Где в спб находится дом пиковой дамы


Дом Пиковой дамы — Википедия

Дом Пи́ковой да́мы (известен также как Дом камергера князя С. В. Гагарина, Дом княгини Н. П. Голицыной, Дом министра А. И. Чернышёва, «особняк бывший Балашова») — особняк в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице, 10, где жила княгиня Н. П. Голицына (урождённая Чернышёва; 1741/1744—1837), ставшая прообразом графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»[1][2].

XVIII век[править | править код]

По всем углам торчали фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Leroy, коробочки, рулетки, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом. Германн пошёл за ширмы. За ними стояла маленькая железная кровать; справа находилась дверь, ведущая в кабинет; слева, другая — в коридор. Германн её отворил, увидел узкую, витую лестницу, которая вела в комнату бедной воспитанницы...

В 1730-х годах в Морской слободе на месте дома № 10 по Малой Морской улице располагался дом скрипача оркестра придворного театра и комика-буффа итальянской труппы неаполитанца Мира Пьетро Педрилло, впоследствии ставшего придворным шутом императрицы Анны Иоанновны и получившего имя Козьма Петров Педрилло. Дом неаполитанца сгорел во время пожаров 1736—1737 годов[2].

В 1738 году проектом «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» были намечены новые линии застройки — согласно плану этот участок состоял из двух отдельных владений. В 1740-х годах в левой части участка был построен каменный двухэтажный «с мезонином в три окна» «дом камергера князя Гагарина». В 1760-х годах участок и дом перешли к Степану Степановичу Апраксину — сыну фельдмаршала и мужу Екатерины Владимировны Голицыной. Постепенно дом расширялся — к 1770-м в нём появились четырёхмаршевая лестница, боковой флигель, на присоединённом угловом соседнем участке был разбит регулярный сад[2].

В 1777 году владелицей дома стала сестра Апраксина Мария Степановна Талызина. Стараниями её мужа дом был капитально перестроен — фасад, выходящий на Малую Морскую, вытянулся на всю длину участка, со стороны Гороховой появились боковой флигель и каменная ограда с двумя воротами: парадными и служебными. Ограда разделяла внутренний двор на парадную и хозяйственную части. Добавился флигель и в юго-западном углу участка. Фасад дома Гагарина был повторён в западной части строения [2].

После смерти Талызина, в 1787 году дом был заложен вдовой. В 1790 году в нём поселились князья Голицыны — Владимир Борисович и Наталья Петровна, дочь которых Екатерина была женой бывшего владельца дома Степана Апраксина. Голицыны перебрались в Петербург из Франции после революции. В доме Голицыных давались обеды для высшего света, где бывали члены царской семьи, «изобретатель животного магнетизма» Фридрих Месмер, художница Мари Виже-Лебрён и другие известные личности[2][4].

XIX век[править | править код]

C осени 1832 по май 1833 года по соседству с княгиней Голицыной на Большой Морской 26/14 жил А. С. Пушкин[5]. Существует легенда, что поэту доводилось гостить в доме «Усатой княгини» (фр. Princesse moustache)[6]. После выхода «Пиковой дамы», 7 апреля 1834 года Пушкин записал в дневнике:

Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся… [7]

По мнению исследователей, образ графини в повести собирательный, однако детали её биографии и дом позаимствованы у Натальи Петровны Голицыной[8][9][10]. В городском фольклоре особняк на углу Малой Морской и Гороховой именуется «Домом Пиковой дамы», а пересечение улиц, где он находится — «Пиковым перекрёстком»[4][6][11][12].

…Очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещённому подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.

— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.

— Графини ***, — отвечал будочник[13].

В петербургской мифологии у Пиковой дамы существует ещё один дом — бывший особняк княгини Юсуповой на Литейном проспекте, 42 — однако он был построен через 22 года после смерти Пушкина [14][15].

После смерти княгини, в 1838 году дом был выкуплен на средства казны для военного министра, которым в то время был граф А. И. Чернышёв. В 1839—1841 годах в нём проведена масштабная реконструкция по проекту А. А. Тона и его учеников Ф. И. Эппингера, Д. Б. Гейденрейха (2-го) и И. А. Резанцева: заново облицован фасад, увеличена высота помещений второго этажа, изменены внутренняя планировка и отделка. Изменение междуэтажного пространства отразилось на фасаде скульптурным поясом с рисунком на мотивы северного Ренессанса. Балкон был оснащён золочёной решёткой, на фронтоне появился царский герб. В 1852 году, после выхода Чернышёва в отставку, дом перешёл в его собственность по указу императора Николая I[2][5].

В течение XIX—XX веков перестройки дома продолжались — в 1852—1853 годах была пристроена парадная лестница со стороны двора, а вестибюль оформлен в стиле рококо (предположительно, по проекту работы Г. Э. Боссе), в 1864 году по проекту И. Треццини встроен каменный сарай, в середине 1870-х годов над частью дома надстроен четвёртый этаж, в 1910-м пристроена лестничная клетка к южному корпусу. После смерти Чернышёва в 1857 году владелицей особняка стала его вдова Елизавета Николаевна, в 1879-м он перешёл к их дочерям — Александре Александровне Лобановой-Ростовской и Марии Александровне Чернышёвой, которая владела им до 1917 года[2].

Усатая княгиня.
Рисунок А. С. Пушкина

XX век[править | править код]

В 1902 году Малая Морская переименована в улицу Гоголя (в связи с 50-летием со дня смерти писателя, который жил на ней в 1833—1836 годах)[16]. В справочнике «Весь Петроград» на 1917 год владелицей участка № 10 значилась «фрейлина светлейшая княгиня Мария Александровна Чернышёва, проживавшая в своём особняке». Среди жильцов указан также член Государственного совета, обер-егермейстер Императорского двора, тайный советник Николай Петрович Балашов. После революции особняк был реквизирован, в нём разместились советские учреждения, в числе которых — Центральная комендатура, I-й совдеп 2-й Адмиралтейской комендатуры и Управление Уголовного розыска[17].

В 1918—1927 годах улица носила название Комиссаровской. Согласно архивным документам, хранящимся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, «особняк бывший Балашева» был арендован Управлением Российского общества Красного Креста (РОКК). 1 сентября 1923 года на третьем этаже особняка открылась Лечебница Красного Креста. Кроме неё, в здании помещались Управление, амбулатория, лаборатории, на втором этаже — аукционный зал и постоянная художественная выставка[16]. В справочнике «Весь Ленинград» на 1926 год по указанному адресу значилась Лечебница комитета по оказанию помощи бедным евреям (ЛЕКОПО)[18][5].

Выявленные историком М. И. Кунките в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга записи в домовых книгах 1917—1931 годов свидетельствуют о принадлежности дома в эти годы Жилтовариществу. С 1917-го до середины 1920-х годов большая часть обитателей квартир состояла на службе в Красном Кресте — дом населяли представители медперсонала, врачи, начальники санитарных управлений[18]. К началу 1930-х социальный состав жильцов изменился — стал шире представлен рабоче-крестьянский элемент, кустари, безработные, появились сотрудники ОГПУ. Часть квартир перешла под нужды хоз- и санчасти данной организации, затем в доме открылась ведомственная поликлиника[16].

Производились соответствующие новым нуждам перепланировки, в результате которых была практически полностью уничтожена внутренняя художественная отделка. Здание было оснащено лифтами. Во время Великой Отечественной войны в доме графини находился госпиталь, непосредственно в её «опочивальне» была спальня для медицинского персонала[19]. Во время одного из авианалётов восточное крыло здания было повреждено бомбой — не разорвавшись, она разрушила часть стен и перекрытие[11]. При восстановлении здания ворота бывших каретных сараев были переделаны в окна, добавилась железобетонная лестница. В 1980-х годах, помимо поликлиники, в доме располагалось ленинградское отделение издательства «Машиностроение» Госкомиздата СССР. В 1990-х годах в бывших парадных залах были проведены реставрационные работы[2].

В 1993 году улице было возвращено историческое название — Малая Морская[17]; дом Пиковой дамы включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации регионального значения[20].

XXI век[править | править код]

  • Малая Морская, 10. Фотографии 2016 года

В начале XXI века в бывшем особняке располагается городская поликлиника № 1 MСЧ ГУВД Санкт-Петербурга[21]. В доме частично сохранились интерьеры части парадной анфилады второго этажа, разгороженные под кабинеты, входные двери (с выбитыми филёнками), фрагменты лепнины в вестибюле, каминное зеркало с часами марки «Leroy Paris», винтовая лестница, по которой Германн покидал дом после свидания[4][5][22].

  1. Краснова Е. И. Морская малая улица (неопр.). Санкт-Петербург: Энциклопедия. Дата обращения 24 марта 2015.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Дом военного министра (Малая Морская ул. 10) (неопр.) (недоступная ссылка). Прогулки по Петербургу. Дата обращения 24 марта 2015. Архивировано 15 июня 2015 года.
  3. Пушкин А. С. Пиковая дама. — Собр. соч.: В 10 т. — М.: ГИХЛ, 1960. — Т. 5. — С. 247.
  4. 1 2 3 Дом Пиковой дамы // Квартальный надзиратель : журнал. — СПб., 2005. — № 27.
  5. 1 2 3 4 Дом княгини Н. П. Голицыной. Дом Пиковой дамы. Дом министра А. И. Чернышёва (неопр.). Citywalls.ru. — Архитектурный сайт Петербурга. Дата обращения 24 марта 2015.
  6. 1 2 Синдаловский Н. Великие бастарды: Правда и мифы рождённых вне брака // Нева : журнал. — СПб., 2014. — № 8.
  7. Пушкин А. С. Дневник 1833—1835 гг. — Собр. соч.: В 10 т. — М.: ГИХЛ, 1960. — Т. 1. — С. 325.
  8. Грачёва И. «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза…»: О некоторых прототипах повести Пушкина // Наука и жизнь : журнал. — М., 2004. — № 4.
  9. Петров С. М. Комментарий // Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. — М.: ГИХЛ, 1960. — Т. 5. — С. 624.
  10. Бойко С. Вдохновившая поэта // Независимая газета. — М., 1999. — Вып. 26 ноября.
  11. 1 2 Дом «Пиковой дамы». Улица Малая Морская, дом 10 (неопр.). Знакомство с Петербургом. Дата обращения 24 марта 2015.
  12. Раков Ю. Пиковый перекрёсток Петербурга. — СПб.: Остров, 2001. — 104 с. — (Петербургские этюды). — ISBN 5-94500-009-4.
  13. Пушкин А. С. Пиковая дама. — Собр. соч.: В 10 т. — М.: ГИХЛ, 1960. — Т. 5. — С. 243.
  14. Синдаловский Н. Дом Пиковой дамы // Синдаловский Н. Словарь петербуржца. Лексикон Северной столицы. История и современность. — СПб., 2003.
  15. Ворошилова C. Дом княгини Голицыной / Дом Пиковой дамы на Малой Морской (неопр.). Ipetersburg. Дата обращения 24 марта 2015.
  16. 1 2 3 Кунките, 2009, с. 63.
  17. 1 2 Кунките, 2009, с. 60.
  18. 1 2 Кунките, 2009, с. 62.
  19. ↑ Раков, 1969, с. 92.
  20. ↑ Объект культурного наследия № 7802352000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено 2015-03-24
  21. ↑ Городская поликлиника № 1 MСЧ ГУВД Санкт-Петербурга (неопр.). Медицинский портал в г. Санкт-Петербург. Дата обращения 14 июня 2015.
  22. ↑ Дом Пиковой дамы (неопр.) (недоступная ссылка). Peterburg-rf.ru. Дата обращения 24 марта 2015. Архивировано 15 июня 2015 года.

Дом Пиковой дамы в Санкт-Петербурге

В молодости она блистала в свете и была известна как русская Венера. Среди её близких знакомых были австрийская императрица и королева Франции. За свою жизнь княгиня видела на Российском престоле пять монархов, и её слово способно было облегчить участь даже мятежника декабриста.

Но потомкам она известна совсем по другому поводу. Даже современники признавали в ней прототип Пушкинской Пиковой дамы — старой графини, владевшей тайной трёх карт. Дело в том, что, по слухам, и сама княгиня владела такой тайной. Причём получила она эти знания после крупного проигрыша в карты герцогу Орлеанскому от самого великого мистика графа Сен-Жермена, попавшего под обаяние северной Венеры. Правда впоследствии княгиню до самой смерти преследовал таинственный чёрный незнакомец, постоянно прохаживавшийся под окнами её особняка.

Пушкин услышал эту историю от правнука княгини. Да и сейчас место это считается странным: если перед рассветом приглядеться к окнам дома, то можно увидеть старуху, грозящую пальцем. Был, говорят, случай, когда в предрассветных сумерках молодой человек перевёл через дорогу старушку, а она тут же исчезла. Многие видели её призрак возле принадлежавшего ей особняка.

Кстати, Чайковский, написавший оперу «Пиковая дама», провёл последние годы жизни неподалеку от этого дома — на Малой Морской, 13. Любопытное совпадение: П.И. Чайковский был крупнейшим коллекционером музыкальных произведений, написанных тем самым графом Сен-Жерменом. Но после смерти великого композитора эта коллекция бесследно исчезла.

И ещё одно забавное совпадение: павильон в Нескучном саду, где проходят съёмки телеклуба знатоков, тоже был когда-то собственностью Пиковой дамы. Может быть, поэтому игра «Что? Где? Когда?» начинается теперь с арии Германа из оперы Чайковского: «Что наша жизнь? Игра!»

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Дом Пиковой дамы. Проклятья, история, мифы и легенды. Малая Морская, 10.: alkopona — LiveJournal

Вызывали ли вы в детстве Пиковую Даму? Приходила или вы раньше выбегали из помещения закрыв глаза? Вот в моем детстве рисовать лесенку на зеркале с помощью губной помады для явления этой мистичной особы было очень веселым занятием, а сам процесс служил хорошим способом для выявления трусишек. Те, кто был не готов ко встрече с ней, сбегали из ванной комнаты, для знающих же вызывать Пиковую Даму было забавно и интересно. Но вот откуда она к нам спускалась? Все ли знают, где она живет?

Дом княгини Голициной

Читатели этой заметки, которые с творчеством великого классика знакомы исключительно по Лукоморью и гуляющему коту на цепях, с трудом узнают эти строки:

«Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.

— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.
— Графини ***, — отвечал будочник.
Германн затрепетал».

2.

Некоторые из моих читателей захотят усомниться в правильности выбранного адреса, точно ли дом известной княгини Голициной описан в этом великом произведении? Почему свою Пиковую даму классик расквартировал именно здесь? Отвечу вам просто, недаром Пушкин в своем дневнике оставил запись: "При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся". Эта пометка значит что задуманная гением отсылка получилась, трюк удался и у нас не может быть сомнений в правильности выбранного дома.

3.

Сегодня вы легко сможете прикоснуться к элементам этого дома, заметить сходства, которые описывал Пушкин в своих строках, и взглянуть украдкой на просторный вестибюль. Чуть сложнее вам будет оценить роскошь парадной мраморной лестницы, ведущей к камину на площадке, ну и только избранные как Нео смогут увидеть винтовую лестницу, по которой выходил из дома Пиковой дамы Герман после свидания с Лизой.

Тройка, семерка, туз.

Мистики же и загадочности в мое повествование добавит история создания повести. Перед ее написанием автор жил совсем недалеко от этого дома и дружил с племянником княгини. Вот именно он и рассказал Пушкину магическую легенду, как после одного из его проигрышей одна известная нам старушка поведала ему про тайну трех карт, а той в свою очередь эту историю поведал известный на весь Петербург маг и чародей - граф Сан-Жермен.

4.

фото с сайта http://citywalls.ru/

Александр Сергеевич настолько впечатлился этой небылицей, что решил ее записать для потомков. В связи с полным отсутствием в те годы подходящих для нас инструментов в виде Живого Журнала и других площадок для блогеров, он сделал единственным удобным способом, схватился за перо и написал повесть, которая в последствии вышла в топ и разлетелась по всему миру.

5.

фото с сайта https://u.livelib.ru/

Магия числа три

Княгиня в жизни была очень суеверной, и ее образ идеально вписался в концепцию великого произведения, да настолько запомнился современникам, что ее смерть также внесла долю загадочности в этот мир. Поговаривают, что к ней явился призрак черного офицера и увел ее тело в могилу за собой, оставив в доме лишь неприкаянную душу.

6.

Ее безмятежный дух не остался незамеченным и другим великим творцом - Чайковским, ведь именно он сложил свою оперу на мотив вышеупомянутого произведения. Многие захотят возразить, что Петр Ильич начинал писать ее во Флоренции, да, но вспомните, что умирая от холеры, последние дни своей жизни он провел в доме, окна которого выходили прямо на этот таинственный особняк, в квартире своего брата Модеста.

7.

Совпадение ли это? Есть ли тайная магия в этом числе "три"? Ответить на эти вопросы я не смогу, и тут уже решать вам, но знайте, что упомянутые в моем рассказе гении умерли ровно через три года после выхода в свет такой мистичной "Пиковой Дамы". Пушкин – в 1837, при этом повесть вышли из тиража в 1834, а Чайковский в 1893, опера которого впервые была поставлена в 1890...

[Где это?]
Дом Пиковой дамы
Адрес: Малая Морская, 10.
Сегодня здесь Поликлиника №1, Медико-санитарная часть, Главное управление МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:

Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы или предложений можно писать на почту [email protected]


Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Легенды Санкт-Петербурга: Где находится Дом Пиковой дамы, и какие тайны он хранит: vladimirtan — LiveJournal

Тайны и легенды дома Пиковой дамы.

                                                                                                                                 

Кто в детстве не вызывал Пиковую Даму? А успевала ли она к вам приходить, или вы убегали из комнаты еще до ее визита? Подобные «вызывалки» были интересным способом и развлечься, и одновременно вычислить трусишек в компании. Повзрослев, многие стали думать, что Пиковой Дамы нет, но так ли это? А может все-таки есть? Ведь ничего просто так не возникает, а в первую очередь - питерские легенды…

Хоромы княгини Голицыной

Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 10
                                                                                                                                                                .

В Санкт-Петербурге по адресу улица Малая Морская, 10 расположились хоромы той самой княгини Голицыной. Хотя кто-то может и усомнится в точности адреса — «а действительно ли это то место, описываемое в великом произведении?». Почему Александр Сергеевич поселил главную героиню именно сюда? Можно ответить просто — не зря Пушкин запечатлел в своем дневнике строки, согласно которым, между княгиней Натальей Петровной Голицыной и литературной графиней в народе выявили сходство, но отнеслись к этому снисходительно. Именно эта отсылка развеивает все сомнения в точности адреса персонажа.
                                                                                                                                                        .

Наталья Петровна Голицына. Художник Владимир Боровиковский.

                                                                                                                                                                                      .
В настоящее время каждый желающий имеет возможность прикоснуться к дому, ставшему «героем» произведения, а также заметить сходства реального объекта и здания, описанного в книге Александра Сергеевича. Конечно, проблематичнее будет оценить внутреннее содержание, а точнее роскошную парадную лестницу из мрамора, которая ведет к площадке с камином, ну и совсем избранным удостоится лицезреть изящную лестницу, с которой спускался Герман после рандеву с Лизой.
                                                                                                                                                                      .

Тройка, семерка, туз
                                                                                                                                                                .

Окна Дома Пиковой дамы.
                                                                                                                                                                            .

Перед тем, как создать свое творение, Пушкин жил совсем неподалеку от этого дома и водил дружбу с племянником княжны. Именно последний поведал Александру Сергеевичу мистическую историю о том, как в очередное его фиаско, одна, теперь уже известная всем старая женщина, рассказала ему о тайне трех карт. Самой старушке про это донес популярный на весь Питер тогдашний чаровник и маг — граф Сан-Жермен.
                                                                                                                                                              .

У Дома Пиковой дамы.
                                                                                                                                                                      .

Пушкин настолько вдохновился услышанным, что решил запечатлеть ее для потомков. А так как раньше не было ни блогов, ни ЖЖ, подходящим вариантом поделиться историей с потомками оказалась повесть, которая в опубликованном варианте очень быстро разошлась среди почитателей литературного жанра.
                                                                                                                                                            .

Мистика числа 3
                                                                                                                                                                      .

Ох, уж эта Пиковая дама.
                                                                                                                                                                                  .

В настоящей жизни княжна была чрезмерно суеверной, поэтому ее образ как никакой лучше подходил в качестве прототипа героини. Она настолько запечатлелась в памяти современников и запала им в душу, что даже официальная смерть женщины показалась всем очень загадочной. Ходит слух, что ее посетил дух черного офицера, который и унес ее тело в могилу, а душу княжны оставил маяться в доме.
                                                                                                                                                              .

В этом доме жила известная всему Петербургу старая княгиня Наталья Петровна Голицына.
                                                                                                                                                                              .

Ее идиллический дух не смог оставить равнодушным и другого талантливого человека, композитора Чайковского. Ведь именно последний по мотивам Пиковой Дамы сложил оперу. Кто-то может возразить, вспомнив, что творить ее он начал, будучи еще во Флоренции. Но в тоже время, если хорошенько припомнить, то последние дни его жизни прошли в квартире брата, в окна которого смотрел этот мистический особняк.
                                                                                                                                                                              .

                                                                                                                                                                 .

Можно ли все это назвать совпадением? Существует ли в действительности мистика числа 3? На все эти вопросы, к сожалению, однозначных ответов нет. Но известно одно, что упомянутые творцы отошли в мир иной ровно через три года после того, как эта мистическая «Пиковая Дама» появилась на свет. Александр Сергеевич умер в 1837 году, через три года после выхода произведения из тиража, а случилось это в 1834 году. Первая постановка Петра Ильича пришлась на 1890 года, а почил он в 1893 году…
                                                                                                                                                                              .

Где это находится.
                                                                                                                                                              .

В гости к «Пиковой даме». Петербургские адреса литературных героев | Люди | ОБЩЕСТВО

В своих произведениях русские классики нередко указывали адреса героев. Поскольку события на страницах книг чаще всего происходили в Петербурге, то писатели поселяли своих персонажей на набережной Мойки, Невском проспекте, Малой Морской улице. SPB.AIF.RU «побывал в гостях» у литературных героев и выяснил, что находится в этих зданиях в наши дни.

«Парадный подъезд» Некрасова

Литейный проспект, 37/39

Тот самый "парадный подъезд" Некасова распоалагался в доме на Литейном проспекте. Фото: Commons.wikimedia.org

«Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям…».

Стихотворение Николая Некрасова «Размышление у парадного подъезда» помнят многие со школьной скамьи. Место, описанное поэтом, хорошо известно. Оно располагается по адресу: Литейный проспект, 37/39. Это Дом Пашкова. Архитектор Гаральд Боссе построил его в духе итальянского Возрождения для отставного штаб-ротмистра. До 1917 года там располагалось Удельное ведомство. Здесь же жил знаменитый министр государственных имуществ Михаил Николаевич Муравьев, которого в либеральных кругах называли «Муравьёвым-вешателем» или «Муравьёвым-палачом».

«Такого художественного соответствия между зверем и его наружностью мы не видали ни в статуях Микеланджело Буонаротти, ни в бронзах Бенвенуто Челлини, ни в клетках зоологического сада», - так отзывался о видном государственном деятеле Александр Герцен. Именно в его газете «Колокол», которую он издавал в эмиграции вместе с Огарёвым, впервые и было опубликовано в 1860-м стихотворение Некрасова. Правда, без подписи автора.

К Муравьеву часто выстраивалась очередь из просителей всех сословий. Картины, описанные в «Размышлении», поэт мог видеть своими глазами. Он жил в доме напротив - на Литейном, 36. Авдотья Панаева, муза Некрасова, вспоминала один случай: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошёл от окна и улёгся опять на диване. Через час прочёл мне стихотворение «У парадного подъезда».

Сейчас в здании располагается поликлиника.

Дом «Пиковой дамы»

Малая Морская, 10

"Пиковая дама" жила в доме на Малой Морской улице. Фото: Commons.wikimedia.org

«Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему», - так описал Александр Пушкин хранительницу тайны «трёх карт» Анну Федотовну.

По мнению исследователей, прототипом героини повести стала Наталья Петровна Голицына, фрейлина «при дворе четырёх императоров», чей особняк располагался на Малой Морской улице. По соседству - на Большой Морской, 26/14 - с осени 1832-го по май 1833 года жил Пушкин. Существует легенда, что князь Сергей Голицын, имевший прозвище «Фирс», рассказал писателю, что однажды крупно проигрался в карты. С мольбами о помощи он обратился к Наталье Петровне, которой приходился внучатым племянником. Та денег не дала, но рассказала о тайне трёх карт, которая помогла ему отыграться и закрыть свои долги. Якобы эта история вдохновила Пушкина на написание повести.

7 апреля 1834 года, после выхода произведения, Александр Сергеевич оставил в дневнике запись: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…»

С тех пор за особняком, в котором жила графиня, прочно сохранилась слава «Дома Пиковой дамы», а пересечение улиц, где он находится, в народе стали называть «Пиковым перекрёстком».

Сейчас в бывшем особняке располагается городская поликлиника. В здании сохранились фрагменты лепнины, интерьеры части парадной анфилады второго этажа, а также винтовая лестница, по которой главный герой «Пиковой дамы» - Германн - покидал дом после свидания.

Дом Настасьи Филипповны и Парфёна Рогожина

Пр. Загородный, д. 20/ул. Разъезжая, д. 1 и Гороховая улица

В доме Настасьи Филипповны когда-то жила возлюбленная Достоевского - Авдотья Панаева. Фото: Commons.wikimedia.org

Одного из главных героев романа «Идиот» - купца, получившего большое наследство - Фёдор Достоевский поселил в невзрачное трёхэтажное здание. Из описания известно, что оно «находится в Гороховой, неподалёку от Садовой…». Князь Лев Николаевич Мышкин увидел его таким: «Дом этот был большой, мрачный, без всякой архитектуры, цвету грязно-зелёного». Исследователи творчества писателя отмечают, что под это описание подходят три дома - № 37, 41 и 43.

Место, где жила Настасья Филипповна Барашкова, женщина «необыкновенной красоты», известно лучше. Считается, что это дом на углу Загородного проспекта и Разъезжей улицы. Здесь в своё время жила Авдотья Яковлевна Панаева, в которую был влюблён Фёдор Михайлович. Исследователи его творчества отмечают, что в Барашковой угадываются некоторые черты Панаевой, кроме того, они живут фактически в одном доме.

Дом Раскольникова

Столярный пр., 5 / Гражданская ул., 19

В этом доме в Столярном переулке и располагалась каморка Раскольникова. Фото: Commons.wikimedia.org

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту...», - начинается роман Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Этим молодым человеком был Родион Раскольников. Его же каморка, которая «походила более на шкаф, чем на квартиру», располагалась в здании на углу Столярного переулка и Гражданской улицы. Этот доходный дом в классическом стиле был построен в 1831 году архитектором Егором Цолликофером. Согласно роману, квартира хозяйки, у которой снимал жильё Раскольников, находилась на четвёртом этаже: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

В июле 1999 года в угловой части дома был установлен горельеф. На гранитной плите выбит текст: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

К слову, места, ставшие декорациями для разворачивающейся драмы, легко угадываются читателями. «С-й (Столярный) переулок» и «К-й (Конногвардейский) бульвар», «В-й (Вознесенский) проспект» и К-н (Кокушкин) мост» - все эти места хорошо знакомы горожанам.

Дом Печорина

Фонтанка, 32

Сейчас в здании на Фонтанке находится Дом детского творчества. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1836 году Михаил Лермонтов начал работать над романом «Княгиня Лиговская», который так и остался незавершённым. Главного героя, офицера Григория Печорина, который позже станет ключевой фигурой «Героя нашего времени», он поселил в доме на набережной Фонтанки. На первых же страницах он рисует сцену, как тот на своих санях сбивает молодого чиновника Красинского и после неприятного инцидента мчит к себе домой.

«Султан и гнедой рысак пронеслись вдоль по каналу, поворотили на Невский, с Невского на Караванную, оттуда на Симеоновский мост, потом направо по Фонтанке, - и тут остановились у богатого подъезда, с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящею обделкой. <...> Офицер слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошёл на блестящую лестницу; об раздавленном чиновнике не было и помину...»

Историки сходятся во мнении, что речь идёт о доме 32. Здесь некогда жил тезка Печорина - представитель старинного рода, генерал-лейтенант Григорий Кушелев, участник боевых действий в Персии и Турции. Григорий Григорьевич-младший вошёл в историю как владелец усадеб Полюстрово и Лигово, образцово-показательных хозяйств, где даже производились опыты по проращиванию пшеницы, найденной в древнеегипетских захоронениях в Фивах.

Его же дом на набережной Фонтанки напоминал современникам «венецианское палаццо». Здание в стиле Возрождения было построено по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. О роскоши этого здания сегодня можно судить только по акварелям Луиджи Премацци, который запечатлел его фасад. Сейчас дом близ Симеоновского моста не привлекает восторженных взглядов. До наших дней здание дошло в перестроенном виде, в нём располагается Дом детского творчества.

Легенды Санкт-Петербурга: Где находится Дом Пиковой дамы, и какие тайны он хранит - Мой отпуск

Тайны и легенды дома Пиковой дамы.


Кто в детстве не вызывал Пиковую Даму? А успевала ли она к вам приходить, или вы убегали из комнаты еще до ее визита? Подобные «вызывалки» были интересным способом и развлечься, и одновременно вычислить трусишек в компании. Повзрослев, многие стали думать, что Пиковой Дамы нет, но так ли это? А может все-таки есть? Ведь ничего просто так не возникает, а в первую очередь - питерские легенды…

Хоромы княгини Голицыной

Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 10

В Санкт-Петербурге по адресу улица Малая Морская, 10 расположились хоромы той самой княгини Голицыной. Хотя кто-то может и усомнится в точности адреса — «а действительно ли это то место, описываемое в великом произведении?». Почему Александр Сергеевич поселил главную героиню именно сюда? Можно ответить просто — не зря Пушкин запечатлел в своем дневнике строки, согласно которым, между княгиней Натальей Петровной Голицыной и литературной графиней в народе выявили сходство, но отнеслись к этому снисходительно. Именно эта отсылка развеивает все сомнения в точности адреса персонажа.

Наталья Петровна Голицына. Художник Владимир Боровиковский.

В настоящее время каждый желающий имеет возможность прикоснуться к дому, ставшему «героем» произведения, а также заметить сходства реального объекта и здания, описанного в книге Александра Сергеевича. Конечно, проблематичнее будет оценить внутреннее содержание, а точнее роскошную парадную лестницу из мрамора, которая ведет к площадке с камином, ну и совсем избранным удостоится лицезреть изящную лестницу, с которой спускался Герман после рандеву с Лизой.

Тройка, семерка, туз

Окна Дома Пиковой дамы.


Перед тем, как создать свое творение, Пушкин жил совсем неподалеку от этого дома и водил дружбу с племянником княжны. Именно последний поведал Александру Сергеевичу мистическую историю о том, как в очередное его фиаско, одна, теперь уже известная всем старая женщина, рассказала ему о тайне трех карт. Самой старушке про это донес популярный на весь Питер тогдашний чаровник и маг — граф Сан-Жермен.

У Дома Пиковой дамы.

Пушкин настолько вдохновился услышанным, что решил запечатлеть ее для потомков. А так как раньше не было ни блогов, ни ЖЖ, подходящим вариантом поделиться историей с потомками оказалась повесть, которая в опубликованном варианте очень быстро разошлась среди почитателей литературного жанра.

Мистика числа 3

Ох, уж эта Пиковая дама.


В настоящей жизни княжна была чрезмерно суеверной, поэтому ее образ как никакой лучше подходил в качестве прототипа героини. Она настолько запечатлелась в памяти современников и запала им в душу, что даже официальная смерть женщины показалась всем очень загадочной. Ходит слух, что ее посетил дух черного офицера, который и унес ее тело в могилу, а душу княжны оставил маяться в доме.

В этом доме жила известная всему Петербургу старая княгиня Наталья Петровна Голицына.

Ее идиллический дух не смог оставить равнодушным и другого талантливого человека, композитора Чайковского. Ведь именно последний по мотивам Пиковой Дамы сложил оперу. Кто-то может возразить, вспомнив, что творить ее он начал, будучи еще во Флоренции. Но в тоже время, если хорошенько припомнить, то последние дни его жизни прошли в квартире брата, в окна которого смотрел этот мистический особняк.

Можно ли все это назвать совпадением? Существует ли в действительности мистика числа 3? На все эти вопросы, к сожалению, однозначных ответов нет. Но известно одно, что упомянутые творцы отошли в мир иной ровно через три года после того, как эта мистическая «Пиковая Дама» появилась на свет. Александр Сергеевич умер в 1837 году, через три года после выхода произведения из тиража, а случилось это в 1834 году. Первая постановка Петра Ильича пришлась на 1890 года, а почил он в 1893 году…

Где это находится.


И ещё...

Справедливости ради стоит сказать, что сегодня в Санкт-Петербурге есть еще несколько домов, претендующих на звание "Дом Пиковой дамы". А это значит, что и настоящей "пиковой" может оказаться совсем другая дама…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Дом Пиковой дамы - Занимательный Петербург

В начале девятнадцатого века особняк принадлежал одной из самых влиятельных дам Петербурга — княгине Наталье Петровне Голицыной. Как полагают литературоведы, именно она послужила для Александра Сергеевича Пушкина прообразом старухи-графини, сообщившей Германну мистическую тайну трех карт. Дом Пиковой дамы (известен также как Дом камергера князя С. В. Гагарина, Дом княгини Н. П. Голицыной, Дом министра А. И. Чернышёва, «особняк бывший Балашова») находится на Малой Морской улице.

…Очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещённому подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.

— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.

— Графини ***, — отвечал будочник.

(Эпизод из повести «Пиковая дама» Пушкина)

Конечно, жители и гости Петербурга не обнаружат на здании мемориальной доски, но, как полагают литературоведы, именно Голицына послужила для Александра Сергеевича Пушкина прообразом старухи-графини, сообщившей Германну мистическую тайну трех карт. По слухам, сама Голицына также владела этой тайной.

Есть и другая версия: образ графини в повести собирательный, однако детали ее биографии и дом позаимствованы у Натальи Петровны. В городском фольклоре особняк на углу Малой Морской и Гороховой называют «Домом Пиковой дамы», а пересечение улиц, где он находится — «Пиковым перекрестком».

К слову, с этим особняком связано множество мифов и легенд. Напротив, в доме № 13, жил (правда, недолго – 15 дней) и скончался Петр Ильич Чайковский. Лечащий его врач рассказывал, что в последние часы своей жизни тот поминал «черного офицера, который все ходит и ходит вдоль улицы, стучится в двери дома напротив, но так и не получая ответа, заглядывает в окна к самому Петру Ильичу, пытается что-то сообщить ему».

Адрес: Малая Морская улица, 10

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Дом Пиковой дамы и другие дома по Гороховой улице | Санкт Петербург | Россия | Статья блога

Первоначально улица имела название Средняя перспектива, соответственно Невский проспект — Большая перспектива, а Вознесенский проспект — Малая перспектива. С середины XVIII века у улицы было сразу три имени — 2-й Адмиралтейский проспект, 2-я Перспективная улица, Адмиралтейская улица.

Нынешнее название улица получила после 1756 года, когда, по легенде, английский купец Гаррах, прозванный в народе Горох и Горохов, построил на ней каменный дом и открыл лавку. С того времени велось длительное «состязание» между официальным названием Адмиралтейская, и бытовым — Гороховая. На городских планах нередко указывали двойное название Адмиралтейская, или Гороховая улица.

После революции переименования улицы продолжились. Так как здесь, в доме №2, после революции находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия Совета народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которую возглавлял Ф. Э. Дзержинский, улицу переименовали в Комиссаровскую, а затем в 1927 году — в улицу Дзержинского. Прежнее название — Гороховая — вернули в 1991 году.

По улице сохранилось много интересных домов, привлекающих внимание не только отделкой, но и своими владельцами, легендами и тайнами. Вот тот же самый дом под №2, построенный в конце 18 века в стиле классицизм по проекту Джакомо Кваренги, называется Дом Фитингофа.

Барон Иван Федорович Фитингоф был видным деятелем Просвещения из остзейского (немецкого, прибалтийского) рода Фитингофов, отец естествоиспытателя Б. И. Фитингофа и знаменитой баронессы Криденер. Известен тем, что в елизаветинское время участвовал в кампаниях против Швеции и Пруссии, а в екатерининское был назначен сенатором и главным директором Медицинской коллегии. Его дом играл немаловажную роль в формировании ансамбля исторического центра Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что Джакомо Кваренги оставил много работ не только в столице, но и в Москве, и в других частях Российской империи. Он был едва ли не самый плодовитый представитель палладианства (строгое следование симметрии, учет перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима) в русской архитектуре. Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора ее величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здания Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, Иностранной коллегии в Санкт-Петербурге. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко.

Кваренги был родом из селения близ Бергамо. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене. Несмотря на признание таланта постоянной работы Джакомо Кваренги не имел до 30 лет. В это же время Екатерина II оказалась разочарованной во французских зодчих и решила пригласить в Россию итальянского мастера.

Архитектор был известен среди современников как высоко эрудированный и образованный человек. Вместе с тем, он обладал непривлекательной внешностью, из-за чего часто становился объектом карикатур. «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу». В 1812 году перед походом Наполеона на Россию итальянский король приказал всем итальянцам вернуться на Родину. Кваренги данному приказу не последовал, из-за чего был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Таким образом, Джакомо Кваренги потерял возможность вернуться на историческую Родину, но обрел новую. Победное возвращение русской армии в Санкт-Петербург в 1814 году пожилой архитектор отметил строительством триумфальных Нарвских ворот.

Дом под №3 в неоклассическом стиле был когда-то доходным домом Второго российского страхового от огня общества, открытого в 1835 году.

Дом №4 известен своими жильцами. Здесь в 30-40-х годах прошлого столетия жили: артистка балета Ваганова А. Я., композитор Дунаевский И. О., певец Ершов И. В., певица Преображенская С. П., балерина Уланова Г. С. Фасад облицован гранитом с двумя симметричными двухъярусными эркерами. Другие элементы фасада: гирлянды, венки, маски, медальоны с женскими фигурами из белого мрамора, рога изобилия. Над въездом во двор помещено изображение саламандры, как отличительный знак первого хозяина этого доходного дома - страхового общества «Саламандра».

Объектом культурного наследия России является дом №8. Сейчас в здании находится мини-отель «Старая Вена», но не столь давно, на протяжении многих десятилетий, здесь находился ресторан «Вена». Он был открыт хозяином дома, предпринимателем Ф. И. Ротиным еще в 1870-х годах. А еще раньше здесь располагался «Венский трактир». Так что «венская» традиция не была утрачена здесь. При ресторане был открыт в 1884 году шахматный клуб, что добавило популярности заведению. Постоянными посетителями ресторана были писатели А. Т. Аверченко, Л. Н. Андреев, М. Горький, А. И. Куприн, А. Н. Толстой, поэты А. А. Блок, С. М. Городецкий, певец Ф. И. Шаляпин и др. В буфетной по стенам были развешаны рисунки и автографы знаменитых посетителей. Каждый день в "Вене" завтракало до 500 и обедало до 600 человек. В штате ресторана находилось около 180 человек. С началом 1-й мировой войны "Вену" петербуржцы патриотически называли "Ресторан Ивана Соколова". После октября 1917 года он был закрыт, и возрожден под прежним названием в декабре 1993 года. В настоящее время на месте ресторана «Вена» расположен мини-отель «Старая Вена», все номера в котором посвящены поэтам и писателям Серебряного века. Также в отеле проводятся поэтические и литературные вечера и мероприятия.

Дом №10 называют Домом пиковой дамы. Его построил А.А. Тон, один из трех братьев архитекторов, для княгини Натальи Петровны Голицыной, фрейлины «при дворе пяти императоров». По мнению литературоведов, именно княгиня Н. П. Голицына послужила для А. С. Пушкина прообразом старухи-графини в «Пиковой даме». Она прожила до глубокой старости и умерла в возрасте 94 лет в этом доме. Описание дома в повести соответствуют реальной обстановке в доме. «Просторный вестибюль. Парадная мраморная лестница ведёт к камину на площадке. Над ним высокое полуциркульное зеркало, а в нем небольшие круглые часы. Полустершиеся римские цифры на циферблате. Внизу надпись: Leroy Paris.»

Дом №11 по Гороховой или №25 по Большой Морской улице известен под названием Дом Комедии Зигмунта. После пожаров 1730-х годов на этом месте хотел построить дом обжигальщик кирпичных заводов Гаврила Дмитриевич Полунин. Но что-то у него не сложилось, и это место было отдано под строительство одного из первых в городе театральных зданий. Приехавший в Петербург немецкий артист Яган Христофор Зигмунт просил отвести это место под театральный дом. На гравюрах Стокгольмской коллекции дом Комедии Зигмунта был значительных размеров. Построен дом в 1745 году в чертах барокко в духе ранних работ Растрелли. Истинный автор его, однако, неизвестен.

В 1750 году Зигмунт умер, а его вдова Мария Елизавета заложила дом, да так и не выкупила. Дом начал менять владельцев как перчатки. Некоторое время дом принадлежал вдове подполковнице Марфе Кирилловне Елагиной. Затем дом принадлежал купцам Василию Портеру, Луи Фоконье, у которого в 1781 году его приобрела фрейлина Наталья Львовна Нарышкина, вышедшая замуж за полковника Славянского гусарского полка Ивана Антоновича Соллогуба. В 1820-х годах дом принадлежал богатейшему в Петербурге купеческому роду Кусовниковых. Тогда же в доме был открыт музыкальный магазин Рихтера. Десятилетие спустя дом приобрел глазной врач В. В. Лерх. И наконец, в 1840-х годах дом перешел во владение Елисеевых и принадлежал им до революции 1917 года. В 1840-1841 годах в доме Лерха, в кв. 21, жил писатель Герцен А. И. А в настоящее время, перекликаясь с тем давним событием, здесь находится Герцен Хаус Отель. Участок дома №13 в 1736 году был отведен тайному советнику Василию Яковлевичу Новосильцеву. Последующие владельцы надстраивали дом и дворовые флигеля, так, что к середине XIX века дом был уже 4-х этажным. С 1860-х дом принадлежал герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов, генералу от инфантерии Ивану Федоровичу Тутолмину.

Дом №15, так же как и дом №13 изначально принадлежал Новосильцеву. Дом перепродавался многократно. В историю он вошел как торговый дом «Эсдерса и Схейфальс» в стиле модерн.

В 1905 году бельгийский подданный С. Эсдерс и нидерландский подданный Н. Схейфальс подали прошение о разрешении построить пятиэтажное с мансардой здание для их торгового дома на месте дома № 15.

Здание было построено в 1906 году по проекту архитекторов Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошфора. Основу здания составлял металлический каркас, вес которого достигал 70 000 пудов. Здание украшает обильный штукатурный декор. Над окнами четвертого этажа изображены кувшинки, на простенках – спускающиеся от медальонов гирлянды. Фасад со стороны Гороховой улицы завершался невысоким аттиком с именами владельцев. Срезанный угол создает плавный переход от улицы к набережной. Угловая башня с куполом и шпилем была воссоздана уже в нашем веке. Фирма занималась продажей готового женского и мужского платья. Здесь же разместился универсальный магазин, получивший наименование «Au pont rouge» - «У Красного моста».

Согласно постановлению совнархоза Северного района от 23 июля 1919 года в здании торгового дома бельгийской компании "Эсдерс Схефальс" образована Центральная государственная фабрика производства одежды им. В. Володарского.

Улицу пересекают река Мойка, канал Грибоедова и река Фонтанка. Через Мойку проложен Красный мост, назван так по цвету окраски, существующей с 1778 года (до этого назывался Белый, также по цвету окраски).

Это единственный чугунный мост через Мойку из мостов, у которого сохранился исторический внешний вид. Сначала это был деревянный разводной мост, затем он неоднократно перестраивался для пропуска мачтовых судов. В 1808—1814 годах мост был заменен однопролетным, чугунным, арочным по проекту инженера В. И. Гесте. Пролетное строение его состояло из чугунных коробок по типу Зеленого, Певческого и т. д. Металлические конструкции моста изготавливались на уральских заводах Н. Н. Демидова. В 1953—1954 годах чугунные конструкции моста заменили стальными арочными по проекту инженера В. В. Блажевича. Длина моста - 42 м, ширина - 16,8 м. Чугунный свод заменен сварными арками. Сохранены старинные перила, ограждающие тротуары от проезжей части.

На этот раз мы, пожалуй, остановимся здесь, а в одном из следующих блогов прогуляемся дальше по Гороховой улице. Почитать подробнее о «цветных мостах» Санкт-Петербурга можно в нашем предыдущем блоге. А подобрать тематические экскурсии по северной столице можно в каталоге экскурсий.
Дата публикации: 02.11.2014, обновлена 02.12.2014
Tags: Прогулки, Питер, СанктПетербург, Россия, Санкт Петербург, Россия

Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Чтобы по-настоящему понять и рассмотреть устройство Петербурга, нужно забраться на его легендарные крыши. На прогулке вы откроете для себя город

Автор: Данил

Ленинградские коммуналки — отдельный культурный феномен, с которым стоит познакомиться всем исследователям Петербурга. Вы проникнете в коммунальную квартиру с дореволюционной планировкой, сохранившимися деталями интерьера и лепниной,

Автор: Иван

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и ещё хранящим обаяние атмосферы прошлого — заглянете за парадные фасады петербургских старинных жилых

Автор: Алексей

Если вы хотите увезти из Санкт-Петербурга не только воспоминания, но и чудесные фотографии, приглашаю вместе прогуляться по этому таинственному и прекрасному городу. Я проведу вас по мощеным улицам, наполненным

Автор: Арсений и Оля

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Стоящий в одном ряду с Лувром, Метрополитен-музеем и Британским, Эрмитаж обладает великолепной коллекцией, насчитывающей более 3 000 000 экспонатов. На экскурсии вы осмотрите главные залы, галереи и павильоны, где

Автор: Ирина

Эта прогулка — уникальная возможность увидеть изнутри художественный мир Петербурга и получить не только глубокие эмоции, но и атмосферные снимки журнального качества. Гид-фотограф проведёт вас

Автор: Арсений и Оля

За трёхсотлетнюю биографию наш город «собрал» множество таинственных загадок и загадочных тайн. Самые яркие из таких сюжетов ждут на вечерней

Автор: Ирина

Этот час станет для вас чудесным воспоминанием о Петербурге, подарив и эмоции, и лучшие из возможных сувениров. С высоты крыш

Автор: Арсений и Оля

Дом Пиковой дамы — Википедия

Дом Пи́ковой да́мы (известен также как Дом камергера князя С. В. Гагарина, Дом княгини Н. П. Голицыной, Дом министра А. И. Чернышёва, «особняк бывший Балашова») — особняк в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице, 10, где жила княгиня Н. П. Голицына (урождённая Чернышёва; 1741/1744—1837), ставшая прообразом графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»[1][2].

История

XVIII век

По всем углам торчали фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Leroy, коробочки, рулетки, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом. Германн пошёл за ширмы. За ними стояла маленькая железная кровать; справа находилась дверь, ведущая в кабинет; слева, другая — в коридор. Германн её отворил, увидел узкую, витую лестницу, которая вела в комнату бедной воспитанницы...

В 1730-х годах в Морской слободе на месте дома № 10 по Малой Морской улице располагался дом скрипача оркестра придворного театра и комика-буффа итальянской труппы неаполитанца Мира Пьетро Педрилло, впоследствии ставшего придворным шутом императрицы Анны Иоанновны и получившего имя Козьма Петров Педрилло. Дом неаполитанца сгорел во время пожаров 1736—1737 годов[2].

В 1738 году проектом «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» были намечены новые линии застройки — согласно плану этот участок состоял из двух отдельных владений. В 1740-х годах в левой части участка был построен каменный двухэтажный «с мезонином в три окна» «дом камергера князя Гагарина». В 1760-х годах участок и дом перешли к Степану Степановичу Апраксину — сыну фельдмаршала и мужу Екатерины Владимировны Голицыной. Постепенно дом расширялся — к 1770-м в нём появились четырёхмаршевая лестница, боковой флигель, на присоединённом угловом соседнем участке был разбит регулярный сад[2].

В 1777 году владелицей дома стала сестра Апраксина Мария Степановна Талызина. Стараниями её мужа дом был капитально перестроен — фасад, выходящий на Малую Морскую, вытянулся на всю длину участка, со стороны Гороховой появились боковой флигель и каменная ограда с двумя воротами: парадными и служебными. Ограда разделяла внутренний двор на парадную и хозяйственную части. Добавился флигель и в юго-западном углу участка. Фасад дома Гагарина был повторён в западной части строения[2].

После смерти Талызина, в 1787 году дом был заложен вдовой. В 1790 году в нём поселились князья Голицыны — Владимир Борисович и Наталья Петровна, дочь которых Екатерина была женой бывшего владельца дома Степана Апраксина. Голицыны перебрались в Петербург из Франции после революции. В доме Голицыных давались обеды для высшего света, где бывали члены царской семьи, «изобретатель животного магнетизма» Фридрих Месмер, художница Мари Виже-Лебрён и другие известные личности[2][4].

XIX век

C осени 1832 по май 1833 года по соседству с княгиней Голицыной на Большой Морской 26/14 жил А. С. Пушкин[5]. Существует легенда, что поэту доводилось гостить в доме «Усатой княгини» (фр. Princesse moustache)[6]. После выхода «Пиковой дамы», 7 апреля 1834 года Пушкин записал в дневнике:

Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…[7]

По мнению исследователей, образ графини в повести собирательный, однако детали её биографии и дом позаимствованы у Натальи Петровны Голицыной[8][9][10]. В городском фольклоре особняк на углу Малой Морской и Гороховой именуется «Домом Пиковой дамы», а пересечение улиц, где он находится — «Пиковым перекрёстком»[4][6][11][12].

…Очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещённому подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.

— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.

— Графини ***, — отвечал будочник[13].

В петербургской мифологии у Пиковой дамы существует ещё один дом — бывший особняк княгини Юсуповой на Литейном проспекте, 42 — однако он был построен через 22 года после смерти Пушкина[14][15].

После смерти княгини, в 1838 году дом был выкуплен на средства казны для военного министра, которым в то время был граф А. И. Чернышёв. В 1839—1841 годах в нём проведена масштабная реконструкция по проекту А. А. Тона и его учеников Ф. И. Эппингера, Д. Б. Гейденрейха (2-го) и И. А. Резанцева: заново облицован фасад, увеличена высота помещений второго этажа, изменены внутренняя планировка и отделка. Изменение междуэтажного пространства отразилось на фасаде скульптурным поясом с рисунком на мотивы северного Ренессанса. Балкон был оснащён золочёной решёткой, на фронтоне появился царский герб. В 1852 году, после выхода Чернышёва в отставку, дом перешёл в его собственность по указу императора Николая I[2][5].

В течение XIX—XX веков перестройки дома продолжались — в 1852—1853 годах была пристроена парадная лестница со стороны двора, а вестибюль оформлен в стиле рококо (предположительно, по проекту работы Г. Э. Боссе), в 1864 году по проекту И. Треццини встроен каменный сарай, в середине 1870-х годов над частью дома надстроен четвёртый этаж, в 1910-м пристроена лестничная клетка к южному корпусу. После смерти Чернышёва в 1857 году владелицей особняка стала его вдова Елизавета Николаевна, в 1879-м он перешёл к их дочерям — Александре Александровне Лобановой-Ростовской и Марии Александровне Чернышёвой, которая владела им до 1917 года[2].

Усатая княгиня.
Рисунок А. С. Пушкина

XX век

В 1902 году Малая Морская переименована в улицу Гоголя (в связи с 50-летием со дня смерти писателя, который жил на ней в 1833—1836 годах)[16]. В справочнике «Весь Петроград» на 1917 год владелицей участка № 10 значилась «фрейлина светлейшая княгиня Мария Александровна Чернышёва, проживавшая в своём особняке». Среди жильцов указан также член Государственного совета, обер-егермейстер Императорского двора, тайный советник Николай Петрович Балашов. После революции особняк был реквизирован, в нём разместились советские учреждения, в числе которых — Центральная комендатура, I-й совдеп 2-й Адмиралтейской комендатуры и Управление Уголовного розыска[17].

В 1918—1927 годах улица носила название Комиссаровской. Согласно архивным документам, хранящимся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, «особняк бывший Балашева» был арендован Управлением Российского общества Красного Креста (РОКК). 1 сентября 1923 года на третьем этаже особняка открылась Лечебница Красного Креста. Кроме неё, в здании помещались Управление, амбулатория, лаборатории, на втором этаже — аукционный зал и постоянная художественная выставка[16]. В справочнике «Весь Ленинград» на 1926 год по указанному адресу значилась Лечебница комитета по оказанию помощи бедным евреям (ЛЕКОПО)[18][5].

Выявленные историком М. И. Кунките в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга записи в домовых книгах 1917—1931 годов свидетельствуют о принадлежности дома в эти годы Жилтовариществу. С 1917-го до середины 1920-х годов большая часть обитателей квартир состояла на службе в Красном Кресте — дом населяли представители медперсонала, врачи, начальники санитарных управлений[18]. К началу 1930-х социальный состав жильцов изменился — стал шире представлен рабоче-крестьянский элемент, кустари, безработные, появились сотрудники ОГПУ. Часть квартир перешла под нужды хоз- и санчасти данной организации, затем в доме открылась ведомственная поликлиника[16].

Производились соответствующие новым нуждам перепланировки, в результате которых была практически полностью уничтожена внутренняя художественная отделка. Здание было оснащено лифтами. Во время Великой Отечественной войны в доме графини находился госпиталь, непосредственно в её «опочивальне» была спальня для медицинского персонала[19]. Во время одного из авианалётов восточное крыло здания было повреждено бомбой — не разорвавшись, она разрушила часть стен и перекрытие[11]. При восстановлении здания ворота бывших каретных сараев были переделаны в окна, добавилась железобетонная лестница. В 1980-х годах, помимо поликлиники, в доме располагалось ленинградское отделение издательства «Машиностроение» Госкомиздата СССР. В 1990-х годах в бывших парадных залах были проведены реставрационные работы[2].

В 1993 году улице было возвращено историческое название — Малая Морская[17]; дом Пиковой дамы включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации регионального значения[20].

XXI век

  • Малая Морская, 10. Фотографии 2016 года

В начале XXI века в бывшем особняке располагается городская поликлиника № 1 MСЧ ГУВД Санкт-Петербурга[21]. В доме частично сохранились интерьеры части парадной анфилады второго этажа, разгороженные под кабинеты, входные двери (с выбитыми филёнками), фрагменты лепнины в вестибюле, каминное зеркало с часами марки «Leroy Paris», винтовая лестница, по которой Германн покидал дом после свидания[4][5][22].

Примечания

  1. Краснова Е. И. Морская малая улица (неопр.). Санкт-Петербург: Энциклопедия. Дата обращения 24 марта 2015.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Дом военного министра (Малая Морская ул. 10) (неопр.) (недоступная ссылка). Прогулки по Петербургу. Дата обращения 24 марта 2015. Архивировано 15 июня 2015 года.
  3. Пушкин А. С. Пиковая дама. — Собр. соч.: В 10 т. — М.: ГИХЛ, 1960. — Т. 5. — С. 247.
  4. 1 2 3 Дом Пиковой дамы // Квартальный надзиратель : журнал. — СПб., 2005. — № 27.
  5. 1 2 3 4 Дом княгини Н. П. Голицыной. Дом Пиковой дамы. Дом министра А. И. Чернышёва (неопр.). Citywalls.ru. — Архитектурный сайт Петербурга. Дата обращения 24 марта 2015.
  6. 1 2 Синдаловский Н. Великие бастарды: Правда и мифы рождённых вне брака // Нева : журнал. — СПб., 2014. — № 8.
  7. Пушкин А. С. Дневник 1833—1835 гг. — Собр. соч.: В 10 т. — М.: ГИХЛ, 1960. — Т. 1. — С. 325.
  8. Грачёва И. «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза…»: О некоторых прототипах повести Пушкина // Наука и жизнь : журнал. — М., 2004. — № 4.
  9. Петров С. М. Комментарий // Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. — М.: ГИХЛ, 1960. — Т. 5. — С. 624.
  10. Бойко С. Вдохновившая поэта // Независимая газета. — М., 1999. — Вып. 26 ноября.
  11. 1 2 Дом «Пиковой дамы». Улица Малая Морская, дом 10 (неопр.). Знакомство с Петербургом. Дата обращения 24 марта 2015.
  12. Раков Ю. Пиковый перекрёсток Петербурга. — СПб.: Остров, 2001. — 104 с. — (Петербургские этюды). — ISBN 5-94500-009-4.
  13. Пушкин А. С. Пиковая дама. — Собр. соч.: В 10 т. — М.: ГИХЛ, 1960. — Т. 5. — С. 243.
  14. Синдаловский Н. Дом Пиковой дамы // Синдаловский Н. Словарь петербуржца. Лексикон Северной столицы. История и современность. — СПб., 2003.
  15. Ворошилова C. Дом княгини Голицыной / Дом Пиковой дамы на Малой Морской (неопр.). Ipetersburg. Дата обращения 24 марта 2015.
  16. 1 2 3 Кунките, 2009, с. 63.
  17. 1 2 Кунките, 2009, с. 60.
  18. 1 2 Кунките, 2009, с. 62.
  19. ↑ Раков, 1969, с. 92.
  20. ↑ Объект культурного наследия № 7802352000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено 2015-03-24
  21. ↑ Городская поликлиника № 1 MСЧ ГУВД Санкт-Петербурга (неопр.). Медицинский портал в г. Санкт-Петербург. Дата обращения 14 июня 2015.
  22. ↑ Дом Пиковой дамы (неопр.). Peterburg-rf.ru. Дата обращения 24 марта 2015.

Литература

Ссылки

Дом Пиковой дамы в Санкт-Петербурге: литературный маршрут

Один из любимых туристических и экскурсионных маршрутов по Северной столице — литературный. В одном из красивейших городов Европы проживало и гостило немало героев книг, стихотворений и пьес.
Одна из точек литературного маршрута — дом Пиковой дамы в Петербурге, расположенный по адресу: ул. Малая Морская, д.10. По соседству, на Большой Морской 26/14 в 1832-1833 годах проживал А.С. Пушкин. Говорят, что он бывал в том самом доме, а портрет своей героини написал с княгини Натальи Петровны Голицыной, которую еще называли «усатой княгиней» (Princesse moustache).

При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся

Написал в дневнике Александр Сергеевич после публикации произведения

Дом Пиковой дамы и его загадочная хозяйка

Особняк был возведен в 1740 годах, согласно новому плану застройки на месте сгоревшего дома придворного шута императрицы Анны Иоанновны. В течение 18 века дом неоднократно перестраивался и расширялся, попутно меняя владельцев. В 1790 году в нем поселилась чета Голицыных, перебравшихся в Петербург из Франции после революции.
Сама княгиня Голицына выросла в богатой, но не знатной семье, являясь потомком денщика самого Петра Великого. Она сделала блестящую партию, выйдя замуж за князя Владимира Борисовича Голицына, потомка московских князей. Наталья Петровна служила фрейлиной и была статс-дамой при пяти российских императорах. Она бывала при дворе Екатерины II и других правителей, до самого Николая I. Княгина создала себе прекрасную репутацию, в ее особняке любили бывать именитые гости, включая членов царской фамилии.
В доме на Малой Морской улице она прожила до глубокой старости, покинув этот мир в 94 года в 1837 году и став прообразом старухи-графини легендарного пушкинского произведения.

Дом Пиковой дамы в СПб в наше время

Пушкин описал в книге реальные детали обстановки дома: просторный вестибюль, широкую мраморную лестницу, спускающуюся к камину на площадке. Над камином — высокое полуциркульное зеркало, в которое вмонтированы небольшие круглые часы. В произведении упоминаются полустершиеся римские цифры на циферблате с надписью внизу: Leroy Paris.
После смерти княгини дом был выкуплен казной для военного министра Чернышёва, и в очередной раз перестроен. После революции 1917 года, в доме проживали сотрудники Красного креста, а позже открылась ведомственная поликлиника. В наши дни здесь располагается городская поликлиника № 1 MСЧ ГУВД Санкт-Петербурга.
гуляя по Северной столице, направляясь к Исаакиевскому собору и Дворцовой площади, обратите внимание на дом №10 по Малой Морской улице, ничем особенно не выделяющийся в ряду строгих особняков и вообразите, как взволнованный Германн сбегал по лестнице после свидания со старухой, раскрывшей ему страшный и притягательный секрет…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Легенда Пиковой дамы | Достопримечательности Санкт-Петербурга

Дом номер 10 на Малой Морской улице, где некогда жила Наталья Петровна Голицына, ставшая прообразом Пиковой дамы, известен как «Дом Пиковой дамы». Напротив, в доме № 13, жил и скончался П. И. Чайковский. Прожил он там недолго - всего 15 дней. 24 октября 1893 года композитор впал в глубокое забытье. Лечащий врач Н. Н. Мамонов, дежуривший у постели больного, рассказывал, что в последние часы своей жизни тот поминал "черного офицера, который все ходит и ходит вдоль улицы, стучится в двери дома напротив, но так и не получая ответа, заглядывает в окна к самому Петру Ильичу, пытается что-то сообщить ему сквозь стекла, а потом, сообразив, что его не слышат, пугающе улыбается и грозит пальцем".

Доктор уверял, что это лишь галлюцинации, вызванные лихорадкой. Но как ни пытался доказать врач свою правоту, объясняя, что не мог "черный офицер" (если он вообще появлялся) заглядывать в окна, ибо квартира находилась на третьем этаже, Модест Ильич относился к его заключениям с явным подозрением. Прежде ему не раз приходилось слышать от старшего брата историю об офицере, так напугавшем старуху Голицыну, что она вскоре отдала богу душу. Наталья Петровна именовала черного офицера не иначе как ангелом смерти, явившимся, чтобы покарать ее за грехи молодости.

Когда княгиня поделилась своими опасениями с близкими (о чем мы знаем по воспоминаниям князя П. А. Вяземского, приходившегося ей дальним родственником), они, предположив, что старуха выжила из ума, обратились к лейб-медику Арендту. Хотя тот и диагностировал манию преследования, больная категорически стояла на своем. Ведь появления офицера возле ее особняка были более чем реальными. И визиты его начались еще в те времена, когда жила здесь ее воспитанница (прототип пушкинской Лизы). Девушке тоже частенько приходилось видеть у себя под окнами силуэт праздного молодого красавца, бросавшего наверх полные тоски взгляды. Но она божилась, что не знает, кто он. И все же старая княгиня решила отправить воспитанницу в деревню.

Сказать по чести, Наталья Петровна была очень суеверна - слишком хорошо она запомнила свою последнюю встречу со знаменитым авантюристом, мастером масонской ложи "Великий Восток", мистиком и алхимиком, безумно в нее влюбленным графом Сен-Жерменом. Это было в середине 50-х годов XVIII века, когда русской аристократке едва исполнилось 17. Сен-Жермен открыл ей тайну трех карт. Но предостерег: сие разглашать негоже, иначе может случиться беда.

Долго хранила княгиня Голицына доверенный ей секрет. Но спустя много лет все же проговорилась. "Внук ее [Валериан Голицын] проигрался в дым и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", - сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался", - записывает в дневнике друг Пушкина Нащокин, подчеркивая, что сюжет повести не вымышлен и рассказан ему автором.

Пушкин приступил к созданию "Пиковой дамы", когда Наталья Петровна Голицына была уже близка к смерти. Прогулки загадочного офицера у ее дома так и не прекращались. Прислуга, завидев праздного молодого человека, закрывала все окна ставнями и запирала дверь, чтобы незваный гость не смог потревожить покой ослабевшей княгини.


Смотрите также

Описание: