Гибель помпеи где находится картина


Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Последний день Помпеи - Карл Павлович Брюллов. 1830. Холст, масло. 456,5х651


   Выдающийся мастер исторических полотен и портретов, Карл Павлович Брюллов (1799-1852) - яркий представитель живописи романтизма, окрасившей эпоху первой половины XlX века. Его часто сопровождали эпитеты «Блестящий Карл», «Карл Великолепный», редко кому выпадала такая слава и признание современников. Получив художественное образование в России, Брюллов уехал совершенствовать живописное мастерство в Италию.

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

   Сюжет картины «Последний день Помпеи» взят из античной истории - извержение вулкана Везувий и крушение города Помпеи (II век до н. э.). Всевластие слепого рока - излюбленная тема искусства романтизма. Гибель людей, их смятение и ужас перед надвигающимся крушением города переданы художником в интересной и сложной многофигурной композиции. Театральной эффектностью поз и жестов, разнообразными выражениями лиц, развевающимися драпировками одежд живописец показывает весь драматизм сцены, однако, несмотря на надвигающуюся смерть, герои даже в страдании не теряют красоты и величия духа. В этом заключалась философия и эстетика романтизма. Живопись Брюллова с присущим мастеру упоением красотой формы и торжественностью яркого колорита способствует передаче патетического настроения разворачивающегося действа.

   После исполнения этого монументального полотна художник получил европейскую известность. Переехав в конце жизни в Италию, он окончательно обосновался там и стал почетным членом Академий художеств в Милане, Фло­ренции, Болонье и Академии Святого Луки в Риме.

Последний день Помпеи - Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни» — ЖЖ

Владимир Дергачев

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» (1833).

Это главное произведение художника создано в Италии, куда в 1822 году он отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года и прожил там 13 лет. Ему покровительствовал богатый русский меценат Анатолий Демидов, заказавший грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Картина была подарена Николаю I, передана в Эрмитаж и стала достоянием Отечества.


24 августа 79 года н. э. извержение вулкана Везувий унесло жизни двух тысяч жителей античного города Помпеи, расположенного у его подножья. В 1748 году произошло открытие трагедии Помпеи, что стало сенсацией и нашло свое отражение в искусстве. Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Чувства, которые испытал 28-летний художник стали для него судьбоносными. Родилась идея полотна на историческую тему, посвященную трагедии народа.

В левой части картины на втором плане на ступеньках большого здания гробницы прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — автопортрет Брюллова (с ящиком красок на голове), переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

В правой части картины на первом плане изображен юноша, умоляющий мать бежать от всепоглощающей стихии. Это Плиний Младший, спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».
В историческом полотне отражена не только трагедия жителей Помпеи, но и падение старого, античного языческого мира римлян, и наступление нового мира христианской эпохи. Как отмечают искусствоведы, художник показал себя как новатор, «используя два источника света — горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию»[1].

Карл Брюллов работал над полотном шесть лет (1827 – 1833). Полотно произвело сенсацию в Европе, выставлялось в Милане и на парижском Салоне, где Брюллов получил золотую медаль французской Академии художеств. В Санкт-Петербурге картина была выставлена 11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств. Здесь собрались столичная элита, члены Академии, художники и любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей. Раньше такого успеха ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась 60 лет, а в 1897 году была передана в Русский музей.


Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! —

написал о картине поэт Евгений Боратынский. Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. А Николай Гоголь посвятил картине большую статью.

***
Древнеримский город Помпеи расположен на юге Италии недалеко от Неаполя. Был погребен под многометровым слоем пепла во время катастрофического извержения Везувия 24 августа 79 году. В наши дни город представляет собой огромный археологический музей под открытым небом, с 1997 года внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. При раскопках погибшего города выросли новые Помпеи, где расположены отели для туристов.

Юхан Кристиан Клаусен Даль «Извержение Везувия» (1826)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/I.C.Dahl_Vesuv.jpg/1280px-I.C.Dahl_Vesuv.jpg

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. С конца VI века до н. э. Помпеи находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. В 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. Около 310 года до н. э. Помпеи стали союзниками Рима.

Город участвовал в восстании италийских союзных городов 90—88 годов до н. э., после чего ограничен в самоуправлении и сделан римской колонией. Занимал важное место на торговом пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию. В Помпеях имели виллы многие знатные римляне. Около 2 тыс. римских ветеранов были размещены со своими семьями в юго-восточной части города.

Предвестником катастрофического извержения вулкана Везувий стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, но большинство зданий было восстановлено. Очередное извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года, длилось около суток. Везувий породил гигантское раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой свыше 30 км, выделив при этом тепловую энергию, многократно превосходящую при взрыве атомной бомбы над Хиросимой. Римские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, располагавшиеся у подножия вулкана, были уничтожены. Сила извержения была такова, что пепел долетал даже до Египта и Сирии. Из 20 тыс. жителей Помпеи в зданиях и на улицах погибло около 2 тыс. человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно. Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь людям пытавшийся приблизиться к берегу на судне.

Систематические археологические раскопки в Помпеи начались в 1860 году, когда археологами были найдены 40 погребённых под пеплом тел жителей города. В процессе раскопок выяснилось, что всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла найдены улицы, дома с обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись.

Последнее извержение Везувия произошло в 1944 году. В наши дни на вершину вулкана (высота составляет 1281 м) по пешеходной тропе взбираются туристы. После землетрясения 1980 года, в Помпеи ведутся практически одни реставрационные работы, около 20% города еще не раскопано.

http://pompeii.ru/urbanistica/img/urbanistica02.jpg

Реставрация античных памятников

Фотография Антона Дергачева

Помпеи были обнесены крепостной стеной длиной 3220 метров со сторожевыми башнями и въездными воротами. В центре города находилось здание Муниципалитета, где заседал городской совет. Основу экономики Помпей составляла корпорация фуллонов, ткачей и красильщиков. Одним из важнейших ремёсел было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских и 9 красильных. Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания.

Помпеи испытывали проблемы с водоснабжением. Грунтовые воды находились на глубине почти 39 метров, поэтому колодцы были немногочисленными. Почти в каждом доме находился бассейна для сбора дождевой воды. Был сооружен акведук (большей частью подземный), доставлявший в Помпеи воду из горных источников в количестве около 6500 м³/день. Акведук вёл к резервуару, расположенному в наивысшей точке города (42 м над уровнем моря). К водопроводу были подсоединены дома только самых богатых горожан, остальные набирали воду из фонтанов, расположенных в разных частях города. Из резервуара вода поступала потребителям по трём свинцовым трубам (диаметром 30 см): первая предназначалась для фонтанов, вторая для терм и третья для частных владений.

В городе с население в 20 тыс. жителей около 80 года до н. э. был сооружен большой Амфитеатр на 20 тыс. зрителей, где шли бои гладиаторов. В настоящее время он является древнейшим известным амфитеатром. Античные драмы шли в малом театре Одеон и Большом театре. Большая палестра предназначалась для гимнастических упражнений и спортивных мероприятий. Она представляла собой площадь 130 на 140 м, окружённую с трёх сторон портиком с ионическими колоннами. В центре находился бассейн (37 на 4 м) с глубиной до 3 метров. В южной части — туалеты, очищаемые водой бассейна. Северная стена рухнула при катастрофе 79 года и была восстановлена археологами.

В городе функционировал крытый продовольственный рынок Мацеллум.

В процессе раскопок частично идентифицированы дома горожан, в то числе Дом Хирурга, Трагического поэта, Позолоченных Амуров. В доме Геркулеса (Парфюмера) сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. В руинах Доме моралиста археологи нашли надписи:

Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
Уважать женщин и избегать непристойных речей,
Воздерживаться от гнева и от драк.


В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».


Посетим несколько вилл богатых патрициев.

Дом Фавна — самая роскошная вилла в Помпеях (40 на 110 метров). В нем находился неглубокий бассейн для сбора дождевой воды с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому.

http://lifeglobe.net/xf/photoset/634/6.jpg

На пороге главного входа в дом Фавна выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй).

Фотография Антона Дергачева

В гостиной сохранилась знаменитая мозаика, изображающая битву Александра Македонского с Дарием III.

Автор: Ruthven. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41293


Реконструкция Дома Фавна

Вилла Диомеда. По краям террасы, окружавшей парк, возвышались башенки, с которых можно было любоваться морем. В центре парка находился бассейн, возле него — летняя беседка для обедов на открытом воздухе. В подвалах под галереей устроен винный погреб. На вилле найдено 20 тел погибших при извержении, в том числе женщин и детей, из них 18 в подвале.

http://ermakvagus.com/Europe/Italy/Pompeii/New%20folder%20(6)/ricostruzione.jpg

Вилла Мистерий построена во II веке до н. э.

Автор: ElfQrin, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45294723

Вилла названа по получившим широкую известность фрескам в одном из залов, где изображается посвящение в дионисийские мистерии, по другой — обряд венчания.

Фрагмент росписи зала Дионисийских мистерий. Сцена бичевания

Другие виллы

Здесь и далее фотографии Анны и Антона Дергачевых

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик), обнаруженных на виллах, выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. В самих домах находятся копии.

В начале улицы Меркурия установлена триумфальная арка Калигулы (правил в 37—41 годах н. э.), рядом с ней найдена конная статуя императора.

http://pompeii.ru/urbanistica/img/urbanistica05.jpg




Добавиться в друзья

все тайны картины Карла Брюллова — Рамблер/субботний

Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?

Почему именно Помпеи?

В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.

Исчезновение персонажей

Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени. Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.

Одинаковые лица

Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама — та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.

Кроме того в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.

Христианин и язычник

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

Видео дня. На видео попал корабль, парящий в воздухе

Читайте также

В каком же веке наступил "последний день" Помпеи?


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833 гг. Художник нарисовал почти всех персонажей - как это и положено для античности – полуголыми, завернутыми лишь в одни «простыни». Сами жители Помпеи изображали себя иначе, но их художества открылись миру, в основном, уже после смерти Брюллова.

Считается, что последний день Помпеи наступил в I веке. Однако эта датировка была осуществлена в самом начале становления исторической науки и является, по всей видимости, ошибочной. Ошибка же составляет, ни много, ни мало, полтора тысячелетия. О том, что это именно так, говорят артефакты, раскопанные в этом несчастном городе. Судите сами.

Римский город Помпеи погиб во время мощного извержения Везувия, произошедшего в 79 году. Весь город оказался похороненным под многометровым слоем кусков вулканического выброса и пепла. Большинству жителей удалось спастись, покинув Помпеи при приближении опасности. После того как она миновала, многие из них вернулись, но только лишь для того, чтобы попытаться откопать свои вещи, а затем уйти.

Некоторое время после катастрофы жители окрестных мест приходили сюда за мрамором и травертином, которыми были отделаны здания Помпеи, чтобы использовать этот материал для новых построек. Но, в конце концов, мертвый город оказался полностью заброшен. Дело дошло до того, что в средние века уже никто не знал, где это место находится.

Прошло полторы тысячи лет после гибели города, прежде чем на его останки наткнулся архитектор, проводивший работы по строительству водного канала. Однако это находка осталась без должного внимания. И лишь в 1748 году, после того как один крестьянин при рытье колодца обнаружил статуи и металлические предметы, неаполитанский король Карл III распорядился начать раскопки.

В первую очередь искателей интересовали драгоценности, поэтому работы проводились варварски, без бережного отношения к культурным памятникам. Иногда осмотренные части города засыпались обратно как ненужные. Никакой системности в работе не было, часто раскопки прекращались совсем. Так продолжалось более ста лет, вплоть до 1860 года, с которого наконец-то началось научное изучение Помпеи. Именно с этого времени идет отсчет систематического и планомерного исследования, со всеми необходимыми описаниями и регистрацией находок.

Сегодня мы можем со всем этим ознакомиться и, рассматривая экспонаты, с удивлением обнаружить, что многие из них говорят о своем явном средневековом происхождении.


Останки архитектурных сооружений в Помпеи. Основной материал – кирпич и бетон. Так начали строить только в конце средних веков, которыми следует датировать и всю остальную так называемую римскую античность.


Стеклянная ваза, найденная в Помпеи.

Среди найденных предметов, очень много сделанных из стекла. Но стекловаренное дело появилось только в эпоху Возрождения. Да и то в его конце. Именно тогда люди научились получать в печи температуру около 1200°, необходимую для производства стекла. Поэтому всякие ссылки на то, что стеклоделие якобы существовало еще в античные времена, просто несерьезны. Да и первый научный труд по стекольному делу вышел лишь в начале XVII века.

Более того, археологи, исследовав разные осколки, утверждают, что в Помпеи были дома с застекленными окнами. Но оконное стекло появилось еще позже, чем различные стеклянные сосуды, так как плоский стеклянный лист технологически сложнее сделать. Впервые стекла вставил в окна своего дворца Людовик XIV в середине XVII века. Оконное стекло тогда, конечно, было не такое, как в наше время, и представляло собой небольшие прямоугольники, вставленные в мелкопереплетенную раму.

На фресках и мозаиках Помпеи изображены люди, одетые в средневековые одежды. Они пользуются домашней мебелью, которую начали делать только в средние века, и бытовыми предметами, появившимися тогда же.

Мозаичное полотно из Помпеи. На мужчинах одеты плотно облегающие рубашки с рукавами и такие же штаны. Рукава видны и в деянии женщины. Это одежда никакая не античная, а типично средневековая.

На следующей иллюстрации изображены женщины, но их одеяние не так интересно – таких картинок в Помпеи много. Обратите внимание на убранство кушетки - насколько сложна его ткань, а также на изящество столика. Эти вещи – результат технологий, достигнутых в позднем Средневековье. Тогда они и вошли в обиход.


Фрагмент мозаичного изображения из Помпеи. Налицо средневековая одежда и мебель.

Среди вещей, найденных при раскопках, числятся различные сложные металлические инструменты, в том числе и медицинские, например, гинекологические. Помимо технологического момента, свидетельствующего, что эти предметы появились в средневековье, это еще и вопрос гуманизма. А это прямо указывает на то, что на дворе у помпейцев стояло Возрождение или, возможно, еще более позднее время. Об этом могут поведать и изображения натюрмортов, которые получили самостоятельное значение в изобразительном искусстве лишь в XVII веке.


Настенная фреска в Помпеи. Классический натюрморт, нарисованный якобы за полторы тысячи лет до появления этого жанра искусства в европейской культуре.


Еще один натюрморт, да к тому же со стеклянной вазой.

В Помпеи можно встретить изображение ананаса. Но ананас – это американское растение, и попасть в Европу могло только после плавания Колумба. Объяснить, как и где художник мог видеть этот фрукт, в рамках традиционной хронологии совершенно невозможно.

Вверху фреска из Помпеи, ниже – картина Рафаэля «Три грации», написанная в 1504-1505 гг. Налицо идентичность сюжетов и композиций. Как же Рафаэль мог заимствовать этот образ, если фреску откопают только через два века после его смерти?

И еще несколько фотографий, свидетельствующих о наличии в Помпеи культуры, появившейся не ранее эпохи Возрождения.


Фреска, конечно, интересна не сценой, а наличием кровати, которой до относительно позднего времени просто не существовало.

Феномен Помпеи – это уникальный случай, сохранивший для современных исследователей античные культурные памятники в таком количестве и разнообразии. Особенно это касается светской настенной живописи, которая нигде в мире почти больше не сохранилась. Однако, знакомясь с этим настоящим античным наследием, мы видим, что оно, на самом деле, является средневековым. И никуда оно не пропало: точно такие же произведения искусства можно в достатке обнаружить во Флоренции или Риме, а также в любых крупных музеях мира, где они считаются памятниками Позднего Средневековья.

Об эротике и сексе, запечатленных художниками Помпеи, - в следующей статье :)

Пешеходная прогулка в последний день Помпеи

Владимир Дергачев, фотографии Анны и Антона Дергачевых


Фонд Митораджа вместе с галереей Контини пожертвовали работу скульптора Игора Миторая Помпеям, где скульптура «Дедал» установлена рядом с храмом Венеры. Франко-польский скульптор Игор Миторай (1944 — 2014) родился в Польше, с 1968 года жил во Франции и Италии. Один из выдающихся скульпторов современности, которому удалось возродить величие античной эпохи. Его произведения украшают площади и улицы городов Европы, Японии и США. В 1986 году его работам был отведен отдельный зал на Венецианской биеннале.

Внушительная и колоссальная скульптура «Дедал» приветствует посетителей самого известного археологического объекта в мире. Дедал — персонаж древнегреческой мифологии, выдающийся художник и инженер, построивший лабиринт на острове Крит.


Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками. На заднем плане — Везувий

Главный храм Юпитера возвышался в центре северной стороны форума. Здание сооружено в 150 году до н. э. (возможно на месте этрусского храма). При раскопках была найдена голова статуи Юпитера времён императора Суллы (80-е годы до н. э.). В подвалах находилась сокровищница, а по сторонам от лестницы — две триумфальные арки.

Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 метров, способная вместить всё население города. Площадь была окружена зданиями различного предназначения.

Базилика, расположенная к югу от площади, была построена в 120—78 годах до н. э., имеет размеры 25 на 55 м. Центральная её часть обрамлялась 28 коринфскими колоннами диаметром 1,1 м и высотой около 10 м. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней. На стенах оставлено множество граффити, одно из них гласит: «О, стена, удивляюсь, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей».

Храм Аполлона является древнейший храмом Помпеи, датированный 575—550 годами до н. э. Он сохранил характерную черту греческой архитектуры — колоннаду по всему периметру храма. Храм окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов.

Статуя Аполлона

«Кентавр». Произведение современного искусства франко-польского скульптора Игора Миторая

Самые большие и хорошо сохранившиеся Стабиевы термы построены в III веке до н. э. В термах находился бассейном 15x8 метров и комнаты для натирания маслом и песком (для борьбы). Вошедший в мужские бани попадал в раздевалку со сводами, украшенными фресками (амуры, вакханки, трофеи), мраморными сидениями и нишами для хранения одежды. Далее следовали теплые бани, слева от которых находился зал с бассейном с холодной водой. За ним был зал с бассейном горячей воды и ёмкостью с холодной. Женские бани включали в себя парилку, наподобие сауны. Между банями были печи с горячей и очень горячей водой.

Самые изящные термы предназначались в основном для гостей города. На стенах сохранились фрески, например «Атланты».

Центральные термы были заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн.

Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками.

Термы с большими окнами с видом на море располагались так же за Морскими воротами на искусственной террасе и были разграблены уже в древности. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х годов. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий.

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III—II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен и в результате способен вместить до 5 тыс. зрителей. При необходимости амфитеатр накрывали навесом, об этом свидетельствуют сохранившиеся кольца. Несколько нижних рядов предназначались для знатных горожан, а два балкона над боковыми входами — для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями.

Застывшие во времени. Шокирующая выставка тел жертв извержения вулкана в Помпеях

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и соседних поселений. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий, в которой сохранилось 5 ручных мельниц. Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук. Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум», который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Прилавок термополия

Лупанарий Помпей, также известный как Lupanare Grande, был обнаружен в 1862 году, с тех пор несколько раз реставрировался. Последняя реставрация закончилась в 2006 году. Это двухэтажное здание с пятью спальнями на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В кабинетах нижнего этажа — каменные ложи (покрываемые матрацами) и граффити на стенах. Сохранились надписи, оставленные на стенах жрицами любви и их клиентами. Учитывая, что богатые римляне не посещали борделей из-за доступности рабских любовниц, граффити рассказывают истории простых людей того времени. В некоторых случаях посетители отвечали на вырезанные в стенах сообщения, создавая длительные диалоги. Все это пригодилось исследователям для уникального взгляда на историю Помпей.

Помимо главного лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2—8 монет (ассов). Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Здание лупанария в Помпеях

Рабочее место труженицы лупанария

Фрески на стенах лупанария в Помпеях (подлинники хранятся в Секретном кабинете Археологического музея Неаполя — старейшем в мире музее эротического искусства).

Туалет


Помпеи (фильм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 декабря 2019; проверки требует 1 правка.

«Помпеи» (англ. Pompeii) — историко-приключенческий фильм-катастрофа режиссёра Пола У. С. Андерсона. В главных ролях Кит Харингтон, Эмили Браунинг, Кифер Сазерленд, Джаред Харрис, Керри-Энн Мосс, Адевале Акиннуойе-Агбадже и Джессика Лукас. Премьера в США состоялась 19 февраля 2014 года, в России — 20 февраля 2014[3][4][5][6].

Действие фильма начинается в 62 г. н. э. римляне под предводительством сенатора Корвуса жестоко подавляют мятеж кельтов в Британии, убив вождя кочевого племени и его жену. Выжить удаётся только их сыну Майло (Милону), который вскоре попадает в руки римлян. Через 17 лет новый рабовладелец видит его победу на арене амфитеатра в Лондиниуме и переправляет Майло в Помпеи для участия в гладиаторских боях. По дороге происходит знакомство с девушкой по имени Кассия — дочерью богатого горожанина Северуса и его жены Аврелии, которая уехала из Рима, спасаясь от домогательств сенатора Корвуса. Кассия становится свидетелем того, как Майло сворачивает шею упавшему коню из её повозки, уже обречённому на смерть, после чего между молодыми людьми вспыхивает чувство.

Майло попадает в подвальные помещения местного амфитеатра, где живут гладиаторы. После потасовки с одним из них, Майло знакомится с Аттикусом. Аттикус родом из Нубии, он является чемпионом гладиаторских боёв и римляне пообещали ему свободу. На тренировке гладиаторов хозяин Майло устраивает поединок между ним и Аттикусом, который заканчивается вничью из-за вмешательства одного из гладиаторов.

Тем временем в Помпеи прибывает римский сенатор Корвус вместе со своим помощником Прокулом. Отец Кассии Северус и его жена Аврелия встречаются с сенатором и приглашают его к себе. Вечером Северус устраивает у себя на вилле праздничный пир, на который работорговец приводит Майло и Аттикуса. Во время пира личный конь Кассии выходит из-под контроля во время очередных залпов вулкана Везувия. Девушка просит Майло успокоить лошадь, неожиданно они садятся на коня и уезжают из виллы, но возвращаются из-за начавшейся погони. Майло приговаривают к избиению плетью.

Утром на арене амфитеатра устраивают постановочный бой в виде сцены подавления римлянами восстания кельтов. При помощи Аттикуса Майло убивает переодетых римскими воинами гладиаторов и ломает римский штандарт, а его обломок в виде копья бросает в Корвуса. Последний отдаёт своим людям приказ убить Майло, однако Кассия спасает гладиатора и получает поддержку со стороны зрителей. За то, чтобы Майло сохранили жизнь, Кассия соглашается стать женой сенатора. Корвус приказывает запереть девушку на вилле. Затем, Корвус посылает на арену своего помощника Прокула и тот вступает в поединок с Майло. Во время боя начинается извержение Везувия, арена рушится, небо закрывает чёрный вулканический пепел.

Во время крушения амфитеатра обломками придавливает родителей Кассии. Аврелия просит своего мужа убить жестокого сенатора, однако Корвус убивает Северуса и пытается со своими людьми добраться до гавани, но эта попытка заканчивается неудачей из-за страшной давки в погибающем городе. Тем временем Майло и Аттикус выбегают на арену, где умирающая Аврелия просит Майло спасти запертую на вилле Кассию. Он бежит на виллу и спасает девушку, а его друг Аттикус вместе с горожанами бежит к городской гавани. Однако, падение в море вулканических валунов вызывает чудовищное цунами, затопляющее часть города. Толпа, убегающая от цунами, разъединяет маленькую девочку и её мать. Аттикус спасает малышку и передаёт её матери. Аттикус встречается с Майло и Кассией и они бегут на арену с целью нахождения в подвале лошадей и бегства из Помпеев.

Тем временем, Прокул пленяет Кассию и передает её сенатору Корвусу, который садится на колесницу и пытается уехать из погибающего города. Майло и Аттикус решают разделиться. Майло садится на коня и догоняет сенатора, а Аттикус вступает в бой с Прокулом. Последний смертельно ранит гладиатора, но Аттикусу все же удается убить Прокула. Одновременно Майло догоняет Корвуса и они устраивают поединок посреди уничтожаемого города. Гладиатор ранит сенатора, а Кассия приковывает его к колеснице. Майло напоминает Корвусу о событиях 62 г. и, бросая его на произвол судьбы, вместе с Кассией уезжает из Помпеев. Однако, они не успевают отъехать далеко от города — их скидывает с лошади при падении очередного вулканического валуна. Фильм заканчивается тем, что Везувий полностью уничтожает Помпеи, а влюбленные Майло и Кассия погибают в поцелуе.

В фильме задействовано свыше 30 актёров, не считая актёров массовки.

Съёмки фильма проходили на киностудии Cinespace Film Studios в Торонто и Помпеях[15].

  1. ↑ Clinton Shorter to Score ‘Pompeii’ (англ.). Film Music Reporter (7 November 2013). Дата обращения 19 ноября 2013.
  2. 1 2 boxofficemojo.com «Pompeii» (неопр.). Дата обращения 3 января 2015.
  3. Dave, McNary. FilmDistrict Takes U.S. Rights on ‘Pompeii’ (англ.). Variety (9 April 2013). Дата обращения 15 апреля 2013. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  4. ↑ Pompeii (2014) — Release dates (англ.). Internet Movie Database. Дата обращения 9 апреля 2013. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  5. ↑ ПОМПЕИ 3D — Pompeii: кассовые сборы, о фильме (рус.). Бюллетень кинопрокатчика. Дата обращения 27 ноября 2013.
  6. ↑ Помпеи 3D (Pompeii, 2014) (англ.) (недоступная ссылка). Парадиз. Дата обращения 19 февраля 2014. Архивировано 8 февраля 2014 года.
  7. Sneider, Jeff. Kit Harington game for ‘Pompeii’ (англ.). Variety (13 November 2013). Дата обращения 9 апреля 2013. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  8. Ayala, Pilar. Emily Browning se une a "Pompeii" de Paul WS Anderson, una película sobre volcanes (исп.). Peliblog.com (24 de febrero de 2013). Дата обращения 9 апреля 2013. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  9. Kit, Borys. Kiefer Sutherland to Play Villain in Disaster Movie 'Pompeii' (Exclusive) (англ.). The Hollywood Reporter (20 March 2013). Дата обращения 9 апреля 2013. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  10. Ng, Philiana. 'Mad Men's' Jared Harris Joins 'Pompeii' (англ.). The Hollywood Reporter (13 March 2013). Дата обращения 14 марта 2013. Архивировано 16 марта 2013 года.
  11. 1 2 3 McNary, Dave. Akinnouye-Agbaje Heading To ‘Pompeii’ (EXCLUSIVE) (англ.). Variety (4 April 2013). Дата обращения 9 апреля 2013. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  12. Yamato, Jen. ‘Evil Dead’s Jessica Lucas Joins Paul W.S. Anderson’s ‘Pompeii’ (англ.). Deadline.com (8 April 2013). Дата обращения 9 апреля 2013. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  13. McNary, Dave. Paz Vega Joins Cast of ‘Pompeii’ (EXCLUSIVE) (англ.). Variety (18 April 2013). Дата обращения 22 апреля 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  14. Nededog, Jethro. 'Grimm' Star Sasha Roiz Lands in Paul W.S. Anderson's 'Pompeii' (Exclusive) (англ.). The Wrap Movies (17 April 2013). Дата обращения 11 мая 2013. Архивировано 17 мая 2013 года.
  15. ↑ Pompeii (2014) — Filming locations (англ.). Internet Movie Database. Дата обращения 9 апреля 2013. Архивировано 21 апреля 2013 года.

Смотрите также

Описание: