Гроб марии магдалины где находится
Останки Иисуса, его жены и сына были обнаружены еще в 1980 году?
Они все умерли
Сенсационное продолжение получила история с "открытиями века", сделанными в Израиле. Геохимический анализ, который провел геолог, доктор Арье Шимрон (Dr Arye Shimron), позволил ему сделать вывод: оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» когда-то находился в одном склепе с другими оссуариями, в которых, согласно имеющимся надписям, покоятся останки Иисуса ("Иисус, сын Иосифа"), одного из его братьев - Иосия, двух Марий (предположительно, девы Марии и Марии Магдалины), некого Мати (возможно, апостола Матфея). И Иуды ("Иуда, сын Иисуса"). Оссуарии - это каменные ящики, в которые складывали кости умерших после того, как тела, похороненные в гробах-пещерах истлевали. Тем самым освобождались места для новых покойников. А гробы становились склепами для нескольких поколений какой-нибудь семьи и близких к ней людей.
Вот такой склеп с "массовым" захоронением костей был обнаружен в 1980 году во время реконструкции района Восточный Талпиот в Иерусалиме. Долгое время власти не разрешали его исследовать. Лишь в 2007 году в гробнице побывали ученые. Проник и известный режиссер-кинодокументалист Симха Якобовичи (Simcha Jacobovici). Вскоре он вместе с Джеймсом Камероном - создателем "Титаника", "Терминатора", "Чужих" и "Аватара" - сняли фильм "Потерянная могила Христа", объявив в нем, что она - могила - найдена. Иными словами, по гипотезе Якобовичи и Камерона, Иисус был положен отнюдь не в тот гроб, известный сейчас, как Гроб Господний и над котором возведен храм Гроба Господнего. Мол, настоящий - тот, что в Восточном Талпиоте, из которого ученые извлекли те самые оссуарии с интригующими надписями.

Якубовичи в пещере-гробу, впервые вскрытом в 1980 году - в том самом скоепе Восточного Талпиота.
Гроб без Якубовичи: видно ложе, на которое укладывали покойника, и ниши, в которых хранились оссуарии с останками.
На переднем плане оссуарий из склепа Восточного Талпиота, на котором написано "Иуда, сын Иисуса".
Брат нашелся
Параллельно развивалась другая история. Оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» в 2002 году предъявил общественности коллекционер из Тель-Авива Одед Голан. Рассказал при этом, что приобрел его еще в 1967 году, во время Шестидневной войны, у некоего араба, который был посредником между «черными» археологами и коллекционерами. А не торопился показывать святыню, потому что сомневался в подлинности как самого оссуария, так и надписи на нем.
Одед Голан с оссуарием.
Сомнения Голана развеял французский филолог и палеограф - специалист, изучающий внешний вид древних надписей, профессор Сорбоны Андре Лемер, который заверил коллекционера, что оссуарий относится к первому веку нашей эры, а надпись на нем выполнена на арамейском языке и по характеру нанесения соответствует тому, как писали древние иудеи во времена жизни Иисуса Христа.
Как известно из Нового Завета, у Христа и в самом деле был брат по имени Иаков. Но не родной, а сводный. Иаков был сыном Иосифа - земного отца Спасителя - от другой женщины, родившимся до его брака с Девой Марией.
Оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса»
Общественность изумилась находке настолько, что обвинила Голана в мошенничестве - мол, подделал и осуарий, и надпись. Его посадили. Долго разбирались. Но, в итоге, выпустили по постановлению Иерусалимского окружного суда - из многочисленных экспертиз, проведенных заслуживающими доверия геологами и археологами, следовало: оссуарий все-таки подлинный. А Одед Голан вполне себе честный коллекционер.
Сама надпись «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса»
Расшифровка надписи.
И вот теперь на сцену, что называется, выходит Арье Шимрон со своим сенсационным выводом. Исследования, которые он - специалист по археологической геологи - вел примерно 7 лет, продемонстрировали: налет с оссуария, на котором написано «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» по химическому составу в точности соответствует отложениям, имеющимся на оссуариях из склепа в Восточном Талпиоте.
Арье Шимрон, 79-летний геохимик, специалист по археологической геологии.
- Похоже, что нашлось неопровержимое доказательство того, что "оссуарий Иакова" провел большую часть времени в склепе Восточного Талпиота, заявил ученый в интервью газете The New York Times. Для сравнения он проанализировал 25 других оссуариев, провел более 200 тестов. Совпадений больше не было.
Шимрон полагает, что "оссуарий Иакова" когда-то был похищен из талпиотского склепа.
Случайное совпадение почти исключено
Если верить Священному писанию, то останков Иисуса быть не должно. Ведь он же воскрес, а потом вознесся. Поэтому с религиозной точки зрения, гробница с оссуриями вообще не интересна. Но и ученые, мыслящие без фанатизма, до сих пор не признают, что захоронение в Восточном Талпиоте можно считать могилой "Святого Семейства". Наиболее весомый довод "против": Имя Иисус было очень популярным в первом столетии. Оно выгравировано еще на 98 известных археологам оссуариях того времени. То есть, совсем не факт, что найдена именно та могила.
Самый весомый довод "за": Эндрю Фервенгер, канадский профессор статистики и математики из Университета Торонто, проанализировал все имена, которые попадались на захоронениях в Иудее две тысячи лет назад. И оценил шансы на то, что люди с евангельскими именами случайно оказались все вместе в одном склепе в Восточном Талпиоте. Вероятность, что это какая-то другая семья составляет 1 к 600. Иными словами, в 599 случаях из 600 можно предполагать, что речь идет как раз о Святом Семействе.
Профессор Андре Лемер тоже в свое время привлекал теорию вероятности. Он подсчитал: в I веке в Иерусалиме, в котором тогда жили около 40 тысяч человек, а имена Иисус, Иосиф и Иаков были достаточно широко распространены, у 20 Иаковов могли быть отцы Иосифы и братья Иисусы. Тоже - далеко не стопроцентная уверенность. Однако ситуация становится совсем иной, когда к именам отца и брата добавляются другие имена. И все они, что называется, евангельские. Случайное совпадение выглядит уже почти невероятным.
Вывод: склеп в Восточном Талпиоте скорее всего тот самый.
Место расположения склепа Восточного Талпиота.
Останки, обнаруженные в оссуариях талпиотского склепа, изучила доктор Карни Матисон из лаборатории палео-ДНК университета Лейкхеда (провинция Онтарио, Канада). Установила, что одна из Марий могла быть матерью Иисуса. Вторая же Мария никак с ним родственно не связана. Но раз они похоронены в одном семейном склепе, то вполне могли быть мужем и женой. А "Иуда, сын Иисуса" - плодом их любви.
То, что у Иисуса и Марии Магдалины были дети - это одно из самых скандальных предположений, сделанных Дэном Брауном в романе "Код да Винчи". Возможно, оно все-таки имеет под собой некую основу.
Над склепом Восточного Талпиота стоят жилые дома.
Археологи датируют захоронение из Восточного Талпиота первой половиной I века нашей эры. А Якобовичи подчеркивает: обнаруженная гробница находится на участке, когда-то принадлежавшем Иосифу Аримафейскому - богатому человеку, уступившему Иисусу свой гроб: "И положил его в новом своем гробу, который высек он в скале"( Матфей, 27 -60).
Сейчас склеп запечатан под асфальтом. "Оссуарий Иакова" возвращен владельцу - Одеду Голану, который спрятал его в секретном месте. Оссуарии якобы с другими останками святого семейства находятся в ведении израильского управления по древностям. И вроде бы доступны для дальнейших исследований.
КСТАТИ
"…И сказал им Иисус: Моя жена…"
Получены доказательства того, что папирус, известный ныне, как "Евангелие от жены Иисуса" ("The Gospel of Jesus's Wife), документ - подлинный. И очень древний. Появился во времена, когда были написаны евангелия, ставшие каноническими - от Матфея, Луки, Иоанна и Марка. А это повышает доверие к шокирующим словам, которые содержатся в тексте папируса.
Напомню о чем речь. Три года назад профессор Гарвардской школы богословия Карен Кинг (Karen L. King, the Hollis Professor of Divinity at Harvard Divinity School, ha) на 10-м международном конгрессе коптских исследований, прошедшем в Риме (Х International Coptic Congress in Rome), продемонстрировала сенсационный документ. А именно: изрядно побитый временем обрывок папируса с текстом на языке древних коптов - ранних египетских христиан. В тексте - недвусмысленные намеки на то, что Иисус имел жену.
Папирус - небольшой: его размер 4 на 8 сантиметров. На этом прямоугольнике уместилось 8 строк. Видны следы девятой. Строки написаны от руки и представляют собой части фраз. Среди них есть следующие:
"…нет. Мария достойна этого…"
"…она сможет стать моей последовательницей…"
И самое главное:
"…и сказал им Иисус: Моя жена…"
"… Что касается меня, то живу я с ней для того..."
Иисус признается, что женат? Мария - это Мария Магдалина? А "живет" с ней - значит, имеет супружеские отношения? А как еще толковать написанное?
Карен Кинг признавала, что упоминание о семейной жизни Сына Божьего в обрывке текста, автор которого неизвестен, вряд ли можно считать историческим свидетельством. Хотя, по ее же - Карен - мнению, нет и свидетельств того, что Иисус женат не был.
Большинство же египтологов и религиозных деятелей поспешили назвать папирус фальшивкой.
Итог исследований, которые продолжались два года и закончились в 2014 году: папирус - точно не фальшивка. Ученые трех ведущих американских университетов, не зависимо друг от друга, пришли к выводу, что фрагмент с текстом был создан не позднее 6 века нашей эры. Это показал радиоуглеродный анализ.
Папирус со строками о жене Иисуса.
Чернила на фрагменте папируса сравнили с теми, которыми написаны другие древние коптские документы. Метод так называемой микро-рамановской спектроскопии, примененный в Колумбийском университете (Columbia University), показал: чернила папируса и документов, датированных первым веком нашей эры, идентичны.
Ныне эксперты-египтологи полагают, что текст фрагмента представляет из себя список с более древнего документа, составленного в начале нашей эры. Возможно даже, что найденный текст, "вырван" из какого-то евангелия.
На обороте обрывка тоже есть надписи - 6 строк. В них, к сожалению, читаются только отдельные слова. Но даже они представляют научную ценность. К примеру, доказывают, что фрагмент прежде был частью древней книги, а не свитка. Потому что содержит текст с двух сторон.
Откуда взялся папирус - неизвестно. Равно, как и об обстоятельствах его находки. Госпоже Кинг обрывок достался от частного коллекционера, имя которого она не разглашает. Тот предоставил его вместе с письмом, составленным в начале 1980-х годов ныне покойным профессором Герхардом Фехтом с факультета египтологии берлинского Свободного Университета (Free University). Профессор не сомневался: текст папируса свидетельствует именно о том, что Иисус состоял в браке.
Недавно с заявлением выступили ученые, установившие подлинность фрагмента папируса Карен Кинг. Выразились в том смысле, что они, мол, исследовали документ, а не его содержание. Поэтому не берутся судить, была ли у Иисуса Христа жена. И не собираются толковать текст. Подстраховались на всякий случай в наше тревожное время.
Сын Божий принял мученическую смерть.
Ни геологи, ни археологи не способны поколебать христианскую веру, согласно которой Иисус все-таки воскрес из мертвых. А потом вознесся.
Читайте так же многосерийное расследование КП "Воистину ли Иисус воскрес из мертвых?"
Останки Иисуса, его жены и сына были обнаружены еще в 1980 году?.Playlist: http://www.youtube.com/view_play_list?p=79FBAC16BD4A15DB This film does a devastating critique of Discovery Channel's "The Lost Tomb of Jesus" (pro...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
7 фактов, подтверждающих воскресение Христа
1. Христос говорил о своем воскресении ученикам
Вот, что пишет о Христе Уилбур Эддисон Смит, южноафриканский писатель:
— Когда Он сказал, что Он сам воскреснет из мертвых, на третий день после Его распятия, Он сказал такое, что мог осмелиться сказать только глупец, надеющийся что кто-нибудь из учени
Ученые восстановили внешний облик Марии Магдалины
Мария Магдалина один из немногих персонажей Евангелия, место погребения которого известно. Мощи спутницы Иисуса с 1280 года находятся в церкви города Сен-Максиме́н-ла-Сент-Бом, расположенного на юге Франции. Согласно легенде в 1279 году во время реконструкции местной церкви, которую затеял граф Прованса Карл II, были вскрыты гробницы 1-го века н.э. Среди прочего в склепе обнаружили мраморный саркофаг. Когда его открыли, то увидели скелетные останки, где отсутствовали нижняя челюсть и кости левой стопы. В саркофаге находилась записка гласившая: «Вот тело благословенной Марии Магдалины». Из сопроводительного текста явствовало, что мощи были спрятаны здесь во время нашествия сарацинов из опасения, что реликвия будет уничтожена. До того они находились в другой гробнице, где первоначально покоилось тело Марии сразу после ухода в мир иной.
Вы спросите, каким образом жительница Иудеи Мария Магдалина оказалась на территории Франции? Согласно ряду источников после гибели Иисуса Мария Магдалина вместе со своим братом Лазарем и сестрой Марфой, спасаясь от преследований со стороны римских властей, на небольшом судне переправилась через Средиземное море и нашла убежище в местечке неподалеку от современного Марселя. А по некоторым не каноническим сведениям с Марией был и ребенок, рожденный женщиной от Иисуса - этот сюжетный ход, кстати, использовал американский писатель Дэн Браун при создании нашумевшего романа «Код да Винчи». Во Франции Мария сначала проповедовала учение Христа, а затем ушла от людей в пустыню, где в течении 30 лет вела образ жизни отшельника и замаливала свои грехи.
Сейчас женский череп из мраморного саркофага выставляется в церкви в специальном реликвариуме, изготовленном из золота и пуленепробиваемого стекла.

Женское лицо, которое восстановили ученые, мало похоже на те живописные образцы, которые мы привыкли видеть на иконах и картинах великих живописцев
- Сразу скажу, у нас нет абсолютной уверенности, что это настоящий череп Марии Магдалины, - говорит профессор антропологии Версальского университета Филипп Шарлье. - Но нам было важно начать изучение этой реликвии, вывести ее из тени анонимности.
Последний раз ученые изучали останки, приписываемые Марии Магдалине, в 1974 году. С тех пор технологии шагнули далеко вперед. Филиппу Шарлье и его помощнику специалисту по компьютерной графике Филиппу Фрошу не удалось уломать святых отцов и получить доступ к святыне. Однако они смогли сделать более 500 фотографий черепа с разных углов, затем на основе этих снимков составили трехмерную компьютерную модель.
Проанализировав форму скул, структуру лицевых костей ученые пришли к выводу, что череп принадлежит женщине, которая умерла в возрасте около 50 лет. По ряду признаков ее можно было отнести к представителям средиземноморского типа европиоидной расы. Эти люди как раз отличаются высоким лицом, миндалевидным разрезом глаз, длинным узким носом, смуглой кожей и астеническим телосложением.
Реконструкция мягких тканей лица проводилась согласно методикам, которые используют Федеральное бюро расследований США. Женское лицо, которое восстановили ученые, мало похоже на те живописные образцы, которые мы привыкли видеть на иконах и картинах великих живописцев. Но это и не удивительно. Поскольку оригинала художника не видели и творили в соответствии со своими представлениями о прекрасном. А они у каждого народа свои.
В перспективе профессор Шарлье собирается восстановить все тело женщины целиком, ведь в саркофаге хранятся ребра, кости бедер и таза.
- Если святые отцы разрешат нам доступ к останкам, мы бы хотели также провести радиоуглеродный анализ, чтобы точно определить в каком веке жила эта женщина, - говорит ученый. - Кроме того, важно провести ДНК-тесты, это расскажет о ее происхождении и мы сможем попытаться найти родственников женщины среди ныне живущих современников.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Мария Магдалина - последовательница Иисуса Христа, чье имя несколько раз упоминается в Новом Завете. Известно, что она была исцелена Христом от одержимости бесами. Мария присутствовала на Голгофе во время смерти Иисуса на кресте. Ей же первой он явился после своего воскрешения. Кроме того, католическая церковь отождествляет Марию Магдалину с безымянной грешницей, которая накануне Страстей Христовых омыла ноги Иисуса драгоценными благовониями и вытерла своими волосами. Бытует апокрифическая версия (не утвержденная церковью), что Мария была тайной женой Иисуса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Археологи начали охоту за Ковчегом Завета
Согласно Библии в Ковчеге хранились каменные скрижали с текстом Десяти заповедей. Они были даны Моисею на горе Синай на 50-й день после исхода евреев из Египта. Однако примерно 2600 лет назад одна из главных святынь христианства и иудаизма бесследно исчезла. Это случилось незадолго до того, как армия вавилонского царя Навуходоносора в марте 597 года до н. э. вступила в Иерусалим. Город был сдан без боя, однако в подробном реестре захваченных вавилонянами сокровищ Ковчег не фигурирует. Не значился он и в перечне имущества, которое взял с собой 18-летний иудейский царь Иехония - на правах почетного пленника тот вместе с 10 тысячами горожанами был выслан в Вавилон. Скорее всего, перед сдачей города религиозная святыня была надежно спрятана. Но где? (подробности)
Мария Магдалина и ее дети
Източник.
Но перед тем, как уж совсем вернуться к этому занятию, не могу удержаться, чтобы не обратить внимание на ещё один немаловажный «нюанс» этой истории, касающийся на этот раз жены Иисуса Христа — Марии Магдалины. И хочу я это сделать по одной простой причине — легенды, связанные с этой женщиной, позволяют подтвердить многое из сказанного выше и подтвердить с совсем неожиданной стороны. А для того, чтобы увидеть это, обратимся к легендам, связанным с этим библейским именем единственной женщины из ближайшего окружения Иисуса Христа, которая оставалась верной ему и после его распятия, и воскресения:
«…По другой — латинской — версии Мария Магдалина вместе с Лазарем и сестрой Марфой, спасаясь от преследований, добралась морем на юг Франции, в Прованс, где путешественники высадились между Марселем и Нимом. Мария поселилась в «гроте уединения» среди скалистых обрывистых утесов, неподалеку от селения Сент-Бом — «Святое Благоухание», названного так в честь благовоний, которыми Мария Магдалина помазала ноги Христа. Здесь она проповедовала учение Иисуса Христа и скончалась в 63 г. Похоронили Марию Магдалину в аббатстве Сент-Максимин, расположенном милях в тридцати от Марселя…»[1]
В этом отрывке приводится легенда о том, что случилось с Марией Магдалиной после распятия и воскресения Иисуса Христа! Читаешь такие вот строки официальной «версии» истории и диву даёшься! Начну с города Марселя:
«…Город расположен на берегу Лионского залива. Это крупнейший порт Франции близ устья Роны, с которой Марсель связан каналом. К III-II векам до н.э. город, который греки называли Массалия, подвергся нападениям кельтов и лигуров, поэтому в 123 году город посчитал благоразумным заключить союз с Римом. Сенат воспользовался возможностью и начал экспансию в Прованс, а затем в Галлию...».
Как видно из этого отрывка, в библейские времена город на месте современного Марселя назывался Массалия, а не Марсель! И ещё немного информации из прошлого города Марселя:
«…Во время войны Цезаря с Помпеем Массалия была разрушена войсками Цезаря, после чего пришла в упадок. Город возродился в X веке благодаря герцогам Прованса. Крестовые походы способствовали росту торгового значения Марселя, ставшего важным транзитным портом. В 1481 году город вместе с Провансом вошёл в состав Франции…».
Как следует из этого отрывка из истории города Марселя, античный город Массалия был разрушен войсками Цезаря (согласно официальной версии «истории», гражданская война между Цезарем и Помпеем была 49-45 гг. до н.э.), после чего пришёл в упадок. Этот город возродился только …в X веке благодаря герцогам Прованса… и с тех пор стал называться МАРСЕЛЕМ! Не правда ли впечатляет, город под именем Марсель возникает в X веке н.э., а Мария Магдалина, согласно официальной легенде, спасаясь от преследований после распятия и воскрешения Иисуса Христа в 33 году н.э., добралась морем на юг Франции, в Прованс и ВЫСАДИЛАСЬ МЕЖДУ МАРСЕЛЕМ И НИМОМ! Не плохо, не правда ли!? Но и это ещё не всё! Как следует из истории города Марсель, и этот город, и Прованс, вошли в состав Франции ТОЛЬКО В 1481 ГОДУ н.э.! Но и это ещё не всё!!! В первом веке н.э. ещё НЕ БЫЛО НИКАКОЙ ФРАНЦИИ, а БЫЛА ГАЛЛИЯ (см. Рис.1)

Далее, следует ещё более ПОТРЯСАЮЩИЙ ФАКТ, потрясающий в прямом и переносном смысле:
«… Здесь она проповедовала учение Иисуса Христа и скончалась в 63 г. Похоронили Марию Магдалину в аббатстве Сент-Максимин, расположенном милях в тридцати от Марселя…».
Этот отрывок вообще исторический «шедевр». Как стало предельно ясно из вышеприведённых данных, город под названием Марсель появился на исторической арене только в X веке н.э. А аббатства Сент-Максимин в первом веке н.э. не могло даже быть в тридцати милях и от города Массалии, на месте которого в X веке н.э. возник город Марсель! И ещё … аббатства появились ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА НА ЗАПАДНУЮ И ВОСТОЧНУЮ ЦЕРКОВЬ, даже согласно официально принятой версии «истории».
16 июня 1054 года по юлианскому календарю папский посол в Константинополе кардинал Гумберг положил буллу с АНАФЕМОЙ византийского Патриарха и его последователей на алтарь храма Святой Софии. А через восемь дней, состоявшийся в Константинополе собор осудил папских легатов и бывших с ними в общении. На этом соборе как раз-то и осудили папских легатов и предали их анафеме за то, что последние признавали, что Святой Дух может исходить и от бога-сына. Только следует напомнить, что религия была, но она не называлась христианством! И ещё один комментарий к упоминанию аббатства Сент-Максимин в I веке н.э. Согласно официальной «версии» христианства, как уже упоминалось выше, только в 320 году н.э. император Константин I Великий сделал «христианство» государственной религией Римской Империи, а до этого, первые «христиане» были в подполье и повсеместно преследовались властями!!! А в современной версии Марию Магдалину похоронили в аббатстве Сент-Масимин в 63! Году н.э.!!! А ведь аббатства, являлись и являются до сих пор официальными структурными единицами католической церкви, как господствующей и государственной религии…
И ещё один штрих, легенды о Марии Магдалине говорят следующее:
«…На южнобережье Франции на протяжении многих столетий бытовала легенда о том, что Грааль привезли в Марсель Мария Магдалина, ее сестра Марфа, брат Лазарь и Дионисий Ареопагит. Местные жители почитали Марию Магдалину как близкого и преданного друга Иисуса, жену-мироносицу, первой увидевшей Христа после воскрешения. Они считали ее основательницей истинного христианства и «матерью Грааля», который, как рассказывается в старинном предании, до своей смерти она прятала в пещере…».
Насчёт города Марселя я уже прояснил, думается, достаточно ясно! А вот то, что жители юга Франции (Заметьте — Франции, а не Галлии, которая была в первом столетии нашей эры) считали Марию Магдалину ЖЕНОЙ ИИСУСА ХРИСТА И ОСНОВАТЕЛЬНИЦЕЙ ИСТИННОГО ХРИСТИАНСТВА и «МАТЕРИЮ ГРААЛЯ», наводит на любопытные мысли! Дело в том, что согласно легендам и манускриптам самого Иисуса Христа, Мария Магдалина была его ЖЕНОЙ и МАТЕРЬЮ ДВУХ ЕГО ДЕТЕЙ — ДОЧЕРИ И СЫНА! И если учесть, что согласно легендам, Грааль — это чаша с кровью Иисуса Христа, то тогда, становится прозрачной фраза о том, что Мария Магдалина МАТЬ ГРААЛЯ! Ведь ДЕТИ ИИСУСА ХРИСТА И ЕСТЬ ЕГО КРОВЬ, ЕГО ЖИВОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ!!! И тогда — «МАТЬ ГРААЛЯ» — МАТЬ ДЕТЕЙ ИИСУСА ХРИСТА!!! А вот по поводу основания Марией Магдалиной истинного христианства и того, что потом произошло, легенды и официальная «история» сообщают следующее:
«…В 1209-1229 гг. римская церковь предприняла крестовые походы против альбигойцев Южной Франции. Римская церковь в стремлении подчинить своей власти не только тела, но и души, не могла допустить, чтобы на юге Франции, в Провансе и Лангедоке существовала свободная и блестящая культура, не признававшая власти Рима. Войны эти оставили груды пепла и праха. Цветущий край Прованса был разорен, население истреблено с особой жестокостью. Мученичество катарских общин, их героическое сопротивление Риму, самопожертвование во имя свободы и Духа не были напрасными.
Двадцать лет шла война против альбигойцев, последним прибежищем которых стал замок Монсепор[1], где, согласно преданиям, и хранился священн
Лицо Марии Магдалины из Прованса – аналитический портал ПОЛИТ.РУ
Французские исследователи сообщили, что восстановили внешний облик женщины, чей череп хранится в соборе города Сент-Максимен-ла-Сент-Бом и почитается верующими как принадлежащий Марии Магдалине. Прежде, чем рассказать о результатах их работы, стоит обсудить, как оказался этот череп в Провансе и насколько можно верить, что он действительно принадлежит евангельской героине.
Канонические евангелия сообщают о Марии Магдалине немногое. Иисус излечил ее, изгнав из нее семь бесов, после чего она присоединилась к общине учеников Иисуса. Мария Магдалина присутствовала при казни и погребении Иисуса, вместе с другими женами-мироносицами была извещена ангелом об его воскресении. Затем, первой из людей, она встретила воскресшего Иисуса Христа и сообщила об этом апостолам.
Остальные подробности уже относятся к церковному преданию. Оттуда мы узнаем, что Мария Магдалина, совместно с другими апостолами проповедовала новую веру. Согласно византийским версиям ее жития, Мария Магдалина посетила Рим, после чего направилась в Эфес, где помогала в распространении христианства Иоанну Богослову. В Эфесе она умерла, а в X веке, в годы правления императора Льва VI, ее мощи были перенесены из Эфеса в константинопольский монастырь святого Лазаря.
В «Четьях-Минеях» Дмитрия Ростовского говорится также, что, по утверждению римско-католической церкви, «мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, за исключением ее главы, покоятся в Риме, около Латеранского дворца римских пап в главном храме святого Иоанна Латеранского, под алтарем, который папа Гонорий III, сам похоронивший ее там мощи, освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины». Однако предания западной церкви не содержат сведений о ее погребении в Латеранской базилике.
Зато в них есть многое другое. Западные христиане рано начали смешивать двух евангельских Мария: Марию Магдалину и Марию – сестру Марфы и Лазаря, принимавшую Иисуса Христа в Вифании. Также Марией Магдалиной стали считать еще одну героиню евангельских сказаний – упомянутую евангелистами, но не названную по имени грешницу, которая в доме Симона возлила на голову Иисуса миро, омыла ему ноги своими слезами и отерла своими волосами*. Впервые Мария Магдалина отождествляется с Марией – сестрой Марфы в трудах мученика Ипполита Римского (около 170 – около 235 года). А окончательно тождество всех трех женщин подтвердил папа Григорий I в 591 году: «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку».
После этого смешения Мария Магдалина впервые предстает как кающаяся грешница. Немного позже этот мотив значительно усилится после того, как Марию Магдалину начнут отождествлять еще с одной Марией – святой V века Марией Египетской, блудницей, которая провела более сорока лет в покаянии в пустыне. В житиях Марии Магдалины появляются детали из жития Марии Египетской: волосы, заменившие истлевшую за годы одежду, ангелы, регулярно поднимающие Марию на небо, где она может услышать ангельское пение, последнее причастие, полученное от случайно встреченного священника и так далее. Именно влияние Марии Египетской вызвало частый в европейской живописи сюжет с кающейся Марией Магдалиной. Широко распространилась такая версия биографии Марии Магдалины в католических странах благодаря книге Иакова Воранинского «Золотая легенда» (XIII век), пользовавшийся в средневековой Европе.
Появилось в католичестве и еще одна легенда о Марии Магдалине. Согласно ей, Магдалина вместе с Лазарем и Марфой (тут они предстают как ее брат и сестра), а также со святыми Максимином, Кидонием и Мартеллом отправляется в Галлию и прибывают в город Массилия (Марсель) или в устье Роны, где сейчас находится город Сент-Мари-де-ла-Мер. Там она уединяется для многолетнего покаяния (влияние жития Марии Египетской) и после этого умирает.
Самые ранние сведения об останках Марии Магдалины католической традиции помещают их в известный с IX века бенедиктинский монастырь Везле в Бургундии (современный департамент Йонна). Первые упоминания о нахождении в монастыре останков Марии Магдалины относятся к середине XI века. Один из монахов сообщил, что обнаружил в крипте святого Максимина в Провансе вырезанное на саркофаге изображение сцены помазания Иисуса миром в доме Марии и Марфы, а мы помним, что Марию из Вифании католики отождествляли с Марией Магдалиной. В результате было объявлено, что в саркофаге находятся мощи Марии Магдалины, которые и были перенесены в Везле.
В хронике Сигеберта из Жамблу (около 1030 – 1112) под 745 годом эта история рассказана так: «Когда развернулось гонение после побития камнями первомученика Стефана, Максимин, один из 70 учеников Христовых, перейдя в Галлию, увел с собой Марию Магдалину. Он также похоронил ее в городе Эксе (Aquensem), во главе которого стоял, когда она умерла. Когда же город Экс был разорен сарацинами, тело этой Марии было перенесено Герардом, графом Бургундии, в построенный им монастырь в Везле (Viceliacum). Хотя некоторые пишут, что она покоится в Эфесе, не имея над собой никакого покрытия» (перевод И. В. Дьяконова).
Благодаря мощам Марии Магдалины аббатство в Везле превратилось в крупный центр паломничества. Расцвет его пришелся на XII век. Там был построен большой собор, там встретились Ричард Львиное Сердце и Филипп Август перед началом Третьего крестового похода, там проповедовали Бернард Клервосский и Томас Бекет. Люди, освободившиеся из сарацинского плена, приносили к гробнице святой свои цепи. По приказу настоятеля эти цепи были расплавлены и из них была сделана ограда гробницы.
Упадок аббатства Везле начался в последней трети XIII века. И связан он был с обретением конкурирующих мощей Марии Магдалины. 9 декабря 1279 года в Провансе в городке Сент-Максимин-ла-Сент-Бом по инициативе князя Салерно – сына графа прованского Карла I – были начаты раскопки в семейной усыпальнице римской эпохи, содержавшей саркофаги, которые считались принадлежавшими святым Максимину, Кидонию и Марии Магдалине. И уже 12 декабря были найдены останки святой, погребенные святым Максимином. Для найденных останков была выстроена церковь, получившая покровительство королевское покровительство, так как князь Салерно стал в 1285 году неаполитанским королем Карлом II.
И теперь Прованс начал привлекать толпы паломников. Стали рассказывать, что именно в той пещере, где находилась усыпальница, Мария Магдалина провела тридцать лет в покаянии. Что ее гробница почиталась местными христианами и была замурована в VIII веке. В апреле 1295 года базилику в Сент-Максимин-да-Сент-Бом посетил папа Бонифаций VIII, который засвидетельствовал подлинность мощей и издал буллу, в которой посетившим святыню паломникам даровалось отпущение грехов.
Современный вид базилики Марии Магдалины в Сент-Максимин-да-Сент-Бом
Интерьер крипты
Останки Марии Магдалины в аббатстве Везле были уничтожены при разорении его гугенотами в ходе религиозных войн XVI века. Церкви в Сент-Максимин-да-Сент-Бом посчастливилось пережить не только эти войны, но и времена Великой французской революции. Хотя сам собор был разорен, и золотой реликварий, где хранились мощи, уничтожен, кости были спасены верующими и до 1822 года хранились в нескольких семьях горожан. Затем они были возвращены в восстановленный собор.
Большой реликварий в Сент-Максимин-да-Сент-Бом
Реликварий с большой берцовой костью Марии Магдалины
Современный большой реликварий, где хранится отделенный от остальных останков череп, был сооружен в 1860 году. Помимо него в крипте есть четыре позднеримских саркофага, которые приписываются Марии Магдалине, святым Максимину (или невинным младенцам), Кидонию и Марцеллу. Барельефы на них интерпретируются как изображения Иисуса Христа, ветхозаветных и новозаветных персонажей.
Саркофаг Марии Магдалины в Сент-Максимин-да-Сент-Бом
Саркофаг Марии Магдалины сохранился хуже трех остальных. На его боковой поверхности справа изображена сцена, в которой видят допрос Иисуса Христа Понтием Пилатом. Пилат, крайний справа, сидит в кресле, рядом частично сохранившаяся фигура слуги. Далее стоит Иисус, которого держат два стражника. Крайняя сцена слева – казнь апостола Павла, видны Павел и палач с мечом. Рядом плохо сохранившаяся сцена с тремя фигурами, которую объясняют как арест Петра или Павла. Сцены на двух торцах саркофага, плохо видные в церковном интерьере, объясняют как проповедь Иисуса и предательство Иуды.
Разрешение исследовать хранящийся в крипте череп получили специалист по физической антропологии из Версальского университета Филипп Шарлье (Philippe Charlier) и судебно-медицинский художник Филипп Фрош (Philippe Froesch). Идея восстановить внешний облик святой появилась у Фроша три года назад, когда он посетил Прованс для работы над другим черепом.
Хотя вскрыть стеклянный футляр, где хранится череп, церковь не позволила. Шарлье и Фрош сделали более 500 его фотографий под разными углами и построили на их основе трехмерную модель. Ее и использовали для реконструкции лица. Исследователи пришли к выводу, что череп принадлежит женщине средиземноморской расы, умершей в возрасте около 50 лет. Сохранились фрагменты волос, которые были темно-каштанового цвета. Шарлье даже отметил на волосах частицы глины, которая в древности использовалась как средство от вшей.
К сожалению, эти данные не позволяют сколько-нибудь точно датировать череп. Шарлье надеется, что ему позволят вынуть череп из стеклянного футляра для более подробного исследования. Например, он мог бы применить радиоуглеродный анализ для определения возраста, подсчитать соотношение стабильных изотопов в кости, чтобы узнать, откуда происходит эта женщина, попытаться выделить из кости ДНК. Но вряд ли можно рассчитывать, что такое разрешение будет дано.
Исторические источники заставляют сомневаться, что череп из Прованса принадлежал Марии Магдалине из первоначальной христианской общины. Для церкви же наиболее важна вера в подлинность реликвий, а не аргументы ученых. Но она не заинтересована в том, чтобы в ходе исследований были получены противоречащие вере выводы.
* Отдельный вопрос: были ли это одна женщина или две. Дело в том, что Матфей и Марк говорят, что этот эпизод произошел в Вифании в доме Симона прокаженного, и не называют женщину, которая возлила миро на голову Иисуса, грешницей. Лука же говорит, что дело было в Вифании в доме фарсея по имени Симон, и единственный упоминает, что женщина была грешницей и что она обливала ноги Иисуса слезами и отирала волосами. У Иоанна подобного эпизода нет, но есть очень близкая сцена с Марией и Марфой.
Святая Мария Магдалина: «Я видела Господа!»
Имя Марии Магдалины - чуть ли не одно из самых известных библейских имен для современного человека. Только прославили его среди широкого круга людей, к сожалению, различные мифы о тайном браке Христа и Магдалины. На эту тему пишутся многочисленные статьи, снимают фильмы...
Но на самом деле история блудницы Марии, которая была женой Иисуса, не нова: еще в III веке среди еретиков-гностиков ходила легенда о возлюбленной Христа, хранившей все Его слова и поучения. Со временем появлялись новые и новые подробности, постепенно сложившиеся в предание о том, что от брачного союза Иисуса и Марии в итоге произошел род Меровингов – хранителей элитного знания и магических приемов, которыми якобы владел сам Христос.
К этой сомнительной легенде Церковь не имеет никакого отношения. Она знает совсем другую Марию Магдалину и почитает ее за совершенно иные заслуги.
«Старец даёт гиматий Марии Магдалине». Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е гг.
Грешница
Строго говоря, о Магдалине мы знаем мало. Родилась она в городе Магдала близ Капернаума на западном побережье Тивериадского озера в Галилее. Евангелие почти ничего не говорит о ее прошлом, и это деликатное молчание Библии породило в кругу исследователей две версии.
Первая группа богословов, преимущественно восточная, склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, которая, избавившись от своего недуга, бросила все и последовала за галилейским Проповедником. Евангелие как бы вскользь говорит, что Магдалина была одержима – из нее Спаситель изгнал семь бесов. А что такое одержимость? Это жуткое состояние, когда человек в той или иной степени находится под контролем темных сил. В своем крайнем выражении одержимость приводит к полному подчинению бесовской воле, поэтому избавление от такой страшной болезни воспринимается несчастным человеком как второе рождение на свет. Это освобождение стало праздником и для Марии. Вполне вероятно, что благодарность женщины Христу была настолько велика, что она решила посвятить Господу всю свою жизнь.
Вторая, западная, группа исследователей отождествляет Магдалину с блудницей, которую Христос спас от избиения камнями, и которая совершила очень трогательный поступок – когда Иисус обедал у одного из фарисеев, она припала к Его ногам, стала возливать на них дорогое благовонное масло, омывать их слезами и вытирать роскошными прядями своих волос. Евангелие содержит три упоминания об этом эпизоде. По крайней мере, один из них приписывается Марии.
О том, что она могла быть женщиной легкого поведения, говорит и ее прозвище: слово «magadella» обозначает в талмудической традиции женщин с завитыми волосами. Подобного рода украшательством занимались именно гетеры. Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказывался святитель Дмитрий Ростовский – крупнейший русский систематизатор житий XVIII века. Аргумент ученого прост: если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница.
Но все это – лишь версии. Ясно лишь одно – после встречи с Христом жизнь Марии круто изменилась. Она полностью оставила свой прежний образ жизни, каким бы он ни был, и стала неразлучной спутницей Иисуса, помогая Ему и Его ученикам. Внимательное чтение Евангелия показывает, что она не была единственной ученицей Спасителя, – вместе с Ним ходили еще несколько женщин. Все они были ближайшими родственницами апостолов, в чьи обязанности входило создавать элементарный минимум бытовых удобств для членов апостольской общины.
Ученица
Среди учениц Спасителя Мария занимала особое место. Ее чаще всего упоминают евангелисты, рассказывая о спутницах апостолов. На первый взгляд, такое возвышение одной женщины над другими выглядит весьма подозрительным. Но непредвзятое чтение Писания показывает, что уважение, испытываемое к Магдалине другими членами первохристианской общины, было оправданным. Ее любили за столь искреннюю и горячую преданность Христу, какой, поначалу не имели даже многие апостолы. И вовсе не случайно Господь удостоил Марию чести стать первой, кто увидел Его воскресшим.
В отличие от большинства учеников, которые в день казни своего Учителя разбежались, перепуганные, еще в Гефсиманском саду, ученицы не побоялись быть схваченными солдатами, растерзанными толпой или обвиненными в соучастии в преступлениях, которые приписывались Иисусу. Их любовь была выше страха. Это они следовали за Спасителем до Голгофы, были там до самого момента Его смерти. Это они сняли Его тело с креста, оплакали и завернули его в погребальную ткань. И они же, вместе с Иоанном Богословом, Иосифом и Никодимом проводили своего Учителя в последний путь. Верили ли они в то, что Христос воскреснет? Вряд ли... Такую веру имела разве что Пречистая Богородица, которой было дано проникнуть сердцем в тайны домостроительства своего Сына. Остальные же были в очень подавленном состоянии. Мир в одночасье рухнул для них, и апостолы не знали, что им делать дальше. Они были поражены и растеряны.
Но если мужчины поддались унынию и страху, то женщины поступили иначе. Они знали, что Христос умер, они понимали, что Ему уже ничем нельзя помочь. И все же любовь их была столь велика, что они решили отдать Христу последнюю дань почтения – помазать Его тело миром – благовонным маслом. По традиции, это необходимо было делать в день похорон. Но поскольку Иисуса распяли накануне субботы, то погребение проходило в спешности: ведь в субботу нельзя было заниматься никакими делами. Христа положили в пещеру без омовения и бальзамирования, поэтому, когда суббота миновала, женщины поспешили завершить недоделанное. Зачем это было им нужно? Разве умерший нуждается в этом? Рассудок посчитал бы излишним подобные вещи, но великая любовь, которая горела в сердцах учениц, говорила обратное. Она подняла их среди ночи и звала к заветной пещере. Она словно бы говорила им: «Спешите! Вы увидите чудо, и ваша скорбь сменится на радость!».
И женщины живо ощутили, что обязательно должны идти! Они даже не думали, как отвалят тяжелый валун от входа в пещеру – они просто пошли, руководствуясь одной лишь любовью. Что было дальше – знают все. Мироносицы пришли к гробу и увидели, что камень, закрывавший вход, лежит поодаль, погребальное ложе пусто, а на его краю сидит ангел. Он и рассказал женщинам о Воскресении. И снова – испытание! Другой бы не поверил, посчитал бы увиденное галлюцинациями. А мироносицы – поверили! И кинулись в город, чтобы рассказать остальным апостолам о свершившемся чуде.
Магдалина узнала радостную весть несколько иначе, чем прочие женщины. Она пришла ко гробу раньше всех и, увидев, что он пуст, бросилась рассказывать об этом апостолам, посчитав, что тело Христа украли. Вернувшись к гробу вместе с Иоанном и Петром, она уже не застала ни остальных мироносиц, ни ангела. Постояв в растерянности, апостолы удалились, а Мария осталась одна, пытаясь хоть как-то осознать происходящее. И вот, невдалеке от пещеры она увидела человека. Подумав, что это хозяин виноградника, расположенного по соседству, женщина стала расспрашивать его, надеясь, что он расскажет хоть что-нибудь о судьбе похищенного тела. И в ответ вдруг услышала свое имя:
– Мария!
Это был тот самый голос, который несколько лет назад позвал ее с собою. Она узнала его! Это был голос Христа! Он жив! Он воскрес! И это был не сон! Она кричит: «Учитель!» и бросается Ему в ноги, но Он останавливает ее:
– Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему; иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».
Это было прямое благословение иди на проповедь, и Мария пошла! Она стала первой, кто возвестил миру о том, что Христос воскрес. Сначала апостолы посчитали ее сумасшедшей. Некоторые из них ругали ее, некоторые жалели: мало ли что могло привидеться несчастной женщине после пережитого горя. Но несчастной Магдалина не выглядела. Наоборот, она вся сияла от радости и твердила лишь одно: «Я видела Господа». Позже, когда Христос явился всем апостолам, они устыдились того, что они не поверили Марии. А она еще сильнее стала свидетельствовать всем, что Господь воскрес.
Равная апостолам
Читайте также
Жены-мироносицы. История в картинкахПосле того, как Господь окончил свое земное служение и вознесся на небо, Мария ушла на проповедь. Местом ее подвига стал Рим – столица тогдашней мировой цивилизации. И везде, где бы ни звучало ее слово, она повторяла одну и ту же фразу: «Я видела Господа! Он воскрес!». Молва о необычной женщине, которая проповедовала на городских форумах, дошла в конечном итоге до императорского дворца. Правитель Тиберий решил лично послушать, о чем рассказывает Магдалина. Они встретились в присутствии многих вельмож, ученых и философов. Сначала беседа шла в дружеской атмосфере – императору понравилось учение, которое несли с собою христиане. Но стоило лишь Марии дойти до вести о Воскресении, лицо императора исказилось насмешкой, и он сухо отчеканил, указывая на яйцо, которое по обычаю принесла Мария во дворец в качестве подарка:– Скорее, это яйцо станет красным, чем мертвые оживут!
Мария с грустью помолчала, потом спокойно протянула Тиберию свой скромный дар:
– Христос воскрес! Я сама видела Его живым!
Император все еще улыбался, принимая из рук мироносицы белое яйцо. Но через мгновение лицо правителя застыло в удивлении, и он словно онемел. В его руках, переливаясь пурпурными оттенками, лежало то же яйцо, поменявшее своей цвет с белого на красный. Еще спустя мгновение весь тронный зал наполнился изумленными возгласами «Чудо! Чудо!». Император, пересиливая охватившее его оцепенение, произнес:
– Воистину Он воскрес!
Вот так, трудами простой женщины христианство распространялось по Италии. Состарившись, Мария перебралась в Малую Азию, где мирно окончила свои дни в доме Иоанна Богослова, которому помогала в проповеднических трудах. По одной из легенд, до своего обращения к Христу Мария и Иоанн были женихом и невестой, но в брак так и не вступили – Иоанн оставил все, последовав за Спасителем. Марии же предстояло пройти через омут греха, прежде чем она стала христианкой.
На Западе бытует другая версия жития этой святой женщины. После проповеди Мария направилась в Галлию – нынешнюю Францию. Там она нашла безлюдное место, где тридцать лет оплакивала свое непутевое прошлое. Ее одежда истлела от времени и сырости, а наготу прикрывали длинные волосы, доходившие до пят. Питали подвижницу ангелы, которые каждую ночь возносили ее на небо, где она получала подкрепление и могла своими ушами слышать славословия, возносимые Богу ангельскими хорами. Искреннее покаяние и усердные труды подвижницы были вознаграждены Господом – Он очистил ее сердце от греха и наполнил его благодатью. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней в пещеру священник. Он же и похоронил святую.
Мощи Марии в эпоху раннего Средневековья несколько раз переходили из одних рук в другие, пока, наконец, не обрели покой в Риме – в базилике святого Иоанна Латеранского. Небольшие частицы мощей также хранятся во многих местах христианского мира.
На заставке: Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. Иванов А. 1834-1836
Клевета длиною в два тысячелетия
Марию Магдалину, чью память верующие чтут 4 августа, оклеветали. Сначала ее просто путали с грешницей из Евангелия, которая омыла слезами ноги Иисуса, отерла их своими длинными волосами, а потом помазала драгоценным миром. С VI века Магдалину начали отождествлять с Марией Египетской - блудницей из Византийской Александрии, ставшей святой.
С юных лет Мария Египетская соблазняла и распутничала, это был не столько заработок - смысл жизни. Когда Марии было 32, на корабле с паломниками она отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня - христианское торжество обещало скопление мужчин. Соблазняя по пути и молодых, и старых, в Иерусалиме Мария решила вместе со всеми приложиться к Кресту. Но неведомая сила в храм Марию не пустила. Это настолько поразило блудницу, что стало точкой внутреннего переворота. Мария почувствовала: грязь ее жизни не дает ей приблизиться к святыне. Осознав горькую правду, она раскаялась и удалилась в пустыню, где и провела остаток дней в борьбе с блудной страстью и в покаянии. Рассказ поучительный, понятный всем, кому грех, пусть и не так буквально, мешает прийти в Церковь, но к Марии Магдалине это повествование отношения не имеет.
Была вариация сюжета, где акцент делался на том, что за долгие годы жизни в пустыне у Марии Магдалины истлела одежда, и чарующую наготу покаявшейся распутницы прикрыли отросшие дивной красоты волосы - похоже, даже древние сочинители сознавали: куда выгоднее описывать прелести обнаженной блудницы, чем рассуждать о сути покаяния.
В 1255 году итальянский монах-доминиканец, архиепископ Генуэзский Яков Ворагинский пишет "Золотую легенду", хит средневековой литературы. Претендуя на научность, "Золотая легенда" была все же плодом воображения: архиепископ Генуи не знал ни древнееврейского, ни древнегреческого, с первоисточниками обращался вольно, поэтому он лихо слепил из Марии Магдалины богатую и распутную грешницу, впрочем, покаявшуюся и потому творящую чудеса. Несмотря на то что научности и правды в "Золотой легенде" было мало, это нисколько не помешало ей приобрести невероятную популярность. Еще при жизни автора сочинение было переведено на европейские языки и потом долго вдохновляло поэтов, живописцев, скульпторов. И хотя в XVI веке западная церковь официально признала, что Мария Магдалина никак не связана со святой Марией Египетской, равно как и с другими распутницами - покаявшимися или действующими, после "Золотой легенды" в сознании масс прочно обосновалось убеждение: святая равноапостольная Магдалина когда-то была блудницей.
В XV веке в Европе набирает популярность пьеса, где семь бесов преследуют и терзают нашу Марию - тут прослеживается хоть какая-то связь с первоисточником, мы к этому еще вернемся, хотя и здесь в основе мотив блудного греха. Дальше больше: с веками разнузданность фантазии деятелей искусств, не ограниченная уже ни инквизицией, ни хотя бы их собственной совестью, регулярно выходила за все рамки принятых в это время приличий. И так вплоть до XXI века, хотя сегодня ссылки на недоступность исследований смешны. Но, видно, сочетание: Богочеловек Иисус Христос, грех и женщина, по-прежнему кажется перспективным как в плане пиара, так и в плане денег. Вот и плодятся промышляющие на эротизации этого треугольника, хотя ни Тицианов, ни Жюль Жозефов Лефевров, ни хотя бы Яковов Ворагинских среди дерзающих не заметно. Поскольку копаться в сознательных и подсознательных сексуальных отклонениях психики подобных творцов нет никакого желания, перейдем к первоисточникам.

Икона "Не прикасайся ко Мне", Греция, ок. 1600 г. Фото: Wikipedia.org
О Марии из Магдалы - городка на территории современного Израиля - говорят все четыре евангелиста. Про блудную страсть - ни до встречи с Христом, ни после, ни слова. Просто среди следующих за Иисусом женщин первой упоминается "Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов". Слово "семь" в библеистике не столько число, сколько "полнота". То есть наша Магдалина до встречи с Иисусом в полной мере страдала от беснования, ее терзали бесы. Были ли это бесы блудной страсти? Евангелие не дает оснований так думать. Библии не свойственно ханжество: спали две дочери праведника Лота с отцом, Книга Бытия так прямо и пишет. Взял царь Давид понравившуюся ему Вирсавию, чей муж был на войне, - и тут Библия не скрывает греха помазанника Божьего. И так далее. То есть про блуд Магдалины запомним: чего не было, того не было. И беснования достаточно. Но Иисус, чья Божественная суть давала ему власть над падшими духами, Марию из Магдалы исцелил. И потом она два года вместе с апостолами следовала за Спасителем, "служа Ему своим имением" - помогая последователям Иисуса пищей, одеждой, деньгами...
Затем мы встречаем Магдалину в скорбный час, когда Иисус, взвалив на Себя Крест, идет на Голгофу. В отличие от апостолов, в смятении разбежавшихся после неправедного ареста и суда над Спасителем, Мария Магдалина прошла путь крестных страданий рядом с Учителем до конца. Стояла она и при Кресте Распятого Христа.
Евангелие ни слова не говорит о чувствах тех, кто был рядом с Распятым Иисусом в последние часы Его земной жизни. Зато у нас есть ахматовская поэма "Реквием", написанная в годы сталинских репрессий. Сердцевиной поэмы Ахматова делает сцену распятия Христа - как точку максимального страдания и боли в нашем мире.
"Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел".
Анна Андреевна, пережившая арест сына и мужа, здесь чеканно точна.
Читаем Евангелие дальше: Мария присутствует при погребении Иисуса, поздно вечером в пятницу, накануне субботы покоя.
Христос распят, Христос "испустил дух", ученики Иисуса рассеяны, вера их поколеблена, они в отчаянии. Никто уже не ждет Его Воскресения. На следующий день после субботы покоя, рано утром ученики Христа приходят к пещере и видят, что камень, закрывающий вход к гробнице, отвален. Они заходят внутрь и находят там только пелены, в которые было завернуто Тело Христа. Апостолы еще не осознают, что произошло. Они люди, они во власти своих чувств: горя, смятения, растерянности, происходящее еще выше их понимания. В Евангелии от Иоанна есть поразительный эпизод, рассказывающий о встрече Марии Магдалины с Воскресшим Христом. Наверное, во всей мировой литературе нет ничего и близко приближающегося к строгой поэзии этого короткого евангельского отрывка.
Вот вместе с учениками Мария из Магдалы рано утром приходит к гробнице и видит ее пустой. Ученики уходят, а Мария остается у гроба одна. Она стоит и плачет - это так понятно. "И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса". Ангелы спрашивают Марию, отчего она плачет? "...унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его", - отвечает Мария. И дальше: "Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса, стоящего; но не узнала, что это Иисус" - слезы, темнота раннего утра, растерянность от случившегося, что тут удивительного?.. И вот уже Сам Иисус спрашивает Марию: "Что ты плачешь?" И она, все еще не узнавая Христа, "думая, что это садовник, говорит Ему: "Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его". И тогда Христос обращается к ней по имени: "Мария!" И она мгновенно узнает Его: "Учитель!"
В этом узнавании порыв радости. Наверное, Марии хочется убедиться, Он ли это, ей хочется дотронуться до Него, но Иисус останавливает ее. Он говорит знаменитое: "Не прикасайся ко Мне!" И объясняет: "Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".
Часто у читающих эпизод возникает вопрос: почему Иисус не позволил Марии коснуться Себя? Ведь когда Фома, усомнившись в рассказе учеников, сказал: "Пока не увижу на руках Иисуса ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны... не поверю", Христос предложил ему это сделать? А тут Иисус останавливает Марию: "Не прикасайся ко мне!.." И здесь мы вступаем в область догадок. Воскресение Христа из мертвых - это то, что выше нашего рационального, обыденного опыта. Воскресение Христа - это тайна, и подобно тому, как Мария, остановленная Иисусом, не стала Его касаться, так и мы должны остановиться и не прикасаться к этой величайшей тайне, величайшему чуду в истории человечества.
Отметим для себя: Марии Магдалине было дано первой увидеть Воскресшего Спасителя. Она первой возвестила о том, что Христос Воскрес людям. За это Церковь и называет ее равноапостольной.
Все. Больше Евангелие о Марии не пишет. Равно как и о том, была ли последовательница Христа молода? Красива? Истории достаточно, что она была мужественной и верной. Молодость и красота преходящи, верность живет в веках.
Пишите на адрес редакции или [email protected]
Грот Марии Магдалины - место силы и вдохновения
Я хочу поделиться с вами впечатлениями посещения одного из самых загадочных и невероятных мест Прованса – грот Марии Магдалины. Эта гора овеяна легендами и обладает необычайной силой.

Sainte Baume Grotto of Saint Mary Magdalene. Mountain view

Sainte Baume Grotto of Saint Mary Magdalene. Mountain view
Согласно легенде, Магдалина поселилась в «гроте уединения» среди скалистых утесов, неподалеку от селения Сент-Бом, где прожила последние 30 лет, проповедуя учение Иисуса Христа и скончалась в 63 г. Похоронили Марию Магдалину в аббатстве Сент Максимен недалеко от Марселя. Ежегодно, десятки тысяч паломников со всего мира посещают эти святые места. Святая Мария Магдалина считается католиками покровительницей семьи, поэтому верующие приезжают к ней молиться о благополучии в браке, о рождении детей, о разрешении семейных конфликтов.
Из Марселя до небольшого городка Сент-Бом дорога пролегает по живописному серпантину – виноградники сменяются оливковыми полями. В общем, традиционные провансальские пейзажи. У подножья массива Сент Бом есть несколько парковок, мы всегда останавливаемся в районе “трех дубов”. Эти деревья не простые дубы – им более полутора тысяч лет.

Sainte Baume Grotto of Saint Mary Magdalene. Thousands years old oaks
Добраться до грота можно двумя горными тропинками — крутой, но прямой или пологой, но более длинной. Вторая более интересна и прямо таки сказочная.

Sainte Baume Grotto of Saint Mary Magdalene. Ancient oak

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. Pathway

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. A green pathway
Через 40 минут мы оказались перед входом в грот. Стоит отметить что температура в храме стабильная зимой и летом, не превышает 12 градусов. Внутри свежо и просторно, статуи Марии Магдалины и несколько икон, огромное количество табличек с благодарностями.

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. Territory entrance

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. Grotto entrance

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. Mary Magdalene statue
С 1295 года несменными смотрителями грота являются монахи-доминиканцы. Каждое воскресенье в 11.00 проводятся мессы.

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. History records
Пожалуй это самая необычная святыня христианского мира которую я видела, и даже чем то напоминает пещерный храм. Однако, в гроте царит уникальная энергетика. Атмосфера пропитана любовью и умиротворенностью. Каждый человек испытывает неповторимые эмоции. Очень важно помолиться от души и зажечь свечу и Ваши просьбы однозначно будут услышаны. Это одно из самых мощных мест силы в Провансе – энергия бьет невероятным ключом.

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. Valley view
После церкви мы отправились на вершину массива откуда открывается изумительный пейзаж, который лучше один раз увидеть чем сто раз услышать. С одной стороны долина простирается до массива Сент Виктоар который отчетливо видно на горизонте, а с другой горизонт тонет в море. Вы парите над красотами наравне с птицами.

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. A green pathway

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. Valley view
Это паломничество навсегда останется в моем сердце, впечатления сложно передать словами. Если у Вас есть возможность посетить это старинное, овеянное легендами место – Вы не пожалеете!
МОИ РЕКОМЕНДАЦИИ
- Головной убор, спортивная обувь и солнцезащитный крем обязательны!
- Питьевая вода из расчёта 1 литр на человека;
- Около стоянки есть специальные столики для пикника где можно организовать пикник;
- Захватите теплый свитер, в гроте прохладно и на вершине горы может быть ветер;
- Отрезок от стоянки до грота спокойно можно преодолеть с детками;
- Будьте готовы к двум часам активной ходьбы.

Sainte Baume, Grotto of Saint Mary Magdalene. On top of the mountain
Одна из тайн Марии Магдалины, любимого ученика Иисуса Христа. Аналитика Точка зрения
Переключение навигации- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Предложить материал
- Журнал изменений
- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Журнал изменений
- Предложить материал
- Войти
- Регистрация
- Рус
- Eng
- Были:
- Ригден Джаппо,
- Ахура Мазда,
- Осирис,
- Архангел Гавриил,
- Джабраил,
- Агапит Печерский,
- Кетцалькоатль
- Ожидаем:
- Имам Махди,
- Утешитель,
- Святой Дух,
- Майтрейя,
- Калки Аватар,
- Машиах,
- Гэсэр-хан
- Главная
- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Предложить материал
- Журнал изменений
- Исконные Знания
- Беседы с И.М. Даниловым
- Книги
- Истина на всех одна
- Иллюзия и Путь
- Жизнь
- Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
- Пророчества
- Религии
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
- Индуизм
- Иудаизм
- Зороастризм
- Символика и мифология
- Символика и Мифология
- Астрономия
- Мир Пирамид
- Интересные места
- !?
- Архонты. Тайные хозяева мира.
- Кандук. Нечистая сила.
- Новости
- Видео
- Статьи
Магдалина и часовни Марии. Наследие тамплиеров
Магдалина и часовни Марии
Барри Данфорд, автор «Святой Шотландской Земли», пишет о часовнях Марии и линиях, проходящих через самое сердце Шотландии. Он утверждает, что есть прямая линия, соединяющая Монтроз (Розовую Гору) на восточном побережье, церкви Св. Марии в Грандтулли и Фортинголе и западную часть острова Иона. Другая линия проходит на востоке. Она идет через Мэривелл, Фортингол и дальше к Тобермори («Колодцу Марии»), неподалеку от другой часовни Марии в Дервэге, на острове Малл. Эти линии указывают на древнюю тропу пилигримов, по которой рассеяно множество изображений «матери Марии» и легенд о ней.
Например, на деревянном потолке церкви Св. Марии в Грандтулли есть роспись (1636 года) с многочисленными изображениями, связанными с тамплиерами и Граалем. Сюда относятся изображения двух беременных «ангелов» женского пола, рыцаря Грааля, единорога, льва, а также карты Таро «Страшный Суд» (с черепами и полом в черно-белую клетку, похожим на флаг тамплиеров Босеан).
Интересно то, что эта необычная средневековая роспись в церкви Св. Марии в Грандтулли была сделана по заказу сэра Уильяма Стюарта, а члены королевского дома Стюартов считают себя потомками Священного Рода Давида и Грааля (геральдическим символом обеих этих династий является единорог).
Путешествуя по древней тропе пилигримов к острову Иона, путник проходит через остров Малл, рай для натуралиста. В церкви Килмор («Kil» «церковь, «More» = Мария) в Дервэге, на острове Малл, есть загадочный витраж, который, возможно, изображает Иисуса с беременной Магдалиной!
Витраж был сделан около 1905 года, когда была построена ныне существующая церковь, хотя и раньше на этом месте находилось значительно более древнее святилище друидов, на что указывает располагающийся по соседству каменный круг.
Данфорд заметил, что, если, как думают местные жители, на витраже изображены Дева Мария и Иосиф, тогда над головой у Девы Марии был бы нимб, а над головой у Иосифа нет. На витраже, однако, фигура мужчины тоже имеет нимб, и из этого, по всей вероятности, следует вывод, что перед нами Иисус (и, очевидно, не со своей беременной матерью, а держащий за руки беременную Магдалину).
На определенные размышления наводит и тот факт, что этот витраж был заказан Томасом Эверсфилдом, имя которого высечено на памятной доске, где также изображены два креста тамплиеров. Был ли Эверсфилд членом ордена тамплиеров и владел ли он секретными сведениями о Священном Роде Грааля?
От острова Малл всего лишь узким проливом отделен остров Иона, когда-то называвшийся Iimis nan Dhruidhanean («остров друидов»). Местные легенды гласят, что Магдалина произвела на свет ребенка и провела свои последние дни в пещере на этом острове. За большим аббатством, где все еще ощущается присутствие Магдалины, расположены осыпающиеся руины старинной часовни Марии.
Сразу за аббатством высится холм, который называется Дан-И, где, как говорится в легенде, Св. Невеста каждый день пела песни, призывая своего потерянного жениха. Как сообщает Фиона Маклеод, автор книги «Иона», в двух древних пророчествах сказано, что однажды Христос вернется на Иону, а когда вернется «она», то станет «невестой Христу, и дочерью Богу».
Поскольку христианские мистики и пилигримы странствовали по тропам между этими двумя святыми местами, они неизбежно должны были пройти на юго-запад до Росслина и Эдинбурга. Во время нашей встречи с Робертом Брайдоном в Темпл-Вилледже неподалеку от Росслина он упомянул о хорошо известной древней часовне в Эдинбурге, посвященной Магдалине, куда женщины всех западных королевств посылают на освящение разные предметы, чтобы благополучно разрешиться от бремени.
Я снова задумалась о прозрении относительно генетического наследования Священной Крови, которое случилось с моей внучкой во время просмотра телепрограммы «Иисус, Мария и Код да Винчи», и о том, чту пребывание Магдалины в Шотландии и ассоциации, связанные с рождением детей, могли значить для кельтской ветви Рода Грааля!
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
По следам Марии Магдалины | Православный взгляд на Францию.
Авторская программа, разработанная совместно с паломническим центром Корсунской Епархии в Париже.
Программа тура с 04 по 11 мая 2017 года.
Париж — Аржантей — кладбище Сент-Женевьев-де-Буа- Покровский монастырь в Бюсси-ан- От — Везле — Аббатство св Антония — Авиньон — Сент Мари де ля Мер — Покровский монастырь Солан — Тараскон — Грот Марии Магдалины — Сент Максимин — Ницца.
1 день.04.05.2017 четверг Париж.
Прилет в Париж. Трансфер в отель. Свободное время.
Во второй половине дня для вас может быть организована любая интересующая вас программа – посещение музеев, театров, оперы, ресторанов или дополнительная экскурсия по Парижу.
2 день 05.05.2017 пятница Париж.

Терновый венец Спасителя
Экскурсия Аржантей, где в базилике Сен-Дени с IX века находится Риза Господня – нешвенный хитон Иисуса Христа, вытканный руками Божией Матери. В нем Спаситель был приведен на распятие, о нем метали жребий римские солдаты. В VIII веке император Карл Великий подарил его своей дочери – игуменье монастыря в Аржантее. Поклонение Святыне.
Экскурсия по Латинскому кварталу. Вам узнаете о христианской истории древней Лютеции, побываете у мощей Св. Женевьевы в церкви Сен Этиенн дю Монт, посмотрите на Гладиаторские арены Лютеции и Термы Клюни, узнаете как жили парижане в Средние века и почему благочестивый король Людовик IX Святой решил выкупить Терновый Венец Спасителя.
Затем вы пройдете в собор Парижской Богоматери для поклонения Терновому Венцу Спасителя.
3 день.06.05.2017 суббота
Париж- Сент-Женевьев-де-Буа- Казанский скит в Муазне.
Экскурсия «Русский Париж». Вы узнаете об истории первой волны эмиграции в Париже,

Казанский скит в Муазене -Ле-Гранд
посетите знаменитое Сергиевское подворье, собор Александра Невского, Кафедральный Троицкий собор.
Затем мы посетим русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронены многие выдающиеся соотечественники.
Посещение Казанского скита в Муазне. Скит был основан в 1938 году русскими эмигрантами. Архитектура скита – пожалуй, единственный пример отражения в русской православной традиции художественных принципов авангарда. Уникальные фрески храма выполнены выдающися иконописцем о. Григорием Кругом.
4 день. 07.05.2017 воскресенье
регион БУРГУНДИЯ Покровский монастырь в Бюсси-ан-От — Везле- Лион.
Покровский монастырь в Бюсси-ан-От – пожалуй один из самых известных православных монастырей в Западной Европе, основанный в 1946 году.
Литургия в Покровском женском монастыре в Бюсси-ан-От.
Экскурсия по монастырю.
Переезд в Везле. Именно эта небольшая деревня в XI-XVвеках была главным центром поклонения мощам Марии Магдалины, вестницы Воскресения Христова.
Прогулка по Везле, признанной одной из самых красивых деревень Франции.
Посещение базилики Сен Мадлен. Поклонение мощам св. Марии-Магдалины.
5 день 08.05.2017 понедельник.
Регион РОНА-АЛЬПЫ.
Аббатство святого Антония – православный монастырь св. Антония Великого.

церковь св. Силуана Афонского в монастыре св. Антония.
В этот день мы отправимся в горный массив Веркор, один из красивейших заповедников Французских Альп.
Сначала мы посетим аббатство святого Антония, в соборе которого с X века хранятся мощи св. Антония Великого. Сама деревушка входит в число самых красивых деревень Франции.
Затем посетим Православный мужской монастырь св Антония Великого, который является подворьем афонского монастыря Симонопетра.
Переезд в Прованс , ночлег в гостинице в пригороде Авиньона.
6 день 09.05.2017 вторник.
Регион ПРОВАНС-АЛЬПЫ-ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ.
Покровский монастырь Солан – Сент-Мари-де-Ля-Мер – Тараскон.
Мы посетим еще одно подворье афонского монастыря Симонопетра — женский Покровский монастырь в Солане. Сестры монастыря занимаются экологическим земледелием. Вы сможете приобрести монастырские вина, варенья, джемы и многое другое.
Затем поездка к морю в городок Сент-Мари-де-Ля-Мер. По западной традиции сюда была вынесена лодка с Тремя Мариями. Вы побываете в природном заповеднике Камарг. Кажется ничего не изменилось в этих местах за прошедшие две тысячи лет. Розовые фламинго и серые цапли, белые камаргские лошадки и буйволы спокойно взирают на проезжающих мимо туристов и паломников.
В храме Нотр Дам де ля Мер покоятся мощи жен мироносиц Саломии и Марии Иаковлевой.
Переезд в Тараскон. Посещение собора святой Марфы в Тарасконе: гроб святой праведной Марфы, над престолом, освященным в ее честь, находится икона святой Марфы у ног Спасителя, выполненная в византийском стиле.
Возвращение в Авиньон
7 день 10.05.2017 среда.
Регион ПРОВАНС-АЛЬПЫ-ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ.
Грот Марии Магдалины — Сен Максимин — Базилика Марии Магдалины — Ницца.
Затерянный в горах массива Вар, Грот Марии Магдалины уже более 1000 лет притягивает паломников из разных стран. В этом Гроте по преданию 30 лет жила и молилась Марии Магдалина ( подъем в гору только пешеходный, занимает не меньше часа, нужна удобная обувь).
Далее переезд в городок Сен Максимин , где в величественной базилике XIV века покоится Глава св равноапостольной Марии Магдалины.
Молебен и поклонение главе св. Марии Магдалины в соборе Сен-Максимина.
Переезд на Лазурный Берег на ночлег в пригород Ниццы.
8 день. Четверг 11.05.2017. Ницца.
Трансфер в аэропорт, вылет в Москву.
Наша программа окончена, но желающий смогут продлить свое проживание, чтобы отдохнуть на берегу Средиземного моря в самом «русском» городе Франции.
Стоимость программы 680 евро.
- В стоимость входит:
- — проживание в отелях 2*-3* — 7 ночей по программе в двух-трехместных номерах;
— питание – завтраки;
— автобусное обслуживание по программе;
— работа гидов; - Дополнительно оплачивается:
- авиаперелет
— виза;
— ужины;
— страховка.
Доплата за одноместное размещение по всему маршруту 250 евро
Количество мест ограниченно
Максимальный состав группы 25 чел.
Другие даты тура с 01.06 по 08.06, с 06.07 по 13.07, с 03.08 по 10.08, 31.08 по 07.09, с 05.10 по 12.10.2017 г.
В июле и августе доплата за тур 35 евро.
Ниже: описание, адрес (как найти), место на карте, официальный сайт в Сети, веб-камеры и комментарии! Храм Гроба Господня, Придел Марии Магдалины - Church Of The Holy Sepulchre, Chapel Of Mary Magdalene. Находится в северной части ротонды и принадлежит римо-католикам. Вблизи от Кувуклии и буквально в пяти метрах от Темницы Христовой находится место, отмеченное мраморным кругом, над которым горят неугасимые лампады. Тут после воскресения Иисус явился Марии Магдалине. Сейчас здесь находится католический (принадлежит францисканцам) придел святой Марии Магдалины (или же церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии) с современным рельефным скульптурным изображением события в качестве алтаря. Опять же, на территории, когда-то бывшей приусадебным участком Иосифа Аримафейского и расположен этот католический придел или церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии. Главной святыней храма римо-католики чтут находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (к которому Иисуса Христа привязывали во время бичевания). Евангелия не сообщают о том был ли Иисус привязан к столбу во время бичевания, но Предание придерживается именно такой версии и как реликвии, связанные с этими событиями почитаются фрагменты колонны бичевания, хранящиеся в капелле Сан-Дзено базилики Санта-Прасседе в Риме и церкви Святого Георгия в Стамбуле. Это - еще один "осколок", стало быть... Ранее церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из западной части храма можно пройти во францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на котором, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения. Справа от капеллы францисканцев, за массивной дубовой дверью – римо-католическая ризница, где главной достопримечательностью являются меч и шпора Готфрида – командующего армией крестоносцев взявших Иерусалим в 1099 году. Эти реликвии используются при церемонии посвящения латинским патриархом в рыцари Святого Гроба. Храм Гроба Господня открыт ежедневно: в весенне-летний период с 5:00 до 20:00, в осенне-зимний период с 4:30 до 19:00. Посещение бесплатное! Кстати, если вы хотите жить недалеко от Храма Гроба Господня - то это возможно в отеле HaShimi. Забронировать номер в отеле можно здесь! |