Где находятся пирамиды ацтеков


Пирамиды Мексики

Ступенчатые пирамиды — важная часть архитектуры народов, населявших некогда территорию Мексики. Пирамиды Теотиуакана, Чичен-Ицы, Ушмаля — наиболее популярны у туристов. Именно они обычно приходят на ум при упоминании мексиканских пирамид. Но древних пирамидальных сооружений на территории этой страны намного больше. Их созданием в разное время занимались разные народы, и, конечно, все они отличаются друг от друга.

Эль-Тахин возник в период расцвета доколумбовой культуры Веракрус на побережье Мексиканского залива в районе нынешнего города Поса-Рика. На территории более чем в тысячу гектар расположены многоярусные пирамиды, площадки для игры в мяч, статуи с изображением богов, жилища жрецов и индейских вождей. Расцвет Города грома, как переводится его название с языка тотонаков, пришелся на IX-XII века. Тогда он занимал территорию более 10 квадратных километров, а его население составляли несколько тысяч человек.

В центре города находится дворцово-храмовый комплекс, большинство строений которого возведено в период с 600 по 900 г. н. э. Пирамида Эль-Тахин или пирамида Ниш посвящена верховному богу-громовержцу Тахину — покровителю дождя. Семиярусная конструкция, высота которой достигает 25 м, украшена глубокими нишами, идущими вдоль уступов.

В основании пирамиды — квадрат со стороной 35 метров. Все семь ярусов пирамиды имеют квадратные ниши, выкрашенные изнутри в красный цвет и украшенные рельефами, изображающими змей. Таких ниш — 365. На восточном склоне сделана лестница, украшенная мозаикой и насчитывающая 364 ступени.

Город был разрушен в начале XIII века. Пожар, как предполагают ученые, заставил жителей города покинуть его. До конца восемнадцатого века европейцы не знали о существовании Эль-Тахина. Лишь в 1875 году случайно была обнаружена пирамида Ниш.

Тула — древняя столица тольтеков, одной из главных доколумбовых культур Месоамерики. Обычно ее отождествляют с мифическим городом Толланом. Тула расположена в 65 км к северо-западу от Мехико на берегах одноименной реки.

Наиболее известным из сохранившихся сооружений является Пирамида Утренней Звезды, на платформе которой стоит группа пятиметровых каменных скульптурных изваяний воинов, поддерживавших когда-то крышу храма. У входа стоят крупные статуи змей.

В XIII веке Тула была разрушена. Огромные фигуры воинов у подножия пирамиды были ритуально закопаны и благодаря этому сохранились до сегодняшнего дня.

Город Цинцунцан в XIII веке основал народ пурепеча. В том же веке он стал столицей государства, известного среди историков как Тараско. Площадь города составляла около 7 км². Древний Цинцунцан расположен на склоне, немного выше современного города.

Ритуальное сооружение народа пурепеча представляло собой платформу, состоящую из 10 ступеней (общей высотой 13 м). На платформе стояли пять погребальных пирамид, насчитывающих 12 ступеней.

Испанцы, прибывшие в 1529 году в Цинцунцан, сожгли заживо правителя Тангахуана II и разрушили город с тем, чтобы использовать его камни для сооружения католических соборов и домов для испанской администрации. Но пирамиды частично сохранились.

Теотиуакан — заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от города Мехико в муниципалитете Сан-Хуан-Теотиуакан. Пирамиды Теотиуакана являются одними из самых известных мексиканских пирамид. Их часто называют пирамидами ацтеков, хотя это и не так.

О Теотиуакане известно очень немного. Он был покинут за 700 лет до того, как в XV веке там появились ацтеки, давшие ему это название. Первые поселения были основаны в этих местах еще в V веке до нашей эры, а в V столетии нашей эры Теотиуакан являлся крупнейшим городом Центральной Америки. Современные исследователи считают, что площадь этого древнего поселения составляла 26−28 кв. км, а население — около 200 тыс. человек.

Одни из главных и самых старых построек Теотиуакана — пирамида Солнца и пирамида Луны. Пирамида Солнца — крупнейшая постройка города Теотиуакан и одна из самых крупных в Мезоамерике. Она располагается на Дороге Мертвых между пирамидой Луны и Цитаделью в тени массивной горы Серро-Гордо и является частью большого храмового комплекса.

Пирамида представляет собой 5-ярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то небольшой храм. Высота пирамиды — почти 64,5 метра, длина сторон основания 211, 207, 217 и 209 метров, общий объём — 993 тыс. кубометров. Пирамида Солнца выполнена из булыжника, глины и земли, облицована камнем. Вероятно, ориентация пирамиды имеет некоторое антропоголическое значение. Она ориентирована с уклоном на северо-запад к точке захода солнца на горизонте, когда дважды в год — 12 августа и 29 апреля — предопределялся календарный год теотиуаканцев.

У северного конца Дороги Мертвых расположена пирамида Луны — почти точная, но уменьшенная на треть копия Пирамиды Солнца. Ее высота составляет 42 м, основание -150 на 130 м. Но из-за особенностей рельефа, вершины пирамид расположены на одном уровне.

Шочикалько — древнее доколумбовское поселение в западной части мексиканского штата Морелос, расположенное в 25 км к югу от города Куэрнавака и в 85 км к югу от Мехико.

Основной церемониальный центр и жилищные постройки (большая часть которых не откопана) расположены на длинных террасах на склонах искусственно выравненного холма. Поселение было впервые основано в 200 году до н. э., но развилось в городской центр только к периоду 700 — 900 года н. э. Практически все сохранившиеся строения были построены в этот период.

На территории поселения сейчас располагаются храм Пернатого змея, храмы в форме террасных пирамид, дворцы, три поля для игры в мяч, парные, необычный ряд круглых алтарей и пещера с вырезанными ступенями.

Чолула — город, расположенный в мексиканском штате Пуэбла. В Чолуле находится пирамида времен тольтеков, известная также как Тлачиуальтепетль. Это крупнейшая по объему пирамида в Мексике, и вообще в мире. Длина ее основания — 440 м, высота — 77 м.

Древняя пирамида скрыта под слоем глины, что делает ее больше похожей на естественную гору, чем на древнее место поклонения. На вершине этого холма испанцами была построена церковь Пресвятой Девы Утешительницы.

Большая часть Чолульской пирамиды выстроена из необожженных кирпичей. Однако в начале XX века археологи раскопали и восстановили одну сторону пирамиды, которая обложена камнем. Причем там часто встречаются вставки из хорошо обработанных гранитных блоков с нанесенным на них орнаментом. Также археологи обнаружили туннели, пронизывающие пирамиду в различных плоскостях. В некоторые из них открыт доступ посетителям.

Монте-Альбан — крупное доколумбовское поселение на юго-востоке Мексики, в штате Оахака. Расположено на низком горном хребте, проходящем в центральной части долины Оахака.

Основание Монте-Альбана относится приблизительно к IV веку до н. э. В пору своего расцвета (200−700 гг. н. э.) город занимал площадь 40 кв. км, а его население превышало 20 тыс. чел. На искусственно выровненной гигантской площади на вершине холма и сегодня высятся ступенчатые пирамиды. На спускающихся террасами склонах сохранились остатки дворцов, стелы с надписями, каменная лестница шириной 40 м и другие сооружения. Стены зданий были украшены мозаиками, фресками, рельефами.

Главным богом местных жителей был бог дождя Косихо. Ему была посвящена главная пирамида города, венчающая вершину холма.

Паленке — крупнейшие руины древнего города майя, расположенные на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас. Здесь обнаружено более тысячи строений, подробно изучена и восстановлена лишь часть из них.

Именем Паленке город нарекли испанцы, во времена майя он назывался Лакам-ха — «Большая вода». Возникнув около 100 года н. э., поселение достигло своего расцвета в период с 630 по 740 годы. После 900 года Паленке опустел. Окружающая местность известна самым высоким уровнем осадков на территории Мексики, благодаря чему постепенно город скрылся за густыми тропическими зарослями и впал в забвение вплоть до 1746 года, когда его обнаружили испанцы.

В центре городища, на десятиметровой платформе, возвышается дворец, служивший резиденцией местным правителям. Это величественное сооружение, площадью 104×80 м, состоящее из галерей, лестниц, затейливых лабиринтов подземных ходов и множества помещений с выходами в четыре внутренних дворика.

К юго-востоку от дворца расположилась Паленкская триада, в нее входят Храм Солнца, Храм Креста, Храм лиственного креста. Все эти названия даны религиозным сооружениям, благодаря мотивам, превалирующим в росписи их стен и алтарей.

Также в непосредственной близости ко дворцу находится Храм Надписей. Это самое высокое здание комплекса, высота его пирамиды составляет 23 м, и чтобы оказаться на ее вершине необходимо преодолеть 69 ступеней.

Комалькалько — бывший город цивилизации майя, расположенный примерно в 60 км к северо-востоку от города Вильяэрмоса в мексиканском штате Табаско.

В Комалькалько находится самый западный из храмов майя. В связи с нехваткой известняка, здания в этом городе сооружались из обожжённого кирпича, которые скреплялись известковым раствором из размолотых раковин устрицы.

Здания в основном относятся к позднеклассическому периоду, 700—900 гг. н. э. Многие кирпичи украшены изображениями. Наиболее известные здания: северная площадь, пирамиды «большой акрополь» и «восточный акрополь».

Калакмуль — в прошлом могущественный город майя, столица Канульского царства. Расположен в мексиканском штате Кампече, глубоко в джунглях региона Петенского бассейна. Эпоха расцвета Калакмуля приходится на период между 200 и 700 годами н. э.

В 1931 году Калакмуль был обнаружен американцем Сайрусом Ланделлом. Калакмуль занимал площадь приблизительно в 30 км² и насчитывал больше 100 крупных строений, а всего строений около 5000. Среди сооружений доминируют две пирамиды, которые принято называть «Структура I» и «Структура II» высотой 45 м. Самая большая пирамида имеет длину сторон в 140 м.

Эцна — археологический памятник культуры майя на севере мексиканского штата Кампече. Город был населён уже в 400 г. до н. э., и был заброшен около 1500 г. н. э. В поздний классический период Эцна входила в государство Калакмуль. Город был обнаружен в начале XX столетия.

Классический период существования Эцны пришелся, как и везде на Юкатане, на 600−900 г. нашей эры. Именно тогда на свет появились самые значительные архитектурные памятники этого города. Среди них — главный храм, стоящий на пирамидальной основе высотой сорок метров.

Город стоял на болоте. Индейцы проделали огромную работу по дренированию местности, построив сложную и обширную систему каналов и водохранилищ.

Ушмаль — крупный город майя на северо-западе полуострова Юкатан, в 68 км южнее города Мерида.

Ушмаль был заселен в 8 веке до н. э., на пике могущества (около 800−900 н. э.) насчитывал около 25 000 жителей. Именно в этот период были построены большинство сохранившихся монументов. Но процветание длилось недолго. Когда на рубеже 10−11 веков тольтеки взяли под контроль полуостров Юкатан, строительство в Ушмале прекратилось, город стал приходить в упадок. А незадолго до прихода испанских конкистадоров он был окончательно заброшен.

Пирамида Мага — самый высокий монумент (35 м) и главная достопримечательность археологического комплекса Ушмаль. Ее также называют Пирамидой гнома. Оба названия происходят от легенды о волшебном карлике. Вылупившись из яйца, он стал взрослым за один день и построил эту пирамиду за одну ночь. На самом деле, археологические раскопки показывают, что пирамида Мага возведена в результате пяти этапов строительства поверх ранее построенных пирамид. Начиная с 6 века, она регулярно увеличивала высоту, вплоть до 10-го века.

Чичен-Ица — политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан в Мексике. Расположен в 120 км к востоку от города Мерида.

Город Чичен-Ица был основан, вероятно, около 455 года. Он может быть условно разделен на две группы. В первую включены строения, датируемые VI-VII вв. н. э. и относящиеся к периоду культуры майя. Вторая группа зданий относится к периоду тольтеков X-XI вв. н. э.

Город был захвачен тольтеками в X веке. В середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 была разгромлена объединенным войском трех городов-государств — Майяпана, Ушмаля и Ицмаля. Ко времени испанских завоеваний Чичен-Ица представляла собой развалины.

Эль-Кастильо (она же пирамида Кукулькана) была главным строением города. Пирамида с квадратным основанием имеет девять ступеней. На вершину ведут окаймленные балюстрадой четыре лестницы, которые начинаются на первом этаже в виде чуть приподнятой змеиной головы и продолжают свой путь словно змеиное тело на верхний этаж. Каждая лестница состоит из 91 ступени, и если число ступеней умножить на количество лестниц, то в получится 364 ступени и 365-я ступень вершины пирамиды символизирует последний день минувшего года. На вершине расположен храм, вход в который, украшенный колоннами в виде змеиных тел, находится с северной стороны.

К востоку от Эль-Кастильо находится еще одно известное сооружение Чичен-Ицы: Храм Воинов. Он состоит из четырех платформ, с трех сторон окруженный круглыми и квадратными колоннами. Квадратные колонны вырезаны в форме воинов тольтеков. Во время реставрации часть колонн восстановили и поставили на прежнее место. На вершине Храма Воинов установлена скульптура Чаак-Моол в форме полулежащего человека.

Обсерватория — еще одна известная достопримечательность Чичен-Ицы. Испанское слово Эль-Караколь означает «винтовая лестница» (она находится внутри). Сквозь отверстия в стенах башни астрономы майя наблюдали за движениями движением Венеры, Солнца Луны и других небесных светил, высчитывали весенние и осенние дни равноденствия, день летнего солнцестояния. Астрономические навыки майя помогали предсказывать даже солнечные затмения.

Ацтекская империя — Википедия

Ацтекская империя — раннеклассовое государство в XIV—XVI веках в Центральной Америке, созданное ацтеками. Империя включала в себя центральную часть современной Мексики.

Империя ацтеков, также называлась Тройственным союзом, Мексиканской империей или империей Теночка. Тройственный союз был сформирован из племенных группировок, которые победили в ходе гражданской войне между городом Аскапоцалько и его подвластными провинциями. Несмотря на первоначальную концепцию империи как союза трех самоуправляемых городов-государств, Теночтитлан быстро стал доминирующим в военном отношении.

Тройственный союз ацтеков вел захватнические войны и быстро расширялся после своего образования. В скором времени союз контролировал большую часть центральной Мексики, а также некоторые более отдаленные территории в пределах Мезоамерики, такие как провинция Соконочко (ацтекский эксклав около современной границы Гватемалы). После захвата новых территорий ацтеки оставили у власти правителей завоеванных городов, если они соглашались выплачивать союзу полугодовую дань, а также отправлять юношей и мужчин воевать в армии ацтеков, когда это необходимо для военных действий союза. В свою очередь, власти Ацтекской империи обеспечивали защиту и политическую стабильность на захваченных территориях и способствовала созданию там единой, развитой экономической системы. К тому времени, когда испанцы прибыли в 1519 году, земли союза фактически находились под властью Теночтитлана, в то время как другие союзники по альянсу взяли на себя вспомогательные роли.

Ацтекская империя была весовым субъектом территориального, политического и экономического контроля, существовавшего в центральной части Мезоамерики в период позднего пост-классического периода до завоевания.

Государственная религия империи была политеистической, то есть ацтеки поклонялись разнообразному пантеону богов, который включал десятки божеств. Божествам поклонялись в храмах столицы Теночтитлан. Культы, и вправду были достаточно разновидными. В частности, имперским религиозным культом ацтеков был культ Уицилопочтли, выдающегося воинственного бога-покровителя Мексики. Людям в завоеванных провинциях было разрешено сохранять и свободно продолжать свои собственные религиозные традиции, если они поклонялись имперскому богу Уицилопочтли в своих местных пантеонах.

В 1521 году империя была уничтожена испанскими конкистадорами во главе с Эрнаном Кортесом.

Название Ацтекской империи происходит от народа, её создавшего — ацтеков. В свою очередь, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то к северу от Теночтитлана.

Сами же ацтеки называли себя мешика (от этого слова происходит название Мексика), или теночка и тлальтелолька — в зависимости от города происхождения — Теночтитлан, Тлателолко.

Расширение территории ацтеков

Происхождение[править | править код]

Предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан. Согласно легенде, бог солнца и войны Уицилопочтли сказал ацтекам, чтобы они обосновались там, где увидят такую картину: орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. После долгих скитаний, они наконец увидели то, о чём говорил им бог солнца. В 1325 году они основали город на острове, посреди озера Тескоко, и назвали его Теночтитлан.

Вначале ацтеки платили дань Кулуакану, затем Аскапоцалько. Но в 1429 году они уничтожили Аскапоцалько, став независимыми. Затем Ацтекское государство образовало вместе с Тескоко и Тлакопаном Тройственный союз. Члены союза должны были согласовывать внешнюю политику, вместе вести войны и делить захваченную добычу. Но вскоре Тлакопан утратил своё значение и стал вассалом Ацтекской империи. Тескоко же, юридически оставаясь союзником ацтеков, завидовал их успехам, становясь всё более и более враждебным. Закончилось это тем, что тескокцы помогли испанцам во время их осады Теночтитлана в 1521 году.

Гибель ацтеков[править | править код]

Государство ацтеков находилось на пике могущества, когда в 1519 году на его территорию вторглись испанцы во главе с губернатором Кубы Эрнаном Кортесом. Кортес возглавил морской поход для покорения новой страны с высокоразвитой культурой, прилегавшей к юго-западному побережью Мексиканского залива. Про существование Ацтекской империи испанцы узнали только в предшествующем году (благодаря экспедиции Хуана Грихальвы), но слава о ее золоте успела докатиться до Испании. Эрнандо Кортес отплыл с Кубы 18 февраля с 11 кораблями, на борту которых было 508 солдат, 16 лошадей и несколько пушек. Сначала он приплыл с 10 кораблями к острову Косумель. Затем он обогнул полуостров Юкатан и пристал к мексиканскому побережью, где основал город Веракрус.

Когда испанцы продвигались по побережью к столице империи ацтеков, возникли политические затруднения, еще более усложнившие положение ацтеков. Города-государства, расположенные между долиной Мехико и побережьем, представляли независимые государства, и если они платили дань правителям долины, то делали это очень неохотно. Поэтому многие из этих племен, например тотонаки, приветствовали испанских захватчиков как силу, дающие возможность поднять открытое восстание. Другие, вроде совершенно независимых и воинственных тлашкальцев, подвергли могуществу Кортеса испытанию в открытом сражении, и когда испанцы вышли из него победителями, тлашкальцы сделались самыми верными их союзниками.

Когда испанский конкистадор Эрнан Кортес и его товарищи прибили в Теночтитлан, их поразило уведенное, что им казалось, будто они грезят наяву. Все здания были каменными, улицами — чистыми и опрятными, город идеально спланирован. Ничего подобного они никогда не видели. Великолепие столицы ацтеков совершенно не сочеталось с жестокими человеческими жертвоприношениями, уведенными испанцами в храмах: людей выволакивали на ступени и вырезали сердца. Захватив Теночтитлан, конкистадоры взяли в заложники императора Монтесуму II. Но в 1520 году против оккупантов началось восстание, в ходе которого испанцы были изгнаны, а Монтесума погиб. В 1521 году Кортес вновь захватил Теночтитлан. Империя ацтеков перестала существовать. Средняя продолжительность жизни ацтеков составляла 41,2 года у мужчин и 42,1 у женщин. В XVI веке в результате эпидемии «европейской» болезни — кишечного тифа — умерло около 15 млн ацтеков, то есть более 80 % населения.[1]

Ацтекское государство не было империей в традиционном понимании этого слова. Хотя ацтеки стремились к завоеванию новых территорий, они не ставили цели их присоединения к своему государству. Подчинённые города и племена платили дань, терпели у себя ацтекских наместников, но имели широкую автономию и сохраняли своих прежних правителей.

Правители ацтеков (тлатоани) избирались на совете старейшин и воинов из числа представителей династии Акамапичтли.

Роль и значение общины нагляднее всего выявляется положением в ней каждого отдельного члена, охарактеризованным в 3-й части «Кодекса Мендосы». Кодекс представляет собой пиктографический источник по истории и культуре ацтеков.

Социальное устройство[править | править код]

Население ацтекских племен теоретически было демократическим. Человек являлся членом семьи, которая в свою очередь принадлежала к группе семей, составлявших род. Двадцать таких родов обычно образовывали племя, и каждый из них вершил свои собственные дела, но вопросы, имевшие значение для племени в целом, решались совместно с другими родами в особом совете, который состоял из старейшин всех родов. Совет назначал одного вождя племени для ведения гражданских и религиозных дел и второго — для руководства военными действиями. Первоначально это устройство предназначалось для простых земледельческих общин и возникло, вероятно, еще во времена «Средних культур», но затем оно преобразовалось в сложную систему многочисленного и высокоразвитого города-государства.

Классы[править | править код]

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (аст. macehualli, люди), или крестьянство, и пилли (аст. pilli), или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. В армии ацтеков существовало два элитных класса: воины-ягуары и воины-орлы.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса: почтека (аст. pochtecatl), или торговцы. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

Источники[править | править код]

Ссылки[править | править код]
Литература[править | править код]
  • Николай Сычёв. Книга династий. — АСТ, Восток-Запад. — Т. 2005. — 960 с. — 2500 экз. — ISBN 5170324960.
  • Тюрин Е.А., Зубарев В.Г., Бутовский А.Ю., «История древней Центральной и Южной Америки»
  • Бородулина Наталья Владимировна — Энциклопедия великих цивилизаций прошлого. Тайные города, древние предсказания, утраченные знания. — Ростов н/Д: Владис, 2011. — 512 с. :ил.—(Историческая библиотека) — ISBN 978-5-9567-1260-3
  • Diaz del Castillo, Bernal, The Discovery and Conquest of Mexico (1576), Cambridge, MA, Da Capo Press, 2003. — ISBN 0-306-81319-X.
  • Durán, Diego, History of the Indies of New Spain (c. 1581), University of Oklahoma Press, 1992.
  • Alvarado Tezozomoc, Hernando, Crónica Mexicana (c. 1598), Mexico City: Universidad Nacional Autónoma de Mexico, 1978.
    Доацтекские культуры
    Города и регионы
    Правители Теночтитлана
    Соперники и соседи
    Войско, оружие
    Общество, семья, экономика
    Мифология и религия
    Язык, письменность, источники
    Науки, философия
    Культура, искусства, литература
    Разное (быт, личности, другое)

    Конкиста и ранний колониальный период

    Конкистадоры
    Хронисты, историки, лингвисты
    Губернаторы
    События

Мексиканские пирамиды под слоем глины. Свидетели потопа

В свое время на сайте RADOSVET выкладывал эту статью. Но сайт закрыли и много интересной информации было утеряно. На удивление, в сети нашлась ее копия с фотографиями.

Чолула. Местное сооружение носит название "пирамиды". Но если придерживаться строгих геометрических критериев, для него лучше подошло бы название "искусственный холм", хотя некоторое подобие граней в основании все-таки прослеживается. На вершине холма ныне расположен католический храм.

Официальная версия - испанцы, во времена завоевания засыпали строение глиной (тысячи тонн - вот делать было нечего) и на вершине построили церковь.

Согласно излагаемой официальной версии, ходы внутри "пирамиды" общей протяженностью около 8 километров проделаны археологами, исследовавшими стадии строительства "пирамиды". Однако не только сама протяженность, но и реальные параметры ходов заставляют сильно усомниться в таком их происхождении.

Во-первых, абсолютно не характерный для раскопок двускатный остроконечный свод. Заметно увеличивая трудозатраты на его создание, он не дает сколь-нибудь значимого выигрыша в прочности свода. Более того, в ряде мест есть нечто вроде "пробных шурфов", углубляющихся в стенки проходов на небольшое расстояние. Эти "пробные шурфы" имеют вполне привычный для археологических раскопов неровный полукруглый свод без какой-либо остроконечности.

Во-вторых, в наклонных коридорах далеко не везде имеются ступеньки. Вместо них встречаются и ровные наклонные поверхности, и даже своеобразные желоба, что представляет по меньшей мере неудобство для археологов.

И в-третьих, нередко ступеньки в наклонных коридорах заканчиваются тем, что просто упираются в потолок. Это - вообще абсолютно бессмысленная конструкция для археологов.
Все указывает на то, что археологи лишь вскрыли древнюю систему внутренних коридоров, местами расчистив, а местами, возможно, и подлатав ее.


Ходы упираются в грани пирамиды


И вполне вероятно, что их прорыли именно исследователи, археологи для того, чтобы понять объем пирамиды и выяснить, имеются ли входы в нее.

Зона, доступная туристам заметно ограничена. То тут, то там попадаются закрытые на замок решетки. Замки простенькие, но отвертка, прихваченная с собой, не подошла по толщине. Сколько раз уже приходилось жалеть о том, что с собой нет отмычек - и снова то же самое...

Система коридоров многоуровневая. Горизонтальные коридоры расположены строго по "квадратно-гнездовому" методу - под прямым углом друг к другу и параллельно сторонам "пирамиды". Коридоры между уровнями имеют одинаковый наклон в 45 градусов (на глаз) - как вверх, так и вниз (система имеет ярус или ярусы ниже уровня земли). Протяженность наклонных коридоров различная - есть коридоры между соседними уровнями, а есть и очень длинный (не сговариваясь, мы прозвали его Большой Галереей), уходящий вверх во тьму...

Западная сторона

На западной стороне - конструкция, которая и на фото, и при взгляде издали создает впечатление полного новодела. Но и тут не обошлось без сюрпризов.

С южной стороны этой конструкции лежат гранитные (!) блоки с весьма качественной обработкой. Такие же блоки оригинального происхождения включены в саму пирамидальную конструкцию - посреди современной имитации из бетона. Подобные блоки требуют машинной обработки или, по меньшей мере, наличия пил, способных разрезать гранит.

Тут же срез склона дает, на мой взгляд, по меньшей мере косвенные свидетельства допотопного происхождения "пирамиды": внешняя часть склона представляет собой смытую потопной волной конструкцию (хаос камней и земли), которую позднее укрепили индейцы (а археологи "восстановили") внешней каменной кладкой.

Тут же: водосток и вход во внутреннюю систему коридоров "пирамиды":

С северной стороны западной пирамидальной конструкции: сплошной новодел и "вход" в наклонный тупик. А чуть поодаль - нечто типа водовода из сильно отличающихся блоков: где-то мелкие плоские камни, а где-то - крупные блоки с серьезной обработкой. Хотя наиболее "сохранившийся" блок и вызвал у нас подозрения, что это - уже современный бордюрный камень (в этом мнении сошлись далеко не все), другие менее ровные блоки также вызывают сомнения в их ручном изготовлении.

Более подробно про данную пирамиду А.Скляров показывает в своем фильме: Запретные темы истории - Неизвестная Мексика.

Источник

Паленке

Что могут скрывать еще не раскопанные и нереставрированные сооружения?.. Их здесь хватает. В том числе и тех, что внешне напоминают пирамиды...

Эту, по-видимому, откопали:

Источник

Читал одну информацию от туриста, что работы в джунглях продолжаются и сейчас. Откапывают, реставрируют. Все это под охраной, близко никого не пускают. Делают это еще и для того, чтобы потом направить туристов на новый объект. По большей части, все это наследие сейчас служит лишь как способ заработать.

Пирамиды Мексики. Для чего строили пирамиды майя?

Вторыми по величию, после египетских, являются мексиканские пирамиды. Они имеют неправильную форму, их грани сбоку более пологие, чем передняя или задняя. Их угол наклона граней достигает 75 градусов. У этих пирамид есть лестницы. Первоначально считалось, что пирамиды служили некими пьедесталами для местных храмов. Поверх старой пирамиды, раз в 52 года возводилась новая. Индейцы, населявшие Мексику в те времена, верили, что за этот период подходит конец одной эпохи и мир обновляется.

Самым загадочным местом в Мексике является город Теотиуакан. До сих пор неизвестно когда и кем он был построен. Загадочным является и его исчезновение - вместе со всеми жителями по непонятной причине около тысячи лет назад. Ацтеки, населили эти места спустя 700 лет после того, как более ранние жители, по непонятной причине, покинули город. Они верили, что город Теотиуакан построили некие боги-великаны, чтобы помочь людям, дать им свои знания и умения. Тольтеки думали, что в этом месте родилось солнце. А современные ученые мексиканцы допускают и имеют научные доказательства, что когда-то давно в Теотиуакане была расположена база НЛО. Одним из доказательств в их пользу является одна особенность: город по своему строению очень точно копирует Солнечную систему. Современные жители Мексики полагают, что основная улица Теотиуакана могла быть взлетной полосой для прилетающих на нашу Землю инопланетных космических кораблей.

Три главные пирамиды Теотиуакана копируют своим строением расположение звезд из созвездия Орион, точно как пирамиды Египта. Местные полагают, что одна из пирамид придает энергию, друга - чистит души от грехов. Поэтому туристы посещают эти сооружения, чтобы полежать на ровных площадках вверху пирамид, подпитываясь их энергией.

Наибольшая пирамида Теотиуакана посвящается Солнцу. Это огромное сооружение из пяти ярусов с обрубленной вершиной, где некогда стоял храм. Пирамида построена из кирпича и камня. Ученые подсчитали, что для того, чтобы построить такое сооружение потребовалось бы около 20 000 человек и его строительство занимало бы несколько десятилетий. Но ссылаясь на местные источники, историки пришли к выводу, что пирамиды строились в течение 4 столетий.

Пирамида, посещённая Луне в высоту несколько меньше, но она располагается на возвышенности и визуально выглядит такой же высокой. К вершине пирамиды ведут очень узкие ступени. Они настолько круты, что сверху кажется, что им нет конца.

Еще одним городом-загадкой древней Мексики является - Чичен-Ицу - удивительный и таинственный город. Некогда он являлся столицей легендарной империи майя. Одно из знаменитых сооружений здесь носит название Замок, ей около 1500 лет. Эта пирамида - настоящий календарь, созданный из камня. Ее грани возвышаются девятью террасами, которые делятся лестницей на 18 террас. В календаре древних индейцев было 18 месяцев, а не как у нас – 12. Каждая лестница имеет 91 ступень, и еще одну большую и общую для всех ступень. Всего их 365. На вершине возвышалась статуя великого бога-ягуара. Ему приносились кровопролитные и жестокие человеческие жертвоприношения. Майя были очень кровожадным племенем. Но и очень разумным.

Но главная загадка пирамиды - это бог Кетцалькоатль, он сделан в виде пернатого каменного змея. Во время равноденствия, в 4 часа, тропинка из солнечных зайчиков спускается вдоль пирамиды к Кетцалькоатлю, и создается видение, что каменный Змей ползет вниз. Чтобы увидеть это удивительное и необычное зрелище в Мексику приезжают сотни туристов со всего мира.

Ну а последние пирамиды здесь построены совсем недавно, относительно других пирамид. Ацтеки возвел их в столице своего государства Теночтитлане, ныне известной, как город Мехико.

Пирамиды Майя | Мир необъяснимого и неопознанного

Пирамиды Майя- стародавние пирамиды, сделанные цивилизацией древних индейцев Майя, которые находятся в большей степени на местности Мексики на полуострове Юкатан. Пирамид в Мексике довольно много. Почти все находятся под слоем земли, покрытого густо растущими тропическими растениями, и представляют из себя зеленые возвышенности. Большая часть пирамид представляет собой многослойные сооружения. Самая старая пирамида расположена внутри, а над ней размещаются несколько наиболее поздних облицовок-надстроек и совсем не похожа на известную пирамиду Хеопса в египте.

Пирамиды в Мексике представляются не только лишь произведением рук майя, тут находятся и пирамиды остальных цивилизаций которые являются чудесами света, так сколько же чудес света на самом деле.

Некоторые из пирамид содержат двойную структуру, состоящие из 2-ух пирамид: пирамид ацтеков и пирамид майа, находятся подобно матрешке — одна в другой. Древние пирамидальные построения обнаружены в столице тольтеков — Туле, они окружены необычными многотонными головами из камней таинственных созданий.

Известны и пирамиды Теотиуакана, столицы ацтеков. В Теотиуакане неплохо сохранились 2-е наикрупнейшие пирамиды — Солнца, 225 м. в ширину и 65 м. в высоту и Луны, 150 м. в ширину и 42 м. высотой. Также храм самого известного из богов майя — Кецалькоатля, который одухотворял светлое и благое начало. Построения размещены так же, как три звезды в поясе Ориона.

Другая не менее известная — пирамида в Чолула — наибольшая в мире, по своему объему она превосходила пирамиду Хеопса. Теперь набольшая часть пирамиды подвержена разрушению и представляет из себя холм, заросший лесом, на верхушке которого возвышается католический храм. Еще одна зрелищная группа пирамид — Митле и Монте — Альбана, находится близко городка Оахаки.

Самые известные пирамиды Майя размещены на полуострове Юкатан- это пирамиды в Кобе, Чичен-Ице, Ушмале, Тулуме, Кобе и Эк-Баламе.

Чичен Ица известна пирамидой Кукулькана (так она именуется на языке майя) либо пирамидой Кетцалькоатля (на языке тольтеков). Именно эта пирамида майя вошла в новый список семи чудес света. Чичен Ица — большой город, который сначала принадлежал майя, после этого тольтекам, а потом ацтекам.

И хотя на сегодня взгляду туристов раскрывается значимая часть Чичен Ицы (6 квадратных км), все еще десятки сооружений не раскопаны. Помимо пирамиды Кетцалькоатля здесь вы увидите поле для игрушки в мяч, группу тысячи колонн, храм воинов, древнейшую обсерваторию, храм Черепов.

Ступенчатые пирамиды — Википедия

Ступенчатая пирамида — архитектурное сооружение, в котором используются плоские платформы или ступени, постепенно уходящие вверх и образующие форму близкую к геометрической пирамиде. Ступенчатые пирамиды это сооружения характерные для нескольких культур, которые на протяжении всей истории строили их. Как правило подобные сооружение большие и выполнены из нескольких каменных слоёв. Данный термин относится к пирамидальным сооружениям, которые появились независимо друг от друга в разных цивилизациях не имевших между собой контактов.

Зиккурат в Уре.

Зиккураты это большие религиозные сооружения, построенные в месопотамской долине и в западной части Иранского нагорья, имеющие форму ступенчатой пирамиды с террасами, постепенно уменьшающимися к вершине. Известно около 32 месопотамских зиккуратов, 28 из которых в Ираке и 4 в Иране. Наиболее известными зиккуратами считаются Зиккурат в Уре, Дур-Куригальзу, Чога-Занбиль, Сиалк и другие. Зиккураты строили шумеры, вавилоняне, эламцы и ассирийцы. Предшественниками зиккуратов считаются храмы на поднятых платформах или террасах относимые к Убейдскому периоду,[1] строительство которых продолжалось на протяжении 4000 лет вплоть до VI века до н. э. Самый древний зиккурат относят к Раннединастическому периоду в Южной Месопотамии.[2] Его многоярусная структура имела прямоугольную, квадратную и овальную платформы. Зиккурат имел пирамидальную форму. Зиккурат был построен на основе адобов, а облицовка из обожжёного кирпича. Облицовку покрывали цветной глазурью. На некоторых глазированных кирпичах встречались царские имена. Количество ярусов могло колебаться от двух до семи со святилищем на вершине зиккурата. Поднимались к вершине по специальным пандусам, расположенным на одной стороне или же по спиральному пандусу.

Пирамида Джосера. Пирамида в Мейдуме.

В Древнем Египте ступенчатые пирамиды строили период III династии. Первая ступенчатая пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера. Пирамида Джосера состоит из шести уменьшающихся к вершине мастаб. Помимо Джосера, в Египте имеются и другие ступенчатые пирамиды:

Во времена IV династии египтяне перешли к строительству так называемых "истинных пирамид" с гладкой поверхностью. Первыми из таких пирамид были Розовая и Ломаная пирамиды в Дахшуре, построенные по приказу Снофру.

В Африке ступенчатые пирамидальные строения встречаются в Нигерии, вблизи от города Энсуд, что на севере Игболенда. Пирамиды Энсуд построены из глины или необожжёного кирпича. Нижняя базовая платформа достигала 18 метров в ширину и 90 см в высоту. Следующая платформа была 13 метров в ширину. Все платформы были не прямоугольными как в большинстве ступенчатых пирамид, а круглыми. Пирамиды состояли в основном из пяти ступеней. Данные пирамиды являлись храмами бога Ала/Уто, который по представлениям местных жителей обитал на вершине пирамиды. Палка на вершине пирамиды представляла собой место в котором жил бог. Так как данные сооружения были построены из глины, в настоящий момент они находятся в плохом состоянии и нуждаются в реконструкции.[3]

Сардинский зиккурат.

На острове Сардиния существует так называемый Сардинский зиккурат, датированный 4 тысячелетием до н. э.. Имеет трапециевидную форму, которая возвышается на искусственном холме. На вершине этой усечённой пирамиды была сооружена прямоугольная площадка, ориентированная на юг, известная как «красный храм», где все поверхности были окрашены охрой. Данную платформу относят к периоду Медного века (2700-2000 гг. до н. э.), сам храм же использовался вплоть до Ранней бронзы (2000-1600 гг. до н. э.). Вблизи от храма стоят несколько камней и большая известняковая плита, которая могла служить в качестве алтаря.[4]

Большая часть всех ступенчатых пирамид были построены доколумбовыми цивилизациями. Руины ступенчатых пирамид встречаются практически во всех городах индейцев майя, а так же в ацтекской и тольтекской культурах. Многие пирамиды являются многослойными, когда поверх одних пирамид строили другие больших размеров. К таковым пирамидам относятся Великая пирамида Чолулы и Темпло Майор. Другие ступенчатые пирамиды:

Пирамида Тукуме в Перу.

В Южной Америке ступенчатые пирамиды встречаются в архитектуре Моче. Храм Луны шириной 87 метров и высотой 21 метр был культовым, церемониальным и религиозным центром в культуре Мочика. На стенах этого храма сохранились цветные фрески. В Чавинской культуре имеется ступенчатый храм Гарагай с одноцветными рельефами, датируемый 3500 годом до. н. э. В Перу пирамиды Тукуме, многие из которых построены из самана.

Монкс-Маунд в США.

В Северной Америке ступенчатые пирамиды встречаются среди руин миссисипской культуры в пределах так называемого Юго-восточного церемониального комплекса. Монкс-Маунд является крупнейшей земляной пирамидой в этом регионе.[5] Монкс-Маунд входит в комплекс из 109 курганов, объединённых одним названием Кахокия, расположенных на берегу Миссисипи, напротив города Сент-Луис в штате Иллинойс, США. По величине площади, Монкс-Маунд считается крупнейшей пирамидой в мире после пирамид Ла-Данта и Чолула.

Боробудур в Индонезии.

Наряду с менгирами, каменными столами и каменными статуями австронезийской мегалитической культуры в Индонезии имеются земляные и каменные пирамидальные структуры называемые Пунден Берундак. Подобные сооружения были найдены в Панггиянгане, Сисолоке, Гунун Паданге и на Западной Яве, последняя считается крупнейшим мегалитическим местом в Юго-Восточной Азии.[6] Строительство пирамид в Индонезии является неотемлемой частью народного поверья в то, что горы и другие возвышенности служат прибежищем духам предков или хайанов.

Наиболее известной ступенчатой пирамидой в Индонезии считается буддийская ступа Боробудур, построенная в VIII-IX вв. в Центральной Яве.

В Камбодже в храмовом комплексе Кахкае имеется храм-гора Прасатпранг, выполненная в виде ступенчатой пирамиды. В Китае в уезде Цзиань находится ступенчатая пирамида, построенная в период Когурё, так же есть пирамида времён Тангутского царства и др. В Индии в городе Чидамбарам ступенчатые пирамидальные строения представлены в храмовом комплексе Шивы-Натараджи, а также в храме Брахадисвара и других.

  • "Гробница Генерала" в Цзиане, Китай.

  • Царская гробница времён Тангутского царства, Китай.

  • Храм Шивы-Натараджи в Индии.

  • Храм-гора Прасатпранг в Камбодже.

  1. ↑ Crawford, page 73
  2. ↑ Crawford, page 73-74
  3. ↑ Basden, G. S. Among the Ibos of Nigeria, 1921 Psychology Press: p. 109, ISBN 0-7146-1633-8
  4. ↑ Blake, Emma; Arthur Bernard Knapp (2004). The archaeology of Mediterranean prehistory. Wiley Blackwell. p. 117. ISBN 978-0-631-23268-1. Retrieved 31 August 2011.
  5. ↑ Warren King Morehead, The Cahokia mounds: with 16 plates; a preliminary paper, The University of Illinois, 1922
  6. ↑ "Megahnya Situs Megalith Gunung Padang Cianjur" Архивировано 3 января 2012 года.. August 27, 2011.
  • Erich Lehner: Wege der architektonischen Evolution. Die Polygenese von Pyramiden und Stufenbauten. Aspekte zu einer vergleichenden Architekturgeschichte. Phoibos-Verlag, Wien 1998, ISBN 3-901232-17-6.
  • Harriet Crawford, Sumer and the Sumerians, Cambridge University Press, (New York 1993), ISBN 0-521-38850-3.

Жертвоприношения ацтеков — Википедия

Жертвоприноше́ние ацте́ков — это часть религиозного культа древнего народа ацтеков, заселявших территорию современной Мексики до начала XVI века. Практики жертвоприношения носили широкомасштабный характер и проводились с целью задобрить богов. Выбор жертвы и способ её подношения определялся тем, насколько важен тот или иной бог в пантеоне ацтеков, какие силы он олицетворяет и в какой день проводится обряд. В жертву приносились как люди, так и животные. Жертвоприношение людей было более высоким и значимым, поскольку их устраивали преимущественно в праздники и во время военных и развлекательных игр, когда приношение в жертву животных могло быть процедурой ежедневной (например, каждодневное приношение в жертву птиц в честь восхода солнца или собак в честь зимнего солнцестояния).

В центре ацтекской мифологии лежали представления об абсолютной подчинённости судеб людей воле богов, которые в свою очередь требовали для поддержания собственной жизни человеческой крови. Смерть богов могла бы стать причиной гибели всего мира. Так, например, существование солнца, в представлении ацтеков, могло быть возможным только при подпитке его человеческой кровью. Это представление находит отражение в легенде, следуя которой первые боги были вынуждены пожертвовать собой, чтобы солнечный диск продолжал своё движение по небосводу. Таким образом, возникает культ крови, как источника энергии не только для жизни организма, но и для жизни светила.

Достоверных источников самих ацтеков о том, когда именно зародился культ жертвоприношения, не существует, что связывается с уничтожением письменных источников цивилизации ацтеков во времена Конкисты. Сохранившиеся источники в виде настенных надписей, предметов, используемых в ритуалах, и прочего не могут дать полной информации о культе. Тем не менее, возникновение человеческих жертвоприношений у ацтеков связывают с правлением тлатоани Тисока, который использовал их как способ ведения своей политики в государстве. Более ранние практики жертвоприношения, до прихода ацтеков в Анауак, не известны.

Во времена завоевания Мексики испанцами местную культуру изучали миссионеры и хронисты, благодаря которым истории известны многие факты жертвоприношений ацтеков в конечный период существования цивилизации. Среди них, например, испанский францисканец-миссионер и историк Бернардино де Саагун, оставивший подробные описания процедуры жертвоприношений в различные праздники и их размах.

Способы и характер жертвоприношений[править | править код]

Человеческие жертвоприношения[править | править код]

Приносимый в жертву человек именовался шочимики (науатль xochimiqui, дословно цветочная смерть, от слов xochitl — цветок и miquiztli — смерть)[1].

Жертвоприношения устраивались в какие-либо знаменательные дни, например, в праздники, посвящённые культу солнца или какому-либо событию. Жертвами могли быть как собственно добровольцы из народа, так и захваченные во время сезонных войн пленники. Наиболее известно жертвоприношение, производимое на вершине храма. Жертву окрашивали в синий цвет и вели на вершину пирамиды, где ee поджидал тлатоани или жрец с обсидиановым ножом. Следующим делом жертву клали на камень и рассекали грудную клетку, из которой вынимали сердце (сами жрецы называли его «драгоценным орлиным плодом кактуса»[2]) и «утоляли им жажду солнца». Нередко при этом жертве отрубали голову, а тело сбрасывали с пирамиды. Сами пленные, приносимые в жертву, как правило, не противились своей участи, поскольку такая смерть была для них лучшим способом попасть в иной мир, а бегство могло стать клеймом позора.

Чествование бога огня Уеуетеотля (Шиутекутли) происходило по следующему сценарию. Пленников одурманивали коноплёй (яутли) и рассаживали вокруг костра, после чего каждый жрец хватал по одной жертве и взваливал её себе на плечи. Вместе с живым грузом жрец совершал ритуальный танец смерти, после чего бросал его в огонь. Ещё не испустивший дух обгорелый пленный вынимался из костра, жрецы вскрывали его грудь и доставали сердце. Не менее мучительным было жертвоприношение через расстрел, когда жрецы медленно убивали привязанного к столбу пленника, метая в него стрелы.

Помимо этих ритуалов, известных ещё майя, существовали и иные. Один из известных испанцам способов имел следующий вид. Прославившегося в бою, искусно владеющего оружием пленника привязывали к солнечному камню таким образом, чтобы он мог двигаться, но не мог уйти. Его одурманивали напитком пульке, смешанным с наркотиком, и давали в руки оружие. Четыре воина, два из Орлов и два из Ягуаров, которые могли двигаться свободно, должны были нанести жертве как можно больше ран, а жертва должна была защищаться. Известен случай, сохранившийся в виде устного рассказа ацтеков, о том, что взятый в плен во время тлатоани Монтесумы II тлашкальский вождь Тлауикол во время неравной битвы убил более двадцати противников, за что был помилован.

В главный ежегодный праздник ацтеков Токстатль, который, по сведениям Бернардино де Саагуна, происходил весной, в жертву приносили самого прекрасного юношу из пленных. Обряд начинался с того, что молодого человека всячески наряжали в золотые украшения, давали ему чистую и дорогую одежду и проявляли знаки внимания. Некоторое время его обучают игре на флейте, манерам, культуре еды и питья. Когда юноша выходил на прогулку, люди, его встречавшие, падали на колени и со слезами молились, почитая его как бога. Сам тлатоани следил за тем, чтобы у юноши было всё, но вместе с тем, чтобы роскошь не повлияла на его физическую привлекательность. Охраной «юного бога» занимался особый отряд, который отвечал головой за его сохранность. За двадцать дней до жертвоприношения юноше выделяли четырёх благородных девиц в жёны, а за пять дней устраивали пышные пиры в его честь. Наконец, на последний день жизни его отвозили на отдельный остров в сопровождении пажей. На том острове жрецы вскрывали его грудную клетку, доставали сердце, а тело сносили вниз на руках, после чего отрубали голову[3].

В жертву приносились также женщины и дети. Это было не таким частым явлением, как жертвоприношение мужчин, поскольку женщины и дети не принимали участия в войне, а значит не могли быть взяты в плен. Чаще всего это были рабы, которых использовали в религиозных культах. Так, торговцы, воздавая честь своему божеству, приносили в жертву купленную рабыню, которую убивали на вершине главного храма в Теночтитлане. Тело жертвы возвращалось хозяину, который, совершал обряд ритуального каннибализма. Детей часто приносили в жертву богам плодородия. Например, культ богини маиса Чикомекохуатль предполагал убийство тринадцатилетней девочки-рабыни[4].

Большую роль в традиции жертвоприношений ацтеков играли военные и спортивные ритуальные игры, проводимые с целью развития физических характеристик мужского населения, уровня военной подготовки, а также как способ демонстрации силы другим городам и племенам. Наряду с этим игры проводились для отбора жертв. Известные военные игры, называемые «цветочными войнами», проводились в священных местах между городами ацтеков. Введение этих игр приписывается Тлакаелелю (при Монтесуме I Старшем). По правилам игры, команда, которая показала худшие результаты по итогам соревнований, целиком приносилась в жертву.

Другие виды жертвоприношений[править | править код]

Ритуальные жертвоприношения у ацтеков не ограничивались исключительно убиением жертвы, выбранной из пленных, рабов или даже из собственного племени. Частой формой жертвоприношений было самоистязание, которое доказывало способность каждого человека (прежде всего мужчины) переносить боль. Жрецы и простые люди обсидиановыми ножами наносили себе порезы на различных частях тела: ушах, языке, половом члене. Кровь, стекающая с ран, собиралась в ритуальный сосуд в качестве дара богам.

Жертвоприношение животных часто относят к культу Кетцалькоатля, который согласно легенде (см. Легенда о Кетцалькоатле-Кукулькане), не терпел человеческих жертвоприношений. В его честь убивали бабочек и колибри. Среди животных, приносимых в жертву, выделяют птиц (в частности перепелов), собак и прочих. В качестве специфичной формы жертвоприношений выделяют уничтожение материальных предметов.

Нельзя судить однозначно о том, сколько именно человек стало жертвами ритуальных убийств. По некоторым данным, за всю историю ацтеков было убито около 136 тысяч человек[5], но эта цифра часто оспаривается. Историки соглашаются в одном: размах жертвоприношений у ацтеков не знает себе равных во всей Америке.

Во время строительства главного храма в Теночтитлане, по данным ацтекских источников, в течение четырёх дней было умерщвлено более 84 тысяч человек пленных, причём жертвоприношение проводилось лично Ауицотлем. Современные учёные оспаривают эту цифру, ссылаясь на то, что это невозможно физически, а такое колоссальное количество пленных в истории доколумбовой Мексики просто нереально, учитывая, что эта цифра равносильна населению одного крупного ацтекского города.

Крупные жертвоприношения совершались в честь бога войны, которому был посвящён один из восемнадцати праздников ацтеков. Согласно мифологии, Уицилопочтли постоянно нуждался в человеческой крови, чтобы поддерживать жизнь солнца. Количество жертв по приблизительным подсчётам составляло около 500 человек, однако американский антрополог Марвин Харрис увеличивает эту цифру, считая, что жертвоприношения устраивались не в одном месте, посвящённом самому Уицилопочтли, а во всех частях города.

  1. ↑ Это слово иногда неправильно транслитерируется как ксочимикуи
  2. Sanday, Peggy Reeves. Precious eagle-cactus fruit: Aztec human sacrifice // Divine Hunger: Cannibalism as a Cultural System. — Cambridge University Press, 1986. — P. 169—195. — 284 p. — ISBN 978-0521311144.
  3. ↑ Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1980. С. 654—655.
  4. ↑ Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1980. С. 655—657.
  5. ↑ Нерсесов Я. Н. Тайны нового света: от древних цивилизаций до Колумба. М., 2001. С. 178.
  • Анонимные авторы. Кодекс Мальябекки / Ред. и пер. В.Н. Талаха, С.А. Куприенко. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 202 с. — ISBN 978-617-7085-04-0.
  • Анонимный автор. Кодекс Мендоса / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 308 с. — ISBN 978-617-7085-05-7.
  • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы). Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 317 с. — ISBN 978-617-7085-06-4.
  • Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2014. — 377 с. — ISBN 978-617-7085-11-8.
  • Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2.
  • Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света: От древних цивилизаций до Колумба. — М.: Вече, 2006. — 320 с. — ISBN 5-9533-1458-2.
Доацтекские культуры
Города и регионы
Правители Теночтитлана
Соперники и соседи
Войско, оружие
Общество, семья, экономика
Мифология и религия
Язык, письменность, источники
Науки, философия
Культура, искусства, литература
Разное (быт, личности, другое)

Конкиста и ранний колониальный период

Конкистадоры
Хронисты, историки, лингвисты
Губернаторы
События

Пирамида Джосера — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2019; проверки требует 1 правка.
Пирамида Джосера

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
Месторасположение Саккара
Заказчик Джосер (Нечерихет)
Время строительства 3 Династия (ок. 2650 г. до н. э.)
Тип Ступенчатая пирамида
Размер основания 121 × 109
Высота (первоначально) 62,5
Высота (сегодня) 58
Объём 330400
 Медиафайлы на Викискладе

Ступенчатая пирамида в Саккаре — древнейшее из сохранившихся в мире крупных каменных зданий. Построено зодчим Имхотепом в Саккаре для погребения египетского фараона Джосера в ок. 2650 году до н. э. Ядро гробницы сложено из известняковых блоков. Размер пирамиды 125 метров × 115 метров, а высота — 62 метра.

Вид на площадь хеб-сед и западные часовни

Эта шестиступенчатая пирамида (размерами 125 м на 115 м и высотой приблизительно 62 м) стала первой пирамидой в Древнем Египте. До настоящего времени пирамида Джосера сохранилась в хорошем состоянии, хотя за минувшие тысячелетия она оказалась несколько занесена песком, так что её размеры составляют на сегодняшний день 121 м × 109 м, а высота 61 м. Стили и формы, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте, но и в других регионах древнего мира.

Перспективный вид, план и высотные изображения пирамиды Джосера взяты из 3d-модели

Архитектором пирамиды Джосера, согласно позднеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. Первоначально Имхотеп планировал создать обычную каменную мастабу (прямоугольную гробницу). Лишь в процессе строительства она превратилась в первую ступенчатую пирамиду. Смысл ступеней был, возможно, символический — по ним покойный фараон должен был подняться на небо. Но с самого начала она отличалась от предыдущих мастаб, так как в качестве строительного материала здесь использовался камень, а не кирпич-сырец. Строительство проходило в шесть этапов, по количеству ступеней. Не исключено, что ядро гробницы из известняковых блоков было построено ещё для брата Джосера Санахта. В результате надстроек основание пирамиды достигло размеров 125 метров × 115 метров, а высота — 62 метра.

В конструкции пирамиды имеется особенность, не встречающаяся позже в пирамидах фараонов — гигантская по ширине и глубине вертикальная шахта, со своеобразным огромным составным из гранитных «шпал» саркофагом. Шахта перекрыта сверху куполом. Саркофаг имеет вверху круглое отверстие с пробкой, что роднит его с неолитическими дольменами[источник не указан 439 дней], и покоится на обломках какого-то мраморного сооружения, которое было украшено резьбой в виде звёзд. Происхождение этих обломков — объект пристального исследования археологов, так как считается, что саркофаг в современном очень хорошем состоянии мог быть собран именно на обломках, но никак не на разрушившемся позднее сооружении.

Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и ранние мастабы. В более поздних пирамидах хоронили только одного фараона. В пирамиде Джосера для членов семьи приготовили 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там похоронены все его жёны и дети, в том числе найдена мумия ребёнка приблизительно восьми лет. Тело самого Джосера не найдено (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка). Пирамида была ограблена в древности, причём имеется несколько разных лазов, пробитых грабителями.

Храмовый комплекс пирамиды Джосера является крупнейшим среди прочих древнеегипетских пирамид. Первые постройки возведены для проведения погребального ритуала, чтобы продлить жизнь Ка фараона после его смерти. Постройки комплекса мастерски выполнены с внешней стороны и не столь внимательно с внутренней, поскольку некоторые возведены не из практической необходимости.

План комплекса пирамиды Джосера
  1. Ступенчатая пирамида
  2. Южное захоронение
  3. Площадь хеб-сед и часовня
  4. Храм «T»
  5. Южный двор
  6. Южный павильон
  7. Северный павильон
  8. Заупокойный храм
  9. Западные галереи
  10. Гипостильный храм (вход)
  11. Северный двор
  12. Северные галереи
  13. Ступени предыдущего некрополя
  14. Сердаб
  15. Северный алтарь

1 июля 2018 года во время реставрации пирамиды Джосера была найдена бронзовая статуя древнеегипетского бога Осириса, держащего перо и скипетр в руках, в короне-атеф. Высота статуи 63 см (2 фута и 1 дюйм) и ширина 15 см в самой широкой части[1][2].

  • Руины храма «T»

  • Вид на Южный двор

  • Частично восстановленная облицовка пирамиды с ю-в стороны

  • Восстановленные врата заупокойного комплекса Джосера, архитектурный мотив которого составила ложная дверь

  • Западный вход в колонный зал со стороны площади хеб-сед

Мифология ацтеков — Википедия

Земля[править | править код]

Небо[править | править код]

  • Тескатлипока- бог провидения, темноты и незримого, владыка ночи, правитель Севера.
  • Шипе-Тотек — бог силы, владыка сезонов и возрождения, правитель Востока.
  • Кецалькоатль — бог жизни, света и мудрости, повелитель ветров, правитель Запада.
  • Уицилопочтли — бог войны, солнца и огня, правитель Юга.
  • Шолотль — бог смерти, вечерней звезды, и двойник Кецалькоатля.
  • Эекатль — бог ветра
  • Тлалок — бог дождя
  • Койольшауки — богиня Луны
  • Мецтли — бог Луны
  • Тонатиу — бог солнца
  • Сенцонмимишкоа — 400 богов северных звезд
  • Сенцонуицнауа — 400 богов южных звезд
  • Тлауицкальпантекутли — бог утренней звезды (Венера)
  • Тлальтекутли — бог земли

День[править | править код]

  • Тлальтекутли — бог земли
  • Чальчиутликуэ — богиня воды, озер, рек, морей, ручьев, горизонтальных вод, штормов и крещения
  • Тонатиу — бог Солнца
  • Тласолтеотль — богиня похоти, сексуальных проступков
  • Миктлантекутли — бог подземного мира
  • Центеотль — бог кукурузы
  • Тлалок — бог дождя
  • Кецалькоатль — бог жизни, света и мудрости, повелитель ветров и на следующий день, правитель Запада.
  • Тецкатлипока — бог провидения, темнота и невидимый, владыка ночи, правитель Севера.
  • Тлауицкальпантекутли — бог рассвета
  • Ситлаликуэ — богиня звёзд женского пола (Млечный Путь)
  • Шиутекутли — бог огня, дня, тепла и вулканов

Ночь[править | править код]

  • Тецкатлипока — бог провидения, темноты и незримого, владыка ночи, правитель Севера.
  • Пильцинтекутли — бог видений, связанных с Меркурием (планетой, которая видна непосредственно перед восходом или закатом) и исцеления.
  • Центеотль — бог кукурузы.
  • Миктлантекутли — бог подземного мира.
  • Чальчиутликуэ — богиня воды, озёр, рек, морей, ручьёв, потоков, штормов и крещения.
  • Тласолтеотль — богиня похоти, сексуальной распущенности.
  • Тепейоллотль — бог животных, пещер, эха и землетрясений. Вариант Тецкатлипоки, ассоциирующегося с горами.
  • Тлалок — бог дождя, молнии и грома, а также плодородия.

Огонь[править | править код]

  • Шиутекутли — бог огня, дня, тепла и вулканов
  • Чантико — богиня топки и вулканов.
  • Шолотль — бог смерти, вечерней звезды, двойник Кецалькоатля.

Вода[править | править код]

  • Тлалок — бог дождя, молнии и грома, а также плодородия.
  • Чальчиутликуэ — богиня воды, озер, рек, морей, ручьев, горизонтальных вод, штормов и крещения.
  • Уиштосиуатль — богиня соли
  • Опочтли — бог рыбалки и ловли птиц, кто изобрёл гарпун и сеть.

Покровители[править | править код]

Смерть[править | править код]


Смотрите также

Описание: