Где сейчас находится корсунь


Русско-византийская война (988) — Википедия

Русско-византийская война 988 года (взятие Корсуни) — осада и захват киевским князем Владимиром византийского города Херсонес в Крыму в 988 или 989 году.

В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем Крещением Руси. Собственно рассказ о боевых действиях являлся лишь обрамлением для описания важнейшего этапа в жизни народа — принятия веры в Иисуса Христа. Осада и захват Корсуни в 988 году привёл к крещению Владимира Святоставича и последующей женитьбе на византийской принцессе Анне и последующему распространению на Руси православия. По другой версии, захват Херсонеса в 989 году произошёл уже после крещения Владимира в 987 году как средство давления на Византию с целью заставить её выполнить взятые обязательства выдать Анну за Владимира, взамен на помощь отряда Владимира в подавлении восстания Варда Фоки.

Падение Корсуни отражено лишь в древнерусских источниках, за исключением единственного упоминания об этом событии современником, византийским историком Львом Диаконом.

После войны киевского князя Святослава с Византией в 970—971 годах отношения между Византийской империей и Киевской Русью оставались недружественными. Когда Святослав погиб в 972 году в схватке с печенегами на днепровских порогах, на Руси разгорелась междоусобная война между его сыновьями за киевский престол. Победил князь Владимир в 978 году и с тех пор совершал военные походы на соседей.

Укрепление Киевской Руси заставило киевского князя задуматься о принятии религии, которая могла бы стать государственной на Руси. Выбор пал на православие. По «Повести временных лет» Владимир к 988 году решил принять крещение в греческом городе Корсунь в Крыму, причём последующий захват города и крещение описываются в рамках агиографической традиции с сопутствующими чудесами.

В Византии с 976 года правил молодой император Василий II, который с самого начала правления столкнулся с разгромом своего войска болгарами и мятежом военачальников. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним направили в 978 году бывшего мятежника Варду Фоку, популярного в войсках. Однако тот, одержав победу над Вардой Склиром, в 987 году провозгласил себя императором. В начале 988 года мятежные войска подошли к византийской столице Константинополю, от которого их отделял только пролив Босфор. Одновременно, по словам сирийского историка XI века Яхъя Антиохийского, болгары опустошали владения Византии на западе.

Князь Владимир со своим отрядом участвовал в битве против Варда Фоки у города Абидос на стороне Василия II, который пообещал за помочь отдать ему в жены свою сестру Анну.

Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Яхъя Антиохийский, обычно точно отражающий хронологию событий, так рассказал о русско-византийском союзе:

«Был им [Вардой Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия [Анне], после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…»

О размере русской военной помощи Византии сообщил армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира. Он назвал цифру в 6 тысяч воинов. По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Варды Фоки под Хрисополем (на азиатском берегу Босфора) в конце 988 года, а 13 апреля 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Яхъя Антиохийский упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска и после, в северной Сирии в 999 году.

Таким образом, русско-византийский союз был заключён не позднее осени 988 года, после чего русский корпус воевал в составе византийской армии по крайней мере до начала XI века. Согласно восточным источникам союзу предшествовали решение князя Владимира креститься и согласие императора Василия II выдать свою сестру замуж за Владимира.

Владимир крестился в 987 году, так как его самое раннее «Житие»[1], составленное монахом Иаковом, сообщает, что «по святом крещении поживе блаженный князь Владимир лет 28»[2], а также «крестижеся князь Владимир в десятое лето по убиении брата своего Ярополка»[3]. Более поздний источник «Повесть временных лет» соединяет крещение Владимира с крещением всей Руси и походом на Корсунь.

Поход Владимира на Корсунь. Н. Рерих, 1900 г.

Хронология похода[править | править код]

Повесть временных лет датирует поход весной—летом 988 года, что в целом не противоречит восточным свидетельствам о заключении русско-византийского союза.

Однако византийский историк Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсонеса (Корсуни) «тавроскифами», приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года. «Житие» монаха Иакова сообщает: «На другое лето по крещении к порогам ходил, на третье лето Корсунь город взял». То есть взятие города произошло в 989 году.

В таком случае вызывает вопрос участие крупного русского соединения в составе византийского войска в то время, когда Владимир осаждает греческий город. Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь. По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора. Захват Корсуни и угроза пойти на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с «тавроскифами» [4]. Выдвигалась другая версия[5], что город отложился от империи, присоединившись к мятежу Варда Фоки, и Владимир действовал против него как союзник Василия II.

По разным средневековым источникам осада Корсуни заняла от 6[6] до 9 месяцев, что допускает возможность начала осады осенью 988 года (уже после отправки воинского отряда на помощь Василию II), а падение Херсонеса — летом 989 года .

Крепость Корсунь[править | править код]

Руины Херсонеса

Древний Херсонес Таврический (древнерус. Корсунь, совр. территория Севастополя) располагался на скалистом участке побережья Крыма, примыкая на востоке к бухте Карантинная и вытягиваясь вдоль берега моря в сторону бухты Песочная на западе.[7] Основали его в конце V в. до н. э. греческие колонисты, выходцы из Гераклеи Понтийской.

Оборонительная система в Средние века представляла собой мощную крепостную стену по всему периметру, включая и со стороны моря. Общая протяжённость стен — 2,9—3,5 км, толщина до 4 м. Открыто 32 башни, 7 боевых калиток и 6 ворот. Высота стен достигала 8—10 м, башен 10—12 м[8] Нижняя наружная часть стен сложена из крупных, тщательно отёсанных и пригнанных известняковых блоков. Выше использовались для кладки более мелкие блоки на известковом растворе.

Крепость Херсонес в Крыму

На наиболее угрожаемом южном участке (дальнем от моря) перед основной стеной была сооружена более низкая вспомогательная стена (протейхизма), сильно затрудняющая подступ к стенам.

За Песочной бухтой к западу находится Стрелецкая бухта, где по предположению историков высадился Владимир с войском.[9][10]

Повесть временных лет[править | править код]

Наиболее ранний древнерусский летописный свод из дошедших до нашего времени, «Повесть временных лет», так описывает осаду и захват Корсуни:

«В 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города.
Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года“. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско своё, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали ещё больше, и Владимир стоял.

И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.»

После захвата города Владимир потребовал у византийского императора его сестру, обещав взамен креститься; дождался там Анны с церковной свитой, после чего крестился, заключил брак и вернул Корсунь Византии. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению народа с помощью византийских священников. Летописец замечает, что князь вывез из Корсуни не только мощи святых и иконы, но и прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи[11].

Историк В. В. Мавродин предполагал, что Корсунская легенда о крещении Владимира была внесена в начальную летопись[12] одним из корсунских священников, так как летописец хорошо знал топографию Херсонеса и вставлял греческие слова в русский текст[9]. Легендарный характер захвату Корсуни придают агиографические штампы, то есть традиционное соединение реальных событий с описанием чудес, происходящих во время этих событий (внезапная слепота Владимира и прозрение после крещения).

Житие Владимира особого состава[править | править код]

Несколько иная версия похода на Корсунь излагается в «Житие Владимира особого состава»[13].

Согласно ему вначале Владимир просил за себя дочь «князя Корсунского града», но тот с презрением отказал язычнику. Тогда оскорблённый Владимир собрал войско из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми» и двинулся покарать обидчика. Во время осады некий варяг из Корсуни по имени Ждберн (или Ижберн) послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул: «Донесите стрелу сию князю Владимиру!» К стреле была привязана записка с сообщением: «Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возмешь Корсуня. Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град.» Владимир велел перекопать земляной путь и через 3 месяца взял город.

Далее последовало изнасилование Владимиром дочери князя Корсуни:

«А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»

Возможно в этом эпизоде автор Жития хотел подчеркнуть варварство русского князя, который просветлел духом только после крещения, однако в данном случае Владимир скопировал образ своих предыдущих действий по отношению к полоцкому князю Рогволоду и его дочери Рогнеде. Захватив Корсунь, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Ждберном. Эти персонажи не известны по другим источникам.

Таким образом, «Житие особого состава», несмотря на противоречия с другими источниками, передаёт историю падения Корсуни более реалистично и с большими подробностями, чем «ПВЛ». Однако историков настораживает не ясная версия с «земляным путём», по которому в город экипажами кораблей доставлялись вода и продовольствие. Версия «ПВЛ» с перекопанным водопроводом очевидна, хотя не вполне понятна зависимость крупной, хорошо укреплённой крепости от внешнего водопровода, расположение которого не могло долго храниться в тайне от врага.

Историки не исключают, что обе истории захвата Корсуни имеют под собой реальную основу, и наряду с исторически достоверным Анастасом, вошедшим в доверие к Владимиру после падения города, одновременно действовал варяг Ждберн, которому сподручнее было выпустить стрелу в сторону осаждавших и переговариваться с ними на одном языке.

По крайней мере до 1000 года русский контингент[14], посланный Владимиром на помощь Византии, сражался в разных краях обширной империи. Известно о русах в составе греческого войска и позже, однако это уже были чисто наёмные отряды подобные варяжским.

После захвата Корсуни следующая русско-византийская война произошла спустя 55 лет в 1043 году при сыне Владимира киевском князе Ярославе. Около 1024 года, в смутное время борьбы за власть на Руси, отмечен набег русской вольницы на византийские острова в Эгейском море, но все 800 русских воинов были перебиты на Лемносе.

Город Корсунь после русского набега продолжал жить и поддерживать связи с Киевской Русью, однако постепенно угасал с ослаблением Византийской империи. В XII веке торговлю на Чёрном море захватили итальянские республики Венеция и Генуя, а в 1399 году город в очередной раз был разрушен татарами, после чего так и не оправился. После присоединения Крыма к России рядом с развалинами античного Херсонеса в 1783 году был основан Севастополь, который вскоре поглотил городище.

Багрянородная[15]Анна, став женой князя «тавроскифов» при таких обстоятельствах, оставила добрую память на Руси распространением христианского учения. Она умерла раньше мужа, в 1011 году.

Анастас Корсунянин, предавший город в руки Владимира, достиг высокого положения при дворе князя. Став одним из основателей Десятинной церкви в Киеве, он после смерти Владимира перебежал в 1018 году к польскому королю Болеславу.

  1. ↑ Часть «Память и похвала князю русскому Владимиру»: Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 мая 2008. Архивировано 26 мая 2011 года.
  2. ↑ Владимир умер 15 июля 1015 г.
  3. ↑ «Житие» монаха Иакова относит воцарение Владимира на киевском престоле и убийство Ярополка к 978 году
  4. ↑ В. В. Розен (1883), В. В. Мавродин, А. В. Назаренко
  5. ↑ А. В. Поппе (1978)
  6. ↑ Обычное житие Владимира Святославича, древнейший список — Мусин-Пушкинский 1414 г.
  7. ↑ Херсонес на Google maps
  8. ↑ Юго-восточная линия обороны Херсонеса : с сайта музея Херсонесского городища
  9. 1 2 Мавродин В. В. Образование русского национального государства. Изд. 2-е, Госполитиздат. 1941
  10. ↑ Б. Д. Греков. Повесть временных лет о походе Владимира на Корсунь. Изв. Таврического об-ва истории, археологии и этнографии, 1929, т. III,
  11. ↑ Диба Юрій. Корсунські «капища» Володимира Святославовича
  12. ↑ Летопись, на основе которой создавалась Повесть временных лет
  13. ↑ «Житие Владимира особого состава» из Плигинского сборника является источником XVII века, корсуньская история из него частично содержится в Проложном житие XV века. Выдержки из него опубликованы в книге: Карпов А. Ю. «Владимир Святой» из серии ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2005.
  14. ↑ О русском отряде, посланном Владимиром, сообщил армянский историк Стефан Таронский. В 1000 году отряд воевал в Грузии.
  15. ↑ Рождённая в особой зале императорского дворца в Константинополе, в Порфире. Рождение там подразумевает, что родители ребёнка были императорских кровей, а сам ребёнок имел бесспорное право на престол.

Поход на Корсунь в 988 году

Русско-византийская война 988 года (взятие Корсуни) — осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году.

В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем Крещением Руси. Собственно рассказ о боевых действиях являлся лишь обрамлением для описания важнейшего этапа в жизни народа — принятия православной веры. Конфликт за Корсунь в 988 привёл к женитьбе Владимира на византийской принцессе Анне и последующему распространению на Руси православия. По другой версии, захват Корсуни в 989 произошёл уже после крещения Владимира в 987 как средство давления на Византию с целью заставить её выполнить взятые обязательства.

Падение Корсуни отражено лишь в древнерусских источниках, за исключением единственного упоминания об этом событии современником, византийским историком Львом Диаконом.

Предыстория конфликта

Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя.

После войны киевского князя Святослава с Византией в 970—971 годах отношения между греческой империей и Русью оставались недружественными. Когда Святослав погиб в 972 в схватке с печенегами на днепровских порогах, на Руси разгорелась междоусобная война между его сыновьями за киевский престол. Победил князь Владимир в 978 и с тех пор совершал военные походы на соседей.

Укрепление древнерусского государства заставило киевского князя задуматься о принятии религии, которая могла бы стать государственной на Руси. Выбор пал на православие. По «Повести временных лет» Владимир к 988 году решил принять крещение в греческом городе Корсунь в Крыму, причём последующий захват города и крещение описываются в рамках агиографической традиции с сопутствующими чудесами.

В Византии с 976 года правил молодой император Василий II, который с самого начала правления столкнулся с разгромом своего войска болгарами и мятежом военачальников. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним направили в 978 бывшего мятежника Варду Фоку, популярного в войсках. Однако тот, одержав победу над Вардой Склиром, в 987 провозгласил себя императором. В начале 988 мятежные войска подошли к византийской столице Константинополю, от которого их отделял только пролив Босфор. Одновременно, по словам сирийского историка XI века Яхъя Антиохийского, болгары опустошали владения Византии на западе.

Русско-византийский союз

Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Яхъя Антиохийский, обычно точно отражающий хронологию событий, так рассказал о русско-византийском союзе:

«Был им [Варда Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия [Анне], после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов . И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…»

О размере русской военной помощи Византии сообщил армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира. Он назвал цифру в 6 тысяч воинов. По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Варда Фоки под Хрисополем (на азиатском берегу Босфора) в конце 988 года, а 13 апреля 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Яхъя Антиохийский упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска и после, в северной Сирии в 999 году.

Таким образом, русско-византийский союз был заключён не позднее осени 988 года, после чего русский корпус воевал в составе византийской армии по крайней мере до начала XI века. Согласно восточным источникам союзу предшествовали решение князя Владимира креститься и согласие императора Василия II выдать свою сестру замуж за Владимира.

Владимир крестился в 987 году, так как его самое раннее «Житие»[1], составленное монахом Иаковом, сообщает, что «по святом крещении поживе блаженный князь Владимир лет 28»[2], а также «крестижеся князь Владимир в десятое лето по убиении брата своего Ярополка»[3]. Более поздний источник «Повесть временных лет» соединяет крещение Владимира с крещением всей Руси и походом на Корсунь.

Поход на Корсунь

Поход Владимира на Корсунь. Н. Рерих, 1900 г.

Хронология похода

Причины и дата похода князя Владимира на греческий город Корсунь в Крыму остаются неясными. Повесть временных лет датирует поход весной—летом 988 года, что в целом не противоречит восточным свидетельствам о заключении русско-византийского союза.

Однако византийский историк Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсона (Корсуни) «тавроскифами», приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года. «Житие» монаха Иакова сообщает: «На другое лето по крещении к порогам ходил, на третье лето Корсунь город взял». То есть взятие города произошло в 989 году.

В таком случае вызывает вопрос участие крупного русского соединения в составе византийского войска в то время, когда Владимир осаждает греческий город. Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь. По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора. Захват Корсуни и угроза пойти на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с «тавроскифами».[4] Выдвигалась другая версия[5], что город отложился от империи, присоединившись к мятежу Варда Фоки, и Владимир действовал против него как союзник Василия.

По разным средневековым источникам осада Корсуни заняла от 6[6] до 9 месяцев, что допускает возможность начала осады осенью 988 (уже после отправки воинского отряда на помощь Василию II), а падение Корсуни — летом 989 года .

Диорама "Осада Корсуня князем Владимиром в 988 году" Автор И.С. Петров 1959г.

Крепость Корсунь

Руины Херсонеса

Древний Херсонес (древнерус. Корсунь, совр. территория Севастополя) располагался на скалистом участке побережья Крыма, примыкая на востоке к бухте Карантинная и вытягиваясь вдоль берега моря в сторону бухты Песочная на западе.[7] Основали его в конце V в. до н. э. греческие колонисты, выходцы из Гераклеи Понтийской.

Оборонительная система в средние века представляла собой мощную крепостную стену по всему периметру, включая и со стороны моря. Общая протяжённость стен — 2,9—3,5 км, толщина до 4 м. Открыто 32 башни, 7 боевых калиток и 6 ворот. Высота стен достигала 8—10 м, башен 10—12 м[8] Нижняя наружная часть стен сложена из крупных, тщательно отёсанных и пригнанных известняковых блоков. Выше использовались для кладки более мелкие блоки на известковом растворе.

Крепость Херсонес в Крыму

На наиболее угрожаемом южном участке (дальнем от моря) перед основной стеной была сооружена более низкая вспомогательная стена (протейхизма), сильно затрудняющая подступ к стенам.

За Песочной бухтой к западу находится Стрелецкая бухта, где по предположению историков высадился Владимир с войском.[9][10]

Повесть временных лет

Наиболее ранний древнерусский летописный свод из дошедших до нашего времени, «Повесть временных лет», так описывает осаду и захват Корсуни:

«В 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города.
Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года“. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял.
И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.»

После захвата города Владимир потребовал у визанийского императора его сестры, обещав взамен креститься, дождался там Анны с церковной свитой, после чего крестился, заключил брак и вернул Корсунь Византии. По возвращению в Киев Владимир приступил к крещению народа с помощью греческих священников. Летописец замечает, что князь вывез из Корсуни не только мощи святых и иконы, но и прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи.

Историк В. В. Мавродин предполагал, что Корсунская легенда о крещении Владимира была внесена в начальную летопись[11] одним из корсунских священников, так как летописец хорошо знал топографию Херсонеса и вставлял греческие слова в русский текст.[9] Легендарный характер захвату Корсуни придают агиографические штампы, то есть традиционное соединение реальных событий с описанием чудес, происходящих во время этих событий (внезапная слепота Владимира и прозрение после крещения).

Житие Владимира особого состава

Несколько иная версия похода на Корсунь излагается в «Житие Владимира особого состава».[12]

Согласно ему вначале Владимир просил за себя дочь «князя Корсунского града», но тот с презрением отказал язычнику. Тогда оскорблённый Владимир собрал войско из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми» и двинулся покарать обидчика. Во время осады некий варяг из Корсуни по имени Ждберн (или Ижберн) послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул: «Донесите стрелу сию князю Владимиру!» К стреле была привязана записка с сообщением: «Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возмешь Корсуня. Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град.» Владимир велел перекопать земляной путь и через 3 месяца взял город.

Далее последовала расправа с жителями города:

«А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»

Возможно в этом эпизоде автор Жития хотел подчеркнуть варварство русского князя, который просветлел духом только после крещения, однако в данном случае Владимир скопировал образ своих предыдущих действий по отношению к полоцкому князю Рогволоду и его дочери Рогнеде. Захватив Корсунь, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Ждберном. Эти персонажи не известны по другим источникам.

Таким образом, «Житие особого состава», несмотря на противоречия с другими источниками, передаёт историю падения Корсуни более реалистично и с большими подробностями, чем «ПВЛ». Однако историков настораживает не ясная версия с «земляным путём», по которому в город экипажами кораблей доставлялись вода и продовольствие. Версия «ПВЛ» с перекопанным водопроводом очевидна, хотя не вполне понятна зависимость крупной, хорошо укреплённой крепости от внешнего водопровода, расположение которого не могло долго храниться в тайне от врага.

Историки не исключают, что обе истории захвата Корсуни имеют под собой реальную основу, и наряду с исторически достоверным Анастасом, вошедшим в доверие к Владимиру после падения города, одновременно действовал варяг Ждберн, которому сподручнее было выпустить стрелу в сторону осаждавших и переговариваться с ними на одном языке.

После похода

По крайней мере до 1000 года русский контингент[13], посланный Владимиром на помощь Византии, сражался в разных краях обширной империи. Известно о русах в составе греческого войска и позже, однако это уже были чисто наёмные отряды подобные варяжским.

После захвата Корсуни следующая русско-византийская война произошла спустя 55 лет в 1043 году при сыне Владимира киевском князе Ярославе. Около 1024 года, в смутное время борьбы за власть на Руси, отмечен набег русской вольницы на византийские острова в Эгейском море, но все 800 русских воинов были перебиты на Лемносе.

Город Корсунь после русского набега продолжал жить и поддерживать связи с Киевской Русью, однако постепенно угасал с ослаблением Византийской империи. В XII веке торговлю на Чёрном море захватили итальянские республики Венеция и Генуя, а в 1399 году город в очередной раз был разрушен татарами, после чего так и не оправился. После присоединения Крыма к России рядом с развалинами античного Херсонеса в 1783 году появился Севастополь, который вскоре поглотил городище.

Багрянородная[14]Анна, став женой князя «тавроскифов» при таких обстоятельствах, оставила добрую память на Руси распространением христианского учения. Она умерла раньше мужа, в 1011 году.

Анастас Корсунянин, предавший город в руки Владимира, достиг высокого положения при дворе князя. Став одним из основателей Десятинной церкви в Киеве, он после смерти Владимира перебежал в 1018 году к польскому королю Болеславу.

Примечания

  1. Другое название «Память и похвала князю русскому Владимиру»: [1]
  2. Владимир умер 15 июля 1015 г.
  3. «Житие» монаха Иакова относит воцарение Владимира на киевском престоле и убийство Ярополка к 978 году
  4. В. В. Розен (1883), В. В. Мавродин, А. В. Назаренко
  5. А. В. Поппе (1978)
  6. Обычное житие Владимира Святославича, древнейший список — Мусин-Пушкинский 1414 г.
  7. Херсонес на Google maps
  8. Юго-восточная линия обороны Херсонеса : с сайта музея Херсонесского городища
  9. 1 2 Мавродин В. В. Образование русского национального государства. Изд. 2-е, Госполитиздат. 1941
  10. Б. Д. Греков. Повесть временных лет о походе Владимира на Корсунь. Изв. Таврического об-ва истории, археологии и этнографии, 1929, т. III,
  11. Летопись, на основе которой создавалась Повесть временных лет
  12. «Житие Владимира особого состава» из Плигинского сборника является источником XVII века, корсуньская история из него частично содержится в Проложном житие XV века. Выдержки из него опубликованы в книге: Карпов А. Ю. «Владимир Святой» из серии ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2005.
  13. О русском отряде, посланном Владимиром, сообщил армянский историк Стефан Таронский. В 1000 году отряд воевал в Грузии.
  14. Рождённая в особой зале императорского дворца в Константинополе, в Порфире. Рождение там подразумевает, что родители ребёнка были императорских кровей, а сам ребёнок имел бесспорное право на престол.

 

Wikimedia Foundation. 2010.

Корсунь (Херсонес) Википедия

Древнегреческий полис
Херсонес Таврический

Руины Херсонеса
Государственная принадлежность Древнегреческие колонии Северного Причерноморья
Координаты 44°36′42″ с. ш. 33°29′36″ в. д.HGЯOL
Современное расположение Крым, Гагаринский район Севастополя
Современный статус

Охраняется государством

 921520336350006, 921721298360005, 921711298170005, 921620447780006, 921510361060006  Охр. № 270001-Н
Объект всемирного наследия
Ссылка № 1411 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии ii, v
Регион Европа и Северная Америка
Включение 2013  (37-я сессия)

Херсонес — Херсон — Корсунь | История Севастополя

В труде и битвах путь твоих веков.
Менялись город, и враги, и боги;
Там, где сушились сети рыбаков,
Вдруг звон мечей — и варвар на пороге!
В. Диваков

Античный Херсонес, руины которого находятся в Севастополе на побережье между Карантинной и Песочной бухтами, был основан, по утверждению исследователей, в далеком VI веке до н.э. древними греками, выходцами из Гераклеи Понтийской — древнегреческой колонии, которая находилась на южном берегу Черного моря, на месте нынешнего турецкого города Эреглии. Недостаток продовольствия или политические раздоры между аристократами и демократами заставили их покинуть родной полис и отправиться в опасное путешествие на поиски новых земель.

Вскоре в юго-западной части полуострова образовалась рабовладельческая республика с демократической формой правления, которой были подвластны Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (ныне пгт Черноморское).

В память о своей родине греки назвали свой город Гераклеей, но это название не прижилось, и город всю свою двухтысячелетнюю историю именовался Херсонесом, что в переводе означает "мыс, полуостров".

На территории этого античного полиса, занимающего площадь около 30 га, можно исследовать судьбы нескольких цивилизаций.

Зародившись как греческая колония, он с I века н.э. попадает в зависимость от Рима, а с IV века, после того, как Римская империя распалась, становится оплотом Византийской империи в Крыму.

Многие столетия, начиная с древнейших времен, Херсонес процветал, находясь на оживленных караванных путях, которые связывали Грецию, Византию и Рим со Скифией, а прочные крепостные сооружения города были неприступными для врагов, не раз подступавших к его стенам.

В IX-XI вв. Херсонес играл большую роль в развитии отношений между Киевской Русью и Византийской империей. Сближение с могучим древнерусским государством особенно усилилось с начала X века, когда в 944 году князь Игорь заключил с Византией, которой принадлежал Херсон, соглашение, согласно которому Киев брал на себя обязательство защищать «Корсуньскую землю» от нападения черных болгар, кочевавших в Приазовье.

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 13 век

Еще больше укрепились позиции Киевского государства в Таврике после того, как в ответ на невыполнение византийскими императорами взятых на себя обязательств перед Киевом Великий князь Владимир овладел подвластным империи Херсоном (Херсонесом). Византийские императоры Василий II и Константин VIII были вынуждены заключить с Владимиром равноправный договор, признать политические права Киева в Тавриде, а брак Владимира с их ceстрой Анной, последовавший после того, как Владимир принял христианство, стал и политическим союзом.

Васнецов В.М. Крещение князя Владимира (1890)

Из Херсонеса князь Владимир вывез в Киев богослужебные книги, иконы, а также мастеров, которые строили и украшали первые киевские храмы. Так Херсонес стал не только центром транзитной торговли между Северной Европой и Средиземноморьем, но и центром распространения христианства и византийской культуры. Киевская Русь во время правления Владимира Святославича вошла в число наиболее могущественных держав средневекового мира.

В X-XIV веках в окрестностях города возникло большое количество монастырей. Некоторые из них сохранились до наших дней. Наиболее известные — Георгиевский монастырь на мысе Фиолент и монастырь св. Климента в Инкермане.

Мыс Фиолент. Свято-Георгиевский монастырь

Закат Херсонеса, процветавшего многие столетия, наступил в XIII веке, когда в Крыму появились новые торговые пути и новые торговые центры — Каффа (Феодосия) и Сугдейя (Судак), где хозяйничали венецианцы и генуэзцы.

В XIII веке на полуострове появляются татарские племена. Херсон они называют Сары-кермен, что означает "желтая крепость". 1299 год стал печальным для Херсона — как и другие города полуострова, он был разорен золотоордынским темником Ногаем, а сто лет спустя, в 1399 году, город сжег и окончательно разрушил правитель Золотой Орды Едигей (Эдигей). В середине XV века жизнь в Херсонесе замерла окончательно, и город покинули последние жители.

Так закончилась славная история Херсонеса. Его величественные руины заносило пылью времен. Только спустя 300 лет, когда неподалеку начнется строительство нового города Севастополя, оживет и слава Херсонеса.

Херсонес — один из наиболее сохранившихся археологических памятников Крыма. И сегодня можно увидеть мощные крепостные стены и башни, городские ворота, остатки античного театра, улицы и кварталы с дворами, колодцами, жилыми и общественными зданиями древнегреческого полиса, средневековую башню Зенона, крестообразный храм с мозаичным полом, базилики, крещальню и многое другое.

Раскопки в Херсонесе. Конец 19 в.

Источники:

Гармаш П.Е. Город-герой Севастополь. Путеводитель. — Симферополь: "СОНАТ", 2004.

Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь: "РуБин", ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.

Севастополь: путеводитель. Севастополь: "Библекс", 2009.

Сакральная Корсунь, та самая. Ну или Херсонес Таврический: dmitriy — LiveJournal

"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".

Взгляд, конечно, очень варварский, но верный"


Вообще этот пост должен был появится где-то в октябре и стать итоговым в цыкле крумских репортажей. Но как то руки сильно не доходили, было не до того( И гигабайты фоточе пылились на жестких дисках, ожидая своего часа.

Но в начале декабря я услыхал, а точнее прочитал послание Президета федеральному собранию 2014, где вчастности звучала такая фраза "для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда". После чего словосочетание "сакральная Корсунь" тут же стало своеобразынм мемом, разлетевшись по интернетам.

По поводу исторического и религиозного значения Св. Корсуни хорошо разъяснил Андрей diak_kuraev (здесь). Так что я не буду лезть в эту тему)

Но вот Путин как бы осветил мне путь для очередного поста. И этот очередной пост будет посвящен той самой "Сакральной Корсуни" (она же греческое поселение Херсонес).

Херсонесу - крупному греческому городу, некогда бывшему часть большого "Греческого мiра". Это полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма.

Кому интересно, может почитать подробности в Википедии или на сайте музейного комплекса, тем же, кто до сих пор томится желанием узнать, где  находится сей град отвечаю на территории нынешнего Севастополя.

Собственно вот то самое место, где якобы принял христианство Святой Владимир. Храм названный в его честь стоит не месте (руинах) самой большой церкви античного Херсонеса. Постороен он в XIX веке.

В "Повести временных лет" рассказано, что горож был захвачен в 988 году Владимиром, который якобы здесь принял Крещение и за возвращение города Византии получил в жены византийскую царевну Анну.

А основан полис был ориентировочно  422-421 гг. до н. э. и занимал обширные территории  и был обнесен по периметру мощными крепостными стенами.  Кстати, слово "Херсонес" обычно переводят с греческого как "полуостров". Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами.

Таврическим город, как и Крымский полуостров были названы по имени Тавров - воинственного племени, населявшего соседние горные местности. В разное время Херсонес входил в состав Понтийского и Боспорского царств, Римской империи и Византии.

Крепостные укрепления, состтояшие из двух стен. Преодолев одно, враг попадал в каменный мешок и осыпался градом камней стрел, а также заливался кипящим маслом

Казармы, а около моря распологались портовые сооружения.

Театр Херсонеса был построен на рубеже III и IV веков, он вмещал более 1000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества. В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов. Когда христианство становится официальной религией Римской империи спектакли были запрещены.

Театр пришёл в запустение и на его руинах были возведены два христианских храма. Один, размещавшийся на орхестре, был разобран при реставрации. Второй — большой крестообразный храм — сохранили. Он получил название «Храм с ковчегом»

В нынешнее время на руинах музея в летний период устраиваются представления под открытым небом.

Базилика в Базилике. Средневековый храм на территории Херсонеса — города, основанного древними греками на юго-западном побережье Крыма (в настоящее время — на территории национального музея-заповедника «Херсонес Таврический»). Своё название храм получил из-за того, что на одном месте было построено два храма — второй строился на руинах первого из его обломков.

А это руины анитчного языческого храма.

Ниже, музеные здания.

Античное казначество. Здесь выпускалась своя монета.

Реконструкция средневикового фонтана и мраморный лев, созданный во времена, когда средневековым городом владели Генуэзцы.

Античная керамика и мозаика

Двор музея, где находятся всякие древности.

Древний водопровод. По повесте временных лет, имено перекрыв водачу в город воды, осаждавший его Владимир смог взять город.

За 2 тысячелетия, город неоднократно менял архитектурный облик, но почти все время был крупным экономическим и культурным центром северного причерноморья. Во время монголо-татарского нашествия в XIV в., город был захвачен и разрушен.

Херсонесский Сигнальный колокол.

Табличка на колоколе гласит: “Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нем изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.” В 1783 году, по указу императора Александра I, колокол был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После Крымской войны 1853-1856 гг. союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев. Возвращение колокола в Херсонес Таврический состоялось в  1913 году.

В Крыму я мечтал побывать давно. И одним из главных стимулов для меня было именно желание увидеть руины Херсонеса, легендарного античного города, остатки которого сохранились до наших дней.

Для меня этот город имеет действительно сакральное значение. Но не то, про которое говорил Путин. Сакральность здесь выражена в возможности увидеть ожившую историю, почувствовать, так сказать, киммерийские тени))) И я рад, что моя мечта этой осенью осуществилась. Но, в ряду аргументов за присоединение Крыма (а есть много аргументов и против) сакральность Корсуни лично для меня и для Владимира Владимировича - один из самых слабых из них. Тем более, что большинство нашего населения как не интересовалось Корсунью, так и не будет интересоваться. До лампочки им святая купель и прочее прочее. Но это уже другая история.

Ну и раз руки дошли, попробую до конца года выложить остальные мои фоточки из Крыма)

Корсунь на карте России, где находится, расположение на карте, точное время

Австралия

Австрия

Азербайджан

Аландские острова

Албания

Алжир

Ангилья

Ангола

Андорра

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Армения

Аруба

Афганистан

Багамы

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Беларусь

Белиз

Бельгия

Бенин

Бермуды

Болгария

Боливия

Бонэйр

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Британская территория в Индийском океане

Британские Виргинские острова

Бруней-Даруссалам

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Виргинские острова США

Восточное (Американское) Самоа

Восточный Тимор

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гваделупа

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

Германия

Гернси

Гибралтар

Гондурас

Гонконг

Гренада

Гренландия

Греция

Грузия

Гуам

Дания

Демократическая Республика Конго

Джерси

Джибути

Доминика

Доминиканская Республика

Египет

Замбия

Западная Сахара

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Кирибати

Китай

Кокосовые острова

Колумбия

Коморы

Конго

Корейская Народно-Демократическая Республика

Коста-Рика

Кот-д'Ивуар

Куба

Кувейт

Кюрасао

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Мавритания

Мадагаскар

Майотта

Макао

Македония (БЮРМ)

Малави

Малайзия

Мали

Мальдивы

Мальта

Марокко

Мартиника

Маршалловы о-ва

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монако

Монголия

Монтсеррат

Мьянма (Бирма)

Намибия

Науру

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Никарагуа

Ниуэ

Новая Зеландия

Новая Каледония

Норвегия

Норфолк

о-в Мэн

о-ва Питкэрн

о-ва Уоллис и Футуна

о. Маврикий

о. Св. Елены

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Остров Буве

Остров Рождества

Остров Херд и остров Макдональд

Острова Кайман

Острова Кука

Острова Теркс и Кайкос

Пакистан

Палау

Палестина

Панама

Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Пуэрто-Рико

Реюньон

Россия

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Северные Марианские о-ва

Сейшелы

Сен-Бартелеми

Сен-Мартен

Сен-Пьер и Микелон

Сенегал

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сербия

Сингапур

Синт-Мартен

Сирия

Словакия

Словения

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы о-ва

Сомали

Судан

Суринам

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Тайвань

Танзания

Того

Токелау

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Тунис

Туркменистан

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Фарерские о-ва

Федеративные Штаты Микронезии

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Фолклендские острова (Мальвинские острова)

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

Французские Южные и Антарктические Территории

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Чад

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Шпицберген

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Эстония

Эфиопия

Южная Африка

Южная Джорджия и Южные Сандвичевы о-ва

Южная Корея

Южный Судан

Ямайка

Япония

Является ли Корсунь сакральным местом для России?

    В декабре 2014 года В. В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию назвал Херсонес - летописную Корсунь - сакральным местом для России, потому что в ней крестился князь Владимир.

    Однако, к сожалению, спичрайтеры нашего президента, видимо не слишком сильны в истории, иначе они знали бы о том, что вопрос о месте крещения князя Владимира до сих пор является спорным, да и о том, что никогда на протяжении русской истории Корсунь не воспринималась сакральным местом, таким как, например, Мекка для мусульман или Иерусалим для приверженцев иудаизма, христианства и ислама.

    Предлагаю вашему вниманию сначала отрывок из выступления Путина, посвященный древнему Херсонесу (в связи с присоединением к России Крыма), а потом совершенно разные по своей направленности и содержанию комментарии известных людей на это выступление: одного историка и двух священников.
    Думаю, что это интересно.


    Владимир Владимирович ПУТИН (президент Российской Федерации):

  "Для нашей страны, для нашего народа это событие (присоединение Крыма. - С. В.) имеет особое значение. Потому что в Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь.

    Наряду с этнической близостью, языком и общими элементами материальной культуры, общей, хотя и не очерченной тогда устойчивыми границами территорией, нарождающейся совместной хозяйственной деятельностью и властью князя христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда".

    С этой позицией президента России солидарен протоиерей Всеволод Чаплин, до недавных пор являвшийся председателем Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.




 

"Корсунь должна стать русским Иерусалимом, русской Меккой. Многие православные ездят в Грецию, на Афон и в другие монастыри, но при этом они забывают, что у нас тоже есть многовековая духовная традиция. Тут и Соловки, и Валаам, и, конечно же, Крым. Там, к сожалению, многое было потеряно, в том числе и из-за длительного турецкого владычества. Да и во времена Российской империи Крыму и Корсуни не уделяли должного внимания. Из-за этого были уничтожены или потеряны многие памятники. И вот теперь нам нужно вспомнить, что Корсунь - это место, связанное с нашей христианской историей. Это самое первое место христианской жизни в нашей стране. Это историческая Россия".

    Другого мнения придерживается протодиакон Андрей Кураев (кстати, активный блогер ЖЖ -  diak_kuraev )


    "Место крещения князя Владимира не имеет того же сакрального значения для нас, как, скажем, Иерусалимский храм для тех, кто исповедует иудаизм. В иудаизме Храм вообще может быть только один. Это уникальное место. Именно поэтому мечтать о восстановлении Храма - это обязанность любого иудея. И если он будет восстановлен, то столь же обязательным для тех, кто исповедует иудаизм, станет участие в обрядах, проводимых в Храме. Для русского православного христианина никаких таких обязанностей перед Корсунью в церковных уставах не прописано. В православии вообще нет обязательных мест для паломничества. И те места, в которые христиане все-таки едут, находятся куда дальше Крыма. На горе Афон, например, или в Святой Земле. Христиане, совершавшие паломничества в XVIII - XIX веках, в Крым, вообще-то, не заезжали. Даже внутри Российской империи Киев, с его святыми пещерами, мощами и иконами, был куда привлекательнее руин Херсонеса. Да и исторического значения место крещения князя Владимира никогда не имело. С того времени прошла тысяча лет, из которых лишь на протяжении двухсот лет Россия владела Крымом с Херсонесом вместе. В формировании русской государственности и национальной идентичности Корсунь особой роли не играла. Не придавали ей значения и правители. Так, в манифесте Екатерины II о присоединении Крыма о ней нет ни слова. Даже сыновья и внуки Владимира не стремились овладеть местом крещения отца и деда".

    И вот комментарий профессионального историка, доктора исторических наук, профессора Игоря Николаевича Данилевского:


  "Начнем с того, что в тот момент Корсунь была греческой колонией. К Руси она никакого отношения не имела. Но и это еще не все. Вопрос о месте крещения князя Владимира сложен даже для летописца. По одной версии, Владимир крестился в Киеве, по другой - в Васильеве, по третей - в Корсуни. В свое время выдающийся исследователь "Повести временных лет" Алексей Александрович пришел к выводу, что корсуньская легенда - это более поздняя история, которая долго существовала сама по себе, а уже потом была вплетена в летописный рассказ. Плюс, давайте не будем забывать, что сама "Повесть временных лет" написана в 30-е годы XI века, то есть минимум через полвека после крещения. И летописец делает комментированный рассказ, работая сразу с несколькими сюжетами. Плюс, есть еще один источник, где рассказывается о крещении Владимира. Это "Память и похвала" Якова Мниха. Там сказано, что Владимир крестился и на третий год после этого захватил Корсунь. Это значит, что крестился князь все-таки где-то в другом месте. Хотя мы, наверное, уже никогда не узнаем всех обстоятельств этого события".

    Я намеренно не оставляю своих комментариев, хотя, разумеется, имею свою точку зрения по этому поводу. Мне интересно, что об этом думаете вы, мои уважаемые друзья.

    Сергей Воробьев.


Корсунь. Древняя Русь, современное название Керсуни Херсонес

Корсунь

Киевский князь Владимир, крестивший Русь, вошел в мое детство и встал рядом с вещим Олегом, и Игорем, и Ольгою, которые сидели на крутом холме, пока на берегу пировала дружина. Действительно — рядом, поскольку Ольга была бабушкой Владимира и воспитывала его, когда отец, воинственный Святослав, барсом рыскал по болгарским, тмутараканским, а также греческим землям.

А то, что древний таинственный и бесплотный Корсунь — тот же Херсонес, нынешние развалины в черте Севастополя, это я по-настоящему не то чтобы поняла — почувствовала совсем недавно, побывав там еще раз ради Гики, дочери архонта Ламаха. Стояла на берегу и спрашивала себя: стало быть, именно по этим, как бы от времени ржавым камням в конце десятого века, тысячу лет назад, сходила на берег дружина Владимира? В этой темной от водорослей воды отражались его ладьи, пестрые и тяжелые, как на картинах Рериха? И вот эти стены, нынче разрушенные и засыпанные веками, надо было брать то ли приступом, то ли осадой?

Почему мы часто не можем представить, что большие события происходили на нашей малой земле, той, что с детства избегана "казаками и разбойниками"? Потому, что она поросла слишком знакомой дерезой и одуванчиками? Потому, что на ней крутятся наши будни?

…У меня за спиной дышит море, глухо позвякивая оружием, на берег сходят воины… А передо мной, пуская рыжую искру по меди проводов, бежит троллейбус. Сам он срезан холмом: я вижу только штанги и этот длинный скользящий огонь, и мне странно оттого, что связь времен в эту минуту проходит как бы через меня, шевеля волосы на голове, напрягая пальцы рук и ног.

…Итак, корсунцы затворились в городе, а дружина, идя на приступ, заявила формулой того времени. "Братья! Потянем по своем князе и по русской земле!" Однако приступ не удался, тогда "отстояли город", стояли девять месяцев, а грозили три года простоять. Но три года стоять скучно: принялись сыпать "приспу" к стене, чтоб в сражении иметь преимущество, как бы ступеньку для разбега. Но греки — недаром слыли самым хитроумным народом! — подкопали свою же городскую стену и уносили землю в город…

В тусклом свете солнца, еще не прорезавшегося как следует сквозь туман, блестят кольчуги, тает невидимое пламя костра, розовеют толстые стены Корсуня. Князь со своими крепкими мужами вольно устроился под городом: пригнали овец, отбитых в степи, щекочет ноздри запах мяса. капает жир на угли… И день пирует Владимир и два на виду у осажденных. Князь без пира не может. Пир и развлечение, и урок врагам: против кого стоите, голодные?

Однако корсунцы сдаваться не спешили. Тогда, согласно одним летописям, грек Настас послал с городской стены князю в лагерь стрелу с надписью: источники, мол, питающие город, там-то и там-то. Можешь перекопать. Другие утверждают: не грек Настас, а варяг Ждьберн указал все так же — стрелой — путь, откуда поступали осажденным припасы и вода.

А может быть, не существовало ни грека, ни варяга. Многие ученые, во всяком случае, считают, что эпизод со стрелой вообще позднейшая литературная вставка: чтоб было красивее, сюжет так вот закручен. Чтоб впечатляло. И только известный исследователь Крыма Бертье-Делагард, следуя указаниям летописи, поискал и нашел источники и древний городской водопровод. Так вот прямо подошел к "вычисленному" месту, копнул и нашел глиняные трубы. Потом сам удивлялся, до чего все обошлось малыми затратами на землекопов. Впрочем, стоило ли удивляться? Точно так же, следуя указаниям Гомеровой "Илиады", археолог Шлиман обнаружил когда-то Трою, Бларамберг определил место, где стоял Неаполь скифский.

…Владимир перекрыл воду, корсунцы сдались. А дальше, по словам той же летописи, направил Владимир посла к греческим императорам в Царьград со словами: "Слышу, у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что и с Корсунем". Императоры после долгих торгов и сомнений решили: "Крестись, и тогда пошлем к тебе сестру".

Собственно говоря, именно этого предложения — креститься — Владимир и ждал. Христианство было безусловным шагом вперед по сравнению с язычеством, и этот шаг князь хотел сделать, однако как-то так, чтоб гордость не страдала… То есть принять религию от побежденных — это он мог, а от диктующих, снисходящих — ни в коем случае.

Что же касается Анны, она не хотела ехать в чужую страну: "Иду точно в полон, лучше бы мне здесь умереть". Но делать нечего, поплыла к Корсуню в горе и слезах. А там была торжественно встречена жителями: расстилали ей ковры под ноги, служили молебны, смотрели, как на избавительницу.

Да, вот еще какая деталь: именно этот Владимир, князь Киевский, позднее в летописях назван Красным солнышком, и это именно в его времена и где-то рядом с ним совершали свои подвиги Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Интересно, не могли ли и они воевать Корсунь, стоять вот здесь у рва, нынче мирно заросшего ломкими прутьями дерезы, а когда-то грозного в своей неприступности?

Криштоф Елена

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Из Бахчисарая в Ялту

Такой плотности туристских объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории. Открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа радует чистыми родниками и озерами.

Маршруты: горы - море

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Корсунь (Орловская область) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Корсунь.

Ко́рсунь — село в Верховском районе Орловской области. Административный центр Корсунского сельского поселения.

Расположено в 20 км от поселка городского типа Верховье, в 95 км от города Орла.

Села Корсунь основано приблизительно со второй половины XVIII столетия. Поместье расположенное в селе принадлежало генералу в отставке В. В. Вельяминову-Зернову.

По некоторым данным сведениям, В. В. Вельяминову-Зернов умер на Украине. Его тело было перевезено в Корсунь и похоронено в склепе, находившемся в часовне, где покоилась дочь Зерновых. После смерти поместье передали князьям Ухтомским.

С 1929 по 1932 год на территории Корсуни и близлежащих деревень образовалось девять колхозов.

В этот период постройки на усадьбе барина начали разбираться жителями. Сам дом где жил барин приспособили под школу. В годы Великой Отечественной войны здание школы было разрушено.

В декабре 1941 года село было захвачено фашистами. В начале 1943 года командование Красной армии начало готовить наступательную операцию, которая закончилась в феврале 1943 года. Село освобождали: 2-й батальон 244-го стрелкового полка 41-й стрелковой дивизии 48-й армии. Во время войны Корсунь была полностью разрушена.

Строительство современной Корсуни началось в 1950 х годах. С 1958 по 1984 год колхозом «Ленинский путь» руководил Ставцев Д.П. Благодаря его самоотдаче развивалась экономика колхоза, началось восстановление Корсуни. Первым делом построили школу, затем были сданы такие объекты как : правления колхоза, столовая и сельский клуб. В последующем сдали в эксплуатацию медицинский пункт, сельсовет и жилые дома.

Численность населения
2010[1]
164

В селе Корсунь находится Корсунская пустынь,на месте, где в XIX веке располагалось поместье князя В. В. Вельяминова-Зернова. два монастыря Храм Корсунской иконы Богоматери и храм-часовня Алексия Человека Божьего.

ВЗЯТИЕ КОРСУНЯ В 988-989 гг.

ВЗЯТИЕ КОРСУНЯ В 988-989 гг.

  »Повесть временных лет» датирует этот поход князя Владимира весной-летом 988 года. Однако византийский историк Лев Диакон, единственный из фенов, кто упомянул о захвате Херсона (Корсуни) «тавроскифами», приурочил это событие к комете, наблюдавшейся в июле-августе 989 года. Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь. По наиболее распространенной версии, Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с ее точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещенного без участия византийской церкви, родную сестру императора — порфирородную Анну.

 

  Древний Херсонес (Корсунь, совр. территория Севастополя) был мощнейшей крепостью своего времени и располагался на скалистом участке побережья Крыма, между бухтой Карантинная на востоке и Песочная на западе. Основали Херсонес в конце V в. до н.э. греческие колонисты.

  Оборонительная система крепости представляла собой непрерывные мощные укрепления по всему периметру. Общая протяженность стен — 3-3,5 км, толщина до 4-6 м. Было отрыто 32 башни и 6 ворот. Высота стен 8-10 м, башен 10-12 м. Нижняя часть стен сложена из крупных, тщательно отесанных и пригнанных известняковых блоков. Выше использовались более мелкие блоки.

  На наиболее угрожаемом южном участке (дальнем от моря), перед основной стеной, была сооружена вспомогательная стена (протейхизма), затруднявшая подступ к стенам.

  Войско руссов совершило поход на ладьях и высадилось вблизи Корсуня. Это был восьмой морской поход руссов за 120 лет, сообщения о которых сохранились в русских летописях.

  Высадившись, руссы расположились на расстоянии полета стрелы у городских стен. Владимир обложил город. При этом была создана осадная линия — глубокий ров и вал — которые предохраняли осадную рать от вылазок осажденных.

 

  Шесть месяцев продолжалась осада Корсуня. Владимир заявил, что он будет стоять три года, если город будет продолжать сопротивление. «Владимир же изряди вой свои, и повеле приспу сыпати к граду». Работа по устройству примета (присыпа земли) к каменной крепостной стене успеха не имела: корсунцы устроили подкоп под приметом, а землю уносили в центр города, в результате чего примет оседал. Возможность такого способа борьбы не исключается, хотя многими исследователями оспаривается. О причине оседания примета руссы могли не догадываться.

  Корсунь был взят измором. Из осажденного города один корсунец на стреле послал сообщение о том, что источник водоснабжения города находится позади стана руссов и вода в Корсунь поступает по трубам. По приказу Владимира был выкопан поперечный ров, обнаружен и перехвачен водопровод. После этого корсунцы вынуждены были капитулировать. С Византией был заключен мир.

  Захват Корсуни и потенциальный поход на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с «тавроскифами». Выдвигалась также версия, что город отложился от империи, присоединившись к мятежу Варда Фоки, и Владимир действовал против него как союзник Василия.

авторы статьи Е.А. Разин, Н.Г. Бодрихин

 

  

 

Корсунь-Шевченковский — самобытный город над Росью

В 150 км к югу от Киева и 75 км от Черкасс на каменистых берегах реки Рось раскинулся небольшой городок Корсунь-Шевченковский. Это прекрасное место для поездки на один день. Добраться сюда можно на автомобиле, автобусе, а также по железной дороге. В Корсуни чувствуется своя самобытная атмосфера и колорит. Уникальный дворцово-парковый ансамбль Лопухиных-Демидовых конца 18 века – настоящее украшение этого древнего города.
Мы часто ищем новые впечатления в далеких странах. Но наша земля также богата историей, природными красотами, интересными местами. Эти достопримечательности находятся совсем близко, всего в десятках или сотнях километров от нашего или Вашего дома.

Ноябрь. Заканчиваются осенние школьные каникулы. На удивление прекрасная солнечная погода. В воздухе летает паутина, природа еще радует золотыми штрихами оставшихся на деревьях листьев. Бабье лето — роскошная пора! Чтобы разнообразить наш семейный досуг и детский отдых, мы решили съездить в однодневное семейное путешествие на автомобиле. Для маршрута одного дня был выбран соседний городок — Корсунь-Шевченковский.

Также как и наш родной Богуслав, Корсунь был основан в 1032 г князем Ярославом Мудрым. Оба эти города были крупными крепостями на реке Рось. Поросская оборонительная линия, в которую они входили, защищала Древнюю Русь от набегов кочевых племен. Интересно, что название Корсунь, так назывался город до 1944г., дали поселению священники Десятинной церкви в честь своего родного крымского Херсонеса.


Сейчас Корсунь-Шевченковский — тихий провинциальный городок. Удивительно, но раньше это было большое поселение, имевшее важное значение в истории Украины. Корсунь был столицей удельного княжества волынского князя Романа Мстиславовича, одним из центральных городов украинского козачества и гайдамацкого восстания. В 16 веке Корсунь был намного больше таких крупных современных городов, как Белая Церковь и Черкассы.

Город пережил великие сражения. Корсунская битва 1648г, в которой войска Богдана Хмельницкого в союзе с татарами одержали первую серьезную победу над польским войском. Героическая победная Корсунь-Шевченковская битва 1944г получила название «второй Сталинград». За нее город получил награду Орден Отечественной войны I степени.

Были в истории Корсуня и времена полного разрушения и упадка. 1240г -город уничтожили татаро-монголы, 1675г- поселение полностью сожжено гетманом Самойловичем, а жители выселены за Днепр. Но город опять отстраивался, оживал, восстанавливался.

В конце 18 века новый владелец Корсуня Станислав Понятовский, племянник польского короля Станислава-Августа, сыграл большую роль в восстановлении города. Он поднял экономику края и в 1782 г начал строительство своей летней резиденции и шикарного парка на берегах Роси. В начале 19 века имение перешло во владение семьи Лопухиных- Демидовых. Сейчас это Национальный историко-культурный заповедник, который относится к 7-ми чудесам Черкащины.

В этот парк мы и направились, рассматривая город Корсунь-Шевченковский. Городок довольно- таки раскинутый, промышленный. Много предприятий, впрочем, как везде в Украине закрыты или переживают трудные часы. Но центр выглядит оптимистично.

Обычно в таких небольших населенных пунктах есть одна центральная площадь с административными зданиями и Домом Культуры, от которой идут все улицы. В Корсуне такой единой площади мы не обнаружили. Админ. здания на одной стороне города. дом культуры – в другой, почти рядом с заповедником. Понравилось, что Корсунь- чистый, аккуратный город. Здесь царит какая-то уютная, благоприятная атмосфера, доброжелательные люди. У этого городка хорошая энергетика.

Здание городского совета.

 

К Национальному историко-культурному заповеднику на остров Коцюбинского ведет живописная дорога.

Увиденное превысило все наши ожидания. Рось с мощными гранитными крутыми берегами горделиво и шумно несет воды через многочисленные порогами. Эти камни – уникальный памятник природы, обнажение гранита. Большие валуны, покрытые зеленый и бурым мхом, раскиданы повсюду вдоль реки.

Над большой площадью высится красивая башня въездных ворот.

 

Справа -памятник задумчивому кобзарю Т. Шевченко на фоне флигеля дворцового комплекса.

Посетителей мало, все-таки нетуристический сезон. Зато по-хозяйски и с достоинством шагает через всю площадь большой серый кот. Занимает перед нами очередь к кассе и трется о ноги покупающих билеты.

В историко-культурном заповеднике находится большой Ландшафтный парк, вход в него бесплатный; музей истории Корсунь-Шевченковской битвы на первом этаже дворца и художественная галерея во флигеле.

Входим в ворота. Попадаем в большой внутренний двор комплекса. Слева небольшие хозяйственные постройки: манеж, каретная. Справа на холме возвышается Дворец Лопухиных –Демидовых начала 19 века, построенный в стиле неоромантизма. Радует, что в заповеднике недавно прошли восстановительные работы, все здания обновленные.

В 19 веке это была величественная и роскошная резиденция, одно из самых богатых имений в Европе. Внизу у ступенек, ведущих во дворец, на маленькой площади стоят самолет, военные машины, танки, пушки. Дети бегали вокруг, взбираясь на некогда грозные танки и пушки. Сын с любопытством разглядывал военную технику.


Поднимаемся во дворец. Это очень грациозное красивое здание, посвежевшее после недавнего ремонта. На первом этаже музей истории Корсунь-Шевченковской битвы. Это величайшее танковое сражение было в январе-феврале 1944г. Оно имело огромное значение в исходе Великой Отечественной Войны. В ходе битвы 1-м и 2-м Украинским фронтом была окружена и уничтожена большая группировка немецко-фашистских войск: 55 тысяч солдат — ликвидировано, около 18 тысяч взято в плен.

Мой дедушка Титаренко Ефим Петрович воевал на 1-м Украинском фронте, он освобождал Киев. 6 ноября — день освобождения Киева. К счастью, вернулся с войны живым и прожил до 90 лет. О войне он не любил рассказывать, просто говорил: «Война-это страшно».

Экспозиция музея большая. Здесь есть разные виды оружия, обмундирования советских и немецких войск, личные вещи и медали солдат, офицеров, генералов. По сравнению с вооружением и одеждой советских солдат, у немецких все было добротней и техничней. Глядя на это, понимаешь, какой ценой досталась победа, какой героизм был у людей, каких нечеловеческих усилий это стоило.

Больше всего на меня произвели впечатление личные дневники, вещи. Среди них рубаха, в следах крови партизана, которого пытали и убили в застенках гестапо. За ними, лежащими сегодня на витрине музея, стоят человеческие судьбы, большие страдания, смерть, личные трагедии и трагедия всего народа.

В одном из залов – большая грандиозная диорама сражения. Длина ее 14 м, высота 4,5м.


Посредине – самый большой зал. В нем княжеская семья Лопухиных принимала гостей и давала балы. Только рояль в углу зала, рядом изысканное кресло с накинутой шалью, напоминает о былой красоте и роскоши имения князей.

Дальше идем в парк рядом с дворцовым комплексом. Это произведение ландшафтного искусства: неожиданно большой, ухоженный, красивый. Его заложил польский князь Станислав Понятовский. Жан Анри Мюни, известный архитектор 18 века, на каменистых островах и берегах реки Рось создал парк в английских традициях. Сюда привезли множество экзотических растений. Позже новые хозяева добавили в дизайн нотки русского романтизма. Площадь парка примерно 97 га.

Действительно, это не только восхитительное, но и очень романтичное место над Росью. Уютные тенистые аллеи дарят летом прохладу, осенью – чарующую золотую красоту, весной – благоухание сирени. Скульптуры, фонтаны, изящные мостики, реликтовые деревья, загадочные гроты, родник Русалки, острова, каньоны, горы, поляны, рощи, шумки на реке — привлекают в парк туристов и местных жителей.

Живописная аллея.


Kаштан Тараса Шевченко.


Под ним Кобзарь в 1859 г. писал стихи и рисовал. Примерно так)))

А вот фонтан «Ян и Наталка». По преданию, молодой польский князь Ян и бедная украинская девушка Наталка полюбили друг друга. Но родители князя были против этой любви. Бедные влюбленные бросились вместе с высокой горы на гранитные камни реки Рось. Гора, у которой трагически погибли Ян и Наталка находится напротив фонтана. Она названа в честь влюбленных- Янталка.

 

Погуляв по парку, отправляемся в обратный путь. С моста окружной дороги видим посреди каменного острова «Зеленый» на реке Рось большую фигуру богатыря в кольчуге, шлеме и с копьем в руке. Это памятник Росичу, который создали в 1982 году. По легенде этот могучий богатырь жил во времена Древней Руси в Корсуни и оборонял город от набегов кочевников. Памятник- символ происхождения Киевской Руси и русичей от названия реки Рось. «Откуда Русь началась» — так говорят о Роси.

 

Городок Корсунь- Шевченковский для меня ассоциируется с этим легендарным богатырем Росичем. Некогда мощный, сильный, победоносный герой, сейчас постаревший богатырь с доброй душой.Вот такие впечатления от поездки в Корсунь-Шевченковский, уютный, славный и самобытный древний город.

А какие интересные города или села есть рядом с Вашим населенным пунктом? Напишите, пожалуйста, в комментариях)))

Читайте также :

=== Отдых в Карпатах. Город Сколе: достопримечательности, отели, легенды

=== Мукачевский замок «Паланок»: как добраться, история, легенды, фото

=== Львов за один день. Аромат кофе, шоколада и волшебства. Часть 1.

=== Каменец- Подольский — город солнца. Что посмотреть за один день. Достопримечательности, история, экскурсии, фото, отели.

=== Парк миниатюр; малоизвестная достопримечательность Львова. А также Дворец Потоцких и Музей искусства старинной книги.


Смотрите также

Описание: