Город муром где он находится


Мурома — Википедия

Реконструкция металлического убора костюма женщины из племени мурома IX—X вв. Владимирская обл. Экспозиция в ГИМ

Му́рома — финно-угорское племя, которое с середины I тысячелетия нашей эры жило в нижнем течении Оки в окрестностях города Муром.[1]

Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу[2].

Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремёслами. К XII веку было ассимилировано восточными славянами на начальном этапе формирования русского этноса[3]. Дискуссионным в науке является вопрос о происхождении муромы[3]. Вымерший муромский язык, судя по гидронимии нижней Клязьмы, был близок мерянскому.

Муромская топо- и гидронимия достаточно полно сохранена в названиях местностей, населённых пунктов, рек и озёр (реки Теша, Кекша, Ушна и пр.). Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища-города и Чаадаевское городище.

Название города Мурома упоминается в скандинавских сагах XIII века как др.-сканд. Móramar. Судя по фонетическим закономерностям волжско-финских языков, эта форма зафиксировала более древнее состояние слова, чем др.-рус. Муромъ. По тем же причинам, упомянутое в «Повести временных лет» слово мурома скорее всего является древнерусским образованием от названия города. Древнейшую форму этнонима — *morama — В. С. Кулешов сравнивает с названием племени меря, которое, по его мнению, заимствовано из балтийского источника.[4]

По мнению В. В. Напольских, название племени может рассматриваться как результат лабиализации (выявленной в муромской гидронимии) корневого гласного в общем самоназвании мери и марийцев *mari, восходящем к праиндоир. *marya- «юноша, член молодёжного воинского союза». Часть -ma может быть суффиксом или аналогом фин. maa «земля»[5].

«Повесть о водворении христианства в Муроме» (XVI век) предлагает народную этимологию: «создание града им стены каменны и мрамарны, и оттого нарицается Муром»[6]. Энциклопедический Лексикон Брокгауза и Эфрона переводит слово мурома по-русски «люди на суше» умалчивая, из какого именно финского языка происходит это слово.

Малочисленная выборка из Подболотьевского могильника свидетельствует, что скуловой диаметр муромы, как и мордвы, превышал славянские серии региона, а уплощённость лица была даже большей, чем у цнинской мордвы. [7]

В районе расселения муромы имеются памятники железного века, имеющие общие черты как с городецкой, так и с дьяковской культурой. Большинство исследователей связывают эти памятники с городецкой культурой. Однако П. Н. Третьяков предполагал существование на Оке промежуточной культуры, родственной как дьяковской так и городецкой, а В. Ф. Генинг считал эти памятники более близкими к дьяковской культуре. Население, оставившее эти памятники, могло принять участие в формировании муромы, но проблема заключается в том, что памятники городецкой культуры исчезают около II века нашей эры, а муромские памятники появляются во второй половине I тысячелетия новой эры. Исследователям не удается найти связующее звено между этими культурами. Отличительной чертой новой муромской культуры является большое число грунтовых могильников, которые в предшествующую эпоху не известны. Вероятно, более древние поселенцы практиковали поверхностные захоронения, например, «дома мёртвых» известные по дьяковской культуре. П. Н. Третьяков считает, что появление таких памятников связано с фильтрацией на территорию нижней Оки волго-камских племён с востока. Возможно, также переселение на северо-восток финского населения со среднего течения Оки со значительной примесью балтского элемента, то есть племён, связанных с мощинской культурой. Таким образом, в создании этнической общности сложилась в результате взаимодействия нескольких компонентов.

Дискуссионным является вопрос о близости муромы другим финно-угорским народам. Ряд исследователей считает мурому тождественной мордве-эрзя и принявшей участие в формировании современного народа. Эти идеи восходят к работам И. Р. Аспелина и А. М. Тальгрена. В позднейшее время их поддерживал П. Д. Степанов. В. Н. Мартьянов и Т. Д. Надькин считают, что мурома приняла участие в формировании народа эрзи. В начале XX века С. К. Кузнецов высказал идею близости муромы с меря и мари-черемисами. В. Ф. Генинг считал мари, мерю и мурому составными частями мерянской общности народов. Большинство исследователей склоняются к мнению о особом характере народа муромы (А. Е. Алихова, А. П. Смирнов). Е. И. Горюнова, считая что и мурома и мордва происходят от общего корня народа городецкой культуры, но уже в VII веке они обособились в самостоятельные народы.

Мурома проживали на территориях современных Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей.

На севере Мурома граничили с Меря, на востоке — с Эрзя и Мари, на юге — также с Эрзя, на западе — с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении.

Основная часть археологических памятников муромы находится между притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей. В центре этой территории находится Муром. Это небольшой регион с размерами примерно 30 х 50 км. За его пределами находятся отдельные памятники, в которых элементы муромской культуры сочетаются с культурой окружающих племён, что позволяет говорить о смешанном характере населения.

Общественный строй муромы к Х веку н. э. представлял собой последнюю ступень патриархально-родового общества. Налицо имущественное и социальное неравенство, выделение ремесла. Однако почти поголовное вооружение мужчин, женские погребения с конями свидетельствуют в пользу общества свободных общинников.

Поселения размещались на возвышенностях над пойменными лугами. Основу экономики составляло животноводство, разводили свиней, крупный рогатый скот, в меньшей мере овец. Особую роль играли лошади, которые разводились в том числе и на мясо. Подсечно-огневое земледелие играло второстепенную роль. Промысловая охота была направлена на добычу пушнины.

Ремёсла достигли высокого уровня развития (деревообработка, резьба по кости, кожевенное, скорняжное), но не выходили за рамки удовлетворения местных нужд. Гончарный круг был неизвестен и производством керамики, видимо, занимались женщины. Металлургия и ювелирное искусство не выходили за рамки семейных потребностей. Только в X—XI веке происходит выделение металлургов и кузнецов как профессионалов.

«Повесть о водворении христианства», созданная лишь в XVI веке, утверждает, что после смерти св. князя Глеба мурома оставались грубыми язычниками. Болезни глаз они лечили в особых колодцах, имевших, по их верованию, чудодейственную силу, причем бросали в колодцы серебряные монеты, в виде жертвы. Они развешивали над дуплами разных деревьев платки или полотенца, которым поклонялись, принося при этом коней в жертву своим богам; вместе с покойником они зарывали в могилу особые плетения из ремней, приспособленные для лазанья по деревьям; наконец, справляли по умершим своеобразные тризны, сопровождавшиеся битвами и драками, а также царапаньем лица, в знак глубокой горести о покойнике. Придерживались муромцы и мусульманских верований, называя «скверного Моамефа» своим пророком, с которым они познакомились через волжских болгар. Отличительной чертой муромских могильников являлись совместные погребения людей и коней и изредка — коров.

Как и у других средневековых поволжских финнов, в качестве заупокойной пищи в погребениях присутствуют кости животных. Коней хоронили отдельно, взнузданными и осёдланными, придавая им позу, имитирующую лежащее на брюхе живое животное с подогнутыми ногами и поднятой головой (её укладывали на ступеньку в могиле)[8].

Оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для муромы были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

К началу XI в. Муром успел уже сделаться важным торговым пунктом Северо-Восточной Руси и вел торговые сношения с волжскими болгарами. Многоводная Ока давала болгарам возможность являться в Муром целым караваном судов: местный пушной товар, мед и воск обменивались в Муроме на произведения Востока — шелковые ткани, бисер, бусы и различные металлические изделия. Кроме болгар сюда наезжали торговые люди из Киева и Чернигова.

Памятники материальной культуры муромы в основном известны по раскопкам грунтовых могильников. Активное исследование могильников началось в начале XX века. Были раскопаны Пятницкий, Муромский, Максимовский и Урвановский могильники. В. А. Городцов в 1914 году, подводя итоги археологического исследования Подболотьевского могильника выполненного в 1910 году сформулировал основные признаки муромской культуры. В дальнейшем раскопки могильников были продолжены. Всего раскопано около 800 могил. Материалы разного времени позволили создать типохронологическую колонку развития культуры мордвы с VI—VII веков по XI век.

На всём протяжении функционирования могильников использовалось два метода погребения: в меньшем числе случаев трупосожжение с захоронением остатков кремации и в большем числе случаев трупоположение. Среди характерных черт муромских могильников выделяют удлиненные могильные ямы длиной до 3-4 м, ориентацию трупопололожения головой на север. В X—XI веке длина могилы уменьшается до необходимой. Хоронили без гробов, оборачивание покойных лубом является обычаем общим у финно-угорских народов. На ранней стадии в могилы клали коней. Известны и чисто конские и реже коровьи погребения. Могилы животных исчезают во второй половине X века.

Из материальных памятников яркий и самобытный характер имеют женские украшения, в особенности головные. Характерны дугообразные головные украшения, сделанные из конского волоса и полосок кожи и спирально оплетеных бронзовой проволокой. У других финских народов такой элемент отсутствует.

Раскопки славянских курганных кладбищ и селищ XI—XIII веков дают некоторый материал для изучения процессов славянской колонизации территории. Имеются отдельные находки, говорящие о торговых и экономических связей региона.

В процессах славянской колонизации края важную роль играл Муром, как укреплённый пункт для утверждения княжеской власти. Славянское господство на нижней Оке было закреплено походом Святослава на Оку и Волгу в 965 году и Владимира Святославовича в 985 году. В 988 году в Муроме появился первый князь Глеб Владимирович. Согласно археологическим данным центральная укрепленная усадьба города была построена во второй половине X века на незаселённом ранее месте, находящемся в центре между муромскими и возможно славянскими селищами.

Во второй половине X и XI веке по материалам Тумовского посёлка и могильникам начинает сказываться влияние славянской культуры, в частности керамики. Известны случаи парного существования муромских и славянских селищ. Судя по имеющимся славянским предметам первоначально на землю муромы селились кривичи. Культура муромы постепенно деградирует, теряет свою самобытность. Исчезают женские головные украшения. В первой половине XI века самобытность муромских предметов исчезает, хотя отдельные типично муромские предметы ещё сохраняются. Одним из признаков славянского влияния стало изменение положения покойников головой на запад, вместо прежнего головой на север.

Городской округ Муром — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 декабря 2016; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 декабря 2016; проверки требуют 4 правки. Эта статья — о территориальном образовании. О городе Муром см. Муром.

Му́ром или округ Му́ром — административно-территориальная единица (город областного подчинения)[2][3] и муниципальное образование (городской округ)[4][5] во Владимирской области России.

Административный центр — город Муром.

Численность населения
20052009[8]2010[9]2011[10]2012[11]2013[12]2014[13]
131 400↘118 224↗125 231↘125 016↘123 269↘121 820↘120 613
2015[14]2016[15]2017[16]2018[1]
↘119 824↘119 093↘118 743↘117 899

Население на 1 января 2019 года составляло: 116 827.

Территориально-административная реформа 2006 года, в ходе которой был образован муромский городской округ (Муром и 9 близлежащих сельских поселений), численно несколько увеличила количество горожан (по оценкам 2006 года их было 131 400 человек). Общая же численность населения городского округа Муром и Муромского района составила в 2009 году 143 тыс. человек.

По данным переписи населения 2010 года в округе Муром численность населения возросла до 123 908 человек (мужчин — 54 344; женщин — 69 564)[17]. В Муромском районе (округ Муром в состав района не входит) — 15 828 человек (мужчин — 7182 женщины — 8646).

Совет народных депутатов округа Муром. 30 депутатов.
Председатели совета
  • Федурин Константин Григорьевич
Администрация округа Муром
Главы администрации

Муром — Достопримечательности — Фото и описание

Муром - впервые упомянут в "Повести временных лет" под 862 годом среди городов, подвластных князю Рюрику после призвания варягов.

Расположен в 280 км. от Москвы. Площадь - 43,7 кв. км. Население 2016 г.  - 110 070 человек.

Муром - один из самых древних историко-культурных центров русской земли, ровесник ее государственности. Расположенный на семи холмах, провинциальный город во Владимирской области известен своей тысячелетней историей, многочисленными сказаниями и легендами. 

Долгое время Муром был крайним восточным форпостом Руси. После принятия Владимиром христианства на Руси верховный киевский жрец Перуна - Богомил стал предводителем разбойников под именем Соловья-разбойника. Народ не случайно связал с Муромом Илью Муромца,  победившего Соловья-разбойника во время поездки в Киев. Князь 

Владимир завещал Муром старшему сыну Глебу. По преданию Глеб предпринял попытку обратить население города в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства в укрепленном дворе.

В период Смутного времени в 1611-1612 годах муромцы в числе первых откликнулись на призыв князя Дмитрия Пожарского и нижегородского купца Козьмы Минина, послав свои дружины в ополчение, освобождавшее Москву от поляков.

 В 1727 году в русской армии появился Муромский пехотный полк, который в 1787 году под командованием А.В.Суворова решил исход сражения с турками под Кинбурном. Полк ходил на штурм Очакова, пробивался с ним через Альпы.

Первый пароход появился в городе Муроме в 1845 году, а в 1858 году пароход "Москва" связал Муром регулярными рейсами с другими городами, расположенными на Оке. В 1880 году по железнодорожной ветке Муром - Ковров, давшей выход к Нижнему Новгороду и Москве, пошли первые поезда. Консерватизм муромской власти не позволил Савве Морозову, французскому автопромышленнику Рено, русско-германскому акционерному обществу было отказано в строительстве заводов. В 1916 году паровозо-ремонтные мастерские Московско-Казанской железной дороги выпустили первые паровозы. Это предприятие работает до сих пор.


Город Муром на Оке - достопримечательности

Фото Мурома

Карта Мурома

Жд вокзал Муром

Автовокзал Муром

Город Муром расположен на высоком левом берегу реки Оки во Владимирской области на границе с Нижегородской областью. От Москвы – 290 км, то Владимира – 130 км. Город протянулся на 8 км по берегу Оки. Население - 118,224 тыс.человек (2009 год), площадь – 43,78 кв.км. Название города связывается с финно-угорским племенем мурома.

Достопримечательности города Мурома

На высоком берегу Оки расположен древнейший в Муроме и в России Спасо-Преображенский монастырь. По легенде там, где стоит Спасский монастырь, располагался княжий двор одного из первых русских святых – князя Глеба, младшего сына Владимира. Здесь стояла деревянная Спасская церковь. Около нее и появился монастырь, названный «Спасский на бору». Во времена Ивана Грозного, по его указанию, был возведен храм Преображения Господня. Долгое время монастырь служил одним из главных оборонительных рубежей Мурома. За свою историю он много раз перестраивался. Сейчас это действующий мужской монастырь. Рядом с собором, с севера от него, расположена трапезная церковь Покрова Богородицы, построенная в 1691 году.

В старой части города Мурома на берегу Оки находятся гостиные ряды 19-го века. Отсюда открывается прекрасный вид на главные достопримечательности города - Троицкий и Благовещенский монастыри.

Троицкий монастырь. В 1642-1643 гг. на средства местного купца Тарасия Борисова был построен собор Св. Троицы. А позже купец получил разрешение патриарха на строительство женского монастыря. Были сооружены церковь Казанской Божьей Матери и высокая колокольня. Оба строения украшают многочисленные арки, колонны, окна необычной формы, цветные изразцы. Здесь же расположена церковь Сергия Радонежского, привезенная из одной местной деревни. Сюда, поклониться мощам святых чудотворцев Петра и Февронии - покровителям любви и брака, приезжает многие верующие.

Мужской Благовещенский монастырь. Расположен напротив Троицкого монастыря. Иван Грозный после взятия Казани в 1552 году основал монастырь на святой земле, там, где были захоронены князь Константин, распространивший христианство на Муромской земле, его жена Ирина и двое детей, причисленные к лику святых. Их мощи покоятся здесь и сейчас.

Город Муром со стороны реки Оки представляет Воскресенский женский монастырь. Его постройки представляют пятиглавая Воскресенская церковь и одноглавая Введенская, а также шатровая колокольня и не сохранившаяся Георгиевская церковь.

В центре города, на набережной находится Николо-Набережная церковь. Козьмодемьянская церковь сохранилась в разрушенном виде и ее иконы, утварь перенесли в церковь Смоленской иконы Божьей Матери, которую теперь называют Новой Козьмодемьянской церковью, где расположен выставочный зал.

В селе Карачарово, сейчас это район Мурома, в 1828 году на высоком берегу Оки была построена Троицкая церковь. Неподалеку от нее, у реки, находится святой источник. Именно здесь, по преданию, на месте «скока» богатырского коня Ильи Муромца забил источник. Илья Муромец для постройки храма вынес из Оки три мореных дуба.

Муромский историко-художественный музей, который часто называют "Маленьким Эрмитажем", располагается в бывшем доме купцов Зворыкиных (памятник зодчества XIX века). В нем представлены коллекция древнерусского искусства, а также экспозиции купеческого быта и таких всемирно-известных художников как К.П. Брюллов и И.И. Шишкин, В.И. Суриков и А.К. Саврасов, а также В.Т. Поленов. Перед входом во Дворец бракосочетания в день памяти Петра и Февронии Муромских 8 июля 2008 года установлен памятник Петру и Февронии Муромским (скульптор Н. Щербаков). Святые изображены как две коленопреклонённые фигуры, протягивающие друг к другу руки.

На южной окраине кремлевской горы, на высоком берегу Оки разбит Окский сад. Это одно из красивейших мест города. Недалеко находится спуск к Оке. Здесь находится памятник Илье Муромцу.

Многие туристы осматривают Дом Гущиных - жилой дом с памятной доской. По преданиям здесь стоял дом, в котором жил Илья Муромец.

Муром входит в программу речных круизов по Оке. В частности, в Муром можно попасть во время круизов «Московская кругосветка» и «Маршрут пяти рек». Круизы по Оке совершают только двухпалубные теплоходы и только весной и в начале лета из-за обмеления реки.

О городе Муроме

О городе Муроме, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Муром – это город во Владимирской области, расположенный на высоком берегу Оки, прямо на рубеже с Нижегородской областью. Его расстояние от Москвы составляет 290 км, от Владимира – 135 км. Территория Мурома растянулась вдоль побережья Оки на целых 8 км (с севера на юг), а наиболее дальняя граница его центральной части находится на расстоянии 5 км от реки (с востока на запад). Ширину города пересекают магистральные железнодорожные пути, соединяющие Москву и Казань, а в направлении севера от них отошла железнодорожная ветка к городу Кирову. Муром является как крупным железнодорожным узлом Горьковской железной дороги, так и большим портом на реке, связывающим его с Москвой и Нижним Новгородом.

Название города пошло от угро-финского племени мурома, родственного мордве, жившего здесь в VI-VII столетиях. Само слово «муром» переводится на русский как «возвышенность у воды», соответственно название племени обозначало «люди, живущие на возвышенности у воды». По широко известному народному преданию, в вошедшем в черту города селе Карачарово был рожден на свет былинный богатырь Илья Муромец. После этого, данный город, основанный в 862 году, стал носить свое постоянное имя – Муром, ставшее официальным.

Флаг Мурома – это голубо полотнище, на котором изображена часть герба этого города – три калача. Герб же, в свою очередь, изображает Владимирский герб (лев на красном фоне) и три калача, которыми славится Муром.

Муром находится во второй климатической зоне, климат здесь умеренно-континентальный с холодной зимой, кратковременной весной, облачной и зачастую дождливой осенью и умеренно теплым летом. Зимой на территории города наблюдается превосходство южных и юго-западных ветров, а летом – северных и северо-западных. Из почв здесь преобладают лессовидные суглинки.

Муром является административным центром Муромского района Владимирской области, хотя сам в состав данного района не входит, а образует с 2006 года городской округ Муром.

Отдельные его части имеют свои народные названия, не являющиеся официальными. Территория, примыкающая к железнодорожной линии Москва – Казань, есть одним из старейших районов города, названным Казанкой. На северо-западе Мурома расположился частный сектор Собачаевка, к нему примыкает Африка, которая застроена типовыми многоэтажками (по одной из версий столь необычное название объясняется преобладающими здесь песчаными почвами, но может, имеется в виду достаточно хорошее отопление или удаленность местности от центра города). В северо-восточной части города находится Штап (это название образовано от слова штаб, так как в прошлом на этом месте были расположены земельные наделы штабских военнослужащих). На юге Мурома расположились микрорайоны Южный и Фанерный, а на берегу Оки – Карачарово и Аул.

Как и многие другие города бывшего Советского Союза, Муром тоже подвергался тотальному переименованию улиц. До советской власти большая их часть была названа как и храмы, находившиеся на них. Некоторые улицы носили неофициальные названия по фамилиям самых известных домовладельцев. После пожара 1805 года город начали отстраивать по регулярному плану, многие из новых улиц стали называться так же, как и прежние, пролегавшие примерно в тех же местах, где находились допожарные. Самыми старыми и известными из них являются: Первомайская (бывшая Никольская), Льва Толстого (Касимовская), Артема (Прудовая), Свердлова (Полевая), Плеханова (Троицкая), Красноармейская (Успенская) и некоторые другие.

В городе с прежних времен остались три площади: Крестьянина (бывшая Троицкая или Конная), 1100-летия города Мурома (Гостинодворская или Рождественская) и площадь Революции (в прошлом –  Сенная или Дровяная). К их числу позже добавились Привокзальная площадь имени Гастелло и площадь Алексея Прокуророва. Есть два Бульвара – Цветочный и Тихомирова.

Муромцы – очень дружный народ, уважающий и хранящий свои традиции.

Именно они способствовали тому, чтобы не только у них, а и во всей России стали почитать дату 8 июля. С 2008 года все россияне тоже отмечают День семьи, который своими корнями уходит в восемь веков назад, когда Петр и Феврония Муромские (Давид и Ефросинья в крещении), после множества испытаний судьбы, находясь в совершенно разных местах, скончались в одно и то же время.  А столицей этого праздника на протяжении уже нескольких лет является Муром, который в этот день посещает много гостей, в число которых вошел и президент России. Все, кто в этот день приезжает в Муром, в первую очередь устремляются в Свято-Троицкий женский монастырь, в стенах которого покоятся мощи святых покровителей семейного очага – благоверных князей Муромских Петра и Февронии.

Жители Мурома являются не только «законодателями» традиций. Они также живо интересуются всем, что происходит в современном мире и присоединяются к различным акциям. Вот уже семь лет подряд Муромский историко-художественный музей вместе с тремя тысячами музеев из 40  стран мира принимают участие в акции «Ночь музеев». Обычно это мероприятие проходит в мае, тогда на нескольких музейных площадках всю ночь вниманию посетителей представлены  различные интерактивные программы, презентации, выставки и, конечно же, много музыки и развлечений.

Муром — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Муром (значения). Эта статья — о городе Муром. О  Муниципальном образовании «Округ Муром» см. Муром (городской округ).
Город
Муром
Флаг Герб
55°34′21″ с. ш. 42°03′05″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Субъект Федерации Владимирская область
Городской округ Муром
Глава Евгений Рычков[1]
История и география
Основан 862
Первое упоминание 862
Город с 862 года
Площадь 43,78 км²
Высота центра 115 м
Часовой пояс UTC+3
Население
Население ↘109 809[2] человек (2017)
Плотность 2508,2 чел./км²
Национальности русские, евреи, татары, армяне
Конфессии православные, мусульмане
Этнохороним муромляне — муромлянин — муромлянка;
муромцы — муромец — муромка[3]
Официальный язык русский
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 49234
Почтовые индексы 602200
Код ОКАТО 17 435
Код ОКТМО 17 735 000 001
murom.info

Муром

Москва

Владимир

Муром

 Аудио, фото и видео на Викискладе

Му́ром — город (с 862[4]) в России, административный центр городского округа Муром и центральный город Муромского района (в состав района не входит) Владимирской области.

Расположен на левом берегу реки Оки, в 137 км от Владимира, на границе с Нижегородской областью. Является крупным железнодорожным узлом на Горьковской железной дороге на линии Москва — Казань.

Население города — 109 809[2] чел. (2017).

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Период Древнерусского государства
    • 2.2 Московский период
    • 2.3 Город в XIX—XX веках
    • 2.4 Современная история
  • 3 Население
  • 4 Административное устройство
    • 4.1 Промышленность
  • 5 Транспорт
    • 5.1 Железнодорожный транспорт
    • 5.2 Речной транспорт
    • 5.3 Автомобильный транспорт
    • 5.4 Городской транспорт
  • 6 Телекоммуникации и СМИ
    • 6.1 Интернет-издания
    • 6.2 Сотовая связь
    • 6.3 Газеты
    • 6.4 Телевидение кабельное
    • 6.5 Телевидение эфирное
    • 6.6 Радио
  • 7 Культура, наука, образование, спорт
    • 7.1 Образование
    • 7.2 Учреждения культуры
      • 7.2.1 Музеи
      • 7.2.2 Кинотеатры
      • 7.2.3 Театры и дома культуры
      • 7.2.4 Парки
      • 7.2.5 Библиотеки
    • 7.3 Художественная жизнь
    • 7.4 Спорт

Муром - соль земли русской

Муром один из немногих городов, который, наряду с Новгородом и Киевом упоминается в Повести Временных Лет под 862 годом. Это один из старейших русских городов. По нему мы сегодня с вами и прогуляемся.

Название города происходит от финно-угорского племени мурома, которое впервые упоминается в Повести временных лет под 862 годом.

Муром VII-IX вв. был двойным городом: административный и ремесленный центр находился на Чаадаевском городище, а торговая крепость – на месте современного города. Стремление отделить торг от главного города мы видим у всех ранних цивилизаций.


Первое упоминание Мурома относится к 862 г.  «в лето 6370 (862)... перьвии насельницы в... Муроме мурома» - так упомянул летописец о городе.

Есть основания усомниться в справедливости этой точки отсчета. С учетом изложенной версии о происхождении названия города уже не так однозначно читаются слова о том, что "перьвии насельницы… в Муроме Мурома". Сомнений в присутствии муромы на берегу Оки не возникает. Вопрос в другом: был ли Муром ко времени первого упоминания о нем городом в полном смысле этого слова, или существовала только местность с таким названием?

Вопрос не праздный, поскольку данные археологии на сегодняшний день не позволяют говорить о Муроме IX в. как о городе. В местах, указанных городским преданием и письменными источниками как места расположения города, слоев IX в. не обнаружено, как и в двух других городах, указанных в том же месте летописи – Новгороде и Белоозере.

Мурома и славяне

По местным преданиям, некогда сюда явилось племя "панфила” (этнографы признают его за племя азиатского происхождения на том основании, что их звали "киргизы” даже в 20 в.; они еще в историческое время жили в селе Панфилово). Около 479 года (если пересчитать цифры, приводимые в народных легендах на современное счисление) к ним из Азии присоединился некто Карачай, давший название деревни Карачарово. Интересно, что какое-то рациональное зерно в легенде есть, поскольку рудиментарная вражда между потомками "этносов” Панфила, Карачи и Мурома существовала до 20 в.: тут и драки "стен

Муромское княжество — Википедия

Муромское княжество на карте Северо-Восточной Руси (XIII век)

Муромское княжество — княжество, существовавшее на Руси в XII — XIV веках. Столица — город Муром. Название его происходит от финно-угорского племени мурома, которое впервые упоминается в Повести временных лет под 862 годом в составе Новгородской Руси. Муромское княжество занимало территорию бассейнов рек Мотры, Пры, Велетьмы и низовья реки Тёши.

С начала XI века до 1127 года (с перерывами) Муромская земля была неотделимой волостью киевских, а затем черниговских князей, но с 1127 года, после внутреннего конфликта черниговских князей Муром стал центром отдельного, обособившегося от Чернигова княжества, включавшего также Рязань и получившего в историографии название Муромо-Рязанское княжество. Центр этого княжества в 1150-е годы переместился из Мурома в Рязань, затем в 1160-е годы произошло его разделение на Муромское княжество и Рязанское княжество, однако в историографии они часто рассматриваются вместе вплоть до монгольского нашествия.

В Х—XI веках Муром был крупным торговым центром. Первым удельным муромским князем был Глеб Владимирович. После его гибели городом сначала управлял великокняжеский наместник, а с 1024 года, когда Муромская земля вошла в состав Черниговского княжества, Муромом управляли черниговские наместники.

В 1088 году на некоторое время Муром был захвачен волжскими болгарами. В конце XI века Муромская земля стала ареной борьбы сыновей Владимира Мономаха с Олегом Святославичем, к 1097 году добившимся для себя и своих братьев восстановления прав на Черниговскую и Муромскую земли.

Муромо-Рязанское княжество[править | править код]

См. также Великое княжество Рязанское

В 1127 году, после изгнания Ярослава Святославича Всеволодом Ольговичем из Чернигова, Муромо-Рязанское княжество обособилось в линии потомков Ярослава. После его смерти (1129 год) муромский стол последовательно занимали его сыновья Юрий, Святослав и Ростислав. Последний, перейдя по смерти брата в Муром, в Рязани посадил своего младшего сына Глеба (1145), нарушив тем самым вотчинные права Святославичей, и те нашли защиту у Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича. Ростислав вступил в союз с главным противником Долгорукого, Изяславом Мстиславичем, и летопись дважды упоминает о признании муромо-рязанскими князьями старшинства младшего брата Изяслава, Ростислава Смоленского, в 1147 и 1155 (когда Ростислав Мстиславич после смерти брата ненадолго стал князем киевским) годах.

В 1146 году Ростислав вторгся в Суздальскую землю, чтобы отвлечь Юрия Долгорукого и позволить тем самым Изяславу Мстиславичу изгнать Святослава Ольговича из Северской земли. Ростислав и Андрей Юрьевичи во главе суздальских войск вступили на Муромо-Рязанскую землю, Ростислав вынужден был бежать в степи к половцам, муромский престол занял Владимир Святославич, рязанский — Давыд Святославич, а после его смерти (1147) — Игорь Святославич. Ростиславу удалось с помощью половцев вернуть Рязань в 1148—1149 годах, а Муром — лишь в 1151—1152 годах, причём восстановление его власти во всём Муромо-Рязанском княжестве стало возможным, по разным версиям, в результате поражения Юрия Долгорукого в битве на р. Руте (1151)[1] либо ценой признания зависимости от Юрия, что выражалось в участии Ростислава в походе последнего на Чернигов (1152)[2].

Таким образом, в 1150-е годы столица Муромо-Рязанского княжества переместилась из Мурома в Рязань.

В 1153 году, ещё при жизни Изяслава Мстиславича, Юрий поднялся в очередной поход на юг, но Ростислав снова вторгся в Суздальскую землю. Юрий захватил Рязань, посадил там сына Андрея, но вскоре Ростислав с половцами выгнал его. После смерти Ростислава в 1153 году старшим в роду оказался его племянник Владимир Святославич, Ростислав видимо не смог снова игнорировать права племянника, и Никоновская летопись называет Владимира великим рязанским князем.

После смерти Владимира Святославича (1161) его потомки больше не смогли претендовать на Рязань, поскольку его сын Юрий Владимирович не дождавшись своей очереди умер раньше своего двоюродного дяди Глеба Ростиславича. Однако Святославичам - потомкам Юрия Владимировича удалось утвердиться в Муроме и с 1160-х годов Муромское княжество фактически обособилось от Рязанского, однако в историографии они часто рассматриваются вместе вплоть до монгольского нашествия..

Муромское княжество[править | править код]

В 1159—1237 годах муромские князья неизменно действовали в союзе с владимирскими, в том числе и против рязанских князей:

Монгольское нашествие и конец княжества[править | править код]

В XIII веке Муромское княжество подвергалось многочисленным набегам татар, города часто разорялись. В 1239 году татары впервые сожгли Муром.

В период 1239—1344 годах о муромских князьях ничего не известно.

Муромское княжество в 1389 году,
за три года до потери своей независимости.

В 1351 году муромский князь Юрий Ярославич восстановил Муром, запустевший за время татарских нашествий. Однако в 1355 году его согнал со своего стола Фёдор Глебович. Князь Юрий поехал в Орду судиться с Фёдором Глебовичем, но хан дал ярлык Фёдору.

В 1392 году великий князь московский Василий I Дмитриевич получил в Орде ярлык на Муромское княжество, что явилось официальным концом его политической независимости. Княжество в итоге было присоединено к Москве.

  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — Т. 1. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.
  • Коган В. М. История дома Рюриковичей. — СПб.: Бельведер, 1993. — 278 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-87461-001-4.
  • Коган В.М., Домбровский-Шалагин В.И. Князь Рюрик и его потомки: Историко-генеалогический свод. — СПб.: «Паритет», 2004. — 688 с. — 3000 экз. — ISBN 5-93437-149-5.
  • Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории / Ред. Свердлов М. Б.. — М.: Наука, 1993. — 640 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-02-009526-5.

Смотрите также

Описание: