Иосифо волоцкий монастырь где находится


Монастырь | Иосифо-Волоцкий Монастырь

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия.

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия “Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий.

В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.

Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма Успенский собор на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом “павлинье око” работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами.

На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.

В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалёку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.

После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 г.

В 1989 году обитель передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.

Иосифо-Волоцкий Монастырь |

ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА…

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв.

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих  стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады. В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.

Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.

Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.

Таких людей никогда не было много, их всегда не хватало нашему обществу. Но в силах каждого человека стать именно таким, чтобы противостоять антихристианским вызовам нашего времени. Личность хозяина Волоколамской Земли является чётким ориентиром того, как прожить жизнь временную, чтобы удостоиться жизни вечной.

где находится, фото, история, отзывы

Монастырь в культуре и искусстве

В монастыре под Волоколамском жил известный богослов — игумен Иосиф, автор книги «Просветитель», один из лучших толкователей библии и продолжатель церковной традиции. Благодаря ему слава о монастыре как центре просвещения привлекала сюда десятки лет мыслителей, богословов и почитателей словесности. Об этом говорит и тот факт, что в Германовой башне монастыря когда-то находилась одна из богатейших русских библиотек, книги переписывались иноками вручную. Здесь был заложен Музей библии.

Под крышей монастыря писал свои иконы Андрей Рублев. Богатая культурная традиция нашла отражение и в архитектуре Иосифо-Волоцкого монастыря. Туристы со всей страны приезжают сюда, чтобы посмотреть на знаменитые монастырские изразцы, покрытые «муравой» — прозрачной зеленой глазурью. Она так отличается от традиционной церковной своей глянцевостью и яркостью, что ни один турист не может удержаться от желания ее потрогать.

Фрагмент картины А. Андрюшина «Иосифо-Волоцкий монастырь, май, после грозы» (2019)/Репродукция

Величественными видами местных церквей любовались художники. У Арсения Андрюшина и Анны Ягужинской есть серия работ, посвященных Иосифо-Волоцкому монастырю в разное время года.

На территории монастыря были захоронены Скурат Бельский и его сын Малюта Скуратов, а также представители известных дворянских фамилий – Шаховских, Голицыных, Муравьевых. Даже теща Пушкина, помещица Наталья Гончарова. Она много лет была прихожанкой местного храма.

«Отметилась» святыня и в большом кино. На территории монастыря режиссер Сергей Бондарчук снимал «Пожар Москвы» — одну из серий знаменитой киноэпопеи «Война и мир». Многие жители Волоколамского района участвовали в массовке и вспоминают, как в перерыве между съемками артисты играли с местными мальчишками в футбол. Особенно любил погонять мяч Вячеслав Тихонов, исполнитель роли Андрея Болконского.

Святые и святыни | Иосифо-Волоцкий Монастырь

В акафисте преподобному Иосифу есть замечательные слова: «Радуйся, ибо в обители твоей многие спасли свои души…» Велик сонм подвижников, угодивших Христу под покровом Преподобного за пять веков существования монастыря, их имена содержит братский синодик. Но есть и такие, чей подвиг особо запечатлён в истории и прославлен Церковью. Эти соработники преподобного Иосифа составляют собор святых земли Волоколамской.

Почти весь ХХ век молчали монастырские колокола, обитель возродилась благодаря стараниям приснопамятного митрополита Питирима в 1989 г. В годы советской власти многие святыни обители были вывезены и стали экспонатами государственных музеев. Но не оставил преподобный Иосиф свой удел без особо чтимых реликвий. Некоторые святыни монастыря удалось вернуть, а мощи самого Преподобного промыслительно почивали под спудом до 2001 г.

Святые:

Святыни:

Мощи преподобного Иосифа

Главная святыня обители – рака с мощами преподобного Иосифа. Святые мощи были обретены в 2001 году, до этого времени они оставались под спудом. Каждое воскресенье за вечерним богослужением читается акафист преподобному Иосифу, по окончании которого все имеют возможность приложиться к открытым мощам. При этом каждый ощущает ни с чем не сравнимый аромат, исходящий от честных останков Преподобного.

 

Вериги преподобного Иосифа

У раки со святыми мощами в особом деревянном киоте хранятся вериги Преподобного, которые представляют собой массивные металлические цепи, кресты и пластины. Эти вериги преподобный Иосиф носил под одеждой не снимая, а обнаружили их после его смерти, когда тело готовили к погребению. Общий вес вериг около 15-ти килограмм.

Когда в 2001-2003 годах сотрудниками Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ проводилась идентификация святых мощей, учёные обнаружили на ключицах Преподобного вмятины -  то есть ещё при жизни его кости под тяжестью вериг деформировались. Таким образом, хранящиеся в обители вериги являются безмолвными свидетелями иноческих подвигов основателя монастыря.

 

История | Иосифо-Волоцкий Монастырь

Об Успенском монастыре преподобного отца нашего Иосифа на Волоке Ламском
«…Если я получу от Бога милость, то обитель сия ничим же скудна будет…»
Из Акафиста преп. Иосифу Волоцкому.

14 июня 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин) в 20 верстах от города Волоколамска обрел среди вековой чащи леса расчищенную чудесным ураганом большую поляну, которая была определена Промыслом для осуществления сокровенного желания его сердца – основания нового монастыря. Преподобный пришел на родину, будучи уже опытным аскетом и духоносным наставником, трепетно неся с собой чудотворную икону Смоленской Божией Матери - благословение на самостоятельный путь своего почившего к тому времени учителя преподобного Пафнутия Боровского. Святой образ Пречистой Богородицы он водрузил на месте, освященным в тот самый день ударившей среди ясного летнего неба благодатной молнией. Волоцкому подвижнику последовали 7 верных старцев, оставивших почти 20 лет бывшую местом иноческих подвигов и послушания святого Иосифа Рождественскую обитель на Бору, в поисках более совершенной монашеской жизни.

В отличие от многих других российских монастырей, собиравшихся вокруг уединенной келии основателя, Успенская обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва, сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных, подчас физически тяжелых послушаниях. Идея учреждения иноческого общежития на Волоколамской земле пришлась по душе боголюбивому князю Борису, который с самого начала стал деятельным участником в его судьбе, первым жертвователем, другом и соратником преподобного Иосифа. Так закладывалась основа для духовного и материального процветания монастыря, ставшего за неполных 10 лет своего существования одним из крупнейших и богатейших в стране. Возникший в безлюдных болотистых лесах чудом святых молитв и Божией милости монастырь стал центром хозяйственного развития и духовного возрождения края, выполняя к тому же функцию стратегического форпоста на Северо-западных подступах к Московскому княжеству, неоднократно оправдав это свое назначение в столкновениях с татарами, поляками, литвой и иными врагами Отечества.

Гармоничное сочетание высокой молитвы и практического труда, проходивших под руководством опытных наставников, позволяло инокам обители, среди которых было немало отпрысков знатных родов (например, князь Звенигородский Дионисий), всесторонне развивать свои дарования, обращая их на пользу Церкви и государства. Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

Среди современников преподобный Иосиф отличался особой строгостью к себе и братии, беспощадной принципиальностью к врагам Православия и государства, чудесным образом сочетавшихся в нем с детской простотой и безграничным милосердием. Он, несомненно, был одним из образованнейших людей на Руси. Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной и, вместе с тем первый на Руси систематический богословский труд носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 века в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих». Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство.

Личные качества Иосифа Волоцкого, сумевшего благодатно соединить в себе высокий духовный аскетизм, дар чудотворений с активным участием в общецерковной политике и влиянием на дела государства, привлекали в обитель не только ищущих успокоения от мирских бурь подвижников, таких как Иона Голова или Кассиан Босой (прославленный в лике святых в 2000г.), восприявший от купели Крещения Иоанна Грозного, но и влиятельных людей из светского общества. Василий III, Иван IV, князья Мещерские, Шаховские, Шереметьевы, Долгорукие, потомки графских и боярских родов Чернышевы, Кутузовы, Гончаровы, Муравьевы и множество других представителей славных российских фамилий были частыми гостями Успенского монастыря на Волоке Ламском. Здесь же возле Трапезной палаты (копии Московской Грановитой, но, в отличие от нее, созданной русскими зодчими) покоится прах Малюты Скуратова, принесшего в обитель чудотворный образ «Владимирской Волоколамской Божией Матери» (ныне - в музее преп. Андрея Рублева в Москве). В середине 16 века почти 7 лет в вынужденном затворе в обители находился известный духовный писатель, публицист, переводчик преподобный Максим Грек. В 1610 году в монастырской темнице томился плененный поляками Василий Шуйский.

Труды быстро растущей братии, опираясь на поддержку столь славных благотворителей, позволили уже к 1485 году воздвигнуть каменный соборный храм, расписанный рукой Дионисия и его учеников, среди которых – племянники преподобного Иосифа иноки Досифей и Вассиан. Еще при жизни преподобного основателя в монастыре подвизалось до 400 иноков, в его владении было 51 село (11.422 душ), 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна, 65 тонн сена. При обители развивалось столярное, сапожное, портняжное, переплетное дело, но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи.

Сам преподобный Иосиф был талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре было собрано несколько тысяч книг (почти все они сохранились в разных библиотеках), велась подробная летопись, в ризнице, кроме драгоценной уникальной утвари, находилось значительное количество икон, где особое место занимали творения преподобного Андрея Рублева. На фоне высокой общей культуры и образованности, среди монахов обители нередко рождались таланты. Из пострижеников Иосифова монастыря особым литературным даром от Бога был прославлен инок Досифей (Топорков), составивший вдохновенное «Слово надгробное» своему учителю и родственнику преподобному Иосифу и значительный по объему и фактуре «Волоколамский патерик». Старец-аскет Евфимий (Турков) обладал благодатной способностью составления исключительных по духовной силе церковных канонов, его же перу принадлежит грандиозный труд, получивший название «Монастырский обиходник».

В голодное время при монастыре ежедневно питалось до 700 человек, дети и старики находили приют в «Богорадном» монастыре и скиту с больничным корпусом, специально созданных для развитияблаготворительности при обители. Тут же на кладбище хоронили странников и неимущих, служили по ним бесплатные панихиды.

В советское время с 1920 по 1981 гг. в монастыре располагался детский дом.

Среди бывшей братии Иосифова монастыря есть пострадавшие в время гонений на Церковь Христову. К лику святых причислен новомученик Нил (Тютюкин), эконом и благочинный, подвизавшийся в монастыре с 1899 г. по 1920 г., расстрелянный в 1937 г. в Бутово.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь в монастыре. Возглавлял обитель с мая 1989 г. по ноябрь 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

Иосифо-Волоцкий монастырь и окрестности: dmitry_sasin — LiveJournal

Традиционная вылазка на длинные летние выходные была запланирована в западном направлении. В планах были Волоколамск, Торжок, Старица. И перед Волоколамском почти по пути заехали в Иосифо-Волоцкий монастырь. Поездка получилась "мокрой", два из трёх дней были дождливыми, что несколько смазало впечатления от поездки, да и фотографии получились блеклыми.
В монастырь мы приехали уже в 7 утра, народу не было, тишина и покой.

2.

Полное название - Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий мужской ставропигальный общежитейный монастырь. Монастырь был основан в 1479-м году, но те постройки, которые сейчас находятся на территории монастыря, относятся в основном к 17-му веку. Колокольня, с которой в хорошую погоду можно было видеть Москву, была взорвана в 1941-м году при отступлении Красной Армии.

3. Колокольню планируется восстановить.

4. Наше посещение началось с кормления местного кошачьего населения. Самые голодные кошки встречали посетителей уже на стоянке.

Пол котлеты как кошка языком слизала.

5. Монастырь расположен очень живописно, с двух сторон его окружают пруды с карасями.

Монастырь хоть и мужской, но очень уютный, ухоженный.

6.Германова башня выполняет функции колокольни.

Кстати, монашек нам встретилось больше, чем монахов. Правда, все они были уже в возрасте, видимо, чтобы не смущать братию.

7. Прямо на территории высажены плодовые деревья.

8. Разбиты грядки. Зелень-мелень и всё такое.

9. Успенский собор.

10.

11. Надвратная церковь апостолов Петра и Павла.

12.

13. Зимний Богоявленский храм с трапезной. Это уже начало 16-го века.

14. Часовня-сень

15. Настоятельский корпус (1785 год)

16. Старый братский корпус.

17. Новый братский корпус, 1910-й год постройки.

18.

19. Остатки внутренней ограды.

20. Бывший медовый амбар.

21. Построен в начале 20-го века.

22.

23. Настоящая амбарная дверь с отдельным, постоянно открытым, входом для кошек.

24. Сейчас в амбаре хранится всякая рухлядь. Причём буквально.

Вот бы внутрь заглянуть с фонариком...

25. Стены и башни монастыря построены в 1670-1688 годах зодчим Игнатием Трофимовым.

26.

27. Воскресенская башня.

28.

29. Крепостные стены были оснащены пушками.

30. Крест-памятник митрополиту Питириму и монастырским архиереям.

31.

32. Монастырский некрополь. Где-то здесь покоится Наталья Гончарова старшая - тёща Пушкина.

33. Израцы, которых в монастыре много, делал Степан Полубес. Как видим, фамилия подрядчика препятствием для работы с монастырём не стала.

34. Интересные лавки в монастыре. Олимпийские?

35. Котёнок долго ходил за нами, очень просился. А нам нельзя. В итоге видели его потом довольного на руках у девочки. Будем надеяться, что он нашёл себе семью и дом.

36. А вообще кошки здесь себя прекрасно чувствуют.

37. Несмотря на обилие кошек, трясогузки не боятся здесь охотиться.

38. Перед входом в монастырь памятник Иосифу Волоцкому.

39. И братская могила с памятником погибшим в Великую Отечественную.

    В лесу к западу от монастыря в тихом месте находится Всехсвятский скит. Поблизости от родника были устроены первые кельи настоятеля и братии. Над родником была поставлена деревянная часовня. В 1856 году архимандрит Гедеон получил разрешение на строительство в скиту каменной часовни взамен деревянной. В процессе строительства архимандрит Гедеон, по проекту которого строилась часовня, попросил разрешение пристроить алтарь. Разрешение было получено, и в 1860 году храм Всех Святых в скиту был уже освящён. Западная его паперть служила одновременно сенью над Иосифовым родником. Деревянные кельи были заменены каменными, а территория скита обнесена каменной оградой с башнями по четырём углам и звонницей над воротами.

40. В начале 20-го века в скиту было возведено двухэтажное здание больницы.

41. В настоящее время сохранились основные постройки скита, которые до 2009 года занимала Теряевская сельская больница.

42.

Ограда была разобрана, а храм превращён в котельную. В настоящее время начинаются работы по восстановлению сооружений Всехсвятского скита.

43.

44. Сейчас богослужения проходят в этом деревянном здании.

45. Раритетная колонка.

Поскольку монастырь находится на территории сельского поселения Теряево, мы там тоже сделали короткую остановку.
Село расположено на обоих берегах Большой Сестры.

46. Кроме полуразрушенной Вознесенской церкви в селе сохранились несколько дореволюционных домов.

47. Когда-то в селе были целых три бумаго-ткацких фабрики.

48. Один из бывших ткацких цехов. В результате реконструкции аутентичность утрачена полностью. Хорошо хоть без сайдинга обошлось.

49. На другой стороне шоссе есть село Спирово с Введенской церковью.

Церковь построена в 1825-м году. В 1848-49 к ней были пристроены два придела и колокольня. Церковь никогда не закрывалась, росписи в ней подлинные.

50.

    Село Спирово на реке Струге — родовое имение преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованное его прадеду святым благоверным князем Димитрием Донским. Позднее оно перешло во владение Волоцких князей. Князь Борис Васильевич в 1479 году пожаловал село Иосифо-Волоцкому монастырю. В начале 16-го века преподобным Иосифом здесь был устроен Богородичный монастырь с деревянной Введенской церковью и воздвигнут храм под названием «Дом Божий». В нем, по благословению настоятеля монастыря и соборных старцев, отпевали и хоронили безродных людей. После голода 1570 года Божедомный монастырь прекратил свое существование, и храм стал приходским. Пол в церкви устлан чугунной плиткой.

51. Рядом с церковью есть источник.

52. К нему ведёт металлическая лестница.

53. Источник представляет из себя проточный колодец, воду надо набирать черпаком с длинной ручкой.

Но вода мутноватая и с сильным болотным запахом, набирать её мы не стали.

Из Спирово мы направились в Волоколамск, о котором я уже начал рассказывать в прошлом сообщении.

Волоколамск. Фабрика.
Иосифо-Волоцкий монастырь и окрестности.
Волоколамск. Город.
Ярополец.
Торжок. 2-3 части.
Василёво, Митино, Прутня.
Старица и Красное.

Иосифо-Волоцкий монастырь или Где похоронен Малюта Скуратов


Всего 84 фото


Какими же, все таки, разными бывают наши монастыри! Есть монастыри важные и «надутые» от спеси, есть строгие и торжественные, есть ощетинившиеся неприятием мирского, есть новые, лоснящиеся безликим «евроремонтом» и заодно «пустые» в ощущениях, есть бедные и стремящиеся к возрождению, а есть скромные, тихие, живущие своей непостижимой камерной и внутреннею жизнью. Иосифо-Волоцкий монастырь именно такой – спокойный, тихий, торжественный, замерший в своей непостижимой духовной молитве, принятии и красоте. Люблю такие обители. Здесь все не так как в большинстве других. Монастырь изначально поразил своей строгой, но кроткой духовной красотой и незримой силой. Даже внешне, ты словно оказываешься в удивительной сказке. Храмы, высокие башни, стены монастыря... Все мысли останавливаются здесь, внешнее теряет свой блеск мирскую прелесть. Ты как будто чувствуешь посыл этой обители и приглашение совершить погружение в себя, свой духовный мир, который большей частью у нас заполнен человеческой суетой, неуемными стремлениями и потаканием собственным иллюзиям и представлениям.


В общем, этот материал об Иосифо-Волоцком монастыре и его истории. Будет много фотографий ибо никакое текстовое изложение не заменит визуального ряда, что может дать чувственные ощущения наблюдателю. В этот день было очень холодно, ветрено и довольно неуютно. Белесое небо приводило в состояние шока мою фотокамеру и ее оценки баланса белого) Поэтому пришлось вытягивать картинки, чтобы сделать их не такими мрачными как выглядела в действительности реальность) Может быть оно все и к лучшему, поскольку ничего внешнего и яркого не мешало вникать и чувствовать. Ну, приступим...


Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, Иосифово-Во́лоцкий монастырь - православный, мужской общежительный монастырь в Московской области России. Расположен он в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево на берегу живописного озера.
02.

Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божий Матери. Происходил Иосиф Волоцкий из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Отец его владел селом Язвище в Волоцком княжестве. Иван Санин первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все три его брата и отец. С восьми лет он учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре. Около 1459 года в возрасте около 20 лет вместе с товарищем Борисом Кутузовым, из того же сословия решили принять монашество.
03.

Иван Санин сначала направился в Саввин монастырь в Твери, но быстро покинул его и перешёл в Боровск в обитель Пафнутия Боровского, отличавшуюся своими богатствами, где прожил 18 лет, под руководством Пафнутия. В 1477 году, умирая, Пафнутий назначил преемником Иосифа. Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав, но встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного.

04.

Недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, Иосиф вернулся в свою обитель, братия встретила его настороженно и просила у великого князя московского Ивана III другого игумена, но тот отказал. Тогда Иосиф основал на родине во владениях Волоцкого князя в 20 км от Волоколамска, у слияния речек Сестры и Струги в 1479 году Иосифо-Волоколамский монастырь (иногда называют просто Волоколамским монастырём).
05.

Есть местная легенда, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные болота и лесную чащу нашел здесь ловчий, пока стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг ударила молния. Иван Санин решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где сейчас стоит Иосифо-Волоцкий монастырь, в поселке Теряево… В самой чаще у родника преподобный Иосиф поставил деревянную часовню и кельи, где вместе со своими сподвижниками жил до того времени, пока на нынешнем месте не был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1484–1486 гг.).

Поселок Теряево тоже имеет свою легенду. По преданиям, сам Иван Грозный охотился в этих местах и сюда отсылал неугодных ему стрельцов, якобы на охоту, с которой враги царя никогда не возвращались. Говорили, потерялся, мол… Отсюда и пошло название поселка – Теряево, бывшая Теряевская слобода.

Крепостная ограда и многочисленные постройки были первоначально деревянными. Ещё при жизни преподобного Иосифа с восточной стороны был вырыт большой пруд, впоследствии названный Иосифовским. В XVI веке при игумене Гурии был вырыт второй пруд, меньший размером, – Гурьевский. О времени создания третьего пруда – Малого, или Подстенного – сведений не сохранилось. Четвёртый пруд – Митрополичий, устроенный в середине XVIII века, расположен внутри стен монастыря.
06.

В 1543–1566 гг. вокруг обители вместо деревянной возводится каменная крепостная стена с девятью башнями, из них три круглых и шесть четырёхгранных. Иосифов монастырь становится не только одной из крупнейших и богатейших обителей, но и сильнейшей крепостью. В начале XVII века он выдерживает длительную и ожесточённую осаду польско-литовских интервентов, в результате чего сильно пострадали стены и башни, и с середины XVII века начинается новое грандиозное строительство, продолжавшееся до конца века.

В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.
07.

08.

Здание монастырской гостиницы (XIX век).
09.

Петровская башня (1680 г.).


До 1676 года были возведены не дошедшие до нас башни “на водяных воротах” и наугольная круглая. С 1677 по 1688 годы выстроены башни Никольская (1677), Воскресенская (1678), Петровская (1680), Старицкая (1681), Германова (1684), Кузнечная (1688)...
10.
Воскресенская башня (1677-1688 гг.).

...прясла стен между ними и Святые ворота с церковью св. апостолов Петра и Павла. Наличие дороги на Старицу с южной стороны монастыря определило местоположение его главного входа.
11.

Надвратная Петропавловская церковь и Настоятельский корпус (справа).

В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Асимметрия этой композиции умело скрадывается за счет того, что надвратная Петропавловская церковь поставлена по оси широкого проезда.

12.

Храм отличается тонкой соразмерностью пропорций. Через открытые галереи с южной и северной сторон архитектура церкви искусно связана с воротами, образующими под ней своего рода подклет. Строгая симметрия, ясность основных членений сочетается в этом храме с обилием и разнообразием декора.
13.

14.

Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними. Углы основного объёма акцентированы парами колонок, а расположенное в центре окно обрамлено килевидным наличником.
15.

Горизонталь открытой галереи храма с двойными арочками, опирающимися на фигурные колонки, подчёркнута двойным рядом муравленых изразцов. Особенно эффектен декор южного фасада.
16.

Круглые столбы, расположенные по сторонам от главного въезда Святых ворот, украшены многоцветными рельефными изразцами (ценинными). Объёмными архитектурными майоликовыми деталями сложены перехваты на столбах. Красочные столбы Святых ворот – сооружение уникальное.
17.

Изразцы

Почти все сооружения Иосифо-Волоколамского монастыря украшены различными изразцами. Изразцовое убранство Иосифо-Волоколамского монастыря представляет особую ценность. Почти ежегодно на протяжении всего строительства в монастырь поступали изразцы из Москвы. Их закупали в московской мастерской Степана Иванова Полубеса. Вид изразцов постепенно менялся. Вначале, как на Никольской башне, это были мелко и дробно детализованные композиции в рамке. Изображения на них трудно различить снизу, тем более что изразцы большей частью поставлены на угол в виде ромба. Зодчий использует их прежде всего как декоративные пятна, ярко выделяющиеся на фоне белой стены.
18.


19.

Мы вступаем на территорию обители
20.
Иосифо-Воло

Иосифо-Волоцкий монастырь. Детали - Самые интересные путешествия по России — LiveJournal

«И послали ловчего найти место для нового монастыря. И долго ходил он по густым да темным лесам волоколамского княжества, по охотничьим угодьям, полянам да чащобам. А уж и вовсе выбившись из сил, в задумчивости и нерешительности пришел на берег реки Струги, да в землю с ясного неба ударила молния перед ним. А были вкруг него лес да болота.

И тогда свершилось чудо – налетела буря и повалила с корнем вековые деревья в месте том. И решили все, что это сам Господь Бог своим перстом указал людям, где стоять новой обители. Так по молитвам Преподобного Иосифа Волоцкого чудесным образом в лето 1479 года в окрестностях старинного города Волока Ламского было обретено место для строительства монастыря.

При покровительстве местного удельного князя Бориса Васильевича, родного брата московского государя Иоанна III, и начали свой многовековой труд по устройству обители монахи и послушники. Но труден и долог был путь Преподобного Иосифа к новой обители, ибо прийти к ней он мог только человеком зрелым и монахом истовым».

Обитель находится в 120 км от Москвы, в волоколамской районе, рядом с селом Теряево, которое раньше называлось Теряев городок. Архитектурный ансамбль монастыря-крепости величественный и строгий, один из красивейших в русской архитектуре, причем полностью без изъянов и потерь, за исключением колокольни.

Это ярчайший образец московской монастырской архитектуры, памятник древнерусской культуры. Мощные стены монастыря с семью грозными сторожевыми башнями отражаются в спокойных водах трех озер, и восстают к небу, «от чистого к чистому, от прозрачного к прозрачному».

Эти озёра, точнее, пруды, были выкопаны руками насельников монастыря. Хотя в голове не укладывается, что такое возможно сделать лишь лопатами, без применения мощной современной техники.

Имели эти озера чисто практическое назначение – осушение того болота, на котором велось строительство монастыря. Но все же, нельзя избавиться от мысли, что эти озера – честь обители, ее светлого высокого духа, золоченых куполов и белоснежных стен, часть души основателя – преподобного Иосифа Волоцкого.

В жизни православной церкви монашество играло и играет необыкновенно важную роль. Принимая монашество и, уходя от мира, человек более не вступает в брак, не владеет личной собственностью, и по определению накладывает на себя строгие ограничения в пище и сне. Его единственным смыслом жизни становится – очистить душу перед Богом, принести покаяние за себя и молиться за всех людей.

Однако испокон веку монахи были не только отшельниками, но и миссионерами, несли они в мир знание и образование, и были людьми учеными и просветителями.

Надо сказать, что в православии существует два типа монастырей. Вот какое определение дал им митрополит Питирим: «Монастыри, созданные отшельниками, собирали монахов только на совместную молитву, каждый же жил в своем отдельном домике, и чем они кормились, никто не знал. Чаще всего они занимались каким-то ремеслом. Но все-таки это была некоторая форма отчуждения.

А наиболее трудной, наиболее совершенной, считалась форма общежительная, когда монахи имеют келью с очень скудным имуществом, но все остальное принадлежит монастырю. Этот тип был выработан в Греции, потом принят в Киево-Печерской Лавре, усовершенствован в Кирилло-Белозерском монастыре, откуда его и позаимствовал Преподобный Иосиф».

Иосиф Волоцкий был правнуком воеводы, которому была поручена охрана западных рубежей Московского государства. Это был человек исключительных природных дарований, очень волевой, сильный в воздействии на окружающих.

Духовный вождь русских людей, объединивший всех преданных вере православных, неуклонный борец с московской и новгородской ересью, преподобный Иосиф вошел в историю церкви и государства российского как книжник и мудрый толкователь Священного Писания, как покровитель церковного искусства, богослов и духовный писатель, как опытный политик, первым вставший на сторону державности московского князя.

Иосиф Волоцкий являлся идеологом партии "иосифлян", выступавших против сторонников преподобного Нила Сорского - "нестяжателей". Сутью конфликта был вопрос о праве церкви на владение богатствами земными - землями, крестьянами, капиталом и др. "Нестяжатели" выступали против этого, указывая, что церковь должна прежде всего стремиться к благам небесным.

Но в итоге возобладала точка зрения "иосифлян". Великий князь Московский Василий III невзлюбил нестяжателей из-за того, что их лидеры - старец Вассиан Косой (Патрикеев) и преподобный Максим Грек - резко осудили развод и вторичный брак Василия и насильственное пострижение в монахини его первой жены, Соломонии Сабуровой. Вассиан Косой и Максим Грек были обвинены в ереси и сосланы в заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Интересно, что сюда же, в Иосифо-Волоколамский монастырь, в 1539 году был сослан Иваном Грозным и противник "нестяжателей" - митрополит Московский Даниил, тот самый, который благословил развод великого князя Василия III и его брак с Еленой Глинской. Он умер здесь в заточении.

Волоколамский Иосифо-Волоцкий монастырь стал тюрьмой и для Василия Шуйского и для видного деятеля церковного раскола Герасима Фирсова.

Здесь находится усыпальница удельных князей – братьев Иоанна и Федора Борисовичей. На кладбище монастыря покоятся и некоторые известные светские личности. Это Малюта Скуратов, глава опричников, и помещица усадьбы Ярополец Н. Гончарова, которая приходилась тещей А.С. Пушкину.

Именно Преподобного Иосифа, а не Петра Великого, надо считать основателем государственного православия в России. Имя его в монашестве, «Иосиф», означало прибавление, присовокупление, и содеянное им в духовной жизни России было «и прибавлением немалым, и присовокуплением значительным».

В 2009 году патриарх Кирилл объявил Иосифа Волоцкого небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.

Преподобный Иосиф выступал за укрепление государственной власти и одновременно – за право церкви обличать "немилосердных" правителей и вельмож, "обидящих рабов и сирот". Он впервые указал на пределы иерархического послушания православного человека: «Иже убо царь злочестив, небреги сущих под ним – не царь есть, а мучитель, и ты такового царя не послушаеши». Этой фразой преподобного очень хорошо отвечать тем, кто так любит повторять вот это: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, противящийся власти противится Божию установлению». (Рим. 13:1-2)

Оригинал взят у raven_yellow в Иосифо-Волоцкий монастырь. Детали

Подружиться с Вишенкой

Контакты | Иосифо-Волоцкий Монастырь

143615, Московская область,
Волоколамский район,
село Теряево.

Канцелярия монастыря (с 11.00 до 16.30)

+7 499 559 98 42

+7 496 36 3 21 02

е-mail: [email protected]

Волоколамское отделение Братства Православных Следопытов

Руководитель отряда Владимир Васильев

e-mail: [email protected]

Заказ экскурсий (с 11.00 до 16.30)

+7 985 779 5565

+7 966 154 3182

Музей библии

+7 49636 321 04

[email protected]

Гостиница (заселение паломников до 21:00)

+7 925 112 9011 (есть возможность связи через приложения WhatsApp и Viber)

Дежурный на воротах (круглосуточно)

+7 496 36 3 21 01

Официальная группа монастыря в социальной сети Facebook.

Как добраться

Обитель расположена в селе Теряево Волоколамского муниципального района Московской области. Расстояние от МКАДа до монастыря по Ново-Рижскому шоссе через ст. Чисмена 110 км. Добраться до монастыря из Москвы можно:

На автомобиле: по Ново-Рижскому шоссе, на 98-м километре которого нужно свернуть направо в сторону станции Чисмена. Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь направо и еще около 1 км до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку. Начиная от Ново-Рижского шоссе, на каждом перекрёстке стоят указатели на «Иосифо-Волоцкий монастырь».

На автомобиле из Клина: Направляйтесь на северо-запад по ул. Ленинградская в сторону ул. Литейная/А108 (58м.), на перекрестке 1 поверните налево на ул. Литейная/А108 (1,9 км.), поверните налево на ш. Волоколамское/А108 (120м.), поверните направо на ул. Лавровская дор./А108 (800м.), плавно поверните направо в сторону Р107 (80м.), поверните направо на Р107 (7,4 км.), продолжайте движение по ул. Советская (600 м.), поверните налево на ул. Курятникова (2,0 км.), плавный поворот налево на ул. Мира (850 м.), продолжайте движение по Р107 (33,2 км.). Поверните направо (1,0 км.) до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку.

На автомобиле из Истры: Направляйтесь по ул. Ленина в сторону ул. Советская (600м.), направляйтесь на запад по ул. Маяковского в сторону ул. Щеголева (210м.), поверните налево на ул. Ленина, по ш. Волоколамское, М 9 и ул. Первомайская направляйтесь к месту назначения (72,1 км), поверните направо на ул. Советская (1,4 км.) продолжайте движение по ул. Панфилова (1,8 км.), ул. Панфилова плавно поворачивает налево и переходит в ш. Волоколамское (21,2 км.), поверните налево (1,5 км.), поверните направо (33м.), плавно поверните налево и выезжайте на М9 (18.4 км.), сверните на съезд в сторону ЧИСМЕНА/СЫЧЕВО (450м.), поверните налево (1,4км.), поверните налево на ш. Волоколамское (1,4км.), поверните направо (1,5 км.), продолжайте движение по ул. 1-я Железнодорожная (600м.), ул. 1-я Железнодорожная поворачивает направо и переходит в ул. Первомайская (19,3 км.), поверните налево на Р107 (3,1км.), поверните направо (1,0 км.) до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку.

На автомобиле из Лотошино: Направляйтесь на юг по улица Калинина в сторону ул. Парковая (600м.), поверните налево на ул. Центральная (2,6 км.), поверните налево на ул. Центральная (36 км.) до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку.

На автомобиле из Шаховская: Направляйтесь на северо-запад в сторону ул. Железнодорожная (43м.), поверните налево на ул. Железнодорожная (1,1 км.), поверните направо на ул. Партизанская/Р90 (1,0 км.), Продолжайте движение по ул. 1-я Советская (1,3 км.), поверните направо на ш. Новорижское/E22/М9 (2,0 км.), поверните налево (17,5 км.), поверните направо на Р107 (26,1 км.), до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку.

Общественным транспортом: Москва - Рижская электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От станции метро Тушинская, автобусом до г. Волоколамска, далее автобусом до с. Теряево.

 

Архитектурный ансамбль | Иосифо-Волоцкий Монастырь

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Трапезная палата с церковью Богоявления

В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь

строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля - свод её опирается на один срединный столп.

При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви.

В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада.

Стены и башни

Комплекс XVII века в основном повторяет очертание плана XVI века. Не имея заранее составленного проекта всех сооружений, Трофим Игнатьев, возводя очередную башню, использует лучшие свои приёмы, опробованные на предыдущих объектах, а также формы и детали других известных памятников русского зодчества. Судя по всему, мастер был знаком с тонкостями архитектурного искусства своего времени. Трофим Игнатьев достаточно свободно относился к предварительным планам Ивана Неверова, работая в соответствии со своими представлениями и руководствуясь собственным вкусом. Самостоятельная творческая роль Трофима Игнатьева в создании монастырского ансамбля просматривается и в использовании изразцов для наружного декора стен и башен, что не было оговорено в росписи Ивана Неверова. Новых фундаментов стен потребовало бы много времени и средств. Башни были выстроены более высокие, чем в XVI веке; значительно увеличен их периметр.

Наличие с восточной и северо-восточной стороны прудов определило композицию плана и силуэта стен монастыря, примыкающих к ним непосредственно, сделав их в более монументально и неприступно. Высота стен везде одинакова, композиционные особенности достигаются различной высотой и своеобразием архитектуры башен. Развитие получает многогранность, число граней различно – 8, 16, 24. Круглая форма встречается как исключение. Важнейшей особенностью объёмного решения комплекса является подчёркнутая высотность и динамичность силуэта, в отличие от прежней стены, имевшей незначительную высоту стен и статичную форму башен. Пластическое убранство башен обогащается изразцами, рельефной кладкой, вертикальными членениями в виде полуколонн и пилястр. Цветовое решение комплекса основано на сочетании белого цвета стен и башен с интенсивным цветом изразцов и тёмных шатров. Силуэт монастыря прекрасно выделяется на фоне контрастного природного окружения. высшей степени живописными. Стороны комплекса, ориентированные на юг и запад, на широкие просторы полей, имеют регулярно-симметричное построение и выглядят

Нападение врагов чаще всего ожидалось с северо-запада, что определило архитектурную трактовку этой стороны крепости. Её мощь и неприступность видна в симметричной постановке почти на равных расстояниях от Германовой башни мощных угловых цилиндрических башен.

Северная (Кузнечная) башня, выстроенная на самом опасном участке, имеет самую большую высоту – до верха флюгера 44,41 м, толщина стен в сажень – 248 см. У неё наиболее богатый силуэт и насыщенная декоративная обработка. С этого угла начинается постепенное убывание высоты, сложности силуэта и убранства башен.

Германова башня имеет статическую квадратную форму плана, что было вызвано наличием в ней проездных ворот.

Юго-западная (Старицкая) башня значительно меньше Северной и Германовой. В противоположность многоярусной Северной башне она столпная и подчёркнуто массивная.

В XVII веке каменные шатры были поставлены только на Германовой и Кузнечной башнях. Остальные шатры были деревянными и заменены на каменные в XVIII веке. Тогда же разобрана и выстроена заново Никольская башня. В XVIII–XIX вв. были переложены смотровые чюланы башен и шатрики над ними, переставшие играть служебно-боевую роль и приобретшие более декоративный вид. В конце

XVIII века башни и ограда были покрыты железом. Были сняты деревянные столбы, поддерживавшие крышу с внутренней стороны крепостных стен, и возведены каменные столбы с арками.

Внутри стен расположены проходы, на которые можно попасть, поднявшись по лестницам внутри башни, а сами стены снабжены бойницами для нижнего, среднего и верхнего боя. Стены Иосифо-Волоколамского монастыря незначительно отличаются от оборонительных стен предшествующего времени, они сохраняют свой суровый вид. Лишь кирпичные из полувала выделяют средний ярус стены, повторяя обрамление варовых проёмов на башнях.

По первоначальному проекту Ивана Неверова предполагалось строить ежегодно по одной башне с примыкающим к ней участком крепостной стены. Однако до 1676 года были выстроены только северо-восточная Безымянная и не сохранившаяся круглая наугольная башня. Лишь в 1677 году строительство стало вестись регулярно Трофимом Игнатьевым, и первой была им возведена восточная Никольская башня. Это стройное восьмигранное сооружение первоначально было перекрыто, как и все башни оборонительного пояса, кроме Кузнечной и Германовой, деревянным шатром, заменённым на каменный в конце XVIII века.

Никольская башня неразрывно связана со всем оборонительным поясом, и в то же время это самостоятельное сооружение, обладающее собственной яркой архитектурной выразительностью. Её нарядный облик далёк от суровости крепостных построек более раннего времени. Кирпичные белёные стены Никольской башни украшены разнообразным декором. На каждой из выступающих граней мастер поместил по четыре двухуступчатые ниши-ширинки, образующие орнаментальные композиции с круглыми бойницами. В каждой нише – “пятёрка” муравленых (покрытых прозрачной зелёной глазурью) изразцов, которые резко выделяются на фоне белой стены, поблёскивают, отражая солнечные лучи. Тяги из кирпичного получала, обводя ниши бойниц и варовых проёмов наподобие наличников, украшают верхний ярус башни; этот же приём использован и в декоре крепостных стен.

Угловая юго-восточная Воскресенская башня гораздо выше и массивнее Никольской. В основе убранства башни лежат всё те же немногочисленные декоративные элементы. Это ширинки с “пятёрками” муравленых изразцов, изразцовые ряды, а также различные кирпичные пояса и тяги. Однако этих украшений здесь гораздо больше, и они составлены в более сложные орнаментальные композиции. Тонкие декоративные пояса и тяги членят башню на несколько ярусов, внутри которых, на каждой из граней, размещаются отдельные крупные детали, в свою очередь образующие разорванные ряды, опоясывающие тело башни. Такие ряды очень красиво сочетаются со сплошным поясом муравленых изразцов, словно изумрудное ожерелье. В основном использованы изразцы с профильным изображением птицы с повёрнутой головой, помещённым в орнаментальную рамку, состоящую из растительных мотивов. Из изразцов с изображением птиц набран верхний пояс башни.

Юго-западная Старицкая башня отличается от других более строгим обликом. Она не так богато украшена, но её формы, детали убранства исполнены особого благородства. Башня выделяется контрастным сопоставлением тяжёлой нижней части и лёгкого островерхого шатра. Из-за обилия граней основание башни кажется почти цилиндрическим. В нижнем ярусе, на рёбрах, помещены кирпичные столбы, акцентирующие гранёность. Четыре тонких каменных пояса, три из которых украшены изразцами, охватывают основание. Круглые бойницы среднего боя обрамлены килевидными наличниками. Необычайно красиво волнообразное завершение башни.

Если башни южной и восточной стороны несколько напоминают друг друга, то ни одна из башен на западе не похожа на соседнюю.

Германова башня расположена в центре западной крепостной стены. Эта единственная квадратная башня, наиболее массивная, прежде была проезжей. Её ворота были ориентированы на западный портал Успенского собора. Башня имеет три основных яруса и один дополнительный, окружённый открытым гульбищем и имеющий сложное сомкнутое перекрытие. Помещение этого этажа было тюремным. Венчает башню восьмигранный шатёр, поставленный на двухлопастные, с висячими гирьками, арки звона. Поверхность башни украшена узорчатыми поясами из кирпичного штучного набора и муравлеными изразцами. Они придают нарядный вид тяжёлой и массивной башне. Открытая галерея башни оформлена поясом из уступчатых ниш со вставленными в них крупными изразцами. Этот пояс подчёркнут кирпичными тягами и рядом более мелких изразцов. Бойницы верхнего боя обрамлены тягой из кирпичного полувала с циркульными арочками над проёмами, что создаёт впечатление наличников, а под варовыми проёмами идёт пояс поребрика. Затем вновь идёт ряд муравленых изразцов в нишках, но на этот раз они поставлены в виде ромба. Ниже расположен орнаментальный пояс, сложенный из терракотовых элементов: ромбов, городков и поребрика.

Угловая северо-западная башня по праву считается самой красивой. Предполагалось, что эта башня будет самой мощной, поскольку “к той башне с поля бывает подход воинским людям”. Тяжёлый цилиндр башни имеет три боевых яруса (для подошвенного, среднего и верхнего боя). Выше идёт десятигранник и затем восьмерик, а завершается башня восьмигранным кирпичным шатром со слухами. Благодаря искусному распределению декора башня производит впечатление лёгкого гармоничного сооружения. Стены её разделены горизонтальными кирпичными поясами на четыре яруса. Три нижних оформлены пучками полуколонок, образующих сильные вертикальные акценты, придающие башне стройность. Для украшения башни было закуплено 800 изразцов.

Заметно, что по мере строительства мастерство Трофима Игнатьева становилось всё более зрелым, он свободнее варьировал формы, обильнее применял декор. Его башни – это подлинные шедевры русского зодчества.

Колокольня

Возле северо-западного угла Успенского собора была построена каменная восьмигранная четырёхъярусная столпообразная звонница с шатровым куполом. В третьем ярусе колокольни иждивением волоцкого князя Бориса Васильевича и его детей был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, где была поставлена икона, полученная преподобным Иосифом в благословение от его наставника Пафнутия Боровского. На верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани.

В начале XIX века возник уклон колокольни от отвесной линии, достигший к 1848 году двух аршинов. Для укрепления колокольню обнесли квадратной пристройкой из кирпича, к которой позднее пристроили контрфорсы, но это лишь ухудшило положение. В 1847 году были заделаны лестничные проходы и отверстие для часовых гирь. Осадка более не наблюдалась. В 1849 году пристройка была разобрана (из кирпича устроена братская баня и каменная оградка внутри монастыря), а колокольня в нижней части укреплена железными связями.

В начале Великой Отечественной войны, 19 ноября 1941 года, колокольня была взорвана отступавшими Советскими войсками.

Надвратная церковь

В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Асимметрия этой композиции умело скрадывается за счет того, что надвратная Петропавловская церковь поставлена по оси широкого проезда. Храм отличается тонкой соразмерностью пропорций. Через открытые галереи с южной и северной сторон архитектура церкви искусно связана с воротами, образующими под ней своего рода подклет. Строгая симметрия, ясность основных членений сочетается в этом храме с обилием и разнообразием декора. Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними. Углы основного объёма акцентированы парами колонок, а расположенное в центре окно обрамлено килевидным наличником. Горизонталь открытой галереи храма с двойными арочками, опирающимися на фигурные колонки, подчёркнута двойным рядом муравленых изразцов. Особенно эффектен декор южного фасада. Круглые столбы, расположенные по сторонам от главного въезда Святых ворот, украшены многоцветными рельефными изразцами (ценинными). Объёмными архитектурными майоликовыми деталями сложены перехваты на столбах. Красочные столбы Святых ворот – сооружение уникальное.

Оформление восточного фасада церкви Петра и Павла характерно для конца XVII в. Алтарная часть имеет две апсиды, поскольку примыкает к крепостной стене, но воспринимается как симметричная постройка: кажется, что ещё одна апсида с парным изразцовым столбом скрыта от глаз. В этом сказалось стремление к ясной симметрии с укрупнённым центральным звеном и органическое приспособление к общей нерегулярности постройки. В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды.

Изразцы

Почти все сооружения Иосифо-Волоколамского монастыря украшены различными изразцами. Изразец – это специальная керамическая плитка для облицовки печей или стен. С XV века изразцы, вначале в виде терракотовых рельефных плит, стали использовать на Руси для убранства зданий. В дальнейшем керамические изразцы стали покрывать прозрачной зелёной свинцовой глазурью (“муравой”). С конца XVII века муравленые изразцы стали одной из излюбленных декоративных форм русских зодчих. Муравленые изразцы украшают многие храмы и монастырские ансамбли, но изразцовое убранство Иосифо-Волоколамского монастыря представляет особую ценность. Почти ежегодно на протяжении всего строительства в монастырь поступали изразцы из Москвы. Их закупали в московской мастерской Степана Иванова Полубеса. Вид изразцов постепенно менялся. Вначале, как на Никольской башне, это были мелко и дробно детализованные композиции в рамке. Изображения на них трудно различить снизу, тем более что изразцы большей частью поставлены на угол в виде ромба. Зодчий использует их прежде всего как декоративные пятна, ярко выделяющиеся на фоне белой стены.

“Ценинных дел мастер” Степан Иванов прожил долгую жизнь и был знаменит в Москве. И в столице, и в провинции мы встречаем большое количество его изразцов. Его фризы “павлинье око” можно видеть, помимо Успенского собора Волоколамского монастыря, в Москве на надвратной церкви Андреевского монастыря, на соборе в Измайлове, на церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке.

Для изразцов из мастерской Степана Иванова характерен яркий плоскостный орнаментальный рисунок с чётким эмалевым рельефом, когда каждый элемент орнамента углублён и обведён приподнятым рельефным контуром, чтобы предотвратить затёки эмали. Рисунок состоит из крупных частей. В основе орнаментов – стилизованные растительные мотивы, которые близки узорам на тканях и фресках того времени. Используются эмали чистых, насыщенных цветов, где наиболее ярким цветом выделяется центральное звено орнамента.

В мастерской Полубеса наряду с плоскими орнаментальными изразцами делали и рельефную майоликовую скульптуру. Судя по летописным источникам, именно из его мастерской вышли знаменитые изразцовые вставки с изображением евангелистов. Помимо привычных изразцов – плиток с румпой для крепления в стене – изготавливались и архитектурные майоликовые детали.

Скит Всех святых

Скит располагался в глубине монастырского леса к западу от самого монастыря. Поблизости от родника были устроены первые келии настоятеля и братии. Над родником была поставлена деревянная часовня. В 1856 году архимандрит Гедеон получил разрешение на строительство в скиту каменной часовни взамен деревянной. В процессе строительства архимандрит Гедеон, по проекту которого строилась часовня, попросил разрешение пристроить алтарь. Разрешение было получено, и в 1860 году храм Всех Святых в скиту был уже освящён. Западная его паперть служила одновременно сенью над Иосифовым родником. Деревянные келии были заменены каменными, а территория скита обнесена каменной оградой с башнями по четырём углам и звонницей над воротами. В начале ХХ века в скиту было возведено двухэтажное здание больницы.

В настоящее время сохранились основные постройки скита, которые до 2009 года занимала Теряевская сельская больница. Ограда была разобрана, а храм превращён в котельную. В настоящее время начинаются работы по восстановлению сооружений Всехсвятского скита.

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в с.Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушел со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 в. в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих».

Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сохранив для Московской Руси православную веру, не допустив расколов и разногласий, преподобный Иосиф содействовал укреплению, в том числе и территориальной целостности, нашей страны и географическому расширению России».

Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Кассиан Босой, Фотий. Насельниками монастыря были архиепископы Казанские Гурий и Герман.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сложившийся в ХУ-ХУП веках, сохранивший свою цельность. Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году, в которой в 1-й половине ХVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Уникальная колокольня XV-XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками, изящная Петропавловская церковь на богато декорированных Святых вратах, прекрасный, большого объема Успенский собор на высоком белокаменным подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружен великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1909 году палехскими мастерами. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала ХХ века.

В 1572 году явила себя чудом попринесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.     

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.   

Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь. Возглавлял обитель до ноября 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (+ 4.11.2003 г.).

В 2004 году наместником монастыря назначен игумен Сергий (Воронков). В 2012 году Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий удостоен сана архимандрита.

В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. Подходят к завершению работы по реставрации древнейшего памятника – храма Богоявления с Трапезной палатой (нач. ХУ в.). Особое внимание уделяется реставрации Успенского собора, где 27 сентября 2015 г. праздничное богослужение в честь 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В первые же годы монастырь столкнулся с немалыми трудностями. Кризисная ситуация в стране, конечно, сказывалась на жизни и быте насельников монастыря. Помещений, пригодных для проживания и совершения богослужений практически не было. Значительные средства требовались на ремонт и реставрацию. Одновременно в монастырь потянулись и местные сельские жители, оказавшиеся без зарплат и пенсий. Им необходимо было помогать. Первый игумен монастыря митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим поставил задачу – постараться прокормить себя своими руками. Таким образом, уже в начале 90-х годов были заложены основы хозяйственной деятельности обители. Были устроены огороды с теплицами, ферма, курятник, посажены плодовые деревья и кустарники, заведена пасека. В одной из башен оборудовали свечное производство. Организовали швейную мастерскую, обеспечивающую внутренние потребности монастыря, столярную мастерскую. В настоящее время на монастырской ферме около 15 коров. Молоко перерабатывает молочный цех, где делают кефир, сметану, масло, творог, сыр, полностью обеспечивая потребности насельников монастыря. Пасека имеет около 30 ульев. Меда хватает и для нужд братии, и для продажи. На огородах выращивается картофель, морковь, лук, чеснок, свекла, капуста, кабачки, тыква, огурцы, помидоры, перец, зелень. Фруктовый сад ежегодно дает большой урожай яблок и груш, ягод. Грибами монастырь снабжают богатые окрестные леса. Не забывает монастырь и о паломниках. В трапезной для них готовят разнообразную выпечку, делают квас и сбитень. В монастырском скиту налажена выпечка хлеба.

Как это было и раньше, насельники монастыря сочетают молитву с трудами. Монастырское обширное хозяйство требует к себе много внимания, поэтому не все насельники имеют возможность для посещения богослужений. Хотелось бы, чтобы было более благоприятное, не в ущерб духовной жизни, сочетание трудовых обязанностей и молитвы. Всегда в монастыре желанны трудолюбивые люди, готовые к послушанию и любящие молитву.



Смотрите также

Описание: