Где в ростове находится нахичевань
Нахичевань в Ростове-на-Дону | Обзоры городов России
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В 1779 году после указа Екатерины II к востоку от Ростовской крепости армянами – выходцами с Крыма, было основано поселение Нор Нахичеван. В настоящее время территориально Нахичевань ограничена улицей Каяни, Нижненольной, 1-ой Пролетарской, 45-ой линией, Буйнакской и улицей Ченцова. Населена Нахичевань и сейчас преимущественно армянами и по стоимости жилья практически сопоставима с центром.
Улицы в Нахичевани называются линиями, которым присвоены четные и нечетные номера. От Советской улицы вниз идут нечетные номера, а вверх - четные номера. По одной из легенд, армяне, чтобы перевести свое поселение в статус города, увеличили количество улиц, назвав одну половину улиц четными номерами, а другую половину нечетными.
В декабре 1928 года Постановлением комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город Ростов-на-Дону» Нахичевань превратилась в Пролетарский район Ростова-на-Дону. Несмотря на это до 50-ых годов не было транспортного сообщения между Нахичеванью и центром.
АРХИТЕКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА
Нынешнее развитие Нахичевани во многом похоже на развитие районов старого Ростова. Современное многоэтажное строительство ведется в основном на месте уничтожаемого старого фонда.
Многие старые предприятия подвергаются перепрофилированию или совсем ликвидируются. Крупные производства сохраняются в южной части Нахичевани, на побережье Дона. Здесь есть такие предприятия, как завод «Красный Аксай», мукомольный и стекольный заводы.
Крупные гипермаркеты в Нахичевани отсутствуют, много супермаркетов, два торговых центра: ТЦ «Площадь» (площадь Толстого), ТЦ «Прогресс» (Шолохова/26 линия), также есть колоритный и щедрый Нахичеванский рынок.
Из парков района можно выделить парк им. Вити Черевичкина (ранее он назывался Александровским Садом, и по сей день там установлена Александровская колонна), Парк им. Октябрьской революции, а также Парк культуры и отдыха им. Фрунзе.
В Нахичевани работает около 15 общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, около 20 муниципальных и частных детских садов. Функционируют учреждения сферы здравоохранения, в частности, поликлиники, взрослые и детские больницы, онкологический институт, госпиталь для ветеранов войн, а также частные клиники.
Важным видом общественного транспорта для Нахичевани является трамвай: трамвайные пути проложены по улице Ченцова, 14-линии, 26 линии, улице Закруткина и связывают части Нахичевани между собой, а также с другими районами Ростова. Также по территории Нахичевани курсируют троллейбусные и автобусные маршруты.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Для приезжих Нахичевань почти диковинка, эдакая ростовская колоритная изюминка, а для местных повседневность, реалии и обыденность - местами очень скромная и серая, грустная и тоскливая. Ни примечательных шедевральных памятников архитектуры, ни особых ярких нот - ничего такого в Нахичевани нет. Но у нее есть свой, присущий только ей, русско-армянский колорит, основанный на смешении двух культур.
Главная достопримечательность Нахичевани – расположенный на площади Свободы Ростовский академический молодежный театр, который был построен в 1899 году по проекту местного архитектора Николая Никитича Дурбаха.
Примером его творчества является и находящийся неподалеку особняк Лусегена Попова, в котором на сегодняшний день располагается родильный дом. Дети, родившиеся в таком роддоме, потом смогут смело говорить, что родились во дворце.
Из значимых построек с интересной архитектурой в Нахичевани также можно выделить расположенное на ее границе с центром здание управления Северо-Кавказской железной дороги – огромное здание в стиле модерн.
Из армянских храмов Нахичевани до наших дней дошел лишь один — Сурб Карапет (церковь во имя святого Карапета), на территории старинного армянского кладбища. Остальные, которые можно увидеть сегодня, воссозданы или построены заново. Например, у сквера Фрунзе и площади Карла Маркса стоит красивый Сурб Арутюн.
Ростов и Нахичевань: два города
Мы привыкли жить в просторном Ростове, сочетающем различные культуры. Множество районов нашего города образуют неповторимое единство, и в то же время каждый из них живет немного своей жизнью. А всё потому, что различные поселения, которые сейчас образуют город-милионник Ростов-на-Дону, долгое время развивались по отдельности.Наиболее характерный пример исторического слияния городов произошел в 1928 году, когда Ростов официально объединился с армянским городом Нахичевань-на-Дону (Нор-Нахичеван). Первые армянские поселенцы из Крыма приехали на Дон в 1779 году. По указу Екатерины II им были отведены 12 000 десятин земли и даровано самоуправление. Свой город армяне назвали Нахичеванью по аналогии с местом, где Ной впервые высадился из Ковчега. Нах – первый, ичеван – пристанище. Первое пристанище армян в России.
Центром Нахичевани было место, где сейчас расположен памятник Карлу Марксу. Но этот памятник появился там только при советской власти – а до того там красовался монумент Екатерине II, установленный в 1894 году армянским населением совместно с казачеством – символ единения народов донского края.
Необычными для горожан и туристов кажутся наименования улиц в Нахичевани – все спускающиеся к Дону улицы были названы «линиями» с различными номерами. Начинается отсчет с Нольной (которая позже разделилась на Нижненольную и Верхненольную), и далее – до 49-й линии.
Через сто лет после поселения армян на Дону посёлок, почти полностью неграмотный, стал одним из культурных городов Европы. Молодёжь ехала учиться в культурные столицы и возвращалась с багажом знаний и профессиональных навыков. Однако, после 60-х годов девятнадцатого века молодой сосед Нахичевани – Ростов-на-Дону - стал опережать её в развитии и росте.
Граница между двумя городами становилась всё более призрачной. На знаменитом нахичеванском рынке появлялись ростовские торговцы, некогда разделявший города пустырь уменьшался с каждым годом.
Условной границей двух городов была Ростово-Нахичеванская межа – мост через балку, на которой ныне расположен парк им. В. Черевичкина. Перед мостом стояли два капитальных межевых столба с золочеными надписями и гербами.
Окончательное объединение городов произошло на заре Советской врасти, поэтому не удивительно, что новый район Ростова получил имя «Пролетарский». И всё же не так просто выкинуть из памяти жителей около 150 лет истории – в народе район, располагающийся за театральной площадью, по-прежнему называют Нахичеванью. Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Нахичевань-на-Дону. Город, которого нет - Личное мнение — LiveJournal

В 1778 году по указанию Екатерины II и князя Потемкина из Крыма в земли Дона, Новороссии и Приазовья начали переселять христиан – греков, армян, грузин. На следующий год армянами был основан к востоку от крепости Святого Димитрия Ростовского, на правом берегу Дона, город Нор-Нахичеван (Новая Нахичевань). Его жители на 10 лет освобождались от уплаты налогов и службы, по окончании этого периода для них сохранялись значительные налоговые льготы, освобождение от рекрутской повинности, они получали право свободы вероисповедания и строительства своих храмов. Герб города представлял собой щит, на его серебряном поле изображено шесть пчел – символ трудолюбия, на зеленом поле – улей, символ обретения новой родины. В 1838 году город получил новое название – Нахичевань-на-Дону. В 1896 году его население составило более 32 тысяч жителей. В 1928 году город был упразднен и стал частью Пролетарского района Ростова-на-Дону.
Улицы Нахичевани, перпендикулярные Дону, называются линиями: вверх от Дона – четные, к Дону – нечетные. Серединой, от которой эти линии начинаются, является улица Советская (бывшая 1-я Соборная), которая сама по себе как бы продолжает Большую Садовую. Нумерация на улицах, параллельных Дону, начинается от площади Карла Маркса (Екатерининской), на которой стоял снесенный в 1960-х собор Григория Просветителя.
На месте снесенного собора в 1970 построили ДК завода «Красный Аксай», сейчас – Областной дом народного творчества.

В 1894 году на Екатерининской площади был установлен памятник Екатерине II.В 1917 его сняли, но в 1918 восстановили. В 1920 памятник убрали и переплавили, а в 1925 на постамент водрузили скульптуру Карла Маркса. Последний вариант памятника Марксу был установлен в 1959 году.

Здесь же, в сквере им. Фрунзе, сооружен мемориал памяти погибших в Великой Отечественной войне.





Оно было построено в конце 19 века, в 1937 в результате реконструкции двухэтажное здание надстроили еще двумя этажами.Напротив театра – бывшее здание армянского магистрата, построенное в конце 1790-х годов.

Здесь размещался первый городской орган самоуправления Нахичевани, в 1868 взамен магистрата создали городскую управу, а это здание перешло купцам Гайрабетовым, затем – директору Нахичеванского общественного банка Марку Искидарову. В 1920 его национализировали и разместили здесь художественную школу, основанную писательницей Мариэттой Шагинян и ее сестрой Магдалиной. Затем здесь были пионерский клуб, библиотека. С 2011 здесь – музей русско-армянской дружбы.На углу площади Толстого (Полицейской) и улицы Ереванской (2-й Соборной) расположены здания Нахичеванской городской управы и городской думы, построенные в 1870-х.


Построенное в 1912 году здание Нахичеванского рынка до сих пор служит торговле.

Базарная площадь, на которой он расположен, единственная из площадей центра Нахичевани сохранила свое название до наших дней.Напротив рынка – здание Нахичеванской армянской духовной семинарии (1913)






В 1920 здесь размещался военно-революционный комитет, с 1928 и по сей день – роддом.Особняки Ф.С. Кечекьяна и А.С. Сагирова (1890-е гг.) на площади Свободы (Бульварной).

В первом сейчас – детская библиотека, во втором в 1910х был один из первых кинотеатров Нахичевани «Эльдорадо» (переименованный в 1921 в честь 3-го Интернационала, затем в «Спартак). Дом Г. Чепрастова на ул. Мурлычева (бывшей 1-й Вознесенской)


В 1918 здесь находилось бюро партии левых эсеров – одной из правящих партий Донской Республики.
Интересные дома на Советской улице
Дом М.И. Занкевича


Известен тем, что в период немецкой оккупации в этом здании находилось гестапо.Дом К.К. Дилланчиянца


До 1917 в Нахичевани было семь армянских храмов и один монастырь, до наших дней сохранилась одна – кладбищенская Сурб-Карапет. Чудом сохранилась и церковь в монастыре Сурб-Хач (Святого Креста).
Монастырь был основан в пригороде Нахичевани в 1786 году, в 1792 его освятил архиепископ Иосиф Аргутинский. Церковь построили в 1792 году по проекту известного архитектора И.Е. Старова, создателя Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры.
Таким образом, эта церковь – одно из старейших (если не самое старое) зданий нынешнего Ростова-на-Дону.Здесь похоронены армянские поэты Микаэл Налбандян (1829-1866)

и Рафаэл Патканян (1830-1892),

поэт и общественный деятель, настоятель этого монастыря Арутюн Аламдарян (1795-1834), погибший при защите Сурб-Хач от напавших разбойников

армянские религиозные деятели.


В 1931 монастырь закрыли, храм был передан совхозу под зернохранилище, позднее все постройки были заброшены и пришли в упадок, колокольня сгорела, от огня пострадала и церковь. В 1960-х партийные органы решили уничтожить церковь, но этому помешала общественность. Известный художник Мартирос Сарьян, уроженец Нахичевани, поддержал сохранение храма и добился его постановки на госохрану как памятника архитектуры. Здание было восстановлено, в 1972 в нем был открыт музей русско-армянской дружбы. В марте 2007 здание храма передали Армянской апостольской церкви.Сейчас здесь чистота и порядок, любой желающий может прийти погулять и полюбоваться старейшим христианским храмом Ростова-на-Дону.


Недалеко в 2007 году был построен и православный храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
И хотя города Нахичевани больше нет, но жизнь здесь продолжается. Продолжается и история армян Нахичевани, которые сейчас являются вторым по численности после русских народом Ростова-на-Дону.
Ростов-на-Дону. Бывший город Нор-Нахичеван, он же Нахичевань-на-Дону : cr2 — LiveJournal

В черте сегодняшнего Ростова-на-Дону находится бывший армянский город Нор-Нахичеван ("нор" - "новый"). Он был основан армянами, переселёнными на Дон из Крыма по указу Екатерины II от 14 ноября 1779 года. В 1838 году название города стало более близкому к русскому звучанию, его переименовали в Нахичевань-на-Дону.
1. Гулять по нахичеванским улочками одно удовольствие. Застройка здесь больше частью не высокая, домики колоритные и старые
2. Конкретного плана прогулки здесь можно не составлять, поскольку сильно выделяющихся строений, кроме главной площади, нет. Так что идти в Нахичевани лучше туда, куда глядят глаза. Что-то примечательное обязательно найдётся
3. Кстати, часть улиц здесь называются линиями. Как в Петербурге на Васильевском острове
4. Посмотрите, какие милые южные улочки со спасительной тенью!
5. А дворики! Ух, южный колорит во всей красе!
6. Даже настенное творчество нашлось)
7. К началу 19 века Нахичевань-на-Дону стал ремесленно-промышленным и торговым центром. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Город быстро начал застраиваться домами, мастерскими и общественными зданиями
8. Домишки на любой вкус, но их объединяет одно - притягательность. Атмосфера Нахичевани сразу окутывает гостя, согревает, пленяет и не хочет отпускать
9. Примечательно, что в Нахичевани-на-Дону, в отличие от соседнего Ростова-на-Дону, не строились крупные фабрики и заводы
10. Безусловно, это сильно сказалось на облике города
11. Застройка побогаче
12. Что ни перекрёсток - то украшен архитектурой
13. Даже лёгкая обшарпанность как-то не портит Нахичевань
14. Чем ближе к центральной площади - тем застройка солиднее
15. На самой площади
16. Современные здания визуально напоминают Армению и Ереван. Названия тоже говорят о родине предков горожан
17. Храм в центре бывшего города тоже армянский
18. Многие культовые постройки Нахичевани были уничтожены в советское время. Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) новая, она освящена в 2011 году
19. Внутри мне никто не запрещал снимать
20. Церковь построена на месте, где ранее располагался храм Сурб Григор Лусаворич (Григория Просветителя)
21. Местные и приезжие армяне перед участием в "Бессмертном полку"
22.
23. В 1899 году в Нахичевани открылся городской театр, построенный по образу и подобию Одесского оперного. Весь 20-й век здание сохраняло свой профиль, хотя название театров часто менялось. Сейчас это Ростовский областной академический Молодежный театр
24. Вход на местный рынок оформлен интересно, хотя сам базар обычный
25. Во время прогулки мне попался какой-то арт-кластер. Увы, 9 мая он был закрыт, так что на территорию пройти не удалось
26. Но часть рисунков оказались и вне
27. Весьма неплохо!
28.
29.
26 ноября (9 декабря) 1917 года под Нахичеванью состоялся один из первых боёв Гражданской войны в России — казачьи части, юнкера-донцы и юнкера-добровольцы пытались выбить из Ростова-на-Дону сторонников большевиков, поднявших в Ростове восстание и захвативших в городе власть.
150 лет Нахичевань просуществовал как отдельный город, пока в 1928 году не был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону.
Сейчас он является частью Пролетарского района Ростова, но тем не менее, название "Нахичевань" продолжает жить в обиходе и неофициально использоваться жителями.
Нахичевань-на-Дону – город, ушедший в историю
Нахичевань относится к числу тех городов, которые появлением своим обязаны государственным интересам. Основан в 1779 г. по указу Екатерины II армянами, переселившимися из Крыма, с 1928 года часть города Ростова-на-Дону.Что посмотреть?
1. Музей русско-армянской дружбы с коллекцией редких фотографий, документов, бытовых вещей, традиционных костюмов.
2. Здание Молодежного театра - бывший Драмтеатр Нахичевани, конец XIX века. Нарядный торжественный фасад здания является архитектурным акцентом площади.
3. Памятник архиепископу, князю Иосифу Аргутинскому Долгорукову, основателю г. Нахичевани.
4. Храм Армянской Апостольской Церкви Сурб Арутюн (Святого Воскресения) выполненной из туфа в каноническом армянском стиле, в отличие от остальных армянских церквей, построенных на территории Дона в XIX веке.
5. Памятный знак «В память о кафедральном соборе Армянской Апостольской Церкви Сурб Григор Лусаворич (Святой Григорий Просветитель), заложенном 9 сентября 1783 г., разрушенном в 1966 г., 9 сентября 2001 г.».
6. Скульптура ростовчанина, выдающегося спортсмена Вартареса Самургашева, Олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе.
7. Мемориальный комплекс «Павшим воинам» — братская могила с Вечным огнём в сквере имени Фрунзе. Именно здесь в любую погоду стоят школьники на юнармейском Посту № 1. Он единственный в России не прекращал своего существования в конце ХХ века. Ни на один день мемориал с Вечным Огнем не оставался без почетного караула.
8. Памятник общественному деятелю, немецкому философу, писателю Карлу Марксу на месте памятника Екатерине II.
9. Нахичеванский базар - колоритный южный базар.
Где отдохнуть?
Областной Дом Народного Творчества /пл. им. Карла Маркса, 5/1/ приглашает на самые разнообразные концерты, конкурсы, фольклорные праздники, дни национальных культур, выставок мастеров декоративно-прикладного искусства и разнообразные фестивали.
Академический молодежный театр /пл. Свободы,3/ - это театр с современным взглядом на мир, любящий экспериментировать, но при этом хранящий верность лучшим театральным традициям. В каждом сезоне Молодёжный театр Ростова-на-Дону предлагает своим зрителям не менее 20 спектаклей. Причём 5-6 постановок из них обязательно премьерные.
Макаронка (MAKARONKA) /18 линия, д.8/ — единственная арт-площадка в городе объединяющая экспериментальный театр «18+», выставочную площадку и мастерские художников. В 2013 году была открыта на территории бывшей макаронной фабрики.
Нахичевань-на-Дону в середине девятнадцатого века — Нахичевань.ru

Нахичевань-на-Дону в середине девятнадцатого века был одним из крупнейших провинциальных городов юга России и еще опережал Ростов по темпам экономического развития и росту населения.
Надо напомнить, что армянский город Нор Нахичеван, основанный армянами-переселенцами из Крыма по Указу императрицы Екатерины Великой в 1779 году, был переименован в 1838 году в город Нахичевань-на-Дону. Именно в 1838 году город Нахичевань, в отличие от Нахичевани в Закавказье Эриванской губернии (ныне находится в составе Азербайджана), по решению Сената стал именоваться официально Нахичевань-на-Дону.
Кстати, в этом же 1838 году на границе Ростова и Нахичевани (нынешняя Театральная площадь) были установлены пограничные столбы. Их снесли в 1933 году. Произошло это событие уже в советское время, когда фактически и юридически города слились между собой. Так что пограничные столбы между Ростовом и Нахичеванью-на-Дону простояли почти сто лет.
Как пишет Геннадий Беленький в книге «От Богатого колодезя…», в 1844 году в Ростове и Нахичевани-на-Дону было начато мощение улиц и спусков к Дону. (Ростов-на-Дону. 2001. Донской издательский дом. Стр. 17).
Оба города бурно развивались. Население Ростова к середине девятнадцатого века составляло примерно 11 тысяч человек, а Нахичевани – 15 тысяч человек.
Интересно также, что к середине девятнадцатого века, в 1854 году, Ростов и Нахичевань становятся тыловыми городами для российской армии, участвующей в Крымской войне.
Академик В.Б. Бархударян в книге «История армянской колонии Новая Нахичевань» пишет, что армяне Новой Нахичевани множество раз проявляли свой патриотизм. Так, в частности, Бархударян пишет, что 1829 году армянские церкви устроили торжественный молебен по случаю победы русского оружия над турками. А 1847 году, во время похода русских войск против горцев Северного Кавказа, нахичеванское общество направило командующему войсками графу Воронцову специальное послание, в котором желало ему успехов. Когда русские войска нанесли горцам поражение, то нахичеванцы совершили торжественный молебен в кафедральном соборе города.

Академик В.Б. Бархударян, в частности, пишет: «Армянская колония Дона приняла действенное участие в Крымской кампании 1853-1856 годах. И это понятно. Основным театром военных действий между Турцией и её англо-французскими союзниками и русскими войсками стали Крымский полуостров и районы черноморского побережья». («История армянской колонии Новая Нахичевань. Ереван. «Айастан». 1996. Стр. 290)
В этот период времени Нахичевань-на-Дону снабжал русскую конницу лошадьми. Нахичеванские купцы и простые жители жертвовали немалые суммы для русской армии.
В середине девятнадцатого века армяне активно занимались ремесленным делом, изготовлением мешков, чувалов, глиняных труб, колодцев, изготовлением восковых свечей, кузнечным делом. В то время в Нахичевани высоко ценились сапожники, кожевники, кузнецы, ювелиры, портные, слесари. Было хорошо развито у донских армян и земледелие.
Вот приблизительно так жили донские армяне в середине девятнадцатого века у нас на Дону. Все исторические документы свидетельствуют о том, что в начале и в середине девятнадцатого века Нахичевань-на-Дону был ремесленным, промышленным и торговым центром юга России.
Георгий БАГДЫКОВ
Нахичевань — Википедия
Нахичева́нь[2] (азерб. Naxçıvan (Нахчыван), арм. Նախիջևան (Нахиджеван) — город в Азербайджане, центр одноимённой исторической области, в настоящее время — столица Нахичеванской Автономной Республики. Расположен на правом берегу реки Нахичеванчай, притока Аракса. Железнодорожная станция, автодорожный узел, аэропорт.
Впервые город был упомянут в «Географии» Птолемея под названием «Наксуана» (др.-греч. Ναξουὰνα, лат. Naxuana). Армянский историк Моисей Хоренский называл его «Иджеваном»[3].
Согласно толкованию иудейского историка Иосифа Флавия (I век), армянский топоним Нахджаван (Нахиджеван) означает «место первой высадки» (Ноева ковчега). Он писал, что город Нахиджеван был построен у подножия горы, к вершине которой во время библейского Всемирного потопа пристал Ноев ковчег[4][5].
Согласно М. Фасмеру, топоним Нахджаван (Нахичевань) происходит от арм. собственного имени „Νaχič“ и слова „avan“ — местечко, др.-перс. „avahana“ — „местечко, деревня“[6] (позднее тюркская трансформация дж → ч привела к образованию вариантов Нахичеван или Нахчыван). С этим толкованием соглашается немецкий филолог Г. Хюбшман[7]. В топонимическом словаре «Географические названия мира» автор Е. М. Поспелов указывает, что в наиболее ранней письменной форме топонима Нахтчаван «нахтча» др.-арм. представляет собой родо-племенное название, а элемент «ван» (варианты «вани», «вана»), очень продуктивный в древней топонимии Закавказья и Малой Азии, употреблялся со значениями «место», «дом», «земля», «страна», а также в роли суффикса принадлежности. Таким образом, с учётом древности топонима можно считать, что первичным было название местности Нахтчаван («земля рода нахтча»), а по ней затем получил название возникший на этой земле город[8].
В 1990-е годы русскоязычные азербайджанские источники, а впоследствии и Роскартография, стали использовать написание Нахчыва́н — с использованием недопустимого в русской орфографии буквосочетания -чы-. В СМИ других стран и литературе обычно используется традиционный советский топоним Нахичева́нь (Nakhichevan).
По преданию, город Нахичевань был основан библейским Ноем. Дата основания города по персидским и армянским источникам — 1539 год до н. э.[9]. Britannica прослеживает историю региона и города примерно с 1500 года до н. э.[10]. Согласно Советской исторической энциклопедии, город Нахичевань является одним из древних городов Закавказья, которму более 3 тысяч лет[11].
Согласно армянскому национальному преданию, отразившемуся у Мовсеса Хоренаци, около 550 года до н. э. армянский царь Тигран I Ервандид, разгромив в союзе с Киром Мидийское царство, поселил в городе и на окружающих его землях всех мидийских пленников (маров) с семейством убитого им последнего мидийского царя Астиага[12][13]. По мнению авторов «Энциклопедии Ислама», это мидийское население можно считать предками курдов этого региона[14].
Во II веке н. э. город был известен Птолемею под именем Ναξουὰνα (Наксуана). Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби приписывал основание Нахичевани (под названием Нахшеван или Накшиджихан) легендарному царю Турана Афрасиябу из иранской мифологии[15].
В начале II века до н. э. в составе области Басорепида (Васпуракан) Нахджаван (Naxçavan) был присоединён к Великой Армении царём Арташесом I[16]. Здесь он был центром одноимённого гавара (округа), входившего в наханг (провинцию) Васпуракан[17](карту см. здесь), и оставался в составе Армении до падения этого царства в начале V века н. э..
Нахджаван, по-видимому, был центром владений одного из княжеских домов Армении — Мардпетакан[18]. Титул носили династические князья из рода мардов, каспио-мидийского или матиено-маннейского происхождения, родовым доменом которых являлся Мардастан[19].
Армянский историк V века Фавстос Бузанд повествует о том, что в I веке до н. э. армянский царь Тигран Великий поселил в области Нахджаван выведенных из Палестины евреев, а в 369 году персидский царь Шапур II, во время нашествия на Армению, вывел из Нахджавана в Персию «две тысячи семей армян и 16 тысяч семей евреев»[20], что привело к утрате Нахджаваном своего былого значения[12].
В 623 году Нахджаван был одним из городов Армении, через которые византийский император Ираклий совершил свой поход на Персию[21].
В середине VII века всё Закавказье попало под власть Арабского халифата. В арабских источниках того времени Нахджаван упоминается как Нашава[22]. В 705 году арабы заживо сожгли в церквах Нахджавана и соседнего селения Харм несколько сот представителей армянской знати, приглашённых ими якобы для заключения договора[23][24].
В 885 году Нахджаван был отвоёван у арабов вторым царём Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 году Смбат передал область владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 году вернул её владетелю Сюника Смбату[25][26]. После этого Нахджаван, или Нахиджеван, как его также стали называть, оставался в составе Сюника. Здесь правили роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили своё значение и после тюркского завоевания[27]

В XI веке Нахичеван — резиденция султана сельджуков, в XII веке — одна из столиц государствa Ильдегизидов. Памятниками той эпохи являются главные достопримечательности города — величественный мавзолей Момине-хатун (1186—1187 гг.) (воздвигнут зодчим Аджеми Нахчивани, основоположником нахичеванской архитектурной школы, считается шедевром азербайджанской архитектуры)[28] и гробница Юсуфа ибн Кусейра (1162).
О своей встрече с армянами Нахичевани сообщал Гильом де Рубрук в 1253—1255 годах[29]. Папский посол Рубрук, посетивший город вскоре после его разгрома монголами, нашёл на месте этого некогда «величайшего и красивейшего города» «почти пустыню»: «Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»[30][31][32]. В XIV веке Нахичеван был разорён нашествиями Тамерлана.
Осенью 1603 года шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеванский край, однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать захваченные земли, шах Аббас решил осуществить тактику «выжженной земли» и вывел всё население Нахичевана и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии. Всего из Нахичевана и Эривани было угнано в Персию 250—300 тысяч армян[33][34].
Тем не менее турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Нахичеванский край в 1648 году, писал о Нахичеване, что «город украшают 10 000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1 000 лавок»[35].
В конце XVIII — начале XIX веков Нахичеван — столица полусамостоятельного Нахичеванского ханства[36].
В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Россия признала это ханство «в совершенной власти» Персии[37], однако с началом новой русско-персидской войны ханство было занято войсками генерала Паскевича, который 26 июня 1827 года вступил в Нахичеван, разгромив трёхтысячный персидский кавалерийский отряд.[38] По Туркманчайскому мирному договору, подписанному 10 февраля 1828 г., территория Эриванского и Нахичеванского ханств была уступлена шахом «в полную собственность» Российской империи[39]. Тогда же город Нахичеван вошёл в состав вновь созданной Армянской области. С 1849 года — центр Нахичеванского уезда Эриванской губернии.
Нахичевань на почтовой открытке Российской империиК 1896 году население Нахичевани составляло 7 433 человек: 2 376 армян, 4 512 азербайджанцев («адербейджанских татар» по тогдашней терминологии) и 52 русских. В городе имелись одна православная и три армяно-григорианских церкви, три мечети[40]. Путешественник Луиджи Виллари, посетивший регион в 1905 году, сообщает, что в Нахичевани татары (имелись в виду азербайджанцы) более обеспечены, чем сами армяне, и владеют почти всей землёй, тогда как большая часть армян, в качестве крестьян, работает на их владениях[41].
В июне 1918 года город вначале заняли турецкие войска, при поддержке которых была провозглашёна Аракская Республика, а затем в ноябре 1918 года их сменили англичане. В марте 1919 года войска Карабекира заняли Нахичеван как спорную территорию между Азербайджаном и Арменией[42]. 28 июля 1920 года Нахичевань была занята частями 11-й Красной Армии, в то же время сохранялось дестабилизирующее влияние турецкой армии[43]. В январе 1921 года Сталин в разговоре с представителем Армении утверждал, что разговора о Нахичевани быть не может — она однозначно должна быть в составе Армении[43].
В начале 1921 года был проведён референдум, который показал, что 90 % участвующих в референдуме хочет быть в составе Азербайджана на правах автономной республики[44]. Многие армянские деревни не были осведомлены о переходе Нахичевани под контроль Азербайджана[43]. В феврале 1921 года множество армянских беженцев скопилось в Садараке[43].
С 9 февраля 1924 года столица Нахичеванской АССР[45]. В советское время город был реконструирован, были построены новые жилые районы, административные и общественные здания, в том числе здание Музыкально-драматического театра (1964, архитекторы Э. Исмаилов, Г. Меджидов), Нахичеванского обкома КП Азербайджана (1965, архитектор Ю. Ибрагимов). В 1970—1980-е годы Нахичевань застраивается по генеральному плану 1968 года (архитекторы У. Ибрагимова, Н. Мамедбейли)[36].
Климат Нахичевани | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | 0,8 | 4,0 | 12,3 | 20,1 | 24,7 | 29,5 | 34,7 | 33,7 | 30,1 | 21,9 | 12,6 | 5,1 | 19,1 |
Средняя температура, °C | −4 | −0,5 | 5,4 | 12,4 | 17,5 | 22,4 | 26,9 | 26,2 | 21,9 | 14,1 | 6,5 | 0,9 | 12,4 |
Средний минимум, °C | −6,8 | −4,3 | 1,0 | 7,4 | 11,5 | 15,9 | 20,0 | 18,7 | 14,7 | 8,2 | 2,3 | −2,5 | 7,1 |
Норма осадков, мм | 19 | 18 | 29 | 38 | 36 | 30 | 17 | 8 | 11 | 26 | 20 | 15 | 267 |
Источник: World Climate |
Город является главным транспортным центром республики. В Нахичевани находится единственный аэропорт. Из него выполняются пассажирские рейсы в Баку, Гянджу, Киев, Москву, Стамбул.
С железнодорожного вокзала станции Нахичевань отправляются пассажирские поезда регулярного сообщения до Шарура, Джульфы, Ордубада. Налажено регулярное международное сообщение с иранскими городами Тебриз, Тегеран, Мешхед. Скорый поезд 15/16 отправляется до иранского города Мешхед один раз в неделю.
Автомобильное сообщение с Турцией.
С 3 ноября 1986 года по апрель 2004 в городе функционировала троллейбусная система.
Памятники Нахичевани[править | править код]
Фотографии города[править | править код]
- ↑ Əhali | Azərbaycan Respublikasının Dövlət Statistika Komitəsi
- ↑ Суперанская А. В. Словарь географических названий. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 208 с. — С. 82.
- ↑ Flavius Josephus, William Whiston, Paul L. Maier. The new complete works of Josephus. — Revised and expanded edition. — Kregel Academic, 1999. — P. 56. — 1143 p. — ISBN 0825429242, ISBN 9780825429248.
It is called in Ptolemy Naxuana, and by Moses Chorenensis, the Armenian historian, Idsheuan…
- ↑ Josephus, Antiquities of the Jews, Chapter 3, прим. 6:"This Αποβατηριον , or Place of Descent, is the proper rendering of the Armenian name of this very city. It is called in Ptolemy Naxuana, and by Moses Chorenensis, the Armenian historian, Idsheuan; but at the place itself Nachidsheuan, which signifies The first place of descent, and is a lasting monument of the preservation of Noah in the ark, upon the top of that mountain, at whose foot it was built, as the first city or town after the flood.«
- ↑ Иосиф Флавий, „Иудейские древности“, кн. I , гл. I
- ↑ Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. — С-П. „Терра“, 1996. — Т.3, Стр. 50
- ↑ B. Crouse. Noah's Ark: Its Final Berth // Archaeology and Biblical Research. — Summer, 1992. — Т. 5, № 3. Архивировано 12 марта 2008 года.
According to the Armenian language scholar, Heinrich Hubschmann, the city of Nakhichavan, which does mean „Place of First Descent“ in Armenian, was not known by that name in antiquity. Rather, he says the present-day name evolved to „Nakhichavan“ from „Naxcavan“. The prefix „Naxc“ was a name and „avan“ is Armenian for „town“» // See the work of Heinrich Hubschmann in "Armeniaca, " Strassburger Festschrift zur XLVI Versammlung Deutscher Philologen und Schulmanner (Strassburg: Verlag von Karl Tauberner, 1901), Section V. cited in Lloyd R. Bailey, Noah (Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1989) p. 190ff.
- ↑ Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: «Русские словари», 1998. — С. 160. — 372 с. — ISBN 5-89216-029-7.
- ↑ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- ↑ Britannica. Nakhichevan. «The republic, especially the capital city of Nakhichevan, has a long history dating back to about 1500 bc.»
- ↑ Нахичевань // Советская историческая энциклопедия. — 1967. — Т. X. — С. 16.
- ↑ 1 2 Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху её присоединения к Российской Империи. — СПб., 1852. — С. 321—322.
- ↑ Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван. Айастан. 1990: «Ануйш же, первую жену Аждахака, и многих девиц из его потомства, вместе с юношами и множеством пленных, числом более десяти тысяч, он поселяет на восточном склоне великой горы <Масис (Арарат)> до пределов (области) Голтн, а именно — в Тамбате, Оскиоле и Дажгуйнке, а также в других дастакертах, одним из которых является Вранджуник, (расположенных) вдоль реки <Аракс> до места, находящегося напротив крепости Нахчавана. (Отводит им) также три авана — Храм, Джугу и Хошакуник — по другую сторону реки, всю равнину от Ажданакана до той же крепости Нахчавана».
- ↑ The Encyclopaedia of Islam. — Leiden — New York, 1993. — Т. VII. — С. 922.
- ↑ Эвлия Челеби. Книга путешествий. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана.
- ↑ Страбон. География, XI, XIV, 5
- ↑ Анания Ширакаци. Армянская география
- ↑ Robert H.Hewsen. Armenian Van/Vaspurakan / Richard G. Hovannisian. — Mazda Publishers, 2000. — С. 19.
The large land of the Mardpetakan lay in the midst of these other principalities and probably comprised the districts of Mardastan, Bun (Main or Original) Mardastan, Chuash-rot, Tornavan, Arjishakovit, Khunghanovit, Aghand-rot, Krchunik, and, across Araxes River, the district of Nakhchavan. A royal land by the fourth century, the Mardpetakan may have been originally a part of Artaz. Its center was apparently the city of Nakhchavan (Greek: Naxouana or Apobaterion, the latter a translation of the Armenian folk etymology Nakhichevan «place of the descent [Noah from the Ark]»)
- ↑ Cyril Toumanoff. States and Dynasties of Caucasia in the Formative Centuries. — 1963. — С. 169.
The office of Grand Chamberlain was, moreover, conjoined with the dignity of mardpet, so that the terms hayrut’iwn (Grand Chamberlainship) and mardpetut’iwn (Mardpet-dom) became synonymous. The dignity in question was originally a gentilitial title which denoted the dynastic princes of the tribe of the Mardians. These represented a Caspio-Median or Ma(n)tianian-Mannaean enclave in Armenia, south of the Araxes and east of lake Van, with Mardastan, on the eastern shore of that lake, as their territory and as the nucleus of Mardpetakan, or the generality of the Mardpet’s dominions that stretched from Van to Atropatene.
- ↑ Фавстос Бузанд. История, IV, 40
- ↑ ARMENIA AND IRAN ii. The pre-Islamic period — статья из Encyclopædia Iranica. M. L. Chaumont
Оригинальный текст (англ.)
In 610 Heraclius, who may perhaps have been of Armenian origin, seized the throne at Constantinople. In 623 he began a stubborn campaign, indeed a veritable crusade, to reconquer Byzantine Armenia. After passing through Armenia by way of Karin, Dvin, and Naḵčevān, he entered Atropatene, where he destroyed the great fire-temple of Ādur Gušnāsp.
- ↑ V. Minorsky. Studies in Caucasian History. — CUP Archive, 1953. — С. 34.
- ↑ Всемирная история. Т. 3. — М., 1956. — С. 137.
- ↑ История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. — М.: Восточная литература, 2002. — ISBN 5-02-017711-3
- ↑ Lynn Jones. Between Islam and Byzantium: Aght'amar and the visual construction of medieval Armenian rulership. — Ashgate Publishing, 2007. — P. 65. — 144 p. — ISBN 0754638529, ISBN 9780754638520.:
The catholicos promptly excommunicated Ashot, and the prince died one year later, in 904. Gagik Artsruni succeeded his brother as prince of Vaspuarakan. Smbat, unsure of Artsrunik' loyalty, took Nakhchavan from them and restored it to the prince of Siunik'.
- ↑ Ованес Драсханакертци. История Армении. Гл. 43 и прим.
- ↑ Нахичеван
- ↑ Ronald G. Suny, James Nichol, Darrell L. Slider. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Country Studies. p 88. ISBN 0-7881-2813-2.
- ↑ Robert W. Thomson. The Crusaders through Armenian Eyes // The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World / Edited by Angeliki E. Laiou and Roy Parviz Mottahedeh. — Dumbarton Oaks, 2001. — P. 77.
- ↑ Peter Jackson, David Morgan //The mission of Friar William of Rubruck: his journey to the court of the Great Khan Möngke, 1253—1255 //Том 2,Часть 4,Выпуск 173 стр 265(312) Hakluyt Society, 1990 ISBN 0-904180-29-8, 9780904180299
It contained at one time eight hundred Armenian churches, but now there are no more than two tiny ones, as they have been demolished by the Saracens: in one of them I celebrated the Christmas feast.
- ↑ Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны, гл. 51
- ↑ Зодчество Азербайджана XII—XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока
- ↑ James Stuart Olson, Lee Brigance Pappas, Nicholas Charles Pappas. An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires, p.44:
Armenians were uprooted during these wars, and, in 1604, some 250,000 Armenians were forcibly transferred by Shah 'Abbas to Iran. By the seventeenth century, the Armenian had become a minority in parts of their historic lands
- ↑ Massoume Price. Iran’s diverse peoples: a reference sourcebook, p. 71:
Primary sources estimate that between 1604 and 1605 some 250 to 300,000 Armenians were removed from Armenia for settlement in Iran.
- ↑ Эвлия Челеби->Книга Путешествий->Издание 1983 г.->Земли Закавказья, Малой Азии и Ирана->Глава 6
- ↑ 1 2 Нахичевань // Художественная энциклопедия (рус.).. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В. М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986
- ↑ Гюлистанский мирный договор
- ↑ Граф Паскевич-Эриванский
- ↑ Туркманчайский мирный договор
- ↑ Нахичевань // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Fire and Sword in the Caucasus by Luigi Villari. London, T. F. Unwin, 1906: p. 267
As at Erivan, the Tartars are wealthier than the Armenians, and own nearly all the land, whereas the bulk of the Armenians are peasants on Tartar properties or on those of the State.
- ↑ Charlotte Mathilde Louise Hille. State Building and Conflict Resolution in the Caucasus. — BRILL, 2010. — Т. 1. — С. 173. — 359 с. — ISBN 9789004179011.
- ↑ 1 2 3 4 Из истории деарменизации Нахичеванского края (1920-1921). Архивные документы. (неопр.).
- ↑ Audrey L. Altstadt. The Azerbaijani Turks: power and identity under Russian rule. — Hoover Press, 1992. — P. 116. — 331 p. — (Studies of nationalities). — ISBN 0-8179-9182-4, ISBN 978-0-8179-9182-1.
A referendum taken early in 1921 demonstrated that «nine-tenths» of the Nakhjivan population wanted to be included in Azerbaijan, «with the rights of an autonomus republic».
- ↑ Вопрос Нахичевана в актуальном поле дискуссии // Новости Армении
Знакомство с Ростовом-на-Дону. Маршрут 4. Нахичевань и район «Сельмаш»
Россия Август 2017
Во времена правления Екатерины Великой в Крыму началось притеснение христианского населения, стремясь ослабить Крымское ханство, как одного из противников Российской Империи, императрица приглашает христиан Крыма в Россию. До приезда основной массы переселенцев в Россию прибывает делегация с целью выбора пригодных для существования мест обитания, активную роль в этом сыграл глава епархии российских армян Иосиф Аргутинский. Поэтому рядом с Молодежным театром можно увидеть его небольшой бюст. Уже в 1779 году армянам были дарованы земли близ Ростовской крепости, пригодные для развития земледелия, животноводства, развития ремесел, а значит, и торговли. Екатерина II даровала переселенцам освобождение от службы и налогов, право на свободу вероисповедания. Армяне получили разрешение на основание сельских поселений: Чалтырь, село Крым, Малые Салы и Большие Салы, Несветай, Самбек (все эти села в настоящее время входят в Мясниковский район Ростовской области). А город был назван Нор-Нахичевань (т. е. Новая Нахичевань), позже переименованный в Нахичевань — на -Дону.
Чтобы получить статус города местные жители пошли на хитрость: поселение поделили пополам, и получившиеся улицы, перпендикулярные Дону, назвали линиями: вверх от главной улицы- четные, к Дону от нее- нечетные. Главной улицей города была Соборная, ныне Советская, все дома, строившиеся на ней, были богато украшены. На первых этажах, как правило, велась торговля, а вторые этажи были жилыми.
На главной площади Нахичевани — Соборной (ныне пл. Карла Маркса) находился Собор Григория Просветителя, построенный в 1783–1807 годах, от него и велась нумерация домов. В 1894 году на площади перед собором благодарными жителями города был установлен памятник Екатерине II. Храм в середине 1960-х был снесен, а в 1970 г. на его месте построен Дворец культуры завода Красный Аксай. Памятник Екатерине II демонтировали и переплавили гораздо раньше — с 1925 г.на его месте располагается памятник Карлу Марксу и площадь носит имя Карла Маркса.
Представители местной армянской диаспоры неоднократно поднимали вопрос о восстановлении памятника Екатерине II на прежнем месте, предлагая все расходы на установку памятника взять на себя. Но вопрос восстановления памятника пока не решён. А вот рядом с тем местом, где прежде располагался Собор «Святой Григорий Просветитель» в 2011 г. была построена новая церковь — Сурб Арутюн (Святого Воскресения, пл. Толстого,2В).
Слева от Дворца «Красный Аксай»(если стоять лицом к нему) располагается мемориальный комплекс «Павшим воинам» — скорбящая Родина — мать и разорванное кольцо, как символ прерванной жизни, посвященный воинам и мирным людям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На этом месте в 1943 году располагалась братская могила, здесь захоронено более 300 человек. С 9 мая 1975 года у вечного огня действует Пост № 1: ростовские школьники старших классов в течение всего учебного года в любую погоду несут караул у мемориала.
А справа от Дворца находится Молодёжный театр, открытый в 1899 году — здание демонстрирует смешение стилей — барокко, ренессанса и классицизма.
Напротив театра расположился Музей русско-армянской дружбы, к которому примыкает бывшее здание Армянского магистрата (пл. Свободы 12).
А если встать спиной к театру, повернуться направо и дойти до угла, то на противоположной стороне вы увидите удивительный Особняк Лусегена Попова (пл, Карла Маркса 6). Дом был построен в 1890–1891 годах и принадлежал землевладельцу и скотопромышленнику Лусегену Попову. Первый этаж особняка арендовали различные конторы и торговые лавки. Апартаменты владельца располагались на втором этаже. В 1920 году в особняке разместился военно-революционный комитет, а позже здесь открылся родильный дом, не прекращавший свою работу даже в годы оккупации города во время ВОВ, в подвалах здания остались работать лишь 3 женщины-врача. Роддом в этом здании находится и в наши дни.
Полюбовавшись площадями Карла-Маркса, Толстого и Свободы (в целом это наверное одна площадь, но так уж повелось) — можно зайти на большой Нахичеванский базар и купить свежие фрукты и овощи, вкусные местные сыры и другие молочные продукты. Если вы проголодались — можно зайти в супермаркет «Фреш», или посетить «Рис», а можно отправиться в «Золотой колос», который располагается наискосок от памятника Карлу Маркса и попробовать вкусные и разнообразные кондитерские изделия.
Дойдя до кафе продолжаем движение на 1 квартал вперед до Особняк Егора Красильникова(ул, 1-я Майская 6) — Дом на 1-й Софиевской улице (ныне 1-й Майской) был построен по заказу купца Егора Красильникова., здесь он жил со своей семьёй. В доме часто проходили балы и приёмы. Окна двусветного зала приёмов выходили на 1-ю Софиевскую улицу. К нему примыкала галерея с балюстрадой, где выступали музыканты. Вдоль фасада по 18-й Линии располагались спальня, детские, кабинет и другие помещения. В цокольном этаже находились подсобные помещения: кухня, прачечная и комнаты для прислуги. Конюшня, каретник и ледник размещались во дворе. После национализации здесь находился пункт помощи голодным детям, затем поликлиника, в настоящее время — женская консультация.
Ну что, еще не устали? Тогда предлагаю вам посетить самый большой в городе, уютнейший, с зелеными аллеями парк культуры и отдыха имени Николая Островского. ОТ площади Карла Маркса можно добраться до площади Комбайностроителей (ДК «Ростсельмаш») на автобусах: 67, 3, 3а, а также на маршрутных такси: 54, МЕГА-Зоопарк, 19, 79, 66 и 24.
На месте нынешнего парка в 1894 году были посажены Балабановские рощи, принадлежавшие Нахичевани. В течение своего существования парк часто переименовывался: Пролетарский, имени Шеболдаева, имени Марии Ульяновой, но уже в 70-е годы 20-го столетия парк получил своё нынешнее название — Парк культуры и отдыха имени Николая Островского.
Главная его особенность — это зеленые насаждения, с редкими породами деревьев и кустарника, некоторым деревьям уже больше ста лет. В парке множество аттракционов для детей, действующая детская железная дорога.
Своему рождению парк, да и сам район обязаны известнейшему заводу «Ростсельмаш». Строительство завода развернулось в 1926 году, а Ростов — на-Дону был идеальным городом для постройки, недаром мы зовемся «Воротами на Кавказ», а также рядом Кубань и Украина. Строился завод в чистом поле, совместно с ним появился и первый район для рабочих. За Сельмашстроем следили во всех уголках нашей родины. Завод -гигант и новый район были выстроены всего за 5 лет. Район обустраивается, здесь появляется собственный футбольный клуб, ныне ФК «Ростов» и парк, у самого входа в который Стела Героев, ведь тысячи рабочих уходили добровольцами на фронт в годы ВОВ, а их места занимали женщины и дети. Чтобы завод не достался немцам, оборудование перевозилось в Ташкент, где предприятие также трудилось на нужды фронта.
После освобождения Ростова 14 февраля 1943 года войска Южного фронта освободили Ростов-на-Дону. Город лежал в руинах, в том числе Ростсельмаш и его поселки, которые фашисты планомерно взрывали восемь суток перед сдачей города. Ростов-на-Дону вошел в 10 городов, наиболее пострадавших в годы войны, но, несмотря на кровопролитнейшие бои за Ростов, сражения на Миус- Фронте, из-за второй оккупации городу не было присвоено звание города-героя. Лишь в 2008 году город стал Городом Воинской славы. (Стела у аэропорта свидетельствует об этом).
Нахичевань-на-Дону.: tannen — LiveJournal
Для меня Ростов, это прежде всего его армянская часть Нахичевань.
После слияния крепости Ростов и города Нахичевань-на-дону, город приобрел два своих лица.
Точнее не так, лицо города стало подобно венецианской маске, разделенной пополам, где левая часть не похожа на правую.
Причем что забавно, сама Нахичевань так же разделена Нахичеванским рынком пополам, и от театральной площади до рынка, это трех четырех этажные ЖАКТы, с вкраплениями частных владений, а после рынка, совсем другая, двух этажная, с массовой частной застройкой.
Мои предки по отцовской линии жили в левой части от рынка, по материнской по правой.
Кстати забавная штука. Все улицы в Нахичевани, располагающиеся параллельно Дону имеют нормальные названия. А вот те которые перпендикулярны, называются тупо линиями. С нулевой по сорок пятую, и Рынок, середина района, находится на 22 линии.
Так что, для меня Ростов, это прежде всего его армянская часть Нахичевань, с границами проходящими по 18 и 32 линии.
И это совсем два разных мира.
Они настолько разные, что когда я топал от одних дедушек и бабушек другим, и походил насквозь через рынок, я представлял себе что прохожу через некий портал, настолько были видны две большие разницы на входе портала и его выходе.
А еще, был третий мир, это дорога от дома на зеленый остров. Дорога от Вити Черевичкина до острова шла по 29 линии.
КакбЭ ничего особенного, никаких архитектурных шедевров, никакого явного колорита, даже наоборот, много запущенных ЖАКТов и частных домов, особенно при подходе к Дону.
Там ведь даже набережной нет, по мудацкой советской традиции, на самом золотом месте захреначить железную дорогу и пром зону.
То-ли завод, то-ли склады, пердь одним словом.
Но это все было таким настоящим, таким моим, что порою мне казалось что дорога туда и назад проходила по коридорам какого-то большого дома. Даже не по коридорам а по лабиринтам, ведь не обязательно же было идти одной дорогой, можно было петлять по соседним линиям, и еще не известно что было интереснее, идти на остров, или на нем купаться и загорать.
Вощем, месяц назад я сгонял в Ростов, и сфотографировал то, что осталось от моего детского мира, и предлагаю посмотреть на мой Ростов моими глазами.
ДОМА.
1. Для начала два характерных строения для моей части города.
2. То что слева, это постройки до революционные, то что справа после.
3. Обратите внимание на парадный вход на фасаде дома. До революции в этих домах обитал средний класс. Мелкие дворяне, служащие, чиновники. Парадный вход официальный, для прислуги же был черный вход. После революции эти дома были превращены в коммуналки, парадный вход как правило заколочен, из прихожей в таком случае получалась дополнительная комната.
В моем детстве лишь каждый третий парадный вход использовался по назначению, теперь же я смог найти лишь пару работающих по своему прямому назначению.
4. Кстати говоря, куда-то пропали с фасадов домов чугунные кольца, для привязывания коней. Дядька говорит все повыдергивали хулиганы на цветмет.
5.
6.
7. В принципе за кое какими домами следят владельцы.
8.
9. Какие то в аховом состоянии, и реально обидно за это.
Посмотрите какой жирный же дом. И похоже пропадет.
10. Ну и еще парочку в разной степени сохранности.
11.
12.
13.
14. А это уже ЖАКТ, и на самом деле это самое интересное, и это интересное внутри.
Но Что такое ЖАКТ и что там такого интересного в продолжении, так как это особый разговор.
15. А теперь за дома советского периода.
Есть даже некоего переходного периода. Он уже типовой казацкий дом, но с парадняком.

16. Но в основном это типичная казацкий тип, еще сохранились даже мазанки.
17. Кстати за ставни. РОСТОВ это всегда был город ставней. На каждом втором доме всегда были ставни.
Они правда еще есть, но чую я время их заканчивается.
18.
19.
20. Кстати говоря, в моем детстве было очень много домов с цокольным эпатажем, где были квартиры с окнами ниже ватерлинии.
И когда ты маленький, и идешь вдоль таких окон, то очень чудесно заглядывать в них, и каждом новом окне свой мир.
21. И эти миры отнюдь не порождения фантазии. Какие еще фантазии, если на лицо артефакты явно не земного происхождения. И ученым еще предстоит выяснить что это и для чего.
22,
23. Ставни это не только защита от солнечных лучей, это еще и элемент крепостной защиты от содомитов.
24. Враг не пройдет!
25.
26. Кстати не все ставни находятся снаружи. С старорежимных домах ставни всегда были внутренние. В доме моего деда тоже.
Благодаря им сохранялся сумрак до упора, что благодатно сказывалось на общей высыпаемости.
Остальное завтра.
И самый цимес впереди.
Ростов 1 часть.
Ростов 2 часть.
Ростов 3 часть.
Ростов 4 часть.
Ростов 5 часть.
Из истории Нахичевани-на-Дону - Из истории Ростова - Ростов со всех сторон - Статьи, очерки, зарисовки
Листая недавно одну из книг по истории Ростова и Нахичевани , узнала некоторые очень интересные детали, о некоторых из них спешу рассказать!Все мы уже знаем, что в 1893 году в Нахичевани появилось электрическое уличное освещение, и произошло это на три года раньше чем в Ростове. Но ведь первая электростанция в Нахичевани была построена только в 1910 году! Возникает вопрос-откуда же бралась энергия для первых электролиний города? И вот в книге по истории водопровода находится ответ- как свидетельствуют документальные источники, функции первой электростанции здесь выполнял достаточно долгое время генератор, который был установлен на насосной станции Нахичеванского водопровода. Так в небольшом городке водопровод помог осветить улицы!
Я конечно потрудилась проехать по Нахичевани, думая что может что то очень интересное найду типа остатков старых насосных станций, или каменных водосборных галерей и т.п., в местах где когда то они были, но, увы, везде или частные дома, или мусорные свалки огороженные забором..
Еще одна интересная деталь из истории Нахичевани- "мемориальные родники". С основания города для питья использовалась как правило прежде всего вода из родников, находящихся на окраине города в Кизитеринской балке. Были источники и на территории завода "Красный Аксай", вот они как раз и были "мемориальными" - благоустроил их в 1785 году гражданин Н.Баракян, в память о своих детях , умерших при переселении из Крыма. По документам сохранилась даже высеченная на каменной плите надпись на армянском языке, которую конечно в наши дни мы вряд ли сможем найти там на территории развалин завода.. Оказывается такая традиция мемориальных родников издавна существует у армян!
Дополнение №1 (alex 272):
Фрагмент карты Нахичевани показывает нам место расположения одной из Нахичеванских водонапорных башен (обведено).

Сегодня это угол "Т" образного перекрёстка на ул. Буйнакская. Выше по карте (объект "12"), это место стоявшей здесь некогда водоразборной башенки. Мы подобные знаем по историческим фото Ростова (на перекрёстках Таганрогского пр. и Старо-Почтовой, на перекрёстке Б.Садовой и Большого, под зданием знакомым нам сегодня больше, как бывший магазин "Молоко"). Не помню, откуда я скачал это фото, м.б. в "Темернике", а м.б. ещё где-то:

Это 2008 год. Похоже на башню? Не очень. Тому кто не верит, что это в самом деле бывшая башня, показываю как она выглядела изначально:

Лишь арочка с центре здания показывает месторнахождение бывшего входа в башню. Углы уже выпрямлены, высоты, наверное 100 лет как нет.
А вот виды этого же останка башни этого месяца:

Вид "со двора" и с улицы. Июнь 2012 г.
Удивительное понимание эстетики.
Источники: Нахичеван, водоканал, водопровод, электростанция
на-Дону - это... Что такое Нахичевань-на-Дону?
Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Город Нахичевань-на-Дону
|

Нахичевань-на-Дону (Нахичеван, арм. Նոր Նախիջևան, [noɾ nɑχitʃʰɛˈvɑn]) — в прошлом город на правом берегу реки Дон, ныне в составе Пролетарского района города Ростова-на-Дону. Периодически появляются предложения о переименовании района в Нахичеванский.
Город Нахичеван и сёла Чалтырь, Крым, Султан-Салы, Большие Салы и Несветай были основан армянами, переселёнными из Крыма по указу Екатерины II от 9 марта 1779 года. С 1928 года город Нахичевань-на-Дону стал Пролетарским районом города Ростова-на-Дону[1]. А сёла и по сей день составляют национальный армянский район, именуемый Мясниковским районом Ростовской области.
История
Первоначально назывался Нахичеван. Затем, в 1838 году был переименован в Нахичевань-на-Дону.
Нахичевань-на-Дону также включала Каменку, часть нынешнего Первомайского района и Сурб Хач в Ворошиловском. В настоящее время все эти территории в составе города Ростова-на-Дону.
К началу XIX века Нахичевань-на-Дону стал ремесленно-промышленным и торговым центром. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Город быстро начал застраиваться домами, мастерскими, общественными зданиями, расположенными на прямых и широких улицах. В городе было построено 6 армянских церквей, а в пригороде возведён монастырь Сурб Ншан. Переселенцам была предоставлена относительная автономия.
В 1783 году в городе была открыта типография, побывавший в Нахичеване в этом же году русский ученый Николай Озерецковский так описывал город:
ездили мы смотреть вышеупомянутой армянской город Нахачевань, которой не далее двух верст от крепости отстоит. Он довольно уже заселен, а надобно надеятся, что со временем гораздо будет многолюднее и обширнее. Жители онаго из числа тех 20000 армян, вышедших из Крима в 1776 году, которым и даны в России для поселения земли. Они имеют свои особенные привилегии и своего армянскаго архиерея, под ведением котораго состоит астраханское и кизлярское армянское священство. В сем городе заводятся уже разные фабрики и заведения[2] |
Действовали духовная семинария, женские и мужские гимназии, ремесленное и коммерческое училища. В 1900 году было построено новое здание театра. В общей сложности, в 1819 году в городе действовало 9 благотворительных и просветительских учреждений.
26 ноября (9 декабря) 1917 года[3] под Нахичеванью состоялся один из первых боёв Гражданской войны в России — немногочисленные верные присяге казачьи части, юнкера-донцы и юнкера-добровольцы пытались выбить из Ростова-на-Дону сторонников большевиков, поднявших в Ростове восстание и захвативших в городе власть.
Выходцами из Нахичевани-на-Дону были многие деятели армянской культуры — армянский просветитель, публицист и поэт, революционный демократ Микаэл Налбандян, писатель Рафаэл Патканян, художник Мартирос Сарьян, актёр Георгий Тусузов и многие другие. Несколько поколений нахичеванских армян получили образование в лучших учебных заведениях России и за границей.
В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону. Тем не менее, топоним «Нахичевань» продолжает неофициально использоваться жителями Ростова применительно к соответствующей части города.
Известные уроженцы
Фотогалерея
- Виды города
-
Армянская церковь Сурб Хач (Святой Крест)
-
Церковь святого Карапета
-
Театр юного зрителя
-
Руины церкви Сурб Геворк в Султан Салы
-
Церковь святого Амбарцума в Чалтыре