Где находятся тарханы лермонтова в какой области


Тарханы — Википедия. Что такое Тарханы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России. Усадьба любимой бабушки поэта, Елизаветы Арсеньевой, урождённой Столыпиной. В Тарханах Лермонтов провёл свои детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области.

Официальное название — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».

В 17 км на юго-запад от с. Лермонтова в г. Белинском находится музей-усадьба В. Г. Белинского.

Архитектурный ансамбль усадьбы

В первый комплекс входят:

  • Барский дом
  • Церковь Марии Египетской
  • Людская изба (восстановлена)
  • Дом ключника (восстановлен)

Во второй комплекс входят:

  • Склеп Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним
  • Сельская церковь Михаила Архангела
  • Сторожка

Экспозиция

Кабинет Лермонтова

На территории усадьбы действует Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», образованный в 1939 году. Его площадь составляет 196 га. В фондах музея числится около 29 тысяч единиц хранения, из них основного фонда — 14,5 тысяч единиц. В Доме Ключника представлены экспозиции, посвящённые атмосфере, в которой Лермонтов жил в детстве (сцены из русского народного быта). В Людской избе организованы видеоэкскурсии, посвящённые двум его произведениям — стихотворению «Бородино» и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (посвящённой нравам времен Ивана Грозного).

Лермонтовский праздник

Традиционно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели культуры и искусства. В эти дни организуются специальные автобусные маршруты из Пензы, чтобы все почитатели творчества М. Ю. Лермонтова могли посетить этот праздник.

Галерея

  • Мельница и дом мельника

  • В заповеднике

  • Церковь Михаила Архангела

  • Барский дом осенью

  • Библиотека М. Ю. Лермонтова

  • Один из интерьеров барского дома на первом этаже

  • Один из интерьеров барского дома

  • Часть одного из интерьеров

Литература

  • Корнилов В. А. Тарханы: Музей-усадьба М. Ю. Лермонтова / Отв. ред. В. И. Вольпин; Обложка худ. Л. П. Зусмана. — М.: Гослитмузей, 1948. — 72 с. — (Литературные памятники и уголки СССР). — 8000 экз.
  • Тарханы: Лермонтовский музей-заповедник / Вступительный текст и фотографии А. Д. Семченко. — Л.: Лениздат, 1971. — 96 с. — 25 000 экз.
  • Арзамасцев В. Тарханы: Очерк-путеводитель / Лермонтовский музей-заповедник. — Саратов: Приволжское книжное издательство, Пензенское отд-ние, 1972. — 104 с. — 100 000 экз.
  • Арзамасцев В. П. Тарханы: Государственный лермонтовский музей-заповедник. — М.: Советская Россия, 1976. — 36 с. — 100 000 экз.
  • Низовский А. Ю. Самые знаменитые усадьбы России. — М., 2000. — С.397—399.
  • Пензенская энциклопедия. — М., 2001. — С. 128—129.
  • Российская музейная энциклопедия. — М., 2005. — С. 330.
  • Фролов П. А. Лермонтовские Тарханы. — Саратов, 1987.
  • Нефёдов В. В. Первый директор "Тархан". // Сура, 2016, № 5, стр.170-180.

Ссылки

Детство М.Ю. Лермонтова в Тарханах

Исследователь творчества Лермонтова Б.Т. Удодов писал: "Для Лермонтова детство — одна из немногих непреходящих человеческих ценностей". В поэме «Сашка», он, относящийся ко всему с глубокой ироничностью, тем не менее, восклицает:

К чему, куда ведет нас жизнь, о том
Не с нашим бедным толковать умом,
Но, исключая два-три дня да детство
Она, бесспорно, скверное наследство.

Описанию детских лет как одного из наиболее важных периодов в жизни главных героев отводится много места в таких произведениях М.Ю. Лермонтова, как «Люди и страсти», «Странный человек», «Вадим», неоконченная повесть «Я хочу рассказать вам», «Мцыри», «Сказка для детей» и др.» Огромное значение Лермонтов придавал своим детским, даже младенческим годам, их влиянию на всю последующую жизнь.

Хранится пламень неземной
Со дней младенчества во мне...
........................................
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала...

Лермонтов считал, что в детстве человек способен к всеобъемлющему восприятию мира. Интересно, что в юношеской записке он отмечал: «...В пятнадцать же лет ум не так быстро принимает впечатления, как в детстве». Детские впечатления остаются с человеком на всю жизнь: «Долго, долго ум хранит первоначальны впечатленья...»

Детство Лермонтова (почти половина его короткой жизни) прошло в Тарханах. Связь Лермонтова с Тарханами была прочной и органичной, и его детские и отроческие впечатления служили неиссякаемым источником для его поэтического воображения. Старший современник Лермонтова К.Н. Батюшков писал: «Ничто не может изгладить из памяти сердца нашего первых сладостных впечатлений... Если первые впечатления столь сильны в сердце каждого человека, если не изглаживаются во все течение жизни, то тем более они должны быть сильны и сохранять неувядаемую свежесть в душе писателя».

Детство великого русского поэта М.Ю. Лермонтова было особенным. Несмотря на смерть матери и разлуку с отцом, в Тарханах он был окружен заботой, любовью и лаской своей бабушки. Она создала все условия для его воспитания и развития. Маленькому Мише в тарханском доме были отведены две большие светлые комнаты. И.Н. Захарьин (Якунин), посетивший Тарханы в 1859 г., рассказывал, что по барскому дому водил их дворовый человек Ермолай Козлов, бывший с Лермонтовым на Кавказе: «Затем он повел нас наверх, в мезонин, в те именно комнаты, в которых всегда жил, находясь в Тарханах, Лермонтов». Так как детские обычно размещались в верхних этажах, то, скорее всего эти две большие светлые комнаты — детские Михаила Юрьевича. Можно предположить, что одна была спальная, вторая — игровая.

Первый биограф Лермонтова П. Висковатый писал:

«Елизавета Алексеевна так любила своего внука, что для него не жалела ничего, ни в чем ему не отказывала. Все ходило кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимою устраивалась гора, на ней катали Михаила Юрьевича, и вся дворня, собравшись, потешала его. Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, плясали, пели,играли, кто во что горазд... А летом опять свои удовольствия. На троицу и семик ходили в лес со всею дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех».

Ему вторит П.К. Шугаев:

«Заботливость бабушки о Мишеньке доходила до невероятия: каждое слово, каждое его желание было законом не только для окружающих или знакомых, но и для нее самой... Для забавы Мишеньки бабушка выписала из Москвы маленького оленя и такого же лося, с которым он некоторое время забавлялся; но впоследствии олень, когда вырос, сделался весьма опасным даже для взрослых, и его удалили от Мишеньки. Когда Мишеньке стало около семи-восьми лет, то бабушка окружила его деревенскими мальчиками его возраста, одетыми в военное платье; с ними Мишенька и забавлялся, имея нечто вроде потешного полка, как у Петра Великого во времена его детства... Миша Лермонтов любил устраивать кулачные бои между мальчишек села Тархан, и победителей, нередко с разбитыми до крови носами, всегда щедро оделял сладкими пряниками».

В детском гусарском мундирчике, сшитом по приказу бабушки для военных игр обожаемого внука, изобразил М.Ю. Лермонтова в семилетнем возрасте неизвестный художник.


Неизвестный художник. М.Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет. 1820-22
Институт Русской Литературы РАН (ИРЛИ, Пушкинский дом). Санкт-Петербург

А.Н. Корсаков со слов двоюродного брата Лермонтова М.А. Пожогина-Отрашкевича, жившего с ним какое-то время в Тарханах, писал:

«В свободные от уроков часы дети проводили время в играх, между которыми Лермонтову особенно нравились будто бы те, которые имели военный характер. Так, в саду у них было устроено что-то вроде батареи, на которую они бросались с жаром, воображая, что нападают на неприятеля. Охота с ружьем, верховая езда на маленькой лошадке с черкесским седлом, сделанным вроде кресла, и гимнастика были также любимым упражнениями Лермонтова. Так проводили они время в Тарханах».

А.П. Шан-Гирей (троюродный брат поэта), детство которого прошло в Тарханах, вспоминал, что летом были свои «удовольствия», а зимой любили играть в снежки. Также отмечал он, что «великим постом Мишель был мастер делать из талого снега человеческие фигуры в колоссальном виде», вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины».

Об этом рассказывал и М.Е. Меликов, знавший Лермонтова с детства: «Помню, что, когда впервые встретился я с Мишей Лермонтовым, его занимала лепка из красного воска: он вылепил, например, охотника с собакой и сцены сражения. Кроме того, маленький Лермонтов составил театр из марионеток, в котором принимал участие и я с Мещериновыми; пьесы для этих представлений сочинял сам Лермонтов... В личных воспоминаниях моих маленький Миша Лермонтов рисуется не иначе как с нагайкой в руке, властным руководителем наших забав».

Кроме оружия, оловянных солдатиков, шахмат, крашеных восков, акварельных красок и мелков, были у будущего поэта и другие игрушки. Имеется свидетельство Марии Ивановны Храмовой, жительницы г. Чембара: «Еще помню я, были мы с мамой у крымской тетиньки, у ней была дочка постарше меня. Отец был барин старый, служил судьей. Он умер, а в дому они жили, им остался в наследство. Девочка сидела, играла в игрушки солдатики, петушки фарфоровые околотые, синий стеклянный каток. Игрушки, говорила тетинька, что бабушка подарила из Тархан, старая госпожа Елизавета Алексеевна Арсеньева, она же Столыпина. Дуня, белокурая девочка, дала мне от себя игрушку, курочку рябую, долго береглась курочка, хотя хвостика не было».

Аким Павлович Шан-Гирей хорошо помнил актеров-кукол с вылепленными самим Лермонтовым головами из воску. Среди них была кукла, излюбленная мальчиком-поэтом, носившая почему-то название «Berquin» и исполнявшая самые фантастические роли в пьесах, которые сочинял Мишель, заимствуя сюжеты или из слышанного, или прочитанного». «Название куклы Berquin указывает, кто был источником драматических сюжетов для кукольного театра Лермонтова. Berquin — известный во второй половине XVIII в. автор одноактных пьес и детских рассказов, подражавший Жан-Жаку Руссо, прославившийся чувствительными романсами, один из которых распевался всем Парижем. Его рассказы в течение всего XIX в. составляли обязательную принадлежность учебных книг по французскому языку», — поясняет первый биограф поэта П. Висковатов.

Автобиографичны строки М.Ю. Лермонтова в неоконченной повести «Я хочу рассказать вам...»:

"Саша был преизбалованный пресвоевольный ребенок. Он семи лет умел уже прикрикнуть на непослушного лакея. Приняв гордый вид, он умел с презрением улыбнуться на низкую лесть толстой ключницы. Между тем природная всем склонность к разрушению развивалось в нем необыкновенно... Бог знает, какое направление принял бы его характер, если бы не пришла на помощь корь — болезнь опасная в его возрасте... Болезнь эта имела влияние на ум и характер Саши: он выучился думать. Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, он начал искать их в самом себе, воображение стало для него новой игрушкой".

Большое внимание уделяла Елизавета Алексеевна и домашнему образованию внука. Желая создать вполне подходящую обстановку для занятий, она наняла учителей и решила обучать внука вместе с сверстниками, с которыми он делил бы и часы досуга. Кроме Акима Шан-Гирея, Пожогиных-Отрашкевичей, здесь воспитывались братья Юрьевы, князья Максютовы и др. Одно время в Тарханах жили десять мальчиков. П.А. Висковатов, писал, что домашнее обучение в Тарханах Е.А. Арсеньевой обходилось до десяти тысяч ассигнаций в год. В программу обучения были включены немецкий, французский, латинский, греческий языки. Учился Миша прилежно, позже, уже в Москве, занимался и музыкой, хорошо играл на флейте, скрипке, фортепиано.

Источник: "Тарханский вестник" №17, л. 151 - 177

Тарханы усадьба Лермонтова - где находится?

Далеко за пределами Пензы известен Лермонтовский музей-заповедник Тарханы. Здесь прошло детство М.Ю.Лермонтова.

На Площади в 196 га расположился красивый архитектурный ансамбль. Количество экспонатов, рассказывающих о жизни великого поэта, впечатляет – 29 тысяч!

Сотрудники музея используют современные технологии, помогающие передать атмосферу прошлых веков. Видео инсталляции делают экскурсию более интересной.

В первый выходной день июля в Тарханах проходит традиционный Лермонтовский праздник. Здесь можно встретить видных литераторов, художников, творческую молодёжь.

Развернуть описание

Тарханы на фото

посмотреть на карте

51.8184°, 46.1879°N51.8184°, E46.1879° 51°49'N, 46°11'E 51°49'6"N, 46°11'16"E

На объекте побывали(0)

Координаты:

«Есть место, где я буду отдыхать»…

Картина пензенского художника Юрия ромашкова (1929 - 1998) "Похороны М.Ю. Лермонтова в Тарханах". Написана в 1963 году. Считается незаконченной, находится в картинной галерее п. Неверкино

 

Лермонтова считают провидцем, потому что он предсказал в стихах многие события. Что касается его собственной судьбы, он, кажется, знал ее с рождения

   В свои 17 лет Михаил Юрьевич пишет:

  ...я родину люблю
И больше многих:
      средь ее полей
Есть место, где я горесть       начал знать;
Есть место, где я буду       отдыхать,
Когда мой прах,
      смешавшися с землей,
Навеки прежний вид
      оставит свой.
 

О каком месте он мог сказать: «...где я горесть начал знать»? Конечно, об усадьбе своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в Тарханах - там он прожил до 14 лет и уж, конечно, первые горести успел узнать.

Смерть на чужбине

Но убит был Лермонтов на дуэли с Мартыновым в Пятигорске 15 июля 1841 года. Его друзьям пришлось преодолеть немало трудностей, прежде чем было получено разрешение на похороны.
   Духовенство не решалось предать прах земле по христианскому обряду без разрешения властей: убитый на дуэли приравнивался к самоубийцам, которым отпевание не полагалось.
   Не дал такого разрешения и комендант Пятигорска полковник В.И. Ильяшенков, перенаправив этот вопрос на рассмотрение Следственной комиссии, которая постановила, «что приключившаяся Лермонтову смерть не должна быть причтена к самоубийству» и что Лермонтов может быть погребен «так точно, как и в подобном случае камер-юнкер Александр Сергеевич Пушкин был отпет в церкви конюшень Императорского двора в присутствии всего города».
   Но в «Деле о погребении...» отмечено, что «...христианского погребения над телом наповал убитого… на дуэли поручика Лермонтова протоиереем Александровским отправляемо не было», что «.погребение его, Лермонтова, в церковную метрическую книгу внесено по надлежащему». Церковные причетники, участвовавшие в погребении, показали, что поэта « ...ни прежде, ни после» не отпевали, а «... только для угождения здешних начальников, во время провождения его до кладбища пели над ним «Святый Боже».
   Лермонтова похоронили в ограде Скорбященской церкви. На могилу положили простой камень с надписью «Михаил».

Долгая дорога домой

Девять месяцев Елизавета Алексеевна добивалась права на перевоз тела внука в Тарханы.
   9 февраля 1842 года пензенский гражданский губернатор сообщал епископу Пензенскому и Саранскому Амвросию: «Государь император, снисходя на просьбу помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной Столыпиной, изъявил высочайшее соизволение на перевоз из Пятигорска тела умершего там в июле 1841 года внука ея Михаила Лермонтова. в принадлежащее ей село Тарханы для погребения на фамильном кладбище с тем, чтобы упомянутое тело было закэпорено в свинцовом и засмоленном гробе и с соблюдением всех употребляемых на сие предосторожностей».
   За гробом внука Е.А. Арсеньева послала своих дворовых людей: дядьку поэта, А.И. Соколова, и двух слуг - Ивана Соколова и Ивана Вертюкова, которые были с Лермонтовым на Кавказе и знали, где он похоронен.
   27 марта 1842 года в присутствии городского надзирателя Мурашевского и жителей Пятигорска вскрыли могилу и гроб.
   «Барин лежал как живой, только с лица почернел», – вспоминал А.И. Соколов.

Колокола молчали...

21 апреля на Пасхальной неделе гроб привезли в Тарханы. В селе был траур, и священники не проводили обязательной для Пасхи праздничной службы.
   В Клировых ведомостях тарханской церкви Михаила Архистратига записано: «Учинен ему, священнику Теплову, с нижеописанным священником Троицким за неслужение в Высокоторжественные дни 1842 года, 17 и 21 апреля, благодарных молебствий выговор…».
   На двое суток гроб установили для последнего прощания (вероятнее всего, в церкви Михаила Архистратига, где могли совершить отпевание).
   23 апреля Михаила Юрьевича Лермонтова похоронили на фамильном кладбище, рядом с могилами матери и деда, в «особом склепе», стены и дно которого выложили кирпичом на известковом растворе, на дно установили три дубовых бруска и на них опустили свинцовый ящик, привезенный из Пятигорска. После этого кирпичный свод закрыл склеп.

Строили на века

В том же году над всеми тремя захоронениями была воздвигнута часовня. Долгое время считалось, что кирпичная часовня была сооружена еще при жизни поэта или по крайней мере прежде, чем гроб с его телом привезли из Пятигорска. В соответствии с этим ошибочным представлением в 1930-х годах даже была написана большая картина, на которой изображено, как в дверь часовни тарханские мужики вносят на плечах огромный гроб.
   На самом деле часовню построили уже над замурованной могилой Лермонтова. Подтверждением тому, что он погребен был в Тарханах под открытым небом, служат мраморный памятник на его могиле и металлическая решетка, его ограждающая. По церковным канонам такие памятники в часовнях не ставились. Их заменяли плиты с указанием имен похороненных. Так в часовне похоронили Е.А. Арсеньеву.
   Часовня ставилась на века: толщина кирпичных стен составила 85 сантиметров, фундамента - 95. Стены венчает свод, тоже кирпичный, покрытый железом, основанием здания служит плотный нетронутый глинистый грунт.
   В 1914 году последней владелицей Тархан М.В. Катковой в часовне были проведены ремонтные работы.

Вскрытие склепа

Фамильная часовня Лермонтовых, которой возвращен исторический вид

В 1934 году Президиум СреднеВолжского Крайисполкома(куда относилась на тот момент Пензенская область) объявил усадьбу Тарханы заповедником.
   В конце 1936 года по указанию Центральной комиссии по охране памятников склеп был вскрыт. Основанием тому послужили жалобы на то, что усыпальница Лермонтова находится в безнадзорном, запущенном состоянии, что гроб, будто бы висевший на цепях, в головной части сорван и повис на двух цепях, что многие по разным целям спускались и наносили всякого рода повреждения гробнице великого русского поэта...
   Комиссия, как записано в акте вскрытия, сделала следующие выводы:
   «Гроб никогда не висел на цепях, он стоит на деревянных дубовых, хорошо сохранившихся подкладках. Наклонений ни в какую сторону не имеет... При осмотре со всех сторон, кроме нижней части, установлено, что гроб тщательно запаян... Комиссия нашла всякого рода разговоры о проникновении в склеп Лермонтова абсолютной ложью и с глубокой удовлетворенностью отмечает хорошее состояние гробницы поэта».
   Склеп в тот же день замуровали, засыпали землей и щебнем, утрамбовали и сверху залили бетоном. Но перед этим комиссия дала возможность населению села Лермонтово в организованном порядке сверху взглянуть на гроб своего гениального земляка. Было пропущено до 500 человек.

На круги своя

Вскоре после работы комиссии, кому-то пришла мысль превратить часовню в мавзолей. Наверх ушла просьба открыть склеп. И такое разрешение было выдано Комиссариатом просвещения 17 февраля 1939 года.
   Доступ к гробу был открыт для всех граждан 1 мая 1939 года.
   Устройство мавзолея и особенно отопление часовни теплым воздухом от кондиционера, проложенные под землей воздуховоды, преградившие путь естественному движению грунтовых вод, поставили часовню под угрозу разрушения.
   Руководство музея предпринимало все возможное по спасению часовни, но требовались какие-то экстремальные меры. И они были предприняты: в 2013 году было осуществлено восстановление исторического вида захоронений Лермонтова и членов его семьи в соответствии с православной традицией и во имя сохранения этого святого места для потомков. А главное, во имя поэта, который желал в месте своего покоя «забыться и заснуть», а не быть на всеобщем обозрении.

Надежда Потапова, заместитель директора музея-заповедника «Тарханы».

Первая могила Лермонтова

Судьбу Михаила Юрьевича Лермонтова невольно сравнивают с судьбой его предшественника – Александра Сергеевича Пушкина. То же непонимание света, те же разногласия с Николаем I, та же гибель в молодые годы от пули на дуэли. В остальном же поэты разительно отличались друг от друга. Ловелас Александр и скромный юноша Михаил – оба вращались в дамском обществе. Только первый снискал славу героя-любовника, а второй воспринимался скорее как младший брат, хоть и пытался играть роль этакого светского льва. Подшучивания Пушкина над своими друзьями носили шуточный характер, язвительные подколки Лермонтова нередко провоцировали ссоры. По одной из версий гибель молодого писателя была калькой с пушкинской дуэли.

Лермонтов и Мартынов

Знакомство будущих дуэлянтов состоялось в школе гвардейских прапорщиков. Николай Мартынов учился на год младше, но это не помешало двум юношам сойтись. Во время отработки фехтовальных приёмов на эспадронах они часто становились партнёрами. Известно, что Михаил Юрьевич посещал родительский дом своего друга в Москве и даже ухаживал за сестрой Николая.

Дальнейшие пути гвардейцев вели на Кавказ. Лермонтов за стих «На смерть поэта» был сослан и разжалован в прапорщики, тогда как Мартынов отправился служить добровольно и участвовал в экспедиции кавказского отряда за Кубань. Воинская карьера Николая Мартынова пошла в гору. К моменту второй встречи накануне дуэли он был майором в отставке и удостоен ордена Св. Анны III ст. Молодой поэт пребывал в чине поручика, участвовал в боевых операциях, но орденами отмечен не был.

Ссора случилась по вине Михаила Юрьевича. Каждый раз при встрече он третировал своего школьного друга, высмеивал его черкесский наряд перед барышнями и даже поставил под сомнение его боевые качества, намекая на трусость. До наших дней дошли несколько эпиграмм в адрес «друга Мартыша» с довольно хлёстким содержанием. Несколько раз Мартынов пытался сгладить напряжённую обстановку, предупреждал Лермонтова о последствиях, говорил, что найдёт способ заставить его замолчать. Обидчик же спокойно заметил, что Николаю следует действовать, а не сотрясать воздух.

Дуэль

Сложно сказать, действительно ли Мартынов защищал свою честь или ввиду нетерпимости своего характера вызвал поэта на дуэль. С точки зрения высшего света оскорбления поручика, т.е. низшего по чину, в сторону майора, должны были рассматриваться как будто его облаяла собака или он наступил на коровью лепёшку – т. е. неприятно, но чести не умаляет. С другой стороны, Николай Соломонович уже на тот момент был в отставке, потому и воспринял оскорбления в свою сторону просто как дворянин от дворянина.

Сатисфакция была проведена в 6 часов вечера 15 июля 1841 года у подножия горы Маншук. По основной версии Лермонтов стрелял в воздух. Однако, учитывая спорные обстоятельства первой дуэли с Эрнестом Барантом, есть все основания утверждать, что поэт попросту промахнулся. Мартынов же, опытный стрелок, отправил пулю прямо в сердце. Скончался Михаил Юрьевич на месте.

Похороны Лермонтова

Через два дня состоялись похороны поэта. В отпевании Михаила Юрьевича было отказано. Священник В. Эрастов даже закрыл церковь в Пятигорске, потому гроб с телом просто обнесли трижды возле храма, а протоирей П. Александровский сопроводил усопшего к могиле. Тот же Эрастов в своём доносе утверждал, что «Лермонтова, как самоубийцу, надо было палачу привязать веревкой за ноги и оттащить в бесчестное место и там закопать».

По-иному отнеслись к гибели жители Пятигорска. На церемонию пришло множество людей. Гроб несли представители всех воинских подразделений, в которых служил убиенный: полковник С. Д. Безобразов (от Нижегородского драгунского полка), Н. И. Лорер (от Тенгинского пехотного), А. Ф. Тиран (от Лейб-гусарского) и А. И. Арнольди (от Гродненского гусарского). После захоронения на могилу водрузили камень со скромной надписью МИХАИЛ. Уже позднее его заменили на надгробную плиту с точным указанием звания, ФИО и дат жизни.

Посмертные высказывания

Немало злопыхателей из высшего света услышав о кончине Лермонтова произнесли: «Туда ему и дорога». Из уст в уста передавалась фраза Николая I «Собаке – собачья смерть», узнавшего о смерти поэта. Известно, что императрица Мария укорила супруга, после чего император перефразировал реплику: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Сергей Андреевский: «Только ему одному — но никому из окружающих — свыше было дано постигать тайную жизнь всей картины творения».

Виссарион Белинский: «Лермонтов был истинный сын своего времени».

Александр Блок: «Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы».

Перезахоронение в Тарханах

На следующий год, после хлопот бабушки Е. А. Арсеньевой, тело Лермонтова было выкопано и перевезено в семейное имение в Пензенской губернии. Останки были уложены в свинцовый и засмоленный гроб и так доставлены к фамильному склепу в Тарханах. Здесь же наконец совершилось отпевание Михаила Юрьевича в церкви Михаила Архистратига. Упокоение произошло 23 апреля 1942 года, рядом с могилами матери и деда.

Неподалёку от склепа высится дуб. Так родственница выполнила последнюю волю своего внука:

Надо мной, чтоб вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел

Первая могила в Пятигорске

После перезахоронения могильную плиту зарыли в землю. Случившееся позднее землетрясение разрушило старую церковь. Новое здание воздвигли на другом месте и место первоначальной могилы затерялось. Люди из похоронной процессии указывали на разные участки возле разрушившегося храма. Лишь в 1901 году специально созданная комиссия установила точное место первого захоронения поэта. В своих изысканиях члены комиссии опирались на:

  • Прижизненные свидетельства очевидцев. Данные были во многом противоречивы, поскольку события того дня происходили при скоплении большого числа народа.
  • Записи В. Эрастова, указывавшего место погребения Лермонтова на участке среди самоубийц.
  • Рисунок А. И. Арнольди, выполненный акварельными красками. Зарисовку могилы Лермонтова сослуживец по Гродненскому полку сделал на третий день после погребения.
  • Примерное местоположение бывшей церкви.
  • Расположение фамильного склепа Шан-Гиреев, как ориентир для поиска могилы.

В конце концов бетонный обелиск воздвигли на пустом месте, южнее склепа Шан-Гиреев. Комиссия посчитала кощунственным, устанавливать монумент на неизвестной могиле. Открытие памятника состоялось в очередную годовщину гибели Михаила Юрьевича. Вот только пятигорцев об этом факте не удосужились оповестить. На торжественной части поэтому присутствовали трое: журналист из «Русского слова», женщина-фельдшер из Баку и подрядчик Шульц.

Несколько лет могила оставалась безвестной. Сюда служащий кладбища сносил инвентарь, а на оградке его жена сушила бельё. Позднее ситуация изменилась. Тот же подрядчик Шульц позаботился о реставрации памятника и проведении панихиды 15 июля 1905 года. С тех пор до 1917 года в этот день ежегодно проводились торжества в честь убиенного поэта. Заведовала мероприятиями троюродная племянница Е. А. Шан-Гирей.

Любопытная легенда

В тот год, когда бабушка Е. А. Арсеньева совершала перезахоронение тела своего талантливого внука, в Пятигорске от сердечных ран покончил жизнь самоубийством некий архитектор. Дабы не рыть новой могилы, его останки захоронили на месте первого погребения Лермонтова. Лишь в 1944 году в архиве Ставропольского края было обнаружено подтверждение данному факту. Действительно, недолго проживший в Пятигорске архитектор Рисс, наложил на себя руки. Вот только случилось это несколькими годами позже.

В составе Государственного музея-заповедника

ВОВ принесла разруху всей территории СССР. Старинные склепы и памятники разрушались. Лишь к 1955 году на место первой могилы Лермонтова водрузили мемориальную плиту, отлитую из чугуна. Сам обелиск заменили на точную копию, выполненную из маншукского камня. В 1973 году данный участок кладбища вошёл в состав Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах.

23 июля 2019

Возможно, вам будет интересно:

Урок-экскурсия "М.Ю. Лермонтов. Тарханы"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью М.Ю.Лермонтова в Тарханах;
  • показать необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность;
  • воспитывать любовь к русской поэзии.

1 слайд
Здесь, в имении Е. А. Арсеньевой, бабушки М. Ю. Лермонтова, прошли дет. и отроч. годы поэта (1815—27), сюда он приезжал летом 1828 года, зимой 1835—36. Здесь были написаны поэмы «Черкесы», «Тамбовская казначейша», стихотворение «Умирающий гладиатор», драма «Два брата». Тарханские  впечатления легли в основу драм «Люди и страсти», «Странный человек», романа «Вадим», поэм «Сашка» и «Песня про царя Ивана Васильевича...», стихотворений «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина» и др..
В тарханской часовне покоится прах поэта.
«Тарханы» являются историко-культурным памятником России. Дом-музей им. М. Ю. Лермонтова открыт в 1939;  в 1969 преобразован в государственный  музей-заповедник. Указом Президента РФ от 2 апр. 1997 «Тарханы» включены в свод особо ценных объектов культурного наследия народов.

2 слайд.
В Тарханы, к стоявшему на полугоре усадебному дому в один из зимних дней 1814/15 года подъехал дальний московский обоз. Вместе с Елизаветой Алексеевной Арсеньевой вернулись в Тарханы из Москвы молодые супруги Лермонтовы, Юрий Петрович и Мария Михайловна. Они привезли с собой родившегося в Москве в ночь со второго на третье октября 1814 года своего сына. Открылась тарханская  лермонтовская хроника.

3 слайд
Отец Лермонтова , Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его – Кропотовка , Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера". Семейное их счастье продолжалось, по-видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему образов. "В слезах угасла моя мать", - говорил Лермонтов и помнил, как она певала над ним колыбельные песни.

4 слайд
Горячо любила Михаила Юрьевича воспитавшая его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, и память о ней тесно связана с именем поэта… По рассказам знавших ее в преклонных летах, она была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная неторопливая речь подчиняли ей общество и лиц, которым приходилось с нею сталкиваться. Она держалась прямо и ходила, слегка опираясь на трость, всем говорила «ты» и никогда никому не стеснялась высказать, что считала справедливым

5 слайд
Тарханы, бескрайние поля, чистый прозрачный воздух, закаты и просторы.
Здесь впервые детскому взору открылось тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек.

6 слайд
От бывшего Чембарского тракта к усадьбе ведет прямая дорога. Въезд на усадьбу проходит по плотине Барского пруда, обсаженной ветлами. На восточном берегу пруда в зарослях сирени просматриваются строения: старый арсеньевский амбар и восстановленная конюшня. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом.

7 слайд
По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное, такого не встретишь в других дворянских усадьбах.

Слайд 8
В западной части усадьбы сразу же за домом начинался "роскошный сад, расположенный на полугоре". Аллеи акаций, куртины жимолости и жасмина, заросли черемухи и сирени и теперь главное украшение парка. В 1829 году
Лермонтов писал:
Приди ко мне, любезный друг,
Под сень черемух и акаций,
Чтоб разделить святой досуг
В объятьях мира, муз и граций.

Слайд 9
Перед самым домом в парке разбиты клумбы. "Кусты сирени, жасмина и розанов окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи.
В поэме "Черкесы" юный поэт опишет родные места, усадьбу, где вырос:

Свод неба синий тих и чист;
Прохлада с речки повевает,
Прелестный запах юный лист
С весенней свежестью сливает.
Везде, кругом сгустился лес,
Повсюду тихое молчанье;
Струёй, сквозь темный свод древес
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи и корни золотит.
Лишь ветра тихим дуновеньем
Сорван, листок летит, блестит,
Смущая тишину паденьем.

Слайд 10.
Эта аллея, начинающаяся у церкви Марии Eгипетской и круто спускающаяся вниз, носит название "темной", данное ей Лермонтовым в стихотворении "1-е января":
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

Слайд 11.
Аллея приводит к тому месту, где на берегу пруда в пору детства
Лермонтова, была беседка (в настоящее время восстановлена). В одном из ранних стихотворений "Цевница" он вспоминал.

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты
Беседку тайную, где грустные мечты
Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:
Там некогда стоял алтарь и муз и граций,
И куст прелестных роз, взлелеянных весной.
Там некогда, кругом черемухи млечной
Струя свой аромат, шумя, с прибрежной ивой
Шутил подчас зефир и резвый и игривый.
Там некогда моя последняя любовь
Питала сердце мне и волновала кровь!..

12 слайд
По аллеям можно пройти в дальний уголок парка, где на вершине холма сохранилось место детских игр поэта. Два земляных укрепления, поросшие травой, — "траншеи". Они были устроены специально для военной забавы Лермонтова.
Лермонтов в детстве особенно увлекался этой забавой по возвращении из Пятигорска, куда бабушка возила  его для поправки здоровья и где он много слышал о войне с горцами. Был у него даже свой «полк», который состоял из его сверстников.
«Когда Михаил Юрьевич подрос и вступил в отроческий возраст, - рассказывают старожилы села Тарханы, - были ему набраны однолетки из дворовых мальчиков, обмундированы в военное платье, и делал им Михаил Юрьевич учение, играл в воинские игры, в войну , в разбойников». 
С упоением слушал юный Лермонтов рассказы бывалых солдат о походах и сражениях. И столько же раз звучала в те дни ставшая впоследствии знаменитой фраза: „Скажи-ка, дядя..."

13 слайд
Дорожка к "траншеям" ведет через дамбу Среднего пруда, дремлющего в окружении ветел:
Все тихо — полная луна
Блестит меж ветел над прудом,
И возле берега волна
С холодным резвится лучом.

14 слайд
От дома на юг ведет к пруду еще одна аллея. Совсем недавно, спустившись по ней, можно было увидеть дуб, по преданию, посаженный Лермонтовым. Дуб погиб во время бури в 1995 году. Рядом с этим местом расстилается фруктовый сад — Средний. В этом саду, когда Лермонтов был ребенком, стояла
"разрушенная теплица". Ныне она восстановлена

15 слайд
Лермонтов часто в своих произведениях вспоминал Тарханы. Вот так вспомнился ему далекий родной край:

И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

16 слайд  .
Лермонтов очень любил укромные уголки тарханского парка
Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье...

17 слайд
И даже звуки, которые когда-то в детстве нечаянно коснулись его слуха, оживают в бессмертных строках:
Все тихо; и в глуши лесов
Не слышно жалобного пенья
Пустынной иволги: лишь там
Весенний ветерок играет,
Перелетая точно по кустам;
В глуши кукушка занывает;
И на дупле как тень сидит
Полночный ворон и кричит.

18 слайд
Дом ключника.
“На дворе в шагах в ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание, о котором приводит в волнение все его престарелое существо”, - писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.
Дом восстановлен на прежнем фундаменте в 1968году по проекту архитектора Дубровина. Основой при восстановлении послужила гравюра XIX в.
М. Рашевского. Рядом с домом растут несколько старых вязов, сохранившихся с лермонтовских времен.
В этом небольшом деревянном флигеле — доме привилегированных слуг тарханской барыни, ключницы и конторщика, — экспозиция "Друг! этот край... моя Отчизна".

19 слайд
Крестьянская одежда лермонтовского времени, старинный ткацкий станок, окованный железом сундук, вышитые полотенца, глиняная посуда вводят посетителей в круг забот и переживаний тарханских крестьян. В нескончаемых трудах и заботах проводил день за днем подневольный русский мужик. Лишь в редкий праздник мог он развернуться во всю ширь, забыть про беды и горести.
Таким удалым и бесшабашным выглядит русский крестьянин на рисунке неизвестного художника ХIХ века „Русская пляска".
И может быть, такую пляску вспоминал Лермонтов незадолго до гибели:
И в праздник вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужиков.

20 слайд
ЛЮДСКАЯ ИЗБА
По другую сторону от барского дома расположено кирпичное здание людской избы, восстановленное по аналогам XIX в. на старом фундаменте в 1979 году.
В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В 1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых, включая женщин и детей, 176 человек.
По произведениям поэта в людской избе создана экспозиция "Люблю Отчизну я...". В ее основе - представление романа "Вадим", стихотворений "Отчизна",
"Предсказание", "Бородино", поэмы "Песня про ... купца Калашникова".

21 слайд
Край лермонтовского детства — Тарханы, Их легко узнать в этих строках и сейчас.
Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в котором помещается теперь лермонтовский музей, подняться по внутренней деревянной лестнице на второй этаж и через две лермонтовские комнаты выйти на большой балкон — и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтово, дымится в утренний час за прудом, который во влажных осоках, поросший тростником, камышом и рогозом лег в извилистые берега, дремлет, не отошедший от ночного сна.
Самый роскошный вид на Большой пруд и на село открывался со стороны барской усадьбы. В усадьбе же самое высокое место принадлежало господскому дому, а в нем—комнатам в мезонине. В них с 1818 года жил Лермонтов. Все окна этих комнат обращены на запад,на пруд и село.

22слайд
ЗАЛА
Самая большая комната барского дома – зала обставлена роскошной мебелью конца XVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий
Петрович. Рос Лермонтов болезненным ребенком, до 4 лет не умел ходить. И часто, ползая по застланному сукном полу, рисовал на нем мелом. Вероятно, рисунки его были довольно хороши, если именно с листом бумаги и мелком будущий поэт изображен на самом ранне

“... Есть место, где я буду отдыхать...” - Новости

Трудно представить, что пережила хозяйка Тархан, Елизавета Алексеевна Арсеньева, после того, как известие о гибели внука достигло ее слуха. “Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем”, - писала когда-то Арсеньева своей приятельнице. Страшная весть сразила бабушку поэта в Петербурге. Один из современников вспоминает: “В конце июля 1841 года к Бороздиной прибежал лакей от Арсеньевой сказать, что барыне дурно, что получено письмо с Кавказа о смерти Михаила Юрьевича. Меня послали к ней, мы с лакеем быстро пробежали через задние ворота и нашли Елизавету Алексеевну на полу без памяти. Подняли ее на кровать, послали за доктором, а когда она пришла в себя, то сказала, что Лермонтов убит майором Мартыновым на дуэли”.
В своем письме от 26 августа 1814 года Екатерина Столыпина сообщает: “... они [родственники] объявили Елизавете Алексеевне, она сама догадалась и приготовилась, и кровь ей прежде пустили. Никто не ожидал, чтобы она с такой покорностью сие известие приняла, теперь все Богу молится и собирается ехать в свою деревню, на днях из Петербурга выезжает”.
В более позднем письме от 18 сентября 1841 года сестра Вареньки Лопухиной, Мария, рассказывает о Елизавете Алексеевне: “Говорят, у нее отнялись ноги и она не может двигаться. Никогда не произносит она имени Мишеля, и никто не решается произнести в ее присутствии имя какого бы то ни было поэта”.

Картина К. Федотова, 1997 год. “Тарханы. Печальные вести”. Холст, масло

 

Для бабушки случившееся было катастрофой, изменившей не только ее физическое состояние, но и пошатнувшее, возможно, религиозные устои. “И я ли не молилась о здравии Мишеньки этому образу, а он все-таки его не спас”, - так, по преданию, она сказала об иконе Спаса Нерукотворного и приказала перенести ее из дома в сельскую церковь. Смерть настолько часто разрушала надежды и планы тарханской помещицы, что не было никакой возможности оправиться от удара. Елизавета Алексеевна жила ради будущего, и этим будущим был ее внук. Понятно ее желание вернуть прах любимого внука в Тарханы, под сень родных святынь, среди которых – церковь Михаила Архангела, могилы деда и матери неподалеку, тогда еще не укрытые стенами и куполом часовни.

Тарханской помещице предстояли непростые хлопоты для того, чтобы получить высочайшее разрешение на перевоз и перезахоронение тела М.Ю. Лермонтова, первоначально погребенного в Пятигорске. Фонды и архивы музея располагают копиями скорбных документов тех лет, которые сопровождали возвращение поэта в милые его сердцу Тарханы.
В январе 1842 года из канцелярии Министерства внутренних дел гражданскому губернатору Пензы было направлено предписание, разрешавшее перевезти тело поэта в Тарханы. 9 февраля 1842 года губернатор отправил соответствующее письмо епископу Пензенскому и Саранскому Амвросию.

В траурную поездку за гробом отправились тарханские крестьяне Андрей Иванович и Иван Абрамович Соколовы, вместе с ними – Иван Николаевич Вертюков.
В.А. Корнилов, автор первого путеводителя по дому-музею, отмечал наличие в Тарханах подробных рассказов о перевозке останков поэта из Пятигорска:
“Елизавета Алексеевна очень любила своего внука и подолгу молилась о здоровии Миши. Как пришла весть о его смерти, словно громом она ее поразила. С лица она совсем изменилась, надела на себя все черное. Стала хлопотать о перевозе тела в Тарханы. Снарядили наших тархановских и поехали на Кавказ. После рассказывали мужики, что в деревянном гробу он целехонький лежал, только потемнел немного. Вложили они деревянный гроб в свинцовый, запаяли его и тронулись обратно. Долго ездили мужики, далек был путь – три месяца туда и обратно.
Старик Филипп Морозов потом говорил, что когда везли гроб и остановились кормить лошадей в селе Песках, Кирсановского уезда, то наши поспорили с тамошними, и те говорили: “Вот наш барин [Мартынов] убил вашего, и ему ничего не было, потому что ваш шел против царя”.

В распоряжении лермонтоведов до сих пор нет документов, подробно описывающих события весны 1842 года. Обращаясь к запискам М.И. Храмовой, которая в 1908 году со слов А.А. Воскресенской зафиксировала:
“Гроб с телом Михаила Юрьевича везли из Пятигорска через Чембар. Это было на пасхальной неделе. На улицах собралось много народа. Елизавете Алексеевне заранее сказали, когда привезут гроб в Чембар. Она приехала туда и остановилась у родных своих Шан-Гиреев.
Когда гроб, покрытый черным бархатом, привезли в Чембар, около церкви служили панихиду. Народ знал, что Михаил Юрьевич умер не своей смертью, а его убили несправедливые люди. И от этого было еще больше жалости. Иные мужики и бабы плакали. Многие из чембарских ходили провожать гроб далеко за Чембар.
Елизавета Алексеевна шла за гробом тихо, низко опустив голову. Шан-Гирей и Евреиновы вели ее под руки. А за ними ехала тройка лошадей.
Приехали в Тарханы, уж тут народа сошлось! Со всего села да из ближайших деревень”.

Людская память ненадежна и, возможно, какие-то детали событий, записанных через 66 лет после их свершения, переданы неточно или дополнены воображением. Однако мы все же видим в этом рассказе главное: крестьяне и дворовые любили Михаила Юрьевича и ценили его гуманное отношение к ним.
В тарханы печальный груз был привезен на пасхальной неделе 21 апреля (по старому стилю) 1842 года. Печаль охватила село и окрестности, священнослужители не произвели положенных благодарственных молебнов на пасхальные дни, видимо из сочувствия к горю Е.А. Арсеньевой, за что понесли наказание. Запись из клировой ведомости:
“Учинен ему [священнику Теплову] с нижеписанным священником Троицким за неслужение в Высокоторжественные дни 1842 года, 17 и 21 апреля, благодарственных молебствий выговор, и обязаны они подпискою впредь производить положенные молебствия по гибели не упустительно. Декабря 27 дня сего 1842 года”.

Рапорт чембарского исправника от 24 апреля 1842 года сообщил о перезахоронении праха поэта на фамильном кладбище 23 апреля...

“Во исполнение предписания Вашего превосходительства от 9 февраля сего года за №1251 честь имею донести, что помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой внука Михайлы Лермонтова тело из Пятигорска перевезено в город Чембар 21 апреля и того же числа перевезено в село Тарханы, где тело погребено 23 апреля на фамильном кладбище в свинцовом ящике и с соблюдением всех употребляемых на сей предмет предосторожностей”.

Рапорт чембарского исправника пензенскому гражданскому губернатору А. Панчулидзеву о захоронении М.Ю. Лермонтова, 1842 год, фотокопия

 

Казалось, в Тарханах поэт обрел вечный покой. Но начались революционные годы, затем пришли тридцатые. В 1936 году с целью проверки слухов о вандализме, проявленном в отношении захоронений под сводами часовни, был проделан вход к слепу, где стоял на дубовых брусках металлический ящик. Убедившись, что все находится в полном порядке, комиссия распорядилась вновь замуровать отверстие. Однако вскоре родилась идея устройства мавзолея. Это привело в изменению микроклимата часовни. В 2013 году руководство музея-заповедника “Тарханы” восстановило захоронение поэта в историческом виде, ныне прах поэта в соответствии с православными обрядами покоится в земле родных ему Тархан. Сбылось юношеское предсказание поэта:
...я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать;
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

Прошло более 170 лет, склоняется и шумит рядом с часовней “темный дуб”, а благодарные потомки приходят к священному месту, чтобы почтить память “высочайшего поэта” и родных ему людей.

Фамильная усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых

Могила Михаила Лермонтова - С миру по нитке — LiveJournal

Знаете, что за сооружение такое? Это фамильная часовня-усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых

Это то самое место, где хранится прах великого поэта Михаила Лермонтова

После гибели Лермонтова его прах в металлическом саркофаге был перевезен из Пятигорска и захоронен в склепе 23 апреля 1842 года. Рядом с могилами его матери и деда. В том же году над могилами была сооружена часовня.
Сам же склеп появился раньше, в 1810 году, когда в том месте был захоронен Михаил Васильевич Арсеньев, дед поэта. В 1817 г. была похоронена Мария Михайловна, мать Лермонтова.
Вот так выглядит могила Михаила Юрьевича, за которой видны могилы его матери и деда

Там же была похоронена и бабушка поэта, Е.А. Арсеньева. Но её захоронили чуть в стороне, надгробием сделав вот такую мемориальную плиту

Рядом со склепом расположена церковь Михаила Архангела

Строили церковь в течении 13-х лет, с 1826 по 1839 годы. Сейчас, в августе 2018 г., церковь находится на реставрации

А между часовней-склепом и церковью находится могила Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта

Похоронен Ю.П. Лермонтов был в с. Шипово, а сюда его могила была перенесена только в 1974 году

Рядом - небольшой парк с вот такой вот сторожкой

Дорога, ведущая к фамильной часовне-усыпальнице Лермонтовых, выглядит вот так

И с этой дороги посетитель первым делом видит церковь

А находится это место в селе Лермонтово, недалеко от музея-заповедника "Тарханы"

Разрешение на перевоз праха М.Ю. Лермонтова в Тарханы. 1842

ПРЕДПИСАНИЕ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О РАЗРЕШЕНИИ ПЕРЕВЕЗТИ ПРАХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА ИЗ ПЯТИГОРСКА В ТАРХАНЫ. 1842

Министерство
внутренних дел
Канцелярия
Отделение 1.Стол 1.
21 января 1842 г.
№ 481.

По
высочайшему
повелению.

Господину Пензенскому Гражданскому Губернатору

Государь император, снисходя на просьбу помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной Столыпиной, изъявил высочайшее соизволение на перевоз из Пятигорска тела умершего там в июле месяце прошедшего года внука ее Михаила Лермонтова, Пензенской губернии, Чембарского уезда в принадлежащее ей село Тарханы, для погребения на фамильном кладбище, с тем, чтобы помянутое тело закупорено было в свинцовом и засмоленном гробе и с соблюдением всех предосторожностей, употребляемых на сей предмет.
Сделав в исполнение таковой высочайшей воли надлежащее распоряжение и препровождая к вашему превосходительству конверт для доставления г. Арсеньевой, я представляю Вам сделать зависящее от Вас по означенному предмету распоряжения во вверенной Вам губернии.

Подлинное подписал министр внутренних дел Перовский…

ГАПО, ф. 5, оп. 1, д. 2618, л. 80 — 80 об.


Часовня-усыпальница над могилой М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Репродукция с рисунка Б. Подбельского. 1893


Внутренний вид часовни над могилой М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Гравюра. 1891

Памятник Лермонтову в Тарханах: описание, фото

Государственный музей-заповедник Тарханы - это не только одно из самых живописнейших мест в России, но и выдающийся культурный и исторический памятник.

Лермонтову в Тарханах посчастливилось провести значительную часть своей жизни. Здесь он сделал первый шаг, произнес первое слово, написал первые детские стихи. Именно в Тарханах, в родовом склепе, покоится его тело.

Короткая, но яркая жизнь

Михаил Юрьевич прожил короткую, но яркую жизнь: поэт погиб на дуэли от пули коварного и озлобленного Николая Мартынова. Несмотря на небольшой отведенный срок, всего 27 лет (3 (15) октября 1814 г. – 15 (27) июля 1841 г.), Михаил Юрьевич проявил себя как многосторонне развитая, многогранная личность. Прекрасные стихи, прозаические и драматические произведения несут в себе глубокий смысл, который неведомым образом был доступен писателю еще в юношеские годы.

Его перу принадлежит первый русский социально-психологический и философский роман «Герой нашего времени», который знаком каждому российскому школьнику.

Биография писателя наполнена постоянными разъездами, путешествиями и иногда вынужденными скитаниями.

Детство и образование

Первый переезд состоялся тогда, когда Лермонтову было всего полгода. Семья юного Михаила переехала из московского дома генерала Толя в родовое имение бабушки, расположенное в селе Лермонтово Пензенской области. Именно здесь находится уникальный в своем роде, «домашний», невоенный памятник Лермонтову.

В Тарханах писатель получил начальное образование. Уроки проводились на дому, так как, по воспоминаниям бабушки, Е. А. Арсеньевой, мальчик рос болезненным и слабым. Из-за слабого здоровья в юношеском возрасте его часто возили на Кавказ лечиться.

В 1830 году поступил на нравственно-политическое отделение Московского университета. В 1832-м – в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Звание корнета лейб-гвардии Гусарского полка получил в ноябре 1834-го.

Первые ссылки. Влияние Кавказа

В феврале 1837 года из-за неугодного правительству стихотворения «Смерть поэта» Михаил был сослан на Кавказ. Благодаря стараниям бабушки ссылка продлилась не год, а всего несколько месяцев. Однако даже короткое пребывание там кардинально изменило принципы восприятия поэтом природы и жизни. Начинается путь Лермонтова как писателя и живописца.

Вторичная ссылка на Кавказ (1840 г.) состоялась после дуэли с сыном французского посла. Ссора с Эрнестом де Барантом произошла во многом из-за досадного недоразумения. Пылкому французу кто-то сообщил, что он был мишенью высмеивания в одной из эпиграмм Михаила Лермонтова. Дуэлянты разъехались, не пролив ни капли крови.

Ссылка, последовавшая за стычкой с Барантом, существенно отличалась от первой: вместо народного фольклора - боевые действия, вместо романтических настроений - хладнокровная выдержка и мужество.

Пятигорск. Печальное окончание жизненного пути

Зима 1840-1841 гг. стала для Михаила Юрьевича периодом несбывшихся мечтаний. Приехав в Петербург, он хотел подать в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературному поприщу, но не отважился пренебречь мнением бабушки. Мария Павловна с раннего детства видела грандиозное будущее Михаила. И связано оно было с военным делом. Возвращаясь в полк, Лермонтов встретил А. Г. Реми (бывшего сослуживца), который подарил ему портсигар. Он стал памятным и ценным экспонатом в музее-заповеднике, расположенном в Тарханах, там же находится памятник Лермонтову.

Тарханы стали последним приютом писателя после несчастного и трагичного окончания дуэли с Николаем Мартыновым.

Первое захоронение было произведено на пятигорском кладбище 17 июля 1841 года, но благодаря стараниям Марии Павловны, бабушки поэта, тело Лермонтова было перевезено в родовое имение. Душа Михаила Юрьевича обрела покой после погребения в фамильной часовне 23 апреля 1842 года.

Пройдемся по памятным местам

Десятки творений рук человеческих помогают сохранить память о творчестве и личности М. Ю. Лермонтова. Одним из таких трудов является памятник Лермонтову в Тарханах. Сочинение писателя Валерия Канонова кратко рассматривает все мемориальные доски и монументы в честь поэта. Написана работа к двухсотлетнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича.

В память о Лермонтове созданы многочисленные мемориальные доски, бюсты, музеи-заповедники и дома-музеи. Все они связаны со значимыми для него местами: Ставропольским краем (города Железноводск, Лермонтов, Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск), Москвой и Московской областью (усадьба Середниково), Пензой и Пензенской областью (г. Каменка), Санкт-Петербургом, Краснодарским краем (Кубань, Тамань, Геленджик), Чеченской республикой (города Чечня, Порабоч, Грозный), Владикавказом (Северная Осетия), Кабардино-Балкарией (г. Терек, Нальчик), Воронежем, Тверской областью (г. Вышний Волочёк), Ростовом-на-Дону, Великим Новгородом, Волгодонском (Ростовская обл.), Тамбовом, Кусарами (Азербайджан), Тбилиси (Грузия), Тарханами и даже Китаем.

Тарханы – милый сердцу край

Бескрайние поля и леса, извилистые речки, тенистые рощи – это все окружало Михаила Юрьевича с самого детства. Здесь писатель впервые влюбился. Впоследствии он писал: «Кто мне поверит, что я знал любовь, имея 10 лет от роду?»

Спустя годы барская усадьба была преобразована в Государственный лермонтовский музей (1939 г.). Еще через 30 лет он сменил свой статус на Государственный музей-заповедник «Тарханы».

Музей-заповедник композиционно можно разделить на три экспозиции: барский дом, церковь Михаила Архангела и усадьба Апалиха. Отдельным этапом экскурсионной прогулки является остановка под тенистыми деревьями вблизи дороги. Здесь, недалеко от барского дома, 9 июня 1985 года был воздвигнут памятник Лермонтову.

Тарханы памятны для потомков не только как место упокоения поэта и писателя, но и как пример безграничной любви к малой родине. Михаил Юрьевич нередко вдохновлялся природой и нравами людей, проживающих в селе Лермонтово:

… Я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать;

Есть место, где я буду отдыхать…

Монумент, созданный супружеской четой

В число лермонтовских памятников входят два, которые созданы и спроектированы одним скульптором - О. Комовым.

Первая статуя воздвигнута в 1981 году совместно с архитекторами Ю. Пеньковым и Н. Ковальчуком. Расположен памятник в городе Лермонтове Ставропольского края.

Скульптор О. Комов вместе с женой проектировал второй памятник Лермонтову в Тарханах.

Фото наглядно показывает, что именно это творение его ума и рук наиболее близко народу: обыденная одежда, непринужденность позы и задумчивый взгляд.

Точное его расположение - Государственный музей-заповедник «Тарханы» Пензенской области. Однако памятник существует не в единственном экземпляре: аналогичный монумент установлен в парке «Музеон» в Москве.

Рукотворный памятник Лермонтову. Тарханы

1985 год ознаменован созданием скульптуры, которая увековечила писателя в образе думающего, мыслящего и одухотворенного человека. Ранее Михаила Юрьевича изображали в облике гусара, военного, именно поэтому памятник Лермонтову в Тарханах уникален. Кроме этого, в нем чувствуется связь поэта с родными краями.

Тарханы оставили неизгладимый след в творчестве прозаика, поэта и драматурга. Очень часто он обращается к милым для сердца местам в своих произведениях.

Мировоззрение Михаила начинало формироваться на просторах родового имения в селе Тарханы. Природа, люди, проживающие здесь, стали источником и вдохновением для многих его произведений. Например, роман «Вадим» - это отголосок Пугачевского бунта, который затронул и Пензенскую губернию.

Памятник Лермонтову в Тарханах. Описание

Тарханы – это памятный семейный уголок, с которым связана половина недолгой жизни Михаила Юрьевича. Наверное, поэтому от здешнего монумента веет домашней теплотой, спокойствием и умиротворением.

Памятник Лермонтову в Тарханах скульптор создавал вместе с супругой и замечательным архитектором Ниной Ивановной Комовой. Образ писателя, созданный супругами, гармонично вписывается в окружающую обстановку: взаимосвязь безмятежности природы и непринужденной позы Михаила Юрьевича косвенно указывает на существенную роль, которую играли Тарханы в жизни драматурга.

Чем для посетителей музея примечателен памятник Лермонтову в Тарханах? Картинки, иллюстрирующие окружающую обстановку и сам монумент, помогут ответить на данный вопрос.

Если посмотреть издалека, то может создаться ощущение, что в тени ветвистых кустов сидит живой человек, который просто решил немного отдохнуть после прогулки.

Немаленькую роль в создании образа имеют детали бронзовой скульптуры. В отличие от остальных монументов, памятник Лермонтову в Тарханах показывает не официального военного, а обычного человека, в котором ощущается неразрывная связь с природой, родными просторами. На такую мысль нас наталкивает простая повседневная одежда, в которую облачен писатель, и безмятежное выражение лица.

Любимое место туристов

Памятник Лермонтову в Тарханах упоминается не только в научных статьях, но и в путевых очерках обычных обывателей. Можно встретить много хвалебных отзывов о посещении музея-заповедника. Но отдельные эмоции у всех вызывает сам памятник Лермонтову в Тарханах.

Описание монумента всегда сводится к одному: думающий, но безмятежный вид, спокойная поза и немного печальные глаза. О чем грустит поэт, сидя на лавочке в дорогом для сердца месте: о том, что прожил так мало, или о том, что погиб вдалеке от дома? К сожалению, мы никогда об этом не узнаем…


Смотрите также

Описание: