Где находятся нейтральные воды


Что такое нейтральные воды 🚩 Правило прохода кораблей в нейтральных водах 🚩 Разное

Моря и океаны, находящиеся за пределами территории стран, называют также «открытым морем». Судна, которые плавают в нейтральных водах, попадают под законодательство той страны, чей флаг на них установлен. Если судно вовлечено в криминальную деятельность, например, пиратство, то любая страна может вмешаться и осуществить юрисдикцию.

Откуда пришло понятие «нейтральные воды»

С юридической точки зрения понятие «нейтральные воды» обязано своим появлением голландскому юристу Гроцию. В 1609 году была опубликована его работа под названием «Свободное море». Когда в начале 17 века несколько стран, включая Португалию и Испанию, начали претендовать на полный контроль за всеми морями и океанами, голландцы возмутились, так как это перекрыло бы им возможность торговли со многими иностранными портами.

Гроций, первопроходец в международных законах, защищал право на навигацию в открытом море. Он настаивал на том, чтобы территория морей была свободна для всех, и чтобы корабли могли беспрепятственно плавать из одного порта в другой.

В своих заявлениях Гроций опирался на римское право и обычаи морской навигации в странах Азии и Африки.

Границы открытого моря

Идея о том, что свобода передвижения по морям должна простираться до береговой линии, так и не воплотилась в реальность. Вопрос о том, как далеко должны простираться внутренние воды, вызвал много споров. Опасность контрабанды и военных атак побудила страны, граничащие с берегами морей и океанов, потребовать право на воды, находящиеся у своих берегов.

В начале 18 века внутренними водами страны было принято считать расстояние, равное трем милям. Это было расстояние полета пушечного ядра.

В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву – документ, утверждающий настоящее положение дел. Согласно этой конвенции каждая страна сама определяет ширину внутренних вод. Большинство стран расширило эту территорию до 12 миль (22,2 км). Ее принято называть «прилежащая зона». Около 30 государств сохранило прежнюю ширину в 3 мили.

Конвенция предусматривает также возможность права на исключительную экономическую зону. Это морская территория шириной в 200 миль (370,4 км), внутри которой прибрежное государство может осуществлять исследования и имеет доступ к использованию морских ресурсов. При этом внутри такой территории судна других государств могут свободно плавать. Не все страны претендуют на исключительную экономическую зону.

Существует также понятие «смежная зона». Ее ширина составляет 24 мили (44,4 км). Внутри этой зоны государство вправе остановить судно и устроить проверку, а также осуществить юрисдикцию в случае необходимости, то есть, если нарушены законы этой страны. Водные пространства, которые находятся за пределами всех вышеупомянутых границ, считают «открытым морем». Их называют также «нейтральные воды».

Нейтральные воды Википедия

Откры́тое мо́ре (междунаро́дные во́ды) — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря[1][2], на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Для определения открытого моря важны оба его признака:

  1. оно не подчинено суверенитету какого-либо государства;
  2. оно находится за пределами территориального моря.

Таким образом, прилежащая зона и исключительная экономическая зона представляют собой районы открытого моря со специфическим правовым режимом[3].

Пользование водами открытого моря

Пользование водами открытого моря осуществляется на основе общепризнанного в международном праве императивного принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и воздушного пространства над ним или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря. Этот принцип закреплен и конкретизирован Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Свободы открытого моря

Свободы открытого моря не являются абсолютными и осуществляются в соответствии с условиями, закрепленными в Конвенции ООН по морскому праву (Ст. 87 и 89).

Свободы открытого моря включают в себя:

Свобода судоходства

Свобода судоходства означает, что суда под флагами как прибрежных государств, так и государств, не имеющих выхода к морю, имеют право плавания в открытом море.

Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, кроме государства флага. Иммунитет военного корабля не означает предоставление ему неограниченных прав. Так, в исключительной экономической зоне государства военным кораблям иных государств запрещено проводить без разрешения властей прибрежного государства боевые стрельбы, глубинные бомбометания и т. п.

Примечания

См. также

Международные воды - это... Что такое Международные воды?


Международные воды

Эта статья о морском праве, также см. Открытое море (фильм)

Открытое море — морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод какого-либо государства и находящаяся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права. Иногда именуется международными или нейтральными водами, но этот термин не утвердился в международном праве.

Пользование водами открытого моря

Пользование водами открытого моря осуществляется на основе общепризнанных в международном праве принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и воздушного пространства над ним или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря. Этот принцип закреплен и конкретизирован Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 и Конвенцией ООН по морскому праву 1982.

Свободы открытого моря

Свободы открытого моря включают в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
  • свободу рыболовства и морского промысла;
  • свободу научных исследований и др.

Осуществление принципа

Принцип свободы открытого моря осуществляется на основе равноправия как прибрежными, так и неприбрежными государствами, в том числе государствами, не имеющими выхода к морю.

Военные корабли, а также суда, находящиеся на государственной некоммерческой службе, находясь в водах открытого моря, подчиняются власти только того государства, под флагом которого они плавают (так наз. юрисдикция флага). Исключением из этого правила является право иностранного военного корабля при наличии определённых оснований остановить и осмотреть судно в открытом море. Во время войны открытое море может являться театром военных действий.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров
  • Международные ботанические конгрессы

Смотреть что такое "Международные воды" в других словарях:

  • Международные годы ООН — Международные даты и периоды ООН  специальные мероприятия и памятные даты, объявляемые Генеральной Ассамблеей с целью привлечения внимания к проблемам интернационального значения. Существуют международные десятилетия, годы, месяцы, дни.… …   Википедия

  • Международные даты и периоды ООН — Международные даты и периоды ООН  специальные мероприятия и памятные даты, объявляемые Генеральной Ассамблеей с целью привлечения внимания к проблемам интернационального значения. Существуют международные десятилетия, годы, месяцы, дни.… …   Википедия

  • Международные реки — реки, пересекающие территорию нескольких государств. Все иностранные суда, проходящие по международным рекам, должны соблюдать правила плавания, установленные странами, через воды которых они следуют. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 …   Морской словарь

  • ВОДЫ НЕЙТРАЛЬНЫЕ — 1) естественные водоемы с рН, близким к 6,95 7,3; 2) в юридическом смысле зона Мирового океана за пределами 200 мильной экологической зоны, т. е. национальных вод приморских стран (международные водные ресурсы). Их использование регулируется… …   Экологический словарь

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОРСКИЕ ПРОЛИВЫ — естественные морские пути, соединяющие между собой моря и издавна используемые для международного судоходства. Международные Морские Проливы независимо от ширины свободны для прохода военных и торговых судов всех стран. Прибрежные государства не… …   Морской энциклопедический справочник

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ СООБЩЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТЯХ — информация, передаваемая капитанами морских судов при обнаружении любой непредвиденной опасности для плавания (льды, покинутое судно, тропический шторм, обледенение судов, ветер в 10 баллов и более по шкале Бофорта и пр.). Капитан обязан… …   Морской энциклопедический справочник

  • Международные отношения Афганистана — Внешняя политика Афганистана в её основу положены независимость, национальный суверенитет и территориальная целостность Афганистана. Остаётся в силе и традиционный принцип внешнеполитической деятельности активный и позитивный нейтралитет.… …   Википедия

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЛИВЫ — – естественные морские пути, соединяющие между собой воды морей и океанов. Правовой режим М. п. определяется в зависимости от режима соединяемых ими морей и от значения данных М. п. в системе морских путей. Естественные морские пути, ведущие во… …   Советский юридический словарь

  • Изотопный состав воды — Изотопный состав воды  процент содержание молекул с различной изотопной массой (изотопологов) в воде. Содержание воды, состоящей из лёгких стабильных изотопов 1h316O («лёгкой воды», в отличие от содержащей повышенное количество тяжелого… …   Википедия

  • Загрязнение воды — В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько… …   Википедия

Книги

  • ХХ I век, А. И. Уткин. Монография описывает международные отношения в XXI в., меняющиеся под влиянием геополитических перемен, вызванных подключением незападных стран к капиталистическому развитию или к… Подробнее  Купить за 751 руб
  • ХХ I век (изд. 2011 г. ), А. И. Уткин. Монография описывает международные отношения в XXI в., меняющиеся под влиянием геополитических перемен, вызванных подключением незападных стран к капиталистическому развитию или к… Подробнее  Купить за 594 грн (только Украина)
  • Ваш СССР . Семейная Сага Советской России, Иванов Евгений. Судьбы людей, судьбы семей, судьбы страны... Как всё переплелось в этой книге! Семейная сага провинциального рода Шумилиных, как в капле воды, отражает ключевые моменты истории всей Атлантиды… Подробнее  Купить за 494 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Международные воды» >>

Территориальные воды - это... Территориальные воды Российской Федерации

Территориальные воды – это часть прибрежной акватории, подчинённой исключительной юрисдикции определённого государства. Организацией Объединённых Наций чётко определена ширина зоны – 12 морских миль, отсчитываемых от береговой линии в момент максимального отлива.

Внутренние воды

Территориальные воды – это также и внутренние воды, включающие реки, озёра, неширокие бухты, фьорды и т. д. Здесь действует абсолютный суверенитет, не подчинённый правилам Морской конвенции.

Акватория между островами архипелагов при определённых условиях является внутренними водами. Ряд стран (Индонезия, Филиппины) имеют обширную внутреннюю зону, что накладывает ограничения на проход зарубежных судов. Чтобы не затруднять мореходство, правительством утверждаются морские коридоры для упрощённого судоходства.

Территориальное море

Официально территориальным считается часть моря (океана) в пределах принятой ООН 12-мильной зоны. Соседствующие по морю страны обычно договариваются в двустороннем формате о разграничениях зон ответственности. Если договариваться не получается, границу определяют по равноудалённым точкам от участков суши.

На практике часть государств трактуют по-своему морское право, включая в исключительную суверенную зону акватории за пределами территориального моря. Причинами споров являются биологические ресурсы, природные ископаемые, стратегическое положение.

Прилежащая зона

Территориальные воды государства имеют продолжение в виде прилежащей зоны, также определённой в 12 миль. Своеобразный буфер создан как контрольно-пропускной пункт. Здесь пограничные силы могут отчасти контролировать мореходство, ловить браконьеров и пиратов, выявлять нарушителей санитарных, миграционных, таможенных законов.

Военные суда чужих стран, как правило, должны получать разрешение для преодоления прилежащей зоны, а подлодки – перемещаться в надводном положении. Впрочем, требования чётко не прописаны и регулируются отчасти региональными договорённостями, или «правом сильного».

Исключительная экономическая зона

Территориальные воды – это не только 24-мильная область особой ответственности. Национальные государства имеют право первостепенного освоения, так называемой, исключительной экономической зоны. Простирается она на 370 км (200 морских миль) от береговой линии (либо внутренних вод), если нет территориальных ограничений в виде морских границ соседних стран.

Государство в ИЭЗ может единолично (либо с партнёрами) добывать минералы, разрабатывать месторождения углеводородов, ловить рыбу и другие дары моря, строить ветровые и приливные электростанции, проводить геологоразведку и т. д. Допускается даже возведение искусственных островов и их экономическое использование.

Между тем морское право запрещает препятствовать авиаперевозкам и мирному прохождению судов других стран. Разрешена прокладка средств коммуникаций, трубопроводов. Также сторона обязуется защищать природную среду, устранять последствия экологических бедствий.

Шельфовая зона

Территориальное море также включает часть расширенного континентального шельфа. Полномочия государств в пределах шельфовой зоны во многом сходны с полномочиями ИЭЗ. Эти территории могут частично совпадать, в этом случае правила экономических зон являются приоритетными.

Если шельф простирается дальше исключительной экономической зоны и доказано является подводным продолжением континентальной части страны, государство имеет полномочия добывать природные ископаемые, вести промысел и т. д. Зона хозяйственной деятельности простирается за пределами ИЭЗ от 200 до 350 морских миль от береговой линии.

Территориальные воды России

Российская Федерация контролирует обширную морскую территорию. Граница протянулась на 38 800 км. К внутренним водам относятся Белое море, Чёшская губа, Печёрская губа. Охотское море, благодаря Курильской гряде, также является частью территориальных вод с исключительной зоной ответственности. Здесь запрещено рыбачить другим странам без специальных разрешений.

Экономическая зона занимает свыше 4 млн км2. Она полностью включает моря:

  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское;
  • Охотское;
  • Белое.

Частично:

  • Чёрное;
  • Азовское;
  • Каспийское;
  • Балтийское;
  • Баренцево;
  • Чукотское;
  • Берингово;
  • Японское;
  • Тихий океан;
  • Северный Ледовитый.

Данная территория в будущем станет локомотивом экономики. Биологические ресурсы вод колоссальны. Шельфы обладают богатейшими запасами минерального и рудного сырья, нефти, газа. Планируется строительство подводных роботизированных городов-заводов, где будут добывать, транспортировать, частично перерабатывать дары земли.

Конфликтные ситуации

Территориальные воды – это зона, подчинённая правилам Морской конвенции. Но не все субъекты безусловно следуют её положениям. Нередко разграничение территориального моря между соседями выливается в дипломатические, даже военные конфликты.

Например, США и Ливия дважды (1981, 1989) сталкивались в споре за разграничение залива Сидр. Он глубоко вдаётся в территорию Африки, но достаточно широкий, чтобы подпадать в зону исключительного суверенитета, однако Ливия считала его своим. Последние годы не могут поделить границы территориальных вод Никарагуа и Коста-Рика. Дипломатический конфликт сопровождается угрозой военного столкновения.

Многолетние споры наблюдаются между Турцией и Грецией, Японией и Китаем, Индонезией и Тимором. Раздел Южно-Китайского моря может спровоцировать крупномасштабные войны между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, США и другими сторонами.

Битва за Арктику

Давние споры разворачиваются между приполярными странами. Например, территориальные воды России странами-партнёрами и самой Россией разграничиваются по-разному. РФ считает зоной стратегических интересов территорию от внешних границ Мурманской области и Чукотки до Северного полюса. Норвегия, Канада, США и ряд других требуют сократить зону, согласно правилам Конвенции. Между тем, сами США и Канада вольно трактуют эти правила, когда это касается стратегических интересов.

Шельфы богаты ископаемыми, поэтому являются предметами межгосударственных споров. Например, российские гидрологи в 2000-х провели уникальные исследования, доказавшие принадлежность подводных хребтов Менделеева, Ломоносова и Чукотского плато к азиатскому континентальному шельфу. На часть территории претендовала Гренландия (Дания). Экспедиция 2007 года позволила закрепить документально экономические интересы РФ в арктическом регионе.

С 2010 года на расширение континентального шельфа претендует Канада за счёт арктических подводных территорий. В частности, здесь считают часть поднятия Менделеева продолжением североамериканского континента. Не отказывается от притязаний и Дания. Данные решения вынудили Россию реанимировать военные базы на северных островах: Новосибирских, Франца Иосифа, Новой земле и других для защиты интересов. Консультации 2015-2016 годов не исключают компромиссных решений по разделу шельфов.

Подобные конфликты наблюдаются у вод Антарктиды, так как ряд государств (Чили, Аргентина, Норвегия и др.) считают часть материка суверенной территорией. Это противоречит решениям ООН, признавшим ледяной континент нейтральной зоной. В целом три десятка стран имеют претензии к разграничению морских границ.

Нейтральные воды Википедия

Откры́тое мо́ре (междунаро́дные во́ды) — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря[1][2], на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Для определения открытого моря важны оба его признака:

  1. оно не подчинено суверенитету какого-либо государства;
  2. оно находится за пределами территориального моря.

Таким образом, прилежащая зона и исключительная экономическая зона представляют собой районы открытого моря со специфическим правовым режимом[3].

Пользование водами открытого моря[ | ]

Пользование водами открытого моря осуществляется на основе общепризнанного в международном праве императивного принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и воздушного пространства над ним или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря. Этот принцип закреплен и конкретизирован Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Свободы открытого моря[ | ]

Свободы открытого моря не являются абсолютными и осуществляются в соответствии с условиями, закрепленными в Конвенции ООН по морскому праву (Ст. 87 и 89).

Свободы открытого моря включают в себя:

Свобода судоходства[ | ]

Свобода судоходства означает, что суда под флагами как прибрежных государств, так и государств, не имеющих выхода к морю, имеют право плавания в открытом море.

Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, кроме государства флага. Иммунитет военного корабля не означает предоставление ему неограниченных прав. Так, в исключительной экономической зоне государства военным кораблям иных государств запрещено проводить без разрешения властей прибрежного государства боевые стрельбы, глубинные бомбометания и т. п.

Примечания[ | ]

Правовой режим территориальных вод. Справка

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим территориальных вод (территориального моря) частично регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, наиболее полно - Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль,  национальное законодательство отдельных стран часто устанавливает свой размер территориальных вод, например США - 6 миль, некоторые страны Африки - 24 мили, страны Южной Америки - до 200 миль, некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Пределы и правовой режим территориальных вод (территориального моря) России определен Федеральным законом РФ 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" и Законом РФ 1993 г. "О Государственной границе РФ".
Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целями пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

"Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства" (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим "мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:

- угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

- любые маневры или учения с оружием любого вида;

- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

- любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

- погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.

Запрещается осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения).

В соответствии с международными договорами и принятой практикой прибрежное государство в определенных случаях может осуществлять на борту иностранного судна уголовную и гражданскую юрисдикцию. Эти случаи строго оговорены и допускают вмешательство прибрежного государства, когда совершенное деяние распространяется на прибрежное государство и связано с ним, когда характер этого деяния нарушает спокойствие в стране или территориальном море, когда капитан судна, дипломатический или консульский представитель обратился с просьбой об оказании помощи.

Прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно, проходящее через территориальные воды (территориальное море), или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, но может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в том случае, когда гражданское обязательство возникло в силу самого прохода через территориальные воды (территориальное море) (например, судно повредило навигационное оборудование - буи, знаки и т.п., осуществляло загрязнение). Территориальные воды (территориальное море) устанавливаются и вокруг островов.

Прибрежное государство имеет также связанную с этими правами юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства здесь не вытекают из его суверенитета, а предоставлены ему в результате международной договоренности и имеют конвенционный характер.

Все справки>>

Нейтральные воды Вики

Откры́тое мо́ре (междунаро́дные во́ды) — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря[1][2], на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Для определения открытого моря важны оба его признака:

  1. оно не подчинено суверенитету какого-либо государства;
  2. оно находится за пределами территориального моря.

Таким образом, прилежащая зона и исключительная экономическая зона представляют собой районы открытого моря со специфическим правовым режимом[3].

Пользование водами открытого моря[ | код]

Пользование водами открытого моря осуществляется на основе общепризнанного в международном праве императивного принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и воздушного пространства над ним или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря. Этот принцип закреплен и конкретизирован Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Свободы открытого моря[ | код]

Свободы открытого моря не являются абсолютными и осуществляются в соответствии с условиями, закрепленными в Конвенции ООН по морскому праву (Ст. 87 и 89).

Свободы открытого моря включают в себя:

Свобода судоходства[ | код]

Свобода судоходства означает, что суда под флагами как прибрежных государств, так и государств, не имеющих выхода к морю, имеют право плавания в открытом море.

Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, кроме государства флага. Иммунитет военного корабля не означает предоставление ему неограниченных прав. Так, в исключительной экономической зоне государства военным кораблям иных государств запрещено проводить без разрешения властей прибрежного государства боевые стрельбы, глубинные бомбометания и т. п.

Примечания[ | код]

См. также[ | код]

Территориальные воды - это... Что такое Территориальные воды?

Территориальные воды (территориальное море) — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.

Юрисдикция

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.[1], а также внутренним законодательством отдельных государств.

Пределы

Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Право мирного прохода через территориальное море

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.

Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

Примечания

См. также

НЕЙТРАЛЬНЫЕ ВОДЫ — Карта знаний

Связанные понятия

Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — судоводитель с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Кильва́терная струя (кильватерный след, кильватер) — возмущённая полоса воды, остающаяся за кормой идущего корабля (судна). Сторожевой катер (СКА/СТК) — класс быстроходного, маломерного боевого корабля (боевого катера), предназначенного для выполнения таких задач, как: охрана государственной границы, несение сторожевой и дозорной (патрульной) службы в прибрежной зоне и на подходах к военно-морским базам, артиллерийская борьба с торпедными, сторожевыми и артиллерийскими катерами противника. Вспомогательный крейсер — быстроходный коммерческий корабль или пассажирский лайнер, оборудованный вооружением и применяющийся в ходе военных действий на море как сторожевое, патрульное, досмотровое или конвойное судно (в ВМФ Великобритании), либо как рейдер в (ВМФ Германии и ВМФ Японии). Рейдовая баржа — баржа, предназначенная для коротких морских рейсов: для доставки нефтепродуктов на береговые нефтебазы с морских танкеров, лишенных возможности из-за большой осадки подходить близко к берегу или входить в устья мелководных рек и т. п. Минный заградитель (минзаг) — специализированный военный корабль или летательный аппарат, предназначенный для постановки минных заграждений. Морской охотник, охотник за подводными лодками — военный корабль, предназначенный для поиска и уничтожения субмарин. Кроме того, термин «морской охотник» может означать... Артиллерия подводных лодок — совокупность артиллерийских систем вооружения и пулеметных систем вооружения, а также средств материально-технического обеспечения артиллерии и пулеметов на судах подводного флота. Боевое патрулирование подводной лодки — маневрирование подводной лодки в назначенном районе моря (океана), или по заданным маршрутам в постоянной готовности к применению оружия по приказанию с командного пункта или по обстановке. Как правило боевое патрулирование осуществляется произвольными курсами, малошумными скоростями и на глубинах, обеспечивающих скрытность, возможность наблюдения за обстановкой и получения информации (в т. ч. приказаний) с командного пункта. Маршруты боевого патрулирования... «Битва» у острова Мэй — ироничное название, данное серии трагических инцидентов с кораблями Королевского военно-морского флота Великобритании, произошедших во время учебных манёвров EC1 около острова Мэй, в бухте Ферт-оф-Форт, в ночь c 31 января на 1 февраля 1918 года (во время Первой мировой войны). Ду́врский патру́ль (англ. Dover Patrol) — самостоятельное командование в составе британского Королевского флота, существовавшее в годы Первой мировой войны. В задачу Дуврского патруля входили нарушение германского судоходства и недопущение прорыва германских кораблей в Ла-Манш и далее — в Атлантику. Корабли патруля действовали с баз в Дувре и Дюнкерке. Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов. Фареро-Исландский рубеж (англ. GIUK gap, акроним от Greenland—Iceland—United Kingdom) — линия противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике между Гренландией, Исландией и Великобританией. В русской терминологии иногда употребляется термин «ГИШ» (Гренландия-Исландия-Шотландия) по аналогии с английским акронимом. Располагается в Датском проливе и вдоль Фарерско-исландского тектонического выступа. Кабота́ж (фр. cabotage) — термин, использующийся для обозначения «плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства». Название термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс». СКР-22 «Пассат» — советский рыболовный траулер типа «Смена», затем сторожевой корабль Северного флота. Дрифтер — (от англ. drift — дрейф) — рыболовное судно, предназначенное для лова рыбы дрифтерными сетями (высотой от 3 до 15 м и длиной до 4500 м свободно плавающими после их постановки). Военные действия на море в Первую мировую войну в основном заключались в морской блокаде флотами Антанты Германии и попытках Германии нарушить британское и французское судоходство, осуществить блокаду России (по поставкам огнестрельных припасов, воздухоплавательных машин, броневых автомобилей, стрелкового оружия и т.д.) с помощью подводных лодок и рейдеров. Навал — в российском морском праве: соприкосновение судов (кораблей) либо корабля и неподвижного предмета, являющееся следствием ошибок в расчётах движения или сознательного действия капитана корабля (судна). Гибель финского броненосца «Ильмаринен» — эпизод Великой Отечественной войны на Балтийском море, когда 13 сентября 1941 года флот Финляндии, союзной нацистской Германии, потерял один из двух своих броненосцев береговой обороны «Ильмаринен». Ре́йдеры (англ. raider) — название крупных надводных военных кораблей, вспомогательных крейсеров, или переоборудованных специальным образом коммерческих судов, которые в одиночку или с малым сопровождением (не эскадрой) во время войны занимаются нарушением вражеских коммуникаций, топя транспорт и торговые суда. Нахо́дка — не существующий ныне пункт базирования Тихоокеанского флота СССР на территории Приморского края в бухте Находка. Действовал с 1934 по 1962 годы. Располагался у мыса Линдгольма на месте причалов Жестянобаночной фабрики. «Моски́тный флот» — совокупность быстроходных и манёвренных малых боевых кораблей, например, торпедных, сторожевых, ракетных, а также других малых катеров. Крейсерские правила — список правил поведения капитанов военных судов по отношению к торговым, военно-транспортным и пассажирским судам, действовавший во время Первой мировой войны. По этим правилам капитан, собирающийся атаковать гражданское судно, обязан был сделать предупредительный выстрел и дождаться пока пассажиры покинут корабль. Правила перестали действовать к середине войны, из-за участившихся случаев появления военных кораблей, замаскированных под гражданские, так называемых «Кораблей-ловушек... Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобританиии (Ливерпуль и Гринок) и оккупированной союзниками Исландии в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрём 1942 года и мартом и ноябрём 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. Арктические конвои доставили в СССР около половины всей... Ло́цманское су́дно — служебно-вспомогательное судно, предназначенное для оперативного лоцманского обслуживания транспортных кораблей в портах, а также на акваториях с длинной протяженностью лоцманской проводки при любой погоде. Бункеро́вка — заправка судна топливом и моторными маслами. Бункеровка может осуществляться у причала, на рейде, на ходу или в дрейфе на реке, в озере, в море или в океане. Ло́цманский ка́тер — судно, осуществляющее проводку судов с внешнего рейда в порт. Также осуществляет доставку лоцманов и других официальных лиц на суда и обратно. Военные действия на море во Вторую мировую войну в основном развертывались на двух театрах военных действий: в Атлантике (между Великобританией и Германией) и на Тихом океане (между США и Японией). Кригсмарине (нем. Kriegsmarine — военно-морской флот) — официальное наименование германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха. Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин. Арктический конвой «Дервиш» (операция «Дервиш») — первый малый океанский тихоходный специальный конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами. После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из семи транспортов (шесть грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота). Непотопляемый Сэм (англ. Unsinkable Sam) — корабельный кот, служивший в годы Второй мировой войны на германском линкоре, британском эсминце, а позже на авианосце, пережил гибель всех трёх кораблей и умер на берегу в 1955 году. 1-я Тихоокеанская эскадра – соединение кораблей Русского Императорского флота, дислоцированное в Японском и Жёлтом морях. Авианосное соединение — оперативное формирование (соединение) в составе двух и более авианосных групп (ударных (АУГ), многоцелевых (АМГ) или противолодочных (АПУГ)). Корабль-ловушка или судно-ловушка (англ. Q-boat, decoy vessel, mistery ship) — корабль, имеющий скрытое мощное вооружение и внешне выглядящий как торговое судно. В мировые войны использовался для провоцирования подводных лодок на всплытие и атаку с поверхности. Это давало кораблю шанс уничтожить подлодку ответным огнём. Войска береговой охраны и обороны — род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления... Плавсре́дство (сокр. от «плавучее средство») — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и используемое для перевозки грузов, багажа и почты, пассажиров, рыбного или иного морского или речного промысла, спасания людей, буксировки иных плавучих объектов, военных, гидротехнических, научных, учебных, спортивных, развлекательных целей и эксплуатирующееся в условиях водной среды. В настоящий глоссарий включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) не вошли в основную статью Морские термины...

Подробнее: Морские термины (типы кораблей и судов)

Анклавы открытого моря — части морских пространств, удалённые более чем на 200 морских миль от побережья и полностью окружённые экономической зоной одного или нескольких государств. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и других международных договорах этот термин не используется, но существование такого понятия признаётся в доктрине международного права. Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة‎) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность. Береговая охрана — специализированные военизированные службы ряда государств, предназначенные для контроля за соблюдением правового режима территориальных и внутренних вод, морской экономической зоны и континентального шельфа, находящегося под юрисдикцией государства, обеспечения безопасности плавания в территориальных водах, оказания помощи судам и летательным аппаратам, терпящим бедствие, разведки погоды, охраны рыболовства, а также борьбы с контрабандой. Блокадопрорыватель — корабль или торговое судно, осуществляющее преднамеренный вход в блокируемый район или выход из него в целях оказания военной или экономической помощи государству, подвергшемуся блокаде, либо в иных целях, нарушающих режим блокады. Американцы и англичане называют такие торговые корабли блокадными бегунами (англ. Blockade runners), так как с целью прорыва блокады использовались торговые суда с наибольшей скоростью своего времени. Привал судна — манёвр судна, суть которого заключается в подходе к причалу, к другому плавсредству или к берегу для осуществления каких-либо манипуляций с грузом, пассажирских операций или для выполнения специальных работ. Тара́н — разновидность вооружения корабля, предназначенная для боя на самой короткой дистанции и имеющая вид конструктивного элемента форштевня в виде массивного бивня (шпирона), предназначенного для поражения подводной части вражеского корабля для нанесения ему потопления. Также сам тактический приём использования данного оружия в бою. Операция «Атрина» — военная операция, проведенная ВМФ СССР в 1987 году. Состояла в скрытном (в обход прежних маршрутов выхода) развертывании 33-ей дивизии АПЛ Северного Флота в Атлантическом океане с целью вскрытия районов патрулирования ПЛАРБ США. Операцию отличал чрезвычайно высокий уровень секретности. При разработке плана был учтён опыт предыдущей подобной операции — Апорт, произведённой в 1985 году. Аванпорт (фр. avant-port): * внешняя часть порта, защищённая от волнения естественными (мыс, коса) или искусственными (молы, волноломы) укрытиями; МШМ — морская шельфовая реактивно-всплывающая широкополосная мина для активных скрытных и оборонительных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок или с надводных кораблей. Береговая авиация военно-морского флота — группа родов морской авиации (авиации военно-морских сил государства), базирующаяся только на стационарных сухопутных аэродромах, и не предназначена для полётов с палубы корабля, хотя работающая исключительно в интересах ВМФ и подчинена ВМФ. К такой авиации однозначно относятся тяжёлые самолёты, бомбардировщики, ракетоносцы, транспортные и т.п. Флот открытого моря (нем. Hochseeflotte) — основной военный флот германских кайзеровских ВМС в ходе Первой мировой войны, который базировался в Вильгельмсхафене.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ - это... Что такое ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ?


ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ
- морские воды, при. мыкающие к сухопутной территории или внутренним водам данной страны, входящие в состав ее территории и находящиеся под ее суверенитетом. Морская конвенция, одобренная ООН в 1982 г., установила для прибрежных государств ширину прибрежной морской полосы в 12 морских миль. Ровно столько и составляет ширина Т.в. Российской Федерации. Режим Т.в. регулируется внутренним (национальным) законодательным и Конвенцией ООН 1982 г. по морскому праву. Ширина Т.в. отсчитывается от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах. Для определения этой линии возможно тж. использование метода прямых исходных линий, который может применяться в местах, где линия берега глубоко изрезана и извилиста или где вдоль берега в непосредственной близости лежит цепь островов. Т.в. государства-архипелага начинаются за пределами его архипелажных вод. Ширина Т.в. определяется прибрежным (или архипелажным) государством самостоятельно, но с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Прибрежное государство (государство-архипелаг) осуществляет полный суверенитет над Т.в., а тж. над воздушным пространством над ними и над морским дном и его недрами подними. Т.в. отдельных принадлежащих какому-либо государству островов, находящихся за пределами общей внешней границы его Т.в., определяются в соответствии с положениями разд. П Конвенции о территориальном море 1958 г. и ч. П и УШ Конвенции 1982 г. Порядок определения Т. в. государств-архипелагов предусмотрен ч. IV Конвенции 1982 г. Обе упомянутые конвенции предусматривают право мирного прохода морских судов всех флагов через Т.в. любого государства.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ ПРИНЦИП
  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

Смотреть что такое "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ" в других словарях:

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (Territorial waters) вся часть моря, на которую распространяется юрисдикция данного государства, называется территориальными водами, а сама граница воды границей Т. В. По международному праву обычно юрисдикция государства распространяется на три… …   Морской словарь

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (territorial waters) Часть моря, омывающего берега страны, на которую, согласно международному праву, распространяется юрисдикция этой страны. Исторически территориальными водами считались воды шириной три мили от побережья, что практически было… …   Словарь бизнес-терминов

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ, в международном праве морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства. Входят в состав территории государства и находятся под его суверенитетом (осуществляет в территориальных водах… …   Современная энциклопедия

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (территориальное море) морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод Российской Федерации 12 морских миль.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Территориальные воды — (территориальное море) морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод Российской Федерации 12 морских миль.… …   Политология. Словарь.

  • территориальные воды — Морские воды, а также морское дно под ними и прилегающее воздушное пространство, примыкающие к побережью или внутренним водам государства и составляющие часть его территории, которая находится под его суверинитетом. → Рис. 326 …   Словарь по географии

  • Территориальные воды — ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ, в международном праве морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства. Входят в состав территории государства и находятся под его суверенитетом (осуществляет в территориальных водах… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам данной страны, входящие в состав ее территории и находящиеся под ее суверенитетом. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила для прибрежных государств ширину… …   Юридическая энциклопедия

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — см. Территориальное море …   Юридический словарь

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (англ. territorial waters) морская акватория, прилегающая к побережью или внутренним водам страны и составляющая часть государственной территории, над которой действует суверенитет прибрежного государства. Отсчет ведется тремя способами: а) от… …   Экономический словарь

  • территориальные воды — полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу или островам, находящимся под суверенитетом прибрежного государства, и составляющая часть его территории. Ширина территориальных вод, как правило, не более 12 морских миль. Режим… …   Морской биографический словарь

Книги

  • Код Альтмана, Роберт Ладлэм, Гейл Линдс. Спящего Будду не разбудили грохотавшие в ночи автоматные очереди. Величественный каменный бог, возлежавший высоко в горах над суетой бренного мира, равнодушно взирал на происходящее. А ведь… Подробнее  Купить за 530 руб
  • Кодекс `Альтмана`, Роберт Ладлэм. Спящего Будду не разбудили грохотавшие в ночи автоматные очереди. Величественный каменный бог, возлежавший высоко в горах над суетой бренного мира, равнодушно взирал на происходящее. А ведь… Подробнее  Купить за 450 грн (только Украина)
  • Достать Америку. Сражения холодной войны, Дмитрий Литинский. Сразу после победы в 1945 году "линия фронта" между недавними союзниками пролегла через секретные конструкторские бюро, секретные службы, корпуса огромных заводов; разделила нейтральные и… Подробнее  Купить за 180 руб
Другие книги по запросу «ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ» >>

Мировой океан — Википедия

Мирово́й океа́н — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70,8 % земной поверхности.

Континенты и большие архипелаги разделяют мировой океан на четыре большие части (океаны):

В 2000 году Международная гидрографическая организация выделила пятый:

Большие регионы океанов известны как моря, заливы, проливы и т. п. Учение о земных океанах называется океанологией.

Пангея, окружённая суперокеаном Панталасса

Происхождение Мирового океана является предметом идущих уже сотни лет споров.

Считается, что в архее океан был горячим. Благодаря высокому парциональному давлению углекислого газа в атмосфере, достигавшему 5 бар, его воды были насыщены угольной кислотой Н2СО3 и характеризовались кислой реакцией (pH ≈ 3—5). В этой воде было растворено большое количество различных металлов, в особенности железа в форме хлорида FeCl2.

Деятельность фотосинтезирующих бактерий привела к появлению в атмосфере кислорода. Он поглощался океаном и расходовался на окисление растворённого в воде железа.

Существует гипотеза, что начиная с силурийского периода палеозоя и вплоть до мезозоя суперконтинент Пангею окружал древний океан Панталасса, который покрывал около половины земного шара.

Первыми исследователями океана были мореплаватели. Во время эпохи географических открытий были изучены очертания континентов, океанов и островов. Путешествие Фернана Магеллана (1519—1522) и последующие экспедиции Джеймса Кука (1768—1780) позволили европейцам получить представление об огромных водных пространствах, окружающих материки нашей планеты, и в общих чертах определить очертания континентов. Были созданы первые карты мира. В XVII и XVIII веках очертания береговой линии были детализированы, и карта мира приобрела современный вид. Однако глубины океана были изучены очень слабо. В середине XVII столетия нидерландский географ Бернхард Варен предложил употреблять по отношению к водным пространствам Земли термин «Мировой океан».

Вплоть до XIX века даже великие океанские путешественники не знали глубины океана в проплываемых местах[1]. Во время британской антарктической экспедиции 1830-х—1840-х гг. Джеймс Росс впервые придумал способ измерения океанских глубин, используя изменение скорости вытравливания лотлиня по достижении грузом дна в обычном лоте. В 1854 году появился лот Брука с отделяющимся грузом, которым в это же десятилетие Берриман (Otway H. Berryman) на судне Arctic и Дейман (Joseph Dayman) на судне Cyclops и судне Gorgon провели первые систематические измерения океанских глубин для первого трансатлантического телеграфного кабеля, что позволило М. Ф. Мори составить первую батиметрическую карту северной атлантики[2].

22 декабря 1872 года из английского порта Портсмута вышел парусно-паровой корвет «Челленджер», специально оборудованный для участия в первой океанографической экспедиции[3].

Современную концепцию Мирового океана составил в начале XX века российский и советский географ, океанограф и картограф Юлий Михайлович Шокальский (1856—1940). Он впервые ввёл в науку понятие «Мировой океан», считая все океаны — Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий — частями Мирового океана.

Во второй половине XX века началось интенсивное изучение глубин океана. Методом эхолокации были составлены детальные карты глубин океана, были открыты основные формы рельефа океанического дна. Эти данные, объединённые с результатами геофизических и геологических исследований, привели в конце 1960-х годов к созданию теории тектоники плит — современной геологической теории о движении литосферы. Для изучения строения океанической коры была организована международная программа по бурению океанического дна. Одним из основных результатов программы стало подтверждение теории.

Методы исследования[править | править код]

  • Исследования Мирового океана в XX веке активно велись на научно-исследовательских судах. Они совершали регулярные рейсы в определённые районы океанов. Большой вклад в науку внесли исследования на таких отечественных судах, как «Витязь», «Академик Курчатов», «Академик Мстислав Келдыш». Проводились крупные международные научные эксперименты в океане — «Полигон-70», МОДЕ-I, ПОЛИМОДЕ.
  • При исследовании использовались глубоководные обитаемые аппараты, такие как «Пайсис», «Мир», «Триест». На исследовательском батискафе «Триест» в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианский жёлоб. Одним из важнейших научных результатов погружения стало обнаружение высокоорганизованной жизни на таких глубинах.
  • В конце 1970-х годов были запущены первые специализированные океанографические спутники (SEASAT — в США, «Космос-1076» — в СССР).
  • 12 апреля 2007 года для исследования окраски и температуры океана был запущен китайский спутник «Хайян-1B» («Ocean 1B»)[4].
  • В 2006 году спутник НАСА Jason-2 начал участвовать в международном океанографическом проекте Ocean Surface Topography Mission (OSTM) для исследования циркуляции Мирового океана и колебаний уровня Мирового океана[5].
  • К июлю 2009 года в Канаде построен один из самых больших научных комплексов для исследования Мирового океана[6].

Научные организации[править | править код]

Музеи и океанариумы[править | править код]

В России есть несколько океанариумов: Владивостокский океанариум, Мурманский океанариум, океанариум Санкт-Петербурга, Геленджикский океанариум, «Морская звезда» в Лазаревском, «Акулий риф» в Ейске, Сочинский океанариум, Воронежский океанариум, Московский океанариум на Дмитровском шоссе, Краснодарский океанариум, Казанский океанариум.

Основные морфологические характеристики океанов
(по данным «Атласа океанов». 1980 год)[7]
Океаны Площадь
водной
поверхности,
млн км²
Объём,
млн км³
Средняя
глубина,
м
Наибольшая
глубина,
м
Атлантический 91,66 329,66 3597 жёлоб Пуэрто-Рико (8742)
Индийский 76,17 282,65 3711 Яванская впадина (7209)
Северный Ледовитый 14,75 18,07 1225 Гренландское море (5527)
Тихий 178,68 710,36 3976 Марианский жёлоб (11 022)
Мировой 361,26 1340,74 3711 11 022

На сегодняшний день существует несколько взглядов на деление Мирового океана, учитывающих гидрофизические и климатические особенности, характеристики воды, биологические и другие факторы. Уже в XVIII—XIX веках существовало несколько таких версий. Мальте-Брён, Конрад Мальте-Брён и Флерье, Шарль де Флерье выделили два океана. Деление на три части предложили, в частности, Филипп Бюаш и Генрих Стенффенс. Итальянский географ Адриано Бальби (1782—1848) выделил в Мировом океане четыре региона: Атлантический океан, Северное и Южное Ледовитые моря и Великий океан, частью которого стал современный Индийский (такое деление было следствием невозможности определения точной границы между Индийским и Тихим океанами и сходством зоогеографических условий этих регионов). Сегодня нередко говорят об Индо-Тихоокеанском регионе — расположенной в тропической сфере зоогеографической зоне, в состав которой входят тропические части Индийского и Тихого океанов, а также Красное море. Граница региона проходит вдоль берегов Африки до мыса Игольного, позже — от Жёлтого моря к северным берегам Новой Зеландии, и от Южной Калифорнии к Южному тропику.

Международное гидрогеографическое бюро в 1953 году разработало новое деление Мирового океана: именно тогда были окончательно выделены Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский и Тихий океаны.

В России обычно не принято выделять Южный Ледовитый океан, однако в 2000 году Международный гидрографический союз принял разделение на пять океанов — Атлантический, Индийский, Тихий, Южный и Северный Ледовитый. Аргументы в пользу такого решения следующие: в южной части Атлантического, Индийского и Тихого океанов границы между ними весьма условны, в то же время воды, прилегающие к Антарктиде, имеют свою специфику, а также объединены Антарктическим циркумполярным течением.

Среднегодовая температура поверхности Мирового океана

Общие физико-географические сведения[8]:

Глубочайшей точкой океана является Марианский жёлоб, находящийся в Тихом океане вблизи Северных Марианских островов. Его максимальная глубина — 11 022 м. Она была исследована в 1951 году британской подводной лодкой «Челленджер II», в честь которой самая глубокая часть впадины получила название «Бездна Челленджера».

Воды Мирового океана[править | править код]

Воды Мирового океана составляют основную часть гидросферы Земли — океаносферу. Объём пресных вод, поступающих в океан с речным стоком и осадками, не превышает 0,5 миллиона кубических километров, что соответствует слою воды на поверхности океана толщиной около 1,25 м. Это обуславливает постоянство солевого состава вод океана и незначительные изменения их плотности. Единство океана как водной массы обеспечивается её непрерывным движением как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. В океане, как и в атмосфере, нет резких природных границ, все они более или менее постепенны. Здесь осуществляется глобальный механизм трансформации энергии и обмена веществ, который поддерживается неравномерным нагревом солнечной радиацией поверхностных вод и атмосферы.

Рельеф дна[править | править код]

Отклонения геоида (EGM96) от идеализированной фигуры Земли (эллипсоида WGS 84). Видно, что поверхность Мирового океана на самом деле не всюду гладкая, например, на севере Индийского океана — понижена примерно на 100 метров, а на западе Тихого — поднята примерно на 70 метров.

Систематическое изучение дна мирового океана началось с появлением эхолота. Большая часть дна океанов представляет собой ровные поверхности, так называемые абиссальные равнины. Их средняя глубина — 5 км. В центральных частях всех океанов расположены линейные поднятия на 1—2 км — срединно-океанические хребты, которые связаны в единую сеть. Хребты разделены трансформными разломами на сегменты, проявляющиеся в рельефе низкими возвышенностями, перпендикулярными хребтам.

На абиссальных равнинах расположено множество одиночных гор, часть из которых выступает над поверхностью воды в виде островов. Большинство этих гор — потухшие или действующие вулканы. Под тяжестью горы океаническая кора прогибается и гора медленно погружается в воду. На ней образуется коралловый риф, который надстраивает вершину, в результате формируется кольцевидный коралловый остров — атолл.

Если окраина континента пассивная, то между ним и океаном расположен шельф — подводная часть континента, и континентальный склон, плавно переходящий в абиссальную равнину. Перед зонами субдукции, там, где океаническая кора погружается под континенты, расположены глубоководные желоба — самые глубокие части океанов.

Морские течения[править | править код]

Морские течения — перемещения больших масс океанской воды — оказывают серьёзное влияние на климат многих регионов мира.

Океан играет огромную роль в формировании климата Земли. Под действием солнечной радиации вода испаряется и переносится на континенты, где выпадает в виде различных атмосферных осадков. Морские течения переносят нагретые или охлаждённые воды в другие широты и в значительной мере ответственны за распределение тепла по планете.

Вода обладает огромной теплоёмкостью, поэтому температура океана меняется гораздо медленнее, чем температура воздуха или суши. Близкие к океану районы имеют меньшие суточные и сезонные колебания температуры.

Если факторы, вызывающие течения, постоянны, то образуется постоянное течение, а если они носят эпизодический характер, то формируется кратковременное, случайное течение. По преобладающему направлению течения делятся на меридиональные, несущие свои воды на север или на юг, и зональные, распространяющиеся широтно. Течения, температура воды в которых выше средней температуры для тех же широт, называют тёплыми, ниже — холодными, а течения, имеющие ту же температуру, что и окружающие его воды, — нейтральными.

На направление течений в Мировом океане оказывает влияние отклоняющая сила, вызванная вращением Земли, — сила Кориолиса. В Северном полушарии она отклоняет течения вправо, а в Южном — влево. Скорость течений в среднем не превышает 10 метров в секунду, а в глубину они распространяются не более чем на 300 метров.

Океан является средой обитания для множества форм жизни; в их числе:

Уменьшение концентрации озона в стратосфере над антарктическими водами приводит к меньшему поглощению океаном углекислого газа[10], что угрожает кальциевым раковинам и экзоскелетам моллюсков, ракообразным и др.

Океаны имеют громадное транспортное значение: огромное количество грузов перевозится судами между мировыми морскими портами. По цене перевозки единицы груза, на единицу расстояния, морской транспорт один из самых дешёвых, но далеко не самый быстрый. Для сокращения протяжённости морских путей построены каналы, важнейшие из которых включают Панамский и Суэцкий.

  1. ↑ Шокальский, 1959, с. 81.
  2. ↑ Шокальский, 1959, с. 82—84.
  3. ↑ Происхождение и развитие океана / Богданов Ю. А., Каплин П. А., Николаев С. Д.. — М.: Мысль, 1978. — С. 10. — 160 с.
  4. ↑ Китай начал эксплуатацию нового спутника для исследований океана (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 9 августа 2009. Архивировано 1 декабря 2008 года.
  5. ↑ Для GPS-мониторинга океана готовят новый спутник (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 мая 2019. Архивировано 27 марта 2015 года.
  6. ↑ В Канаде построена крупнейшая в мире подводная лаборатория (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 6 августа 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  7. ↑ Атлас океанов. Термины, понятия, справочные таблицы.— М.: ГУНК МО СССР, 1980. С. 84—85
  8. ↑ Неорганическая биохимия. — Наука, 1985.
  9. ↑ Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, 1974. — Т. 18. — С. 328.
  10. ↑ Озоновые дыры мешают океану поглощать углекислоту
Экспедиции и открытия
  • За тайнами Нептуна / Науч. ред. и послесл. А. А. Аксёнова. — М.: Мысль, 1976. — 399 с. — (XX век: Путешествия. Открытия. Исследования).
Океанология
  • Вегенер А. Происхождение континентов и океанов / Пер. с нем. П. Г. Каминского под ред. П. Н. Кропоткина. — Л.: Наука, 1984. — 285 с.
  • Степанов В. Н. Океаносфера. — М.: Мысль, 1983. — 270 с.
  • Шамраев Ю. И., Шишкина Л. А. Океанология. — Л.: Гидрометеоиздат, 1980. — 382 с.
  • Гусев А. М. Основы океанологии. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 246 с.
  • Гусев А. М. Антарктида. Океан и атмосфера. — М.: Просвещение, 1983. — 151 с.
  • Перрен Ж., Клуазо Ж. Океаны / Пер. с фр. — М.: Летний сад, 2011. — 320 с., ил., 400 экз., ISBN 978-5-98856-126-2
  • Шокальский Ю. М. Океанография. — 2-е изд. — Л.: Гидрометеорологическое издательство, 1959. — 5000 экз.
Ресурсы
  • Моисеев П. А. Биологические ресурсы Мирового океана. — 2-е изд. — М.: Агропромиздат, 1989. — 366 с. — ISBN 5-10-000265-4.
  • Захаров Л. А. Введение в промысловую океанологию. — Калининград, 1998. — 83 с.
Общая информация

Смотрите также

Описание: