Где в минске находится филармония


Белорусская государственная филармония — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Белорусская государственная филармония, Учреждение «Белорусская государственная ордена Трудового Красного Знамени филармония»

Официально открылась 25 апреля 1937 года в составе симфонического оркестра, оркестра белорусских народных инструментов, Белорусского ансамбля народной песни и танца и Белорусской хоровой капеллы[1].

Апрель 1963 года — открытие концертного зала (930 мест, район площади Я. Коласа).

В 2004 году проведены ремонтные работы, улучшена акустика зала, подсветка. Количество мест в Большом зале было сокращено до 688 и открыт Малый зал им. Г. Р. Ширмы (200 мест).

26 января 2005 года — первый концерт в обновленном зале.

  • Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
  • Национальный академический народный оркестр Республики Беларусь им. И.Жиновича
  • Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им. Г. Ширмы
  • Государственный камерный оркестр Республики Беларусь
  • Государственный камерный хор Республики Беларусь
  • Ансамбль солистов «Классик-авангард»
  • Минский струнный квартет
  • Ансамбль солистов под управлением И.Иванова
  • Белорусский государственный ансамбль народной музыки «Свята»[2]
  • Ансамбль «Камерата»
  • Фольклорная группа «Купалинка»
  • Концертно-гастрольный отдел
  • Филармония для детей и юношества
  • Белорусский поэтический театр одного актёра «Зніч»[3]

1940 год — орден Трудового Красного Знамени (за выдающиеся успехи в развитии белорусского музыкального искусства).

  • Арутюнова Наталья (цимбалы)[4]
  • Боровиков Валерий (фортепиано)
  • Вишнякова Татьяна (концертмейстер, фортепиано)
  • Гильдюк Юрий (фортепиано)
  • Духновская Алика (фортепиано)
  • Дущинская Нелли (сопрано)
  • Елисеева Дарья (флейта)
  • Котова Наталья (фортепиано)
  • Кухта Павел (гитара)
  • Марецкий Николай (домра, мандолина)
  • Музыкантов Александр (фортепиано)
  • Оловников Игорь (фортепиано, орган)
  • Плиговка Владислав (баян)
  • Радивилов Владимир (разговорный жанр)
  • Старостенко Кирилл (тенор)
  • Титов Дмитрий (домра)
  • Шаплыко Артём (фортепиано)
  • Шумилина Ирина (фортепиано)

Белорусская государственная филармония

О нас

Осматривая достопримечательности вдоль проспекта Независимости, вы встретите много красивых площадей, таких как площадь Якуба Коласа, Победы и площадь Янки Купалы. На площади Якуба Коласа в Минске, недалеко от одноимённой станции метро, вы обязательно обратите внимание на здание филармонии 1937 года постройки. Белорусская государственная филармония была реконструирована и от бывшего здания остался лишь фундамент. Теперь это современное здание отвечает всем мировым стандартам и является престижным музыкальным учреждением Беларуси.

В здании государственной филармонии 2 концертных зала. Большой зал филармонии, ранее вмещавший 930 человек, был уменьшен до 690 для улучшения акустики. Оформлен он в стиле арт-нуво и все элементы декора выдержаны в благородных зелёных тонах. Мягкие удобные кресла заполнили бельэтаж, балкон и партер. Убранство малого зала менее торжественно, но также изыскано. Колонны, гармонично впивавшиеся в зал, делают его праздничным и парадным. Зал рассчитан на 190 мест.

Афиша Белорусской государственной филармонии разнообразна с первых дней ее существования. Как только коллективы, ансамбли и солисты получили здание филармонии в 1937 году, то стали стараться, чтобы каждый новый сезон имел свою особенность и новый облик, но традицией, прошедший сквозь года, стала серьезная музыка и просветительская деятельность.

Белорусская Государственная филармония предлагает насладиться представлениями зарубежных исполнителей, лауреатов Международных конкурсов, государственными оркестрами представленных в разных музыкальных направлениях, будь то органная музыка, гитара, камерные или духовые оркестры, скрипка, фортепьяно – всего не перечесть. Читая афишу у здания государственной филармонии или изучая ее в прессе, вы обязательно найдете то представление, которое непременно захочется посетить.

В Минске много достопримечательностей, но эстетическое наслаждение полученное от представления, память о котором надолго сохранится, может подарить только  Белорусская государственная филармония.

УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ФИЛАРМОНИЯ»

УНП: 100296574

История | Белорусская государственная филармония

Белорусская государственная филармония начинала свой путь в 30-е годы ХХ столетия, поначалу не имея даже своего помещения, в неприспособленных для репетиций условиях, лишённых акустического минимума, так необходимого для создания новых музыкальных коллективов. Первый главный дирижёр симфонического оркестра Белгосфилармонии знаменитый педагог и музыкант Илья Мусин вспоминает: «Концертным залом филармонии служило помещение клуба. Неуютное, пустое фойе, столь же непривлекательный зал. Вместо эстрады — типичная клубная сцена с тряпичными порталами. Акустика отвратительная. Неудивительно, что это помещение не способствовало привлечению слушателей».

Но жизнь не стояла на месте, и бурное время требовало перемен, меняло стереотипы и систему ценностей. Столичная публика заполняла неуютные залы и жаждала музыки Бетховена, Брамса, Чайковского, Глазунова; с увлечением и искренним удивлением слушала в исполнении первых филармонических коллективов белорусские народные песни, танцы, произведения первых белорусских советских композиторов.

Декады белорусского искусства, регулярно проводимые в республике и за её пределами, стали несомненным свидетельством профессионального восхождения художественных коллективов и солистов новой концертной организации. Оркестр народных инструментов, хоровая капелла, артисты симфонического оркестра и ансамбля песни и танца имели успех в концертных залах Москвы, Ленинграда, Железноводска; тепло были встречены гастрольные выступления в Крыму и на Кавказе. За успехи в развитии белорусского музыкального искусства Белорусская государственная филармония Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1940 года была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Художественные коллективы, ансамбли и солисты филармонии получившие обустроенные репетиционные помещения, постоянное место для проведения концертов, были полны творческих задумок и планов на будущее.

Но Великая Отечественная война поставила новые задачи: «Основным занятием филармонии ближайшего периода считать создание концертной бригады для обслуживания Красной армии. Художественным руководителем назначить заслуженного артиста БССР М.Бергера. Возложить на него обязанности концертмейстера»

«Духовным резервом армии» считала себя прифронтовая концертная бригада белорусской филармонии. Виртуоз-пианист становился виртуозом-баянистом, солисты-вокалисты, артисты-чтецы сочиняли куплеты, жанровые сатирические интермедии для фронтовой аудитории. Л.Александровская, И.Болотин, Р.Млодек, А.Николаева, С.Дречин тайными лесными тропами добирались до линии фронта, к партизанам. Война диктовала новые приказы, но не смогла заставить замолчать трепещущее сердце и звонкий голос великого народа.

Первый послевоенный концертный сезон открылся 21 сентября 1946 года. За пультом стояла незабываемо экспрессивная, необычная, темпераментная Татьяна Коломийцева. С фронта, из эвакуации возвращались музыканты. Кто-то и не вернулся. Заново собиралась филармоническая библиотека, бережно собранная до войны и утраченная во время оккупации. Заново создавался цимбальный оркестр: И.Жинович, художественный руководитель оркестра, занялся реконструкцией народных цимбал, желая расширить концертный диапазон своего оркестра, открыл классы цимбал в консерватории, сделал немало аранжировок оркестровых произведений.

Каждый концертный сезон имеет свою особенность и свой облик. Однако, неизменными остаются приоритеты: серьёзная музыка, просветительская деятельность, возрождение культурных традиций, исполнение произведений разных стилевых направлений и национальных композиторских школ. Это всегда было главным для разных поколений музыкантов и организаторов концертной деятельности — В.Дубровского, Е.Тикоцкого, В.Катаева, Ю.Ефимова, А.Богатырёва, Г.Загороднего, Н.Шевчука, В.Буконя, В.Ратобыльского.

После того, как в Минске построили здание филармонии с залом на 930 мест, появилась возможность существенно увеличить количество концертов, расширить их тематику. Торжественное открытие концертного зала современной филармонии состоялось в апреле 1963 года. Чуть позднее прозвучал первый органный концерт, который открыл новую страницу в истории органного исполнительства в Беларуси.

Дебют Минского камерного оркестра, появление ансамбля старинной музыки «Кантабиле», фольклорно-хореографических ансамблей «Хорошки» и «Купалинка» украсили и потрясли культурную среду республики. А «Минская весна» и «Белорусская музыкальная осень» - фестивали, которые ежегодно обогащают репертуарный контекст филармонической жизни, - стали кульминациями концертного сезона страны.

«Новейшая» история белорусской филармонии обозначена её капитальной реконструкцией в 2004 году. От прежней филармонии остался только фундамент здания. Интерьер филармонии отвечает самым современным стандартам и технологиям. Улучшение качества звучания потребовало сокращения количества мест в зале. Теперь, вместо прежних 930, он рассчитан на 690 мест. Вместе с этим, был открыт в здании филармонии другой, Малый зал на 190 мест, который носит имя Григория Ширмы.

Белорусская государственная филармония концертная площадка в Минске

Достоинства: В детской музыкальной программе "Урок вежливости" достоинств не оказалось... К сожалению :(

Недостатки: 29 марта 2019 года случилось наше первое разочарование от похода в театр :( Очень неожиданно, т.к. мои дети (5 лет и 8 лет) ходят в театр достаточно часто, в среднем раз в месяц. Филармонию любим за прекрасные новогодние спектакли. Поэтому я без доли сомнения купила билеты на программу «УРОК ВЕЖЛИВОСТИ», чтобы бабушка с внучками сходили в Филармонию на весенних каникулах. И каково же было мое удивление, что ни детям, ни бабушке абсолютно не понравилось! Во-первых, концерт проходил в Малом зале (а я, бронируя билеты, не придала этому значения). Оказалось, что сидеть там нужно было на обычных стульях, которые выстроены рядами все на одной высоте! 😕 Детям было ничего не видно с 7-го ряда! Не понимаю, зачем делать детское представление в таком неудобном зале! Во-вторых, в самой программе и выступлениях артистов были использованы абсолютно неизвестные детям песни и произведения, которые, конечно же, не могли заинтересовать и привлечь ихтвнимание. Все присутствовавшие в зале дети (а большинство были из школьных лагерей) постоянно крутились, болтали.. Им было просто неинтересно :( В постоянном гуле от детских голосов невозможно было услышать ровным счетом НИЧЕГО! Слов не разобрать, а в незнакомых песнях уж тем более! Моя мама сказала (а она музыкально подкованный человек), что она знала только пару произведений времен ее детства. А дети, естесственно, не знали и не понимали ни одной композиции! Вывод детей - было СКУЧНО! :( Я очень расстроена, если честно... Выброшенные в пустую деньги и время :( Неужели, формируя музыкальную программу для маленьких детей, сложно построить ее на известных, понятных детям музыкальных произведениях!!?? Ведь столько есть прекрасных детских песен и стихов! Дети - очень благодарные зрители! Главное - их заинтересовать, привлечь их внимание. И если детям интересно, то они смотрят на сцену, не отрывая глаз! А тут такое безобразие... 😕 Не рекомендую никому! Не ожидала, что разочаруюсь в Филармонии :(

Белорусская государственная филармония - Ticketpro.by

Белорусская государственная филармония начинала свой путь в 30-е годы ХХ столетия, поначалу не имея даже своего помещения, в неприспособленных для репетиций условиях, лишённых акустического минимума, так необходимого для создания новых музыкальных коллективов. Первый главный дирижёр симфонического оркестра Белгосфилармонии знаменитый педагог и музыкант Илья Мусин вспоминает: «Концертным залом филармонии служило помещение клуба. Неуютное, пустое фойе, столь же непривлекательный зал. Вместо эстрады — типичная клубная сцена с тряпичными порталами. Акустика отвратительная. Неудивительно, что это помещение не способствовало привлечению слушателей».

Но жизнь не стояла на месте, и бурное время требовало перемен, меняло стереотипы и систему ценностей. Столичная публика заполняла неуютные залы и жаждала музыки Бетховена, Брамса, Чайковского, Глазунова; с увлечением и искренним удивлением слушала в исполнении первых филармонических коллективов белорусские народные песни, танцы, произведения первых белорусских советских композиторов.

Декады белорусского искусства, регулярно проводимые в республике и за её пределами, стали несомненным свидетельством профессионального восхождения художественных коллективов и солистов новой концертной организации. Оркестр народных инструментов, хоровая капелла, артисты симфонического оркестра и ансамбля песни и танца имели успех в концертных залах Москвы, Ленинграда, Железноводска; тепло были встречены гастрольные выступления в Крыму и на Кавказе. За успехи в развитии белорусского музыкального искусства Белорусская государственная филармония Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1940 года была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Художественные коллективы, ансамбли и солисты филармонии получившие обустроенные репетиционные помещения, постоянное место для проведения концертов, были полны творческих задумок и планов на будущее.

Но Великая Отечественная война поставила новые задачи: «Основным занятием филармонии ближайшего периода считать создание концертной бригады для обслуживания Красной армии. Художественным руководителем назначить заслуженного артиста БССР М.Бергера. Возложить на него обязанности концертмейстера»

«Духовным резервом армии» считала себя прифронтовая концертная бригада белорусской филармонии. Виртуоз-пианист становился виртуозом-баянистом, солисты-вокалисты, артисты-чтецы сочиняли куплеты, жанровые сатирические интермедии для фронтовой аудитории. Л.Александровская, И.Болотин, Р.Млодек, А.Николаева, С.Дречин тайными лесными тропами добирались до линии фронта, к партизанам. Война диктовала новые приказы, но не смогла заставить замолчать трепещущее сердце и звонкий голос великого народа.

Первый послевоенный концертный сезон открылся 21 сентября 1946 года. За пультом стояла незабываемо экспрессивная, необычная, темпераментная Татьяна Коломийцева. С фронта, из эвакуации возвращались музыканты. Кто-то и не вернулся. Заново собиралась филармоническая библиотека, бережно собранная до войны и утраченная во время оккупации. Заново создавался цимбальный оркестр: И.Жинович, художественный руководитель оркестра, занялся реконструкцией народных цимбал, желая расширить концертный диапазон своего оркестра, открыл классы цимбал в консерватории, сделал немало аранжировок оркестровых произведений.

Каждый концертный сезон имеет свою особенность и свой облик. Однако, неизменными остаются приоритеты: серьёзная музыка, просветительская деятельность, возрождение культурных традиций, исполнение произведений разных стилевых направлений и национальных композиторских школ. Это всегда было главным для разных поколений музыкантов и организаторов концертной деятельности — В.Дубровского, Е.Тикоцкого, В.Катаева, Ю.Ефимова, А.Богатырёва, Г.Загороднего, Н.Шевчука, В.Буконя, В.Ратобыльского.

После того, как в Минске построили здание филармонии с залом на 930 мест, появилась возможность существенно увеличить количество концертов, расширить их тематику. Торжественное открытие концертного зала современной филармонии состоялось в апреле 1963 года. Чуть позднее прозвучал первый органный концерт, который открыл новую страницу в истории органного исполнительства в Беларуси.

Дебют Минского камерного оркестра, появление ансамбля старинной музыки «Кантабиле», фольклорно-хореографических ансамблей «Хорошки» и «Купалинка» украсили и потрясли культурную среду республики. А «Минская весна» и «Белорусская музыкальная осень» - фестивали, которые ежегодно обогащают репертуарный контекст филармонической жизни, - стали кульминациями концертного сезона страны.

«Новейшая» история белорусской филармонии обозначена её капитальной реконструкцией в 2004 году. От прежней филармонии остался только фундамент здания. Интерьер филармонии отвечает самым современным стандартам и технологиям. Улучшение качества звучания потребовало сокращения количества мест в зале. Теперь, вместо прежних 930, он рассчитан на 690 мест. Вместе с этим, был открыт в здании филармонии другой, Малый зал на 190 мест, который носит имя Григория Ширмы.

Белорусская государственная филармония празднует свое 80-летие

Вспоминает музыкальный критик Юлия Андреева

80 лет — много это или мало? Для человека — целая жизнь. Для истории — толстый учебник, напичканный событиями, то радостными, то кровавыми.

Вот о чем размышляла я на юбилейном концерте филармонии. Зал был переполнен до краев, один за другим выходили на сцену наши прославленные филармонические коллективы...

Но самым ярким событием стала, как всегда, бетховенская Фантазия для фортепиано, хора и оркестра в исполнении Государственного академического симфонического оркестра и Государственной академической хоровой капеллы имени Г.Ширмы. Партию фортепиано исполнял художественный руководитель филармонии, заслуженный артист Юрий Гильдюк. Дирижировал художественный руководитель ГАСО, народный артист Александр Анисимов.

Их исполнение было не просто хорошо — оно было вдохновенно и возвышенно и при этом академично в самом лучшем смысле этого слова. Возвращаясь домой, я думала о том, насколько же выросла музыкальная культура города и страны за эти 80 лет, полвека из которых прошли на моих глазах.

фото  виталия гиля

Ты помнишь, как все начиналось?

Белорусская государственная филармония была основана в 1937 году. Увы — наша память ассоциирует этот год совсем с другими событиями. Но в том и состоит великая мудрость жизни, что искусство — как и любовь — не выбирает времен хороших и плохих. Оно, как яркий огонек, озаряет жизнь надеждой и смотрит далеко вперед.

И.Любан и А.Бессмертный, фронтовая концертная бригада. 1942 год. Так было и с Белорусской филармонией. Подумать только — в Минске, разоренном войной, где в тот момент не было даже приличного клуба, создается государственный симфонический оркестр, а десять лет спустя — филармония. Причем еще четверть века она была бездомной. Оркестр репетировал в разгромленных внутренностях кафедрального костела на площади Свободы. Дирекция ютилась в комнатушке на площади Парижской Коммуны. Редкие концерты проводились в случайных помещениях.

И лишь в 1963 году каким–то чудом было принято решение перепрофилировать строящийся Дворец культуры Белместпрома в филармонию. Так появился дом на проспекте Независимости, 50, который мы все знаем и любим. Присмотритесь повнимательнее, и вы увидите, что по конструкции он — почти точная копия Дворца культуры «Лошицкий» (в прошлом — Дворец культуры камвольного комбината). Но насколько же одухотворилось это здание от того, что в нем поселилась академическая музыка!

А началось с того, что 15 ноября 1925 года на радиостанции РВ–10 имени Совнаркома БССР вышла в эфир первая передача Белорусского радио. Вначале оно вещало 30 минут в день, но уже год спустя стало транслировать музыку.

Для этой цели в структуре Радиокомитета БССР был образован Музсектор. Его возглавил 21–летний композитор из Черикова, которого в наши дни мало кто помнит, но две его песни — «Бывайце здаровы» и «Ленинградскую застольную» («Выпьем за Родину, выпьем за Сталина...») — знают абсолютно все. Звали его Исаак Любан. Он не писал ни опер, ни симфоний, но именно его невероятная энергия возродила академическую музыку в БССР. Помимо филармонии, Любан основал Союз композиторов, добился открытия консерватории и оперного театра.

Именно Любан убедил руководство, что для полноценного музыкального вещания необходим симфонический оркестр. Он же нашел для него дирижера. Им стал 34–летний скрипач Аркадий Бессмертный, окончивший в 1917 году Петроградскую консерваторию и возглавлявший на тот момент Белорусский музыкальный техникум.


Знаменитый скрипач Исаак Стерн репетирует с дирижером Виктором Дубровским. Май 1960 года.
Звукозаписи на радио еще не было, оркестр исполнял музыку в прямом эфире. Причем это была не просто развлекательная музыка, а серьезные симфонические полотна. Вслед за оркестром был организован и хор.

Вскоре стало понятно, что этим коллективам тесно под крылом Радиокомитета, и Любан вместе с Бессмертным стали добиваться открытия филармонии. Так появилось на свет постановление Совета народных комиссаров БССР «О сети учреждений Управления по делам искусств» от 28 сентября 1936 года. Симфонический оркестр и хор были формально выведены из состава Радиокомитета (хотя фактически продолжали работать на радио), и на их основе была создана Белорусская государственная филармония. Художественным руководителем был назначен Любан, директором — выпускник Минского музыкального техникума по классу тромбона Григорий Прагин (настоящее имя — Гирш Литманович), муж белорусской оперной звезды Софьи Друкер.

Вы спросите, отчего же тогда отсчет юбилейных лет ведется от 25 апреля 1937 года? Честно говоря, это загадочная история. Известно, что первый белорусский филармонический концерт состоялся 30 марта 1937 года. В путеводителе по Минску 1954 года указывается другая дата — 1 февраля. Именно для того, чтобы не спорить на этот счет, юбилей филармонии всегда празднуют в начале сезона.

Тайна «Зеркала»

Что помнится из детства? Первым делом — весна 1973 года, когда наш хор Средней специальной музыкальной школы участвовал в подготовке Stabat Mater Перголези. Каждое утро без пятнадцати восемь я входила через парадную дверь в неосвещенное фойе, мрачно и торжественно мерцавшее отсветами уличных фонарей. Тишина ревела и пенилась звуками органа, изрыгавшего токкату Баха. В ту пору органисты занимались исключительно ночами — единственное время, когда зал был свободен. Иногда за органом был Олег Янченко. Чаще Александр Фисейский — в ту пору 22–летний студент Московской консерватории, а ныне заслуженный артист России.

После триумфального исполнения Stabat Mater в филармонии мы записали ее на радио. Аккомпанировал недавно созданный Минский камерный оркестр, дирижировал Юрий Цирюк, сольные партии исполняли наши легендарные красавицы примадонны — Людмила Златова и Светлана Данилюк.

Дирижер Юрий Цирюк, пианист Михаил Петухов и артист минского камерного оркестра Эдуард Косович. Конец 70-х. Фото из архива Эдуарда Косовича.


Каково же было мое удивление, когда много лет спустя я услышала фрагмент этой записи (№ 12 Quando corpus morietur) в фильме Тарковского «Зеркало»! Первая мысль: не может быть! Но, переслушав громадное количество записей, убедилась, что никто, кроме нас, не исполнял это произведение в той редакции, которая звучит в фильме Тарковского. Не знаю, кто являлся ее автором, — основатель камерного оркестра Олег Янченко или его многолетний дирижер Юрий Цирюк. Оба наверняка были знакомы и с Тарковским, и уж тем более с композитором Эдуардом Артемьевым, который подбирал музыку для его фильмов. И даты вполне сходятся — «Зеркало» было завершено (но не вышло в прокат) в 1974 году.

«Стейнвей», Госконцерт и партизанская смекалка

В 12 — 13 лет я бывала на концертах почти каждый день. Уже не помню, всех ли школьников в ту пору пускали в зал бесплатно или только меня.

В те времена в зале не было ни люстры, ни блесток. Кресла были синие и до прихода зрителей накрывались громадным синим чехлом. В 1970–е годы не было даже рояля «Стейнвей», без которого концертный зал — не зал, а недоразумение какое–то. Говорят, сам Машеров решился на партизанский шаг — тормознул эшелон со «Стейнвеем» и реквизировал его для Минска.

Но до чего же прекрасны были тогдашние концерты!

В советские времена всей концертно–гастрольной деятельностью в стране заправлял всемогущий Госконцерт СССР. И он–то знал, как выгодно использовать географическое положение Беларуси. Если кто–то из московских музыкантов ехал в Польшу, Чехословакию, Германию, Францию, Великобританию, страны Бенилюкса, он попутно играл концерт в Минске. И заграничные музыканты по дороге в Москву также зачастую выступали в Белорусской филармонии. Эта хитрая тактика позволяла экономить на проезде артистов, ведь внутри страны билеты на поезд или самолет стоили гораздо дешевле, чем в международном сообщении.

Государственный симфонический оркестр БССР с победителем 1-го Международного конкурса им. П.И.Чайковского Ваном Клиберном. 7 мая 1958 года.


Но белорусы тогда еще не понимали, как им повезло. А может быть, культурный слой был в сравнении с сегодняшним слишком тонкий. Полный зал собирали только суперзвезды вроде Рихтера. Его имя магически действовало на мелких начальников и директоров магазинов. Им и доставался весь партер с балконом в придачу. А интеллигенция довольствовалась стульями, которые расставлялись в несколько рядов по всему пространству сцены. Авторский концерт Тихона Хренникова. 1982 год. В такие дни порядок на крыльце поддерживала милиция. В остальное время на концертах была тишь и гладь, даже если приезжали очень крупные музыканты. А приезжало их множество.

Я помню эти концерты. Помню, как Рихтер буквально выбегал на сцену и брал первый аккорд еще до того, как садился на стул. Помню, как гениальный Наум Штаркман перепутал все части в «Карнавале» Шумана, но до чего же поэтичным и праздничным оказался этот перепутанный «Карнавал»! Помню концерт удивительной шведской певицы Биргит Финниле. В зале сидели человек 20, но она не убрала из программы ни единой песни. Два часа пролетели на одном дыхании, а в конце я преподнесла ей букет цветов и сказала по–английски, что у нас в доме есть ее пластинки. По–моему, она была тронута.

А тогдашние абонементы! Сейчас уже мало кто знает, что абонементную систему в филармонии завел композитор Евгений Тикоцкий, который был директором филармонии в 1944 — 1951 годах. Помню абонемент блистательной пианистки Татьяны Николаевой «Все сонаты Бетховена» (сейчас этот подвиг повторяет Тимур Сергееня). А также полные циклы квартетов Бетховена и Шостаковича в исполнении Государственного квартета имени Бородина. Но более всего мне помнится грандиозный проект Юрия Цирюка «Все фортепианные концерты Моцарта». 27 концертов для фортепиано с оркестром, в том числе для двух и трех фортепиано! Под маркой этого проекта в Минске перебывал весь цвет московской пианистической молодежи — от Элисо Вирсала-дзе до Плетнева.

Народная артистка СССР Ирина Архипова. И, конечно, невероятную по размаху «Антологию русского романса» Ирины Архиповой. Абонемент был рассчитан на несколько лет и стоил немалых денег. Я уж не помню, на каком композиторе эта антология прервалась, но после распада СССР Архипова больше не приезжала, и часть концертов так и не состоялась. Не отсюда ли нынешнее недоверие наших людей к абонементной системе?

Вспоминаю, что даже на концертах Архиповой и Образцовой не было аншлагов. Но если исполнялась оратория — это дело святое, особенно на запретную в ту пору религиозную тему. Считалось, что нашей капелле Бах и Верди не под силу, поэтому хор приезжал из Риги, а солисты из Москвы. Помню, На «Реквиеме» Верди нежная и чувствительная Мария Биешу, не таясь, рыдала, слезы вперемешку с тушью текли по щекам, а Образцова, поджав губы, молча осуждала это неуместное проявление чувств.

А потом наступили 90–е...

Казалось бы, в бурной атмосфере тех лет музыка должна замолчать. Но, несмотря на массовый отъезд музыкантов и отсутствие финансирования, музыкальная жизнь расцвела новыми красками.

Появились невероятные дирижеры–иностранцы. Пьер–Доменик Поннель — сын знаменитого оперного режиссера Жан–Пьера Поннеля, — дирижировавший симфониями Малера, Шостаковича и Брукнера наизусть. Потом, увы, оказалось, что вся эта бурная деятельность была лишь фоном для псевдодокументального фильма, в котором изображались «ужасы» жизни в постсоветской Беларуси.

Или веселый дирижер Миша Кац, который очень любил разговаривать с публикой и на концерте в честь 8 Марта однажды заявил: «Дорогие дамы, поздравляю вас с праздником! А теперь в качестве подарка мы сыграем вам две пьесы Лядова: «Баба–яга» и «Кикимора»».

Но нет худа без добра. Без госконцертовской подпитки филармония научилась самостоятельности, а белорусская исполнительская школа наконец–то поверила в себя. Я еще помню времена, когда снобистски настроенная часть публики насмехалась над белорусскими исполнителями. Сейчас наши музыканты собирают полные залы. Да что там залы — на концертах Государственного академического симфонического оркестра «Классика у Ратуши» нынче собирались по 10 тысяч человек.

фото артура прупаса

А коль так, почему бы нам не помечтать о тех временах, когда филармония, как все приличные белорусские учреждения, станет Национальной, и Национальным станет симфонический оркестр. Когда на берегу Свислочи вырастет прекрасный — не хуже, чем в Кельне или Астане, — концертный зал для симфонической музыки. С великолепной акустикой и достаточной вместимостью для того, чтобы к нам устремлялись музыкальные туристы со всех концов света. А для эстрады и фольклора чтобы были свои залы, отвечающие требованиям этих жанров.

Какой–нибудь угрюмый реалист скажет: «Мечты, мечты...» Но если не мечтать, то как расти, развиваться, достигать вершин? Я верю, что мечты сбываются и что к следующему юбилею мы будем гордиться своей филармонией еще больше, чем гордимся сейчас.

В Минске в здании церкви Святого Духа открылся концертный зал детской филармонии

10 сентября 2011 года в Минске был открыт концертный зал детской филармонии «Верхний город» в здании воссозданной церкви Святого Духа.

Спеша по своим повседневным делам, минчане и не обращали внимания на холмистую лужайку у здания областного совета профсоюзов на пл. Свободы, а еще в начале 20 века здесь стоял главный православный храм города. В 17 веке на этом месте возвышалась церковь Святого Духа. Зеленая лужайка скрывала фундамент канувшего в веках храма, и лишь его очертание было выложено камешками по газону, но мало кто об этом знал и обращал внимание, люди спешили мимо по своим делам, и вместе с ними проносились года.

Очертание церкви Святого Духа на пл. Свободы. Фотография с сайта radzima.org (2007г.)

Церковь Святого Духа в г. Минске была построена в 17 веке в стиле «северного возрождения» на территории Высокого рынка и входила в комплекс мужского и женского униатских монастырей.

Церковь Святого Духа (слева) и ратуша (справа). Реконструкция В. Стащенюка (1988).Галерея от корпуса женского монастыря к церкви Святого Духа (слева). Реконструкция В. Стащенюка (1988).

В 1795 году храм передали в ведение Православной церкви и он получил название «Петропавловский кафедральный собор». Замечательный памятник ренессансной архитектуры в 19 веке перестраивали два раза, внешний и внутренний вид был изменен до неузнаваемости, горожане уже видели перед собой собор в псевдорусском стиле и ничего не напоминало им о прежней церкви 17 века.

Петропавловский собор. Фотография начала 20 века.Петропавловский собор. Фотография 1912 г., автор С. М. Прокудин-Горский.

В 1930 году собор был закрыт и разделил судьбу многих храмов: сначала использовался организацией по сбору зерна, а в 1937 году был разобран (по другим сведениям взорван).

На протяжении 17−18 веков в Минске был создан уникальный по композиционному и художественному решению городской центр, соответствующий всем канонам европейского стиля Возрождения. Он включал в себя большую прямоугольную площадь и основные монументальные здания Минска: ратушу, гостиный двор, костел иезуитов, церковь Святого Духа.

Здания гостиного двора и костела иезуитов сохранились до наших дней и были отреставрированы, но здания ратуши и церкви Святого Духа давно исчезли с карты города. В 2002—2003 гг. воссоздали ратушу, и для полного возрождения ансамбля не хватало только церкви Святого Духа.

В 2009 году началось воссоздание здания церкви в первоначальном виде середины 17 века. За основу взяли рисунок неизвестного художника первой половины 19 века, обмеры 1843 года, изображение фасада 1800 года. Также было решено воссоздать галерею, соединяющую церковь, и здание женского монастыря, которое сохранилось до сих пор (в нем располагается детская музыкальная школа).

Петропавловский кафедральный собор. Обмерный чертеж главного фасада. 1843 год.

Теперь в воссозданной церкви Святого Духа разместится концертный зал детской филармонии «Верхний город».

Центральный зал украшают люстры и бра в стилистике 17 века с имитацией под бронзу, каждую из которых венчает птичка. Люстры и бра были изготовлены по эскизам в Лиде.

Пол центрального зала и нижняя часть стен облицованы натуральным мрамором.

Художественные витражи в оконных проемах и тамбуре входа сделаны с использованием большой палитры цветов и фактур. Витражи изготовлены на художественном комбинате в Минске.

Вход в фойе с улицы

На стенах развешаны декоративные панно, три из которых в единой стилистике были созданы под заказ одним из белорусских художников (одно в фойе напротив входа и два в центральном зале).

Изначально планировалось установить в здании церкви орган, который могли изготовить в Австрии или Чехии, но в связи с очень высокой стоимостью производства, доставки и установки инструмента от этой идеи отказались.

Гардероб находится в цокольном этаже здания. Здесь можно ознакомиться с историей церкви Святого Духа и через стеклянные проемы увидеть ее старый фундамент.

В процессе воссоздания церкви была обнаружена крипта с останками монаха. Крипту сохранили, ее также можно увидеть если пройти вглубь подвала.

На первом этаже и в подвальной части здания расположены кабинеты, гримерные, душевые, туалеты и подсобные помещения.

10 сентября в День города детская филармония была торжественно открыта с участием председателя Мингорисполкома Николая Ладутько и других чиновников минской администрации. В программу открытия почему-то входила гражданская церемония бракосочетания 9 пар от каждого района г. Минска. Оказалось, церемонии бракосочетания будут постоянно здесь проводиться загсом Октябрьского района столицы.

Как отмечает БелаПАН, в зал филармонии не пустили прибывших на церемонию открытия журналистов, кроме съемочной группы Белтелерадиокомпании. Также корреспондент БелаПАН стал свидетелем, как в концертный зал детской филармонии не пустили группу детей с музыкальными инструментами, среди которых был и участник детского «Евровидения» 2009 года Юра Демидович. Им заявили, что в открывшемся зале идет бракосочетание, на что мальчик удивленно спросил: «Свадьба в филармонии?!».

Текст и фото: Светлана Пашик


Смотрите также

Описание: