Храм оптина пустынь где находится


история монастыря, оптинские старцы, молитвы...

Содержание статьи

Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского  и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Читайте также — Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)

Оптинские старцы

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.

Молитвы

Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Молитву Оптинских старцев на начало дня

 

Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.

Широко известны молитвы Антония Оптинского:

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Читайте также — Оптина Пустынь — фото

Паломничество в Оптину пустынь: адрес, как добраться

Адрес Оптиной пустыни: Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Добраться до святого места можно

  • автобусом;
  • поездом;
  • на личном авто.

Автобусы «Москва-Козельск» и «Москва-Сосенский» каждый день отправляются от автостанции «Теплый Стан». Время в пути составит пять часов.

Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует, но паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1.

На личном автомобиле из Москвы можно проехать в Оптину пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск.

 

Читайте также об Оптиной пустыни

Видео об Оптиной пустыни

Монастырь Оптина пустынь: где находится, история, святыни

Рубрика: Святыни Православия

История Оптиной пустыни

Монастырь Оптина пустынь – обитель с многовековой историей.

Он основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. О нем известно очень немногое: был предводителем разбойничьей шайки, затем раскаялся и был пострижен в монахи. Пустынью же монастырь назвали из-за уединенного монашеского образа жизни.

Монастырь располагается в нескольких километрах от города Козельска, на берегу реки Жиздра. Испокон веков является одним из почитаемых и намоленных мест на Руси. “В Оптину за опытом” – так говорили и говорят паломники и трудники, приезжающие в Оптину пустынь.

Самым сложным для жизни обители стал XVIII век, так как государство ввело для монастырей огромные налоги, таких денег у братии не было. В 1724 году обитель была закрыта, постройки находились в плачевном состоянии. И только в 1741 году началось восстановление монастыря. Согласно историческим данным, в семидесятые годы на территории монастыря постоянно проживало 2 монаха. Постепенно монастырь Оптина Пустынь начал возрождаться и в XIX веке стала главным духовным центром страны.

Монастырь Оптина пустынь (Калужская область)

Оптина пустынь – центр старчества

Оптина пустынь – это прежде всего ее православные старцы, которых всего 14. Феномен православного старчества заключается в том,что из братии монастыря избирается опытный в духовной жизни монах. Он становится отцом всей монашеской общины и приезжающих в обитель мирян. Им бывает открыта воля Божья о каждом приходящем человеке. Люди приходят к старцу чтобы задать самые сокровенные вопросы. Старец может и не принять человека, причем без объяснения причин. Но если уж принял, то каждое сказанное им слово может стать судьбоносным.

Оптинские старцы

Иеросхимонах Лев

Иеросхимонах Лев первый Оптинский старец. Многие годы пришлось скитаться преподобному Льву от монастыря к монастырю, притерпевая лишение и клевету. И лишь в 61 год он прибыл в Оптину Пустынь, став к тому времени опытным духовным отцом, чья вера в Бога и любовь к людям не знала границ. Много чудес совершил старец при жизни и продолжает совершать по молитвенным просьбам верующих и  после своей смерти.

Иеросхимонах Макарий

Иеросхимонах Макарий был учеником старца Льва. Был очень высок, некрасив, но при этом лицо и глаза всегда светились смирением. Одевался очень бедно, имел прекрасную память, был прозорлив, называя незнакомых ему мирян по имени. В каждую свободную от молитв и встреч минуту писал письма, в которых разбирал сложные жизненные ситуации и наставлял на путь спасения. Старался привить людям смирение. “Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет» – говорил старец. При нем в Оптиной пустыне начали издавать книги.

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний были родными братьями, показавшими истинный пример любви и духовного родства. При них и расцвело старчество во всем своем великолепии. Отец Моисей славился своей подвижнической жизнью, был очень кротким и смиренным, но при этом мудро управлял Пустынью. При нем строились новые храмы, проводилась благотворительная работа. Во время старчества Моисея монастырь Оптина Пустынь процветал.

Старец Антоний, проведший 14 лет в скиту, тяжело болел, но со смирением принимал свою немощь.

Иеросхимонах Иларион

Иеросхимонах Иларион — ученик старца Макария. Имел такой дар воздействия на человека, что тот, чувствуя присутствие благодати Божьей, со всей откровенностью исповедовал свои грехи старцу. Мог исцелить самые сложные душевные недуги, возвращал к вере православной отпавших от нее христиан.

Иеросхимонах Амвросий

Иеросхимонах Амвросий самый известный из оптинских старцев. Был необычайно умен и обладал феноменальной памятью. Его любовь к людям не знала границ, неудивительно, что и народ любил и почитал старца. Принимал всех: как обычных мирян, так и особ царских кровей. К нему 6 раз приезжал Лев Толстой, после бесед с которым старца находили изможденным, так тяжело давалось ему это общение. К отцу Амвросию приезжал и Федор Достоевский, потерявший в то время сына. Его письма и сегодня имеют большую духовную ценность. Основал Шамординскую женскую обитель. Старца Амвросия канонизировали в 1988 году первым из всех Оптинских святых.

Иеросхимонах Анатолий

Иеросхимонах Анатолий – чуткий и мудрый наставник и молитвенник, мог утешить любого отчаявшегося человека. Заботился не только о духовной жизни монахов, но и о их повседневных нуждах.

Преподобный Анатолий о приобретении смирения: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения».

Схиархимандрит Исаакий

Схиархимандрит Исаакий стремился сохранить в Оптиной Пустыне установленные ранее правила и установления, отличался простотой и отзывчивостью.  В его келью мог прийти любой страждущий человек и получить совет и утешение. Умер преподобный тихо, окруженный плачущими чадами.

Иеросхимонах Иосиф

Иеросхимонах Иосиф ученик старца Амвросия. Отличался необычайным смирением и непрестанной молитвой. Все его беседы с людьми были непродолжительными, умел коротко, буквально в нескольких словах, дать исчерпывающий ответ. Приходящие к нему страждущие чувствовали невероятную силу его молитв и отмечали сияние, исходившее от его лица. Несмотря на свои тяжелые болезни, строго исполнял все посты и носил ветхую и очень простую одежду.

Схиархимандрит Варсонофий

Схиархимандрит Варсонофий из офицера с блестящей карьерой превратился в прозорливого старца. Ему были открыты Богом многие события и мысли приходящих к нему страждущих. 

На исповеди невозможно было укрыть от него ни один грех. Старец недолго управлял обителью. Перед смертью отец Варсонофий тяжело заболел и испытывал сильнейшие боли. От медицинской помощи он отказался и лишь говорил: «Оставьте меня, я уже на кресте…» Но несмотря на тяжелую болезнь, старец ни на минуту не оставлял молитву и каждый день причащался.

Иеросхимонах Анатолий II

Иеросхимонах Анатолий II исцелял больных, утешал унывающих, давал мудрые советы страждущим. Особое внимание старец уделял исповеданию грехов приходящих к нему людей, при этом горячо молясь. Кающиеся знали, что от духовного взора отца Анатолия невозможно укрыть ни одного греха. После же исповеди давал наставления, всегда поражавшие точностью и прозорливостью.

Иеросхимонах Нектарий

Иеросхимонах Нектарий последний соборно избранный старец. Свои дары прозорливости и чудотворения скрывал за маской юродства. Утешал верующих, подвергшихся гонению за веру со стороны советской власти. По молитвам старца люди, обращающиеся к нему за помощью, выходят из самых сложных жизненных ситуаций.

Иеромонах Никон

Иеромонах Никон продолжал исполнять старческое служение после закрытия Оптиной пустыни. В своем дневнике он писал: “умру, но не уйду.” Преподобный Никон делал все возможное, чтобы сохранить монастырь. К нему в такие сложные для верующих людей времена приходили люди за утешением и словами поддержки. В июне 1927 года старца Никона арестовали. Умер в ссылке.

Архимандрит Исаакий II

Архимандрит Исаакий II на его долю выпали тяжкие испытания: на его глазах закрыли и разорили обитель. Последний оптинский старец мужественно нес свой крест ободряя и утешая страждущих и гонимых советской властью христиан. Четыре раза его арестовывали. На следующий день после Рождества Христова – 8 января 1938 года был расстрелян.

Оптина пустынь: святыни монастыря

Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.

Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.

Восстановление монастыря

В 1987 году разрушенный монастырь Оптина пустынь был передан РПЦ. Разруха была столь удручающая, что местные жители не верили в возрождение монастыря. Архимандрит Евлогий (сейчас епископ Владимирский и Суздальский) был назначен настоятелем. Он и начал возрождать обитель, в первую очередь ее духовную жизнь. Сложностей было очень много, начиная от расчистки территории, заканчивая переселением мирян, которые неохотно соглашались переселяться за периметр монастыря. С Божьей помощью находились мастера, строители и благотворители, готовые материально содействовать восстановлению Пустыни.

Сейчас сам монастырь и скит практически восстановлены, создано большое монастырское хозяйство, многие люди приезжают пожить и потрудиться в святом месте. Действуют ремесленные мастерские, гостевые домики, трапезная. В монастыре живет около 200 монахов, это один из самых больших монастырей в России.

Сейчас в обителе находятся мощи преподобных Нектария и Амвросия (Введенский собор), мощи преподобных Исаакия, Антония, Моисея (Казанский храм), мощи преподобных Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа (Владимирский храм), мощи преподобного Рафаила (Преображенский храм).

Убиенные монахи

На Пасху 1993 года в обители произошла трагедия. После ночного пасхального богослужения иноки Трофим и Ферапонт вышли на звонницу, прославлять Бога и звонить в колокола. В это время Николай Аверин подкрался к ним и нанес смертельные ранения. Та же участь ждала иеромонаха Василия: убийца мечом, на котором было нацарапано 666, убил и его.

На основании некоторых деталей предполагается, что убийство носило ритуальный характер. Похоронили братьев у восточной стены обители, чуть позже над могилами построили часовню, и практически сразу сюда началось паломничество верующих. Убиенные монахи Оптиной пустыни явили собой для всех православных христиан пример крепости веры и стойкости духа.

Где находится православный монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь

Введе́нская О́птина пу́стынь – это известный мужской монастырь Православной церкви. Оптина пустынь на карте расположена неподалёку от города Козельска в Калужской области и принадлежит к Калужской епархии.

На протяжении многих десятилетий Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь считается одним из наиболее почитаемых православными христианами мест на территории России.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Во всех углах земли русской идёт слава о доброте и мудрости оптинских старцев, которые готовы молиться за каждого, поднимут ослабевшего и помогут совершившему ошибку. И сегодня люди стремятся посетить эту святую обитель в надежде улучшить что-то в своей жизни, дать своей измученной проблемами душе отдых и покой. Здесь каждый получает возможность прикоснуться душой к чему-то светлому и высокому, наполниться мудростью и получить помощь и совет в Оптиной пустыни.

Монастырь и по сегодняшний день сохранил атмосферу чистоты и умиротворения. От мирской суеты и шума обитель и её жителей отделают река Жиздра и бор.

История Оптиной пустыни

Оптина пустынь являет собой живой и яркий пример духовного возрождения России. Построен Оптинский монастырь был на опушке соснового леса. От ближайшей деревни его отделяла речка Жиздра. Открытие обители в этих местах положило начало духовному росту. Пришедшие в монастырь старцы обладали чудотворными дарами исцеления, утешали всех страждущих и помогали им найти свой истинный путь.

Интересные факты о монастыре:

  1. Точная дата создания храма на сегодняшний день остаётся неизвестной. По некоторым гипотезам, монастырь был основан отшельниками, которые выбрали это глухое уединённое место для своего духовного подвига.
  2. Уже в XVII столетии монастырь владел деревянной церковью, несколькими кельями, участком земли возле города Козельска и мельницей. В обители тогда проживали 12 иноков во главе с иеромонахом Феодором.
  3. В это же время Оптинская обитель начала застраиваться каменными зданиями. Здесь была выстроена колокольня, два флигеля с кельями для монашеской братии. Также был пристроен казанский храм и больничный храм с несколькими кельями.
  4. После прихода императора Петра I Оптина пустынь сильно обеднела и была признана «малообратной». Правда, следует заметить, что это продлилось не слишком долго.
  5. Уже в 30-е годы XVIII столетия обитель стала постепенно восстанавливаться. Ей были возвращены мельница и земельные угодья. К концу XVIII столетия с помощью митрополита Платона удалось превратить этот монастырь в настоящее духовное пристанище для истерзанных душ, ищущих покоя и истины.
  6. В XIX веке этот мужской монастырь познал свой истинный расцвет во всех отношениях. Его материальное благополучие в это время существенно возросло. К этому времени численность монахов уже достигла 150 человек. В 40-е годы в обители стала издаваться духовная литература.
  7. Ушедший XX век оказался для православной церкви одним из наиболее тяжёлых и сложных. Монастырь был официально закрыт указом советского правительства. В зданиях обители была устроена лесопилка и дом отдыха.

В 1987 году этому святому месту был возвращён его прежний статус. Монастырю вернули все ценности, требы и постройки, как духовные, так и хозяйственные. В течение года проводилась активная реставрация монастыря, и вскоре там начали проводиться богослужения.

Оптина пустынь как центр духовной жизни

В 1821 году в монастыре построили скит, куда могли прибывать все страждущие. Постепенно эта обитель превращалась в духовный центр всей православной России:

  1. В 1878 году в обитель прибыл русский писатель Федор Михайлович Достоевский после потери своего трёхлетнего сына. Для него эта поездка оказалась одним из наиболее важных событий в его духовной жизни.
  2. Даже после того, как при Советской власти монастырь был официально упразднён, ещё была закрыта и эта артель, некоторое время здесь функционировал музей.
  3. В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря был развёрнут госпиталь для раненых, позже – фильтрационный лагерь, где содержались военные, вернувшиеся из вражеского плена.

Первая Божественная литургия после возвращения монастыря в собственность Русской православной церкви была отслужена в 1988 году в праздник Владимирской иконы Божией матери – 3 июня.

Храмы Оптиной пустыни

Если рассмотреть карту Оптиной пустыни, она выглядит почти квадратной. В центре располагается основной храм – Введенский собор. Вокруг этого собора расположены другие церкви:

  1. С северной стороны выстроена церковь святой Марии Египетской. Она была перестроена из трапезной в 1858 году.
  2. К югу от Введенского собора расположена Казанская церковь. Её построили в 1811 году.
  3. В восточном направлении находится Владимирская церковь.

Введенская церковь

Введенский храм является главным храмом монастыря. Он был построен в 1750-1771 годах и освящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сегодня в этом храме располагаются мощи святых Оптинских старцев – Нектария и Амвросия. Здесь же можно увидеть и Казанскую Икону Божией матери, которая особо почитается православными христианами.

В этом храме имеются три придела. Главный – Введения в Храм Пресвятой Девы Марии. Южный придел в честь Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийских. Северный придел в честь святого преподобного старца Амвросия Оптинского.

Казанская церковь

Эта церковь, воздвигнутая и освящённая в честь Казанской иконы Богородицы, была открыта в 1811 году. Центральным престолом храма является престол Казанской иконы Божией матери. Южный престол – Крестовоздвиженский, а северный – святых великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата.

В этом храме находятся мощи преподобных старцев Антония, Исаакия и Моисея.

В наши дни в этой церкви проводят ежедневные вечерние богослужения. По выходным и праздничным дням также служат поздние литургии.

Владимирский храм

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был некогда полностью разрушен и вновь восстановлен лишь в 1998 году. У церкви имеется единственный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Храм Марии Египетской

Храм был возведён в 1874 году. Он располагается за пределами монастырских стен, рядом с монастырской трапезной и гостиницей. Здесь совершают обряды отпевания усопших и крещения.

Другие храмы Оптиной пустыни

Кроме перечисленных храмов, на территории монастыря Оптина пустынь есть ещё несколько церквей:

  1. Храм Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Этот храм располагается на территории Иоанно- Предтеченского скита. В дни престольных праздников в скит могут быть допущены паломники.
  2. Здесь же находятся Церковь в честь святого Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила
  3. Церковь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» – построена на территории подсобного хозяйства обители.
  4. За оградой на территории монастырского кладбища можно увидеть храм Всех Святых.

Уже в 2005 году по распоряжению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго был заложен храм Преображения Господня.

Иоанно-Предтеченский скит

Этот скит в Оптиной пустыни был построен за монастырской рощей, дабы укрыть его от взоров посторонних людей. С этой целью рубить лес в этом месте было строжайше запрещено.

На территории скита ещё сохранись небольшие домики, в которых в своё время останавливались Достоевский и Гоголь.

Здесь же находится одна из старейших построек монастыря – Церковь Иоанна Предтечи. Богослужения в этом храме проводятся по особому скитскому уставу круглосуточно.

В храмах в честь святого Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского, а также в честь Архангела Михаила регулярно проводят водосвятные молебны для паломников. Здесь же располагается гостиница для паломников.

Любой желающий может посетить главные храмы монастыря и получить свободный доступ к находящимся там святыням.

Как добраться до Оптиной пустыни

Для паломнических посещений двери монастыря открыты с 5 часов утра до 11 часов вечера. Даты посещения храмов Иоанно-Предтеченского скита можно уточнить на сайте обители.

Посетители могут видеть лишь часть территории, но братская часть для них недоступна. В храмах монастыря строжайше запрещается ведение кино и фотосъёмки.

Посетить монастырь можно лишь в строгой закрытой одежде. Женщины, независимо от возраста, должны надеть длинную юбку, платок, закрыть руки и плечи. Мужчины должны быть в брюках и рубашке с длинным рукавом.

Расписание богослужений и исповедей можно уточнить на официальном сайте Монастыря Оптина пустынь Калужской области.

Доехать до города Козельска Калужской области из Москвы можно на автомобиле по Киевскому или Калужскому шоссе. За городом Обнинском эти дороги сходятся.

По Киевскому шоссе от Москвы необходимо ехать в направлении Калужской области, но не заезжая в саму Калугу. Хотя многие паломники предпочитают проехать через центр Калужской области и следовать далее через небольшие и очень живописные населённые пункты. Из Москвы можно добраться до Козельска на рейсовом автобусе от станции Юго-западная или Тёплый Стан.

От города Козельска на карте необходимо проехать ещё 3 километра до самой обители. Можно воспользоваться такси от автостанции, а можно проехать на маршрутке и остаток пути пройти пешком (около полутора километров).

На сайте монастыря можно увидеть варианты паломнических экскурсий с двух или трёхдневной программой.

Где находится Оптина пустынь: географическое положение

Оптинский монастырь – один из самых популярных монастырей не только в России, но и в мире. Здесь останавливались величайшие классики литературы, среди которых особо выделяются Гоголь, Достоевский и некоторые другие. Обладает впечатляющей историей, тянущейся в глубь веков.

Географическое положение

Свято-Введенская Оптина пустынь – православный мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Относится к Калужской епархии, но в то же время является ставропигиальным монастырем. Рядом с монастырем находится город Козельск, известный как город военной славы. Рядом с монастырем так же проходит речка Жиздра, которая в свою очередь является притоком Оби. Расстояние от Козельска до Калуги – 72 километра, от монастыря до Козельска – 2 километра. Это позволяет добраться до Оптины буквально за час на автомобиле.

Поездка до места где находится Оптина пустынь получится впечатляющей. Красивые панорамы, встречающиеся повсеместно по пути из Калуги, не оставят равнодушными даже самых изыскательных людей. Весь русский православный дух, содержащийся в рамках стереотипов где-то в головах людей, находит свое отражение при поездке в эту колыбель православия в России. Очаровательная природа этих мест не позволит заскучать, а ощущение приближения к чему-то очень высокому и духовному заставит трепетать вашу душу.

История монастыря

Первые упоминания о пустыни относится еще к 14-ому веку. Тогда на территории, где сегодня находится один из самых популярных мужских православных монастырей в России, располагалась Оптинская обитель. В нее приходили старые больные мужчины и женщины. Они жили в разных подразделениях под настоятельством одного духовного учителя. Свое название монастырь получил в честь основателя, раскаявшегося разбойника и бандита Оптия. По преданию, Оптий был разбойником, предводителем сташиновской группировки, орудующей в Козельском лесу. В последствии, по неизвестным причинам, он отказался от разбойнической деятельности, подался в монахи и назвался Макарием. Отсюда пошло второе название монастыря – Макариевская пустынь.

Первая церковь на территории Оптины пустыни начала строится в 1689 году. Называлась она церковь Введения Пресвятой Богородицы, была каменной и строилась с приделом Пафнутия Боровского – христианского монаха, жившего на рубеже 14-15 веков. С возведением первой церкви инфраструктура монастыря развивалась, сюда стали съезжаться не только желающие стать монахами, но и просто желающие посетить святые места.

Переживала пустынь и невзгоды. Начиная от проблем во время смутного времени правления Бориса Годунова, когда монастырь был полностью разорен литовцами. В 18 веке на монастырь по указу Петра Первого был возведен оброк, необходимый для финансовой поддержки строительства Петербурга и ведения войны со шведами. Количество монахов неизменно снижалось и к концу 1780 году официально было только два монашествующихся.

Ситуация с количеством монахом изменилась только в 1797 году, когда пустынью заинтересовался митрополит Московский и Калужский. Ему понравилась территория и обустройство монастыря и по его приказу настоятелем монастыря стал опытный и известный в то время иеромонах Авраамий. Под настоятельством Авраамия пустынь стала развиваться, а количество монахов неизменно росло.

Оптина пустынь во времена Советского союза

Во время великой октябрьской революции монастырь, на удивление, особо не пострадал. Даже большевики не стали трогать Оптину пустынь, т.к. она представляла собой не только духовную, но и культурную ценность. В 1918  году пустынь закрыли решением СНК, однако она все еще функционировала под видом сельскохозяйственной артели. В 1923 году пустынь перешла во владение научного сообщества Главнауки. Тогда Оптина пустынь получила статус музея.

В 1931 году на базе монастыря был открыт Дом отдыха имени Горького. Однако долго просуществовать ему не получилось. Указом Л. Берии в 1939 году на территории, где сегодня находится Оптина пустынь, был открыт концлагерь для польских пленных офицеров Козельск-1. Здесь с целью обмена пленными между СССР и Германией было размещено около 5000 военнопленных, которые в последствии были отправлены в Катынь и расстреляны. Во время второй мировой войны здесь располагался госпиталь и послевоенный советский фильтр, в котором НКВД определяло дальнейшую судьбу раненных солдат и офицеров.

В 1987 году решением Советского правительства Оптина пустынь вернулась в распоряжение русской православной церкви. С того времени монастырь восстанавливал свое шатнувшееся положение.

Оптинская пустынь сегодня

К сожалению, смута 90-х годов послесоветского времени не обошла и монастырь. В 1993 году были убиты трое монахов. Были зарезаны в сердце длинным ножом, с надписями 666 и сатана. Убийцы пойманы и сейчас несут справедливое наказание.

Сегодня Оптина пустынь представляет собой 7 действующих храмов и 3 восстанавливаемых на данный момент. Самым главным храмом, располагающимся в центре, является Введенский собор, построенный в середине 18-го века. Остальные соборы крестообразно распределены вокруг него. Стоит упомянуть, что в монастыре когда-то останавливались великие русские писатели Гоголь и Достоевский. Дома, где они жили на тот момент до сих пор остались в достойном состоянии и открывают свои двери всем желающим.

 

Может быть интересным:
Где находится Селигер?
Где находится Елабуга?
Где находится Шерегеш?

Смотрите также

Монастырь Оптина пустынь где находится

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый день сотни людей едут в Оптину. Зачем они едут? Они устают в пути, тратят деньги на дорогу… Они едут к старцам монастыря Оптины пустынь! Возможно, помните народную пословицу, что «к пустому колодцу за водой не ходят»? Вот и люди едут к этим тяжелым каменным гробницам, чтобы получить ответ, понять законы духовной жизни, помолиться за своих чад или просто обратиться к небесным силам за помощью. Ведь старцы видят все в прошлом и будущем, проникают в саму душу, помогают облегчить скорбь и боль.

 История монастыря Оптина пустынь

Данная обитель является хорошим примером духовного возрождения России в XVIII столетии. Храм появился на опушке соснового леса и был отрезан от ближайшей деревушки рекой Жиздрой. С появлением православной обители здесь начал зарождаться чудный духовный оазис и благодатные дары монашества. Старцы, которые туда пришли, обладали даром чудотворений и исцелений. Они утешали страждущих и помогали им найти истинный путь к Господу.

Точное время основания храма неизвестно. Все что знают люди — это основание города Козельск, в котором находится Оптина. Есть предположение, что монастырь основали отшельники, которые выбрали глухое место для своих подвигов.

В XVII столетии у владениях монастыря было шесть келий, мельница, деревянная церковь, земля близ Козельска и 12 монахов с иеромонахом Феодором.

При правлении Петра I церковь обеднела. Ее признали малообратной. Но это продлилось не долго. Уже в 30-х XVIII годах церковь начали восстанавливать, ей вернули земли и мельницу. В конце столетия, благодаря усилиям митрополита Платона, монастырь превратился в духовный санаторий израненных душ.

XIX столетие — это период истинного рассвета мужского монастыря Оптина пустынь во всех отношениях. Значительно улучшилось материальное достояние обители. В этот период братия насчитывала уже около 150 человек. В 40-х годах появилось издательство.

К сожалению, того же самого нельзя сказать про ХХ век. Это был один из худших периодов для русских православных церковь. К вере тогда относились очень скептически. В 1923-м храм официально закрыли, а в его зданиях устроили дом отдыха и лесопилку.

Вновь святыню открыли только в 1987 году. Все монашеские постройки, ценности и требы были возращены монастырю. Через год активной реставрации, обитель начал проводить богослужения и службы.

Храмы обители

На сегодняшний день на территории святыни действуют такие храмы:

  • во имя Иллариона Великого;
  • Введенский;
  • в честь Владимирской иконы Богоматери;
  • в честь иконы Богоматери Спорительница хлебов;
  • Владимерский;
  • во имя Иоанна Предчити;
  • Казанский.

Расписание служб и богослужений

Каждый день в стенах общины них проводятся:

  • полунощница в 5:30;
  • литургия в 7:00;
  • панихида в 9:00;
  • поздняя литургия в 10:00;
  • панихида после поздней литургии в 12:00;
  • молебен с акафистом в 15:00
  • вечерние службы в 17:00

В праздничные и воскресные дни:

  • ранняя литургия в 6:00;
  • соборная молебен в 8:00;
  • поздняя Литургия в 10:00;
  • панихида в 12:30;
  • молебен с акафистом в 15:00.
  • вечерние службы в 17:00.

В летний период в собор могут приходить огромное количество приезжих паломников. Из-за того возможно проведение данных богослужений одновременно в нескольких храмах.

Где находится монастырь Оптина пустынь


Как доехать из Москвы? До монастыря можно добраться автобусом, железнодорожным сообщением или своим транспортом.

Автобусом

В 50 метрах от м. Теплый стан отправляется автобус по маршруту Москва — Козельск. За день отправляется около 10 автобусов. Первый отходит в 7:30. Время в пути около 4-5 часов.

Железно-дорожным транспортом

К сожалению, прямого железнодорожного сообщения от Москвы до Козельска нет.

Можно добраться следующими пересадками

  • Москва-Калуга. Время в пути около 3 часов;
  • Калуга-Сухиничи. Время в дороге около 2 часов;
  • Сухиничи-Козельск. 45 минут в пути.

Итого: на дорогу уйдет около 6 часов.

На своем транспорте

До города Козельск и монастыря Оптина можно доехать на своем транспорте. Адрес святой обители: индекс 249723, Калужская обл. г. Козельск монастырь Оптина пустынь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно так же совершить видео экскурсию по этой обители:

  • Православные монастыри, соборы и церкви

Путеводитель по Оптиной Пустыни

Путеводитель по монастырю.

Подъезжая к монастырю личный и общественный транспорт оставляем на бесплатной охраняемой автостоянке.

Выходим с автостоянки и идем к монастырю.

Еще с древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, что­бы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызывающей соблазна. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф, 18,7) — строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в монастырь и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навлекает на себя Божие осуждение.

Запрещается вход на территорию монастыря женщинам без платка, в брюках, в короткой юбке, в юбке с большим разрезом, в прозрачном платье, в платье без рукавов, с глубоким декольте; а также мужчинам в шортах, майке. Кто забыл соответствующую одежду, должен попросить на вахте во временное пользование. На вахте можно позвонить в монастырь по местному телефону.

Идем к монастырю. Маршрутное такси из Козельска останавливается здесь.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Святые врата обители.

Справа от святых врат монастыря находится паломническая трапезная (2 –х этажное здание белого цвета).

Вдоль монастырской стены проходит дорога в скит.

Паломническая трапезная.

При входе в монастырь располагаются информационные стенды, где Вы можете найти нужную информацию.

Экскурсионная служба располагается при входе в монастырь в Святых вратах на центральной вахте.

Виды монастыря.

При входе в монастырь располагается иконная и церковная лавка.

Иконная лавка внутри.

Церковная лавка.

Церковная лавка внутри.

Первым при входе в монастырь располагается Казанский храм.

В подвальном помещении храма находится монастырская книжная лавка.

Книжная лавка внутри.

Казанский храм. Внутренний вид.

В храме находятся мощи Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия.

Напротив Казанского находится Преображенский храм. Ежедневно в 14.00 в храме совершается водосвятный молебен. Здесь можно набрать святой воды.

Преображенский храм внутри.

Введенский собор – главный храм обители.

Здесь находятся мощи святых Амвросия и Нектария Оптинских.

Ежедневно в соборе совершается полунощница (начало в 5.30) и ранняя литургия (начало часов в 6.30).

Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского.

Ежедневно в 10.00 и 13.00 у мощей преп. Амвросия совершается молебен с акафистом.

Владимирский храм.

Здесь находятся мощи святых Оптинских старцев Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова), Иллариона, Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова).

Ежедневно с 6.00 до 12.00 в храме совершается таинство исповеди. Ежедневно в 15.00 служится молебен с акафистом Оптинским старцам.

Владимирский храм внутри.

Мощи преп. Льва и Макария Оптинских.

Рядом с Владимирским храмом располагается Воскресенская часовня, в которой находятся могилы убиенных на пасху 1993 г. иеромонаха Василия, инока Ферапонта и Трофима.

Каждую субботу в 13.00 в часовне совершается лития.

Любой православный священник может отслужить в часовне панихиду или литию по убиенным братиям, в часовне для этого имеется все необходимое.

Рядом с часовней находится братский некрополь.

Вход на братскую территорию паломникам запрещен, поэтому если вы хотите встретиться с кем- либо из братии монастыря, можете обратиться к дежурному на средней вахте, которая находится перед Введенским собором.

Ежедневно в обители совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало хода из Введенского храма после окончания ужина.

Крестный ход совершается против часовой стрелки снаружи, вокруг монастырской ограды.

По воскресным и праздничным дням (когда накануне совершалось всенощное бдение) после окончания поздней литургии совершается чин "О Панагии".

сичмичси

Введенский ставропигиальный мужской монастырь «Оптина пустынь»

Первые монастырские храмы

«Оптина пустынь» находится в Калужской области на берегу реки Жиздры. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в XV веке он уже существовал — сохранилась книга богослужений тех лет. Пустынью тогда называли отдаленные монашеские поселения.

По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник по имени Опта. Первые письменные свидетельства о монастыре появились в Козельских писцовых книгах 1620–30-х годов — например, запись о поминании в монастырских церквях убитого царевича Федора Иоанновича.

В 1689 году на территории обители заложили первую каменную церковь, но из-за нехватки денег строительство остановилось. В начале XVIII века монастырь настолько обеднел, что монахи не смогли платить оброк государству. Вскоре его закрыли — здания опустели, а утварь для богослужений отошла Белёвской Спасо-Преображенской обители.

Новая жизнь монастыря началась в середине XVIII века. Здесь возвели деревянную колокольню и каменный собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм с пятью куполами. Обитель продолжила расти и в начале XIX века: в 1809 году новая больничная церковь с шестью кельями уже принимала больных; вскоре был освящен и храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Колокольня монастыря

Главную колокольню-врата в Оптиной пустыни возвели в 1804 году. Все пожертвования, этапы строительства и расходы на материалы и оплату труда рабочих монахи записывали в «шнурозапечатанную книгу», которая сохранилась до наших дней. Колокольня стала самым высоким строением в округе. В двух боковых частях колокольни располагались монашеские кельи. Над воротами висела икона с образом Господа Саваофа, а с внутренней стороны — Знамения Пресвятой Богородицы. В 1826 году в верхнем ярусе установили часы, а в 1845 году здесь появился механизм с курантами, которые отбивали каждые 15 минут.

На третьем ярусе висели девять колоколов. В один звонили в праздники, в другой — в будние дни, отдельные колокола звали монахов на службу и трапезу. На колоколах значились имена попечителей, мастеров, время и место, где они были изготовлены. Надпись на самом большом из них гласила: «Колокол сей устроен в Козельскую Введенскую Оптину пустынь 1815 года февраля 23 дня. Лит в Туле, на заводе Черниковых; весу в нем 213 пуд. 34 ф. при игумене Авраамии. Мастер Аким Воробьев». На нем же были отлиты образы Казанской Божией Матери и святого Николая Чудотворца.

Иоанно-Предтеченский скит

В 1821 году на территории монастыря появился скит — селение для отшельников. Название скиту дала церковь Иоанна Предтечи, которую построили послушники. Храм был аскетичным и внутри, и снаружи: внешний облик украшали лишь колонны на крыльце и фигурные перила. Территорию скита окружал высокий забор.

Монахи издавали книги: печатали жития, писали духовные труды и отправляли их в другие монастыри. Библиотеку обители трижды посещал Николай Гоголь. В 1878 году в Иоанно-Предтеченском ските несколько дней жил Федор Достоевский, сюда он приезжал после смерти своего младшего сына. Исследователи предполагают, что настоятель скита преподобный Амвросий стал одним из прообразов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».

После революции насельников скита репрессировали.

Возрождение монастыря

В XX веке в Оптиной пустыни располагалась сельскохозяйственная артель, дом отдыха, концлагерь «Козельск-1», а позже — воинская часть.

Монастырь передали Русской православной церкви в 1987 году, а уже через год в церквях прошли первые богослужения. Тогда же начали восстанавливать храмы обители. Первыми отреставрировали надвратную церковь Владимирской иконы Божией Матери и один из самых древних соборов монастыря — Казанской иконы Божией Матери. В 2000-х здесь построили три новых храма: Преображения Господня, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь Ставропигиальный мужской монастырь

Всероссийская слава обители начинается с 1820-х годов, когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова), в обители был устроен Предтеченский скит. Оптина Пустынь стала одним из духовных центров России и по праву заняла совершенно особое место в истории Русской Церкви по строгости иноческой жизни и обилию духовных подвигов ее старцев. Авторитет Оптинских старцев был чрезвычайно высок. Со всех концов страны к этим «учителям жизни» в поисках ответов о смысле жизни и спасении, за советом и утешением, молитвой и решением недоуменных вопросов стремились православные. Женщинам (и мирянкам, и монахиням) вход в скит, где жили старцы, был воспрещен. Старцы принимали паломниц в особой комнате-«хибарке», имевшей отдельный вход снаружи скита. Пустынь стала духовной лечебницей для всех ищущих вразумления, утешения, смысла жизни и духовного руководства. Недаром эту обитель называли «самым жарким духовным костром, у которого обогревалась вся Россия».

Сюда приезжали выдающиеся представители русской культуры XIX века, цвет русской интеллигенции: Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, И.В. и П.В. Киреевские, А.М. Жемчужников, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Н.В. Гоголь на всю жизнь сохранил воспоминания о благодатной Пустыни, он писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше...» В 1877 году после смерти сына в скиту монастыря жил Ф.М. Достоевский. Некоторые детали в романе «Братья Карамазовы» появились под впечатлением от этой поездки, а Оптинский старец Амвросий (Гренков) послужил прототипом старца Зосимы. Неоднократно посещал монастырь и Л.Н. Толстой, последний раз за несколько дней до своей смерти.

Господь так премудро устроил, что старчество в Оптиной не прерывалось более ста лет: от одного духоносного старца переходило к другому. В лике святых почитаются четырнадцать старцев Оптинских, их имена хорошо известны всем верующим. Святые старцы Лев (1768–1841), Макарий (1788–1860), Моисей (1782–1862), Антоний (1795–1865), Иларион (1805–1873), Амвросий (1812–1891), Исаакий I (1810–1894), Анатолий I (1824–1894), Иосиф (1837–1911), Варсонофий (1845–1913), Анатолий II (1855–1922), Нектарий (1853–1928), Никон (1888–1931), Исаакий II (1865–1938) отличались прозорливостью, рассудительностью, дарами исцелений и чудотворений.

 В XX веке Оптина Пустынь разделила судьбу большинства православных монастырей. В феврале 1918 года монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Позже в разные годы на территории обители находились санаторий, концлагерь, госпиталь, военная часть.

17 ноября 1987 года, молитвами святых Оптинских старцев, монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. До наших дней сохранился деревянный храм в честь Собора святого Иоанна Предтечи, срубленный в 1825 году из того самого леса, который рос на месте скита.

В настоящее время в Оптиной Пустыни действуют семь храмов. На территории монастыря – Введенский храм, построен в 1750–1771 годах; Владимирский храм, восстановлен на месте полностью разрушенного, освящен в 1998 году; Казанский храм, построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. В 2005–2007 годах был построен, расписан и освящен храм в честь Преображения Господня. До закрытия обители советской властью храма на этом месте не было. Таким образом, это строительство открыло новую страницу в истории монастыря – от восстановления разрушенного к созиданию нового.

В настоящее время в Оптиной Пустыни возродили не только храмы, но главное – молитвенную и богослужебную жизнь.

В XIX веке оптинское ученое монашество проделало огромную работу по переводу и научному изданию многих творений святых отцов, сделав их более доступными и иночествующим, и всем желавшим приобщиться святоотеческой мудрости.

Сегодня духовный опыт оптинских насельников нашел точки соприкосновения с современными технологиями, поставив их на службу и богословию, и просвещению: с 2010 года в монастыре шла работа над созданием уникального ресурса, на котором были бы собраны все известные толкования на каждый стих Священного Писания. Сегодня проект, получивший название «Толкования Священного Писания» размещен на официальном сайте монастыря. В 2016 году было создано мобильное приложение  для iOS.

На подворьях Оптиной Пустыни в Москве (настоятель – архимандрит Мелхиседек (Артюхин)) и Санкт-Петербурге (настоятель – игумен Арсений (Мосалев)) духовенством и прихожанами ведется большая миссионерская и социальная работа. В 2003 году при храме Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе  была создана молодежная организация «Покров». Покровчане посещают детские дома и пансионат ветеранов, участвуют в миссионерских походах и спортивных соревнованиях, организуют паломнические поездки и праздники.

Настоятели обоих подворий руководят работой информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству.

После преставления (22.01.2018) архимандрита Венедикта (Пенькова), временно исполняющим обязанности наместника Оптиной пустни назначен игумен Никита (Суриков).

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 52)наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь назначен епископ Леонид (Толмачов), с освобождением от управления Уржумской епархией. Определен титул «Можайский», викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Введенский собор. Оптина Пустынь

По преданию первым храмом на территории монастыря был храм в честь преподобного Макария Великого, по имени которого монастырь назывался Макарьева пустынь. В нач. XVII в. писцовые книги упоминают деревянную «церковь Введения Пречистыя Богородицы». В 1689 г. она была сломана и на ее месте начато строение первого каменного соборного храма во имя Введения Пресвятой Богородицы с пределом преподобного Пафнутия Боровского.

К середине XVIII в. храм обветшал, и в 1750 г. был разобран, а на его месте был заложен новый, также во имя Введения Пресвятой Богородицы с пределами: с южной стороны преп. Пафнутия Боровского, с северной – св. великомученика Феодора Стратилата.

Прежде был окончен Пафнутьевский предел, который освятили в 1759 г. Работы по внутренней отделке соборного храма затянулись. Главный предел и предел в честь великомученика Феодора Стратилата были освящены лишь в 1771 г.

С процветанием обители, начавшемся в XIX в., Введенский собор оказался тесным для умножившейся братии и богомольцев. В 1837 г. храм был расширен пристройкой двух пределов. С южной стороны был основан новый предел в честь святителя Николая Чудотворца. А в новый северный предел был перенесен прежний, в честь преподобного Пафнутия Боровского. Предел же в честь великомученика Феодора Стратилата был перенесен в Казанский.

В 1870 г. в связи с росписью всего храма, главный и боковые пределы были вновь освящены.

После революции соборный храм монастыря был закрыт. Возрождение обители началось в 1987 г. В 1988 г. были освящены главный предел – в честь Введения Пресвятой Богородицы, и южный – в честь святителя Николая Чудотворца. Северный предел соборного храма освящен 9 апреля 1989 г. в честь новопрославленного угодника Божия преподобного Амвросия, старца Оптинского.

В храме покоятся и открыты для поклонения честные мощи преподобных старцев Оптинских – Амвросия и Нектария. Иконописцы обители проводят роспись собора.

В 2010 г. завершена роспись алтаря придела в честь прп. Амвросия Оптинского.

Владимирский храм. Оптина Пустынь

В 1809 г. у восточной стены монастыря начато строительство больничной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. Храм освящен в 1811 г. преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским. При церкви было устроено шесть больничных келий, для немощных братий. В 1854 г. с западной стороны сделана пристройка. Средняя часть этой пристройки составляет притвор храма, где круглосуточно читалась «неусыпаемая» Псалтирь, с поминанием усопшей братии и благотворителей обители. В боковых частях устроено еще по три больничные келии. «Здесь престарелые и слабые старцы находят себе отраду, помощь и удобство к духовной жизни. В церкви нет особых украшений: она проста и убога, как убоги, живущие при ней старцы» [*]. В начале XX века здание храма было отремонтировано и надстроено. В эти годы в келии при храме жил и принимал богомольцев «народный» старец преподобный Анатолий (Потапов).

После революции 1917 г. Владимирский храм, как и все храмы монастыря, был закрыт. В послевоенное время храм был разобран на кирпич до самого основания. С 1989 г. проходили археологические исследования, продолжавшиеся несколько лет, и позволившие обнаружить основание храма. В 1995 г. начались восстановительные работы. 23 октября 1998 г., в день памяти прп. Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение восстановленного храма.

Сейчас в храме покоятся мощи семи из четырнадцати преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова).

В 2000-х годах проведена роспись иконописцами обители.

В храме ежедневно совершается таинство исповеди и служится молебен с акафистом преподобным Оптинским Старцам.

[*] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. С. 131

Сохранить

Сохранить

Проживание в Оптиной Пустыни

Бронирование мест в гостиницах монастыря

Бронирование для частных лиц:

Бронь осуществляется в монастырские гостиницы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9.

Гостиница № 3, 4 – одноместный номер

                                 2-х местный номер

                                 3-х местный номер

Гостиница № 5, 6  - 2-х местный номер

                                 3-х местный номер

Гостиница № 9 – 2-х местный номер

                             3-х местный номер

              

Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166 с 8.00 - 17.00

Подтверждение брони: Бронь подтверждается за 48 ч. до забронированной даты.

Отмена брони: Если вы по какой-то причине решили не пользоваться услугами гостиницы, бронь можно снять за 24 ч. до даты заезда. Бронь снимается автоматически, если вы не подтвердили бронь.

 

Бронирование гостиниц для паломнических групп:

1. Кол-во паломников группы должно быть не менее 15 чел.

2. Бронирование осуществляется с 1 числа текущего месяца на следующий месяц.

3. Подтвердить бронь необходимо за неделю до даты заезда.

4. В день выезда руководителю группы необходимо подтвердить количество мужских и женских мест.

5. Бронь можно отменить за неделю до даты бронирования.

6. Можно забронировать трапезу (обед, ужин)

7. Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166

 

Время регистрации паломнических групп и частных лиц в центральной приемной монастырской гостиницы №5:

Рабочие дни –  9.00 - 23.00

Суббота  –        11.00 - 23.00

Воскресенье -  14.00 - 23.00

 


Рассказы, впечатления, отзывы о пребывании в Оптиной

 

Гостиница для священнослужителей

Священнослужителям предоставляется возможность поселения в священнической гостинице, расположенной на территории монастыря, в юго-восточной его части.

Для участия в монастырских богослужениях необходимо иметь при себе священническое и командировочное удостоверение, заверенное в епархии.

 


Возможно проживание с несением послушания на длительный срок.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт.

Отзывы и предложения: [email protected]


Смотрите также

Описание: