Где сейчас находится космический корабль буран номер один


Неизвестные факты о "Буране" — Российская газета

15 ноября 1988 года состоялся полет советского многоразового орбитального корабля "Буран". Впервые в истории "челнок" успешно приземлился в автоматическом режиме ("Шаттлы" сажают исключительно вручную). Предлагаем несколько малоизвестных историй, связанных с "Бураном".

Задачи

"Буран" создавался для военных целей, задание на его разработку утверждал министр обороны СССР Дмитрий Устинов. Предполагалось, что помимо политического ответа на американскую программу "Space Shuttle" советский космоплан будет противодействовать мероприятиям вероятного противника по освоению околоземного пространства в военных целях, выполнять военно-прикладные эксперименты, работать грузовиком при создании военных орбитальных систем, доставлять на орбиту и возвращать на Землю космонавтов и космические аппараты.

Руководство США заявило о создании "Шаттлов" в 1972 году. Три года спустя благодаря разведке советские инженеры уже имели чертежи и фотографии американского "челнока". Пригодился и опыт разработки в 60-х годах воздушно-космического самолета "Спираль". В 1984 году на Тушинском машиностроительном заводе был готов первый полномасштабный прототип космоплана. Его на барже, под тентом доставили в Жуковский, а оттуда, по частям, при помощи специально для этой цели построенного самолета ВМ-Т - на Байконур. ВМ-Т сделали на базе стратегического бомбардировщика 3М, установив на поджарый военный фюзеляж огромный круглый контейнер. Из-за необычных очертаний самолет прозвали "летающая бочка".

Конструкторы выполнили поставленную военными задачу и превзошли технические характеристики "Шаттла". Грузоподъемность советского космоплана оказалась в полтора раза выше: он мог поднять на орбиту 30 и вернуть на Землю 20 тонн груза. "Буран" имел две системы спасения экипажа: катапультные кресла пилотов и возможность отделения космоплана от носителя на взлете. "Шаттл" мог садиться только в ручном режиме, "Буран" был способен совершать весь полет под управлением автоматики (ручное управление посадкой в него добавили по настоянию пилотов).

Оснащение

Для посадки "Бурана" была усилена взлетно-посадочная полоса аэродрома "Юбилейный" на Байконуре, на двух запасных аэродромах: Хороль в Приморье и Багерово в Крыму, - реконструировали ВПП и установили специальное радиолокационное оборудование. Имелись еще 14 запасных мест посадки, в том числе за пределами СССР, на Кубе и в Ливии.

За полетом советского "челнока" наблюдали четыре наземных станций слежения и спутник "Луч". Еще пять наземных пунктов космической связи, четыре спутника, три научно-исследовательских судна, корабль измерительного комплекса ВМФ СССР, ЦУП в Королеве и телецентр в Останкино участвовали в приеме и ретрансляции сигналов с "Бурана" на Землю и обратно.

Космическое излучение и радиация вызывают случайные токи и возмущения в полупроводниках, поэтому обе установленных на космическом корабле компьютерных системы управления: центральная и перферийная, - были четырехкратно дублированы, сохраняя работоспособность при отказе половины систем. По той же причине элементную базу "Бурана" изготовили не из кремния, а из других, более дорогих, но надежных материалов. Для синхронизации восьми вычислительных машин использовался кварцевый генератор, подававший единую сетку тактовых сигналов частотой 4 мегагерца. Он был дублирован пятикратно и при разнице показателей работала система голосования "три из пяти".

Объем программного обеспечения бортовых компьютеров составлял 100 мегабайт - сумасшедшая по тем временам величина. Программы загружались в компьютеры с ленты бортового магнитофона.

Полет

Полет "Бурана" в космос был назначен на 29 октября 1988 года и отменен за 51 секунду до старта, когда не отошла площадка с приборами прицеливания. С комплекса было слиты компоненты топлива, найдена и устранена причина отказа, новый старт назначили на 15 ноября. Он прошел в штатном режиме, несмотря на то, что на Байконур надвигался циклон, шел дождь со шквалистым ветром, ракета обледенела, а за полчаса до старта командиру пускового расчета Владимиру Гудилину вручили под роспись штормовое предупреждение.

В 5.36 на "Буране" включились бортовые ответчики системы навигации и управления воздушным движением "Вымпел-К". Взошедшее в 5.47 солнце из-за плотной облачности выглядело серым пятном на темном небе. В 5.50 с аэродрома "Юбилейный" взлетел МиГ-25 с телеоператором для наблюдением за стартом над слоем облаков. Вокруг Байконура на разной высоте барражировали пять самолетов метеоразведки и измерений.

В 5.50 испытатель лаборатории комплекса автономного управления Владимир Артемьев нажал кнопку "Пуск", запуская циклограмму старта. С этого момента и до самой посадки все происходило без участия человека. За минуту и 16 секунд до запуска комплекс "Энергия-Буран" перешел на автономное энергопитание. Старт прошел точно по графику - команда "Контакт подъема", фиксирующая отключение последних коммуникаций между кораблем и Землей, прошла в 6.00.1,25. Ракета к тому времени поднялась на 20 сантиметров.

Полет продолжался 205 минут, "Буран" совершил два витка вокруг Земли. Большую часть пути он летел "на спине", подставив Солнцу свое термозащищенное днище. При посадке бортовые компьютеры корабля устроили сюрприз наземным службам, отклонившись от заданного курса. Звучали мнения, что "обезумевший" корабль пора взрывать - на "Буране" была система самоликвидации, - но челнок четко развернулся на ВПП и ювелирно приземлился в 9.24. "Разбор полетов" показал, что автоматика приняла наиболее верное решение, исходя из текущих метеоусловий и реальных параметров траектории.

Рекорды, люди и макеты

Беспилотный полет "Бурана" занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Для транспортировки космоплана был создан самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия". В 1989 году он совершил полет с грузом массой 156,3 тонны, в котором было побито 110 мировых рекордов, что само по себе является уникальным достижением. В общей сложности Ан-225 установил более 250 мировых рекордов.

Для пилотируемого полета "Бурана" был создан экипаж в составе командира Игоря Волка и второго пилота Римантаса Станкявичуса. Экипаж совершил 12 полетов на прототипе БТС-002 ОК-ГЛИ (Большой самолет транспортный второй. Орбитальный корабль для горизонтальных летных испытаний) в "самолетном" режиме. После закрытия программы "Буран" БТС-002 периодически экспонировался на Московском авиакосмическом салоне, побывал на открытии Олимпиады 2000 года в Сиднее и в 2008 году был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм, став центром экспозиции.

Другой прототип, БТС-001, созданный для отработки транспортировки орбитального комплекса по воздуху, установлен в Центральном парке культуры и отдыха Москвы на Пушкинской набережной. Еще несколько полноразмерных макетов, создававшихся для разного рода испытаний и измерений, находятся в профильных НИИ.

Слетавший в космос "Буран" погиб в 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Второй готовый к старту космоплан по имени "Буря" - он предназначался для следующего автоматического полета, - находится в музее космодрома Байконур. Третий корабль, построенный наполовину "Байкал", хранится в Жуковском и позирует на МАКС. Задел на четвертый имеется на заводе в Тушино.

Мно­го­ра­зо­вый кос­ми­чес­кий ко­рабль «Бу­ран» (Разбор полёта ) [ФОТО] / news2.ru

Он мог спасти весь «Мир» — по частям. Он не был «советским шаттлом», как его часто называли. И он никогда не стоял в Парке Горького, как все думали. Он — «Буран». И 15 ноября 1988 года он совершил свой первый и единственный полёт.

 

 

«Мир» внутри

 

«Бу­ран» — мно­го­ра­зо­вый кос­ми­чес­кий ко­рабль, спо­соб­ный как дос­тав­лять раз­лич­ные гру­зы на ор­би­ту, так и воз­вра­щать их на Зем­лю. Спе­циалис­ты счи­тают, что ра­кетоп­лан ги­поте­тичес­ки мог спас­ти «Мир»: в его гру­зовой от­сек спо­кой­но по­мес­тился бы лю­бой мо­дуль со­вет­ской ор­би­таль­ной стан­ции, за­топ­лен­ной в 2001 го­ду. В том же от­се­ке конс­трук­то­ры пред­ла­гали для пи­лоти­руемых ис­пы­татель­ных по­лётов раз­местить спус­каемый ап­па­рат «Союза». В слу­чае неш­татной си­туации это поз­во­лило бы эки­пажу «эва­куиро­вать­ся» с ор­би­ты.

 

 

 

 

«Бу­ран» пред­по­лага­лось ис­поль­зо­вать не толь­ко для пе­ре­воз­ки эки­па­жей кос­ми­чес­ких стан­ций или воз­вра­щения на Зем­лю от­ра­бо­тав­ших спут­ни­ков, но и для воен­ных це­лей. Имен­но с боевым по­тен­циалом ра­ке­топ­ла­нов свя­зана спеш­ка, с ко­то­рой в СССР раз­ра­ба­ты­ва­ли ана­лог аме­ри­кан­ских Space Shuttle («Кос­ми­чес­кий чел­нок»).

 

 

Прог­рам­му «Энер­гия — Бу­ран» за­пус­ти­ли в 1976 го­ду, че­рез пять лет пос­ле стар­та прог­рам­мы Space Shuttle. И нес­мотря на внеш­нее сходс­тво, сис­те­ма, раз­ра­ботан­ная со­вет­ски­ми ин­же­нера­ми, су­щес­твен­но от­ли­чалась от аме­рикан­ской.

 

 

Путь наверх

 

«Энер­гия — Бу­ран» и Space Shuttle бы­ли но­ватор­ски­ми кос­ми­чес­ки­ми сис­те­мами, зна­читель­но от­ли­чав­ши­мися от своих пред­шес­твен­ни­ков с точ­ки зре­ния конс­трук­ции. Но в ос­но­ве каж­дой из них по-преж­не­му ле­жал прин­цип ра­бо­ты мно­гос­ту­пен­ча­тых ра­кет, опи­сан­ный Кон­стан­ти­ном Циол­ков­ским ещё в на­ча­ле XX ве­ка. Вы­вод чел­но­ков на ор­би­ту обес­пе­чива­ли двух­сту­пен­ча­тые ком­плек­сы. И ес­ли Space Shuttle взле­тали за счёт твер­до­топ­ливных ус­ко­рите­лей и собс­твен­ных мар­ше­вых дви­гате­лей, ра­ботав­ших на топ­ли­ве из внеш­не­го ба­ка, то со­вет­ские раз­ра­бот­чи­ки объ­еди­нили фун­кции этих бло­ков в «Энер­гии» — двух­сту­пен­ча­той ра­ке­те-но­си­теле. Она поз­во­лила «Бу­рану» от­ка­зать­ся от гро­моз­дких мар­ше­вых дви­гате­лей в поль­зу бо­лее фун­кциональ­ной сис­те­мы ор­би­таль­но­го ма­нев­ри­ро­ва­ния.

 

 

 

В обеих сис­те­мах до­вывод на ор­би­ту осу­щест­влял­ся за счёт ма­нев­ро­вых дви­гате­лей са­мого ко­раб­ля. Это поз­во­ляло не за­сорять око­лозем­ное прос­транс­тво от­ра­ботав­ши­ми сту­пеня­ми, де­лая взлёт от­но­ситель­но «эко­логич­ным». От­де­лив­шиеся бло­ки ли­бо сго­рали в ат­мосфе­ре, ли­бо воз­вра­щались на Зем­лю для ре­мон­та и пов­торно­го ис­поль­зо­вания. У Space Shuttle бы­ло пре­дус­мотре­но мно­гора­зовое ис­поль­зо­вание пер­вой сту­пени, по­хожую схе­му пла­ниро­валось реали­зовать и в ком­плек­се «Энер­гия — Бу­ран».

 

 

 

 

 

 

При этом преиму­щес­твом со­вет­ской сис­те­мы бы­ло то, что «Энер­гия» не име­ла стро­гой при­вяз­ки к «Бу­ра­ну» и при необ­хо­ди­мос­ти мог­ла вы­вес­ти на ор­би­ту лю­бой дру­гой гру­з мас­сой до 105 тонн.

 

 

Сум­марная мощ­ность дви­гате­лей «Энер­гии» — 170 мил­лионов ло­шади­ных сил. Это­го хва­тило бы да­же для за­пус­ка лун­ных и меж­пла­нет­ных мис­сий. Но ра­кета взле­те­ла лишь дваж­ды: во вре­мя пер­во­го ис­пы­та­ния 15 мая 1987 го­да и 15 нояб­ря 1988-го — с «Бу­ра­ном».

 

Ис­то­ри­чес­кий по­лёт это­го «дуэта» мог сос­тоять­ся на 17 дней рань­ше, 29 ок­тяб­ря. Но тог­да ав­то­ма­ти­ка от­ме­ни­ла за­пуск «Энер­гии» за 51 се­кун­ду до стар­та, об­на­ру­жив не­по­лад­ку в од­ной из сис­тем. 15 нояб­ря старт ра­кеты и вы­вод ра­кетоп­ла­на на рас­чётную ор­би­ту прош­ли в штат­ном ре­жи­ме, нес­мот­ря на слож­ные по­год­ные ус­ло­вия — силь­ный ве­тер и ту­ман.

 

«Падение» с орбиты

 

Ор­би­таль­ная часть по­лё­та бы­ла наибо­лее пред­ска­зуемой для конс­трук­то­ров. К 1988 го­ду бла­го­да­ря за­пус­кам «Союзов» в этой сфе­ре бы­ло на­коп­ле­но дос­та­точ­но опы­та, и ма­ло кто сом­не­вал­ся, что «Бу­ран» спра­вит­ся с этой за­дачей. Поэто­му ко­рабль про­был на ор­би­те все­го 94 ми­нуты, хо­тя был спо­со­бен на­хо­дить­ся в кос­мо­се до 30 су­ток.

 

 

 

Всех вол­но­ва­ла по­сад­ка, ко­то­рая дол­жна бы­ла впер­вые в ис­то­рии прой­ти пол­ностью в ав­то­ма­ти­чес­ком ре­жи­ме: пи­лотов в ка­бине «Бу­рана» не бы­ло. Ус­пех опе­рации за­ви­сел от дей­ствий бор­то­во­го компь­юте­ра и ра­бо­ты на­зем­ных сис­тем на­ви­га­ции. В этом, кста­ти, ещё од­но прин­ци­пиаль­ное от­ли­чие «Бу­ра­на» от Space Shuttle: в пос­леднем ав­то­мати­чес­кая по­сад­ка не пре­дус­мотре­на.

 

Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»

 

У американцев основной режим управления кораблём ручной. У нас основной режим — автоматический. По плану пилот просто сидит на подхвате, даже ручку не держит. Почему? Потому что как только он берётся за штурвал, автоматическая система «Бурана» отключается.

 

По су­ти, воз­вра­щение с ор­би­ты лю­бого кос­ми­чес­ко­го ко­раб­ля — это па­дение. «Бу­ран» на­чинал сни­жать­ся на ско­рос­ти, поч­ти в 30 раз пре­вышающей ско­рость зву­ка. Сек­то­ром, в ко­тором он сой­дёт с ор­би­ты, оп­ре­деля­лась и точ­ка его при­зем­ле­ния: ос­новная — Бай­ко­нур или од­на из за­пас­ных — в Кры­му или в При­морье. Из­ме­нить мес­то по­сад­ки пос­ле вхо­да в ат­мосфе­ру бы­ло уже не­воз­можно — у «Бу­рана» (как и у Space Shuttle) от­сутс­тво­вали авиацион­ные дви­гате­ли. Пос­ле на­чала сни­жения ра­кетоп­лан взял курс на кос­модром Бай­ко­нур.

 

 

 

 

 

 

Пе­режить воз­дей­ствие рас­ка­лён­ной плаз­мы при про­хож­де­нии плот­ных слоёв ат­мосфе­ры ко­раб­лю по­мога­ла тер­мо­защит­ная плит­ка со спе­циаль­ным пок­ры­тием. Она пре­пятс­тво­вала про­ник­но­вению теп­ла внутрь кор­пу­са ра­кетоп­ла­на, что поз­во­ля­ло ему вы­дер­жи­вать наг­рев до 1260 °C. Для за­щиты «Бу­рана» бы­ло из­го­тов­ле­но 37 500 пли­ток. За вре­мя по­лёта ко­раб­ля все­го шесть из них бы­ло по­теря­но и ещё око­ло ста — пов­режде­но.

 

 

 

Наибо­лее нап­ря­жён­ным для наб­лю­дате­лей ока­зал­ся мо­мент, ког­да «Бу­ран» при приб­ли­жении к взлёт­но-по­садоч­ной по­лосе рез­ко от­кло­нил­ся от за­дан­но­го кур­са, по­вер­нув не в ту сто­рону. Дей­ствия бор­то­вого компь­юте­ра бы­ли нас­толь­ко неожи­дан­ны­ми, что сот­рудни­ки ЦУ­Па да­же пред­ла­гали взор­вать ко­рабль, счи­тая, что ав­то­мати­ка выш­ла из строя. По вос­по­мина­ниям ве­дуще­го раз­ра­бот­чи­ка «Бу­рана» Гле­ба Ло­зино-Ло­зин­ско­го, нес­коль­ко че­ловек уже на­чали го­товить для ТАСС сооб­ще­ние о том, что по­лёт за­кон­чился неуда­чей. Но чел­нок сде­лал плав­ную пет­лю и ак­ку­рат­но при­зем­лился на по­лосу, опе­редив рас­чётное вре­мя за­дания все­го на 1 се­кун­ду.

 

 

Поз­же выяс­ни­лось, что при­чиной неожи­дан­ной сме­ны кур­са «Бу­рана» ста­ла ин­форма­ция о силь­ном вет­ре, пос­ту­пив­шая на бор­то­вой компь­ютер с на­зем­ных стан­ций. Ав­то­мати­ка ко­раб­ля уч­ла её и опе­ратив­но по­меня­ла траек­то­рию на бо­лее бе­зопас­ную.

 

 

 

На про­тяже­нии все­го фи­наль­но­го эта­па по­лёта, в том чис­ле во вре­мя не­зап­ла­ниро­ван­но­го ма­нёв­ра ко­раб­ля, его соп­ро­вож­дал МиГ-25 под уп­равле­нием лёт­чи­ка-ис­пы­тате­ля Ма­го­меда Тол­боева. Уни­каль­ные кад­ры, сня­тые из ка­бины это­го ис­тре­бите­ля, бы­ли пре­дос­тав­ле­ны нам Те­лес­ту­дией Рос­кос­мо­са.

 

Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»

 

Полоса там идеальная. Когда она строилась, солдаты шлифовали её вручную, я своими глазами видел. Когда Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский проверял её качество, то он поставил на капот машины стакан с водой и проехал по полосе. Вода не пролилась. Такое было качество.

 

По­сад­ка прош­ла го­раз­до мяг­че, чем ожи­далось, из-за это­го тор­мозные па­рашю­ты, ко­торые дол­жны бы­ли рас­крыть­ся от про­дав­ли­вания стоек шас­си при пер­вом же ка­сании по­лосы, сра­бота­ли толь­ко спус­тя 9 се­кунд пос­ле при­зем­ле­ния, ког­да чел­нок уже на­чал те­рять ско­рость. Так «Бу­ран» стал пер­вым в ис­то­рии ор­би­таль­ным ко­раб­лём, ус­пеш­но вы­пол­нив­шим при­зем­ле­ние в ав­то­ма­ти­чес­ком ре­жи­ме.

 

Один за всех

 

Пред­по­лага­лось, что «Бу­ран» ста­нет аль­тер­на­тивой до­рогос­тоящим од­но­разо­вым за­пус­кам: ре­сурс ко­раб­ля был рас­счи­тан на 100 по­лётов по мар­шру­ту «Зем­ля — Кос­мос — Зем­ля». Столь­ко же по­лётов мог­ли со­вер­шить эк­зем­пля­ры «Бу­ря» и «Бай­кал», но они так и не бы­ли за­пуще­ны в кос­мос. В 1992 го­ду преиму­щес­твен­но из-за нех­ватки фи­нан­си­рова­ния про прог­рамму ор­би­таль­ных чел­но­ков за­были.

 

 

«Бу­рана» боль­ше нет: в 2002 го­ду ко­рабль был пог­ре­бён под об­лом­ка­ми об­ру­шив­шей­ся кры­ши мон­таж­но-ис­пы­та­тель­но­го кор­пу­са на Бай­ко­ну­ре. Всё, что ос­та­лось от ле­ген­дарной со­вет­ской прог­раммы, — это «Бу­ря» и «Бай­кал», прос­таивающие в ан­га­рах, и се­рия га­барит­ных ма­кетов ко­раб­ля, часть из ко­торых ста­ла му­зей­ны­ми эк­спо­ната­ми.

 

Стар­то­вый ком­плекс «Энер­гия — Бу­ран» на Бай­ко­нуре так­же не ис­поль­зует­ся. Хо­тя ещё 30 лет на­зад мно­гие пред­по­лага­ли, что за­пус­ки ор­би­таль­ных ко­раб­лей бу­дут про­водить­ся чуть ли не каж­дый ме­сяц.

 

источник: buran.tass.ru

 

Сот­ни тех­но­логий, соз­данных спе­циаль­но для со­вет­ско­го ра­кетоп­ла­на, про­дол­жают ис­поль­зо­вать­ся в са­мых раз­ных сфе­рах: от авиации и ма­шинос­троения до сель­ско­го хо­зяй­ства. И нес­мотря на то, что прог­раммы ор­би­таль­ных чел­но­ков уш­ли в прош­лое, ис­то­рия мно­гора­зовых кос­ми­чес­ких ус­трой­ств про­дол­жает­ся. Раз­ра­бот­чи­ки по-преж­не­му ак­тивно тес­ти­руют воз­вра­щаемые бло­ки и соз­дают но­вые мо­дели ко­раб­лей, рас­счи­тан­ные те­перь уже не толь­ко на око­лозем­ные, но и на даль­ние кос­ми­чес­кие по­лёты.

Легендарный проект советской эпохи — орбитальный космический корабль «Буран»

Он стартовал 20 лет назад с "Байконура". Это был российский ответ американскому шаттлу. В его создании принимали участие в общей сложности полтора миллиона специалистов. Они разработали десятки уникальных технологий, многим из которых нет равных до сих пор. Однако, несмотря на успех, повторить первый запуск так и не удалось.

Репортаж Александра Коневича.

Экспозицию в выставочном зале тушинского завода, на котором и собирали "Буран", назвали "У мечты есть крылья". Сначала кажется, что эти слова про мифического Икара - он встречает всех посетителей. Но, осмотревшись, понимаешь: крылья мечты - это крылья "Бурана".

Владимир Скороделов, заместитель главного конструктора НПО "Молния": "В кабине экипажа могло располагаться до десяти человек экипажа. Дальше идет грузовой отсек - это основное, для чего и делали этот корабль".

Один из конструкторов орбитального корабля немного лукавит. В первую очередь, "Буран" создавали, конечно же, не как "космический грузовик". Это был наш ответ американскому "Шаттлу" на случай "звездных войн".

Борис Сотников, научный консультант РККА "Энергия": "Некоторые говорили, что он может сбросить ядерную бомбу и так далее. Да, возможность такая у него была. Мы должны были создать средство, которое могли бы противопоставить американскому кораблю".

Борис Сотников тогда руководил отделом, готовившим проект корабля. Больше тысячи предприятий, почти полтора миллиона человек, и все работали на "Буран". Многие заводы в Советском Союзе появились именно благодаря этой программе.

27 января 1976 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров о создании многоразовой космической системы "Буран".

"Энергия" строила универсальную ракету с одноименным названием, а научно-производственное объединение "Молния" - сам орбитальный корабль. Во время работы над "Бураном" появились десятки уникальных технологий, их до сих пор используют в отечественной промышленности. К примеру, бортовые компьютеры с корабля потом перекочевали на гражданские и военные самолеты, серьезно увеличив их возможности.

Александр Башилов, директор НПО "Молния": "Это прорыв был - в технике, в науке. Это самый грандиозный проект ХХ века: "Шаттл" и "Буран". При том, что "Буран" победил "Шаттл".

Этим днем победы считают 15 ноября 1988. Кстати, название "Буран" появилось буквально перед самым запуском. Когда корабль везли на стартовую площадку, на его борту была совсем другая надпись – "Байкал". Несерьезно - решило начальство.

Любой другой старт при такой погоде бы отменили - синоптики объявили штормовое предупреждение. Но "Буран" оказался сильнее шторма.

Валерий Тимошенко, начальник Центра наземных испытаний и экспериментальных исследований НПО "Молния": "Технические решения и аппаратура были отечественные, никаким зарубежным опытом мы не пользовались. И все было сделано на таком высоком уровне, что до сих пор ни американцы, ни другие страны не могут повторить автоматическую посадку для таких больших кораблей, как "Буран".

Все 205 минут, которые длился полет "Бурана", в центре управления прошли в напряжении и полной тишине. И лишь когда орбитальный корабль приземлился - они поняли - это победа.

Однако стать первой ласточкой советского космического флота Бурану было не суждено. После всех испытаний Министерство обороны вдруг заявило: использовать корабль в военных целях неэффективно.

Те, кто создавал "Буран", и сейчас считают, что его слишком рано отправили на заслуженный отдых. К примеру, один из экземпляров орбитального корабля уже 15 лет "отдыхает" в Центральном парке имени Горького. А ведь когда-то именно на нем проверяли запас прочности "Бурана" - все испытания шли на Земле, но с такими нагрузками, какие предполагались в космосе. Теперь же единственная нагрузка для этого космолeта - это посетители аттракциона, в который его превратили, когда о программе забыли.

Модернизированный "Буран" еще можно вернуть к жизни, уверены российские конструкторы. Наверняка, у корабля будет другое название и уж точно, еще более совершенные системы. А полететь на нем, быть может, удастся кому-то из второклашек, которым на выставке в Тушино рассказывают, что путешествие к звездам - это совсем не фантастика.

Буран - космический корабль (35 фото) | Екабу.ру

Работа по программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976.

86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Раменское) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который может совершать посадку только на ручном управлении.

В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — более 100 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше семидесяти кубометров.

Имеет треугольное крыло с переменной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.

«Байкал» — название советского многоразового транспортного космического корабля созданного в рамках программы «Энергия-Буран». Запуск состоялся 4 февраля 1992. В программу полёта входило семидневное пребывание в космосе и стыковка со станцией «Мир». К сожалению, в самом начале полёта произошла нештатная ситуация и «Байкал» совершил аварийную посадку. Это послужило основанием для сворачивания русской программы по созданию кораблей многоразового использования.

В действительности надпись «Байкал» (красным цветом прямым шрифтом наподобие «Arial») украшала борт первого лётного экземпляра МТКК «Буран» практически в течение всего времени наземных испытаний. Однако, незадолго перед запуском на борт МТКК чёрным наклонным шрифтом было нанесено имя «Буран», под которым он отправился в полет и стал известен всему миру. Название корабля и всей программы — «Буран» — было известно всем, кто имел к ним хоть какое-то отношение (в том числе и за пределами СССР) с самого начала разработки программы. Однако, ввиду всеохватывающей секретности это слово не рекомендовалось использовать открыто, в связи с чем родился «Байкал» (а позднее было пущено в оборот открытое название ракеты-носителя «Энергия», известной специалистам как изделие 11К25).

Рассказ о полёте космического корабля «Байкал» — это первоапрельская шутка (2000), созданная администратором интернет-сайта www.buran.ru Вадимом Лукашевичем. Шутка исполнена на высочайшем профессиональном уровне, и, если бы не специальные намёки на то, что это шутка (фон статьи выполнен в виде низкоконтрастного повторяющегося рисунка, состоявшего из силуэта корабля и надписи «С первым апреля»), даже специалистам в области космонавтики было бы сложно объяснить, что это — розыгрыш.

Всего в первую группу 12 июля 1977 г. было зачислено 6 человек:
Волк, Игорь Петрович
Кононенко, Олег Григорьевич
Левченко, Анатолий Семёнович
Садовников, Николай Фёдорович
Станкявичюс, Римантас Антанас
Щукин, Александр Владимирович


Смотрите также

Описание: