Где в москве находится стена виктора цоя


Стена Цоя — Википедия

Стена памяти Виктора Цоя в 2016 году Мозаичное панно на стене, 2020 год

Стена Цоя — стена дома № 37 по Арбату[1], выходящая в Кривоарбатский переулок Москвы, которую поклонники творчества Виктора Цоя исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. Представляет собой памятник, символ Арбата и достопримечательность Москвы[2].

Стена «появилась» в 1990 году, когда кто-то, после известия о гибели Виктора Цоя, высоко, через всю стену, вывел чёрным: «Сегодня погиб Виктор Цой. Мы будем уважать тебя!». В ответ кто-то приписал: «Цой жив».

С августа и до самых заморозков у «стены» постоянно дежурили подростки. Потом, после поминок на сорок дней, народу поубавилось, остались только самые стойкие. В дальнейшем появляются и другие надписи. Портрет Виктора, тот самый, что был выставлен на осеннем концерте его памяти, потом установили у стены [3]. Как отмечал Вадим Сидоров: «Для хипующей молодёжи стена была ещё и способом коммуникации, своеобразной „цыганской почтой“. Здесь оставляли послания для друзей, с которыми не удалось увидеться, и назначали новые встречи. Теперь есть мобильный телефон. Но воспоминания о тех временах до́роги для поклонников группы „Кино“»[4].

По словам Роберта Максимовича Цоя: «Наличие в Москве такой стены памяти, настоящего народного мемориала, имеет для меня значение, мне это важно. Когда Вити не стало, казалось, пройдет лет пять и о нём забудут. Но минуло четверть века, а слава его живёт. И вокруг Витиной могилы на Богословском кладбище Санкт-Петербурга в памятные дни по-прежнему собираются толпы фанатов, большинство из которых никогда не видели Цоя живым»[5].

У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету. Там же планировалось установить памятник музыканту: босиком и сидящему на мотоцикле, но из-за протестов жителей окрестных домов и самих поклонников певца памятник установлен не был.

Музыкальный обозреватель Никита Кривцов в статье «Жив ли Рок-н-ролл?», опубликованной в официальном издании ЦК ВЛКСМ, дал следующую характеристику[6] молодым людям, собирающимся у стены Цоя:

Они просто со всем пылом и чистотой юности оплакивают его гибель, собираясь вечерами у «стены» на Арбате, десятки раз в день слушая его песни, обклеивая стены своих комнат его фотографиями

В 2006 году стена была закрашена группой неизвестных, но впоследствии «восстановлена» фанатами[7].

В 2009 году активисты молодёжного движения «Местные» и движения «Молодая Гвардия» провели акцию в защиту «стены Цоя», направленную против желания властей закрасить надписи[4].

20 июня 2016 во всю длину стены, неизвестными была нанесена большая надпись «Цой мертв», однако позже эта надпись была стёрта[8].

14 апреля 2019 футбольные фанаты московского клуба «Динамо» добавили граффити на Стену Цоя с цитатой «перемен требуют наши сердца», что внезапно всколыхнуло общественность; официальный аккаунт клуба поддержал «арт-акцию» болельщиков[9].

Стена Цоя в Туле на ул. им. Григория Каминского в центре города была снесена в 2009 году при строительстве Торгово-делового центра «София»[10].

«Стена Цоя» существует и во многих городах стран СНГ. В частности, существует Стена Цоя в Минске (Белоруссия), Днепре [11] и Энергодаре (Украина). В Киеве на озере Тельбин есть «дерево Цоя».[12] 15-го августа 2013 года в Киеве во дворике дома по улице Михаила Грушевского, 4-б, была открыта стена Цоя.[13] Дом примечателен тем, что на протяжении 4 лет деятели культуры разного рода, в том числе и Молодёжная Общественная Организация «Мистецька Платформа» (рус. Творческая Платформа), пытаются сохранить этот старинный дом (1878 года постройки) от массовой застройки Киева. 3 октября 2013 года стену памяти посетил отец Виктора Роберт Цой со своей новой женой[14]. Также стена Цоя есть в Алма-Ате на Арбате.

15 августа 2018 года стену Цоя открыли в Перми на территории экстрим-парка около вокзала Пермь-2[15]

Василий Голованов. Лабиринт [о граффити Москвы, Ленинграда, и особенностях речевого и знакового поведения молодёжных групп // Огонёк : Журнал. — М.: ЗАО «Издательский Дом Огонёк», 1994. — № 37—39. — С. 18—40.

  1. ↑ Достопримечательности Старого Арбата
  2. Bushnell, John. Part IV. Society and social artifacts. Paranoid Graffiti at Execution Wall // Consuming Russia: popular culture, sex, and society since Gorbachev (англ.) / Adele Marie Barker. — 2nd printing. — Durham, N. C.: Duke University press, 2001. — С. 409,410. — 473 с. — ISBN 0-8223-2313-3.
  3. ↑  // ЦК ВЛКСМ Пульс : Журнал. — М.: Молодая гвардия, 1991. — № 1—6. — С. 46,47.
  4. 1 2 RUSSIA.RU / Столичная молодёжь вышла на защиту стены Цоя
  5. ↑ Москва | Поклонники будут называть стену Цоя воплощением искусства, а противники — объектом, портящим город — БезФормата. Ru — Новости
  6. Кривцов Н. Жив ли Рок-н-ролл? // ЦК ВЛКСМ Перспективы : Журнал. — М.: Изд-во «Перспективы», 1991. — № 6. — С. 89.
  7. ↑ Стены Цоя больше нет. Временно
  8. ↑ Цой мертв: неизвестные художники закрасили знаменитую стену на Арбате
  9. ↑ Футбольные фанаты закрасили стену Цоя в Москве // 14 апреля 2019
  10. ↑ Не совсем верный факт. Стена Цоя в Туле стала недоступна после постройки ТДЦ «София», но если зайти с левого торца (проход к Тульскому Драматическому Театру), то можно её увидеть…
  11. ↑ Достопримечательности Днепра (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 июля 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  12. ↑ дерево Цоя
  13. ↑ Фотогалерея: Жив. В Киеве открыли стену памяти Виктора Цоя | Новости музыки | Новости шоу бизнеса и культуры
  14. ↑ Культовий Віктор Цой і після смерті забезпечує батьку небідну старість — Світські новини — гламур на 1+1 — ТСН.ua
  15. ↑ В Перми открыли стену Цоя (рус.). nashe.perm.ru. Дата обращения 15 августа 2018.

Стена памяти Виктора Цоя на Арбате: адрес, фото, как добраться

Есть место в Москве, которое является святыней для миллионов любителей русского рока и конкретно поклонников группы «Кино». Это стена Цоя на старом Арбате. Она уникальна хотя бы тем, что появилась спонтанно, не представляет собой какую-то архитектурную ценность, но при этом указана в большинстве туристических справочниках.

Стена Цоя – это часть здания, которая исписана сотней различных фраз, рисунков и символов. И подавляющее большинство из них посвящены солисту группу «Кино», погибшему в 1990 году. Многие надписи уже нечитаемы – сказывается влияние погоды. Какие-то трудно разобрать, так как поверх них нанесено что-то новое. Тем не менее, такое хаотическое искусство выглядит очень сильно и привлекательно, поэтому почти любой, проходящий мимо, считает своим долгом сфотографироваться на фоне стены.

Когда-то у стены Цоя собирались «армии» фанатов: приносили цветы, пели песни под гитару и просто общались. Сейчас, конечно, былая популярность понемногу сходит на нет, все-таки с момента смерти рок-кумира миновало уже четверть века. Но сама стена стоит, даже несмотря на неоднократные предложения властей очистить ее от многочисленных надписей и даже сноса.

История возникновения

Первая надпись на стене появилась на следующий день после гибели Виктора Цоя – 15 августа 1990 года. Если кто не знает, музыкант разбился в автокатастрофе недалеко от Риги. По официальной версии он просто заснул за рулем, выскочил на встречную полосу и врезался в автобус.

И как только эта трагическая новость долетела до фанатов, кто-то вывел на этой стене надпись «Сегодня погиб Виктор Цой». А спустя пару часов другой человек вывел рядом фразу, которая стала фактически лозунгом для поклонников «Кино» - «Цой жив». Кто были эти двое, которые фактически основали народный памятник, и почему именно этот дом был выбран в качестве «рупора» до сих пор неизвестно.

Далее было самое интересное. К этой стене потянулись все фанаты Виктора Цоя, чтобы почтить память своего кумира. Некоторые просто приносили цветы, зажигали свечи и уходили, другие помимо этого оставляли свои «автографы» на здании. Но были и те, которые продежурили на Арбате с середины августа до самых заморозков, пока не исполнилось 40 дней с момента гибели музыканта.

Традиции

Во времена, когда не было мобильных телефонов, стена Цоя служила определенной меткой. Рядом с ней назначали встречи и даже свидания. На ней же писали соответствующие надписи, если кто-то кого-то не дождался.

А бордюр в самом низу стены до сих пор служит своеобразной пепельницей. Причем не в привычном смысле этого слова. В память о Викторе Цое поклонники придумали оставлять у стены надломленную сигарету.

А еще была идея поставить рядом со стеной настоящий памятник Виктору Цою. Даже придумали эскиз, который одобрили большинство фанатов. Предполагалось, что музыкант будет сидеть на мотоцикле. Но после протестов жителей соседних домов, решено было отказаться от идеи монумента.

Споры

В 2006 году стена Цоя пережила акт вандализма. Неизвестные под покровом ночи полностью закрасили все надписи. Пришлось поклонникам группы «Кино» восстанавливать все по крупицам, благо помогли многочисленные фотографии. В результате культовое место приобрело ровно тот же внешний вид, какой был и до надругательства.

Кстати, московские власти регулярно выступают с идеей очистить стену от граффити. По их мнению, она портит внешний вид города. К тому же, последнее время на ней стали появляться надписи, не имеющие к творчеству Виктор Цоя никакого отношения. Например, можно найти такие послания: «С праздником!», «Привет из Мордовии», «Лена, я тебя люблю». Чиновники не раз выступали и с идеей вообще демонтировать здание на Арбате. Предлагалось даже аккуратно срезать стену и передать ее на хранение в Санкт-Петербург, откуда и был родом солист группы «Кино».

Но пока все эти попытки остаются только на словах. До реальных действий еще ни разу не дошло. Да и поклонников творчества Виктора Цоя по-прежнему много в нашей стране, а они точно не допустят ликвидации этого памятника своему кумиру.

где находится, адрес, как добраться, фото 2020, отели — Туристер.Ру

Чем старше становится Стена Виктора Цоя на Арбате в Москве, тем более двойственное впечатление она производит. Родившись как народный мемориал, ценный искренностью чувств, которые поклонники погибшего певца выражали посредством надписей, оставленных цветов и сломанных сигарет, сегодня эта достопримечательность даже не всегда вызывает желание сделать фото возле нее. Пьяные компании, попрошайки и бессмысленные строчки как соревнование в безвкусице — то, с чем может столкнуться туристическая группа, заглянувшая в Кривоарбатский переулок в настоящее время. Но Стена продолжает жить, на ней появляются новые признания, портреты музыканта, его стихи, так что пока она сохраняет свой статус достопримечательности.

Где находится стена Цоя в Москве

Точный адрес стены Цоя на в Москве — Арбат, дом 37/2, строение 5. Это маленькое подсобное здание Московского окружного военного суда длиной около 30 метров и шириной 7 метров, которое стоит на углу Арбата и Кривоарбатского переулка. В торце, выходящем на Арбат, находится платный общественный туалет.

При прогулке в поисках Стены Цоя лучше ориентироваться на здание, стоящее по адресу Кривоарбатский переулок, 1. Это высокий жилой дом в 6 этажей со стенами кофейно-серого цвета. Его можно увидеть издалека, так как здание суда перед ним состоит всего из 2 этажей.

Координаты Стены Цоя в Москве: 55.749052, 37.590844.

Панорама Стены Цоя на Арбате в Москве:

История

Версий возникновения народного памятника Цою существует две. Каноническая, который придерживается и «Википедия» гласит, что в 1990 году в день, когда стало известно о гибели музыканта в автокатастрофе под Тукумсом, вдоль верхнего края стены кто-то написал черной краской «Сегодня погиб Виктор Цой». А вскоре появился «ответ» в виде реплики, ставшей крылатой: «Цой жив».

С трагического августовского дня и до конца сентября возле Стены всегда можно было застать поклонников артиста. Оставляли портреты кумира, писали признания, говорили об утрате. Тогда же появилась традиция оставлять прикуренную, сломанную пополам сигарету в знак трагически оборвавшейся жизни Цоя.

Вторую версию формирования статуса Стены как народного памятника приводит журналист Алексей Байков. Он указывает, что еще за 3 года до смерти Виктора Цоя «устье» Кривоарбатского переулка было одним из любимых мест для тусовок неформалов. Стена выступала в качестве средства связи — фломастером писали о себе прибывшие автостопом из других частей страны, анонсировали предстоящие концерты и квартирники, указывали адреса для вписок. Все, что появилось после исторической фразы «Цой жив», Байков называет «одной гигантской «веткой комментариев» к этой реплике.

С этой точки зрения Стена превращается в памятник не столько отдельному человеку, сколько целому поколению с его культурой, оппозиционной официальной. Поэтому становятся понятны выступления против установки в этом месте скульптуры Виктора Цоя, попытки которой предпринимались в начале «нулевых».

Когда стена Цоя была закрашена

В 2006 году Стена оказалась закрашена, но ни официальные власти, ни кто-либо из арт-групп не взял на себя ответственность за это. Объект восстановили, но попытки ликвидировать достопримечательность продолжились. В частности, в 2016 году некто нанес огромную надпись через всю стену «Цой мертв». Впоследствии ее стерли. В том же году инициативу по закрашиванию Стены выдвинул собственник здания — Московский окружной военный суд. Народный мемориал смущал служителей закона тем, что привлекал публику, устраивающую «непотребства» и «справляющую нужду» возле их здания.

Наконец, в апреле 2019 года в нижней части стены по всей ее ширине появилась надпись «Перемен требуют наши сердца», оставленная болельщиками клуба «Динамо». На авторство указывал и способ написания буквы «Д» в слове «сердца» — ее выполнили в стилистике клуба. Таким образом фанаты выразили несогласие с политикой руководства «Динамо». Поступок недовольных поклонников «бело-голубых» вызвал негативную реакцию у общественности. Отрицательно произошедшее прокомментировали не только фанаты Цоя, но и остальные. В частности, спортивный журналист Дмитрий Губерниев выложил снимок Стены с надписью, сопроводив его вопросом к авторам «Вы думаете, это нормально?».

Отзывы

Мнения туристов о Стене Цоя расходятся. Авторы, например, пишут, что эта достопримечательность — одна из немногих оставшихся деталей, напоминающих об уютном месте в Москве 90-х годов. К тому же надписи на ней продолжают жить своей жизнью. Новые строки и фрагменты более ранних фраз, выглядывающие из-под них, заставляют остановиться, вчитаться, представить себе тех, кто оставил эти слова, вообразить события, которые когда-либо происходили у Стены.

Для многих это отличное место для ностальгии и действительно повод вспомнить музыканта и его творчество. Несколько минут воспоминаний вырывают из туристической суеты, тем более что находится Стена не на самом Арбате, а в примыкающем к нему переулке. Если повезет, можно оказаться у Стены в одиночестве и тишине.

В то же время многие пишут о двойственном ощущении, связанном с современным антуражем. Связано это не только с нетрезвыми компаниями и неуместными надписями, но и с тем, что это место становится все более популярным как туристический объект. На его фоне фотографируются и те, кто приходит сюда не в память об ушедшем авторе, а из-за популярности Стены. Так что на фоне вечных строк Цоя нередко можно увидеть поклонников селфи, принимающих вычурные позы ради снимка для «Инстаграма». Все это создает диссонанс.

Как добраться до стены Цоя в Москве

Достопримечательность находится в центре российской столицы. Добираться до нее удобнее всего на метро. Выйти можно как на станции «Смоленская», так и на станции «Арбатская», поскольку они расположены у южного и, соответственно, у северного конца Арбата, а Стена Цоя находится примерно посередине пешеходной улицы. Даже неспешным шагом до нее модно дойти за 7–10 минут.

Карта метро Москвы

Для поездки можно использовать и автобусы. Подходящих остановок две. Во-первых, это «Смоленская площадь», расположенная с южной стороны Арбата. До нее идут автобусы № 64, Б, С12, т10, т39, т79. Во-вторых, это остановка «Арбатские ворота» у северного выхода с Арбата. Сюда следуют автобусы № 15, А, 39, м2, м27, н2.

Расписание и маршруты автобусов Москвы

Если вы отправляетесь на своем автомобиле, помните, что парковка в центре Москвы платная. Также можно приехать на такси. В российской столице действуют все крупные перевозчики: Gett, Uber, «Максим», «Яндекс. Такси» и другие. Заказывайте машину с помощью мобильного приложения.

Видео о Стене Цоя на Арбате в Москве:

Стена Цоя в Москве на Арбате

 

Стена Виктора Цоя в Москве появилась на Арбате спонтанно, как трагический крик.

 

«Сегодня погиб Виктор Цой» - размашисто, черной краской, написал на стене в Кривоарбатском переулке его поклонник. Другой также эмоционально приписал - «Цой жив!»

 

 

Фото 1. Стена Виктора Цоя на Арбате, в Кривоарбатском переулке

 

 

Случилось это в день смерти известного музыканта, поэта и исполнителя в 1990 году.

 

Затем появились новые надписи, портрет Виктора, который привезли с осеннего концерта, устроенного в память о нем.

 

В течение сорока дней после гибели Виктора Цоя, у стены на Арбате постоянно находилось большое количество поклонников.

 

 

Фото 2. Надписи на стене.

 

 

Здесь, у стены Цоя на Арбате, сложились уже свои традиции. Так, у почитателей принято опускать в пепельницу надломленную пополам только-только прикуренную сигарету.

 

 

Фото 3. Портрет популярного музыканта.

 

 

Планировалось установить у стены и памятник барду (в широком доступе можно было ознакомиться с проектом, на котором Цой должен был сидеть на своем мотоцикле с босыми ногами). Осуществить задуманное не удалось из-за протеста местных жителей, да и несогласия большинства поклонников.

 

 

Фото 4. Сегодня у стены можно встретить не только поклонников.

 

 

В 2006 стену Виктора Цоя на Арбате закрасили неизвестные, но любители его творчества быстро восстановили памятное панно.

 

Импровизированная стена композитора есть не только в столице, но и в других городах России, и даже в СНГ - это Тула (стена снесена), Минск, Днепропетровск и другие.

 

 

Фото 5. На стене памяти Цоя начертано имя его музыкальной группы.

 

 

Популярный бард не забыт до сих пор. Часто, даже в маленьких провинциальных городках, можно увидеть начертанное на стене - «Цой жив!»

 

   

 


 

 

 

Последние добавленные на сайт статьи ...

 



 

история арбатского мемориала и его зарубежных аналогов – Москва 24, 25.04.2016

Фото: ТАСС/Максим Шеметов

Дом № 37 по улице Арбат прославился в 1990 году, когда на одной из его стен появилась надпись о гибели Виктора Цоя. С тех пор здесь постоянно собираются не только поклонники группы "Кино", но фотографируются туристы. Недавно стену Цоя предложили сделать памятником культуры. Придать ей такой статус предложили в Мосгордуме. Также предлагалось перенести ее в другое место или закрасить граффити с портретом музыканта. Колумнист m24.ru Алексей Байков рассказывает о появлении этого народного мемориала и его побратимах в других странах.

В последний раз ликвидировать стену пытались еще в 2009 году, но тогда на ее защиту встали не только завсегдатаи Арбата, но и активисты молодежных движений. До этого была еще попытка уничтожить мемориал: в 2006 году группа Art Destroy Project закрасила большую часть стены черной краской. "Арбатские" вскоре покрыли стену новыми граффити, правда менее красивыми, чем те, что были раньше, на том все и успокоилось.

Было бы конечно соблазнительно нарисовать стандартную схему "косные городские чиновники хотят уничтожить символ нескольких поколений неформалов", но дело в том, она будет крайне далека от истины. Вплоть до недавнего времени "Стена Цоя" пользовалась условным "охранным" статусом. В 2013 году, когда Мосгордума принимала постановление об ужесточении наказаний за самовольное нанесение надписей и расклейку объявлений, именно для нее было сделано чуть ли не единственное на весь город исключение. В настоящее время рассматриваются различные варианты придания стене статуса "памятника" или "объекта культурного наследия". Такая бумажка с одной стороны защитит "Стену Цоя" раз и навсегда, а с другой – уничтожит ее как артефакт субкультуры. Ведь на "памятнике" или "объекте" уже нельзя будет просто так написать баллончиком "Цой жив!", и уж тем более рядом с ним нельзя будет орать под гитару вечную как этот мир "Восьмиклассницу".

Но помимо неформалов и чиновников существует еще и третья сторона конфликта, о которой часто забывают – жители Арбата. То есть те, кому по праву рождения или по причине внезапно свалившегося на голову богатства "повезло" с квартирой на бывшей главной тусовочной улице Москвы. А еще они же, согласно Конституции, наделены правом избирать депутатов муниципальных собраний и Мосгордумы. А депутаты, уже в силу своего статуса, обязаны хотя бы попытаться угодить и "нашим" и "вашим". Так замыкается круг.

Фото: ТАСС/Максим Шеметов

Портрет среднестатистического социально активного избирателя на этом фоне вырисовывается достаточно хорошо. Ему от 40 до 70 лет, на Арбате он просто живет – то есть каждый день ходит по этой улице на работу и с работы, выгуливает там детей и покупает хлеб, а еще он хочет чтобы "было тихо". Городское пространство в его понимании должно состоять из череды ухоженных клумб, магазинов и детских площадок, а молодежь со своими гитарами должна собираться где-то в другом месте, но не у него под окнами. При этом ему нравится жить именно на Арбате, и он не собирается никуда переезжать – ведь это же "такая историческая улица". На то что пресловутый "арбатский колорит" был создан в том числе мешающими ему жить художниками, уличными музыкантами и неформалами, ему глубоко наплевать.

С такими же проблемами, кстати, в свое время приходилось сталкиваться жителям улицы Хэйт-Эшбери в Сан-Франциско (место где "зародилось" движение хиппи), копенгагенской Христиании, и берлинского тусовочного квартала Фридрихсхайн. Просто у нас механизмы согласования интересов на уровне горизонтальных связей отсутствуют, и все конфликты принято решать через органы власти.

"Народный мемориал" – памятник самим себе

Реальная история "Стены Цоя" несколько отличается от общепринятой канонической. Согласно последней, в день смерти лидера "Кино" чья-то анонимная рука написала на стене дома №37 "Сегодня трагически погиб Виктор Цой", ей ответили: "Цой жив!", после сороковин кто-то принес портрет, сигареты и цветы, так все и началось. Правда, уцелевшие с тех времен "арбатские" рассказывают ее совсем по-другому: "устье" Кривоколенного переулка неформалы облюбовали для своих сборищ еще за несколько лет до гибели лидера "Кино", примерно с 1987 года. Стену в те времена использовали в качестве своеобразного тусовочного телеграфа – на ней фломастерами отмечались приехавшие автостопом из других городов, оставляли объявления о будущих "сейшенах" (концертах) и "вписках" для своих. В день смерти Цоя появилась та самая надпись, а все написанное и нарисованное на ней с тех пор – это одна гигантская "ветка комментариев" к этой исторической фразе.

Так что "Стена Цоя" – это памятник не только ему, но и нескольким поколениям приходивших на Арбат неформалов. Любили они при этом "Кино", "Алису" или вообще Einstürzende Neubauten – не суть важно. Под кирпичами этой стены, под слоями краски спрятана частичка истории каждого из них.

Именно поэтому сама идея подобных "народных мемориалов" во всех своих смыслах вступает в противоречие с традиционными официальными памятниками. Большая часть монументов и монументальных строений на улицах Москвы и других мировых столиц призваны напоминать нам о великих правителях и полководцах. За ними, как правило, следуют ученые и получившие официальное признание деятели искусств. Именно такой и должен видеть историю обычный горожанин – как цепь великих свершений, а не как непрерывность поколений обычных людей.

Фото: ТАСС/Максим Шеметов


Любой "народный мемориал" самим фактом своего существования противостоит этой навязанной сверху перспективе. Он напоминает о людях или событиях, не существующих в официальной версии истории, но оставшихся в живой человеческой памяти. Он не ломает городское пространство собой, а дополняет его. Он не символизирует вечное и неизменное, а наоборот меняется вместе с жителями города. Он не подавляет собой, а находится как бы на одном уровне со зрителем, иногда даже практически не выделяясь на фоне окружающей местности.

Так, например, власти Абердина, штат Вашингтон, как и местный синклит "отцов города", долгое время сопротивлялись любым попыткам увековечивания памяти родившегося там Курта Кобейна – уж очень непростыми были отношения у него отношения со своей "малой родиной". Но чья-то рука вырезала на скамейке в местном парке надпись "Curt’s Park", и видимо она же расписала граффити пролет и опоры того самого моста, о котором была написана песня Under the Bridge. Спустя 20 лет городские власти, наконец, сдались и позволили установить бетонную гитару на постаменте – оказалось, что без Курта Абердин никому в Америке попросту неинтересен.

Другой пример, теперь уже из недавней московской истории. Когда в 90-х годах автомобильный трафик вырос в несколько раз, на переходе через Большую Пироговскую рядом с Абрикосовским переулком стали регулярно сбивать пешеходов. В конце концов, видимо после очередного такого умертвия, кто-то повесил на фонарном столбе напротив маленький кладбищенский венок. Застывшие в ожидании "своего" светофора люди, как правило, со скуки озирались по сторонам. И тогда их взгляды неизбежно цеплялись за необычный столб, а венок на нем своим видом вызывал уже вполне определенные ассоциации. Увидевшие его, вели себя на этом переходе куда осторожнее и старались смотреть по сторонам. Такую же роль в те времена играли и возведенные "самостроем" мемориалы погибшим на федеральных трассах.

"Стены-побратимы"

Вторая по известности "Стена Цоя" находится в Минске. История у нее абсолютно такая же как и у ее московской "сестры": то ли в день трагической гибели певца, то ли чуть позже кто-то оставил на секциях бетонной ограды стройплощадки Дворца Республики первые граффити, а дальше все новые и новые поколения неформалов стали добавлять надписи, рисунки и плакаты от себя, пока не разукрасили всю стену. Когда строительство Дворца было завершено, городские власти решили не уничтожать самодельный памятник до конца, а вынули несколько секций и установили их в Ляховском сквере. Ежегодно 15 августа поклонники "Кино" и прочие белорусские неформалы собираются в этом месте, а новые надписи на стене продолжают появляться и по сей день.

Фото: ТАСС/Вадим Жернов

В Санкт-Петербурге поклонники Цоя и "Кино" по традиции оставляют свои граффити на стене бывшей котельной "Камчатка", где музыкант спасался от закона о тунеядстве и вкалывал на хлеб насущный вместе с Задерием, Башлачевым, Машниным и прочими живыми и уже покойными легендами русского рока.

Собственную "Стену Цоя", а вернее даже целый переход, в 2012 году получил Екатеринбург. Правда создавалось это пространство не неформалами, а компанией Asstika по единому проекту. Предполагается, что именно в этом месте станут ежегодно собираться желающие почтить память лидера "Кино", а рядом будет находиться площадка для выступлений уличных музыкантов.

В Нижнем Новгороде тоже имеется, правда не стена, а Арка Цоя. Рядом местный художник Александр Лавров создал еще и "Поп-алтарь" с портретами 11 звезд российской и советской эстрады, от Вертинского до Земфиры.

В Киеве своя Стена Цоя появилась относительно недавно благодаря усилиям художницы Даши Суворовой. В скором времени в городе также появится тематический парк имени Виктора Цоя в массиве Березняки – на том самом месте, где снимался эпизод из фильма "Конец каникул", в котором лидер "Кино" впервые дебютировал в качестве киноактера.

В Праге находится знаменитая на всю Европу "Стена Леннона". История этого куска ограды Мальтийского сада в районе Мала Страна точно так же, как и на Арбате, началась за несколько лет до трагической гибели музыканта – еще в 70-х там оставляли свои граффити поклонники The Beatles и Джона. А в ноябре 1980 года, когда сообщения об убийстве у арки "Дакота-билдинг" появились во всех чешских газетах, кто-то написал на ней "Za Johna Lennona" и пририсовал крест. После первой попытки властей закрасить граффити, на стене стали появляться уже политические лозунги, а в дальнейшем она стала одним из символов борьбы молодежи против идеологического диктата чехословацкой компартии. В скором времени не стало ни той партии, ни самого государства Чехословакия, а новые надписи на стене продолжали появляться, несмотря на вялые попытки пражской мэрии прекратить "вандализм".

Фото: Zuma/ТАСС/Aziz Karimov

В ноябре 2014 года арт-группа Pražská služba полностью закрасила старые граффити белой краской, написав поверх "Wall is over" (Стена окончена). Тем самым участники группы напомнили об акции сопровождавшей серию концертов Джона и Йоко "Live Peace" 71 года, в ходе которой в Торонто и Лондоне вывешивались огромные белые билборды с надписью "War is over! If you want it" (Война окончена, если ты этого хочешь). Впрочем, сами они заявили, что закрасили стену лишь для того, чтобы новые поколения смогли выразить себя и оставить свои надписи. Пражские битломаны не замедлили воспользоваться их предложением, так что теперь белая краска на "Стене Леннона" лишь изредка выглядывает из под напластований свежих граффити.

Посреди бизнес-квартала Токио прямо в кирпичной облицовке балюстрады роскошного бизнес-центра фанаты создали "Стену Ютако Озаки" – рок-барда, умершего в 1992 году от последствий употребления наркотиков. Поскольку малевать граффити во всю ширь в этих местах явно не принято, все сделано по-японски скромно: большинство надписей оставлены либо канцелярской замазкой либо маркером и почти все умещаются на одном-единственном кирпиче. Городские власти "Стену Озаки" не трогают – в Японии вообще принято уважать любую память об умерших.

В Воронеже ограда местного Левобережного кладбища была превращена поклонниками группы "Сектор Газа" в "Стену Юры Хоя" – в основном в знак протеста против того, что власти до сих пор не разрешают установить ему памятник в родном городе.

Практически полностью изрисовано граффити все пространство вокруг могилы Джима Моррисона на знаменитом кладбище Пер-Лашез в Париже. Городские власти и администрация кладбища из-за этого регулярно порываются вернуть останки лидера The Doors в США . Рядом лежат Бальзак, Сара Бернар, маршал Ней и Нестор Махно, а тут регулярно приходят поклонники The Doors, орут песни под гитару и оставляют после себя надписи и хипповские "фенечки", а то и недокуренные "косяки" с марихуаной. Неудобно получается.

Фото: wikimedia.org

Еще один "народный мемориал" вокруг могилы был создан поклонниками аргентинского танцора танго, певца и актера Карлоса Гарделя, похороненного на кладбище La Chacarita в Буэнос-Айресе. Большинство надписей тут выполнены на специальных памятных досках, на постамент кто-то регулярно кладет живые цветы, и вкладывает в бронзовые пальцы статуи зажженную сигарету.

И наконец в сентябре 2015 года в Одессе была торжественно открыта стена памяти погибшего в автокатастрофе лидера группы "Скрябин" Андрея Кузьменко. Хоть она и создавалась не как "народный мемориал", а как арт-объект, но работали над ней не профессиональные художники а поклонники певца Владимир Миронов и Олег Доронин. Возможно, в скором времени там появятся и обычные "непричесанные" граффити от фанатов, а пока неизвестные вандалы уже успели изуродовать памятник, облив портрет Скрябина зеленой краской.

Если вы хотите больше узнать о знаковых местах столицы, где тусовались битломаны и хиппи, стиляги и толкинисты, готы и цыгане, читайте цикл материалов Алексея Байкова "Московские тусовки"

Стена Виктора Цоя в Москве

К стене Цоя попали случайно, гуляя по Арбату в холодный и мокрый декабрьский вечер.
Ничего особенного. Исписанная стена, какие-то люди... Молодые и не очень, выпившие и трезвые, поющие и читающие стихи Цоя.
Я прекрасно знаю творчество этого певца, с удовольствием слушала и слушаю его песни, но вот так чтить память не могу и не хочу.

Стена Цоя находится на Арбате. Это стена дома № 37 по Арбату, выходящая в Кривоарбатский переулок. Поклонники творчества Виктора Цоя исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. Сегодня это своеобразный памятник, символ Арбата и достопримечательность Москвы.
Стена «появилась» в 1990 году, когда кто-то, после известия о гибели Виктора Цоя, высоко, через всю стену, вывел чёрным: «Сегодня погиб Виктор Цой. Мы будем уважать тебя!». В ответ кто-то приписал: «Цой жив».

Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, вконтакте, твиттере и в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наши каналы на ютюбе: Это мой, а это мужа.

Поделитесь ссылкой:

Стена Виктора Цоя на Арбате

«Люди не могут думать одинаково, но понимать друг друга должны. На то они и люди«

В. Цой

Истинные поклонники творчества великого рок-музыканта Виктора Цоя придерживаются его наставления. Именно поэтому Стена Памяти Цоя (дом № 37 по Арбату) не пестрит некультурными фразами, а около неё не гуляют различные неадекватные личности.

Стена Цоя – это памятник искусства, дань кумиру, а также достопримечательность Москвы.

24 июня 1990 года прошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. На этом концерте, впервые после московской Олимпиады-80 был зажжён огонь в Олимпийской чаше. После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, дописанный и сведённый музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 и получил символическое название «Чёрный альбом», с соответствующим оформлением обложки.

История

15 августа 1990 года Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе под Ригой. Уже к вечеру этого дня его поклонники знали о случившемся.

На следующий день на стене дома № 37 неизвестный чёрной краской вывел: «Вчера погиб Виктор Цой», на что «получил ответ» — надпись чуть ниже, оставленная также неизвестным. Она гласила: «Цой жив!». Эта фраза стала лозунгом всех фанатов Виктора Робертовича.

Затем на стене стали появляться всё новые надписи, и даже портреты Цоя. Возле Стены Памяти стали собираться фанаты. Это место обрело популярность у неформалов города.

Позднее сюда начали приезжать люди с других городов, а затем и стран. Стена Цоя является одним из «святых» мест для любителей рок-музыки.

В 2006 году неизвестные закрасили стену чёрной краской. Не прошло и двух дней – Стена снова обрела надписи. В 2009 году правительство Москвы хотело снести Стену. Однако толпы фанатов не позволили этому произойти.

Почему власти терпят

Не все считают Стену Памяти Цоя искусством. Многие (особенно люди, живущие  этом доме) придерживаются мнения, что Стена – дело рук негодяев, оскверняющих Москву. Они негодуют, почему власти еще «не прикрыли эту лавочку».

Причин несколько:

  1. Стена приносит доход городу, ведь ежегодно на неё приезжают посмотреть тысячи туристов.
  2. Это место паломничества множества людей, которые могут взбунтоваться.
  3. Здесь культурно отдыхает молодёжь.
  4. Попытки снести или закрасить Стену не увенчались успехом.
  5. Это памятник, возведённый самим народом.

Ненавистникам творчества Цоя не понять смысл данной достопримечательности. Остальные понимают важность каждой буквы, которая в некой степени приближает к человеку, память о котором будет жить вечно.

Как добраться до стены Цоя (в Москве)?

станция Арбатская (синяя ветка) , выход к кинотеатру Художественный и налево, по подземному переходу на противоположную сторону и идите прямо - мимо не пройдёте ...

Метро Арбатаская. Выходишь налево из стеклянных дверей. И чешешь по старому Арбату. Там увидишь-не ошибёшься. Она перпендикулярно Старому Арбату стоит. (По левую руку будет)

Она находится на Арбате (старом Арбате) , Уж на Арбат-то доберетесь? Любой подскажет.

Проще, удобнее и быстрее добраться от м. "Смоленская" Арбатско-Покровской линии ( синяя ветка) . В этом случае Вам не придется идти по узенькому тесному проходу от м. "Арбатская" до подземного перехода и проходить сам переход. Из м. "Смоленская" вы сразу выходите на Арбат ( направо через двор, а не налево через арку ) , идете до Кривоарбатского переулка, и справа по ходу через минут пять на углу Арбата (д. 37) и переулка увидите Стену Цоя. Убедитесь сами, взглянув на <a rel="nofollow" href="http://onfoot.ru/sights/memorab/551.html" target="_blank" >КАРТУ</a>.

Стена Цоя — Википедия. Что такое Стена Цоя

Стена памяти Виктора Цоя в 2016 году

Стена Цоя — стена дома № 37 по Арбату[1], выходящая в Кривоарбатский переулок Москвы, которую поклонники творчества Виктора Цоя исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. Представляет собой памятник, символ Арбата и достопримечательность Москвы[2].

История

Стена «появилась» в 1990 году, когда кто-то, после известия о гибели Виктора Цоя, высоко, через всю стену, вывел чёрным: «Сегодня погиб Виктор Цой». В ответ кто-то приписал: «Цой жив».

С августа и до самых заморозков у «стены» постоянно дежурили подростки. Потом, после поминок на сорок дней, народу поубавилось, остались только самые стойкие. В дальнейшем появляются и другие надписи. Портрет Виктора, тот самый, что был выставлен на осеннем концерте его памяти, потом установили у стены[3]. Как отмечал Вадим Сидоров: «Для хипующей молодёжи стена была ещё и способом коммуникации, своеобразной „цыганской почтой“. Здесь оставляли послания для друзей, с которыми не удалось увидеться, и назначали новые встречи. Теперь есть мобильный телефон. Но воспоминания о тех временах до́роги для поклонников группы „Кино“»[4].

По словам Роберта Максимовича Цоя: «Наличие в Москве такой стены памяти, настоящего народного мемориала, имеет для меня значение, мне это важно. Когда Вити не стало, казалось, пройдет лет пять и о нём забудут. Но минуло четверть века, а слава его живёт. И вокруг Витиной могилы на Богословском кладбище Санкт-Петербурга в памятные дни по-прежнему собираются толпы фанатов, большинство из которых никогда не видели Цоя живым»[5].

У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету. Там же планировалось установить памятник музыканту: босиком и сидящему на мотоцикле, но из-за протестов жителей окрестных домов и самих поклонников певца памятник установлен не был.

Музыкальный обозреватель Никита Кривцов в статье «Жив ли Рок-н-ролл?», опубликованной в официальном издании ЦК ВЛКСМ, дал следующую характеристику[6] молодым людям, собирающимся у стены Цоя:

Они просто со всем пылом и чистотой юности оплакивают его гибель, собираясь вечерами у «стены» на Арбате, десятки раз в день слушая его песни, обклеивая стены своих комнат его фотографиями

В 2006 году стена была закрашена группой неизвестных, но впоследствии «восстановлена» фанатами[7].

В 2009 году активисты молодёжного движения «Местные» и движения «Молодая Гвардия» провели акцию в защиту «стены Цоя», направленную против желания властей закрасить надписи[4].

20 Июня 2016 года, во всю длину стены, неизвестными была нанесена большая надпись «Цой мертв», однако позже эта надпись была стёрта[8].

Стены Цоя в других городах

Стена Цоя в Туле на ул. им. Григория Каминского в центре города была снесена в 2009 году при строительстве Торгово-делового центра «София»[9].

«Стена Цоя» существует и во многих городах стран СНГ. В частности, существует Стена Цоя в Минске (Белоруссия), Днепре[10] и Энергодаре (Украина). В Киеве на озере Тельбин есть «дерево Цоя».[11] 15-го августа 2013 года в Киеве во дворике дома по улице Михаила Грушевского, 4-б, была открыта стена Цоя.[12] Дом примечателен тем, что на протяжении 4 лет деятели культуры разного рода, в том числе и Молодёжная Общественная Организация «Мистецька Платформа» (рус. Творческая Платформа), пытаются сохранить этот старинный дом (1878 года постройки) от массовой застройки Киева. 3 октября 2013 года стену памяти посетил отец Виктора Роберт Цой со своей новой женой[13]. Также стена Цоя есть в Алма-Ате на Арбате.

15 августа 2018 года стену Цоя открыли в Перми на территории экстрим-парка около вокзала Пермь-2[14]

Литература

Василий Голованов. Лабиринт [о граффити Москвы, Ленинграда, и особенностях речевого и знакового поведения молодёжных групп // Огонёк : Журнал. — М.: ЗАО «Издательский Дом Огонёк», 1994. — № 37-39. — С. 18—40.

Примечания

  1. ↑ Достопримечательности Старого Арбата
  2. Bushnell, John. Part IV. Society and social artifacts. Paranoid Graffiti at Execution Wall // Consuming Russia: popular culture, sex, and society since Gorbachev  (англ.) / Adele Marie Barker. — 2nd printing. — Durham, N. C.: Duke University press, 2001. — С. 409,410. — 473 с. — ISBN 0-8223-2313-3.
  3. ↑  // ЦК ВЛКСМ Пульс : Журнал. — М.: Молодая гвардия, 1991. — № 1-6. — С. 46,47.
  4. 1 2 RUSSIA.RU / Столичная молодёжь вышла на защиту стены Цоя
  5. ↑ Москва | Поклонники будут называть стену Цоя воплощением искусства, а противники — объектом, портящим город — БезФормата. Ru — Новости
  6. Кривцов Н. Жив ли Рок-н-ролл? // ЦК ВЛКСМ Перспективы : Журнал. — М.: Изд-во «Перспективы», 1991. — № 6. — С. 89.
  7. ↑ Стены Цоя больше нет. Временно
  8. ↑ Цой мертв: неизвестные художники закрасили знаменитую стену на Арбате
  9. ↑ Не совсем верный факт. Стена Цоя в Туле стала недоступна после постройки ТДЦ «София», но если зайти с левого торца (проход к Тульскому Драматическому Театру), то можно её увидеть…
  10. ↑ Достопримечательности Днепра
  11. ↑ дерево Цоя
  12. ↑ Фотогалерея: Жив. В Киеве открыли стену памяти Виктора Цоя | Новости музыки | Новости шоу бизнеса и культуры
  13. ↑ Культовий Віктор Цой і після смерті забезпечує батьку небідну старість — Світські новини — гламур на 1+1 — ТСН.ua
  14. ↑ В Перми открыли стену Цоя (рус.). nashe.perm.ru. Проверено 15 августа 2018.

Ссылки

как оскверняли мемориал музыканта на Арбате

Надо признать, что наследию музыканта откровенно не везёт. Уличный портрет Виктора Цоя, нарисованный в центре Петербурга, с трудом отстояли перед городскими властями – ранее его планировали ликвидировать. Памятник работы скульптора Алексея Благовестнова после долгих мытарств нашёл пристанище в новгородском городе Окуловка. Но больше всего досталось так называемой стене Цоя, возле которой вот уже 26 лет собираются почитатели музыканта. 

Перемены по версии группы Art Destroy Project: замазать чёрной краской и оставить подпись

В 2006 году группа активистов под названием Art Destroy Project (Проект "Уничтожение искусства") закрасила стену чёрной краской. На акцию остро отреагировали фанаты группы, однако их ярость была направлена в конструктивное русло — вскоре мемориал был восстановлен. 

Перемены по мнению столичных властей: отреставрировать, закрасить и перенести к "Лужникам"

Впервые о реставрации стены заговорили в 2009 году. Именно тогда городские власти решили оставить от стены только небольшой фрагмент. Ремонт cтены Цоя стал частью грандиозного плана по обновлению Старого Арбата. Поклонников "Кино" приравняли к торговцам одеждой и сувенирами, которых также планировалось изгнать с улицы. За стену тогда неожиданно вступились движения "Молодая гвардия" и "Местные". Общими усилиями место паломничества удалось отстоять. 

В 2013 году стена едва не попала под действие законопроекта об ужесточении штрафов за незаконное нанесение надписей. Ещё на стадии разработки депутаты отметили, что стена Цоя под действие законопроекта не попадёт.

Несмотря на столь трепетное отношение властей, в признании стены историческим памятником было неоднократно отказано. Причина была выбрана формальная — со смерти музыканта ещё не прошло 40 лет.  

В мае 2016 года с инициативой закрасить стену выступил Евгений Бабенко, глава муниципального округа Арбат. Он обвиняет паломников в том, что на стену они приходят только затем, чтобы "помочиться, уколоться или заняться сексом". В качестве альтернативы Бабенко предлагает перенести мемориал на Лужнецкую площадь, где прошёл последний концерт Цоя. 

Перемены по версии противников стены: много обсуждать и ничего не делать 

Об уничтожении мемориала постоянно идут разговоры в группе "ВКонтакте" с говорящим названием "За снос стены Цоя на Арбате!" На момент написания материала группа насчитывала 4555 участников. Активисты подчёркивают, что они выступают против самой стены, а не против творчества музыканта. Причины для столь сильной неприязни изложены в описании группы (авторская орфография и пунктуация сохранены):

"Стена Цоя – одно из самых мерзких мест в нашей стране, клякса Арбата и позор для каждого нормального человека. Лужи мочи и блевотины, пьяные попрошайки с остекленевшими зенками, битые бутылки, окурки, дурацкие песни, распеваемые осипшими пропитыми голосами. Всё это и многое другое вы можете созерцать на Кривоарбатском переулке. Необходимо снести стену и убрать оттуда толпы грязных обрыганов, пусть ищут СМЫСЛ жизни в другом месте"

Идут ли активисты дальше бурных дебатов, из обсуждений в группе выяснить не удалось. 

Перемены по версии собственника здания: разогнать маргиналов 

В 2016 году Московский окружной военный суд, который является собственником здания, где расположен народный мемориал, выступил с инициативой закрасить стену. Представителей учреждения не устраивали "непотребства" и "справление нужды" возле их здания. 

"Если стена сохранится, мы выступаем за то, чтобы там был наведён порядок. Тем не менее совершенно непонятно, какое отношение здание суда имеет к Цою, который там ни дня, ни часа не был"

Перемены по версии художников: написать "Цой мёртв"

Последней громкой акцией стала надпись "Цой мёртв", которую в ночь на 20 июня 2016 года нанесла на стену группа неизвестных художников. По мнению активистов, стена стала сборищем бомжей, маргиналов и прочих отбросов общества. Отец Виктора Цоя назвал маргиналами тех, кто испортил стену памяти музыканта.

 

На Арбате неизвестные "убили" Виктора Цоя – Новости Варламов.ру – ЖЖ

В ночь на 20 июня неизвестные, называющие себя "командой анонимных художников", модифицировали одну из главных арбатских достопримечательностей – стену Цоя. Вместо привычной надписи "Цой жив" на стене появилась надпись "Цой мёртв".

Авторы послания объясняют эту акцию нелюбовью к фанатам Виктора Цоя (орфография и пунктуация сохранены):

Ничто не портит музыку так как ее поклонники! В самом сердце столицы, в близи главной пешеходной улицы расположилась Стена Цоя - язва на теле города. И по большей части, это место уродливо не из за того, что там пишут кривые надписи царящие в полном хаосе, из которых разобрать можно лишь 15%, а потому что это место стало сборищем бомжей, маргиналов и прочих отбросов общества. Они мусорят, пьют, матерятся, нарушают общественный порядок, а главное позорят культурное достояние общественности. "Перемен требуют наши глаза!" "И дальше действовать будем мы!" Команда анонимных художников хотела показать всем, что оправдывать свое скотское поведение, прославлением умершего -это низко и отвратительно. Они напомнили, что нет оправдания такой бездарной эксплуатации образа музыканта - Цой мертв!

Утром 20 июня слово "мёртв" было уже закрашено.

21 июня, 15:01 Певица Анита Цой (она не является родственницей бывшего лидера группы "Кино") спела у стены Цоя с поклонниками покойного музыканта, сообщает "Лайф". "Вчера на этом месте было совершенно отвратительное совершенно действие. И на нашей стене, на стене Вити Цоя, написали "Цой мёртв". Я выражаю категорический протест заказухе, которую сделали. Это не правильно и не честно по отношению ко всем, кто любит творчество Вити Цоя", – сказала она.

Сегодня, 21 июня, Виктору Цою исполнилось бы 54 года.

Дорогой наш Витя, любим, помним, поем! С Днём Рождения!!! #ВИКТОРЦОЙЖИВ pic.twitter.com/GW1Sn4NLQS

— Anita Tsoy (@anitatsoi) June 21, 2016

22 июня, 15:53 Лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков на концерте в Краснодаре нецензурно прокомментировал инцидент со стеной Цоя. "По заказу каких-то великих людей на стене было написано "Цой мертв". Может быть, все-таки, х** им?, – сказал со сцены музыкант. – Как гласит старинная народная мудрость: нож в печень – Цой вечен. Скажем вместе!"

Мы создали чат в Telegram для оперативного обмена новостями. Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте её скорее сюда: https://telegram.me/varlamovnews.

Смотрите также

Описание: