Где в тамбовской области находится мамонтова пустынь


Мамонтова пустынь — Википедия

История Мамонтовой пустыни тесно связана с историей распространения и укрепления православия в Тамбовском крае. Пустынь располагалась в 70 верстах от Тамбова по моршанской дороге у села Мамонтово. Село и монастырь носили имя основателя — инока Маманта. В документах Шацкого архива указывалось, что старцу Маманту в 1629 гг. по велению местной землевладелицы инокини Марфы Ивановны было разрешено открыть пустынь во имя Святителя Николая на Никольской поляне.

В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог. Грамотой 1634 года запрещалось взыскивать налог с 30 четвертей монастырских земель, поскольку «старец в тоей пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего».

Постепенно земли заселялись пришельцами из соседней Рязанской области, из-под Наровчата и из Звенигородского уезда; были среди них вольные люди, бобыли и кабальные крестьяне. Всем им оказывалось гостеприимство, на обильных свободных территориях всего было достаточно, а рабочих рук не хватало. Здесь закладывались основы культуры земледелия, впоследствии передаваемые новым поселенцам.

В 1652 году пустынь была приписана к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с крестьянами, бобылями, их детьми, братьями и племянниками. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни у Глубокого озера были две церкви с колокольней, иконами и утварью. Располагались они в одном здании; главная — во имя Николая Чудотворца, придельная — во имя Алексия, Божьего человека. Первым строителем церквей в пустыни был её основатель старец Мамант. К храму примыкала трапезная и паперть, круглый пятистенный алтарь был прирублен отдельно. С правой стороны располагался Алексеевский придел. Церковные главы были отделаны чешуей, кресты — железом. Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия — ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича «для ради покоя вечных благ будущего века». Монастырские владения быстро обогащались; к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В каждой монастырской деревне были свои старосты, назначенные монастырем, и управляющие-монахи. Хотя пустынь официально была достаточно рано упразднена (1764 г), храмовые и хозяйственные постройки еще долгое время являлись монастырскими.

Новый однопрестольный Николаевский храм был построен по храмозданной грамоте епископа Феодосия (Голосницкого) в 1768—1775 годах. Это была прочная и красивая постройка, существовавшая до первой четверти XX столетия. Она располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье возле озера Глубокого. Церковь была срублена из соснового леса.

В новых рубленых приделах, устроенных в 1865 году, разместилась ризница и Покровская церковь. Храмовые иконостасы с витыми колоннами были обильно позолочены. Но представление о внутреннем убранстве мамонтовской церкви было бы неполным без упоминания о деревянных скульптурах, которыми был наполнен этот храм. В нижнем поясе над местными иконами находились изображения херувимов, искусно вырезанных из дерева и покрытых листовым золотом. Над иконостасом — резное распятие, по сторонам — резные изображения Иоанна Богослова и Пресвятой Девы Марии. Нижняя часть царских дверей была оформлена деревянными скульптурами евангелистов в полный рост.

После того, как Мамонтова пустынь была упразднена, на месте монастыря стараниями священника с. Мамонтово Алексея Иоанновича Кринова была образована новая община сестер на основе богадельни, в которой проживало к 1912 году двадцать крестьянских вдов.

К маю 1912 года в Мамонтово появился первый каменный храм, построенный на средства прихожан и местного священника Алексея Ивановича Кринова. Главной реликвией храма, освященного в 1915 году, стала древнейшая икона св. Николая, исполненная на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке — стальной меч, в левой — дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский». По устному преданию, основатель пустыни старец Мамант нашел эту икону у трех лип; на том священном месте он и поставил первый монастырский храм. Из спиленных лип была изготовлена церковная утварь, столетия хранившаяся в Николаевской церкви села.

Безвестные моршанские мастера создавали уникальные произведения, украшавшие столетиями церкви этого уезда Тамбовской губернии. Истоки мастерства резчиков по дереву уходили в далекое прошлое. Скульптуры эти, разнообразные по композиции, расписанные красками, как иконы, привлекали исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году резные деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей. Среди них было более десяти статуй Христа в терновом венце, некоторые из них — с цепями на руках и ногах; фигуры святых и ангелов; статуи Богоматери и Иоанна-воина; голова Иоанна Крестителя на блюде. Они поступали из Тараксинской, Земетчинской, Пичаевской волостей и из пригородной Федоровской церкви. Но многолетнее отторжение православной культуры привело практически к полной утрате этих великолепных произведений народного творчества для потомков. Несмотря на это и в советское время не прекращался поток верующих людей, стремившихся сюда, в Мамонтово, чтобы помолиться и получить исцеление, окунувшись в Святом озере. На престольный Свято-Никольский праздник 22 мая в Мамонтово приезжает большое число паломников не только с Тамбовской области, но и из соседних областей.

С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни. По благословению епископа Феодосия, благодаря поддержке губернатора Тамбовской области О. И. Бетина, Председателя Тамбовской областной думы В. Н. Карева и многих тамбовских меценатов и жертвователей устроена купальня на Святом озере, ведется строительство сестринского корпуса, завершается строительство храма.

Мамонтова пустынь (Тамбовская область, Сосновский район): описание

Многие православные люди и уж тем более паломники интересуются вопросом о том, где находится одна из красивейших святых обителей - Мамонтова пустынь. Тамбовская область хранит в своей истории возникновение этого древнейшего места, потому что оно тесно связано с распространением и укреплением православия в этом крае. Пустынь располагается в 70 верстах от города Тамбова, в селе Мамонтово (Сосновский район). Село, как и монастырь, носит имя инока Мамонта – его основателя. Время в пути составляет 1 час 30 минут. Многих людей интересует Мамонтова пустынь (Тамбовская область). Как доехать на машине? Стоит сказать, что легче всего будет добираться туда по трассе от Тамбова до Моршанска и затем остановиться в селе Отъясы Сосновского района, а там остается 4 км до самого Мамонтово.

Первые поселения

История Мамонтовой пустыни рассказывает, что в 1629 году старец Мамонт по приказу инокини Марфы Ивановны - местной землевладелицы - открыл пустынь в честь святого Николая на поляне, называемой Никольской. В первое время монастырь был очень бедным и убогим. Грамотой 1634 года даже было дано запрещение брать налог с 30 четвертей монастырских угодий, так как старец жил один, питался Христовым именем, помощников и крестьян у него не было, прибыли ниоткуда не имел.

Но постепенно рядом стали заселяться кабальные крестьяне, вольные люди и бобыли из Рязанской области, Наровчат и Звенигородского уезда. Всем им были очень рады, свободной территории было много, а вот рук рабочих, чтобы землю возделывать, не хватало. Вот и стали закладываться здесь основы культуры землевладения, которые потом передавались новым пришельцам.

Мамонтова пустынь: описание

В писцовых книгах 1677 года есть указания, что на то время Мамонтова пустынь (Тамбовская область) располагала двумя церквями: первая и главная, в честь свт. Николая Чудотворца, вторая - предельная, в честь Алексия Божьего человека, с иконами, всей утварью и колокольней, которые находились в одном здании. Первым строителем пустыни был сам старец Мамонт. К храму были пристроены трапезная и паперть, отдельно прирублен круглый пятистенный алтарь, а справа устроен Алексеевский придел. Купола были отделаны чешуей и крестами.

Монастырское хозяйство

Придельная церковь была освящена во имя Алексия, потому что именно при царствовании Алексея Михайловича монастырь получил наибольшее количество вкладов. К концу XVII века монастырь стал быстро обогащаться, и к тому времени у него были многочисленные дворы с коровами, домашней птицей и пасекой. В каждой такой деревне монастырем были назначены свои старосты и управляющие монахи.

В 1764 году пустынь официально упразднили, но храмовые и хозяйственные постройки очень долго оставались монастырскими.

Украшения храма

Однопрестольный новый Николаевский храм построили в 1768-1775 годах по грамоте епископа Феодосия (Голосницкого). Он представлял собой прочное и красивое сооружение, которое простояло до начала XX века. Этот храм был отстроен из сруба соснового леса на небольшом холме возле озера Глубокого.

В новых рубленых приделах в 1865 году разместилась ризница и Покровская церковь, иконостасы там были украшены обильно позолоченными витыми колоннами. Было бы неполным описание внутреннего убранства церкви без упоминания того, что храм был еще украшен деревянными изваяниями. Над иконостасом находилось резное распятие, по сторонам - изображения Богородицы и Иоанна Богослова. В нижнем ярусе над местными иконами – херувимы, искусно вырезанные из дерева и покрытые листовым золотом. Часть царских дверей украшают деревянные фигуры евангелистов в рост.

Никола Можайский

После упразднения монастыря активными действиями священника Алексея Иоанновича Кринова на месте монастыря на основе богадельни организовалась новая сестринская община, в которой в 1912 году проживало 20 крестьянских вдов.

К маю 1912 года в Мамонтово на средства священника А. И. Кринова и прихожан был построен первый каменный храм, его освятили в 1915 году, а главной святыней стала древнейшая икона святого Николая Чудотворца в серебряном окладе, исполненная на липовой доске по тем временам в два аршина. Святитель был изображен в полном архиерейском облачении с золотыми крестами, во весь рост. Голову его украшали венцы, в одной руке он держал стальной меч, в другой – дарохранительницу. На обратной стороне иконы была надпись «Никола Можайский».

Чудотворная икона

Местное предание гласит, что старец-монах Мамонт нашел эту икону возле трех лип, именно на том священном месте, где впоследствии и построил он свой первый монастырский храм. Из этих же самых лип и была потом изготовлена вся церковная утварь, которая столетиями хранилась в Николаевской церкви села.

Неизвестные моршанские мастера резных дел создавали великолепные произведения, которые украшали все церкви этого уезда.

Наследие

В 1924 году резные статуи были перевезены в Моршанский краеведческий музей, среди них было более 10 статуй Христа с терновым венцом и с цепями, фигуры ангелов и святых. Но за 70 лет атеистической политики православная культура со временем утратила уникальные произведения для своих потомков.

Однако народная тропа к пустыни не зарастает, в Сосновский район села Мамонтова со всех концов России съезжаются люди, чтобы помолиться и исцелиться от разных недугов, а также окунуться Святое озеро. 22 мая на Свято-Никольское престольное торжество сюда приезжает много паломников и гостей из соседних областей. С 2003 года Мамонтова пустынь стала возрождаться, тогда была обустроена купальня на Святом озере, начали строиться сестринский корпус, часовня и достраивался храм.

Мамонтова пустынь (Тамбовская область) сегодня еще известна и тем, что возле храма обители стоит скульптура Сергея Исакова «Николай Чудотворец». Она практически в точности напоминает древнюю икону храма. В правой руке он держит меч, а в другой - возрожденный храм.

Заключение

Это место на сегодняшний день очень известное и популярное в Тамбовской области. Сюда едет много паломников не только из России, но и из-за рубежа, чтобы насладиться русским православным духом. Особенно много людей здесь 22 мая, в День летнего Николая Чудотворца.

Сегодня многих привлекает Мамонтова пустынь. Тамбовская область отзывы получает самые благоприятные. Ведь там чистый воздух, озеро и великолепная природа, буквально все действует во здравие души и тела и просто умиротворяет. Равнодушным отсюда не уезжает никто.

Просто пленяет своей красотой Мамонтова пустынь (Тамбовская область). Часы работы ее можно узнать, к сожалению, лишь добравшись до места, а официальный сайт пока находится только в стадии разработки.

Женская Мамонтова пустынь во имя святителя Николая Чудотворца

История Свято — Никольской Мамонтовой пустыни восходит к XVI веку, когда «братия Николо – Радовицкого монастыря Рязанской губернии обживала село Мамонтовская и возводила в нем в 1582 году первую деревянную крепость». По упразднению в 1604 году, пустынь была открыта в 1629 году во имя Николая Чудотворца, по указу великой инокини Марфы (Ксения Иоанновна Романова, 1558-1631). Свое название пустынь получила по имени старца Мамонта – основателя и строителя монастырской обители, который, по сохранившемуся преданию, обрел икону с изображением Святителя Николая Можайского, чудесным образом явившуюся на старой липе недалеко от озера.

В документах Шацкого архива указывалось, что старцу Маманту было дозволено на землях принадлежавших великой инокине Марфы, открыть пустынь во имя Святителя Николая на Никольской поляне. « В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог». Грамотой 1634 года он был освобожден от налога с 30 четвертей принадлежавшей обители земли, потому как « старец в той пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего».

Постепенно местность и прилегающие к монастырю территории стали заселяться вольными людьми, бобылями и кабальными крестьянами из соседних с Тамбовской, Рязанской, Звенигородской земель и Наровчата.

В 1652 году монастырь был приписан к Звенигородскому Савва – Сторожевскому монастырю. В писцовых книгах за 1677 год упоминается о Мамонтовской пустыни у Глубокого озера, где была двупрестольная церковь с колокольней, иконами и утварью. Главный престол – во имя Николая Чудотворца и придельный, освященный во имя Алексия, Божиего человека.

В период царствования Алексея Михайловича, — внука великой инокини Марфы, — монастырю поступают щедрые пожертвования и вклады «для ради покоя и вечных благ будущего века». Этот период для обители становится временем наибольшего расцвета. Монастырские владения быстро разрастаются, и к концу XVII веку обитель владеет уже многочисленными земельными угодьями и дворами (В 1674г. монастырю принадлежали две слободы и две деревни — 173 двора, 702 душ муж.п., более 1500 пахотной земли).

В период реформ, проводимых императрицей Екатериной II, в 1764 году Мамонтовский монастырь, как и многие другие, был упразднен. Однако, сохранившиеся многочисленные устные предания о чудесных явлениях, исцелениях перед чудотворными образами в храмах обители, передавались из поколения в поколение и привлекали большое количество православных паломников.

По храмозданной грамоте епископа Феодосия (Голосницкого 1723-1786), выданной местному священнику Андрею Васильеву, с 1768 по 1775 год возводится новый однопрестольный Николаевский храм (восьмерик на четверике, с шатровым перекрытием). Это была прочная и красивая постройка, просуществовавшая до первой четверти XX века. Она располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье у озера Глубокое. Стены были срублены из соснового леса «в лапу» и возводились на деревянной клети, установленной на кирпичном фундаменте. К храму примыкали рубленый шестиугольный алтарь и трапезная. Восьмигранный шатер и скаты крыш были покрыты в «чешую», глухой фонарь над куполом завершался луковичной главкой. Висячие арки над крыльцом обрамляли северный и южный входы, четырехъярусная колокольня завершалась длинным шпилем с шестиугольным крестом. Над церковью был установлен четырехконечный крест из тонких железных полос, вершина его была увенчана короной с крестом, в основании располагалось полулуние, по сторонам – небольшого размера кресты. В 1865 году были освящены новый придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы и ризница.

Резной иконостас был декорирован витыми колонками, изображениями херувимов, покрытых листовым золотом. Царские врата с искусным переплетением растительного орнамента были дополнены выразительными фигурами четырех евангелистов.

Деревянная скульптура, созданная безвестными моршанскими мастерами, традиционно на протяжении столетий украшала церкви этого уезда и близлежащих волостей, дополняя торжественность и уникальную неповторимость интерьеров.

В этом храме находилась чудотворная икона святителя Николая от которой, по преданию, исходили исцеления от тяжких болезней всех, с верою притекающих к ней. Древняя икона святителя Николая, по преданию обретенная старцем Мамантом и сберегаемая ещё в начале XX века, была исполнена на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке — стальной меч, в левой – дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский».

Из многочисленных случаев небесного ходатайства Николы Угодника предание донесло до нас чудесное избавление от падежа скота и болезней людей осенью 1857года. Святитель Николай «в золотом одеянии» три раза являлся караульному церкви Илье Михайловичу Шивалину, известному добротой, искренностью и простосердием, чтобы предупредить о грядущих бедствиях и призвать жителей села Мамонтово к молитве. После того, как караульный рассказал о своих видениях священнику, был совершен трехдневный молебен перед иконой Святителя Николая. Падеж скота прекратился, больные выздоравливали без медицинской помощи.

В Мамонтовской Никольской церкви сохранялась деревянная церковная утварь по преданию сделанная из тех лип, у которых была обретена икона святителя.

С 1904 года крестьянки села Мамонтова ходатайствуют об открытии женской общины, и в 1908 году, не будучи юридически оформленной, Мамонтовская женская община уже начала свое существование. К этому времени на средства «крестьянской девицы села Мамонтова» Агриппины Парамоновой был построен двухэтажный келейный корпус, крестьянками Анной Романовой и Евдокией Заболотниковой пожертвовано 37 десятин пахотной удобной земли.

В 1910 году началось строительство новой каменной Никольской церкви. Значительные денежные средства были пожертвованы протоиереем Алексеем Ивановичем Криновым.

31 мая 1912 года Указом Святейшего Синода   на землях, принадлежавших Никольской церкви села Мамонтово была учреждена Мамонтовская женская община с 25 насельницами во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Начальницей общины стала Агриппина Парамонова, в монашестве Агния. В 1915 году состоялось освящение нового Никольского храма, в котором хранилась древняя реликвия – чудотворная икона Святителя Николая. Согласно преданию, во время освящения церкви подошел старец перекрестился и сказал: «Долго строился храм, но мало служить будут. Все здесь уничтожат — и храм, и монастырь. Будут уничтожать и Святое озеро, но не уничтожат. Исцелялись люди в этом озере, и будут исцеляться». Икона глубоко почиталась окрестными жителями, многочисленное стечение богомольцев в Мамонтове было на престольный праздник 9 мая (по ст. стилю). В этот день совершался крестный ход вокруг церкви, молебен и панихида по старцу Мамонту, основателю пустыни, которому была явлена чудотворная икона.

Безвестные моршанские мастера создавали уникальные произведения, украшавшие столетиями церкви этого уезда Тамбовской губернии. Истоки мастерства резчиков по дереву уходили в далекое прошлое. Скульптуры эти, разнообразные по композиции, расписанные красками, как иконы, привлекали исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году резные деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей. Среди них было более десяти статуй Христа в терновом венце, некоторые из них — с цепями на руках и ногах; фигуры святых и ангелов; статуи Богоматери и Иоанна-воина; голова Иоанна Крестителя на блюде. Они поступали из Тараксинской, Земетчинской, Пичаевской волостей и из пригородной Федоровской церкви. Но многолетнее отторжение православной культуры привело практически к полной утрате этих великолепных произведений народного творчества для потомков.

До 1927 года Алексеевская женская община продолжала свое существование вопреки действиям новой власти, старавшейся закрыть обитель и конфисковать здание келейного корпуса под культурно-просветительные цели. Сестры общины неоднократно обращались в различные высокие инстанции с целью сохранения за ними права владения жилого корпуса и скромного церковного имущества. Однако в 1928 году Алексеевская община была закрыта. Большинство монахинь в поисках временного пристанища расселились в окрестных селах Отъяссы, Русское, Святое и др. Лишь немногие остались в Мамонтово: настоятельница общины игуменья Агния, монахини Ксения, Анна, Евдокия, Ольга, Пелагея. В Никольском храме продолжали богослужения протоиерей Петр Ястребцев, иеромонах Пантелеймон (Дерябин), псаломщик Никандр Щербаков, которые в числе шестидесяти восьми «служителей культа» в 1933 году были арестованы. Репрессиям были подвергнуты и сыновья протоиерея Алексея Кринова, уроженцы Мамонтова, священники Леонид, Николай, Василий, Иоанн, которые служили в храмах окрестных сел. Им предъявлялось обвинение в создании контрреволюционной монархической организации. По решению Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО они были осуждены по статьям УК 58-10, 58-11 и приговорены к различным срокам заключения в концлагерях.

В 1930 году монастырь был разрушен.Сохранились только фрагменты келейного корпуса и цокольная часть Никольского храма.

Последний процесс над монахинями Мамонтовской общины состоялся в 1940 году. Монахини Ксения (Копылова) и Анна (Виденина) были приговорены к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах сроком на пять лет. В 1955 году Никольский храм был разрушен и осквернен.

В конце 1950-х годов в стены поруганной обители вернулись монахини Ксения и Анна. Поселились в маленьком рубленом домике-келье, который на долгие годы стал для верующих местом молитв перед спасенными из храма образами святых. Жители уважали инокинь за стойкость веры, доброту и благочестие. По-прежнему, к водам Святого озера продолжалось паломничество, особенно в дни Николы вешнего (22 мая), когда количество верующих достигало 10 тысяч человек. Вот как описывает уполномоченный по делам Русской Православной Церкви и культов по Тамбовской области А.И.Заворыкин праздник Николы Вешнего 22 мая 1958 года в с.Мамонтово: «Собрались 1000-1200 человек, в основном женщины, мужчин 150 человек. Если учитывать гуляющих, всего было более 3000 человек. Проводилась продажа свечей, крестиков, открыток с изображением святых. Люди группами молились, брали воду, пили, обливались, купались. Моление продолжалось с 6 утра до 24 часов».

В 1959-1961-х годах запретительными мерами тамбовским властям удалось приостановить массовое паломничество в Мамонтово, но это обстоятельство не могло воспрепятствовать посещению православными святых мест.

Ксения, последняя монахиня Алексеевской женской общины, имела удивительный дар вразумительной и утешительной беседы. Она закончила свой земной путь на 102 году жизни (20 марта 2002) и была погребена по монашескому чину на Мамонтовском кладбище.

В наши дни Мамонтова пустынь, древнейшая обитель Тамбовщины, переживает второе рождение. Паломничество к Святому озеру продолжается.На престольный праздник 22 мая в Мамонтово приезжает большое количество паломников не только из Тамбовской, но и из соседних областей.

С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской обители по благословению епископа (ныне митрополита) Тамбовского Феодосия. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года.В 2009 году было завершено строительство сестринского корпуса. В 2012 году монастырь был практически восстановлен. Воздвигнуты соборный храм в честь святителя Николая Чудотворца, храм в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского, двухэтажный келейный корпус с домовым храмом в честь преподобной Марфы Тамбовской, часовня-купальня на Святом озере, хозяйственные строения, очищены от ила монастырские озера, установлен памятник святителю Николаю, созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма. Первыми насельницами Мамонтовского монастыря стали сестры Вознесенской женской обители города Тамбова. В 2012 году Никольский монастырь вошел в состав Мичуринской епархии.

Отреставрирован рубленый деревянный домик, в котором жила монахиня Ксения, сохранены предметы быта и интерьер.

Ежегодно 22 мая на территории обители под открытым небом проводятся торжественные богослужения архиерейским чином при стечении нескольких тысяч паломников. Тем самым была возрождена традиция, когда на праздник святителя Николая в Мамонтову пустынь прибывало множество богомольцев.

В соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 года (журнал № 132) епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген в Рождественский сочельник 6 января 2017 года  возвел монахиню Феоктисту (Дудко) в сан игумении, с назначением ее на должность настоятельницы Никольского женского монастыря села Мамонтово Сосновского района Тамбовской области.

Мамонтова пустынь в Тамбов - Как добраться?

Слово «пустынь» обозначает «монастырь в труднодоступной пустынной местности», а Мамонтовой он назван по имени старца-основателя Маманта. Именно он, согласно преданию, нашел здесь у трех лип большую во весь рост икону Святителя Николая, что и послужило поводом для создания обители.

Монастырь был основан в Тамбовской области в 17 веке и первоначально очень страдал от нищеты и отсутствия насельников. Но постепенно обитель наполнялась и начала процветать. В 18 веке ее упразднили, но все постройки остались, в 19 веке даже появились новые пристройки. Это время отмечено появлением здесь удивительных ростовых деревянных скульптур — уникального памятника древнерусского зодчества. Все они были искусно вырезаны и покрыты сусальным золотом.

В 20 веке ученые очень заинтересовались этими памятниками и успели вывезти их из обители буквально за 6 лет до разрушения монастыря советскими властями. Сегодня скульптуры хранятся в Моршанском художественном музее.

В 2003 году начали возрождение обители, построив на ее месте храм, часовню и купель для верующих. Дело в том, что Святое озеро, на берегу которого стоял монастырь, считалось целебным.

Интересный факт: возрождением пустыни тогда же заинтересовался известный скульптор Зураб Церетели и преподнес в дар монастырю бронзовую статую Святителя Николая. Однако правящий епископ от подарка отказался, потому что православный святой был выполнен в западных канонах: имел кардинальскую мантию, а Евангелие держал и вовсе подмышкой.

Сегодня обитель украшает статуя скульптора Сергея Исакова, изображающая Николая Чудотворца почти в том же виде, в каком он представлен на легендарной иконе: в одной руке держащим меч, а в другой — возрожденный храм.

Кстати об иконе: она тоже изображала Святителя Николая Угодника во весь рост и была выполнена на липовой доске в два аршина длиной. Архиепископ Мир Ликийских на иконе явлен в полном архиерейском облачении, украшенном золочеными крестами. В правой руке у него, как уже говорилось, находится меч, а в левой — предмет церковной утвари — дарохранительница. Образ украшен серебряным окладом, а на обороте есть надпись: «Никола Можайский».

Интересно, что из тех трех сосен, в сени которых была найдена икона, старец Мамант изготовил церковную утварь и потом использовал ее в службе.

Женская Мамонтова пустынь во имя святителя Николая Чудотворца Епархиальный женский монастырь

В документах Шацкого архива указывалось, что старцу Маманту было дозволено на землях принадлежавших великой инокине Марфы, открыть пустынь во имя Святителя Николая на Никольской поляне. « В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог». Грамотой 1634 года он был освобожден от налога с 30 четвертей принадлежавшей обители земли, потому как « старец в той пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего».

 Постепенно местность и прилегающие к монастырю территории стали заселяться вольными людьми, бобылями и кабальными крестьянами из соседних с Тамбовской, Рязанской, Звенигородской земель и Наровчата.

В 1652 году монастырь был приписан к Звенигородскому Савва – Сторожевскому монастырю. В писцовых книгах за 1677 год упоминается о Мамонтовской пустыни у Глубокого озера, где была двупрестольная церковь с колокольней, иконами и утварью. Главный престол – во имя Николая Чудотворца и придельный, освященный во имя Алексия, Божиего человека.  

В период царствования Алексея Михайловича, - внука великой инокини Марфы, - монастырю поступают щедрые пожертвования и вклады «для ради покоя и вечных благ будущего века». Этот период для обители становится временем наибольшего расцвета. Монастырские владения быстро разрастаются, и к концу XVII веку обитель владеет уже многочисленными земельными угодьями и дворами (В 1674г. монастырю принадлежали две слободы и две деревни - 173 двора, 702 душ муж.п., более 1500 пахотной земли).

В период реформ, проводимых императрицей Екатериной II, в 1764 году Мамонтовский монастырь, как и многие другие, был упразднен. Однако, сохранившиеся многочисленные устные предания о чудесных явлениях, исцелениях перед чудотворными образами в храмах обители, передавались из поколения в поколение и привлекали большое количество православных паломников.

По храмозданной грамоте епископа Феодосия (Голосницкого 1723-1786), выданной местному священнику Андрею Васильеву, с 1768 по 1775 год возводится новый однопрестольный Николаевский храм (восьмерик на четверике, с шатровым перекрытием). Это была прочная и красивая постройка, просуществовавшая до первой четверти XX века. Она располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье у озера Глубокое. Стены были срублены из соснового леса «в лапу» и возводились на деревянной клети, установленной на кирпичном фундаменте. К храму примыкали рубленый шестиугольный алтарь и трапезная. Восьмигранный шатер и скаты крыш были покрыты в «чешую», глухой фонарь над куполом завершался луковичной главкой. Висячие арки над крыльцом обрамляли северный и южный входы, четырехъярусная колокольня завершалась длинным шпилем с шестиугольным крестом. Над церковью был установлен четырехконечный крест из тонких железных полос, вершина его была увенчана короной с крестом, в основании располагалось полулуние, по сторонам – небольшого размера кресты. В 1865 году были освящены новый придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы и ризница.

Резной иконостас был декорирован витыми колонками, изображениями херувимов, покрытых листовым золотом. Царские врата с искусным переплетением растительного орнамента были дополнены выразительными фигурами четырех евангелистов.

 Деревянная скульптура, созданная безвестными моршанскими мастерами, традиционно на протяжении столетий украшала церкви этого уезда и близлежащих волостей, дополняя торжественность и уникальную неповторимость интерьеров.

В этом храме находилась чудотворная икона святителя Николая от которой, по преданию, исходили исцеления от тяжких болезней всех, с верою притекающих к ней. Древняя икона святителя Николая, по преданию обретенная старцем Мамантом и сберегаемая ещё в начале XX века, была исполнена на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке — стальной меч, в левой – дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский».

Из многочисленных случаев небесного ходатайства Николы Угодника предание донесло до нас чудесное избавление от падежа скота и болезней людей осенью 1857года. Святитель Николай «в золотом одеянии» три раза являлся караульному церкви Илье Михайловичу Шивалину, известному добротой, искренностью и простосердием, чтобы предупредить о грядущих бедствиях и призвать жителей села Мамонтово к молитве. После того, как караульный рассказал о своих видениях священнику, был совершен трехдневный молебен перед иконой Святителя Николая. Падеж скота прекратился, больные выздоравливали без медицинской помощи.

В Мамонтовской Никольской церкви сохранялась деревянная церковная утварь по преданию сделанная из тех лип, у которых была обретена икона святителя.

С 1904 года крестьянки села Мамонтова ходатайствуют об открытии женской общины, и в 1908 году, не будучи юридически оформленной, Мамонтовская женская община уже начала свое существование. К этому времени на средства «крестьянской девицы села Мамонтова» Агриппины Парамоновой был построен двухэтажный келейный корпус, крестьянками Анной Романовой и Евдокией Заболотниковой пожертвовано 37 десятин пахотной удобной земли.

В 1910 году началось строительство новой каменной Никольской церкви. Значительные денежные средства были пожертвованы протоиереем Алексеем Ивановичем Криновым.

31 мая 1912 года Указом Святейшего Синода   на землях, принадлежавших Никольской церкви села Мамонтово была учреждена Мамонтовская женская община с 25 насельницами во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Начальницей общины стала Агриппина Парамонова, в монашестве Агния. В 1915 году состоялось освящение нового Никольского храма, в котором хранилась древняя реликвия – чудотворная икона Святителя Николая. Согласно преданию, во время освящения церкви подошел старец перекрестился и сказал: «Долго строился храм, но мало служить будут. Все здесь уничтожат - и храм, и монастырь. Будут уничтожать и Святое озеро, но не уничтожат. Исцелялись люди в этом озере, и будут исцеляться». Икона глубоко почиталась окрестными жителями, многочисленное стечение богомольцев в Мамонтове было на престольный праздник 9 мая (по ст. стилю). В этот день совершался крестный ход вокруг церкви, молебен и панихида по старцу Мамонту, основателю пустыни, которому была явлена чудотворная икона.

Безвестные моршанские мастера создавали уникальные произведения, украшавшие столетиями церкви этого уезда Тамбовской губернии. Истоки мастерства резчиков по дереву уходили в далекое прошлое. Скульптуры эти, разнообразные по композиции, расписанные красками, как иконы, привлекали исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году резные деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей. Среди них было более десяти статуй Христа в терновом венце, некоторые из них — с цепями на руках и ногах; фигуры святых и ангелов; статуи Богоматери и Иоанна-воина; голова Иоанна Крестителя на блюде. Они поступали из Тараксинской, Земетчинской, Пичаевской волостей и из пригородной Федоровской церкви. Но многолетнее отторжение православной культуры привело практически к полной утрате этих великолепных произведений народного творчества для потомков.

 До 1927 года Алексеевская женская община продолжала свое существование вопреки действиям новой власти, старавшейся закрыть обитель и конфисковать здание келейного корпуса под культурно-просветительные цели. Сестры общины неоднократно обращались в различные высокие инстанции с целью сохранения за ними права владения жилого корпуса и скромного церковного имущества. Однако в 1928 году Алексеевская община была закрыта. Большинство монахинь в поисках временного пристанища расселились в окрестных селах Отъяссы, Русское, Святое и др. Лишь немногие остались в Мамонтово: настоятельница общины игуменья Агния, монахини Ксения, Анна, Евдокия, Ольга, Пелагея. В Никольском храме продолжали богослужения протоиерей Петр Ястребцев, иеромонах Пантелеймон (Дерябин), псаломщик Никандр Щербаков, которые в числе шестидесяти восьми «служителей культа» в 1933 году были арестованы. Репрессиям были подвергнуты и сыновья протоиерея Алексея Кринова, уроженцы Мамонтова, священники Леонид, Николай, Василий, Иоанн, которые служили в храмах окрестных сел. Им предъявлялось обвинение в создании контрреволюционной монархической организации. По решению Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО они были осуждены по статьям УК 58-10, 58-11 и приговорены к различным срокам заключения в концлагерях.

В 1930 году монастырь был разрушен.Сохранились только фрагменты келейного корпуса и цокольная часть Никольского храма.

Последний процесс над монахинями Мамонтовской общины состоялся в 1940 году. Монахини Ксения (Копылова) и Анна (Виденина) были приговорены к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах сроком на пять лет. В 1955 году Никольский храм был разрушен и осквернен.

В конце 1950-х годов в стены поруганной обители вернулись монахини Ксения и Анна. Поселились в маленьком рубленом домике-келье, который на долгие годы стал для верующих местом молитв перед спасенными из храма образами святых. Жители уважали инокинь за стойкость веры, доброту и благочестие. По-прежнему, к водам Святого озера продолжалось паломничество, особенно в дни Николы вешнего (22 мая), когда количество верующих достигало 10 тысяч человек. Вот как описывает уполномоченный по делам Русской Православной Церкви и культов по Тамбовской области А.И.Заворыкин праздник Николы Вешнего 22 мая 1958 года в с.Мамонтово: «Собрались 1000-1200 человек, в основном женщины, мужчин 150 человек. Если учитывать гуляющих, всего было более 3000 человек. Проводилась продажа свечей, крестиков, открыток с изображением святых. Люди группами молились, брали воду, пили, обливались, купались. Моление продолжалось с 6 утра до 24 часов».

В 1959-1961-х годах запретительными мерами тамбовским властям удалось приостановить массовое паломничество в Мамонтово, но это обстоятельство не могло воспрепятствовать посещению православными святых мест.

Ксения, последняя монахиня Алексеевской женской общины, имела удивительный дар вразумительной и утешительной беседы. Она закончила свой земной путь на 102 году жизни (20 марта 2002) и была погребена по монашескому чину на Мамонтовском кладбище.                             

В наши дни Мамонтова пустынь, древнейшая обитель Тамбовщины, переживает второе рождение. Паломничество к Святому озеру продолжается.

На престольный праздник 22 мая в Мамонтово приезжает большое количество паломников не только из Тамбовской, но и из соседних областей.

С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской обители по благословению епископа (ныне митрополита) Тамбовского Феодосия. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года.

В 2009 году было завершено строительство сестринского корпуса. В 2012 году монастырь был практически восстановлен. Воздвигнуты соборный храм в честь святителя Николая Чудотворца, храм в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского, двухэтажный келейный корпус с домовым храмом в честь преподобной Марфы Тамбовской, часовня-купальня на Святом озере, хозяйственные строения, очищены от ила монастырские озера, установлен памятник святителю Николаю, созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма. Первыми насельницами Мамонтовского монастыря стали сестры Вознесенской женской обители города Тамбова. В 2012 году Никольский монастырь вошел в состав Мичуринской епархии.

Отреставрирован рубленый деревянный домик, в котором жила монахиня Ксения, сохранены предметы быта и интерьер.

Ежегодно 22 мая на территории обители под открытым небом проводятся торжественные богослужения архиерейским чином при стечении нескольких тысяч паломников. Тем самым была возрождена традиция, когда на праздник святителя Николая в Мамонтову пустынь прибывало множество богомольцев.

В соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 года (журнал № 132) епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген в Рождественский сочельник 6 января 2017 года  возвел монахиню Феоктисту (Дудко) в сан игумении, с назначением ее на должность настоятельницы Никольского женского монастыря села Мамонтово Сосновского района Тамбовской области.

МАМОНТОВА ПУСТЫНЬ - Древо

Никольский храм и скульптура "Никола Можайский" Мамонтовой пустыни
Женская Мамонтова пустынь во имя святителя Николая Чудотворца Мичуринской епархии

Монастырь во имя святителя Николая Чудотворца был основан в 1629 году по велению матери первого царя из Дома Романовых - инокини Марфы. По преданию, в монастыре на берегу Святого озера долгие годы жил старец Мамант, по имени которого и названо было место. Старец стал строителем первой церкви обители. Он обнаружил у трёх лип икону святителя Николая и на том самом месте соорудил первый храм, посвященный этому святому. Святой образ сделался главной святыней обители, а из спиленных лип была изготовлена церковная утварь.

В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог. Грамотой 1634 года запрещалось взыскивать налог с 30 четвертей монастырских земель, поскольку:

«старец в тоей пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего».

Постепенно земли заселялись пришельцами из соседней Рязанской области, из-под Наровчата и из Звенигородского уезда; были среди них вольные люди, бобыли и кабальные крестьяне. Всем им оказывалось гостеприимство, на обильных свободных территориях всего было достаточно, а рабочих рук не хватало.

В 1652 году пустынь была приписана к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с крестьянами, бобылями, их детьми, братьями и племянниками. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни у Глубокого озера был один храм во имя святителя Николая Чудотворца с правым приделом во имя преподобного Алексия, Божьего человека. К храму примыкала трапезная и паперть, круглый пятистенный алтарь был прирублен отдельно. Имелась колокольня, иконы и утварь. Церковные главы были отделаны чешуей, кресты - железом.

Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия - ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича «для ради покоя вечных благ будущего века». Монастырские владения быстро обогащались; к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В каждой монастырской деревне были свои старосты, назначенные монастырем, и управляющие-монахи.

В 1764 году в ходе секуляризации пустынь была упразднена, но её храмовые и хозяйственные постройки еще долгое время оставались монастырскими.

Храм упраздненной обители

В 1768-1775 годах по храмозданной грамоте епископа Тамбовского Феодосия был построен новый однопрестольный Никольский храм для села Мамонтова. Это прочная и красивая постройка располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье возле озера Глубокого. Церковь была срублена из соснового леса.

В новых рубленых приделах, устроенных в 1865 году, разместилась ризница и престол в честь Покрова Божией Матери. Храмовые иконостасы с витыми колоннами были обильно позолочены. Храм имел много деревянных скульптур: в нижнем поясе над местными иконами находились изображения херувимов, искусно вырезанных из дерева и покрытых листовым золотом. Над иконостасом - резное распятие, по сторонам - резные изображения Иоанна Богослова и Пресвятой Девы Марии. Нижняя часть царских врат была оформлена деревянными скульптурами евангелистов в полный рост. Этот храм просуществовал до первой четверти XX столетия.

Женская община

Стараниями священника села Мамонтова Алексея Ивановича Кринова при храме была образована новая община сестер на основе богадельни, в которой проживало к 1912 году двадцать крестьянских вдов. К маю 1912 года в Мамонтове появился первый каменный храм, построенный на средства прихожан и отца Кринова. Храм был освящен в 1915 году.

Разрушение в советский период

После революции 1917 года в Николаевской церкви была устроена детская коммуна, затем винный магазин, а на Святом озере, которое считалось целебным, завели гусиную ферму.

Скульптуры из Мамонтовой пустыни, разнообразные по композиции, расписанные красками как иконы, привлекли исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей.

В 1930 году монастырь был разрушен.

Несмотря на это и в советское время не прекращался поток верующих людей, стремившихся в Мамонтово, чтобы помолиться и получить исцеление, окунувшись в Святом озере. На престольный Никольский праздник 22 мая в Мамонтово приезжало большое число паломников не только с Тамбовской области, но и из соседних областей.

Купальня на Святом озере Мамонтовой пустыни

Возрождение

С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской обители по благословению епископа Тамбовского Феодосия. На старом фундаменте были вновь возведены церковь, часовня и купель на Святом озере. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года.

Скульптор Зураб Церетели подарил епархии бронзовую скульптуру Николая Чудотворца для установления в Мамонтовой пустыне, но в июле 2007 года епископ Тамбовский Феодосий, ссылаясь на то что статуя выполнена с нарушениями православных канонов (святой изображен в римо-католической кардинальской мантии, зажимающим Святое Евангелие под мышкой), возвратил её автору [1]. Вместо неё 22 мая 2008 в пустыни был открыт памятник святителю Николаю созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма [2].

Сестринский корпус Мамонтовой пустыни
В 2009 году было завершено строительство сестринского корпуса.

Настоятельницы

Святыни

Древняя икона святителя Николая, по преданию обретенная старцем Мамантом и сберегаемая ещё в начале XX века, была исполнена на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке - стальной меч, в левой – дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский».

Также столетиями в Мамонтовской Никольской церкви сохранялась деревянная церковная утварь по преданию сделанная из тех лип, у которых была обретена икона святителя.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Тамбовской епархии:


[1]  http://www.pravda.ru/news/culture/10-07-2007/231172-cereteli-0/

[2]  http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_089.html

Мамонтова пустынь (Россия, Тамбовская область) - «История Мамонтовой пустыни и не только. Одна из ГЛАВНЫХ святынь Тамбовской области, или - Я уже ОТКРЫЛА купальный сезон, водичка такая теплая!!!»

Это сейчас Мамонтово - популярное и довольно известное место в Тамбовской области и не только, сюда съезжаются паломники со всей России и даже из-за рубежа, кажный год 22 мая, в день Николая Чудотворца (он же - престольный Свято-Никольский праздник) сюда приезжает много-много людей... а для меня Мамонтово - место, где я проводила чуть ли не каждое лето.

И поэтому так отрадно видеть, как потихоньку, постепенно возрождается некогда захиревшая, умирающая деревенька с разрушающимися от ветхости домиками, как на месте руин и бывшего клуба в советские времена возвышаются шпили и кресты... Приятно видеть ухоженность и красоту заместо бурьяново-крапивных зарослей и новенькие постройки на месте развалюх.

Строящийся Свято-Никольский храм

Строящийся Свято-Никольский храм

И что интересно - 10 лет назад один человек никак не мог продать свой домик за 5 тыщ, а сейчас счет идёт уже на сотни тысяч и даже миллионы... ибо, как ни крути, но я по себе знаю, как приятно тут пребывать, какой воздух несравнимый, очарование пейзажей да природа вокруг - это нечто! Совсем рядышком - лес с грибами и лещиной (мы корзинами собирали и грибы и орехи!), но самое главное для меня - это озеро, буквально в двух шагах, только луг пробежать по узкой тропинке - и в воду!!

Часовня-храм в честь святого Николая Угодника.

Немного официальной истории:

Монастырь во имя святителя Николая Чудотворца был основан в 1629 году по велению матери первого царя из Дома Романовых - инокини Марфы. По преданию, в монастыре на берегу Святого озера долгие годы жил старец Мамант, по имени которого и названо было место. Старец стал строителем первой церкви обители. Он обнаружил у трёх лип икону святителя Николая и на том самом месте соорудил первый храм, посвященный этому святому. Святой образ сделался главной святыней обители, а из спиленных лип была изготовлена церковная утварь (с).

А здесь рассказывается, что случилось с обителью в советские времена:

После революции 1917 года в Николаевской церкви была устроена детская коммуна, затем винный магазин, а на Святом озере, которое считалось целебным, завели гусиную ферму.

Скульптуры из Мамонтовой пустыни, разнообразные по композиции, расписанные красками как иконы, привлекли исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей.

В 1930 году монастырь был разрушен.

Несмотря на это и в советское время не прекращался поток верующих людей, стремившихся в Мамонтово, чтобы помолиться и получить исцеление, окунувшись в Святом озере. На престольный Никольский праздник 22 мая в Мамонтово приезжало большое число паломников не только с Тамбовской области, но и из соседних областей (с).

И наконец - возрождение:

С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской обители по благословению епископа Тамбовского Феодосия. На старом фундаменте были вновь возведены церковь, часовня и купель на Святом озере. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года (с).

Если вам стало интересно узнать больше интересных и обстоятельных подробностей - интернет вам в помощь! Поверьте, там много чего интересного и познавательного написано, но я же не могу сюда перекопировать все-все сведения, иначе - что это за отзыв-то будет?..

Поэтому я лучше расскажу о своей поездке в Мамонтово 22 мая сего года - как меня банально и спонтанно угнали с работы в деревню, когда как я мечтала больше всего - приплестись домой и свалиться на диван, ибо устала очень.

Всю дорогу недовольно бурчала, но, когда мы стали подъезжать, я сильно удивилась - время восьмой час вечера, а народу-то, народа - тьма! А машины - толком не проехать, ползком ползли!.. И доползли таки, и увидели - на озере чисто столпотворение, все радостные такие и довольные, купаются со счастливыми улыбками... И это ВЕЧЕР, а уж что утром, во время праздничной службы чтО было - могу только догадываться )))

Так вот - водичка в озере оказалась такой ТЕПЛОЙ, аки июльская, я-то с опаской ткнулась голыми лапками - вдруг ледяная, пробирающая до костей, а она! У берега чуть ли не горячая, короче - наплескалась, наплавалась я вволюшку, всю усталость как рукой сняло, даже уезжать обратно та-а-ак не хотелось! Если получится, завтра снова туда выберемся, на целый день.

Купальня, разумеется, с разделением на М и Ж

Памятник Николаю Угоднику и немного официальной истории:

Скульптор Зураб Церетели подарил епархии бронзовую скульптуру Николая Чудотворца для установления в Мамонтовой пустыне, но в июле 2007 года епископ Тамбовский Феодосий, ссылаясь на то что статуя выполнена с нарушениями православных канонов (святой изображен в римо-католической кардинальской мантии, зажимающим Святое Евангелие под мышкой), возвратил её автору. Вместо неё 22 мая 2008 в пустыни был открыт памятник святителю Николаю созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма (с).

И ещё мне бы хотелось добавить - если вы вдруг или целенаправленно окажетесь в Мамонтове, то пожалуйста, НЕ НАДО вот так вот лепить свечки в кору тополей, ибо это ни к чему хорошему не приведет, только пустая трата времени. Свечи уместны в храме, а это... вы влепили свечу и пошли дальше, а это безобразие потом вынуждены старательно отколупывать монахини или местные. Да и деревьям это точно НЕ на пользу, да.

Озеро Святое, в котором, по легенде, никто никогда не может утонуть:

И вообще-то положено в православии именно 22-го мая приехать сюда, отстоять службу, и после - после пойти на озеро, переодеться в чистую сорочку (новую, разумеется), окунуться в воду три раза, с головой - и с молитвами, попросить здоровья, благополучия, исполнения заветного желания... и неважно, какая погода на улице - прохладно и ледяная вода, или жара и теплынь, как было в этом году.

А машины, машины-то... фото сделано на обратном пути, фрагмент стоянки:

Здесь я загрузила фотографии, сделанные 22 мая 2014 года - посмотрите, паломники и не только, и все приехали сюда. А раньше... раньше такого не было, тем более вечером, повторюсь...

Хотела загрузить фотографию памятника Николаю Чудотворцу, сделанную мною раньше, но не смогла её найти... найдется - всенепременно добавлю, а особо любопытным и нетерпеливым советую в интернете посмотреть, ладушки?..

Строящийся Свято-Никольский храм

Строящийся Свято-Никольский храм

Приятного просмотра и очень надеюсь, что вам понравился мой отзыв!!

Мамонтова пустынь (Тамбовская область, Сосновский район): краткое описание

Многие православные люди и уж тем более паломники интересуются вопросом о том, где находится одна из красивейших святых обителей - Мамонтова пустынь. Тамбовская область хранит в своей истории возникновение этого древнейшего места, потому что оно тесно связано с распространением и укреплением православия в этом крае. Пустынь располагается в 70 верстах от города Тамбова, в селе Мамонтово (Сосновский район). Село, как и монастырь, носит имя инока Мамонта – его основателя. Время в пути составляет 1 час 30 минут. Многих людей интересует Мамонтова пустынь (Тамбовская область). Как доехать на машине? Стоит сказать, что легче всего будет добираться туда по трассе от Тамбова до Моршанска и затем остановиться в селе Отъясы Сосновского района, а там остается 4 км до самого Мамонтово.

Первые поселения

История Мамонтовой пустыни рассказывает, что в 1629 году старец Мамонт по приказу инокини Марфы Ивановны - местной землевладелицы - открыл пустынь в честь святого Николая на поляне, называемой Никольской. В первое время монастырь был очень бедным и убогим. Грамотой 1634 года даже было дано запрещение брать налог с 30 четвертей монастырских угодий, так как старец жил один, питался Христовым именем, помощников и крестьян у него не было, прибыли ниоткуда не имел.

Но постепенно рядом стали заселяться кабальные крестьяне, вольные люди и бобыли из Рязанской области, Наровчат и Звенигородского уезда. Всем им были очень рады, свободной территории было много, а вот рук рабочих, чтобы землю возделывать, не хватало. Вот и стали закладываться здесь основы культуры землевладения, которые потом передавались новым пришельцам.

Мамонтова пустынь: описание

В писцовых книгах 1677 года есть указания, что на то время Мамонтова пустынь (Тамбовская область) располагала двумя церквями: первая и главная, в честь свт. Николая Чудотворца, вторая - предельная, в честь Алексия Божьего человека, с иконами, всей утварью и колокольней, которые находились в одном здании. Первым строителем пустыни был сам старец Мамонт. К храму были пристроены трапезная и паперть, отдельно прирублен круглый пятистенный алтарь, а справа устроен Алексеевский придел. Купола были отделаны чешуей и крестами.

Монастырское хозяйство

Придельная церковь была освящена во имя Алексия, потому что именно при царствовании Алексея Михайловича монастырь получил наибольшее количество вкладов. К концу XVII века монастырь стал быстро обогащаться, и к тому времени у него были многочисленные дворы с коровами, домашней птицей и пасекой. В каждой такой деревне монастырем были назначены свои старосты и управляющие монахи.

В 1764 году пустынь официально упразднили, но храмовые и хозяйственные постройки очень долго оставались монастырскими.

Украшения храма

Однопрестольный новый Николаевский храм построили в 1768-1775 годах по грамоте епископа Феодосия (Голосницкого). Он представлял собой прочное и красивое сооружение, которое простояло до начала XX века. Этот храм был отстроен из сруба соснового леса на небольшом холме возле озера Глубокого.

В новых рубленых приделах в 1865 году разместилась ризница и Покровская церковь, иконостасы там были украшены обильно позолоченными витыми колоннами. Было бы неполным описание внутреннего убранства церкви без упоминания того, что храм был еще украшен деревянными изваяниями. Над иконостасом находилось резное распятие, по сторонам - изображения Богородицы и Иоанна Богослова. В нижнем ярусе над местными иконами – херувимы, искусно вырезанные из дерева и покрытые листовым золотом. Часть царских дверей украшают деревянные фигуры евангелистов в рост.

Никола Можайский

После упразднения монастыря активными действиями священника Алексея Иоанновича Кринова на месте монастыря на основе богадельни организовалась новая сестринская община, в которой в 1912 году проживало 20 крестьянских вдов.

К маю 1912 года в Мамонтово на средства священника А. И. Кринова и прихожан был построен первый каменный храм, его освятили в 1915 году, а главной святыней стала древнейшая икона святого Николая Чудотворца в серебряном окладе, исполненная на липовой доске по тем временам в два аршина. Святитель был изображен в полном архиерейском облачении с золотыми крестами, во весь рост. Голову его украшали венцы, в одной руке он держал стальной меч, в другой – дарохранительницу. На обратной стороне иконы была надпись «Никола Можайский».

Чудотворная икона

Местное предание гласит, что старец-монах Мамонт нашел эту икону возле трех лип, именно на том священном месте, где впоследствии и построил он свой первый монастырский храм. Из этих же самых лип и была потом изготовлена вся церковная утварь, которая столетиями хранилась в Николаевской церкви села.

Неизвестные моршанские мастера резных дел создавали великолепные произведения, которые украшали все церкви этого уезда.

Наследие

В 1924 году резные статуи были перевезены в Моршанский краеведческий музей, среди них было более 10 статуй Христа с терновым венцом и с цепями, фигуры ангелов и святых. Но за 70 лет атеистической политики православная культура со временем утратила уникальные произведения для своих потомков.

Однако народная тропа к пустыни не зарастает, в Сосновский район села Мамонтова со всех концов России съезжаются люди, чтобы помолиться и исцелиться от разных недугов, а также окунуться Святое озеро. 22 мая на Свято-Никольское престольное торжество сюда приезжает много паломников и гостей из соседних областей. С 2003 года Мамонтова пустынь стала возрождаться, тогда была обустроена купальня на Святом озере, начали строиться сестринский корпус, часовня и достраивался храм.

Мамонтова пустынь (Тамбовская область) сегодня еще известна и тем, что возле храма обители стоит скульптура Сергея Исакова «Николай Чудотворец». Она практически в точности напоминает древнюю икону храма. В правой руке он держит меч, а в другой - возрожденный храм.

Заключение

Это место на сегодняшний день очень известное и популярное в Тамбовской области. Сюда едет много паломников не только из России, но и из-за рубежа, чтобы насладиться русским православным духом. Особенно много людей здесь 22 мая, в День летнего Николая Чудотворца.

Сегодня многих привлекает Мамонтова пустынь. Тамбовская область отзывы получает самые благоприятные. Ведь там чистый воздух, озеро и великолепная природа, буквально все действует во здравие души и тела и просто умиротворяет. Равнодушным отсюда не уезжает никто.

Просто пленяет своей красотой Мамонтова пустынь (Тамбовская область). Часы работы ее можно узнать, к сожалению, лишь добравшись до места, а официальный сайт пока находится только в стадии разработки.

Тысячи паломников со всей страны посетили берег Святого озера Мамонтовой пустыни

Тысячи паломников с разных уголков России сегодня посетили берег Святого озера Мамонтовой пустыни в Сосновском районе Тамбовской области. В честь дня памяти святителя Николая Чудотворца православные верующие посетили праздничную литургию и совершили крестный ход до святого источника.

- Сегодня в этом монастыре мы просим помощи у святителя Николая, прежде всего помощи в нашей духовной жизни: в борьбе с искушениями, в борьбе со слабостями или леностью своей. Ведь мы приходим сюда не только за молитвами, но и просим Николая Угодника крепости духовной и помощи. Если по настояниям Николая в нас будет больше кротости, любви и милосердия, терпения, молитв за ближнего, то, конечно, жизнь наша будет меняться, - сказал  клирик Спасо-Преображенского собора города Тамбова протоиерей Пётр Лукин.

На лицах людей в этот день читались особенные эмоции. Каждый был погружен в свои мысли, кто-то читал молитвы, другие слушали литургию и настояния священников. На праздничную литургию приехали люди всех возрастов, многие с трудом сдерживали слезы радости:

- Мы приехали причастить детей, получилось это спонтанно, сюда мы не собирались... На такую большую службу попали впервые, очень рады, что дети выдержали самое главное, отстояли «победу». Здесь очень красиво, душа отдыхает, ощущения просто непередаваемые. Здесь такая атмосфера, которую чтобы понять, необходимо тут побывать, - отметила жительница Сосновского района Юлия Колумеева.

Как только крестный ход завершился, посетители Мамонтовой пустыни поспешили приложиться к иконе Николая Чудотворца и причаститься. А многие и предусмотрительно захватили с собой пустые бутылки - чтобы набрать освященной воды из Святого озера.

- В этот светлый праздник здесь дышится даже по-другому. Становится легко, будто своего тела не чувствуешь. Набрали вот водичку, с утра будем вставать пить «на тощак», ведь ее Николай Угодник сегодня освятил, - сказала Татьяна Белоумцева.

А вот постоянная посетительница Никольского женского монастыря, жительница Тамбова Галина Рыбкина, посещающая божественные литургии вот уже на протяжении десяти лет рассказала, что в этот день в Мамонтовой пустыни очень часто случаются настоящие чудеса. В частности, Галина Михайловна рассказала, что сама видела, как над озером после дождя внезапно появилась красивая радуга, а в солнечный день однажды паломники наблюдали редкий феномен, светящееся кольцо вокруг солнца - гало.

- Впечатления от служения каждый год разные. Привозят мощи святителя Николая к которым ходят паломники, людей всегда очень много бывает. На этом праздничном богослужении в этом святом месте, которое освящено молитвами старца Мамонта, всегда ощущается особая божественная благодать, ее присутствие. И многие люди приезжают сюда, чтобы помолиться, получить душевное и телесное исцеление. Всегда хочется прикоснуться к этой радости, в течение всего года мы ждем этого события. Я, например, исполнял сегодня послушание, исповедовал. И я очень рад, что люди приходят, готовятся к этому дню, - отметил иерей Алексей Попов.

Конечно, в День памяти святителя Николая Чудотворца паломники приходят с разными мыслями и целями. Но каждый прихожанин отмечает необычайную красоту и притяжение Мамонтовой пустыни.  С этим согласился и житель Тамбова, который посетил Никольскую церковь в этот день с необычной целью:

- Я тут впервые и мне очень понравилось. Здесь столько людей, которые благославляют Господа Бога, очень много паломников. Я сюда приехал, чтобы посмотреть архитектуру храмов, посмотреть как идет шествие и получить от этого впечатления. Здесь я как турист, - отметил Владилен Дубовицкий, житель города Тамбова.

 

справка

Николай Чудотворец – один из самых почитаемых среди православных верующих святых. Широкие торжества в его честь ежегодно проходят  22 мая в Никольском женском монастыре. Именно с именем Николая Чудотворца связано возникновение этой обители. Согласно преданию, в XVII веке старец Мамонт после долгих молитв обнаружил на берегу озера икону святого. В честь этого события здесь была основана обитель, которая просуществовала до 30-х годов XX века. Чудотворный образ святителя Николая в серебряной с позолотой ризе хранился в алтаре первой деревянной церкви монастыря.

Мамонтова пустынь встретила паломников - Администрация Тамбовской области

В Мамонтовой пустыни прошли торжества, посвященные Дню памяти святителя Николая Чудотворца. На праздник в село Мамонтово Сосновского района съехались тысячи паломников со всей России. На Святом озере Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий провел сегодня службу под открытым небом. Затем паломники совершили крестный ход до святого источника. В честь праздника в Мамонтову пустынь привезли частицу мощей Святителя Николая. К участникам торжеств обратился глава региона Олег Бетин. Он подчеркнул, что с каждым годом обитель преображается. И в области, в целом, делается многое для восстановления православных святынь. Стоит напомнить, что Никольский храм на Святом озере был разрушен в 1955 году. В настоящее время церковь восстанавливается, переживая второе рождение. По благословению Епископа Феодосия, при активной поддержке региональных властей с 2003 года здесь идут масштабные строительные работы по воссозданию утраченных православных святынь. Сегодня Мамонтова пустынь практически благоустроена. На территории бывшего монастыря построена и освящена часовня-храм в честь святого угодника. Открыт памятник святителю Николаю. Его создал заслуженный художник России Сергей Исаков. Следует отметить, что восстанавливая святыню, в Мамонтовой пустыни укрепили сохранившуюся цокольную часть главного Свято-Никольского храма. Ведь воссоздание храма изначально планировалось только в его первоначальном облике. Сегодня здесь появился новый двухэтажный келейный корпус с домовой церковью для насельниц монастыря. Отреставрирован рубленый деревянный дом монахини Ксении, где сохранены предметы ее быта и интерьер. Обустроено место для забора воды из Святого источника. Он известен в каждом уголке России, как исцеляющий. Поток верующих к нему бесконечен. Именно поэтому ворота Мамонтовой пустыни открыты до самого позднего вечера.


Елена Мельникова

Управление информационной политики департамента общественных связей и информационной политики аппарата главы администрации Тамбовской области


Тамбовская область (монастыри) — Азбука паломника

Тамбовская область 

Дата основания: 1690

Архитекторы:

Нач.ХХ в.: Фрейман В. И.: (трапезная)

1835-1868: Березнеговский С. А.

Статус: действ.

Адрес: г. Тамбов, ул. Московская, 37

Телефон: (4752) 72-26-11

Женский общежительный монастырь с образцовым приютом для малолетних детей, богадельней и школой для девочек. Основан в 1690 на средства горожан из общины при Христорождественской церкви. Первое время не имел собственного храма. В 1744 на месте сгоревшей Христорождественской выстроена двухэтажная церковь, частью монастырская, частью приходская. Закрыт в дек. 1918, монахини организовали трудовую общину. Территория монастыря частично разрушена, частично застроена жилыми домами. Уничтожены Воскресенский собор, некрополь и фруктовый сад. В 1937 оставшиеся монахини были арестованы. В 1988 при сохранившейся Скорбященской церкви монастыря открыт приход. В 2003 в обители возрождена монастырская жизнь.

Подробнее...

Дата основания: 1849

Статус: действ.

Адрес: Тамбовская обл., Знаменский р-н, с. Сухотинка

Монастырь основан по обету и в имении отставного майора Петра Гавриловича и его жены Варвары Александровны Сухотиных, которые отдали под будущую обитель усадьбу, сад, лес, землю, и своими силами выстроили несколько зданий для насельниц. С 1833 богадельня, 28.09.1849 объявлена монастырем. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь, знаменитый иконописными мастерскими. Закрыт в 1918, в 1922 закрыты все храмы, в 1929 сосланы на Север последние насельницы. В опустевшем монастыре сначала располагалась детская колония, во время войны в нём находился госпиталь, потом дом для ветеранов и престарелых, а с середины 60-х годов территорию монастыря занял психо-неврологический интернат. С 1999 на территории монастыря стали проходить службы, в 2000 назначен священник, в 2002 монастырь восстановлен на части территории.

Подробнее...

Дата основания: 1688

Статус: сохр.

Адрес: Тамбовская обл., Тамбовский р-н, пос. Тригуляй

Основан в 1688 еп. Тамбовским Питиримом и отстроен на его личные средства. Постройки Питирима уничтожены пожаром в 1717. Каменное строительство началось в кон. XVIII в., когда были выстроены собор и основные хозяйственные постройки, продолжилось в кон. XIX - нач. XX вв. С 1811 - штатный третьеклассный. В 1918 монастырь закрыт, имущество разграблено, священный колодец и источники засыпаны, организована колония для малолетних детей, после 1921 - тюрьма для участников антоновского восстания, после 1940 - воинские части, военный полигон. Возрождение началось в 1998, территория монастыря возвращена Церкви в 2007. На территории новопостроенного православного центра образовано Архиерейское Подворье.

Подробнее...

Дата основания: 1667

Архитекторы:

2009 -: Лунькин А. С. (колокольня)

2009 -: Лунькина Г. М. (колокольня)

2009 -: Третьяков Д. В. (колокольня)

Статус: действ.

Адрес: г. Тамбов, ул. Горького, 3

Монастырь основан в 1667 старцем Иосифом. Первоначально небогат, с деревянными постройками. В 1758 стал резиденцией епископов Тамбовских, в кон. XVIII в. при еп. Феофиле (Раеве) перестроен в камне. Построены дом архиерея, церкви, ограда с башнями, кельи. Колокольня кон. XVIII в. в 1836 надстроена (в советские годы сломана). Закрыт в 1922, постройки использовались под жильё. Восстановлен в 1992 на части территории.

Подробнее...

Дата основания: 1629

Статус: действ.

Адрес: Тамбовская обл., Сосновский р-н, с. Мамонтово

Небольшой мужской монастырь был основан в 1629 старцем Мамантом на землях, принадлежащих "великой старице" Марфе Ивановне (матери царя Михаила Федоровича). С 1652 приписан к Саввино-Сторожевском монастырю. В 1764 упразднён, церковь обращена в приходскую. В 1905 создана женская Алексеевская община, ликвидированная в 1920-х. С нач. 2000-х при помощи администрации области идет восстановление монастыря - старейшего в Тамбовской области.

Примечания: В настоящее время паломниками активно посещается Святое озеро, расположенное у стен монастыря.

Подробнее...

Дата основания: 1627

Статус: действ.

Адрес: Тамбовская обл., г. Мичуринск, мкрн. ЦГЛ

Мужской монастырь основан у реки Лесной Воронеж, где в 1627 поселился монах Иосиф. В 1645 из-за крайней бедности монастырь близок к закрытию, но начиная с 1652 получает помощь от царя Алексея Михайловича. С 1660-х начато каменное строительство. В 1682 была попытка сделать монастырь приписным и лишь по просьбам жителей г. Козлова ему оставляют самостоятельность. В 1697 практически полностью выгорел в пожаре. В 1764 определен в третий класс. Закрыт в 1917, частично разрушен, в 1926 вся территория передана питомнику плодовых культур им И. В. Мичурина. В 2004 начато возрождение монастыря.

Примечания: В 1636 по повелению царя Михаила Федоровича возле монастыря выстроен укрепленный город Козлов для обороны Рязанских земель от набегов крымских татар.

Подробнее...


Смотрите также

Описание: