Николо-Греческий монастырь. Произошло это в 1653 году. Список с Иверской иконы Божией Матери был в дальнейшем выставлен в Иверской часовне, находящейся неподалеку от Красной площади, около Воскресенских ворот (раньше ворота назывались Неглиненскими). Вообще список с этой иконы успел «попутешествовать». Привезли его в Москву в октябре 1648 года и вначале поместили в Никольский монастырь. Позже список был отправлен в Валдайский Иверский монастырь (Новгородская область). Для Москвы царь Алексей Михайлович заказал русским иконописцам сделать точную копию с привезенного с Афона списка. И уже эту копию поместили на въездных Неглиненских воротах, позже переименованных в Воскресенские. Для того, чтобы защитить икону от дождя и снега, над ней сделали специальный навес, а потом уже построили часовню.

Во второй половине 13 и начале 14 века Иверский монастырь на Афоне претерпевал серьезные бедствия: на него нападали и разоряли латиняне (в 1259 и 1285 годах) и каталанцы (в 1306 году). В результате этих событий было убито или пленено большое количество иноков, подвизавшихся в этом монастыре, а также утеряны различные ценности. Вплоть до конца 16 века Иверский монастырь находился в плачевном состоянии. В течение 17 века Ивирон был возрожден и восстановлен.

Иверский монастырь за свою историю три раза становился жертвой пожаров — в 1740, 1845 и в 1865 годах.

Во времена народного восстания греков за независимость против османского ига Иверский монастырь пожертвовал большую часть своих сокровищ на поддержание народной освободительной войны. Во время тех события в Ивироне проживал греческий национальный герой и мученик — Григорий V, Патриарх Константинопольский.

До 1830 года Иверский монастырь был грузинским, а позже был захвачен греками. Они заменили в обители все надписи с грузинских на греческие в 1866 году. Но грузинские монахи еще продолжали подвизаться в этом монастыре, последний из грузинских монахов почил в 1955 году.

Иверон. Храмы монастыря

Соборный храм Иверского монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. При монастырских вратах находится одна из самых почитаемых чудотворных икон, называемая Портаитисса (Вратарница) Иверская. Построен соборный храм был грузинским монахом Георгием Варазваче, бывшим в течение долгих лет игуменом Иверского монастыря. Построенный изначально в начале 11 века, собор был перестроен в начале 16 века. От первого соборного храма осталась великолепная облицовка из мрамора, украшенная геометрическими узорами и надписью об основателе храма. Внутри храм украшен прекрасными фресками, относящимися к различным периодам (16-19 века).

Престольный праздник Иверского монастыря — это Успение Пресвятой Богородицы, празднуемое 28 августа (15 августа по старому стилю).

Кроме основного храма, на территории и за пределами монастыря находится еще 18 небольших храмов (параклисов), посвященных святителю Николаю Чудотворцу, собору святых Архангелов, святому Иоанну Предтече, Борогодице Вратарнице, Введению, святым Евстафию, первомученику Стефану, Иоанну Богослову, великомученику Георгию, Спиридону, Дионисию Ареопагиту, Модесту, мученику Неофиту, святым царям Константину и Елене, Преображению Господню, Всем Святым, безсребренникам Косме и Дамиану, Воздвижению Креста Господня.

Рядом с Иверским монастырем расположены келья и церковь святителя Иоанна Богослова, там проживают около сорока грузинских монахов, церковные службы ведутся на грузинском языке.

Святыни монастыря Иверон

Иверский монастырь — один из самых богатых афонских обителей в плане святынь. Среди самых почитаемых можно назвать следующие:

  •  частица животворящего Креста Господня — одна из самых важных христианских святынь;
  • части хламиды, трости и губы, через которые иудеи поругали Господа Иисуса Христа;
  • частицы мощей 150 святых, в том числе: великомученика и целителя Пантелеимона, святых Михаила Синадского и Феодора Стратилата, святых мучениц Евпраксии, Фотинии и Параскевы, святого великомученика Георгия, святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, святых бессребренников Космы и Дамиана, евангелиста Луки, апостолов Варфоломея и Петра, святого Афанасия Великого и других.

В библиотеке Иверского монастыря содержится большое количество старинных рукописей (2 тысячи) и редких печатных книг (20 тысяч), а также 15 свитков. Материалы, которые находятся в монастырской библиотеке, написаны на еврейском, греческом, грузинском языках и латыни. Особо ценными экземплярами монастыря являются Евангелие 8 века, написанное на пергаменте, и Евангелие, подаренное Иверскому монастырю Российским царем Петром I.

Икона Божией Матери Иверской

Конечно же, самой большой святыней Ивирона является чудотворная икона Пресвятой Богоматери — Портаитисса Иверская. По Преданию, эта икона чудесным образом «пришла» в монастырь по морю в период иконоборчества. А покинет она Иверский монастырь, когда настанут последние дни. Тогда же и монахи уйдут со Святой Афонской горы. История появления на Афоне этой иконы поистине интересна. Как гласит Предание, владелица этой иконы, являющаяся вдовой из города Никея, чтобы спасти свое сокровище от поругания иконоборцев, пустила икону по водам, и через несколько веков, в 1004 году образ Пресвятой Богородицы прибило к Афонским берегам. Икона появилась в столпе света, который поднимался до небес. Обнаружил икону на берегу праведный старец Гавриил. Накануне ему было видение Божией Матери, в котором она сказала ему подойти к берегу, взять икону и отнести в соборный храм Иверского монастыря. Он так и поступил. Приобретенную икону поместили в алтаре соборного храма, но удивительным образом на следующее утро ее обнаружили над монастырскими воротами. Монахи сняли икону с ворот и вновь поместили в алтарь. Но на следующий день икона опять появилась на воротах. Это происходило несколько раз, после чего Богородица явилась во сне одному из монахов и сказала, что Она не хочет, чтобы охраняли Ее, а хочет Сама быть хранительницей монастыря.

Икона Божией Матери Иверской бережно хранится в монастыре и никогда не покидает его стен. Ее выносят только три раза в году. Перед Рождеством Христовым икону переносят монахи из параклиса в собор, где она остается до понедельника, наступающего первым после праздника Собора Иоанна Предтечи. Второй раз икону выносят на Крестный ход во вторник Светлой седмицы. И, наконец, Иверскую икону выносят на праздник Успения Пресвятой Богородицы. А если миряне просят прислать куда-либо икону «Вратарницу», то монахи Иверского монастыря присылают ее только в виде списков.

Заказать Икону Божией Матери Иверской

Одним из важнейших сокровищ Иверского монастыря, обладающего как художественной, так и исторической ценностью, является «лимонное дерево» весом более 60 килограмм. Это семисвечный подсвечник, выполненный из серебра и покрытый позолотой, находящийся за святым престолом. Эту реликвию Ивирон получил в подарок от москвичей, свидетельством этого является стихотворение на русском языке, выгравированное на подсвечнике, а также дата этого события — 30 апреля 1818 года. Кстати, во время народной освободительной войны греков против османского ига эта ценность в числе других была пожертвована монастырем на борьбу с турками, но греки вернули подсвечник обратно в монастырь и попросили, чтобы в нем всегда горели свечи перед иконой Божией Матери за народ православный.

Еще одна из ценностей Ивирона — дверь между папертью и притвором, выполненная из черного дерева с отделкой из серебра.

Исторической ценностью обители являются облачения византийского императора Иоанна Цимисхия и Патриарха Дионисия IV.

Иконостас послевизантийской эпохи, выполненный из резного дерева с флористическими узорами, находящийся в соборном храме Иверского монастыря, также является одним из сокровищ обители.

Одно из удивительных мест неподалеку от монастыря — это чудотворный источник, который забил из земли в тот момент, когда туда ступила Богородица. Находится источник на Климентовой пристани. Это место еще знаменито тем, что именно сюда по Божьей воле прибило к берегам Афона Иверскую икону Божией Матери.

В настоящее время в Иверском монастыре проживают около 45 монахов, в основном греков. Игуменом монастыря сейчас является архимандрит Василий.

Иверский Валдайский монастырь / Православие.Ru

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Фото: Борис Немой / Иверон.Ru Корабль, на котором плыла Богородица, ветер пригнал к горе Афонской. Надо сказать, что гора вся была наполнена идолами, здесь было святилище бога Аполлона и множество язычников приходило сюда на поклонение. Когда Матерь Божия ступила на землю, все идолы возопили, чтобы люди шли встречать Мать Истинного Бога Иисуса, так что все бывшие там пали пред Богородицею ниц, уверовали в Господа и крестились. А Божья Матерь, сотворив множество чудес, благословила это место. Обещая свое заступничество до скончания века. Царь Константин воздвиг на Афонской горе три великих обители (теперь их намного больше) поселил в них монахов, а гору повелел называть Святою.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.

Валдайский Иверский монастырь в Валдае — подробная информация с фото

Видео: Валдайский Иверский монастырь

Основные вехи строительства: русский прототип греческого Иверона

Идея возведения православного монастыря, который бы являлся своеобразной копией Иверской обители на Афоне, пришла Никону в голову сразу же после восхождения на патриарший престол. По утверждению патриарха, во время поездки на Соловки, ему явилось божественное видение, которое указало на Валдайское озеро, как на будущее место расположения монастыря.

Средства на строительство были выделены из государственной казны, а летом 1653 года на Валдайском озере был заложен первый камень в основу будущей обители. К осени на Сельвицком острове выросли две деревянные церкви, а через год стройку посетил сам патриарх. Согласно легенде, здесь Никону во второй раз явилось божественное видение, представлявшее собой огненный столб. После этого события патриарх решил освятить Валдайское озеро, положив на его дно Евангелие и крест.

В 1655 году обитель заселила братия Оршанского мужского монастыря, принесшая с собой традиции печатного и переплетного дела. А почти через 12 месяцев было возведено последнее здание Валдайского Иверского монастыря – главный храм обители, Успенский собор.

История Валдайского Иверского монастыря: от XVIII века до наших дней

С начала XVIII века Иверский монастырь в Валдае постепенно терял собственную значимость, и уже в 1712 году обитель объединили с только начинающей строиться Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой.

В 1764 году, с целью увеличения поступления доходов в государственную казну, Екатерина II подписала Манифест о секуляризации. Согласно этому документу, земельные наделы православных церквей и монастырей было изъяты, а 20 монастырей, в число которых вошел и Иверский, были полностью сняты с государственного обеспечения. Однако, несмотря на официальное упразднение, жизнь в Валдайской обители все еще теплилась.

Настоящие испытания ждали монастырь после Великой Октябрьской революции. С приходом к власти большевиков здешним обитателям пришлось делить и без того скудные запасы с бесконечными продотрядами. В 1919 г. монастырь был объявлен трудовой артелью. Около 200 га угодий обители обрабатывались монахами и послушниками, которые в официальных документах числились как работники артели. В 1927 году комиссия из комиссариата земледелия решила, что монастырские труженики уделяют слишком большое внимание богослужению, в результате чего артель полностью ликвидировали. Под шумок и неразбериху комиссары вывезли из обители образ Иверской Божьей матери – главную святыню монастырского храма. Теперь ее место занимает копия священного образа, сделанная в середине XIX века.

Вплоть до 1991 года помещения Валдайского Иверского монастыря занимали организации самого разного профиля. Размещались здесь и историко-краеведческие музеи, и мастерские. Одно время на территории обители действовал дом инвалидов, который сменила спецшкола для детей с туберкулезом, а затем турбаза.

В 90-е Валдайский Иверский монастырь был вновь возвращен Новгородской епархии. Практически все его постройки пришли к тому времени в откровенно плачевное состояние, поэтому обители предстояла грандиозная реставрация. В ходе последнего этапа реконструкционно-восстановительных работ Успенский собор обзавелся золочеными куполами, а его стены вновь покрыла изящная фресочная роспись.

Сегодня среди восстановленных зданий Валдайского Иверского монастыря наиболее оригинальными и интересными с исторической точки зрения являются:

  • Успенский собор;
  • надвратный храм Филиппа митрополита Московского
  • надвратный храм Архистратига Божьего Михаила;
  • Богоявленская церковь с трапезной;
  • церковь Иакова Боровичского;
  • Наместнический корпус;
  • Шатровая колокольня;
  • Казначейский корпус;
  • Братский корпус;
  • Гостиный, Странноприимный и Конюшенный корпуса;
  • каменная ограда;
  • Николаевская башня;
  • часовня.

Иверский Богородицкий монастырь в Валдае: как попасть и к чему быть готовым

Посещать Валдайский Иверский монастырь можно как в составе паломнических коллективов, так и самостоятельно, например, примкнув одной из туристических групп. Чтобы попасть на территорию обители в качестве паломника, придется предварительно получить благословение на поездку у настоятеля своего храма, либо в епархии, к которой относится ваша церковь. Планировать поездку лучше заранее, так как места в монастырской гостинице бронируются как минимум за месяц до прибытия.

Находясь в стенах монастыря, очень важно понимать специфику данного места, а также по возможности стараться не нарушать строгого внутреннего распорядка. Если вы приняли решение остановиться в гостинице на территории обители, то приготовьтесь соблюдать монастырский режим и не дискредитируйте себя всевозможными опозданиями (к трапезе или церковной службе).

Тщательно отнеситесь к выбору гардероба. Исключите из него джинсы, мини-юбки, шорты, а также блузы с откровенным декольте и прочие нескромные вещи. Женщинам и девушкам следует взять с собой платки или косынки, чтобы прикрыть волосы, поскольку обычно экскурсионную деятельность в монастыре ведут его обитатели (монахи, послушники). Ну а тех, кто все-таки забыл взять с собой подобающую одежду, выручит монастырская лавочка, где можно приобрести скромные платки и юбки.

Что посмотреть и посетить во время экскурсии

На территории Валдайского Иверского монастыря находится несколько действующих храмов, главным из которых является Успенский собор. Сооружение было первой каменной постройкой обители, возведенной в 1656 году на самой высокой части острова. Посещают церковь обычно из-за уникальной фресочной росписи XIX века, частично сохранившейся, а частично восстановленной уже в начале 2000-х. Собор имеет пять позолоченных глав (в общей сложности на покрытие куполов ушло около 3000 золотых пластин) и является ярким представителем храмовой архитектуры, характерной для никонианского периода строительства.

Первым каменным зданием, построенным после Успенского собора, стала Богоявленская церковь, соединенная с трапезной палатой. Над чертежами сооружения трудился зодчий Аверкий Мокеев, который до этого уже успел возвести Успенский собор. Расположившийся на высоком фундаменте просторный и светлый трапезный зал был искусно «влит» в стену Богоявленского храма, образовав оригинальный архитектурный комплекс. Кстати, после развала Советского союза, именно в Богоявленской церкви проходили первые богослужения.

Еще один действующий монастырский храм – церковь Архистратига Божьего Михаила. Сооружение отличается относительно лаконичным видом: одноглавую бесстолпную конструкцию с трех сторон окружают галереи. Во время Великой Отечественной войны в нем был организован военный госпиталь, в итоге большая часть внутреннего убранства и живописи бесследно исчезла, а сами помещения сильно обветшали. Реставрация 2007 года несколько улучшила состояние здания, сделав его если не идеальным, то относительно удовлетворительным.

На фоне остальных храмов Валдайского Иверского монастыря заметно выделяется архитектурный облик церкви Иакова Боровичского. Не совсем обычный вид объясняется тем, что первоначальный храм был разрушен при пожаре 1700 г., и лишь пару лет спустя на месте пожарища выросло новое каменное сооружение. Небольшое квадратное строение с круглой апсидой вместило в себя не только храм, но и трапезную, а также больничные палаты. Со временем здание несколько выросло и обзавелось вторым этажом.

В западном крыле монастырской стены расположилась надвратная церковь Филиппа митрополита Московского. Этот храм первым встречает паломников, поскольку находится прямо над главными воротами обители.

Есть в Иверском монастыре и свой музей, первый этаж которого занимают монастырская лавка и гардеробная. Здесь все желающие могут приобрести духовную литературу, иконы и некоторые изделия, созданные руками монастырских обитателей. Поднимаясь по лестнице, ведущей на второй и третий этажи здания, можно поближе познакомиться с жизнью главного реформатора православной церкви, патриарха Никона, увидеть предметы быта монастырской братии, репродукции икон и фотодокументы.

Те, кто приехал в обитель для того, чтобы укрепиться в вере, могут посетить ежедневные службы, совершить таинство крещения или венчания, заказать заочное отпевание или панихиду. Как и экскурсии, их можно заказать в церковной лавке или по почте вместе с денежным пожертвованием (через интернет заявки на поминание не принимаются).

Богослужения в монастырских храмах проводятся ежедневно с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00. В субботу-воскресенье, а также по праздничным дням – с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00.

Предоставляется посетителям и возможность приложиться к святым мощам. Кстати, в Иверской обители находится 103 фрагмента священных мощей, среди которых частицы камня от Гроба Господня, а также кусочек Древа Животворящего креста.

Как добраться

Иверский монастырь находится в 10 км от города Валдай, который в свою очередь расположился на 386-м километре трассы М10, Москва – Санкт-Петербург. Добраться сюда можно на автобусе, либо поезде Псков – Москва. Из города попасть в обитель можно по воде: ежедневно между валдайской пристанью и островом Сельвицкий курсирует теплоход «Заря-211». Второй, не менее удобный вариант – местное такси, которое по автомобильному мосту перевезет вас на остров Рябиновый, а с него уже по другому мосту – на остров Сельвицкий.

Иверский женский монастырь (Ростов-на-Дону) — Википедия

Иверский женский монастырь — женский монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери в городе Ростове-на-Дону Ростовской-на-Дону епархии.

История монастыря началась в 1903 году.

Согласно определению Святейшего Правительствующего Синода:

«Святейший Правительствующий Синод, 23 октября 1906г., сообщил Правительствующему Сенату, ведением, что, определением Святейшего Правительствующего Синода постановлено на жертвуемом купцом Самуилом Федоровым земельном участке, состоящем близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, учредить женскую общину, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою», с таким числом сестер, какое община в состоянии будет совершать на свои средства, и проект устава сей общины утвердить. /ст. 1903. Об учреждении близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, женской общины, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою»[1].

Ростовская управа выполнила прошение монахинь Черноморского монастыря Екатерины и Александры, выделив под строительство женской обители участок земли недалеко от города Ростова-на-Дону.

Участок располагался в двенадцати верстах от Ростова,на его территории находился родник, вскоре ставший известен своими целебными свойствами.

Ростовский купец С. И. Фёдоров стал попечителем монастыря, поэтому монастырь в народе прозвали «Федоровский». Существует предание, что купец построил монастырь ради своей шестнадцатилетней дочери, которая пожелала удалиться от мирской жизни.

Первой настоятельницей этой обители стала игумения Анастасия, под её руководством в монастыре проживало около пятидесяти сестер.

Через несколько лет на территории монастыря была возведена деревянная часовня ― каплица и келии, которые впоследствии были заменены на каменные. Над целебным источником отстроили каплицу, рядом – домик игумении.

В 1908 году строительство храма было завершено и его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.

Старожилы тех лет утверждали, что в конце лета 1914 года царский кортеж, который возвращался с Кавказских Минеральных Вод, остановился у границ святой обители. Император Николай II с Наследником цесаревичем Алексием вступили на землю монастыря и вошли под своды храма, чтобы поклониться Иверской иконе Божией Матери.

В период Первой мировой войны помещения монастыря использовали как приют для девочек-сирот 9-11 лет из оккупированной Польши.

Девочки обучались и жили здесь до начала 1920-х годов.

В 1919 году игуменья Анастасия из-за угрозы закрытия храма, перерегистрировала его как сельхозартель.

При монастыре находились птичий и скотный дворы, хлебопекарня, кухня, большая пасека, фруктовый сад, искусственные запруды для разведения рыб и прекрасный розарий.

Тем не менее, в 1929 году храм закрыли, а игуменью и нескольких сестёр выслали в Сибирь, передав имущество храма государству. После закрытия храма, в корпусах храма в разное время располагали клуб свинооткормчего совхоза, детский дом, мастерские и склады.

За неимением постоянного и заинтересованного хозяина монастырская пасека погибла. Часовню, игуменский домик, хозяйственные постройки и даже вымощенные булыжником дорожки были разобраны на камень.

В конце 80-х годов по благословению Правящего Архиерея митрополита Владимира (Сабодана) была создана инициативная группа, в задачу которой входило добиться возвращения святыни Русской Православной Церкви.

Возрождение храма случилось только после распада СССР — Иверский женский монастырь был восстановлен постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 августа 1991 года. Первым наместником вновь образованного Свято-Иверского женского монастыря Ростов-на-Дону стал в 1991 году архимандрит Модест (Потапов), приняв постриг от своего духовного отца митрополита Зиновия (Мажуги), в схиме — Серафима, начавшего свой монашеский путь в Глинской пустыни, который уже прославлен в лике святых.

В 1992 году монастырь принял дар митрополита Владимира (Сабодана) Иверскую икону Пресвятой Богородицы, на которой сохранилась надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афонской в русском Андреевском общежительном ските».

Постепенно были отстроены келии, очищен и благоустроен источник. К концу 1995 г была восстановлена монастырская церковь. Весной 1996г. восстановлен изначальный вид пятиглавия.К осени 2002г. ростовскими художниками-реставраторами были расписаны стены и обновлен иконостас нижнего храма.

17 ноября 2002 г. Высокопреосвященнейший Владыка Пантелеимон совершил освящение отреставрированного храма.

На сегодняшний день в монастыре проживают 35 насельниц.

По территории монастыря проводятся экскурсии.

  • Иверская икона Божией Матери, написанная в келье Николая Буразери на Святой Горе Афон;
  • Плащаница Пресвятой Богородицы с частицей от гробницы Божией Матери из Гефсимании;
  • Икона Святого Николая со святым миром от мощей святителя из итальянского города Бари;
  • Ковчег с частицами мощей преподобных старцев Оптинских.

Святыни нижнего храма Святого Димитрия Ростовского:

  • Икона с частицей мощей Святого Димитрия, митрополит Ростовского;
  • Икона с частицей мощей Святого Тихона Задонского;
  • Икона с частицей мощей Святого, архиепископа Харьковского;
  • Ковчег с частицами мощей преподобных старцев Киево-Печерских;
  • Икона Святой Блаженной Матроны Московской с частицей гроба.
  • Территория Иверского женского монастыря

  • Территория Иверского женского монастыря

  • Вход на территорию Иверского женского монастыря

  • Свято-Троицкий пятипрестольный собор

  • Иверский женский монастырь. Фотография начала XX века.

Монастырь Ивер

Древняя Иверская обитель расположена на северо-восточном склоне Афона, там, где низменное побережье омывается водами Иверского залива. Между берегом и монастырем, который издали выглядит неприступной крепостью, обширные огороды. Позади монастыря – невысокие лесистые горы с ущельями. С высоты птичьего полета Ивер, как и многие афонские обители, напоминает средневековый замок с четырехугольными мощными стенами, крепкими бойницами и дозорной башней-пиргом. Самое знаменитое предание Иверского монастыря – о том, что недалеко от него, в месте, которое в древности называлось Климентовой пристанью, Божия Матерь сошла с корабля на берег во время путешествия на Кипр к прав. Лазарю-Четверодневнику.

Имя свое монастырь получил от названия страны Иверии (нынешней Грузии), родом из которой были его ктиторы-строители – преподобные Иоанн и его сын Евфимий, принадлежавшие царской фамилии. Прп. Иоанн славился в своем отечестве, но из любви к Богу оставил мир и, приняв иноческий образ, подвизался сначала в монастырях родной Иверии, затем довольно долго безмолвствовал на Олимпе. 

Но слава прп. Афанасия Афонского достигла высочайших гор и привлекла в его Лавру Иоанна, который стал искренним другом и послушником святого. Сына своего Евфимия прп. Иоанн оставил на родине еще младенцем под покровительством деда, который воспитал внука христианином. Прошло немало лет, и дед, занимавший при дворе иверского царя высокую должность, отправился по государственным делам к императору Никифору Фоке (963–969). Собираясь в Константинополь, он имел мысль посетить сына своего Иоанна, слава добродетелей которого дошла до Иверии, и вызвать его в отечество, чтобы там устроил монастырь и подвизался как на Афоне.

Случилось так, что к приезду деда в Константинополь, куда вместе с ним прибыл и Евфимий, желавший узнать своего отца, явился туда и Иоанн, посланный к императору прп. Афанасием и другими отцами по общему для всей Святой Горы делу. Встреча отца и сына в столице империи была радостной, несмотря на долгую разлуку. Евфимий остался в Константинополе обучаться греческому языку и другим наукам, впоследствии же прибыл к отцу на Святую Гору. Прп. Афанасий узрел прозорливыми духовными очами, что чистый сердцем Евфимий – избранный сосуд Святого Духа, и убедил его принять священство.

 Став иеромонахом, он усилил свои тайные подвиги, прилагая воздержание к воздержанию и добродетель к добродетели, так что впоследствии, чувствуя силы и благодать Святого Духа, возложил на себя труд перевести все Священное Писание на грузинский язык. Кроме того, там, где нужда требовала каких-либо царских пособий и святогорские отцы просили прп. Евфимия ходатайствовать о них перед императором, он с удовольствием принимал на себя этот труд личного ходатайства. Таким образом он возобновил многие храмы и больницы Святой Горы.

Через некоторое время воспламененные желанием безмолвного уединения отец и сын, с благословения аввы Афанасия, вышли из его Лавры и поселились за шесть часов от него на берегу моря близ небольшой церкви, которая давно уже была здесь основана подвижником Климентом. Вскоре распространилась повсюду молва об их святости, достигнув и далекой Иверии. Тогда начали приходить оттуда к святым отцу и сыну любители уединения. Пособием императора Василия Порфирородного (976–1025) была построена небольшая церковь в честь Крестителя Господня Иоанна и все необходимое для существования новой обители. Полагают, что Иверский монастырь был основан в конце X века. Прп. Иоанн, а по его смерти – прп. Евфимий Иверские были первыми игуменами грузинского монастыря.

Через три года после смерти Евфимия в монастырь явился другой святой – Георгий, родом из Триалети (область Южной Грузии), из семьи знатных владетелей. Его отец по поручению грузинского царя Георгия I (1014–1027) ездил к персидскому шаху в качестве посла. С 7 лет мальчик воспитывался при монастырях, затем был отправлен в Константинополь, где в продолжение 12 лет получил разностороннее образование. По возвращении в Грузию Георгий принял постриг в Хахульском монастыре от блаженного старца Илариона. Спустя некоторое время инок Георгий, отдав свои богатые одежды нищему и одевшись в его ветхое рубище, отправился на поклонение святым местам Палестины.

 В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника, своего соотечественника и духовного наставника, который жил в расщелине скалы. В 1040 году молодой схимонах прибыл на Афон в Иверский монастырь, где после года послушничества был рукоположен в сан иерея и назначен старшим иеромонахом при соборном храме, исполняя также обязанности регента. Свободное от богослужений время преподобный посвящал работе над переводом богослужебных книг и творений святых отцов, начатой преподобным Евфимием.

Доныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды прп. Евфимия. В Житии преподобного Георгия приводится неполный список его переводов с греческого: Большой Синаксарь, Деяния и Послания святых апостолов, двенадцать Богослужебных Миней, Октоих, Триодь (постная и цветная), Требник, Псалтирь, Полный Часослов, «Шестоднев» свт. Василия Великого, Послания сщмч. Игнатия Богоносца, Соборные послания свт. Кирилла Александрийского, Книга деяний VI Вселенского Собора и «много других полезных и святых книг». Афонские песнопения преподобного Георгия Иверского, в частности знаменитый «Вечерний звон» (перевод на русский язык И. И. Козлова), были впоследствии переведены на многие европейские языки.

После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподобный Георгий в 1044 году был избран новым настоятелем. Одним из первых деяний нового игумена было перенесение мощей прп. Евфимия, для которых сделали драгоценную раку, из церкви Крестителя во вновь устроенный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы (1050). Этот собор построен по образцу собора Лаврского, что называется, в афонском стиле; украшен драгоценными крестами и разноцветным мрамором, но расписан поздней живописью (сохранились фрески XVI века). Десницу прп. Евфимия, богомудрыми писаниями просветившего народ иверский, св. преподобный Георгий положил в особый ковчег, вместе со св. мощами первомученика Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Иакова Перского, свв. бесср. Космы и Дамиана, Сорока мучеников и вмч. Пантелеймона.

 Ковчег этот он всегда носил с собою, так что имя Евфимиево от Святой Горы до горы Черной (близ Антиохии) славилось вместе с другими великими Божиими угодниками. Преподобный Георгий и св. мощи родителя Евфимиева, прп. Иоанна положил в ограде сына, а также озаботился обретением и перенесением в тот же храм мощей прочих угодников Божиих, помогавших прп. Евфимию в переводе Священного Писания.

Прп. Георгий ездил в Царьград к императору Константину IX Мономаху (1042–1055), который лично знал преподобного и, уповая на его молитвы, очень уважал. От Константина получил он щедрое пособие на монастырское строительство и хрисовул, подтверждающий права иверцев на Иверскую обитель. В другой раз ездил преподобный в Царьград, когда услышал, что приехал туда абхазский царь Баграт IV (1027–1072) и его мать царица Мария. Они осыпали щедрой милостью монастырь знаменитого своего соотечественника. Царица Мария избрала прп. Георгия своим духовным отцом и от его руки приняла монашеское пострижение. При этом пожертвовала Иверу литру золота на вечное поминовение, каковому примеру последовали и многие иверские вельможи. Преподобный считается третьим ктитором Иверской обители. 

Оставив вместо себя настоятелем Георгия Олтисели, он отправился на Черную гору, имея цель оправдать перед Антиохийским Патриархом Феодосием III (1057–1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в отступлении от Православия. Преподобному Георгию удалось не только справиться с этой задачей, но и убедить Антиохийского Первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от ап. Андрея Первозванного. Из Антиохии, по приглашению царя Баграта IV, Георгий отправился в Грузию, где провел пять лет, уча народ словом и делом. Он отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон, чтобы отдать в основанное им училище. Преподобный успел лишь представить их императору Константину X Луке (1059–1067) и 29 июня 1065 года мирно отошел ко Господу. Тело святого привезли на Афон, где оно год пролежало в храме нетленным. Затем гроб прп. Георгия был установлен близ раки прп. Евфимия. Доныне св. мощи трех Иверских ктиторов почивают под спудом в мраморной гробнице в западной стене притвора соборного храма Успения Богородицы.

В XII веке грузинский царь Давид переселил несколько десятков грузинских семей в городок Иериссо, вблизи границы Святой Горы, чтобы они помогали Иверскому монастырю в обработке его земель.

В 1260 году обитель была разорена страшными дружинами каталонцев – морских разбойников, грабивших Святую Гору более трех лет. Разорение довершилось в царствование Михаила Палеолога (1261–1282), когда иверские монахи отказались принимать Унию и признать Папу главою Христовой Церкви. Обитель была сожжена, многие иноки погибли.

Иверский монастырь в течение нескольких веков был центром духовного просвещения Грузии, и ее правители никогда не жалели средств на восстановление обители, хотя к началу XIV века, в связи с новыми нападениями каталонцев, грузинских монахов там почти не осталось. И лишь только начали было вновь собираться рассеянные по миру монахи, нашествие турок, взятие ими Константинополя (1453) повергло Ивер в новое запустение, продолжавшееся до 1500 года. В это время он был возобновлен до цветущего состояния грузинским царем Георгием. К концу же XVI столетия нестерпимые притеснения турок ввергли обитель в неоплатные долги. Погасил их кахетинский царь Александр.

В 1617–1626 годах в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 – пирг и здание причала, в 1674 году расписали часть соборного храма Успения. Начался период нового расцвета обители. В 1848 году на месте древней трапезной возвели современную. К XIX веку, вследствие политических переворотов на Востоке, грузин-иноков в Ивере остались считанные единицы и монастырское управление окончательно перешло в руки греков.

Помимо соборного храма в Ивере 14 параклисов и две малые церкви. Одна из них – в честь св. Предтечи и Крестителя Иоанна – древнейшая, первозданная, богато украшенная внутри. В земле вокруг этой церкви часто находили языческих кумиров. При тройных железных монастырских вратах находится малая церковь, построенная в 1680 году ради чудотворной иконы Божией Матери «Вратарница» («Портаитисса») которая больше известна как Иверская. Появление ее в Ивере относят ко времени настоятельства прп. Иоанна или прп. Евфимия. Сама история такова. Царствование греческого императора Феофила (IX в.) было временем сильнейших гонений на св. иконы. Христиане, их почитающие, по распоряжению царя были предаваемы пыткам. Иконы повсюду тщательно разыскивали и, кощунствуя над ними, сжигали. Недалеко от города Никеи жила богатая, благочестивая вдова с сыном, имевшая заветную икону Божией Матери, для которой устроила особую храмину. Царские сыщики, придя ко вдове, потребовали денег. В противном случае ее ждала мучительная смерть. Сыщики согласились ждать до утра. Во время разговора один из воинов ударил копьем по образу, и тогда из ланиты Богородицы, как из живого тела, истекла кровь.

Ночью, слезно помолившись, вдова пустила икону по морским водам. Сын по просьбе матери бежал в Солунь, затем перешел на Афон, принял иночество. От него иверские монахи узнали про икону... Неизвестным осталось, где скрывался чудотворный образ в течение двух веков, но однажды иноки Ивера увидели в море достигавший до неба огненный столп, исходящий от иконы. Никто не мог приблизиться к ней. И лишь старцу Гавриилу, грузину, который летом безмолвствовал на вершине скал, зимой сходил в обитель, одевался во власяницу, питался овощами и водой, этому святому простецу был глас от Богородицы, чтобы с верой шел по волнам и с верой принял Ее икону, данную обители в помощь и покров. 

Торжественно приняли монахи икону из рук старца, дошедшего до нее по морю, как по суху, и поставили ее в алтаре. Но три раза повторялось так, что утром находили икону висевшей над вратами обители. Прп. Гавриилу Сама Богородица объявила, что хочет быть не охраняемой иноками, но Сама быть Хранительницей монастыря. И доколе эта икона будет находиться в обители, до тех пор благодать Господа к ней не оскудеет. И действительно, множество раз спасала «Вратарница» Иверский монастырь, не допускала в него злых людей. В память чудес, совершенных по молитвам к Иверской иконе, вся она увешана драгоценными приношениями благодарных христиан.

Однажды пришел в монастырь нищий в лохмотьях и попросил хлеба. Но привратник прогнал его. Голодный и огорченный, нищий поднялся на гору, присел. Внезапно появилась перед ним прекрасная Жена, Которая, расспросив его, вручила золотую монету и повелела купить на нее хлеба. Вернувшись в монастырь, нищий так и сделал. Когда его спросили, где он нашел монету, он рассказал про Женщину. Тогда подошли к Иверской иконе и увидели, что одна золотая монета исчезла. Тут поняли, что Богородица взяла ее и отдала нищему. На месте явления Божией Матери построена часовня.

По просьбе благочестивого русского царя Алексия Михайловича список с Иверской чудотворной иконы был принесен афонскими монахами в Москву в 1648 году и поставлен в монастыре Николы Старого, который был переименован в Никольский Греческий. Затем этот список был перенесен патриархом Никоном в Иверский монастырь на Валдайском озере. Еще один список «Вратарницы» был привезен с Афона в 1651 году. Для хранения этой иконы, прославившейся в Москве множеством чудес, в 1669 году у Воскресенских ворот Кремля построили знаменитую Иверскую часовню.

В библиотеке афонского Иверского монастыря около 2000 ценнейших рукописей. Исключительную ценность представляет рукопись XI века – грузинский перевод Библии. В братстве монастыря 45 монахов.

Иверский монастырь на Валдае | Иверская икона Божией Матери, Валдайский монастырь

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на территории Новгородской области, Валдайского района, в 10 км. от г. Валдая.

Город Валдай находится на Северо-Западе России в Новгородской области в самой юго-восточной ее части на 386-ом километре автодороги Москва — Санкт-Петербург (М10).

Доехать до г. Валдая можно на железнодорожном транспорте, поезд Псков-Москва (станция Валдай), автобусах, далее до Иверского монастыря от пристани г. Валдая на теплоходе «Заря-211»(временно неработает) или на такси.

Из Петербурга, поезд Санкт-Петербург-Москва (станция Угловка) далее до Иверского монастыря на такси.

Добраться на частном автотранспорте можно ехав по автотрассе Москва — Санкт-Петербург (М10), со стороны Москвы не доезжая г. Валдая свернуть на повороте до г. Боровичи, со стороны Санкт-Петербурга, проехав г. Валдай, но не заезжая в него также свернуть на трассу до г. Боровичи. Проехав по ней 2 км. свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским.

г. Валдай, как известно, был лидером царской России по колоколитейному делу. История же Валдая в основном связана с Иверским монастырем, расположенным на одном из островов Валдайского озера, что придает озеру просто сказочный пейзаж. Имеются и следы древнейших племен.
Озеро Валдайское (1992 га) — самое глубокое озеро Государственного Валдайского Национального парка. Глубина его достигает 92 м. Группа островов делит озеро на два плеса: Валдайский (10 х Зкм) и Долгобородский (6,5 х 2,7км). Валдайское озеро относится к бассейну Балтийского моря. В него впадает 75 речек и ручейков, а вытекает одна Валдайка. Озеро имеет множество заливов и около 20 островов. На берегах этого озера расположен г. Валдай, несколько деревень, дома и базы отдыха.
Острова Валдайского озера.

Остров Муравьиный (42,4га), второй по величине после Рябинового, имеет свое внутреннее озерцо, соединенное короткой протокой с Валдайским, температура воды в этом маленьком озере, называемом Глухим(Архиерейским), всегда на несколько градусов выше, чем в Валдайском. Этот остров имеет и другое название — Темный, существует легенда, согласно которой свое название остров получил потому, что на нем некогда жил колдун, до поселение здесь монахов.

Остров Рябиновый (119га ) — самый большой остров на озере. Название свое получил по большому количеству произрастающей здесь рябины. Когда-то рябине поклонялись некоторые финно — угорские племена, она была у них культовым деревом. На этом острове сохранился прекрасный старовозрастный лес. Рябиновый — одно из наиболее популярных мест отдыха туристов и местных жителей. К сожалению, большой наплыв отдыхающих в летние месяцы оказывает неблагоприятное воздействие па экосистему острова. По острову проложена прогулочная тропа «Рябинушка» (1,5км). Она располагает пятью площадками для отдыха. Здесь можно купаться, загорать, ловить рыбу. Вдоль тропы много ягодных и грибных мест.
Остров Сельвицкий (11га) соединен горбатым мостиком с островом Рябиновым. На этом «невеликом, но зело прекрасном» острове расположен Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, основанный в сер. XVII столетия Святейшем Патриархом Никоном. Патриарх Никон, выдающийся деятель Русской Православной Церкви, увидев этот остров, сказал про него: «не зело велик, но зело прекрасен» и решил именно на этом острове основать Иверский монастырь.

Контактный телефон паломнического центра — тел. +7-911-6146694




Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Иверский монастырь на Валдае | Иверская икона Божией Матери, Валдайский монастырь

СПИСОК ЧАСТИЦ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

находящихся в Валдайском Свято-Озерском Иверском Богородицком мужском монастыре
1- частица Древа Животворящего креста
2-часть камня от гроба Господня
3-преп.Амросия Оптинского
4-преп.Никандра Городноезерского
5-св.вмч.Пантелеимона
6-преп.Нила Столбенского
7-св.благоверной княжны Анны Новгородской
8-преп.Саввы Вишерского
9-св.благоверного князя Владимира Ярославича
10-апостола Иакова брата Господня
11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы
12-святителя Григория Новгородского
13-св.мч.Андриана и Наталии
14-преп.Сергия Радонежского
15-часть камня Серафима Саровского
16-апостола Петра
17- св.благоверного князя Феодора
18- св.равноапостольной Марии Магдалины
19- 40-ка Севастийских мучеников
20- святителя Никиты Новгородского
21- святителя Иоанна Новгородского
22- святителя Тихона патриарха Московского
23- св.преп.муч. Иосафа Снетогорского
24- св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского
25- чатица от гроба Амвросия Оптинского
26- св.прав. Иакова Боровического
27- св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского
28- св.блаж.Николая Псковского
29- апостола Андрея Первозванного
30- святителя Филарета митрополита Московского
31- св.муч.Владимира митрополита Киевского

Преподобных отцов Киево-Печерских
Ближние пещеры
32- преп.Никола Святоша князь Черниговский
33- преп.Моисей Угрин
34- преп.Еразм
35- преп.Тит пресвитер
36- преп.Марк гробокопатель
37- преп.Никон игумен
38- преп.Пимен многоболезненный
39- преп.Иссакий затворник
40- преп.Нестор летописец
41- преп.Онисифор исповедник
42- св.муч.Иоанн младенец
43- преп.Исаия
44- преп.Никон сухой
45- преп.муч.Григорий чудотворец
46- преп.Иоанн брат
47- преп. Симон епископ Владимирский
48- св.мч.Анастасий диакон
49- преп.Дамиан целебник
50- преп.Сильвестр
51- свящ.муч.Меркурий
52- преп.Анатолий затворник
53- преп.Григорий иконописец
54- преп.Савва
55- преп.Сисой затворник
56- преп.мч.Феодор
57- преп.Спиридон Просфорник
58- преп.Ефрем епископ Переяславский
59- преп.Никодим Просфорник
60- преп.Лука эконом
61- преп.Игнатий
62- преп.Феофан Постник
63- преп.Афанасий затворник
64- преп.Макарий постник
65- преп.Марк
66- преп.Лаврентий епископ Туровский
67- преп.Пимен постник
68- преп.Нектарий
69- преп.Авраамий затворник
70- преп.Нифонт епископ Новгородский
71- двенадцать святых мастеров зодчих
Дальние пещеры
72-преп.Феодор книжник Острожский
73-преп.Моисей чудотворец
74-преп.Мартирий диакон
75-преп.Лаврентий затворник
76-свящ.муч.Лукиан
77-преп.Лонгин трудолюбивый вратарь
78-преп.Сисой схимник
79-преп.Нестор некнижный
80-преп.Ахила диакон
81-преп.Моисей архиепископ Новгородский и Псковский
82-преп.Григорий затворник
83-преп.Макарий диакон
84-преп.Захарий постник
85-преп.Агафон
86-преп.Леонтий канонарх
87-преп.Евфимий иеросхимонах
88-преп.Мартирий затворник
89-преп.Ипатий целебник
90-преп.Павел послушливый
91-преп.Зинон постник
92-преп.Силуан схимник
93-преп.Тит воин
94-преп.Геронтий канонарх
95-преп.Игнатий архимандрит
96-преп.Пимен игумен
97-свящ.муч.Климнет папа Римский
98-преп.Арсений трудолюбивый
99-преп.Паисий
100-преп.Вениамин затворник
101-преп.Меркурий постник
102-преп.Феофил архиепископ Новгородский
103-преп.Илларион схимонаха

Мощи святого праведного Иакова Боровического после революции 1917 года пропали, и не известно где спрятаны или находятся. В настоящее время в монастыре сохранилась только небольшая частичка св. мощей.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Донецкий Иверский монастырь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Донецкий Иверский монастырь — женский монастырь Донецкой епархии украинской православной церкви Московского Патриархата, расположенный на севере Киевского района Донецка, недалеко от донецкого аэропорта.

Сильно пострадал в 2014 году в ходе войны на юго-востоке Украины[1].

Кладбище и Свято-Иверский храм. За храмом виден сестринский корпус

Монастырь был открыт в декабре 2001 года при кладбищенском храме в честь Иверской иконы Божией Матери как подворье Свято-Никольского женского монастыря.

В декабре 2002 года монастырь получил самостоятельный статус решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата[2].

На начало 2010-х годов монастырь состоял из Свято-Иверского храма с колокольней, сестринского корпуса и хозяйственных помещений. Также в монастыре располагался фруктовый сад и ягодник, часть растений из которого была пожертвована Донецким ботаническим садом[2].

В монастыре хранился список Иверской иконы Божией Матери, который был написан на горе Афон[2], монахом Янисом из русского Пантелеймонова монастыря[3]. Этот список привезли в Донецк в 1999 году. До этого икона в течение полугода передвигалась крестным ходом по разным храмам[4][5].

В марте 2015 года в сети появилось видео того, как украинские силовики расстреливают кладбище Иверского монастыря под Донецком, где похоронены сотни жителей города. После этого обстрела от монастыря и могил практически ничего не осталось. Видео выложил на своей странице в Facebook помощник Петра Порошенко Юрий Бирюков. Съемка, судя по всему, велась осенью. Появление записи вызвало шквал возмущения у пользователей Интернета. В первую очередь, из-за циничных закадровых комментариев силовиков[6].

  • Александра Хайрулина. К истории Иверского монастыря // Донбасс православный. — 2006. — Март (№ 3).

Успенский собор Иверского монастыря — Википедия

Успенский собор Иверского монастыря — кафоликон Валдайского Иверского монастыря, посвящённый празднику Успения Пресвятой Богородицы. Шестистолпный, приподнятый на подклете храм с галереями и крупным пятиглавием — своеобразный манифест архаизирующего направления русского храмового зодчества середины XVII века, связанного с именем патриарха Никона.

На самом красивом и высоком месте Валдайского острова в 1656 году было возведено первое кирпичное строение — собор Иверской иконы Богоматери, позднее получивший название Успенского.

Собор является главным сооружением Иверского монастыря. Он отличается большими размерами и монументальностью. Это одна из самых крупных построек XVII века в России.

Он задумывался патриархом Никоном как архитектурный образец. Избрав место для постройки каменного соборного храма, патриарх Никон освятил его молитвою. 14 мая 1655 года началось строительство. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из калязинского Свято-Троицкого монастыря. Помощником был плотнический мастер Иван Белозер, а приставом при постройке — боярский сын Артемий Токмачев. Через год строительство завершилось.

Соборный Иверский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества XVII века.

Храм пятиглавый, трёхнефный, шестистолпный, построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдаётся тремя апсидами. Вокруг всего храма галерея (с четырёх сторон, что характерно только для никоновских построек) с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.

Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет льётся с боков сквозь широкие окна (по три на каждой из трёх сторон, что также характерно только для никоновских построек), а сверху — через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены до входных дверей — 6,8 м, а ширина 21,7 м. В алтаре — деревянные хоры (не сохранились), вход на которые из ризницы, а в самом храме хоры каменные, находящиеся над входною дверью в храм, вход на которые — с северной стороны в стене.

На стенах алтаря и храма — живопись масляными красками XIX века. Стенопись была на 60 % утрачена в советское время, а в 2010-х годах полностью восстановлена проектно-строительным предприятием «Китеж». Так, при входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской иконы Божией Матери, а по левую — чудесное явление мощей святого Иакова Боровичского во время ледохода на реке Мсте, чудесное явление святого Иакова больному священнику и др. Пол в храме сделан из путиловской плиты.

Престол в XVII веке был установлен на четырёх каменных столбах, на каменной площадке; с передней стороны к нему примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребренная одежда и над ним резная вызолоченная сень. Против престола, на восточной стороне, на Горнем месте под резным вызолоченным балдахином — изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. По обеим сторонам этого образа были изображены двенадцать апостолов, апостол Иаков, брат Божий, апостол от семидесяти Никанор, священномученик Ириней Лионский и святой Стефан Сурожский.

Сам алтарь трёхчастный с тремя окнами; в ризнице в 1841 году устроен придел во имя Иверской иконы Божией Матери (сейчас не существует), а главный престол в 1710 году был переименован во имя Успения Божией Матери (освящён митрополитом Новгородским Иовом). Это произошло при восстановлении собора, сильно пострадавшего от пожара в 1704 году.

В 2008 году патриарх Алексий II вновь освятил главный престол (единственный на сегодняшней день) во имя Иверской иконы Божией Матери.

Иконостас в этом храме пятиярусный, резной, деревянный, вызолоченный червонным золотом, венчающийся Распятием (сооружён заново по старинным описаниям, так как иконостас начала XVIII века в советское время был уничтожен).

Фотографии интерьеров собора[править | править код]

К сожалению, живопись собора в целом сохранилась плохо: некоторые композиции совсем отсутствуют, многие представлены лишь отдельными красочными фрагментами, и лишь на немногих красочный рисунок читается достаточно хорошо.[1]

На протяжении всего периода реставрации усилиями архиепископа Великого Новограда и Старорусского Льва, главы администрации Валдайского района — Дряницына А. З., начальника ПТО ФГУП «Дирекции по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном Федеральном округе» — Борщёва В. А. и представитель генподрядчика "Строительный холдинг «АРС-центр» — Киселева Э. М.[2] с 2006 года по декабрь 2010 года, в Успенском соборе Иверского монастыря проводилась работа по реставрации живописи основного четверика храма и его алтарной части (жертвенника и диаконника). Все сохранившиеся участки старой живописи были укреплены специальным составом и расчищены.[3]

Следующим этапом реставрационных работ, после укрепления и расчистки, стало подведение отсутствующего левкаса. Эта часть реставрационных работ в Иверском соборе имеет свою особенность. Художники-реставраторы выполняют не просто тонировки, но тонировки с элементами реконструкции. На участки нового грунта художники нанесли красочный слой, одновременно дописывая недостающие детали композиции. Именно таким образом была выполнена композиция нижней южной части западной стены «Встреча патриархом Никоном с братией иконы Иверской Богоматери».[4]

«Встреча патриархом Никоном иконы Иверской Богоматери»

Одновременно, учитывая потребности действующего храма и сегодняшнего времени, было решено на месте практически утраченной композиции «Встреча патриарха Никона с братией мощей Иакова Боровичского»[5] написать композицию на тему современной религиозной жизни: «Встреча патриархом Алексием II с братией и прихожанами иконы Иверской Богоматери». Но и здесь до конца выполнены требования реставрационного подхода к работе. Немногие сохранившиеся кусочки живописи XIX века были осторожно сняты со стены и складированы.[3]

Чтобы вернуть облику храма завершенный вид, мастера церковной живописи написали вновь несколько композиций, некогда украшавших стены собора, но до наших дней не сохранившихся. Среди них самые важные для храмового ансамбля изображения центральных люнетов северной и южной стены «Успение» и «Вознесение Христово».

Реставрационная работа, проводящаяся в Успенском соборе Иверского монастыря, осложнялась тем, что часть росписей XIX века необратимо потемнела. Её не пощадило время да и проведённые ранее реставрационные работы-которые имели несколько методических ошибок. Такие участки стенной росписи пришлось прописать, соблюдая тематику и стилевые особенности позапрошлого века.

В первую очередь художниками были написаны все утраченные композиции. Среди них: «Младенец Христос, спускающийся на землю», «Христос в доме Марфы и Марии», «Хождение по водам», «Христос и грешница», «Иоанн Дамаскин пишущий похвальные песни рождеству Христову», «Сомневающийся Симон Кочет», несколько композиций Протоевангельского цикла и т. д. Также заново написали святых и херувимов на откосах окон алтаря. Разработали и воплотили декорировку — написали полотенечный ряд на нижней части стен собора. Особое внимание было обращено на оформление центральной апсиды храма. Живопись верхней части алтаря была поновлена в 2009 году по старым образцам.[3]

Но в нижней части каких-либо изображений не сохранилось. Не могло помочь художникам в реконструкции утраченного сюжета и описание живописи собора, составленное А. Н. Трофимовой. Вероятно, на протяжении долгого периода стены здесь были чем-то закрыты (например, киотами).[6] На утверждение Архиепископа Льва были представлены несколько композиций. После тщательного обсуждения, художники получили благословение на изображение апостолов.

Следующий этап работ — приведение в единое целое живописного ансамбля. Предстояло решить и воплотить сложнейшую задачу — объединить вместе сохранившуюся отреставрированную живопись и написанные вновь композиции в единое художественное произведение. В зависимости от сохранности все композиции храма в той или иной мере были поновлены. Ряд композиций пришлось прописывать несколько раз, чтобы стиль живописи соответствовала общей манере письма. Непрописанными остались только те изображения XIX века, которые лучше всего сохранились: это апостол Лука и Иоанн в малых люнетах северной и южной стен и отдельные большие фрагменты композиций западной стены.

В целом, за все время работы художниками было отреставрировано, поновлено и вновь написано 2956 метров живописи.[3]

  • Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, Новгород, 2010

Иверский монастырь из машины времени Марти МакФлая. Валдайский Иверский Святоозерский монастырь / Svyatoozerskaya Valday Iversky monastery

Пока я писал эту заметку, я казался себе похожим на Марти МакФлая, который совершил путешествие из 80-х годов прошлого века в 21 октября 2015 года. Подобно Марти, чья машина времени была на тот момент уже летающей, я прыгал внутри пространственно-временного континуума как кузнечик сразу через 11 лет, туда и обратно, не понимая, что же произошло: "Не тот год?" "Не то место"? или "Не то время"?...

Понравилось!

20

Автор: Donnico


...В Иверский монастырь тогда в 2014-м году я совсем не хотел ехать, чтобы не разрушить свои воспоминания о нем 11-летней давности.

Что и говорить, тогда ранней весной 2003 года, когда мы завершали автокольцо по Прибалтике и возвращались через Новгород, мы даже не знали о его существовании. И только заехав в город Валдай, нам рассказали о красивом полуразрушенном монастыре стоящем на противоположном берегу озера.

Понравилось!

13

Автор: Donnico


В 2014-м году мы увидели его через противоположный берег на закате, когда поверхность озера буквально переливалась красками неба, а в 2003-м озеро было еще покрыто пластинами уже тонкого как папиросная бумага льда...

Понравилось!

16

Автор: Donnico


Понравилось!

10

Автор: Donnico

фото 2003 года


Решив непременно увидеть это чудо, мы с трудом нашли правильную грунтовую дорогу, чтобы выехать по ней к жесткому и нестабильному военному понтону, проехали по нему на скорости 1-2 км/ч, чтобы затем перейти в полный оффроуд по чаще леса.

Нет-нет, какая-то колея тогда конечно же была, но она была настолько необкатанной и местами настолько незаметной, что, казалось, редкая машина заезжает в эти места. В 2014 году этого понтона уже не было, его заменил симпатичный мостик, а грунтовку сменил нормальный асфальт.

Понравилось!

13

Автор: Donnico


Понравилось!

18

Автор: Donnico1


Наверное сложный подъезд определил наше первое впечатление — таинственное и волшебное. Увидев совершенно незабываемый вид затерянного где-то в центре озера Иверского монастыря через небольшой залив, мы буквально зависли в этом пространстве совершенно одни на пару часов, пораженные исходящим от этого места мощным силовым полем. Потрескавшиеся белые стены монастыря, золотые луковки куполов, видневшиеся из-за них и отражения всего этого великолепия в пронизанной лучами закатного солнца водной синеве, все это притягивало как магнитом, но главное, наверное, это было ощущение тишины и покоя, счастливое состояние спящего в глубоком равновесии древнего существа, пережившего все за долгие века и навеки успокоившегося здесь на одиноком острове в окружении красивого озера и сосновых лесов...

Понравилось!

17

Автор: Donnico

фото 2003 года


Понравилось!

12

Автор: Donnico


Понравилось!

18

Автор: Donnico


Мы зашли внутрь крепостных стен монастыря чтобы увидеть, что действительно все было так как нам показалось: многие строения разрушены, кое-где заметны деревянные леса, но по большому счету никакой активности не наблюдается. Все выглядело замершим и сонным.

Понравилось!

11

Автор: Donnico


Все выглядело замершим и сонным. В 2014-м году все начало блестеть совершенно новыми красками и, глядя на это, я пожалуй впервые задумался а как на самом деле лучше?
Через некоторое время мы встретили одинокого звонаря, который жил здесь и который предложил нам подняться на колокольню и посмотреть главный Успенский собор. Здесь можно на короткое время вернуться к истории. Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь — название то какое! — был детищем знаменитого патриарха Никона, одним из трех построенных им монастырей наряду с Новоиерусалимским и Крестным. Своим присутствием он должен был нести России новые веяния и идеи, которым суждено было расколоть традиционную культуру и обычаи.

Понравилось!

11

Автор: Donnico

фото 2003 года


Понравилось!

17

Автор: Donnico


Все это происходило в середине 17 века, и наверное, если бы у меня был Делориан Марти МакФлая, я бы захотел немедленно отправиться в те времена чтобы увидеть как строился Успенский собор и возможно, даже перекинуться парой слов с Никоном. Уверен, что у нас нашлись бы темы для общения. Как минимум я бы мог заинтересовать его как "человек из будущего". Никон явно переживал насчет своего места в истории и ему было бы интересно узнать что о нем думают потомки...

Но вернемся в 2003 год. Впечатление от старых полустертых фресок на стенах Успенского собора было одним из самых сильных. Свет, который тонко проникал сквозь невидимые мне отверстия в куполе, звонкая тишина внутри, свежий воздух...

Понравилось!

11

Автор: Donnico

фото 2003 года


В 2014-м году я этой магии уже не почувствовал... все выглядело уже столь аккуратным, тщательно выписанным, нарядным. Как-будто это были не древние фрески, а современные написанные поверх их... Неуловимая магия машины времени исчезла под слоями современных красок и отделочных материалов.

Понравилось!

10

Автор: Donnico


В 2014-м это конечно был уже новодел, хотя и весьма качественный.

А тогда в 17-м веке Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. Монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской». История этой иконы тоже любопытная. В 1927м году, монашеская община монастыря была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении. С тех пор неизвестно где она находится.


Святыней восстановленного монастыря стала копия Иверской иконы, которая в 20-м веке хранилась в единственной действующей церкви города Валдай — Петропавловской. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года.

Понравилось!

13

Автор: Donnico


К сожалению в 2014-м году не удалось подняться на колокольню, куда в 2003-м нас провел тот самый звонарь, показать свое "рабочее" место. Услышать хлопанье крыльев голубей, скрип старых досок под ногами и звон колоколов разносящийся поверх большого зеркального озера и сосновых лесов... Колокольня в 2014-м изменилась практически по неузнаваемости, зато мощный дуб, стоящий неподалеку, сохранился во всей своей красоте.

Смотрите также

Описание: