Где в греции находится гора афон
История Афона, Афон и его святыни
сост. А.А. Маркова
Домонашеский Афон
Относительно древней истории Афона сохранилось множество легенд. Древние называли Акти (по-гречески побережье) весь полуостров Халкидика, а происхождение имени Афон восходит к древнегреческой мифологии.
С древности Афонский полуостров был заселен греческими племенами. Все морские пути, соединяющие Грецию с Востоком, проходили через него. Его двухкилометровый пик служил маяком, видным за десятки километров вокруг.
Сохранились свидетельства о существовании на Афоне небольших городов (основанных приблизительно за 1000 лет до Рождества Христова). Из произведений великих древних историков Геродота и Фукидида нам известны имена некоторых из них: Фиссос, Олофиксос, Клеонэ, Акроафос, Дион, Аполлониа. Но точное местоположение большинства этих поселений установить не удалось.
К моменту прибытия на Афон первых подвижников эти города, некогда находившиеся в большом расцвете, уже опустели.
Свет евангельской истины озарил Афон в числе первых мест Римской империи. Сама Божия Матерь избрала его в Свой жребий.
Согласно предположениям исследователей, в первые три века, во времена жестоких гонений на христианство, в афонских лесах от гонений скрывались христиане.
Достоверно известно, что во время гонений начала IV века здесь пострадали диакон Исавр, Иннокентий, Филис, Ермий, Перегрин, Руф и Руфин.
Окончательно христианство утвердилось здесь при Константине Великом. При нем Афон украсился христианскими храмами. При этих храмах возникли и первые обители. В V веке царица Пульхерия создала две обители – на месте нынешних Есфигмена и Ксиропотама. Древние афонские монастыри состояли под юрисдикцией Солунских митрополитов.
Стеснительное положение и обеднение Афона произошло вследствие нашествия в V – VI веках варваров – гуннов, болгар, славян, отрезавших его морское торговое сообщение с Малой Азией, Константинополем и приморской Фракией.
Между 670 – 675 годами Афон, как и многие другие местности северного побережья Эгейского моря, был опустошен арабами, осаждавшими Константинополь. Постоянная угроза морских набегов арабских пиратов, укрепившихся на Крите, сохранялась до середины X века. К концу VIII – началу IX века на Афоне практически не осталось поселений: единственными его обитателями были пастухи, кочевавшие со своими стадами.
Начало афонского монашества
С середины IX века Афон становится одним из монастырских центров Востока, так что насельники Святой Горы принимают самое активное участие в работе Седьмого Вселенского Собора. К этому периоду Афонское монашество существовало уже в трех формах: отшельнической, скитской и киновийной.
Вначале на Святой Горе было два типа монашеских обителей: каливы и кельи. Каливы были небольшими строениями, в каждом жил только один монах. Располагались они в труднодоступных и бесплодных местах.
Одним из первых афонских подвижников, подвизавшихся в уединении, был преподобный Петр Афонский. Его путь определила Пресвятая Богородица, явившаяся преподобному и сказавшая ему: «В Афонской Горе будет покой его: ибо она есть жребии Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили свою жизнь без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет вовеки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться».
Со временем несколько калив объединялись и составляли лавры. Сохранились имена первых афонских лавр – Климента, Зигоса и Кареи. Некоторые кельи со временем достраивались и расширялись, превращаясь в небольшие общежития из пяти – десяти монахов. Многие из них в дальнейшем превратились в большие киновии.
Постепенно сформировалась единая система управления Афоном, включавшая общее собрание, Протат и совет игуменов при проте, которая просуществовала без значительных изменений до конца византийского периода. Прот представлял Афон перед гражданскими и церковными властями Византии, вместе с советом игуменов вел судопроизводство, следил за сохранением мира и порядка.
Первоначально монахи сосуществовали с мирянами, но к IX веку Афон покинули последние пастухи и землепашцы. Указ императора Василия I, изданный в 883 году, письменно утвердил Афон как место исключительного проживания монахов.
Еще один из первых насельников Афона – преподобный Евфимий Фессалоникийский (Солунский). Житие преподобного Евфимия указывает на то, что он прибыл на Афон, услышав о славе этого места.
Созидание Афонских обителей (X – XII века)
Следующий период истории Афона связан с созиданием основных Афонских обителей. На рубеже X – XI веков на Афоне подвизалось около трех тысяч иноков.
Несмотря на то, что этот процесс начался на Святой Горе еще до преподобного Афанасия, историки связывают его с именем преподобного Афанасия Афонского и его последователей. Преподобный Афанасий сыграл определяющую роль в истории афонского монашества. Тип большого общежительного монастыря не был ранее характерен для Афона, и деятельность преподобного не всем пришлась по душе. Большие здания, дороги, башни – все это вызывало серьезные возражения и беспокойство. Конфликт и недопонимание вскоре удалось разрешить, результатом чего стало издание Первого Афонского Устава. По нему, Святая Гора признавалась независимой и самоуправляемой. Все приходящие на Афон с желанием постричься в монашество должны искать себе руководителя, «дабы отнюдь не помещаться вне духовного приюта». В остальном существовала свобода выбора между отшельничеством, общежитием и скитской жизнью (которые были признаны Уставом равноправными и одинаково допустимыми). Изменения, вносимые в последующие шесть уставов Святой Горы, касались, главным образом, управленческих и экономических аспектов. Основные правила монашеской жизни остались практически неизменными вплоть до настоящего времени.
Опираясь на помощь Пресвятой Богородицы, не раз поддержавшей его в трудную минуту, преподобный Афанасий заложил прочные основы общежительного монашества на Афоне. Святого отличали не только большое благочестие и многие добродетели, но и выдающиеся организаторские способности. Великая Лавра стала образцовым монастырем, прототипом, по примеру, образу и подобию которого были основаны десятки общежительных обителей.
Множество народу со всех концов света стекалось к преподобному Афанасию, стремясь получить у него духовное руководство.
В 60-х годах X века на Афоне появились первые грузинские монахи Иоанн и Евфимий Святогорец (Мтацминдели). Согласно их житию, они пришли на Афон, где были благожелательно приняты преподобным Афанасием в Великой Лавре (около 965 года). Вскоре после этого родственник Иоанна Ивира – Иоанн Торникий – также прибыл на Афон; постепенно вокруг них собралась небольшая община грузинских монахов, обосновавшаяся близ Великой Лавры. Торникий основал новый грузинский (Иверский) монастырь (979–980), получивший значительные земельные владения.
Другие ученики преподобного основали на Святой Горе большое число обителей, число которых с каждым годом все более умножалось. К началу XI века на Афоне было уже более 180 монастырей и скитов. Наступил период наивысшего расцвета афонского монашества.
В XI веке засвидетельствовано существование крупной русской монашеской общины в монастыре Ксилургу, которой в 1169 году был передан монастырь Фессалоникийца, известный с того времени как Русская обитель.
В XI веке Афон оказался в центре наметившегося в Византии движения за возрождение монашества. Для византийского общества все большее значение стали приобретать идеалы мистического подвижничества, которые проповедовал преподобный Симеон Новый Богослов. Они нашли отклик как в деятельности многих подвижников, так и в окружении Константинопольских Патриархов и даже при императорским дворе.
В 1045 году был составлен новый афонский устав из 15 статей – Типикон Константина Мономаха. Он был призван не столько заменить собой Типикон Иоанна Цимисхия, сколько дополнить его положения в соответствии с изменившимися условиями. Монастырям предписывалось держать лишь небольшие суда и торговать только тем, что производится в самих монастырях, было запрещено владеть скотом, запрещалось продавать заготовлявшийся на Афоне лес за его пределами. Подвергалась строгой регламентации покупка, продажа, наследование и распоряжение землями. Монахам запрещалось покидать Святую Гору во время святой Четыредесятницы. Типикон Константина Мономаха был призван ограничить хозяйственную активность на Афоне.
В конце XI века приход к власти в Византии династии Комнинов, стремившейся к сближению императорского трона и Церкви, привел к дальнейшему укреплению положения Афона и его места в византийском обществе.
В конце XII века святой Савва Сербский, сын великого жупана Сербии, основал сербский Хиландарский монастырь.
Влияние Крестовых походов, латинских завоеваний и церковной унии на Афон (XIII – XIV века)
Многолетние войны, которые велись императором Алексием Комнином во всех направлениях, обеспечили мир в Средиземноморье, но он вскоре был нарушен Крестовыми походами.
В результате IV Крестового похода (1204 год) крестоносцами был захвачен Константинополь. Святая Гора попала в церковное подчинение титулярного католического епископа. Монастыри стали подвергаться притеснениям и грабежам со стороны отрядов крестоносцев.
Православные государи, считавшие себя наследниками Византийских василевсов (императоры Никеи и Трапезунда, эпирские деспоты), постоянно оказывали активную поддержку Святой Горе. В 1222 году территория Македонии была завоевана деспотом Феодором Дукой, и Афон был освобожден от владычества крестоносцев.
После восстановления Византийской империи при императоре Михаиле VIII Палеологе (1261 год) возобновились давние особые отношения Афона с императорами. Внешняя политика Михаила, рассчитывавшего на выгоды от сближения с Западом, привела к заключению церковной унии с католичеством на Лионском Соборе (1274).
Афонские монахи отказались принять унию, они составили догматическое послание, в котором отвергали любую возможность объединения с латинянами, если те не откажутся от своих заблуждений. Кроме того, в афонских обителях прекратили поминовение во время литургии императора-униата.
Император, испытывая давление со стороны Папы, с помощью силы пытался навязать объединение Церквей. Униаты прибывают на Афон (1278 – 1282) и пытаются склонить афонитов к принятию объединения, но святогорцы остаются верны Православию.
Сын и наследник императора Михаила, Андроник II Палеолог, проявил себя как противник унии, что окончательно восстановило отношения Афона с династией Палеологов. Также при нем началось кратковременное возрождение Афона.
Но Святую Гору ждало новое испытание: в 1308 году началось нашествие каталонцев. Эти западные наемники были привлечены императором для борьбы с турками, но вскоре обратили свое оружие против Византии. Многие монастыри были сожжены и разорены, драгоценные реликвии и предметы искусства разграблены.
При Андронике II претерпели изменение отношения Афона с Константинопольским Патриархатом. Появившийся в XII веке статус автономных (ставропигиальных) монастырей с начала XIV века стал придаваться на Афоне каждой новооснованной обители. Это означало подчинение монастырей непосредственной юрисдикции Константинопольского Патриарха, который, таким образом, получал на Святой Горе права, каких у него не было ранее. Главным приобретением Патриарха было подчинение ему афонского прота, утвержденное императорским хрисовулом (1312 год). В нем определялось, что отныне прот должен получать поставление от Константинопольского Патриарха.
Исихастская традиция на Афоне (XIV – XV века)
Период XIV – XV веков известен как эпоха исихазма. Известная уже с V – VI веков практика исихии (безмолвие, покой), углубленного молитвенного делания, призванного отсечь помыслы и соединить ум с сердцем, к тому времени распространилась на Афоне.
В это время преподобный Никифор Уединенник (Исихаст, память на Афоне 4 мая) создал «Слово о трезвении и хранении сердца», где подробно описана сердечная молитва.
Дальнейшая история афонского исихазма связана с именами преподобного Григория-Синаита и святителя Григория Паламы, а также их учеников и сподвижников.
Традиционно считается, что главным инициатором исихастского возрождения на Афоне был преподобный Григорий Синаит. В то время среди святогорцев было немало подвижников, достигших высоких степеней созерцательной жизни (например, преподобный Максим Кавсокаливит), но все они приобретали духовный опыт без наставников. Преподобный Григорий начал обучение афонских монахов практике умной молитвы. Его воспитанники предпочитали держаться в отдалении от больших обителей, в пустынных местах, кельях и скитах; наибольшее число «безмолвствующих» обитало в окрестностях Великой Лавры. Идеалом исихастов стало скитское житие, при котором братия, пребывающая в уединении в течение всей недели, по субботам, воскресеньям и во дни великих праздников собирается в храме для участия в богослужении и причащения Святых Тайн.
Святой Григорий Палама дал древней исихастской практике богословское обоснование. В 1317 году он удалился на Афон, где ему предстояло провести в общей сложности около 20 лет, и поселился близ монастыря Ватопед, приняв духовное руководство исихаста – преподобного Никодима Ватопедского. Спустя три года Григорий Палама переселился в Великую Лавру, затем ушел в скит Глоссия на северо-восточном склоне Святой Горы, где его наставником стал знаменитей исихаст Григорий Цареградец. В 1325 году Григорий Палама уехал в Фессалонику, но через пять лет вернулся на Афон, поселившись в скиту святого Саввы близ Великой Лавры. Здесь в 1334 году он создал свои первые сочинения, в том числе житие святого Петра Афонского, в котором преподобный Петр предстает как идеал исихаста. Около 1335 – 1336 годов прот и совет Афона назначили святителя Григория игуменом крупного общежительного монастыря Эсфигмен, но вскоре, оставив игуменство, он вернулся в скит святого Саввы.
В 1339 году святитель Григорий прибыл на Афон, чтобы убедить игуменов главных монастырей и известных подвижников поставить свои подписи под составленным им исповеданием исихазма – так называемым Святогорским свитком. Документ был подписан в Карее протом, игуменами Великой Лавры, Ватопеда, Эсфигмена, Кутлумуша, Иверского и Хиландарского монастырей, а также иеромонахом Великой Лавры Филофеем Коккином (будущим Константинопольским Патриархом, другом и соратником Паламы), учениками преподобного Григория Синаита – Исаией, Марком и Каллистом, и даже неким сирийцем-исихастом из Кареи, поставившим подпись «на своем языке». Когда в 1341 году делегация во главе со св. Григорием Паламой прибыла в Константинополь на Собор, в ее составе были все наиболее известные афонские исихасты.
Фигура Паламы была не последней в ряду подвижников-исихастов. За ним последовала плеяда сотен выдающихся иерархов, богословов, церковных писателей, иконописцев и политических деятелей. О небывалом авторитете Афона свидетельствует то обстоятельство, что с середины XIV века святогорские монахи возглавляли Константинопольскую Патриархию на протяжении практически целого столетия.
В этот период основываются скиты святой Анны и Иоанна Предтечи. Десятки известных старцев заселяют отшельнические районы Афона: Карулья, Кавсокаливья, Керасья.
В 1345 – 1371 годах Афон входил в состав владений Стефана Душана, «царя сербов и греков», и его наследников.
Торжество исихазма привело к значительному росту духовного влияния Афона – места, где зародилось это движение. Афон стал важнейшим религиозным центром не только Византийской империи, но и стран юго-восточной Европы. Отсюда исихастское влияние распространялось по всему православному миру. Афон неизменно притягивал ищущих духовного наставничества и исихии подвижников из Болгарии, Сербии, Валахии, Руси.
Афон под турецким игом
С падением Византийской империи в истории Святой Горы произошли большие перемены. Еще до завоевания Константинополя турками афонцы добровольно подчинились завоевателям, видя неизбежность падения Византии и свою беззащитность.
В османскую эпоху Афон оставался под покровительством турецких султанов. Афонская община имела своих представителей при турецкой администрации: в Фессалонике и в Константинополе (при Патриархе и Высокой Порте). Афон пользовался относительной независимостью и являлся своего рода оазисом для христиан, где укрывались притесняемые, стремившиеся в безмолвии и аскезе забыть о своем порабощении. Афон оставался совершенно обособленным от остального мира, и лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест. Монахи жили в покое, не интересуясь политикой.
В 1513 году султан Селим I издал фирман, касающийся монастыря Ксиропотам, и подтвердил привилегии Святой Горы. То же сделали позже султаны Ахмед III, Селим III, Махмуд II и др. По законам ислама, запрещалось строить и восстанавливать христианские здания, однако для Афона подобное разрешение давалось без затруднений. Впрочем, на всех насельников Святой Горы был наложен весьма высокий подушный налог (харадж), размер и порядок взимания которого определяли султанские фирманы, патриаршие сигиллии и прочие документы.
Во время турецкого владычества монашеская жизнь была сосредоточена, главным образом, в 19 монастырях, к которым в 1541 – 1542 годах добавился монастырь Ставроникита. Так сложилась существующая и поныне группа из 20 основных обителей, между которыми была поделена вся область Святой Горы, и никто, кроме них, не мог отныне владеть землей на Афоне.
При султане Селиме II (1566 – 1574) святогорские обители были лишены всех своих владений вне Святой Горы и вынуждены были собирать астрономическую сумму для их выкупа. Впоследствии еще не раз с монастырей взимались непосильные дополнительные подати и поборы, и производилась конфискация монастырских подворий и владений за пределами Афона.
В 1595 году в Карее водворился особый чиновник от османского правительства, следивший за сбором податей и выполнявший полицейские функции. Многие монастыри угодили в долговую яму, другие стали очень быстро беднеть. От окончательного исчезновения их спасла только помощь благотворителей из Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, России и особенно Молдавии и Валахии.
В XVI веке происходило возвращение некоторых монастырей к древнему общежительному уставу (Великая Лавра, Ватопед), однако на протяжении XVII века монастыри становились особножительными. Особенностью этой эпохи также было начавшееся со второй половины XVI века появление скитов. В древности слово «скит» являлось антонимом слова «лавра»; афонский скит состоял из нескольких домиков или хижин, где жили монахи, и был похож на деревню; в центре находился общий храм – кириакон. Отличие от древней лавры состояло в том, что скиты были зависимы от монастырей. Общиной скитских отшельников управлял дикей с несколькими помощниками. В XVI – XVII веках появились крупные скиты: святого Димитрия (Ватопед), святого Пантелеймона (Кутлумуш), Новый скит Богородицы и румынский скит святого Димитрия (монастырь святого Павла), Благовещения Богородицы (Ксенофонт), пророка Илии (Пантократор).
Несмотря на мусульманское владычество на Востоке, Святая Гора осталась хранительницей церковного предания и высшей школой христианского подвижничества.
В XVIII веке духовная жизнь на Афоне оживилась благодаря основанию духовных школ и усилению культурных контактов со славянскими странами. С середины XVIII века была основана Афонская академия – Афониада.
В середине XVIII столетия монахом Космой Лавриотом в Лавре святого Афанасия была основана знаменитая типография, имевшая огромное значение в просвещении греческого народа.
Патриарх Гавриил IV издал в 1783 году новый типикон Святой Горы. Его главной целью было восстановление древних обычаев сурового иноческого жития. Было запрещено есть мясо, без разрешения покидать Святую Гору и уходить из монастыря в скит, ограничивалось число мирян, проживавших в Карее. Восстанавливалась упраздненная с 1585 года должность прота, к которому были присоединены 4 соуправителя, избиравшиеся из числа монахов 20 монастырей. Образованная, таким образом, Священная Эпистасия (попечительство) принимала на себя заботу по надзору за жизнью и поведением монахов. Прот избирался пожизненно и получал рукоположение от Патриарха. Он хранил ключи от зала собраний, каждый из эпистатов получал 1/4 часть печати Святой Горы. Одним из важнейших результатов преобразований Гавриила IV стало постепенное возвращение к общежительству. На киновийный устав перешли монастыри Ксенофонт (1784), Эсфигмен (1796), Симонопетра (1801), Свято-Пантелеимонов (1803), преподобного Дионисия (1803), Каракал (1813), Кастамонит (1818), Св. Павла (1839), за ними вскоре последовали монастыри преподобного Григория, Зограф и Кутлумуш.
Одним из самых ярких представителей афонской духовной жизни этого периода был преподобный Никодим Святогорец. В 1775 году, в возрасте 26 лет, он пришел на Святую Гору и поселился в монастыре Дионисия, где через два года был пострижен в монахи. Изучив рукописные сокровища монастыря, он подготовил к изданию «Добротолюбие», выверив и дополнив текст по различным рукописям (1782). Преподобный Никодим издал также «Собрание богопрореченных слов и поучений богоносных святых отцов» и сочинение Неофита Кавсокаливита «О частом Божественном Причащении». Ему принадлежит сборник канонов, посвященных Божией Матери, он перевел и издал трактат «Невидимая брань», где подробно описана практика духовной жизни.
В XVIII веке возрос интерес монахов к истории Святой Горы. В середине века Макарий Тригопис из Великой Лавры составил «Проскинитарий лавры»; примерно в то же время монах Евфимий написал стихотворный «Проскинитарий лавры» и Житие преподобного Афанасия Афонского. Иаков, монах из монастыря Григория, перевел сначала на валашский, а затем на новогреческий язык описание этой обители, сделанное в 20-х годах XVIII века русским паломником В. Г. Григоровичем-Барским. Феодорит, игумен Эсфигменского монастыря, написал историю своей обители.
Многие видные иерархи той эпохи (среди них – несколько Патриархов) удалялись на покой на Святую Гору. Духовный подъем на Афоне не мог не затронуть и монахов негреческого происхождения. Преподобный Паисий Хиландарский составил в середине XVIII века первую историю болгарского народа. Румынский монах Филофей Святогорец перевел на румынский язык «Христианские учения» и «Цвет муз». Многие воспитанники Афинской академии распространяли свои знания в Молдавии и Валахии. Распространение святогорской духовной практики в России связано с именем преподобного Паисия (Величковского).
В начале XIX века все святогорские монастыри, в особенности Великая Лавра, Ватопед и Иверский, переживали период процветания. Росло число скитов. В 1810 году был принят новый устав, утвержденный турецким наместником в Фессалониках. Органом управления монашеского сообщества Афона стал Священный Кинот, органом надзора – Священная Эпистасия. Должность прота была упразднена. Возвращение к общежительному уставу привело к нравственному и духовному расцвету.
Борьба Афона за освобождение от турецкого ига
Во время и накануне греческого национально-освободительного восстания многие афонские монахи брали в руки оружие и помогали повстанцам материально.
Восстание 1821 года турки решили потопить в крови. Началась резня и поджоги во многих деревнях Халкидики. В виде исключения, Афон приютил 8.000 женщин и детей и организовал их вывоз в более безопасные области Южной Греции.
Под этим предлогом турки разместили на Афонском полуострове многотысячную армию. Основную часть икон и рукописей удалось надежно укрыть, но многие монастырские постройки понесли серьезный ущерб или даже были разрушены. Не удалось избежать заточения и многим инокам. Только в тюрьме города Салоники было казнено 62 святогорских монаха. Последствия вторжения были тяжелыми.
После ухода турецких войск 10 апреля 1830 года и образования независимого греческого государства Святая Гора еще находилась под властью турок, но афонские обители получили более свободный статус.
Вскоре на Афон стали возвращаться покинувшие Святую Гору иноки. Вместе с собой они привезли и святые мощи, ценные реликвии и рукописи, спасенные от турецкого нашествия. Монастыри стали постепенно восстанавливаться, пополняться новыми иноками.
Избавленные от прежних изнурительных поборов, получая все большие пожертвования, особенно из России, насельники Афона на глазах преображали Святую Гору. В 1864 году Константинопольский Патриарх Софроний III восстановил старинные права монастырей в их границах, в том числе права на скиты и кельи.
С 1869 года Святая Гора управлялась турецким каймакамом, резиденция которого находилась в Карее. Он подчинялся турецкому финансовому ведомству и обладал весьма ограниченными правами, в основном, ведал сбором налогов и исполнял политические функции.
XIX век был отмечен ростом русского влияния на Афоне. Число русских монахов на Афоне стремительно росло, чему способствовала щедрая материальная и дипломатическая поддержка России. При покровительстве императорского дома с невиданным размахом шло строительство русских скитов святого Андрея Первозванного и Илии Пророка, но главным центром русского присутствия на Афоне стал монастырь святого Пантелеимона, издревле носивший название Русского.
В связи с этим возникли определенные трения, подогреваемые фанатиками с обеих сторон. Авторитетные старцы и подвижники никогда не поддерживали эти распри и призывали к единству во Христе. Активным миротворцем был, в частности, знаменитый афонский старец XIX века Хаджи-Георгий.
В результате первой Балканской войны в 1912 году Святая Гора обрела долгожданную свободу от иноверного завоевателя. Греческие военные были встречены с ликованием всеми афонитами, но вопрос о дальнейшей судьбе Святой Горы уже не вызывал подобного единодушия.
Статус Афона был определен на Лондонской конференции 1912 – 1913 годов. Россия предложила объявить Афон независимым государством во главе с Вселенским Патриархом. Болгарская делегация настаивала на передаче его Румынии, а Австро-Венгрия и Англия предложили отдать управление Афоном одной из православных поместных Церквей. Узнав об этих проектах, Священный Кинот Святой Горы созвал экстренное совещание игуменов всех афонских монастырей. После Всенощного бдения в Протатском храме было издано постановление, согласно которому афониты признавали своим господином только греческого короля Константина. Перед иконой «Достойно есть» торжественный акт, провозгласивший принадлежность Афона, был зачитан, одобрен и подписан игуменами 19 афонских монастырей.
Делегация афонских монахов во главе с протоэпистатом сербом Климентом Хилендарским отправилась в Афины, где передала текст решения афонских монастырей королю Греции. Копия была отправлена на Лондонскую конференцию. Лозаннским соглашением 1923 года было решено присоединить Афон к греческому государству. С 1926 года Святая Гора стала составной частью Греции.
Современное состояние Афона (от Второй мировой войны до наших дней)
После занятия Греции немецкими частями союзники завоевателей, болгары, изъявили желание взять Святую Гору под собственный контроль. Зная об этих намерениях, афонские отцы, желая сохранить независимость Святой Горы и неприкосновенность ее сокровищ, 13/26 апреля 1941 года направили послание Адольфу Гитлеру, в котором просили взять монашескую республику под свою защиту. Гитлер отдал приказ, запрещающий немецким и болгарским военным вход на Святую Гору. Контроль за исполнением этого решения был поручен гестапо, которое обосновалось в городе Урануполис.
Афон посетила специальная комиссия (гидом и переводчиком немцев был о. Софроний Сахаров), также был назначен управляющий Афоном немецкий ученый Штайгер, по отзывам современников, много сделавший для защиты уникального афонского материального и духовного наследия.
Многие английские военные, преследуемые немецкими частями, находили на Святой Горе убежище и с помощью монахов переправлялись сначала в Турцию, а затем на родину. Узнав об этом, фашисты разместили на Афоне свои части. Некоторые монахи были арестованы и подверглись пыткам.
В мае 1944 года немецкие войска окончательно покинули Святую Гору, но это не стало концом ее бедствий. Большой ущерб был причинен Афону в ходе Гражданской войны в Греции (1944 – 1949), когда военные действия были перенесены на территорию Афонского полуострова. Несколько монахов было расстреляно и брошено в заточение.
Вплоть до 70-х годов XX века число насельников Афона постоянно снижалось. В 1971 году был отмечен минимум – 1145 человек. Многим казалось, что конец Афона близок, уже выдвигались проекты превращения Святой Горы в огромный музейный комплекс и туристический центр.
Но в 1972 году количество насельников Святой Горы впервые увеличилось, что было воспринято как знаменательное событие. С тех пор численность святогорского монашества постоянно росла, увеличиваясь в год примерно на 30 иноков.
Увеличение числа насельников не было одинаково во всех монастырях. Первоначально возросла братия в Ивироне, Хиландаре, Каракале, Филофее, Симонопетре, Агиу Павлу, Григориате и Эсфигмене. Они приходили в монастыри из скитов и пустыней, братия которых составляет три пятых всех афонских монахов. С середины 1970-х годов монахи стали перемещаться из более процветающих монастырей в находившиеся в упадке обители.
С начала 1980-х годов началось обратное движение из монастырей назад, в скиты и кельи. Иноки, прожившие в монастырях много лет и получившие необходимый монашеский опыт, переходили в скиты и каливы в поисках большего уединения. В этот же период в афонских монастырях общежительное устройство окончательно сменило идиоритмическое (особножительное).
В 1981 году при греческом правительстве был учрежден Центр по охране святогорского наследия, взявший под свой контроль учет и сохранение афонских ценностей, а также новое строительство на Афоне.
Сегодня на Святой Горе существуют все исторически сложившиеся типы иноческой жизни: монастыри, скиты, кельи, каливы. До сих пор есть и отшельники, подвизающиеся в уединенных пещерах и ветхих строениях.
На Афоне еще у трех монахов выявили коронавирус
АФИНЫ, 1 апр - РИА Новости. Положительным на коронавирус оказался тест ещё у трёх афонских монахов, которые ездили в Великобританию вместе с ранее заболевшим 55-летним монахом монастыря Ксенофонт, сообщает издание "Вима ортодоксиас".Первый случай коронавируса был подтвержден у монаха на Афоне 28 марта, он госпитализирован в больницу АХЕПА в Салониках, выделенную специально для инфицированных коронавирусом.Возраст инфицированных от 40 до 55 лет.
"Они госпитализированы в больнице Гиппократа в Салониках и будут немедленно переведены в АХЕПА", - сообщил изданию руководитель центра здоровья Святой горы в Карее Константинос Дукуслис
Четверо монахов вместе путешествовали с 5 по 17 марта в Англию и Шотландию по приглашению архиепископа Фиатирского и Великобританского Никиты и приносили для поклонения мощи Святого Георгия из Ксенофонтского монастыря.По возвращении из Великобритании 19 марта четверо монахов сели на судно из Урануполиса и были помещены на карантин в жилище возле монастыря.
В монастыре Ксенофонт была проведена дезинфекция.
Полиция заявляет, что в монашеской республике строго соблюдаются ограничительные меры.
Священный Кинот Афона, руководящий орган монашеской республики, 20 марта запретил въезд и прекратил выдачу разрешений (диамонитирионов) на посещение монастырей Святой Горы. Решение принято для недопущения распространения коронавируса. Также не разрешается перемещаться из монастыря в монастырь, и все монахи, которым необходимо войти или выйти из Афонского государства, должны получить разрешения своего монастыря.
Святая Гора Афон - полуостров в северо-восточной Греции - является особой самоуправляемой административной единицей в составе Греческого государства с центром в городе Карея. Это одно из главных мест паломничества в православном мире, сохранившее в неизменном виде древний монашеский уклад.
В Греции во вторник общее количество зараженных COVID-19 достигло 1314 случаев. Умерли 49 человек.❤ Гора Афон • Достопримечательности Греции • ТРАВЕЛИФАЙ
Почему туристы едут в Грецию? Некоторые хотят насладиться аппетитной кухней. Другие жаждут теплых волн и пляжей с золотым песком. Но есть еще одна причина, которая привлекает сюда людей. Они с нетерпением ждут, чтобы посетить самую старую монашескую общину в мире, живущую на горе Афон. Считается, что отсюда молитвы быстрее попадают к Богу, ведь Афон поднимается на 2039 метров от земли. На горе Афон вы реально будете парить в облаках.
В связи с очевидными трудностями при достижении Афона, эта гора является одним из самых девственных мест в Греции. Но это не мешает путешественникам пытаться достичь этой греческой вершины мира. Знаете ли вы, что к Афону можно добраться только с помощью лодки? Существует только одна небольшая проблема – Афон могут посещать только мужчины.
Монастырь на Афоне является прибежищем монахов, которые отдалились от людей, а особенно от женщин. Постарайтесь не особенно удивляться этому факту, так как это очень логично, почему монастырь открыт только для посетителей мужского пола. Здесь живет около 2500 монахов, и они свято верят, что если увидят хоть одну женщину, то их сразу поразит молния. Также, чтобы посетить гору Афон, необходимо заранее получить специальное разрешение, но если вы действительно нуждаетесь в этом интересном опыте, то стоит затратить дополнительные усилия для того, чтобы попасть сюда.
Достопримечательности Афона (12): фото и описание — список, что и где посмотреть в Афоне (Греция): интересные места и обзоры
Иверский Монастырь

Рекомендовать место
8
1
Монастыри Афона
Главным архитектором и основателем монастыря является святой Иоанн Иверский. Он построил святую обитель в 980 году, перед этим отказавшись от должности царского советника, став иноком. Сперва монастырь считался грузинским, так как появился при грузинском царе Давиде. Чуть позже, в начале XIV века по указу Патриарха его отнесли в ряд греческих обителей. Но название осталось прежним, грузинским, которое возникло в честь государства Иберия.
До начала XX века монастырь несколько раз горел. Беспричинные пожары уничтожали здание полностью. И каждый раз Иверон восстанавливали. В этом финансово помогали несколько стран. В том числе и Россия с Грузией. Обитель бесценна тем, что в ней хранится огромное количество мощей святых. В монастыре более 15 часовен, где собраны свыше 150 чудотворных икон. Такого нет ни в одном другом храме мира. Поэтому это богатство охраняют как зеницу ока.
Координаты: 40.28270300,24.21210300
Византийская башня

Рекомендовать место
2
1
Башни Афона
Византийская башня – это главная достопримечательность гостеприимного посёлка Урануполис, щедро благословлённого природой. Помимо того, что селение известно своим знаменитым жителем - философом Аристотелем, особого внимания заслуживает Афон – своеобразное крупное монастырское государство, которое в XI появилось в Урануполисе. Ватопедский монастырь, как часть Афона, и построил в ХIV веке Византийскую башню с целью защиты своего подворья и имущества.
Византийская башня находится на юго-западе посёлка. В ХIХ веке последний этаж крепости был разрушен в результате землетрясения, но башню отстроили и отреставрировали, к нашим дням она дошла в своём восстановленном первоначальном облике. Сегодня в одном крыле крепости разместилась выставка икон и византийских древностей.
Координаты: 40.32582900,23.98139300
А какие достопримечательности Афона вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.
Монастырь Дохиар

Рекомендовать место
6
5
Монастыри Афона
Дохиар – это греческий православный монастырь для мужчин, находящийся в Греции на Святой горе Афон. Дохиар является десятым в списке афонских монастырей. В 1990 году на его территории проживали монахи в количестве 32 человек.
Главный храм в Дохиаре был основан при императоре Никифоре Фоке. Евфимий, основатель монастыря, построил сперва церковь, а затем на месте Дохиара создал храм св. Николая. Средства на сооружение православного мужского монастыря дал Патрикий Николай, который впоследствии был пострижен в Дохиаре и стал после Евфимия игуменом.
В XIV веке Дохиар поддерживали император Иоанн Палеолог и король Сербии Стефан Душан. Спустя два века православный монастырь был возрождён, так как после погрома валахским государем он нуждался в восстановлении. Сейчас туристы могут наблюдать красоту монастыря, в который было вложено много сил его основателем Евфимием и его последователями.
Координаты: 40.26678900,24.17291900
В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Афоне только по фотографиям.
Монастырь Филофей

Рекомендовать место
5
4
Монастыри Афона
Один из древнейших монастырей Афона, основан в X в., упоминается в рукописях XI в.
Расположен на северо-восточном берегу полуострова, между монастырями Иверон и Каракал. Соборный храм Филофея был построен в 1746 году, расписан во 2-й половине XVIII в. Посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы.
Кроме Соборного храм, в монастыре 7 храмов и часовен:
1) Святителя Иоанна Златоуста
2) Святителя Николая Чудотворца
3) Трёх Святителей
4) Иоанна Предтечи
5) Святых Архангелов
6) Мученицы Марины
7) Всех Святых.
Вне монастыря находятся 17 церквей.
Один из самых уютных и ухоженных монастырей на Святой Горе.
Замок Франков

Рекомендовать место
Замки Афона
Единственный из афонских монастырей, доступный для посещений особам женского пола, - это монастырь Зигу или, как его часто называют, замок франков.
Строго говоря, находится он вне официальной границы Афона, но всего в 40 метрах от нее. Византийский монастырь Зигу, один из старейших на Афоне, впервые упоминается в хрониках 942 года нашей эры. Монастырь был посвящен Пророку Илье и являлся одним из самых значимых среди существовавших на тот момент монашеских обителей.
Монастырь продолжал свое существование вплоть до конца XII века. Однако около 1206 года там поселился франский рыцарь со своим войском. Отсюда они совершали набеги на Святую Землю Афона до тех пор, пока не были изгнаны с помощью вмешательства Папы Римского.
До наших дней дошли крепостные стены монастыря с одиннадцатью башнями, а также развалины собора, построенного в начале XI века. Самым знаменитым в истории насельником монастыря Зигу был преподобный Афанасий Афонит, который в середине Х века основал наиболее известный монастырь Афона - Великую Лавру. В настоящее время в монастыре постоянно ведутся археологические раскопки.
Координаты: 40.32658100,24.00017000
Монастырь Ксиропотам

Рекомендовать место
5
1
Монастыри Афона
Один из древнейших православных монастырей Ксиропотам располагается на горе Афон. Монастырь посвящён сорока Севастийским мученикам. Приказ о его строительстве был дан царевной Пульхерией в пятом веке.
С древних времён Ксиропотам являлся одним из самых богатых и процветающих монастырей на Святой Горе. Приблизительно в шестнадцатом веке монастырь постигло несчастье - он сильно пострадал во время мощного землетрясения. Впоследствии его восстановлением занимался Андроник Палеолог.
Сегодня в монастыре проживают 60 насельников. Главной реликвией монастыря является крест из Животворящего Древа - того самого, на котором был распят Иисус Христос.
Координаты: 40.16116500,24.29014300
Монастырь Григориат

Рекомендовать место
8
4
Монастыри Афона
Монастырь Григориат расположен на юго-западной стороне Святой Горы, по соседству с монастырями Дионисиат и Симонопетра. В иерархии Афонских монастырей он находится на 17-м месте.
Монастырь был основан в 14 веке монахом-отшельником по имени Григорий и его учениками. К сожалению, о монастыре сохранилось мало информации, так как его архив был полностью уничтожен пожарами в 1500 и 1762 годах. Так же на Григориат много раз нападали пираты. В последующие годы монастырь периодически восстанавливали на пожертвования православных государей тех времён.
В настоящее время Григориат является действующим мужским монастырём, в нём проживают около 70 монахов, которые сами заботятся о пропитании и бытовых нуждах. В обители хранятся 279 рукописей, около 6000 печатных книг, различная священная утварь и одеяния.
Координаты: 40.17930000,24.25550000
Пристань монастыря Зограф -Зографская арсана

Рекомендовать место
Зографская арсана находится примерно в 4-х километрах от самого монастыря, на юго-западном побережье острова, между пристанями других монастырей - Костамонита и Хиландара.
Причал обители расположена среди огромных скал, которые как-будто нависают над морем. Эти скалы устремлены почти вертикально вверх, и на высоте примерно 300 метров их продолжением является сам монастырь Зограф. Всё это вместе представляет собой очень красивое зрелище, а снизу монастырь кажется неприступной крепостью, до которой невозможно добраться.
Монастырский причал выполняет функции портового склада на пристани для разгрузки и хранения различных продуктов, доставляемых на судах для обители. Так же отсюда отплывают и суда, нагруженные различными грузами с острова (лес, дрова, орехи, маслины и т. д.).
Координаты: 40.28427300,24.15152200
Древний город-курорт Уранополис

Рекомендовать место
2
2
Уранополис является небольшим древним городом-курортом, расположенным неподалеку от священной горы Афон, духовного центра православия, и в 132 километрах от Салоников.
Город имеет свой порт, куда прибывают паломники, идущие к горе, и множество отелей разного уровня.
В Уранополисе на пляжах работает большое количество всевозможных ресторанов, кафе, баров и таверн, предлагающих помимо восхитительной греческой кухни еще и места под пляжными зонтиками. Развлечений здесь немного, но сама атмосфера города пропитана торжественным духом святых мест и располагает к спокойствию и душевной гармонии.
Координаты: 40.32595200,23.98141300
Пристань Дафни

Рекомендовать место
1
Пристань находится в западной части полуострова и выполняет функции официального порта, куда прибывают паломники и откуда они покидают Святую гору. Поэтому здесь расположены полицейский участок, таможня, служба береговой охраны, почта, кафе, служба морских перевозок, несколько магазинов, гостиница и т.п. - можно сказать, это основной туристический транспортный узел Афона.
Ближайший монастырь - Ксиропотам, в 2,5 км.
Русский монастырь св. Пантелеймона на Афоне

Рекомендовать место
13
5
Монастыри Афона
Русский монастырь св. Пантелеймона на Афоне известен также под названиями Россикон или Новый Руссик. Это архитектурный памятник и одновременно один из 20-и действующих монастырей в Греции на Святой Горе Афон. В XIX веке монастырские колокола были самыми большими в Греции.
Этот монастырь, как и все другие афонские монастыри, является патриаршей ставропигией и подчиняется канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата. В наше время Русский монастырь св. Пантелеймона находится на 19-е месте в иерархии святогорских обителей.
Настоящим сокровищем монастыря считают библиотеку, которая в 1959 году сильно пострадала во время пожара 1959 года. Несмотря на большие утраты, монастырская библиотека имеет более 20 000 ценных книг и рукописей.
Координаты: 40.23722200,24.20111100