Где в ленинграде находились бадаевские склады


Бадаевские склады - Вики

Бада́евские скла́ды — склады имени А. Е. Бадаева в Ленинграде, логистический комплекс, объединявший товарную станцию железной дороги, склады и подведённые к ним пути грузового трамвая. Склады открыты в 1914 году промышленником и купцом С. И. Растеряевым[1]. Станция и склады находились в промышленной зоне, тяготеющей к Виндаво-Рыбинской железной дороге и Путиловской ветви, где занимали обширный участок площадью 27 га[1] к востоку от Забалканского проспекта, за Новодевичьим кладбищем и одноимённым монастырём, ограниченный Киевской улицей с севера и Черниговской улицей с востока.

Современные ориентиры местоположения бывшей складской территории: за Новодевичьим монастырём (расположен по левой (чётной) стороне Московского проспекта), к югу от Киевской и к северу от Черниговской улицы; примерно посередине между станциями метро «Фрунзенская» (ближайшая к складским воротам по Киевской улице) и «Московские ворота».

История

Склады Растеряева и товарная станция его имени в справочнике «Весь Петроград», 1917 год

Открытие складов купца 1-й гильдии С. И. Растеряева в Петрограде датируется 1914 годом[1]. Этому предшествовало строительство за Новодевичьим монастырём разветвлённой товарной станции и её включение в железнодорожный узел столицы — дата утверждения этого проекта, начала работ по нему, а также источники финансирования неизвестны. В любом случае, история этого во многом уникального транспортно-складского комплекса Петербурга-Петрограда-Ленинграда началась в непосредственной связи с деятельностью русского купца и промышленника Растеряева, истоки которой уходят в 1880-е годы.

Промышленная зона Петербурга, идущая к югу от Обводного канала и к востоку от Забалканского проспекта в направлении линии Виндаво-Рыбинской железной дороги, стала формироваться лишь в 1880-е годы. Вплоть до начала XX века карты города показывают здесь остатки полей и огородов, которые в своё время простирались сразу за дальней оградой Новодевичьего кладбища. Здесь, на правой стороне Черниговской улицы (участок №11), по соседству с мыловаренным заводом Жукова, купец 1-й гильдии и потомственный почётный гражданин Иван Сергеевич Растеряев и открыл своё дело — дроболитейный завод. С учётом того, что поставки оружейной дроби востребованы как частными охотниками, так и в порядке правительственных заказов для армии, выбранное Иваном Растеряевым направление вложений капитала обещало немалые, и пр

Бадаев, Алексей Егорович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 ноября 2018; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 ноября 2018; проверки требуют 9 правок. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бадаев.

Алексе́й Его́рович Бада́ев (1883—1951) — советский партийный и государственный деятель, по первой профессии — слесарь.

Родился 4 (16) ноября 1883 год в деревне Юрьево Карачевского уезда Орловской губернии (ныне — Большое Юрьево, Хотынецкий район, Орловская область) в крестьянской семье. В 1903 году приехал в Петербург, где поступил чернорабочим на Александровский завод. Впоследствии работал слесарем на Александровском заводе и в Главных вагонных мастерских Николаевской железной дороги. В 1904 году вступил в РСДРП. Участвовал в революции 1905-1907 гг., стал одним из призванных руководителей большевистской организации завода. Активный деятель Союза металлистов.

В 1912 году был избран в IV Государственную думу от рабочей курии Петербургской губернии, член большевистской фракции. Выезжал за границу для участия в партийных совещаниях в Кракове и Поронино, где встречался с Лениным. В 1912—1913 годах, по предложению В. И. Ленина, являлся официальным издателем газеты «Правда». Бадаев вспоминал: «Владимир Ильич не только руководил всей фракцией в целом, но и помогал каждому депутату в его работе»[1]. C апреля по ноябрь 1914 года — член ЦК РСДРП(б).

Бадаев Алексей Егорович, 1938 год

В ноябре 1914 года был арестован в числе других депутатов-социалистов и сослан на вечное поселение в Сибирь, Туруханский край, где продолжал революционную работу. Вернулся в Петроград после Февральской революции и был избран от большевиков в Петроградскую городскую думу.

Участник Октябрьской революции в Петрограде. Председатель избирательной комиссии по первым после революции выборам в Петроградскую городскую думу, состоявшимся 29 ноября 1917 года. Как член РСДРП(б) с поставленной перед ним политической задачей справился: по результатам выборов большевики беспрецедентно увеличили своё представительство в Петроградской городской думе с 67[2] до 188 мандатов из 200[3]. После революции возглавлял органы продовольственного снабжения Петрограда.

В первой половине 1920-х годов работал заместителем председателя Петроградского (Ленинградского) губисполкома.

А. Е. Бадаев, А. И. Микоян, С. М. Киров на 10-м хлебозаводе, Ленинград, 1927 год

С 1922 года — кандидат в члены ЦК РКП(б).
в 1925—1951 годах — член ЦК ВКП(б).
С 1930 года — председатель Центросоюза.
С 1931 года — Московского союза потребительских обществ.
С октября 1935 по август 1937 года — замнаркома пищевой промышленности СССР.
В 1937—1938 годах — нарком пищевой промышленности РСФСР.
С 1938 года заместитель председателя Мосгорисполкома.
В 1938—1944 годах — председатель Президиума ВС РСФСР и заместитель председателя Президиума ВС СССР.

Бадаев, склонный к алкоголизму, в 1943 году дискредитировал себя недостойным поведением в ходе государственного визита в Монголию и Туву. В связи с этим 6 апреля того же года Политбюро ВКП(б) приняло решение об отстранении Бадаева от должности (исполняющим обязанности председателя Президиума ВС РСФСР был назначен И. А. Власов). В решении, в частности, говорилось:

ЦК ВКП(б) стали известны факты безобразного поведения т. Бадаева во время пребывания его в качестве председателя делегации СССР на празднествах Монгольской Народной Республики и в Тувинской народной республике, порочащие его как председателя Президиума Верховного Совета РСФСР и члена ЦК ВКП(б). Бадаев во время пребывания в Монгольской и Тувинской народных республиках беспробудно пьянствовал. Бадаев, будучи пьяным, терял чувство всякого личного достоинства и в своем антиморальном поведении опускался до того, что неоднократно приставал к женщинам и требовал, чтобы «доставили ему баб» для разврата[4].

4 марта 1944 года освобождён от занимаемой должности постановлением 5-й сессии Верховного Совета РСФСР I созыва.

Могила А. Е. Бадаева

После отстранения от должности был назначен руководителем треста Главпиво (1943—1951).

Умер 3 ноября 1951 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Автор книги «Большевики в Государственной думе. Воспоминания» (1929), неоднократно переизданной и переведённой на многие иностранные языки.

  • Герои Октября. — Л., 1967. — Т. 1.
  • Государственная дума Российской империи, 1906—1917 : Энциклопедия. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. — С. 31. — ISBN 978-5-8243-1031-3
  • Спичка А. М. «Номер первый» : документальная повесть об А. Е. Бадаеве. — Л.: Лениздат, 1987. — 300 с. — (Жизнь славных революционеров-большевиков). — 50 000 экз.

рассказ мальчика из блокадного Ленинграда

Впавшие щеки, тоненькие ручки и ножки. Оба как живые скелеты. На ладони у девочки – кусочек хлеба, почти невесомый, 125 граммов на сутки. Мальчик держит бидон, в таком носили из Невы воду для питья. В ногах – кораблик со сломанной мачтой, позади – санки. На них умерших от голода людей перевозили к братским могилам. К памятнику «Детям войны» в Красноярске, посвященному маленьким блокадникам, вот уже 15 лет идут люди. Повязывают шарфики, оставляют карамельки, гвоздики.

… 27 января в России отмечают годовщину прорыва блокады. С тех пор прошло 76 лет. Накануне этой особой даты «Комсомолка» поговорила с красноярцем, председателем Совета ветеранов вневедомственной охраны Управления Росгвардии по краю Владимиром Тойвовичем Толпой, пережившим блокаду еще ребенком. Вот его рассказ, приводим его без купюр, как есть.

Батальон передавили танками…

- Я родился под Ленинградом (деревне Лангерево Ломоносовского района) 3 июля 1938 года. Финн, только ленинградский, как отец и мама. На момент начала блокады мне было чуть больше трех лет. Что-то помню сам, что-то знаю по рассказам мамы, что-то из общения с блокадниками.

Войну ждали, было предчувствие. И все же она всегда шок. Отец был председателем колхоза, мать бригадиром. Совсем молодые: ей 23, он постарше. Отца забрали, потом перевели из действующей армии на трудовой фронт. Финнов объявили врагами народа, с ними 1939-м году была война.

Под Ленинградом отец рыл окопы, противотанковые рвы. Был случай: прорвались немецкие танки, а оружия нет, только ломы. И целый батальон, тысячу человек, передавили танками. В живых остался лишь отец и двое его товарищей, их засыпало землей во рву.

Выжили чудом

- Отца забрали, остались мама, я и бабушка. В сентябре немец подошел совсем близко. Первый налет – Бадаевские склады разбомбили, в это время замкнулось кольцо.

У нас была корова, мы продержались месяц или два. Мама пешком, на попутках, возила в Ораниенбаум молоко, продавала.

Мы знали, нас должны эвакуировать. Потому что недалеко были от линии фронта, меньше километра. И люди добровольно сдали продукты для армии. Скот, картошку. А нас не вывозят, немцы бомбят, есть нечего.

Когда замкнулось кольцо, Володе было чуть больше трех лет.Фото: Ася ЖУКОВА

Первым делом подъели все: скот (у кого остался), потом даже кошек и собак. Мама долго не рассказывала, только перед уходом в мир иной призналась. Было такое: умирал человек, от него отрезали куски и ели. У соседей покойник, пришли из деревни: дайте мяса, у нас тоже скоро умрет, мы тоже поделимся.

Нам повезло, на постое были разведчики. Днем отдыхали, ночью уходили. И не только «языков» брали, но и продукты – консервы, шоколад. Подкармливали нас. Это была большая помощь. Может, благодаря ей мы и выжили.

Говорили, в Ленинграде было тяжело. Свет отключили, тепла нет. А первая зима выдалась лютая – до минус 40 доходило. Люди жгли мебель, книги. Полено стоило, как буханка хлеба.

Умирали от голода, замерзали прямо на улице. Было нашествие крыс, из какого-то города привезли 4 вагона кошек. А потом и их съели. Ходили зимой на Бадаевские продовольственные склады. Мерзлую землю ковыряли, приносили домой. У кого была возможность, оттаивали в теплой воде и ели. У кого не было – просто грызли. Артистка одна съела свою шубу… Плитки жмыха, если доставали, были лакомством.

Дорога жизни

- Вывезли нас только в марте 1942 года. По дороге жизни, в Кобону, это поселок, который существовал с 16 века.

На ледовой дороге работали 20 тысяч солдат. Кстати, все считают, что она была одна. А там несколько, целый комплекс.

Дорогу обслуживали военные регулировщики. Был такой эпизод. Человек на посту стоял, показывал, что надо объехать бомбу или промоину. Один раз его забыли сменить. Потом пришли, а он мертв. Но также стоял с вытянутой рукой, показывал направление.

Помню, я сидел у матери на руках, весь укутанный. А были случаи, у женщин руки замерзали, там ухабы были. Машина подпрыгнет, ребенок выпадет из рук, а останавливаться нельзя, подбирать. Иначе машина уйдет под лед. Дети гибли, их забирала похоронная команда.

Или машина в Кобону приходит, ее встречают, знают, что люди замерзли, надо помочь им сойти. Открывают борта, а там все мертвые сидят. Хотя и ехали недолго.

Эвакуированным (кто ехал по длинной дороге) полагался паек за трое суток. Многие не выдерживали: съедали все сразу. И умирали. Для местных даже был издан приказ: запрещалось кормить ленинградцев. Накормишь беженца – смертная казнь. В Кобоне – большое кладбище, многие умерли там. В 2014-м году в поселке поставили памятник полуторке.

Маме сказали, я умер

- Из Кобоны нас вывозили в телячьих вагонах - для перевозки скота. Там не было перегородок, только нары. Бабушка и двоюродные сестры умерли в дороге. Она болела, а дети не сумели оправиться от голода. А я чудом остался в живых.

Кормили очень плохо. Ехали с марта по сентябрь. Подолгу стояли, пропускали воинские эшелоны. Как-то встали посреди поля, набрали гнилых колосьев, наварили каши человек на десять. И я до нее дорвался, съел почти половину. И тогда сильно заболел.

Привезли нас в Иркутск, выгрузили прямо на берег Лены. Никаких построек вообще. Мы же не люди - враги народа. Развели костры. Мне было так плохо, что мать подумала, не выживу. Пошла в деревню неподалеку просить милостыню, там заболела тифом.

И я остался один – у костра. А было уже прохладно, ближе к осени. Но случилось неожиданное: вскоре приехали родители отца. Откуда-то по сарафанному радио узнали: я в детдоме. Нашли и забрали с собой, в поселок Быков мыс. От болезни у меня отнялись ноги, ходил на костылях.

А через два месяца выздоровела мать. Она считала, я умер. Я тоже не знал, что она живая. Редко кто после тифа выкарабкивается. Еще раньше пришла «похоронка» на отца.

Только спустя два года мать случайно из разговоров узнала, что я выжил. Саму ее отправили в Якутию, работала на рыбзаводе, в тяжелейших условиях. Услышав, что я живой, добилась, забрала к себе.

На практике с товарищем. Владимир на фото слева.Фото: Ася ЖУКОВА

А в 1947-м году мы получили письмо от отца. Оказалось, произошла ошибка. Погиб не он, а его брат, перепутали. Но к тому моменту Мама уже снова вышла замуж (за вольного, пекаря, иначе было не выжить), родила дочку. Отец звал ее к себе, жил тогда в Казахстане. Она очень переживала, долго думала. Но осталась со вторым мужем. Отец ждал пять лет. И только потом женился, родились дети. Я увидел его через 15 лет.

Дом разбомбили

- Как сказалось, что я пережил голод? До сих пор должен съесть все до конца. Хлеб никогда не брошу. Помню первый раз, когда досыта наелся хлеба с солью и водой. Это было в Осинниках (Кемеровская область). Мне казалось, лучше ничего на свете нет. А манная каша на воде. А уж когда халву попробовал – вообще праздник был!

Жизнь нас побросала: пока окончил 10 классов, отучился в восьми школах. Где-то меня дразнили фашистом. Мол, враг народа, финн, а они на стороне немцев выступали.

В родные места – под Ленинград – я потом попал только в 1959-м году. Нас к тому времени уже реабилитировали. Приехали с мамой, просто к своему дому. А его разбомбили, там живут другие люди.

Сердце, конечно екало. Вспоминалось многое. Отец у меня рукастый был, сделал веранду из разноцветных стеклышек, витраж. Ни его не осталось, ни дома – ничего… Такая история.

Вместо послесловия

- Я хочу прожить 107 лет! Почему? До 100-летия Победы. Главное – стремиться, а там, как Бог даст.

До недавнего времени занимался моржеванием. Самый мороз – минус 37, а мы купались. С другом каждую субботу ездили в баню, потом окатывали себя холодной водой, по три ведра, снегом обтирались! Теперь по утрам холодный душ принимаю. Бодрит!

Владимир Тойвович с участниками общества "Блокадник".Фото: Ася ЖУКОВА

ДОСЬЕ «КП»

Владимир Тойвович Толпа родился в 1938-м году. Окончил пожарно-техническое училище МВД СССР. Сейчас это университет МЧС.

В 1961-м переехал в Красноярск. Начинал в управлении пожарной охраны. Работая в ней, закончил заочно Сибирский технологический институт, потом был переведен во вневедомственную охрану.

В апреле 1991 года назначен начальником техотдела при УВД Красноярского края. Вышел в отставку в августе 1991 года.

С 2010 года избран председателем совета ветеранов вневедомственной охраны Красноярского края, входит в общество «Блокадник». Женат, есть сын, две внучки.

У него множество наград. Но самой дорогой Владимир Тойвович называет значок "Житель блокадного Ленинграда".Фото: Ася ЖУКОВА

У Владимира Тойвовича – множество наград. Но самой дорогой он называет свой знак «Житель блокадного Ленинграда».

АКТУАЛЬНО

Стала известна судьба Центрального парка в Красноярске

Стали известны схемы, по которым работают мошенники в Красноярске

Бадаевские склады превратят в торговый комплекс

Изменить размер текста:AA

Правительством Петербурга принято постановление о развитии огромной территории в Московском районе Территория 28 га, на которой раскинулись Бадаевские склады, расположена рядом с центром Петербурга. Этакий треугольник, ограниченный Московским проспектом, Киевской и Черниговской улицами. И тем не менее территория эта считается промзоной и вид имеет не самый респектабельный. Видимо, именно поэтому до недавнего времени этот объект мало интересовал инвесторов. Толчком послужило постановление правительства о перебазировании всех промышленных зон за пределы исторического центра Петербурга. - Именно тогда и возникла идея: а почему бы просто не сделать из совершенно непривлекательной территории современный и красивый комплекс? - рассказал корреспонденту «Комсомолки» председатель совета директоров ЗАО «Инвест-Строй» Андрей Иванов. - Придется вложить немалые деньги - около $300 млн. Но идея всех вдохновила, в самые короткие сроки была подготовлена концепция комплексного инвестиционного развития территории «Бадаевский торго-выставочный комплекс» и разработан вариант планировочных решений объектов инвестирования. Концепция развития бывших Бадаевских складов в компании уже подготовлена. Ее реализация рассчитана на 10 лет и предполагает строительство 385 000 кв. м торговых и офисных площадей. - Есть несколько предпосылок развития и новой застройки территории, - продолжает Андрей Алексеевич. - Но одной из главных является то, что из 28 га территории комплекса, находящейся в собственности города, более половины не используется. И эти земли почти не приносят городу дохода, из-за того что передать их в долгосрочную аренду невозможно. Будем надеяться, что в скором времени в центре Петербурга все-таки появится современный торгово-выставочный комплекс «Бадаевский», который ко всему прочему явится достойным украшением города. ЛЮДИ ДЕЛА Мы построим целый квартал делового и культурного назначения Председатель совета директоров ЗАО «Инвест-Строй» Андрей Иванов ответил на три основных вопроса о строительстве нового торгово-выставочного комплекса «Бадаевский». Какую конкретную пользу городу принесет строительство этого комплекса? - Во-первых, будет сформирован современный архитектурный ансамбль застройки, который будет больше гармонировать с историческим центром нежели нынешние складские помещения. Во-вторых, на реконструируемой территории более чем в 2 раза увеличится площадь земельных участков, сдаваемых в долгосрочную аренду. В-третьих, емкость нежилого фонда увеличится минимум в 5 раз, за счет чего существенно возрастут все виды налоговых платежей от организаций, которые будут располагаться во вновь построенных объектах недвижимости. И самое главное, за счет строительства новых объектов всегда создаются новые рабочие места. За что вы беретесь в первую очередь? - Первым делом нужно ликвидировать железнодорожные пути и путевое хозяйство на территории Бадаевских складов. Они практически не используются и находятся в непригодном состоянии. Полной замены требуют внутриквартальные инженерные сети постройки 30-60-х годов прошлого столетия. ОПо каким пунктам перед началом строительства вам необходимо отчитаться перед правительством Санкт-Петербурга? - В течение шести месяцев ЗАО «Инвест-Строй» должно произвести работы по инвентаризации территории, в течение девяти месяцев разработать проект планировки и проект межевания, а в течение 12 месяцев разработать план мероприятий по решению имущественно-правовых вопросов с правообладателями земельных участков и объектов, расположеннных на этой территории. Это будет не просто комплекс, а целый квартал делового и культурного назначения. СПРАВКА «КП» Территория Бадаевских складов стала бурно развиваться с середины XIX века, и на это повлияли два противоборствующих фактора. Во-первых, расположение вдоль императорской (правительственной) трассы требовало проявления соответствующей духу времени репрезентативной застройки по проекту. Во-вторых, поблизости проходили главные хозяйственные, грузовые трассы да еще и железная дорога. А это вызвало возникновение коммунально-складских и промышленных объектов в восточной части территории. Также двойственную для развития квартала роль сыграло и размещение в нем с 1848 года Воскресенского Новодевичьего монастыря. Уже после 1917 года большую часть территории занимают склады оптовой базы имени Бадаева. Громадный ущерб им принесла бомбардировка немецко-фашистской авиации в сентябре 1941 года. Тогда треть складских помещений просто сгорела. После войны, правда, шло восстановление складских помещений, но на данный момент они не имеют никакой архитектурно-исторической ценности и не отвечают современным требованиям. Подготовила Наталья ВЕРЕЩАК [email protected]

ИСТОЧНИК KP.RU


Смотрите также

Описание: