Хуторе близ диканьки где находится


Диканька — Википедия

Дика́нька (укр. Дика́нька) — посёлок городского типа, Диканьский поселковый совет, Диканьский район, Полтавская область, Украина. Является административным центром Диканьского района и Диканьского поселкового совета, в который, кроме того, входят сёла Васильевка, Прони и Трояны. Известен благодаря хрестоматийной книге Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Посёлок городского типа Диканька находится в 27-ми км к северу от областного центра Полтава, между реками Ворскла и Кратова Говтва (~3 км).

На расстоянии в 6.5 км расположено большое село Великие Будища.

На территории посёлка несколько небольших прудов. Рядом проходят автомобильные дороги Н-12 и Т-1721.

Есть несколько версий происходуения названия посёлка. Одни связывают его с наличием здесь когда-то густых диких лесных массивов, другие — с фамилией Дикань, которая будто бы была у первопоселенца. Такая фамилия, и в самом деле, по сей день встречается в округе[2]. Как, основываясь на исторических документах, предполагал В. Кривошея им был казак Яхно Диканенко[3].

Впервые Диканька документально упоминается в 1658 году в летописи Самуила Величко. Тогда близ Диканьки сошлись в бою отряды полтавского полковника Мартына Пушкаря и гетмана Ивана Выговского[4]. С той поры поле боя называют Сербинским, там осталась и Сербинская братская могила.

В 1668 около этой могилы в столкновении с гетманом Правобережной Украины Петром Дорошенко был убит левобережный гетман Иван Брюховецкий[4]. Заселена Диканька была выходцами из Правобережной Украины — казаками и крестьянами, которые бежали из-под гнета польской шляхты.

Однако остатки подземных ходов, большие ответвления которых ведут из центра Диканьки в направлении села Великие Будища, свидетельствуют, что люди жили тут и раньше, спасаясь в подземелье от набегов крымских татар в XV—XVI вв.

До наших времён сохранились также остатки пещерного скита, который существовал в лесной чаще на восток от Диканьки до 1602 года. Это был почти целый подземный городок из 8 пещер, соединенных разветвленными ходами, и системы поддержания жизнедеятельности монахов.

С 1689 года село принадлежало генеральному судье войска Запорожского В. Л. Кочубею[4], в дальнейшем в поместье Кочубеев был создан усадебный ансамбль.

В 1893 году Диканька являлась селом Полтавского уезда Полтавской губернии, в котором насчитывалось 3442 жителя и 757 дворов, здесь действовали винокуренный завод, пивоваренный завод, кузница, 2 маслобойки, 43 ветряных мельницы, 3 торговые лавки, 1 топчак; ежегодно проходили три ярмарки[4].

В ходе гражданской войны усадьба была разорена, многие элементы дворцово-паркового комплекса безвозвратно погибли.

20 октября 1931 года здесь началось издание районной газеты[5].

В ходе Великой Отечественной войны в 1941—1943 гг. село находилось под немецкой оккупацией.

В 1957 году селу присвоен статус посёлка городского типа. В 1959 году численность населения составляла [6].

В 1989 году численность населения составляла 8863 человека[7]. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, численность населения составляла 8468 человек[8].

  • Кирпичный завод.
  • Диканьский комбикормовый завод (ДМКЗ).
  • ООО «УкрОлія» (подсолнечное масло, соевый жмых).
  • ГП Диканьский леспромхоз.
  • ЗАО Диканьский завод строительной керамики.
  • ЗАО Диканьский завод продтоваров «Проминь».
  • ООО «Диканька-насиння».
  • ООО «Энергия XXI».
  • ООО «Инверт» (кондитерские изделия, производство муки).
  • Газокомпрессорная станция на мощном магистральном газопроводе.
  • Детский сад «Ромашка».
  • Диканьская опорная школа им. Н. В. Гоголя.
  • Диканьская гимназия № 2.
  • Спортивно-оздоровительный гостиничный комплекс «Диканька».
  • Детский сад «Теремок».

Своего рода визитной карточкой Диканьки является Диканьский государственный историко-краеведческий музей им. Д. М. Гармаша[uk], фонды которого насчитывают около 8000 экспонатов. В 9 залах музейной экспозиции представлены завораживающая природа, историческое прошлое и сегодняшние дни гоголевского края. Среди уникальных экспонатов — ценные археологические находки из скифских захоронений, каменные половецкие скульптуры, козацкие принадлежности, сундук Вакулы и другие бесценные реликвии.

Также в Диканьке имеется своя картинная галерея, в 8 залах которой разместились около 450 экспонатов: художественные полотна, графика, скульптура, чеканка по металлу, резьба по дереву. В Диканьке часто бывал Николай Гоголь. Отдельный зал посвящён творчеству всемирно известной М. К. Башкирцевой — тут размещена её мемориальная комната-музей.

Памятники архитектуры[править | править код]

От богатой, образцовой для своего времени усадьбы Кочубеев в Диканьке сохранилось немного.

  • Триумфальная арка — исторический символ Диканьки, построена в 1820 году по проекту Луиджи Руска как парадный въезд в усадьбу Кочубеев в память о приезде в Диканьку императора Александра I. Арка является частью усадьбы Кочубеев, сохранившейся по сей день. Ранее её композиционным центром был красивый парадный дворец, построенный в конце XVIII века по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Дворец Кочубеев в годы гражданской войны был разрушен и разобран. Триумфальная арка — единственный на Украине памятник культуры, увенчивающий триумф победы в Отечественной войне 1812 года с французами.
  • Николаевская церковь — построена в 1794 году на месте деревянной, которая находилась на окраине Диканьки. Её проект в стиле классицизма выполнил известный зодчий той эпохи Н. А. Львов. Он впервые применил систему двойного купола. Особенное внимание привлекает резной иконостас из мореного дуба. Под церковью находится семейная усыпальница Кочубеев, где похоронено 5 князей и 3 княгини рода. Рядом с церковью находится колокольня, построенная в 1810—1827 гг. по проекту Луиджи Руска.
  • Троицкая церковь сооружена в 1780 г. в стиле позднего барокко и имеет в плане форму креста. Это единственный памятник архитектуры, тесно связанный с творчеством Н. В. Гоголя, который часто бывал в ней. Существует легенда, якобы, именно здесь бывал кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством».
  • В посёлке есть памятники Тарасу Шевченко и Николаю Гоголю (скульптор Л. Ильченко).

Памятники природы[править | править код]

  • Диканьский национальный природный парк.
  • На самом въезде в Диканьку, вдоль старой дороги на Полтаву, сохранилось 4 «Кочубеевских» дуба. Это деревья-гиганты, которым уже 600—800 лет, высотой 20—22 метра, диаметром 150—185 см. Эти дубы воспеты А.Пушкиным в поэме «Полтава». По легенде около этих дубов юная Мотря Кочубей встречалась с гетманом Мазепой.
  • На южной окраине Диканьки сохранился памятник природы — Сиреневая роща, заложенная в начале XIX века помещиком Кочубеем для его больной дочки Анны. В карьер площадью около 2-х га свозили со всех уголков мира около 40 видов сирени, внизу были разбиты аллеи, установлены лавки. По случаю цветения кустарника в Диканьке традиционно проводится праздник «Песни Сиреневой рощи».
Заповедные 800-летние дубы Сиреневая роща в цвету Еловый лес Заповедные 800-летние дубы
  • Диканька // Географічна енциклопедія України. — Т. 1. — К., 1989. — С. 321. (укр.)
  • Жук В. Н. Диканька: Історико-краєзнавчий нарис. — Харків, 1973. (укр.)
  • Ханко О. В. Дрібна керамічна пластика ХVІІ-ХІХ ст. із Диканьки та інших гончарських центрів Поворскля // Археологічний літопис Лівобережної України. — 1998. — № 1-2 (3-4). — С. 170-171. (укр.)
  • Туристическими тропами Диканщины. Путеводитель. — Полтава, 2008.
  • Швец Т. Д. Церковь Святителя Николая в посёлке Диканька Полтавской области // Филокартия. — 2009. — № 2 (12). — С. 36-37.
  • Кривошея В. В. Українське козацтво в національній пам'яті. Полтавський полк. Том І ISBN 978-617-7223-01-5 (укр.). — Десна Поліграф, 2014. — 500 с.

Диканька | Путешествия по Украине

Диканька — самое популярное украинское селение, которое расположено на берегу реки Ворскла, всего в 25 км от гостеприимного города Полтава.
Ежегодно этот превосходный край посещают тысячи туристов со всех уголков Украины, особенно в период организации Сорочинской ярмарки и цветения ароматной сирени.

Точную дату основания поселения никто из историков назвать не может, но первые упоминания об Диканьки датируются 1658 годом, в летописи Самуила Величко.
По одной из версий, здешний край был назван Диканькой из за непроходимых  диких лесов, которые окружали  населенный пункт со всех сторон.

Посетив сказочную Диканьку, перед вами откроется великолепная панорама окрестности, вы увидите много интересных и популярных достопримечательностей Полтавщини.
В здешнем крае, практически все имеет отношение к известному роду Кочубеев.
Сам Кочубей  был главой поселка, который внес огромный вклад в развитие Диканьки.
Благодаря знатной семье был построен превосходный дворец где насчитывалось более 100 комнат.
В его просторных залах находилась картинная галерея, библиотека, музей с уникальными экспонатами со всего мира,но к огромному сожалению, в период революции 1917 г все было безвозвратно уничтожено.

Сегодня о когда то величественном дворце , где гостили известные писатели, художники, цари, гетманы напоминает только Триумфальная арка , сохранившейся по сей день.
Она являлась неотъемлемой частью усадьбы Кочубеев, которую возвели в честь императора Александра I, в 1820 году.
По проекту известного архитектора того времени Луиджи Руска, арка выполняла роль парадного въезд в усадьбу.

Триумфальная арка

В наше время на месте когда-то величественного дворца разбит замечательный ландшафтный парк, где возвышаются четыре 800 летних дуба.
Три растут на одной аллее, а один отдельно, ближе к населенному пункту Диканька.
Великаны имеют 20-22 метров высот , их диаметр достигает полутора метров.
По народными сказаниям, деревья были высажены в честь дня рождения В. Л. Кочубея, полковником Иваном Искраем и судьей Василием Кочубем.
Изначально на аллеи произрастало 68 дубов, но на сегодняшний день осталось только 4.
Это конечно не самые старейшие дубы на территории Украины, но увидеть их стоит.

Если верить легенде,то именно здесь,встречались влюбление Мотря Кочубей и Иван Мазепа.
На момент встречи Мазепа имел почти 60 лет, а юная Матрена всего 16  .
Следует заметить, чувства между парой несмотря на существенную разницу в возрасте были взаимны. Мазепу было за что полюбить!  Он выглядел очень привлекательно, был по-прежнему строен, физически крепок и здоров.

О кочубеевских дубах писал сам Александр Сергеевич Пушкин:
Цветет в Диканьке древний ряд
Дубов, друзьями насажденных;
Они о праотцах казненных
Доныне внукам говорят…
Несмотря на то, что писатель  никогда не ступал по полтавской земле, он прославил этот замечательный  край в своей поэме «Полтава».

Кочубеевские дубы

На территории ландшафтного парка, каждый желающий может насладится неповторимым ароматом цветущей сирени в «Сиреневой роще».
В  период цветения , туристов как некогда здесь очень много.
Если верить легенде, то роща была высажена для тяжело больной внучки Кочубея, Анны.
С разных уголков мира сюда привезли все возможные разновидности саженцы сирены, которые высадили на месте глиняного карьера.
Цветущий райский уголок был неповторим, девушке стало луче, но когда сирень отцвела, жизнь Анны угасла.  С тех пор душа девушки блуждает в сиреневом гаю  .

Сиреневая роща

На окраине Диканьки, возвышается Николаевская церковь 1794 года, построена на средства Кочубеев. Она же является семейной усыпальницей знатного рода, где хранятся останки 5 князей и 3 княгинь.
В 1851-1852 годах здесь был установлен уникальный иконостас из моренного дуба, его сделали талантливые  украинские крепакы, которые обучались резьбе по дереву в Италии.
Особенное внимание привлекает Икона Святого Николая Чудотворца.
В свое время к ней приходила молится Мария Ивановна Гоголь — Янковская , она очень переживала после смерти своих двоих  детей.
Вынашивая под сердцем третьего ребенка женщина молилась каждый день за жизнь и здоровья в Николаевской церкви.
В итоге Мария родила сына и назвала его Николай, в честь святого.
Мальчик вырос и стал известным, талантливым писателем .
Знаем мы его как Гоголь Николай Васильевич,он часто посещал Диканьку и Николаевскую церковь .
За свою творческую деятельность Николай написал много интересных работ, но самая популярная его книга , Вечера на хуторе близ Диканьки.

Николаевская церковь

В самом центре Диканьки расположена Троицкая церковь 1780 года, в стиле позднего барокко.
Эта святыня, тесно переплетается с творчеством Н. В. Гоголя.
Будучи в здешних краях, известный писатель часто посещал храм.
Считается, что именно эту церковь расписывал тот самый кузнец Вакула описаний в повести
«Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя:
«…на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Троицкая церковь

Будете в Диканьке, обязательно посетите уютный хутор Прони, здесь расположен популярный среди туристов историко-культурный комплекс “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
Его открыли не так давно, в 2003 году.
Комплекс является прототипом села из популярного произведения Н. В. Гоголя
«Вечера на хуторе близ Диканьки» .
Здесь вы сможете посетить настоящий шинок и отведать традиционные полтавские блюда: вареники Солохи, украинский борщ с пампушками, казацкую картошку от кузнеца Вакулы.

 

Место нахождения

Адресс: пгт Диканька, Полтавская обл.

GPS координаты: 49°48’18”N 34°32’46”E

Диканька в Полтавской области - туристический блог Бизнес Визит

Украина полна чудес и волшебства. И дело не только в очаровательных пейзажах и на удивление отзывчивых людях. В буквальном смысле отдельные уголки страны переполнены мистикой и волшебством. Одно из таких мест – легендарная Диканька в Полтавской области. Каждый взрослый ещё со школьных лет помнит увлекательную историю «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, книги и экранизации которой каждое Рождество сопровождают нас. Но и сама Диканька, вне её литературного образа, — прекрасное место со множеством достопримечательностей и сопутствующих историй. Давайте вместе совершим это небольшое путешествие, после которого вам непременно захочется отправиться на Полтавщину!

Где же эта дивная Диканька?

Небольшой посёлок городского типа Диканька находится в одноимённом районе Полтавской области Украины. В былые времена здесь росли густые и величественные украинские леса, а местные жители мирно сосуществовали с силами природы. Согласно местному приданию, село было основано неким казаком с фамилией Дикань. Возможно, поэтому посёлок и носит такое название. К слову, до сих пор достаточно много людей можно здесь повстречать с такой фамилией. Наследники они основателя или просто однофамильцы – никто не знает наверняка. Но всё это добавляет определённую атмосферу месту.

Украинские земли услышали о Диканьке впервые, когда неподалёку прошло легендарное сражение Пушкаря и Выговского. Именно тогда, в 1658 году, впервые в исторических документах упоминается Диканька. До заселения села казаками украинский народ жил здесь в подземельях, опасаясь разорения татарами. Об этом, в частности, свидетельствуют несколько пещер, которые соединены подземными ходами. Сюда же позже съезжались крестьяне, которые искали лучшей жизни вне польской власти.

Позже Диканька стала весьма облагороженной усадьбой генерального судьи Кочубея, который до казни за предательство Мазепы превратил небольшое казацкое село в живописный уголок. Здесь были созданы сады и парки, из далёких Италии и Греции привезли скульптуры и фонтаны. А по тернистым тропинкам парков гуляли павлины и фазаны. Но, как и многие богатые поместья и усадьбы, с приходом советской власти Диканька была практически уничтожена. Скульптуры и изящные строения были разрушены, сады вырублены, а множество элементов украшения и богатства безвозвратно вывезены. Постепенно превращаясь в обычный советский посёлок, уже в 1957 году Диканька приобрела статус посёлка городского типа.

Чем удивит полтавская волшебная земля?

К слову о тех первых подземных поселениях, где украинцы прятали от татар. Если вам интересна не только гоголевская атмосфера Диканьки, а и её истинная история, то стоит проехаться к востоку от посёлка. Именно здесь находятся руины первых подземных городов Диканьки. Согласно раскопкам и некоторым историческим данным в пещерных скитах вплоть до 1602 года жили монахи. Они же принимали к себе беженцев, которые пытались спастись от татарского ига. А вот куда и из-за чего монахи ушли отсюда – до сих пор однозначно не известно.

Видео — поиски пещер возле Диканьки и познавательная история местности

Невзирая на то, что советская власть в Октябрьскую революцию была весьма неразборчива в уничтожении «мещанских богатств», некоторые строения времён судьи Кочубея и его наследников остались и до наших времён.

Каждый, кто приезжает сюда в контексте тура или своим ходом, обязательно должен посетить уцелевшую часть легендарной усадьбы. Один из самых значимых здешних предметов гордости – Триумфальная арка. Ещё в далёком 1820 году она была построена по проекту специально приглашённого итальянского архитектора Луиджи Руска. Арку, вместе с целым дворцовым комплексом, возвели непосредственно перед въездом в усадьбу, когда Диканьку своим визитом почтил император Александр I. К тому же, она олицетворяла гордость местных жителей за победу над французами в войне 1812 года. Но, как уже упоминалось, времена гражданской войны и революционных действий значительно «повлияли» на здешние красоты. Дворец со многими прилегающими зданиями был разрушен, а стройматериалы забрали на партийные нужды. Единственное, что уцелело – сама Триумфальная арка. Сейчас это – визитная карточка Диканьки и всей Полтавской области. Уникальный симбиоз итальянской архитектуры и украинских мотивов.

Продолжая тему искусных зданий, стоит вспомнить о Николаевской церкви. Она была построена в 1794 году. Формально – это реконструированная деревянная церковь, в которой заменили купол, стены возвели из камня, а внутрь поставили поразительный в своей красоте резной дубовый иконостас. В церковном подземелье находятся усыпальницы восьмерых членов семьи Кочубеев.

Но не только архитектурными формами удивляет Диканька. Подъезжая к посёлку, обратите своё внимание на легендарные кочубеевские дубы. Старинные и массивные деревья, возраст которых давно уже перевалил за 500 лет. В высоту они достигают 22 метров, а диаметр – 180 сантиметров. Сами по себе дубы не были высажены по какому-то особенному поводу. Но дальнейшая история сама распорядилась этим местом. Согласно здешним приданиям под этими дубами проходили свидания гетмана Мазепы и Мотри Кочубей. Да и позже об этих дубах узнавал мир – Александр Пушкин именно о них писал в своей поэме «Полтава». Но даже если не учитывать определённое историческое значение, то просто полюбоваться природным величием тоже стоит.

А на юге посёлка красуется другое природное чудо – Сиреневая роща. Правнук судьи Кочубея Виктор Павлович высадил небольшую рощицу для любимой доченьки Анны. К сожалению, дочь умерла в детстве от болезни, но сад до сих пор радует глаз местных жителей и туристов. Роща – это площадь в 2 гектара, полностью засаженная почти 40 видами сирени. Неповторимое ощущение – в период цветения прогуляться по здешним аллеям и подумать о прекрасном на одной из лавок. Жителям Диканьки так пришлась по душе эта роща, что в честь неё в период цветения сирени проводится ежегодный праздник «Песни Сиреневой рощи».

Более современная здешняя достопримечательность – картинная галерея. В её залах собраны древние и современные предметы изобразительного искусства. 8 залов, больше 450 предметов. Здесь и картины, и скульптуры, и барельефы, и резное дерево, и изделия из металла. Творческое начало Полтавщины во всём его величии.

Гоголевские отголоски на улицах Диканьки

Полтавская земля для Гоголя – место нескончаемого вдохновения. И у большинства почитателей его творчества Николай Васильевич ассоциируется именно с этими, родными ему, землями. Да и сама Полтава, как и Диканька, благодарна этому украинскому автору. Ведь благодаря его строкам сюда уже много лет съезжаются туристы. А ведь всё началось в 1831 году, когда мир познакомился с легендарным произведением «Вечера на хуторе близ Диканьки». Действительно ли Диканька была сосредоточением украинской мистики и магии – сказать сложно. Видимо, просто здешние колоритные и живописные места вдохновили Гоголя на такой порыв творчества. Ведь, по правде сказать, весь украинский народ был сведущ в магии. Вот только на Полтавщине Николай Васильевич собрал такое количество народных обрядов и фольклора, что из этого вышло множество прекрасных произведений.

В любом случае, стоит приехать сюда и лично познакомиться с традициями и рассказами. А их у местных жителей и экскурсоводов предостаточно. Они с радостью проведут вас по историческим и, само собой, гоголевским местам. Всё, пожалуй, начнётся с памятника самому писателю.

Троицкая церковь была построена в далёком 1780 году. Её основа возведена в форме креста, а отделка выполнена в лучших традициях позднего барокко. И уже здесь ощущаются отголоски гоголевских повестей. Местные жители поговаривают, что именно в Троицкой церкви бывал и «вымалёвывал» свои шедевры кузнец Вакула.

Ещё один отголосок повести «Вечори на хуторі близ Диканьки» — в экспозициях историко-краеведческого музея имени Гармаша. Всего 9 залов, 8 тысяч экспонатов. И непременно есть на чём остановить свой взгляд. Здесь представлены и артефакты с раскопок, и предметы одежды, быта, оружия и искусства полтавской земли. Всё, начиная от скифов и заканчивая последними казацкими поселениями. Но один из самых любимых здешних экспонатов – сундук кузнеца Вакулы. Возможно это именно тот, который, согласно повести, Вакула должен был сделать любимой Оксане. «Будет, серденько, к праздникам сундук будет готов. А как будет расписан!» — все ведь помнят эти строки? Так почему бы не посмотреть своими глазами на дело рук влюблённого мастера?

На пути к истории и сказкам

Само собой, что приехать в Диканьку абсолютно спокойно можно и своим ходом. Рассчитайте маршрут, запаситесь бензином или билетами и, обязательно, позаботьтесь о проживании. Поверьте, осмотреть все красоты Диканьки за день – задача практически невыполнимая. В вопросе отеля есть выбор – либо остановиться в Полтаве и добираться в Диканьку на автобусе, либо «осесть» непосредственно в посёлке. Несмотря на то, что Диканька – посёлок городского типа, здесь тоже есть несколько гостиниц. Правду сказать, в большинстве своём это – частные дома или усадьбы отельного типа. Но в этом даже есть свой уют и колорит. Так, к примеру, можно остановиться в «Садыбе на Садовой». Это небольшая усадьба, где вам предложат поселение в отдельном домике или в комнате, с вариантами питания и возможностями организаций экскурсий. Здесь же есть баня, мангал, небольшая садовая зона вокруг усадьбы. Стоимость поселения – от 100 гривен в сутки. Другой вариант – «Усадьба у Смереки». Это также дом гостиничного типа, где предлагаются номера, питание и организация экскурсий. Усадьба удобно расположена в центре Диканьки, а удалённость от основных достопримечательностей – буквально пару километров. Стоимость проживания – от 130 гривен в сутки.

Если же вы решили ехать в Диканьку, воспользовавшись туром, то вариантов у вас тоже немало. Многие туристические фирмы организовывают тематические поездки. Но, чаще всего, тур касается не только Диканьки, а и других достопримечательностей Полтавской области. Это и сама Полтава, и Великие Сорочинцы, и многие другие колоритные места.

Плюс украинских туров – они весьма дешёвые, но одновременно насыщенные и содержательные. Так, к примеру, есть тур «По Гоголевским местам», который чрезвычайно популярен среди туристов. Его стоимость – 240 гривен с человека, а продолжительность – всего 8 часов. За это время вы успеете увидеть главные достопримечательности Полтавы (аллея Гоголевских героев, Соборная площадь, усадьба Котляревского), Диканьки (Николаевская и Троицкая церковь, Триумфальная арка), села Гоголево (музей-усадьба писателя), Великих Сорочинцев (литературно-мемориальный музей). В стоимость тура входят автобусная перевозка к туристическим объектам, входные билеты и услуги экскурсовода. Добираться до Полтавы и планировать питание придётся самостоятельно.

Есть и другие варианты экскурсий, но стоит учесть, что практически все они проводятся по нескольким населённым пунктам в своеобразном режиме нон-стоп. Поэтому, если вы хотите ближе и детальнее познакомиться именно с Диканькой и её неповторимой атмосферой, то выделите несколько дней и останьтесь здесь сами. Поверьте, спланировать свою экскурсионную программу самостоятельно не составит ни малейшего труда. А отдых получится более содержательным и интересным.

Подводя итоги экскурсии…

В общем и целом сложно описать саму Диканьку на странице блога. Вся эта земля – большая и значимая часть украинской истории. Как военной, так и бытовой. Ну и литературной, само собой. Да, мир изменился: вместо повозок по улицам ездят автомобили, а казаков сменили менеджеры и юристы. Вот только настоящий дух украинских деревень не исчезнет до тех пор, пока их истории будут жить на страницах произведений и в сердцах местных жителей. Часто, когда люди смотрят экранизацию книг, они говорят, что в книге было лучше. Так вот, поверьте на слово, как бы великолепно не было произведение Николая Васильевича Гоголя, в жизни действительно лучше.

Видео — история Кочубеевской усадьбы в Диканьке

Диканька - это... Что такое Диканька?

Диканька (укр. Диканька) — посёлок городского типа, Диканьский поселковый совет, Диканьский район, Полтавская область, Украина. Является административным центром Диканьского района и Диканьского поселкового совета, в который, кроме того, входят сёла Васильевка, Прони и Трояны. Известен благодаря хрестоматийной книге Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Общие данные

Посёлок городского типа Диканька находится в 27-ми км к северу от областного центра Полтава, между реками Ворскла и Кратова Говтва (~3 км). На расстоянии в 1,5 км расположено большое село Великие Будища.

На территории посёлка несколько небольших прудов. Рядом проходят автомобильные дороги Н-12 и КОАТУУ — 5321055100. Население по переписи 2001 года составляло 8468 человек[1].

История

До сих пор точная дата возникновения посёлка остается неизвестной. Впервые Диканька документально упоминается в 1658 году в летописи Самуила Величко. Тогда близ Диканьки сошлись в бою отряды полтавского полковника Мартына Пушкаря и гетмана Ивана Выговского. С той поры поле боя называют Сербинским, там осталась и Сербинская братская могила. Через 10 лет около этой могилы в столкновении с гетьманом Правобережной Украины Петром Дорошенком был убит левобережный гетман Иван Брюховецкий. Заселена Диканька была выходцами из Правобережной Украины — казаками и крестьянами, которые бежали из-под гнета польской шляхты.

Однако остатки подземных ходов, большие ответвления которых ведут из центра Диканьки в направлении села Великие Будища, свидетельствуют, что люди жили тут и раньше, спасаясь в подземелье от набегов крымских татар в XV—XVI вв.

До наших времён сохранились также остатки пещерного скита, который существовал в лесной чаще на восток от Диканьки до 1602 года. Это был почти целый подземный городок из 8 пещер, соединенных разветвленными ходами, и системы поддержания жизнедеятельности монахов. Согласно Универсалу гетмана Ивана Самойловича с 1687 года село принадлежало генеральному судье войска Запорожского В. Л. Кочубею — внуку выходца из Крымской Орды Андрея Кучук-бея, который принял православную веру, поселившись на вольных землях над Днепром. Во времена правления Кочубеев появились первые архитектурные сооружения. На прилегающей территории в уютных уголках парка стояли привезенные из Италии и Греции беломраморные античные скульптуры. Плодоносили фруктовые сады, в отдельной ферме бродили фазаны и павлины. К сожалению всё это не сохранилось до наших дней.

В 1957 году селу присвоен статус посёлок городского типа.

Версии о происхождении названия

Есть несколько версий происхождения названия посёлка. Одни связывают его с наличием здесь когда-то густых диких лесных массивов, другие — с фамилией Дикань, которая будто бы была у первопоселенца. Такая фамилия, и в самом деле, по сей день очень распространена в округе.

Экономика

  • Кирпичный завод.
  • Диканьский комбикормовый завод.
  • Диканьский леспромхоз, ГП.
  • Диканьский завод строительной керамики, ЗАО.
  • ЗАО Диканьский завод продтоваров «Проминь».
  • ООО «Диканька-насиння».
  • ООО «Энергия XXI».
  • ООО «Инверт».
  • Газокомпрессорная станция на мощном магистральном газопроводе.

Объекты социальной сферы

  • Детский сад «Ромашка».
  • Диканьская гимназия им. Н. В. Гоголя.
  • Диканьская гимназия № 2.
  • Cпортивно-оздоровительный отельний комплекс «Диканька».
  • Детский сад «Теремок»

Образование и культура

Своего рода визитной карточкой Диканьки является государственный историко-краеведческий музей им. Д. М. Гармаша, фонды которого насчитывают около 8000 экспонатов. В 9 залах музейной экспозиции представлены завораживающая природа, историческое прошлое и сегодняшние дни гоголевского края. Среди уникальных экспонатов — ценные археологические находки из скифских захоронений, каменные половецкие скульптуры, козацкие принадлежности, сундук Вакулы и другие бесценные реликвии.

Также в Диканьке имеется своя картинная галерея, в 8 залах которой разместились около 450 экспонатов: художественные полотна, графика, скульптура, чеканка по металлу, резьба по дереву. Отдельный зал посвящен творчеству всемирно известной М. К. Башкирцевой — тут размещена её мемориальная комната-музей.

Достопримечательности

Памятники архитектуры

  • Триумфальная арка — исторический символ Диканьки, построена в 1820 году по проекту Луиджи Руска как парадный въезд в усадьбу Кочубеев в память о приезде в Диканьку императора Александра I. Арка является частью усадьбы Кочубеев, сохранившейся по сей день. Ранее её композиционным центром был красивый парадный дворец, построенный в конце XVIII века по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Дворец Кочубеев в годы гражданской войны был разрушен и разобран. Триумфальная арка — единственный на Украине памятник культуры, увенчивающий триумф победы в Отечественной войне 1812 года с французами.
  • Николаевская церковь — построена в 1794 году на месте деревянной, которая находилась на окраине Диканьки. Её проект в стиле классицизма выполнил известный зодчий той эпохи Н. А. Львов. Он впервые применил систему двойного купола. Особенное внимание привлекает резной иконостас из мореного дуба. Под церковью находится семейная усыпальница Кочубеев, где похоронено 5 князей и 3 княгини рода. Рядом с церковью находится колокольня, построенная в 1810—1827 гг. по проекту Луиджи Руска.
  • Троицкая церковь сооруженна в 1780 г. в стиле позднего барокко и имеет в плане форму креста. Это единственный памятник архитектуры, тесно связанный с творчеством Н. В. Гоголя, который часто бывал в ней. Существует легенда, якобы, именно здесь бывал кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством».

Памятники природы

  • Диканьский национальный природный парк.
  • На самом въезде в Диканьку, вдоль старой дороги на Полтаву, сохранилось 4 «Кочубеевских» дуба. Это деревья-гиганты, которым уже 600—800 лет, высотой 20-22 метра, диаметром 150—185 см. Эти дубы воспеты А.Пушкиным в поэме «Полтава». По легенде около этих дубов юная Мотря Кочубей встречалась с гетьманом Мазепой.
  • На южной окраине Диканьки сохранился памятник природы — Сиреневая роща, заложеная в начале XIX века помещиком Кочубеем для его больной дочки Анны. В карьер площадью около 2-х га свозили со всех уголков мира около 40 видов сирени, внизу были разбиты аллеи, установлены лавки. По случаю цветения кустарника в Диканьке традиционно проводится праздник «Песни Сиреневой рощи».

Примечания

Литература

  • Диканька // Географічна енциклопедія України. — Т. 1. — К., 1989. — С. 321.
  • Жук В. Н. Диканька: Історико-краєзнавчий нарис. — Харків, 1973.
  • Туристическими тропами Диканщины. Путеводитель — Полтава, 2008.

Ссылки

Вся правда о Диканьке Николая Гоголя

Об этом сказочном месте написано немало, но особенное впечатление о Диканьке, несомненно, сформировано благодаря культовому произведению великого русского писателя Николая Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", в котором он мастерски передал местный колорит украинского хутора и его обитателей. Так что же такого необычного есть в Диканьке, что быль, а что вымысел? Ведь неспроста Гоголь воспел именно этот самобытный поселок Полтавской области.

Сказка ложь, да в ней намек...

Оказавшись неподалеку от гоголевских мест, где писатель родился и провел свои юношеские годы, оказываешься приятно удивлен существованием той самой Диканьки и того самого хутора, в котором развивались мистические события, легшие в основу самой известной в России рождественской сказки. Тем более что местные жители говорят, что у их села особенная энергетика, и до настоящего времени пересказывают старые истории о чертях и ведьмах.

Они считают, что все, что написал их земляк Гоголь, действительно происходило. «Сказка ложь, да в ней намек…» – повторяют украинцы.

Да, многие писатели выдумывают своих героев, но прототипы гоголевского Пацюка, который глотал летающие вареники, кузнеца Вакулы и его матери Солохи, а также возлюбленной Оксаны действительно существовали. Потомки Солохи, Вакулы и Оксаны до сих пор живут в селе и с удовольствием рассказывают о своих вошедших в литературную историю предках. Их фамилия — Вакуленко. А прототипом казака Пацюка исследователями официально признан живший тут когда-то казак Пащенко. Конечно, магией он не владел, но мужчиной все равно был завидным. Дело в том, что, имея совсем небольшой рост, он обладал богатырской физической силой.

Есть логическое объяснение и тому, почему Гоголь приписал своим героям колдовские способности. Он искренне верил, что все диканьские казаки и их жены могут перемещаться во времени и пространстве, а значит, наделены и другими колдовскими дарами, а разгадка его веры кроется в старинной легенде.

Таинственные исчезновения

Когда-то в селе жили не только обычные местные крестьяне, но и сечевые казаки, которые возвращались сюда на зимовье. И эти казаки славились тем, что во время неожиданных набегов врагов умели внезапно исчезать вместе с женами и детьми. Эту легенду Гоголь узнал от матери и вроде как даже убедился в ее правдивости лично.

Миру разгадка сей тайны открылась совсем недавно — около десяти лет назад. Все началось с жалоб жителей села: якобы на их огородах проваливается земля, особенно в дождевые годы и весной, когда бывает много талых вод. По конфигурации направления провалов стало очевидно, что все они ведут прямо к Троицкой церкви, возведенной в свое время казаками.

Начались раскопки, и тут вскрылось, что под Диканькой лежит целый рукотворный город, коридоры которого тянутся на многие десятки километров. Кто его построил – неизвестно, но в XVI веке он был обнаружен казаками, которые расширили и усовершенствовали проходы, держа находку в строжайшем секрете. Именно в этом подземном городе они прятали жен и детей, а в самые лихие набеги укрывались сами. Их таинственные исчезновения и стали основой легенды, что в селе живут черти-казаки и их жены – настоящие ведьмы. А Троицкая церковь, к которой ведут ходы, в свою очередь стала для Гоголя тем таинственным местом, в которым чудесным образом переплелись благочестивость и чертовщина: именно на ее стенах кузнец Вакула нарисовал нечистого и именно ее он описывал в своих любовных рассказах Оксане.

КАК ДОБРАТЬСЯ:
самолетом или поездом до города Полтава (Украина). Из Полтавы на автобусе или автомобиле 29 км по главной дороге до Диканьки.

Чудесное рождение

Рождение Николая Гоголя тоже покрыто ореолом таинственных событий. Его мать Мария Гоголь-Яновская верила, что над родом Гоголей висит проклятье, ведь все мальчики, которые должны были появиться на свет, умирали практически сразу после рождения. Когда женщина окончательно отчаялась родить наследника, диканьские казаки посоветовали ей сходить в еще одну местную церковь – Никольскую и поклониться там иконе Николая Чудотворца. Гоголь-Яновская прислушалась к совету, и вскоре на свет появился здоровый малыш и единственный сын в семье — Николай.

Читайте также

Николай Гоголь любил мужчин и женщин, а умер девственником

Николай Гоголь мстил эксгуматорам

Вечера на хуторе близ Диканьки — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» (рус. дореф. «Вечера на хуторѣ близъ Диканьки») — первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом). Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй — в 1832 году. Рассказы «Вечеров» Гоголь писал в 1829—1832 годах. По сюжету же рассказы книги якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько».

Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть»), и опять в XIX («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича — лихого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль. Течение времени не разрывается на страницах произведения, пребывая в некой духовной и исторической слитности.

Часть первая

  1. Сорочинская ярмарка
  2. Вечер накануне Ивана Купала
  3. Майская ночь, или Утопленница
  4. Пропавшая грамота

Часть вторая

  1. Ночь перед Рождеством
  2. Страшная месть
  3. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  4. Заколдованное место

Отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»[1].

Поэт Евгений Баратынский, получив от 22-летнего Гоголя экземпляр повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» с автографом, написал в апреле 1832 года в Москву литератору Ивану Киреевскому: «Я очень благодарен Яновскому за подарок. Я очень бы желал с ним познакомиться. Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель, и в повести своей „Страшная месть“ он не однажды был поэтом. Нашего полку прибыло: это заключение немножко нескромно, но оно хорошо выражает моё чувство к Яновскому».

Составляя в 1842 году первое собрание собственных сочинений, Гоголь написал для него предисловие. В нём он так отозвался о «Вечерах на хуторе близ Диканьки»[2]:

Всю первую часть следовало бы исключить вовсе: это первоначальные ученические опыты, недостойные строго внимания читателя; но при них чувствовались первые сладкие минуты молодого вдохновения, и мне стало жалко исключать их, как жалко исторгнуть из памяти первые игры невозвратной юности.

«„Вечера на хуторе близ Диканьки“, хоть и написаны по-русски, хранят мелодику украинской речи. По большому счёту это главная книга украинской литературы», — отмечает Дмитрий Быков[3].

Чудеса зимней Диканьки: путешествие на родину чародеев

Завороженный край, полный легенд и поверий, где Рождество – это время чудес. В этом дивном поселке до сих пор гордятся церковью, расписанной якобы Вакулой, и показывают выкованный им сундук…

Источник фото: tamtour.com.ua.

Если вы хотите понять, как же издревле празднуют Рождество в Украине, езжайте в Диканьку, что на Полтавщине. Ведь именно ее считают краем чудес, где до сих пор можно повстречать знатных ворожей. Конечно же, нынче этот поселок совсем не похож на украинский хутор. Но стоит только ненароком обмолвиться, мол, «Диканька нынче не та!», как она сразу же явит вам свою коварность. Местные жители называют ее заколдованным местом: здесь легко сбиться с дороги и не найти обратный путь, а с погодой и вовсе творится неладное – солнце светит, когда везде идет дождь!

Из истории поселка. Настоящую славу Диканьке принесла мистическая повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Поэтому во время прогулки вы не раз столкнетесь со словом «Солоха».

Х/Ф «Вечера на хуторе близ Диканьки», в роле Солохи Хитяева Людмила.

Не удивляйтесь: колоритная ведьма так полюбилась местным жителям, что в ее честь назван и магазин, и остановка, и микрорайон, и даже газохранилище. Есть в Диканьке и памятник легендарным персонажам – красавице Оксане и кузнецу Вакуле. Правда, пару лет назад скульптура Оксаны загадочно исчезла – ее так и не нашли.

Первым делом отправляйтесь к Троицкой церкви, что возле пруда, на пересечении улиц Пушкина и Белинского.

По легенде, именно ее и расписывал кузнец Вакула. Если спросите у местных, они укажут вам на ту самую стенку, где некогда он «намалевал черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

В Краеведческом музее сохранился старинный сундук, который, по преданию, Вакула выковал для своей возлюбленной Оксаны.

Свято-Николаевская церковь, которую вы найдете на Полтавском Шляхе, связана с рождением Николая Гоголя. Именно здесь мать писателя молила о здоровье малыша, которого носила под сердцем. Для этого женщина пешком преодолевала 30 километров, добираясь из соседнего хутора. Ведь раньше в храме была чудотворная икона Николая Чудотворца. Нынче святыни в церкви нет, зато сохранился иконостас из мореного дуба, колокольня и усыпальница семьи графа Кочубея.

Источник фото: uk.wikipedia.org, автор – Maxim Bielushkin.

А неподалеку вы увидите застланную снегом старинную мельницу и дубы-великаны, которым уже 800 лет.

Источник фото: stejka.com.

Побывав в Диканьке, вы непременно обратите внимание на Триумфальную арку, которая считается визиткой поселка. Ее построили еще в 1820 году в честь приезда императора Александра I.

Источник фото: stejka.com.

Согреться во время зимнего путешествия, а заодно и отведать национальной кухни можно на «Хуторе близ Диканьки», что в селении Прони, рядом с Диканькой. Вас ждут аккуратные украинские домики, укрытые снежным покровом, гоголевские герои, встречающие с хлебом-солью и вареники от Солохи.

Кафе «Шинок», с. Прони, Диканьский р-н.

Путешествовать по зимней Диканьке лучше всего личным транспортом. Добраться до поселка удобно из Полтавы – он находится приблизительно в 30 километрах от областного центра. Кстати, действует регулярное автобусное сообщение: транспорт курсирует каждые полчаса. Организовывают и групповые туры, во время которых гостям предлагают посмотреть также Полтаву и ее окрестности.

Если статья понравилась, расскажите друзьям :)

Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм, 1961) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2019; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2019; проверки требуют 6 правок. Иное название этого понятия — «Ночь перед Рождеством»; см. также другие значения.

«Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» («Ночь перед Рождеством») — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1961 году режиссёром Александром Роу. Экранизация повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Премьера фильма в СССР состоялась 8 января 1962 года.

Фильм поставлен «мастером киносказки» Александром Роу. Разыгрывается сказочная история, произошедшая на хуторе близ Диканьки в ночь перед Рождеством, когда деревенский кузнец Вакула, оседлав чёрта, привёз своей любимой Оксане, дочери богатого козака Чуба, «черевички» царицы из самой столицы — Санкт-Петербурга.

Не указаны в титрах[править | править код]

  • Павел Загребельный — добродий
  • Людмила Калугина — эпизод со словами «Там кто-то кряхтит… Не знаем»

Съёмки фильма проходили в марте 1961 года; зимнюю натуру снимали под городом Кировском (Мурманская область), где была построена украинская деревушка. В массовых съёмках приняли участие местные жители. Они же 15 декабря 1961 года стали первыми зрителями картины в местном Дворце культуры.

В начале 1990-х годов фильм выпущен кино-объединением «Крупный план» на видеокассетах. Также с середины 1990-х фильм выпущен на VHS студией «Союз Видео», «Видеопроект», с 1999 года — ООО «Мастер Тэйп», с 2002 года — компанией «Твик Лирек» (Twic Lyrec). Производились в системе PAL.

В 2005 году вышел на DVD компанией «RUSCICO»

В 2009 году фильм отреставрирован кино-объединением «Крупный план» со звуком Dolby Digital 5.1, Dolby Digital 1.0, DTS 5.1, без субтитров и с фильмо-графиями.

Вечера на хуторе близ Диканьки

«Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» (рус. дореф. «Вечера на хуторѣ близъ Диканьки») — первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом). Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй — в 1832 году. Рассказы «Вечеров» Гоголь писал в 1829—1832 годах. По сюжету же, — рассказы книги якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько».

Структура произведения

Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть»), и опять в XIX («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича — лихого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль. Течение времени не разрывается на страницах произведения, пребывая в некой духовной и исторической слитности.

Часть первая

  1. Сорочинская ярмарка
  2. Вечер накануне Ивана Купала
  3. Майская ночь, или Утопленница
  4. Пропавшая грамота

Часть вторая

  1. Ночь перед Рождеством
  2. Страшная месть
  3. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  4. Заколдованное место

Отзывы

Отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»[1].

Поэт Евгений Баратынский, получив от 22-летнего Гоголя экземпляр повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» с автографом, написал в апреле 1832 года в Москву литератору Ивану Киреевскому: «Я очень благодарен Яновскому за подарок. Я очень бы желал с ним познакомиться. Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель, и в повести своей „Страшная месть“ он не однажды был поэтом. Нашего полку прибыло: это заключение немножко нескромно, но оно хорошо выражает моё чувство к Яновскому».

Составляя в 1842 году первое собрание собственных сочинений, Гоголь написал для него предисловие. В нём он так отозвался о «Вечерах на хуторе близ Диканьки»[2]:

 

Всю первую часть следовало бы исключить вовсе: это первоначальные ученические опыты, недостойные строго внимания читателя; но при них чувствовались первые сладкие минуты молодого вдохновения, и мне стало жалко исключать их, как жалко исторгнуть из памяти первые игры невозвратной юности.

«„Вечера на хуторе близ Диканьки“, хоть и написаны по-русски, хранят мелодику украинской речи. По большому счёту это главная книга украинской литературы», — отмечает Дмитрий Быков[3].

Экранизация

1912 год — фильм Владислава Старевича «Страшная месть». Не сохранился.

1913 год — немое кино Владислава Старевича «Ночь перед рождеством». Сам фильм есть в Википедии.

1938 год — фильм Николая Экка «Сорочинская ярмарка».

1944 год — фильм-опера «Черевички», экранизация одноимённой оперы П. И. Чайковского.

1945 год — мультфильм Валентины и Зинаиды Брумберг «Пропавшая грамота».

1951 год — мультфильм Валентины и Зинаиды Брумберг «Ночь перед рождеством».

1952 год — фильм Александра Роу «Майская ночь, или Утопленница».

1961 год — фильм Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1968 год — фильм Юрия Ильенко «Вечер накакуне Ивана Купалы». Версия на Ютубе.

1972 год — фильм Бориса Ивченко «Пропавшая грамота».

1979 год — мультфильм «Цветок папортника» Аллы Грачёвой по повести «Вечер на какуне Ивана Купалы».

1988 год — мультфильм Михаила Титова «Страшная месть».

2001 год — кинокомедия-мюзикл Семёна Горова «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2004 год — кинокомедия-мюзикл Семёна Горова «Сорочинская ярмарка».

Примечания

Вечера на хуторе близ Диканьки



Андрей

000

Лихой казак, побратим Василя. Влюбился в ведьму Одарку и был готов пожертвовать своей душой, чтобы спасти её.

Басаврюк

000

То ли человек, то ли дьявол в человечьем обличье. Гулял, спаивал казаков, приставал к красивым девушкам: надарит лент, серег, монист — девать некуда! Те кто не брал — на того Басаврюк глядел так жутко, что взять было проще. А если взять — то по ночам к взявшей являлась нечисть и истязала несчастную жертву. Предложил Петрусю искать цветок папоротника, чтобы обрести вожделенное богатство.

Вакула

000

Кузнец, главный герой повести "Ночь перед Рождеством", сын ведьмы Солохи. Влюблен в дочь Чуба, Оксану и даже готов ради неё связаться с чертом и полететь в Петербург за царскими черевичками.

Василиса Кашпоровна Цупчевська

000

Тетя Ивана Федоровичка, добрейшей души женщина, посылала племяннику во время службы сушеные груши и чистое белье. На момент повествования имела лет около пятидесяти. Замужем она никогда не была и обыкновенно говорила, что жизнь девическая для нее дороже всего. Впрочем, сколько мне помнится, никто и не сватал ее. Это происходило оттого, что все мужчины чувствовали при ней какую-то робость и никак не имели духу сделать ей признание.

Ведьма-картежница

000

Ведьма, игравшая с казаком Василем (дедом дьяка Фомы) в карты, когда в закладе была его шапка. Знатно шельмит при игре.

В фильме приняла обличье жены Василя.

Влас

000

Цыган, который помог Грицько напугать Солопия Черевика, чтоб он согласился на свадьбу с его дочерью. Выторговал у Грицько волов подешевле, за счет оказанной услуги. Подкинул Солопию красный рукав свитки.

Ганна

000

Возлюбленная Левко, козачка, которая приехала в родную деревню после того как некоторое время жила у дальней родни.

Голова (Отец Левко)

000

Отец Левко, деревенский голова, пользуется в своей деревне большим уважением. Не хотел, чтобы Левко женился на Ганне и на все эти просьбы обычно притворялся глухим. О самом голове «известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чём любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы».

Сам сватался к Ганне. Вдов; но у него живет в доме свояченица, которая варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница.

Горобець

000

Старый есаул, персонаж повести "Страшная месть". Во время свадьбы сына выносит иконы, чтобы благословить ими молодых. Один из гостей казаков вдруг превращается в чудовище, отчего есаул догадывается, что перед ними колдун. С помощью икон нечестивца изгоняют.

Григорий Григорьевич Сторченко

000

Помещик того же Гадячского повета, что и Иван Федорович Шпонька, его сосед. Жил в пяти верстах от хутора Вытребеньки, в селе Хортыще.

Грицько Голопупенко

000

Щеголеватый парубок, "Голопупенков сын" влюбившийся в Параську Черевик и затеявший авантюру, вместе с цыганом ради того, чтобы Солопий Черевик согласился на их женитьбу.

Екатерина II

000

Русская царица, очарованная простодушием Вакулы, подарившая ему свои старые туфли для его невесты.

Иван

000

Казак, брат Петро, более удачлив и более щедр. Был сброшен своим же братом на столе и его душа пребывала на земле, дожидаясь свершения мести, установленной небесами.

Иван Фёдорович Шпонька

000

Центральный персонаж однодоменной незаконченной повести, племянник Василисы Кашпоровны. Юноша, 38-ми лет, поручик в отставке. Был в детстве благонравным и послушным мальчиком, на службе — не куролесил и практически не пил. Книг он, вообще сказать, не любил читать; а если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз.

Ивась

000

Шестилетний брат Пидорки. Любил Петруся, просил отца чтоб тот не бил его за поцелуй с Пидоркой, передавал сообщения двух влюбленных.

Катерина Бурульбаш

000

Жена Данилы, белокожая и чернобровая, дочь колдуна. Когда прибыл на их хутор её отец — ей снились вещие сны.

Корней Корнеич Чуб

000

Казак, отец Оксаны, один из любовников Солохи — матери кузнеца Вакулы. Ненавидит кузнеца, после того как тот сгоряча побил его. Ленив.

Куць

000

Странный человек, утверждает что он добрый Чёрт. Увивается вокруг казака Василя, часто обгоняет его, и не то помогает, не то чинит препоны... Староста деревни Василя заплатил ему, чтоб за убийство гонца к царице. Однако Василя он так и не убил, даже помог ему во время игры в карты с ведьмой.

Персонаж экранизации "Пропавшей грамоты", в произведениях Гоголя лично не фигурировал.

Левко

000

Молодой казак, персонаж истории "Майская ночь или утопленница". Влюблен в Ганну, после того как узнал, что его отец тоже к ней сватается, решил проучить его. Встретил мавку-панночку.

Максим (Василь)

000

Дед дьячка * * ской церкви, Фомы Григорьевича, персонаж повести "Пропавшая грамота". Был послан гетманом к царице с грамотой. Взялся помочь одному из запорожцев, который нехотя сознался что продал душу дьяволу. Лишился важной грамоты и ходил к нечисти, чтоб её вернуть.

Единственный персонаж, который появляется в двух рассказах кряду.

Мачеха панночки

000

Ведьма, вышедшая замуж за сотника, отца панночки, изводившая падчерицу как в жизни, так в посмертии.

Одарка

000

Подруга Оксаны. Та самая, красивые новые черевички которой глянулись Оксане и стали причиной для насмешки над Вакулой.

Одарка

000

Ведьма, в которую влюбился Сатана. Обитала в заколдованной корчме, от взгляда на неё путники только сильнее хотели выпить. Полюбилась Андрею, побратиму Василя. Он за нее даже душу продал.

Оксана

110

Дочь Чуба, возлюбленная кузнеца Вакулы, самая красивая девушка на селе, но капризна и горгда сверх меры. Насмехается над влюбленным кузнецом, посылает его за черевичками царицы, из-за чего тот едва не решает утопиться.

Осип Никифорович

000

Дьяк в Диканьке, один из любовников Солохи и близкий друг Чуба, приглашал его на кутью.

Отец Афанасий

000

Поп, который хотел было причастить Басаврюка к церкви. Впоследствии заявил, что всякий кто с Басаврюком знается будет отлучен от церкви.

Отец Василя

000

Старый казак, живет вместе с сыном, его женой и детьми. Дал Василю в дорогу крепкий табак, от которого всякая нечисть расчихается.

Отец Катерины

000

Потомок казака Петро, колдун-злодей, каковых не было, который был наказанием для Петра. Поднимал мертвецов из могил, вызывал душу своей дочери и вообще хотел на ней жениться.

Отец панночки

000

Сотник, чья жена умерла. Женился второй раз на ведьме, которая изводила его дочь. Выгнал дочь из дому на четвертый день после свадьбы, панночка пеняла, что ведьма извела его душу.

Панночка

000

Мавка-утопленница, некогда была дочерью сотника, утопилась сгоря после того, как отец вторчино женившись на ведьме, выгнал её из дома. Даже на том свете её истязает ведьма-мачеха, поэтому мавка просит помощи у Левко.

Параська Черевик

000

Красавица-дочка Солопия Черевика, персонаж повести "Сорочинская ярмарка". В свои осьмнадцать лет первый раз выпросилась с отцом на ярмарку.

Пацюк

000

Колдун из Диканьки, знахарь, про него ходят слухи что он немногим лучше черта. Довольно ленив — даже галушки ест с помощью колдовства, однако в своих делах дока — сразу узнает, что черт находится в мешке за плечами Вакулы.

Петро

000

Казак, брат Ивана, предок отца Катерины Бурульбаш. Король Степан предложил большую награду за поимку турецкого паши, который сам с десятью янычарами мог порубить целый полк. Более удачливый Иван получает награду и великодушно разделяет её с Петром. Поехали Иван и Петро на жалованные королём земли и, проезжая по горной тропе в Карпатах, столкнул Петро Ивана вместе с лошадью в пропасть. Иван же зацепился за сук и сумел удержать сына-младенца, которого вёз с собой. И стал Иван просить спасти хотя бы сына, но Петро скинул пикой в пропасть обоих.

Петрусь Безродный

000

Красивый, но бедный парубок, влюбленный в Пидорку, дочь своего хозяина. Главный герой повести "Вечер накануне Ивана Купала".

Пидорка

000

Красавица-дочка Терентия Коржа, сестра Ивася, возлюбленная Петруся.

Потемкин

000

Фаворит Екатерины, человек которого запорожцы ставили повыше царя.

Сатана

000

Нечистый, питавший страсть к Одарке и уговаривавший её продать ему душу. Охотился на Василя и Андрия строя им препоны. Утверждал, что любит народное пение.

Персонаж экранизации "Пропавшей грамоты", в произведениях Гоголя лично не фигурировал.

Свербигуз

000

Один из казаков диканьки, собирался к дьяку на кутью, однако из-за метели, устроенной чертом, добрался только на Солохи. И свалился к её ногам в усмерть пьяный.

Свояченица головы

000

Живет в доме отца Левко, деревенского головы, варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница. Банда Левко дважды подставляла её в лапы людей головы, искавших смутьяна. Голова даже предлагал её сжечь, за что ему потом досталось, как и за сватовство к Ганне.

Солопий Черевик

000

Солидный казак, отец Параськи. Находится под пятой второй своей жены Хавроньи, хотя дочку очень любит.

Солоха

022

Мать Вакулы, ведьма, которая в Рождественскую ночь покрала все звезды с неба. Привечает многих степенных казаков. А также черта и дьяка — главное чтоб сына дома не было.

Терентий Корж

000

Старый казак, у которого работал Петрусь Безродный. Отец Пидорки и Ивася. Не желал даже слышать о любви дочки с бедным безродным сиротой.

Хавронья Черевик

000

Неугомонная жена Солопия Черевика, мачеха Параськи, строила препоны замужеству падчерицы. Выучилась держать сожителя в ежовых рукавицах, а падчерицу — в черном теле.

Муж звал её Хиврей.

Черт

000

Один из обитателей ада. Встречается в разных произведениях цикла, с разными историями.

Яга

000

Ведьма. Персонаж повести "Ночь накануне Ивана Купала". Одна из союзниц Басаврюка, помогала Петрусю отсыкать цветок папоротника. Привела ему Ивася, который стал жертвой за обретаемое Петрусем богатство.

Краткое содержание Вечера на хуторе близ Диканьки для читательского дневника

Предисловие

Предисловие идет от лица пасечника, который родом был из Диканьки. Он рассказывал про посиделки зимой, причем эти собрания были похожи на настоящий праздник. Девушки брали с собой веретено, парубки заходили в хату со скрипками и так проходило веселье. После основной части мероприятий ребята собирались в кучу и рассказывали разные истории, среди которых было достаточно много страхов. В книге "Вечера на хуторе близ Диканьки" собраны самые интересные и страшные истории, которые поведали пасечнику соседи. Дом Рудого Панька стал лучшим место для местных посиделок. В конце предисловия пасечник рассказывает где находиться Диканька и как до нее добраться.

Сорочинская ярмарка

Однажды Черевик вместе со своей молодой дочкой Параской, а также мачехой отправляются на яркое празднование в село Сорочинец. По дороге в Параску влюбляется некий парубок, который успевает и устроить спор со злой мачехой. Добравшись в село, герои останавливаются у кума, и идут на ярмарку. Там они узнают, что самым страшным кошмаром для местных торгашей является находка красной свитки. Пока отец занят, Параска разговаривает с парнем и это замечает Черевик. Парубок решается задобрить отца Параски предложив тому пива и вскоре они даже завели речь о женитьбе, но такая идея не понравилась мачехе и она раскритиковала выбранную кандидатуру.

Ближе к вечеру на ярмарке появляется роковая свитка, предварительно её историю поведал Черевику кум. История состоит в том, что когда-то давно чёрта изгнали из пекла и он вернулся. Придя в шинок он пропил там свою красную свитку и с того момента она пошла по рукам, при чем кто был ей владельцем, тех ожидали беды вокруг. Последний, кому досталась свитка разорвал её на маленькие куски и бросил по всей округе. Теперь черт ежегодно появляется в селе и ищет свою свитку по частям.

Эта легенда помогла парубку придумать как добиться Параски. Он собрав друзей пошел пугать жителей,  а потом кинули кусок красной свитки Черевику. Черевика и кума забрали и кинули в сарай, оттуда их якобы вытащил парубок и за это получил благословение на женитьбу с Параской. (Подробнее)

Вечер накануне Ивана Купала

Давным давно проживал козак Корж в селе Диканька, был у него сын Ивась и дочка Пидорка. Вместе с ними жил и работник Петрусь. Корж заметил, что его дочь влюблена в работника, и после этого выгнал парня из дома, а дочку решил отдать замуж за состоятельного ляха.

На помощь Петрусю приходит Басаврюк. Помощь он предлагает в обмен на исполнение его желания. Петрусь нашел цветок папоротника и принес его Басаврюку и тот отводит на встречу с ведьмой. Та в свою очередь рассказала, что парню необходимо найти клад, но чтобы его достать, нужно убить невинного человека. Петрусь ни о чем не думая убивает Ивася.

Утром он проснулся словно в бреду, отнес Коржу. Прошла свадьба. Настроение портило только таинственная пропажа Ивася. Сам Петрусь всё никак не мог вспомнить, где находился и что делал и понемногу сходил с ума.

На кануне праздника, Пидорка нашла женщину, она была знахаркой и  хотела помочь, но оказалась ведьмой. Узнав её Петрусь сразу всё вспоминает и кидается убивать ведьму. Но она обратилась в Ивася, Пидорка увидев это всё сильно испугалась и убежала из хаты. Когда зашла обратно в доме была лишь горстка пепла.

Майская ночь, или Утопленница

Левко-молодой козак, влюбляется в девушку  Ганну, но  его отец не разрешает сыну жениться на девушке. Левко рассказывает Ганне о истории дома, который находится возле пруда. Давно там жил сотник, который рано овдовел, но женился на новой женщине. Жили они вместе с дочерью сотника. Его новая жена не полюбила девочку и подговорила мужа выставить дочь из дома. После этого молодая девушка кинулась в озеро и утопилась и однажды отомстила своей мачехе и утащила ее  на дно. Левко узнает, что на Ганне собирается жениться его отец. И парень решает мстить отцу. Парубки переодевается в страшные костюмы и пугают отца. Отдыхая  у Левка просит помощи утопленная панночка. Она жалуется, что до сих пор страдает от издевательств мачехи. Левко находит ведьму среди всех девушек и получает награду от панночки. Она дает ему письмо, благодаря которому отец Левко разрешил жениться сыну на Ганне. (Подробнее)

Пропавшая грамота

Жил один дед, который служил гетману, и послали его однажды посетить царицу, дабы отдать грамоту.  Спрятав грамоту под шапку, дед отправляется в путь. В дороге он знакомиться с запорожцем. Новый знакомый делиться своей тайной, что продал свою душу нечисти, и этой ночью она должна прийти, чтобы забрать долг. Дед говорит, что спать ночью не будет, а станет следить за запорожцем, дабы помочь ему, но в результате все же уснул. Под утро дед проснулся и увидел, что незнакомец исчез забрав не только коней, но и деньги с грамотой. Дед отправляется за помощью к шинкарю, и тот рассказывает, где можно найти чёрта. Дед идет в глубь леса, где натыкается на костер вокруг которого собрались разные страшные существа. Дед рассказывает им о своей беде и сразу оказывается за богато накрытым столом, вместе с чертами и ведьмами. Ведьма предлагает сделку, дед должен выиграть у нее в карты. Если выиграет, то шапка его, а если нет, то смерть. Два раза дед проигрывает, но в третий все же одержал победу. Ему отдают шапку, но дед просит еще и вернуть коня, но оказалось, коней съели. Черти предложили взамен своего дьявольского скакуна, который и понёс  старика домой.Очнулся дед лишь утром, на самой крыше дома, жена его в этот момент спала сидя и плясала на лавке. Дед отнес грамоту, но забыл освятить дом, с тех пор раз в год его жена пляшет во сне. (Подробнее)

Ночь перед Рождеством

Вечером перед Рождеством приходит кузнец Вакула  к возлюбленной Оксане. Отношения у них всё никак не налаживались из-за особой капризности Оксаны.  А в этот вечер Оксана сказала, что готова пойти замуж за Вакулу, только если он достанет черевички, как у самой царицы. Кузнец был очень удивлен и растерян, ведь он не знал где найти такие, и вот поникший и расстроенный уходит прочь. Мать Вакулы-Солоха,была ведьмой и в этот вечер к ней пришло очень много гостей, чтобы посвататься. Сначала к ней черт пришел, затем голова села, затем дьяк и Чуб. Солоха прятала их всех в мешки, и когда пришел Вакулы он их забрал, чтобы вынести на улицу. Вакула забрал себе самый легкий мешок, который был с чертом и отправился к местному колдуну. Тот ему сказал, что помощь ему не нужна, так как у Вакулы черт за спиной сидит, но парень сразу не понял слов Пацюка.  Выйдя на улицу Вакула решил посмотреть, что в мешке, как оттуда выпрыгнул черт. Они договорились с Вакулой, и черт согласился помочь парню добраться в Петербург к царице. Хитростью Вакула проник в имения царицы, и чудом уговорил её отдать черевички. Во время отсутствия кузнеца, в селе пошел слух, мол тот покончил жизнь самоубийством, одни говорили что кузнец утопился, а другие, что повесился. Оксана испугалась за кузнеца, и уже готова была пойти за него замуж. Проснувшись утром кузнец собрал своих друзей и пошел свататься к Оксане с черевичками. Та согласилась быть его женой и, что даже не нужны ей черевички.

Страшная месть

Есаул Горобец приглашает на свадьбу своих родственников. После благословения молодоженов среди гостей появился колдун и сразу исчез. Вечером домой Данилу пришлось идти мимо замка , где обитал колдун и кладбища, на котором ходили мертвые люди.

Добравшись домой Данило ссориться со своим злым тестем, а ночью Катерине сниться, что её отец и есть колдун. Вечером Данило решил сходить к дому колдуна и видит там своего тестя. Колдун в это время пытался вызвать душу Катерины, чтоб влюбить её в себя,но душа не желала покоряться. Данило идет домой и рассказывает об увиденном Катерине. Вскоре они заковывают колдуна в цепи. Колдун обещает своей дочери, что измениться и начнет новую жизнь и та его отпускает. Затем село подвергается нападению ляхов. Данило гибнет.

Колдун вновь пытается забрать душу Катерины, но к нему приходит страшное непонятное существо. Катерина уходит жить к Горобцу, но вскоре находит его мертвым. После этого девушка решает найти своего отца и убить его. Колдун приходит к Екатерине, та узнает своего родного отца, хотела кинуться на него с ножом, но тот опередил её и убил девушку. На вершине Карпатских гор появляется всадник с младенцем. Колдун испугавшись пытается бежать, но все дороги его ведут к Карпатам. Всадник убивает колдуна одним лишь взглядом и бросает его в пропасть к мертвецам.

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

Этот рассказ был записан в тетрадь Рудым Паньком, но его жена потеряла последние листы, поэтому завершение истории до сих пор является загадкой.

Иван Шпонька с юного возраста характеризовался прилежностью, правильностью и честностью. Он не являлся поклонником штатской службы, поэтому через несколько лет спустя гибели отца пошел служить в пехоту и там служил, пока не получил звание поручика. Пока он был на службе, его мать умерла, и за хозяйство осталась отвечать тетка. Спустя несколько лет тетушка начала жаловаться на усталость, поэтому приказала Шпоньке браться самому за хозяйство. Иван Федорович уходит в отставку и отправляется в свое имение. По дороге домой он знакомится с соседом Гришей и главой села Хортыше. Вскоре тетушка вспоминает, что село было подарком Шпоньке от бывшего его владельца, который часто навещал его мать, и после этого отправляет Ивана к Строченко.

Строченко был рад, когда к нему приехал Шпоонька, но как только услышал о дарственной, то разговаривать не стал. Иван Федорович возвращается домой с неудачей, там его ждет не менее расстроенная хитростью соседа тетушка. Но тетка придумала план, по которому племянник должен был жениться на одной из сестер Строченко.

Эта идея ввела в смущение Ивана Федоровича, его начали преследовать кошмары, ночные ужаса, где было много жен. Но со временем тетушка придумала новый план, но он остался неизвестен.

Заколдованное место

Эта история произошла,  еще в детстве Рудого Панька. В то время отец часто уезжал на работу, оставляя дома  жену, сыновей и деда. В один из теплых вечеров к ним домой пришли старые друзья семьи и устроили пляски. Дед не смог удержаться и тоже захотел танцевать, начал плясать и когда дошел до места на котором росли огурцы, то замер. После этого еще несколько раз пытался дед начать танцевать, но ноги его останавливались на том же месте.

Решил он снова подойти к этому странному месту, как тут же оказался где-то далеко в поле. Пока пытался  выбраться из странного места, уже и ночь настала. Неподалеку увидел могилку, и на ней огонек какой-то горел, подумал старик, что там клад хранится и, что нужно будет вернуться туда днем с людьми. Дождавшись следующего дня пошел дед обратно за найденными сокровищами, долго ходил, но подойти к необходимой могиле, так и не смог, пришлось пойти домой ни с чем.

Однажды дед копал грядки и удавил заступом до странному месту и тут же оказался возле могилки. Выкопал дед яму и тут вокруг него начали появляться злые духи, нечисти, стали пугать его, повторяя все его слова и не давая взять клад. Дед выхватил котел и бросился бежать прочь, а когда дома открыл его, то увидел, что тот полон мусора и хлама. С тех пор заколдованное место ограждено и сажали туда, что не было особо нужно. (Подробнее)

Оцените произведение: Голосов: 156

Читать краткое содержание Вечера на хуторе близ Диканьки. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гоголь. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Вечера на хуторе близ Диканьки

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Некрасов Крестьянские дети

    очаровательная поэма «Крестьянские дети», в которой говорится о том, что однажды в деревенскую сараюшку зашел охотник, который от усталости забылся сном

  • Краткое содержание Отец Сергий Лев Толстой

    Повесть начинается с момента, когда в Петербурге аристократическое общество было удивлено известием о том, что всеми известный обаятельный князь, любимец всех женщин решил стать монахом

  • Краткое содержание Чехов Вверх по лестнице

    Некий Долбоносов, советник из уездного городка, как-то по служебным делам приезжает в Петербург, где он неожиданно попадает к князю Фингалову на званый вечер. Здесь он случайно встречает молодого юриста, студента Щепоткина, чему очень удивился.

  • Краткое содержание Горький Несвоевременные мысли

    Русскому народу пришло время сбросить бремя угнетавшего его режима и это произошло в ходе событий революции. Но что пришло на смену? Какие люди выдвинулись на первый план и взяли в руки бразды правления обществом?

  • Краткое содержание Куприн Святая ложь

    Главный герой рассказа «Святая ложь» - Иван Иванович Семенюта, не дурной человек, но его по праву можно назвать типичным неудачником. Из-за своей робости, нерешительности, стеснительности Семенюта не мог постоять за себя еще со времен школы


Смотрите также

Описание: