Где сейчас находится космический корабль буран номер один
Неизвестные факты о "Буране" — Российская газета
15 ноября 1988 года состоялся полет советского многоразового орбитального корабля "Буран". Впервые в истории "челнок" успешно приземлился в автоматическом режиме ("Шаттлы" сажают исключительно вручную). Предлагаем несколько малоизвестных историй, связанных с "Бураном".
Задачи
"Буран" создавался для военных целей, задание на его разработку утверждал министр обороны СССР Дмитрий Устинов. Предполагалось, что помимо политического ответа на американскую программу "Space Shuttle" советский космоплан будет противодействовать мероприятиям вероятного противника по освоению околоземного пространства в военных целях, выполнять военно-прикладные эксперименты, работать грузовиком при создании военных орбитальных систем, доставлять на орбиту и возвращать на Землю космонавтов и космические аппараты.
Руководство США заявило о создании "Шаттлов" в 1972 году. Три года спустя благодаря разведке советские инженеры уже имели чертежи и фотографии американского "челнока". Пригодился и опыт разработки в 60-х годах воздушно-космического самолета "Спираль". В 1984 году на Тушинском машиностроительном заводе был готов первый полномасштабный прототип космоплана. Его на барже, под тентом доставили в Жуковский, а оттуда, по частям, при помощи специально для этой цели построенного самолета ВМ-Т - на Байконур. ВМ-Т сделали на базе стратегического бомбардировщика 3М, установив на поджарый военный фюзеляж огромный круглый контейнер. Из-за необычных очертаний самолет прозвали "летающая бочка".
Конструкторы выполнили поставленную военными задачу и превзошли технические характеристики "Шаттла". Грузоподъемность советского космоплана оказалась в полтора раза выше: он мог поднять на орбиту 30 и вернуть на Землю 20 тонн груза. "Буран" имел две системы спасения экипажа: катапультные кресла пилотов и возможность отделения космоплана от носителя на взлете. "Шаттл" мог садиться только в ручном режиме, "Буран" был способен совершать весь полет под управлением автоматики (ручное управление посадкой в него добавили по настоянию пилотов).
Оснащение
Для посадки "Бурана" была усилена взлетно-посадочная полоса аэродрома "Юбилейный" на Байконуре, на двух запасных аэродромах: Хороль в Приморье и Багерово в Крыму, - реконструировали ВПП и установили специальное радиолокационное оборудование. Имелись еще 14 запасных мест посадки, в том числе за пределами СССР, на Кубе и в Ливии.
За полетом советского "челнока" наблюдали четыре наземных станций слежения и спутник "Луч". Еще пять наземных пунктов космической связи, четыре спутника, три научно-исследовательских судна, корабль измерительного комплекса ВМФ СССР, ЦУП в Королеве и телецентр в Останкино участвовали в приеме и ретрансляции сигналов с "Бурана" на Землю и обратно.
Космическое излучение и радиация вызывают случайные токи и возмущения в полупроводниках, поэтому обе установленных на космическом корабле компьютерных системы управления: центральная и перферийная, - были четырехкратно дублированы, сохраняя работоспособность при отказе половины систем. По той же причине элементную базу "Бурана" изготовили не из кремния, а из других, более дорогих, но надежных материалов. Для синхронизации восьми вычислительных машин использовался кварцевый генератор, подававший единую сетку тактовых сигналов частотой 4 мегагерца. Он был дублирован пятикратно и при разнице показателей работала система голосования "три из пяти".
Объем программного обеспечения бортовых компьютеров составлял 100 мегабайт - сумасшедшая по тем временам величина. Программы загружались в компьютеры с ленты бортового магнитофона.
Полет
Полет "Бурана" в космос был назначен на 29 октября 1988 года и отменен за 51 секунду до старта, когда не отошла площадка с приборами прицеливания. С комплекса было слиты компоненты топлива, найдена и устранена причина отказа, новый старт назначили на 15 ноября. Он прошел в штатном режиме, несмотря на то, что на Байконур надвигался циклон, шел дождь со шквалистым ветром, ракета обледенела, а за полчаса до старта командиру пускового расчета Владимиру Гудилину вручили под роспись штормовое предупреждение.
В 5.36 на "Буране" включились бортовые ответчики системы навигации и управления воздушным движением "Вымпел-К". Взошедшее в 5.47 солнце из-за плотной облачности выглядело серым пятном на темном небе. В 5.50 с аэродрома "Юбилейный" взлетел МиГ-25 с телеоператором для наблюдением за стартом над слоем облаков. Вокруг Байконура на разной высоте барражировали пять самолетов метеоразведки и измерений.
В 5.50 испытатель лаборатории комплекса автономного управления Владимир Артемьев нажал кнопку "Пуск", запуская циклограмму старта. С этого момента и до самой посадки все происходило без участия человека. За минуту и 16 секунд до запуска комплекс "Энергия-Буран" перешел на автономное энергопитание. Старт прошел точно по графику - команда "Контакт подъема", фиксирующая отключение последних коммуникаций между кораблем и Землей, прошла в 6.00.1,25. Ракета к тому времени поднялась на 20 сантиметров.
Полет продолжался 205 минут, "Буран" совершил два витка вокруг Земли. Большую часть пути он летел "на спине", подставив Солнцу свое термозащищенное днище. При посадке бортовые компьютеры корабля устроили сюрприз наземным службам, отклонившись от заданного курса. Звучали мнения, что "обезумевший" корабль пора взрывать - на "Буране" была система самоликвидации, - но челнок четко развернулся на ВПП и ювелирно приземлился в 9.24. "Разбор полетов" показал, что автоматика приняла наиболее верное решение, исходя из текущих метеоусловий и реальных параметров траектории.
Рекорды, люди и макеты
Беспилотный полет "Бурана" занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Для транспортировки космоплана был создан самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия". В 1989 году он совершил полет с грузом массой 156,3 тонны, в котором было побито 110 мировых рекордов, что само по себе является уникальным достижением. В общей сложности Ан-225 установил более 250 мировых рекордов.
Для пилотируемого полета "Бурана" был создан экипаж в составе командира Игоря Волка и второго пилота Римантаса Станкявичуса. Экипаж совершил 12 полетов на прототипе БТС-002 ОК-ГЛИ (Большой самолет транспортный второй. Орбитальный корабль для горизонтальных летных испытаний) в "самолетном" режиме. После закрытия программы "Буран" БТС-002 периодически экспонировался на Московском авиакосмическом салоне, побывал на открытии Олимпиады 2000 года в Сиднее и в 2008 году был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм, став центром экспозиции.
Другой прототип, БТС-001, созданный для отработки транспортировки орбитального комплекса по воздуху, установлен в Центральном парке культуры и отдыха Москвы на Пушкинской набережной. Еще несколько полноразмерных макетов, создававшихся для разного рода испытаний и измерений, находятся в профильных НИИ.
Слетавший в космос "Буран" погиб в 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Второй готовый к старту космоплан по имени "Буря" - он предназначался для следующего автоматического полета, - находится в музее космодрома Байконур. Третий корабль, построенный наполовину "Байкал", хранится в Жуковском и позирует на МАКС. Задел на четвертый имеется на заводе в Тушино.
Многоразовый космический корабль «Буран» (Разбор полёта ) [ФОТО] / news2.ru
Он мог спасти весь «Мир» — по частям. Он не был «советским шаттлом», как его часто называли. И он никогда не стоял в Парке Горького, как все думали. Он — «Буран». И 15 ноября 1988 года он совершил свой первый и единственный полёт.
«Мир» внутри
«Буран» — многоразовый космический корабль, способный как доставлять различные грузы на орбиту, так и возвращать их на Землю. Специалисты считают, что ракетоплан гипотетически мог спасти «Мир»: в его грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль советской орбитальной станции, затопленной в 2001 году. В том же отсеке конструкторы предлагали для пилотируемых испытательных полётов разместить спускаемый аппарат «Союза». В случае нештатной ситуации это позволило бы экипажу «эвакуироваться» с орбиты.
«Буран» предполагалось использовать не только для перевозки экипажей космических станций или возвращения на Землю отработавших спутников, но и для военных целей. Именно с боевым потенциалом ракетопланов связана спешка, с которой в СССР разрабатывали аналог американских Space Shuttle («Космический челнок»).
Программу «Энергия — Буран» запустили в 1976 году, через пять лет после старта программы Space Shuttle. И несмотря на внешнее сходство, система, разработанная советскими инженерами, существенно отличалась от американской.
Путь наверх
«Энергия — Буран» и Space Shuttle были новаторскими космическими системами, значительно отличавшимися от своих предшественников с точки зрения конструкции. Но в основе каждой из них по-прежнему лежал принцип работы многоступенчатых ракет, описанный Константином Циолковским ещё в начале XX века. Вывод челноков на орбиту обеспечивали двухступенчатые комплексы. И если Space Shuttle взлетали за счёт твердотопливных ускорителей и собственных маршевых двигателей, работавших на топливе из внешнего бака, то советские разработчики объединили функции этих блоков в «Энергии» — двухступенчатой ракете-носителе. Она позволила «Бурану» отказаться от громоздких маршевых двигателей в пользу более функциональной системы орбитального маневрирования.
В обеих системах довывод на орбиту осуществлялся за счёт маневровых двигателей самого корабля. Это позволяло не засорять околоземное пространство отработавшими ступенями, делая взлёт относительно «экологичным». Отделившиеся блоки либо сгорали в атмосфере, либо возвращались на Землю для ремонта и повторного использования. У Space Shuttle было предусмотрено многоразовое использование первой ступени, похожую схему планировалось реализовать и в комплексе «Энергия — Буран».
При этом преимуществом советской системы было то, что «Энергия» не имела строгой привязки к «Бурану» и при необходимости могла вывести на орбиту любой другой груз массой до 105 тонн.
Суммарная мощность двигателей «Энергии» — 170 миллионов лошадиных сил. Этого хватило бы даже для запуска лунных и межпланетных миссий. Но ракета взлетела лишь дважды: во время первого испытания 15 мая 1987 года и 15 ноября 1988-го — с «Бураном».
Исторический полёт этого «дуэта» мог состояться на 17 дней раньше, 29 октября. Но тогда автоматика отменила запуск «Энергии» за 51 секунду до старта, обнаружив неполадку в одной из систем. 15 ноября старт ракеты и вывод ракетоплана на расчётную орбиту прошли в штатном режиме, несмотря на сложные погодные условия — сильный ветер и туман.
«Падение» с орбиты
Орбитальная часть полёта была наиболее предсказуемой для конструкторов. К 1988 году благодаря запускам «Союзов» в этой сфере было накоплено достаточно опыта, и мало кто сомневался, что «Буран» справится с этой задачей. Поэтому корабль пробыл на орбите всего 94 минуты, хотя был способен находиться в космосе до 30 суток.
Всех волновала посадка, которая должна была впервые в истории пройти полностью в автоматическом режиме: пилотов в кабине «Бурана» не было. Успех операции зависел от действий бортового компьютера и работы наземных систем навигации. В этом, кстати, ещё одно принципиальное отличие «Бурана» от Space Shuttle: в последнем автоматическая посадка не предусмотрена.
Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»
У американцев основной режим управления кораблём ручной. У нас основной режим — автоматический. По плану пилот просто сидит на подхвате, даже ручку не держит. Почему? Потому что как только он берётся за штурвал, автоматическая система «Бурана» отключается.
По сути, возвращение с орбиты любого космического корабля — это падение. «Буран» начинал снижаться на скорости, почти в 30 раз превышающей скорость звука. Сектором, в котором он сойдёт с орбиты, определялась и точка его приземления: основная — Байконур или одна из запасных — в Крыму или в Приморье. Изменить место посадки после входа в атмосферу было уже невозможно — у «Бурана» (как и у Space Shuttle) отсутствовали авиационные двигатели. После начала снижения ракетоплан взял курс на космодром Байконур.
Пережить воздействие раскалённой плазмы при прохождении плотных слоёв атмосферы кораблю помогала термозащитная плитка со специальным покрытием. Она препятствовала проникновению тепла внутрь корпуса ракетоплана, что позволяло ему выдерживать нагрев до 1260 °C. Для защиты «Бурана» было изготовлено 37 500 плиток. За время полёта корабля всего шесть из них было потеряно и ещё около ста — повреждено.
Наиболее напряжённым для наблюдателей оказался момент, когда «Буран» при приближении к взлётно-посадочной полосе резко отклонился от заданного курса, повернув не в ту сторону. Действия бортового компьютера были настолько неожиданными, что сотрудники ЦУПа даже предлагали взорвать корабль, считая, что автоматика вышла из строя. По воспоминаниям ведущего разработчика «Бурана» Глеба Лозино-Лозинского, несколько человек уже начали готовить для ТАСС сообщение о том, что полёт закончился неудачей. Но челнок сделал плавную петлю и аккуратно приземлился на полосу, опередив расчётное время задания всего на 1 секунду.
Позже выяснилось, что причиной неожиданной смены курса «Бурана» стала информация о сильном ветре, поступившая на бортовой компьютер с наземных станций. Автоматика корабля учла её и оперативно поменяла траекторию на более безопасную.
На протяжении всего финального этапа полёта, в том числе во время незапланированного манёвра корабля, его сопровождал МиГ-25 под управлением лётчика-испытателя Магомеда Толбоева. Уникальные кадры, снятые из кабины этого истребителя, были предоставлены нам Телестудией Роскосмоса.
Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»
Полоса там идеальная. Когда она строилась, солдаты шлифовали её вручную, я своими глазами видел. Когда Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский проверял её качество, то он поставил на капот машины стакан с водой и проехал по полосе. Вода не пролилась. Такое было качество.
Посадка прошла гораздо мягче, чем ожидалось, из-за этого тормозные парашюты, которые должны были раскрыться от продавливания стоек шасси при первом же касании полосы, сработали только спустя 9 секунд после приземления, когда челнок уже начал терять скорость. Так «Буран» стал первым в истории орбитальным кораблём, успешно выполнившим приземление в автоматическом режиме.
Один за всех
Предполагалось, что «Буран» станет альтернативой дорогостоящим одноразовым запускам: ресурс корабля был рассчитан на 100 полётов по маршруту «Земля — Космос — Земля». Столько же полётов могли совершить экземпляры «Буря» и «Байкал», но они так и не были запущены в космос. В 1992 году преимущественно из-за нехватки финансирования про программу орбитальных челноков забыли.
«Бурана» больше нет: в 2002 году корабль был погребён под обломками обрушившейся крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Всё, что осталось от легендарной советской программы, — это «Буря» и «Байкал», простаивающие в ангарах, и серия габаритных макетов корабля, часть из которых стала музейными экспонатами.
Стартовый комплекс «Энергия — Буран» на Байконуре также не используется. Хотя ещё 30 лет назад многие предполагали, что запуски орбитальных кораблей будут проводиться чуть ли не каждый месяц.
источник: buran.tass.ru
Сотни технологий, созданных специально для советского ракетоплана, продолжают использоваться в самых разных сферах: от авиации и машиностроения до сельского хозяйства. И несмотря на то, что программы орбитальных челноков ушли в прошлое, история многоразовых космических устройств продолжается. Разработчики по-прежнему активно тестируют возвращаемые блоки и создают новые модели кораблей, рассчитанные теперь уже не только на околоземные, но и на дальние космические полёты.
Легендарный проект советской эпохи — орбитальный космический корабль «Буран»
Он стартовал 20 лет назад с "Байконура". Это был российский ответ американскому шаттлу. В его создании принимали участие в общей сложности полтора миллиона специалистов. Они разработали десятки уникальных технологий, многим из которых нет равных до сих пор. Однако, несмотря на успех, повторить первый запуск так и не удалось.
Репортаж Александра Коневича.
Экспозицию в выставочном зале тушинского завода, на котором и собирали "Буран", назвали "У мечты есть крылья". Сначала кажется, что эти слова про мифического Икара - он встречает всех посетителей. Но, осмотревшись, понимаешь: крылья мечты - это крылья "Бурана".
Владимир Скороделов, заместитель главного конструктора НПО "Молния": "В кабине экипажа могло располагаться до десяти человек экипажа. Дальше идет грузовой отсек - это основное, для чего и делали этот корабль".
Один из конструкторов орбитального корабля немного лукавит. В первую очередь, "Буран" создавали, конечно же, не как "космический грузовик". Это был наш ответ американскому "Шаттлу" на случай "звездных войн".
Борис Сотников, научный консультант РККА "Энергия": "Некоторые говорили, что он может сбросить ядерную бомбу и так далее. Да, возможность такая у него была. Мы должны были создать средство, которое могли бы противопоставить американскому кораблю".
Борис Сотников тогда руководил отделом, готовившим проект корабля. Больше тысячи предприятий, почти полтора миллиона человек, и все работали на "Буран". Многие заводы в Советском Союзе появились именно благодаря этой программе.
27 января 1976 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров о создании многоразовой космической системы "Буран".
"Энергия" строила универсальную ракету с одноименным названием, а научно-производственное объединение "Молния" - сам орбитальный корабль. Во время работы над "Бураном" появились десятки уникальных технологий, их до сих пор используют в отечественной промышленности. К примеру, бортовые компьютеры с корабля потом перекочевали на гражданские и военные самолеты, серьезно увеличив их возможности.
Александр Башилов, директор НПО "Молния": "Это прорыв был - в технике, в науке. Это самый грандиозный проект ХХ века: "Шаттл" и "Буран". При том, что "Буран" победил "Шаттл".
Этим днем победы считают 15 ноября 1988. Кстати, название "Буран" появилось буквально перед самым запуском. Когда корабль везли на стартовую площадку, на его борту была совсем другая надпись – "Байкал". Несерьезно - решило начальство.
Любой другой старт при такой погоде бы отменили - синоптики объявили штормовое предупреждение. Но "Буран" оказался сильнее шторма.
Валерий Тимошенко, начальник Центра наземных испытаний и экспериментальных исследований НПО "Молния": "Технические решения и аппаратура были отечественные, никаким зарубежным опытом мы не пользовались. И все было сделано на таком высоком уровне, что до сих пор ни американцы, ни другие страны не могут повторить автоматическую посадку для таких больших кораблей, как "Буран".
Все 205 минут, которые длился полет "Бурана", в центре управления прошли в напряжении и полной тишине. И лишь когда орбитальный корабль приземлился - они поняли - это победа.
Однако стать первой ласточкой советского космического флота Бурану было не суждено. После всех испытаний Министерство обороны вдруг заявило: использовать корабль в военных целях неэффективно.
Те, кто создавал "Буран", и сейчас считают, что его слишком рано отправили на заслуженный отдых. К примеру, один из экземпляров орбитального корабля уже 15 лет "отдыхает" в Центральном парке имени Горького. А ведь когда-то именно на нем проверяли запас прочности "Бурана" - все испытания шли на Земле, но с такими нагрузками, какие предполагались в космосе. Теперь же единственная нагрузка для этого космолeта - это посетители аттракциона, в который его превратили, когда о программе забыли.
Модернизированный "Буран" еще можно вернуть к жизни, уверены российские конструкторы. Наверняка, у корабля будет другое название и уж точно, еще более совершенные системы. А полететь на нем, быть может, удастся кому-то из второклашек, которым на выставке в Тушино рассказывают, что путешествие к звездам - это совсем не фантастика.
Буран - космический корабль (35 фото) | Екабу.ру

86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.




Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Раменское) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.




Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который может совершать посадку только на ручном управлении.




В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.







В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».





Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — более 100 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше семидесяти кубометров.
Имеет треугольное крыло с переменной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.





«Байкал» — название советского многоразового транспортного космического корабля созданного в рамках программы «Энергия-Буран». Запуск состоялся 4 февраля 1992. В программу полёта входило семидневное пребывание в космосе и стыковка со станцией «Мир». К сожалению, в самом начале полёта произошла нештатная ситуация и «Байкал» совершил аварийную посадку. Это послужило основанием для сворачивания русской программы по созданию кораблей многоразового использования.



В действительности надпись «Байкал» (красным цветом прямым шрифтом наподобие «Arial») украшала борт первого лётного экземпляра МТКК «Буран» практически в течение всего времени наземных испытаний. Однако, незадолго перед запуском на борт МТКК чёрным наклонным шрифтом было нанесено имя «Буран», под которым он отправился в полет и стал известен всему миру. Название корабля и всей программы — «Буран» — было известно всем, кто имел к ним хоть какое-то отношение (в том числе и за пределами СССР) с самого начала разработки программы. Однако, ввиду всеохватывающей секретности это слово не рекомендовалось использовать открыто, в связи с чем родился «Байкал» (а позднее было пущено в оборот открытое название ракеты-носителя «Энергия», известной специалистам как изделие 11К25).



Рассказ о полёте космического корабля «Байкал» — это первоапрельская шутка (2000), созданная администратором интернет-сайта www.buran.ru Вадимом Лукашевичем. Шутка исполнена на высочайшем профессиональном уровне, и, если бы не специальные намёки на то, что это шутка (фон статьи выполнен в виде низкоконтрастного повторяющегося рисунка, состоявшего из силуэта корабля и надписи «С первым апреля»), даже специалистам в области космонавтики было бы сложно объяснить, что это — розыгрыш.
Всего в первую группу 12 июля 1977 г. было зачислено 6 человек:
Волк, Игорь Петрович
Кононенко, Олег Григорьевич
Левченко, Анатолий Семёнович
Садовников, Николай Фёдорович
Станкявичюс, Римантас Антанас
Щукин, Александр Владимирович