Где в эрмитаже находится черный квадрат малевича


В Новой Третьяковке впервые выставили два «Черных квадрата» Малевича одновременно. Объясняем, какая в них разница

Третьяковская галерея обновила постоянную экспозицию искусства ХХ века и впервые выставила два «Черных квадрата» Казимира Малевича одновременно, сообщили «Снобу» в пресс-службе галереи

Первый «Черный супрематический квадрат» был написан в 1915 году — это подлинник, с которого впоследствии художник выполнял повторения. Второй квадрат Малевич написал в 1929-м. 

Сколько всего «квадратов», чем они отличаются:

Известно о четырех версиях «Черного квадрата» Малевича — 1915-го, 1923-го, 1929-го и 1932 года. Все они отличаются оттенками, размером, пропорциями.

  • Первая картина 1915 года — подлинник, который висел на последней футуристической выставке «0.10». Под ней скрываются еще две цветные картины художника;
  • Вторая, 1923 года, стала частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»). Считается, что ее писали ближайшие ученики Малевича — Анна Лепорская, Константин Рождественский и Николай Суетиным — под руководством художника. От подлинника отличается пропорциями и размером (он больше). Хранится в Русском музее;
  • Третий вариант картины, 1929 года, точное авторское повторение первой работы. Малевич написал ее для персональной выставки в Третьяковской галерее; 
  • Четвертый «Черный квадрат» хранился у родственников Малевича в Самаре, а затем в коллекции Инкомбанка. Он был написан для выставки «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде. Сейчас хранится в Эрмитаже.

Что еще нового в Третьяковке:

В обновленной экспозиции ХХ века к уже знакомым залам Василия Кандинского, Ильи Машкова, Петра Кончаловского добавились залы Владимира Татлина, Александра Дейнеки, а также Павла Филонова и его школы, Казимира Малевича и его учеников. В экспозицию произведений Марка Шагала добавлена графика.  

Также в галерее открылся зал, посвященный коллекции русского авангарда, собранной советским коллекционером Георгием Костаки. В 1977 Костаки передал большую часть своего собрания Третьяковской галерее — это стало крупнейшим даром за всю историю музея.

На «Снобе» можно пройти тест и узнать, хорошо ли вы отличаете авангард от анекдота и четыре черных квадрата Малевича один от другого.

Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!

snob.ru

«Черный квадрат» Малевича - загадка века ценой в миллион

«Черный квадрат» попал в Эрмитаж благодаря президенту холдинга «Интеррос» Владимиру Потанину. Именно он в конце апреля выкупил за собственный 1 млн. долларов на аукционе, на котором распродавалась коллекция «Инкомбанка», картину Казимира Малевича и передал ее в дар Государственному Эрмитажу. Объясните простому человеку! Люди, почитающие себя культурными, «Черный квадрат» ругать не рискнут. А ну как запишут тебя в невежды! Но наши читатели - люди смелые, а потому пишут в газету: «Меня давно мучает вопрос. Что, не нашлось никого, кто воскликнул бы: «А король-то голый!» - по поводу «Черного квадрата» Малевича. Тогда прошу считать меня первым» (из письма А. А. Петухова, г. Зеленоград). Но ругаться и в самом деле не следует. Хотя вопросы, конечно, мучают. В чем же ценность «Черного квадрата» Малевича? Чем он лучше, краше, значительнее квадрата, нарисованного детсадовцем? Питерский авангардный художник Анатолий Белкин объяснил мне: а) Ценность «Черного квадрата» надо мерить, конечно же, не тем, можно или нельзя его повесить на кухне, а новыми направлениями в искусстве, которые он открыл. б) Понимание ценности сего шедевра придет тогда, когда откажешься от агрессии (неужели мои вопросы выглядели так агрессивно?). в) Есть эстрадный ширпотреб, а есть музыка Губайдуллиной и Шнитке, которая не становится хуже от того, что ее некоторые не понимают. «Черный квадрат» тоже относится к сложным явлениям искусства. ...Но тут я вспомнила, что у Малевича, кроме черного, есть и красный квадрат - под названием «Живописный реализм крестьянки в четырех измерениях». Понятно, да? Икона нового времени Интересно, что искусствоведы признали: под черным квадратом просвечивает другая картина. То есть, скорее всего, Малевич использовал не понравившееся ему произведение, чтобы создать это. Трактовал он «Черный квадрат» как беспредельность, обобщенную в единый знак. А самое главное, он называл «Черный квадрат» иконой нового, безбожного, времени. Надо иметь в виду, что картина появилась в 1914 году, когда шла война и у людей был сдвиг в сторону апокалиптического восприятия действительности. Для своего времени «Черный квадрат» был шоком. Как самолет Руста на Красной площади. Это зацепило, запомнилось, стало мерой вещей. Почему он стоит миллион? Миллион - красная цена живописных шедевров: именно на эту сумму обычно страхуют полотно при вывозе его на выставку за границу. Если все же мерить деньгами, то приобретенный Эрмитажем - не самый дорогой из четырех квадратов. Дороже - самый первый, 1914 года рождения. Потому что в нем - путь находки. А остальные квадраты - лишь повторение идеи. Татьяна МАКСИМОВА. ИЗ ДОСЬЕ «КП» Супрематизм (от лат. supreme - высший) - направление беспредметного искусства, изобретенное К. С. Малевичем. Впервые супрематические работы были показаны Малевичем на выставке «0.10» в 1915 году. Картина «Черный квадрат» сыграла роль манифеста нового направления. В 1916 - 1917 годах Малевич и его последователи организовали художественное общество «Супремус», ставившее перед собой цель распространения идей супрематизма. Где хранятся «Черные квадраты»? Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге. Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету «Черный квадрат» Малевича. После выставки 32 - 33-х годов «Художники РСФСР за 13 лет» предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина «всплыла» на распродаже «Инкомбанка», который в свое время купил картину у некоего частного лица. ДОСЛОВНО Что ответили министр и меценат на каверзные вопросы? На открытии картины «Черный квадрат» в Эрмитаже министр культуры РФ Михаил Швыдкой рассказал о том, что в его ведомство пришло не одно критическое письмо: мол, зачем тратить на это деньги? Но 20 июня 2002 года министр назвал днем историческим: впервые за последние сто лет меценат помог государству стать владельцем уникальной вещи. На каверзные вопросы ответил Владимир Потанин, благодаря которому картина и была приобретена: - Когда деньги дают с какой-то целью, это называется спонсорством или рекламой. А меценатство идет от души... И «Черный квадрат» открывает возможность Эрмитажу пополнить свои традиции, но уже на современном уровне. Картина XVIII или XIX века не была бы знаком новой эпохи в жизни музея... Елена РОДИНА. («КП» - Санкт-Петербург»). КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ДП «КП» А «Красный треугольник» лучше! Являясь в Диванной партии «КП» признанным специалистом как в изобразительном искусстве, так и в геометрии, никак не возьму в толк, с чего это вдруг такая шумиха вокруг абстракционистской картинки Казимира Малевича. Этот, простите за выражение, супрематист нарисовал аж четыре таких равносторонних прямоугольника. Более того, все они очень мрачной расцветки. Да и, с точки зрения углов и прямых линий, в «Черном квадрате» не все в порядке... Если уж соединять художество с математикой, то куда выигрышнее композиция авангардиста Василия Кандинского «Серый овал» (там хоть какие-то штрихи есть), творение итальянца Амедео Модильяни «Женщина на трапеции» (очень актуальная для России тема физкультуры и спорта), полотно современного русского художника Руслана Цегоева из Костанайской, бывш. Кустанайской, области (Казахстан) «Девочка на кубе» (не путать с картиной Пабло Пикассо «Девочка на шаре»!) и произведение «Солнечный круг, небо вокруг...» (это рисунок мальчишки). Верхом же эстетики и общественной пользы, безусловно, являются шедевры неизвестных мне авторов - эскиз синего ромба (значок для выпускников вузов и техникумов) и логотип «Красный треугольник» (ставится на галошах и других нужных в быту резинотехнических изделиях). Сергей ПОНОМАРЕВ, ст. искусствовед ДП «КП». КСТАТИ Никита Михалков признался, что является «крышей» В Российском фонде культуры представили возвращенные нам ценности Список возвращенных ценностей довольно велик: фотографии времен начала века и гражданской войны; уникальные кинопленки 20-30-х годов; письма Льва Толстого и Ивана Шмелева; «Подорожная грамота», составленная графом Суворовым; иконы; шкатулки; раритетные книги... Михалков не скрывал восторга: он тоже ознакомился с этими реликвиями впервые. «Я лишь «крыша» этой программы, - честно признался Никита Сергеевич, - но «крыша» отнюдь не худая. Людям, которые занимаются возвратом наших ценностей в Россию, я готов оказать любую поддержку». Больше всего Михалкова поразили десятки неизвестных писем Ивана Шмелева: «Я обожаю этого писателя и рад, что глава Русской православной церкви за границей митрополит Лавр передал нам эти бесценные реликвии, несмотря на свои разногласия с Русской православной церковью». Алексей БЕЛЫЙ.

www.kp.ru

Черный квадрат - Виртуальный Pусский музей

На «Последней футуристической выставке картин» 1915 года, названной «0,10», (так как 10 ее участников решили свести все предметные формы к «0» и шагнуть за «0» в беспредметность), Малевич показывает 39 абстрактных композиций, представленных под названием «Новый живописный реализм» – супрематизм, от латинского «supremus» – «высший». Объясняя происхождение изобретенного направления, автор выводил его из кубизма, о чем и пишет в специально составленной брошюре «От кубизма к супрематизму». Позднее практически вся живопись, которая предшествовала искусству XX века, была включена в этот поток, и Малевич считал, что венчает это мощное мировое движение именно искусство геометрической абстракции.

Супрематизм Малевича в собрании Русского музея представлен классическими образцами, дающими представление о трех его этапах: «Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого», – писал художник в одном из своих теоретических трудов. Черный этап, по мысли автора, также начинался с трех форм – квадрата, креста, круга – трех геометрических элементов живописи – ее фундамента и алфавита.

 «Черный квадрат» Малевич определил как «нуль форм», базисный элемент мира и бытия. Он словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует полюсность черного (полное отсутствие цвета и света ) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшем в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя.

 «Черный квадрат» знаменовал чистый акт творения, осуществленный Художником. Он стал ядром, центром новой системы, из которого выводились все другие супематические формы.  «Черный квадрат – зародыш всех возможностей, – писал Малевич. – Он является родоначальником шара или куба, из нескольких квадратов можно сложить прямоугольник или крест. Черный квадрат принимает при своем развитии страшную силу, его распадение несет удивительную культуру в живопись».

 Малевич использует простейшие геометрические фигуры. Взятые в абсолютной „чистоте“, как некая первооснова языка искусства, они равнозначны живописной „формуле“, которая в сознании художника, как, вероятно, в сознании средневекового алхимика, имеет сакральный смысл. Не случайно первый вариант „Черного квадрата“ Малевич выставил на выставке „0,10“, как икону, повесив по русскому обычаю в правом, „красном“ углу.

Икона — знак нового времени — так воспринимали современники „Черный квадрат“, возможно, полагаясь и на собственные высказывания Малевича: „У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени...“. „Черный квадрат“ еще при жизни художника становится неким символом искусства Малевича, а точнее — повествующей о себе на супрематическом языке „творческой религии“.

«Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест» были написаны около 1923 года и предназначались для Международной выставки в Венеции. Однако там они так и не были показаны из-за интриг российских устроителей. Это обстоятельство чрезвычайно оскорбило Малевича. Хотя уже тогда он начал осознавать, что геометрический супрематизм, названный им «живописным реализмом», достиг предела своего развития.

rusmuseumvrm.ru

Малевич Казимир Северинович. Черные квадраты: oshanbo — LiveJournal

Сколько всего известно черный квадратов Малевича и где они находятся?
Русская Википедия утверждает, что их четыре и все находятся в России. Это меня всегда удивляло, потому что я сам видел пяты квадрат, не в России. Все проясняет Путеводитель по Крымскому валу – залам Третьяковки с искусством XX века.

«В настоящее время существует пять черных квадратов Малевича. В собрании Третьяковской галереи находятся самый первый вариант 1915 года и третий вариант 1929 года. Малевич написал его прямо в залах Третьяковской галереи в период подготовки своей персональной выставки и сделал этот повтор по причине плохой сохранности первого варианта. Третий Черный квадрат датируется 1923-м годом и был исполнен Малевичем вместе с его учениками для выставки группы Уновис на Венецианской биеннале. Этот вариант входил в триптих вместе с Черным кругом и Черным крестом. Четвертый вариант из Центра Помпиду в Париже также датируется началом 1920-х годов. Примечательно, что этот квадрат написан на камне. Наконец, пятый Черный квадрат датируется началом 1930-х и получил известность только в 1993-м году, когда вошел в коллекцию Инкомбанка и впоследствии был приобретен на аукционе для Государственного Эрмитажа».

Я видел и сфотографировал три. Первый – он висит в постоянной экспозиции Третьяковской Галереи на Крымском валу, один из главных шедевров экспозиции.
Второй – он находится в постоянной экспозиции Русского музея, вместе с кругом и крестом. Круг и крест я тоже покажу, но чуть попозже.
И четвертый. Он поменьше и в Помпиду висит высоковато, так что собственно фотографии этого черного квадратика у меня нет. Но есть фотография стены с кадратом. Учитывая творчество Малевича – почти концептуально!

Третий – авторскую копию из Третьяковки – не выставляют.
С пятым у меня личная проблема. Дважды я был в Питере, посещал Эрмитаж, но времени не хватало, и до третьего этажа Эрмитажа я так и не добрался. Даже не знаю, выставлен он там или нет.


Малевич Казимир Северинович. Черный квадрат. 1915
Годы жизни художника: 1879, Киев – 1935, Ленинград

1. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Холст, масло
Инв. 11925

2. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Холст, масло
Инв. Ж-9484
Этот я еще и завтра планирую показать

3. Центр Помпиду, Франция
Гипс (plâtre), масло
Don anonym 1978
AM 1978-631


oshanbo.livejournal.com

100 лет "чёрному квадрату" Казимира Малевича


В 2015 году исполняется  100 лет "Чёрному квадрату" К. Малевича


Казимир Малевич "Автопортрет"

В 2015 году исполняется 100 лет "Чёрному квадрату" К. Малевича.

В настоящее время в России находятся четыре "Чёрных квадрата“: в Москве и Санкт-Петербурге ровно по два "Квадрата“: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже.

Одно из полотен принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который  приобрел его у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге.

Первый "Черный супрематический квадрат" датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.

Второй "Черный квадрат" Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея. Третий – в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке. Третий - авторская копия первого квадрата, был сделан к персональной выставке К. Малевича в Третьяковской галерее в 1929 году. Из-за плохого состояния первого полотна Малевича попросили о повторении "Квадрата". Малевич возражал, но всё же решил сделать для Третьяковки ещё один экземпляр.

И четвертый – в 1930 году.  Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету "Черный квадрат" Малевича. После выставки 32 - 33-х годов "Художники РСФСР за 13 лет" предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина "всплыла" на распродаже "Инкомбанка", который в свое время купил картину у некоего "частного лица".

Первый (самый, конечно, знаменитый) - был выполнен Малевичем в 1915  году и впервые показан в Петрограде на выставке "О,10" (нуль - десять). Сегодня эта картина в плохом состоянии, она перегружена, то есть, написана поверх другой композиции. Кроме того, она не покрыта верхним (защитным) слоем лака. В результате этого почти сразу же на "Чёрном квадрате" появились кракелюры - трещины красочного слоя. И хотя реставраторы периодически укрепляют красочный слой и сам холст, ничего с этими кракелюрами поделать уже нельзя, они расширяются. Очень может быть, что лет через пятьдесят главный "Черный квадрат" вообще погибнет.

"Чёрный квадрат"

Самарский чёрный квадрат" ("Инкомбанк"), приобретённый В. Потаниным и переданный  Эрмитажу

Четвёртый вариант стал известен значительно позднее, в 1993 году.

По договорённости с правительством России,"Чёрный квадрат" Инкомбанка  был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США, а затем был передан им на хранение в Эрмитаж.

20 июня 2002 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка, на которой представлена картина кисти Казимира Малевича "Черный квадрат".

"Черный квадрат" до недавнего времени принадлежал собранию "Инкомбанка".  По словам М. Пиотровского, после смерти Казимира Малевича это полотно в числе других произведений мастера унаследовала его вдова. В 1991 году, после ее смерти, коллекция перешла к ее племяннице, которая вскоре продала все шедевры "Инкомбанку". После банкротства "Инкомбанка" собрание произведений искусства было отправлено на художественную экспертизу в Эрмитаж. Часть шедевров, среди них и "Черный квадрат" Малевича, были рекомендованы для проведения технической экспертизы. Весной 2002 года специалисты отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа провели полное исследование работы: изучили все материалы картины - холст, грунт и краски -  и доказали подлинность картины. Было проведено полное исследование работы: специалисты изучили все материалы картины - холст, грунт и краски. Также сделана экспертиза надписи на обратной стороне полотна - "Супрематизм. Черный квадрат номер 2. 1913 год. К. Малевич".

Последний квадрат, несмотря на авторскую надпись на обороте "1913 г", обычно датируют рубежом 1920-1930-х гг., поскольку нет никаких следов его более раннего существования. Он оказался одной из немногих картин Малевича, которые после его смерти не были переданы наследниками художника в Русский музей и оставались в семье. После смерти вдовы художника, Натальи Андреевны Манченко, в 1991 г., последняя версия "Черного квадрата" вместе с "Автопортретом" и "Портретом жены" Малевича перешли к ее родственникам, а затем были проданы ими в коллекцию Инкомбанка.

К. Малевич "Автопортрет" и "Портрет жены"

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: "Теперь в Эрмитаже находится 4 из 10 самых главных шедевров XX века: "Композиция номер шесть" Кандинского, "Музыка" Матисса, "Черный квадрат" Малевича и "Три грации" Пикассо".

Один из "Чёрных квадратов" (поздняя версия) я видела на выставке "Москва - Берлин" в 1995 году в Берлине. Вот буклет  этой выставки:

Там был и "Чёрный квадрат", но в позднейшей версии.

В экспозиции выставки присутствовали произведения советских и российских мастеров с 1900 по 1950 год. С российской стороны были произведения К. Малевича, Владимира и Давида Бурлюков, Алексея Явленского, Марка Шагала, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и др. С немецкой стороны - произведения немецких экспрессионистов Э. Л. Кирхнера, Эриха Хекеля, Франца Марка, Карла Шмитт-Ротлуффа и др. Причём многое было так похоже!

Второй "Чёрный квадрат"  я видела на открытии выставки в Эрмитаже, когда В. Потанин передавал свой дар Эрмитажу. Было невероятное скопление желающих посмотреть на картину и на процесс дарения!

Владимир Потанин

М. Б. Пиотровский и В. Потанин

В торжественной церемонии приняли участие тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Фонда Соломона Гугенхайма Томас Кренс, председатель Попечительного совета Фонда Соломона Гугенхайма Питер Льюис и президент Холдинговой компании "Интеррос" Владимир Потанин. Во время церемонии открытия выставки В. Потанину была вручена грамота за "большой вклад в развитие культуры".

marfa-nikitina4.livejournal.com

Под "Черным квадратом" Малевича нашли изначальное название картины :: Новости :: ТВ Центр

Шутка длиною в век: специалисты из Третьяковской галереи подробно рассказали о секретах знаменитого "Чёрного квадрата" Казимира Малевича. Картине уже сто лет, а сказать, что её хорошо понимает широкая публика нельзя до сих пор. Даже искусствоведы, и те спорят. Обсуждение подогревается и новыми фактами, которые стали известны специалистам. Название у картины изначально было совсем другим, а под слоями краски - ещё две картины.

Сенсационные детали исследования и уникальные кадры. Сотрудники Третьяковской галереи снимали, как заглянули в "Черный квадрат", сообщил "ТВ Центр". В рентгеновских лучах под картиной отлично видны сложно соединенные между собой геометрические фигуры. Это совсем другая картина. Да не одна, а две, утверждают эксперты. И обе – цветные.

О том, что "Черный квадрат" непрост, а внутри еще одно изображение, знали уже в девяностые годы прошлого века, после первых исследований. Но понять, что именно там, техника не позволяла. Сейчас в год столетнего юбилея картины с помощью цифрового оборудования эксперты работу возобновили. Обнаружили не только картины.

"Самое главное: помимо двух композиций мы нашли отпечатки пальцев предположительно самого Малевича, потому что они вделаны вот прямо по сырому слою, это в основном участки белого поля", - рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.

Нашли еще и надпись. Почерк, правда, у Малевича непростой. Но эксперты расшифровали: "Битва негров в темной пещере". Теперь считают это заочным диалогом художника с предшественниками. Еще в конце девятнадцатого века появились черные прямоугольники "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхолда, а потом и у Альфонса Алле.

Ясно одно -  творческий процесс у Малевича был сложный. Но версию, что он просто в сердцах зарисовал неудавшиеся работы черной краской, новые исследования опровергают.

"Это сложносоставная краска, которая состоит из нескольких веществ. Среди них, например, жжёная кость, черный углеродосодержащий пигмент и мел. То есть эту краску он готовил. Это было не спонтанно - выдавил, написал -  а все-таки он думал, как это будет выглядеть", - отметила Екатерина Воронина.

"Это такое специальное сочетание пигментов, которое  дает особенный бархатистый эффект, который нужен был Малевичу. Потому что ему нужен был не просто черный цвет, а глубокая черная бездна", - добавила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это не только одна из самых загадочных в мире картин, но еще и одна из самых дорогих. Станет ли "Черный квадрат" еще дороже, ведь теперь там не одна картина, а целых три – вопрос. Но то, что интерес к нему не исчезнет – совершенно точно. В Третьяковке, возможно, появится и инфракрасное изображение картины. Впрочем, то, что это не совсем "Черный квадрат", видно даже невооруженным глазом.

Юлия Богоманшина, Александра Сергомасова, Дмитрий Шаракин, "ТВ Центр"

www.tvc.ru

почему черный квадрат Малевича в эрмитаже и в русском музее? причем разных размеров

Всего Казимир Малевич создал семь живописных квадратов. Два "Красных квадрата" (в собрании ГРМ и в бывшем собрании Николая Харджиева) , один "Белый квадрат" (в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке) и четыре "Черных квадрата". Вопреки бытующему мнению, все "Черные квадраты", написанные Казимиром Малевичем, разные. "Черный квадрат" Казимир Малевич писал всякий раз, когда ему нужно было ярко представить свое творчество на какой-нибудь крупной выставке. "Квадраты" отличаются по размерам и, как ни удивительно, цвету. Первый "Черный квадрат" (х/м, 79,5х79,5 см, сейчас в ГТГ) был выполнен в 1915 году для "Последней футуристической выставки картин 0,10". Сохранилась фотография, на которой он виден в красном углу зала, как икона. Сам образ квадрата появился незадолго перед этим, в 1913 году (потом Казимир Малевич писал дату "1913" на всех своих "Квадратах"), в эскизах декораций к футуристической опере "Победа над солнцем", где этот квадрат и являлся победителем солнца – перекрывал красный круг. "Квадрат" 1915 года тоже "победитель солнца". Он написан черной матовой краской поверх цветной супрематической композиции (которая видна в рентгеновских лучах) . Из-за неравномерного высыхания слоев черная краска разрывается, образуя трещины-кракелюр. И в них интенсивно виден красный. Неясно, возник этот необычный эффект из-за технологической ошибки или задумывался изначально. Второй "Черный квадрат" (х/м, 106х106 см, сейчас в ГРМ) написан около 1923 года Казимиром Малевичем и его ближайшими учениками Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным для триптиха, включавшего также "Крест" и "Круг" (сейчас в ГРМ) . Триптих писался для Международной выставки в Венеции. Третий "Черный квадрат" (х/м, 79,5х79,5 см, сейчас в ГТГ) был написан в 1929 году для персональной выставки Малевича в Третьяковке. Это наиболее "глухой", плотно покрытый черной краской, самый "беспросветный" квадрат. Четвертый и последний "Черный квадрат" (х/м, 53,5х53,5 см, ГЭ) , возможно, был написан в пару к "Красному квадрату" (сейчас в ГРМ) для выставки "Художники РСФСР за XV лет", прошедшей в Ленинграде в 1932 году. Два квадрата – черный и красный – были центром экспозиции Малевича на выставке. Четвертый "Квадрат" не такой "глухой", как третий, и видевшие его не оспаривают возможности применить к нему термины "пластичный" и "живописный". Последний квадрат, несмотря на авторскую надпись на обороте "1913 г. ", обычно датируют рубежом 1920-1930-х годов.

touch.otvet.mail.ru

10 шедевров Казимира Малевича - πάπυρος — LiveJournal

1. Чёрный супрематический квадрат, 1915
Холст, Масло. 79,5×79,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Самая известная работа Казимира Малевича, создана в 1915 году специально для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. «Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических (от лат. supremus — наивысший) работ Казимира Малевича. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Супрематические работы занимали отдельный зал выставки. Среди тридцати девяти супрематических картин, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».
«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
«Черный квадрат» не имеет ни верха, ни низа, приблизительно одинаковые расстояния отделяют края квадрата от вертикальной и горизонтальной линий рамы. Немногие отклонения от чистой геометрии напоминают зрителям о том, что картина все-таки написана кистью, что художник не прибегал к циркулю и линейке, рисовал элементарную геоформу «на глазок», приобщался к ее внутреннему смыслу интуицией. Мы привыкли думать, что фон «Черного Квадрата» - белый. На самом деле это цвет топленного молока. А в отрывистых мазках фона чередуются разные слои краски - тонкие и плотные. А вот на черной плоскости невозможно найти ни одного следа кисти - квадрат выглядит однородным.
Попытки убеждённых поклонников одного лишь фигуративного искусства, считающих, что художник вводит их в заблуждение, исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно. Однако, технологическая экспертиза не подтвердила наличие никакого иного изображения на этом холсте.
Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Все авторские повторения картины хранятся в России, в государственных собраниях: две работы в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже.
Интересно, что в В 1893 году выставлялась картина Альфонса Алле с глухим чёрным полем холста, под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

2. Чёрный круг, 1923 год
Холст, масло. 106×105,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


«Чёрный круг» — одна из самых известных живописных работ Казимира Малевича, основателя нового течения в живописи — супрематизма.
Картина принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названной К. С. Малевичем супрематизмом, или«новым живописным реализмом». Беспредметность супрематизма для К. С. Малевича была названа им выводом из предметного мира, новым аспектом, открывшим художнику природу, пространство, Вселенную. Супрематические формы "летят", находятся в состоянии безвесия. "Чёрный круг" для художника был одним их трёх главных модулей новой пластической системы, стилеобразующим потенциалом новой пластической идеи - супрематизма.
Картина написана в 1915 году, позднее автор для различных выставок сделал её варианты, - авторские повторения. Первый «Чёрный круг» был написан в 1915 году и экспонировался на «Последней футуристической выставке картин „0,10“». Ныне хранится в частном собрании. Второй вариант картины был создан учениками Малевича (А. Лепорской, К. Рождественским, Н.Суетиным) под его руководством в 1923 году. Эта картина входит в триптих: «Чёрный квадрат» — «Чёрный крест» — «Чёрный круг». В настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

3. Красный квадрат, 1915
Холст, масло. 53×53 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


«Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Название на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». В настоящее время находится в Русском музее.
В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».
Ксана Бланк сравнивает супрематизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, в рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством». Ксана Бланк приходит к выводу, что, как и в рассказе Толстого, красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты. Однако данная трактовка Ксаны Бланк полностью противоречит названию картины: "Женщина в двух измерениях", которую Малевич оставил на её обороте.

4. Скачет красная конница, 1928—1932
Холст, масло. 91×140 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Написана в 1928—1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату. В настоящий момент хранится в Русском музее.
Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.
Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

5. Супрематическая композиция, 1916
Холст, масло. 88,5 см×71 см см
Частная коллекция


Картина написана художником в 1916 году. В 1919—20 годах выставлялась в Москве. В 1927 году Малевич выставлял картину на выставках в Варшаве, а позже в Берлине, где картина осталась после отъезда Казимира в СССР в июне 1927. Позже картина была передана немецкому архитектору Гуго Херингу, который продал её музею Стеделик в Амстердаме, где она хранилась около 50 лет.
На протяжении XX века картина неоднократно выставлялась на различных выставках, преимущественно европейских. Амстердамское собрание работ Малевича — крупнейшее за пределами бывшего СССР — было в 1958 г. приобретено городскими властями за солидную по тем временам сумму в 120 тысяч гульденов у наследников известного архитектора Хуго Харинга. Тот вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство». В руки Харинга картины Малевича попали случайно: более ста полотен художник оставил под его присмотром в 1927 году, когда они выставлялись в Берлине, а самого автора срочно вызвали на родину.
Когда в 2003—2004 гг. музей выставлял полотна Малевича в США, наследники художника оспорили права Харинга (и, соответственно, музея) распоряжаться ими. После 4-летнего судебного разбирательства стороны пришли к мировому соглашению, согласно условиям которого музей уступил наследникам пять значимых картин из своего собрания. После 17 лет судебных споров картина была возвращена наследникам художника.
3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке картина была продана неизвестному покупателю за 60 002 500 долларов, став одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником.

6. Зимний пейзаж, 1930
Холст, масло. 54x48.5 см
Музей Людвига, Кёльн


Изображение зимнего дня на этой картине соответствует желанию художника менять традиции и использовать иные средства выражения, чем раньше. Манера письма примитивистская, картина написана будто бы неумелой детской рукой, когда еще нет навыков рисования сложных объектов, и неопытный художник рисует геометрическими фигурами увиденное. Малевич, опытный художник, специально применил этот метод для передачи ощущения зимнего дня. Его деревья составлены из кругов, которые должны представлять шапки снега. Фигурка на заднем плане показывает, насколько глубок снег. Художник использует нетрадиционные для изображения зимы чистые насыщенные краски.

7. Корова и скрипка, 1913
Масло, дерево 48.8 x 25.8 см.
Русский музей, С-Петербург


В 1913 году в промежутках между наездами в Петербург Малевич обретался в Кунцево, неподалеку от Немчиновки, где вместе с семьей снимал дачу - это было много дешевле, чем аренда квартиры в Москве. Нехватка денег была хронической. Иногда средств не хватало даже на холст - и тогда в ход шла мебель. Трем полкам обыкновенной этажерки суждено было обрести бессмертие, став тремя картинами Малевича. "Туалетная шкатулка", "Станция без остановки", "Корова и скрипка" имеют одни и те же размеры, а по углам их деревянных прямоугольников заметны заделанные круглые отверстия, через которые некогда проходили соединявшие их стойки.
По представлениям Малевича, основополагающим законом творчества был “закон контрастов”, именуемый им также “момент борьбы”. Первой картиной, наглядно воплотившей парадоксальность открытого закона, и стала Корова и скрипка. Примечательно, что автор счел необходимым пояснить эпатажный смысл сюжета обстоятельной надписью на обороте: “Алогическое сопоставление двух форм - “корова и скрипка” - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич”. В "Корове и скрипке" Малевич умышленно совместил две формы, две “цитаты” символизирующие различные сферы искусства.

8. Точильщик, 1913
Холст, масло 79.5x79.5 см
Художественная галерея Йельского университета


Картина "Точильщик" была написана Каземиром Малевичем в 1913 году. В настоящее время картина находится в картинной галереи Йельского университета. В настоящее время "Точильщик" является классическим полотном русского кубофутуризма. Другое название картины - "Принцип мелькания". Именно оно прекрасно указывает на мысль художника. На картине мы видим повтор бесчисленно дробящихся контуров и силуэтов, которые находятся в серо-голубом колорите. При взгляде на картину прекрасно ощущается мелькание процесса наточки ножа. Точильщик оказывается в одно и тоже время в различных точках пространства.

9. Жница, 1912
Холст, масло 68x60 см
Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань


Очень известны картины Малевича, которые принято относить к первой крестьянской серии - это такие полотна, как "Жница", "Плотник", "Уборка ржи" и другие картины. На этих картинах хорошо виден перелом в видении творчества Малевичем. Фигуры крестьян, занятых насущными заботами, распространены на все поле картины, они примитивистски упрощены, преднамеренно укрупнены и деформированы во имя большей выразительности, иконописны по звучанию цвета и строго выдержанной плоскостности. Сельские жители, их труд и быт возвеличены и героизированы. Крестьяне Малевича, словно составленные из выгнутых листов жесткого, с металлическим отливом материала, при всей своей схематичности первоначально обладали узнаваемыми формами реальных мужских и женских фигур. Грубо вырубленные головы и мощные тела чаще всего размещались в профиль; персонажи, изображенные в фас, впечатляли монументальностью.

10. Автопортрет, 1933
Холст, масло 73 x 66 см
Русский музей, С-Петербург


Этот неожиданный реалистический «Автопортрет», созданный в 1933 году, стал творческим завещанием великого русского авангардиста. К тому времени у него уже обнаружилась страшная болезнь, жить оставалось немного. К слову, некоторые исследователи утверждают, чпю развитие рака предстательной железы спровоцировали специфические методы воздействия, применявшиеся к Малевичу на допросах 1930 года. Как бы то ни было, мастер уходил несломленным. И этот портрет, явным образом ориентированный на высокие ренессансные образцы, неопровержимо доказывает это. Малевич ни от чего не отказывается (один супрематический фон картины чего стоит!), утверждая право художника на свободное творчество, которое было запрещено в тоталитарном государстве, озаботившемся устройством земного рая. Сама гранитная статуарность позы, сам торжественный жест - все это свидетельства того, что и на краю смерти Малевич не отрекается от своей миссии.

papyrus-net.livejournal.com

Черный квадрат Малевича в Третьяковской галерее

Черный супрематический квадрат хранится в Государственной Третьяковской галерее. Это полотно является своеобразным манифестом супрематизма — художественного направления, созданного одним из самых известных в мире русских художников Казимиром Малевичем.

Об авторе

Малевич Казимир Северинович родился в Киеве в 1879 году, а скончался в Ленинграде в 1935 году. Созданное им течение супрематизма стало одним из первых направлений в абстрактном искусстве новейшего времени. Уже в одиннадцатилетнем возрасте будущий художник увлекся рисованием, и в течение нескольких лет учился в рисовальной школе. Его ранние работы очень близки к импрессионизму и фовизму. Переехав в столицу, Малевич недолгое время занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Уже в 1907 году он принял участие в выставке Московского товарищества художников. Именно эта экспозиция и стала первым крупным мероприятием для будущего создателя «Черного квадрата».

Во время путешествия в Париж мастер восхищался кубическими произведениями знаменитого Пабло Пикассо. Затем он стал членом группы «Алмазный нож», возглавив тем самым русское течение кубизма. Однако, уже в 1913 году появляются первые работы художника, выполненные в весьма специфичном абстрактно-геометрическом стиле, который и получил название супрематизма. Квадрат Малевича прославил художника, да и сам мастер называл его своим лучшим творением.

Что такое супрематизм?

В переводе с латинского языка это название означает «наивысший». Творчество художника всегда стремилось именно к высшему своему проявлению, Мастер не представлял себя в роли примерного последователя, он мыслил себя ярким революционером от искусства.

Такое направление, как супрематизм, стало одной из разновидностей абстракционизма. Собственно, основными характеристиками течения являются простейшие геометрические очертания: квадраты, круги, прямоугольники и прямые линии. Комбинации разных фигур плюс обилие всевозможных цветов и позволяют приверженцам супрематизма создавать невероятно яркие и такие неоднозначные произведения. Стоит отметить, что это направление в СССР было использовано не только в живописи, но также в дизайне и архитектуре.

О знаменитом полотне

Черный квадрат — это своеобразный символ обновленного понимания смысла творчества в XX веке. Малевич хотел создавать произведения, которые были бы не повторениями когда-то возникавших идей и образов, а самобытным творческим открытием. Своей картиной мастер словно бы закрыл всю историю искусства за прошедшие века.

Полотно, которое находится в Третьяковке, было создано в 1915 году. Впервые оно было представлено публике в тот же год на знаменитой выставке «0, 10». Размер картины составляет 79,5 х 79,5 сантиметров. Масло послужило прекрасным средством для написания работы, удивляющей простотой и многогранностью скрытых смыслов одновременно. Картина вот уже почти целое столетие вызывает немало споров и обсуждений. По замыслу мастера, это творение является частью триптиха, в который входят также «Черный круг» и «Черный крест». Этот триптих призван был демонстрировать, как можно использовать базовые возможности цвета и композиции.

Картина Малевича представляет саму основу цвета — белый и черный, а также основу формы — квадрат. Черные тона вызывают ассоциации с полным отсутствием цвета, а белые, в свою очередь, являются своеобразным слиянием всех цветов спектра.

Следует отметить, что искусствоведы сходятся во мнении, что этот холст не представляется возможным оценивать с позиции стандартных подходов к живописи. Работу невозможно назвать красивой или же некрасивой, она не вызывает стойких ассоциаций нравится либо не нравится. Здесь важна идея, ценность которой в новизне.

Удивительное и удивляющее произведение появилось под воздействием бессознательного, как то неоднократно отмечал сам Малевич.

Увидеть это неоднозначное полотно можно в здании на Крымском валу, 10, в шестом зале. Третьяковская галерея приобрела работу в 1929 году из Музея живописной культуры. Картину можно увидеть на фото в многочисленных художественных альбомах, издаваемых по всему миру.

vtbrussia.ru

Под «Черным квадратом» Малевича обнаружили два цветных рисунка :: Впечатления :: РБК Стиль

О результатах последних исследований «Черного квадрата» было объявлено 11 ноября на международной конференции, посвященной 100-летию картины, сообщает телеканал «Культура».

Научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина рассказала, что картину просветили рентгеновскими лучами, а кроме того, под микроскопом были рассмотрены кракелюры — трещины краски на поверхности «Черного квадрата». Сквозь них отчетливо просвечивался другой слой краски.

 

«Черный квадрат» в Третьяковской галерее

 

Ранее предполагалось, что под слоем черной краски скрывается другое изображение. «Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом» — это протосупрематическая композиция», — заявила Екатерина Воронина.

 

Изображения, скрытые под «Черным квадратом»
стали видны в результате просвечивания рентгеновскими лучами

 

По ее словам, почти полностью удалось расшифровать и надпись, которую Казимир Малевич сделал на картине, впоследствии закрашенной «Черным квадратом». Фраза, по мнению ученых, звучит как «Битва негров в темной пещере». Таким образом работу Малевича можно считать аллюзией на картину 1882 года французского писателя и журналиста Альфонсо Алле. Более чем за четверть века до «Черного квадрата», в 1882–1884 годах, Алле изобрел свою «монохромную живопись» и написал картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

Все подробности проведенных исследований «Черного квадрата» будут опубликованы в специальном издании, которое появится в продаже в ближайшие 10 дней, сообщила «Русской службе новостей» генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

В 2015 году самая известная картина Каземира Малевича отмечает свое 100-летие. «Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ художника, в которых он исследовал базовые возможности цвета и композиции. По замыслу Малевича, «Черный квадрат» являлся частью триптиха, в который также вошли «Черный круг» и «Черный крест».

Позднее Малевич выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны четыре варианта картины, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. В Третьяковской галерее хранится именно подлинник 1915 года, с которого впоследствии делались повторения.

style.rbc.ru

«Чёрный квадрат» нарисовали за 300 лет до Малевича

В 1915 году Казимир МАЛЕВИЧ написал свой знаменитый «Черный квадрат». Картина имела большой успех и была признана началом целого направления в модернизме - супрематизма. Но никакого открытия этой работой Казимир Северинович в живописи не сделал - квадраты и другие многоугольники рисовали задолго до него.

Не так давно исследователи сумели расшифровать авторскую надпись на «Черном квадрате» 1915 года (художник создал позже еще три таких полотна). Она гласит: «Битва негров в темной пещере». Однако еще за три десятка лет до Малевича эксцентричный французский поэт Поль Бийо написал для выставки 1882 года картину «Драка негров в подвале». В 1893 году другой француз, журналист Альфонс Алле, порадовал публику еще одним черным прямоугольником - «Дракой негров в пещере глубокой ночью». Казимир Северинович утверждал, что с этими картинами не знаком. Однако как объяснить почти полное совпадение названий?

Роберт ФЛАДД «Великая тьма», 1617 год

Изобретение «черного почти квадрата» в живописи Альфонс великодушно уступил Полю Бийо. Выходит, основоположник супрематизма не Малевич, а Алле или Бийо? Как бы не так. Всех, похоже, опередил английский философ-мистик и аптекарь XVI - XVII веков Роберт Фладд.

Следом отметились монохромным прямоугольником французский карикатурист Берталь и знаменитый французский гравер и иллюстратор Гюстав Доре.

Все они считали эти работы пародийными, и только Малевич рассматривал «Черный квадрат» как манифест нового направления в искусстве. Потому и вошел в историю живописи.

Поль БИЙО «Драка негров в подвале», 1882 год

Прикинь!

* Четвертый «Черный квадрат» Малевича был предоставлен Инкомбанку в качестве обеспечения кредита. После банкротства этой финансовой организации шедевр за $1 миллион приобрел Владимир Потанин. Бизнесмен передал его на хранение Государственному Эрмитажу.

* Малевич также написал «Белый квадрат», «Красный квадрат» и «Черный круг».

* В 2008 году «Супрематическая композиция» Казимира Севериновича была продана на аукционе «Sotheby’s» за $60,002 миллиона.

 

Альфонс АЛЛЕ «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1893 год

www.eg.ru


Смотрите также

Описание: