Где в москве находится японский сад


Японский сад, Главный ботанический сад, Москва

     г. Москва, Ботаническая ул.
http://www.gbsad.ru/

     «Придумали» японский сад в Москве два человека — член-корреспондент Академии наук Петр Иванович Лапин (в 1980 –х годах был директором Ботанического сада) и посол Японии в Москве Акира Сигемицу.
     Посольство Японии обратилось в Японский Фонд, который, в свою очередь, нашел партнера по финансированию в лице Мемориальной ассоциации Всемирной выставки ЭКСПО-70 и пригласил Кена Накадзиму, выдающегося мастера ландшафтного дизайна.

     Выбор места под сад выпал на северную часть дендрария с прилегающими прудами и незанятыми экспозициями участками. После переноса коллекций рододендронов и ив, в октябре 1983 года начался первый этап земляных работ. Были сформированы основные контуры водоемов и водотоков, существующий пруд расширили, на нём появился остров.
     Весной 1984 года Кен Накадзима с тремя своими помощниками приехал в Москву для участия в строительстве сада.

     Композиционным центром сада является каменная пагода, состоящая из тринадцати отдельных ярусов. Число «тринадцать» имеет в буддизме очень важное значение — это число областей обитания Будды; оно пришло в японский буддизм из китайского ламаизма.

      Дорожки в японском саду прокладываются по рельефу не уже 1 метра. Используется песок или мелкий щебень.
     Характерны для японского сада садовые домики, глядя в окна которых, открывается картинный вид. Домики делают для чайной церемонии и для отдыха. Стены закрывают рисовой бумагой.

     Еще одним элементом японского сада являются каменные фонари. Типов фонарей очень много, но наиболее популярны пять основных: Юкими, Орибе, Касуга, Ямадоро и Оки. По-японски фонарь называется торо; это название прибавляется к имени фонаря и пишется через дефис: например, Орибе-торо.
Когда-то давно фонари исполняли свою непосредственную функцию — освещали дорожки, а потом стали просто архитектурным элементом сада. В Японском саду установлены несколько типов фонарей. Юкими-торо — «фонарь любования снегом» — имеет большую плоскую крышу, на которой долго не тает снег. Чаще всего его ставят на островах, на камнях, но обязательно возле воды.

     Орибе-торо — фонарь мастера чая Орибе — всегда располагается рядом с каменной чашей — цукубаем, из которой брали воду для чайной церемонии. Этот фонарь имеет интересную легенду своего происхождения: мастер чая Орибе, живший в буддийском храме, исповедовал христианство. Но в начале XVI века оно было под запретом. Мастер вырезал в нижней части каменного фонаря, всегда закрытой листьями растений, распятие. Подходя к цукубаю за водой, он опускался на колени и молился.

     Самой первой постройкой Японского сада были бамбуковые ворота, установленные летом 1989 года.

     Любой японский сад включает пять компонентов: духовный — идею, и четыре материальных: камни, воду, растения и архитектурные элементы.
     Камни используются природные, необработанные. Устанавливают их либо плоско, либо с наклоном. Камни постепенно обрастают мхом.

     Во всех японских садов обязательно присутствует вода, символизирующая очищение.
     В Японском саду есть и пруд с кувшинками, заменившими лотосы, и ручьи, и небольшие водопады. В каждом из них отражаются небо и многочисленные растения.

     В Японском саду растет более 100 видов растений. Некоторые из них привезли с острова Хоккайдо, почти все хвойные — из Минска, рододендроны — из Риги, часть растений предоставили Ботанические сады Московского и Львовского университетов.

     Плоды сакуры.
     Традиционный японский элемент сада — каменистые ручьи. Для создания которых было привезено 250 тонн камней.

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


Япoнcкий caд Глaвнoгo Бoтaничecкoгo caдa PAH

В пятницу попала на прекрасную экскурсию по Японскому саду, которую проводила Ольга Никитина.

Идея создания японского сада в Москве принадлежит Петру Ивановичу Лапину, который в 80-х годах прошлого века был директором Ботанического сада и послу Японии в Москве Акире Сигемицу.

Посольство Японии обратилось в Японский Фонд, который, в свою очередь, нашел партнера по финансированию в лице Мемориальной ассоциации Всемирной выставки ЭКСПО-70 и пригласил Кена Накадзиму, выдающегося мастера ландшафтного дизайна, построившего японские сады в Австралии и Америке, Франции и Канаде, Омане, Монголии и др.

Выбор места под сад выпал на северную часть дендрария с прилегающими прудами и незанятыми экспозициями участками. После переноса коллекций рододендронов и ив, в октябре 1983 года начался первый этап земляных работ. Были сформированы основные контуры водоемов и водотоков, существующий пруд расширили, на нем появился остров.

Весной 1984 года Кен Накадзима с тремя своими помощниками приехал в Москву для участия в строительстве сада.

Работы по созданию экспозиции продолжались до 1987 гoда пpи yчacтии cтpoитeльнoй фиpмы «Baтaнaбeтoми».

С тех пор сад вырос и почти не изменился. Кое-где добавлена нехарактерная лаванда и у дальней решетки установили московские, нехарактерные для Японии скамейки.

Искусство создания садов в Японию пришло из Китая благодаря буддийским монахам. Сперва сады разбивались около храмов, потом замков, потом у домов японской аристократии. Искусство создания сада приравнено к двум другим высоким искусствам Японии - живописи и каллиграфии. Основные принципы создания были заложены в VI - VIII веках.

Японский сад в Москве - стилизованный сад, потому что многие растения, характерные для японского сада, не растут в нашем климате. Поэтому создание сада велось по принципу замены растений без потери характерного облика.

Дорожки в японском саду прокладываются по рельефу не уже 1 метра. Используется песок или мелкий щебень, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.

Композиционный центр сада - пагода. У пагоды всегда нечетное число ярусов. Этой пагоде около 150 лет и у нее 13 ярусов. За пагодой в Японии высаживают криптомерию. В нашем климате ее заменила ель колючая.

Характерны для японского сада садовые домики. Они так расположены, чтобы вид из домика был как картина. Домики делают для чайной церемонии и для отдыха. Стены закрывают рисовой бумагой.

Каменные фонари

Орибе-торо с чашей цукубаи

Легенда гласит, что Мастер чайной церемонии Орибе был христианином. Чтобы можно было поклоняться своему Богу, он вырезал распятие у опоры фонаря и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к цукубаи набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. Поэтому цукубаи в саду ставится в паре с фонарём Орибе, нижняя часть которого должна быть закрыта.

Ямадоро-торо устанавливается в дальних уголках сада. Его делают из грубо обработанных камней и временем фонарь обрастает зеленью.

И фонари, которых в московском японском саду нет:

Касуга-торо устанавливается на видном месте, рядом со входом. Два таких фонаря могут составлять симметричную пару. Это самые нарядные фонари.

Юкими-торо - фонарь с плоской крышей, который предназначен для любования снегом. Часто устанавливается возле воды, которая в Японии не замерзает и зимой можно любоваться отражением фонаря в воде.

Японские сады бывают:

Дворцовыми
Храмовыми
Садами для чайной церемонии
Пейзажными

Чаще всего японские сады холмистые, но бывают и плоскими. Самый известный плоский сад - сад в Киото (сад 15 камней), где из любой точки на веранде человек всегда видит только 14 камней. При изучении японских садов обнаружили, что камни располагаются в виде рисунка древесной кроны.

Сады могут различаться и по основному растению: мховый, водный, бамбуковый.

Домик для чайной церемонии, орибе-торо и чаша цукубаи:

Три кита японского сада

1. Камни
2. Вода
3. Растения

Камни - светлое мужское начало Янь. Создание японского сада начинается с расстановки камней. Около пагода расположен самый главный камень. Для его установки потребовалось несколько дней.

Камни используются природные, необработанные. Устанавливают их либо плоско, либо с наклоном. В саду камней камни должны быть покрыты мхом.

Вода - темное женское начало, Инь. Японцы любят водопады, но располагают их далеко от дома, чтобы звук был отдаленный, а в лунную ночь можно было наблюдать отблески в воде с веранды. Фонтаны - не японский стиль.

В японском саду может быть и сухой ручей. Для его создания берут камни голубого цвета. По центру располагают камни темнее, по краям светлее. Должно создаваться ощущение, что вода только что тут была и ушла.

Растения идут на третьем месте. Основные цвета японского сада - зеленый, серый и коричневый.

Сад меняется по сезонам. Весна начинается с цветения сакуры. У нас можно заменить абрикосом манжурским или японским.

Очень важны в японском саду клены. Осенью клен символизирует плевок дракона.
Клен пальматум у нас можно заменить кленом псевдозибальда и кленом манжурским

Рододендроны
И листопадные, и вечнозеленые.

Листопадные рододендроны декоративны и весной во время цветения, и осенью, когда листва меняет цвет.

Зима - сосны

Сосна густоцветная у нас - сосна горная нано.

В Японии работают специальные службы, которые выщипывают побеги, чтобы снег застревал в хвое и выглядел красиво.

Характерный элемент сада - остров черепахи или журавля:

Можжевельник казацкий

Очень важен в японском саду рельеф. В московском японском саду 2,7 га. Весь ландшафт после бульдозера выхлопывали ладонями.
Изгибы дорожки всегда закрывают растениями.

Хорошо подходят для японского сада гортензии, спиреи, барсарисы, ели, хосты, незабудки, ирис Кемпфера (мечевидный)

Лотосы у нас заменили на кувшинки и нимфеи

Для японского сада нехарактерен газон, но в нашем климате это было выбранное японцем решение. В аутентичном саду вместо газона будут мхи, бамбук или злаки.

Неожиданное растение - лапчатка.

Как удивительно смотрится стриженные шарики лапчатки вдоль ручья.
(кстати, туи противопоказаны для японского сада).

Традиционный японский элемент сада - кaмeниcтыe pyчьи. Для coздaния тaкoгo лaндшaфтa в Mocквy из 3aкapпaтья былo пpивeзeнo 250 тoнн кaмнeй.

Виды-картины из беседки:

Элеутерококк:

Яблони. В саду их много, в том числе букетная посадка (три ствола в одну яму посажены).

Спиреи у воды:

Ирисы:

Хосты:

И несколько фотографий из сети по моей любимой теме "сезонность":

Японский сад в Москве - Прогулки по Москве — LiveJournal

Маленький японский садик в Главном ботаническом саду - попытка создать настоящий уголок Японии в Москве. В самом конце лета, когда всё цветение уже закончилось, народу здесь почти нет и царит общее настроение безмятежности и умиротворения.

1. В Японии первые сады появились более 1500 лет назад при храмах и монастырях для медитации. Разновидность японского сада в Москве предназначена для чайных церемоний. Центром экспозиции является двухсотлетняя пагода, символизирующая буддийский храм. Она была привезена из Японии.

2. На возвышении стоит чайный домик для проведения чайных церемоний. Они проводятся и сейчас по расписанию.

3. Сразу как только заходишь на территорию японского садика, ощущается гармония природы и деятельности человека.

4. Ландшафтная экспозиция "Японский сад" была открыта на территории Ботанического сада в 1983-1987 годах. В проекте приняли участие специалисты из Японии, а финансовую поддержку оказывало посольство Японии в России.

5. Этот каменный фонарь, как и все другие, был привезён из Японии.

6. Небольшой павильон для уединения стоит на берегу пруда. Архитектор всех павильонов и мостов - Такео Адачи.

7.

8. В разные годы здесь было высажено 250 сакур, 40 из них цветущих. Кроме сакуры, в саду растут рододендроны, клён маньчжурский, керрия, ирис, астильба, хоста и другие растения родом из Японии.

9. Характерными элементами японского сада являются холмы, камни, неровный рельеф, ручьи и разнообразные мостики. Для создания такого ландшафта в Москву было привезено 250 тонн камней из Закарпатья.

10. Каменный фонарь с широкой плоской крышей установлен на острове большого пруда и предназначен для любования снегом.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. Сад работает не круглый год, а только с конца апреля до середины октября. Доехать можно до станции метро Владыкино, потом пару минут пройти до входа в Ботанический сад, затем 20-30 минут по Главной аллее до развилки. По указателю повернуть налево и пройти ещё метров 300. Стоимость билетов - в бyдни: взpocлыe - 250 pyб., шкoльники и cтyдeнты - 100 pyб., пeнcиoнepы - 50 pyб. Льготные категории пo втopникaм c 12-00 дo 15-00 - бecплaтнo.

21. Сад камней - рядом с Японским садом.

Японский сад в Москве

Японский сад Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН – это небольшой уголок ландшафта Страны Восходящего солнца, устроенный с соблюдением всех особенностей японского национального садово-паркового искусства.

Идея создания японского сада в Москве принадлежит Петру Ивановичу Лапину, который в 80-х годах прошлого века был директором Ботанического сада, и послу Японии в Москве Акире Сигемицу. Экспозиция была сооружена в 1983-1987 годах по проекту выдающегося ландшафтного архитектора Кена Накадзимы.

Хотя на ВДНХ я бывал много раз, но в японском саду удалось впервые побывать только сегодня — и то зашёл за 30 минут до закрытия. Но в целом удалось отразить на фото основные моменты ландшафта.

 На территории японского сада, расположены три павильона, построенных в традиционном стиле.

Такие домики делают для чайной церемонии и отдыха. Стены закрывают рисовой бумагой.

Каменный фонарь Орибе-торо и чаша цукубай, из которой во время чайной церемонии берется вода для приготовления чая и омовения. Их привезли из Японии.

Орибе-торо в переводе с японского означает «фонарь мастера Орибе». Отличительная черта Орибе-торо – внизу его опоры должно присутствовать изображение фигуры человека, что связано с древней легендой о происхождении фонаря. Легенда гласит, что в одном из буддийских храмов в начале XVI века жил мастер чайной церемонии Орибе, который по вероисповеданию был не буддистом, а христианином. В этот период началось правление сёгуна Иэясу Токугавы, провозгласившего начало изоляции Японии от внешнего мира, а также введение запретов практически на все религии, за исключением буддизма и синтоизма. Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер Орибе вырезал в самом низу опоры фонаря распятие и установил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали его низ. Наклоняясь к цукубаи набрать воды, мастер-христианин молился своему Богу. И никто не догадывался об этом. Сообразительный был малый, в отличие от первых христиан, которые открыто не повиновались римским императорам и были казнены за это. Насколько эта легенда соответствует реальности, сказать сложно, но фонарь Орибе по сей день устанавливается в японских садах рядом с чайным домиком, около цукубая.

Нижняя часть Орибе-торо должна быть закрыта растениями, но здесь, как мы видим, фонарь полностью открыт. Возможно, для демонстрации нижней части незнающим описанных выше тонкостей людям. А может быть, это символизирует, что в России христианство давно уже государственная религия и можно открыто молиться без последствий, в отличие от Японии периода токугавского сёгуната.

Дорожки в японском саду прокладываются не уже 1 метра. Используется песок или мелкий щебень, чтобы подчеркнуть красоту рельефа. Изгибы дорожки закрываются растениями.

Ещё один каменный фонарь в зарослях на острове – юкими-торо, что переводится с японского как «фонарь для любования снегом» или «кажущийся покрытым снегом». Его отличие от других фонарей в японских садах – в большой плоской крыше, уберегающей огонь внутри от снега. Этот тип каменных фонарей имеет обычно три или четыре опоры. Чаще всего он устанавливается на камнях, свисающих над водоемом, на островах, на которых растут сосны или можжевельники, а также на крутых мысах.

Деревянный мостик яцухаси, состоящий из восьми зигзагообразно расположенных полотен (яцу означает «восемь», хаси — мост).

Газон для японского сада нехарактерен, вместо него предпочитают использовать мхи, бамбук или злаки. Но Кен Накадзима, создававший проект сада, выбрал именно такое решение с учётом российского климата.

Ручей с каскадом водопадов. Для создания такого ландшафта в Москву из Закарпатья было привезено 250 тонн камней.

Общая площадь этого японского сада 2,7 га. Он довольно небольшой и создан ни сколько для прогулок, сколько для созерцания. Попав сюда, не стоит спешить.

Здесь собраны около 100 видов деревьев, кустарников и красиво цветущих травянистых растений, наиболее характерных для Японии, в том числе сакура с острова Хоккайдо.

Центр садовой композиции — тринадцати ярусная каменная пагода 18-го века, привезённая из Японии. Ее возраст – около 200 лет.

Японцы любят водопады, но располагают их далеко от дома, чтобы звук был отдаленный.

Основные цвета японского сада – зеленый, серый и коричневый. Хотя во время цветения сакуры и осенью сад насыщается новыми красками.

Количество уровней в пагодах обычно нечетное, наиболее распространены постройки с 5-13 уровнями.

Большой пруд. Часто в такие водоёмы японцы запускают золотых карпов. Но в этом саду рыб я не видел.

Небольшой павильон-беседка для уединения на берегу пруда.

Архитектор всех павильонов и мостов в этом саду – Такео Адачи.

Чаще всего японские сады холмистые, хотя бывают и плоские.. Самый известный плоский сад – сад в Киото (сад 15 камней), где из любой точки на веранде человек всегда видит только 14 камней.

Мостики, расположенные в японских садах также, как и другие элементы, имеют отсылки к символизму и восточной философии. Если, например, мостик находится под сенью какого-либо ветвистого дерева, то создается интимная, таинственная обстановка. В такой обстановке хорошо отдыхать в одиночестве, мечтая и восхищаясь окрестными красотами. Мостики на открытых пространствах создают совершенно иное настроение. Здесь можно трезво оценивать обстановку и строить планы на будущее. Японцы считают, что человек, проходя через водный поток по мостику или скользя взглядом по ручью, очищается и обретает душевный покой.

Третий каменный фонарь в саду – тачи-гата, светильник на высокой ножке-колонне, который устанавливается возле калитки, ведущей в чайный сад, у порога дома, на развилке садовой дорожки или других узловых точках. В одних источниках пишут, что такие каменные фонари правильно обозначать, добавляя к названиям -торо, в других -доро, в третьих утверждается, что правильнее -гата. Я не знаток японского языка, чтобы определить, как будет всё-таки правильнее, но описание предназначения установленных в саду фонарей постарался дать точно.

В целом впечатление осталось довольно положительным от посещения японского сада. Он довольно поэтичен, со скрытой символикой. В этом месте хорошо неспешно гулять, размышляя о жизни, когда мало посетителей и никто не отвлекает. Вход, правда, платный, но с другой стороны это хоть как-то ограждает от толп народа, кроме времени цветения сакуры, когда к кассе выстраиваются очереди. Время и дни работы японского сада в Москве можете посмотреть на официальном сайте.

Смотрите также

Японский Сад - островок японской культуры в Москве: lidik2012 — LiveJournal


Японский сад Главного Ботанического сада РАН в Москве — небольшой уголок типичного для Страны Восходящего солнца ландшафта, устроенный с соблюдением всех особенностей японского национального садово-паркового искусства.


На площади в 2,7 га собраны около 100 видов деревьев, кустарников и красиво цветущих травянистых растений, наиболее характерных для Японии, в том числе сакура с острова Хоккайдо.


Японский сад был создан в 1983-1987 г.г. в качестве дара Японии Советскому Союзу.

Целью было показать одну из составляющих частей японской культуры - соединение человека и природы.

В японских садах большое внимание уделяется символическим элементам.

Привнесенные в природную композицию рукотворные символы превращают обычный пейзаж в величественное святилище.

Характерными элементами являются живописные холмы, камни необычных очертаний, неровный рельеф, каменистые ручьи.

Для создания такого ландшафта в Москву из Закарпатья было привезено 250 тонн камней.

Каменный фонарь и чаша цукубай, из которой во время чайной церемонии берется вода для приготовления чая и омовения, привезли из Страны Восходящего солнца.

На территории Сада расположены каменная пагода 18-го века, ручей с каскадом водопадов, 2 пруда с островами, деревянные мостики, 3 садовых павильона, построенных в традиционном стиле, и 3 каменных фонаря.

13-ти ярусная каменная пагода, символизирующая буддийский храм, была привезена из Японии. Ее возраст – около 200 лет.

Кроме сакуры, Японском садике растут рододендроны, клен манчжурский, керрия, ирис Кемпфера, астильба, хоста и многие другие растения родом из Японии и дальневосточных стран.


Сад прекрасен в любое время года, но открыт он, к сожалению, только с конца апреля по октябрь.


Японский сад не терпит ни суеты, ни праздности.

Японский сад в Москве небольшой – он создан специально для созерцания.

Проезд от МЦК/м.Владыкино пешком до Главного входа ГБС РАН, далее минут 20 пешком по чудесному парку.

В выходные в сезон цветения сакуры приготовьтесь к очереди у входа в парк.

Схема ГБС РАН им. Цицина по ссылке

Японский сад в Москве

Москва! Грязный, многолюдный, шумный мегаполис? Для меня это не так. Я вижу ее другой, зеленой, размеренной и романтичной, с неимоверным количеством парков, прудов и водоемов.  Одним из фаворитов стал Японский сад, тот, что близ Ботанического сада. Я сюда прихожу каждый год, открываю книгу и читаю под шелест травы и журчание ручейков.

Цветами сакуры на голых ветвях
Любуются люди.
Цветы, скрытые от взгляда, опадают всуе.
(
Император Мэйдзи)

Удариться в философию в Японском садике.

Найти верные ответы или просто отдохнуть — японцы любят делать это в саду. Они считают, что природа – это тот идеал, к которому нужно стремиться, это философия жизни и нам ее стоит только понять.

Оказывается, в Японии есть многовековая традиция «Ханами» — устраивать пикники под цветущими деревьями сакуры. Это место, как нельзя лучше, подходит для того, чтобы положить еще одну вишенку к себе в ротик и запить шипучим шампанским.

Японский сад — неплохая альтернатива для тех, кто хочет попасть в Японию, но не имеет возможности. Здесь есть каменная пагода 18 века, ручей с каскадом водопадов, несколько прудиков с небольшими островами, деревянные мосты, каменный фонарики, и, конечно же, сакура, привезенная с острова Хоккайдо.

Ханами. Когда зацветает сакура?

Ханами – так в Японии называется празднование цветения нежно-розового безумия. Дословно «любование цветами». Этот праздник стал официальным, отдыхающие приходят в парки и устраивают пикники под цветущими сакурами, созерцают и ловят опадающие лепесточки.

Сакура зацветает в конце апреля — начале мая и цветет всего несколько дней (часто с 3 по 7 мая). Такую мимолетность японцы сравнивают с быстротечностью и очарованием жизни. Но в самой Японии просто миллионы сортов сакуры: одна уже перестает цвести, зацветает другая. И так на протяжении месяца, а то и того дольше. Кстати, есть даже такие виды, которые цветут по осени.

Отследить цветение сакуры можно на сайте японского посольства в Москве.

Зацветают здесь не только эти нежные весенние цветочки, но еще и абрикосы, керрия, ирисы, астильба, рододендроны и хоста. Многие растения были привезены опять-таки из страны Восходящего Солнца.

Как возник Японский садик?

Сам садик создал и подарил Москве Кен Накадзима. А самой первой постройкой были бамбуковые ворота. Есть японская традиция, когда сначала выбирается священное место и только потом строится там вход.

Садик получился довольно рельефным, а все потому, что из Закарпатья было привезено более 250 тонн булыжников. А для его освещения приезжал синтоистский священник-каннуси.

Камни японского садика символизируют горы и мужскую силу Янь, а водоемы и ручейки – символизируют отрицательную силу, но мягкое женское начало Инь. Вечное противостояние Инь и Янь стало основой существования мира.

Японские сады стали возникать более 1500 лет назад. Обычно их возводили при храмах для молитв и медитации как некое воплощение рая на земле.

Здесь каждая деталь имеет свое значение.

Вот то, что вы видите – это адзумайя, а точнее чайный домик. В таких домиках японцы любят пить чай. А из чаши цукубай берут воду для чайных церемоний.

Круглая форма окон символизирует луну. А круглая форма входа – солнце. Эти домики довольно скромные, в лучшем случае внутри есть лавка. Такая аскетичность создана специально, чтобы не отвлекать ненужными деталями от созерцания природы.

По всему парку установлены каменные фонарики торо . Это не просто декоративное украшение, у каждого из них есть свое название и предназначение. Обычно в них ставят свечи.

Вот такие каменные фонарики юкки-ми-торо созданы специально для любования снегом. Они имеют плоские крыши, куда скапливаются пушистые белые хлопья, отчего они так долго не тают. Обычно фонари устанавливают на берегу или в воде, и даже кажется, что снега становится вдвое больше.

Касуга-торо – самый крупный фонарь, который устанавливают на самое видное место, чаще на входе.

Как добраться до Японского сада?

Вам стоит добраться до м. Владыкино, войти в Ботанический сад и идти пешком по главной аллее 2 километра до развилки, а там еще метро 300. Везде есть указатели, потеряться невозможно.

Время работы Японского сада:

Садик работает с апреля по октябрь.

Втopник, cpeдa, пятницa  —  c 12:00 дo 19:00 .

Сyббoтa, вocкpeceньe, пpaздники – c 12:00 дo 20:00 .

Пoнeдeльник и чeтвepг  – caнитapныe дни.

Сколько стоит билет в Японский сад?

Во время цветения сакуры – 200 рэ.

Остальные дни – 150 рэ.

Японский сад в Москве в Ботаническом саду

Японский сад в Москве, который разбит на территории Ботанического сада им. Н.В. Цицина — небольшой по размерам уголок типичного для Японии садово-паркового ландшафта, исполненного по традиционным для японцев правилам.

 

Фото 1. Японский сад в Ботаническом саду РАН в городе Москве

Архитектура и ландшафт японского сада

Та территории почти в 3 гектара высажено порядка 100 видов растений, среди которых «царица» японских садов — сакура, доставленная в Москву с Хоккайдо.

 

Кроме этого в Японском саду Ботанического сада присутствуют различные элементы архитектуры и ландшафтного дизайна:

  • пагода XVIII века, выстроенная из камня;
  • ручей, протекающий через каскад водопадов;
  • два водоема с искусственными островками;
  • деревянные мостки;
  • несколько типичных для Японии парковых павильонов;
  • вырезанные из камня фонари.

 

Японский сад в Москве устраивали на протяжении 4-х лет — 1983-го по 1987-й годы. Авторский проект исполнил известный ландшафтный дизайнер Кен Накадзима. Работы проводила строительная компания «Ватана-бе-Томи» под патронажем японского посольства в городе Москве.

 

Результат поразил своей красотой и завершенностью даже смелые ожидания. Благодаря московскому Японскому саду у жителей и гостей столицы появилась возможность проникнуться чувствами жителей японских островов о красоте окружающего мира и роли человека в нем.

 

Интересно, что впервые подобные сады в Японии начали обустраивать у стен монастырей и храмовых комплексов еще полтора тысячелетия назад. Это было некое отображение буддийского рая на Земле, где монахи и паломники занимались медитацией.

 

Стоит отметить, что традиционным при разбивке Японского сада является поиск священного места, на котором и обустраивается вход. Таким образом, первым архитектурным объектом становятся ворота, собранные из бамбука.

 

Центральной частью композиционного решения Японского сада в Ботаническом саду стала каменная пагода в 13-ть ярусов, доставленная в Москву с японских островов. Созданная более двух веков назад, она стала символом-прообразом буддийского храма.

 

Японский сад в городе Москве — это больше традиционный японский чайный сад, который помогает посетителям проникнуться атмосферой чайной церемонии.

 

А вот и сам чайный домик, который по-японски звучит как «адзумайя». На устроенном в нем подобии подиума и проводится то самое таинство чайной церемонии.

 

Фонарь, выложенный из камня и чаша «цукуба» также доставлены из Страны Восходящего Солнца. Стоит отметить, что именно из цукубайи набирается вода, и не только для приготовления самого чая, но и для сопровождающего его ритуала омовения.

 

Архитектурное проектирование всех павильончиков и мостовых переходов Японского сада в Москве осуществил мастер Такео Адачи. Среди его творений беседки на изрезе пруда, составленный зигзагом из 8-ми полотен мосток «яцухаси», размещенный на островке посреди пруда фонарь «юкки-ми-торо» с широченным плоским завершением, откуда принято любоваться заснеженным окрестным пейзажем.

 

Отдельно хочется остановиться на королеве местной флоры — сакуре.

 

За все время существования этого Японского сада в Ботаническом саду, здесь высадили порядка 250-ти этих деревьев сортов «тисима» и «эдзо-яма». Сегодня около 40 из них распускается в нашей климатической зоне в начале мая. К сожалению, это великолепие продолжается не более недели. Для тех, кто не сможет посетить это место в период цветения, сотрудники посольства Японии ведут специальный Дневник, найти который можно на сайте посольства.

 

Сами жители островов воспринимают скоротечное цветение сакуры, как некое отображение жизненного пути человека: короткого, но прекрасного.

 

Помимо сакуры в Японском саду Москвы произрастают и другие представители флоры из регионов Дальнего Востока и самих японских островов: рододендроны, керия, астильба, маньчжурский кедр, ирисы, хоста и другие.

 

В какое время года лучше посещать Японский сад?

 

Москвичи и гости столицы задаются вопросом, в какое время года лучше посещать Японский сад в Ботаническом саду, чтобы увидеть его во всем великолепии?

 

Любой японец вам ответит, что правильно созданный парк прекрасен во все сезоны года, причем, начиная с первых лучей солнца, предваряющих день, и до заката светила за горизонт.

 

Так, в марте месяце расцветают форзиции и брунеры, покрывая цветник желтым и голубоватым «покрывалом». Конец апреля – начало мая очарует цветением сакуры. Дальше очередь рододендронов и абрикосовых деревьев. Начало лета – время первых соцветий ирисов, эстафету у которых подхватывают серебристая лаванда и розоватая спирея. Поздней осенью еще горят золотом лепесточки курильского чая на его зеленых кустах, а японский сад окутывает багрянец готовящихся к зимнему сну деревьев.

 

Как видим, любоваться этим местом можно в любое время года, и даже зимой, но московский парк открыт только с 25 апреля и до 15 октября (подробности на официальном сайте Японского сада - http://www.gbsad.ru/people/jap-garden/).

 

Как добраться до Японского сада?

 

На метро до станции «Владыкино», далее до главного входа в Ботанический сад, минут 25-ть пешком по главной аллее до Т-образного перекрестка и налево. Через 300 метров вы окажетесь у входа в прекрасный Японский сад.

 

Приятных вам впечатлений от прогулок в этом удивительном месте!

 

 

 



Японский сад — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2016; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2016; проверки требуют 6 правок. Сад замка Вакаяма

Японский сад (яп. 日本庭園, にほんていえん, нихон тэйэн или яп. 和風庭園, わふうていえん, イスラム教に改宗した日本庭園 вайфу тэйэн) — разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII—XVIII веках.

Начатая первыми храмовыми садами, основанными буддийскими монахами и паломниками, постепенно складывалась вся прекрасная и сложная система японского садового искусства.

В 794 году столица Японии была перенесена из Нары в Киото. Первые сады напоминали места для проведения праздников, игр и концертов под открытым небом. Садам этого периода присуща декоративность. В них высаживали множество цветущих деревьев (сливу,маслину, вишню), азалии, а также вьющееся растение глицинию.

Однако в Японии есть и сады без зелени, созданные из камня и песка. По своему художественному замыслу они напоминают абстрактную живопись.

Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением Вселенной. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука, злаков, красиво цветущих травянистых растений, а также мха. На территории сада могут также размещаться каменные фонари, беседки, чайные домики.

Формирование основ японского садоводства происходило под влиянием эволюции японской архитектуры, а также религиозно-философских представлений японской знати. Изначально сад был составной частью резиденций аристократов, но впоследствии был заимствован буддистскими монастырями и знатными самураями. С XIX века он получил распространение среди японских простолюдинов, став неотъемлемой частью многих частных домов. В XX веке сооружение садов в японском стиле стало популярным и за пределами Японии.

Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).

«Три сада Японии» Монастырские сады

Японский сад в Москве

Цветение сакуры

Японский сад в Москве своим появлением обязан многим людям, абсолютно разным, но по-своему увлеченным. Сейчас уже невозможно выяснить, кому первому пришла идея о строительстве Японского сада в Москве, но у истоков этой идеи в самом начале 80-х годов теперь уже прошлого века, стояли член-корр.АН Петр Иванович Лапин и посол Японии в Москве Акира Сигемицу.Петр Иванович к тому времени объездил почти весь мир и, пожалуй, единственный из всего ботанического сада прекрасно представлял себе всю красоту и изящество будущего объекта. Господин Сигемецу, прожив почти 30 лет в России, любил нашу страну, людей, российскую культуру и искусство.

Посольство Японии обратилось в Японский Фонд, который, в свою очередь, нашел партнера по финансированию в лице Мемориальной ассоциации Всемирной выставки ЭКСПО-70 и пригласил Кена Накадзиму, выдающегося мастера ландшафтного дизайна, построившего японские сады в Австралии и Америке, Франции и Канаде, Омане, Монголии и др.

Выбор места под сад выпал на северную часть дендрария с прилегающими прудами и незанятыми экспозициями участками. После переноса коллекций рододендронов и ив, в октябре 1983 года начался первый этап земляных работ. Были сформированы основные контуры водоемов и водотоков, существующий пруд расширили, на нем появился остров.

Весной 1984 года Кен Накадзима с тремя своими помощниками приехал в Москву для непосредственного участия в строительстве сада.

Какими бы разными в то время не были наши экономические системы, грани иерархического деления на стройплощадке были практически стерты. Архитектор Такео Адачи, проектировавший все павильоны и мосты, рабочие, студенты-стройотрядовцы, сотрудники Ботанического сада - все учились друг у друга и возводили павильоны, ворота, мосты. 73-летний Кен Накадзима не выпуская из рук диковинные приспособления для удаления сорняков или чертежи, очень тихо что-то говорил своим помощникам. По территории стройки, они передвигались только бегом.

Единственный раз когда Накадзима встал открыто во главе процесса, дав почувствовать окружающим, кто в действительности здесь «правит бал» - это был процесс формирования рельефа. Вся имевшаяся техника, способная передвигать и копать землю была приведена в полную готовность. Невысокий, плотный, очень пожилой японец, не говорящий ни на каком языке кроме родного, вышел на середину участка, и, как дирижер невидимого оркестра, начал дирижировать руками. Повинуясь этим движениям, бульдозеры и экскаваторы начали передвигать и выравнивать огромные массы земли. На глазах у всех появлялись округлые мягкие холмы, плавно переходящие в лощины и поляны. Колеи, оставшиеся после тяжелой техники, заравнивались лопатами, но действо, последовавшее за этим, повергло в изумление всех находящихся на площадке людей. Помощники мастера – Канасуги, Араи и Сато – ложились на свежевыровненный грунт и с уровня земли выверяли все сопряжения рельефа. Не просто выверяли – выравнивали … руками! За несколько дней этой необычной работы рельеф сада был окончательно сформирован.

То же происходило и с камнями. 250 тонн камней, привезенных из карьера Западной Украины, стали органической основой, связавшей все части сада. «Сад начинается с подбора камней, сходных по характеру» - объяснял мастер Накадзима. И этот сад приобрел вид «японского» только тогда, когда были расставлены все камни.

Как расставить на территории в три гектара камни весом 3-5 тонн? Оказывается не просто, но возможно. Три трехметровых свежеспиленных сосновых ствола, тонкие стальные цепи и небольшая лебедка – вот и весь необходимый набор инструментов. Сначала камни расстанавливались, потом устанавливались. Установка могла занять двадцать минут, два часа, два дня. Иногда Накадзима возвращался к камню через неделю. Над ним вновь устанавливали треногу, окутывали цепями, поднимали, поворачивали, переворачивали. А еще через неделю могли вернуть все обратно. Мастер оставлял камень в покое только тогда, когда тот полностью соответствовал его представлениям о месте и положении в саду.

Павильоны, на подготовленных фундаментах, возводились уже после того, как был сформирован рельеф и проложена дорожно-тропиночная сеть.

Но самой первой архитектурной постройкой сада были бамбуковые ворота, установленные сразу после начала строительства, летом 1989 года, которые выглядели абсолютно инородным телом, среди снующих тракторов «Беларусь», «Камазов» с песком и развороченной земли. Но стройка шла по японским традициям, и нельзя забывать, что Японский сад — это модель буддийского рая, и законы созидания таких объектов имеют полуторатысячелетнюю историю. Закон гласит, что сначала выбирается священное место и на нем строится вход, поэтому ворота были первыми. После формирования рельефа и строительства павильонов, была установлена 13-ярусная каменная пагода, привезенная из Японии вместе с тремя каменными фонарями и чашей Цукубай. Сейчас пагоде немногим менее 200 лет. Она служит композиционным центром всего сада — это символ буддийского храма, вокруг которого впоследствии и разбивался собственно сад, с постройками и растениями.

Когда территория сада готовилась для начала работ, были удалены некоторые растения, но крупные здоровые дубы и березы остались. Посадка новых растений не была четко спланирована. Кен Накодзима считал, что начинать нужно с одного дерева. Его сажают, смотрят, как оно вписывается в ландшафт, и затем сажают следующее, постепенно «обживая» пространство.

Несмотря на огромную коллекцию Ботанического сада, растения доставлены с острова Хоккайдо, почти все хвойные привезены из Минска, рододендроны — из Риги, часть многолетников предоставили Ботанические сады Московского и Львовского университетов.

Строительство Японского сада в Москве вылилось в огромный научный и социальный эксперимент. Российская сторона впервые делала то, с чем была абсолютно не знакома, а японцы, после окончания строительства, признались, что это был самый тяжелый объект в их практике, но именно поэтому — самый любимый.

Ландшафтная экспозиция «Японский сад» была открыта для посетителей 14 июля 1987 года. С каждым годом сюда приходят все больше и больше посетителей, почти 50 000 в год. Каскады небольших водопадов, пруды с островами, павильоны в традиционном японском архитектурном стиле, 13-ярусная пагода и каменные фонари помогают посетителям поверить в существование гармонии природы и человеческой деятельности, наглядным примером которой и является Японский сад.

На экспозиции произрастает более 100 видов растений, многие из которых привезены с японского острова Хокайдо – это знаменитая сакура, вяз Давида, рододендрон японский, клен моно и другие.

В каждый сезон года сад имеет свое неповторимое очарование. Зимой он пустынен, выбелен, строг. Шапки снега лежат на крышах павильонов, пагоде и специально предназначенном для любования снегом фонаре Юкими-торо.

Настоящая весна начинается с цветения ярко-желтой форзиции и голубой брунеры. Любоваться цветущей сакурой – символом Японии - надо в конце апреля - начале мая. Цветет она, как и на родине, всего 3-4 дня, но недаром японцы почитают эти дни за праздник. Вслед за сакурой цветут абрикосы и рододендроны.

Ирисы знаменуют цветением начало лета, передавая сине-фиолетовую эстафету серебристой лаванде и розовым щиткам спиреи японской. Цветы курильского чая, похожие на золотые монеты, сияют на кустах до глубокой осени.

Удивительно красивое время в Японском саду – осень. Багряно-красные листья кленов, розовые коробочки бересклетов, темно-багровые листья рододендронов создают иллюзию повторного цветения.

 

Е.В.Голосова,

Главный ландшафтный архитектор ГБС РАН

Фото Е.Голосовой, А.Златопольского

 

 

Японский сад в Москве стоит посетить!

Каждому человеку, особенно в таком мегаполисе, как Москва, хочется тишины, спокойствия и умиротворения. Где же найти эту тишину среди шумных магистралей, воющих сирен и постоянно занятых своими проблемами, спешащих и суетливых людей? Ничто не успокаивает и не вдохновляет так, как эта природа.

Своей красотой и совершенством природа расслабляет любой зажатый дух. Одним из самых гармоничных ландшафтов считается японский. Это место созерцания и подпитки положительной энергии – ботанический сад (Москва). Японский сад – то место, в котором вы сможете слиться с природой, почувствовать себя в гармонии с ней.

Отметим, что вы без труда доберетесь любым удобным для вас способом до этого места.

Особенности

Японский сад в Москве находится в Главном ботаническом саду им. Н. В. Цицина (ГБС). Он занимает уже полюбившуюся всем жителям и гостям столицы экспозицию в 2,7 гектара. Сама экспозиция занимает относительно маленькую для ГБС территорию. Японский сад в Москве создан для любования собранных в таком небольшом пространстве более чем 100 видов цветущих кустарников, деревьев, травянистых растений и, конечно, цветов. Хотелось бы отметить, что ландшафтные дизайнеры, работающие над воссозданием восточной культуры в главном городе России (уже в далеких 1983-1987 годах), старались максимально соблюсти все каноны постройки, без которых строительство в Стране восходящего солнца, Японии, попросту не обходится. Благодаря профессионалу своего дела, именитому Кену Накадзимы, при поддержке посольства Японии в России и был создан настоящий, выдерживающий традиции японский сад. Москва сразу полюбила это уютное, одухотворяющее место, подобных которому на тот момент еще не было. Да и сейчас посоревноваться с живописностью и гармоничностью этого места другим садам очень тяжело.

Основные аспекты японской культуры в ландшафте

Первое, на что обратил внимание архитектор Кен Накадзима, когда создавал японский сад в Москве, это на саму культуру и последовательность постройки. Недаром центром композиции является не красивое дерево сакуры и не горки из камней, а храм (статуя из 13 ярусов, из каменной породы, которой насчитывается более 200 лет). Именно вокруг него еще 1500 лет назад в Японии творились садики, и служили они центром медитации и просветления.

Неотъемлемой частью являются и камни необычной формы, воссозданные ручейки из этих пород. Первым элементом, вставшим на свое место, опять же, учитывающим еще один неоспоримый аспект буддистс кой культуры, стали бамбуковые ворота. Волшебство и удивительный дух этому райскому месту придают и каменные фонтаны, абсолютно ненавязчивые, но такие органичные в пейзаже. Вообще, японский сад в Москве - это комплекс для чайных церемоний, он и был первоначально задуман для того, чтобы познакомить русскую культуру с японскими чтимыми традициями. Кстати, для подобных ритуалов в культуре страны Востока берется вода именно из каменного фонтана. Живописен также и мост из восьми природных деревянных полотен, расположенный над небольшим водоемом.

Особенно комплекс красив…

Сад, выполненный в японском стиле, прекрасен в любое время с середины апреля вплоть до октября. Но особенно зона Японии в ГБС красива в конце апреля и начале мая, когда горят цветом деревья сакуры. Именно в это время это заведение посещает максимальное количество людей.

В этом месте хранения культуры древней Японии не стоит спешить, это место не любит суматохи. А как не суетиться, если вокруг такая красота? Здесь собраны и необычные растения, привезенные из самых дальних стран Востока, и каменные фонтаны, и каменистые ручейки, а также пруды, мостики. Все это располагает только на расслабление и заряд положительной энергии, несущую гармонию в жизнь.

Заключение

Теперь вы знаете, что в Москве есть японский сад. Если будет время и желание, то обязательно посетите его. Поверьте, вам там понравится!

Японский сад

Мост яцухаси

Фото: Александр Зорин

Цветение рододендрона в чайном саду

Фото: Ксения Бодягина

Magnolia kobus

Фото: Светлана Алфёрова

Тоямазакура

Фото: Анна Глазкова

Чайный павильон

Фото: Ольга Гвоздева

Рододендрон жёлтый

Фото: Игорь Сорокин

Сад камней

Фото: Игорь Сорокин

Гортензия (Hydrangea grandiflora)

Фото: Наталья Стародубцева

Японский сад - "золотая кладовая" Ботанического сада Петра Великого, созданный русскими и японскими ландшафтными архитекторами по проекту и под руководством профессора института Икэнобо Ямада Мидори.